1 глава церкви из русских. Кто глава православной церкви. – Что значит белое и черное духовенство

Царь Иоанн Васильевич IV, Грозный

По учению Церкви Главою и Телом Церкви Земной и Небесной является Сам Иисус Христос, поэтому Святая Церковь именуется Церковью ХРИСТОВОЙ. Что касается Поместных Церквей, Епархий и Митрополий, Которые в древности возглавляли Апостолы, Архиепископы и Епископы, их руководство относилось к возглавлению подчиненного им духовенства, вопросами хозяйственного управления ведали Диаконы и Архидьяконы.
На втором Апостольском Соборе (первый был сразу после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, когда в число Двенадцати вместо Иуды Искариота избрали Матфия — Деяния Апостолов, глава 1), на котором решено было ввести Диаконский сан, было рукоположено семь диаконов, для распоряжения церковной десятиной (Деян. 6, 1-7). Само слово «диакон», которое обычно переводится с греческого как «служитель», на самом деле этимологический и понятийно связано со словом «десять» или «десятина» — «дека», по этому «диакон» или в латинизированной традиции «декан» — собственно «десятинник».

Потом в церковном предании Иерусалимские семь диаконов стали именоваться Архидиаконами, среди которых был Первомученик Архидиакон Стефан. По примеру Иерусалимской Поместной Церкви, семь Архидьяконов были и в Римской Церкви. Значения семи Архидиаконов в древних Поместных Церквах было столь высоко, что они почитались в управленческих вопросах выше рядовых Епископов.
Позже в латинской традиции Архидиаконскому сану стал соответствовать сан Кардинала — сердечно поверенного, которые сейчас соответствуют Восточным Митрополитам, то есть на Западе Кардиналы также входят в число старших Епископов.
На Востоке эта традиция получило иное развитие. После принятия Христианства Святым Равноапостольным Императором Константином, при созыве Первого Вселенского Собора Император, будучи даже не крещенным, а только прошедшим чин оглашения, стал почитаться как Внешний Епископ Церкви. И главы духовенства Поместных Церквей — Архиепископы (Патриаршего сана тогда не было) находились в Его управленческом подчинении. На протяжении первых веков в Христианской Византии главные лица государственной администрации, аналоги современных министров, рукополагались в диаконов и архидиаконов, участвовали в Богослужении в главных храмах столицы. Потом это традиция исчерпала себя, и значение диаконского сана исторически было умалено до младшего священнослужителя.
В практике Древней Церкви, в некоторых Восточных Поместных Церквах, у Первенствующего Епископа среди прочих титулов иногда употреблялось наименование «Патриарх», в память о Библейских Прародителях человечества и потом Богоизбранного народа. Этот титул не был повсеместным для всех древних Поместных Церквей. Общепринятым титулом для первенствующего Епископа был сан Архиепископа. В некоторых Восточных Церквах на Востоке Архиепископ дополнительно титуловался «Папой», в других «Католикосом». Такие исторические титулы сохранились и поныне в Поместных Церквах как выражение традиции.
Как обязательный сан, главное наименование Первенствующего Епископа — Архиепископа - Патриархом утвердилось в 451 году по воле Византийского Императора Флавия Маркиана (396-457) на Четвертом Вселенском Соборе. С той поры наименование «Патриарх» стало обязательным выражением достоинства Первенствующего Епископа, Архиепископа, во всех Поместных Церквах. В ту же пору был создан Императорский Постояннодействующий Собор-Синод. При Крещенных от Рождения Византийских Императорах иерархический порядок Первенства в Церкви Императора только упрочился. Это находило явное выражение и в Литургической практике, когда на Великих Ектениях первым поминалось Имя Императора, и в практическом или номинальном Председательстве Императоров на Вселенских Соборах или на Соборах, близких им по статусу. (Знаменательно и то что, что Римских Первосвятителей на Вселенских Соборах представляли их диаконы, Архидиаконы).
Из первенствующего положения в Церкви Императоров происходили периоды временного торжества тех или иных ересей — арианства, несторианства, иконоборчества, когда Император склонялся к увещеваниям ересиархов и предпринимал гонения на православных Епископов, священников, монахов и мiрян. Но даже в пору гонений, исповедовавшие Православие Архиереи и Священники продолжали поминать на Литургии Царствующего Императора, впавшего в ересь, чего, например, они никогда не допускали, когда в ересь впадали те или иные Патриархи, Архиепископы, Епископы.
Исключительное положение в Церкви Царствующего Императора по сравнению с Высшим Священноначалием выражалось в Первенствующей защите христианского вероисповедования, в строительстве главных Храмов, в создании или утверждении монастырей, в решении кадровых вопросов среди Высшего Священноначалия и Настоятелей главных монастырей. Без санкции Императора не поставлялись ни Первенствующие Архиепископы, ни потом Патриархи и Управители крупнейших Епархий. Из Поместных Церквей только Антиохийская Церковь стремилась отстаивать свою независимость от Царьграда в выборе своих Архиереев.
С самого начала Русской Православной Государственности при Святом Равноапостольном Великом Князе Владимире Святославиче схожие с Императорскими прерогативами в церковном управлении Византии стали усваивать и Русские Великие Князья в управлении Киевской Митрополией. Не Киевский Митрополит, а именно Святой Князь Владимир утвердил первый Русский Церковный Устав — древнейший из известных общерусских письменных законодательных Актов. Все последующие изменения и дополнения Русского Церковного Устава также утверждались именем правящего Великого Князя. Святой Князь Владимир создал и первый Кафедральный Собор — Десятинную Церковь в Киеве, а также ввел институт церковной десятины, а себе отвел не по имени, но по сути чин архидиакона — «десятинника». По примеру отца и его сын, Великий Князь Ярослав Мудрый, обновлял и Церковный Устав, он создал новый кафедральный собор для Митрополии — Софийский. Великий Князь Ярослав Мудрый содействовал поставлению и первого русского Епископа — Новгородского Святителя Луки Жиряты-Жидяты, и первого Русского Митрополита Святителя Илариона Киевского. Последнее произошло в пору войны Руси и Византии, когда прервались связи с Царьградской Патриархией. Позже подобные прецеденты возникали на Руси, но Константинополь постоянно сопротивлялся этому.
В пору раздробленности и монгольского нашествия, когда появилось несколько Великих Князей, значение их в управлении Русской Митрополии умалилось. Митрополитами всея Руси чаще всего были греки, сербы или болгары, поставляемые Константинопольским Патриархом. Но со времен русского Митрополита Святителя Петра и возвышения по Его молитвам Москвы (Он первым назвал Москву Новым Иерусалимом) значение Московско-Владимирского Великого Князя в управлении Русской Митрополией стало возрастать. Оно закрепилось при русском Святители Алексии, и потому воля Константинополя в назначении на Московскую Кафедру иностранца — серба Святителя Киприана имела жесткое сопротивление со стороны Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского. В конце жизни Князь Димитрий уступил в этом вопросе Царьграду, и Святитель Киприан укрепился в Москве. Его преемник тоже был иностранцем — грек Святитель Фотий. Но когда кафедру занял болгарин Митрополит Исидор, принявший участие в Униатском Ферраро-Флорентийском соборе, и Константинополь отпал в униатство, Великий Князь Василий Васильевич сверг отступника в 1439 году, и с 1441 года по воле Великого Князя Русская Митрополия объявила себя Автокефальной и прекратила общение с Константинопольским Патриархатом.
С этой поры значение Великого Князя Московского в церковном управлении Русской Православной Церкви стало первенствующим. Только по воле Великого Князя теперь определялась не только кандидатура в Митрополиты, но и решался вопрос о замещении вдовствующих Епископских кафедр, о назначении настоятелей всех главных монастырей России от Соловков и Валаама, до Чудова и Троицкой Лавры. Церковные Соборы так же теперь созывались по воле Русских Государей, Ими принималось решение и финансировалось строительство главных соборов страны, осуществлялось утверждение новых монастырей из возникавших монашеских общин.
Особенно возросло значение Великого Князя Московского во Вселенском Православии после падения в 1453 году Константинополя. Уже Великий Князь Иоанн Васильевич Третий воспринимался как преемник Византийский Императоров, о Москве как о Новом Риме заговорили деятели Православного Востока.
При Царе Иоанне Васильевиче Грозном, после признания Его Царского титула Восточными Патриархами в начале 1560-х годов, эта идея нашла свое выражения практически. По воле Царя Феодора Иоанновича Собором Русских и Греческих Архипастырей на Руси было утверждено Патриаршество и достоинство Русской Православной Церкви как Поместной. Все Русские Патриархи также поставлялись по воле Царей. Некоторое умаление Царского достоинства в Церковном управлении произошло в пору Патриаршества Никона, но, в конце концов, эти папоцезаристские идеи были отвергнуты Православной Государственностью.
Церковные реформы, проводившиеся Царем Петром Алексеевичем, проходили в русле древнерусских традиций. Как Уставы Церковные утверждались Велики Князьями, а решения Стоглавого Собора Царем Иоанном, Соборное Уложение 1649 года Царем Алексеем, так и Церковный Регламент в начале XVIII века утверждался Императором Петром Великим.
В акте о престолонаследии, составленном Цесаревичем Павлом Петровичем ещё в 1788 году и утвержденном в день Священного Коронования 5 Апреля 1797 года, содержится положение: «Государи Российские суть Главою Церкви». В Основных Законах Российской Империи это положение комментировалось так: «Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния. (…) В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797 апр. 5) именуется Главою Церкви».

Основные Законы Российской Империи
(http://civil.consultant.ru/code/ )

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

О вере

62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания.
63. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной (ст. 62).
64. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.
В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви.
65. В Управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.
66. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского Государства, природные (а) и в подданство принятые (б), также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие (в), пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.
67. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам (а): да все народы, в России пребывающие, славят Бога всемогущаго разными языками по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной об умножении благоденствия и укреплении силы Империи (б).
68. Дела церковные Христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами, Верховною Властию к сему предназначенными.
Примечание. Правила охранения веротерпимости и пределы ее подробно означены в Уставах по принадлежности.

Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ,
президент Русского культурно-просветительного
фонда имени Святого Василия Великого

В конце XVI века был избран первый русский патриарх. Им стал Иов, который до того являлся митрополитом Московским и всея Руси. На период его патриаршества пришлось множество государственных кризисов.

Ранние годы

Будущий первый русский патриарх родился в 1525 году в подмосковном городе Старице. В миру его звали Иваном. Он происходил из посадских людей. Мальчик отправился учиться в школу, которая принадлежала Старицкому Успенскому монастырю.

Там же в 1556 году Иван принял монашеский постриг, в котором получил имя Иова. На его решение посвятить свою жизнь церкви напрямую повлиял архимандрит Герман. Иов стал одним из самых образованных и выдающихся людей в составе русской православной церкви. Его личные качества позволили монаху стать заметным лицом в своем монастыре.

При Иване Грозном

В период с 1566 по 1571 год будущий первый русский патриарх был игуменом родного для него Старицкого Успенского монастыря. Возможно, Иов оставался бы на этом месте еще долго, если бы подмосковные земли не стали частью опричнины согласно реформам Ивана Грозного. Так игумен познакомился с царем. Иван Васильевич сделал его настоятелем монастыря. Скоро Иов переехал в Москву.

В начале 80-х деятель церкви был сначала епископом Коломенским, а потом архиепископом Ростовским. Первый русский патриарх, до того как стать главным лицом церкви, много путешествовал по стране. Также у него было значительное число связей в государственной среде. В последние годы Иов сблизился с Борисом Годуновым. Эти отношения определили дальнейшую судьбу архиепископа.

Предпосылки появления патриаршества

В 1584 году скончался Иван Грозный. На троне оказался его сын Федор, который отличался слабым здоровьем и зависимостью от своего шурина Бориса Годунова. Приближенный монарха начал наводить свои порядки в Москве. Он расправлялся с врагами и ставил на важные государственные должности друзей. Был среди них и будущий первый русский православный патриарх.

В 1586 году Борис Годунов содействовал тому, чтобы Иова избрали митрополитом Московским. На тот момент это был верховный сан в русской православной церкви. Митрополит зависел только от которым тогда был Иеремия II.

С момента своего возникновения подчинялась греческим иерархам из Византийской империи. Первое время митрополиты даже не были урожденными славянами, а приезжали из Царьграда. Однако в XVI веке ситуация стала совсем другой. В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Мировая столица православия стала исламским городом. Константинопольская церковь потеряла свое былое влияние, а ее патриарх жил в изгнании.

Это не могло не повлиять на настроения в Москве. Иван Грозный стал первым принявшим такой титул (по сути, он был равен императорскому, то есть византийскому). Но если политически Москва подчеркнула свое возвышение, то в религиозной плоскости - еще нет.

Организация реформы

В 1586 году московские власти нашли удобный повод, чтобы наконец организовать учреждение собственного патриаршества. В это время запад России посетил Иоаким. Это был Антиохийский патриарх - глава одной из восточных церквей. Иоаким отправил грамоту в Москву с просьбой разрешить въезд в царскую столицу. Это был первый случай после падения Константинополя, когда патриарх посещал Кремль. В Москве обрадовались просьбе. Иоакима по дороге ждали сразу три посольства.

Антиохийский патриарх встретился с Тогда же имели место первые договоренности об учреждении русского патриаршества. Чтобы провести процедуру учреждения, Москве было необходимо заручиться поддержкой всех крупных восточных церквей. Иоаким был первым патриархом в этом списке. После того как он покинул Россию, начались непосредственные мероприятия по подготовке важной церковной реформы.

Роль Годунова

Главным инициатором учреждения патриаршества на Руси был, конечно, Борис Годунов. Для него это был важный шаг не столько в религиозном, сколько в политическом смысле. С тех пор как Федор Иванович оказался на троне, его шурин стал фактическим правителем страны. Однако он смотрел в будущее, явно мечтая о престоле. Обстоятельства были на стороне Годунова. У Федора и Ирины (сестры Бориса) не было детей, кому бы по закону могла перейти власть.

Годунов был единоличным правителем. Для него было важно контролировать всю государственную машину. Церковь для него являлась важным политическим инструментом. Поэтому царский шурин хотел получить лояльного к себе патриарха.

На эту роль Годунов без промедления выбрал Иова. Между ними были давние доверительные отношения. Как показало время, первый русский православный патриарх оставался верным союзником Годунова даже в самые тяжелые для него моменты.

Святейший патриарх

Иов был поставлен патриархом 5 февраля Первым его серьезным мероприятием в новом качестве стала помощь грузинскому царю Александру. Этот монарх оказался зажатым между двумя мощными мусульманскими державами - Турцией и Персией. Чтобы хоть как-то сохранить свою страну, Александр принял российское подданство.

Теперь грузинскому монарху требовалась помощь в наведении порядка в церковных делах. Как раз в это время первым русским патриархом стал Иов. Он написал царю два больших письма, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях патриарх давал Александру советы по борьбе с еретиками, которые раскололи православную церковь в Грузии. Иов отобрал нескольких иконописцев и богословов. Они были посланы на Кавказ, чтобы оживить грузинскую христианскую жизнь. Сохранившиеся грамоты, которые первый патриарх русской церкви отправил Александру, свидетельствуют о его большой образованности и начитанности. Сказывались годы, проведенные в монастырях. В то же время Иов беспощадно критиковал не только еретиков и мусульман, но также и католиков с протестантами.

Участие в государственной политике

Когда первым русским патриархом стал Иов, Борис Годунов надеялся сделать его своей опорой в системе светской власти. Этот план оказался успешным. Дело в том, что Иов, в отличие от всех своих предшественников (еще митрополитов), активно участвовал в государственных делах. После ежедневной службы в московских церквях патриарх отправлялся на заседания где отстаивал и продвигал идеи Бориса Годунова в том или ином аспекте политики.

Но и до этого мнение предшественников Иова весило много. На советах с царем, где присутствовала вся государственная верхушка, по традиции первый патриарх русской православной церкви получал право высказаться в самом начале мероприятия. Богобоязненный Федор Иванович всегда внимательно прислушивался к его советам и наставлениям.

Избрание первого русского патриарха даже на формальном уровне заметно изменило государственные устои. Теперь глава русской православной церкви официально стал вторым лицом в стране. На его плечи ложилась большая ноша и ответственность, хотел он того или нет. Этот принцип Россия переняла у Византии. В империи во все времена патриарх и император были почти равнозначными фигурами.

Церковные дела

Безусловно, избрание первого русского патриарха связано с именем Бориса Годунова. В 1598 году он, наконец, окончательно стал царем после смерти своего предшественника Федора Ивановича. Годунов не принадлежал к царствовавшей доселе династии Рюриковичей. Это не добавляло ему авторитета в глазах бояр. Тем не менее новый царь установил жесткий единоличный режим власти.

Избрание Иова (первого русского патриарха) было необходимо Годунову для того чтобы получить дополнительную поддержку, когда он был всего лишь приближенным монарха. Теперь ситуация изменилась, и глава церкви почти перестал участвовать в государственной жизни.

Вместо этого Иов занялся христианизацией Поволжья и Сибири. Эти земли были совсем недавно присоединены к России. На их просторах проживало много мусульман и язычников. Имя первого русского патриарха связано с открытием храмов в этих регионах. Христианизация Сибири и Поволжья шла параллельно с притоком туда русского населения из центральных областей.

Враг Лжедмитрия

Борису Годунову не удалось сохранить мир в своей стране. Сначала Россию поразил голод, что привело к волнениям в народе. Фатальным ударом для царя стало появление Лжедмитрия. Самозванец шел с большим войском в Москву. Годунова от расправы спасла естественная смерть на пиру.

После его смерти стало ясно, что Иову не сохранить сан патриарха. Сторонники Лжедмитрия схватили его и отправили в ссылку в родной Старицкий монастырь. Вскоре в Москве объявился Лжедмитрий. По его приказу убили Федора Годунова - сына Бориса, бывшего царем всего несколько недель.

Изгнание

Еще до появления в Москве Лжедмитрий был предан анафеме. От церкви его отлучил первый русский патриарх. Жизнеописание этого иерарха рисует нам человека, не отказавшегося от своих принципов и лояльности по отношению к законному царю. Когда Федора убили, Иов вернулся в столицу и провел службу в Успенском соборе в Кремле. За это он был схвачен и отправлен в изгнание. Сторонники Лжедмитрия хотели как можно сильнее унизить восьмидесятилетнего старца. С него сорвали облаченье патриарха и выгнали из столицы.

Вместо Иова Отрепьев избрал патриархом своего сторонника Игнатия. Однако процедура его назначения была незаконной. Формально Иов (первый русский патриарх) даже не был лишен своего сана, хотя его и изгнали из Москвы.

Реабилитация и смерть

Очень скоро Лжедмитрий лишился власти. Он окружил себя поляками-католиками, что крайне не понравилось простому народу. Бояре тоже были против самозванца из-за его тиранического характера. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание. Лжедмитрий пытался бежать, но был схвачен и убит.

Власть перешла к московским боярам. Они избрали царем Василия Шуйского. Новый монарх реабилитировал Иова. Первый патриарх даже вернулся в Москву. Однако старик отказался вновь стать К тому времени он уже почти ослеп и был тяжело болен. Иов вернулся в родную Старицу, где и скончался в 1607 году. Первого патриарха похоронили в местном монастыре. В XVII веке его останки были перенесены в Успенский собор Кремля. Русская православная церковь канонизировала Иова в лике святителей.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ

Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Формированию древнерусской народности способствовало:

  • подчинение власти киевского князя;
  • участие племен в общегосударственных делах;
  • совместные военные походы;
  • сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;
  • принятие христианства, вера в единого Бога;
  • отождествление себя с русским народом.

Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.

Основные слои населения Древней Руси Их характеристика
Князья Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов.
Дружина Бояре – старшая дружина. Младшая дружина – администрация. Княжеские дружинники осуществляли административную и военную функцию. За верную службу могли получить земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя.
Родоплеменная знать Разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.
Духовенство Служители культа в религиях, исповедующих веру в единого Бога.
Свободные общинники, купцы, ремесленники Основная часть населения Руси состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Зависимое население Смерды, закупы, рядовичи и холопы. Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века.

В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне).

Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Ответы:

1

2 3 4

Г

В Б

А

Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси».

Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.

  1. Монастыри играли важную роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси.
  2. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты.
  3. Монастыри были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры.
  4. Миссионерская роль монахов монастырей. Обучали и просвещали население.
  5. Военно-стратегическое значение монастырей.

Задание 6. Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

2. Первый глава церкви из русских. (Иларион )
4. Глава христианской церкви в Древней Руси. (Митрополит )
5. Руководитель церковной власти в крупных городах. (Епископ )

По вертикали:

1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен )
3. Монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря. (Антоний )

Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы.

Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости.

Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих.

С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей.

Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения.

Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины.

Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства.

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Беседовала Наталья Горошкова