Усиление самодержавной власти в 17 веке. Укрепление самодержавия в россии. Управление сословной монархии

XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию. При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает.

Соц.конфликты:

«Соляной бунт»(1648) Правительство Алексея Михайловича увеличивает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми способами.Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, которое удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.

«Медный бунт»,(1662) в ойна требовала денег. Русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Он был жестоко подавлен, чеканку прекратили.

№16.Европейская внешняя политика первых Романовых. Окончание польско-шведской интервенции (Столбовский мир и Деулинское перемирие). Расширение территории Русского государства в XVII в.

Внешняя политика первых Романовых:

1.Воссоединение Левобережной Украины с Россией .-Украина находилась в кольце сильных стран-Речь Посполита, Османская империя и Россия. Украине нужен был союзник. В 1653 г. прибыли в Москву послы от Хмельницкого просьбой о союзе. В 1654 г. собрался Земский собор, на котором было решено взять Украину под свою защиту.1654 г. Украина была принята в состав Российского государства. Украина была принята на правах самой широкой автономии.

Война с Речей Посполитой.(1654-1667,13 лет)

После восстановлений от Смутного времени Россия решила возвратить Смоленск, захваченной во время Смуты Речью Посполитой. (1632 -- 1634 гг) Русское войско было слабым. Осада Смоленска не дала результатов. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск и все захваченные во время Смуты западные территории России. 1648 г. - восстание Богдана Хмельницкого, против польского господства на территории современной Украины. Из-за слабости Россия не помогала казакам, но после воссоединения с укр. началась рус-пол. война. 1667 в было подписано перемирие. Согласно ему, России возвращался Смоленск, а также все земли, потерянные во время смутного времени.

3.Русско-шведская Война 1656-1658 гг .

Русско-шведская война 1656-1658, возникла в результате стремления России вернуть территории на С.-З. и добиться выхода к Балтийскому морю. В 1658 году был подписан мирный договор на 3 года, на выгодных территориальных условиях для Росии,но по истечению договора,все земли пришлось вернуть, чтобы снова не начинать войну.

Освоение Сибири.

Первым двинулся с походом Ермак. В начале 17 века Сибирь принадлежала России.

Столбовский мир – мир между Россией и Швецией, 1617года.Столбовскиймир по сути завершил шведскую интервенцию в Россию, начавшуюся в период Смуты. Швеция возвратила России много захваченных городов.

Деулинское перемирие между Россией и Речью Посполитой. Заключено в 1618 в д. после неудавшейся попытки войска польского королевича захватить Москву. Россия и Речь Посполита уступили друг другу завоеванные территории.

Расширение территории России в XVII в . Произошло за счет включения новых земель таких как Сибирь, Левобережье Украины и т.д. Географические открытия российских исследователей также расширили границы России.

№17.Церковный раскол и народные движения второй половины XVII в. Выступление под руководством С. Разина.

В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, унифицировать (привести к единому) богословскую систему на всей территории России.

Церковный раскол - это отделение части верующих от РПЦ, которые не признали реформу Никона (1653-1656) Они стали называться старообрядцами или раскольниками.

Суть церковной реформы :

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах.

Скрытая причина - Никон хотел быть выше царя.

Участники :Сторонникиникона и противники никона (старообрядцы-раскольники - Аввакум Петров, Иван Неров)

Последствия раскола: 1) церковь ослабла; 2) раскольники преследовались; 3) традиции и обряды раскольников были своеобразны; 4) соловецкое восстание (1668-1676)

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря.Итого - уничтожение староверцев, становление новой веры.

Восстание С.Разина.(1670-1671)

Причины:

1. Усиление феодального гнета

2. Лишение казаков возможности жить защет набегов на турецкие и крымские земли.

Причины поражения :

1.Отсутствие четкой программы

2.разнородный состав

3.слабая дисциплина

4.плохое вооружение

5.вера в хорошего царя

6.стихийность

Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек. Всего было уничтожено более 100 тысяч повстанцев. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права.

№18. Преобразовательная деятельность Петра I как попытка модернизации России: государственно-политическое, социально-экономическое и культурное реформирование. Оценка деятельности Петра I в отечественной историографии.

Петр I Алексеевич (1682–1725)

Государственно-политическое реформирование:

1) после победы в Северной войне Петр I принял титул императора, Россия с этого времени стала называться империей.

2) взамен прекратившей свое существование Боярской думы высшим совещательным органом при императоре Петре I стал Сенат (с 1711 г.). Формировался из высших чиновников, пользовавшихся наибольшим доверием у императора. Главной задачей Сената являлся контроль за деятельностью нижестоящих органов.

3) были сформированы коллегии (с 1719 г.). Главными коллегиями были: Военная, Адмиралтейская и Коллегия «чужестранных дел».

4) уездно-волостное устройство страны было отменено. Россия была разделена на 8 губерний (в 1708–1710 гг.). Губернии, в свою очередь, подразделялись на провинции. Возглавляли губернии губернаторы, которые назначались Петром из числа наиболее доверенных ему соратников;

5) православная церковь при Петре I была преобразована в государственное учреждение во главе с Синодом. Большой урон Петр I нанес монастырям, которые он считал пристанищами тунеядцев.

Преобразования в экономической сфере:

1) мануфактура.(открывала казна, после частные лица)

2) развивалась внешняя торговля. Крупнейшим центром морской торговли становится новая столица – Санкт-Петербург;

3) Петр I придерживался практики протекционизма (превышение экспортной торговли над импортной). Тем самым он стремился к поддержке развивавшейся российской промышленности. В 1724 г. был принят таможенный тариф.

4) на смену прежнему подворному налогообложению пришло новое подушное – с крестьянской души

Преобразования в социальной сфере:

1) в отношении российских сословий вводился принцип равной обязательности того или другого вида службы Отечеству. Дворянство, в частности, должно было выбрать военную или морскую офицерскую или гражданскую чиновничью службу;

2) Указ о единонаследии 1714 г. лишил младших дворянских сыновей права наследовать часть отцовского имения. Это должно было стимулировать их стремление заработать на жизнь службой;

3) Табель о рангах 1722 г. поставила знатность в связь не с происхождением, рождением в знатной семье, а с качеством и продолжительностью службы.

4) привела к ужесточению крепостного права. В разряд крепостных попали даже те группы сословий, которые ранее сохраняли личную свободу;

5)с 1705 г. стала действовать рекрутская повинность: деревни каждый год должны были выставлять рекрутов для пожизненной службы в регулярной армии;

Культурное реформирование:

1)С 1702 г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

2)Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт.

3)основание в 1724 г. Академии наук в Петербурге.

5)Петр I учредил ассамблеи(балы) с обязательным присутствием на них женщин. Это утвердило начало "правил хорошего тона" и употребления иностранных языков(фран.)

Строительство Петербурга, открытие первого театра,

Итоги и значение :

1) Россия стала сильным европейским государством;

2) в большей части удалось преодолеть технико-экономическую отсталость страны;

3) преобразования Петра I дали большой толчок для социально-экономического развития страны.

Оценка деятельности Петра:

1)Дореволюционное – а)Западники: Реформы Петра приобщили Россию к европейской цивилизации.

б)Славянофилы: Реформы Петра нарушили национальный русский устой.

2)Советская – Реформы Петра носили прогрессивный характер, но за счет усиления «эксплуатации трудящихся».

3)Современная – Россия сделала шаг на пути прогресса, но превратилось в военно-полицейское государство, с восточными устоями российского абсолютизма и монополизированной крепостной экономикой.

№19.Внешняя политика Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в.

Внешняя политика Петр I хотел превратить России в великую морскую державу, поэтому был необходим выход к морям – Балтийскому и Черному. Единственным морским портом России оставался Архангельск, который мог использоваться лишь в течение полугода.

Азовские походы

Первоначально основной целью внешней политики Петра I стала борьба за выход Черному морю. В 1695 году было объявлено о начале похода против Турции. Однако недостаток войск(флот) помешали овладеть крепостью Азов.Неудача первого Азовского похода заставила Петра принять решение о строительстве флота. В 1696 г. осажденный с моря и с суши Азов был взят. В 1700 году был подписано мирное соглашение с Османской империей, по которому Россия получала Азов. Однако добиться от Турции согласия на проход русских судов через проливы Россия не смогла. Выход на торговые пути оставался по-прежнему закрытым. Приобретения России в результате Азовских походов закрепить не удалось: в результате неудачной для России войны с Турцией 1710-1713 гг. (Прутский поход 1711 г.) Азов был возвращен Османской империи.

«Великое посольство»

(в 1683 году была создана «Священная лига», в которую через несколько лет вошла Россия.)

С целью активизации «Священной лиги», а также ее расширения за счет Нидерландов, Дании, Англии в 1697 г. в Европу было направлено «Великое посольство». Однако правительства Англии и Нидерландов отказались оказать России политическую и материальную помощь в ее борьбе с Османской империей. Поэтому после «Великого посольства» центр тяжести внешней политики России был перемещен на западное направление.

Северная война(1700-1721)

В 1699 г. был создан Северный союз против Швеции в составе России, Дании и Саксонии. Главной целью теперь стал выход к Балтийскому морю. В 1700 году началась Северная война со Швецией. Ее можно разделить на два этапа: первый – с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сражения), второй – с 1709 по 1721 г. (с Полтавской битвы до заключения Ништадтского мира).

Война началась для Северного союза неудачно. На первом этапе войны лидировала Швеция. Рубежом в войне стала Полтавская битва (27 июня 1709 г.), в которой русская армия одержала победу. Полтавская победа означала коренной перелом в ходе Северной войны. Северный союз, распавшийся в предполтавский период, был восстановлен. Победа в Северной войне открыла России выход к Балтийскому морю. По Ништадсткому миру 1721 года за Россией закреплялись обширные территории.

Конспект по истории России

После бурных событий "Смутного времени", когда авторитет верхов заметно пошатнулся, государственная власть в России была восстановлена в форме сословно представительной монархии , опиравшейся на Боярскую Думу и земские соборы. Избранный в 1613 г. царем молодой и слабохарактерный Михаил Романов долгое время не играл самостоятельной роли. Государственными делами заправляли его родственники Салтыковы и Черкасские. Затем вернувшийся из плена отец царя патриарх Филарет более десяти лет лично руководил правительством. Вошедший на престол юным, второй Романов - Алексей Михайлович (1645-1676), в начале правления был вынужден делить власть - сначала с боярином Морозовым, а затем некоторое время с патриархом Никоном. Ограничение царской власти в условиях сословно-представительной монархии объяснялось привилегированным положением боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую думу - высший правительственный орган.

Но к середине XVII в. значение Боярской думы постепенно падало. Члены Думы давали присягу ничего не делать без ведома царя. Царь же мог решать вопросы и без согласия Думы.

Своеобразие русской монархии того периода выражалось в стабильности сословного представительства, особенно сословия горожан - торгово- ремесленной верхушки. Поэтому в эволюции самодержавия России роль земских соборов в XVII в. постепенно падает: крепнущее самодержавие все реже собирает их для решения тех или иных важных вопросов.

Самодержавное государство опиралось на развитый бюрократический аппарат . Центральное управление осуществлялось через приказы (особые органы исполнительной власти). Число их было различно, иногда доходило до 50. Часть приказов подчинялась не государю, а патриарху. В XVII в. значение бюрократических элементов - дьяков, подьячих в приказной системе усиливается.

Наблюдается падение выборного начала в местном самоуправлении. Здесь также проявилась тенденция к централизации. На местах всю полноту власти - военную, судебную, финансовую и т.д. - осуществляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. Воеводское управление местами поглотило, а местами подчинило все виды прежней администрации и прежде всего земское управление.

Таким образом, новым моментом в политической области во второй половине XVII в. была эволюция сословно-представительской монархии в сторону абсолютизма.

Новые тенденции заметны в развитии российского войска . Кроме стрелецких полков и дворянского конного ополчения, с 30-х гг. XVII в. начинают создаваться т.н. полки "нового" (или "иноземного") строя, укомплектованные по принципу принудительного набора, обученные и вооруженные по западному. Полки "нового строя" к концу столетия стали играть большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства, значение же поместного ополчения резко упало. Одновременно утрачивали прежнее предназначение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России насчитывалось свыше 60 тысяч солдат, около 30 тысяч рейтар, свыше 50 тысяч стрельцов и лишь около 16 тысяч дворян. Кроме того, имелось еще около 30 тысяч конных "служилых инородцев" - татар, мордвы и других.

Вместе с тем, в организации вооруженных сил России к исходу ХVII в. имелись и серьезные недостатки. Прежде всего, они представляли чрезвычайно пеструю картину. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение всех этих разрядов войска были разнородными. Отсутствовало единое центральное управление вооруженными силами. Из-за экономической отсталости России армия испытывала большой недостаток в ружьях, мушкетах, пистолетах и боеприпасах. Артиллерия имела много орудий старых образцов, сделанных еще в XV-ХVI веках. Таким образом, существовавшая в конце ХУII века военная система не могла в должной мере обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических проблем русского государства. Необходима была ее коренная реорганизация.

"Уложением" 1649 г. запрещается новое приобретение земель церковью. Одновременно сокращаются ее многочисленные привилегии. Тем самым ограничивается экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждается Монастырский приказ.

Параллельно с отмиранием сословного представительства растет политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая государственная печать, в царский титул вводится слово "самодержец". Идеология самодержавия зиждилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей.

9) Усиление самодержавной власти при Алексее Михайловиче (1645 – 1676)

Усиление самовластья.

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 века земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 году Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы "служилого города". Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков "иноземного строя".

Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1645-1653 годы. В наследство от отца Алексей Михайлович получил немало неразрешённых проблем (земельный вопрос, налоги, торговля, последствия поражения в Смоленской войне 1632-1634 годов.). 10 июня 1648 года дворяне с купечеством потребовали собрать Земский собор. Он был созван 16 июня 1648 года и на нём было принято решение о подготовке нового собора, на котором рассмотреть свод законов (Уложение).

Земский собор открылся в начале сентября 1648 года и продолжал работу до конца января 1649 года. Работа протекала в двух палатах. Боярская дума, Освящённый собор, патриарх и царь заседали в одной, верхней. В нижней заседали «земские люди» - депутаты от гордов и рядовые дворяне. Дворяне добились включения в Уложение долгожданных законодательных норм об отмене сроков сыска беглых крестьян, что обозначало установление крепостной зависимости. Посады получили удовлетворение своих требований об изъятии беломестных слобод и дворов в городах и передаче их в тягло. Детально было разработано законодательство о поместном и вотчинном землевладении, а также о судопроизводстве. Особое место отводилось охране жизни и достоинства царствующих лиц. Уложение в первый раз узаконило права государевой власти, обратив в постановление то, что прежде существовало только по обычаю и по произволу. Таким образом, во второй и третьей главе "О государской чести и о государевом дворе" указаны разные случаи измены, заговоров против государя, а также и бесчинств, которые могли быть совершены на государевом дворе. Суд в это время перешел почти исключительно в руки приказов.

Реформы Алексея Михайловича.

Во второй половине 17 века начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в т. ч. поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые "комедийные действа". Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии. Алексей Михайлович - один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 года патриархом Никоном. В 1666-1667 годах церковный собор проклял "староверие" и обязал "градские власти" сжигать всякого, кто "возложит хулу на Господа Бога". Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662 года и казачье восстание под предводительством С. Т. Разина, с трудом подавленное правительством. Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656). В 1654 году произошло объединение Украины с Россией, а начавшаяся после этого война с Речью Посполитой (1654-1667) завершилась подписанием Андрусовского перемирия и закреплением России на Левобережной Украине. Но попытки выйти к берегам Балтийского моря (русско-шведская война 1656-1658 годов) не привели к успеху.

Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1654-1676 годы. После Земского собора в октябре 1653 г. этот общегосу­дарственный орган фактически прекратил свое существование. Царь управ­лялся с делами без него. Даже Боярская дума уже не имела прежнего значе­ния. В 1654 г. по указу Алексея Михайловича создается "Приказ его великого государя тайных дел". Это необычное учреждение должно было служить це­ликом и полностью исполнению царской воли, но, в отличие от других орга­нов центрального аппарата, новый приказ, действительно, был тайным: даже бояре и другие приближенные к царю люди не должны были знать о намере­ниях и действиях государя. Приказ Тайных дел осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране и доставлял монарху необ­ходимые сведения.

Приказ принял на себя дела по управлению обширным хозяйством царя Алексея Михайловича. Приказ довольно аккуратно вел приходно-расходные книги денежной, казны, из которых можно почерпнуть весьма интересные данные о жизни не только царского двора, но также по более широкому кругу вопросов. Наконец, новое административное детище царя Алексея занималось обеспечением охотничьих пристрастий государя, прежде всего потехи с лов­чими птицами (соколами, ястребами). Серьезным шагом по пути усиления царской власти стало и создание так называемого Счетного приказа. Тем самым была предпринята попытка со­гласовать финансовую деятельность сложной системы приказов - централь­ных ведомств. Предполагалось контролирование денежных поступлений в казну и расходования средств. Серьезных последствий создание такого орга­на, однако, не имело. Еще одним новым государственным учреждением, появившимся также по инициативе Алексея Михайловича, стал Записной приказ. Ему вменялось в обязанность составить историко-родословный труд о династии Романовых и ее деятельности. Все это служило идее возвеличения царской власти. Начало 60-х годов XVII века – время экономического и финансового кризиса в России, роста в военных условиях налогов, застоя торговли, дороговизны и голода. В то же время усиливалась мощь высших слоёв посадского населения – предпосылки к буржуазии. 17.10.1660 царь указал боярам «говорить» с торговыми людьми разных слоёв для выяснения причин подорожания и принятия советов. Среди причин были указаны торговцами: спекуляция закупщиков, неурожаи, потребность в хлебе на винокурнях и пивоварнях, уменьшение численности пашенных людей (моровое поветрие, государева служба, которую реформировал царь), увеличение спроса на хлеб среди переведённых на денежное жалование стрельцов и прочее. 25.07.1662 года в Москве произошло восстание. Почти накануне его правительство созвало несколько совещаний торговых людей. Хотя до этого в «сказках» торговцы просили собрать земский собор. На совещании люди «третьего сословия» предложили не только модель земского собора, но и модель общества в целом, упоминая чины и сословные группы, но опустив крестьян. Почему не был созван земский собор? Первое – это позволило феодальному государству проявить тенденцию к абсолютизму. Второе – возможность проявления оппозиционных настроений среди дворян и посадских людей.

10) Реформы Петра I и становление абсолютизма.

Предпосылки реформ Петра I

Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. Во второй половине этого столетия изменяется, становится более централизованной, система государственного управления. Предпринимаются также попытки более четко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). Тогда появляются первые зачатки армии - так называемые полки иноземного строя.

Происходят важные изменения в культуре: появляется театр, первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения в середине XVII в. к России Украинцы - временно - Белоруссии, находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. Именно в XVII в. расцветает в Москве знаменитая Немецкая слобода (место поселения европейцев), впоследствии оказавшая столь сильное воздействие на юного Петра.

Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.

Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность.

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

Установление абсолютизма в России

Перемены в государственном строе в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п.

Тем не менее, в силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция).

Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального, местного аппарата и армии, превращения главы государства - самодержавного царя - в носителя абсолютной (неограниченной) власти.

Расширение и бюрократизация государственного аппарата требовали новых кадров командного состава регулярной армии и чиновничества гражданского аппарата. Законодательство Петра I ввело обязательную военную или гражданскую службу для дворян. На службу государства были привлечены церковь и многочисленное духовенство.

Для российского абсолютизма были характерны следующие особенности:

Абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.

Несмотря на то, что сельское хозяйство с трехпольной системой земледелия и относительно отсталыми орудиями производства (соха, бороны, серп, коса) оставалась основной отраслью экономики России, начинается достаточно интенсивное освоение новых посевных территорий на юге страны.

Наблюдается развитие промыслового хозяйства и ремесленного производства. Углубляется разделение труда. Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовил почву для возникновения мануфактур.

Начинает интенсивно развиваться торговля, несмотря на наличие существенных препятствий: у России на западе и юге отсутствовал выход к морям.

Развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка, большие потребности государственной казны в денежных средствах, необходимых для ведения войн, привели к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе.

В общем, абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Не случайно становление абсолютизма совпадает с окончательным юридическим закреплением крепостного права.

Во-первых, ему приходилось учитывать и интересы купечества, заводчиков, фабрикантов.

Во-вторых, по-прежнему остра была проблема защиты крайне протяженных границ страны, не защищенных никакими естественными препятствиями (морями, горами и т.д.).

В третьих, по-прежнему стояла задача воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и белорусов. Перечисленные выше задачи имели безусловно общенациональный характер, и абсолютизм в России на определенном этапе его развития (в XVII - XVIII вв.) отражал общенациональные интересы и даже пользовался определенной поддержкой всего населения, в том числе и основной массы крестьянства, которое объединяла общая православная религия и общая вера в доброго царя, окруженного «злыми боярами».

11) Дворцовые перевороты и борьба за наследие Петра I.

Предпосылки дворцовых переворотов

Основная причина, легшая в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. Было бы упрощением считать, что раскол произошел по линии принятия и непринятия реформ. И так называемое “новое дворянство”, выдвинувшееся в годы Петра благодаря своему служебному рвению, и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, надеялись в той или иной форме дать передышку обществу, а в первую очередь, - себе. Но каждая из этих групп отстаивала свои узкосословные интересы и привилегии, что и создавало питательную почву для внутриполитической борьбы.

Дворцовые перевороты были порождены острой борьбой различных группировок за власть. Как правило, она сводилась чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол.

Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную “опору” самодержавия.

Со дня смерти Петра I и до воцарения Екатерины II на троне сменилось 6 государей и государынь. Никто из них не отличался высоким интеллектом, большинство оказалось на троне по воле случая.

Петр I скончался 28 января 1725 г., не назначив преемника. Выдвинувшаяся при Петре I знать возвела на престол Екатерину. Эта женщина была недалекая, неграмотная, но пользовавшаяся популярностью. Практически власть оказалась в руках умного князя Меншикова. При императрице был создан Верховный тайный совет. Ему были подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат.

После смерти Екатерины I в 1727 г. императором стал внук Петра I – Петр II. В этом году Меншиков был арестован и умер в ссылке. Изменился состав Верховного тайного совета, и его положение. При дворе большое влияние приобрел Алексей Долгорукий. Вскоре император умер.

Выбор пал на Анну Иоанновну, дочь брата Петра I. Существовали кондиции, т.е. условия вступления на престол: императрица должна управлять гос-м вместе с Верховным тайным советом. Позже Анна надорвала лист бумаги с подписанными ею кондициями, это означало, что она провозгласила себя самодержавной императрицей. Ленивая Анна Иоанновна не проявляла интереса к гос.делам. Вместе Верховного тайного совета при ней было организован Кабинет министров. В царствование Анны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Своей преемницей Анна назначила Анну Леопольдовну, которую вместе с семьей арестовали в пользу дочери Петра I – Елизаветы. Вступление Елизаветы Петровны сопровождалось двумя особенностями:претендентка на трон сама отправилась добывать корону, сама провозгласила отряд гвардейцев. Швеция объявила России войну. Подлинная цель – пересмотр условий Ништадского мира. Новая императрица упразднила Кабинет министров. Сенату возвратилась былая власть.Была создана Конференция при высочайшем дворе.Умерла Елизавета в 1761 г. Ее сменил Петр III, внук Петра Великого. Петр 3-й вызвал неуверенность у придворных и вельмож, которые вскоре в 1762 г. лишили его власти. Началось 34-летнее царствование Екатерины Великой.

12) Внутренняя и внешняя политика Екатерины II

Денежная реформа – появились государственные банки, вошли в обиход бумажные деньги.

Реформа образования 1782 г. – стали появляться образовательные учреждения, в которых могли теперь учиться все желающие.

Полицейская реформа 1782 г. – был введен устав благочестия. Туда входили приставы, городничий, полицмейстер. Проводились суды за моральные и общественные нарушения.

Городская реформа 1785 г. – были созданы новые выборные участки, количество избирателей многократно увеличилось. Жители городов были поделены на 6 разряд по различным признакам. Каждый при этом имел свои права и обязанности.

Реформа сената 1763 г. – Учреждён сенат, который стал высшей судебной инстанций.

Секуляризационная реформа 1764 г. – все земли при монастырях и крестьяни живущие на этих землях были переданы коллегии экономии. С этого времени государство регулировало число монахов и монастырей.

Судебная реформа – для каждого сословия был учрежден свой суд.

Реформы Екатерины 2 вызывали как одобрение, так и не довольные мнения. Кто - то был против нововведений, но во многом это был сильный шаг вперед.

Внутренняя политика.

Екатерина готовилась к вступлению на престол и заранее подготовила политическую программу. Эта программа была основана на истории развитии России и идеях Просвещения. Внутренняя политика Екатерины 2 заключала в себя главным образом реформы. После того как закончилась Русско – Турецкая война, настал новый этап Екатерининских реформ. Императрица самостоятельно разрабатывала законодательные акты. В 1775 году был выпущен манифест, разрешающий свободное заведение разных промышленных предприятий. В это же время была введена Губернская реформа. В 1785 году Екатерина издает законодательные акты – грамоты дворянству и городам. Готовилась грамота и крестьянам, но по некоторым обстоятельствам в действие не вступила. Грамоты имели юридическое закрепление прав и привилегий. Внутренняя политика Екатерины 2, включая реформы, была продолжением преобразования Петра 1 . Екатерина была тонкой натурой, умела разбираться в людях, легко подбирала нужных ей помощников. Приветствовала ярких и талантливых личностей. Именно поэтому при её правлении появились выдающиеся государственные деятели, писатели, музыканты. С подданными Екатерина вела себя грамотно, тактична, она была тонким психологом, великолепным собеседником, умела слушать людей. При её правлении не было шумных гонений, арестов, и поэтому то время называли «золотым веком».

Внешняя политика.

Как и Петр 1, Екатерина считала, что Россия любым путем должна завоевать лидирующую позицию в мировой политике. После вступления на престол Екатерина прекратила союзный договор с Пруссией. Русско – Турецкая война была успешна для России. В дальнейшем Россия укрепила свои позиции в Крыму и на Кавказе. В начале 1782 года Крым включен в состав Российской империи. Внешняя политика Екатерины 2, была продумана и складывалась на благо России, и её процветания. В 1779 году Россия укрепила международный авторитет, являясь посредником между Австрией и Пруссии. В 1787 году Екатерина посетила Крым, после чего началась война с Турцией. В это же время начинается война со Швецией. Но Россия успешна, справилась с противниками. Внешняя политика Екатерины 2 очень хорошо отразилась для страны. Екатерина очень любила власть и ради неё была готова на многое. Многие смогли оценить, на что готова умная эрудированная императрица ради своей страны. Екатерина 2 смогла показать свой талант в правлении таким могущественным государством как Россия.

13) Внутренняя и внешняя политика Павла I

После смерти Екатерины II Великой, российский престол возглавил ее сын Павел I. Личность Императора Павла I была двойственной и непонятной: то ли гений Просвещения, то ли сумасшедший.

Почему Павел I не продолжил политику Екатерины?

В детстве он недополучил материнской любви, так как Императрица Елизавета строго ограничивала его общение с Екатериной. В старшем возрасте, теплые отношения с матерью так и не были достигнуты.

Павел не мог простить Екатерине I заговор против своего отца, вследствие убийства которого она получила верховную власть. А ходившие в то время слухи о том, что Павел является на самом деле сыном Салтыкова и не принадлежит к династии Романовых, только добавляли масла в огонь ненависти к Императрице.

Поэтому, сразу же после ее смерти и внутренняя и внешняя политика Павла I принципиально отличалась от политики его матери.

Внутренняя политика Павла I

Первым указом нового Императора был указ о престолонаследие, согласно которому, после смерти монарха, власть переходит к старшему представителю его мужского потомства, а при отсутствии таковых – к брату или его сыновьям.

Этот указ остановил период дворцовых переворотов, вследствие которых престол занимали в большинстве случаев женщины.

Император Павел I смог значительно улучшить состояние армии. Благодаря строгой армейской дисциплине, он контролировал не только рядовых солдат, но и генералов.

В период правления Екатерины, довольно распространенным было то, что военные имеющие высокие чины и звания сидели дома и посещали светские рауты, и на полях сражения ни разу в жизни не были замечены. Таких офицеров Павел отсылал в Сибирь, лично срывая с них эполеты.

Так как Императрица Екатерина была знатной ценительницей лоска, красоты и дорогих вещей, Император Павел I фактически полностью изъял это с жизни общества. Он ввел запрет на ввоз с Европы книг, нот. Молодым людям запрещено было уезжать учиться за границу.

Император регулировал все сферы жизни общества, некоторые его указания доходили до абсурда: четко регламентировалось какие платья нужно носить женщинам, во сколько вся империя должна ложиться спать и какие книги читать.

Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных. Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.

С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Симеон Петровский-Ситнианович (1629-1680). Главной проблемой его творчества было разрешения вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются.

Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор).

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы.

В практике законодательной деятельности Русского государства появилось понятие «именной указ», т.е. законодательный акт, данный только царем, без участия боярской думы. Все именные указы носили характер второстепенных актов верховного управления и суда. Боярские же приговоры были наиболее важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом, основами финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности государства. Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений. В царствование слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682) значение Боярской думы временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором.

Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Этот орган управления разрешал важнейшие государственные дела. Будучи законодательным органом, вместе с царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца.

Несмотря на возросшее к середине XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничьих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.

Характерной особенностью XVII века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству.

С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и, прежде всего, поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

Появление земских соборов означало установление в России сословно- представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов. Земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали царей. Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.

Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.

Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной монархии XVII века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки. Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года.

Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.

Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально- экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к концу XVII века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания.

Серегино.
Добавлено, чтобы было хоть что-то. Доработать!

XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию. При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает. После 1649 г. состоялись всего четыре Земских собора. Они решали важнейшие государственные вопросы: утверждали основные законодательные акты, давали согласие на ведение или прекращение военных действий, обсуждали международные соглашения и т.д. До 1682 г. в их компетенцию входило утверждение русских государей на царство. В 1653 г. потребовалось согласие Земского собора на просьбу гетмана Б. Хмельницкого о присоединение Левобережной Украины к России, ибо это означало неизбежную войну с Польшей.Уменьшилось и значение Боярской думы в политической жизни: она полностью переходит под власть царя во второй половине XVII века. Зато возрастает влияние «ближней государевой думы», куда входили доверенные лица самодержца. В середине 50-х гг. XVII в. возник Приказ тайных дел – личная канцелярия царя, поставленная над всеми официальными учреждениями и лицами. Число приказов увеличилось до 80. Все большую роль в них играют не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия – необходимый элемент системы абсолютизма. Попытки ограничить своеволие бюрократии предпринимались неоднократно, но без особого успеха. В 1682 г. было отменено местничество – система получения государственных постов по степени знатности и родовитости. Управление страной становилось все более централизованным, хотя и мало упорядоченным.На местах централизация выражалась в создании на базе нескольких уездов особых округов – разрядов. Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В 1646 году правительство Алексея Михайловича увеличивает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения казны вновь происходит сокращение доходов, ибо народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми способами.Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, получившее название «Соляного бунта». Несколько дней Москва была в мятеже: жгли, убивали, грабили всех, кого считали виновником народных бед. К горожанам присоединились стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.Восстание, испугавшее власти, во многом способствовало созыву в 1649 году Земского собора и принятию Соборного уложения - нового кодекса законов.»Соляной бунт» в Москве не был единственным. В 1630 - 1650-х годах восстания произошли более чем в 30 русских городах.Эти восстания не облегчили положение народа. В середине XVII века налоговый гнет возрос еще более. Денег требовали войны, которые вела Россия со Швецией и Польшей, нужны были средства и на содержание государственного аппарата.В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Доведенные до отчаяния посадские московские люди летом 1662 года подняли восстание. (Медный бунт.) Оно было жестоко подавлено, но правительство для успокоения народа вынуждено было прекратить чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными.