Хроническая дыхательная недостаточность симптомы. Причины дыхательной недостаточности. Нарушение мозговой регуляции дыхания. Это может случаться вследствие

Актуальность темы. Заболевания органов дыхания занимают ведущее место в структуре заболеваемости детей раннего возраста. Они выступают основной или конкурирующей причиной смерти детей первых лет жизни. Дыхательная недостаточность, болезни органов дыхания являются наиболее частой причиной поступления детей в отделение интенсивной терапии и реанимации. Все это свидетельствует о важности проблемы, необходимости улучшения методов диагностики, лечения и профилактики бронхолегочных заболеваний.

Если мы дышим глубоко несколько раз, мы позволяем большему количеству кислорода проникать в кровь, успокаивать и замедлять пульс. Проведите простой тест на здоровье легких. Тест тривиален и занимает одну минуту. Быстро подняться по двум рядам по лестнице или пройти несколько сотен футов. Если вы можете сделать это, не останавливаясь, чтобы отдохнуть и задушить, ваши легкие находятся в хорошем состоянии. Но если вы чувствуете, что у вас нет воздуха, или вам нужно остановиться, это признак того, что ваши легкие страдают от причины, даже если это сердце является источником проблемы.

Общая цель. Усовершенствовать знания и умения по вопросам диагностики и оказания неотложной помощи при острой дыхательной недостаточности, стенозирующем ларинготрахеите и приступе бронхиальной астмы.

Конкретная цель. На основании жалоб, анамнеза заболевания, данных объективного обследования определить основные признаки дыхательной недостаточности, провести дифференциальную диагностику, оказать необходимую помощь.

В этой ситуации ваши органы не имеют достаточного количества кислорода, а некоторые из них полностью лишены кислорода, что со временем также станет болезненным. Этот тест также используется, чтобы определить, готов ли пациент к операции. У тех, кто проходит этот тест, риск смерти или воздействия во время операции равен тем, что на десять лет моложе. Тест указывает на способность легких вводить кислород и истекать углекислый газ. Желательно сделать это очень простое испытание раз в месяц, чтобы узнать, какая у вас форма.

По скорости развития отека легких различают

Контролирует качество воздуха, которое вы дышите. Помимо того, что хорошо защищать от загрязнения и вдыхания токсичных веществ, необходимо также оставаться в хорошо проветриваемых помещениях или в особых природных условиях. Чем лучше герметизация дома, тем лучше появляются токсичные вещества, появляющиеся в новых строительных материалах или некоторых красках.

Теоретические вопросы

1. Этиология и патофизиология острой дыхательной недостаточности.

2. Клинические признаки острой дыхательной недостаточности в зависимости от степени тяжести.

3. Тактика оказания неотложной помощи при стенозирующем ларинготрахеите.

4. Тактика оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы и астматическом статусе.

Пойдите в оранжерею. Растения улучшают качество воздуха для производства кислорода и удаления загрязняющих веществ из воздуха. Возьмите пищевые добавки. Лучше всего принимать любые таблетки только по рекомендации врача. Магний расслабляет бронхи и помогает при астме, а суточная доза составляет 400 мг.

Это вещество вызывает слизь и увеличивает производство другого вещества, называемого глутатион, которое помогает восстановить легочную ткань. Дозу 600 мг рекомендуется два раза в день. Кофеин помогает страдающим астмой, стабилизируя и увеличивая дыхательные пути и облегчая дыхание.

Ориентировочная основа деятельности

Во время подготовки к занятию необходимо ознакомиться с основными теоретическими вопросами из рекомендованной литературы, дополнительных материалов (приложения 1, 2).


Острая дыхательная недостаточность

Острая дыхательная недостаточность — это нарушение внешнего дыхания, при котором легкие не способны обеспечить нормальный газообмен, в результате чего уменьшается количество кислорода в крови (гипоксемия) и тканях, накапливается углекислота (гиперкапния).

Упражнение укрепляет как сердце, так и легкие. Наиболее эффективными упражнениями являются аэробика, такая как бег, плавание, предупреждение или велоспорт. Со временем эффекты спорта ощущаются как в тонусе, так и в жизнеспособности всего тела, а также в легкости дыхания. Движение улучшает кровообращение, и оно способствует переносу кислорода из крови в клетки и углекислый газ в легкие для выдоха. Важно, что, занимаясь спортом, мы придерживаемся правил дыхания, то есть он заканчивается при сжатии и вдохновляет отскок или расслабление мышц.

Чем более физически обучены, тем больше ваши легкие находятся в лучшем рабочем состоянии, потому что они, как правило, подвергаются всевозможным физическим упражнениям и дыхательным ритмам. Бросьте курить, как активные, так и пассивные. Курение ставит нас под угрозу рака, эмфиземы легких или бронхита. Это уже не миф, это доказывает растущее число больных. Пассивное курение опасно, как активное курение. Один час в дыме от других сигарет - это как курить четыре сигареты. Каждая сигарета, выкуриваемая кем-то рядом с вами, вдыхает треть дыма.

Клинические признаки дыхательной недостаточности: одышка — учащенное, затрудненное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, мышц диафрагмы, западение яремной, над- и подключичных ямок, грудины, кивательные движения головой в такт дыханию, напряжение, раздувание и дрожание крыльев носа), тахипноэ, цианоз кожи и слизистых оболочек, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы — тахикардия, повышение АД, которые в тяжелом состоянии сменяются брадикардией и гипотензией, поражение ЦНС (беспокойство, возбуждение, заторможенность, вялость, спутанное сознание, судороги, кома).

Дать вам курить нелегко, потому что сигареты дают физическую, а также психическую зависимость. С физической точки зрения курение может вызвать высвобождение допамина - вещество, которое естественно находится в организме, и которое облегчает боль и дает удовольствие. Когда вы курите, вы привыкаете к высокому дофамину, и когда вы бросаете курить, вы кашляете после сигарет, но вы фактически уходите на удовольствие от дофамина. Вот почему многие люди, когда они бросают курить, заменяют конфетную сигарету; сахар вызывает секрецию гормонов благополучия, чего мы чувствуем.

Степени дыхательной недостаточности

I ст. — легкая . Одышка умеренная при физической нагрузке, цианоз носогубного треугольника, кожные покровы бледнорозовые, тахикардия, АД в норме.

II ст. — средняя . Одышка в покое, дыхание частое, поверхностное, с участием вспомогательной мускулатуры, цианоз кожных покровов, поражение нервной системы (двигательное беспокойство, возбуждение), соотношение частоты дыхания и частоты пульса 1: 2,5-2,0, тахикардия, повышение АД.

Вопрос в том, почему они заменяют его едой, а не спортом, например. Ответ очевиден: они ищут состояние немедленного благополучия, которое дает сахар. К счастью, этот уровень дофамина невелик, и если вы бросите курить, вы сможете вернуть дофамин в норму, и через некоторое время вы не почувствуете никакой табачной зависимости.

Эти явления доказывают, что никотин является лекарственным средством. С психической точки зрения курение становится поведенческой зависимостью. Вы курите в пиве, на кофе, после обеда, наблюдая за игрой и тем. Самая трудная часть бросить курить - это первая неделя. Вы чувствуете, что вам нужно курить, вы недовольны, начинаете производить и ожидаете много беспорядка из ваших легких. Но все это происходит через несколько недель, если вы можете сопротивляться. Важно то, что с первого дня вы просто уменьшаете количество копченых сигарет, например, гуляете или бегаете в течение нескольких минут в день.

III ст. — тяжелая . Выраженная одышка, тахипноэ, патологические типы дыхания, соотношение частоты дыхания к пульсу 1: 1-1,5, выраженная тахикардия (свыше 180 за 1 мин), кожные покровы бледноцианотичные, возбуждение сменяется заторможенностью, нарушается сознание. Снижается АД.

IV ст. — гипоксемическая или гиперкапническая кома . Дыхание редкое, аритмичное, приступы судорог, АД падает до 0, потеря сознания, остановка дыхания.

Бросить курить невозможно, и это одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать для своего здоровья. Интересным фактом, связанным с дыханием, является тот факт, что иногда дерьмо происходит из-за усталости. Большую часть времени мы голодаем, потому что организм ощущает каплю кислорода в крови и просит нас подойти, чтобы вдохнуть больше кислорода. Но пока неизвестно, почему мусор заразителен.

Лунг - это орган, который не регенерирует, и поэтому чрезвычайно важно сохранить его в неизменном виде и в очень хорошем рабочем состоянии. Если мы применим несколько простых мер выше, мы сможем поддерживать здоровье наших легких и дыхательной системы, пока мы не станем достаточно взрослыми.

Неотложная помощь на догоспитальном этапе

1. Придать ребенку возвышенное положение, приподнимая головной конец, или положение на боку.

2. Освободить от сдавливающей одежды.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей:

— очистить ротовую полость от слизи пальцем, обернутым бинтом, носовым платком;

— отсосать содержимое носовых ходов и ротовой полости с помощью резиновой груши, провести туалет носа, при значительном отеке слизистой оболочки применить сосудосуживающие капли;

Оз - «Ты, руководство по эксплуатации». Массаж имеет много преимуществ для нашего физического и психического здоровья. Прикосновение имеет возможность уравновесить наши эмоции и исцелить наши физические или эмоциональные раны. Массаж лица очень особенный; он улучшает кровообращение, растягивая кожу и тонизирующие мышцы, стимулирует лимфатический контур и помогает высвободить эндорфин - гормон счастья. Вот почему после массажа лица мы выглядим и чувствуем себя моложе и увереннее. У него все еще есть большое преимущество: каждый из нас может сделать массаж лица в любое время и в любом месте.

— при западании языка придать ребенку положение на спине с максимальным разгибанием головы, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, очистить ротовую полость и ввести воздуховод.

4. Обеспечить доступ свежего воздуха, поступление кислорода с помощью катетера, маски.

Неотложная помощь на госпитальном этапе

1. Обеспечить проходимость дыхательных путей, продолжать начатую на догоспитальном этапе терапию:

Для изменения физического и психического состояния почти мгновенно требуется всего несколько минут. В этой статье мы познакомимся с пятью методами маскировки лица для оживления ума и тела. На лице у нас есть около 600 нервных точек, которые мы можем стимулировать во время массажа. Согласно китайской медицине, все эти моменты связаны с органами тела. Мы можем сказать, что когда мы носили лицо, мы массировали все наше тело. Вся китайская медицина учит нас, что меридианы - или энергетические каналы - не только проходят через тело, но и через лицо.

Массаж может стимулировать эти каналы, заставляя нас чувствовать себя отдохнувшими, уравновешенными или расслабленными. Дайте себе около пяти минут, чтобы применить каждый из методов массажа ниже. Старайтесь не думать ни о чем другом. В конце концов, это пять часов лечения, и это стоит усилий. Проведите минутку с каждым из этапов.

— санация верхних дыхательных путей с помощью электроотсоса (при необходимости);

— использование ингаляций с щелочными растворами, муколитиками, ферментами, гормонами, противоотечными препаратами;

— постуральный дренаж, вибромассаж, механическая стимуляция кашля;

— в тяжелых случаях — интубация трахеи, отсос бронхиального содержимого (лаваж).

Перед каждым сеансом массажа, каким бы коротким он ни был, он делает глубокий вдох несколько раз. Если вы не знаете, узнайте сейчас; это очень просто и помогает вам в любой стрессовой ситуации. Вот пять методов автоматизации лица для оживления. Восстановите свой ум и избавитесь от физических напряжений.

Упражняйте этот массаж, когда почувствуете напряжение, поднимающееся, будь то физическое или эмоциональное. Вы можете использовать упражнение в офисе или в близлежащем парке во время обеденного перерыва. Убедитесь, что ваши плечи остаются расслабленными, когда вы дышите. При следующем истечении медленно поднесите подбородок к груди. Поддерживать в течение пяти секунд, регулярно дышать, чтобы высвободить любое напряжение в шее и голове. Вдохните, затем выдохните медленно назад назад в спину так же удобно, как и удерживайте ее в течение пяти секунд. Повторить. Положите обе руки на свое лицо, положив предплечья на грудь. Дышите нормально, чувствуя теплоту ваших рук, расслабляя мышцы лица.

  • Встаньте спиной прямо и ноги на землю.
  • Расслабьте свои плечи и положите руки на бедра.
  • Закройте глаза и медленно и глубоко вдохните свой нос.
  • Поддержание, подсчет до двух и медленный выдох на рот.
  • Пусть воздух циркулирует по всему телу, давая вам ощущение покоя и гармонии.
Энергируйте свое тело с большей энергией.

2. Оксигенотерапия увлажненным кислородом (50-60%) через носовой катетер, маску, кислородную палатку со скоростью 6-8 л/мин в течение не менее 30 мин, далее 3-4 л/мин.

3. С целью разгрузки малого круга кровообращения в/в вводят: 2% раствор эуфиллина 3-5 мг/кг, 0,05% раствор строфантина или 0,06% раствор коргликона — 0,1 мл/год жизни, 1% раствор лазикса — 1-2 мг/кг, глюкокортикоиды — 2 мг/кг по преднизолону.

Причины развития дыхательной недостаточности

Целесообразно применять этот массаж на открытом воздухе - в парке или в саду, но вы можете наслаждаться им в доме. Повторите первый шаг три раза, сохраняя энергичные ритмические движения, пока не почувствуете тепло, которое распространяется по всей поверхности вашего уха. Легко и ритмично подтягивать лопасти уха десять раз, затем средняя область уха десять раз и, наконец, верхняя часть уха десять раз. Дышите регулярно. Поместите указатель, середину и кольцо так, чтобы три образовали плоскую поверхность и поднесли их к подбородку, близко к вашим ушам. Вы энергично покачиваетесь, но не слишком плотно, вперед и назад вдоль подбородка, пока не достигнете середины подбородка, а затем снова переходите к своим ушам. Повторите три раза. Поддерживая устойчивый и энергичный ритм, легко стучит по всей поверхности челюсти с помощью трех пальцев. Держите запястья плотно и попытайтесь создать балансирующий эффект. Убедитесь, что вы избегаете давления на зубы; работает только на линии челюсти.

  • Сядьте на одеяло с вытянутыми вперед и расслабленными ногами.
  • Встаньте спиной, поддерживаемой деревом, если вы почувствуете необходимость.
  • Начните с еды своими ушами пальцем, указателем и средним пальцем.
  • Используйте твердое давление, работая вдоль мочки уха, к верхней части уха.
Сделайте перерыв, чтобы найти свою концентрацию.

4. При метеоризме и высоком стоянии диафрагмы показаны очистительная клизма, массаж живота, аспирация содержимого желудка с помощью зонда.

5. Коррекция метаболических расстройств достигается в/в введением поляризующей смеси, 5% раствора витамина В6 (0,3-0,5 мл), кокарбоксилазы 5-10 мкг/кг, панангина 0,2 мл/кг, 4% раствора гидрокарбоната натрия от 2 до 4 мл/кг при наличии ацидоза.

Этот массаж можно выполнять в любом месте, даже в офисе. При следующем выдохе слегка тянет к таплеру, растягивая кожу на лбу пальцами в движении. Когда вы истекаете снова, повторите это постепенное растяжение. Удостоверьтесь, что ваши пальцы не скользят по лбу; работает для ткани под кожей и чувствует напряжение без стресса. Положите обе ладони пальцами на голову. Выдыхая, нажмите пальцы пальцами по направлению к середине головы, растянув кожу головы. Держа руки в том же положении, снова нажмите пальцами на кожу головы и, выдохнув, отведите их в уши, чтобы растянуть кожу в другом направлении. Поддержание до пяти и отпускание медленно. Повторите последние два шага в задней части головы. Положите руки на колени и медленно открывайте глаза. Возьмите шпильку правой рукой и поверните ее между пальцами. В то время как выходы, тянет легко и держит подсчет до трех. Отпустите медленно и повторите по правой стороне головы. Смените руки и повторите налево. Положите ладонь ваших рук на образцы пальцами на голову. Вдохните глубоко и, пока выставляете, постепенно нажмите образцы и медленно поворачивайте три круга вперед. Ослабьте натяжение, вдохните и, когда выходите, нажмите и зажгите три круга назад. Поднимите пальцы и положите их на голову. Он начинает «переворачивать» ваши пальцы по всей поверхности головы, как если бы вы ущипнули кожу с головы. Покройте всю среднюю область головы, затем каждую сторону и затылочную область. Он работает в течение 30 секунд, затем держит руки на волосистой части головы, глубоко вдыхая три раза.

  • Оставайтесь в удобном положении, спиной прямо и ваши ноги покоились на полу.
  • Положите пальцы по обеим сторонам лба, подняв локти.
  • Закройте глаза и нажмите кончиками пальцев на лоб.
  • Сохраняйте до пяти, затем отпустите.
  • Оставайтесь на стуле или на краю кровати с ногами на полу.
  • Удостоверьтесь, что ваши ноги устойчивы на полу.
  • Держите голову между руками, не нажимая руками.
  • Закройте глаза и глубоко вдохните три раза.
  • Откройте глаза и поддержите левую голову.
Поднять лоб - открывает и разглаживает лоб.

6. Лечение основного заболевания.

Острый стенозирующий ларинготрахеит

Острый стенозирующий ларинготрахеит — острое сужение просвета гортани, обусловленное общим отеком слизистой оболочки гортани и подсвязочного пространства, гиперсекрецией слизи, спазмом мышц гортани.

Часто возникает ночью, у детей 2-4 лет жизни на фоне ОРВИ (парагрипп, аденовирусы, риносинцитиальные вирусы, вирусы гриппа А и В, риновирусы и др.).

Клиническими проявлениями являются учащенное дыхание с затрудненным вдохом — инспираторная одышка, шумное дыхание, охриплость голоса, «лающий», сухой кашель.

Различают 4 стадии стеноза:

I ст. — стадия компенсации . Характеризуется периодическим появлением охрипшего голоса, грубого, навязчивого кашля, затрудненного дыхания, особенно во время беспокойства, плача ребенка. Легкий периоральный цианоз при беспокойстве.

II ст. — стадия субкомпенсированного стеноза . Характеризуется ухудшением общего состояния, ростом инспираторной одышки, шумного дыхания с втяжением податливых частей грудной клетки, раздуванием крыльев носа, напряжением мышц шеи. Голос хриплый, грубый, «лающий» кашель. Кожные покровы влажные, умеренный цианоз носогубного треугольника.

III ст. — стадия декомпенсированного стеноза . Характеризуется тяжелым общим состоянием, возбуждением ребенка, страхом, выраженной инспираторной одышкой, шумным дыханием, которое слышно на расстоянии, резким втяженим над- и подключичных ямок, эпигастрия. Кожные покровы бледные, покрыты липким холодным потом, цианоз, значительный акроцианоз.

IV ст. — асфиксия. Состояние ребенка крайне тяжелое, кожные покровы бледносерые с цианотическим оттенком. Сознание нарушено, температура снижена, зрачки расширены. Иногда судороги. Дыхание частое, поверхностное, аритмичное. АД снижено, пульс замедлен, брадикардия, впоследствии остановка дыхания и сердечной деятельности.

Неотложная помощь

При стенозе I степени:

1. Ребенка успокоить, взять на руки, нежно прижать к себе, заинтересовать игрушкой.

2. Достаточное количество теплого питья (молоко с щелочной водой 1: 1, 2% раствор питьевой соды).

3. Доступ свежего воздуха.

4. Ингаляции вентолина (сальбутамола) — 1-2 нажатия дозированного аэрозольного ингалятора (ДАИ), используя спейсер (Babyhaler, AeroChambler или Volumatic), держать маску 1-2 мин, или через небулайзер (приложение 10).

6. Седативная терапия (настойка валерианы 1-2 кап./год жизни 2-3 раза в сутки, препараты брома).

7. При необходимости назначить антигистаминные препараты: фенистил внутрь c 1 мес. до 12 лет — 0,1 мг/кг массы тела в сутки в 3 приема; дезлоратадин внутрь детям от 1 года до 5 лет — 1,25 мг/сут, 6-11 лет — 2,5 мг/сут, взрослым и подросткам в возрасте 12 лет и старше — 5 мг/сут левоцетиризин и др.

При стенозе II степени используют то же, что и при I ст., в сочетании с нижеуказанным:

1. Ингаляции увлажненного и согретого кислорода. Повторить ингаляции вентолина (сальбутамола) - 1-2 нажатия ДАИ 3-4 раза в день. Также показаны ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС) — фликсотид по 100-150 мг 2 раза в сутки. Целесообразно использовать вентолин и фликсотид через небулайзер.

2. С целью уменьшения спазма мышц гортани — 2% раствор эуфиллина (6- 7 мг/кг) в/в медленно.

3. Одноразово показаны глюкокортикостероиды — 3-5 мг/кг по преднизолону в/м или ректально (ректодельт). При необходимости антигистаминные препараты.

4. При возбуждении — 0,5% раствор седуксена 0,1-0,2 мл/кг в/в или 20% раствор оксибутирата натрия (ГОМК) 50-100 мг/кг детям до года и 100- 150 мг/кг старшим детям в/в или в/м. Можно использовать 0,25% раствор дроперидола 0,3-0,5 мг/кг в/в или в/м; 2,5% раствор прометазина (пипольфена) 0,1-0,15 мл/год жизни, но не более 1 мл.

5. Дезинтоксикационная терапия 10- 30 мл/кг под контролем диуреза с использованием 10% раствора глюкозы, реополиглюкина, изотонического раствора натрия хлорида.

6. При необходимости муколитики и др.

7. При ларинготрахеите, осложненном бактериальной инфекцией, показана антибактериальная терапия.

При стенозе III степени:

1. Продолжают ингаляции увлажненного и согретого кислорода. Ингаляции кортикостероидов (фликсотид по 50-100- 200 мг, пульмикорт 0,25-0,5-1,0 мг 2- 3 раза в сутки через небулайзер).

2. Увеличить дозу глюкокортикоидов в 2-4 раза (гидрокортизон — 15- 20 мг/кг).

3. Дезинтоксикационная терапия составляет 30-50 мл/кг/сут с включением 10% раствора глюкозы, альбумина, реополиглюкина под контролем диуреза. Физиологическую потребность в жидкости необходимо сократить до 80 %. Масса тела ребенка должна уменьшиться на 3-4 %.

По показаниям при ацидозе ввести 4% раствор натрия гидрокарбоната 4 мл/кг в/в. При неэффективности комплексного лечения больного переводят в отделение интенсивной терапии, где начинают проводить ИВЛ.

Приступ бронхиальной астмы

Клинические проявления. Приступу удушья предшествует период предвестников (снижение аппетита, ухудшения сна, беспокойство, повышенная раздражительность, чихание, рвота, зуд кожи), более характерный для детей раннего возраста. Приступы астмы чаще начинаются ночью или вечером. Больные возбуждены, суетливы. Появляется частый сухой приступообразный кашель. Мокрота вязкая, плохо отходит. Дети старшего возраста принимают положение ортопноэ: сидя с опущенными ногами, руками упираясь в кровать. В младшем возрасте дети в горизонтальном положении проявляют выраженную тревогу, поворачивают голову из стороны в сторону, имеют страдальческое выражение лица.

Дыхание шумное, выраженная экспираторная одышка с удлиненным свистящим выдохом, бледность кожи с цианотичным оттенком. Напряжение шейных мышц и вен. Испуг в глазах. Дистанционные хрипы. Грудная клетка вздута. Тяжесть приступа удушья определяет нарушение общего состояния ребенка.

Легкий приступ бронхиальной астмы сопровождается незначительным затруднением дыхания. При этом вспомогательная мускулатура в акте дыхания участия не принимает. Общее состояние не нарушено.

Приступ средней тяжести вызывает изменение поведения ребенка, страх, ощущение нехватки воздуха, затрудненный выдох. Ребенок принимает вынужденное положение. Грудная клетка вздута, в акте дыхания принимает участие вспомогательная мускулатура. При перкуссии коробочный звук, при аускультации — на фоне удлиненного выдоха разнообразные сухие и мелкопузырчатые (у детей младшего возраста особенно) влажные хрипы. Наблюдается тахикардия, ослабление тонов сердца, повышение АД.

При тяжелом приступе дыхание поверхностное, с резко затрудненным выдохом, который сопровождается громким, свистящим звуком, который слышен на расстоянии. Ребенок принимает вынужденное положение, покрывается холодным потом. В дыхании принимает участие вспомогательная мускулатура, нарастает цианоз, акроцианоз. Выражены изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Тяжелый приступ переходит в астматический статус.

Неотложная помощь при легком приступе бронхиальной астмы

1. Успокоить ребенка, придать ему удобное полусидячее положение.

2. Обеспечить доступ свежего воздуха, освободить грудную клетку от одежды, которая ограничивает движения.

3. Провести ингаляции b2-агонистов короткого действия (вентолин, сальбутамол, тербуталин, фенотерол) с помощью ДАИ по 1-2 дозы через спейсер (Babyhaler, AeroChambler или Volumatic).

4. При отсутствии эффекта повторить ингаляцию дважды через 20 мин в течение 1 часа.

5. После ликвидации приступа ингаляции бронхолитика повторять каждые 4-6 часов бодрствования в течение 24-48 часов.

6. Продолжить базисную терапию.

Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы средней степени тяжести

1. Успокоить ребенка, придать ему удобное положение.

2. Оксигенотерапия (60-65% увлажненный кислород через маску, носовой катетер или кислородная палатка 2- 3 л/мин).

3. Повторить ингаляции b2-агонистов короткого действия (вентолин, сальбутамол, тербуталин, фенотерол) посредством ДАИ по 1-2 дозы, используя при необходимости спейсер (Babyhaler, AeroChambler или Volumatic), или через небулайзер каждые 20 мин (3 раза в течение часа).

4. Если эффект неудовлетворительный, добавить системные глюкокортикостероиды реr os или парентерально: 1-2 мг/кг преднизолона. Повторить бронхоспазмолитик через небулайзер (приложение 9).

5. Если эффект через 20 мин неудовлетворительный, показана госпитализация.

При отсутствии ДАИ и небулайзера возможно введение 2% раствора эуфиллина в дозе 4-5 мг/кг (0,15-0,2 мл/кг) на изотоническом растворе натрия хлорида в/в струйно медленно в течение 10- 15 мин.

При бронхоспазме на фоне ваготонии целесообразно применять холинолитики — ДАИ атровента или тровентола (по 2 вдоха — 2 раза по 20 мкг через 6 ч), или ингаляции комбинированного бронхоспазмолитика (b2-агонист + М-холинолитик — беродуал).

6. После ликвидации приступа продолжить бронхоспазмолитическую терапию каждые 4 часа в течение 24-48 часов.

7. Продолжить базисную терапию комбинированными препаратами (серетид) либо ингаляционными глюкокортикостероидами (фликсотид) с увеличением дозы препарата в 1,5-2 раза на 7-10 дней. Если базисную терапию проводили комбинированным препаратом серетид, необходимо назначить другую форму выпуска с большим содержанием флютиказона в серетиде, а не увеличивать кратность приема. При отсутствии такой возможности к ингаляциям серетида добавить фликсотид в соответствующей дозе.

NB! При приступе бронхиальной астмы любой степени тяжести следует сделать вывод, что предыдущая терапия не была достаточно эффективной и не привела к полному контролю заболевания. Следует сделать анализ проведенной терапии: если ее проводили серетидом — перейти на другую форму выпуска с увеличенным содержанием флютиказона в серетиде; если в качестве базисного препарата использовался ИГКС — перевести больного на серетид в эквивалентной по флютиказону дозе; при применении кромонов — перевести больного на серетид или на ингаляционный кортикостероид.

Неотложная помощь при тяжелом приступе бронхиальной астмы

1. Оксигенотерапия (90-95% увлажненный кислород через маску, носовой катетер или шлем постоянно).

2. Ингаляции b2-агонистов (вентолин) через небулайзер.

3. Если ответа на терапию высокими дозами b2агонистов через небулайзер нет, можно ввести в/в 0,1% раствор тербуталина 0,05 мл/год жизни не более 0,5 мл.

4. Одновременно с b2-агонистами можно применить ИГКС. Дозу ИГКС, на фоне которой возник приступ, следует увеличить в 2-4 раза.

5. Системные ГКС ускоряют купирование приступа. Назначенные реr os , они имеют такую же эффективность, как и в/в. Стартовая доза преднизолона составляет 2-3 мг/кг. Эту дозу можно увеличивать на 20-50 % каждые 4-5 часов до достижения клинического эффекта. Курс составляет 3-4 дня без постепенного снижения дозы.

6. При преобладании ваготонии в комбинации с b2-агонистом назначить ипратропиума бромид (атровент, тровентол) 2-3 вдоха (по 20 мкг каждый) 3-4 раза в день.

7. Метилксантины применяют с осторожностью из-за возможности нежелательных эффектов. Назначают 2% эуфиллин по 1 мл/год жизни (не более 10 мл), через 8-12 часов, причем 1/2 дозы вводят в/в струйно, 1/2 дозы в/в капельно.

8. После купирования приступа тяжелой степени необходимо продолжать бронхоспазмолитическую терапию стартовым препаратом каждые 4 часа в течение 3-5 дней, потом перевести на пролонгированные b2-агонисты, метилксантины. Системные ГКС оставить до купирования бронхообструкции. Необходимо продолжить базисную противовоспалительную терапию.

Неотложная помощь при астматическом статусе

I степень

1. Оксигенотерапия (90-95% увлажненный кислород, 3-5 л/мин через маску, носовой катетер, шлем).

2. Начать или продолжить эуфиллинотерапию из расчета 2% эуфиллин 1 мл/год жизни детям старше 1 года (не более 10 мл) через 8-12 часов. Ввести 1/2 дозы в/в струйно медленно и 1/2 дозы в/в капельно.

3. Назначить системные ГКС: преднизолон 2-3 мг/кг каждые 4-6 часов до улучшения состояния больного, при этом 1/2 дозы ввести в/в струйно и 1/2 дозы в/в капельно.

4. Для коррекции ацидоза: в/в ввести 4% раствор натрия бикарбоната 2,5- 4 мл/кг капельно в течение 1-3 часов со скоростью 50 ммоль/ч (1 г NaHCO3 = = 11 ммоль) под контролем КЩС.

5. Общий объем жидкости должен быть в 1,5 раза больше суточной потребности. Если ребенок в состоянии пить, можно провести пероральную регидратацию.

6. При наличии пневмонии, гнойного эндобронхита, очагов хронической инфекции назначить антибиотик (цефалоспорины, макролиды, фторхинолоны), исключая группу пенициллинов.

7. Симптоматическая терапия.

II степень

1. Оксигенотерапия (90-95% увлажненный кислород 3-5 л/мин через маску, носовой катетер, шлем).

2. Продолжить эуфиллинотерапию: 2% эуфиллин 1 мл/год жизни, не более 10 мл через 8-12 часов; 1/2 дозы ввести в/в струйно медленно и 1/2 дозы в/в капельно.

3. Продолжить введение системных ГКС: преднизолон 4-5 мг/кг или гидрокортизон 7-10 мг/кг через 4 часа (1/2 дозы ввести в/в струйно медленно и 1/2 дозы в/в капельно).

4. Регидратационная терапия: в первый час в/в 12 мл/кг изотонического раствора натрия хлорида, потом 50-60 мл/кг 5% раствора глюкозы, добавляя на каждые 100 мл раствора 2 ммоль калия и 3 ммоль натрия. С учетом продолжающихся потерь добавить 10-15 мл/кг массы тела жидкости в сутки.

5. Симптоматическая терапия.

6. Антибактериальные средства.

III степень

Перевести больного в отделение реанимации.

Литература

Основная

1. Волосовец А.П., Кривопустов С.П. Современные подходы к диагностике и лечению острого стенозирующего ларинготрахеита у детей // Здоров’я України. — 2007. — № 18/1 (додатковий). — С. 26--27.

2. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2003. — 604 с.

3. Майданник В.Г. Педиатрия: Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации. — 2--е изд., испр. и доп. — Харьков: Фолио, 2004. — 1125 с.

4. Ласиця О.Л., Ласиця Т.С., Недельська С.М. Алергологія дитячого віку. — К.: Книга плюс, 2004. — 367 с.

5. Наказ МОЗ України № 437 від 30.08.2004 р. Про затвердження клінічних Протоколів надання медичної допомоги при невідкладних станах у дітей на шпитальному та дошпитальному етапах.

6. Наказ МОЗ України № 18 від 11.09.2003 р. Про затвердження Протоколів надання медичної допомоги дітям за спеціальністю «дитяча пульмонологія».

7. Наказ МОЗ України № 767 від 27.12.2005 р. Протокол діагностики та лікування бронхіальної астми у дітей.

8. Невідкладні стани в педіатрії: Навч. посіб. / Волосовець О.П., Марушко Ю.В., Тяжка О.В. та ін. / За ред. О.П. Волосовця та Ю.В. Марушко. — Х.: Прапор, 2008. — 200 с.

9. Пеший М.М., Крючко Т.О., Сміян О.І. Невідкладна допомога в педіатричній практиці. — Полтава; Суми, 2004. — 234 с.

10. Неотложная медицинская помощь детям на догоспитальном этапе / Г.И. Постернак, М.Ю. Ткачева, Л.М. Белецкая, И.Ф. Вольный / Под ред. Г.И. Белебезьева. — Львов: Медицина світу, 2004. — 186 с.

11. Пухлик Б.М. Неотложные состояния в аллергологии // Новости медицины и фармации. — 2005. — № 23-24 (132-133). — С. 45.

Дополнительная

1. Аллергология и иммунология. Клинические рекомендации для педиатров / Под ред. А.А. Баранова и Р.М. Хаитова. — М.: ООО «М-Студио», 2008-2009. — 248 с.

2. Вельтищев Ю.Е., Шаробаро В.Е., Степина Т.Г. Неотложные состояния у детей. — М.: Медицина, 2004. — 349 с.

3. Лечение аллергических болезней у детей / Под ред. И.И. Балаболкина. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. — 352 с.

4. Неотложные состояния у детей / А.Д. Петрушина, Л.А. Мальченко, Л.Н. Кре-тинина и др. / Под ред. А.Д. Петрушиной. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. — 216 с.

5. Охотнікова О.М. Рецидивний синдром псевдокрупу як дебют бронхіальної астми у дітей раннього віку // Зб. наук. праць співробітників КМАПО. — К., 2004. — Вип. 12, кн. 2. — С. 479--483.

6. Охотнікова О.М. Нові пропозиції GINA-2006 щодо діагностики та лікування бронхіальної астми у дітей // Алергія у дитини. — 2007. — № 1 (3). — С. 30.

7. Охотникова Е.Н. Системная кортикостероидная терапия в неотложной педиатрической аллергологии // Запорожский мед. журн. — 2009. — Т. 11, № 5. — С. 95--99.

8. Corticosteroids first-line therapy in the treatment of croup // Drugs & Therapy Perspective. — 2003. — № 19. — Р. 15-17.

Наименование:


Дыхательная недостаточность (ДН) патологическое состояние, связанное с неспособностью легких обеспечить полноценный газообмен (поглощение кислорода из воздуха и выведение углекислого газа) при физической нагрузке или даже в состоянии физического покоя.

Причины дыхательной недостаточности

Причинойвозникновения может быть любое тяжелое или длительно протекающее болезнь легких. Различают острую дыхательную недостаточность, возникающую при тяжелом течении острого заболевания (тяжелая пневмония, бронхиолит, тяжелый приступ бронхиальной астмы, травма грудной клетки и т.д.), и хроническую дыхательную недостаточность, возникающую при долгом (хроническом) течении заболевания легких (хронический бронхит, бронхиальная астма, туберкулез легких, силикозы и другие «пылевые» поражения легких, деформация грудной клетки и многие другие).

Классификация дыхательной недостаточности

В зависимости от характера течения заболевания различают следующие типы ДН:

  • острая дыхательная недостаточность;
  • хроническая дыхательная недостаточность.

В зависимости от этиопатогенетических факторов (с учётом причины дыхательных расстройств), различают следующие типы ДН:

  • бронхолёгочная ДН, которая подразделяется на обструктивную, рестриктивную и диффузионную ДН.
  • нервно-мышечная ДН,
  • центрогенная ДН,
  • торакодиафрагмальная ДН.

В зависимости от патогенезтакже различают следующие типы ДН:

  • вентиляционная ДН,
  • диффузионная ДН,
  • ДН, возникшая в следствии нарушения вентиляционно-перфузийных отношений в лёгких.

В зависимости от степени тяжести различают следующие типы хронической ДН:

  • I степень – появление одышки при повышенной нагрузке,
  • II степень – появление одышки при традиционной нагрузке,
  • III степень – появление одышки в состоянии покоя.
Основные симптомы дыхательной недостаточности

Основным симптомом дыхательной недостаточности является одышка – мучительное чувство нехватки воздуха. При развитии хронической дыхательной недостаточности одышка появляется сначала при физических нагрузках, по мере прогрессирования заболевания – при все меньших нагрузках, и наконец, больной испытывает одышку в покое. Острая дыхательная недостаточность может развиться за время от нескольких минут до нескольких дней, и тяжесть ее определяется тяжестью течения основного заболевания и быстротой оказания медицинской помощи.

Внешними признаками дыхательной недостаточности могут быть высокая частота и глубина дыхания, сероватый оттенок кожи.

Лечение дыхательной недостаточности

Лечение при появлении признаков острой дыхательной недостаточности нужно будет срочное обращение к врачу. Прогрессирование этого состояния может привести к гибели человека. Хроническая дыхательная недостаточность в первую очередь требует лечения и профилактики основного заболевания, дополнительно могут быть использованы ингаляции кислорода, дыхательная гимнастика и много других методов, выбрать которые может только врач в последствии полноценного исследования заболевшего.

Профилактика дыхательной недостаточности

Профилактика дыхательной недостаточности заключается в профилактике и своевременном лечении основного заболевания, являющегося причиной этого состояния.

Статьи с форума на тему «»

Критерии дыхательной недостаточности или шкала оценки ОДН у детей???

В зависимости от компенсации нарушений функции внешнего дыхания и газообмена выделяют 4 степени острой дыхательной недостаточности

I степень (компенсации) характеризуется учащением дыхания, инспираторной (при высокой обструкции) или экспираторной (при низкой обструкции) одышкой, тахикардией и повышением артериального давления, возможна одышка без нарушения соотношения между вдохом и выдохом.
II степень (субкомпенсации) характеризуется цианозом, включением в процесс дыхания вспомогательных мышц.
III степень (декомпенсации) характеризуется резкой одышкой, истощающей функцию дыхательного центра и перемежающейся с патологическими формами периодического дыхания, брадип-ноэ, аритмией дыхательных движений. Отмечаются выраженное участие вспомогательной мускулатуры, резкая тахикардия, снижение артериального давления, общий цианоз или акроцианоз на фоне генерализованной бледности и мраморности кожи. Сознание при этом затемнено, могут быть приступы судорог.
IV степень (гипоксическая кома) является критической: дыхание редкое, судорожное, временами - апноэ, отмечается генерализованный цианоз с землистым оттенком кожи или резкий акроцианоз, артериальное давление падает до нуля, наступает резкое угнетение дыхательного центра вплоть до его паралича. Шунто-диффузионная острая дыхательная недостаточность проявляется клиникой отека легких - над всеми отделами грудной клетки выслушивается большое количество влажных мелко- и среднепу-зырчатых хрипов, из трахеи выделяется пенистая розовая мокрота, нарастают одышка, тахикардия, цианоз.

Бывает ли временная неострая дыхательная недостаточность?Поставили диагноз: дыхательная недостаточность 2 степени.

сопровождает какое-то заболевание:пневмонию,бронхиальную астму,хронический бронхит

дыхательная недостаточность не бывает сама по себе,она сопровождает какое-то заболевание:пневмонию,бронхиальную астму,хронический бронхит.Ее степень тяжести может варьировать в зависимости от правильности лечения основного заболевания

Дыхательная недостаточность II степени в 17 лет - это очень плохо?

болеть чем-то это вообще не очень хорошо...

Дыхательная недостаточность в любом возрасте это плохо. Советую начать потихоньку дыхательные практики, строго под наблюдением специалиста в этой области.

тебе уже с этим жить.. Но если будешь регулярно делать ингаляции и пить таблетки, ты этого и не будешь замечать.

может ли дыхательная недостаточность влиять на умственные способности (или психику)?

ну главная причина скорее всего всетаки моральная усталость от такого состояния. но вообще, дифицит кислорода очень негативно влияет на работу мозга в частности, и всего организма в целом. если кровь перестает доставлять кислород к клеткам мозга, они постепенно умирают. результат плачевный. слышали же про гипоксию плода во время беременности? результат нередко слабоумие. так что лечитесь. сама астматик, знаю как тяжело.

недостаток кислорода конечно же сказывается на умственной деятельности и скорости реакции нейронов в мозгу. вам необходим кислородный аппарат. посоветуйтесь с врачом насчет ваших лекарств - в них содержаться вещества, угнетающие нервную систему (антигистамины, если не ошибаюсь) . а еще возьмите все-таки больничный и выспитесь хорошенько!

Естественно- кислородная гипоксия мозга... Подводникам и лётчикам на такие
случаи "сгущёнку ложками" прописывают... А вообще-то лучше себя до такого не доводить, а то "конкретно крышей поехать можно"...

Гипоксия вследствие дыхательной недостаточности влияет и на умственную деятельность в том числе. У меня встречный вопрос:почему бы Вашу астму не сделать контролируемой с помощью " Серетид-мультидиск", например, не пробовали?

Из-за болезни.