Димитрия сеченова миссионерская просветительская и государственная деятельность. Значение димитрий (сеченов) в православной энциклопедии древо. Миссионерская, просветительская и государственная деятельность

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Димитрий (Сеченов) (1709 - 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий.

Образование получил в Московской Славяно-греко-латинской академии.

В конце 1729 г. или в начале 1730 г., еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дезидерия и рукоположен во иеродиакона.

17 марта 1731 г. пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.

По окончании курса обучения оставлен при академии учителем.

С 4 декабря 1738 г. - настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещенных Казанской епархии.

11 сентября 1740 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.

9 августа 1748 г. по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь.

В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов.

30 июня 1767 г. награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта Нового Устава.

Скончался 14 декабря 1767 г. от апоплексического удара во время пребывания своего в Москве в числе участников в работе комиссии по составлению проекта нового уложения. Тело его было торжественно перевезено в Новгород.

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом.

При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот.

Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Большое внимание преосвящ. Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов (в Рязанской - греческий язык и философию). В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Отличительной чертой преосвящ. Димитрия была любовь к храмоздательству. Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии. В городе Новгороде в 1759 г. построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.

Заботился преосвящ. Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.

Преосвящ. Димитрий прославился и как замечательный проповедник. Своими проповедями он был известен и в Петербурге.

К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина II . Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.

В деятельности преосвящ. Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом. Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.

За свою многообразную деятельность митр. Димитрий имел ряд наград.

Последование в неделю Православия (Указание на труд см. Рус. архим, 1870, № 4 и 5, с. 752).

Проповеди (напечатаны весьма немногие).

Литература

Макарий, архим. История Нижегор. иерархии (1672-1850). СПб, 1857, с. 110-112, 113, 115, 117, 121, 123, 124-126.

Соловьев С.М. История России, кн. IV, с. 1529; кн. V, с. 209-211, 262, 328, 329, 1180-1181, 1305, 1306, 1328, 1333, 1370-1372, 1383, 1451, 1454, 1471-1473; кн. VI, с. 283, 327-328, 349, 413.

Скрыпченко М. Митр. Димитрий Сеченов (кандидатское сочинение). Казань, 1896.

Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 127, 130.

Щегольков Н. Историч. сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911, с. 84, 85.

Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич - памятники художеств. старины. М., с. 39.

Гатцук Календарь на 1883 г., с. 130.

Булгаков, с. 1406, 1407, 1411.

Строев П., с. 37, 416, 606.

Толстой Ю., № 65.

Денисов, с. 246.

Списки архиереев, № 65.

Н. Д., с. 19, 36, 58.

Портреты именитых мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 33, 34.

Церковные вопросы в России, или рус. дух. ведом. Браила, 1896, с. 47.

Руководство для сельских пастырей, 1867, № 45, 47, 51.

Новгород. еп. вед., 1895.

Изв. Казан. еп., 1907, № 8, с. 242; № 9, с. 264-265; № 10, с. 298.

Рус. палом., 1916, № 20, с. 309.

Русская старина, 1871, т. 3, с. 140, 262.

Рус. архив, 1872, № 3, с. 459.

-"- 1895, кн. 2-я, с. 10 (Святый Димитрий, митрополит Ростовский).

-"- 1904, кн. 1-я, № 4, с. 639.

Ж. М. П., 1959, № 11, с. 49.

Ж. П. Б., т. III, с. 141.

БЭЛ, т. IV, с. 1051.

БЭС, т. I, с. 735; т. II, с. 1675, 1899, 1973.

РБС, т. VI, с. 394-395.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7399

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ)
    Димитрий (Сеченов) (1708 - 1767) - митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник московской славяно-греко-латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия …
  • ДИМИТРИЙ СЕЧЕНОВ
    (1708-1767) — митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно-греко-латинской акад., с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 …
  • СЕЧЕНОВ в Словаре русских фамилий:
    Фамилия связана с глаголом сечь, который имел различные значения, в частности — “ранить холодным оружием” или “подвергнуть телесному …
  • СЕЧЕНОВ в Энциклопедии Биология:
    Иван Михайлович (1829-1905), российский естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы, создатель естественно-научного направления в психологии. Исследуя головной мозг лягушки (1862), установил …
  • ДИМИТРИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Demetrius, ?????????). 1) Димитрий Полиоркет. т. е. завоеватель городов, получивший это название за изобретенные им громадные осадные машины. Он был …
  • ДИМИТРИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий - царевич, сын царя Ивана Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Феодоровны Нагой. Родился 19 …
  • СЕЧЕНОВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Иван Михайлович (1829- 1905), естествоиспытатель, основоположник отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии; поч. академик Петербургской АН (1904; ч.-к. …
  • СЕЧЕНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Иван Михайлович — один из выдающихся русских физиологов; род. 1 августа 1829 г., образование первоначальное получил в Главном инженерном …
  • ДИМИТРИЙ ЦАРЕВИЧ, СЫН ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Федоровны Нагой, род. 19 окт. 1581 г. По смерти отца и восшествии на …
  • ДИМИТРИЙ ИМЕНА МАКЕД. И СИРИЙСК. ЦАРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????) — ?мя многих македонских и сирийских царей. 1) Д. Полиоркет, т. е. покоритель городов (337-283 до Р. Хр.), сын …
  • ДИМИТРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Димитрий Солунский - св. великомуч., пострадавший во время импер.Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование внашей Минеи, под …
  • СЕЧЕНОВ
    С́ЕЧЕНОВ Ив. Мих. (1829-1905), учёный и мыслитель, основоположник рос. физиол. школы, ч.-к. (1869), поч. ч. (1904) Петерб. АН. В классич. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Дан. Саввич Туптало) (1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский (с 1702), писатель. Поддерживал реформы Петра I, но …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (?-1392), основатель и первый игумен Спасо-Прилуцкого мон. близ Вологды (с 1446). Канонизирован Рус. правосл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ I Пападопулос (1914-91), греч. церк. деятель, патриарх Константинопольский (Вселенский) с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дм. Ив. Самбикин) (1839- 1908), церк. деятель и историк, архиепископ Казанский и Свияжский с 1905. Автор иссл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Клим. Ив. Муретов) (1811-83), архиепископ Херсонский и Одесский (с 1860), богослов, проповедник. Проф. Киевской духовной академии (с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дан. Анд. Сеченов) (1709- 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий (с 1762), миссионер, просветитель. Будучи епископом Нижегородским и …
  • СЕЧЕНОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Иван Михайлович? один из выдающихся русских физиологов; род. 1 августа 1829 г., образование первоначальное получил в Главном инженерном училище; …
  • ДИМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    дмитрий, …
  • ДИМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Димитрий, (Димитриевич, …
  • СЕЧЕНОВ
    Иван Михайлович (1829-1905) , российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской АН. В классическом …
  • ДИМИТРИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Скепсийский (Геллеспонтский) (1 в.), князь, обращенный святым Корнилием Сотником, христианский мученик, пострадавший от язычников. Память в Православной церкви 11 (14) …
  • СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
    (1829-1905) - русский физиолог и психолог. Почетный член Петербургской Академии наук (1904). Основные сочинения: "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик Память 26 октября. …
  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Туптало) (1651 - 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель. Память …
  • ДИМИТРИЙ (РОЙСТЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Ройстер) (род. 1923), архиепископ б. Далласский и Южный (Православная Церковь в Америке). …
  • ДИМИТРИЙ (ДОБРОСЕРДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Добросердов) (1864 - 1937), архиепископ Можайский, священномученик. В миру Добросердов Иван …
  • ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (князь Абашидзе) , в схиме Антоний (1867 - 1942), схиархиепископ б. Таврический и …
  • СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Сеченов (Иван Михайлович) - один из выдающихся русских физиологов; родился 1 августа 1829 г., образование первоначальное получил в главном инженерном …
  • ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ДИМИТРИЙ-ФОМА КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий-Фома Константинович, сын великого князя нижегородского Константина Васильевича, князь суздальский, потом великий князь нижегородский (1323 - 1384). По смерти …
  • СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Михайлович , русский естествоиспытатель-материалист, основоположник отечественной физиологические школы …
  • ПСИХОЛОГИЯ в Новейшем философском словаре:
    (греч. psyche - душа, logos - учение, наука, слово) - наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни человека …
  • ПОВЕДЕНИЕ в Новейшем философском словаре:
    присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) н внутренней (психической) активностью. Термин "П." применим как к …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • КЕДРОЛИВАНСКИЙ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кедроливанский Дмитрий Васильевич (1890 - 1938), священник, священномученик. Память 4 февраля, …
  • ДИОНИСИЙ (ХИТРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий (Хитров) (1818 - 1896), епископ Уфимский и Мензелинский. В миру Хитров Димитрий …
  • 1 МАК 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Первая книга Маккавейская. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 …

План
Введение
1 Биография и церковная карьера
2 Миссионерская, просветительская и государственная деятельность
3 Проповедническая и литературная деятельность
4 Список изданных трудов
Список литературы
Димитрий (Сеченов) Введение Митрополит Дими́трий (в миру Дании́л Андре́евич Се́ченов; 6 декабря 1709 - 14 декабря 1767, Москва) - епископ Русской церкви, с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер. 1. Биография и церковная карьера Родился в дворянской семье, один из немногих церковных иерархов великорусского происхождения в царствование Елизаветы Петровны. Обучался в Славяно-греко-латинской академии (?-1730). 17 марта 1731 г. пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. После окончания курса 24 ноября 1735 г. был назначен учителем в академию, с 29 сентября 1738 принял на себя обязанности академического проповедника.Уже 4 декабря 1738 г. Димитрий был назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря (Казанская епархия), а также управляющим делами новокрещенных Казанской епархии. 11 сентября 1740 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 г. хиротонисан во епископа Нижегородского.9 августа 1748 г. по болезни уволен на покой в Раифский Богородицкий монастырь, но уже 24 февраля 1752 г. вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде, 21 июня 1752 г. он становится епископом Рязанским и Муромским, 22 октября 1757 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру. 22 сентября 1762 г. именно Димитрий Сеченов совершил обряд коронации Екатерины II; 8 октября того же года возведен в сан митрополита. В ноябре 1762 г. назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 г. назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в Уложенную комиссию. Скончался от апоплексического удара 14 декабря 1767 г. Погребен в новгородском Софийском соборе. 2. Миссионерская, просветительская и государственная деятельность Деятельность Димитрия Сеченова в качестве распространителя православия оценивается неоднозначно, ср.:На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.- Информация с сайта «Русское православие»Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г., Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение»… Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек.Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964Более однозначно оценивается его просветительская работа: в частности, он способствовал созданию семинарий и духовных училищ, заботился о расширении их учебных программ (например, ввел в Рязанской семинарии преподавание греческого языка и философии, в Новгородской - немецкого языка и географии). При его управлении в епархиях шло активное строительство церквей.В качестве члена Священного Синода Димитрий всецело поддержал секуляризацию церковных земель, начатую Екатериной II, а также выступил как судья по делу Арсения Мацеевича. 3. Проповедническая и литературная деятельность «Речь поздравительная» Екатерине II. М., 1763.Димитрий рано проявил себя как талантливый и активный проповедник, однако сохранилось крайне мало его произведений. Филарет (Гумилевский) сообщал о 2 рукописных сборниках его «слов», которые собиралась издать Екатерина II. При жизни издано было всего 2 его проповеди 1742 г., а также поздравление с новым годом Екатерине II - «Речь благодарственная» 1763 г. В начале XIX в. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 3 его небольшие приветственные речи Петру III. Наряду с Сильвестром Кулябкой Димитрий Сеченов считается одним из возможных адресатов «Гимна бороде» М. В. Ломоносова (1757), а также одним из возможных авторов ответного стихотворения «Передетая борода или имн пьяной голове», подписанного «Христофор Зубницкий» (см. комментарии к ПСС М. В. Ломоносова).Пример приветственной речи Петру III: Что речемъ, сынове россiйстiи? Благодаряще благодаримъ Вышняго, владѣющаго царствомъ о благополучiи нашего; ему же восхоте дарова, вознесе избраннаго отъ людей своихъ. Но что тебе, дражайшiй государь, въ сiй день благополучiя и прославленiя божескiя принесемъ? Отроковица иногда, услышавши гласъ тезоименитаго твоего Петра, не отверзетъ отъ радости дверей. Мы, видѣвше и свѣтлое лицо твое и слышавши твой гласъ, не можемъ от радости отверсти устенъ, но отверзаемъ пламенемъ любве и въ вѣрности горящая сердца; твоя отъ твоихъ приносимъ; воспрiими прародительскiй престолъ твой, еще въ 1742 году тебѣ въ наслѣдiе врученный и присягою утвержденный, во странахъ Европы и Азiи проповѣданный. Успѣвай и царствуй, прiими государство твое въ крѣпкое защищенiе. Защити матерь свою христову церковь, въ ней же духомъ святымъ рожденъ еси; заступи обидимыя, устраши злыхъ, возлюби добрыхъ, управляй своима очима и рукама великое сiе служенiе.Речь преосвященного Димитрия архиепископа новгородского, к Его Императорскому Величеству, поздравительная о восшествии на всероссийский престол //Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.2-3. 4. Список изданных трудов Проповеди и речи

    «Слово на день Благовещения» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии, второе издание - 1743 г. «Слово в день явления иконы Казанской Богоматери» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии; второе издание - 1743 г., третье - 1746. «Речь благодарственная» М., 1763. «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6.
Список литературы:
    У Евгения (Болховитинова) ошибочно указан 1765 г. «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.1-4.

План
Введение
1 Биография и церковная карьера
2 Миссионерская, просветительская и государственная деятельность
3 Проповедническая и литературная деятельность
4 Список изданных трудов
Список литературы
Димитрий (Сеченов)

Введение

Митрополит Дими́трий (в миру Дании́л Андре́евич Се́ченов; 6 декабря 1709 - 14 декабря 1767, Москва) - епископ Русской церкви, с 1762 года митрополит Новгородский и Великолуцкий, проповедник и миссионер.

1. Биография и церковная карьера

Родился в дворянской семье, один из немногих церковных иерархов великорусского происхождения в царствование Елизаветы Петровны. Обучался в Славяно-греко-латинской академии (?-1730). 17 марта 1731 г. пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха. После окончания курса 24 ноября 1735 г. был назначен учителем в академию, с 29 сентября 1738 принял на себя обязанности академического проповедника.

Уже 4 декабря 1738 г. Димитрий был назначен настоятелем Свияжского Успенского монастыря (Казанская епархия), а также управляющим делами новокрещенных Казанской епархии. 11 сентября 1740 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещенных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 14 сентября 1742 г. хиротонисан во епископа Нижегородского.

9 августа 1748 г. по болезни уволен на покой в Раифский Богородицкий монастырь, но уже 24 февраля 1752 г. вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Священном Синоде, 21 июня 1752 г. он становится епископом Рязанским и Муромским, 22 октября 1757 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Новгородскую и Великолуцкую кафедру. 22 сентября 1762 г. именно Димитрий Сеченов совершил обряд коронации Екатерины II; 8 октября того же года возведен в сан митрополита. В ноябре 1762 г. назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов. 30 июня 1767 г. назначен депутатом от Священного Синода и всего русского духовенства в Уложенную комиссию. Скончался от апоплексического удара 14 декабря 1767 г. Погребен в новгородском Софийском соборе.

2. Миссионерская, просветительская и государственная деятельность

Деятельность Димитрия Сеченова в качестве распространителя православия оценивается неоднозначно, ср.:

На долю Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжении 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и с большим успехом. При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5000 инородцев и добился для них различных льгот. Однажды при обозрении епархии еп. Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Информация с сайта «Русское православие»

Татары и башкиры жаловались, что Сеченов силой принуждал их креститься, погружая в купель связанными, держал многих в тюрьме под караулом в кандалах и колодках и подвергал мучительным побоям. Действуя на основании указа Синода от 14 февраля 1743 г., Сеченов сжигал мусульманские кладбища и молельни, разорял крестьянские дома, рубил в них окна и двери, выламывал печи. В результате крестьяне пришли «в конечное разорение»… Действуя огнем и мечом, Сеченов за один год сумел обратить в православие свыше 17 тысяч татар. Его перевели в Нижний Новгород, и здесь за четыре года он заставил принять православие более 30 тысяч человек.

Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964

Более однозначно оценивается его просветительская работа: в частности, он способствовал созданию семинарий и духовных училищ, заботился о расширении их учебных программ (например, ввел в Рязанской семинарии преподавание греческого языка и философии, в Новгородской - немецкого языка и географии). При его управлении в епархиях шло активное строительство церквей.

В качестве члена Священного Синода Димитрий всецело поддержал секуляризацию церковных земель, начатую Екатериной II, а также выступил как судья по делу Арсения Мацеевича.

3. Проповедническая и литературная деятельность

«Речь поздравительная» Екатерине II. М., 1763.

Димитрий рано проявил себя как талантливый и активный проповедник, однако сохранилось крайне мало его произведений. Филарет (Гумилевский) сообщал о 2 рукописных сборниках его «слов», которые собиралась издать Екатерина II. При жизни издано было всего 2 его проповеди 1742 г., а также поздравление с новым годом Екатерине II - «Речь благодарственная» 1763 г. В начале XIX в. в журнале «Отечественные записки» были опубликованы 3 его небольшие приветственные речи Петру III.

Наряду с Сильвестром Кулябкой Димитрий Сеченов считается одним из возможных адресатов «Гимна бороде» М. В. Ломоносова (1757), а также одним из возможных авторов ответного стихотворения «Передетая борода или имн пьяной голове», подписанного «Христофор Зубницкий» (см. комментарии к ПСС М. В. Ломоносова).

Пример приветственной речи Петру III:

Что речемъ, сынове россiйстiи? Благодаряще благодаримъ Вышняго, владѣющаго царствомъ о благополучiи нашего; ему же восхоте дарова, вознесе избраннаго отъ людей своихъ. Но что тебе, дражайшiй государь, въ сiй день благополучiя и прославленiя божескiя принесемъ? Отроковица иногда, услышавши гласъ тезоименитаго твоего Петра, не отверзетъ отъ радости дверей. Мы, видѣвше и свѣтлое лицо твое и слышавши твой гласъ, не можемъ от радости отверсти устенъ, но отверзаемъ пламенемъ любве и въ вѣрности горящая сердца; твоя отъ твоихъ приносимъ; воспрiими прародительскiй престолъ твой, еще въ 1742 году тебѣ въ наслѣдiе врученный и присягою утвержденный, во странахъ Европы и Азiи проповѣданный. Успѣвай и царствуй, прiими государство твое въ крѣпкое защищенiе. Защити матерь свою христову церковь, въ ней же духомъ святымъ рожденъ еси; заступи обидимыя, устраши злыхъ, возлюби добрыхъ, управляй своима очима и рукама великое сiе служенiе.

Речь преосвященного Димитрия архиепископа новгородского, к Его Императорскому Величеству, поздравительная о восшествии на всероссийский престол //Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.2-3.

4. Список изданных трудов

Проповеди и речи

· «Слово на день Благовещения» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии, второе издание - 1743 г.

· «Слово в день явления иконы Казанской Богоматери» 1742 г., издано в Московской синодальной типографии; второе издание - 1743 г., третье - 1746.

· «Речь благодарственная» М., 1763.

· «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6.

Список литературы:

1. У Евгения (Болховитинова) ошибочно указан 1765 г.

2. «Три речи Димитрия Сеченова» // Отечественные записки. 1839. № 6. Раздел «Смесь». С.1-4.

Димитрий Сеченов

(в миру Даниил Андреевич; 1709-1767 гг.) - митрополит Великоновгородский и Воликолуцкий. Митрополит Димитрий происходил из дворянской фамилии, родился 6 декабря 1709 года и при крещении был назван Даниилом. Первоначальное образование получил в доме отца, а затем поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В конце 1729 г., а может быть и в начале 1730 г., Сеченов, будучи еще студентом академии, постригся в монашество с именем Дезидерия, произведен в иеродиакона Заиконоспасского монастыря и сделан казначеем. 17 марта 1731 г. иеродиакон Дезидерий был пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен в иеромонаха. По окончании курса, иеромонах Димитрий оставлен был при академии учителем "фары". Своими высокими дарованиями и способностью к проповеди слова Божия обратил на себя особенное внимание начальства и 29 сентября 1738 г. к его учительским обязанностям присоединены были и обязанности академического проповедника. Этим годом и закончилось его пребывание в академии. На его долю выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в православие инородцев Казанского края: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков; и дело это он в продолжение 10 лет исполнял с честию, с мужественным самоотвержением и с громадным успехом. 4 декабря 1738 г. иеромонаху Димитрию поручено было правление новокрещенских дел Казанской епархии, с назначением его настоятелем Свияжского Богородицкого монастыря, а 11 сентября 1740 г. за ревностные труды по обращению иноверцев он возведен в сан архимандрита и назначен управителем новокрещенских дел Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. 27 декабря 1741 г. архимандрит Димитрий был вызван в Москву и 16 июля 1742 г. был назначен епископом Нижегородским и Алатырским, с повелением по-прежнему трудиться при делах крещения неверных народов (10 сент. было наречение и 14 сент. хиротония во епископа). Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 50000 инородцев и выхлопотал для них различные льготы. В 1743 г., при обозрении епархии, он подвергся нападению мордвы и едва живым скрылся в церкви ближайшего села. Кроме великих трудов по обращению иноверцев, преосвященный Димитрий много заботился об устройстве Нижегородской семинарии и всей вверенной ему епархии. Семинария обязана ему и новым местом, и новыми зданиями, и введением новых предметов обучения. В епархии же им обновлены многие церкви, а духовенство призвано к проповеди слова Божия. Ho наступила пора окончить блестяще исполняемую им миссию. Епископ Димитрий заболел и 3 августа 1748 г., по прошению, был уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь. Три с половиной года тихой уединенной жизни укрепили его здоровье, а прежняя многоплодная деятельность его оставила во всех самые светлые воспоминания о нем и ему не позволили долго оставаться на покое. 24 февраля 1752 г. он вызван был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а 21 июня того же года определен епископом Рязанским и Муромским. В Рязани также, как и в Нижнем-Новгороде, преосвященный Димитрий перевел духовную семинарию на новое место, учредил в ней "школу философии" и ввел преподавание греческого языка; произвел большой ремонт Рязанского Успенского собора и многих других церквей; приезжая же, как член Св. Синода, в Петербург, блистал своими проповедями и был известен при Дворе. 28 октября 1757 г. преосвященный Димитрий был возведен в сан архиепископа и назначен в Новгород. Как на прежних местах служения, так и в Новгороде, заботы преосвященного сосредоточились прежде всего на духовной семинарии и вообще на духовном просвещении: при нем была учреждена контора для производства семинарских дел, открыты в семинарии немецкий и географический классы и увеличены суммы, отпускаемые на содержание семинарии. В тринадцати же городах Новгородской губернии он открыл духовные училища. Прежнее управление двумя епархиями дало ему ничем незаменимую опытность в делах - и он скоро и смело находил средства и меры к исправлению ли каких недостатков, или к приведению в исполнение своих решений и распоряжений. Не говоря уже о постройке церквей, которых особенно много в то время строилось по всей Новгородской епархии, преосвященный Димитрий много потрудился и по устройству епархиальной администрации, что было ему необходимо по отлучкам его в Петербург. Желая окружить себя лицами, которым можно довериться, он вызывал даже достойных архимандритов из других епарxий. Известен преосвященный Димитрий и борьбою с расколом: его стараниями не только военные команды, но и гражданское начальство, по распоряжению Сената, привлечено было к бдительному надзору за раскольниками и к искоренению обычая этих фанатиков сжигать себя, а в руки живыми не даваться. В Новгороде в 1759 г. архиепископ Димитрий устроил теплый собор - Входа Господня в Иерусалим, много заботился о монастырях и делал им значительные пожертвования от себя. - Нельзя не упомянуть о том доверии, расположении и о тех великих милостях, какими осыпан был преосвященный Димитрий от императрицы Екатерины II. Он присутствовал при вступлении ее на престол, короновал ее и сопровождал ее в путешествии в Ростов для поклонения мощам св. Димитрия ростовского. Высоко ценя твердый и проницательный ум преосвященного, его богатые богословские и церковно-исторические знания, его любовь и особенные заботы о духовном просвещении, императрица открыто гордилась, что имеет в России такого иерарха. Преосвященный Димитрий был постоянным мудрым советником государыни в духовных делах и верным исполнителем ее благих намерений. Он часто получал от императрицы различные "чрезвычайные" поручения, касавшиеся и области веры и административной. Памятником таких добрых и доверчивых отношений между государыней и преосвященным сохранилось несколько писем к нему от императрицы.-8-го октября 1762 г. архиепископ Димитрий, за его личные качества и заслуги, возведен был в сан митрополита Великоновгородского и Великолуцкого, с пожалованием ему во владение 1000 душ крестьян. В ноябре 1762 г. митрополит Димитрий был назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о сочинении штатов духовных; в 1764 г. утверждены были изыскания и постановления этой комиссии, касавшиеся упразднения малолюдных и небогатых монастырей и обращения их в приходские церкви. В 1767 г. митрополит Димитрий был награжден драгоценною панагиею с портретом императрицы и назначен депутатом от Св. Синода и всего русского духовенства в комиссию по составлению проекта нового уложения. 30-го июня 1767 г. он присутствовал в Москве при торжественном открытии этой комиссии, а 14-го декабря 1767 г. в 2½ часа дня скончался в Москве от апоплексического удара на Заборовском подворье. Из сочинений митрополита Димитрия в печати известно только несколько его слов и речей, тогда как в рукописях они хранятся в нескольких сборниках. При жизни своей он издал на свой счет катехизис и разослал его по епархии; громадная библиотека его вся целиком перешла в новгородскую семинарию. В Новгород же перевезено было со всею торжественностью из Москвы и тело его.

(Макарий - Ист. нижегор. иерархии; Правосл. Собеседн. 1875 г. № 2; Руков. для сел. паств. 1867 г. №№ 45, 47, 51; Русский Архив 1869 г. № 2; Ист. московск. акад.; Дела арх. Св. Син.; Новгород. Епарх. Ведом. 1895 г.).

{Половцов}

Димитрий Сеченов

(1708-1767) - митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии, отправленной в поволжские губернии для обращения в христианство язычников и магометан. В звании правителя новокрещенских дел, Д. в два года обратил в христианство более 17000 инородцев и, кроме того, в одной нижегородской епархии, в которой с 1742 г. был епископом - 50000 инородцев. В 1748 г. оставил епархию и удалился на покой. В 1752 г. был назначен епископ. рязанским и вызван в СПб. для присутствия в синоде; в 1757 г. сделан архиепископом новгородским. В 1762 г. совершил чин коронования императрицы Екатерины II, после чего был ею возведен в сан митрополита; в 1767 г. был назначен депутатом от духовенства в комиссию для составления нового Уложения. Д. имеет значение как один из замечательнейших проповедников, а также по своему отношению к вопросу об отобрании в казну монастырских имуществ, совершенном императрицей Екатериной II. Многочисленные проповеди его произнесены, в основном, в царствование Елизаветы. Их хотела, но не успела издать сама императрица Екатерина; они и доселе находятся, за исключением трех речей и выдержек из нескольких проповедей, в рукописях. Содержание их - всецело публицистическое: проповедник, с одной стороны, рисует яркие картины ужасов и неистовств немецкого владычества в России, непосредственно предшествовавшего воцарению Елизаветы, а также недостаток благочестия и пороки русского общества, сопровождая эти описания горькими сетованиями и резкими порицаниями; с другой - горячо приветствует императрицу Елизавету, ее возвращение в делах внутреннего управления к политике ее отца, освобождение ею России от "внутренних сокровенных врагов". Слова Д. в день Благовещения (1742) и в день явления казанской иконы Божьей Матери (1742) принадлежат к замечательнейшим произведениям русской проповеди. Язык проповедей Д. - сильный и живой, чуждый не только латинизмов и латинской конструкции, обычных в современной русской проповеди, но и славянизмов; это, в основном, простая и ясная русская речь, иногда несколько вульгарная и даже тривиальная (когда проповедник говорит о немецком управлении Россией в предшествующую эпоху) и изредка подражающая языку южнорусских проповедей XVII в. (когда, например, Иоанна Дамаскина он величает "философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом"). Когда императрица Екатерина приступила к секуляризации монастырских земель, Д., председательствуя в синоде, всецело стал на сторону власти и оказался не в меру жестоким судьей митрополита Арсения Мацеевича, доказывавшего право монастырей на земельные имущества.

{Брокгауз}

Димитрий Сеченов

(Даниил Андреевич) -митрополит Новгородский и Великолуцкий.

Образование получил в Московской славяно-греко-латинской академии.

В конце 1729 года или в начале 1730 года, еще студентом, пострижен в рясофор с именем Дисидерия и рукоположен во иеродиакона.

17 марта 1731 года пострижен в мантию с именем Димитрия и 24 ноября того же года рукоположен во иеромонаха.

По окончании курса обучения оставлен при академии учителем.

С 4 декабря 1738 года - настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и управляющий делами новокрещеных Казанской епархии.

11 сентября 1740 года возведен в сан архимандрита и назначен управляющим делами новокрещеных Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.

14 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Нижегородского. 9 августа 1748 года по болезни, согласно прошению, уволен на покой в Казанскую Раифскую пустынь.

В ноябре того же года назначен членом духовной комиссии о церковных имениях и о составлении духовных штатов.

30 июня 1767 года награжден драгоценной панагией и назначен депутатом от Святейшего Синода и всего русского духовенства в Комиссию по созданию свода законов вместо Уложения 1649 года.

На долю преосвященного Димитрия выпал жребий служения великому и трудному делу обращения в Православие инородцев: татар, чуваш, черемис, мордвы и вотяков. Дело это он исполнял в продолжение 10 лет честно, с мужественным самоотвержением и большим успехом.

При назначении его епископом Нижегородским и Алатырским ему снова было поручено трудиться над просвещением инородцев. Продолжая миссионерскую деятельность в сане епископа, преосвященный Димитрий строил церкви, открывал школы, крестил более 5 000 инородцев и добился для них различных льгот.

Однажды при обозрении епархии епископ Димитрий подвергся нападению мордвы и едва живым спасся в церкви ближайшего села.

Большое внимание преосвященный Димитрий обращал на духовное просвещение во вверенных ему епархиях. В Нижегородской и Рязанской епархиях он построил для духовных семинарий новые здания, ввел ряд новых предметов обучения (в Рязанской - греческий язык и философию).

В Новгородской семинарии ввел преподавание немецкого языка и географии, увеличил средства на содержание семинарии и учредил контору для производства семинарских дел. В тринадцати городах Новгородской губернии он открыл духовные училища.

Отличительный чертой преосвященного Димитрия была любовь к храмоздательству. Особенно много церквей им было построено в Новгородской епархии. В городе Новгороде в 1759 году построен теплый собор в честь Входа Господня в Иерусалим.

Заботился преосвященный Димитрий и о монастырях и делал им от себя лично значительные пожертвования.

Преосвященный Димитрий прославился и как замечательный проповедник. Своими проповедями он был известен и в Петербурге.

К его мудрым советам прислушивалась даже императрица Екатерина И. Она высоко ценила его проницательный ум, богатые знания в области богословской и церковно-исторической, его заботы о духовном просвещении.

В деятельности преосвященного Димитрия следует отметить и его участие в борьбе с расколом. Он добился, что к надзору за раскольниками были привлечены военные и гражданские власти.

За свою многообразную деятельность митрополит Димитрий имел ряд наград. Скончался митрополит Димитрий от апоплексического удара во время пребывания своего в Москве в числе участников в работе Комиссии по созданию свода законов.

Тело его было торжественно перевезено для погребения в Новгород.

Труды:

Последование в Неделю Православия // Русский архив. - 1870, № 4 и 5, с. 752. Проповеди. (Напечатаны весьма немногие).

Литература:

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. - СПб., 1857, с. 110-112, 113, 115, 117,121,123,124-126.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911, кн. 4, с. 1529; кн. 5, с. 209-211, 262, 328, 239,1180-1181, 1305, 1306, 1328, 1333, 1370-1372, 1383, 1451, 1454, 1471-1473; кн. 6, с. 283, 327-328, 349, 413.

Скрыпченко М. Митрополит Димитрий Сеченов (кандидатское сочинение). - Казань, 1896. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - СПб., 1905, с. 127, 130.

Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. - Арзамас, 1911, с. 84, 85. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. - М., , с. 39. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891, 1883, с. 130.

Булгаков С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1406, 1407,1411.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 37, 416, 606.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 65. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М, 1908, с. 246. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 65.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 19, 36, 58.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. - М., 1843, с. 33, 34. Браил. Церковные вопросы в России и русские духовные ведомости Браила. 1896, с. 47. Руководство для сельских пастырей. - Киев, 1860-1917,1867, № 45, 47, 51. Арзамасская Высокогорская пустынь // Русский паломник. - 1916, № 20, с. 308-310. Новгородские епархиальные ведомости. - 1895. Известия по Казанской епархии. - 1907, № 8, с. 242; № 9, с. 264-265; № 10, с. 298. Православный собеседник. - Казань, 1858, октябрь, с. 233.

Русская старина. - 1871, т. 3, с. 140, 262.

Русский архив. - 1872, № 3, с. 459. Святый Димитрий, митрополит Ростовский // Русский архив. - 1895, кн. 2, с. 10. Русский архив. - 1904, кн. 1, № 4, с. 639. Журнал Московской Патриархии. - 1959, № 11, с. 49.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, т. 3, с. 141. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911, т. 4, с. 1051. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г., т. 1, с. 735; т. 2, с. 1675, 1899,1973.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913, т. 6, с. 394-395.

Димитрий Сеченов

Митрополит Новгородский, бывший Первенствующим Членом Св. Синода, родился 6 Декабря 1709 года и в крещении наречен Даниилом; обучался сперва в Московской Славено-Греко-Латинской Академии, потом в оной сам был учителем несколько времени, а по пострижении в Монашество произведен во Архимандрита Казанского Свияжского Монастыря, с препоручением ему надзирания над Комиссиею об обращении в Христианство Магометанских и Языческих народов, обитающих в Казанской и Нижегородской Губерниях; в 1742 году по Имянному Указу 12 Сентября посвящен во Епископа Нижегородской Епархии, которою и управлял 6 лет; в 1748 году, по прошению его за болезнями своими, Указом от 3 Августа уволен на пребывание в Казанскую Раифскую Пустыню, состоявшую тогда под ведением Свияжского Монастыря. Там прожил он 3½ года; потом, Имянным Указом 1752 года 24 Февраля, потребован в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде. Вскоре по прибытии его туда, Июня 21 того же года, определен Епископом на Рязанскую Епархию, оставаясь между тем Членом Св. Синода; а в 1757 года 22 Октября переименован Архиепископом Великого Новгорода, на место скончавшегося в 1753 году Архиепископа Стефана Калиновского. По вступлении на Престол Императрицы Екатерины II в 1762 году, совершал он обряд Ее Коронования в Москве, и Октября 8 пожалован Митрополитом. Оттуда в следующем 1763 году сопровождал Ее Величество в путешествие к Ростову; между тем с 1762 года был Членом Духовной Комиссии о Сочинении Штатов Духовных, которые в 1764 году и утверждены. В 1767 году избран он от Св. Синода Депутатом всего Российского Духовенства в Комиссию о Сочинении Проекта нового Уложения и был при торжественном открытии оной 30 Июня того же года в Москве, где на Заборовском подворье следующего месяца Декабря 14 от апоплексии, причиненной застарелою каменною болезнью и подагрою, скончался на 59 году от рождения. Погребение ему отпето в Заиконоспасском Училищном Монастыре 18-го, а 20-го того же месяца тело его отправлено в Новгород и погребено в Софийском Соборе.

Из сочинений сего Пастыря известны многие Церковные Поучения , славившиеся в свое время ясностью слога, а наипаче обличительною резкостью; но в свет издано их немного, а именно: говоренные 1742 г. Марта 25 и Июня 8 дня (из коих первое напечатано дважды, а 2-е трижды) и несколько других; также Речь Благодарственная Императрице Екатерине II, говоренная 1765 г. по прибытии в С.-Петербург, напечатана тогда же в Москве. Он до самой кончины своей за усердное содействие многим намерениям сей Государыни пользовался особенным Ее благоволением. Она даже хвалилась тем, что имеет в России такого Священноначальника, как сие видно из переписки Ее с Вольтером, которому, между прочим, в одном письме 1767 года писала Она о своем намерении издать сочинения сего Пастыря, но оно не исполнилось. Библиотека его вся, по завещанию его, досталась Новгородской Семинарии.

{Болховитинов}

Биографический словарь

Митрополит Димитрий … Википедия

Димитрий (Сеченов) - (Сеченов) – митрополит новгородский, замечательный проповедник XVIII в., род. Д. в 1709 г., образование получил в москов. слав. греко лат. академии; кончив ее в 1730 г., преподавал в ней красноречие; в 1732 г., приняв монашество, был… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

- (1708 1767) митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно греко латинской акад., с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии,… …

- (Сеченов, 1708 1767) митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно греко латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Изв. проповедн., р. 6 д. 1709, митроп. новгор., † 14 д. 1767. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия