Движение таборитов берет название от. Табориты. Смотреть что такое "Табориты" в других словарях

В январе 2015 года к числу постоянных членов Изборского клуба присоединился известный православный миссионер епископ Августин (Анисимов). По просьбе журнала владыка произнес монолог, в котором поведал, как он понимает идею справедливости и в чем видит ее актуальность. Предлагаем читателям запись этой беседы.

Справедливость на Руси

950 лет наше население, живя на одной территории, на одном месте, ощущало справедливость как некий фундамент своего бытия. За 950 лет сформировались все векторы социальной жизни: данное население адаптировалось к той природной среде, в которой оно рождалось, жило, воспроизводило новое потомство, за это время сформировались сословия, сложилась государственность. Я употребляю слово "население" в разных его интерпретациях — как княжества, районы, области, в целом Русь, Киевская, Владимирская, Московская Русь, затем Россия. Это все, кто жил на данной территории и в данном пространстве, усвоил устойчивое свойственное русской культуре мировоззрение. Природная среда, в которой жили наши предки, уже задавала определенное представление о справедливости, потому что она была всегда одинакова: весна может задержаться на несколько дней, но весна наступит; зима есть зима, весна есть весна… Этот устойчивый круг природной среды формировал уникальный тип личности.

Устойчивым было православное начало. Крепкое основание — никаких колебаний, никаких отходов в сторону. Мы можем сегодня вспоминать о язычестве, и в какой-то степени в каждом народе есть к нему склонность. Но речь идет о фундаментальном мировоззрении, из которого вытекала идеология. К этому мировоззрению принадлежали и власть, и все сословия. Не так, чтобы просто положить руку на Библию, а в душе иметь что-то совсем другое, — нет, это были люди с определенным сложившимся мировоззрением. Мы можем убедиться в этом на примере международных и дипломатических отношений. Когда Александра Невского склоняли католики принять их веру, или когда к Иоанну Грозному приходили западные миссионеры, мы видим, что личности наших государей были очень сильные, очень мощные, устойчивые в своих корнях.

Три начала справедливости

Сегодня мы можем сказать, что идея справедливости складывалась и воспроизводилась на фундаменте трех начал — это православие, патриотизм и профессионализм.

Первый фундамент, православие — отношение с Богом через Церковь. Народ в своем миропонимании вывел совершенно удивительный емкий вывод: "Без Бога не до порога".

Второй фундамент — это патриотизм, знание традиций, умение в них жить и готовность отдать за них жизнь, если им угрожает опасность. Традиции — это то, что было, есть и будет всегда в жизни народа, это то, что непоколебимо, что передается из поколения в поколение. Здесь и фольклор, и устойчивая культура обработки земли, отношение к пище в разные сезоны, на праздники и в пост, календари, которые не колеблются: церковный, природный календари, календарь, связанный с краеведением своей малой родины. Я называю все это вместе православным российским укладом народной жизни. 950 лет непоколебимого уклада народной жизни на одной территории, в одних природных условиях — это потрясающий феномен традиции. И через это, на мой взгляд, и формировалась фундаментальная линия справедливости, ее национального понимания.

Слово справедливость основывается на слове "прав". Мы правы в том, что имеем такое мировоззрение, такой уклад жизни. И уклад жизни сам показывал с очевидностью, что он правильный.

Мы говорим "победа" — и никто не обращает внимания на то, что в этом слове корень беда. Пришла беда (чума, холера) — или она нас уничтожит, или мы ее победим. Фашистская чума пришла к нам, потому что у нас была своя справедливость, мы жили на своей территории, выстраивали свою социальную модель. Победа — преодоление беды, выход на новое качество. Мы сумели преодолеть беду. Победа в Великой Отечественной войне, которая была войной моторов, пороха, ракетных снарядов, высших научно-технических достижений, — это Великая Победа. Союзники не поддержали нас с самого начала войны, и на нас легла огромная нагрузка. Во время войны мы все становимся воинами, неважно, на передовой или в тылу. И тогда, в 1941 году, рождается, исходя из национального чувства справедливости, правильное обращение первого лица государственной власти к народу: братья и сестры. Пришла беда — и мы теперь все братья и сестры.

Поэтому, когда мы говорим о справедливости, мы должны видеть приоритеты — первым незыблемым нашим основанием является не идеология, а начало веры. Как говорит пророк Давид: если разрушено основание, что поделают праведники?

Патриотизм — это второе наше фундаментальное начало. И третье начало — профессионализм. Сегодня мы постоянно оперируем этим словом. А когда его не было? Разве Александр Невский не был профессионалом, если его в три года посвятили в воины? А разве наши крестьяне были не профессионалы? Наши врачи, учителя, ученые? Все они были профессионалами своего дела. Разве не должна быть профессионалом девушка, вступающая в брак? Она должна знать, что это такое — быть женой и матерью. В этом смысле она тоже профессионал. Все дети на Руси уже с трех лет начинали заниматься каким-то делом, которое было принято в их сословии, в их роде, на их территории.

Поэтому три начала, которые дают нам справедливость, — это православие, патриотизм и профессионализм. Если убрать эти три начала из России, то на чем будет держаться справедливость?

Справедливость и государство

Есть личная справедливость, а есть справедливость целого народа. Но вот появляется институт государства. И во главе этого института стоит государственная власть. Говоря о справедливости, задаем себе вопрос: каких начал придерживается государственная власть? Из чего она исходит, когда составляются законы? Из чего исходят у нас образование и здравоохранение? Молодежная политика? Как складываются браки? Есть ли институт, который готовит для брачной и семейной жизни? Есть ли институт, который формирует патриотов, которые отдадут свою жизнь, если традиции их народа угрожает опасность?

В справедливости важнейшим моментом является качество государственной власти. Но, даже если во власти оказывались личности не самые желательные с точки зрения традиции народа, тем не менее, пока сам народ жил в рамках тех сословий, которым принадлежал, — земледельцы, ученые, рабочие и пр., — все стояло на своих местах. Но затем свершилось "великое переселение" сословий в эпоху революции, когда крестьян стали переселять в принудительном порядке в города, когда смешались социальные группы, когда каждому человеку предложили свободу выбора своего сословия — и это означало, что традиционная справедливость сломалась.

Троцкий говорил: мы никогда не простим Сталина за то, что он стал строить социализм в отдельно взятой стране. Сталин — это уникальная личность, которая имела всего лишь семинарское образование. И этот человек стал автором военной доктрины, научной доктрины, культурной доктрины целой сверхдержавы. Шесть заповедей Моисея: чти отца и матерь, не укради, не убей, не прелюбодействуй… — все эти заповеди, так или иначе, были реализованы в новом государстве, которое строил Сталин. Партия, взяв на себя функции Церкви, имела в своем уставе не просто некие размытые функции и цели, но вполне конкретные задачи. Партия, может быть, не формировала духовное начало, но она формировала нравственное начало в народе.

Потом, в 40-е годы, снова произошло обращение к Богу. Когда Илия, митрополит Гор Ливанских, передал волю Божью Сталину, сказав, что необходимо вокруг Москвы и Ленинграда обнести икону Божьей Матери, Сталин, не сомневаясь, это совершил. Наверное, в Германии бы на это никто и не обратил внимания, да и во Франции тоже. В Швеции — точно уж никто бы не придал этому значения. А мы — в России, у нас справедливость совершенно другая. Если мы живём без Бога, то это и не справедливость вовсе. И трое представителей нашей высшей иерархии: Сергий (Страгородский), митрополит и местоблюститель патриарший, Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский и Николай (Ярушевич), патриарший экзарх Украины, возглавлявший Отдел внешних церковных связей, — напомнили Сталину: "А что остаётся? Победить можно только с крестным ходом". Ведь уже на 16 километров подошли немцы к Москве! 7 ноября по их справедливости, по справедливости фашистов, мог бы уже состояться парад немецких войск на Красной площади. А может быть, даже и парад союзных войск — потому что участвовали и итальянцы, и румыны, и все те, кого завоевали к этому времени немцы. Легко завоевали. Потому что это тоже другая справедливость — европейская.

И когда уже после великих битв по Москве вели колонны немецких солдат, которых взяли в плен, мы знаем, что наши женщины, родившиеся еще до революции, подходили к этим немцам, тем, кто захотел разрушить нашу справедливость, ввести на ее месте свою справедливость — и они давали им хлеб. Где есть еще такая справедливость?

Недавно, перед 9 мая, показывали фильм, где берлинские мальчики приходили к солдатам Красной армии и говорили: "Мы ненавидим Гитлера, он такой-сякой". И есть такое мнение, что эти мальчики хитрили, поскольку некоторое время назад эти же мальчики восхваляли Гитлера. А теперь стали говорить противоположное, чтобы получить кусок хлеба, а ещё точнее — котелок каши, который опять-таки наша справедливость протягивала тем, кто нас совсем недавно мечтал погубить. Тем, кто уничтожил 27 миллионов человек, не считая погибших на полях, у станков, на фабриках, на заводах. Наша справедливость никого не презирает. Она не помнит зла, наша справедливость. Это особый тип личности.

Так что же мы будем сегодня считать справедливостью для России? Может быть, нашу Конституцию? Сегодня многие считают, что она не до конца справедлива. И люди, которые составляли эту Конституцию, не ориентировались на объективные законы нашей природной среды и на объективный закон Бога. Не ориентировались они и на особенности нрава и духа в природе нашего человека. И мы знаем, как попирается эта Конституция.

При этом, конечно, нужно понимать, что в работе системы, в работе государственного аппарата, в работе ведомств и отраслей экономики справедливость проявляется главным образом как надежный правопорядок и надежная технология. В этом смысле профессиональная справедливость — это очень важно. Потому что если в машине не работает одно какое-то маленькое звено — вся машина не будет работать. В ней все детали и звенья должны быть четко подогнаны друг к другу.

А как нам быть со справедливостью в человеческом обществе? Кто нам дал сегодня основания для социальной справедливости? Американцы? Те, кто сбросил на несчастный народ две атомные бомбы и снимал на камеры, как мучаются эти люди? Это что за справедливость? Или те, кто испытывал над вьетнамским народом, в том числе и над детьми, все виды оружия на протяжении десятилетия? Это что за справедливость? Или те, кто повесил Саддама Хусейна, а через некоторое время сказал: "Мы ошиблись"? Это что за справедливость?

Справедливость и научная истина

Сегодня наука претендует на некую "истину". Мы видим научное образование, научное здавоохранение, мы видим присутствие науки в политике. Рядом с политическими деятелями сегодня есть люди науки, которые говорят: "Я провёл исследования и пришёл к такому и такому выводу". Но могут ли сегодня люди, называющие себя учёными, ведомства, называющие себя наукой, отрасли, скажем так, человеческого поведения, которые называют себя научным сообществом, исходить из того, что они обладают последним словом истины?

Мы знаем, что наука многое нарушила в понимании справедливости и истины. Потому что правдой может быть только Божья правда. Когда нет правды природной среды и правды Божьей — то о какой справедливости мы можем говорить? И вот когда мы сегодня видим, что достижения науки идут в первую очередь в военной области, когда достижения науки сегодня разрушают природную среду, когда основой для функционирования научно-индустриальной цивилизации являются природные ресурсы, которые уже никогда не возобновятся, так называемые невозобновляемые ресурсы (нефть, газ, алмазы, вольфрам, молибден и т.д.), то можем ли мы сказать, что в научной справедливости есть правда? Думаю, что нет. Думаю, что без нравственности и без того духа, который несёт божественная справедливость, — ничего не получится.

И я опять вспомню об этих бомбах на Хиросиму и Нагасаки, и о Вьетнаме как полигоне испытания высших научно-технических достижений, — потому что всем ясно, что это воплощенная несправедливость.

Личная справедливость и закон любви

Есть справедливость чисто человеческая, иногда даже эгоистическая справедливость: "Я так хочу!". Но это когда человек отдельно. А как же все, кто вокруг нас?

Вспоминаю, как моя мать говорила мне: "Придёт сегодня вечером отец, и скажу ему, как ты себя вёл!" Я умолял свою мать, говоря: "Мама, только отцу ничего не говори!" Потому что отец и мать меня пальцем в своей жизни не тронули. Мой отец имел семь ранений и прошёл войну от начала до конца, участвовал в Ржевских сражениях. Он никогда не закурил, не попробовал даже, что такое никотин, это был удивительной чистоты человек. И огорчить родителей для меня было высшей несправедливостью, какая только могла быть.

Когда мы говорим о высшей справедливости, о подлинной справедливости, то мы вводим другое по отношению к эгоистическому представление: "А прав ли я или не прав в своём поведении? Справедливо ли я поступаю?"

Ответом на это вопрос может и должен стать закон любви. Что такое закон любви? Это служение одного человека другому, безответное, творческое и жертвенное. Это умение понимать другого человека, умение ценить другого человека. Это служение другому человеку — тем делом, тем профессиональным началом, которое тебе дано, а также и тем патриотическим началом, что в тебе есть. Но первым фундаментом является православие, которое и дает нам высшую, от Бога, справедливость.

Христос, которого приговорили к смерти, не отказывался от этого: "Если вы считаете, что так нужно со мной поступить, — ну что ж, поступайте!" Но когда его били по ланитам, когда наносили ему раны — он вопрошал их: "В чём я нарушил закон? Скажите мне, если я нарушил закон. Я всегда говорил всё в храмах открыто. Я никогда не говорил тайно. Если я нарушил закон в чём-то — скажите, в чём я нарушил. Но если нет, то как же вы, охранители закона, сами нарушаете закон?"

В чём выражается справедливость людей, которая не соизмеряется с высшей справедливостью и законом любви? В их эгоизме. Они хотят поступать "вот так". Они хотят своё поведение реализовать "вот таким образом". И их не волнует, какая у других справедливость. Мы видели вот этих девочек, которые пришли в храм, и там, танцуя перед алтарем, показывали свою справедливость. И они через это выявили огромное количество людей, которые их поддерживали и говорили: "Они имеют право на такую вот справедливость!" А они зашли в святая святых и совершили нечто, что противоречит той справедливости, что совершается в Храме — из века в век, из тысячелетия в тысячелетие.

О национальной справедливости

Так же и национальная справедливость без закона Бога, — это очень опасная справедливость. Ведь каждая нация может считать: "Мы справедливы". Но мы знаем, что нация состоит из личностей. А вот когда национализм основан на фундаменте объективной религии, каковой является христианство, — тогда совершенно другое дело.

И тут мы обращаемся уже к Федору Михайловичу Достоевскому с его потрясающим симбиозом: "Русский — значит христианин". Я многим людям говорю: "Смотрите, есть, например, имя существительное: американец, грузин, армянин, швед. А здесь — русский! Какой? Это — качество человека". Получается, это не просто этнос. Нужно еще войти в "состояние" русского. И многие немцы, которые жили в России, себя считали русскими. Или, например, удивительные художники, которые были евреями, говорили: "Да, я еврей, но я и счастливейший человек, потому что я принадлежу к русской культуре".

Запредельная справедливость Жертвы

Есть и еще одна справедливость, но уже какого-то потрясающего, запредельного уровня.

Любимейший человек в Сербии — святитель Николай Сербский, святой человек. А теперь уже и не только в Сербии, но и в России. И вот, когда мы недавно были с Изборским клубом в Сербии, как только я упоминал имя святителя Николая Сербского — все приходили в такое удивительное, торжественное состояние.

И вот этому святителю Николаю ещё при его жизни один епископ задал вопрос: "Владыка, а за что так Бог наказал Россию, что в 17-м году произошла такая жестокая революция, которая унесла столько людей?" На что владыка Николай сказал: "А почему ты решил, что Бог наказал Россию и ее народ?"

Вдруг — совершенно такой феноменальный подход, феноменальное толкование этих страшных событий. Святитель Николай сказал: "В мире накопилось к этому времени столько зла, что, может быть, мир уже не имел права на дальнейшее существование, и только русский народ, только Святая Русь могла взять на себя вот эту жертву за грехи всего человечества, которое уже уклонилось от пути Бога". То есть русский народ был отдан в жертву. Вот какая справедливость, совершенно другого характера, чем то, о чем мы обычно думаем!

Вот какая участь в промысле Божием нашего народа. И это — высшая справедливость! Пройдя через такое очищение, через такую жертву, пройдя через такие невзгоды, пройдя через очередную, сегодняшнюю ненависть к нам правителей мира, по крайней мере большинства из них, должно родиться в народе что-то новое.

Отрицать эту жертву не принимать её во внимание могут только "порождения ехиднины", о которых в Евангелии говорит и Господь наш Иисус Христос, и Иоанн Креститель. Они, будучи злы, не могут говорить доброе, пока не совершат покаяние.

Я думаю, что должны сформироваться основания для вхождения вот в эту нашу объективную справедливость, которая всегда была для нас движущей силой. Идея справедливости давала нам сознание, что мы правильно живем. А правильно — это означает праведно живём на этой земле, потому что мы никогда никого не трогали, мы не отнимали ни у кого никаких земель, мы никого не делали своими рабами, мы не имели никаких колоний. И мы тем же узбекам, казахам, молдаванам, тем же прибалтийцам дали такую свободу, такую возможность реализовать себя, показать лучшие качества своего народа, которую им вряд ли кто еще дал бы.

Да та же Украина — когда мы увидели эту Украину? Где она была на карте? И вдруг советская власть дает ей самостоятельность, даёт ей язык и все атрибуты нации. И этот народ сегодня, безусловно, утратил меру справедливости. Сегодня они сбрасывают памятники того человека, который дал им эту свободу и дал им возможность этой самостоятельности, "самостийности".

Слово "справедливость" — это не только "правда". Здесь есть ещё и корень "веды", "ведать". А "ведать" — это "знать". Отсюда и древнее арийское слово "веды". Это больше, чем знание — это видение будущего, видение истины, которое мы, как правило, не можем осязать. Поэтому и высшая справедливость так трудна для человека.

Тема справедливости — удивительная тема, которая заслуживает внимания, особого объяснения и понимания. И вот что получилось из рассуждений об этой теме, об этом удивительном слове, к которому, возможно, с сегодняшнего дня я отнесусь с гораздо большим вниманием и пониманием.

Благодарю вас за приглашение к этой беседе.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов)

Биография :

Родился 14 января 1945 г. в Москве, крещен в младенчестве. Отец, Анисимов Иван Ильич, принадлежал к священническому роду, происходившему из Орловской губернии.

По окончании школы проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

В 1977 г. окончил Всесоюзный юридический заочный институт по специальности правоведение. Работал консультантом в Инюрколлегии, инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; инспектором-искусствоведом в Художественном фонде РСФСР; заместителем начальника Управления механизации треста «Мострансстрой».

В 1987 г. принят в службу эконома Свято-Троицкой Сергиевой лавры, принимал участие в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1990 г. в г. Иваново архиепископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона (22 мая) и во пресвитера (2 августа).

С апреля 1993 г. по май 2007 г. служил в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Преподавал в Иваново-Вознесенской духовной семинарии догматическое богословие, церковное право, основное богословие, апологетику и миссиологию, а также основное богословие в Ивановском православном богословском институте.

5 сентября 1993 г. архиепископом Иваново-Вознесенским Амвросием пострижен в монашество с именем Августин в честь блаженного Августина, еп. Иппонийского.

В 1995 г. возведен в сан игумена.

В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию.

Занимался миссионерской деятельностью в Иваново-Вознесенской епархии и за ее пределами. В своей деятельности делал акцент на возрождение православного образа жизни через общинную жизнь приходов и коллективов. На конкурсе миссионерских проектов в рамках XV Рождественских образовательных чтений Синодальным миссионерским отделом была отмечена дипломом программа «Православная община как миссия для введения православного образа жизни в России».

В 1995-2002 гг. преподавал предмет «Миссиология» на Курсах катехизаторов Братства Александра Невского в г. Нижний Новгород. В 1995 г. по приглашению правительства и Лютеранской Церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в г. Ганновер с целью изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере. В 1996 г. выступал в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России». В 2001 г. по просьбе главы г. Иваново читал курс лекций «Православный образ жизни. Основы Православия» для аппарата городской администрации г. Иваново. Преподавал в Ивановском государственном университете, в частности читал авторский курс «Феноменология религии» на историческом факультете. В 2007-2008 гг. преподавал в Ивановском институте повышения квалификации учителей для подготовки их к ведению курса «Основы православной культуры». В течение 8 лет был председателем оргкомитета по проведению праздников «Рождественский подарок» и «Светлый праздник», целью которых было привлечение учащейся молодежи музыкальных и художественных школ и училищ, общеобразовательных школ к православным ценностям. Принимал участие в VI кинофестивале «Золотой витязь» в качестве члена жюри.

В 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II включен в состав рабочей группы Общественно-политического экспертного совета по разработке Образовательной концепции Русской Православной Церкви.

В мае 2006 г. по приглашению дирекции Российского центра науки и культуры г. Варшавы участвовал в церемонии открытия Года русской культуры в Польше в г. Лодзь.

В 2007 г. вошел в состав комиссии по канонизации Иваново-Вознесенской епархии. В 2008 г. по приглашению председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна участвовал в рабочем семинаре по разработке концепции учебного пособия и методологии преподавания предмета «Миссиология».

Указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа от 15 октября 2008 г. почислен за штат с правом перехода в Нижегородскую епархию. В декабре 2008 г. назначен строителем восстанавливаемого Феодоровского мужского монастыря.

Определением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 45) назначен наместником Феодоровского мужского монастыря в г. Городец Нижегородской области.

Являлся духовником Свято-Елизаветинского отделения сестер милосердия Нижегородского медицинского колледжа; духовным попечителем, лектором-консультантом кафедры международно-политических коммуникаций факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 7) избран епископом Городецким и Ветлужским.

Наречен 29 марта 2012 г. Хиротонисан за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя 8 апреля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Образование : 1977 г. - Всесоюзный юридический заочный институт. 2001 г. - Московская духовная семинария. Епархия : Городецкая епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации :

ЕПИСКОП АВГУСТИН: РОССИЯ ДОЛЖНА ДАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ НОВУЮ МОДЕЛЬ МИРА

Россия должна предложить всем народам мира другую модель «жизнедеятельности человека» в ответ на доминирующую сегодня модель капитализма, заявил епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов) 24 января, в ходе XXV Международных Рождественских чтений в МГУ на секции «1917 год и „Русский путь“», сообщает РИА Новости.

«Сегодня, когда не стало такой мощной государственной и мировой силы, каковым был Советский Союз, - как защитник слабых народов, как поборник социалистической справедливости, как социалистическая модель альтернативы капитализму , транснациональным капиталистическим корпорациям и транснациональной банковской системе, - сегодня человечество оказалось перед лицом феноменального вопроса: или принять данную парадигму и модель жизнедеятельности для всех народов планеты, - я имею в виду сегодняшнее доминирование американцев, - или выработать и принять другую модель», - отметил епископ в своей речи.

По мнению Августина, Советский Союз доказал жизнеспособность своей модели в Великой Отечественной войне. Но при этом он отметил, что после Сталина советские правители не способны уже были управлять огромной государственной машиной советского государства.

Само «советское» епископ Августин охарактеризовал, как

«не национальное, не религиозное и не сословное понятие. Политическая воля и система творит новый тип личности: все работают на мощь государства, и государство возвращает членам общества все необходимое для формирования советского типа личности и советского образа народной жизни: все бесплатно, все честно, все ответственно. Советский Союз - это огромная семья во главе с отцом».

Сталина епископ поставил в один ряд с такими выдающимися историческими личностями в истории России, как Петр Первый, Иван Грозный, Александр Невский. Но отметил, что масштаб ответственности у Сталина был другой. На советскую Россию смотрел весь мир, чтобы понять всю созидательную мощь человечества, которую раскрывал советский проект. И этот проект смог объединить

«в один Союз, в одну идею, в одно мировоззрение, одну идеологию и одну цель десятки этносов, наций, народов, личностей, и родила новый феномен - с 15-ю национальными республиками, с мощнейшей законодательной, научной, образовательной, здравоохранительной, хозяйственно-экономической базой, защищенной Вооруженными силами, уникальной системой государственной безопасности на основе новой Конституции».

При этом России необходима «историческая верность Православию», добавил в конце Августин.

От редакции:

на фото: еп. Городецкий Августин — игрок команды Городецкой епархии. В 2014 году Владыка отличился в матче с командой С-Петербургской митрополии, забив мяч с пенальти.

Стоит отметить, что Владыка до рукоположения работал инструктором в Московском обкоме профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и выступал за молодежный состав клуба «Спартак» (Москва). А в 1995 г. уже будучи в сане игумена по приглашению правительства и Лютеранской Церкви Нижней Саксонии (Германия) находился в официальной командировке в г. Ганновер с целью изучения системы образования и взаимодействия Церкви и государства в социальной сфере. В 1996 г. выступал в Государственной Думе РФ на парламентских слушаниях по теме «Образование и национальная безопасность России».

Если религиозные убеждения таборитов и не были лишь формой, в которую вылились политические и социальные элементы, то во всяком случае социальное и национальное чувство играло у них весьма важную роль.

Чехи страдали от иноземного порабощения; многие из вожаков гуситов считали себя прямо мстителями «за оскорбление языка чешского и славянского». В политическом отношении табориты особенно стремились к уничтожению королевской власти и все свои нападки направили на короля Сигизмунда, которого еще на сейме в Чеславе называли гонителем священных прав народа, врагом чешского языка и веры. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, говорил Сигизмунд,- что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклефистов и гуситов».

Идеалом таборитов была демократическая республика. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причем у них строго различались общины военные и семейные; обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых - ремесла, сельское хозяйство и доставление всего необходимого для войны.

Табориты стремились к уничтожению господства немцев и к установлению полной самостоятельности и независимости чешского элемента. Низший класс чешского народа крестьяне, мелкие мещане, составившие главный контингент таборитов,- были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно.

Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых иные равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикальных таборитов массы народа двинулись на гору Табор - главный оплот таборитов.

Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали свое имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи.

Угнетенный народ находил утешение в новом учении, основанном исключительно на Священном Писании. Ему говорили на родном языке об евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

«Чаша», около которой главным образом вращалась религиозная борьба католицизма и гуситов, являлась для угнетенных низших классов чешского народа символом братского единения и равенства в будущем.

Вандализм, с которым табориты разрушали храмы и их украшения, уничтожали картины и т.п., объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства духовенство, бароны, богатые горожане,- да и самое искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.

Новые идеалы свои во время своих собраний на горе Табор они воплощали, по словам источников, следующим образом. Приходящие со знаменами толпы на Табор встречались с воодушевлением. Всякий приходящий, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. До обеда священники поочередно исполняли разные обязанности - проповедовали, исповедовали, причащали под обоими видами. В полдень все сообща совершали братскую трапезу; съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни.

Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определенные коммунистические воззрения; но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации еще очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились.

Мечты таборитов, не находя подходящей почвы, скоро потерпели крушение. В король Йиржи Подебрад совершенно уничтожил их самостоятельное существование как партии религиозной и политической. Их учение пустило, однако, глубокие корни в чешском народе. До известной степени прямыми продолжателями его явились «чешские братья », деятельность которых, в противоположность таборитов, отличалась полным спокойствием и миролюбием.

Источники:

П. Васильев, Причины и характер чешского религиозного движения, ЖМНП, 1876, ч. 186, стр. 90-125, 234-280; Иван Пальмов, Вопрос о чаше, СПб., 1881; статья С.А. Венгерова в «Вестнике Европы» за 1882.

Сожжение Яна Гуса в 1415 г. дало толчок антикатолическому движению гуситов в Богемии. Более радикальная часть гуситов – табориты – сделала своим центром хорошо защищенный городок близ Праги, который они по имени библейской горы называли Табор (Фавор). Сюда стекались проповедники из еретических сект всей Европы: иоахимиты (последователи средневекового мистика Иоахима Флорского ), вальденсы , беггарды . Среди таборитов были широко распространены хилиастические и социалистические учения. Были и попытки практического их осуществления.

Ян Гус - основоположник учений гуситов и таборитов. Портрет кисти неизвестного художника XVI века

Приведем краткую характеристику взглядов таборитов на основании сочинений их современников: будущего папы Энея Сильвия Пикколомини , Пшибрама, Вавржинеца, (Лаврентия из Бжезина).

Табориты считали, что в 1420 г. наступит конец мира – consumatio saeculi. Однако этот термин выражает лишь конец «старого мира», «господства зла». Произойдет немедленное устранение всех «злых». Наступит «день мщения и год возмездия», во время которого, по мнению таборитов:

«должно всех возвышенных и властвующих согнуть, как ветви деревьев, и срубить, сжечь в печи, как солому, не оставив ни корней, ни отростков, измолотить, как снопы, кровь из них выцедить, скорпионами, змеями и дикими зверями их истребить, смерти предать.

«Отменяется» и прекращается Христов закон милосердия, «поскольку его разумение и письменные положения во многих случаях противоречат указанным выше суждениям».

Наоборот, надо действовать «ревностно, жестоко и справедливым возмездием».

Необходимо, чтобы «каждый, верный омывал руки в крови врагов Христа».

Кто воспрепятствует пролитию крови недругов Христа, будет проклят и наказан так же, как и они. Все крестьяне, не присоединившиеся к таборитам, «сами вместе со своим имуществом должны быть уничтожены».

Установится Царство Божие на земле – но не для всех, а только для «избранных». «Зло» не устранится из мира, но будет подчинено «добрым». Все верные (т. е. сторонники учения таборитов) должны сосредоточиться в пяти городах, тому же, что вне этих городов, не будет пощады при Cтрашном суде. Из этих городов табориты должны править всей землей, а те города, которые будут им сопротивляться, «разрушать и сжигать, как Содом».

В частности, «в году мщения город Прага должен быть разрушен и сожжен верными, как Вавилон».

Согласно учению таборитов, закончится этот период пришествием Христа. Тогда «избранники Божии будут с Господом Богом видимо и ощутимо тысячу лет царствовать».

Когда Христос с ангелами спустятся на землю, тогда воскреснут праведники, умершие за Христа, и вместе с ним начнут судить грешников. Жены будут зачинать, не зная мужчин, и рожать без мук. Никто не будет ни сеять, ни жать.

«Никаких плодов уже не будет потребляться».

Проповедники таборитов призывали «ничего не делать, деревья ломать, а дома, церкви и монастыри разрушать».

«Все установления и людские решения должны быть отменены, так как всех их не создал Отец Небесный».

Табориты учили – что существующая «церковь еретическая и неправедная и что у нее все богатство должно быть отнято и отдано мирянам».

«Дома священников, все церковное имущество должно быть уничтожено, церкви, алтари и монастыри разрушены».

«Церковные колокола табориты снимали и разбивали, а затем продавали на чужбину. Церковную утварь, подсвечники, золото и серебро разбивали».

«Алтари везде разбили, Святые Дары из них выбросили, храмы Божии оскверняли, превращая их в хлевы и конюшни».

«Святые Дары топтали ногами».

«Кровь Христову выливали, чаши крали и продавали».

Один из проповедников-таборитов говорил, что «предпочел бы дьяволу молится, чем преклонить колена перед Святым причастием».

«Великое множество священников убили, сожгли и погубили, и не было для них ничего радостнее, чем схватить кого-нибудь, чтобы убить».

Любимой песней таборитов было: «А ну-ка, монахи, попрыгайте».

Когда начнется царство праведников, «не нужно будет, чтобы один другого учил. Не нужно будет ни книг, ни письменности, и вся мирская мудрость погибнет».

В монастырях табориты неизменно уничтожали библиотеки.

«У врагов Божиих все имущество должно быть отнято и сожжено или уничтожено».

«Этой зимой и летом проповедники и старшие гетманы таборитов настойчиво одурачивали крестьян, чтобы они ссыпали деньги в кадки». Таким образом, были обобществлены деньги в общине. Были выделены «смотрители за кадками», которые следили за неукоснительной сдачей денег и распределяли общественные средства.

«В Городище или Таборе нет ничего моего или твоего, а все вместе одинаково пользуются: у всех все должно быть общим, и никто не должен ничего иметь отдельно, тот, кто имеет отдельно, тот грешит».

Один из пунктов учения таборитов гласил: «Никто не должен ничем владеть, но все должно быть общим».

Таборитские проповедники учили: «Все будет общим, в том числе и жены: будут свободные сыновья и дочери Божии, и не будет брака как союза двух – мужа и жены».

Бегград из Бельгии основал среди таборитов секту адамитов, которая обосновалась на островке на р. Лужнице. Сам он называл себя Адамом и сыном Божиим, призванным воскресить мертвых и осуществить предначертания Апокалипсиса. Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Скоро, учили они, кровь затопит мир по уздечку коня. Они в этой земле – коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение – грех. Члены этой секты таборитов убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик». Так, в городе Прчице они «перебили всех людей – молодых и старых, а городок сожгли».

На собраниях адамиты ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было – каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился» – и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.

«Небо они называют крышей и говорят, что нет Бога на земле, как нет и чертей в аду».

По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами.

Долгое время рассказы об адамитах (как и многие сведения о таборитах) считались выдумкой их врагов. Начало такому взгляду положил французский просветитель, гугенот Исаак де Бособр, а в наиболее крайней форме он выражен в книгах марксистского чешского историка Мацека. Однако уже Энгельс отметил:

«Любопытный факт: в каждом крупном революционном движении вопрос о «свободной любви» выступает на передний план».

Интересно, что недавно вопрос о таборитах-адамитах подвергся обстоятельному критическому разбору со стороны марксистских же историков Е. Вернера и Эрбштоссера. Они показали существование давней традиции «адамитства», культа имени Адама, в движении «Братьев свободного духа ». Сведения о богемских «адамитах», если учесть естественные искажения, объясняющиеся замкнутым, эзотерическим характером их учения, вполне согласуются с картиной общеевропейского движения «свободных духов».

Например, Мацек считает «верхом грязной клеветы» на учение таборитов приведенное нами выше место из «Старой летописи»: «Все будет общим, в том числе и жены...» По его мнению, это высказывание опровергается другим местом у Пшибрама, где говорится, что в Таборе запрещалась близость между мужем и женой: «если же увидят или проведают о встречах супругов, их избивали до смерти, иных бросали в реку». Однако именно оба эти места вполне согласуются с традицией «свободных духов», проповедовавших неограниченную сексуальную свободу и в то же время – греховность брака, что, например, имело место в группе «Homines intelligentales», действовавшей в Брюсселе почти одновременно с чешским адамитами.

Император и папа призвали к крестовому походу против таборитов, но те не только разбили крестоносцев, но и перенесли войну в соседние страны. Их набеги, получившие в гуситской традиции название «Прекрасных походов», производились ежегодно в 1427-1434 гг. Некоторые страны табориты опустошали, унося с собой добычу, в других, например, в Силезии, оставляли гарнизоны. В одной песне того времени говорится:

«Мейсен и Саксония погублены, Силезия и Лужицы в развалинах, Бавария превращена в пустыню, Австрия разорена, Моравия истощена, Богемия перевернута вверх дном».

Отряды таборитов доходили до Балтийского моря, до стен Вены, Лейпцига и Берлина, им уплатил контрибуцию Нюренберг. Чехия была разорена. В «Хронике старого коллегиата» говорится:

«ведь в вышеуказанных походных войсках были по большей части чужеземцы, не чувствовавшие никакой любви к королевству».

«на их совести пожары, грабежи, убийства, насилия».

Но и вся Центральная Европа в ходе гуситских войн подвергалась страшному опустошению. Папа вынужден был пойти на уступки. На Базельском соборе в 1433 г. было достигнуто соглашение с гуситами, в результате которого они возвращались в католическую церковь. Но табориты – наиболее радикальная часть гуситов – не признала соглашения и была уничтожена в бою под Липанами в 1434 г.