Сюжетно ролевые игры по сказкам. За основу взят конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки. Превращения - игра для взрослых

Сюжетно – ролевые игры

«Путешествие с героями любимых книг»

Цель. Привитие интереса к книгам детских писателей. Развитие способности принимать на себя роль сказочного героя.

Игровой материал . Костюмы литературных героев, бумага, карандаши, краски, атрибуты для игры, фишки, елочные шишки, конфеты, печенье.

Подготовка к игре. Чтение сказок детских писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Инсценировки фрагментов сказок. Просмотр мультфильмов по сказке.

Игровые роли. Петрушка, Доктор Айболит, Буратино, герои детских сказок.

Ход игры. Перед началом игры педагог вместе с ребятами читают сказки детских писателей: Л. Н. Толстого «Буратино», К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и др.

Затем можно предложить детям сделать выставку рисунков по прочитанным книгам, каждый ребенок должен нарисовать понравившегося ему героя сказки. Рисунки вывешиваются в группе и обсуждаются.

После этого воспитатель делит ребят на подгруппы и дает задание распределить роли и подготовить фрагмент из какой-нибудь сказки. Для этого ребятам совместно с воспитателем и родителями необходимо подготовить костюмы и атрибуты для инсценировки.

Когда все готово, игру можно начинать с украшения группы рисунками, самодельными игрушками сказочных героев и др.

Путешествие можно проводить в разных вариантах.

1-й вариант. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он приглашает детей на веселое путешествие по любимым книгам.

Путешествие начинается с того, что воспитатель в костюме Петрушки объявляет о выступлении труппы кукольного театра. За ширмой ребята показывают заранее подготовленные коротенькие сценки, взятые из произведений любимых детских писателей. Остальные дети, участники путешествия, должны правильно указать, откуда взят отрывок и кто автор. Дети, правильно отгадавшие сказку, получают фишки.

После этого перед ребятами появляется доктор Айболит (воспитатель одевает другой костюм). Он задает ребятам вопросы по сказкам К. И. Чуковского. За правильные ответы ребята также получают фишки. Затем Айболита сменяет Буратино, он ведет викторину по произведениям С. Я. Маршака. Самые активные дети поощряются фишками.

В конце игры воспитатель предлагает ребятам инсценировать заранее приготовленные фрагменты из сказок. По окончании игры педагог организует обсуждение и награждение призами ребят, которые получили наибольшее количество фишек. Другие дети тоже поощряются конфетами. Путешествие заканчивается демонстрацией мультфильма, поставленного по произведению одного из авторов детских книг.

2-й вариант. Путешествие проводится в зале ритмики, на «лесной опушке». Ребята вместе с воспитателем заранее готовят сказочное оформление: избушку на курьих ножках, теремок, «ледяную» избушку лисы и «лубяную» - зайца. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он объявляет о начале сказочного путешествия на лесной полянке. Сначала сказочные герои показывают несколько заранее приготовленных сцен из сказок. После этого педагог делит ребят на подгруппы. Каждая из подгрупп подходит к разным избушкам по очереди, и дети отвечают на вопросы героев сказок. По условиям игры ответ может быть коллективным. Путешественникам вручают шишки за правильные ответы, а в лесном буфете эти шишки зайка обменивает на конфеты и печенье. В конце воспитатель называет группы - победителей игры. Им вручаются дипломы, скрепленные подписью одного из героев детских сказок.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по сказкам»

Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Цель:

Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности. Прививать интерес к произведениям детских писателей и русого народного фольклора. Развивать способности принимать на себя роль сказочного героя.

Игровой материал:

1. Костюмы литературных героев:

(Лиса, заяц, петух, Аленушки, Иванушки, Емели, вельможи, царя

2. Картинки по сказкам.

3. Атрибуты:

Избушка лубяная,

Печка русская,

4. Герои сказок (рисунки- раскраски).

5. «Ковер-самолёт» (покрывало)

Предварительная работа:

1. НОД «Путешествие в страну сказок».

2. Чтение русских народных сказок:

Заюшкина избушка:

Лиса со скалочкой;

Лиса –лапотница;

Кот, петух и дрозд;.

По - щучьему велению;

Гуси-лебеди;

Ход сюжетно-ролевой игры:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие сказки бывают? Сказки бывают народные и авторские.

Народные – это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Серебряное копытце» является авторской, потому что ее автор известен. Это Павел Бажов Воспитатель: Скажите, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети: На самолете, ракете, поезде, машине.

Воспитатель: А на чем путешествовали в сказках?

Послушайте загадку:

На полу он тихонько лежит

И тепло моих ног сторожит.

Но отправиться может в полёт

Разноцветный…

(Ковер самолет)

Дети: На ковре- самолете.

Воспитатель: А вы хотели бы, отправится в путешествие по сказкам?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, у меня есть ковер очень красивый, наверно, волшебный. Давайте отправимся с вами путешествовать. Тогда я его сейчас расстелю. Встаньте все на ковер – самолет, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: «Мы летим над горами, над лесами. Все ближе и ближе сказочная страна».

Ковер – самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели.

Воспитатель: Ковер-самолет нам ещё пригодится, мы его заберем с собой,

положим вот в сумочку. А сами отправимся в путь - в Страну сказок.

Вот смотрите дорожка какая-то. Давайте по ней и пойдем.

(Педагог с детьми идет по дорожке до избушки)

Воспитатель: Смотрите, стоит избушка, в ней живёт Баба-Яга. Она может нам

поможет. Давайте у неё спросим дорогу в страну сказок.

Диалог Бабы-Яги и девочки Алёнушки.

Девочка вошла в избушку:

Девочка: Здравствуй, бабушка!

Баба-Яга: Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Девочка: Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Баба-Яга: Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает

мышка и говорит ей.

Мышка: Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала.

Мышка: Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей говорит.

Мышка: Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала.

Баба-Яга (подойдет к окошку и спрашивает): Девица, прядешь ли?

Мышка (ей отвечает): Пряду, бабушка.

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А девочки нет. Она в погоню.

А тут навстречу ей дети.

Баба-Яга: А вы кто такие, и что делаете в моей сказке.

Воспитатель и дети: Мы путешественники, ищем дорогу в страну Сказок.

Может, вы нам укажите дорогу?

Баба-Яга: А вы отгадайте мои загадки, тогда помогу.

1. Не доглядела за братом сестра,

И долго искала мальчишку она.

Помогла ей волшебная речка,

Пирожков испекла русская печка.

От птиц под яблоней укрылись дети.

Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.)

2. В ступе летает,

Следы заметает.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке. (Баба Яга)

3. Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный. (Ступа)

4. К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках)

Баба-Яга: Молодцы! Все загадки отгадали, а сейчас идите вон до того лесочка, а там вам помогут найти дорогу в страну Сказок.

Воспитатель: Смотрите, вон какая полянка хорошая, давайте на ней остановимся,

отдохнем, может, кого повстречаем, спросим дорогу в страну сказок.

Смотрите, зайка сидит под деревом, о чем - то печалится.

Отгадайте загадку и вы узнаете, почему он такой печальный:

В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Заюшкина избушка)

Дети: Сказка называется «Заюшкина избушка»

Диалог зайчика, петушка и лисы.

Ведущая-сказочница: Опять идет Зайчик плачет пуще прежнего.

Ему навстречу Петух с косой.

Петух: Кука-ре-ку! О чем, Зайчик, плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная.

Пришла весна, растаяла у нее избушка, попросилась она ко мне

переночевать, да меня и выгнала.

Петух: Пойдем, я твоему горю помогу!

Заяц: Нет, Петух, не поможешь! Собака гнала – не выгнала, Волк гнал – не выгнал, Медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать!

Петух: Нет, я выгоню! Пойдем к Лисе!

Ведущая-Сказочница: Пошли они к избушке. Петух лапами затопал, крыльями

захлопал…

(Заяц и Петух подходят к избушке. Петух ногами топает, крыльями - хлопает.)

Петух: Ку - ка-ре-ку!

Иду на ногах!

Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи!

Слезай Лиса с печи!

Ведущая - Сказочница: Услышала Лиса, испугалась и говорит…

Петух: Ку - ка-ре-ку!

Иду на ногах!

Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи!

Слезай Лиса с печи!

Петух: Кука-ре-ку!

Иду на ногах!

Несу косу на плечах!

Хочу Лису посечи!

Слезай Лиса с печи!

(Петух ногами топает, крыльями хлопает и косой машет.)

Лиса: Отгадайте мою загадку, тогда я и уйду из избушки.

Зайка: Ребята, помогите мне отгадайте загадки лисы.

Дети: Хорошо, мы попробуем тебе помочь.

Загадка:

Назовите сказки, где я, лиса, встречаюсь.

Дети:

Кот и Лиса

Кот, Петух и Лиса

Лисичка-сестричка и волк

Лиса и журавль

Лиса, заяц и петух

Лиса и козел

Лиса и кувшин

Лиса и лапоть

Снегурушка и лиса

«Медведь и лиса»

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать.

Заюшка: Спасибо вам, ребята, что помогли загадки отгадать и лису прогнать.

Дети: Заюшка, петушок, подскажите нам дорогу в страну Сказок.

Заюшка: Идите прямо по дорожке, там есть деревенька.

Дети с педагогом идут по дорожке, а навстречу им Вельможа.

Вельможа: Здравствуйте дети, вы тут не видали человека, а какого вы отгадайте загадку мою:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Ответ: Емеля

Дети: Емеля.

Вельможа: А вы не видали его?

Дети: Нет.

Вельможа: Пойдемте вместе, может, и встретим его.

(Навстречу им Емеля на печке.)

Диалог Емели и Вельможи

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит.

Вельможа: Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.

Емеля: Мне и тут тепло.

Вельможа: Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.

Емеля: А мне неохота.

Вельможа: Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля (подумал-подумал): А вы отгадайте мои загадки, тогда я поеду к царю.

В какой ещё сказке рыбка исполняет желания?

«Жил старик со старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года». («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Емеля: Ну ладно, раз вы такие умные, отгадали загадку, поеду к вашему царю.

Вельможа: вот и хорошо. И ребятам в страну Сказок к царю нужно попасть.

Емеля: А теперь давайте мы все закроем глаза, а то волшебство не получится.

(дети закрывают глаза, выходит царь и садится на трон)

По-Щучьему велению, по моему хотению, пусть я и мои друзья окажутся во дворце царя.

Вельможа: Вот мы и во дворце Царя, откройте глаза.

Здравствуй, Царь-батюшка!

Я привел к тебе Емелю?

Царь: Вот и молодец, сослужил службу, и ребят ко мне привёл.

Скажите, ребята, быстро дорогу ко мне нашли?

Дети: Да

Царь: Встречали ли кого-нибудь вы по дороге ко мне?

Дети: Да. Печку, Аленушку и Иванушку из сказки «Гуси-лебеди», Зайчика и Петушка из сказки «Заюшкина избушка», Емелю из сказки «По щучьему велению».

Царь: Вы такие умные, знаете много сказок, хочу вам подарить небольшой подарочек на память о моих сказках - раскраски по сказкам.

Сюжетно-ролевые игры для детей.

"Кино"

Для проведения этой игры придется организовать "домашний кинотеатр" или приобрести проектор. Ведущему необходимо заранее подобрать эпизоды из разных сказок, где четко проявляются черты характера персонажей. Подойдет, например, эпизод, когда волк прикидывается бабушкой, а Красная Шапочка интересуется: "А почему у тебя такие большие ушки?" и т. д.

Задача играющих – озвучить заданный эпизод так, чтобы эти черты были четко выражены и сразу стало понятно, что это за герой. А затем команда соперников должна воспроизвести эту сказку в виде небольшой сценки, стараясь озвучить ее так, как это сделали ребята до них. Потом роли меняются. Побеждает команда, которая справится со своей задачей лучше.

"Интервью"

При помощи считалки выбирается "журналист", остальные играющие распределяют между собой роли. "Журналист" в это время находится в другой комнате и не видит, кто какой образ себе выбрал. Затем ведущий объясняет ребятишкам правила игры:

"Представьте, что в сказочную страну прибыл журналист и пытается взять интервью у ее обитателей. Чтобы определить, кто есть кто, журналист намерен задавать всем очень хитрые вопросы или просить их исполнить какое-либо его задание".

Но учтите, что по ходу действия спрашивать напрямую "Ты кто?" "журналист" не может. "Жители" же страны, пока он общается с кем-то, должны жить своей обычной жизнью: кто-то кого-то догонять ("волк" "козлят"), кто-то над чем-то колдовать ("Яга" и "фея"). При этом плохие персонажи должны по возможности скрывать свою настоящую сущность.

Приведем пример. Так, "журналист" попадает в лес и наталкивается в нем на персонажа, который занят колдовством. Это может быть как обычная "баба Яга", так и добрая "фея", а, может, и совершенно другой персонаж. Возможно, это "лиса" варит угощение для "журавля". Это "журналисту" и нужно выяснить. Он может спрашивать следующее: "Что вы варите?", "А кому вы решили помочь?", "А станцуйте-ка вы мне танец". Если это "фея", значит она должна двигаться плавно, если "Яга" – пусть старается подражать повадкам этой старушки, то есть сочетает все движения с подскоками и прыжками. Как только персонаж угадан, у него можно брать интервью. Вопросы "журналиста" непременно должны быть веселыми и шуточными.

После того как за определенное время "журналист" угадает какое-то число персонажей, ребята выбирают на его место другого игрока и меняются между собой своими ролями.

"Илья Муромец" и "Горыныч"

Играющие делятся на пары: "Ильи Муромцы" и "трехголовые змеи". "Драконам" дают по три длинные палки, соединенные вместе таким образом, чтобы ими можно было шевелить. На концы каждой палки можно насадить бумажные змеиные маски. Игроки, изображающие "Муромцев", получают пластмассовые кольца. Задача "Горынычей" – коснуться одной из своих "голов" "Ильи Муромца" и таким способом его убить. При этом "Горынычи" должны, не останавливаясь, крутить "шеями", чтобы "Муромцы" не могли накинуть на них кольцо, то есть "отрубить" головы.

Во время игры пара должна стараться воспроизвести образы и диалоги данных персонажей так, чтобы они были схожи с настоящими. Задача "Горыныча" – угрожающе шипеть и устрашать, а "Ильи" – отшучиваться и насмехаться. Побеждает пара, наиболее удачно обыгравшая сцену боя Ильи Муромца со Змеем Горынычем.

Кто "плохой" и кто "хороший"

Эта игра является своеобразной проверкой на то, кого именно из сказочных персонажей дети считают плохим, а кого хорошим. Она же позволяет выяснить основные ошибки детских представлений о них и научит малышей представлять себя и теми, и другими.

На первом этапе игры ведущий просит всех детей самостоятельно выбрать для себя сказочного персонажа и объясняет задание. Оно заключается в том, чтобы дети после определенного сигнала успели самостоятельно рассредоточиться на "плохих" и "хороших". Первые должны отбежать на левую сторону, вторые – на правую. Затем ведущий ставит музыку и на ее фоне зачитывает стихотворение:

В нашей сказочной стране проживают многие:

И рогатые, и зубастые, и двуногие.

Разделяет их одна неприступная стена.

По одну ее сторонку

Вижу смех я и тепло.

По другую – лишь воронку

И ужасное стекло.

Но вот однажды поутру

Здесь приключилось страшное…

Здесь необходимо, чтобы неожиданно для детей зазвучала угрожающая музыка, напоминающая скрип дверей, грохот, шипение и тому подобное.

Отвалились ворота – и…

Все удрали, кто куда.

Я прошу вас всех собрать

И на место раскидать.

Задача детей после этих слов быстро разделиться на две команды: одну из "плохих" жителей сказочного государства, другую – из "хороших". По свистку распределение заканчивается. Те, кто не успели определиться, выбывают и в дальнейшем становятся наблюдателями.

После этого ведущий дает следующее задание. Каждая команда должна придумать небольшую сценку с участием всех входящих в ее состав персонажей. Но следует учесть, что в этой сказке должны быть как положительные, так и отрицательные герои. Следовательно, из уже отобранных изначально "плохих" играющие должны отобрать тех, кто является наиболее безобидным. А из среды "хороших" ребятам предстоит выбрать самых плутовских и имеющих двойственные черты характера.

Так дети научатся определять тех, кто способен быть одновременно и плохим, и хорошим. Когда играющие подготовятся, они поочередно показывают свою сценку. Затем проводится общее обсуждение. Каждая команда должна объяснить, почему именно ту или иную роль они обозначили как самую коварную, а другую как самую безобидную, и доказать это конкретными примерами из литературных произведений и фильмов.

Вопрос – ответ

Играющие рассаживаются полукругом, а ведущий садится напротив них. Игра проводится в два этапа. Первый идет по принципу: вопрос – ответ. Ведущий называет персонажей, а дети должны найти ему противоположность. За каждый правильный ответ ребенок получает черный (если персонаж отрицательный) или белый (если персонаж положительный) жетон. Когда суть игры будет понятна, ведущий усложняет задание, периодически вставляя нейтральных персонажей или чередуя этих. Приведем пример:

1. Черепашки ниндзя – черепаха Тортилла.

2. Тигр – кошка.

3. Кот Леопольд – Кот Базилио.

4. Царь Солнечного Света – Кощей Бессмертный.

5. Леший – старичок Лесовичок.

Перед вторым этапом игроки подсчитывают количество полученных ими черных и белых жетонов. Количество тех или других определяет принадлежность игрока к той или иной команде. В результате образуются две команды: "хорошие" и "плохие". При этом и количество участников в них будет различным.

Затем каждая команда распределяет между собой роли из тех, что были ими угаданы. А после этого начинаются соревнования. Ведущий объявляет:

"В сказках очень часто происходят бои между темными и светлыми силами. То же самое я предлагаю сделать и вам. Вы должны выдвинуть на каждый конкурс по одному игроку. Победивший получает жетон победителя. Та команда, у которой после игры окажется их больше, будет победителем".

После этого каждая команда выдвигает по одному игроку для первого конкурса. Конкурсы могут быть следующими:

1. Для первой пары: рассказать о себе в духе выбранного героя. Например, "кот Леопольд" начнет свое изложение так: "Ребята, друзья, меня зовут Леопольдом. Я люблю мир и предлагаю всем жить дружно и не ссориться". Желательно, чтобы при этом детишки еще и пародировали голоса своих персонажей.

2. Для второй пары: станцевать танец своего персонажа.

3. Придумать музыкальное сопровождение, характеризующее шаги данного героя, и показать его походку. Для "Кощея" это будет грохот или хруст костей, которые ребенок может воспроизвести, тряся деревянными бусами или трещоткой. Для "лешего" – хруст веток под ногами. И как только играющий подберет свое музыкальное сопровождение, он может попросить кого-то из своей команды исполнить его, а сам в это время изобразит походку. Так получится наложение звука на действие.

4. Обыграть поведение персонажа в образе главы королевства. Тут важно показать, как он будет себя вести и какие приказы отдавать. Для этого конкурса необходим стул со спинкой, заменяющий трон. Побеждает тот играющий, кто освоит свою роль лучше.

5. Обыграть трапезу приема пищи и ее приготовления. Так, "баба Яга" будет кашеварить у костра и бросать в котелок разные приправы, что-то нашептывая и приговаривая. При этом она может приплясывать и притопывать. Персонажи же положительные, такие, как "Иван царевич", могут заняться охотой, сбором урожая и тому подобным.

"Урбанистическая" сказка

Урбанистическая сказка – это значит "городская" сказка, то есть та, которая развертывается на фоне привычного городского пейзажа – улиц, домов, дворов. В начале игры выбирается ведущий. Он должен предложить участникам условия, по которым будет происходить игра. Его задача также – следить за ходом игры, чтобы потом обоснованно подвести итоги.

Ведущий берет несколько листов бумаги, рисует или пишет на них свое представление о месте, где должна происходить сказка. Например, он может нарисовать несколько высотных домов, двор, деревья. Вокруг – зима, все запорошено снегом. Этот рисунок ведущий дает одному из участников игры и предлагает придумать сказку, которая могла бы произойти именно в этом месте. Не имеет смысла тщательно вырисовывать все детали, рисунок должен быть схематичным, поэтому на него не нужно тратить много времени.

Впрочем, если все участники игры решат подготовиться к ней заранее, они могут вырезать из журналов красивые рисунки или нарисовать их самостоятельно. Если ведущий не умеет рисовать, пусть он просто опишет место, где будет происходить сказка. Например, таким образом: "Жаркое лето, все вокруг зеленое, красочное, яркое. В самом центре города есть большая аллея, где растут красивые цветы…". Соответственно, игрок, получивший такое описание, должен сочинить сказку, которая могла бы произойти в летнем городе, в такой аллее.

Игрок, который получил от ведущего картинку, может придумать любую историю, используя всем известных сказочных героев. А если хочет, пусть придумает сказку самостоятельно. В качестве примера может подойти такая история:

"За несколько дней до Нового года на город обрушился сильный снегопад. Все дома, деревья, дворы замело снегом, поэтому создавалось впечатление, что вокруг не обыкновенный город, а сказочная страна. В одном дворе дети вышли гулять и стали лепить из снега разные фигуры. Они построили снежный дворец, рядом с которым поселили Снегурочку, Снежную Королеву, Золушку и Буратино. Наступил вечер, дети ушли домой играть в компьютерные игры, смотреть интересные фильмы и готовиться к веселым новогодним праздникам.

Все знают, что перед Новым годом могут происходить чудеса. И в тот момент, когда дети ушли домой, на небе ярко засияла звезда. Наверное, от нее шло какое-то особое излучение, потому что через несколько минут во дворе стали твориться удивительные события. Фигуры из снега вдруг засияли ярко-зеленым светом, а потом на их месте оказались живые сказочные герои.

Снегурочка оказалась очень милой девочкой, ее сияющие глаза открыто говорили о ее добром характере. Снежный Буратино превратился в забавного и озорного мальчишку и отличался от обыкновенных детей только своим длинным носом. Золушка стала скромной девочкой в старинном платье, очень красивой и воспитанной. И только Снежная Королева отличалась жестокостью и коварством. Зато внешне она выглядела необыкновенно элегантной, величественной. Впрочем, в этом не было ничего удивительного – ведь это настоящая королева. А все царственные особы умеют производить впечатление на окружающих своим поведением.

И вот после того, как во дворе ожили эти сказочные герои, они сразу же вознамерились отправиться к тем детям, которые их слепили. Буратино вылепил из снега ученик первого класса, веселый и озорной мальчишка. У него в характере было много общего с этим сказочным героем, наверное поэтому он и выбрал такого героя. Золушку слепила скромная и добрая девочка. Она училась во втором классе и очень любила сказки. Снегурочку вылепила ее подруга, которая уже давно ждала новогоднего праздника. Ей очень хотелось получить в подарок компьютер, поэтому она надеялась, что Дед Мороз и Снегурочка выполнят ее желание. А Снежную Королеву избрала их одноклассница, очень красивая и очень эгоистичная девочка. Она всегда старалась добиться своего, не обращая внимания на настроение и желания других. Она очень завидовала злым волшебницам из сказки, потому что они могли добиваться своего с помощью колдовства.

Итак, эти сказочные герои отправились к детям. Разумеется, они не могли прийти в своем настоящем виде, потому что кто-то из взрослых мог бы увидеть их. А сказочные герои этого очень боятся. Поэтому они стали невидимыми. Они пришли к детям и стали жить рядом с ними. Дети вскоре привыкли к своим невидимым друзьям и начали иногда спрашивать у них совета. Добрые сказочные герои учили только добру, а злая Снежная Королева давала лишь злые советы. Поэтому добрые дети стали творить добрые дела, а девочка, к которой пришла Снежная Королева, стала еще злее и эгоистичнее, чем была раньше".

Участник игры может рассказывать сказку до конца. Но ведущий имеет право прервать его на любом месте, чтобы предложить кому-то другому продолжить сказку. В конце ведущий и все участники игры подводят итоги. Можно объявить тайное голосование, а именно – пусть каждый напишет на листочке свое мнение о сказке, а в итоге ведущий скажет, чья история получила больше голосов. Соответственно, участник игры, сочинивший эту сказку, и будет победителем. Его можно наградить каким-то призом или шутливой почетной грамотой "Лучший сказочник".

Старая сказка на новый лад

Все хорошо знают и помнят старые сказки. Но ведь любую из них можно немного изменить, чтобы она стала современной. От этого сказка совсем не потеряет своей остроты и загадочности, а, наоборот, приобретет новые оттенки. Перед началом игры выбирается ведущий. Он должен как следить за ходом игры, так и помогать ее участникам по мере необходимости. В конце игры ведущий подводит итоги.

Ведущий дает задания каждому игроку. Например, кому-то он предлагает: "Расскажи современную сказку про Царевну-лягушку". Все хорошо знают старинную русскую народную сказку про это чудесное земноводное, которое потом превратилось в прекрасную царевну.

Участник игры может придумать такую историю:

"В одном городе жил очень богатый и уважаемый человек. Он владел несколькими крупными предприятиями, и дела у него шли очень хорошо. Он при необходимости мог сесть на свой личный самолет и полететь за границу. Только счастливым он себя назвать никак не мог. Дело в том, что было у этого человека три сына. Сыновья не могли найти себе хороших невест, хотя сами были и красивы, и умны, и характер у них был вполне покладистый. Встречались они и с актрисами, и с фотомоделями, но только счастливой семейной жизни не получалось. Их отец долго думал, а потом сказал: "Пора вам, дети мои, жениться. Я придумал, как вам отыскать себе невест".

Старшему сыну отец велел взять мобильник и набрать первый попавшийся номер. Выпал номер одной крупной фирмы. Директором ее оказалась молодая прелестная женщина. Старший сын познакомился с ней – и вскоре они сыграли свадьбу.

Второму сыну отец велел заняться поисками невесты по Интернету. Сын послушался совета и быстро нашел очень красивую женщину, которая была ко всему прочему автором популярных детективов. И только третий, самый младший сын, никак не мог найти себе хорошую жену. Тогда сказал ему отец: "Сынок, возьми машину, сядь в нее и отправляйся куда глаза глядят. Так, глядишь, найдешь и ты свое счастье".

Сел парень в свой "Мерседес" и отправился куда глаза глядят. Долго ли он ехал, о том никто не знает. Вот уже выехал он из города и едет по загородному шоссе. Едет, музыку слушает, наслаждается окрестным видом. Таким образом, он незаметно оказался в глухом лесу. По всему чувствовалось, никакая цивилизация не добралась до него. Уже и дороги асфальтированной нет под колесами, и лес становится все более непонятным.

Вдруг "Мерседес" остановился. Парень вышел из машины, смотрит вокруг – нет никого, только деревья машину обступили да трава высокая. Посмотрел он вокруг и увидел рядом небольшую лягушечку. Подумал парень: "Ничего особенного, лягушка как лягушка…" И вдруг эта совершенно непримечательная лягушка говорит ему: "Здравствуй, дорогой мой. Я очень давно тебя ждала". В первую минуту парень подумал, что у него слуховые галлюцинации. Но потом лягушка объяснила ему подробнее: "Я не простая лягушка, я на самом деле заколдованная девушка. Возьми меня с собой, женись на мне. И тогда со временем я снова обрету свой настоящий облик".

Парень был шокирован. Он ни разу не видел говорящих лягушек. В детстве он, конечно, читал что-то подобное. Но с тех пор прошло уже очень много времени, и он сказку уже почти позабыл. Смотрит он на лягушку, а сам думает: "Конечно, жениться на ней я не собираюсь. Ведь окружающие неизвестно что подумают, к тому же – у лягушки документов нет. А как же нас в ЗАГСе будут регистрировать? Но диковинное животное все равно нужно взять с собой, можно друзьям показать, интересно все-таки".

Так думает парень, а сам смотрит на лягушку и обещает ей: "Да, возьму тебя с собой". Взял парень лягушку и привез ее домой. Спрашивает отец его: "Ну что, нашел ты невесту?" Парень хотел его повеселить – и про лягушку рассказывает, а отец послушал и заявляет: "Ну что ж, лягушка так лягушка. Значит, тебе судьба такая". Обиделся парень, но деваться некуда. Отец его договорился, чтобы лягушке оформили документы. Назначили свадьбу. Гости приехали, а парень все думает: "Как же я на лягушке женюсь?" Надо сказать, что никто из гостей ту лягушку пока не видел.

Приезжает парень в ЗАГС и вдруг видит девушку в белом свадебном платье красоты невиданной, да и платье на ней изумительное. Фигура у девушки как у топ-модели, глаза – как звезды, зубы – жемчуг, кожа – атлас! Такой красавицы парень еще никогда не встречал. И думает он: "Везет же кому-то. А я вынужден на лягушке жениться". И вдруг красавица говорит ему: "Я же говорила тебе, что на самом деле я не лягушка. Теперь ты мне поверил?"

Обрадовался парень, женился на девушке. Но после свадьбы, как только они приехали в ресторан, девушка исчезла. Оказалось, что ее похитил злой экстрасенс-волшебник. Пришлось парню жену свою спасать. Для этого отправился он в Китай изучать древнее восточное колдовство, чтобы справиться с экстрасенсом. Нелегко ему пришлось, но в результате удалось ему спасти свою жену-красавицу. Стали они жить весело и счастливо, открыли свое предприятие, деньги начали зарабатывать. И никто им не мешал".

Каждый участник должен рассказать примерно такую же сказку.

В конце игры ведущий подводит итоги. Он должен посовещаться с остальными игроками и выбрать самого талантливого рассказчика. Того, чья сказка окажется самой интересной, можно наградить призом или грамотой, сделанной самостоятельно.

Татьяна Николаевна Образцова "Ролевые игры для детей"

Формы проведения занятий с дошкольникам разнообразны.

Предлагаю разработку сюжетно-ролевой игры для детей 5-6лет.

Сюжетно- ролевая игра по сказке «Золушка»

для проведения в группах второго года обучения «Ягодка» и «Вишенка» в

Школе Добрых Волшебников

2009г.

Возраст детей 5- 6лет.

За основу взят конспект интегрированного занятия «В гостях у сказки»
Программа воспитания и обучения в детском саду, автор Ледовских Ирина Владимировна МДОУ ЦРР№315 г.Челябинска

Педагогическая цель занятия : создание игровой модели для закрепления пройденного материала по предмету «развивающие игры», направленного на умение вести диалог, выбор способов решения задачи, организация собственной деятельности, проявления чувств сострадания, радости и взаимопомощи.

Задачи:

· продолжить развитие диалогической формы речи;

· продолжить развитие мелкой моторики рук;

· закрепить умение сравнивать предметы по длине, величине;

· закрепить умение классифицировать предметы по группам;

· воспитание чувства сострадания, уважения к другому мнению, радости и взаимопомощи.

Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Золушка», просмотр мультфильма.

Материалы и оборудование: книжка с яркими иллюстрациями «Золушка»,

Задание № 1: 2 чашки, манная крупа, фасоль, зерна кофе, 2 сита.

Задание № 2: 2 модели платьев, состоящих из 6-7 деталей каждая, 1 ватман формата А 4 (делим на 2 части), 2 клея-карандаша.

Задание № 3: фрукты, овощи, веник, длинная и короткая лента, карандаш, 2 чашки.

Сценарий занятия :

Занятие проводится в холе малого зала, родители рассажены вдоль стены полукругом. Расставлены декорации, столы с заданиями.

Добрая фея : Здравствуйте уважаемые родители и дорогие дети! Совсем недавно на занятиях по развивающим играм, мы вспоминали сказку Шарля Перро «Золушка». Если вы были внимательны, то вы сейчас расскажете о приключениях этой доброй трудолюбивой девочки? Скажите, куда мечтала попасть Золушка? А почему мачеха не пустила ее на бал?

(за ширмой раздается тихий плач Золушки )

Ребята, вы слышали, кто-то плачет? Как вы думаете кто это?

А давайте подойдем и спросим, кто это (фея побуждает детей к общению с незнакомым персонажем, задает детям наводящие вопросы).

Золушка: рассказывает свою историю, о том, что Принц сказочного королевства пригласил всех на бал, мачеха с сестрицами уехали, а ее заперли на ключ и оставили записку с указаниями, что необходимо сделать по дому, а ведь Золушке так хочется попасть на бал.

Добрая Фея : Ребята, а как мы можем помочь Золушке? Может надо сначала ее успокоить? А кто скажет эти добрые слова? Не плачь, милая Золушка. Ребята что делать, как помочь Золушке? (выслушав ответы детей, Добрая Фея подводит детей к мысли о помощи Золушке).

Добрая фея: Ребята, давайте прочитаем, что сказано в записке и начнем помогать Золушке.

Первое задание - необходимо перебрать крупу.

Золушка: ( подходит к столу с крупой и говорит) Как же мы все переберем?-Мачеха перемешала все зерновые с крупой (манка, кофе, фасоль) . Как нам отделить одно от другого?

Обсуждение с детьми формы и размера кофе, фасоли и манки,

Обсудить последовательность действий. Если будут разные варианты решения задачи, разделить детей на две группы и дать возможность реализовать свое предположение.

Обратиться к родителям, контролировать время, затраченное на выполнение задания.

Подвести итог, насколько работа какой группы была выполнена качественно и быстро.

Добрая Фея : Вы справились с этим заданием. Смотрите, следующее задание еще сложнее. Золушка начала шить бальное платье сестрам и не дошила его. Нам нужно по выкройке собрать платье из частей в целое. (2 команды, 2 платья, цель: собрать из разрезанных частей платье, наклеить на ватман).

Дети выполняют задание самостоятельно.

Золушка обращает внимание, какая группа выполнила задание аккуратно и быстро.

Добрая Фея: Смотрите! здесь в записке - сказано, что необходимо навести порядок! Фрукты и овощи разделить, а затем, фрукты необходимо положить на стол в чашу, а овощи - под стол убрать, а веник поставить около стола. А еще необходимо веревку длинную смотать в клубок, а короткую - намотать на карандаш.

Золушка: Ребята, какие есть предложения по выполнению этого задания? Может нам распределить эту работу между собой? Тогда скажите, кто будет выбирать фрукты, а кто овощи, и нее забудьте правильно их поставить. А кто будет заниматься лентами? И как вы узнаете, какая из них короткая, а какая длинная? Что нужно сделать? А кто помнит, где должен стоять веник?

елена залузина
Конспект режиссерской игры «Золушка» в старшей группе

Задачи :

Учить детей объединяться для самостоятельных игр, выполнять действия в соответствии с ролью, умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения;

Развивать творческие способности детей;

Развивать у детей интереc к режиccерским играм

Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки;

Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками;

Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление;

Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процеcсе игры .

Материалы и оборудование : костюмы, маски животные, рисунки детей с изображением дворца, домов, игрушки-заместители.

Методы и приемы :

Практические (рисунки детей)

Наглядные (картинки персонажей)

Словесные (чтение сказки, беседы) ;

Проблемно-поисковые вопросы

Предварительная работа : чтение сказки Ш. Перро «Золушка » ; просмотр мультфильма; беседы о внешнем виде персонажей сказки и о их характерах; рисунки детей, дворцы и дома для развитие интереса к созданию игровой предметной среды.

Ход режиссерской игры:

Ребята, вы очень любите играть? А какие игры вам больше нравятся ?

А давайте мы сегодня попробуем поиграть в сказку.

В какие сказки вы бы хотели поиграть?

Я рада, что вам многие сказки нравятся, но давайте мы сегодня поиграем в сказку «Золушка » , а в остальные сказки мы поиграем в другие дни.

Вспомним эту сказку, предлагаю вам поиграть в игры-этюды :

Покажи, какое лицо было у Золушке , когда ее не взяли на бал. Почему у нее было такое лицо?

Какое лицо было у сестер Золушки , когда они хвалились нарядами? Покажи.

Покажите, как мыши превратились в лошадей.

А сейчас пришло время распределить роли.

Кто хочет быть Золушкой ? Какая Золушка будет в нашей сказке? (характер, поведение в разных ситуация)

Кто крестная Золушки ? (Фея)

Кто хочет быть Феей? Какая Фея в сказке? (характер)

Давайте наши актеры попробуют изобразить диалог Золушки и феи (диалог) .

Ребята, как вы думаете, получилось у наших актеров или нет?

А какие ещё персонажи были в сказке? (Мачеха, сестры)

Какие они герои положительные или отрицательные?

(Ответы детей)

Кто хочет быть Мачехой? Кто сестрами?

Попробуем разыграть диалог Мачехи и Золушки (диалог, сестер и Золушки (диалог)

Кого встречает Золушка на балу ? (принца) .

Кто хочет сыграть принца? Какой ты будешь в нашей сказке?

Разыграем диалог Золушки и принца (диалог) . Звучит музыка.

Кого из животных Фея превратила в лошадей и кучера? (мышей, крыса)

Кто хочет быть мышками? Кто крысой? Они в сказке не разговаривают, но вы должны показать образ, как после прикосновения волшебной палочки Феи, они превратились.

Попробуем разыграть сценку, превращения мышек в лошадей и крысу в кучера.

Молодцы.

Чем наша сказка закончится?

А сейчас, давайте подумаем, где и кто будет стоять? Обозначим дом Золушки и замок нашими рисунками (расстановка)

А теперь каждый подберет для себя костюм, чтобы быть похожим на своего героя, и нужные ему атрибуты и подготовимся к спектаклю.

Подготовка костюмов и расстановка героев.

А сейчас мы покажем спектакль для наших гостей, как самые настоящие актеры.

Показ спектакля

Итог игры :

Ребята, понравилась ли вам наша игра?

Что понравилось? Что было трудно?

Кому удалось соблюдать все правила в игре?

Давайте похлопаем друг другу за наш актерский успех!

Мне очень понравилось, вы все молодцы.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Золушка в гостях у ребят» Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. – Здравствуйте. – Ребята, какое у вас.

Цель: Закреплять в игровой форме пройденный материал: порядковый счет, работу с геометрическими фигурами, упражнять в построении геометрических.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием игры «Танграм» в старшей группе Конспект НОД образовательной области «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Интеграция с другими.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе. Цель: Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр» в старшей группе Цель:Формирование представлений детей, о труде взрослых работающих в театре. Задачи: Закреплять представления детей о театре. Формировать.