Название родительского клуба для детей инвалидов. Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «шаг навстречу. Предполагаемый ход реализации программы

Цели и задачи клуба

Цели:

Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;

Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра

Задачи:

1) Юридическое консультирование родителей.

2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

4) Психологические тренинги.

5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.

6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.

Участники клуба:

- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;

Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;

Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);

Волонтёры.

Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.

Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.

По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.

Финансирование

Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».

Ожидаемый результат:

- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;

- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;

Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;

Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;

Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;

Формирование и организация здорового образа жизни семьи;

Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;

Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по социальным вопросам

МО «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области»

Муниципальное казённое учреждение социального обслуживания»

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКУСО «СРЦН»

ФИО

Приказ №____от «____»______2013 г.

Положение

Клуба для родителей

Детей с ограниченными возможностями

«Мы вместе»

на 2013 год

г. Всеволожск

2013

Цели и задачи клуба

Цели:

Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;

Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра

Задачи:

1) Юридическое консультирование родителей.

2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

4) Психологические тренинги.

5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.

6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.

Участники клуба:

- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;

Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;

Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);

Волонтёры.

Организация деятельности клуба

Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.

Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.

По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.

Финансирование

Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».

Ожидаемый результат:

- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;

- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;

Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;

Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;

Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;

Формирование и организация здорового образа жизни семьи;

Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;

Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.

План

Мероприятий клуба «Мы вместе»

на 2013 год

Дата

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемый результат

Февраль

«Правовая школа родителей»

Семинар-практикум для родителей (льготы семей, в которых воспитываются дети с ОВ)

Руководитель клуба,

юрист-консульт, специалист КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО»

Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ

Март

«Отважные рыцари и прекрасные дамы!» (интерактивная программа, посвящённая Дню защитника Отечества и 8 Марта)

Руководитель клуба,

музыкальный руководитель

Апрель

«Здоровая семья»

Занятие в зале ЛФК: обучение родителей методам саморегуляции.

Руководитель клуба,

старшая мед. сестра, педагог-психолог

Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья

Май

«Школа заботливых родителей»

Психологический тренинг для родителей педагогом-психологом, социальным педагогом

Руководитель клуба,

педагог-психолог

Формирование адекватного отношения к собственным больным детям; обучение приемам реабилитационной работы с детьми

Июнь

«Подарим шар земной детям!»

(коллективный выезд на природу, семейная эстафета, посвящённая Дню семьи и Дню защиты детей)

Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

социальный педагог

Формирование и организация здорового образа жизни семьи. Расширение круга общения родителей и детей

Сентябрь

Экскурсия в музей, посвящённая Дню Знаний

Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

соц. педагог

Октябрь

«Мастерская добрых дел» (изготовление подарков)

Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.

Руководитель клуба,

инструктор по труду

Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей во время занятий в творческой мастерской

Ноябрь

«Дари добро» (чаепитие, посвящённые Дню Матери и Международному Дню инвалидов)

Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

соц. педагог

Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции

Декабрь

«Новогодние приключения»

(семейный отдых)

Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ

Руководитель клуба,

музыкальный руководитель

Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ


В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/п Тема мероприятия Кол-во часов Организационная форма Задачи мероприятия
1. Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. 3 Семинар Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ 2 Лекция Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3. Взрослые и дети Приложение 1 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления 2 Лекция Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5. Общение с ребенком Приложение 2 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6. Покажи мне любовь Приложение 3 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7. Методы педагогического воздействия на ребенка в семье 1 Индивидуальная консультация
8. Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов 2 Круглый стол Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9. Тренинг «Родительская эффективность» 9 Групповой тренинг
(3 занятия )
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10. Тематический практикум«Класс родительского мастерства» 10 Практическо езанятие
(5 занятий )
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
  3. «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
  4. «Формирование игровой деятельности у детей».
  5. «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Клуб общения для детей-инвалидов

«Жить как все»

Руководитель клуба: Гордеева Светлана Ивановна

Цель: Развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством организации и работы клуба общения, оказание комплексной психолого-педагогической помощи на основе сенсорной стимуляции.

Задачи клуба:

    • Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами;
    • Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
    • Образование новых социальных связей;
    • Получение социальных навыков;
    • Формирование навыков взаимодействия с окружающими;
    • Создание условий для творческого развития личности;
    • Создание положительного эмоционального настроя;
    • Снятие напряженности, тревожности;
    • Развитие коммуникационных навыков.

Целевая аудитория:

    • Дети-инвалиды, проживающие в семьях.
    • Семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
    • Здоровые сверстники детей-инвалидов и семьи с детьми, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Направления в рамках клуба:

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке;

образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;

получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;

создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;

проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий;

реабилитация и предоставление психолого-педагогических услуг с использованием сенсорного оборудования.

Описание программы:

Позиции социальной работы в отношении инвалидов: сейчас взят курс на их интеграцию в общество, в этом немаловажное значение имеет психологическая атмосфера в семье. Открывается сеть реабилитационных центров, помогающих людям с ограниченными возможностями адаптироваться в социуме; создаются законы, условия обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но вместе с тем процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. По-прежнему большинство детей-инвалидов находится в ситуации вынужденной изолированности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением, следовательно, у ребенка с ограниченными возможностями один выход: сидеть дома и смотреть телевизор.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И клуб общения, организованный БУ РА «УСПН «Турочакского района», в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем детей с ограниченными возможностями. Так занятия в клубе дают возможность ребенку не только для «выхода в свет», но и приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и как следствие, побороть свои страхи и комплексы.

Клуб общения для детей-инвалидов представляет собой цикл мероприятий и творческих занятий, направленных на достижение поставленных целей.

Работа с ребенком и семьей направлена на разработку психолого-педагогической характеристики и будет выполняться в двух направлениях: индивидуальной программы развития ребенка и групповые занятия.

Индивидуальная работа будет проводиться по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.

Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Групповые занятия разрабатываются для детей учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание будет уделяться развитию познавательных способностей, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения. В своем проекте мы предполагаем, что, игра и творческие занятия являются ключевыми методами, так как игра, рисование, лепка из теста и работа с бумагой раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.

Занятия в сенсорной комнате будут стимулировать сенсорное развитие; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка через гармонизацию внутреннего мира.

Учитывая специфику данной категории людей, групповые занятия будут проводиться с периодичностью 2 раза в месяц.

Заключительным этапом программы в декаду инвалидов будет проведена выставка работ перед родителями и другими лицами, проведен анализ работы. Мероприятие закончится чаепитием для родителей и детей с ограниченными возможностями, По окончанию проделанной работы в Клубе общения руководителю вместе с детьми-инвалидами и их родителями необходимо оформить альбом.

Ожидаемые результаты:

    • Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
    • Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков с проблемами в развитии и адаптации;
    • Улучшение психологической комфортности и эмоционального благополучия;
    • Улучшению эмоционального состояния;
    • Снижению беспокойства и агрессивности;
    • Ускорению восстановительных процессов после заболеваний;
    • Снятию нервного возбуждения и тревожности.

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла акт

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла активность его участников. Родители смелее отстаивают права детей, затрагивающих их лечение, прохождение медико-социальной экспертизы.

Опытом работы клуба общения «Надежда» заинтересовались организации общества инвалидов соседних районов. В 2012 году в пгт. Афанасьево прошел межрайонный слет родителей детей-инвалидов, в котором участвовали представители двух соседних районов. Слет также проходил в формате клуба общения «Надежда». Гости остались довольны встречей.

В феврале 2015 года «Надежда» вновь пригласила родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов из четырех соседних районов на слет, темой обсуждения на котором стала «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов и взаимодействие общественных организаций с органами местного самоуправления». Состоялся обмен опытом работы. Особое внимание было уделено иппотерапии в реабилитации детей с инвалидностью. Практические навыки такой терапии участники слета осваивали на турбазе «Вятская лошадка» в д. Шердынята Афанасьевского района.

Работа с родителями детей-инвалидов не ограничивается только занятиями в клубе общения. Мамы, папы, дедушки и бабушки принимают участие во всех мероприятиях, проводимых с детьми. Это играет немаловажную воспитательную роль. Вместе с родителями детей-инвалидов свозили на турбазу «Вятская лошадка», где для них было организовано праздничное масленичное представление с играми, забавами, угощением блинами и чаем. После чего всем гостям праздника представилась возможность покататься верхом на лошадках и в упряжках, с горки на ледянках и «ватрушках». Завершилось действо сжиганием чучела Масленицы.

Ежегодно совместно с детьми члены семей участвуют в «Весенней неделе добра». Она обычно приурочивается к главному православному празднику - Пасхе. При посещении семей, где дети не ходят в садик, школу или обучаются дистанционно, инициативная группа в составе председателя РО, представителей молодежных организаций района выявляет проблемы семей, воспитывающих детей с инвалидностью. В частности, семьи Русских, Тебеньковых и Некрасовых нуждаются в улучшении жилищных условий. Первые две семьи решили строить жилье самостоятельно, обратились с заявкой в областную Программу по выделению земли под строительство наравне с многодетными семьями. Семье Некрасовых с улучшением жилищных условий обещали помочь родители. Всем детям при посещении вручаются подарки от РО. В рамках Недели добра в 2014 году дети вместе с родителями побывали на экскурсии на хлебозаводе Афанасьевского РАЙПО, посмотрели весь цикл производства хлебобулочных изделий, попробовали свежеиспечённый хлеб. В 2015 году дети совместно с родителями участвовали в мероприятии, посвященном Международному дню книги.

Запоминающейся была поездка детей-инвалидов и родителей, сопровождающих колясочников, в «Заповедник сказок» центра активного отдыха «Летучий корабль». Средства на транспорт выделил фонд «Добрые дела Кирово-Чепецкого химического комбината», а само мероприятие сотрудники ЦАО провели на благотворительной основе. Перед отъездом домой дети побывали также в Александровском парке г. Кирова на аттракционах.

Праздничное мероприятие для детей и их родителей традиционно прошло в День знаний. Подарки всем школьникам сформированы на средства РО и пожертвования Афанасьевского РАЙПО.

В апреле 2014 года в районную организацию поступила настольная спортивная игра «Джакколо». Ею увлеклись и дети, и их родители. Любое совместное мероприятие всегда сопровождается состязаниями в эту игру.

Многие родители стремятся развить творческие способности детей с ограниченными возможностями. Об этом говорят и районные выставки детских рисунков и фотографий, и участие в областных творческих фестивалях и конкурсах. Так, Балакирева Вероника представила свои работы на ФХТИ и на конкурсе рисунков под эгидой уполномоченного по правам человека в Кировской области. Активные участницы клуба «Надежда» Елена Леонидовна Кудашева совместно с Ларисой Васильевной Чераневой участвовали в областном чествовании «Свет материнской любви», посвящённом Дню матери.

С приглашением родителей прошел детский праздник в рамках Дня инвалидов, подготовленный сотрудниками Центра культуры и досуга пгт. Афанасьево. Все вместе отметили Новый год. Дети, отличившиеся в учебе, спорте и творчестве, получили памятные и сладкие подарки.

Материалы о наиболее значимых мероприятиях в клубе «Надежда», с детьми и родителями публиковались на сайте администрации района и в районной газете «Призыв».

Клуб общения «Надежда» становится все популярнее у родителей детей-инвалидов. Для участия в нем собираются не только жители районного центра, но и приезжают из других населенных пунктов Афанасьевского района. Участники поднимают разнообразные вопросы, ответы на которые хотят услышать в Клубе общения. Объединение родителей, основанное семь лет назад, востребовано и сегодня, потому продолжает жить и действовать.

Образовательный проект «Мы и наши дети»

Несомненна роль семьи в воспитании и развитии ребенка. Отмечено, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только овладели педагогическими приемами и тактиками, но и сумели понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Согласно современным исследованиям (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова) качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильнейшее деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада (стиля внутрисемейных взаимоотношений, системы отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка). Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми-инвалидами огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.

Все это обуславливает острую необходимость оказания социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в процессе социализации детей-инвалидов. В этой ситуации важно оказать помощь через создание доброжелательной среды, психологическую поддержку родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные занятия. Такую работу возможно организовать, объединив семьи в клуб.

С 2008 года в учреждении работает Клуб для семей, воспитывающих детей-инвалидов ВЕРА. Такое название Клуба выбрано не случайно. В сложных жизненных ситуациях ВЕРА необходима:

ВЕРА в своих детей, их возможности и способности;

ВЕРА в себя, свое терпение, свою любовь к нашим детям;

ВЕРА в людей, в их понимание и желание помочь.

Эти принципы стали основой деятельности Клуба. Целью работы Клуба определено: укрепление и развитие семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

Данная цель может быть достигнута при условии решения следующих задач:

    содействие формированию благоприятного микроклимата в семейных отношениях;

    раскрытие имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов;

    создание позитивного образа семьи, развитие толерантного отношения в обществе.

Отправной точкой для организации деятельности Клуба стала встреча с группой родителей, чьи дети-инвалиды посещали коррекционно-развивающие занятия и получали консультативную, лечебно-профилактическую помощь в учреждении. Были обсуждены потребности и запросы родителей, их пожелания и интересы, формы взаимодействия и составлен план работы Клуба на год. Эта группа родителей стала Советом клуба. Затем появилась визитка Клуба, Положение о Клубе для родителей детей-инвалидов, Программа сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Почему именно Клуб?

Анализ ситуации показал, что такая форма взаимодействия привлекательна для родителей:

    свободное участие в мероприятиях Клуба (родитель может выбрать мероприятие, форму участия, присутствовать вместе с ребенком или без него и т.д.);

    разнообразие мероприятий (клубная форма не ограничивает выбор тематики, способа и места проведения, количества участников и т.д.);

    сходство проблем семей, возможность открытого и безоценочного обсуждения и общения;

    психологическая поддержка друг от друга и от специалистов, развитие организаторских и коммуникативных способностей родителей;

    получение новой информации по конкретным запросам (совестное планирование работы);

    развитие детей (коммуникативные навыки, творческие способности, мелкая моторика и т.д.);

    созданные условия (возможность посещения досуговых и культурных мероприятий, участия в экскурсиях, поездках).

для учреждения:

    привлечение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в учреждение;

    привлечение внимания социальных партнеров и общественности к деятельности центра;

    нет дополнительной нагрузки на специалистов;

    незначительные финансовые затраты.

Исходя из проблем и задач, деятельность Клуба развивается в трех направлениях. Первое направление «Мы и наши дети» .

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – способствовать гармонизации детско-родительских отношений, формированию благоприятного микроклимата в семье. Одной из ведущих форм работы является организация специальных психологических занятий с родителями. Примером осуществления такой работы может служить реализация психопрофилактической программы «Семь-Я» для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве основных задач работы по программе определено оказание помощи родителям:

В распознании собственных неконструктивных поведенческих реакций, выработке способности к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка;

В усвоении основных функций семьи и ее членов;

В улучшении межличностного взаимодействия и позитивной коммуникации в семейной системе и пространстве, окружающем семью.

Программа состоит из 8 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю с продолжительностью 40-60 минут.

Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов.

В ходе первого этапа педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции). Далее работа направлена на повышение эмоционального принятия ребенка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребенка. На последнем этапе проводится обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия работы по программе.

В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.

В качестве критериев эффективности работы группы рассматриваются: сформированность у родителей адекватного понимания характера, личности и поступков ребенка (определяется по тесту-опроснику родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина); позитивный характер динамики семьи (изучается с помощью проективного теста «Социограмма «Моя семья»» В.В. Ткачевой).

Опыт реализации программы показал, что после участия в занятиях родители отмечают возросший интерес к чувствам, планам и потребностям ребенка, стремление доверять и сотрудничать с ним, понимание причин и последствий поступков ребенка.

Следующей формой работы является участие родителей в коррекционной работе. Основным показателем включенности родителей в коррекционно-развивающую работу является возрастание активности, понимания проблем и побед ребенка. Внешне это выражается в том, что семья начинает регулярно заниматься, выполнять рекомендации специалиста, делать свои пособия, приносить их на занятия.

Для достижения поставленной цели организованы занятия в системе «Ребенок-Родитель-Специалист», направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы и речи детей. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения развития. Все занятия проводятся в сенсорной комнате с использованием специального оборудования: фиброоптических волокон, воздушнопузырьковых трубок, песочного стола, ротаторов, сухого бассейна, матов, дорожек и т.д.

Длительность занятий 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных, возрастных и типологических особенностей участников и целей упражнений).

Задачи работы:

Помочь родителям осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям-инвалидам;

Обучить родителей приемам и формам работы по развитию психических процессов, коррекции недостатков речевого развития детей-инвалидов;

Формировать у ребенка представления об окружающем мире; развить зрительные, слуховые и тактильные ощущения; развить сенсомоторные навыки; осуществить стимуляцию воображения ребенка, коррекцию внимания, эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, родители учатся на занятиях:

Слушать ребенка;

Быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по своему желанию;

Быть готовым принять чувства ребенка, не оценивая и не осуждая их;

Верить в ребенка, его возможности самому разрешать свои проблемы;

Воспринимать ребенка как самостоятельную личность.

Работа в системе «Ребенок-Родитель-Специалист» предполагает два этапа: организация индивидуальных занятий; переход к подгрупповой работе.

На индивидуальных занятиях специалистом осуществляется личностно- ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с ребенком. В зависимости от особенностей семьи, педагог выбирает одну из тактик поведения:

От родителей требуется лишь повторять дома задания, копировать действия педагога и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию и т. д.;

Родителям предлагается участвовать в отдельных эпизодах занятия с ребенком, проводимого педагогом, при этом активно участвуют все трое (специалист вместе с ребенком, как одно целое; родитель - как партнер по игре);

Специалист активно вовлекает родителей в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение; далее, объясняя его цель, он предлагает самостоятельно выполнить задание.

На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их родители. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество родителя со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Родители, воспитывающие проблемных детей, часто отмечают, что испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми. Бывает, что родители нормально развивающихся детей недовольны тем, что такой малыш будет играть рядом с их ребенком (недостаток информации о проблемных детях порождает у них страх). Родители малыша с нарушениями психофизического развития боятся, чтоб не было конфликтной ситуации между их ребенком и другими детьми, не знают, как выйти из нее или как ее предупредить.

Учитывая все это, специалист ставит своей целью обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой. Для более эффективного достижения поставленной цели в проведении подгрупповых занятий активно привлекается педагог-психолог (возможно использование игротерапии и др.).

Оценка эффективности занятий в системе «Ребенок-Родитель-Специалист» отслеживается в ходе общей диагностики ребенка, наблюдения за его поведением в различных ситуациях, отслеживания его учебной деятельности; диагностики удовлетворенности родителей содержанием занятий.

Предполагаемый результат: повышение уровня сформированности внимания, воображения, сенсомоторных навыков, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка; овладение родителями доступными приемами и формами коррекции психических процессов ребенка.

Второе направление клубной работы - «Наши таланты» .

Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления – общественная самореализация родителей и их детей, изменение отношения к ним в обществе.

Формами работы являются различные социокультурные мероприятия, которые позволяют детям-инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

Все социокультурные мероприятия можно условно разделить на две группы. В первую группу входят мероприятия по организации досуга семей:

Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой предоставляет множество положительных эмоций родителям и детям, дает возможность им общаться, налаживать эмоциональное взаимопонимание, формирует общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, воспитывает эстетические чувства, любовь к родному краю;

Игра-спектакль, театрализованная игра помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Участие детей-инвалидов в игровой деятельности формирует правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям, знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, развивая эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди). В процессе планирования праздника важны разумный подход и учет особенностей детей. Недопустима перегрузка праздника спецэффектами, костюмами, яркими атрибутами – все это будет отвлекать детей от самого праздника. Музыка, песни, 2-3 небольшие совместные игры – все это может быть реализовано в рамках небольшого однопланового сюжета. Все элементы объединены общим ритмом; виды деятельности сменяют друг друга. Главное требование – чтобы уровень сложности не был чрезмерно высоким. В конце праздника очень важен сюрпризный момент – подарок, небольшой сувенир.

Ко второй группе можно отнести мероприятия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала семей: участие в городских, районных, региональных и федеральных конкурсах детских и семейных работ. Такие мероприятия повышают интерес и творческую активность детей и их родителей, помогают увидеть необычное в обычном, продемонстрировать свои таланты, способности. При этом важным является создание ситуации успеха, стимулирование, поощрение за творческий опыт, чтобы дети и их родители хотели и стремились быть инициативными, активными и творческими. Основной формой работы является арттерапия - любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Каждый ребенок и родитель может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Эти мероприятия способствуют расширению творческого потенциала ребенка-инвалида и его родителей и направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения.

Третье направление работы – «Вот мы какие» (приложение 4).

Важным аспектом для существования Клуба является представление опыта его работы в средствах массовой информации. Дети и их родители, педагоги публикуют статьи по итогам проведенных занятий и мероприятий в районных, региональных и федеральных изданиях. Диалог со средствами массовой информации позволяет родителям выразить свою позицию в воспитании детей-инвалидов, рассказать о полученном позитивном опыте, пропагандировать семейные ценности. Публикации в печати – способ отразить впечатления об участии в праздниках, выставках, экскурсиях, высказать размышления и предложения по разным вопросам.

Активное представление в печати достижений участников Клуба эффективно решает задачи привлечения в учреждение новых семей детей-инвалидов, нуждающихся в социально-психологической и коррекционно-педагогической помощи. Родители, получая информацию о работе Клуба, знакомясь с достижениями других, убеждаются в необходимости взаимодействия как со специалистами учреждения, так и семьями, членами Клуба, имеющими положительный опыт воспитания ребенка-инвалида.

Значимой стороной пропаганды опыта работы Клуба становится привлечение внимания общественности, предприятий и организации, служб и ведомств к проблемам семейного воспитания детей-инвалидов. Благодаря отражению мероприятий Клуба в газетах и журналах, у учреждения появились постоянные социальные партнеры, предоставляющие возможность организовать праздничные мероприятия, тематические встречи, акции без финансовых вложений со стороны учреждения.

Всего за годы работы Клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов «ВЕРА» опубликовано 9 статей в районных изданиях, 2 статьи в региональных и федеральных изданиях.

Действенной практической формой работы по привлечению внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию толерантного отношения в обществе, решению индивидуальных проблем семей является организация различных акций.

По мере необходимости организуется акция «Помоги другу». В случае, когда на лечение ребёнка-инвалида требуются дорогостоящие лекарства, специальное оборудование, инициативная группа членов Клуба обращается за помощью через средства массовой информации, проводит встречи с руководителями и коллективами предприятий, организаций, индивидуальными предпринимателями. Собранные таким образом средства передаются нуждающейся семье.

Интересна ежегодная акция «Ребенок и дорога». Ее организаторы – воспитанники детских домов города и инспекторы ДПС ГИБДД. В ходе ее проведения с детьми-инвалидами и их родителями организуются тематические игры, конкурсы, практические занятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Традиционно каждый ребенок-инвалид получает в подарок светоотражатель и изготовленного руками воспитанников ангела-хранителя.

Специалисты учреждения обращают особое внимание на распространение опыта клубной работы среди педагогов образовательных учреждений. С этой целью подготовлены публикации во всероссийских научно-методических журналах «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы» (1/2011), «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (8/2012). В публикуемых материалах подробно раскрыты основные формы и направления сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы клуба, раскрыта роль родителей в процессе закрепления полученных знаний на коррекционно-развивающих занятиях у специалистов в домашних условиях, представлен опыт организации досуговых мероприятий.

Регулярно педагоги учреждения участвуют в научно-практических конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей» (г. Красноярск, 2010 год); I Всероссийская научно-практическая конференция «Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» (г. Москва, 2011 год); III Международная научно-практическая конференция «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований» (г. Пенза, 2012 год).

В ходе выступлений и докладов представлен и обобщен опыт организации Клуба: обозначена проблематика семей, возникающая в процессе воспитания; подробно описаны этапы работы по психопрофилактике нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию сотрудничества с родителями и повышение их родительской компетенции; представлены формы и направления клубной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день в учреждении созданы особые условия, способствующие решению проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов. В качестве основных задач и перспектив работы клуба планируется закрепление позитивных форм семейного общения и взаимодействия с ребенком и окружающими, создание условий для раскрытия их личностного, творческого и социального потенциала, организацию неформального взаимодействия между родителями для преодоления их изолированности и получения нового опыта общения. От того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребенка, так и просто более полная и счастливая жизнь его семьи.

В качестве фактических результатов реализации проекта представим следующие данные:

- 35 семей, участников Клуба, используют рациональные модели семейного воспитания;

- происходит ежегодное привлечение в работу Клуба новых семей;

- 20 детей-инвалидов ежегодно проходят коррекционно-развивающее обучение;

20 родителей детей-инвалидов обучены эффективным приемам развития и коррекции познавательной сферы и поведения ребенка;

- 15 семей, воспитывающих детей-инвалидов, представляют творческие работы на региональных, районных и городских выставках и конкурсах детских работ;

- ежегодно в периодической печати публикуется 5 материалов из опыта воспитания детей-инвалидов в семье.

Проект "Мы и наши дети"