Лечение психотической депрессии. Психотическая депрессия: что нужно об этом знать. Психотическая депрессия: лечение

Взаимоотношения естественнонаучного и религиозно-нравственного взглядов на депрессию имеют давнюю историю и традиции. Уже в монастырский период развития психиатрии накапливался опыт, представляющий ценность и для нашего времени. Византийский религиозный подвижник, автор знаменитого трактата «Лествица, ведущая к небесам» Иоанн Лествичник (VI в.) описал «отчаянье» как одно из подстерегающих монаха опасностей. Говоря о двух видах отчаяния, происходящих от множества грехов и от гордости, он уже в то время различал расстройства духовного и «естественного» происхождения . В XIX в. религиозная меланхолия (melancholia religiosa) была описана W.Griesinger и включала в себя состояние душевной подавленности в сочетании с религиозным бредом тяжкого греха, страхом адских наказаний, проклятия богом . Другой формой меланхолии, связанной с религиозными переживаниями, по W.Griesinger, являлась «демономеланхолия», которая возникала на фоне углубляющегося страха и сопровождалась ощущениями присутствия бесов в различных частях тела. В последующем термины «религиозная меланхолия», «религиозное помешательство» упоминалось в руководствах С.С.Корсакова , В.П.Сербского . На имеющие пессимистический характер религиозные переживания обращали внимание не только психиатры, но и психологи. Основными характеристиками этих переживаний W.James считал то, что они вместо утешения приносят отчаяние, скрытый в них смысл представляется ужасным, а воздействующие на больного сверхъестественные силы воспринимаются как враждебные .

К.Шнайдер отметил три особенности психотических депрессий с религиозным бредом: 1) трансформацию ретроспективных припоминаний минимальных прегрешений в переживание тяжкой вины перед богом и неминуемое ожидание «заслуженного» наказания; 2) появление ранее не свойственной больным педантичной религиозной деятельности, не приводящей к минованию депрессии и успокоению; 3) утрату религиозной веры при психической анестезии (anaesthesia psychica dolorosa) .

Взаимоотношениям психопатологии и религии уделялось большое внимание в последних работах Д.Е.Мелехова . В ходе патографического исследования болезни Н.В.Гоголя, он отмечал: «В религиозных переживаниях Гоголя были, особенно в первых приступах и даже до 1848 года, элементы борьбы с болезнью, сопротивления, молитвенного призывания к помощи Божией и просьб к близким о помощи в борьбе с мятежными мыслями, суевериями, пустыми приметами и малодушными предчувствиями. В дальнейших приступах, и особенно в последнем, было уже полное господство бреда греховности, самоуничижения, потери веры в возможность прощения… При отказе от пищи и прогрессирующем истощении врачи применяли с лечебной целью пиявки, кровопускания, мушки, рвотные средства вместо укрепляющего лечения, искусственного питания их д…. Духовник советовал бросить все и идти в монастырь, а во время последнего приступа привел Гоголя в ужас угрозами загробной кары, так что Гоголь прервал его словами: «Довольно! Оставьте! Не могу больше слушать! Слишком страшно!». Болезнь и смерть Гоголя - типичный случай, когда врачи еще не умели распознавать это заболевание, которое еще не было описано в медицинской литературе, а духовник тоже не знал биологических законов этого заболевания, толковал его односторонне, духовно-мистически, а не в аспекте «широкого горизонта» человеческой личности, единства в ней биологического, психического и духовного, в их сложных взаимоотношениях».

В последние годы уделяется большое внимание психотическим депрессиям. В литературе отмечаются присущие им бред и галлюцинации , чувство вины и ажитация , опасность совершения больным суицида . Однако структура и особенности развития депрессий с бредом религиозно-мистического содержания изучены недостаточно.

Таким образом, к депрессиям с религиозной фабулой бреда относятся психотические состояния, включающие в себя основные признаки депрессивного эпизода (снижение настроения, утрата интересов и удовольствия, снижение энергичности) в сочетании с бредовыми идеями религиозно-мистического содержания, греховности, одержимости, колдовства. Наряду с указанными признаками, в структуре этих депрессий могут встречаться беспокойство, ажитация, галлюцинации.

5.1. Клинические варианты депрессий с религиозной фабулой бреда

В основу клинической типологии депрессий с религиозной фабулой бреда положен традиционный в отечественной психиатрии синдромологический принцип. По своей конструкции они относились к депрессиям 2-й группы по Ю.Л.Нуллеру или сложным депрессиям по А.С.Тиганову и характеризовались сочетанием симптомов депрессии с симптомами других психопатологических регистров. Нередко психоз начинался с тревожно-депрессивной симптоматики, а затем присоединялись галлюцинаторные, бредовые, сенестопатические, деперсонализационно-дереализационные проявления с постепенным ослаблением признаков депрессии. Эти особенности позволили рассматривать депрессии с религиозной фабулой бреда в рамках депрессивно-параноидных, меланхолико-парафренных, депрессивно-дереализационных, тревожно-депрессивных и депрессивно-ипохондрических синдромов.

Депрессивно-параноидный синдром. Характеризуется депрессивно-тревожным аффектом с бредовыми идеями греховности, осуждения, наказания. На фоне выраженных астенодепрессивных проявлений с ощущениями соматического неблагополучия возникают выраженные проявления чувственного бреда. Окружающее начинает восприниматься измененным, возникают страх, неотчетливые представления о надвигающейся катастрофе (бредовое восприятие). В кошмарных сновидениях видятся покойники, люди в черном («слуги сатаны»), смерть («силуэт в белом балахоне с косой наперевес»), гробы. Например, больной казалось, что с нее хотят сорвать нательный крест («проснулась вся в холодном поту»). Возникают навязчивые представления об умерших родственниках. Формирующаяся бредовая фабула постепенно принимает генерализованный характер: больные считают себя грешниками, падшими, опозорившими человеческий род. В церкви во взглядах прихожан, священников и даже в ликах святых на иконах они улавливают осуждающие намеки (бред особого значения). В бредовых построениях сочетаются самые современные и архаические представления: «по заданию дьявола устанавливаются жучки, видеокамеры, считывается информация с домашнего компьютера». Ложные узнавания в виде симптома отрицательного двойника имеют характер непосредственной угрозы: «дочь - дьявол в образе дракона, хочет замуровать в квартире, лишить еды и питья», «муж - дьявол, хочет убить». Предчувствия неминуемой жуткой развязки отражает бред инсценировки («все подстроено: нечистая сила вселилась в сестер, санитаров, врачей, хотят убить, задушить, покалечить, сбросить в бездну»).

Синдром Кандинского - Клерамбо представлен слуховыми, зрительными, обонятельными псевдогаллюцинациями, сочетающимися с идеями воздействия. Пациенты ощущают могильный запах, слышат голоса, как осуждающие, так и контрастные по содержанию («одни ругательные, другие божьи»). Ощущения внушения, воздействия, чтения мыслей на расстоянии интерпретируются в рамках основной фабулы. Осуждая себя за самые незначительные с точки зрения общепринятых норм проступки, больные часто и неистово, нередко по ночам, молятся, отказываются от мясной пищи, окропляют жилище святой водой, каются, исповедуются. Представления о собственной греховности усугубляет отсутствие облегчения.

Наблюдение 9.

Больная Ш., 34 года. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Отец активный, общительный, умер в 1978 г. от инфаркта миокарда. Мать - чувствительная, впечатлительная, обидчивая, умерла в 1973 г. от онкологического заболевания. Больная - вторая из шести детей. В детстве росла и развивалась без отклонений, в детстве тяжелых заболеваний не переносила. По характеру формировалась застенчивой, нерешительной, обидчивой. В школе училась хорошо, после 10 классов пыталась поступить в сельскохозяйственный институт, но не прошла по конкурсу, была принята в политехнический техникум, который закончила. В 22 года вышла замуж за военнослужащего, работала мастером в ателье. В 23 года родила дочь. В 1993 г. подруга привела ее в церковь, после чего не реже одного раза в месяц посещала храм, участвовала в богослужениях, однако активно верующей себя не считала. В 1995 г. перенесла тяжелую психическую травму, обусловленную болезнью и смертью сестры. Вернувшись из Харькова, где жила сестра, чувствовала себя обессиленной, подавленной. Появились мысли о том, что она виновата перед ней из-за того, что «плохо ухаживала». Затем, наряду с подавленностью, появилась бессонница. Особенно плохо чувствовала себя по утрам. К чувству вины присоединились идеи греха перед богом. Чем больше молилась, тем острее чувствовала себя грешницей. Однажды почувствовала, что в комнате произошли какие-то изменения, комната стала чужой, неприятной, страшной, возникли страх, тревога: вскакивала по ночам, видела очертания женщины с косой в белом одеянии (смерть пришла). Заметила, что соседи ведут себя необычно: косо смотрят, сухо и холодно здороваются, пытаются избегать ее. Их взгляды, реплики, улыбки воспринимала как осуждающие намеки, в которых усматривала подтверждение собственной греховности. Затем все разговоры соседей на кухне воспринимала как обвинительные реплики: «Называли коровой, грязнулей, падшей». Вспомнила, как несколько лет назад молодой человек необычно посмотрел на нее, а она не отвела взгляд. Ретроспективно оценила это как измену мужу, еще больше уверилась в том, что она грешница и достойна самого сурового наказания. Однажды пошла замаливать грехи в храм. Когда подошла к храму, возникло ощущение, что все вокруг подстроено, с какой-то специальной целью вокруг церкви как-то по особенному ходят люди с крестами. Услышала голос Бога о том, что она своим присутствием оскверняет храм и должна его покинуть: «Храм должен принадлежать Богу». Дома была тревожна, беспокойна: то неистово молилась, то плакала, то смеялась, то пыталась куда-то бежать. Машиной скорой помощи была доставлена в психиатрический стационар.

В стационаре. В отделении в первые дни возбуждена, тревожна, взбудоражена, совершает беспорядочные движения руками, что-то бормочет. После инъекции клопиксола стала несколько спокойнее. В беседе сообщила, что вокруг все подстроено, одна из сестер - слуга дьявола, другая Бога. Та, которая слуга дьявола, ее околдовала. Вспоминает покойную сестру, говорит, что виновата перед ней, за это господь ее наказывает. После лечения амитриптилином, клопиксолом, трифтазином состояние улучшилось. Стала лучше спать, уменьшилась тревога, стала спокойнее, но длительное время полностью отсутствовала критика к своему состоянию. В дальнейшем согласилась, что была больна, обещала принимать лекарства после выписки. На свиданиях была приветлива с мужем, беспокоилась о дочке. Выписалась под наблюдение психиатра по месту жительства.

В этом примере показано, что у больной с астеническими чертами характера после психической травмы возникают депрессивные проявления, к которым затем присоединяется острый чувственный бред с основными его компонентами: бредовыми восприятиями, болезненными идеями особого значения, инсценировки. С самого начала психоза переживания принимают выраженную религиозно-мистическую окраску, содержание которых определяют идеи греха перед богом, бред осуждения и наказания.

Меланхолико-парафренный синдром. Клиническая картина характеризуется глубокими нарушениями интеграции психических процессов, расстройством осознания собственного опыта личности, нарушением аутоидентификации .

Меланхолическая парафрения является одним из звеньев в развитии депрессивного приступа, в котором ей предшествовали неразвернутые астенический, анксиозный, деперсонализационно-дереализационный, галлюцинаторно-параноидный синдромы, которые сочетались и сменяли друг друга. Бредовая фабула содержала идеи мессианства, волшебных полномочий, перевоплощения, одержимости. Наравне с бредом воображения, в механизмы бредообразования включались интерпретативные и чувственные компоненты. Наблюдались отмеченные ранее Б.В.Соколовой лабильность аффекта и его несоответствие бредовой фабуле (бред величия при депрессии) . Например, тягостное чувство индивидуальной вины трансформировалось в комплекс мессианства: больные осознавали себя избранниками бога, святыми, призванными привести человечество к покаянию, предотвратить всемирную катастрофу.

Нигилистический вариант бред Котара с отрицанием наличия у себя ряда органов, утверждениями об их гниении и распаде усложнялся конгруэнтными бреду галлюцинаторными голосами, «исходящими из ада» и обвиняющими в грехе.

Бредовая деперсонализация содержала религиозно-мистический компонент с присоединением бреда одержимости и бреда аутометаморфозы с переживаниями деформации скелета, появления шерсти, рогов, когтей, хвоста. Бредовое поведение характеризовалось психомоторным возбуждением, суицидальными намерениями и действиями. На высоте острого эндогенного психоза отмечались отдельные онейроидно-кататонические включения в виде калейдоскопически сменяющих друг друга фантастических представлений, иллюзорных восприятий, галлюцинаций, которые объединял эсхатологический характер переживаний. Больным представлялось, что они находятся в небесных сферах, где идет война идей с преобладанием темных сил из армии сатаны.

Наблюдение 10.

Больная Я-ва, 53 года. Об отце сведений нет. Мать умерла от соматического заболевания, была доброй, спокойной. Больная родилась младшей из трех сестер. Первая умерла в младенческом возрасте от менингита, вторая лечилась в психиатрической больнице в связи с «суицидом из-за несчастной любви». Дочь импульсивна, неустойчива в поведении, несмотря на молодой возраст, трижды была замужем.

Пациентка росла и развивалась без отклонений, в детстве серьезных заболеваний не переносила. С детства бабушкой была приобщена к православной вере, последние 15 лет регулярно посещает церковь, совершает обряды. Всегда была стеничной, общительной, беспричинных колебаний настроения не отмечала. В школе училась без особого интереса. После окончания школы окончила техникум железнодорожного транспорта. Многие годы работала на железной дороге инженером по охране труда. Много зарабатывала, часто бывала в командировках. В 25 лет вышла замуж, от брака имеет взрослую дочь. В доме обстановка была неспокойной. Из-за алкогольных эксцессов мужа дома часто случались семейные скандалы. Во время одной из ссор нанесла мужу ножевое ранение в грудь. Муж был госпитализирован, выписан в удовлетворительном состоянии. Осуждена условно. К настоящему времени судимость погашена.

В сентябре 2001 г. была уволена с работы по сокращению штатов. Состоит на бирже труда. Тяжело переживала потерю работы, возникшие материальные трудности, изменение социального статуса. В этом же году после конфликта с дочерью резко снизилось настроение. Затем появилось отчаянье, тревога, чувство надвигающейся беды. Ретроспективно оценивала свою жизнь, свои поступки. Возникло убеждение о собственной греховности, решила, что бог ее наказывает за нанесение ранения мужу: «Ударила чисто интуитивно, сама не знаю, почему воспоминания о содеянном не дают покоя». Затем почувствовала изменения в теле: «что-то стреляло, било». Возникла идея, что у нее гниют внутренности, что ее плоть заменяется дьявольской плотью. Слышала «голоса из ада» о том, что за грехи ее заживо сожгут в крематории. Решила покончить жизнь самоубийством, но не нашла в себе достаточно сил. Голоса приказывали уйти из дома, «чтобы всем было хорошо». В страхе выбежала на мороз одетая по-домашнему, в тапочках. Бродила по улицам, каким-то образом попала в метро, там долго стояла на платформе в опасной зоне близко к путям. Была задержана милицией. В пикете плакала, кричала, говорила «библейским слогом», была доставлена в психиатрический стационар.

В стационаре. При поступлении на верхних и нижних конечностях следы отморожения. Беспокойна, тревожна, не указывает фамилии, имени, отчества. Мечется, кричит, пытается куда-то бежать, говорит, что за грехи превращена в дьявола. На фоне относительно небольших доз транквилизаторов и нейролептиков седативного действия к концу первой недели стала более упорядоченной. Постепенно бредовые идеи дезактуализировались, появилась частичная критика к своему состоянию. Рассказала, что всеми ее передвижениями руководили голоса. Сначала думала, что голоса принадлежат Господу, а потом поняла, что дьяволу, так как «Господь творит Добро». Не исключает, что в теле находится дьявол, часто и подолгу молится, говорит: «Каюсь в грехах, но недостаточно». Сон поверхностный. Ест мало.

Диагноз: F32.3 Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами.

У больной после ряда психических травм возникла выраженная депрессия с болезненными идеями вины, греха, суицидальными тенденциями. По мере развития депрессивного приступа присоединились конгруэнтные депрессивному бреду вербальные галлюцинации, признаки нигилистического бреда Котара, бред аутометаморфозы.

Депрессивно-деперсонализационный синдром. В отличие от предыдущего, приданном клиническом варианте деперсонализационные переживания не выходят за пределы возможностей данной личности и ограничиваются утратой чувства любви к близким в сочетании с тревогой, ощущением призрачности окружающего мира [ 10]. В основе переживаний лежит интенсивное, значительно более выраженное, чем при других клинических вариантах, осознание вины за совершенные прегрешения в прошлом и настоящем («вела распутный образ жизни, ублажала свою плоть, мало чтила слово божье, надо было оставаться девой»). Невозможность чувствовать и невозможность переживать, формирующие по R.Tolle ядро меланхолии, приводили к убеждению, что бог отвернулся, не хочет слышать ни молитв, ни покаяний. Особенно тяжело переносились пустота, утрата чувства времени, исчезновение прежних чувств к близким, особенно детям («сын приходит, ая как каменная»). Фрагментарные идеи овладения, колдовства, порчи имеют характер бредовых интерпретаций. Отмечалась высокая суицидальная настроенность.

Наблюдение 11.

Больная П., 38 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Мать добрая, мягкая. Отец энергичный, решительный. Младшая сестра здорова. У больной в раннем детстве отмечались признаки невропатии, ночные страхи, боялась незнакомых людей, не могла оставаться дома одна, временами отмечались колебания настроения. К психиатру за помощью не обращались. Росла и развивалась не отставая от сверстников. В школе училась неровно, отличалась мнительностью, ранимостью, из-за этого было мало подруг После окончания школы в училище получила специальность фармацевта. В 24 года вышла замуж, родила сына и дочь. Дети часто болеют простудными заболеваниями. С середины 80-х годов пристрастилась к религии, часто посещает церковь. За несколько лет до начала заболевания ухудшилась обстановка в семье, возник затяжной семейный конфликт, едва не закончившийся разводом.

В последний год чувствовала себя плохо. Перенесла оперативное вмешательство по поводу кисты яичника. В период обследования и в послеоперационном периоде возникали тревожные опасения о том, что от нее скрыли наличие онкологического заболевания. Затем появилась усталость, разбитость, потеря интереса к окружающему. С целью получить облегчение стала часто ходить в церковь. Однако состояние еще более ухудшилось. Однажды, будучи в храме, молилась за здоровье детей, поставила свечу «во здравие», а в сознании появилась тягостная мысль, что «за упокой». Через некоторое время при произнесении той же молитвы, плохая мысль «пришла снова». От страха за жизнь детей перестала ходить в церковь. Решила, что она во власти демона: «Бог отвернулся, не дает никаких шансов». Испытывала интенсивные страх, тревогу, беспокойство, плохо спала. Впоследствии состояние еще более ухудшилось. Стала замкнутой, молчаливой, к чему-то прислушивалась, ощущала пустоту в голове, жаловалась, что у нее нет никаких мыслей, окружающий мир не волнует, «нет ни чувств, ни переживаний» Говорила, что «уходит в бездну, проваливается в ад». Была госпитализирована.

В стационаре. По записи дежурного врача, в день поступления возбуждена, драчлива, не удерживается на месте, периодически громко кричит. Путается в событиях последнего времени. В беседу вступает с трудом. Просит вызвать священника, говорит, что ей срочно нужно исповедоваться, снять с души тяжесть. Во время беседы глаза становятся влажными, говорит: «Я детей не любила, мужа не любила, не уделяла им внимания. Я бога только люблю, в меня дьявол пытается вселиться, я его не пускаю, это так тяжело. В церковь не могу ходить. Как свечку во здравие поставлю, так мысли приходят, что ставлю «за упокой». Тут же снова становится возбужденной.

В отделении первые 10 дней наблюдалось выраженное психомоторное возбуждение с растерянностью, импульсивными поступками. Однажды набросилась на соседку по палате с криками: «Ты ведьма, пришла меня убить», стремилась выброситься в окно. Врачу сообщила, что опасается надвигающейся глобальной катастрофы. Заявила, что ей срочно нужно идти в церковь, молиться, поскольку силы тьмы хотят ее растерзать. Слышала издалека какой-то незнакомый голос, который бранит, приказывает. Была назначена массивная терапия нейролептиками, доза галоперидола достигла 30 мг/сут. При резком психомоторном возбуждении получала аминазин. На 10-й день лечения повысилась температура тела, диагностирована лакунарная ангина. После одномоментной отмены нейролептиков в следующие 2 суток отмечались резкая слабость, сонливость. Изменилась клиническая картина. Значительно уменьшились страх, напряженность, тревога. В то же время возникло ощущение собственной измененности. Жаловалась, что потеряла чувство времени (время течет бесконечно), исчезло чувство сна, не стало ощущения вкуса пищи. Очень тяжело переживала внутреннее опустошение, отсутствие чувства к близким, особенно к детям. Несколько месяцев проводилось лечение анафрани-лом в сочетании с клозапином и феназепамом. Состояние значительно улучшилось. Была выписана под наблюдение психиатра по месту жительства.

Диагноз: F32.3 Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами.

Клиническая картина в данном наблюдении соответствует описанному Ю.Л.Нуллером стереотипу развития деперсонализационной депрессии. В возникновении болезни сыграли свою роль как эндогенная предрасположенность в виде астенического личностного склада с тревожно-мнительным характером, так и чрезмерные для данной личности соматогенные и психогенные воздействия. Диапазон расстройств достаточно широк: на фоне тревоги, подавленности, фобий с контрастными навязчивыми мыслями возникают деперсонализационные проявления, которые сначала имеют фрагментарный характер, а затем начинают играть ведущую роль в клинической картине, по-видимому, в какой-то мере осуществляя защиту от крайне интенсивных тревоги и страха. Клиническую картину усугубляет религиозно-мистическая интерпретация депрессивно-деперсонализационных проявлений в виде болезненных идей греха, овладения, глобальной катастрофы. По миновании интенсивного тревожного аффекта эти идеи дезактуализируются.

Тревожно-депрессивный синдром. Характерные для тревожных депрессий отчаянье, предчувствия катастрофы приобретают эсхатологический оттенок. Стержнем тревожных переживаний является страх смерти без покаяния. В отдельных случаях чувство надвигающейся опасности с уверенностью в том, что «расплата за грехи неотвратима», сочетается с учащенным сердцебиением, удушьем, чувством дискомфорта в грудной клетке. Больные заламывают руки, падают на колени, читают вслух молитвы, хватают окружающих за руки, мечутся, зовут бога, называют себя великими грешниками, говорят, что погубили себя, всех родственников. На высоте тревоги возникают конгруэнтные аффекту голоса, обвиняющие в предательстве, отсутствии веры. Возникала напряженная потребность в совершении суицида.

Депрессивно-ипохондрический синдром. Выражается нерезким тревожно-тоскливым аффектом. Преобладают жалобы на общее нездоровье, плохое физическое самочувствие, головокружения, головные боли. Наряду с этим отмечаются жгучие, стреляющие, пульсирующие боли в пояснице, солнечном сплетении, половых органах. Постоянные ощущения соматического неблагополучия приводят к мрачным догадкам о сверхъестественной природе заболевания, не исключая колдовство и порчу. Нередко эти догадки имеют индуцированный характер, а идеи колдовства обусловлены суеверием и являются сверхценными. Больные не обращаются в медицинские учреждения, предпочитая помощь «целителей», «экстрасенсов» и т. д. Некоторые из них отправляются к святым местам, ищут целебные источники, пьют святую воду.

Динамика, тяжесть, коморбидность депрессий с религиозной фабулой бреда определялись как гомономными, так и гетерономными (нозология, статус, течение) факторами и были различными при психических расстройствах шизофренического, аффективного и органического спектра.

Параноидная шизофрения с приступообразно-прогредиентпым течением. Преморбидный личностный склад характеризуется наличием астенических и шизоидных черт характера. В инициальном периоде заболевания отмечались стертые субдепрессии, снижение психической активности, непсихотические ипохондрические проявления. Первые приступы характеризовались полиморфизмом. Приступы, включающие в себя депрессии с бредом религиозно-мистического содержания, развивались аутохтонно, в рамках острого параноида и синдрома Кандинского - Клерамбо через 5-10 лет после первой манифестации (в среднем - четвертый приступ). В последующем психотические религиозные переживания дезактуализировались, быстро нарастала дефицитарная симптоматика с социальной дезадаптацией.

Шизоаффективное расстройство, депрессивный тип. Преобладают больные с астеническим и шизоидным преморбидным личностным складом. Длительность заболевания в среднем 7,5 лет. Депрессии с религиозным бредом чаще выявлялись на втором-пятом приступах в рамках аффектдоминантной формы шизоаффективного психоза с преобладанием как бреда восприятия, так и наглядно-образного бреда воображения. В возникновении болезни определенную роль играли перенесенные ранее заболевания или иные экзогенные вредности (хронические заболевания внутренних органов, нейроинфекции, травмы головы, онкологические заболевания), а также психогении, связанные с семейными обстоятельствами: разводом супругов, смертью близких и т. п. . Определенную роль здесь играли и чрезмерные психофизические нагрузки, связанные с отправлением религиозных культов: длительные молитвы в ночное время, изменение режима питания, а также экстрасенсорные воздействия.

Все эти вредности меняли реактивность организма, снижали его адаптационные возможности. Картина приступов, в структуре которых присутствовали депрессии с религиозной фабулой бреда, отличалась сложностью, развернутостью, последовательным включением регистров дезинтегрированной психики, начиная с астеноневротических и аффективных и заканчивая кататоно-онейроидными. В стадии ремиссии личность больных оставалась сохранной, а появляющиеся иногда легкие астенические изменения не препятствовали социальной адаптации.

Острое полиморфное психотическое расстройство без симптомов шизофрении. Возникало у пациентов с доминированием астенического и истерического психического склада непосредственно после стрессовых воздействий, связанных с неожиданной потерей источника средств к существованию, разводом, смертью близких. В поисках облегчения больные обращались к экстрасенсам, магам, эзотерической литературе, совершали медитации с визуализацией представлений, сосредоточивались на идеях кармы, переселения душ. Переход от непсихотических отрицательно окрашенных переживаний к психозу занимал не более двух недель. Клиническая картина острого периода характеризовалась эмоциональным смятением, тревогой, кратковременными бредовыми вспышками религиозного содержания, обманами восприятия. Депрессивный аффект, отражающий психотравмирующую ситуацию, не отвечал критериям депрессивных (F32.) эпизодов . Выздоровление наступало через 2-3 месяца, в течение трехлетнего катамнестического наблюдения психотической симптоматики и нарушений социальной адаптации не отмечалось.

Депрессивно-бредовое расстройство с конгруэнтным аффекту бредом. Заболевание возникало у пациентов с преобладанием в доболез-ненном периоде астенических и циклоидных черт личности, его продолжительность в среднем составляла 7 лет, а длительность фаз - 3-4 месяца. Картина манифестных фаз характеризовалась эндогенными депрессиями с доминированием деперсонализационно-дереализационных и анестетических синдромов. Депрессии с религиозной фабулой бреда чаще выявлялись на 1-2-й фазе (5 наблюдений) в рамках биполярного психоза с преобладанием депрессий. Основным их клиническим выражением являлось тяжелое переживание собственного греха перед богом с последующей неминуемой расплатой. По ослаблении депрессивной симптоматики отмечались выраженные признаки астенизации.

Органические психотические депрессивные расстройства . Протаргированные депрессивно-параноидные состояния в рамках сосудистых поражений головного мозга развивались на фоне постепенно прогрессирующего психоорганического синдрома. Астенодепрессивная и депрессивно-ипохондрическая симптоматика сочеталась с идеями ущерба, супружеской неверности, парарелигиозными представлениями о колдовстве, наведенной порче, присутствии в квартире нечистой силы. Бредовое поведение характеризовалось поисками защиты у служителей культа, окроплением жилища «святой водой». Идеи малоценности и вины, как правило, не выявлялись; вместо них возникало чувство жалости к себе, зависти к окружающим.

У больных с эпилепсией депрессивные психозы с религиозной фабулой бреда развивались после длительного, не менее 7-10 лет, отсутствия эпилептических припадков и характеризовались сменой аффективных расстройств с пониженным настроением галлюцинаторной парафренией с появлением мегаломанических идей религиозно-мистического содержания.

Итак, характерной чертой депрессий с религиозной фабулой бреда является то, что общие, постоянные, независимые от влияния эпохи и окружающей среды признаки: подавленность, сниженная самооценка, мрачное, пессимистическое видение будущего и т. д. - окрашены патологическими религиозными переживаниями. Их экстремальный характер, в свою очередь, утяжеляет течение депрессивного психоза. Так, психическая боль, подавленность, пониженная самооценка, чувство вины трансформируются в идею личного греха перед богом, а в далеко зашедших случаях - в наглядно-образные «космические» переживания конца света, «заката богов», грандиозного переворота, виновником которого является сам больной .

Полученные данные позволяют высказать некоторые общие соображения о близости депрессий с религиозной фабулой бреда к острым эндогенным психозам . Такие их структурно-динамические характеристики, как приступообразный тип течения, лабильность структуры приступов, многообразие синдромов, во многом определяют интенсивность и глубину патологических религиозных переживаний, степень актуализации бредовой фабулы на различных стадиях психоза.

Спорной и недостаточно изученной является роль этиологических факторов в возникновении депрессий с религиозным бредом. Здесь заслуживает внимания замечание Т.Ф.Пападопулоса о том, что сдвиг депрессивного бреда в сторону парафрении обусловлен не только и не столько глубиной депрессии, сколько возрастом, культурными особенностями и личностным опосредованием . Нами установлено, что развертыванию приступов шизоаффективного психоза и, особенно, острых полиморфных психотических расстройств непосредственно предшествовали психогении, реакции личности на соматические заболевания, а также чрезмерные или нетрадиционные культовые воздействия («культовая травма»). Во многих проявлениях психозы, непосредственно связанные с культовой травмой, были похожи на описанные M.Singern R.Ofshe реактивные шизоаффективно-подобные психозы.

Таким образом, депрессии с религиозной фабулой бреда, не претендуя на роль специфического симптомокомплекса и тем более отдельной нозологической единицы, являются психопатологическим образованием, требующим особого внимания и терапевтического подхода.

Литература

1. Корсаков С.С. Курс психиатрии.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1901.- Т. 1-2.- 1133 с.

2. Лествичник И. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, «Лествица», в русском переводе.- 5-е изд.- Козельской Введенской Оптиной пустыни Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898.- 380 с.

3. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и проблемы духовной жизни.- М.: Изд-во Свято-Филоретовской правосл.-христианск. школы, 1997.- С. 8-61.

4. Нуллер Ю.Л. Депрессия и деперсонализация.- Л.: Медицина, 1981.- 208 с.

5. Пападопулос Т.Ф. Острые эндогенные психозы.- М.: Медицина, 1975.- 192 с.

6. Портнов А.А., Бунтов Ю.А., Лысков БД. К синдромологии пара-френного бреда и сходных с ним состояний // Журн. невропатол. и психиатр.- 1968.- Т. 68, № 6.- С. 890-895.

7. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) / Под общ. ред. Б.А.Казаковцева, В.Б.Голанда.- СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2003.- 588 с.

8. Сербский В.П. Психиатрия. Руководство к изучению душевных болезней.- М.: Мед. изд. комис. им.Н.Н.Пирогова, 1912.- 654 с.

9. Соколова Б.В. Острые парафренные состояния при шизофрении с приступообразным течением: Автореф. дисс… д-ра мед. наук.- М., 1971.- 23 с.

10. Тиганов А.С. , Аффективные расстройства и синдромообразование // Журн. невропатол. и психиатр.- 1999.- Т. 99, № 1.- С. 8-10.

11. Точилов В.А. Клиника, механизмы синдромообразования и терапия атипичных аффективных психозов: Автореф. дисс… д-ра мед. наук.- СПб., 1994.

12. Шнайдер К. К введению в религиозную психопатологию: Пер. с нем. // Независимый психиатр, журн.- 1999.- № 2.- С. 5-9.

13. Coryell М. Psychotic depression // J. Clin. Psychiatry.- 1996.- Vol. 57, Suppl. 3.- P. 27-31.

14. Griesinger W. Die Pathologie und Therapie der psychischen Krankheiten: fi,r Aerzte und Studirende.- 4 Aufl.- Braunschweig: F.Wreden, 1876.- 538 S.

15. Hori M., Shiraishi H. Delusional depression // Nippon Rinsho.- 1994.- Vol. 52, № 5.- P. 1268-1272.

16. James W. The varieties of religious experience.- 7,h impr.- London - N.Y.: Longman Green and C°, 1903 - 534 p.

17. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie.- 3 Auft.- Berlin: Thieme, 1923.- 420 S.

18. SchatzbergA.F., Rothschild A.J. Psychotic (delusional) major depression: should it be included as a distinct syndrome in DSM-IV? // Amer. J. Psychiatry - 1992.- Vol. 149, № 6.- P. 733-745.

19. Singer M., Ofshe R. Thought Reform programs and the production of psychiatric casualties // Psychiatric Annals.- 1990.- Vol. 20, № 4 - P. 188-193.

20. Tolle R. Depressionen: Erkennen und Behandeln.-Мьппеп: Beck, 2000.- 110 S.

Бред – состояние, которое в литературе описано как расстройство мышления, не связано с возникновением соответствующих реальному миру представлений рассуждений и выводов.

Иногда доводы человека страдающего бредом, могут даже показаться убедительными, несмотря на это они беспочвенны и не имеют под собой ничего кроме неправильных умозаключений.

В отдельных случаях иногда получается фантасмагорические рассуждения, которые также могут свидетельствовать о наличие более сложного психического расстройства. В том числе и шизофрении.

В первую очередь стоит отметить, что бред по своей природе достаточно мало систематизированное понятие, которое имеет свою структуру. Однако ни структура, ни природа бреда не имеют никакого значения при постановлении диагноза. При диагнозировании какой либо психической болезни учитывается только наличие/отсутствие бредовой симптоматики.

Психических расстройств, при которых можно заметить бредовые состояния, достаточно большое количество. Почти все серьезные психические расстройства сопутстствуются бредом, начиная от синдрома дефицита внимания, и заканчивая шизофренией.

Развитие бредовых состояний

Не всегда наличие бредового состояния связывают с наличием .

Иногда бред (особенно его параноидальная форма) может развиваться в виду тугоухости, одиночества и дряхлости. Причем дряхлость – это косвенный фактор, который влияет на образование бредового состояния. Основным фактором является одиночество, которое зачастую и возникает в тот возрастной период, который в данной статье и обусловлен как дряхлость.

Бредовые идеи могут возникать при смене социальной обстановки, или переходом в чужую языковую среду.

Из всего этого мы можем сделать вывод: развитие бредовых состояний не связанных с наличием психического расстройства связаны с недопониманием.

Бред при психических расстройствах

При развитии психических расстройств, зачастую диагностируется наличие различных видов бреда. При этом природа бреда, чаще имеет временный характер, а сам бред в независимости от природы заболевания чаще всего сопутствуется и параноидальным восприятием окружающего мира.

Бред при депрессии

Бред при депрессии – достаточно часто встречающееся явление. Именно депрессивный настрой, зачастую связан также с наличием снижения чувства социальной значимости. При этом со временем бредовые состояния обостряются, и полностью изменяют мировоззрение человека в соответствии с его бредовыми утверждениями.

Бред при депрессии разделяют на:

Ипохондрический бред : убеждение того, что человек сильно боле и возможно скоро умрет. При этом сам ипохондрический бред не может отражать настоящее положение вещей касательно здоровья больного, однако при этом может стать причиной развития психосоматических расстройств самого разнообразного характера. Именно такие психосоматические реакции организма могут стать причиной смерти ипохондрика;

Хозяйственный бред : нигилистический бред – Это ипохондрический бред, который в дальнейшем распространяется не на саму персону страдающую бредом, а на его окружение. Человек, страдающий от нигилистического бреда может с полной уверенностью заявлять о том, что его жена и родные уже давно умерли, а их подменили психообразами, которые на самом деле галлюцинации.

Переживания и психосоматика такого бреда, может привести к образованию слуховых и видео галлюцинаций, а в дальнейшем вызвать осложнения, которые будут являться сложными психическими отклонениями шизоподобного характера. При этом стоит знать о том, что бред хозяйственной гибели также может вызвать смерть ипохондрика, так как психосоматические реакции в организме, которые возникают в ответ на такие бредовые убеждения, имеют схожий характер;

Бред вины : этот бред наиболее часто встречается в повседневности, и зачастую, если он находиться на первоначальной самой легкой стадии, люди предпочитают его не замечать. Особенности данного вида бреда заключены в постоянном ощущении вины за то, чего на самом деле не делал. В тяжелых клинических формах, может вызвать проявление суицидальных наклонностей.
Мания.

Бредовые состояния могут возникнуть не только при депрессивном синдроме, но, а также при большом количестве самых разнообразных психических болезней. Мании также относят к таким психическим отклонениям, при которых проявляются свои подвиды бреда. Так называемый маниакальный бред.

Простой маниакальный бред : в случае если человек имеют большое состояние, или обеспечен большим количеством половых партнеров. Сама суть бреда является не столько следствием психического отклонения, сколько психологической неуверенности в своих илах, и своем положении. В виду этого человек, обладая/не обладая фактическим подтверждением своего собственного положения в социуме может лгать, как превышая свою значимость, так и занижая. Этот бред также часто встречается в повседневной жизни.

Иногда подобны утверждения связаны не с развитием психического отклонения, а с болезнью «патологического лжеца». «Патологический лжец» — это человек, который не способен говорить правду в принципе.

При этом важно знать, что практически каждая может сопровождаться как бредовыми суждениями, так и различными галлюцинациями (примером этому может стать ранее описанный Дерматозный бред).

Шизофрения

Шизофрения, как психическое расстройство имеет много образований, которые в последствии могут повлиять на образование бреда. В данном случае природа бреда, целиком и полностью связана с психическим и соматическим расстройством класса шизофрения. В виду специфической работы нейронов в голове больного у него происходит.

Изменение личности и мировоззрения, которое вызвано отчуждением, связанным с недоверием к окружающему миру. Оно может быть на первых порах не тематизированным («что - то случилось, что - то происходит») и затем внезапно или постепенно приобрести значение, тему.

Соматогенные обусловленные психозы

Соматогенные обусловленные психозы обуславливают наличие бреда. В частности, они обуславливают бредовую трактовку лучившегося. Такой вид бреда встречается у страдающих от , или людей которые входят в состояние сумеречного сознания.

При первых симптомах белой горячки, также возникает соматогенный обусловленный психоз, который является источником параноидального бреда. Этот вид бреда также имеет трактовку как . В виду наличия такого страха, человек может совершить неосознанную попытку суицида, для того чтобы скрыться от своих «преследователей»
Хронические Соматогенные обусловленные психозы.

Хронические Соматогенные обусловленные психозы обуславливают специфические формы бреда, которые в основном можно причислить к подвиду параноидального бреда. При этом по своей тематике, они могут быть связаны с бредом ипохондрика, бредом нигилиста, манией величия, и прочими видами бреда.

Зачастую тематика такого бреда заключается в боязни потери накопленного за большой промежуток времени имущества. Так у старых людей развивается бред обкрадывания, или нанесения ущерба их имуществу. Иногда бред может развиться прежде, чем возникнет выраженный амнестический психосиндром.

Бред, связанный с зависимостями

Бред, связанный с имеют свою структуру и тематику. Так, на почве любой хронической токсикомании (потребления психоактивных препаратов, класса наркотических). Как и бред соматогенных обусловленных психозов, данный бред характеризуется ущербной тематикой.

Иногда такой бред связан с чувством сексуальной ревности. Такой бред может сопровождаться различного вида галлюцинациями (тактильные, слуховые, и видимые) а также выпадением восприятия.

В состоянии бредовых суждений человек может нанести вред себе или окружающим. При этом вред себе иногда может иметь психосоматическую природу. Развитие бреда зачастую связано либо с психологическими проблемами (бред мании величия), или же с серьезными психическими отклонениями (Шизоподобные расстройства, депрессия и проч.).

Гипобулия - торможение в сфере деятельности и психомоторики. Типичны аспонтанность депрессивных пациентов, обеднение и ослабление интенсивности побуждений, общее снижение активности. Аспонтанность может достигать степени депрессивного ступора - психотического, по существу, состояния. Движения замедлены, амплитуда их ограничена. Появляются моторная неловкость, неточность движений, нарушения походки, из-за чего пациенты часто сравнивают свое состояние с опьянением и по этой причине стесняются бывать на людях. Нарушается почерк, буквы мельчают (микрография), теряют уверенные очертания. Страдает инициатива. Инертность тяжело переживается и стоит пациентам больших усилий, если они пытаются ее преодолеть. Продуктивность деятельности резко падает: «Раньше за час делал столько, что теперь и в целый день не успеваю».

Типичны депрессивные изменения в экспрессивной сфере. Поза скорбная, выражение лица траурное, взгляд тусклый, немигающий, углы рта опущены. Руки безвольно свисают, рукопожатие бессильное. Депрессивные больные оставляют впечатление постаревших и убитых горем людей. Жестикуляция вялая, преобладают жесты безнадежности и отчаяния. Иногда можно заметить кожную складку на верхнем веке - «третье веко», или симптом Верагута. При наблюдается ряд других психопатологических явлений: обманы восприятия, бредовые идеи, сновидное помрачение сознания, кататонические симптомы.

При депрессивных состояниях в осеннее и зимнее время очень хорошо помогает

Встречаются также разнообразные соматовегетативные нарушения: сухость слизистых оболочек, слезливость («слезливая депрессия»), отсутствие слез («сухая депрессия», как правило, глубокая), анорексия (больные едят «по обязанности», «знают, что надо, а не потому, что хочется»), запоры, метеоризм, потеря веса. Часты тахикардия, приступы сердцебиения, нарушения сердечного ритма, явления диспноэ - ощущение нехватки воздуха, чувство неполноты вздоха, приступа астмы. Возникают невралгические боли, цефалгии, боли в суставах, мидриаз, ослабление тургора кожи.

Наблюдаются выпадение волос, быстрое поседение, субфебрилитет, утрата полового влечения, нарушения менструального цикла. Сочетание мидриаза, тахикардии и наклонность к атоническим запорам называют «триадой Протопопова». В.П.Осиповым описан депрессивный «симптом сухого языка» - язык у пациентов сухой, покрыт фулигинозным налетом, с трещинами, иногда выглядит опухшим.

Постоянно бывает тяжелый запах изо рта. Описан также своеобразный зрачковый феномен - зрачки расширены, прямая фотореакция зрачков сохранена, но отсутствует на аккомодацию и конвергенцию - симптом Атанассио. При симптоме Аргайла Робертсона, выявляющегося при нейролюесе, наблюдается, как известно, обратная картина: миоз, анизокория, деформация зрачков, отсутствие прямой фотореакции при сохранении реакции зрачков на конвергенцию и аккомодацию.

Динамика вегетативных сдвигов может быть важным свидетельством движения депрессии, это особенно важно иметь в виду потому, что самоотчеты депрессивных пациентов о своем состоянии часто бывают неадекватны - например, они могут указывать на ухудшение самочувствия, в то время как объективно наблюдается улучшение. Так, появление слез, колебаний настроения, боли, соматических жалоб у депрессивного пациента, ранее их не предъявлявшего, обычно говорит о снижении глубины депрессии.

Пациенты часто думают об этом иначе. Некоторые больные как бы не замечают и явного улучшения своего состояния, что особенно свойственно депрессии с явлениями психической анестезии. Вегетативные расстройства могут возникать в структуре острых аффективных, деперсонализационных и ипохондрических кризов, напоминающих диэнцефальные приступы. Нарушен сон. Затруднено засыпание («сна нет, не идет сон...»), сон поверхностный, беспокойный, с кошмарами, внезапными ночными пробуждениями.

Характерны ранние утренние пробуждения, отсутствие чувства отдыха после сна. Исчезает дневной сон. У пожилых больных в клинической картине депрессии встречаются нарушения, структурно связанные с соматической патологией и расцениваемые как соматогенные, однако исчезающие по окончании депрессии. Могут возникать также явления, напоминающие психоорганический синдром, но бесследно проходящие вместе с депрессией.

Психотическая депрессия - это условное название депрессивного эпизода тяжелой формы с психическими симптомами. Код по МКБ 10 у данного состояния F32.3. Проявление ничем не отличается от тех, что возникают при шизоидных расстройствах личности, кроме сохранения у больных способности критической оценки происходящего. Однако установить это очень сложно. Наличие шизофрении тоже не исключает возможность больными анализировать то, что с ними происходит. Сам диагноз «шизофрения» имеет наименьшую научную валидность, среди относящихся к психическим расстройствам. Это не оставляет возможности однозначного разделения на шизофрению и психотическую депрессию.

Психотической депрессией называют тяжелую форму депрессии с психическими симптомами

В классическом варианте было бы так.

Шизофреник:

  • Доктор, я видел, видел, розовых слоников своими глазами. Они просто сказочные. Таким милые, замечательные слоники. Но среди них есть один - он тоскует, потому что его душа стремится ко мне и рано или поздно он меня растопчет.

Лицо, якобы страдающее психотической депрессией:

  • Доктор, я вчера бредил. Галлюцинация была связана с появлением зрительных и слуховых образов слонов розового и серого цвета. При этом нарушения в эмоциональной сфере создали условия для того, чтобы выделить один из объектов в качестве агрессивного по отношению ко мне.

Вот так вот у него сохранилась способность критической оценки. На практике же такого просто не бывает. Всё всегда более сложно, странно и запутано.

Диагноз для «слива» всего того, что нужно куда-то «слить»

В любом случае мы имеем дело с ситуацией, когда больные оказываются в состоянии неадекватного восприятия себя и окружающего мира. Депрессия в данном контексте играет такую же роль, как и «вегетососудистая дистония». Это диагнозы для «слива» всего того, что нужно «слить». Ни один человек с нарушением психики не бывает счастливым. Может быть ажиотаж, эйфория, но не чувство счастья. Большую же часть времени больные проводят в тоске. Они пытаются решить проблемы, которых не существует, а поэтому и решения быть не может. Разумеется, что оптимизма это не прибавляет. Поэтому смело можно говорить про депрессию. А что же ещё? Пиши «депрессия» и никогда не ошибёшься…

Человек, страдающий от депрессии, точно не назовет себя счастливым

Итак, некая психотическая депрессия - это то расстройство психики, которое следовало бы относить к шизоидным. Однако не наблюдается потеря личности и способности хоть иногда рассуждать рационально. В том числе и о том, что происходит во внутреннем мире. Поэтому существует «вежливое» именование расстройства депрессивным.

Оба диагноза можно было бы назвать стигматизирующими психиатрическими ярлыками, которые вносят большую путаницу. Группы симптомов у многих пациентов уникальны, но шизофрению и депрессию объединяет одна общая черта. Это аберрантность в установлении важности. Характерно, что шизофреники могут понимать хитрость собственной игры. Многие, в определённом состоянии, прекрасно осознают, что разрушают естественный характер приоритетности ценностей намеренно. В этом они ничем не отличаются от всех других людей с расстройствами психики.

Попробуем галлюцинацию «на вкус»

Очень часто остаётся вне понимания природа галлюцинаций. Вводит в заблуждение понятие «зрительный образ». Именно глазами больные ничего особого не видят. Всё такое же, как и у всех других сограждан. Это психическое видение, иллюзия восприятия чего-то, но не само восприятие. При этом больные активно или пассивно, но утверждают будто бы они что-то там видели. Предположим, что к вам вчера зашёл приятель и вы обсудили с ним последние события. Пили чай, шутили и расстались довольные собой. Теперь сядьте на тот же стул или в тоже кресло. И начинайте с ним разговаривать, а сами постоянно создавайте его зрительный образ. Глазами вы его точно не увидите, он отбыл восвояси вчерашнего дня, где изволит пребывать в полном здравии. Но вы же помните то, как он выглядел. При желании можно закрыть глаза и пройтись умственным взором по одежде, манере жестикулировать, увидеть выражение глаз в тот или иной момент. Создайте такую картинку. А теперь наложите её на то пространство, которое есть сейчас. Ну и начинайте с ним активно общаться.

Сильная депрессия может менять зрительные образы

Да, страшноватый эксперимент. Так вот больные люди - просто «видят». У них «картинка» психических построений и та, что передаётся в мозг глазами смешиваются. Но это же не дефект зрения. Так что «видят» они так, как здоровые люди предаются воспоминаниям или мечтаниям. В реальности ничего не происходит. Психика строит эмоциональный ряд так, как будто бы происходит. Но больной получает всю полноту эмоций. Поэтому он может запросто разговаривать с кем-то, кого в реальности рядом нет.

Депрессия это или шизофрения, но и с этим можно жить. Более того - чувствовать себя вполне комфортно и даже получить Нобелевскую премию. Это случилось с математиком из США Джоном Нэшом, которому ещё в студенческие годы поставили диагноз «шизофрения», и параноидная при том. Галлюцинации у него были только слуховые. Точно такая же картинка, только «звучащая» в голове, а не воспринимаемая «зрительно». История Нэша нашла отражение в фильме «Игры разума». Правда, авторы приписали ему ещё и зрительные галлюцинации, чего в реальности не было. Фильм делает медицинские проблемы киношными и никогда не был бы упомянут, но есть в нём что-то поучительное. Даже в ходе «взаимодействия» с агентами ЦРУ, которых в реальности не было, учёный продолжает думать. Он непрерывно работает, ставит перед собой сложные задачи и, таким образом, активное сознание побеждает. Без таблеток и практически без лечения.

Психотическая депрессия - это подтип общего депрессивного расстройства, характеризующийся некоторыми психотическими особенностями. Психотическая депрессия может сопровождаться бредом и галлюцинациями. Психотическая депрессия может нанести серьезный ущерб вашей жизни и требует немедленного внимания. Для того чтобы справиться с психотической депрессией, необходимо иметь представление о ее симптомах, тактиках лечения и профессиональных решениях в этой области.

Шаги

Общие подходы к лечению психотической депрессии

    Выявите симптомы. Для того чтобы диагностировать у себя психотическую депрессию, важно научиться распознавать ее симптомы. Знание типичных для этой болезни симптомов поможет вам и вашим близким правильно подойти к ее лечению и преодолеть некоторые из вызываемых ею трудностей. К симтомам и состояниям, характерным для психотической депрессии относятся следующие:

    • Нарушение сна.
    • Снижение аппетита.
    • Суицидальное мышление.
    • Возбужденное состояние и гнев.
    • Бред и галлюцинации.
    • Раздражительность.
    • Нарушения в социальной и профессиональной сферах жизни.
  1. Подберите лекарство и регулярно его принимайте. Как правило, для лечения психотической депрессии требуются медицинские препараты. Лечение психотипичной депрессии освобождает человека от бреда и галлюцинаций и снижает уровень проявления депрессивных симптомов.

    • Старайтесь всегда тщательно следовать инструкциям по применению лекарственных препаратов и рекомендациям психолога и психиатра.
    • Следите за тем, чтобы не отменять прием лекарств, не посоветовавшись с врачом, иначе симптомы могут вернуться.
  2. Ознакомьтесь с общими подходами к лечению данной болезни. В лечении психотической депрессии успешно применяются несколько общих методов. Данные методы, как правило, используются в совокупности с приемом лекарственных препаратов. К ним относятся:

    • Терапия когнитивного поведения способствует выявлению деструктивного образа мышления и поведения и внедрению функционального.
    • Рационально-эмотивная поведенческая терапия помогает выявить ненужные требования, предъявляемые к себе, миру и другим людям и подвергнуть их изменениям путем постоянного отказа от иррациональных идей, навязчиво провоцирующих депрессию.
    • Семейная терапия призвана помочь членам семьи снизить уровень критики или сверхзащитного поведения и осознать, каким образом они могут помочь пациенту восстановиться после психотической депрессии.
  3. Начните постепенно возвращаться к повседневной рутинной жизни. Как только ваша психика начнет откликаться на медикаментозное лечение, вы можете начать понемногу возвращаться к своей нормальной жизни. Участие в повседневных делах поможет вам снизить уровень проявления депрессивных симптомов за счет внедрения в вашу жизнь определенной структуры.

    • Возвращайтесь к повседневной жизни.
    • Начните планировать свой день.
    • К повседневным делам вы можете добавлять некоторые полезные задачи, к примеру, дела, выполнение которых доставляет вам удовольствие. Или задачи, которые вы были не в состоянии выполнять во время болезни. Или дела, которые оставались у вас долгое время незавершенными.
    • Подобная деятельность ускорит ваше выздоровление.
  4. Организуйте группу поддержки. Будучи человеком, имеющим депрессивные или суицидальные наклонности, потенциально страдающим от бреда и галлюцинаций, вам следует заручиться крепкой социальной поддержкой. Как только симптомы депрессии станут проявляться менее остро, дополнительную помощь в лечении вы можете получать от общения с людьми, способными дать вам совет и способствовать выявлению заблуждений, иллюзий и галлюцинаций.

    • Соберите вокруг себя людей, с которыми вы можете открыто говорить о своих галлюцинациях и голосах, которые вы слышите.
    • В процессе лечения психотической депрессии огромную роль играет вовлеченность в процесс семьи пациента.
  5. Начните работать со своими негативными убеждениями. Чувства собственной незначимости, беспомощности и безнадежности крайне распространены среди людей, страдающих психотической депрессией. Эти чувства могут значительно усугубляться другими особенностями течения болезни, например, галлюцинациями, которые могут носить параноидальный, соматический характер или характер мании преследования. Для эффективного лечения психотической депрессии очень важно работать непосредственно с негативными убеждениями. С этой целью можно следовать нескольким простым шагам:

    • Выявите навязчивые негативные мысли.
    • Соберите существенные и основательные факты за и против подобных мыслей.
    • Разоблачите свои негативные мысли посредством подобных фактов.
    • Замените негативные мысли позитивными.
  6. Старайтесь управлять стрессом. Стресс – один из наиболее значимых факторов, провоцирующих рецидив симптомов, так что старайтесь научиться эффективным способам справляться со своим стрессом. Для этого существует целый ряд полезных шагов.

    • Не вовлекайтесь в бесполезные споры.
    • Старайтесь бороться с негативом во всех его проявлениях.
    • Управляйте своим гневом.
    • Рассказывайте о возникающих источниках стресса своим близким.
  7. Не теряйте надежды. Для поддержки мотивации ведите записи обо всех признаках своего прогресса. Более того, всегда питайте надежду на лучшее. Старайтесь выявлять свои сильные стороны и помнить о тех случаях, когда вы демонстрировали смелость. Всегда поощряйте свое позитивное поведение.

    Следите за профилактикой рецидивов. Некоторые признаки ухудшения состоянии напрямую связаны с психотической депрессией. Будьте всегда начеку и при первых проявлениях симптомов консультируйтесь со своим лечащим врачом. К подобным признакам относятся:

    • Чрезмерные перепады настроения и вспышки гнева.
    • Бессонница.
    • Чрезмерная плаксивость.
    • Бред и галлюцинации, даже в легкой форме.

    Лечение психотической депрессии с помощью терапии когнитивного поведения

    1. Изучите особенности терапии когнитивного поведения (ТКП). Данный вид терапии фокусируется на мышлении человека и влиянии его мышления на повседневное поведение, а также на формирование поведенческих паттернов. В общем смысле, ТКП подразумевает, что негативные мысли провоцируют негативные поступки.

      • “Негативные поступки” – это не только такие криминальные действия, как воровство или прием наркотиков, но любые действия, не направленные на здоровый образ жизни и, соответственно, не являющиеся эффективными механизмами психологической адаптации. Примерами могут служить нерешительность или неспособность выразить свою точку зрения и отстаивать свои убеждения.
    2. Осознайте, что целью ТКП является выявление глубинных убеждений, стоящих за каждым из ваших поступков. Ваш терапевт поможет вам определить целый ряд важных фактов, например, в какой период жизни вы начали мыслить подобным образом, какие эмоции при этом вы переживали, как вы справились с ситуацией, какие механизмы адаптации использовали и так далее.

      Будьте готовы к тому, что ваш терапевт постарается помочь вам изменить образ мышления. После того как будут выявлены негативные мысли и их последствия, ваш терапевт постарается помочь вам изменить их. Подобная терапия широко распространена в отношении всех видов психологических расстройств, к которым относится и депрессия.

      • Однако в отличие от более легких форм депрессии, при психотической депрессии одним только методом ТКП обойтись нельзя.
      • В то же время это очень хорошее дополнение к приему прописанных медикаментов, поскольку подобная терапия будет способствовать поддержанию должного уровня мотивации к приему лекарств согласно плана, даже если вам этого не хочется или вам кажется, что это не так уж и нужно.
    3. Будьте в курсе преимуществ ТКП. ТКП поможет вам осознать и пристально пронаблюдать собственное поведение, так что у вас будет возможность сравнить свое мышление и поступки как во время приема лекарств, так и в период отказа от них. Терапевт поможет вам воочию убедиться в положительном эффекте от приема медикаментозных препаратов и, соответственно, придерживаясь плана лечения, избежать рецидивов.

      • Терапевт поможет вам проработать негативные мысли и внедрить объективные, основанные на реальности, тем самым способствуя развития у вас более здорового восприятия действительности.
      • Предположим, что такой негативной мыслью является следующая: «Я ничего не стою, все смеются надо мной и осуждают за моей спиной». Подобная мысль может стать навязчивой и вызывать сильную тревогу, депрессию и галлюцинации. ТКП поможет трансформировать подобную мысль в нечто вроде: «У меня много отличных качеств, например, креативность и сострадательность. И мои друзья, и семья любят и ценят во мне эти качества, и я тоже ценю их в себе».
    4. Не забывайте, что подобные перемены не происходят за ночь. Вам понадобится посвятить терапии определенный период времени и быть максимально открытым и искренним со своим врачом, специалистом по психическому здоровью. Если вы будете готовы посвятить этому время и силы, вам непременно удастся победить свой недуг.

    Лечение психотической депрессии посредством психоанализа

    1. Изучите основы психоанализа. В отличие от ТКП, варьирующейся по времени и интенсивности в зависимости от вашего конкретного случая, психоанализ, как правило, занимает годы. Данный метод основывается на убеждении в том, что наша психика состоит из трех частей: Ид, Эго и Супер-эго.

      • Ваше эго – часть вашего сознательного «я» - осознанные мысли, планируемые действия, осознаваемые желания и так далее.
      • Ид – примитивная часть нашей психики, отвечающая за инстинкты и врожденные потребности. В качестве примера можно привести ребенка, озабоченного исключительно собственными желаниями и не желающего приспосабливаться к принятым в обществе нормам.
      • И, наконец, есть еще одна часть нашей психики – супер-эго, которое, как правило, называют «нравственной» частью. Это полная противоположность ид, именно она диктует, что хорошо, а что плохо, именно она заставляет нас подчиняться общепринятым нормам, следовать законам и так далее.
      • Психоаналитики считают, что эго постоянно пребывает в состоянии давления. С одной стороны, ид хочет действовать импульсивно и исключительно в соответствии с собственными желаниями получать удовольствия, в то время как, с другой стороны, супер-эго стремится заставить эго действовать в соответствии с тем, «как принято», в рамках социальных норм.
      • Итак, если ваше эго недостаточно сильное, вы можете начать страдать от различных расстройств, одним из которых является психотическая депрессия.
    2. Имейте в виду, что психоанализ также придерживается теории об этапах личностного развития, имеющих ключевое значение в вопросе психического здоровья. Психоаналитики считают, что существует несколько этапов развития личности и каждый предыдущий этап должен быть завершен перед переходом к следующему. Если на определенном этапе вы пережили некую психологическую травму, вы можете оказаться неспособными продолжать свое психологическое развитие.

      • Подобная стагнация может также в дальнейшем привести к развитию психических расстройств, но для людей, не имеющих специализированного психологического образования, подобные вещи неочевидны.
      • Однако все это можно раскрыть на протяжении нескольких терапевтических сессий.
      • Итак, цель психоанализа заключается в том, чтобы определить точки стагнации, а также какие именно сложности испытывает ваше эго со стороны ид и супер-эго.
    3. Будьте в курсе преимуществ и ограничений психоанализа. Психоанализ может оказать неоценимую помощь в процессе лечения психотической депрессии, но он занимает очень продолжительное время, поскольку ваш терапевт будет работать не столько с текущими ситуациями здесь и сейчас, сколько с пережитым в течение жизни опытом и глубинными причинами вашего текущего мышления и поведения.

      • Как правило, суть психоаналитических сессий заключается в том, что вы рассказываете своему терапевту о своем жизненном опыте и любых неудачах, разочарованиях и травмах.
      • Вполне возможно, что ваш терапевт позволит вам говорить на протяжении всей сессии, не говоря не слова до самой последней минуты.
      • Затем он может предложить вам краткий анализ всего сказанного вами выше.
    4. Трудитесь над тем, чтобы сложить мозаику своей жизни. Для того чтобы понять, почему это занимает так много времени, представьте свою жизнь как мозаику-паззл. Каждый раз, когда вы посещаете терапевта, вы складываете лишь одну частичку мозаики, однако далеко не всякий раз вы сможете найти взаимосвязь между двумя соседними. Так что вам придется изрядно потрудиться, чтобы, сложив все части вместе, увидеть картину целиком.

      • Несмотря на то что психоанализ занимает продолжительное время, он поможет вам раскрыть много правды о своей жизни, а это, в свою очередь, поможет вам повысить качество своей жизни и стать более счастливыми.