Апгрейд мозга. Биоулучшения: почему апгрейд мозга сделает нас менее человечными. Анализ проблемы общения

%0AWarning :%20Missing%20argument%201%20for%20wp_get_attachment_image_src(),%20called%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-content/themes/ab-inspiration/single.php%20on%20line%2040%20and%20defined%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-includes/media.php %20on%20line%20751
%0A">

(Что делать для модернизации мозга)


Сегодня поток информации, обрушивающийся на человека, грандиозен. И с каждым следующим днем он все увеличивается и увеличивается. Сможет ли наш мозг выдержать подобный натиск или мы обречены на прием специальных «умных таблеток», стимулирующих его работу, улучшающих память, внимание и работоспособность?

Эпидемия «умных таблеток» уже захлестнула Америку, к Европе и России она только подбирается. Но многие эксперты уже бьют тревогу, потому что влияние этих таблеток на организм человека и тем более на его будущее потомство изучено недостаточно. Впрочем, и сам человеческий мозг до сих пор остается самым непостижимым и загадочным явлением во Вселенной…Человеческий мозг – уникальное творение. Его размер – большая эволюционная удача для появления интеллекта. Если бы наш мозг был на 20-30% больше, то увеличилось бы расстояние между разными его частями. Это не позволило бы производить сложные вычисления. Уменьшение его размеров также пагубно отразилось бы на интеллекте.

Наш мозг способен на многое. Главная его особенность – это пластичность. является самым пластичным органом нашего организма. Главным принципом работы мозга является адаптация через обучение и формирование связей внутренних и внешних переменных. Очень часто он просто творит чудеса: люди восстанавливаются после тяжелейших инсультов, черепно-мозговых травм или операций на мозге.

Сегодня доказано, что возможности памяти и разума практически безграничны. Последние научные работы в области изучения мозга доказывают это, тем самым опровергая утверждения, что с возрастом когнитивная функция мозга ослабевает.

В 2005 г. в Нидерландах умерла 115-летняя Хендрике ван Андель-Шниппер. Исследование ее мозга не выявило никаких патологий. В 112-113 лет она проходила многочисленные тестирования, которые показали, что интеллектуальные и психофизические способности этой женщины были выше, чем у среднего здорового человека 60-75 лет, не было у нее проблем, с памятью и вниманием. Хендрике ван Андель-Шниппер вела активный образ жизни, интересовалась тем, что происходит в мире, включая политику и спорт, до 105 лет она жила без посторонней помощи и только потом переехала в дом престарелых из-за ухудшения зрения.

Какие же факторы способствуют сохранению нормальной функциональности мозга на протяжении всей жизни? Может быть для этого необходимы «умные таблетки»?

Оказывается, особых секретов здесь нет. Для того, чтобы мозг работал хорошо и долго, необходимы физические упражнения, интеллектуальная деятельность и правильное питание.

Все мы знаем, что тренировка мышц делает их упругими и сильными. Недавно ученые установили прямую зависимость тренировок тела с тонусом мозга. Утренняя зарядка, пробежка, бассейн по выходным, занятия на тренажерах и т.д. и т.п. укрепляют не только наше тело, но и наш мозг. Чем активнее физически человек в молодости, тем меньше будет снижение его умственных способностей в старости. Мозг пожилого человека гораздо пластичнее, чем предполагали ученые, просто ему нужна постоянная тренировка, которая заключается не только в интеллектуальной деятельности, но и в обязательной физической активности.

Чтобы хорошо соображать и иметь надежную память, необходимо еще правильно питаться. Здесь важно все: и , и жиры, и белки и антиоксидантная активность ингредиентов пищи. Но самым важным элементом питания для мозга является глюкоза. Это топливо для мозга. Если вы не завтракаете перед работой (или ваш ребенок перед школой), то это становится причиной недостаточной умственной активности. Доказано, что умственные способности, в том числе память, зависят от уровня сахара в крови.

Наука более 40 лет изучает воздействие диеты на когнитивные функции мозга. За это время доказано, что питание имеет колоссальное влияние на мозг не только уже живущего человека, но и на мозг еще не родившегося.

Питайте свой мозг правильно, тренируйте сердечно-сосудистую систему. Это усилит обмен веществ в мозге и будет держать его в тонусе. Будьте социально и интеллектуально активны. И тогда вам не потребуются «умные таблетки» и апгрейд мозга , потому что он и так создан, чтобы жить долго и не стареть.

Декартово «мыслю, следовательно, существую» немало столетий было горячо обсуждаемой цитатой. Учёные то сходились, то расходились во мнении о верности этих слов. Задуматься о том, что такая закономерность существует не только в прямом, но и в обратном значении, заставили последние исследования. На развитие головного мозга напрямую влияют наши занятия, образ жизни, физические нагрузки. Но как в суете будних дней выкроить для себя время на улучшение работы мозга? Вот несколько действенных научно обоснованных способов.

Ставить перед собой новые задачи

Национальный институт ментального здоровья более тридцати лет исследовал , как различная деятельность стимулирует когнитивные функции. Было выявлено, что люди, которые выполняют разноплановые задачи, создают новые решения и подходы, имеют большое число социальных связей, отлично справляются с когнитивными тестами. Результаты специалистов, деятельность которых связана с монотонной рутиной, оказались значительно ниже.

Любой человек может поставить для себя принципиально новую задачу. Она не обязательно должна быть сложной, главное - нестандартной для него.

Например, можно заняться сборкой больших пазлов, вышиванием или решением задач по физике из школьного курса.

Так, в Гамбурге был проведён любопытный эксперимент. Группа молодых людей начала заниматься жонглированием, и через несколько дней у всех был обнаружено увеличение доли серого вещества. Но через некоторое время после того, как они бросили новое хобби, всё вернулось на свои места. Поэтому здесь важна непрерывность: каждый раз открывать для себя что-то новое и постоянно стимулировать мозг.

Учиться, учиться, учиться

До недавнего времени считалось, что клетки мозга не восстанавливаются. Также считалось, что каждый участок мозга отвечает за конкретную область задач. Сейчас же утверждение о клетках опровергнуто, а рамки ответственности размыты. Причиной тому стали труды французского нейрохирурга Поля Брока. Его исследования показали, что мозг очень пластичен и способен создавать новые нейронные связи.

На фоне этого утверждения было поставлено немало экспериментов . Так, в Калифорнии от обезьян требовали выполнять действия одним пальцем. После чего на снимках до и после занятий наблюдался прирост нейронных связей.

Также было выявлено, что пациенты с дислексией (специфическим расстройством чтения) улучшают свои способности после продолжительных занятий по распознаванию звуков. Ответственная за эту способность часть мозга становилась больше и активней.

Важно и то, что человеческий мозг способен перенести навыки из «нерабочей» области в «рабочую». Таких результатов достигали люди, которые после инсульта утратили работоспособность части этого органа, но непрерывно его тренировали. Всё это и есть рождение нейронных связей - нейрогенез.

О живости ума людей, которые всю жизнь занимаются научной деятельностью, не стоит и говорить. Поэтому вывод напрашивается сам собой: нейроны, как и мышцы, нуждаются в постоянной тренировке.

Есть резон убить одним выстрелом двух зайцев: учиться не только для увеличения нейронных связей, но и с прямой пользой для жизни. Можно пройти курс «Развитие феноменальной памяти» . Упражнения для развития памяти полезны и как тренировка, и как получение нужного навыка. Можно начать легко запоминать все номера мобильного, большие объемы информации и быстро учить иностранные слова.

Заниматься музыкой

Неврологи доказали , что во время игры на музыкальных инструментах мозг человека «зажигается» - его участки активируются и находятся в непрерывной работе долгое время.

Любопытно, что ученые из Канзаса выявили: IQ профессиональных музыкантов не снижается даже в старости.

Неслучайно родители часто отдают своих детей заниматься в музыкальную школу. Студенты и школьники, которые умеют играть на скрипке, показывают лучшие результаты в обучении, чем другие их сверстники.

Если душа лежит и есть свободное время, то почему бы не уделить его музыке? Взять в руки классическую гитару или начать играть на укулеле - в сети есть немало видеоуроков для детей и взрослых, которые помогают легко и быстро осваивать музыкальные инструменты.

Устроить себе голодовку

Физиолог из Гарварда Ричард Джоулл выявил, что даже при правильном питании редкое употребление быстрых углеводов ускоряет запоминание сложной информации и стимулируют мозг. Однако есть способ думать лучше без вреда для здоровья. Речь идет о правильной голодовке.

Также этому способствует увеличение интервалов между приемами пищи. Такой эксперимент не требует дополнительных временных и денежных затрат, но подходить к переменам в своём питании следует очень аккуратно.

Составить конспект

Существует любопытный способ , испытанный студентами кафедры теоретической физики, которые два месяца вели конспекты особым образом.

Конспект составляется так:

  • Нужно вдумчиво прочитать текст два раза.
  • Дословно переписать его, имея перед собой оригинал.
  • Перечитать написанное.
  • Резюмировать полученную информацию, не заглядывая в пример.
  • После прочтения своего резюме написать весь текст самостоятельно.

Способ полезен не только тем, что заставляет мозг находиться в непрерывной работе: чтение, запоминание, воспроизведение, структурирование. Дело в том, что нервные окончания на пальцах рук влияют на мнемонические способности. Работая карандашом или ручкой, человек неизбежно тренирует их.

Как говорил Альбер Камю, мыслитель движется вперёд, лишь если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными. Не бойтесь попробовать все способы, даже если вам кажется, что они вам не подходят.

Профессор истории и автор книги Make Way for the Superhumans Майкл Босс рассказывает, чем биоулучшения опасны для человечества, почему не стоит оценивать человека по его физической силе, эффективности или уровню интеллекта, как развитие биотехнологий может привести к нивелированию внутренней ценности и достоинства личности и почему так важно вырабатывать собственную философию жизни, способную противостоять дегуманизации общества.

Вероятно, в течение жизни поколения сегодняшних детей биоулучшения станут неотъемлемой частью человеческого общества. Индивидуально подобранные фармацевтические препараты позволят нам модифицировать наши тела и умы мощными и эффективными способами, с минимальными побочными эффектами. Новые нейрокомпьютерные интерфейсы дадут нам возможность улучшить память и мышление, расширить диапазон чувств и дадут прямой контроль над полуразумными гаджетами. Генетическая и эпигенетическая модификации позволят изменять внешний вид, улучшать физические способности, а также контролировать эмоции, влиять на творческие способности и социальные навыки.

Вызывает ли у вас тревогу такое будущее? Одним из наиболее коварных последствий такого рода саморедактирования является размывание границ между человеком и продуктами его деятельности. Биоулучшения — это продукты, требующие развития техники, химической промышленности, непрерывной разработки новых технологий, которые, в свою очередь, быстро устаревают и нуждаются в постоянном обновлении. Основные мотивы деятельности человека сместятся с внутренних и возвышенных целей на желание не проиграть в гонке за химически улучшенной версией самого себя. Вероятнее всего, большинство из этих препаратов появятся в свободной продаже. Некоторые из них будут лучше и дороже, другие дешевле и менее эффективны. Часть из них — наподобие машин или украшений – станет показателем социального статуса.

Однако нам необходимо быть осторожными с использованием такого рода «продуктов», поскольку они изменяют ключевые аспекты индивидуальности человека. Сами того не осознавая, мы впадаем в инструментальный способ мышления, который сводит человека к сумме его измененных или неизмененных черт. Мы можем упустить из вида внутреннюю ценность и достоинство человека и начать сравнивать людей, как если бы они были подержанными автомобилями на стоянке.

Проблема дегуманизации общества не нова, историческими подтверждениями служат войны, колонизация и рабство. Однако современные реалии ведут нас к новому виду дегуманизации. Общество потребления, сформированное в результате свободного капитализма, испытывает давление, градус которого поднимают маркетинговые агентства, реклама, развлечения и социальные медиа. Их цель пробудить в нас стремление быть худее, лучше, умнее, круче — другими словами, активировать в нас потребительский интерес. Они вынуждают нас постоянно находиться в состоянии недовольства тем, что мы имеем и кем мы являемся, во имя развития машины капитализма.

Если рассматривать появление возможностей для биологических улучшений под таким ракурсом, то прогресс в этой области не может не вызывать опасений. Тенденции по становлению общества менее человечным усугубятся в разы. У многих людей сформируется небрежное и потребительское отношение к достижениям науки и техники, что позволит в обыденной жизни рассуждать о «получении обновления» или «выборе улучшенной модели» себя.

Любой, кто свободно рассуждает таким образом, пересекает невидимую, но критически важную линию. Он рассматривает людей как предметы потребления, которые можно оценить, измерить и обменять. С этой точки зрения человечество становится своего рода «платформой» — сродни программному обеспечению или операционной системе, производительность которой может быть повышена, настроена и проконтролирована. Ключевые черты личности становятся «функциями»; таланты и способности становятся «активами»; сомнения и неудачи становятся «пассивами». Борьба с тенденцией к дегуманизации и разработка эффективных культурных инструментов для возвращения человеку его человеческих качеств станет одной из самых важных моральных проблем нашего времени.

Что можем сделать именно мы? Во-первых, нам необходимо выработать личную философию, защищающую человеческое достоинство. Нам следует избегать такого образа мышления, который сводит человека к простому набору черт или достижений. Мы должны помнить, что наши личностные качества и индивидуальность важнее материальных успехов. Нам необходимо сопротивляться идее оценивать человека по его физической силе, эффективности или уровню интеллекта и обращать внимание на действительно ценное — на личность в целом. Человек — это не совокупность определенных свойств и качеств, человек — это сложноорганизованное целое.

Во-вторых, все усовершенствования должны подвергаться критике. Чем больше в повседневной жизни используется механических устройств, тем труднее представить себе жизнь без них. Уже сейчас мы осознаем, что стали менее внимательными и эмоциональными из-за постоянного использования смартфона, но это осознание не ведет к тому, что мы начинаем пользоваться телефоном меньше. После того, как сложные химические и биоэнергетические материалы станут частью нашего тела, они проникнут во внутренние процессы и это значительно усложнит наши попытки проанализировать преимущества и недостатки их использования.

Другими словами, несмотря на то, что достаточно сложно вообразить реальность, в которой будут отсутствовать самые привычные нам гаджеты и исчезнут привычки, связанные с их использованием, необходимо попытаться провести этот мыслительный эксперимент, чтобы понять границы своего «я», своей индивидуальности.

Наконец, следует выбрать своей основной целью ориентацию на личное счастье — вместо конкуренции или достижения успеха. Сталкиваясь с желанием изменить себя, необходимо сперва ответить на несколько вопросов: «Что я смогу делать такого, чего не мог раньше, когда не имел особых модификаций?», а также «Как эти новые способности помогут мне улучшить качество моей жизни?». Некоторые могут подумать, что это слишком романтическая точка зрения, однако она имеет разумные основания. Если сфокусироваться на действительно важных вещах и подумать о том, что могло бы улучшить общий уровень качества жизни, то мы сможем оценить плюсы и минусы жизни в обществе, которое лишится уникальных индивидов и наполнится модифицированными людьми. Возможно, ответы на эти вопросы заставят вас задуматься о необходимости сохранения человеческой природы: какие занятия я считаю наиболее удовлетворяющими мои потребности? Каких друзей и какие отношения с ними я хочу иметь? Какую работу я считаю наиболее значимой? Как много времени в своей жизни я уделяю для себя лично, чтобы побыть в одиночестве и тишине?

Человек – это не просто биологическое существо, для которого природа и материальные продукты, произведенные им самим, необходимы лишь для удовлетворения потребностей. Человек — это нечто намного большее. Поэтому важно помнить, что продукты прогресса науки и техники становятся частью того, кто мы есть, и нужно быть осторожными с тем, что мы используем и как мы это делаем. Размытость границы между человеком и продуктом его деятельности уже является широко распространенным явлением и, в некотором роде, неотъемлемой чертой современного общества. Но появление биоулучшений выводит это явление на новый уровень. Если мы собираемся противостоять этой тенденции, то мы должны уже сегодня начать задавать жесткие вопросы о себе и своих истинных стремлениях. Не биомодификации тела, а именно сохранение человеческой природы и развитие индивидуальности является реальным улучшением общества.

Возможности человеческого мозга, как известно, используются далеко не «на всю катушку» – процентов на 5–10. Над их увеличением учёные разных стран бьются не один десяток лет. И лишь с появлением информационных технологий развитие когнитивных способностей человека стало практически осуществимым и широкодоступным. Но если в США «брейн-фитнес» – это целая индустрия с более чем 10-летней историей, то в России всё только начинается.

«Детоксикация» разума

Идея освоения и продвижения технологий повышения работоспособности мозга так зацепила Сергея Белана , что он оставил службу в стабильном банке и запустил на личные сбережения проект «Викиум ». Почти за два года его основателю вместе с единомышленниками удалось превратить стартап в динамично развивающуюся компанию, создать новую рыночную нишу в сфере когнитивных технологий, в которой у него пока нет конкурентов ни в России, ни в СНГ.

«Наши методики опираются на научные разработки по когнитивным тренировкам функций мозга Центра тестирования при МГУ имени М.В. Ломоносова «Гуманитарные технологии», которые подстраиваются под уровень развития конкретного человека, – говорит Сергей Белан. – За основу взяты такие известные в мире наработки, как тест Эриксона , эффект Струпа , таблицы Шульте , но они интерпретированы в онлайн-тренажёры, доступные практически каждому. Начинать ими пользоваться можно с шести лет».

Затем команда проекта начала создавать и запускать в онлайн свои тренажёры, которые тут же тестировались. Сначала на выборке из 3–5 тысяч человек проверялось, насколько улучшается или не улучшается внимание, память в том или ином развивающем блоке. Со временем выборка увеличилась до 20–30 тысяч пользователей. Отношение к результатам апробации весьма критическое – порядка тридцати тренажёров, по словам Сергея Белана, «так и остались лежать на полке».

Общественное благо и бизнес

Проект «Викиум» имеет социальный характер – и не только потому, что тестирование и первоначальный доступ к разным тренажёрам предоставляются бесплатно, а оплата занятий по силам даже студентам – порядка 900 рублей за полгода. «Викиум» помогает развивать умственные способности воспитанников детских домов – разумеется, безвозмездно. Белан убеждён, что

один из главных и пока незадействованных резервов России – мыслительная, творческая активность граждан.

Её «пробуждение» – задача общественно значимая, и для Сергея Белана она приоритетная. А зарабатывать деньги можно на растущем обороте компании.

Конечно, для развития нужны инвестиции. Первые сторонние деньги – 1,5 миллиона рублей – пришли в виде инвестиций Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Вскоре инвестиционные предложения последовали и от других фондов, но к их отбору основатель «Викиума» подходит весьма тщательно – для него важно, чтобы новые вливания не переориентировали проект в сторону одних лишь продаж и «выжимки» прибыли любой ценой.

От игровых тренажёров – до дорожной карты НТИ NeuroNet

За два неполных года с момента создания компании, точнее, за год активного присутствия на рынке число пользователей онлайн-тренажёрами достигло 140 тысяч человек.

Особенность разработок «Викиум» – в алгоритме подбора тренажёров для решения разных задач, стоящих перед пользователем.

Например, для развития логического мышления не нужно использовать 5 тренажёров подряд, достаточно сначала улучшить восприятие, дав разминку на внимание, затем – на память, а уж потом собственно на логику.

Программное обеспечение, которое создавшие его сотрудники компании называют «роботом», запоминает достигнутый человеком результат, анализирует, какие функции мозга лидируют, а какие отстают по сравнению со средним уровнем в той или иной возрастной категории, еженедельно пересчитывает данные, корректируя или усложняя последующие задания. Для обработки и хранения большого массива информации используется мощный «облачный» сервер, полученный осенью 2014 года по гранту от Microsoft.

Интересные технологические решения и успешный предпринимательский опыт компании «Викиум» заинтересовали экспертов организованного АСИ Форсайт-флота – 2015, которые обсуждали перспективные рынки, включая рынок нейротехнологий, в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Включившись в разработку дорожной карты NeuroNet, Сергей Белан надеется, что это не помешает его проекту. Он планирует открыть не только офлайн-центры для занятий с индивидуальным тренером, но и лабораторию по изучению и развитию когнитивных способностей человека. А также довести к 2018 году количество пользователей игровыми тренажёрами до 8 миллионов человек.

Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы.

Мистика и материализм

Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения.

Карта мозга

К вопросу изучения мозга Бехтерев подошел с энтузиазмом, присущим первооткрывателям эпохи Великих географических открытий. В те времена мозг и был настоящей Terra Incognita. На основании ряда экспериментов Бехтерев создал метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток. Тысячи тончайших пластов замороженного мозга поочередно крепились под стеклышком микроскопа, и с них делались детальные зарисовки, по которым создавали «атлас головного мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев».

Парапсихология

В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха.

Анализ проблемы общения

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте В. М. Бехтерева. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, - писал он, - не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе
подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения". Бехтерев был одним из первых ученых всерьез занимавшихся психологией коллективного человека и психологией толпы.

Детская психология

Неутомимый ученый задействовал в экспериментах даже своих детей. Именно благодаря его любопытству современные ученые владеют знаниями о психологии, присущей младенческому периоду созревания человека. В своей статье "Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении" Бехтерев анализирует рисунки «девочки М», которая на самом деле является его пятым ребенком, любимой дочкой Машей. Однако интерес к рисункам вскоре угас, оставив приоткрытой дверь в неосвоенное поле информации, которое отныне были предоставлено последователям. Новое и неизведанное всегда отвлекало ученого от уже начатого и частично освоенного. Бехтерев открывал двери.

Опыты с животными

В. М. Бехтерев с помощью дрессировщика В.Л. Дурова провел порядка 1278 опытов мысленного внушения информации собакам. Из них 696 было признано удачными, и то, по словам экспериментаторов, исключительно из-за некорректно составленных заданий. Обработка материала показала, что «ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». Вот как описывал В.М. Бехтерев третий опыт, когда собака по кличке Пикки должна была вскочить на круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. «И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот».

Бессознательная телепатия

Бехтерев утверждал, что передача и чтение информации посредством мозга, эта удивительная способность, называемая телепатией, может реализовываться и без ведома внушающего и передающего. Многочисленные эксперименты по передаче мысли на расстоянии были восприняты двояко. Именно в результате последних экспериментов Бехтерев продолжил дальнейшую работу «под прицелом НКВД». Вызывавшие интерес Владимира Михайловича возможности внушения информации человеку были значительно серьезнее аналогичных опытов с животными и, по словам современников, трактовались многими как попытка создания психотронного оружия массового поражения.

Кстати...

Академик Бехтерев, как-то заметил, что великое счастье умереть, сохранив на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей. Остальные к старости превратятся в злых или наивных маразматиков и станут балластом на плечах собственных внуков и взрослых детей. 80% - это значительно больше, чем число тех, кому суждено заболеть раком, болезнью Паркинсона или слечь в старости от хрупкости костей. Чтобы войти в будущем в счастливые 20%, начинать важно уже сейчас.

С годами лениться начинают практически все. Мы много работаем в юности, чтобы отдохнуть в старости. Однако чем больше мы успокаиваемся и расслабляемся, тем больший вред приносим себе. Уровень запросов сводится к банальному набору: «вкусно поесть - вдоволь поспать». Интеллектуальная работа ограничивается разгадыванием кроссвордов. Возрастает уровень требований и претензий к жизни и к окружающим, давит груз прошлого. Раздражение от непонимания чего-то выливается в отторжение действительности. Страдает память и способности к мышлению. Постепенно человек отдаляется от мира реального, создавая свой, зачастую жестокий и враждебный, болезненный фантазийный мир.

Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами, приобретая всё больше и больше власти над человеком. То, что сейчас всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Более всего оно грозит тем, кто прожил жизнь, не меняя своих установок. Такие черты как чрезмерная принципиальность, упорство и консерватизм скорее приведут в старости к слабоумию, чем гибкость, способность быстро менять решения, эмоциональность. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Смотрите также:

Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что стоит заняться апгрейдом мозга.

1. Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других.

2. Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.

3. Вы часто произносите: «А вот раньше», то есть, вспоминаете и ностальгируете по старым временам.

4. Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам.

5. Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, и уже завтра забыть её начало.

6. Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.

7. Из двух фильмов - произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив - вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах.

8. Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.

9. Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день.

10. Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так - правильнее.

Рекмендации по развитию мозга

Заметьте, самыми светлыми людьми, до преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства. Им по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Они всё время держат руку на пульсе современной жизни, отслеживая модные тенденции и даже в чём-то опережая их. Такая «производственная необходимость» и есть гарантия счастливого разумного долголетия.

1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Можно пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Можно начать есть те продукты, которые раньше не ели, узнавать новые вкусы.

2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут всегда оставаться современным. Играйте с детьми, они вас могут научить многому, о чем вы даже не подозреваете.

3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?Оглянитесь вокруг, сколько нового и интересного происходит там, где вы живете.

4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты.

5. Учите иностранные языки, даже если не будете на них разговаривать. Необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.

6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу.

7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после - действительно спасает от слабоумия.

8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое - всё, о чем сможете вспомнить.