Христианские церкви в тульчине. Современная религиозная ситуация в украине. Двери особняка хорошо сохранились

Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

Это послание, как ни одно другое новозаветное послание, показывает, что в эпоху ранней Церкви христианские письма и послания писались по той же модели, что и вообще все письма. Во-первых, это приветствие, потом молитва о добром здравии, потом главная часть письма со всеми новостями, а потом заключительные приветствия. Христианские послания и письма тех первых лет не были чем-то чисто духовным: это были такие же письма, какие люди писали друг другу каждый день.

Иоанн пишет другу по имени Гай. В эпоху Нового Завета имя Гай было самым распространенным. В самом Новом Завете это имя носят три человека: Гай Македонянин, бывший вместе с Аристархом при Павле во время мятежа в Ефесе (Деян. 19,29); Гай Дервянин, делегированный от своей церкви сопровождать деньги, собранные для бедных в Иерусалиме (Деян. 20,4); и Гай в Коринфе, приютивший Павла столь гостеприимного, что его можно было назвать странноприимцем всей церкви (Рим. 16,23), один из тех крайне немногих, которых Павел крестил лично (1 Кор. 1,14) и который, согласно преданию, стал первым епископом в Фессалониках. Гай было самое распространенное имя, и нет никакой нужды ассоциировать этого Гая с кем-либо из тех трех. Согласно преданию Иоанн лично сделал его епископом города Пергам. Здесь он представлен человеком с открытым домом и открытого сердца.

В первых двух стихах послания Иоанн дважды употребляет обращение возлюбленный, в греческом агапетос. В этих посланиях Иоанн употребляет это слово агапетос не менее десяти раз. Это очень примечательный факт, ведь это послание с предостережениями и укорами, и тем не менее в них прежде всего делается ударение на любви. Иоанн не раздражается даже тогда, когда ему приходится упрекать. Все послание пронизано любовью.

В ст. 2 мы видим всестороннюю заботу хорошего и преданного пастыря. Иоанн интересуется и физическим и духовным здоровьем Гая. Иоанн, как Иисус, никогда не забывал, что у человека есть не только душа, но и тело, и что оно тоже имеет большое значение.

В ст. 4 Иоанн говорит о величайшей радости учителя: слышать и видеть, что дети его ходят в истине. Истина — это не просто то, что человек должен усвоить умом. Истина — это знание, питающее ум человека, и милосердие, облекающее всю его жизнь. Истина — это то, что заставляет человека мыслить и поступать, как повелел Бог.

3 Иоанна 5-8 Христианское гостеприимство

Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников;

Они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви; ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников.

Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Вот главный предмет послания. Группа странствующих миссионеров находится на пути в церковь, членом которой является Гай, и Иоанн убеждает Гая принять их, оказать им всяческую помощь и поддержку и отправить в дальнейший путь чисто по-христиански.

В древнем мире гостеприимство было священным делом. Гостиницы в древнем мире были известны своими недостатками. Греки с явным неодобрением смотрели на сочетание денежных отношений с гостеприимством, и поэтому содержатели гостиниц пользовались плохой репутацией. Гостиницы и постоялые дворы были известны царившей в них грязью и блохами. Содержатели гостиниц были хищны и жадны -греческий философ Платон сравнивал их с пиратами, требующими выкуп со своих гостей, прежде чем отпустить. В античном мире существовала система дружбы домами для приема гостей, когда семьи в различных частях страны обязывались при необходимости взаимно оказывать гостеприимство членам семей. Эти связи семей длились многие поколения, и в случае необходимости человек приносил с собой симболен или ярлык, жетон, по которому хозяин узнавал его. Некоторые города имели в больших городах своих представителей, которых называли проксенос, у которых сограждане могли получить убежище и помощь.

Коли даже языческий мир высоко ставил обязательство оказывать гостеприимство, то совершенно естественно, что христиане относились к нему еще серьезнее. Петр призывает: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (Пет. 4,9). «Страннолюбия не забывайте», — пишет автор Послания к Евреям, и добавляет: «Ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам» (Евр. 13,2). В Пастырских посланиях говорится, что вдовице должны быть оказаны почести, если она «принимала странников» (I Тим. 5,10). Павел просит римлян «ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12,13).

Особенно гостеприимными должны быть руководители Церкви. Епископ должен быть страннолюбив (Тим. 3,2). Тит должен быть «страннолюбив» (1 Тит. 1,8). Позже, во времена Юстина Мученика (170 г.) в воскресенье зажиточные делают по своему усмотрению пожертвования, а в обязанности руководителя общины входило «заботиться о сиротах, вдовах, о всех нуждающихся в связи с болезнью и по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, проживающих среди нас» (Юстин Мученик: «Апология» 1,67).

В эпоху ранней Церкви двери дома христианина были всегда гостеприимно открыты. Дать страннику возможность войти в дом христианина — что может быть благороднее этого? Круг христианской семьи всегда должен быть достаточно широк, чтобы в нем нашлось место для странника, независимо от того, откуда он пришел и какого цвета его кожа.

3 Иоанна 5-8 (продолжение) Христианские пионеры и первопроходцы

Кроме того, из настоящего отрывка мы узнаем кое-что о странствующих миссионерах, оставивших свой дом и все удобства, для того, чтобы нести в мир слово Божие. В ст. 7 Иоанн говорит, что они пошли ради имени Его, не взявши ничего от язычников. (Вполне возможно, что в ст. 7 он имеет в виду тех, кто ушел от язычников, не взяв с собой ничего, кто ради Христа оставил свою работу, свой дом и своих друзей и теперь не имел никаких средств к существованию). В античном мире была хорошо известна фигура «нищенствующего монаха» с сумой. Так оставил свои записи некто, называвший себя «рабом сирийской богини», ходивший и собиравший подаяние. Он утверждает, что никогда не возвращался меньше чем с семьюдесятью кошелями денег для своей богини. А эти христианские странствующие проповедники не брали ничего от язычников, даже если те им и давали.

Иоанн предоставляет этих первопроходцев и пионеров гостеприимству и щедрости Гая, и заявляет, что принимать их — долг каждого, чтобы содействовать распространению истины (ст. 8). Английский богослов Моффат очень живо передает этот стих: «Мы обязаны оказывать поддержку таким людям, чтобы доказать, что тоже содействуем истине».

В этом заключается важная христианская идея. Не всякий человек может, по стечению обстоятельств, стать миссионером или проповедником. Иной вынужден продолжать выполнять свою гражданскую работу, оставаясь на своем месте и выполняя будничные жизненные обязательства. Но туда, куда он не может пойти сам, могут дойти его деньги, его молитвы и его практическая поддержка. Не каждый может быть, так сказать, на переднем крае, но, оказывая помощь тем, кто находится там, он может сделаться пособником истины. Помня об этом, мы будем видеть в том, что даем для дела Христова, не обязательство, а привилегию; не долг, а радость. Церкви нужны люди, которые выйдут, чтобы понести истину дальше, но ей также нужны люди, которые содействуют истине дома.

3 Иоанна 9-15 Зов любви

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно

Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,

А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь

Здесь мы узнаем причину написания послания и знакомимся с двумя главными героями всей истории.

С одной стороны, это Диотреф. В предисловии мы уже видели, в какой ситуации оказались Иоанн, Диотреф и Димитрий. В ранней Церкви существовало двойное пастырство. С одной стороны были апостолы и пророки, власть и полномочия которых не были ограничены какой-то конкретной общиной, а распространялись на всю Церковь. Кроме того, были пресвитеры, или старейшины; это были жившие оседло постоянные пастыри местных общин, их фундамент и костяк.

В раннюю эпоху это не вызывало никаких проблем, потому что местные общины были еще подобны детям и не могли еще сами ходить и самостоятельно работать. Но со временем между двумя категориями пастырей отношения становились все напряженнее. По мере того, как местные общины набирали силы и все больше осознавали свое место и роль, они были все меньше и меньше готовы подчиняться руководству издалека и вмешательству странствующих чужаков.

Эта проблема до некоторой степени еще существует и сегодня. И сегодня есть странствующие проповедники, богословие, методы и атмосфера которых может сильно отличаться от богословия, методов и атмосферы работы местных священнослужителей. В молодых церквах существует проблема, как долго должны миссионеры оставаться контролем и когда туземные церкви могут освободиться и сами решать свои дела.

В настоящем послании представителем местного пастырства является Диотреф. Он не желает признавать власть и авторитет Иоанна и принимать странствующих миссионеров. Он настолько озабочен тем, чтобы его приход сам решал свои дела, что даже готов изгнать тех, кто еще готов признать власть и полномочия Иоанна и принимать странствующих проповедников. Кем Диотреф, собственно, является, мы не знаем. Конечно, он не епископ. Вполне возможно, что он энергичный и умный пресвитер, или даже просто агрессивно настроенный прихожанин, который своей сильной личностью сметает все на своем пути. В любом случае, он является сильной и доминирующей личностью.

Димитрий же, по всей вероятности, руководитель странствующих проповедников, и, вероятно, он-то как раз и принес это послание Иоанна Гаю. Иоанн лично дает характеристику ему и его способностям, и, возможно, были и определенные обстоятельства, обусловливавшие негативное отношение к нему Диотрефа.

Димитрий, конечно, имя тоже не необычное. Делались попытки идентифицировать его с двумя новозаветными фигурами. Его пытались отождествить с серебряником Димитрием из Ефеса, зачинщиком оппозиции Павлу (Деян. 19,21 и сл.). Может быть, он обратился позже в христианство, но его прежнее враждебное отношение заставило людей сторониться его. Его также отождествляли с Димасом (сокращенная форма имени Димитрий), бывшего сотрудником Павла, но оставившего его, потому что возлюбил нынешний век (Кол. 4,14; Флм. 23; 2 Тим. 4,10). Может быть, Димас вернулся к вере, но ему продолжали ставить в упрек то, что он оставил Павла.

Вот наше положение. А как мы относимся к Диотрефу? Мы можем вполне сочувствовать ему; можно считать, что он встал на позицию, на которую, раньше или позже, должны были встать все. Но, при всей силе его характера, у него был один недостаток — ему не доставало милосердия. Как это выразил Додд: «Не может быть подлинного религиозного чувства, если оно не проявляется в милосердии». Именно поэтому, несмотря на все свои руководящие способности и свое превосходство, в понимании Иоанна, Диотреф не был настоящим христианином. Настоящий христианский руководитель должен всегда помнить, что сила и доброта идут рядом, и руководство и любовь идут рука об руку. А Диотреф был похож на стольких церковных руководителей. Он, может быть, был совершенно прав, но пытался добиться своего неверным способом, ибо сила ума никогда не может заменить сердечную любовь.

Мы не знаем, чем все это кончилось. Но Иоанн завершает свое послание в духе любви. Он скоро придет и поговорит, когда его присутствие может достичь того, чего не может достичь ни одно послание, а сейчас он посылает свои приветы и благословения. И мы можем быть уверены м том, что пожелание Старца — «мир тебе» — действительно принесло покой в раздираемую распрями церковь, которой писал Иоанн.

Вопрос о подлинности и каноничности третьего послания Апостола и евангелиста Иоанна вполне аналогичен и неразрывно связан с подобным вопросом о подлинности второго послания того же Апостола. И по внешней, исторической засвидетельствованности 3-го послания Иоанна церковным преданием, и по внутреннему сходству мыслей и выражений этого послания с 1-м посланием Иоанновым и Евангелием Иоанна подлинность его не может подлежать сомнению. Кто был Гаий, к которому было написано это послание, с точностью неизвестно В апостольских писаниях известно несколько лиц с этим именем (; ; ), и один из них, именно коринфянин Гаий (), отличался странноприимством, как и тот Гаий, которому адресовано 3-е послание Иоанна. Все же тожество этих двух лиц сомнительно первоначальные читатели как первых двух посланий св Иоанна, так и 3-го, по всей видимости, принадлежали к христианам малоазийских церквей. О каком-либо иерархическом положении Гаия в 3 Иоанна не говорится; вероятно, это был просто благочестивый истинный христианин мирского звания.

Третье послание написано, вероятно, одновременно со вторым и, конечно, также из Ефеса.

Глава I

Приветствие Гаию и похвала ему (1–4). О добродетели странноприимства (5–8). Обличение Диотрефа и похвала Димитрию (9–12). Известия и приветствия (13–15).

. Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

Как ни обычны приветствия любви и обращения любви в писаниях великого Апостола любви, но, по-видимому, Гаия был особенно любимым учеником его, на что может указывать усиленное выражение (ст. 1): «которого я люблю по истине» и неоднократное повторение обращения «возлюбленный» (ст. 1, 2, 5, 11) к Гаию, которому Апостол прежде всего посылает молитвенные благожелания (2), указывая затем (ст. 3–4) основание или причину своего апостольского благожелания Гаию и расположения своего к нему – в том, что он ходит в истине (ст. 3), а это для пастырской любви Апостола к духовным чадам своим – высшая радость (ст. 4; см. ).

. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,

. ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Апостолы в своих писаниях неоднократно восхваляют и заповедуют верующим страннолюбие, странноприимство (напр., ; Евр 13и др.), как высокую христианскую добродетель, получавшую особенно высокую ценность и значение в том случае, когда странноприимство оказывали проповедникам Евангелия, безмездно трудившимся среди новообращенных (ср. ; ; ). Такого рода, очевидно, было странноприимство и благочестивого Гаия, о чем возвестили Апостолу братья, «вышедшие ради имени Божия, не взяв ничего от язычников» (ст. 7): таковы именно были истинные благовестники Евангелия (ср. 1Кор IXи др.).

. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

Вместо: "я писал" , έγραψα , в Синайск. код. стоит: έγραψα αν – « я написал бы». Такое чтение, находящее подтверждение и в чтении Вульгаты: saipsissem forsitan, я, может быть, написал бы, – более отвечает смыслу текста ст. 9–10: иначе было бы непонятно: как утерялось послание, написанное Апостолом целой Церкви? При предлагаемом же чтении получается тот смысл, что, если бы Апостол написал послание всей церкви, то любящий первенствовать у них (членов этой поместной церкви) мог бы злоупотребить этим посланием, а теперь Апостол надеется обличить его лично (ст. 10). Кто был Диотреф, прямо в тексте не сказано, но эпитет «первенстволюбец», ό φιλοπρωτεύων (ст. 9), усвояемый Диотрефу, в связи с предикатами: «и сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (ст. 10), т. е. лишает общения церковного, как еретиков, – показывает в нем председателя Церкви, недостойного, по суду Апостола, этого звания. Неизвестно, равным образом, церковно-общественное положение похваляемого Апостолом (ст. 12) Димитрия; только у Дорофея Тирского записано предание, что этот Димитрий впоследствии был епископом Филадельфийской церкви, одной из семи малоазийских церквей, упоминаемых в Апокалипсисе (Откр.3и дал.).

οί φίλοι ) Апостола (ср. Деян XXVIÏ3), частью при нем находящихся, частью же приветствуемых им через послание.

3 Послание Иоанна

20. Учиться на примере

1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братья и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников;

6 Они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви; ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога.

7 Ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников.

8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. ан, как мы сами, которые придерживаются той же самой истины и так же учатся любить. Все мы - дети одного Отца и принадлежим к одной семье. Чем больше все вместе мы пребываем в истине и любви, тем больше это будет способствовать соблюдению заповедей, данных Тем, Кто является Главой нашей церкви.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью.

14 А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Это последнее из трех Посланий, приписываемых Иоанну, является наиболее личным. По длине оно схоже со вторым, это обусловлено тем фактом, что оно занимало один лист папируса. И во многих других отношениях оба эти Послания являются зеркальным отражением друг друга. В них автор представляется просто старцем (см. комментарии к 2 Ин. 1); выражает желание увидеться со своим адресатом лично, чтобы продолжить обсуждение проблем, затронутых в Послании (ст. 13–14; ср. 2 Ин. 12); проявляет озабоченность по поводу странствующих проповедников и отношения к ним со стороны членов общины. Но если во Втором послании Иоанн предостерегает нас, советуя не приветствовать «обольстителей», то в Третьем его предостережения направлены на тех, кто проявляет враждебность по отношению к подлинным христианам и посланцам, несущим Евангелие. Таково позитивное дополнение к негативным запретам Второго послания, напоминающее Гаию и его общине, что отрицательное отношение еретиков к проявлению гостеприимства и радушия не должно становиться предлогом для того, чтобы не проявлять эти качества по отношению к верным и преданным христианским проповедникам.

Это сходство тематики, словарного состава и структуры навели Ленски на мысль, что, «возможно, оба эти послания были написаны в один и тот же день и посланы в одно и то же место, только второе было адресовано к общине в целом, а третье - к одному из ее членов». Несомненно, это весьма заманчивая идея. Если лжеучителя к тому времени начали успешно проникать в церкви, тогда закономерно предположить, что те, кого привлекали новые идеи, могли подпасть под их влияние, привлеченные новыми знаниями или, что более вероятно, силой самой личности. А это, в свою очередь, могло привести к тому, что укрепившие свои позиции в церкви «новые» проповедники стали не допускать туда учителей, придерживающихся ортодоксальной доктрины, и, напротив, всячески приветствовать «обольстителей».

Очевидно, нечто подобное произошло в церкви Гаия. К нему пришли братья от Иоанна, которые несли истинную Христову весть, и он приветствовал, поддержал и принял их с любовью. Но вся церковь в целом не последовала его примеру, хотя были в ней и те, кто хотел поступить именно так. Как выяснилось, власть в церкви находилась в руках Диотрефа, человека, имевшего в ней наибольшее влияние, который не только «не принимал братьев», посланных Иоанном, но «поносил» самого Апостола. Напротив, Димитрия Иоанн хвалит. Возможно, именно он доставил это Послание, а также выступал в роли представителя Иоанна, неся церкви слово Апостола - для того чтобы определенным образом подготовить людей перед приходом самого Иоанна. Поскольку все, о чем сказано в Послании, вращается вокруг этих трех людей, для лучшего понимания текста было бы полезно поглубже вникнуть в то, что представлял собой каждый из них.

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Глава XII. Послание Иоанна из темницы к Иисусу. Смерть Иоанна. Отношение его школы к школе Иисуса В то время как радостная Галилея ликовала по поводу пришествия своего любимца, печальный Иоанн изнывал под влиянием тщетных ожиданий и несбывшихся желаний в своей темнице в

Из книги Мудрость дзэн. Сто историй пробуждения автора Клири Томас

Учиться тому, как учиться От природы Тэйсю был наделен необычайной проницательностью, он был прекрасно начитан и в буддийской, и в светской литературе. Единственное, чего он не мог понять, так это принцип "И цзина", древней "Книги Перемен".Желая восполнить пробел в своих

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Первое Послание Иоанна Введение Это писание часто называют «посланием» или письмом, но в нем не указаны ни адресат, ни подпись отправителя. Действительно, отсутствие многих характерных особенностей письма приводит к тому, что некоторые ученые, говоря о «послании»,

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Второе послание Иоанна Комментарий 1-3 Приветствие Вступление традиционно для письма первого века. 1,2 Автор называет себя старец, что может говорить о его возрасте или, возможно, о положении, занимаемом в церкви. Он обращается к избранной госпоже, что также может

Из книги Новый завет автора Автор неизвестен

Третье послание Иоанна Комментарий 1 Приветствие Как и во Втором послании Иоанна, автор называет себя просто старец. Послание адресовано дорогому другу Гаию (буквально, «возлюбленному Гаию»; Браун утверждает, что «дорогой» слишком бесцветное обращение для agapetos - Brown,

Из книги НОВЫЙ ЗАВЕТ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ автора

Третье послание Иоанна. «Старец - возлюбленному Гаию…»Это имя мы уже встречали, не так ли? Кажется, Иоанн в нём ошибся.«Я весьма обрадовался, когда пришли братья и засвидетельствовали о твоей верности… Ты, как верный, поступаешь в том, что делаешь для братьев и для

Из книги Послания ап. Иоанна автора Джекман Д.

Третье послание апостола Иоанна Третье послание апостола Иоанна написано, по–видимому, как и два предыдущих, между 90 и 100 гг. по Р.Х. (о месте его написания также ничего неизвестно).По всей вероятности, данное послание представляет собой краткое личное письмо апостола, в

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА ВВЕДЕНИЕАвторство, дата написания. См. введение к Первому посланию Иоанна и Евангелию от Иоанна; Первое и Второе послания Иоанна несколько различаются по стилю. Иоанн сам мог написать более короткое личное послание, которое было похоже на более

Свобода совести гражданам Украины гарантирована Конституцией Украины. "Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность.

Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная.

Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения законов по мотивам религиозных убеждений. В случае, если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным убеждениям гражданина, выполнение этой обязанности должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой ".

По данным Украинской ассоциации религиоведов, на 1 января 2003 в Украине было зарегистрировано 26 271 религиозная община (один тысяча семьдесят шесть общин действовали без регистрации). Это вдвое больше, чем у тысяче девятьсот девяносто один г.1 В распоряжении религиозных организаций находились 19112 культовых сооружений (храмы, мечети, синагоги и т.д.), из них 2 332 находились в процессе строительства. В состав церквей входили 344 монастыре с 5864 монахами и монахинями и 249 миссий. Действовали 160 духовных учебных заведений с 18 000 слушателей и почти 10 000 воскресных школ. Выходили 334 периодических издания.

Расширился спектр религий и деноминаций. На сегодня количество известных конфессий в стране превысило сто. Однако 99,5% всех религиозных образований относятся к 25 основных вероисповеданий. Среди опрошенных в 2002 70% взрослого населения Украины назвали себя православными (в том числе те, кто окончательно еще не определился в своем отношении к религии), 7% - греко-католиками, 2,2% - протестантами, менее 1% - римо-католиками, мусульманами, иудеями.

По нашему мнению, причинами, которые способствовали повышению религиозности населения Украины, были:

Достаточно высокий уровень демократичности духовной жизни общества, начал складываться с середины 80-х годов XX в.;

Вакуум в массовом сознании, возникший после краха тоталитарного режима;

Резкие изменения в социальной структуре, поляризация общества, вызвала потребность в милосердии и благотворительности;

Религиозно-культурные традиции, особенно в западноукраинских областях;

Активизация деятельности всех религиозных организаций, их поддержка со стороны средств массовой информации и т. Д.

Современная религиозная ситуация в Украине обозначена целым рядом особенностей:

Значительное количество граждан колеблются между верой и безверием. Остальные - неверующие, убежденные атеисты, просто равнодушны к религии. Вместе с тем, почти 85% опрошенных заявили, что они прошли обряд крещения, то есть формально являются христианами, а половина неверующих и убежденных атеистов посещают богослужения во время религиозных праздников и материально поддерживают церковь.

Религиозность верующих имеет заметно этажный, а часто демонстративный характер и сводится лишь к выполнению формальных христианских требований, например, ношение нательного крестика. Только 20% верующих посещают службу Божью раз в неделю, еще 20% - раз в месяц, половина - только в дни религиозных праздников. Чуть больше трети верующих знают только одну молитву, еще треть - по две-три.

Религиозное сознание людей, как верующих, так и неверующих, характеризуется заметной неопределенностью. Как правило, они признают существование Бога, однако не всегда верят в существование души, греха, Рая и ада. Следовательно, эти понятия приобретают в них не столько религиозного, сколько нравственного окраску. Причем треть верующих, половина тех, кто колеблется между верой и безверием, и шестая часть неверующих и атеистов одновременно признают переселение душ, противоречит христианскому вероучению. Кстати, опрос 2002 выявило только 1,7% украинских, которых по ряду критериев можно отнести к категории "настоящих верующих". Это преимущественно одинокие пожилые женщины, которые жили в сельской местности. Примерно такие же результаты дало длительное международное исследование современной религиозности в России. В СПИА - наоборот. К середине 80-х годов более 90% американцев считали себя верующими, 60% были членами религиозных организаций, 50% регулярно посещали богослужения.

Религиозность населения Западноукраинского региона в целом выше религиозность жителей других областей Украины. Еще до начала первых реальных шагов по либерализации советской государственной политики в отношении религии на семь западноукраинских областей приходилось более половины зарегистрированных религиозных общин. На 1 января 2003 верующими называли себя 80% взрослого населения этого региона. Если в целом в Украине на один населенный пункт приходится в среднем 0,7 религиозной общины, то в западных областях этот показатель в 2-3 раза выше.

Центрами религиозной деятельности стали города, тогда как в дореволюционные времена и в первые десятилетия советской власти религиозным было прежде всего украинское село. Эта особенность отражает общую для всех более или менее развитых стран тенденцию к урбанизации.

Центрами распространения нетрадиционных религий являются Донецкая и Киевская области, Автономная Республика Крым (до половины всех зарегистрированных организаций) - регионы без устоявшейся религиозной традиции или такие, где результаты политики искоренения религии оказались наиболее успешными.

Имеется проблема кадров: если православные и католические религиозные объединения испытывают потребность в квалифицированных кадрах священнослужителей, то в протестантских общинах благодаря созданной ими собственной системе образования их в 2-3 раза больше, чем самих общин.

Наблюдается раскол в украинском православии. Сейчас в Украине действуют:

1) Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), который находится под духовной опекой главы украинских церквей в Америке и в диаспоре митрополита Константина (в миру Багана), пред-стоятеля - митрополит Мефодий (в миру Кудряков)

2) Украинская православная церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), которую возглавляет патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет (в миру Денисенко)

3) Украинская православная церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (в миру Сабодан).

До 1989 г.. Православные христиане страны были объединены в Украинский экзархате Русской православной церкви (РПЦ). 19 августа 1989 Львовская православный приход святых апостолов Петра и Павла во главе с протоиереем Владимиром Яремой вышла из юрисдикции РПЦ и объявила себя принадлежащим к Украинской автокефальной православной церкви, б-6 июня 1990 состоялся I Всеукраинский собор УАПЦ, на котором была образована Украинская патриархия под руководством 90-летнего племянника С. Петлюры митрополита Мстислава (в миру Степана Скрипника). Он проживал в СПИА и возглавлял УАПЦ в Америке. Произошел первый раскол в современном украинском православии. Далее события развивались так. С октября 1990 Патриархат РПЦ предоставил автономию Украинской экзархата, что означало его превращения в самостоятельную и независимую Украинскую православную церковь (УИЩ) каноническому подчинением ее Патриархата РПЦ, то есть подчинением по вопросам вероучения, догматики, культа, церковной организации. Предстоятелем УПЦ был избран митрополит Филарет. Синод УПЦ стал выбирать и назначать на должности епископов, распоряжаться материальными средствами церкви. Начался процесс формирования 16-й мировой автокефалии - Украинский. Однако он был сведен на нет очередным (вторым) церковным расколом. Причиной раскола стали как объективные, так и субъективные причины. Его история во многом поучительна.

В ноябре 1991 г.. (После провозглашения независимости Украины) на соборе УПЦ митрополит Филарет высказался за независимость Украинской церкви от РПЦ. Все епископы во главе с ним поехали в Москву просить отпускную грамоту. 1-3 апреля 1992 Синод РПЦ рассмотрел просьбу украинских епископов и не удовлетворил его. Более того, Синод лишил митрополита Филарета епископской достоинства. 27 мая 1992 архиерейский собор УПЦ в Харькове вместо митрополита Филарета объявил своим предстоятелем митрополита Ростовского и Новочеркасского (РПЦ) Владимир (Сабодан). За митрополитом Владимиром ушел почти весь епископат УПЦ. Однако митрополит Филарет этих решений не признал. Он заявил, что в такое трудное время не может оставить украинскую паству, а потому вместе со своими сторонниками присоединился к УАПЦ. Официально УАПЦ было провозглашено в январе 1919 г.. Декретом Директории УНР. В январе 1930 г.. Решением II чрезвычайного Поместного собора УАПЦ была ликвидирована при содействии ее духовенства (так записано в документах собора) контрреволюции в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции в России. Однако церковь не исчезла. ее преемницей объявила себя УАПЦ в СЕЛА. & Центр и сегодня находится в штате Нью-Джерси.

После присоединения к УАПЦ сторонников митрополита Филарета началась активная работа по созданию в Украине новой церкви. Эта работа была проведена в течение короткого времени. 25 июня 1992 на Объединительном соборе было объявлено о роспуске УПЦ и УАПЦ и образования на их базе единой религиозной организации-Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ-КП). Предполагалось, что новая церковь возглавит патриарх Мстислав, который не присутствовал на соборе. Заместителем патриарха стал митрополит Филарет (эту должность было установлено впервые за более чем тысячелетнюю историю православия).

Однако жизнь показала, что объединение церквей с самого начала носило формальный характер и поэтому очень быстро прекратило свое существование. Зато с двух церквей возникло три, а с одной патриархата - два. Патриарх Мстислав не признал образовавшуюся церковь и назначил архиепископа Львовского и Галицкого Петра (в миру Петруся) возглавить ту часть верующих УАПЦ, которые не присоединились к УПЦ-КП. УПЦ во главе с митрополитом Владимиром (Сабоданом) также продолжала существовать. Количество ее приходов существенно не изменилась, только некоторые из них перешли к УПЦ-КП. Эту религиозную организацию стали называть Украинской православной церковью Московского Патриархата (УИЩ-МП).

11 июня 1993 патриарх Мстислав умер и был похоронен в его резиденции в Саунт-Баунд-Брук в США. В сентябре 1993г. Был избран новый патриарх УАПЦ, которым стал митрополит Димитрий (светское имя Владимир Ярема).

23-24 октября 1993 УПЦ-КП выбрала своего патриарха - митрополита Владимира (в миру Романюка). После его смерти в июле 1995 УПЦ КП возглавил митрополит Филарет, избранный на соборе этой церкви патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

В феврале 2000г. В руководстве УАПЦ произошли новые изменения. Умер патриарх УАПЦ Димитрий. Согласно его завещанию следующего патриарха было решено не избирать, а просить митрополита Константина (в миру Баган), который возглавляет украинские православные церкви в Америке, духовно опекать УАПЦ. Согласие на это от митрополита Константина было получено. Формально предстоятелем УАПЦ в Украине стал митрополит Мефодий (в миру Кудряков). Однако в июне 2003 года произошел третий раскол в современном украинском православии. Митрополит Мефодий объявил себя митрополитом Киевским и всея Украины и вышел из-под опеки митрополита Константина. В юрисдикции последнего осталась Харьковско-Полтавская епархия и отдельные приходы по всей Украине.

Итак, современное украинское православие расколото. Его образуют три церкви. Существенной особенностью отношений чем ими является нехватка понимания. Это одна из определяющих черт отечественного православия в сфере внутренних и межрелигиозных отношений. Все время на разных его уровнях ведутся разговоры о необходимости объединения всех его ветвей. Однако церкви выдвигают противоречивые требования, полностью или частично исключают саму возможность их объединения. Они обвиняют друг друга в измене Писанию, в политических пристрастиях, изымают друг у друга храмовые здания, ценности, финансовые поступления и даже религиозные учебные заведения.

Взаимоисключающего разногласия во взглядах, представлениях, убеждениях и идеалах, в ценностных ориентациях и социальных установках церковного руководства различных православных конфессий в Украине неизменно отражается на их пастве растерянностью, неуверенностью, разочарованием, психологическими волнениями и даже взаимной неприязнью и конфликтами. Как следствие, украинское православие все больше теряет свое специфическое историческое предназначение быть моральным защитником и утешителем всех обездоленных, материально и социально необеспеченных, задавленных проблемами жизни и разочарованных в нем, лишенных надежды на лучшее будущее на земле, то есть тех, о ком шла речь в Нагорной проповеди Иисуса Христа:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо землю унаследуют они.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда позорить и гнать вас будут, и будут лицемерно вас наговаривать всячески неправедно злословить ради Меня. Радуйтесь и веселитесь, - ибо велика ваша награда на небесах: Так гнали и пророков, бывших прежде вас... Вы - соль земли... Вы - свет мира.

На 1 января 2003 деятельность православных церквей в Украине характеризовалась примерно такими данными.

Украинская православная церковь Московского Патриархата насчитывала 10042 религиозные общины, 144 монастыри с 4046 монахами, 8 285 священников, 8542 культовые сооружения (1018 - в процессе строительства), 16 учебных заведений, 3 245 воскресных школ, 116 периодических изданий. Общины были объединены в 34 епархии с управлениями во всех областных центрах (кроме Ужгорода), а также в Мукачево, Хусте, Каменце-Подольском, Белой Церкви, Глухове, Горловке, Тульчине, Кривом Роге, Владимире-Волынском, Овруче. Наименьшее количество приходов эта церковь имела в Галичине, больше всего - в Черниговской, Сумской, Полтавской и Хмельницкой областях. Подготовка священнослужителей и церковнослужителей осуществлялась в основном в Киевских духовной академии и семинарии, а также в семинариях Одессы, Луцка, Мукачево, Хмельницкого, Чернигова и поселка Городок (Ровенская область). УПЦ МП относятся христианские святыни, как Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Свято-Успенская Почаевская Лавра. Официальный печатный орган церкви - журнал «Православный вестник». В Одессе находится Александрийское подворье - официальное представительство Александрийской православной церкви при Московском патриархате.

Украинская православная церковь Киевского Патриархата насчитывала 3 196 религиозных общин, 31 монастырь, 2514 священнослужителей 2206 культовых сооружений (триста восьмого процессе строительства), 17 учебных заведений, 881 воскресную школу, выдавала 25 периодических изданий. Наибольшим влиянием эта церковь пользуется в Галичине, Волынской, Ровенской, Черновицкой и Киевской областях, причем именно на три галицкие области приходилось две трети приходов этой церкви. Начали появляться общины УПЦ-КП в Крыму и Закарпатской области. В состав церкви входило 29 епархий. Кадры духовенства готовились в Киевских духовных академии и семинарии, а также в семинариях Львова, Луцка, Ивано-Франковска, Тернополя, Ногинска (Московская область) и на теологическом факультете Черновицкого университета. Официальный печатный орган - журнал «Православный вестник». Руководит церковью Высшая церковная совет во главе с патриархом, ее иерархи подчеркивают, что УПЦ-КП является национальной церковью и поэтому претендует на статус государственного.

В состав УПЦ-КП входит на правах автономии митрополия Западной Европы и Канады, объединяет православных греков, итальянцев, французов, немцев и представителей других национальностей. Возглавляет автономию митрополит Миланский и всей Лангобардии, которому подчинены архиепископы Парижский и тюрингском и Ванкуверская епископия. В1996 г.. В УПЦ-КП присоединились также греческие православные, которые не признают перехода Элладской церкви на григорианский стиль (старостильники), объединенные в Греческий экзархат УПЦ-КП с тремя епархиями.

Украинская автокефальная православная церковь насчитывала 1 110 зарегистрированных и незарегистрированных религиозных общин, 3 монастыря, 676 священнослужителей, 789 культовых сооружений, уже действовали или сооружались, 7 учебных заведений, 248 воскресных школ, б периодических изданий. В ее состав входят епархии: Киевская, Львовская, Галицкая, Тернопольская, Луцько-Волынская, Хмельницкая, Днепропетровская, Харьковско-Полтавская и Черниговская. Большинство приходов находятся на Львовщине и Тернопольщине. В Закарпатской, Черниговской, Винницкой, Кировоградской, Черновицкой, Сумской и Запорожской областях приходов УАПЦ нет.

Кроме православных, в Украине действуют еще греко-католическая и римско-католическая церкви. Сложная ситуация исторически сложилась и вокруг этих церквей.

Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) образована на западноукраинских землях в результате заключения Брестской унии 1596 Дело в том, что в конце XVI в. почти вся Украина входила в состав государств, в период Средневековья были форпостами Ватикана на востоке Европы - Венгерской феодального государства, которая царила на Закарпатье, и Польского королевства, чтобы середине XIV в. захватило Галичину и Западное Подолье. Остальные Правобережья, то есть Волынь, Киевщина, Брацлавщина и часть Левобережья, что в ХИVст. были захвачены Литовским государством, в результате политических комбинаций между польскими и литовскими феодалами согласно Люблинской унии 1569 г.. также отошла в состав Речи Посполитой.

Итак, по территории современной Украины пролегала граница между зонами доминирования православия и католицизма. На этой границе и шла борьба за влияние на религиозные общины. ее результатом стало объединение Киевской митрополии с католической церковью, провозглашенное в Бресте на соборе 1596 Уния сохраняла по новой церковью православной обрядность, особенности организации православной церкви, однако господствующим считалось вероучения католицизма. Главой униатской церкви признавался Папа Римский.

Уния вызвала раскол украинского народа по конфессиональному признаку. В той части Украины, которая входила в состав Российской империи, униатскую церковь была ликвидирована в 1839 (Правобережье, Волынь) и в 1875 (Холмщина). В Украине в составе СССР эту церковь была запрещена в 1946, после чего она продолжала действовать нелегально до 1989 г.., Когда была восстановлена в правах.

Таким образом, как и что навязываемое с помощью принуждения, Брестская церковная уния принесла украинскому народу много горя. И. Франко писал, что она очень ослабила украинском и. .не помогла и полякам, потому преследования православия вызвало среди русинов недовольство, которое 1648 страшной пожаром взрывалось в войнах Хмельницкого и нанесло первый смертельный удар польскому государству "1.

Сегодня разворачивается процесс восстановления УГКЦ. ее сеть полностью восстановлена на уровне С-40-х годов - периода наивысшего развития. Она состоит из более 3400 приходов, обслуживаемых 2075 священнослужителями, 90 монастырей (+1096 монахов и монахинь), 6 миссий, 2654 культовых сооружений (триста сорок девятом процессе строительства), 14 учебных заведений, в том числе Львовская богословская академия, 907 воскресных школ 26 периодических изданий. Епархии УГКЦ существуют в СЕЛА, Канаде, Польше и других странах. Есть общины также в России, Казахстане, Беларуси, Литве. Подавляющее большинство приходов (97%) действуют в западных областях Украины. Возглавляет церковь (кроме Мукачевской епархии, непосредственно подчиненной Ватикана) верховный архиепископ. Сегодня эту должность занимает кардинал Любомир Гузар.

В общем УГКЦ активно влияет на национальное возрождение, развитие национального сознания и культуры украинского народа. Важным признаком общественной деятельности УГКЦ усилия по преодолению устаревшей вражды между греко-католиками и православными. Между ними постепенно налаживаются нормальные цивилизованные контакты, их иерархи участвуют в совместных мероприятиях (церемониях и праздниках), выражают стремление к христианскому единству, создают в отдельных областях экуменические совета для согласования межконфессиональных и межцерковных недоразумений.

Римско-католическая церковь (РКЦ) существует на территории Украины с XIV в. вследствие образования католической митрополии и распространение католицизма в XVI в. переселенцами из Польши. Поэтому сторонниками этой церкви главным образом представители польского меньшинства.

В 1991 г.. Папа Иоанн Павел П возобновил деятельность римско-католических диоцеза (от лат. - Управление) в Украине и назначил епископов во Львове, Каменце-Подольском и Житомире, а в 1996 г. - в Луцке. Со своей стороны Украина установила дипломатические отношения с Ватиканом, и в 1992г. Папа назначил первым апостольским нунцием (послом) в Украине архиепископа Антонио Франко. В 2001 г.. Папа провозгласил митрополита Львовского архиепископа Марьяна Яворского кардиналом.

РКЦ практически завершила свою развитие. Ею были образованы Львовская архидиоцезии как ее духовный центр, другие управленческие и духовно-учебные структуры. На 1 января 2003 РКЦ имела 840 зарегистрированных общин, 77 миссий, 477 священнослужителей, 269 из которых - иностранцы, 771 культовое сооружение (.64 - в процессе строительства). Кроме Львовской архидиоцезии в ее состав входят еще

6 диоцеза (Киево-Житомирская, Каменец-Подольская, Луцка, Мукачевский, Харьковско-Запорожская и Одесско-Симферопольская). Приходы Закарпатской области объединены в апостольскую администратуру, подчиненную непосредственно Ватикана. Продолжается процесс открытия католических духовных школ. Уже действуют колледж святого Фомы Аквинского в Киеве, высшее духовное школа Святого Духа в Городке на Подолье, духовная семинария в Ворзеле под Киевом, духовная семинария в Брюховичах возле Львова (всего

7 учебных заведений и 504 воскресные школы). Действует издательство монахов-доминиканцев "Кайрос", большим тиражом издается религиозная периодика (15 периодических изданий). Открываются монастыре доминиканцев, кармелитов, францисканцев и др.

Основные усилия РКЦ на современном этапе направлены на возрождение церковной сети, существовавшей в период наибольшего влияния католицизма в Украине - в ХУШ-XIX вв. В то же время католические общины активно участвуют в развитии национальной государственности и духовном возрождении народа, в преодолении межконфессиональной вражды, ее постоянно поддерживали все предыдущие режимы. РКЦ становится, наконец, полноправным членом нашей церковной жизни. ее иерархи и другие духовные лица принимают участие в работе Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, являющихся прообразом будущего единения верующих разных конфессий.

Однако следует откровенно констатировать, что отношения между православными и Римско-католической церквями в Украине остаются очень противоречивыми. Духовенство УПЦ МП, например, продолжает считать, что Римский Патриархат откололся от вселенского православия в 1054 из-за собственной гордыни и с той поры латинство стало использоваться в борьбе с хранительницей Божественной истины - святой православной церковью. Претензии к православию остаются и в РКЦ. Кризис усугубляет также грубое вмешательство во внутрицерковные дела представителей политических партий и движений, а также отдельных зарубежных центров, таким способом борются "свои канонические украинские территории".

Среди религиозных объединений национальных меньшинств в Украине работают Закарпатская епархия реформатской церкви (100 приходов), прихода Немецкой евангелическо-лютеранской церкви, Украинская епархия Армянской апостольской церкви и др. Значительное, как и раньше, распространение в Украине имеет иудаизм. После провозглашения независимости в государстве созданы благоприятные условия для возрождения и развития культурной и религиозной жизни евреев. В конце XX в. в Украине действовало более 120 еврейских культурологических обществ, более 70 религиозных общин, возглавлялись двумя руководящими объединениями: религиозными общинами иудейского вероисповедания Украины и иудейской религиозными организациями Украины.

Среди протестантских церквей наибольшей является Союз евангельских христиан-баптистов Украины. Его общины более или менее равномерно расположены в областях, за исключением Тернопольщины, Ивано-Франковской, Херсонской и Крыма, где влияние баптизма назначений. Часть баптистов объединяется вокруг бывшего Совета церквей евангельских христиан-баптистов. Возглавляет баптистов в государстве старший пресвитер Украины, их областными общинами руководят старшие пресвитеры в областях.

В Украине также влиятельными протестантские церкви: пьятидссятницьки - Союз христиан веры евангельской, Союз свободных церквей христиан веры евангельской и общества пятидесятников за союзами; Церковь адвентистов седьмого дня; организации свидетелей Иеговы, общины мормонов. Примерно 3/5 общин пятидесятников приходится на Закарпатскую, Ровенскую, Тернопольскую и Львовскую области; 2/5 общин адвентистов - на Винницкую, Черновицкую, Закарпатскую и Хмельницкую области. На организации свидетелей Иеговы приходится почти 3% общего количества религиозных объединений Украины, примерно половина иеговистов - жители Закарпатья; общины мормонов существуют в основном в Донецкой области и в Киеве.

В последние годы в Украине, преимущественно в городах, появились отдельные общины буддистов (в том числе их монастырь в Черкассах) и даосистов.

Важной особенностью современной религиозной ситуации в Украине является распространение на ее территории одного из основных направлений ислама - суннизма. Его духовные лидеры в своей проповеднической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пытаются привести принципы ислама в соответствие с требованиями современности, пропагандировать общечеловеческие аспекты мусульманского мышления, опровергнуть распространенные в обыденном сознании представление об исламе как воинственную религию. Духом современности наполнена и социально-политическая ориентация мусульманских общин в Украине. их духовенство призывает всех граждан к сотрудничеству в борьбе за мир, к активному участию в реформировании государства. Мусульманские общины в Автономной Республике Крым добиваются возвращения в прежние национально-территориальные границы крымскотатарского населения и восстановление его в гражданских правах. Ислам в Украине есть самобытным элементом пестрой палитры равноправных религий, играет свою роль в духовной жизни суверенного государства.

В целом современную религиозную ситуацию в Украине можно более глубоко и основательно представить с помощью выделения семи условных религиозно-территориальных регионов.

1. Волынский регион - Волынская, Ровенская и Тернопольская (север) области. Здесь в основном действуют приходы УПЦ-КП и УПЦ-МП. Среди протестантов преобладают пятидесятники. Крупнейшими центрами религиозной жизни является Почаевская лавра, Успенский Зимненский монастырь и Корецкий Ставропигийский монастырь.

2. Галицкий регион - Львовская, Ивано-Франковская и большая часть Тернопольской области. В регионе полностью преобладает греко-католицизм. Среди православных церквей влиятельными е УАПЦ и УПЦ-КП. Наибольшие очаги религиозной жизни - Львов (собор святого Юра, Успенская церковь, кафедральный костел Римской католической церкви), Ивано-Франковская область (Гошев), Тернополь, Бучач, Крехов.

3. Закарпатский регион. В нем сосредоточены 8,3% приходов УПЦ МП, 7,4% - УГКЦ, 11,5% - Римско-католической церкви, 50,4% общин свидетелей Иеговы, существуют реформатские общины и последователи многих других религиозных объединений, действуют в Украине, однако нет приходов УАПЦ. Крупнейшими центрами религиозной жизни являются города Ужгород и Мукачево.

4. Подольско-Буковинский регион - Хмельницкая, Винницкая и Черновицкая области. Здесь преобладают прихода УПЦ МП, УПЦ КП, старообрядческие и католические (латинского обряда) общины с центрами религиозной жизни в Каменце-Подольском, Виннице, Черновцах, Хмельницком, Белой Кринице. Объектами почитания есть могилы Белокриницких митрополитов, а также священников Алимпия и Павла, чьими усилиями якобы был основан старообрядческую Белокриницкую организацию. Местными святынями есть источник святого пророка Ильи в Деражнянском районе Хмельницкой области и Аннино гора с церковью святой праведницы Анны в Черновицкой области.

5. Центральный регион - Киевская, Житомирская, Черниговская, Сумская, Полтавская и Кировоградская области. В регионе преобладают прихода УПЦ МП и УИЩ-КП. В нем находятся главные религиозные святыни государства (Киево-Печерская лавра, Софийский собор) и объекты паломничества (мощи святых отцов Киево-Печерских, мощи святой великомученицы Варвары и священно-мученика митрополита Киевского Макария, которого в 1497 убили татары во время совершения им литургии, усыпальница святого великой княгини Ольги, могила цадика рабби Нахмана в Умани и др.)

6. Юго-восточный регион -Харкивська, Днепропетровская, Запорожская, Донецкая и Луганская области. В регионе доминирует УПЦ-МП, а важнейшим центром религиозной жизни является Харьков.

7. Южный регион - Одесская, Херсонская и Николаевская области и Автономная Республика Крым. В нем преобладает УПЦ МП, однако здесь сосредоточено наибольшее количество мусульманских и иудаистських общин. Он также является одним из главных центров старообрядчества, Германской и Шведской евангелическо-лютеранских церквей. Крупнейший религиозный центр - Одесса, где объектом поклонения является "стопа" апостола Андрея Первозванного в Свято-Успенской Одесской патриаршей обители. В Одессе расположены также лютеранские кирхи, синагоги, центр старообрядческой епархии.

Такая сложная георелигийна ситуация в Украине отражает напряженность современного религиозного процесса. Это требует от органов государственной власти постоянного внимания к нему, изучение его взаимодействия с руководством церквей, сект, религиозных объединений, поиска путей взаимопонимания между ними (без вмешательства в их сугубо религиозные дела).

Сложной остается религиозная ситуация не только в стране, но и в ее многих административно-территориальных образованиях. Например, в Автономной Республике Крым в конце 2003 было зарегистрировано 34 конфессии и 930 религиозных организаций и общин, в том числе:

Мусульманских - более 300;

УПЦ МП - 360;

УПЦ-КП -15;

Евангельских христиан-баптистов - 20;

Свидетелей Иеговы - 17;

Русской православной старообрядческой церкви 2;

Адвентистов-реформатов - 1;

Адвентистов седьмого дня - 16;

Армянской апостольской церкви - 7;

Армии спасения - 2;

Ортодоксальных иудеев - 4;

Прогрессивных иудеев - 8;

Мессианских церквей - 1;

Немецких лютеран - 8;

Лютеранской Украинской автономной церкви - 6;

Методистских - 3;

Русской истинно-православной церкви - 6;

Церкви Святослава - 1;

Сознания Кришны -5;

Мормонов - 2;

Христовой церкви - 1.

По данным Управления по вопросам религии Одесской облгосадминистрации, в 2003г. В области функционировало 20 конфессий и 900 зарегистрированных религиозных организаций, которым принадлежало более 400 церквей, костелов, синагог, монастырей и тому подобное. Среди них: УПЦ МП - 469 организаций, баптисты - 130, УПЦ-КП - 59. Только в Одессе было: синагог - 2, христианских церквей - 27 (греко-католических - С, УПЦ МП - 5, УПЦ-КП - 3, протестантских 16) и 4 их филиала. В городе функционируют Одесская духовная семинария (основана 1 октября 1838, закрыта в 1919, восстановлена в 1946, выпустила более 2000 священнослужителей), Одесская богословская семинария (основана в 1989 г. , срок обучения от 1 до 4 лет, готовит бакалавров богословия, пасторского служения, служение благовестия, служение проповедника; преподавателей воскресных школ, руководителей хорового пения) Христианский гуманитарно-экономический открытый университет - внеконфессиональный выше духовно-светское учебное заведение со стационарной и заочной формам обучения. В нем изучаются богословские (осуществляется подготовка бакалавров и магистров теологии) и светские дисциплины (экономика, юриспруденция, психология, журналистика).

Итак, религиозный плюрализм в Украине, значительная активизация в последние годы на его почве различных псевдорелигиозных движений, оккультных школ и сект - очевидное свидетельство религиозного кризиса в обществе. Даже православная церковь, единственная из церквей в отечественной истории, которая функционировала неизменно все десять веков своего существования, и та сегодня остро нуждается в поддержке, защите и возрождению. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что духовный авторитет всех религий, действующих в стране, может быть восстановлен путем укрепления их специальными субъектами - истинно верующими и здоровой частью полностью деполитизированного духовенства.

Обучающий тренинг

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите в хронологической последовательности государственные программные документы, регламентирующие религиозную деятельность.

2. По вашему мнению, что означает свобода совести сегодня?

3. справедливо утверждать, что начался процесс формирования 16-й мировой православной автокефалии - Украинский? Докажите свое мнение.

4. Какие события, причиной образования двух новых православных церквей в Украине? Что это за церковь?

5. Есть ли сегодня кризис православия? Докажите свое мнение.

6. На каких принципах происходил процесс внедрения католицизма на украинских землях? Приведите примеры.

7. Чем объясняются противоречивые отношения между православной и греко-католической церквами в Украине?

8. По вашему мнению, все религиозные объединения национальных меньшинств в Украине имеют одинаковые права? Обоснуйте свое мнение.

9. Правильно утверждать, что современное общество находится на этапе религиозного кризиса? Докажите свое мнение.

а) 50; б) 70; в) 90.

П. Определите количество общин греко-католической церкви среди общего количества религиозных общин Украины (в процентах): а) 26; б) 18; в) 32.

ПИ. Определите особенности отношений между церквями современного украинского православия: 1) взаимопонимания; 2) жесткое противостояние; 3) нейтральные отношения.

IV. Определите роль греко-католической церкви в историческом прошлом Украины: 1) средство воссоединения Польши, Венгрии,

Украина; 2) средство социального, национального и государственного порабощения народа Украины; 3) средство воссоединения Западной Украины с Советской Украиной.

V. Определите характер деятельности униатского духовенства во время оккупации Украины немецко-фашистскими захватчиками: 1) борьба с оккупантами; 2) сотрудничество с оккупантами; 3) соблюдение нейтралитета в отношениях с оккупантами.

VI. Определите характер отношений между православной и греко-католической церквами в Украине: 1) дружеские; 2) враждебные; 3) нейтральные; 4) противоречивы.

VII. Исключите лишнее в перечне названий условных религиозно-территориальных регионов: 1) Южный; 2) Юго-восточный; 3) Причерноморский; 4) Центральный; 5) Подольско-Вуковинський; 6) Закарпатский; 7) Галицкий;