Как лечить нервный тик у детей. Нервный вокальный тик у ребенка симптомы и лечение Ребенок мыкает звуковой тик

Вокальный тик у взрослых и детей – неврологическое нарушение, проявляющееся в виде непроизвольных звуков или невольном произношении слов. Это одно из проявлений системного невроза. Вокальные тики у детей приводят к нарушению процесса учебы, часто являются помехой для социализации в среде сверстников. Лечением данной патологии занимается .

Проявления вокальных тиков

Вокальный тик у ребенка – симптом сложного невротического расстройства. Проявляется в непроизвольном произнесении звуков, покашливании, шмыганье, сопении. Часто это нарушение сочетается с синдромом дефицита внимания, другими проявлениями невроза. Ребенок в состоянии некоторое время контролировать свое поведение, но это ведет к повышенному напряжению нервной системы.

Вокальный тик у ребенка, симптомы которого могут быть различны, может проявляться в следующем:

  1. Копролалия: ребенок невольно произносит нецензурные и ругательные слова.
  2. Эхолалия – повторение одного и того же слова.
  3. Палилалия – неразборчивая, сбивчивая, быстрая речь.
  4. Неясная речь сквозь зубы при синдроме Туретта (см. ).

Чаще всего вокальные тики наблюдаются у детей дошкольного или младшего школьного возраста. Однако они встречаются и у подростков, и даже взрослых людей.

Обычно их приступам предшествует нервное перенапряжение или умственное переутомление. Хотя иногда для прекращения тиков требуется лишь отвлечь ребенка каким-нибудь развлечением, игрой или заданием. Расстройство способно серьезно навредить отношениям с одноклассниками в школе или сверстниками в детском саду.

Наряду с речевыми нарушениями, возможны , заикание, неусидчивость на уроке, энурез, синдром дефицита внимания, подрагивание мышц (фасцикуляции). Заболевание мешает сосредоточению на учебе. Проявления могут включать покашливание, шмыганье носом, проверку голоса. Помимо этого дети могут грызть ногти, волосы. Симптомы усиливаются, как правило, к концу дня.

Причины

Вокальные тики у детей взрослых связывают с неврологической патологией. Основные причины этих расстройств:

  1. Невротические состояния.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Родовые травмы.
  4. Заболевания головного мозга (синдром Туретта, экстрапирамидные расстройства – гиперкинезы: хорея, атетоз).
  5. Дефицит витаминов и микроэлементов наряду со злоупотреблением глутаматсодержащими препаратами.

Черепно-мозговые и родовые травмы могут повреждать центры головного мозга, связанные с воспроизведением речи. Вокальные тики могут быть также одним из симптомов органического поражения головного мозга при экстрапирамидных расстройствах, эпилепсии, рассеянном склерозе. Иногда это проявление интоксикаций. При этом нарушается передача нервных импульсов и перевозбуждается кора головного мозга.

Неврозы, вызванные неспокойной обстановкой дома или в школе, также способны вызывать расстройства нервной системы, приводящие к вокальным тикам. Скандалы в семье, плохие отношения с одноклассниками или одногруппниками могут спровоцировать сбивчивую речь, произнесение нежелательных звуков.

Часто эти расстройства появляются на фоне нервного истощения: неврастенических нарушений или психологических травм. Иногда состоянию предшествует смерть близких родственников или переживание сильного стресса: острого или хронического.

Возможно возникновение расстройства при дефиците важных микроэлементов, ведущее к повреждению нервной системы. Дефицит витаминов группы В, особенно В6, В1, В12, магния, кальция и калия способствует нарушению проведения нервных импульсов.

Диагностика и лечение вокальных тиков

При обнаружении вокальных тиков необходимо нанести визит неврологу. Инструментальные обследования включают МРТ головного мозга или УЗИ, электроэнцефалограмму для исключения органических патологий. При шмыганье носом и поправке голоса исключают заболевания лор-органов.

При невротических состояниях необходимо построить режим дня пациентов таким образом, чтобы обеспечить полноценный сон. Нельзя допускать нервного перенапряжения, умственных перегрузок, тем самым можно предотвратить вокальные тики у детей, лечение которых представляет комплексную проблему. Необходимо также избегать продуктов, провоцирующих перевозбуждение нервной системы: шоколада, чая и кофе, какао.

При вокальных тиках у детей смягчают учебную нагрузку, устраняют стрессовые факторы в процессе обучения, насколько это возможно. Классного руководителя или воспитателя детского сада необходимо предупредить обо всей серьезности нервного расстройства у ребенка. Если имеется такая возможность, школьника можно перевести на домашнее обучение. При наличии голосовых тиков следует принимать успокаивающие ванны с аромамаслами: лавандовые, хвойные. Взрослым людям рекомендуется взять отпуск и отдохнуть в санатории.

Медикаментозная терапия

Дополнительно назначаются витамины и минеральные вещества, содержащие витамины В1, В6, В12, а также кальций, магний, калий. Они способствуют улучшению деятельности нервной системы, устранению ее перевозбуждения.

Для успокоения избыточной активности применяются такие препараты, как , Биотредин. Они содержат тормозные медиаторы нервной системы, снижающие ее перевозбуждение. Фенибут, Пикамилон влияют на рецепторы к гамма-аминомаслянной кислоте, которая успокаивает психику и улучшает засыпание, нормализует сон.

Массаж тела, иглоукалывание снижают стрессовое перенапряжение и проводятся в вечернее время, лучше перед временем сна. Лечебная физкультура в дневное время поможет выплеснуть заглушенные эмоции, тем самым снизив напряжение.

Заключение

Речевые расстройства могут корректироваться и проходить сами собой при взрослении, однако в любом случае следует оказывать психологическую и медикаментозную помощь. Как проявляются вокальные тики при синдроме Туретта, смотрите в видео.

Тики – это стереотипные, повторяющиеся движения. Обычно впервые проявляются у детей в возрасте 3 - 5 лет. Для тиков характерно волнообразное течение: периоды обострений, которые обычно длятся около 1,5 месяцев, сменяются периодами ремиссии.

Виды тиков у детей

В зависимости от степени выраженности тики могут быть локальными и распространенными. При локальных тиках вовлекается один регион, например голова. Самый распространенный локальный тик - это моргание. Распространенные тики включают несколько регионов. Часто встречающиеся распространенные тики - это подскоки, подергивание рукой или плечом.

Тики могут быть единичные и множественные. Для единичных характерно одно стереотипное движение, для множественных - их сочетание. Тики с течением времени могут сменять друг друга. Например, моргание сменяется поведением носом, затем оба тика возникают одновременно. Могут вовлекаться и другие регионы тела.

Помимо моторных существуют вокальные тики. Для них характерно стереотипное произнесение каких-либо звуков (покашливание, похмыкивание и др.). Они могут сочетаться с моторными тиками, либо существовать изолировано.

Причины тиков у детей

Родители часто связывают появление детских тиков со стрессами и эмоциональными потрясениями. На самом деле причиной возникновения тиков является изменение обмена веществ (дофамина и норадреналина) в подкорковых структурах головного мозга. Человек рождается с подобной предрасположенностью, и зачастую она передается по наследству.

Не всегда тики обусловлены стрессовым фактором. Не всегда между возникновением тиков и пережитым стрессом есть взаимосвязь. Ребенок может расти в благополучной и счастливой семье, но однажды без каких-либо внешних причин из-за особенностей развития головного мозга включается механизм и появляются клинические симптомы.

Зачастую дополнительных обследований не требуется. В ряде случаев неврологи ЕМС проводят электроэнцефалограмму для того, чтобы исключить у ребенка эпилепсию. Прогноз течения заболевания в большинстве случае благоприятный. В 80% случаев тики проходят самостоятельно после достижения подросткового возраста и не требуют лечения. Они могут проявляться лишь эпизодически в период повышенной утомляемости, усталости и эмоционального напряжения.

Лечение нервных тиков в

Согласно международным протоколам в большинстве случаев тики не лечат с помощью медикаментозной терапии. Это связано с периодичностью их проявления. Медикаментозные препараты назначаются только в тех случаях, когда тики причиняют пациенту значительный физический или психологический дискомфорт. Например, ребенок так часто моргает, что у него болят глаза. Или, например, хмыканье настолько громкое, что окружающим тяжело находиться рядом, поэтому ребенок испытывает сложности в общении. Вокальные тики могут значительно ограничивать социальную жизнь ребенка и влиять на его самооценку.

Любая терапия при тиках симптоматическая, она не устраняет причину заболевания. Полностью безопасных препаратов, которые с доказанной эффективностью влияют на источник проблемы, не существует. Все они обладают рядом побочных эффектов, поэтому для их назначения необходимы строгие показания.

Важно оценить, насколько тики причиняют дискомфорт ребенку. Зачастую родители настаивают на назначении медикаментозной терапии, потому что переживают, что малыш испытывает неудобства и трудности в общении со сверстниками. Но для самого ребенка тики не являются проблемой или преградой для успешной социализации.

Существует ряд препаратов, имеющих определенный эффект на течение заболевания. Но ни один из них не прошел серьезного клинического исследования. Поэтому зачастую родители приходят с жалобами, что сначала препарат был эффективен, но при очередном обострении заболевания эффекта не отмечалось. Это связано с тем, что первый этап приема лекарственного средства часто совпадает с периодом ремиссии, поэтому у родителей складывается впечатление о его результативности. Подобные препараты в рамках не назначаются.

Выделяют ряд заболеваний, которые вызываются стрептококковой инфекцией. Организм начинает вырабатывать антитела к стрептококку, которые могут оказывать влияние на подкорковые структуры. Поэтому при наличии факторов, указывающих на связь детских тиков со стрептококковой инфекцией, проводится исследование на наличие антител к стрептококку, если они обнаруживаются, назначается антибактериальная терапия.

Существует немедикаментозный метод коррекции нервных тиков у детей - БОС-терапия (биологическая обратная связь), когда с помощью специальной компьютерной программы проводятся занятия с целью воздействия на функциональную составляющую головного мозга. В случае, если требуется проведение БОС-терапии к ведению пациента подключается нейропсихолог.

Детские неврозы пугают и озадачивают родителей, особенно если такие психические состояния связаны с проявлением тиков. В поисках причин и ответов на свои вопросы взрослые обходят десятки врачей, но зачастую прояснить ситуацию не удается. Единственное, что получают родители - рецепт на психотропный препарат, кормить которым ребенка адекватным родителям совершенно не хочется. В этой статье мы поможем разобраться в том, с чем связаны невротические тики, каковы причины неврозов и как помочь ребенку без тяжелых медикаментов.

Что это такое?

Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая - в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.

В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне - так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.

Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.

Нервные тики в большинстве своем - проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.

Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.

Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление - психосоматика , которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.

Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.

Причины

Поиск причин невроза у ребенка - всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта - внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок - это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.

Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);

  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях - смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики - в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания - риски развития неврозов повышаются в десятки раз).

Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг , ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).

Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Классификация

Все детские неврозы, несмотря на недостаточность научных данных о причинах и механизмах развития, имеют строгую классификацию, обозначенную в международной классификации болезней (МКБ-10):

  • неврозы навязчивых состояний или мыслей (характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, конфликтом потребностей и норм поведения);
  • неврозы страха или фобические неврозы (связанные с сильным и бесконтрольным страхом перед чем-то, например, боязнь пауков или темноты);
  • истерические неврозы (дестабилизация эмоциональной сферы ребенка, при которой наблюдаются нарушения поведения, истерические приступы, двигательные и сенсорные нарушения, возникающие у ребенка в ответ на ситуации, которые ребенок считает безвыходными);
  • неврастения (самый распространенный вид заболевания в детском возрасте, при котором ребенок испытывает острый конфликт между требованиями к самому себе и фактической невозможностью этим требованиям соответствовать);
  • невроз навязчивых движений (состояние, при котором ребенок бесконтрольно совершает определенные циклические движения с раздражающей методичностью);
  • пищевой невроз (невротическая булимия или анорексия - переедание, постоянное чувство голода или отказ от пищи на фоне нервного неприятия);
  • панические атаки (нарушения, характеризующиеся приступами сильного страха, который ребенок не может контролировать и объяснить);
  • неврозы соматоформные (состояния, при которых нарушается деятельность внутренних органов и систем - невроз сердца, невроз желудка и т. д.);
  • невроз вины (нарушения в деятельности психики и нервной системы, развившиеся на фоне мучительного и в большинстве случаев неоправданного чувства вины).

Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа тоже имеют свою классификацию.

Они бывают:

  • Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
  • Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
  • Моторными - при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.

Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп). Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях). Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики. О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы).

Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта.

Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.

История изучения

Впервые невроз был описан еще в XVIII веке шотландским доктором Кулленом. Вплоть до XIX века люди с невротическими и неврозоподобными тиками считались одержимыми. На борьбу с мракобесием в разное время вставали известные люди. Зигмунд Фрейд объяснял неврозы конфликтом между истинными потребностями организма и личности и социальными и моральными нормами, которые в ребенка вкладываются с детства. Этой теории он посвятил целый научный труд.

Академик Павлов не без помощи своих знаменитых собак заключил, что невроз - это нарушение высшей нервной деятельности, которое связано с нарушениями нервных импульсов в коре полушарий мозга. Общество неоднозначно восприняло информацию о том, что невроз свойственен не только людям, но и животным. Американский психолог Карен Хорни в XX веке заключила, что детский невроз - не что иное, как защитная реакция от негативного воздействия этого мира. Она же предложила всех невротиков разделить на три группы - тех, кто стремится к людям, патологически нуждается в любви, общении, участии, тех, кто старается отдалиться от общества и тех, кто действует вопреки этому обществу, чье поведение и поступки имеют цель доказать всем, что они многое могут и успешнее всех остальных.

Врачи-неврологи и психиатры нашего времени придерживаются разных точек зрения. Но в одном они солидарны - невроз не является болезнью, скорее, он представляет собой особое состояние, а потому его коррекция и желательна, и возможна во всех случаях.

Симптомы и признаки

Неврозы у детей и возможные сопровождающие их тики имеют различную симптоматику, которая зависит от вида и типа нарушения. Однако всем невротическим состояниям свойственна группа признаков, которая прослеживает у всех детей - невротиков.

Психические проявления

Невроз ни в коем случае нельзя считать психическим расстройством, поскольку нарушения возникают под воздействием внешних обстоятельств, тогда как большинство истинно психических болезней связано с факторами внутренними. Большинство болезней психики не имеют признака обратимости и являются хроническими, а невроз можно преодолеть и забыть о нем.

При настоящих болезнях психики у ребенка наблюдаются нарастающие признаки слабоумия, деструктивного изменения личности, отсталости. При неврозе таких признаков нет. Психическое заболевание не вызывает у человека неприятия, больной расценивает ее как часть себя и не способен к самокритике. При неврозе ребенок понимает, что что-то делает не так, не правильно и это не дает ему покоя. Невроз доставляет неудобства не только его родителям, но и ему самому, за исключением некоторых видов тиков, которые малыш просто не контролирует, а потому не считает значительными.

Заподозрить у ребенка невроз можно по следующим изменениям:

  • Настроение ребенка меняется часто , неожиданно и без объективных на то причин. Слезы могут за считаные минуты стать смехом, а хорошее настроение за секунды смениться на депрессивное, агрессивное или иное.
  • Почти всем видам неврозов у детей свойственна выраженная нерешительность. Ребенку очень сложно самостоятельно принять даже просто решение - какую майку надеть или какой завтрак выбрать.
  • Все детки с невротическими изменениями испытывают определенные трудности в общении. Одним сложно налаживать контакты, другие испытывают патологическую привязанность к людям, с которыми общаются, третьи не могут долго поддерживать общение, боятся сказать или сделать что-то не так.
  • Самооценка детей с неврозом не бывает адекватной. Она либо завышена и это не может остаться незамеченным, либо занижена и ребенок искренне не считает себя способным, талантливым, успешным.
  • Все без исключения дети с неврозами время от времени испытывают приступы страха и тревоги. Причем для тревоги нет объективных причин. Этот симптом может быть выражен слабо - лишь изредка чадо высказывает опасения или ведет себя настороженно. Бывает и так, что приступы имеют выраженный характер, вплоть до панических атак.
  • Ребенок с неврозом никак не может определиться с системой ценностей, понятия «хорошо и плохо» для него несколько размыты. Его желания и предпочтения часто противоречат друг другу. Нередко ребенок даже в дошкольном возрасте проявляет признаки цинизма.

  • Дети при некоторых видах невроза часто бывают раздражительными. Особенно это свойственно неврастеникам. Раздражительность и даже гнев могут проявляться в самых простых жизненных ситуациях - не получилось с первого раза нарисовать что-то, развязались шнурки на ботинках, сломалась игрушка.
  • У деток-невротиков почти нет стрессоустойчивости. Любой маленький стресс вызывает у них приступы глубокого отчаяния или выраженной немотивированной агрессии.
  • О неврозе может говорить излишняя плаксивость, повышенная обидчивость и ранимость. Такое поведение не стоит списывать на характер ребенка, в норме эти качества уравновешены и не бросаются в глаза. При неврозе они гипертрофируются.
  • Часто ребенок зацикливается на ситуации, которая его травмировала. Если невроз и тики были вызваны нападением соседской собаки, малыш часто переживает эту ситуацию снова и снова, страх растет и превращается в боязнь всех собак вообще.
  • Работоспособность ребенка с неврозом снижена. Он быстро устает, не может долго концентрировать память, быстро забывает ранее усвоенный материал.
  • Дети-невротики тяжело переносят громкие звуки, внезапные шумы, яркий свет и перепады температур.
  • При неврозах всех типов наблюдаются проблемы со сном - ребенку бывает очень трудно заснуть, даже если он устал, часто сон бывает беспокойным, поверхностным, малыш часто просыпается, не высыпается.

Физические проявления

Поскольку существует связь между неврозом и работой внутренних органов и систем, нарушение не может не сопровождаться признаками физического свойства.

Они могут быть самыми разными, но наиболее часто неврологи и детские психиатры отмечают такие симптомы:

  • Ребенок часто жалуется на головные боли, покалывания в сердце, нарушения сердцебиения, одышку и боли неясного происхождения в области живота. При этом медицинские обследования на предмет поиска заболеваний указанных органов и областей не выявляют никаких патологий, анализы ребенка тоже находятся в пределах нормы.
  • Дети с неврозами часто бывают вялыми, сонными, у них нет сил на совершение каких-то действий.
  • У деток с неврозами нестабильное артериальное давление. Оно то повышается, то понижается, при этом бывают приступы головокружения, тошнота. Часто врачи ставят диагноз - вегето-сосудистая дистония.
  • При некоторых формах невроза у детей наблюдаются вестибулярные нарушения , связанные с затруднениями при необходимости держать равновесие.

  • Проблемы с аппетитом свойственны подавляющему большинству невротиков. Дети могут недоедать, переедать, испытывать практически постоянное чувство голода или, наоборот, почти никогда не чувствовать сильного голода.
  • У детей с невротическими нарушениями нестабилен стул - запоры сменяются диареей, часто возникает рвота без особых на то причин, довольно часто случаются несварения.
  • Невротики очень потливы и чаще других детей бегают в туалет по малой нужде.
  • Часто неврозы сопровождаются идиопатическим кашлем , не имеющим обоснованной причины, в отсутствие каких-либо патологий со стороны органов дыхания.
  • При неврозе может наблюдаться энурез.

Кроме того, дети с неврозами более подвержены острым вирусным инфекциям, простудным заболеваниям, у них слабее иммунитет. Для того чтобы сделать вывод о том, есть ли у ребенка невроз или предпосылки для его развития, следует оценивать не один-два отдельных симптома, а большой список признаков как физического, так и психологического свойства вкупе.

При совпадении более чем 60% симптомов из указанных выше, обязательно следует записаться на прием к врачу.

Проявления тиков

Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами).

Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации.

Наиболее часто первичные нарушения проявляются как:

  • моргание;
  • хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда;
  • зубовный скрежет;
  • всплески руками или странные движения кистями рук;
  • наматывание прядей волос на палец или вырывание волос;
  • странные звуки.

Наследственные и вторичные тики обычно проявляются у ребенка ближе к 5-6 годам. Они почти всегда носят генерализованный характер (с задействованием групп мышц). Проявляются и морганием, и гримасами, неконтролируемым выкрикиванием ругательств и нецензурных выражений, а также постоянным повторением одного и того же слова, в том числе услышанного от собеседника.

Диагностика

В диагностике неврозов существует большая проблема - гипердиагностика. Врачу-неврологу порой бывает проще поставить такой диагноз ребенку, чем заниматься поисками истинной причины нарушений. Именно поэтому статистика свидетельствует о стремительном росте количества детей-невротиков за последние несколько десятилетий.

Не всегда ребенок с плохим аппетитом, нарушениями сна или переменчивостью настроения является невротиком. Но родители требуют от специалиста помощи, и врачу не остается ничего другого, кроме как, поставить диагноз и назначить лечение. Ведь опровергнуть диагноз «невроз» невероятно сложно, а потому обвинить доктора в некомпетентности никто не сможет.

Если имеются подозрения на невроз у ребенка, родителям недостаточно посетить одного только участкового невролога. Нужно будет показать чадо еще двум специалистам - детскому психиатру и психотерапевту. Психотерапевт постарается максимально разобраться в том, в какой психологической обстановке живет ребенок, для детей среднего и старшего школьного возраста может быть использован метод гипнотического сна. Особое внимание этот специалист обращает на отношения между родителями, между родителями и ребенком, между ребенком и его ровесниками. Если понадобится, то будет проведена серия тестов на поведенческие реакции, анализ рисунков малыша, исследование его реакций в ходе игрового процесса.

Психиатр обследует ребенка на предмет связи невроза с нарушениями функций мозга, для этого будут использованы специфические тесты, может быть назначено МРТ головного мозга . Невролог - специалист, с которого должно начинаться обследование и которым оно потом завершается.

Он подытоживает данные, полученные от психиатра и психотерапевта, анализирует их заключения и рекомендации, назначает:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • рентгенографию и компьютерную томографию мозга;
  • электроэнцефалографию.

О наличии невроза как такового можно судить в случаях, если:

  • у ребенка не выявлено патологий головного мозга и проводимости импульсов;
  • у ребенка не выявлено психических заболеваний;
  • у ребенка нет и не было в недавнем прошлом черепно-мозговых травм;
  • малыш соматически здоров;
  • невротические проявления повторяются на протяжении от полугода и более.

Лечение

Лечение невроза всегда начинается не с приема таблеток, а с коррекции отношений в семье, где живет и воспитывается малыш. В этом помогают психологи и психотерапевты. Родителям следует изменить свое отношение к чаду, устранить или исправить свои педагогические ошибки, постараться оградить ребенка от сильных стрессов, пугающих и травмирующих ситуаций. Очень полезна совместная деятельность - чтение, творчество, прогулки, занятия спортом, а также последующее детальное обсуждение всего, что было проделано, увидено или прочитано вместе.

Если ребенок научится формулировать свои чувства и эмоции в конкретной ситуации, ему будет легче избавиться от травмирующих воспоминаний.

Брак, который трещит по швам не обязательно сохранять ради ребенка, у которого по этому поводу развился невроз. Родители должны хорошо взвесить, как будет лучше - без одного из родителей, который скандалит, пьет, применяет насилие или с ним.

Однако следует помнить, что один родитель, который спокоен, уверен в себе, который любит и ценит малыша, лучше для ребенка, чем два издерганных и страдающих родителя.

Очень многое в лечении невроза ложится на плечи семьи. Без ее участия доктор ничего не сможет сделать, а таблетки и уколы не принесут никакого результата. Поэтому медикаментозное лечение не считается основным видом терапии при неврозах. Родителям же в их нелегкой задаче готовы помогать и невролог, и психолог, и психотерапевт, у которых есть интересные методы оказания помощи детям-невротикам.

Виды терапии

В арсенале психотерапевта и детского психолога есть такие методы коррекции состояния малыша, как:

  • лечение творчеством (специалист лепит, рисует и вырезает вместе с малышом, одновременно беседуя с ним и помогая разобраться в сложном внутреннем конфликте);
  • пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными);
  • игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д.);
  • сказкотерапия (понятный для детского понимания и занимательный способ психокоррекции, позволяющий ребенку принять модели правильно поведения, расставить приоритеты, определиться с личными ценностями);
  • аутотренинг (метод расслабления на физическом и психическом уровнях, отлично подходящий для подростков и детей старшего школьного возраста);
  • гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам);
  • групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям).

Хороший результат приносят занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Ведь главный вид терапии при неврозе, равных которому по эффективности нет, – любовь, доверие, взаимопонимание между ребенком и членами его семьи.

Медикаменты

Медикаменты для лечения простых и неосложненных видов невроза обычно не требуются. Доктор может порекомендовать растительные препараты, обладающие успокаивающим действием: «Персен », аптечный сбор пустырника. Ребенку в качестве вспомогательных средств можно давать чай с мелиссой, мятой, пустырником , делать ванны с отварами этих трав.

В некоторых случаях доктор назначает ноотропные препараты «Пантогам », «Глицин ». Они требуют систематического и длительного применения, поскольку обладают накопительным свойством действия. Для улучшения мозгового кровообращения назначают «Циннаризин » в возрастной дозировке. Если лабораторные анализы показывают недостаток кальция или магния в организме ребенка, что тоже способствует неврологическим нарушениям, врач назначает соответственно «Глюконат кальция » или его аналоги, а также «Магний В6» или другие препараты магния.

Список препаратов, которые могут быть назначены при нервных тиках, значительно обширнее. Он может включать в себя нейролептики и психотропные препараты. Обязательное условие для назначения таких мощных и серьезных препаратов - тики должны быть вторичными, то есть связанными с нарушениями деятельности головного мозга и центральной нервной системы.

В зависимости от характера тиков и других особенностей поведения (агрессивности, истеричности или апатии) могут быть назначены «Галоперидол», «Левомепромазин», «Фенибут », «Тазепам», «Сонапакс » . При сильных судорожных тиках доктор может посоветовать ботокс и препараты ботулотоксина. Они позволяют «выключить» конкретную мышцу из патологической цепочки нервных импульсов на время, за которое эта связь может перестать быть рефлекторной. Любое лекарство при серьезных невротических расстройствах должно быть назначено и одобрено врачом, самолечение неуместно.

Большинству детей-невротиков помогают препараты, которые способствуют налаживанию нормального крепкого сна. Уже через несколько недель ребенок становится более спокойным, адекватным, доброжелательным. Врачи не советуют использовать сильные снотворные средства при детском неврозе. Достаточно будет легких препаратов или гомеопатических средств вроде капель «Баю-Бай», «Дормикинд », «Зайчонок».

Физиотерапия и массаж

Всем деткам с неврозами полезен массаж. Не обязательно обращаться к дорогостоящим услугам специалистов, ведь лечебный массаж при таких нарушениях не показан. Достаточно будет расслабляющего массажа, который любая мама может сделать самостоятельно в домашних условиях. Главное условие - не делать тонизирующих приемов, которые имеют обратное действие - возбуждающее и бодрящее. Массаж должен быть именно расслабляющим. При проведении такого воздействия нужно избегать надавливаний, пощипываний, глубокого разминания.

Расслабляющего эффекта удается достичь при нежных поглаживаниях, круговых движениях руками без усилий, легких растираниях кожи.

При наличии нервных тиков первичного характера можно добавить дополнительные массажные приемы для места, затронутого непроизвольным сокращением мышц. Массаж лица, кистей рук, плечевого пояса также должен быть расслабляющим, неагрессивным, размеренным. Достаточно делать массаж один раз в день, вечером, перед купанием. Для малышей важно, чтобы массаж доставлял им удовольствие, поэтому проводить его желательно в игровой форме.

При тиках вторичных требуется профессиональный лечебный массаж. Лучше обратиться к хорошему специалисту, который за несколько сеансов обучит маму или папу всем необходимым приемам, чтобы затем они могли проводить курсовое лечение ребенка самостоятельно. Среди физиотерапевтических методов довольно часто и вполне успешно практикуется иглоукалывание. Возрастных ограничений у метода нет, правда, при условии, что ребенок соматически здоров.

Не стоит недооценивать и эффект от лечебной физкультуры. Дети в 2-3 года вполне уже могут посещать такие занятия вместе с родителями. Специалист при составлении плана занятий для конкретного малыша, учтет все моторные проявления невроза, обучит специальным упражнениям, которые позволят расслаблять и напрягать нужные группы мышц, чтобы избавить ребенка от проявления тиков.

Ребенку с неврозом и тиками пойдет на пользу плавание. В воде у ребенка расслабляются все группы мышц, а физическая нагрузка на них при движении является равномерной. Не обязательно записывать чадо в секцию профессионального спорта, достаточно раз в неделю посещать бассейн, а малышам - устраивать заплывы в большой домашней ванне.

О том, какое лечение для данного вида расстройств рекомендует доктор Комаровский , смотрите в следующем видео.

Профилактика

Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:

  • Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика - сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.
  • Семейное благополучие. Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома. Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики - все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.

  • Режим дня и питание. Сторонники свободного режима более часто сталкиваются с невротическими нарушениями у своих детей, чем родители, которые с самого рождения приучили ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Особенно важен режим для детей младшего школьного возраста, которые и без того находятся в состоянии сильного стресса - начало учебы в школе требует от них выдержки и терпения. Питание детей должно быть сбалансированным, богатым витаминами и всеми необходимыми микроэлементами. Фастфуд должен быть нещадно ограничен.

  • Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача - помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
  • Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.

Нарушение коммуникации является первичным диагностическим признаком расстройства аутистического спектра (РАС). Вокализация проявляется на первом году жизни ребенка, следовательно, является областью для исследования как потенциального поведенческого маркера аутизма.

Что такое вокализация

Вокализация – одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить. Для ребенка с аутизмом данное явление может продолжаться и на протяжении всей жизни, особенно, если его речь не развивается.

Вокализацию можно разделить на две категории:

  1. Речевые включают звуки согласных и гласных (например, баба, даба) и часто упоминаются как лепет.
  2. Внезапные — естественные, вегетативные звуки, которые не напоминают речь, такие как плач, смех, суматоха, а также необычные звуковые постановки, такие как визги и рычание.

Было обнаружено, что более высокая частота и продолжительная стойкость атипичных вокализаций присутствуют у детей с РАС и у младенцев с высоким риском развития синдрома, до появления речи.

Почему у пациентов с РАС проявляется вокализация

Причины невербального аутизма неизвестны. Доказано, что существует связь между совместным вниманием и вербальным общением. Совместное внимание возникает между двумя людьми, когда один привлекает другого к объекту посредством жестикуляции. Способность к нему в раннем возрасте играет значительную роль в развитии языка, а исследования указывают на серьезные упущения в совместном внимании у детей с аутизмом.

Для ребенка с аутистическим спектральным расстройством развитие коммуникации происходит по-разному и медленнее. Из-за сенсорных проблем дети-аутики могут казаться более заинтересованными в звуках окружающей среды, таких как журчание воды, треск огня, чем в обычном вербальном общении, могут быть отвлеченными или вообще не слышать, что говорят другие.

Никто точно не знает почему, но дети с РАС не подражают речи так же, как это делают другие, либо имитируют целые предложения (называемые эхом), не всегда понимая смысл того, что говорят. Среди детей-аутистов, которые не используют эхо, первые слова появляются намного позже: это могут быть числа или перечисление букв алфавита.

Многие аутисты используют невербальные методы общения: вокализацию, жесты, рисунки. Для родителей подобного рода коммуникация является трудным действием: одни пытаются «читать» каждое поведенческое проявление и связывать интуитивно с потребностями ребенка, а другие – развивают вербальное общение.

Методы лечения вокализации у детей с РАС

Обычно вокальные стереотипии мешают окружающим, а также самому ребенку, отвлекая его, например, от обучения в школе. Лечение вокализации у детей при аутизме в первую очередь направлено на устранение стереотипных поведенческих проявлений. Существуют методы, которые помогают бороться со стереотипией, среди которых:

  1. Обеспечение ребенку доступа к вокализации в определенном месте и в определенное время – так называемое «Время игры». Ребенок будет сопоставлять действия с условиями, и в течение дня их количество будет уменьшаться.
  2. «Блокировка» или «Перенаправление» – в период проявления вокализации необходимо всеми способами отвлечь малыша от данных действий. Важно не использовать открыто запреты, необходимо найти действия, которые будут отвлекать и «переключать». Например, задания на интервербальную реакцию («Где ты живешь?», «Как зовут твоих родителей?»), игры на эхо-реакцию (скажи «паровоз»), игры «повтори движение». Методы выбираются с учетом уровней функционирования ребенка. В результате игры от родителей или педагогов должны звучать слова похвалы. Данный метод не только уменьшит количество проявлений стереотипных вокализаций, но и стимулирует развитие осознанной речи.

Важно подходить к «переключению» плавно, чтобы не вызвать у ребенка отрицательную реакцию в виде истерики и агрессии.

  1. , основная часть терапии которой – это поощрение и мотивация. Методика позволяет развить бытовые умения, навыки социального взаимодействия и речевые способности. После проведения курса АВА терапии проявление вокализации и зацикленности снижается.
  2. Эрготерапия – методика позволяет адаптировать ребенка с РАС к окружающему пространству: ему становится проще находить связь и выражать свои потребности.
  3. Программа ТЕАССН – методика невербальной коммуникации, направленная на применение визуализации действий. У детей вырабатываются интуитивные и бытовые умения на фоне четких визуальных инструкций.

Нетрадиционные методы лечения вокализации при аутизме:

  • биоакустическая коррекция – терапия звуками и музыкой;
  • животная терапия – (лошади), канистерапия (собаки), (дельфины);
  • гомеопатия – применение гомеопатических препаратов по специальным диетических программах;
  • – успокоение и расслабление ребенка посредством воздействия на определенные точки на теле.

Важно: медикаментозных методов лечения вокализации нет, обычно назначаются препараты, которые устраняют отдельные симптомы заболевания: (), дисбактериоз (пробиотиками) и т.д.

Отзывы родителей на тему: «Как уменьшить вокализацию у ребенка с РАС»

Отзывы были взяты с сайтов: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/603804122/ и https://sovet.kidstaff.com.ua/question-1887535

Положительные Отрицательные
Сын сутками произносил один и тот же набор звуков: «айяйяй» с монотонной интонацией. Это сводило с ума. Начали посещать индивидуальные занятия у логопеда трижды в неделю. Мы все набрались терпения, выполняли дома все указания. И уже через месяц заметили, что количество проявлений вокализации уменьшилось. Уже занимаемся полгода, и практически о данной поведенческой особенности забыли. Важно состояние ребенка не пускать на самотек. (Лия) Как посмотрю, все так на этом зацикливается, ну “мугыкает” себе под нос что-то ребенок, пусть. Не кричит, себе вред не наносит. А если это окружающих раздражает, так это им нервишки лечить надо! Аутичных детей нужно учиться воспринимать, а не «ломать» их и подстраивать под себя. (Ульяна)
У нас в садике в группе мальчик был, который постоянно себе что-то мычал под нос. Сначала воспитатели его ограждали от детей, и настаивали, чтобы его убрали с группы. А дефектолог настояла на обратном и начала активно с ним заниматься. Когда я через два месяца встретила этого мальчика в коридоре, его было не узнать. Он даже со мной поздоровался. А дочь сказала, что даже играет с ним, и никаких звуков посторонних и раздражающих он больше не издает. Главное найти правильного специалиста, и все решаемо! (Настя) Аутики особенные, они как инопланетяне на нашей планете, и вокализация им нужна, чтобы себя успокоить, настроиться на познание чего-то нового и т.д. Зачем их лишать данного способа. Учитесь просто понимать своего ребенка. (Оля)
У нас вокализирует дочь только когда рисует, тихонько каждое движение карандашом или кистью сопровождает продолжительным звуком «оооооо». Лишать ребенка рисования мы не стали, просто научились сами абстрагироваться от звука и не раздражаться. Совет родителям, если вокализация не столь агрессивная, просто тренируйте в себе чувство самообладания. Удачи всем и терпения! (Света) Мы борьбой с вокализацией занимаемся сами, так как грамотного специалиста, не нашли, а частники очень дорогие. В нашей стране «все для людей», наши крохи никому не нужны, вот и занимаемся самолечением. (Татьяна)
Я отвлекаю сына от стереотипии купанием и мытьем рук (если дома), вода его очень успокаивает и расслабляет, или включением любимого мультфильма (Смешарики мы любим), к счастью, планшет со всеми сериями всегда со мной. Найдите увлечения своего крохи и используйте его грамотно. (Ксения) У нас вокализация проявляется в виде визга, такая реакция на счастье и радость. Хорошее настроение = визг. Когда плохое – фыркает. И знаете, эти все звуки мне помогают понимать дочь. Не понимаю, зачем ее лечить. (Вера)
У нас психиатр грамотно подошла к этому вопросу, разработала целую программу с этапами. Занимаемся уже полгода, осталась только звуковая агрессия как проявление протеста. Скоро мы и ее преодолеем. Да, времени на занятия уходит много, но оно того стоит. За один день результата вы не увидите. (Лена) Нам, к сожалению, пока не один из известных методов не помогает справиться со стереотипными звуками «в никуда», бывают очень неуместные, например, в очереди к врачу (другие малыши раздражаются и начинают плакать и агрессировать, уже молчу о взрослых). Приходится ограждать сына от социума по максимуму. Надеюсь когда-то и мы эту проблему преодолеем. (Дарина)

Вывод

Вокализация проявляется обычно у всех “невербальных” детей с расстройством аутистического спектра. Признаки ее можно рассмотреть в раннем возрасте, и подобрать максимально эффективный метод коррекции с помощью дефектологов, логопедов и иных специалистов, участвующих в лечении аутизма.

Помните, стереотипия при РАС сильно мешает развитию ребенка и налаживанию контакта с внешним миром, следовательно, ее проявление необходимо научиться предотвращать.

Видео — Вокализации

Видео — Аутизм, стимимся, вокализируем, машем руками, однообразно играем. Ложка дегтя)

Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.). По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка ). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика – это 3 года и 7-11 лет. Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики ; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;
  • у детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.
  • У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

Классификация тиков:

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)
  • ритуалы (ходьба по кругу)
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики , захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей. Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает. Роль наследственности Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью : родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики :

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики , то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола – неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение Не смотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка , его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи . Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей. В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков. Провокация тиков: психологический стресс Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики . Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка , внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках – перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами. Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики . Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики . Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья. Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:

  1. Наследственная предрасположенность
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка , часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра. Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом. Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции. В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнито-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра. Медицинские диагнозы Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года. Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы . Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок. 2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. 3. Психологическая коррекция .

  • Может проводиться индивидуально – для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
  • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) – для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте («прорепетировать» его заранее), что уменьшает вероятность обострения тиков. 4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающий противотревожным действием (антидепрессант) – ФЕНИБУТ, ЗОЛОФТ, ПАКСИЛ и т.д.; уменьшающий выраженность двигательных явлений – ТИАПРИДАЛ, ТЕРАЛЕН и т.д.
    • К базовой терапии, в качестве дополнительной, могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
    Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены. Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно). Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.).. В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка .

    См. статью «Гиперактивный ребенок », № 9, 2004 г.

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование, позволяющее с помощью электродов, накладываемых на голову, регистрировать электрические потенциалы мозга и выявлять соответствующие изменения.

    Магнитно-резонансная томография (МРТ) - один из самых информативных методов диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В его основе лежит способность некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса.