Главный собор киево печерской лавры. Почему был разрушен успенский собор киево-печерской лавры. Недалеко от колокольни расположена канцелярия Киевского митрополита

История создания

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава II Ярославича . Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами , пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы : «Меру же Я послала - пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого , знатный варяг Шимон Африканович , от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды - Вельяминовы , Воронцовы , Аксаковы .

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неуко­снительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году , а в его разграбили монголы хана Батыя . Собор был отремонтирован в 1470 году , однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев . Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году . Восстановлен в 1729 году , расширен и украшен в стиле украинского барокко .

Разрушение

Существует версия об авторстве советских диверсантов, которая основывается на аргументе, что для немцев, стремившихся привлечь на свою сторону украинское население, уничтожение храма не имело смысла, так как они, наоборот, санкционировали возрождение монашенской жизни в обители. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва считается покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо , который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты.

Правдоподобность последней версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Fоrsсhungеsstеllе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывой акции говорят не только технические ограничения советских радиомин , но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию». Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера , начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

Восстановление

Тыльная сторона воссозданного Успенского собора

Новые росписи Успенского храма

После взрыва храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Не были осуществлены планы воссоздать его в первоначальных средневековых формах к празднованию 1000-летия крещения Руси. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Сразу за завершением строительства храм был расписан; освятили его 24 августа 2000 года .

Архитектура

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами , которые с востока завершались апсидами . Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое - больше, чем в Софийском соборе . Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре - орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крещальня .

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе - Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику , одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский . После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Примечания

Ссылки

  • Информация научных сотрудников об истории древнего храма и восстановлении Успенского собор на сайте Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская Киево-печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.

28 августа - праздник Успения пресвятой Богородицы - один из двенадцати больших, самых древних праздников церковного года. Его отмечают издавна, что легко может подтвердить история храмов, построенных в честь Успения Богородицы.

В частности, Успенского собора в Киеве. К примеру, главный храм Киево-Печерской лавры - Успенский был главной православной святыней Киевской Руси. На протяжении многих столетий собор был одной из наиболее чтимых святынь Православной Церкви.

Успенский собор был первым каменным храмом на территории монастыря. До его сооружения монахи совершали службы в деревянной церкви во имя Успения Божьей Матери, которая находилась над пещерами.

Строительству Успенского собора предшествовало несколько знамений, говорится в Патерике Печерском.

Предания рассказывают, что сама Богородица, призвав в Константинополе четырех церковных мастеров во Влахернский собор (в котором хранились ризы Царицы Небесной), сказала им: "Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве". От нее строители получили ее образ, мощи семи мучеников и деньги на 3 года строительства.

Мощи должны были лечь в фундамент церкви, а икона - стать храмовой. Мастерам был явлен в небе образ церкви, которую им предстояло возвести, и было сказано: "Меру же я послала - пояс Сына Моего". Известно, что средства на постройку храма пожертвовал варяжский воевода Шимон (Симон).

Это он принес преподобному Антонию золотой пояс и золотой венец c родового образа Распятия, о котором говорила Богородица строителям. Шимону дважды, в самые трудные моменты его жизни, была явлена в небе церковь. Объявлено ему было и соотношение пропорций небесного храма: 20-30-50.

Когда зодчие пришли из Царьграда в Киев и спросили преподобных Антония и Феодосия: "Где вы хотите строить церковь?" В ответ услышали: "Где Господь укажет". Место будущего храма после молитв святых трижды обозначалось чудесным образом - выпадавшей росой и небесным огнем.

Интерьер храма был расписан фресками и украшен мозаикой. Кроме греческих мастеров, разукрашивал собор киевский живописец Алипий, который учился у греков мозаичному делу. Выдающимся произведением резьбы по дереву был главный пятиярусный иконостас 22-метровой высоты. После пожара 1718 г. собор был значительно увеличен и заново расписан и украшен. В свое время внутренние интерьеры храма украшали росписи и В.П. Верещагина и других известных художников.

Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви. Успенский собор - настоящий пантеон, где похоронено более 300 известных лиц, в основном это видные государственные, общественные и культурные деятели того времени. Здесь же хранились редкие ценности, библиотека Петра Могилы, археологические находки.

По свидетельству прп. Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению прп. Антония св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. Закладка (в 1073 году при участии киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого), строительство, роспись и освящение (1089) храма сопровождались, по патерику, многочисленными чудесами, являющими Божию милость и заступление Матери Божией, небесной покровительницы Киево-Печерской Лавры. Место для строительства храма было указано божественными знамениями по молитвам прп. Антония.

Землю и сто гривен золота для строительства церкви пожертвовал киевский князь Святослав. Большой вклад в строительство сделал варяжский воевода Шимон (в крещении Симон). Гонимый соплеменниками, однажды он молился в домовой церкви у родового образа Распятия и услышал голос, повелевший ему идти на Русь, взяв с собой пояс и венец от Распятия. Шимон снарядил корабль и отплыл в неведомую землю. В море судно настигла штормовая буря, и, теряя надежду на спасение, варяг взмолился к Богу. Он увидел в небесах неземной красоты церковь и вновь услышал голос свыше, предсказавший ему, что сейчас он останется невредим, а в будущем сподобится участвовать в строительстве этой церкви, где и будет погребен. В откровении ему были сообщены размеры храма, который надлежало построить, и указана мера - пояс Спасителя.

Божий Промысл приводит варяга к преподобному Антонию. Перед битвой с половцами старец сказал Шимону, что русичи потерпят поражение, но сам он останется в живых, а кроме того, подтвердил предсказания о том, что построена будет в Печерской обители церковь, в которой по кончине упокоится Шимон. Возвратившись из неудачного похода, Шимон отдал преподобному венец и пояс и рассказал все, что стало известно ему из откровений о строительстве «небеси подобной» церкви.

По молитвам преподобного Антония Господь чудесными знамениями указал место будущего храма. В 1075 г. начались основные строительные работы. В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие призванные Богородицей византийские зодчие. Как повествует Патерик, денег, врученных Царицей Небесной на строительство, было «на три лета». Вчерне возведение храмового строения к 1077 г. было закончено.

Завершалось строительство Успенской церкви в игуменство прп. Никона, ставшего настоятелем монастыря в 1078 г. В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, чудесно нанятые прпп. Антонием и Феодосием, а греческие купцы, бывшие свидетелями этого чуда, пожертвовали мозаику на украшение храма. Трудясь пять лет над росписью церкви, иконописцы стали свидетелями дивных чудес: Господь помогал братии украшать церковь, как прежде помогал ее строить. Согласно предсказанию Божией Матери, они приняли здесь постриг и остались в монастыре.

В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства. Ее стены и иконостас блистали золотом и разноцветной мозаикой и были украшены множеством икон, пол выложен узорами из камня разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Недаром современники называли ее «боголепной» и «небеси подобной». Освящение Великой лаврской церкви, также сопровождаемое многими знамениями благоволения Господня, состоялось в 1089 г. и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Киев. Успенский собор Печерской лавры. Вид на алтарную часть из южного рукава

С собором связаны имена святых Антония и Феодосия - основателей Печерского монастыря. В украшении собора принимал участие известный иконописец Алипий. В конце XI века вблизи северной стены храма была сведена небольшая каменная церковь Иоанна Предтечи.

За всю историю храм Успения Божьей матери испытывал нескольких опустошительных разрушений. Уже в 1230 году после довольно сильного землетрясения пришлось восстанавливать южную стену церкви, в 1240 храм ограбили и сильно повредили орды монголо-татар, в 1470 собор был отремонтирован усилиями Семена Олельковича.

На конец XVII века в соборе сохранялись такие церковные реликвии, как череп Владимира Святого, мощи святого Феодосия Печерского, икона Игоревской Богоматери.


Киев. Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077 гг. Общий вид с севера (до разрушения)

А главной святыней собора была икона Успения Богоматери, которая считалась подарком самой Богородицы. 21 апреля 1718 года пожар уничтожил почти все, кроме иконы. B 1718 после страшного пожара от Успенского храма осталась лишь каменная основа. 5 августа 1729 года состоялось торжественное открытие восстановленного собора. Когда к Петру Первому дошла весть о чудотворном спасении иконы, то он с радости великой подарил собору золотую лампадку, густо усеянную бриллиантами.

На иконе Успения Божия Матерь изображена почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие (оно покрывало отверстие в середине доски, где хранились частицы мощей семи святых мучеников, положенные по благословению Пресвятой Богородицы храмоздателями в основание церкви). У главы Божией Матери стоят шесть апостолов и среди них Петр с кадилом в руке; у ног Ее - пять апостолов, а святой апостол Павел припадает с левой стороны к ногам Богородицы. Посредине изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, - два ангела с белыми убрусами. Икона была вставлена в раму, вмонтированную в большой металлический круг. На прочных шелковых шнурах чудотворная икона спускалась ежедневно по окончании утрени и литургии для благоговейного целования богомольцами.

Если к городу приближалась опасность, или же на храмовой праздник (15 августа) икону крестным ходом обносили вокруг собора. К сожалению, пожар уничтожил уникальную библиотеку, которая находилась на хорах церкви. К другим святыням собора можно отнести бриллиантовый крест, подаренный царем Николаем Первым, икону св. Владимира. На жертвеннике главного алтаря находился золотой крест, который включал в себя частички животворного креста Господнего.

Под полом Великой церкви были погребены останки многих русских князей, гетманов, киевских воевод, митрополитов, епископов и архимандритов. Некрополь собора насчитывал более, чем 300 погребений. Здесь были могилы игумена Феодосия, первого киевского митрополита Михаила. Начиная с XII века, собор служил также местом захоронения князей из династий Рюриковичей и Гедеминовичей, высшей светской и церковной знати, многих выдающихся исторических и культурных деятелей.
Древний притвор, в котором находилась гробница Константина Острожского, также служил местом погребения. Здесь после прп. Феодосия в древности хоронили князей, затем - представителей литовских фамилий и многих мужей, прославившихся духовными и государственными подвигами, таких как свт. Петр Могила, архимандриты Иннокентий Гизель, Елисей Плетенецкий, Павел Берында и др. В старину их гробницы, имевшие сверху надгробия с эпитафиями, были накрыты покровами с вышитыми на них портретами.

Успенский собор был образцом при сооружении ряда древнерусских храмов - Михайловского Златоверхого собора в Киеве, соборов в Суздали, построенных во времена Владимира Мономаха.

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя.

Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише - мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. - в Ближние пещеры, а в 1730 г. - в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом.

У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте - частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского.

В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей - указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке.

В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.

В воспоминаниях Павла Алеппского есть описания мраморных колонн древней алтарной преграды. По преданию, части первоначального иконостаса были использованы при реконструкции церквей Ближних пещер.

В Иоанно-Богословском приделе у северной стены возле иконостаса находилась чудотворная икона Божией Матери, называемая Игоревской. Это название икона получила оттого, что перед нею молился в последние минуты своей жизни св. благоверный князь Игорь. Он принял схиму в Киевской обители во имя св. мученика Феодора и был убит возмутившимися киевлянами в 1147 г. Икона эта древнего греческого письма. Перед нею особенно усердно молились богомольцы, претерпевшие какие-либо несчастья. В 20-е годы XX в., незадолго до закрытия и разграбления монастыря безбожной властью, икона была отреставрирована и покрыта новой ризой.

В этом же приделе, на южных дверях иконостаса, находилась чтимая икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей. У южной стены Богословского придела, в нише, у иконостаса, в особой раке хранились частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свв. пророков, апостолов, святителей, мучеников и других святых - греческих, сербских, молдавских и русских, а также около 80 других святынь.

Лаврская ризница в древности располагалась на хорах. Здесь же хранились и свитки с планами постройки Великой церкви, чудесно доставленные из Влахерны и «блюдоми на память таковому чудеси». По этим планам строили Успенские храмы в Ростове и Суздале.
Ризница Лавры была необычайно богатой. Главное место в ней занимали священная утварь и облачения - из парчи, кованые золотом, украшенные алмазами и драгоценными камнями. В ризнице хранились также дорогие митры, например, кованая золотом, с алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом митра свт. Петра Могилы; напрестольные кресты, например, золотой крест с частью Животворящего Древа и землей от гроба Господня, подаренный гетманом Мазепой; чаша императрицы Анны Иоанновны; чаша гетмана Мазепы с хризолитами, аметистами и топазами; наперсные кресты свт. Петра Могилы (с гравировкой); дарохранительницы прорезной киевской работы; оклады Евангелий: один пожертвован Петром и Иоанном Алексеевичами в 1639 г.; второй - царицей Марфой Матвеевной и др. Кроме названного, в ризнице хранился клад, найденный в тайнике Великой церкви во время ремонта 1898 г., а также медаль с портретом кн. Константина Константиновича Острожского, которая отличалась особой красотой и тонкостью работы и считалась одним из лучших произведений европейского ювелирного искусства.

К киевским ювелирам приезжали учиться мастера из других городов. Пользовалась известностью и лаврская мастерская, поставлявшая изделия из золота и серебра во все пределы русской земли.

До разрушения Успенского собора в 1941 г. из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами ІС. ХС. НИ. КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом.

Первоначально Великая лаврская церковь имела один полусферический купол. Предтеченский храм, стоявший когда-то отдельно, тоже имел купол приплюснутой полусферической формы.

На месте нынешних боковых приделов и паперти находилось несколько часовен, пристроенных в XIII–XVI вв. Перед церковью Иоанна Предтечи была часовня Ельцов, за Предтеченской церковью - часовня Трех святителей, за ней, ближе к алтарю, - часовня Иоанна Богослова, а в юго-восточном углу - часовня князей Корецких (во имя св. первомученика архидиакона Стефана). Святитель Петр Могила для симметрии с северной стороной пристроил с южной стороны еще две часовенки и поставил четыре новых купола. В конце XVII в. боковые часовни были объединены и образовали нынешние приделы с двумя алтарями (на плане 1695 г. они уже указаны); в состав северного придела, посвященного святому первомученику Стефану, вошла и древняя Предтеченская церковь; западные часовни были заменены папертью с четырьмя входными дверями. К началу XVIII в. вся древняя церковь была застроена, фасад ее приобрел барочные формы. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок. В 1470 и 1722– 1729 гг. церковь возобновлялась.

О первоначальном внутреннем убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. В них описываются, прежде всего, поражавшие своей красотой мозаики из «позлащенных камней», фрески и мраморные облицовки стен и пола. В древности церковь была «мусиею (мозаикой) сложена не токмо по стенам, но и по земле».

Расписывали Успенскую церковь греческие иконописцы. К сожалению, ни древняя живопись, ни более поздняя не сохранилась. Приведенное в Патерике житие прп. Алипия дает нам возможность узнать и о содержании росписей, и о чудесных явлениях, свидетелем которых он был. Когда иконописцы украшали алтарь мозаикой, внезапно на горнем месте чудесно изобразился лик Богородицы и из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и подлетев, наконец, к наместной иконе Богоматери, скрылся за этой иконой.

Павел Алеппский, видевший мозаики Великой церкви в XVII в., описывает находившийся в алтаре образ Богородицы, подобный Киево-Софийскому. Под ним - образ Христа в окруженнии апостолов (Евхаристия), а на западной стене церкви - образ Успения, мозаичный пол в алтаре и мраморный мозаичный цоколь вокруг кафедры.

В XVIII в. мозаики были заменены росписью, впоследствии неоднократно обновлявшейся. Несмотря на изданный в 1722 г. запрет на аллегории в церковной живописи, в Успенской церкви они изобиловали. За престолом, наряду с другими сюжетами, был изображен Иисус Христос, распятый на ветвях дуба, около жертвенника - Агнец, Пеликан, - все в духе барочной украинской иконописи. Среди авторов этого времени известен С. Каменский. Реставрация росписи 1772 г. производилась Захарией (Голубовским). Продолжил эти работы в 1843 г. академик Ф. Солнцев. В 1893 г. собор был заново расписан группой художников под руководством В. Верещагина. В настоящее время предприняты попытки росписи на хорах восстановленного Успенского собора.

В домонгольское время иконостасами на Руси служили мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находящимися между ними низкими парапетами и опиравшегося на колонки архитрава. В традиции того времени иконы еще не размещались между колоннами на парапетах. В центре преграды находились Царские врата. Иконы, водруженные на архитрав, составляли второй ярус и формировали деисисный чин. Наместная икона, благословленная Божией Матерью и принесенная из Царьграда, находилась в центре, над алтарными столпами, поддерживавшими фриз с карнизом и выполнявшими функцию Царских врат. В этой преграде находился и тот чудесный образ, с которым произошло чудо на глазах прп. Алипия. Здесь же, по-видимому, со стороны алтаря был подвешен золотой венец и золотой пояс варяга Шимона, увезенные позже Владимиром Мономахом в Суздаль. Древний иконостас сохранялся, вероятно, до 1482 г., а может быть, и до XVI в., когда князем Константином Острожским был устроен новый шестиярусный иконостас, известный по копии, отлитой по благословению Московского Патриарха Никона. В 1896 г. его верхние ярусы были сняты в подражание первоначальной низкой алтарной преграде.

До 1941 г. в Успенском соборе стоял иконостас времен гетмана Скоропадского (1708–1722 гг.), имевший большую художественную ценность. Икона Успения, Печерских святых и другие покрывались роскошными ризами. Вокруг икон были сделаны рамы из звезд. Царские врата были кованые из серебра с позолотой. Все это - работы лаврских ювелиров, славившихся наряду с живописцами и резчиками.

Кроме главного Успенского престола, в Великой церкви имелись еще пять приделов: три внизу - св. ап. Иоанна Богослова (справа, единственный сохранившийся после взрыва 1941 г.), св. первомученика архидиакона Стефана (слева) и св. Иоанна Предтечи (в северо-западном углу), и два на хорах - св. ап. Андрея Первозванного (справа) и Преображения Господня (слева).

В приделе Иоанна Богослова был прорезной иконостас с картинами жития апостола Иоанна, любимого ученика Христова.
До взрыва 1941 г. на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII в. с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви были древними. В XVII в. Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви.

В прежнем храме Иоанна Предтечи иконостас был той же работы, что и в Троицкой церкви на Святых вратах и в боковых нижних приделах Великой церкви. Перед иконостасом святителем Петром Могилой были положены мощи святой девы Иулиании, княжны Ольшанской. Княжна почивала в открытой раке, так что можно было видеть ее белое благообразное лицо, одежды, шейную золотую гривну и наушницы. Мощи св. девы Иулиании по-страдали в пожаре 1718 г. и в настоящее время находятся в за-крытой раке в Ближних пещерах.

Древних ценностей в ризнице Лавры сохранилось мало - барельефы Богородицы, вероятно, украшавшие некогда внешнюю стену главной апсиды; фрагменты мозаик, части запрестольного места со следами инкрустации, несколько икон XVII-XVIII вв., образцы кирпичей XI в. и некоторые другие.


Киев. Успенский собор Печерской лавры. Общий вид руин с колокольни лавры

Простояв столетия, Успенский собор не выстоял в годы Второй мировой войны. Самого страшного и, казалось, фатального удара храм Успения получил 3 ноября 1941 года, когда заминированная святыня украинского православия были взорвана. Длительное время на святом месте находились руины, и экскурсоводы рассказывали о варварстве немецких оккупантов. В 1982 году была сделана попытка восстановления собора, но делалось это без учета исторических и архитектурных особенностей всего ансамбля Лавры, которое угрожало церквям, что находятся рядом.

В отдельности надо рассказать об одном из наиболее противоречивых моментов нашей истории. Кто виноват в том, что вершина Киевской архитектуры длительное время лежала в руинах? Точных данных относительно этого вопроса нет. Собор, на мой взгляд, мог быть разрушен как советскими подпольщиками (у них уже был огромный опыт предшествующих лет), так и немцами. Обратимся к фактам. Октябрь-ноябрь 1941 года - Киев в предчувствии страшных и тяжелых времен. Фашисты вывозят из Лавры наибольшие ценности Музейного городка, размещавшегося в довоенное время на территории Лавры. Этим процессом лично руководит печально известный Ерих Кох.

Как известно, немецкая доктрина на первый план ставила не только физическое, а и духовное уничтожение порабощенных народов, поэтому, разрушив главный храм Украины немцы, по всей вероятности, старались растоптать последние остатки духовности, которая еще сохранялась в обожженных "сталинщиной" душах нашего народа. С другой стороны всем хорошо известно бездушное и безхозяйственное отношение советского руководства к выдающимся памяткам истории. Сожженный Крещатик, взорванный Николаевский цепной мост... Все это дело рук советского подполья. А не ли стоит Успенский собор в этом же кровавом списке? И вдобавок - именно в начале ноября Лавру посетили президент Словакии Тисо и несколько высокопоставленных чиновников фашистской Германии, и, как утверждают некоторые исследователи, именно ради их убийства территория Лавры и была заминирована. Но я ничего не утверждаю. На все вопросы даст ответы история.

Руины храма тщательно исследовали в послевоенные годы научные работники. На основе многочисленных рисунков и гравюр XVII-XVIII веков были исследованы основные этапы его перестроек. К примеру, в 1718 году в Лавре случился страшный пожар, от которого пострадали все здания на верхней территории монастыря, в том числе и Успенский собор.

Восстановливался храм в 1722-1729 годах. Таким образом, после перестроек конца XVII - начала XVIII века Успенский собор внешне набрал вид компактного двухэтажного массива с углублением в центре западного фасада. Все бани имели характерные для украинского барокко двухъярусные грушевидные завершения. Именно Успенский собор после перестройки стал совершенным воплощением бароккового архитектурного типа.

Разрушение собора в войну нанесло непоправимый ущерб не только архитектурному ансамблю Заповедника, но и историческому облику Киева.


Kиев. успенский собор Печерской лавры. Северный фасад, реконструкция Н. В. Холстенко

Долгое время считалось, что древние части Великой Печерской церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX и XX вв. были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI в. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору.

Указом Президента Украины от 9 ноября 1995 года Успенский собор был возобновлен в 1999 - 2000 годах. Поэтому восстановление этой святыни на территории Лавры принадлежит к знаковым событиям XX века. 21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в.
Сегодня Успенский собор украшает склоны Днепра, в нем идут последние работы по украшению внутреннего убранства.. Толщина стен достигает 1,70 м, как было изначально.

Во время археологических раскопок престола в 1963 г. были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI в. Это все, что осталось от престола XI в. после реконструкций 1729, 1755 и 1893 гг. В кирпичной кладке основания престола 1729 г. был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю. Возможно, это часть «краеугольного камня», заложенного при закладке храма. Раскопки у основания этого камня показали, что он вкопан в грунт в XI в. Были найдены и остатки жертвенника. Было найдено также большое количество фрагментов первоначального пола из шиферных плит, инкрустированных кусочками смальты. При восстановлении собора в 2000 г. отдельные фрагменты пола были оставлены для осмотра.

Общая площадь Успенского собора около 2 тыс. кв.м. Высота 52 м.
Уцелевшие фрагменты собора и сейчас своим величием вызывают ассоциации с монументальными сооружениями той традиции, которая берет свое начало в архитектуре античного Рима. Еще раз подчеркнем, что среди памятников византийского художественного круга XI в. русские соборы занимают не периферийное, подражательное место, а представляют собой явление, поразительное по масштабу, по быстроте формирования творческой самостоятельности основных композиционных решений и по художественному качеству своих созданий.

В своем проекте настенной живописи художники стремились воплотить украинскую барочную традицию. Всего на стенах собора помещено 186 композиций.

Обновленный Успенский собор, как и в XVIII в., украшают 48 рипид. На позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота.

Изразцы, как храмовое украшение, стали использоваться еще в конце X в. На восстановленном Успенском храме имеются 362 гипсовые розетки.

В северном пределе восстановлена небольшая каменная церковь Иоанна Предтечи, "храм в храме". Во время последнего восстановления Успенского собора Предтеченский придел приобрел вид отдельного храма внутри Великой церкви. В нем были собраны все найденные во время реконструкции останки, прежде погребенные в соборе под спудом.

Сейчас здесь проходят лишь венчания.

Иконостас более 20 м высотой в 5 ярусов, покрыт 5 кг сусального золота. А на купола ушло оного более 8 кг. В центре величественно озаряет храм позолоченное паникадило, массив которого более полутонны.

При воссоздании иконостаса использовались рисунки академика Солнцева, а как аналог - иконостас Троицкой надвратной церкви, резьба которого подобна той, что украшала прежний иконостас главного алтаря Великой церкви. Нынешний сосново-липовый иконостас длиной 25 м и высотой - 21 м состоит из пяти ярусов. Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.

В мае 2011 года состоялось торжественное открытие росписей центрального придела Успенского собора Киево-печерской Лавры. «Ни в одном православном храме нет таких уникальных многофигурных композиций!» - Руслан Кухаренко.

В интерьере храма восстановленв росписи XVIII в. по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, сохранившимся в историческом архиве С.-Петербурга. Они послужили образцами для подборки сюжетных композиций, которые дополнили отсутствующие фрагменты. Стены интерьера украсили лепными элементами: карнизами, поясами, растительными орнаментами в стиле украинского барокко.

На хорах в северо-западной части восстановлено помещение библиотеки, интерьеры которой - шкафы, большой стол, кресла и пр. - также предполагается восстановить.

Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви несомненно имеет величайшее значение для всего православного мира.



"Шестой Вселенский Собор"

Масло, штукатурка, позолота 470 х 850 см.


"Апокалипсис"
Роспись храма Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор Киево-печерской Лавры) Киев. 2011
Масло, штукатурка, позолота 670 х 13000 см.


"Четвертый Вселенский Собор"
Роспись храма Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор Киево-печерской Лавры) Киев. 2011
Масло, штукатурка, позолота 420 х 550 см.


"Четвертый Вселенский Собор" фрагмент
Роспись храма Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор Киево-печерской Лавры) Киев. 2011
Масло, штукатурка, позолота 430 х 550 см.
http://n-dl.narod.ru
http://photo.ukrinform.ua/
http://www.kievtown.net/
http://rusk.ru/st.php?idar=113481
http://architecture.artyx.ru
http://www.lavra.ua
turson.at.ua/index/0-77

Национальный Киево-Печерский культурный заповедник - это уникальный исторический памятник, основанный ещё в XI в. Он является духовной сокровищницей, социальным, культурным и просветительским центром. Это важное культурное наследие для всего человечества. Киево-Печерская Лавра считается одним из уделов Богородицы. Главный храм Киево-Печерской Лавры — Великая Печерская церковь (Успенский собор).

По свидетельству Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, церковь была готова к освящению. Она отличалась необыкновенным величием и красотой наружного и внутреннего убранства.

О первоначальном убранстве храма можно судить по описаниям, приведенным в летописях, «Печерском Патерике», «Синопсисе» и в воспоминаниях очевидцев. Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — с изображением Богородицы Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись.

Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Но только ли время было причастно к разрушениям храма?


2. Успенский собор. Современный вид.

Первое серьёзное повреждение собора зафиксировано в 1096 г., когда к Киеву подошли печенеги. В 1230 г. храм пострадал от землетрясения, но вскоре был отстроен. В 1240 г., в годы татаро-монгольского нашествия, церковь снова пострадала. Захватчики разрушили крепостные стены вокруг монастыря, а Собор ограбили — забрали украшения, церковную утварь, сняли крест, разрушили иконостас. Купол и своды храма обвалились. Сохранилась только часть алтарных мозаик. И только в 1470 г. на средства киевского князя Симеона Олельковича храм был полностью восстановлен. Крымские татары под началом Менгли-Гирея наведались в Киев и ограбили Успенский собор в 1482 году.

В 1718 году случился пожар. В 1729 году Успенский собор в Киеве восстанавливают и украшают заново в стиле украинского барокко (об особенности этого стиля можете прочитать онлайн в книге «АллатРа»).

С приходом советской власти Свято-Успенский собор постигла та же участь, что и большинство сооружений культового предназначения. В 1926 г. проведение службы запретили, к 1930 году был закрыт монастырь. Успенскому собору уготовано было стать музеем атеизма.

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам Нюрнбергского процесса, взрыв совершили немецкие оккупационные войска. Правдоподобность этой версии подтверждает тот факт, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Еісhwedе), директора Forschungеsstellе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции.

Известно также о высказывании высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание народа, а также о целесообразности воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию» (Газета «2000»: Кто взорвал Успенский собор, статья Евгения Павловича Кабанца, ведущего научного сотрудника отдела истории Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.).

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в. (то есть в стиле украинского барокко!).

Это далеко не полный список событий, которые пришлось «пережить» главному храму Киево-Печерской Лавры. Буквально с самого основания его пытались разрушить, перестроить, изменить внутреннее и внешнее убранство. Почему? Это святыня, которая всегда оставалась символом единства и веры.

В 12 номере газеты “Сэнсэй” за 2013 год была опубликована статья “Чудесный случай исцеления”, в которой киевлянин Александр, работающий экскурсоводом по Киеву, рассказал следующее:

"В Лавре, кстати, после перестройки даже когда-то приезжали тибетские монахи и утверждали, что в их книгах написано, что есть три святых города - Иерусалим, Лхаса и Киев. Они говорили, что такого неба открытого больше нет нигде в мире - в Киеве восходят ввысь сто столбов света. Раньше было больше - пока не взорвали Успенский собор. А сейчас этот пучек света поднимается только от Пещер".

Но есть ещё один факт из истории Успенского собора, который заслуживает внимания! Согласно Киево-Печерского патерика, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. В источнике Исконных Знаний, книгах Анастасии Новых, есть по этому поводу такие строки:

"— Так вот, Дамиан лечил людей молитвой, помазывая больных елеем. А, к примеру, другой ученик Агапита — Алипий вместо елея использовал краски. Он был иконописец. Ещё будучи юношей, Алипий помогал грекам расписывать Успенский собор в Печерском монастыре. А потом и сам стал писать иконы. Агапит же научил его, как с помощью молитвы и красок можно лечить кожные заболевания у людей, к примеру те же язвы, гнойные раны.
— А как их можно лечить с помощью красок? — изумился Костик.
— Ну как? Краска же имеет жидкую основу. Это те же масла, которые смешивают с красителями. Плюс ещё сами красители обладают дополнительными лечебными свойствами, что, естественно, усиливает общий оздоровительный эффект. Ведь раньше использовались натуральные красители, не то что нынешняя химия. Некоторые красители имеют хорошие антибактериальные свойства, к примеру тот же краситель синего цвета индикан, получаемый из растения индигоноски. Кроме того, в те времена зачастую использовались красные и жёлтые краски, которые, благодаря своим компонентам растительного и животного происхождения, обладали антисептическим, противовоспалительным, ранозаживляющим действием.
— Получается, что Алипий сочетал профессию художника с профессией врача? — подытожил Николай Андреевич.
— Совершенно верно, дабы приносить людям максимальную пользу, — подтвердил Сэнсэй. — Кстати, Агапит поведал Алипию и немало секретов по поводу его первой «профессии». Он рассказывал ему о сочетании цветовых гамм красок, их влиянии на психику человека, поведал и о системе изображения пространственных и временных соотношений…
— Не понял, — изумился Николай Андреевич. — Это что, в одиннадцатом веке Агапит поведал Алипию тонкости психологии цветовосприятия и системы изображения пространственных и временных соотношений?
— Я думаю, Алипий тоже бы удивился, если бы узнал, что эти простые истины станут наукой только через тысячу лет, — усмехнулся Сэнсэй. — Но всё это цветовосприятие по большому счёту не суть важно. Главное, чему Агапит уделял особое внимание, так это как сотворить невидимый эффект от изображения. Ибо Агапит утверждал, что икона не должна идеализировать образ, дабы не создавать из данного образа идола для слепого людского поклонения. Но она должна была быть одухотворённой. Главное не как и на чём писался образ, на куске дерева или росписи на стене, но в каком духовном состоянии пребывал человек, написавший её. Ибо, пребывая в особом состоянии сознания, когда человек предельно абстрагируется от своего Животного начала и максимально проявляет своё Духовное, в икону закладывается особая сила. Она способна ввести созерцателя данной иконы в особое состояние сознания, возбудить ощущения реальности присутствия божественного и породить в человеке духовный всплеск или, как говорят сегодня, осуществить «подзарядку». И чем чище помыслы и стремления художника к Богу, тем мощнее будет ощущаться данный эффект, который, благодаря своему положительному заряду, способен духовно преображать человека, я уже не говорю о том, что нормализовать его физическое здоровье. Ибо физическое здоровье в первую очередь зависит от духовного. Причём такой всплеск силы, порождённый Верой художника, будет стабильно сохраняться на протяжении тысячелетий.
— Тысячелетий? А почему так происходит? — поинтересовалась Татьяна.
— Потому что для настоящей духовной силы в действительности не существует ни времени, ни пространства.
— А это распространяется только на иконы? — полюбопытствовал Костик.
— Это распространяется на любое художественное произведение. Ведь дело не в деревянной доске, покрытой красками, как говорил Агапит, не в холсте, не в скульптуре и не в книге, а в той внутренней силе, которая закладывалась в данное произведение".

Очевидно, что наши предки знали о важности духовного развития Личности, о значимости передачи духовных Знаний для будущих поколений! Первостепенным в росписи соборов и храмов для них была не красота внутреннего или внешнего убранства, а та духовная сила, которая закладывалась автором в его творения.

Послужил ли именно этот факт причиной многочисленных разрушений и изменений Успенского собора? Пусть каждый сам даст ответ на этот вопрос…

Успенский собор Киево-Печерской лавры, парадный фасад

Собор был заложен в 1073 г.: «В се же лето основана бысть церкы Печерьская» [ПВЛ, 6581]. В Печерском патерике выбор места для церкви и закладка ее описаны как акт «божественного провидения» [Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911, с. 51]. Под 1075 г. летопись сообщает о продолжении и завершении строительства; «Почата бысть церкы Печерьская над основаньем Стефаномь игуменомь; из основанья бо Феодосий почал, а на основании Стефан поча; и кончана бысть на третьее лето, месяца нуля 11 день» [ПВЛ, 6583]. Эта запись дает возможность по-разному определять дату окончания строительства храма. Если полагать, что слова «на третьее лето» относятся к началу строительства в 1073 г., то датой завершения будет 11 июля 1075 г. Если же считать, что после закладки храма в 1073 г. строительство было по какой-то причине прервано и возобновилось в 1075 г., то окончание его будет относиться к 1077 г. Освящение храма состоялось значительно позже, в 1089 г.: «Свягцена бысть церкви Печерская святыя Богородица» [ПВЛ, 6597]. Приблизительно в это же время было написано Житие Антония, в котором возведение Успенского собора приписывалось греческим зодчим: «Приидоша от Царяграда мастери церковний, четыре мужи» [Патерик…, с. 5]. В этом Житии указано, что в качестве «меры широты, долготы и высоты» будущей церкви был взят пояс, пожертвованный перед этим варягом Шимоном.

Вскоре после возведения храма к нему была пристроена церковь Ивана Предтечи на средства, пожертвованные неким Захарьем: «Сим же сребром и златом поставлена бысть церькы святаго Иоапа Предтечи утуже на полати въсходять» [Патерик…, с. 195]. Еще позже, в 1109 г., была построена часовня над гробом похороненной в соборе Евпраксии Всеволодовны, «.. .у дверий, еже ко углу. И зделаша над нею божонку» [ПВЛ, 6617; в Ипатьевской летописи- «божницю»]. Собор сильно пострадал во время землетрясения 1230 г., когда «… в монастыри Печерьском церкы святыя Богородица каменая на четыре части расступися» [ЛЛ, 6737]. В 1240 г. он снова пострадал при взятии Киева монголо-татарами. Собор был восстановлен около 1470 г. при князе Симеоне Олельковиче, затем обновлялся в начале XVII в., подвергся крупной реставрации в кон¬це XVII в. и вновь восстановлен после пожара 1718 г. Облик, который имел храм в XVII- XVIII вв., запечатлен на многочисленных гравюрах.

Первые серьезные исследования собора относятся к 80-м гг. XIX в. Однако детально памятник, к сожалению, не изучался, а во время Великой Отечественной войны собор был взорван. Разборка руин и их исследование проводились в 1945, 1951-1952, 1962-1963 и 1970-1972 гг. (Н. В. Холостенко). От здания храма сохранились в основном лишь самые нижние части, хотя на отдельных участках стены уцелели до основания сводов. Выяснилось, что значительные части древнего памятника (южная стена, барабан и др.) сложены в технике XII-XIII вв., т. е., очевидно, переложены.

Успенский собор - шестистолпный трехапсидный храм (табл. 4). Длина его 35.6 м, ширина 24.2 м, толщина стен около 1.3 м, сторона подкунольного квадрата 8.62-8.64 м. Западная пара столбов соединена с боковыми стенами, выделяя нартекс. Столбы крестчатые, лопатки внутри и снаружи собора плоские, одноуступчатые. Апсиды имеют граненые очертания; на центральной - 4 тонкие полуколонки. К западному членению собора с юга (судя по раскопкам Н. В. Холостенко) примыкала прямоугольная лестничная башня, а с севера - крещальня, во втором этаже которой находилась церковь Иоанна Предтечи. Впрочем, существует и иное предположение (Ю. С. Асеев) - лестница на хоры размещалась в помещении между собором и крещальней. Хоры собора имели П-образную форму. Среднее их членение опиралось на цилиндрический свод с осью поперек здания, а боковые - на купольные своды на парусах. Членения боковых нефов были перекрыты цилиндрическими сводами, повернутыми осью поперек храма. Собор завершался одной главой (рис. 4). Снаружи по низу фасадов проходил ярус декоративных ниш, а выше - 2 яруса окон. Окна и ниши были оформлены двумя уступами. Порталы не имели наружных уступов; они перекрывались деревянными брусьями, но снаружи завершались арочными перемычками. Притолоки порталов мраморные и из тесаного известняка. Центральные закомары фасадов были значительно выше боковых; в них размещались строенные окна. На стенах собора отмечено наличие кирпичных полос меандрового орнамента. В обрамлении закомар проходили зубчатые карнизы. Барабан и купол собора оказались относящимися к перестройке XIII в. Барабан был 12-оконным, с бровками над окнами, завершался горизонтальным карнизом.

Крещальня - маленькая двухъярусная четырехстолпная церковь. В первом ярусе она имела вход с западной стороны и отделялась от здания собора узким проходом, а во втором - с южной и соединялась с хорами собора через промежуточное помещение, расположенное над проходом. Столбы церкви крестчатые, внутренние лопатки одноуступчатые, а наружные тоже плоские, но двухуступчатые. Апсиды очень слабо выступали наружу. Глава церкви была размещена на оси всего объема, включая промежуточное помещение. Покрытие фасадов крещальни позакомарное, барабан восьмиоконный; между окнами барабана размещались полуколонки, над окнами - ниши.

Перед западным порталом собора выявлены следы небольшого притвора. Вдоль северного фасада - остатки трех маленьких часовен.

Здание собора было возведено в смешанной технике: из кирпичей (кладка со скрытым рядом) с широкими полосами необработанных камней. Внутренняя часть стен заполнена валунами на растворе. В столбах наружные поверхности целиком кирпичные (без прослоек камня), а внутри - заполнение из камней и кирпичей. Кирпичи разного цвета и выделки. Раствор с цемянкой. Размер кирпичей 3.5-5X27-29X34-36 см, но есть узкие (шириной 17-18 см) и большие квадратные (со сторонами 35-37 см). Кроме того, применялись лекальные кирпичи, трапециевидные, с полукруглым и треугольным торцами, а также своеобразный тип - с расширенным полукруглым торцом. Кирпичи крещальни такие же, как в здании собора, но здесь использовались и более длинные узкие экземпляры - 4X17- 19X44 см. На постелистой стороне кирпичей (примерно на одном кирпиче из 20) имеются метки.

Цокольная часть стен снаружи здания была затерта раствором, расчерченным глубокими линиями в подражание каменной кладке. При этом некоторые «квадры» имитации были гладкими, а другие имели специально обработанную шероховатую поверхность. В стенах в несколько ярусов проходили деревянные связи, а также карнизы из шиферных плит, соединенных между собой с помощью железных анкеров. В кладке стен крещальни также находились деревянные связи, а в основании барабана купола крещальни - пояс шиферных плит, соединенных железными анкерами.

Некоторые участки здания, особенно южная стена и юго-восточный угол, почти целиком сложены в технике равнослойной кладки. Здесь частично использованы кирпичи первоначальной кладки, а частично новые - ярко-красные, 5X21-23X30- 33 см; на их постелистой стороне есть метки. В кладке барабана отмечены более мелкие кирпичи - 5X20-22X26-29 см; некоторые из них имеют знаки на торцах. В южной апсиде и на ряде других участков здания были выявлены ремонтные кладки из брусковых кирпичей.

Фундамент собора сложен из камней на растворе. Вверху он расширяется; глубина его 1.8 м. Глубина фундамента башни 1.1 м. Фундамент крещальни отрыт под всю постройку; в него заложена подушка из бута и кирпичей, а поверх - вымостка в один ряд кирпичной кладки. Пол храма был выстлан гладкими шиферными плитами, а в подкупольном пространстве - шиферными плитами с резьбой и мозаичной инкрустацией. В центральной апсиде пол из поливных керамических плиток. Обнаружены остатки горнего места, мраморной алтарной преграды и кивория. Найдены резные плиты парапета хор и, возможно, от наружного скульптурного убранства здания. Во время одного из ремонтов, производившихся в конце XIX в., установлено, что полы хор были выстланы поливными керамическими плитками, а пазухи сводов под хорами заполнены голосниками, уложенными на растворе.

При разборке руин встречены куски штукатурки с фресковой росписью. Некоторые из них, судя по составу штукатурки, относятся к наружным частям здания. В значительном количестве обнаружена мозаичная смальта как от половых наборов, так и от стенных. Найдены обломки голосников - амфоры и кувшины местного производства.

Неподалеку от Успенского собора в 1951 г. раскопками вскрыты остатки мастерской по производству стекла и смальты (В. А. Богусевич). Мастерская относится к концу XI в. Состав мозаичной смальты этой мастерской идентичен мозаике, найденной в соборе.

Каргер М. К. Древний Киев, т. 2, с. 337-369; Холостенко Н. В. 1) Исследование руин Успенского собора Киево-Печерской лавры. - СА, 1955, т. 23, с. 341-358; 2) Исследование руин Успенского собора Киево-Печерской лавры в 1962-1963 гг. - В кн.: Культура и искусство Древней Руси. JL, 1967, с. 58-68; 3) Успенський собор Печорського монастиря. - В кн.: Стародавній Київ. Київ, 1975, с. 107-170; 4) Нові дослідження Іоанно-Предтеченської церкви та реконструкція Успенського собору Киево-Печерської лаври. - В кн.: Археологічні дослідження стародавнього Києва. Київ, 1976, с. 131-165; 5) Памятник XI в.- собор Печерского монастыря. - Стр-во и архитектура. Киев, 1972, № 1, с. 32-34; Богусевич В. А. Мастерские XI в. по изготовлению стекла и смальты в Киеве. - КСИАУ, 1954, вып. 3, с. 14-20; Щапова Ю. Л. Новые материалы к истории мозаик Успенского собора в Киеве. - СА, 1975, № 4, с. 209-222; Филатов В. В., Шептюков А. П. Фрагмент наружной росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. - Сообщ. ВЦНИЛКР, М., 1971, № 27, с. 202-206; Гезе В. Е. Заметки о некоторых киевских древностях. - ЗРАО. Нов. сер., 1901, т. 12, вып. 1-2, с. 191-194.

Как восстанавливали храм, Корреспонденту рассказал заслуженный строитель Украины Анатолий Антонюк, пишет Ольга Замирчук в №16-17 издания от 29 апреля 2016 года.

Однажды Киево-Печерскую лавру посетили президент России Владимир Путин и тогдашний президент Украины Леонид Кучма. Когда Кучма показывал Путину Успенский собор, то с гордостью сказал, что во время реконструкции на внутреннюю отделку храма потратили сотни кубов дерева. «Что ж вы тогда долги за газ не отдаёте?» - спросил Путин своего коллегу, и оба они рассмеялись.

Эту историю любит рассказывать заслуженный строитель Украины Анатолий Антонюк. Начиная с 1980-х он с группой архитекторов, историков и общественников обивал пороги кабинетов всех возможных чиновников с просьбой дать разрешение на восстановление главного соборного храма Киево-Печерской лавры. Успенский собор взорвали ещё во время Второй мировой, и некогда величественный храм превратился в руины. Лишь спустя 20 лет с момента начала больших переговоров о его судьбе собор удалось возродить.

Борьба за реконструкцию

Успенский собор несколько веков был для православных легендарной святыней. По преданию, его построили во второй половине XIвека, после того как по молитве основателя Лавры монаха Антония с неба сошёл огонь. Он сжёг на одном из склонов все деревья и кусты, чтобы появилась ровная площадка для строительства храма.

Архитекторами Успенского собора стали 12 греческих мастеров. Согласно легенде, сама Богородица явилась к ним с просьбой возвести храм. Она дала зодчим золото на строительство, мощи семи святых, нерукотворную икону и показала на небе очертания храма. Именно поэтому о церкви говорили «небеси подобная» и считали её земным уделом Богородицы.

Успенский собор служил усыпальницей киевских князей. На территории храма было до 300 захоронений известных исторических и церковных деятелей. К примеру, в Успенском упокоился основатель Киево-Могилянской академии Пётр Могила. Сюда же были перенесены мощи Феодосия Печерского из дальних пещер, но после разрушения собора во время монголо-татарского набега в 1240 году они не сохранились.

Дискуссия о том, кто именно подорвал храм во время Второй мировой, не прекращается до сих пор.

«Каждый раз, когда мне рассказывают, что это сделали немцы, то я, как инженер и бывший сапёр, отвечаю, что это полная чушь, - говорит Антонюк. - Потому что немцы не такие идиоты, чтобы прятать взрывчатку под землю, в то время как они могли подорвать в десять раз меньше тротила, подложив её под каждую стену, - пилоны бы упали, и всё завалилось бы вовнутрь. На самом деле взрывчатку прятали в подземной части. Так что выводы делайте сами».

После взрыва из всех приделов Успенского собора остался только один - придел Иоанна Богослова. По словам Антонюка, сохранённая часть тоже была сильно повреждена, но культурных деятелей послевоенных времён это мало волновало - руины собора просто подпёрли штырями.

«Были очень большие трещины, собор буквально дышал на ладан. Конструкция могла упасть в любой момент. Сразу после войны были проведены первоочередные антиаварийные работы: руины кое-как подпёрли металлическими стойками, взяли в обоймы, сделали какой-то пол, и дальше всё так и стояло», - объясняет инженер.

В 1980-х, когда наконец-то принялись за восстановление главного храма Киево-Печерской лавры, нашлось немало киевлян, которые выступали против реконструкции. Люди, заставшие собор в уже разрушенном виде, считали, что это исторический памятник, который лучше будет смотреться, если его оставить в виде аутентичных руин.

Второй лагерь противников реконструкции, как рассказывает Антонюк, ссылался на то, что восстановление храма может повлиять на весь комплекс Киево-Печерской лавры. Мол, если начать работы, то могут пострадать остальные сооружения святыни.

«В 80-х, когда обсуждался вопрос реконструкции собора, Украина ещё не могла принимать самостоятельные решения, и мы с большой делегацией коллег ездили в Москву, чтобы получить разрешение от Министерства культуры СССР», - вспоминает архитектор.

Восстановление Успенского собора стало делом всей жизни заслуженного строителя Украины. Однако основная часть борьбы за храм шла даже не на время проведения самих работ, а ещё до того - пока договаривались о самом разрешении на реконструкцию.

«Мы долго боролись, но попытки наши были тщетными. Всегда находились люди, которые считали, что не нужно ничего восстанавливать. Разрешение удалось получить, только когда президентом стал Кучма - он издал указ о восстановлении Успенского и Михайловского златоверхого соборов , и мы начали работы», - продолжает Антонюк.

Важным критерием для восстановления любого храма является сохранность документации, по которой можно было бы провести реконструкцию. И в этом плане у Успенского собора были некоторые проблемы.

«У нас был план фундаментов, но документов, позволяющих определить высоту храма и его пропорции, нам не хватало. Тогда нам помог Киевский университет имени Тараса Шевченко, чья кафедра геодезии где-то в 1985 году провела стереофотографометрию, то есть сравнила довоенные фотографии, на которых были до сих пор сохранившиеся здания, с современным видом комплекса Киево-Печерской лавры», - говорит архитектор.

По международным канонам реставрации требовались также свидетельства людей, которые застали храм до разрушений. Сейчас ветеранов той войны в Киеве можно буквально пересчитать по пальцам. Но в 80-е, когда поднимался вопрос восстановления, людей, которые помнили Успенский собор ещё до подрыва, было достаточно. Тогда ветераны поддержали инженеров и выступили с требованием как можно быстрее восстановить храм.

«Ещё одним аргументом в нашу пользу было то, что Успенский собор - это центральная доминанта ансамбля Киево-Печерской лавры. И разрушение храма фактически разрушает весь комплекс святыни», - подчёркивает Антонюк.

Православный канон

По мнению инженера, финальным аккордом в любой реставрации является определение возраста памятника архитектуры. И тут речь вовсе не о том, когда он был построен, - нужно определить, по состоянию на какой период его восстанавливать.

«Каждый храм живёт своей жизнью, как и человек - маленький, юноша, взрослый, - объясняет инженер. - И нужно сказать, вы хотите его видеть юношей, взрослым человеком или уже дедушкой».

Архитекторы долго думали об этом и в итоге приняли решение восстанавливать собор на период XVIIIстолетия. «Нам многое было известно о том, как Успенский собор выглядел в то время», - комментирует Антонюк.

Нынешний Успенский собор, освящённый летом 2000 года, - это пример расцвета украинского барокко. Снаружи семиглавый храм сверкает позолоченными куполами, а внутри хранит один из своих аутентичных приделов - создаётся впечатление, будто внутри собора есть ещё одна церковь.

По словам начальника отдела главного архитектора Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Александра Романченко, Успенский собор объединяет в себе два стилистических направления. Первое ядро храма, спрятанное за надстройкой, древнерусское. А то, что видно снаружи, - уже и есть пример украинского барокко.

«Успенский собор - это действующий православный мужской монастырь. Одно из главных отличий этого храма в том, что он всегда был православным - в Киево-Печерской лавре, за исключением времён Советского Союза, православный канон никогда не перерывался. Успенский собор также уникален как архитектурное произведение, потому что в период барокко, в отличие от классицизма, не было принято строить святыни под копирку - каждая церковь была уникальным произведением искусства», - говорит Романченко.

Перед собором под навесом есть фрагмент стены святыни XIвека. Он поражает своей толщиной, а также необычным стилем кладки: тут есть кладки утопленного ряда (через ряд кирпич углублялся внутрь, а промежутки заполнялись цементным раствором) и смешанного ряда (чередование кирпича и камня).

В храме расположены невероятной красоты иконостасы - те самые, на которые потратили очень много кубов древесины. В восточной его части установлен иконостас длиной 25 метров и высотой 22,5 метра - его вырезали полтавские мастера.

В Успенском собраны порядка 70 икон, которые писались львовскими художниками, среди которых был и сын Нины Матвиенко. На украшение икон собора ушло 5,5 килограммов сусального золота.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 9

GPS: 50°26′06.7″N 30°33′26.4″E

Web: lavra.ua, kplavra.kiev.ua

Этот материал опубликован в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .