Ефрем кузнецов. Ефрем (кузнецов епифаний анд.)епископ селенгинский. Участие в Поместном соборе

ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ефрем (Кузнецов) (1875 - 1918), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии, священномученик.

В миру Кузнецов Епифаний Андреевич, родился 10 мая 1875 года , в станице Краснояровской Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области в казачьей семье и получил имя Епифаний. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться, но отрок пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, и не мог расчитывать более чем на начальное образование в сельском училище.

Позднее священномученик вспоминал: В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками — беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни.

Но приходской священник обратил на него внимание и представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище. По словам о. Ефрема: В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!

Образование

Молодой Епифаний окончил Нерчинское духовное училище, о котором впоследствии сохранил теплую память - здесь нашлись учителя «умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни», господствовал дух церковности. Закончив училище Епифаний не помышлял о служении высшем псаломщицкого, но один из его учителей устроил его на казенный счет в Иркутскую духовную семинарию которую он закончил в 30 мая 1896 года.

Сельский священник

В июне 1896 года в Градо-Иркутской Успенской церкви состоялось его венчание с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. Теперь Епифаний желал как можно скорее получить рукоположение и отправиться служить на приход. В прошении епископу Забайкальскому Георгию (Орлову) он писал: Желая принять сан священника и быть возможно ближе к месту жительства моей матери, прошу Вас зачислить за мной… праздное священническое место при Кокуйской Покровской церкви. В случае назначения меня на означенное место покорнейше прошу Вас дозволить рукоположить меня Иркутскому Преосвященному, так как по неимению средств личных и по крайней бедности моей матери ехать мне в город Читу для рукоположения крайне затруднительно. Епископ Георгий удовлетворил его просьбу, и 2 августа 1896 года он был рукоположен архиепископом Иркутским и Верхоленским Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона в Крестовой Архиерейской церкви, а 4 августа — во священника в церкви села Кокуй Забайкальской епархии.

Отец Епифаний показал себя старательным священником, за короткий срок привлекши к себе симпатии прихожан талантливыми проповедями и многочисленными внебогослужебными собеседованиями, трезвой жизнью и добрым нравом. Но в 1898 году в семье о. Епифания случились большие перемены: родилась дочь Елена и умерла жена.

Молодой священник сильно скорбел, но большим утешением было для него участие в его жизни архиепископа Владивостокского Евсевия, который знал Епифания Кузнецова, будучи ректором Иркутской Духовной семинарии. Отец Епифаний ценил его и называл позже своим духовным отцом. Глубоко сострадая горю молодого пастыря, архиепископ Евсевий направил ему несколько посланий, исполненных отеческой любви, которые убедили его продолжать образование.

Высшее образование

Отец Епифании поступил в Казанскую духовную академию и закончил курс в составе миссионерской группы монгольского отделения со степенью кандидата богословия в 1903 году. Впоследствии он с особой благодарностью вспоминал ректора академии Антония (Храповицкого) , которого называл «выдающимся по уму и чистоте жизни святителем нашего времени». В академии отец Епифаний проявил большой интерес к миссионерству. Его кандидатская работа, История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени, получила высокий отзыв рецензента, а написанная им в эти годы история миссионерства в Забайкалье под названием Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.) , была опубликованна в Православном благовестнике.

Миссионер

В июле 1903 года о. Епифаний был направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан входя в состав Забайкальской духовной миссии. Он вскоре стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа 1905 года делается начальником миссии. Ему выпала задача организации борьбы с вероотступничеством и ограждение крещенных инородцев Забайкалья от поглощения их снова ламаизмом после закона 17 апреля 1905 года, вызвавшего всюду в стране религиозное брожение и отпадание от Православия. С этим делом архимандрит Ефрем справлялся успешно и умело, активно противодействуя попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства. Статьи о религиозном и культурном быте бурятов написаные им в эти годы показывают проницательность и стойкость в миссионерском делании.

Кроме того, о. Епифаний был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского, а с 1913 года - ещё и редактором Забайкальских епархиальных ведомостей.

29 апреля 1907 возведен в сан протоиерея. По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища, которое при отце Епифании преобразилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. В училище было четыре класса — образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры — для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.

Стойко придерживавшийся монархических взглядов, в 1907 году о. Епифаний стал организатором забайкальского отдела Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. В Союз он привлек едва ли не всех священников Забайкальской Миссии своим твердым убеждением что «Церковь всегда должна ставить перед собой все задачи, связанные с главной целью ее существования — спасением всего грешного человечества». В сентябре-октябре 1909 года он принял участие в работе Съезда русских людей в Москве (так называемом «Восторговском» съезде), где был одним из секретарей отдела церковных вопросов и выступал с докладом.

17 октября 1909 года о. Епифаний был пострижен в монашество своим академическим наставником архиепископом Волынским Антонием (Храповицким) с наречением имени Ефрем, всоре возводится в сан игумена, а 25 октября того-же года на основании указа Св. Синода архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским) - в сан архимандрита.

Под руководительством отца Ефрема особенно успешной была проповедь среди местных корейцев. Массовый исход корейцев в Россию начался с 1910 года, когда многие бежали с родины после аннексии их страны Японией. Массовое обращение корейцев в православие было для Забайкальской миссии явлением неожиданным - она к нему не была подготовлена ни средствами ни кадрами, и вся тяжесть забот по этому делу легла на начальника миссии. Из крещенных корейцев образовался в Чите отдельный приход. При Миссионерской церкви был особый причет, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика, на которых были возложены обязанности быть духовными руководителями православных корейцев. Для них же была открыта огласительная школа с пансионом, которая сделалась и своеобразным центром корейского землячества. С 1911 года стал издаваться на корейском языке журнал Православие, имевший цель просвещение и обращение в лоно Православной Церкви корейцев не только Забайкалья, но и живущих на всем пространстве Дальнего Востока.

Насколько серьезно корейцами было воспринято Православие косвенно можно судить по тому факту, что 30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились к архимандриту Ефрему с выражением желания пойти на войну добровольцами на что он их благословил и направил к военному губернатору. В своей проповеди архимандрит произнес слово, в котором сказал: корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды русских защитников России этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь.

В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем священномучеником И. И. Восторговым, с которым о. Ефрем сблизился на почьве миссионерства, он посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия Православной миссии там. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был воплощен.

В апреле 1916 года Совет Миссионерского общества через своего Председателя — митрополита Московского Макария (Невского) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о восстановлении в Забайкалье кафедры епископа Селенгинского и возведении в сан епископа архимандрита Ефрема «как человека со специальным знанием миссионерского дела, долголетним опытом и немало с пользою потрудившегося на поприще миссионерского служения». 5 октября Государь Император утвердил синодальный доклад о восстановлении на местные средства кафедры викарного епископа Забайкальской епархии, с наименованием «Селенгинский» и назначении на пост о. Ефрема. Епископская хиротония возглавленная архиепископом Владивостокским Евсевием (Никольским) совершилось 20 ноября 1916 года в Чите в кафедральном соборе Св. Александра Невского.

После февральской революции 1917 года для нового епископа началась краткая но тяжкая череда страданий которые он с достоинством разделил со всей страждущей Церковью. На его квартире в миссионерском училище был сделан обыск, были найдены какие-то издания Союза Русского Народа и список 246 его членов. В местных газетах появились требования «революционного духовенства» к правящему архиерею отстранить епископа Ефрема от всех должностей, но, хотя новый состав Синода тогда охотно увольнял на покой многих архиереев, епископ Ефрем был оставлен на прежнем месте. Несмотря на это в читинских газетах продолжалась кампания против Начальника Миссии.

Его преданность Православию и ревность в защите интересов Церкви и монархии была известна не только верующим, но и представителям новой революционной власти. Забайкальский областной комитет общественной безопасности вскоре после революции обратился в Петросовет с просьбой удалить на покой в монастырь вне пределов области владыку Ефрема как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни». Хотя Владыка Ефрем давал подписку о признании Временного правительства и лояльности, новый представитель службы общественной безопасности запретил ему въезд в Читу и ходатайствал перед краевым комиссариатом о предписании владыке покинуть Забайкалье.

В 1917 году владыка Ефрем выехал в Москву для участия во Всероссийском Поместном Соборе в статусе Заместителя Члена Собора, замещая епископа Забайкальского и Нерчинского Мелетия. 22 января 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором так оценил тогдашние события, обличая русское общество в его грехах: …что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, Церкви, общества… Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе — вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война… Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ… одумался и покаялся, даже напротив… Тогда Божьим попущением — крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением… Не будет легче Церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения Церкви от государства… пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли.

Подпись владыки Ефрема стоит под Деянием 5 (18) апреля 1918 года о прославлении святителя Софрония (Кристалевского) , епископа Иркутского, которого он чтил и до прославления.

Арест и мученическая кончина

В конце января или в начале февраля 1918 года владыка Ефрем прислал на имя епископа Забайкальского Мелетия из Москвы телеграмму, предающую его духовное настроение в условиях начавшихся гонений на Церковь: «Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, призвал верных защите и мученичеству.» Преосвященный Ефрем сподобился стать одним из тех священнослужителей Русской Церкви, кто уже через несколько месяцев, одним из первых принял святое мученичество.

Во время работы Собора владыка жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова, оставшись в Москве после перерыва работы собора в апреле 1918 года. Первый арест владыки состоялся в конце 1917 или начале 1918 года, но он был вскоре освобожден. Второй арест ВЧК последовал 2 июня . В заключении он проявил себя мужественным исповедником. 5 сентября 1918 года, вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, бывшими сенатором С. П. Белецким, министрами внутренних дел Н. А. Маклаковым и А. Н. Хвостовым, председателем Государственного Совета И. Г. Щегловитовым и ксендзом Лютостанским священномученик был расстрелян Ходынском поле . По просьбе Иоанна Восторгова палачи разрешили осуждённым перед смертью помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, горячо молились, после чего подходили под благословение отца Иоанна и владыки Ефрема, спокойно встретившего смерть.

Почитание и прославление

Священномученик Ефрем был прославлен в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года.

«Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.)», Православный благовестник, 1901, №№ 21-24.

История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени, (кандидатская).

«Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры», Забайкальские епархиальные ведомости, 1904, №№ 22-24; отд. изд.: Чита, 1905.

Вероисповедной соблазн в Забайкалье.

Земельная обида крещенных инородцев, Москва, 1914.

Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья.

«Последствия реализации Высочайшего указа 17 апр. 1905 в Забайкальской области», Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909 , Москва, 1910.

В защиту миссии.

Иргень, место святое, Чита, 1911.

«Торжество Православия в Чите», Забайкальские епархиальные ведомости, 1913, №№ 3-4.

«Пир веры на св. Иргени», Забайкальские епархиальные ведомости, 1913, №№ 14-15.

«Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, № 23.

См. перечень трудов в “Прибавлении к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046.

Литература

Церковный Вестник, 1916, № 43, 384; 1918, №№ 19-20, 114.

«Прибавление к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046; № 51, 1203.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , 276-277.

ФАМ II, № 33, 6.

Верховенский, А. И., Церковь и государство, Москва, 1923.

Regel’son 523: 1918 in Moskau erschossen.

M. Pol’skij, Novye muceniki I, 178: erschossen am 23.8.1918.

Die Russischen Orthdoxen Bischofe von 1893 bis 1965.

Bio-Bibliographe von Metropolit Manuil (Lemesevskij). Erlangen, 1979—89. Т. 3.

Русские православные иерархи. Исповедники и мученики, Париж, 1986.

За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917—56. Биогр. словарь, Т. 1: А—К, Москва, 1997.

Использованные материалы

Кудрявцев, Сергей, «Преосвященный Ефрем»:

http://zab.chita.ru/archiv.php?gurnal=10&article=185

Афанасий Гумеров, свящ., сост., «Житие Преосвященного Ефрема, епископа Селенгинского викария Забайкальской епархии (1876 - 1918)»:

http://chita.eparhia.ru/libr/sv/efrem/

Страница портала Русское Православие:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7902

Степанов А., «Ефрем (в миру Кузнецов Епифаний Андреевич)...», на сайте Большая энциклопедия русского народа Института Русской Цивилизации:

http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5794

«Священномученик Ефрем - черносотенец и епископ» с сайта Чёрная Сотня:

http://www.sotnia.ru/ch_sotnia/t2001/t9501.htm

Статья из Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BC_ (%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2).

Некоторые материалы указывают год рождения как 1876 без уточнения даты.

«Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, № 23, 812.

«Речь при наречении...», 814.

«Речь при наречении...», 815.

Забайкальские епархиальные ведомости, 1914, № 20.

По другой версии - на Братском кладбище. См. http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5794.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕФРЕМ (КУЗНЕЦОВ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КУЗНЕЦОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от именования отца по занятию. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по …
  • КУЗНЕЦОВ в Высказываниях великих людей:
    Если два человека говорят одинаково, это не значит, что они говорят одно и то же. Б.Г. Кузнецов …
  • КУЗНЕЦОВ в Литературной энциклопедии:
    Николай Адрианович — пролетарский поэт, сын даниловского ткача, сам — рабочий завода «Мотор». С 15-ти лет — комсомолец и …
  • ЕФРЕМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ефрем Сирин - один из великих учителей церкви IV в. Родился вНизибии, в первых годах IV в.; скончался, вероятно, в …
  • КУЗНЕЦОВ
    КУЗНЕЦ́ОВ Юр. Пол. (р. 1941), рус. поэт. В сб-ках стихов и поэм "Гроза" (1966), "Выходя на дорогу, душа оглянулась" (1978), …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Юр. Ал. (1903-82), геолог, акад. АН СССР (1966). Брат В.А. Кузнецова. Осн. тр. по геологии и петрографии Зап. и …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Юр. Ал-др. (р. 1946), актёр. В 1971-79 в Хабаровском драм. т-ре, в 1979-86 в Омском т-ре драмы. С 1986 …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Феликс Феодосьевич (р. 1931), критик, литературовед, ч.-к. РАН (1987). Дир. Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького РАН (с 1987). …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Фёд. Анд. (р. 1932), физикохимик, акад. РАН (1987). Тр. по разработке материалов и структур с заданными свойствами для изделий …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Степ. Леон. (1879-1932), актёр, нар. арт. Республики (1929). На сцене с 1901. С 1925 в Малом т-ре (Швандя, "Любовь …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Сер. Ив. (1900-87), микробиолог, ч.-к. АН СССР (1960). Осн. тр. по изучению геол. деятельности и экологии вод. микроорганизмов, их …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Пётр Саввич (1899-1968), языковед, д-р филол. наук, проф. МГУ. Тр. в области русистики (диалектология, ист. грамматика, история, фонология рус. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Пав. Варфоломеевич (1878-1968), живописец, засл. деят. иск-в РСФСР (1928). Поэтически-созерцат., декор., обобщённые по цвету жанрово-пейзажные сцены, посв. кочевникам Востока, …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Тим. (р. 1931), химик, акад. РАН (1994). Тр. по химии и технологии неорганич. в-в (кластерных соед. бора, гидридов …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ив. (р. 1922), Герой Сов. Союза (1945), полный кавалер орд. Славы (1944, 1945, 1980 - представлен в 1945), …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ив. (1911-44), разведчик, Герой Сов. Союза (1944, посм.). Выдавая себя за нем. офицера в г. Ровно, добывал ценную …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ив. (1864-1932), ботаник, ч.-к. Петерб. АН (1903), РАН (1917) и АН СССР (1925). Осн. тр. по флоре Кавказа …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Дм. (1911-95), конструктор, акад. РАН (1974), Герой Соц. Труда (1957, 1981). Под рук. К. созданы реактивные двигатели для …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Гер. (1904-74), Адмирал Флота Сов. Союза (1955), Герой Сов. Союза (1945). В 1939-46 нарком ВМФ. В 1948 по …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Вас. (р. 1939), математик, ч.-к. РАН (1987). Тр. по матем. физике, теории …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ал. (р. 1922), засл. пилот СССР (1971), Герой Соц. Труда (1973, 1979). В 1971-87 нач. Казах. управления гражд. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Ник. Ал-др. (р. 1939), учёный в области систем автоматич. управления, акад. РАН (1994). Тр. по теории систем управления. Гос. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Мих. Прокопьевич (р. 1913), актёр, нар. арт. СССР (1971). С 1951 в Ставропольском …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Мих. Вас. (1913-89), Герой Сов. Союза (1943, 1945), ген.-майор авиации (1959). В Вел. Отеч. войну в истребит. авиации, ком. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Мих. Артемьевич (1918-86), киноактёр, нар. арт. РСФСР (1965). Снимался в ф. "Машенька", "Иван Грозный", "Тарас Шевченко", "Матрос Чижик", т/ф …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Евг. Мих. (1899/1900-1958), театровед, засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Основоположник цирковедения в СССР. Тр. по истории рус. и сов. …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Евг. Ал-др. (р. 1947), физик-теоретик, ч.-к. РАН (1997). Тр. по физике нелинейных явлений (теория волновых коллапсов), гидродинамике, матем. физике, …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Вл. Дм. (1887-1963), физик, акад. АН СССР (1958), Герой Соц. Труда (1957). Дир. Сиб. физ.-техн. ин-та в Томске (1929-61). …
  • КУЗНЕЦОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КУЗНЕЦ́ОВ Викт. Ив. (1913-91), учёный в обл. механики, акад. АН СССР (1968), Герой Соц. Труда (1956, 1961). Один из создателей …
20 ноября 1916 - 4 сентября 1918 Церковь: Православная Российская Церковь Имя при рождении: Епифаний Андреевич Кузнецов Рождение: 10 мая 1875(1875-05-10 )
cтаница Краснояровская, Нерчинско-Заводский округ, Российская империя Смерть: 4 сентября 1918(1918-09-04 ) (43 года)
Москва Принятие монашества: 17 октября 1909 Епископская хиротония: 20 ноября 1916

Епископ Ефре?м (в миру Епифа?ний Андре?евич Кузнецо?в ; 10 мая 1875, станица Краснояровская, Нерчинско-Заводский округ - 4 сентября 1918, Москва) - епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.

Детство

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию… В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова), по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!»

Образование

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в 1896, Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в 1903 (тема кандидатской работы: «История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени». По отзыву рецензента, «представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии»).

Сельский священник

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа - в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В 1898 в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

Миссионер

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа 1905 - начальник Забайкальской православной миссии. Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей», исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

С 29 апреля 1907 - протоиерей. По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища. В училище было четыре класса - образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры - для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. В результате училище превратилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.

Миссия среди корейцев

В 1910 году возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией, лично выполнял обязанности миссионера в их среде. Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества. В 1911 году для более действенной христианизации корейцев было принято решение издавать журнал «Православие» на корейском языке. В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем И. И. Восторговым посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии в Монголии. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован.

Правый политик

Отличался крайне правыми политическими взглядами. В 1907 был организатором забайкальского отдела Союза русского народа. Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 (так называемый «Восторговский» съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

Епископ

С 20 ноября 1916 году - епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности).

После победы Февральской революции либеральная часть забайкальского духовенства и общества потребовали его отставки как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни», но Св. Синод не согласился с этими требованиями.

Участие в Поместном соборе

В 1917 году выехал в Москву для участия в Поместном Соборе. В январе 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране: «…что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества… Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе - вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война… Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ… одумался и покаялся, даже напротив… Тогда Божьим попущением - крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением… Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства… пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли».

Арест и мученическая кончина

Во время работы Собора жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова, где и был 2 июня арестован ВЧК. 5 сентября 1918 вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, бывшими сенатором С. П. Белецким, министрами внутренних дел Н. А. Маклаковым и А. Н. Хвостовым, председателем Государственного Совета И. Г. Щегловитовым и рядом других лиц был расстрелян. По просьбе Иоанна Восторгова палачи разрешили осуждённым перед смертью помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, горячо молились, после чего подходили под благословение владыки Ефрема и отца Иоанна.

Прославлен в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000.

Труды

  • Речь начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема, произнесенная в г. Чите, в домовой архиерейской церкви 19 ноября, при наречении его во епископа Селенгинского
  • История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени.
  • Вероисповедной соблазн в Забайкалье.
  • Земельная обида крещенных инородцев.
  • Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья.
  • Закон 17 апреля 1905 года и вероотступничество в Забайкалье.
  • В защиту миссии.

Ссылки

  • Речь преосвященного Мелетия, епископа Забайкальского при вручении жезла викарию Забайкальской епархии преосвященному Ефрему, епископу Селенгинскому, в Читинском Александро-Невском соборе 20 ноября 1916 г. «Прибавления к Церковным ведомостям». Пг., 1916. № 51.

Епи-скоп Еф-рем (в ми-ру Епи-фа-ний Ан-дре-евич Куз-не-цов) был од-ним из тех рев-ност-ных и пре-дан-ных слу-жи-те-лей на-шей Церк-ви, кто од-ним из пер-вых при-нял на се-бя удар тя-же-лых го-не-ний, воз-двиг-ну-тых про-тив Пра-во-сла-вия. Необы-чен и путь его к ар-хи-ерей-ству. Он не про-ис-хо-дил из ду-хов-но-го зва-ния, а ро-дил-ся в 1876 г. в се-мье за-бай-каль-ских ка-за-ков. Жизнь его на-ча-лась со скор-бей и ис-пы-та-ний.
"В ран-нем дет-стве, - вспо-ми-нал он в 1916 го-ду, - Гос-подь по-слал мне си-рот-ство с его обыч-ны-ми в про-сто-на-род-ной сре-де тя-же-лы-ми спут-ни-ка-ми - бед-но-той, ли-ше-ни-я-ми и бо-лез-ня-ми. Но этот крест учил ме-ня сми-ре-нию, тер-пе-нию, по-ни-ма-нию стра-да-ний ближ-не-го и со-стра-да-нию. Под тя-же-стью се-го кре-ста умяг-чи-лось мое серд-це, креп-ла ве-ра в Бо-га и на-деж-да толь-ко на Его неиз-ре-чен-ное ми-ло-сер-дие в пу-тях мо-ей жиз-ни". [Речь при на-ре-че-нии на-чаль-ни-ка За-бай-каль-ской ду-хов-ной мис-сии ар-хи-манд-ри-та Еф-ре-ма во епи-ско-па Се-лен-гин-ско-го, про-из-не-сен-ная в Чи-тин-ской Ар-хи-ерей-ской церк-ви 19 но-яб-ря 1916 г. - За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1916, N 23, с. 812.]
Отец, уми-рая, за-ве-щал сы-ну учить-ся. Но от-рок, ко-то-рый пас ста-да у сво-их род-ных и воз-де-лы-вал зем-лю, чтобы иметь про-пи-та-ние, мог рас-счи-ты-вать толь-ко на окон-ча-ние сель-ско-го учи-ли-ща. Но Бо-же-ствен-ный Про-мы-сел го-то-вил от-ро-ка Епи-фа-ния к осо-бо-му слу-же-нию. На маль-чи-ка об-ра-тил вни-ма-ние со-стра-да-тель-ный при-ход-ской пас-тырь. Вос-поль-зо-вав-шись про-ез-дом через ста-ни-цу ир-кут-ско-го Вла-ды-ки Ве-ни-а-ми-на (Бла-го-нра-во-ва) [Вы-со-ко-прео-свя-щен-ней-ший Ве-ни-а-мин (в ми-ру Бла-го-нра-вов Ва-си-лий Ан-то-но-вич) (1825-1892) - вы-да-ю-щий-ся мис-си-о-нер, за-кон-чил жизнь ар-хи-епи-ско-пом Ир-кут-ским.], он по-ста-вил Епи-фа-ния пе-ред ним на ко-ле-ни и про-сил при-нять его хо-тя бы на по-лу-ка-зен-ное со-дер-жа-ние в ду-хов-ном учи-ли-ще, по-ру-чив-шись за него, что тот по-свя-тит се-бя слу-же-нию Церк-ви. "Прось-ба свя-ти-те-лем Бо-жи-им ува-жа-ет-ся, и я, си-ро-та - бед-няк ка-за-че-нок, ка-ки-ми на-пол-не-ны ста-ни-цы, ока-зы-ва-юсь в ду-хов-ной шко-ле, что бы-ло то-гда весь-ма ред-ким, чуть не ис-клю-чи-тель-ным яв-ле-ни-ем: ве-ли-ка ко мне ми-лость Бо-жия". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, N 23, с. 814.]
Несколь-ко де-ся-ти-ле-тий спу-стя ар-хи-манд-рит Еф-рем, с теп-ло-той вспо-ми-нал опыт-но-го на-став-ни-ка, стро-го-го и бла-го-че-сти-во-го про-то-и-е-рея - рек-то-ра Чи-тин-ско-го ду-хов-но-го учи-ли-ща "уме-лою ру-кою се-яв-ше-го се-ме-на ве-ры и бла-го-че-стия в серд-цах уча-щих-ся". Хо-ро-шее вли-я-ние ока-за-ли и учи-те-ля, сре-ди ко-то-рых "на-хо-ди-лись свет-лые лич-но-сти, умев-шие близ-ко стать к пи-том-цам и дать по-треб-ное на за-про-сы их жиз-ни. Ду-хов-ная ат-мо-сфе-ра в учи-ли-ще бы-ла та-ко-ва, что... гос-под-ство-вал дух цер-ков-но-сти. Здесь впер-вые я по-знал и по-лю-бил цер-ков-ную устав-ность, бла-го-ле-пие и ве-ли-чие цер-ков-ных бо-го-слу-же-ний, кра-со-ту пе-ния цер-ков-но-го, здесь при-вык со-зна-тель-но пе-ре-жи-вать вы-со-кую ра-дость празд-нич-ных на-стро-е-ний". [Там же, с. 814]
Окан-чи-вая учи-ли-ще Епи-фа-ний пред-вку-шал сла-дость слу-же-ния пса-лом-щи-ком в сель-ском хра-ме. Он знал свое по-ло-же-ние и пре-дел сво-их воз-мож-но-стей и не по-мыш-лял о боль-шем. Но вновь от-кры-лась во-ля Бо-жия о нем. "Гос-подь вло-жил в серд-це од-но-го мо-е-го учи-те-ля мысль по-слать, в ви-де по-пыт-ки, те-ле-грам-му то-му же Вы-со-ко-прео-свя-щен-ней-ше-му Ве-ни-а-ми-ну с прось-бой о при-ня-тии на ка-зен-ное со-дер-жа-ние в ду-хов-ную се-ми-на-рию, устра-няя то, что ка-за-лось мне непре-одо-ли-мым пре-пят-стви-ем про-дол-жать об-ра-зо-ва-ние, а через серд-це Сво-е-го свя-ти-те-ля воз-ла-гал бла-гая о но-вом пу-ти мо-ей жиз-ни..." [Там же]
Окон-чив в 1898 г. Ир-кут-скую ду-хов-ную се-ми-на-рию, Епи-фа-ний Куз-не-цов при-нял ру-ко-по-ло-же-ние. В сане свя-щен-ни-ка он про-хо-дил слу-же-ние в род-ной ста-ни-це. "Это вре-мя по-ста-ви-ло на пу-ти мо-ем - рас-ска-зы-вал он в ре-чи при на-ре-че-нии во епи-ско-па, - ряд тер-ний и тя-же-лых ис-пы-та-ний, в ко-то-рых го-рел и за-ка-лял-ся дух мой, в ко-то-рых учил-ся сми-ре-нию и по-ка-я-нию, тер-пе-нию и бла-го-ра-зу-мию, по-ло-жи-тель-но-сти мыс-ли, сло-ва и де-ла". На вто-ром го-ду пас-тыр-ства его по-се-ти-ло тя-же-лое го-ре - смерть же-ны. Мо-ло-дой свя-щен-ник силь-но скор-бел, боль-шим уте-ше-ни-ем бы-ло для него уча-стие в его жиз-ни ар-хи-епи-ско-па Вла-ди-во-сток-ско-го Ев-се-вия [Ев-се-вий (Ни-коль-ский Ев-ге-ний) (1861-1922) за-кон-чил жизнь мит-ро-по-ли-том Кру-тиц-ким.] , ко-то-рый знал Епи-фа-ния Куз-не-цо-ва, бу-дучи рек-то-ром Ир-кут-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии. Отец Епи-фа-ний це-нил его и на-зы-вал поз-же сво-им ду-хов-ным от-цом. Глу-бо-ко со-стра-дая го-рю мо-ло-до-го пас-ты-ря, ар-хи-епи-скоп Ев-се-вий на-пра-вил ему несколь-ко по-сла-ний, ис-пол-нен-ных оте-че-ской люб-ви. Вла-ды-ка убе-дил его про-дол-жать уче-бу в выс-шей ду-хов-ной шко-ле. В 1903 г. отец Епи-фа-ний окон-чил Ка-зан-скую Ду-хов-ную ака-де-мию. Ему бы-ло при-сво-е-но зва-ние кан-ди-да-та бо-го-сло-вия. Он с осо-бой бла-го-дар-но-стью вспо-ми-нал рек-то-ра Ака-де-мии - бу-ду-ще-го мит-ро-по-ли-та Ан-то-ния (Хра-по-виц-ко-го, 1963-1936), ко-то-ро-го на-зы-вал вы-да-ю-щим-ся по уму и чи-сто-те жиз-ни свя-ти-те-лем на-ше-го вре-ме-ни". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1916, N 23, с.815.]
В это вре-мя отец Епи-фа-ний про-яв-ля-ет боль-шой ин-те-рес к мис-си-о-нер-ству. Ду-хов-ная ака-де-мия "вло-жи-ла в серд-це мое лю-бовь к бла-го-вест-ни-че-ско-му слу-же-нию и да-ла по-треб-ные для се-го зна-ния, с ко-то-ры-ми я явил-ся сю-да, в род-ной За-бай-каль-ский край и стал под опыт-ную ру-ку ар-хи-пас-ты-ря-мис-си-о-не-ра Прео-свя-щен-ней-ше-го вла-ды-ки Ме-фо-дия". [Там же, с. 816] От-цом Епи-фа-ни-ем в эти го-ды бы-ла на-пи-са-на ис-то-рия мис-си-о-нер-ства в За-бай-ка-лье: "Де-я-тель-ность За-бай-каль-ской ду-хов-ной мис-сии за со-ро-ка-ле-тие ее су-ще-ство-ва-ние (с 1860 по 1899 гг.), М., 1902. Текст этот был пер-во-на-чаль-но опуб-ли-ко-ван в "Пра-во-слав-ном бла-го-вест-ни-ке" (1901, N 21-24).
В 1904 г. отец Епи-фа-ний Куз-не-цов на-чи-на-ет мис-си-о-нер-скую де-я-тель-ность в со-ста-ве За-бай-каль-ской Мис-сии. На-сколь-ко вдум-чи-во и глу-бо-ко от-но-сил-ся он к про-све-ще-нию за-бай-каль-ских языч-ни-ков. Мож-но су-дить по его ана-ли-ти-че-ско-му очер-ку "Ха-рак-те-ри-сти-ка бу-рят с точ-ки зре-ния спо-соб-но-сти их к при-ня-тию Хри-сти-ан-ства и об-ще-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры" (За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1904, N 22-24; отд. изд.: Чи-та, 1905). Ав-тор сна-ча-ла го-во-рит о се-рьез-ных пре-пят-стви-ях, сто-я-щих пе-ред бла-го-вест-ни-ком в де-ле об-ра-ще-ния бу-рят. По сво-е-му ум-ствен-но-ми-ро-воз-зрен-че-ско-му скла-ду бу-ря-ты (пре-об-ла-дав-шая язы-че-ская на-род-ность За-бай-ка-лья) ин-те-ре-су-ют-ся толь-ко тем, что свя-за-но с их жиз-нен-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Бу-ря-ты зна-ют - пи-сал отец Еф-рем, - что ре-ли-гий мно-го и все они, по пред-став-ле-ни-ям бу-рят, да-ны Бо-гом. Са-мое луч-шее, го-во-рят они, дер-жать-ся той, ка-кая бы-ла у пред-ков. Та-кое со-зна-ние бы-ло глав-ным пре-пят-стви-ем к при-ня-тию ими свя-то-го кре-ще-ния.
Вме-сте с тем ав-тор очер-ка от-ме-ча-ет про-стой, до-вер-чи-вый нрав бу-ря-та, бес-хит-рост-ность, го-тов-ность по-мочь дру-го-му че-ло-ве-ку. "Рас-смот-рев-ши пси-хо-ло-гию бу-рят, мы с удо-воль-стви-ем де-ла-ем за-клю-че-ние, в выс-шей сте-пе-ни от-рад-ное и для пра-во-слав-но-го мис-си-о-не-ра и для об-ще-че-ло-ве-че-ско-го куль-тур-тре-ге-ра. Сде-лан-ный на-ми пси-хо-ло-ги-че-ский ана-лиз го-во-рит, что бу-ря-ты пред-став-ля-ют из се-бя, по еван-гель-ско-му вы-ра-же-нию по-ле, бо-га-тое по сво-е-му со-дер-жа-нию, спо-соб-ное вос-при-нять и воз-рас-тить се-мя Сло-ва Бо-жия и выс-шей куль-ту-ры: они го-то-вы к быст-ро-му ду-хов-но-му воз-рож-де-нию".[Куз-не-цов Е., свящ. Ха-рак-те-ри-сти-ка бу-рят с точ-ки зре-ния спо-соб-но-сти их к при-ня-тию хри-сти-ан-ства и об-ще-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры, Чи-та, 1905.]
В дру-гой ста-тье на-пи-сан-ной зна-чи-тель-но поз-же, он го-во-рил о се-рьез-ных изъ-я-нах в зе-мель-ном за-ко-но-да-тель-стве, да-вав-шем яв-ные пре-иму-ще-ства бу-ря-ту-языч-ни-ку над бу-ря-том, об-ра-тив-шем-ся в Пра-во-сла-вие. [Еф-рем (Куз-не-цов), ар-хим. Зе-мель-ная оби-да кре-ще-ных ино-род-цев За-бай-ка-лья, М., 1914.]
При-няв мо-на-ше-ский по-стриг с име-нем Еф-рем, он воз-во-дит-ся в сан игу-ме-на, а за-тем в 1909 г. - ар-хи-манд-ри-та.
На-зна-чен-ный на-чаль-ни-ком За-бай-каль-ской Ду-хов-ной Мис-сии, он успеш-но тру-дит-ся по об-ра-ще-нию языч-ни-ков. Осо-бен-но успеш-ной бы-ла про-по-ведь сре-ди мест-ных ко-рей-цев. Из кре-щен-ных ко-рей-цев об-ра-зо-вал-ся в Чи-те от-дель-ный при-ход. При Мис-си-о-нер-ской церк-ви был осо-бый при-чет, со-сто-яв-ший из ко-рей-ца-свя-щен-ни-ка и ко-рей-ца-пса-лом-щи-ка, на ко-то-рых бы-ли воз-ло-же-ны обя-зан-но-сти быть ду-хов-ны-ми ру-ко-во-ди-те-ля-ми пра-во-слав-ных ко-рей-цев. Для них же бы-ла от-кры-та огла-си-тель-ная шко-ла. Из-да-вал-ся на ко-рей-ском язы-ке жур-нал "Пра-во-сла-вие", имев-ший цель про-све-ще-ние и об-ра-ще-ние в ло-но Пра-во-слав-ной Церк-ви ко-рей-цев не толь-ко За-бай-ка-лья, но и жи-ву-щих на всем про-стран-стве Даль-не-го Во-сто-ка.
На-сколь-ко се-рьез-но ко-рей-ца-ми бы-ло вос-при-ня-то Пра-во-сла-вие кос-вен-но мож-но су-дить по то-му фак-ту, о ко-то-ром со-об-ща-лось в За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях (1914, N 20): 30 при-хо-жан-ко-рей-цев Чи-тин-ской Мис-си-о-нер-ской церк-ви об-ра-ти-лись к ар-хи-манд-ри-ту Еф-ре-му с вы-ра-же-ни-ем же-ла-ния пой-ти на вой-ну доб-ро-воль-ца-ми. Отец Еф-рем их бла-го-сло-вил и по-со-ве-то-вал об-ра-тить-ся к во-ен-но-му гу-бер-на-то-ру. От-слу-жив мо-ле-бен, ар-хи-манд-рит Еф-рем про-из-нес сло-во, в ко-то-ром ска-зал: ко-рей-цы, при-няв Пра-во-сла-вие, идут те-перь в ря-ды рус-ских за-щит-ни-ков Рос-сии этим до-ка-зы-ва-ют, что они воз-лю-би-ли ее, вто-рую ро-ди-ну, за ко-то-рую го-то-вы по-ло-жить жизнь.
На поч-ве пра-во-слав-но-го мис-си-о-нер-ства про-изо-шло зна-ком-ство и сбли-же-ние ар-хи-манд-ри-та Еф-ре-ма с про-то-и-е-ре-ем Иоан-ном Вос-тор-го-вым (свя-щен-но-му-че-ник - про-слав-лен на Юби-лей-ном Ар-хи-ерей-ском со-бо-ре 2000 г.), ко-то-рый при-ез-жал в За-бай-ка-лье в долж-но-сти си-но-даль-но-го мис-си-о-не-ра. В За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях (1913, N 16) со-об-ща-ет-ся о при-ез-де в Чи-ту прот. И. И. Вос-тор-го-ва. По-сле за-се-да-ния, ко-то-рое про-шло под пред-се-да-тель-ством Прео-свя-щен-но-го Иоан-на, епи-ско-па За-бай-каль-ско-го и Нер-чин-ско-го, "о. прот. Вос-тор-гов с ар-хи-манд-ри-том Еф-ре-мом вы-еха-ли из Чи-ты на Даль-ний Во-сток". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1913, N 16, с.302.]
Ар-хи-манд-рит Еф-рем не толь-ко ру-ко-во-дил всем мис-си-о-нер-ским де-лом в об-шир-ной епар-хии (к на-ча-лу ХХ в. ее пло-щадь бы-ла 539061 кв. верст, т.е. боль-ше Гер-ма-нии в то-гдаш-них ее гра-ни-цах), но по-мо-гал пра-вя-ще-му ар-хи-ерею в епар-хи-аль-ных де-лах.
В 1913 г. с 20 но-ме-ра он ста-но-вит-ся ре-дак-то-ром неофи-ци-аль-но-го от-де-ла За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стей. Вы-сту-пал он и как ав-тор: "Тор-же-ство Пра-во-сла-вия в Чи-те", (1913 N 3-4), "Пир ве-ры на св. Ир-ге-ни" (1913, N 14-15) и др.
20 но-яб-ря 1916 г. ар-хи-манд-рит Еф-рем был ру-ко-по-ло-жен в епи-ско-па Се-лен-гин-ско-го, ви-ка-рия За-бай-каль-ской епар-хии, Хи-ро-то-нию воз-глав-лял ар-хи-епи-скоп Вла-ди-во-сток-ский Ев-се-вий (Ни-коль-ский). При на-ре-че-нии во епи-ско-па ар-хи-манд-рит Еф-рем го-во-рил о от-вет-ствен-но-сти свя-ти-тель-ско-го слу-же-ния: "Я со-знаю ве-ли-кую вы-со-ту пред-сто-я-ще-го мне зва-ния и слу-же-ния в Церк-ви Бо-жи-ей и знаю, что для се-го необ-хо-ди-ма чи-сто-та ве-ры, вы-со-та бла-го-че-стия, си-ла зна-ния, несо-кру-ши-мая рев-ность; знаю то, что слу-же-ние сие утвер-жда-ет-ся не на внеш-нем гос-под-стве над на-сле-ди-ем Бо-жи-им, пре-воз-но-ше-нии и пре-об-ла-да-нии, а на внут-рен-ней си-ле ду-ха, со-зи-да-е-мо-го ве-рою и лю-бо-вью, укреп-ля-е-мою сми-рен-но-муд-рен-ным вос-при-я-ти-ем ига Хри-сто-ва. Со-знаю и свя-зан-ную с вы-со-тою слу-же-ния ве-ли-кую от-вет-ствен-ность, осо-бен-но в на-ше вре-мя, ко-гда тре-бу-ют-ся осо-бые си-лы и для устро-е-ния внут-рен-ней цер-ков-ной жиз-ни сре-ди вер-ных и для рас-про-стра-не-ния Цар-ства Бо-жия сре-ди неве-ру-ю-щих". [Там же, 1916, N 23, с. 816-17.]
Ар-хи-ерей-ское слу-же-ние епи-ско-па Еф-ре-ма про-дол-жа-лось ме-нее двух лет. Это бы-ли го-ды на-чав-ше-го-ся тя-же-лей-ше-го ис-пы-та-ния и для Церк-ви и для каж-до-го ее слу-жи-те-ля. Прео-свя-щен-ный Еф-рем с вы-со-ким хри-сти-ан-ским до-сто-ин-ством вы-дер-жал эти ис-пы-та-ния. Его пре-дан-ность Пра-во-сла-вию и рев-ность в за-щи-те ин-те-ре-сов Церк-ви бы-ла из-вест-на не толь-ко ве-ру-ю-щим, но и пред-ста-ви-те-лям но-вой ре-во-лю-ци-он-ной вла-сти. В "За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях" за 1917 г. в N 17 (1-15 сен-тяб-ря) со-об-ща-ет-ся о прось-бе епи-ско-па Еф-ре-ма к вла-стям раз-ре-шить ему при-быть в Чи-ту. Хо-тя Вла-ды-ка Еф-рем да-вал под-пис-ку о при-зна-нии Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства и ло-яль-но-сти, пред-ста-ви-тель служ-бы об-ще-ствен-ной без-опас-но-сти за-пре-ща-ет ему въезд в Чи-ту и хо-да-тай-ству-ет пе-ред кра-е-вым ко-мис-са-ри-а-том о пред-пи-са-нии по-ки-нуть За-бай-ка-лье.
Епи-скоп Еф-рем участ-во-вал в ра-бо-те Свя-щен-но-го По-мест-но-го Со-бо-ра (1917-18 гг.) в ста-ту-се За-ме-сти-те-ля Чле-на Со-бо-ра. Он был за-ме-сти-те-лем Ме-ли-те, епи-ско-па За-бай-каль-ско-го и Нер-чин-ско-го. [Де-я-ния Свя-щен-но-го Со-бо-ра Пра-во-слав-ной Рос-сий-ской Церк-ви 1917-1918 гг., М., 1994, т.1, с. 95.]
Его под-пись сто-ит под Де-я-ни-ем 5 (18) ап-ре-ля 1918 г. о про-слав-ле-нии свя-ти-те-ля Со-фро-ния (Кри-сталлев-ско-го), епи-ско-па Ир-кут-ско-го. Прео-свя-щен-ный Еф-рем еще до про-слав-ле-ния Свя-ти-те-ля чтил его как свя-то-го. В 1913 г. он со-об-щил в За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях о чу-дес-ном ис-це-ле-нии от скар-ла-ти-ны жи-тель-ни-цы Чи-ты Зи-на-и-ды Пет-ров-ны Ми-гу-но-вой по мо-лит-вам свя-ти-те-ля Со-фро-ния (1913, N 12).
В кон-це ян-ва-ря или в на-ча-ле фев-ра-ля 1918 г. он при-слал на имя епи-ско-па За-бай-каль-ско-го Ме-ле-тия из Моск-вы те-ле-грам-му, пре-да-ю-щую его ду-хов-ное на-стро-е-ние в усло-ви-ях на-чав-ших-ся го-не-ний на Цер-ковь: "Со-бор от-крыл-ся два-дца-то-го. Пат-ри-арх объ-явил Цер-ковь го-ни-мой, пре-дал ана-фе-ме го-ни-те-лей, [В По-сла-нии 19 ян-ва-ря (2 фев-ра-ля) 1918 г. "воз-люб-лен-ным о Гос-по-де ар-хи-пас-ты-рям, пас-ты-рям и всем вер-ным ча-дам Пра-во-слав-ной Церк-ви Рос-сий-ской Свя-тей-ший Пат-ри-арх Ти-хон пи-сал: "Тя-же-лое вре-мя пе-ре-жи-ва-ет ныне Свя-тая Пра-во-слав-ная Цер-ковь Хри-сто-ва в Рус-ской зем-ле: го-не-ние воз-двиг-ли и на ис-ти-ну Хри-сто-ву яв-ные и тай-ные вра-ги сей ис-ти-ны... Вла-стью, дан-ною нам от Бо-га, за-пре-щаю вам при-сту-пать к Та-и-нам Хри-сто-вым, ана-фе-мат-ству-ем вам, ес-ли толь-ко вы но-си-те еще име-на хри-сти-ан-ские и хо-тя по рож-де-нию сво-е-му при-над-ле-жи-те к Церк-ви Пра-во-слав-ной" (По-сла-ния Свя-ти-те-ля Ти-хо-на, Пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си, М. , 1990, с. 13.)] при-звал вер-ных за-щи-те и му-че-ни-че-ству. 28 ян-ва-ря бы-ло все-на-род-ное мо-ле-ние: Крас-ная, Вос-кре-сен-ская пло-ща-ди, при-ле-га-ю-щие ули-цы пе-ре-пол-не-ны мо-ля-щи-ми-ся как пас-халь-ную утре-ню. На-стро-е-ние вос-тор-жен-ное". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1918, N 1-2-3, с. 67.]
Об-ра-ща-ют на се-бя вни-ма-ние сло-ва те-ле-грам-мы: "Пат-ри-арх... при-звал ве-ру-ю-щих... к му-че-ни-че-ству". Так был по-нят текст пат-ри-ар-ше-го По-сла-ния. "А ес-ли нуж-но бу-дет и по-стра-дать за де-ло Хри-сто-во, зо-вем вас, воз-люб-лен-ные ча-да Церк-ви, зо-вем Вас на эти стра-да-ния вме-сте с со-бою". [Ак-ты Свя-тей-ше-го Ти-хо-на..., с. 236.]
Прео-свя-щен-ный Еф-рем был од-ним из тех свя-щен-но-слу-жи-те-лей на-шей Церк-ви, кто через несколь-ко ме-ся-цев од-ним из пер-вых при-нял свя-тое му-че-ни-че-ство.
По-сле за-кры-тия Свя-щен-но-го Со-бо-ра (ап-рель 1918 г.) Вла-ды-ка Еф-рем оста-вал-ся в Москве. 2 июня 1918 г. он был аре-сто-ван ВЧК на квар-ти-ре про-то-и-е-рея Иоан-на Вос-тор-го-ва. В за-клю-че-нии про-явил се-бя как стой-кий, му-же-ствен-ный ис-по-вед-ник.
23 ав-гу-ста (5 сен-тяб-ря) 1918 г. в день па-мя-ти свя-щен-но-му-че-ни-ка Ири-нея Ли-он-ско-го рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка Хри-сто-вой ве-ры и непри-ми-ри-мо-го бор-ца с ере-сью Вла-ды-ка Еф-рем был рас-стре-лян на Ходын-ском по-ле. Смерть за Хри-ста он при-нял спо-кой-но. Пе-ред рас-стре-лом бла-го-сло-вил со-уз-ни-ков, вме-сте с ним при-ве-ден-ных на казнь.
В Об-ви-ни-тель-ном за-клю-че-нии по де-лу граж-да-ни-на Бел-ла-ви-на Ва-си-лия Ива-но-ви-ча (Свя-тей-ше-го Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на)... М., 1923, при-во-дит-ся от-ры-вок част-но-го пись-ма Свя-тей-ше-го Пат-ри-ар-ха к мит-ро-по-ли-ту Ан-то-нию (Хра-по-виц-ко-му), в ко-то-ром он упо-ми-на-ет о рас-стре-ле епи-ско-па Еф-ре-ма вме-сте с дру-ги-ми пред-ста-ви-те-ля-ми Церк-ви: "Мо-жет быть, их участь луч-ше, чем нас остав-ших-ся". [Ак-ты Свя-тей-ше-го Ти-хо-на..., с. 236.]
Вы-со-ким по-дви-гом за-вер-ши-лась жизнь Свя-ти-те-ля, явив-ше-го чи-сто-ту ве-ры, вы-со-ту бла-го-че-стия и несо-кру-ши-мую рев-ность.

Житие

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова), по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в 1896, Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в 1903 (тема кандидатской работы: История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени. По отзыву рецензента, представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии).

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В 1898 в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа 1905 начальник Забайкальской православной миссии. Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором Забайкальских епархиальных ведомостей, исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест, состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища. В училище было четыре класса образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. В результате училище превратилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.

17 октября 1909 года пострижен в монашество, 25 октября возведён в сан архимандрита.В 1910 году возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией, лично выполнял обязанности миссионера в их среде. Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества. В 1911 году для более действенной христианизации корейцев было принято решение издавать журнал Православие на корейском языке. В 1913 году вместе с известным проповедником протоиереем И. И. Восторговым посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии в Монголии. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован.

Отличался правыми политическими взглядами. В 1907 был организатором забайкальского отдела Союза русского народа. Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 (так называемый Восторговский съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

С 20 ноября 1916 году епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности).

После победы Февральской революции либеральная часть забайкальского духовенства и общества потребовали его отставки как зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни, но Св. Синод не согласился с этими требованиями.

Арестован Забайкальским советом и выслан в Петроград в распоряжение ВЧК. Освобождён под честное слово об отказе заниматься политикой. В 1917 году выехал вМоскву для участия в Поместном Соборе. В январе 1918 года выступил на Соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране: что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ одумался и покаялся, даже напротив Тогда Божьим попущением крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли.

Во время работы Собора жил на квартире протоиерея Иоанна Восторгова, где и был 2 июня арестован ВЧК. 5 сентября 1918 вместе с протоиереем Иоанном Восторговым, бывшими сенатором С. П. Белецким, министрами внутренних дел Н. А. Маклаковым и А. Н. Хвостовым, председателем Государственного Совета И. Г. Щегловитовым и рядом других лиц был как заложник публично расстрелян в Петровском парке в первый день после объявления красного террора. По просьбе Иоанна Восторгова палачи разрешили осуждённым перед смертью помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, горячо молились, после чего подходили под благословение владыки Ефрема и отца Иоанна.

Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области в казачьей семье и получил имя Епифаний. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться, но отрок пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, и не мог расчитывать более чем на начальное образование в сельском училище.

Позднее священномученик вспоминал:

В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни.

Но приходской священник обратил на него внимание и представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище. По словам о. Ефрема:

В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!

Образование

Сельский священник

Под руководительством отца Ефрема особенно успешной была проповедь среди местных корейцев . Массовый исход корейцев в Россию начался с года, когда многие бежали с родины после аннексии их страны Японией . Массовое обращение корейцев в православие было для Забайкальской миссии явлением неожиданным - она к нему не была подготовлена ни средствами ни кадрами, и вся тяжесть забот по этому делу легла на начальника миссии. Из крещенных корейцев образовался в Чите отдельный приход. При Миссионерской церкви был особый причет, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика, на которых были возложены обязанности быть духовными руководителями православных корейцев. Для них же была открыта огласительная школа с пансионом, которая сделалась и своеобразным центром корейского землячества. С года стал издаваться на корейском языке журнал Православие , имевший цель просвещение и обращение в лоно Православной Церкви корейцев не только Забайкалья , но и живущих на всем пространстве Дальнего Востока .

Насколько серьезно корейцами было воспринято Православие косвенно можно судить по тому факту, что 30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились к архимандриту Ефрему с выражением желания пойти на войну добровольцами на что он их благословил и направил к военному губернатору. В своей проповеди архимандрит произнес слово, в котором сказал: корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды русских защитников России этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь.

Труды

  • «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.)», Православный благовестник , 1901, №№ 21-24.
  • История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени , (кандидатская).
  • «Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры», , 1904, №№ 22-24; отд. изд.: Чита, 1905.
  • Вероисповедной соблазн в Забайкалье .
  • Земельная обида крещенных инородцев , Москва, 1914.
  • Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья .
  • Закон 17 апреля 1905 года и вероотступничество в Забайкалье .
  • «Последствия реализации Высочайшего указа 17 апр. 1905 в Забайкальской области», Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. - 4 окт. 1909 , Москва, 1910.
  • В защиту миссии .
  • Иргень, место святое , Чита, 1911.
  • «Торжество Православия в Чите», Забайкальские епархиальные ведомости , 1913, №№ 3-4.
  • «Пир веры на св. Иргени», Забайкальские епархиальные ведомости , 1913, №№ 14-15.
  • «Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости , 1916, № 23.
  • См. перечень трудов в “Прибавлении к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046.

Литература

  • Церковный Вестник , 1916, № 43, 384; 1918, №№ 19-20, 114.
  • «Прибавление к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046; № 51, 1203.
  • Православный Собеседник , 1901, февраль, 128; 1905, ноябрь, 94.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , 276-277.
  • ФАМ II, № 33, 6.
  • Верховенский, А. И., Церковь и государство , Москва, 1923.
  • Regel’son 523: 1918 in Moskau erschossen.
  • M. Pol’skij, Novye muceniki I, 178: erschossen am 23.8.1918.
  • Die Russischen Orthdoxen Bischofe von 1893 bis 1965.
  • Bio-Bibliographe von Metropolit Manuil (Lemesevskij). Erlangen, 1979-89. Т. 3.
  • Русские православные иерархи. Исповедники и мученики , Париж, 1986.
  • За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-56. Биогр. словарь , Т. 1: А-К, Москва, 1997.

Использованные материалы

  • Кудрявцев Сергей, "Преосвященный Ефрем":
  • Гуменов Афанасий, свящ., "Житие Преосвященного Ефрема, епископа Селенгинского викария Забайкальской епархии (1876 - 1918)":
  • .