Теоретические основы социальной работы с инвалидами. Трудоустройство инвалидов в россии Роль социальных работников в реабилитации инвалидов

Развенчивание мифа о существовании "нерабочей" группы На самом деле важна не группа, а ОСТ

Довольно давно, ещё 22 августа 2005 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработало, на мой взгляд, очень важный для каждого инвалида документ: КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Через 3 года (!) он даже начал использоваться при разработке ИПР. В новой её форме принято указывать 7 факторов, а не только ОСТ, как до этого. Поскольку в инвалидской среде и не только в ней существует понятие «нерабочая группа» и люди часто даже отказываются от более выгодной группы, чтобы получить «рабочую», воспользуемся языком формальных критериев для того, чтобы наконец что-то реально понять. Сразу должен предупредить - я не юрист , а всего лишь любитель здравого смысла. Так что, милости прошу оценить данные рассуждения юристов-профессионалов. Итак, займёмся наиболее тяжелыми группами.
"Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способности к самообслуживанию третьей степени;
способности к передвижению третьей степени;
способности к ориентации третьей степени;
способности к общению третьей степени;
способности контролировать свое поведение третьей степени.
14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способности к самообслуживанию второй степени;
способности к передвижению второй степени;
способности к ориентации второй степени;
способности к общению второй степени;
способности контролировать свое поведение второй степени;
способности к обучению третьей, второй степеней;
способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней
."
Как видим, способность к трудовой деятельности упоминается лишь в применении ко второй группе. В этой связи я подвергаю сомнению понятие "нерабочая группа". Даже если человеку дали первую группу, это ничего не означает с точки зрения возможности работать .
Если дали вторую, определив при этом ОСТ=3, то смотрим, что это:
3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

Значит, в протоколе МСЭ м.б. запись "противопоказанность трудовой деятельности". Это ведь не невозможность. Человек может сказать: "Хоть противопоказано, но приходится вредить здоровью, иначе моя семья с голоду помрет".
И только если в протокол заседания бюро МСЭ внесена «неспособность к трудовой деятельности», да ещё эта запись попала в ИПР и в розовую справку, тогда действительно инвалид 2 группы, ОСТ=3 устраиваться на работу и предъявлять доказательства того, что он инвалид не очень захочет. На мой взгляд, такая запись бодет появляться только в случаях, когда инвалид полный «овощ» и невозможность работать «так и прёт». Во всех других случаях, подготовленный инвалид может потребовать «правильной» записи.
Кстати, для лучшего понимания предыдущего материала, дам цитату из критериев что такое за понятие «степень» , а попутно «способность» :

Например
способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
И, наконец, королева всех способностей и степеней, во времена Зурабова царствующая безраздельно: способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.
(Всюду убрал определения 1 степени, поскольку оно не важно для понимания остального.) В настоящее аремя именно ОСТ определяет размер пенсии. Добавлено 07.04.09: Поскольку участились случаи резкого понижения ОСТ даже на 1 группе, если человек работает, то актуальной стала отмена ОСТ и она не за горами: обещана г-жой Голиковой с 2010 года.

Инвалид -- лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность -- социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Социальная недостаточность -- социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности;

способность к ориентации во времени и в пространстве;

способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);

¦ способность контролировать свое поведение .

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Инвалидность -- социальный феномен, от которого не свободно ни одно общество. От нарушения трудоспособности, как говорится, не застрахован никто. Цивилизованное общество должно делать все возможное, чтобы люди с тяжелыми нарушениями здоровья могли участвовать в экономической и общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, обеспечить которые -- обязанность общества, государства и законодательства. Весь вопрос в том, достаточно ли для этого наличных экономических ресурсов.

В немалой степени эффективность соответствующей политики зависит и от масштабов инвалидности в стране, которые обусловлены множеством факторов. Это состояние здоровья нации, уровень здравоохранения, социально-экономическое развитие, качество экологической среды, историческое наследие, участие в войнах и вооруженных конфликтах и т. д. В России все перечисленные выше факторы имеют ярко выраженный негативный вектор, что и предопределяет высокие показатели инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн чел. (около 7% населения) и продолжает расти.

Социальная уязвимость инвалидов как специфической группы населения отчетливо прослеживается по всем социальным показателям. В сравнении с остальным населением (неинвалидами) их доход в возрасте 20 лет и старше ниже в 1,7 раза, занятость в рабочих возрастах ниже в 5,5 раза, значительно ниже уровень образования, больше доля одиночек (проживающих отдельно), вдовых, разведенных (разошедшихся) и никогда не состоявших в браке .

Степень социальной ущемленности инвалида во многом зависит от возраста. Общая закономерность, зафиксированная последней переписью населения, социальное неравенство между инвалидами и остальным населением проявляется особенно отчетливо в 20--40 лет, затем постепенно ослабевает и в старших возрастах исчезает, а иной раз даже оборачивается некоторым преимуществом инвалидов.

Инвалидность -- один из опосредующих механизмов социальной дифференциации смертности. Многочисленные исследования социального неравенства в смертности показывают, что уровень дожития социально уязвимых групп населения существенно ниже, особенно в допенсионных возрастах. Из исследований смертности хорошо известна "защитная" функция высокого образовательного ценза и состояния в браке.

С точки зрения брачного статуса, различия между инвалидами и остальным населением наиболее велики в молодых бракоспособных возрастах, а к старости исчезают. Не менее контрастны различия между инвалидами и неинвалидами по уровню образования. В возрасте от 20 до 40 лет доля лиц без образования -- более чем в 200 раз, а доля лиц с начальным и неполным средним образованием среди инвалидов в 2 раза выше, чем среди неинвалидов, неграмотные, как показывают материалы переписи, почти сплошь состоят из инвалидов. Тенденция к нивелированию различий с возрастом проявляется в образовании еще более четко, чем в брачном статусе. Разрыв в уровне доходов также максимален в трудоспособном возрасте (особенно в 20--39 лет), а начиная с 65 лет он уменьшается.

Постепенное ослабление социальной дифференциации инвалидности с возрастом может объясняться "селективным" эффектом и изменением гетерогенности населения. Раннюю инвалидность можно рассматривать и как причину, и как признак социального неблагополучия. В конкретных условиях России 1990-х гг. инвалидность в старших возрастах можно в какой-то степени рассматривать как адаптивное поведение .

Особенность российской селективности проявляется в доступности статуса инвалида, включая информированность о возможности получения инвалидности и выгодах, с этим связанных, доступности медучреждений.

Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании. Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. При этом необходимо учитывать необходимость защиты личной жизни и свободы личности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей.

Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно. Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.

Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов. Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям. Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как "инвалидность", "инвалид". Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность":

♦ любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

♦ ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

♦ затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) 1 ..

Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежности не устраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: "Инвалидность" - это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград. " Инвалиды" -лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2 .

Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной ценностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, применяемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума. Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее полное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функционированию на равных основаниях с остальными гражданами данного социума, не имеющими ограничений здоровья. В нашей стране идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогичным образом - от медицинской к социальной модели.

В соответствии с Законом "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите" 3 . .Позднее было определено, что инвалид - "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" 4 ..

Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995г. № 59 утверждена Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", состоящая из следующих федеральных целевых программ:

♦ медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

♦ научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;

♦ разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.

В настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причем колебания по различным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации, официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения 5

в то время как в США - почти пятую часть всех жителей.

Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определенные социальные льготы и привилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальный статус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицита социальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.

В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы 6 а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.

Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет людям жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности - это ведет к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности.

Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах 7 причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации 8 . С точки зрения Л. П. Храпылиной, данное определение неоправданно расширяет обязанности общества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов "выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и усилиями" 9 ..К сожалению, этот односторонний акцент сохраняется во всех последующих документах. В 1982г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

♦ раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

♦ консультирование и оказание помощи в социальной области;

♦ специальные услуги в области образования.

На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым, предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

Термин "инвалид" восходит к латинскому корню ("valid" - действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный". В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Петр старался рационально использовать потенциал отставных военных - в системе государственного управления, городской охране и пр.

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, т.е. относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали всем опасностям военных конфликтов мирное население. Наконец, после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит переосмысление понятия "инвалид", относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодня по разным подсчетам, в среднем, практически каждый десятый житель в развитых странах имеет те или иные ограничения здоровья. Отнесение к числу инвалидов конкретных видов ограничений или дефектов зависит от национального законодательства; следовательно, численность инвалидов и их доля в населении каждой конкретной страны могут значительно отличаться, при том что уровень заболеваемости, утраты тех или иных функций в странах, достигших определенного уровня развития, является вполне сопоставимым.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается развернутое определение инвалидности.

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, в соответствии с международно признанными критериями, инвалидность определяется отклонениями или расстройствами в следующих сферах.

Слепые, глухие, немые, люди с дефектами конечностей, нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им функционировать в разнообразных сферах жизнедеятельности так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, неспособен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность может быть ему вполне по силам. Больной шизофренией может быть физически полноценным, во многих случаях он способен выполнять также работу, связанную с умственными нагрузками, однако в период обострения он не способен контролировать свое поведение и общение с другими людьми.

При этом большинство инвалидов не нуждаются в изоляции, они способны самостоятельно (или с некоторой помощью) вести независимую жизнь, многие из них - работать па обычных или приспособленных рабочих местах, иметь семьи и самостоятельно содержать их.

Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание терминов "инвалид", "инвалидность".

Так, ВОЗ приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность":

  • любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;
  • ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
  • затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности) .

При этом, учитывая сложность и противоречивость понимания и определения таких понятий, как "здоровье", "норма здоровья", "отклонение", более информативными являются функционалистские концепции трактовки инвалидности, основанные на оценке отклонений и дефектов в нескольких шкалах, относящихся к биофизическим, психическим, социальным и профессиональным аспектам жизнедеятельности инвалида .

При этом важность разработки валидных критериев и методик оценки и регламентирования статуса инвалида определяется тем, что в обществе, в котором принцип равенства прав является фундаментальным, инвалидность относится к числу механизмов, которые предопределяют неравенство и могут стать источником маргинализации людей с ограниченными возможностями и семей, в которых они проживают.

Всемирная организация здравоохранения разработала Международную классификацию увечий, отклонений и ущербности (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps), в которой за исходный пункт определения инвалидности принято увечье, дефект, под которыми понимается психическая, физиологическая и (или) анатомическая неполноценность структуры организма. Утраты могут быть глобальными (всеобщими) или частичными; увечье может иметь различный уровень и глубину, может быть постоянным или подлежащим исцелению, врожденным или приобретенным, стабилизировавшимся или прогрессирующим (при котором состояние человека ухудшается).

Ущербность (handicap), являющаяся следствием травмы (увечья) и инвалидности, определяет для человека менее благоприятные общественные условия, поскольку возможность выполнения стандартных для данного социума функций, ролевой идентификации в нем или блокируется полностью, или значительно ограничивается. Затрудняется также осуществление собственных жизненных целей, соотносящихся с возрастом, полом и культурными традициями".

Степень ролевой ущербности может проявляться в трудностях в исполнении социальных ролей; в возникающих ограничениях (не все желательные роли можно выполнять на удовлетворительном уровне); в полном отсутствии возможностей адекватного ролевого поведения.

Системное понимание инвалидности, представленное ВОЗ, отходит от ее узкой трактовки, которая делала акцент на профессиональных ограничениях и на способности (неспособности) к труду. Наличие инвалидности и степень ущербности рассматривается как показатель расстройств в регулировке взаимоотношений инвалида с его социальным окружением. При этом анализ социальной практики показывает, что имеются люди, у которых расстройство общения и социального поведения, дезадаптация и социальная маргинализация не связаны с нарушениями здоровья. Такие индивиды (девиантного поведения) также нуждаются в социальной реабилитации, однако с целью организации специализированной помощи необходимо различать маргиналов, имеющих затруднения в области социальной адаптации, на основе социопатии или расстройств поведения, и людей с психосоматическими отклонениями.

Многофакторный анализ социального состояния инвалидности позволяет сделать вывод, что:

  • с экономической точки зрения - это ограниченность и зависимость, вытекающая из слабой трудоспособности или из нетрудоспособности;
  • медицинской точки зрения - длительное состояние организма, ограничивающее или блокирующее выполнение им обычных функций;
  • правовой точки зрения - статус, дающий право на компенсационные выплаты, другие меры социальной поддержки, регламентируемые нормами национального или регионального законодательства;
  • профессиональной точки зрения - состояние затрудненной, ограниченной возможности трудоустройства (или состояние полной нетрудоспособности);
  • психологической точки зрения - это, с одной стороны, поведенческий синдром, а с другой - состояние эмоционального стресса;
  • социологической точки зрения - утрата прежних социальных ролей, невозможность участвовать в реализации стандартной для данного общества совокупности социальных ролей, а также стигматизация, наклеивание ярлыка, предписывающего инвалиду определенное, ограниченное социальное функционирование.

Если обратить внимании на два последних положения, то можно сделать вывод, что социальные ограничения и барьеры для лиц с ограниченными возможностями отчасти формируются не только физическими барьерами, но также субъективными социальными ограничениями и самоограничениями. Так, стигматизация инвалидов в общественном сознании предписывает им роль несчастных, достойных жалости, нуждающихся в постоянном покровительстве, хотя многие самодостаточные инвалиды подчеркивают свою равносубъектность всем другим людям. В то же время некоторые инвалиды усваивают менталитет и поведенческие стандарты жертвы, неспособной самостоятельно разрешить хотя бы часть собственных проблем, и возлагают ответственность за свою судьбу на других - родственников, сотрудников медицинских и социальных учреждений, на государство в целом.

Такой подход, отражающий специфику социальной позиции инвалидов в различных сферах, позволяет сформулировать новое представление: лицо с отклонениями - это индивид, обладающий всеми правами человека, который находится в положении неравноправия, сформированном барьерными ограничениями среды, которые он не может преодолеть вследствие ограниченных возможностей своего здоровья.

На конференции, организованной Секретариатом ООН в 2006 г. и посвященной проблемам инвалидности, было отмечено, что Конвенция ООН о правах инвалидов признает динамичное развитии понятия инвалидности номере развития общественной идеологии, что обусловливает необходимость регулярной и своевременной адаптации инструментов социальной защиты инвалидов . В настоящее время признаются следующие маркеры инвалидности: биологические (организменные дефекты вследствие заболеваний, травм или их последствий, стойкие функциональные нарушения); социальные (нарушение взаимодействия отдельного человека и общества, особые социальные потребности, ограничение свободы выбора, особый социальный статус, потребность в социальной защите); психологические (особые коллективные личностные установки, особое поведение в социальной среде, особые взаимоотношения внутри популяции и с иными социальными группами населения); экономические (ограничение свободы экономического поведения, экономическая зависимость); физические (барьеры доступности). Все эти маркеры, или факторы, формируют социальную специфичность состояния инвалидности, препятствующего нормальному для данной среды, т.е. социально признанному, набору моделей функционирования.

Все инвалиды но разным основаниям делятся на несколько групп:

  • по возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;
  • происхождению инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
  • общему состоянию - инвалиды мобильных, маломобильных и неподвижных групп;
  • степени трудоспособности - инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствия ми травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.

  • способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;
  • способность к передвижению - способность самостоятельно перемещать в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;
  • способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;
  • способность к ориентации - способность определяться во времени и пространстве;
  • способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
  • способность контроля за своим поведением - способность к осознанию себя к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Выделяют также способность к обучению, ограничение которой может быть основанием для установления второй группы инвалидности, при сочетании с одной или несколькими другими категориями жизнедеятельности. Способность к обучению - это способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и других), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (парциональной) потерей слуха или зрения; неслышащие (глухие), слабослышащие или со специфическими речевыми отклонениями; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита); с умственной отсталостью и с различной степенью выраженности задержки психического развития (различные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности); с комплексными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи); аутичные (имеющие болезненное расстройство общения и избегающие общения с окружающими людьми).

Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно растет, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения.

В основе возникновения инвалидности лежит множество разных причин.

В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы:

  • 1) наследственно обусловленные формы:
  • 2) формы, связанные с внутриутробным положением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка;
  • 3) формы, приобретенные в процессе развития инвалида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья. Приобретенная инвалидность делится на следующие формы:
    • а) инвалидность вследствие общего заболевания;
    • б) инвалидность, приобретенная в процессе трудовой деятельности, - вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
    • в) инвалидность вследствие военной травмы;
    • г) инвалидность, связанная с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера - радиационные воздействия, землетрясения и иные катастрофы.

Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу различных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья.

Рассматривая нарушения опорно-двигательного аппарата, необходимо отметить, что патология опорно-двигательного аппарата может являться следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяют двигательные расстройства:

  • вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, включая ампутации;
  • вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей (палец, кисть, стопа);
  • в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей (квадриплегия, тетрапарез);
  • вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей (параплегия, парапарез);
  • в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне (гемиплегия);
  • вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей;
  • в связи с нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей.

Следствием этих нарушений являются ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передвижения.

Все причины инвалидности (и врожденные, и приобретенные) можно разделить на медико-биологические, социально-психологические, экономико-правовые.

Медико-биологические причины заключаются в формировании патологий. Среди них основные места занимают:

  • патология беременности;
  • последствия травм (в том числе родовых);
  • отравления;
  • несчастные случаи;
  • наследственно обусловленные болезни.

К причинам формирования патологий также относят и плохую организацию медицинского обслуживания:

  • нерегулярность прохождения осмотров у специалистов;
  • чаще всего не охватываются диспансеризацией инвалиды вследствие психических и нервных заболеваний;
  • отсутствует систематическое наблюдение врачами;
  • отсутствуют специализированные медицинские учреждения - отделения восстановительного лечения, реабилитационные центры;
  • тяжесть патологии.

Среди биологических причин в первую очередь имеет значение возраст родителей, особенно матери при рождении ребенка. Среди социально-психологических причин инвалидности можно выделить:

  • а) низкий образовательный уровень родителей, их невысокую грамотность в вопросах воспитания и обучения;
  • б) плохие жилищные условия (отсутствие достаточных коммунальных удобств в повседневной жизнедеятельности, плохие санитарно-гигиенические условия).

Социально-психологические причины могут быть семейными, педагогическими, бытовыми и др.

Среди экономико-правовых причин инвалидности существенное значение имеют низкий материальный достаток семьи, незнание и практическое неиспользование своих прав на получение того или иного вида льгот, пособий, представление учреждениями здравоохранения и социальной защиты населения в необходимом объеме медико-социальной помощи инвалидам.

Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый определенными кругами населения белково-витаминный дефицит впрямую влияют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье детей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации. Отсутствие навыков здорового образа жизни, неудовлетворительные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также неблагоприятно влияют на здоровье. Есть прямая и значимая корреляция между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидизации.

В результате транспортных травм гибнет беспрецедентное количество жителей, при этом число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.

Таким образом, для пашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Положения о защите прав инвалидов содержатся также во многих международных документах. Интегративным из них, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.

Идеология этих правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 20.

Правило 1 - углубление понимания проблем - предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций.

Правило 2 - медицинское обслуживание - предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять се последствия; обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе планирования и оценки деятельности.

Правило 3 - реабилитация - предполагает предоставление инвалидам услуг по реабилитации с тем, чтобы позволить им достигнуть и поддержать оптимальный уровень самостоятельности и жизнедеятельности. Государства обязаны разрабатывать национальные программы реабилитации для всех групп инвалидов. В основе таких программ должны лежать фактические потребности инвалидов и принципы их всестороннего участия в жизни общества и равноправия. Подобные программы должны включать в себя, в частности, базовую подготовку для восстановления или компенсации утраченной функции, консультирование инвалидов и членов их семей, развитие самообеспечения и предоставление, по мере необходимости, таких услуг, как осуществление экспертизы и предоставление рекомендаций. Инвалиды и их семьи должны иметь возможность участвовать в разработке программ, направленных на изменение их положения.

Государствам следует признать, что все инвалиды, которые нуждаются во вспомогательных устройствах, должны иметь возможности, в том числе финансовые, чтобы ими пользоваться. Это может означать, что вспомогательные устройства должны предоставляться бесплатно или по такой низкой цене, которая будет доступна инвалидам и их семьям.

Последующие правила формируют стандарты, касающиеся устранения барьеров между инвалидом и обществом, предоставления лицам с ограниченными возможностями дополнительных услуг, которые позволили бы им и их семьям реализовать свои права.

Так, в области образования государствами признан принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Образование для инвалидов является неотъемлемой частью системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов.

Специальное правило посвящено занятости - государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установку стимулирующих квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, заключение специальных контрактов и предоставление преимущественных прав на производство, налоговые льготы, гарантию соблюдения контрактов или оказания других видов технической или финансовой помощи предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов. Государства должны побуждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий, принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ подготовки кадров и программ занятости в частном и неофициальном секторах.

В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.

Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали в себя соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Государства должны устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребенка-инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду.

Правилами предусмотрена выработка стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т.п. Такие меры предусматривают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях.

В области религии стандартные правила предполагают поощрение мер, направленных на обеспечение равного участия инвалидов в религиозной жизни их общим.

В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов. Эти данные должны включать в себя вопросы о программах, услугах и об их использовании.

В ходе рассмотрения вопроса о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов, необходимо учитывать необходимость защиты неприкосновенности личной жизни и свободы личности. Следует разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей. Такие исследования должны включать в себя анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Требуется разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. Информация и знания по вопросам, касающимся инвалидов, должны распространяться среди всех политических и административных органов на национальном, региональном и местном уровнях. Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. На всех этапах принятия решений организации инвалидов должны привлекаться к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение; потребности и интересы инвалидов по возможности следует включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно.

Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов.

Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и (или) лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.

Государства несут ответственность за обеспечение должной подготовки на всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся инвалидов.

Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям.

Годы, прошедшие после принятия стандартных правил, анализ опыта их применения, достижения демократического, гуманистического развития позволили поднять международное законодательство по правам лиц с ограниченными возможностями на новый уровень.

На основе указных документов Советом Европы принят План действий по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшений качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе, 2006-2015 годы. В нем подтверждается универсальный, неделимый и взаимосвязанный характер всех прав человека и основных свобод и подчеркивается необходимость того, чтобы людям с ограниченными возможностями была обеспечена возможность пользоваться ими (правами и свободами) без какой-либо дискриминации. Доля людей с ограниченными возможностями в населении Европы оценивается в 10-15%, при этом отмечено, что основными причинами инвалидности являются заболевания, несчастные случаи и ведущие к инвалидности условия жизни пожилых людей. Прогнозируется, что количество людей с ограниченными возможностями будет постоянно расти, в том числе и из-за увеличения средней продолжительности жизни.

В качестве основных направлений деятельности выделены: участие инвалидов в политической и общественной жизни, в культурной жизни; информация и коммуникации; образование; занятость, профессиональная ориентация и обучение; архитектурная окружающая среда; транспорт; жизнь в местном сообществе; охрана здоровья; реабилитация; социальная защита; юридическая защита; защита от насилия и жестокого обращения; исследования и разработки, повышение уровня информированности.

Основная задача плана действий по вопросам инвалидности состоит в том, чтобы служить практическим инструментом для разработки и осуществления эффективных стратегий для обеспечения полного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества.

Анализируя содержание современных документов, регламентирующих обязательства и технологии деятельности государств для реализации равных прав и возможностей инвалидов (лиц с ограниченными возможностями здоровья), можно сделать вывод о том, что результатом крупнейших политических, экономических, социальных и технологических изменений последних лет является кардинальная трансформация общественного сознания и одновременно - глобальное изменение парадигмы социальной политики в отношении инвалидов: переход от понятия "пациент" к понятию "гражданин".

Развитие информационных и коммуникационных технологий, изменения в сфере демографии и социальных отношений, законодательной базы и менталитета населения приводят к тому, что процессы социального исключения, воздействовавшие на людей с ограниченными возможностями (как и на представителей национальных меньшинств, мигрантов, бедняков и т.п.), рассматриваются как обратимые. Интеграция инвалидов теперь трактуется не как включение какой-то отдельной части в единое целое, а как интеграция инвалидов и общества. Понимание деятельности по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки как однонаправленной общественной благотворительности, пусть и всесторонне регламентированной законодательством, постепенно преодолевается, и задачей государства теперь считается создание условий для того, чтобы все категории людей, со всеми особыми нуждами, могли свободно и равноправно реализовывать свои универсальные права.

Отношение к людям с ограниченными возможностями меняется: теперь их воспринимают не как пациентов, нуждающихся в уходе, которые не вносят своего вклада в общественное развитие, а как людей, которые нуждаются в том, чтобы были устранены барьеры, препятствующие занятию ими достойного места в обществе. Эти препятствия -не только социального, юридического характера, но также и существующие еще в общественном сознании рудименты отношения к инвалидам только как к жертвам биологической и социальной ущербности. Характерно, что европейские парламентарии, несмотря на развитые представления и эффективные технологии комплексной социальной реабилитации, доказавшие свою результативность на протяжении второй половины XX в., по-прежнему считают актуальным стимулировать переход от устаревшей медицинской модели инвалидности к модели, связанной с реализацией комплекса социальных прав человека. Можно кратко сформулировать, что стратегия изоляции и сегрегации сменяется стратегией социального включения - это предполагает не только инклюзивное обучение, но в целом инклюзивное социальное функционирование.

Трансформация парадигмы пациента в парадигму гражданина предполагает, что в основе деятельности по оказанию всех необходимых видов поддержки лежит не диагноз, не перечень существующих нарушений и способов их медицинской коррекции, а целостный человек, права и достоинства которого не подлежат умалению. В результате с последних лет XX в. до настоящего времени во многих странах Европы происходит такая трансформация социальной политики в отношении инвалидов, которая позволяет человеку с ограниченными возможностями самому контролировать свою жизнь и выступать основным экспертом в оценке мер социальной поддержки и социального обслуживания, организуемых органами государственного управления и местного самоуправления.

План действий выделяет группы лиц с ограничениями здоровья, особенно нуждающихся в услугах по обеспечению равных возможностей: это женщины (а также девочки и девушки) с ограниченными возможностями; люди с комплексными и сложными нарушениями, нуждающиеся в высоком уровне поддержки; пожилые люди с ограниченными возможностями.

Основными принципами, которыми призваны руководствоваться все органы принятия решений и разработчики программ но социальной интеграции людей с ограниченными возможностями, являются:

  • запрет на дискриминацию;
  • равенство возможностей, полноценное участие всех людей с ограниченными возможностями в жизни общества;
  • уважение различий и отношение к инвалидности как к части присущего человечеству разнообразия;
  • достоинство и личная автономия инвалидов, включая свободу в принятии собственных решений;
  • равенство между мужчинами и женщинами;
  • участие людей с ограниченными возможностями во всех решениях, которые затрагивают их жизнь как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего общества, через представляющие их организации.

Огромное значение для осуществления прав инвалидов принадлежит Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей ООП 6 декабря 2006 г., а также Европейская социальная хартия, пересмотренная 3 мая 1996 г., к которым присоединилась и Россия.

Оба этих международных документа подчеркивают важность проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития.

Для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Кроме того, общая негативная характеристика процессов воспроизводства населения, депопуляционные процессы, снижение рождаемости предъявляют высокие требования к социальным и трудовым ресурсам будущего. Инвалиды являются не только лицами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первой половине XXI в. они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. - М.; СПб., 1998. - Т. 2. - С. 10.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Право инвалида на медицинскую реабилитацию: законодательство и реальность. Изучение основных задач и направлений социальной защиты инвалидов в РФ. Порядок реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и представления набора социальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2015

    История развития законодательства о социальной защите инвалидов. Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов, права инвалидов по законодательству России. Практика реализации законодательства о социально защите инвалидов в условиях мегаполиса.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2017

    Общая характеристика положения инвалидов в обществе развивающихся стран на современном этапе. Тенденции и основные факторы, повлиявшие на занятость инвалидов в России. Трудоустройство инвалидов и индивидуальная программа реабилитации в любой точке мира.

    реферат , добавлен 22.11.2012

    Понятие, система и нормативно-правовое обоснование организации системы социальной защиты инвалидов. Рекомендации по повышению эффективности системы социальной защиты инвалидов в муниципальном образовании. Условия и доступность получения социальных услуг.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Единая государственная система социального обеспечения граждан. Обеспечение занятости инвалидов. Квотирование и резервирование рабочих мест по профессиям. Основные проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2013

    Нормативно-правовой анализ социальной защиты инвалидов. Понятие инвалидности. Основные законодательные акты, гарантирующие и регулирующие осуществление социальной защиты инвалидов. Состав учреждений, органов и основные меры по реализации их положений.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2016

    Современная законодательная база социальной защиты детей-инвалидов в РФ. Практические рекомендации по совершенствованию работы муниципальных органов в деле социализации и интеграции детей-инвалидов в общество, повышения социальных выплат и пособий.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Характеристика особенностей нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Анализ государственной системы льгот и гарантий для работающих инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017