Независимая молдавия. Государственное и политическое развитие независимой Республики Молдова. Динамика политической жизни

Положение крестьянства и крестьянское движение. На экономическое развитие Молдавии в первой половине XIX в. имела влияние близость Чёрного моря, через порты которого производился экспорт продуктов сельского хозяйства за границу. Спрос на зерновые продукты на заграничных рынках служил стимулом к увеличению продуктивности помещичьего хозяйства.

Законодательной регламентации крестьянского вопроса в Бессарабии предшествовало обнародование в 1831 г. П. Д. Киселёвым кодекса барщинных работ для придунайской Молдавии и Валахии. Маркс подверг детальному анализу этот кодекс (так называемый «Органический регламент») и пришёл к выводу, что установленное законом отношение барщинного труда к необходимому составляло в Валахии 662/3%.

В Бессарабии законодательной регламентации крепостниче­ских отношений был посвящен закон 1834 г. об обязательном заключении, начиная с 1836 г., так называемых «добровольных» контрактов между бессарабскими землевладельцами и жившими на их землях царанами. Издание этого закона вызвало большое недовольство в среде сельского населения. Сотни царан, желая избегнуть необходимости вступать в письменные договоры с помещиками, стали подавать заявления в Казённую палату о перечислении их в мещане. Тогда правительство, защищая классовые позиции феодалов, издало в марте 1846 г. «правила», определявшие взаимные обязанности бессарабских землевладельцев и царан на основах так называемого «нормального контракта». Барщина была определена в 12 условных «пунктовых» дней в году, причём один такой «день» значительно пре­вышал по объёму труда обычный трудовой день.

Из изложенного видно, что Молдавия после присоединения её к России подвергалась, как и вся Россия того времени, крепостническому угнетению. Тем не менее присоединение Молдавии к России имело большое прогрессивное значение, так как её положение под властью крайне отсталого турецкого правительства тормозило экономическое развитие страны. Население Молдавии, буквально отданное Турцией на откуп хищным господарям и их многочисленным ставленникам, систематически подвергалось грабежу, сходному с военным разорением. Не существовало границ этой безудержной и ничем не регламентированной эксплуатации. Постоянно возникавшие на территории Молдавии длительные, часто многолетние военные столкновения соседних держав дополнительно разоряли население. Всё это прекратилось с установлением в крае власти России. Чрезвычайно оживились торговые сношения укрепились хозяйственные связи Левобережья Днестра и Бессарабии с внутренними русскими губерниями.

Накануне Крымской кампании Бессарабия ежегодно отпускала за границу 600 тыс. четвертей зёрна (главным образом пшеницы).

В Центральную Россию и за границу сбывались многочисленные гурты рогатого скота. Высокие цены на овечью шерсть в 20-х годах XIX в. дали толчок развитию тонкорунного овцеводства. Вывоз из Бессарабии за границу лошадей, рогатого скота и овечьей шерсти в 50-х годах XIX в. производился на сумму более 1,5 млн. руб серебром ежегодно.

Большое значение в экономике Молдавии получило производство табака. Ежегодный доход Бессарабии от табачной промышленности достигал в середине века 240 тыс. руб. серебром.

Бессарабия занимала первое место в России по виноделию. Центром виноделия был район Аккермана. В середине XIX в. из Бессарабской области вывозилось ежегодно не менее 500 тыс. вёдер виноградного вина. Таким образом, после присоединения Молдавии к России, несмотря на крепостническое угнетение и вопреки ему, в Молдавии произошло несомненное развитие производительных сил. Под оболочкой крепостных отношений созревали новые, капиталистические отношения. Правда, Молдавия в первой половине XIX в. представляла собой ещё чисто земледельческую страну, в которой промышленность находилась на самой низкой ступени развития. Причиной промышленной отсталости Молдавии являлась колониальная политика царизма, использовавшая край в качестве источника сырья и рынка сбыта товаров. Статистика 1857 г. отмечает в Бессарабии всего 138 мелких предприятий по переработке местного сырья (винокуренных, свечных, мыловаренных, восковых заведений и пр.), на которых числилось 724 рабочих. В том же году в Тираспольском уезде и прилежащих к нему районах было 29 незначительных промышленных заведений (салотопенных, свечных, мыловаренных, винокуренных, пивоваренных и пр.).

Рост товарно-денежных отношений в Молдавии выразился в появлении значительного количества ярмарок и базаров, на которых производились большие закупки хлеба и скота крупным купечеством. Из Центральной России на молдавские ярмарки привозились текстильные и металлические изделия, галантерея и другие произведения русской промышленности. Привоз товаров и пригон скота на всех ярмарках Бессарабии в середине XIX в. выражались в сумме 400 тыс. руб. серебром в год. В связи с развитием торговли росло и крепло местное купечество. В 1858 г. в Бессарабии было объявлено 992 гильдейских купеческих капитала на сумму около 3 млн. руб. серебром. Прасолы, офени, ходебщики служили посредниками между непосредственными производителями и крупными оптовыми торговцами.

Таким образом, и в земледельческой Молдавии, несмотря на её экономическую отсталость, создавались предпосылки для перехода к новому, капиталистическому строю. Капиталистические отношения формировались в сельском хозяйстве.

Протест широких народных масс Молдавии против феодального гнёта проявлялся в своеобразной форме - организации повстанческих отрядов, совершавших нападения на помещиков и купцов. Руководители таких отрядов - гайдуки - в глазах народа были окружены ореолом героизма как защитники угнетённой бедноты от притеснения помещиков и властей. Особенно популярным героем молдавского народа был один из гайдуков Кишинёвского уезда, Бессарабской области, конца XVIII - начала XIX в., Бужор, гроза феодалов и купцов. По преданию, Бужор ходил по городам и сёлам и отыскивал бедняков, помогал им средствами, отнятыми у богачей.

Классовый облик другого гайдука начала XIX в., Войку, ярко отражён в фольклоре. Войку отвечает судьям:

Погатотва вам я не отдам;

Вы Войку ведь всё равно повесите

И возьмёте его червонцы;

Их проиграете в карты,

Израсходуете на экипажи или промотаете на женщин! Я спрятал их в деревьях,

Чтобы нашли их бедные и купили себе волов да коров.

Теми же мотивами борьбы с феодально-крепостническим гнётом проникнута и деятельность знаменитого Урсула, казнённого в Бессарабии в 1823 г.

На территории Левобережной Молдавии получил известность уже упомянутый выше Кармалюк, хотя главной ареной его деятельности была Украина.

Массовое движение в Молдавии не ограничивалось выступлениями гайдуков. Имелись и более высокие формы крестьянского движения. В 1803 г. в помещичьих имениях Тираспольского уезда произошло антифеодальное движение крестьян, возникшее на почве закрепощения землевладельцами выходцев из -придунайской Молдавии. Во втором десятилетии XIX в. в связи с организацией в Новороссии военных поселений многие крестьяне отводимых под поселение деревень ушли оттуда со всем своим имуществом и скотом. Волнения и побеги крестьян не прекращались в Молдавии в течение всей первой половины XIX в. В то же время в Бессарабию в большом количестве направлялись беглые крестьяне из соседних губерний. Побеги особенно усилились в 1856 г. в связи с переходом части Бессарабии к придунайской Молдавии, где крестьяне рассчитывали получить волю. С 1858 г. начались серьёзные волнения в помещичьих владениях Бессарабской области: царане требовали у местного начальства разрешения на переселение на казённые земли, ссылаясь на то, что помещики злоупотребляют своей властью. Получив отказ, царане решили самовольно осуществить переселение. Движение было подавлено воинской силой.

Молдавия - суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. М. фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.

До 1998 территория М. делилась на 40 районов, по реформе 1998 - на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы. М. возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов). Наиболее крупные города - Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.

Глава государства - президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Председатель парламента - Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти - правительство, премьер-министр - В. Тарлев.

Президент избирается парламентом на 4 года тайным голосованием 3/5 голосов избранных депутатов и не более чем на 2 срока подряд. Парламент избирается на основе всенародных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе - 51 депутат по партийным спискам и 50 депутатов от одномандатных округов. Срок полномочий депутатов парламента 4 года. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и в соответствии с вотумом доверия парламента назначает главу правительства.

В 1991-2003 избиралось три президента: М.Снегур (срок правления 1991-96), П.Лучинский (декабрь 1996 - февраль 2001), В.Воронин (с февраля 2001). Главы правительств при Снегуре - А.Сангели, И.Чубук, при Лучинском - И.Чубук, И.Стурза, Д.Брагиш.

По закону о местном самоуправлении (2003) органы местного управления - местные советы и прима-ры. Районные местные советы (первый уровень), сельские, коммунные, городские советы (второй уровень) избираются всенародно, председатель района избирается районными советниками. Контроль на местах осуществляют территориальные бюро Государственной канцелярии. Глава АТО Гагаузии - башкан. 25 мая 2003 состоялись выборы (3-я кампания после 1995, 1998) в новые местные органы власти в 32 районах М. Избиралось 11 935 советников и 898 примаров. Партия коммунистов получила 48,03%, т. е. 367 мандатов, в советы и более 50% должностей примаров. Блок «Социал-либеральный альянс» - Moldova Noastra - 21,03% (189 мандатов), ХДНП - 9,53, Демократическая партия - 6,98, Блок «СДП- СЛП» - 3,69, Демократическая аграрная партия - 2,035, независимые кандидаты - 5,32%. В муниципальный совет Кишинева 51 мандат получили 6 партий, набравших более 2% голосов (Партия коммунистов - 43,59%).

В М. сложилась многопартийная система. Официально зарегистрированы 26 политических партий и общественно-политических движений. Наиболее крупные и влиятельные - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ - правящая партия с 2001), лидер партии - В. Воронин, Христианско-демократическая народная партия, лидер Ю.Рошка, Демократическая партия, лидер Д.Дьяков, Партия возрождения и согласия, лидер М.Снегур, Либеральная партия, Партия социально-экономической справедливости, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Общественно-политическое движение «Равноправие», Партия социалистов и

др. В результате внеочередных парламентских выборов (февраль 2001) в парламенте три фракции - фракция ПКРМ (71 место из 101), её лидер В. Степанюк, и две фракции от оппозиционных партий правого толка - Социал-демократический альянс (19 мест), её лидер - бывший премьер-министр Брагиш, и фракция Христианско-демократической народной партии (11 мест), её лидер - Рошка.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников, Бизнес-центр, Клуб деловых людей Timpul.

Создан ряд общественных организаций: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые, профессиональные организации в различных областях деятельности. Элементы гражданского общества: практика ежегодного подписания коллективного договора между профсоюзами и властью, а также постоянный диалог между президентом и представителями гражданского общества всех социальных слоёв для достижения согласия в обществе.

С 2001 внутренняя политика определяется программными установками новой власти. Главная задача - последовательно проводить политику с учётом предвыборных обещаний коммунистов «возродить страну, поднять экономику», следовать стратегии устранения ошибочных в прошлом решений, добиваясь в экономической сфере достижения устойчивого экономического роста и преодоления бедности, в политической жизни - достижения политической стабильности и гражданского согласия, урегулирования приднестровского конфликта, вывода российских войск, размещенных на территории Приднестровья со времён военного конфликта, объединения страны.

Внешняя политика М. определяется национальными интересами страны. По Конституции М. соблюдает «постоянный нейтралитет». Цели внешней политики: укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности, повышение авторитета М. на международной арене, развитие дипломатических отношений и взаимовыгодных связей со всеми странами мира. Особое внимание уделяется сотрудничеству со стратегическим партнёром РФ и с соседними странами - Украиной и Румынией. Долгосрочная стратегическая цель - интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.

По Конституции М. - нейтральное государство, не участвует в каких-либо военных блоках, военно-политических формированиях. Общая численность национальной армии 8,5 тыс. чел. Вооружённые силы включают мотострелковые, артиллерийские подразделения, ПВО, авиацию, подразделения боевого и тылового обеспечения. На вооружении находятся 209 транспортных самолётов, 150 миномётов, 6 вертолётов, 5 транспортных самолётов, 6 МиГов. Возраст военной техники в среднем 10-15 лет.

Республика Молдова имеет дипломатические отношения с РФ (установлены 6 апреля 1992). С 13 мая 2002 вступил в силу базовый политический Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ.

Официальное название - Республика Молдова (Republica Moldova, Republic of Moldova). Расположена в юго-восточной части Европы. Площадь 33,8 тыс. км2, численность населения 3,6 млн чел. (2002, 4,2 млн чел. с данными по территории Левобережья реки Днестр и г. Бендеры). Государственный язык - молдавский, латинская письменность. Столица - г. Кишинёв (662 тыс. чел., 2002). Государственный праздник - День независимости 27 августа (с 1991). Денежная единица - молдавский лей.

Член ООН (с 1992), СНГ (с 1992), Черноморского экономического сотрудничества (с 1992), ОБСЕ (с 1993), Совета Европы (с 1995), ВТО (с 2001) и др.

Достопримечательности Молдавии

География Молдавии

Расположена между 26°40 ’ и 36°40 ’ восточной долготы и 45°28 ’и 48°28 ’северной широты. Не имеет выхода к морю, береговая линия 0,7 км устья реки Дунай. На востоке, севере и юге граничит с Украиной, на западе с Румынией.

Ландшафт: в центре и на севере - холмистая степь Кодру, на юге - равнина (Буджатская). Самая высокая точка страны - возвышенность Бэлэнешть (429 м). Главные реки (км): Прут (695), Днестр (630), Рэут (286, протяжённость по территории). Озёра (км2): Белеу (6,26), Бык (3,72), Драчеле (2,65). Почвы: преобладает чернозёмная (80%), подзолистая. Растительный и животный мир: флора представлена ок. 1870 видами растений. Лесной покров сохранился почти на 11% территории. Существуют заповедные зоны, наиболее крупный заповедник «Кодры». В лесах встречаются: бук, дуб, клён, липа, ясень, черешня и др. Фауна представлена 68 видами млекопитающих (лиса, кабан, косуля, барсук, олень, заяц и др.) и 270видами птиц (серая утка, серая куропатка, серый гусь, перепел, фазан и др.). В реках и озёрах обитает много видов рыб. Редкие и исчезающие виды фауны (норка, лесная куница, дрофа, цапля и др.) находятся под охраной государства. К природным ресурсам относятся лигниты, гипс, фосфориты. Главное богатство - плодородная пахотная земля. Климат умеренно континентальный, с мягкой зимой (средняя температура января –4°C) и тёплым летом (средняя температура июля +23,7°C).

Население Молдавии

Плотность населения 125,7 чел. на 1 км2.

Численность населения (включая население Левобережья) в 1991-2002 сократилась с 4357 тыс. до 4251,7 тыс. чел. В Молдавии (без Левобережья) за 2000-02 население уменьшилось с 3635 тыс. до 3618 тыс. чел. В 2002 коэффициент естественного прироста населения на 1000 жителей отрицательный –1,7 (+6 в 1991). Средняя продолжительность жизни 67 лет (2002). Численность по возрастным группам: 0-14 лет - 866 тыс. чел., 15-64 года - 2437 тыс. чел., 65 лет и старше - 341 тыс. чел. (на нач. 2000, включая жителей Левобережья).

Экономически активное население к 2003 1579 тыс. чел. (43,5% жителей Молдавии), в т.ч. 797 тыс. женщин (50,5%). В сельском, лесном и рыбном хозяйстве трудилось 765 тыс. чел. (53%). Каждый третий житель занят в сельском хозяйстве (41,4%), в промышленности - 13,5, в сфере услуг - 35,1%.

Наибольшая доля востребованных граждан со средним специальным образованием - 28,2%, со средним образованием - 21,3, с неполным средним образованием - 18,8, с высшим образованием - 14,2%.

Согласно пенсионной реформе (декабрь 1998) возраст выхода на пенсию в 1999-2008 увеличивается каждый год на 6 мес. - для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет. В 2003 временно (на 5 лет) приостановлено действие этого механизма, пенсионный возраст для женщин достиг 57 лет, для мужчин - 62 лет.

По переписи (1989) проживают 2795 тыс. молдаван (64,5%), 600 тыс. украинцев (13,8%), 562 тыс. русских (13%), гагаузы (3,5%), болгары (2%), евреи (1,1%), другие национальности (2,1%). Новая перепись населения назначена на апрель 2004.

Языки: молдавский, русский - язык межнационального общения, гагаузский.

Религия представлена православием. Ортодоксальная церковь охватывает 95% православных христиан. Существуют 18 конфессий.

История Молдавии

Территория была заселена с эпохи палеолита. Археологические раскопки свидетельствуют: люди здесь жили ещё 7000 лет до н.э. Много веков из-за важного местоположения территория как мост через Европу и Азию служила ареной многих войн римлян, гуннов, татар, турок, немцев и других народов. В 13 в. территория между Карпатами и Чёрным морем стала частью Монгольской империи.

Как независимое государство «Земля молдавская» датируется первым документом в 1359, упоминание об этнической народности «молдаване» появилось в 1391. В войнах с турками, янычарами, венгерскими и польскими королевскими войсками, с войсками Крымского хана завоеван суверенитет Молдавии. В 16 в. она была покорена Османской империей, под турецким игом, ведя освободительную борьбу, находилась почти 300 лет. В 1812 по условиям Бухарестского мира после русско-турецкой войны (1806-12) восточная часть Молдавии отошла к царской России, получив название Бессарабия, стала обособленным от Молдавского княжества географическим образованием. В январе 1918 была провозглашена советская власть, 27 марта 1918 Румыния присоединила к себе российскую часть Молдавии. Советский Союз не признал этого захвата.

В 1924 образуется Автономная Молдавская республика в составе советской Украины. В 1940 Бессарабия присоединена к СССР и провозглашена Молдавская ССР. В неё вошли 9 бессарабских уездов и 6 районов Левобережья Днестра. В 1989 началось движение за национальную независимость, и в 1990 провозглашен суверенитет республики, c 27 августа 1991 - независимая Республика Молдова. В 1992 короткая гражданская война на межнациональной почве между правым и левым берегами Днестра закончилась расколом территории. Левобережье провозгласило себя автономным государством - Приднестровской Молдавской Республикой (1994, не признана другими странами).

В апреле 2003 после 11 лет безуспешного переговорного процесса о статусе ПМР при участии посредников (ОБСЕ, Российской Федерации, Украины) стороны согласились с проектом ОБСЕ о федерализации страны и сразу приступили к разработке новой Конституции Федеративной Республики Молдова. Референдум по принятию новой Конституции - в 2004, выборы федеральных органов власти - в 2005.

Государственное устройство и политическая система Молдавии

Молдавия - суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. Молдавия фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.

До 1998 территория Молдавии делилась на 40 районов, по реформе 1998 - на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы. Молдавия возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов). Наиболее крупные города - Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.

Глава государства - президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Председатель парламента - Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти - правительство, премьер-министр - В. Тарлев.

Президент избирается парламентом на 4 года тайным голосованием 3/5 голосов избранных депутатов и не более чем на 2 срока подряд. Парламент избирается на основе всенародных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе - 51 депутат по партийным спискам и 50 депутатов от одномандатных округов. Срок полномочий депутатов парламента 4 года. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и в соответствии с вотумом доверия парламента назначает главу правительства.

В 1991-2003 избиралось три президента: М.Снегур (срок правления 1991-96), П.Лучинский (декабрь 1996 - февраль 2001), В.Воронин (с февраля 2001). Главы правительств при Снегуре - А.Сангели, И.Чубук, при Лучинском - И.Чубук, И.Стурза, Д.Брагиш.

По закону о местном самоуправлении (2003) органы местного управления - местные советы и примары. Районные местные советы (первый уровень), сельские, коммунные, городские советы (второй уровень) избираются всенародно, председатель района избирается районными советниками. Контроль на местах осуществляют территориальные бюро Государственной канцелярии. Глава АТО Гагаузии - башкан. 25 мая 2003 состоялись выборы (3-я кампания после 1995, 1998) в новые местные органы власти в 32 районах М. Избиралось 11 935 советников и 898 примаров. Партия коммунистов получила 48,03%, т. е. 367 мандатов, в советы и более 50% должностей примаров. Блок «Социал-либеральный альянс» - Moldova Noastra - 21,03% (189 мандатов), ХДНП - 9,53, Демократическая партия - 6,98, Блок «СДП- СЛП» - 3,69, Демократическая аграрная партия -2,035, независимые кандидаты - 5,32%. В муниципальный совет Кишинева 51 мандат получили 6 партий, набравших более 2% голосов (Партия коммунистов - 43,59%).

В Молдавии сложилась многопартийная система. Официально зарегистрированы 26 политических партий и общественно-политических движений. Наиболее крупные и влиятельные - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ - правящая партия с 2001), лидер партии - В. Воронин, Христианско-демократическая народная партия, лидер Ю.Рошка, Демократическая партия, лидер Д.Дьяков, Партия возрождения и согласия, лидер М.Снегур, Либеральная партия, Партия социально-экономической справедливости, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Общественно-политическое движение «Равноправие», Партия социалистов и др. В результате внеочередных парламентских выборов (февраль 2001) в парламенте три фракции - фракция ПКРМ (71 место из 101), её лидер В. Степанюк, и две фракции от оппозиционных партий правого толка - Социал-демократический альянс (19 мест), её лидер - бывший премьер-министр Брагиш, и фракция Христианско-демократической народной партии (11 мест), её лидер - Рошка.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников, Бизнес-центр, Клуб деловых людей Timpul.

Создан ряд общественных организаций: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые, профессиональные организации в различных областях деятельности. Элементы гражданского общества: практика ежегодного подписания коллективного договора между профсоюзами и властью, а также постоянный диалог между президентом и представителями гражданского общества всех социальных слоёв для достижения согласия в обществе.

С 2001 внутренняя политика определяется программными установками новой власти. Главная задача - последовательно проводить политику с учётом предвыборных обещаний коммунистов «возродить страну, поднять экономику», следовать стратегии устранения ошибочных в прошлом решений, добиваясь в экономической сфере достижения устойчивого экономического роста и преодоления бедности, в политической жизни - достижения политической стабильности и гражданского согласия, урегулирования приднестровского конфликта, вывода российских войск, размещенных на территории Приднестровья со времён военного конфликта, объединения страны.

Внешняя политика Молдавии определяется национальными интересами страны. По Конституции Молдавия соблюдает «постоянный нейтралитет». Цели внешней политики: укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности, повышение авторитета Молдавии на международной арене, развитие дипломатических отношений и взаимовыгодных связей со всеми странами мира. Особое внимание уделяется сотрудничеству со стратегическим партнёром Российской Федерацией и с соседними странами - Украиной и Румынией. Долгосрочная стратегическая цель - интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.

По Конституции Молдавии - нейтральное государство, не участвует в каких-либо военных блоках, военно-политических формированиях. Общая численность национальной армии 8,5 тыс. чел. Вооружённые силы включают мотострелковые, артиллерийские подразделения, ПВО, авиацию, подразделения боевого и тылового обеспечения. На вооружении находятся 209 транспортных самолётов, 150 миномётов, 6 вертолётов, 5 транспортных самолётов, 6 МиГов. Возраст военной техники в среднем 10-15 лет.

Республика Молдова имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены 6 апреля 1992). С 13 мая 2002 вступил в силу базовый политический Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова.

Экономика Молдавии

Молдавия находится в стадии перехода к рыночному хозяйству.

В 2002 достигнут относительный рост во всех секторах экономики: объём ВВП 1623,8 млн долл., ВВП на душу населения 448 долл., инфляция 4,4%, среднемесячная заработная плата 691,9 лея, или 51 долл. США.

Молдавия - аграрно-индустриальная страна. В структуре ВВП (2001) преобладает тенденция, присущая переходной экономике, с устойчивым ростом доли сферы услуг - до 55% (35% в 1999). Доля аграрного сектора - 22,7%, промышленности - 16,3% (в 1995 25%), строительства - 3%.

Приоритетная отрасль экономики - агропромышленный комплекс, базирующийся на переработке сельскохозяйственного сырья и производстве пищевых продуктов, напитков. Самая значимая отрасль - винодельческая. Здесь сосредоточен наибольший экспортный потенциал: 25% общего объёма экспорта, 8% доходов государственного бюджета, 9% ВВП. Важные отрасли промышленности - сахарная и табачная. Доля энергетического комплекса в промышленном производстве 23% (2000), машиностроения - 6%, лёгкой промышленности - 3%, промышленности стройматериалов - 3%, лесной и деревообрабатывающей - 2%, химической промышленности -1%.

Сельское хозяйство - стратегическая отрасль молдавской экономики. 2/3 сельскохозяйственного производства - продукция земледелия. Возделываются пшеница, сахарная свёкла, табак, соя, картофель, овощи, виноград. В валовом объёме сельскохозяйственной продукции продукция растениеводства 70%, в т.ч. зерновые культуры 31%, виноград 10%, картофель 7%, подсолнечник и овощи по 5%; доля животноводческой продукции 30% (2002). Разводятся: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, домашняя птица. Культивируются пчеловодство, рыболовство. Традиционно наиболее продуктивная отрасль - виноградарство. Молдавия - одна из признанных стран - производителей винодельческой продукции.

В 2002 доля частного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции 71%. Собрано 1402 тыс. т зерновых культур, сахарной свёклы 1116 тыс. т, табака 12 тыс. т, винограда 660 тыс. т. Объём животноводческой продукции - 126 тыс. т (в живом весе).

Земельный фонд (на 1 января 2002) 3384 млн га, в т.ч. в государственной собственности 772 тыс. га (22,8%), в собственности административно-территориальных образований 742,2 тыс. га (21,9%), в частной собственности 1869 тыс. га (55,3%). В земельном фонде 75% - земли сельскохозяйственного назначения.

Молдавия имеет развитую транспортную систему. Длина автомобильных дорог 9,5 тыс. км (2002). Длина железных дорог 1150 км, внутренние водные судоходные пути 0,6 тыс. км. Железнодорожный транспорт представлен монопольным предприятием «Молдавская железная дорога». В 2002 объём грузовых перевозок 16,5 млн т, уменьшился в 4 раза по сравнению с 1992 (67 млн т), а объём пассажирских перевозок сократился соответственно с 658,6 млн до 281 млн чел. Общее состояние сети автомобильных дорог не отвечает международному уровню. Воздушный транспорт обслуживают 4 государственные, 6 зарубежных и 15 частных авиакомпаний. В 2002 Кишинёвским международным аэропортом перевезено 296,4 тыс. пассажиров. Связь представлена телекоммуникационной компанией АО «Молдтелеком» с 3 операторами мобильной связи.

Для Молдавии характерна крайне низкая платёжеспособность населения. В 2002 объём розничной торговли 10,1 млрд леев (18,4% дореформенного уровня).

Предприятия сферы бытового обслуживания предоставили населению в 2002 объём услуг на сумму 3,98 млрд леев, их рост на 11,4% по сравнению с 2001 достигнут в основном за счёт повышения цен и тарифов на услуги. За 1992-2003 объём услуг сократился более чем в 5 раз.

Туристическая деятельность в Молдавии регламентируется Законом о туризме (2000). Её осуществляет Национальное агентство по туризму при Правительстве Республики Молдовы.

В 1991 Молдавия провозгласила курс на экономическую реформу. Рыночные преобразования проходили в условиях тяжелейшего кризиса, вызванного потрясениями от разрыва экономических связей с СССР, ценовым шоком в 1992 (ежемесячная инфляция 1200%, спад производства 30%, реальные доходы упали на 54%), военным конфликтом в Приднестровье, который разрушил единый территориальный и хозяйственный комплекс страны.

В 1993-2002 Молдавия прошла несколько этапов рыночных преобразований. В основу реформирования экономики положены жёсткие принципы монетаризма, рекомендации и программы МВФ, ориентация скорее на обеспечение макроэкономической стабильности, нежели на развитие реального сектора экономики.

Главные усилия на первом этапе (1992-95) направлялись на подавление галопирующей инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, создание рыночных структур. В 1993 введена национальная валюта - лей, создана двухуровневая банковская система (Национальный банк Молдовы (НБМ) и 22 коммерческих банка), началась массовая приватизация на боны народного достояния. По итогам двух программ приватизации (1993-94 и 1995-96) приватизированы 2235 предприятий, в приватизации участвовали 3,1 млн чел., 90% граждан стали владельцами бонов народного достояния. В аграрном секторе реорганизовано 48% сельскохозяйственных предприятий. Задачи следующего этапа реформ (1996-98): достижение макроэкономической стабилизации и роста экономики, денежная приватизация государственной собственности. Процессы преобразований носили непостоянный и противоречивый характер, что подтверждает эволюция ВВП: резкий спад до 30,9% в 1994 по сравнению с 1993, относительно медленный спад - от 1,4 до 3,4% в 1995-99, в 1997 впервые ВВП увеличился на 1,6%. С завершением в 1998 третьей программы приватизации в экономике доминирует частный сектор (55% в ВВП). Общая депрессивность экономики в 1999 достигла своего пика: спад производства в промышленности - 9% (по сравнению с 1998), годовая инфляция - 43,7%. Из-за дефицита собственных средств на преобразования в экономике возросла зависимость Молдавии от внешнего финансирования, хронический характер приобрела проблема погашения внешнего долга.

Один из главных тормозов развития экономики - энергетический комплекс. В 1999 начался процесс его разгосударствления. В счёт огромных долгов за российский газ приватизация молдавского АО «Молдовогаз» завершилась передачей контрольного пакета акций РАО «Газпром РФ». Внешний долг за российский газ 1137 млн долл. США (март 2003), в т.ч. 276 млн долл. США долг Приднестровья. В аграрной сфере к 2003 завершена программа «Земля», финансируемая Всемирным банком: создано 546,8 тыс. крестьянских хозяйств, 1152 АО, 1124 ООО, 225 ассоциаций крестьянских хозяйств, 64 кооператива, 4 колхоза; насчитывалось 1117 тыс. собственников земли.

Динамика отечественных инвестиций вплоть до 2001 снижалась: в 1998 на 25%, в 2000 на 15%. Общий объём иностранных инвестиций в 1994-2002 достиг чуть более 400 млн долл. США, на душу населения - 170 долл. США.

Придя к власти в 2001, партия коммунистов вынуждена была признать: за период реформ (1992- 2000) объём ВВП сократился в 3 раза, фактически произошла деиндустриализация страны, удельный вес промышленности в создании ВВП уменьшился более чем в 2 раза, после 1995 доля промышленности в ВВП стала меньше доли сельского хозяйства, которое в своём развитии отброшено на 35-40 лет назад, реальные доходы населения сократились почти в 10 раз. В 2001-02 структурные реформы продолжились на принципиально новой основе модифицированного законодательства и ряда принятых программ, направленных на усиление государственного регулирования экономикой. В социальной сфере с 2003 началась реализация международного проекта по преодолению бедности в Республике Молдова.

Главная цель кредитно-денежной политики, проводимой НБМ, - поддержание стабильности национальной валюты, создание и регулирование денежного и кредитного рынков. Объём кредитов в национальной экономике в 1994-2002 увеличился в 6,2 раза, деньги в обращении - в 6,6 раза. В 2001 банковские активы 5993,5 млн леев, кредиты в экономику 3154,8 млн леев, деньги в обращении - 1834,2 млн леев. Динамика кредитов в реальный сектор экономики неблагоприятна. Соотношение кредитов к объёму ВВП уменьшилось с 7,2% в 1995 до 4,5% в 2001. Вместе с тем спрос на кредиты в реальном секторе экономики поддерживался снижением уровня процентной ставки за кредит - с 377% в 1994 до 11,5% в 2003.

НБМ проводит политику свободно плавающего курса национальной валюты. Цели валютной политики: укрепление национальной валюты и аккумулирование валютных резервов страны (в 1994-2002 лей обесценился более чем в 3 раза). НБМ контролирует репатриацию валютной выручки, её свободная продажа поддерживает валютные резервы (250,2 млн долл. США на 1 апреля 2003).

Цель финансовой политики - достижение сбалансированного государственного бюджета, сокращение его дефицита, уменьшение долгового бремени. В 2002 доходная часть бюджета утверждена в сумме 3593,4 млн леев, расходная - 3973,4 млн леев, дефицит - 380 млн леев. В 1990-е гг. уровень бюджетного дефицита постепенно сокращался с 10,3% ВВП в 1996 до 6% ВВП в 1997, достигнув в 2002 0,5% ВВП. Общая сумма доходов государственного бюджета на 57% сформирована за счёт косвенных налогов и на 21% за счёт прямых налогов.

Важный резерв увеличения доходной части бюджета - сокращение доли теневой экономики, в 2002 она достигла 34% ВВП.

В Молдавии с 90-х гг. сохраняется острая социальная проблема - низкие доходы граждан, нищета и бедность. В 2002 средняя месячная заработная плата 691,9 лея (51 долл.), минимальная потребительская корзина 1134 лея (83 долл.). Денежные доходы на душу населения в 2002 - 321,6 лея (23 долл.), средняя пенсия 160 леев (11,4 долл.). Сдержанными темпами росли сбережения молдавских граждан. Общая сумма вкладов в леях на конец 2002 - 708 тыс. леев, в расчёте на душу населения размер вкладов 195,7 лея. Сохраняется огромная дифференциация доходов богатых и бедных слоёв населения, в 2003 это соотношение - 10,4:1. Издержки трансформации привели к росту безработицы. К 2003 насчитывалось 140 тыс. безработных. В поисках работы возник массовый выезд граждан за рубеж. Поступления денег молдавских гастарбайтеров в Молдавию через банковскую систему в 2002 достигли 270 млн долл. США.

В 1994 была либерализована внешняя торговля, в 1995 отменены все ограничения на экспорт-импорт. По условиям вступления в ВТО действующие в Молдавии таможенные пошлины - от 0 до 15%, средняя тарифная ставка 6,75%.

Экономика чрезвычайно зависима от внешних связей. Почти полностью зависит от импорта энергоносителей, прежде всего из Российской Федерации. Из-за узости внутреннего рынка более 1/2 производимой продукции экспортируется. Объём внешней торговли в 1994-97 вырос со 1224 млн до 2127 млн долл. США. При опережающих темпах роста импорта возникла серьёзная проблема отрицательного сальдо торгового баланса (348 млн долл. США в 1997). В 1998 резкое снижение объёма товарооборота до 1675 млн долл. США связано с сокращением экспорта в Российскую Федерацию из-за финансового кризиса в Российской Федерации. В 2002 объём внешней торговли - 1718 млн долл. США, экспорт 666 млн долл. США, импорт 1052 млн долл. США, сальдо отрицательное - 386 млн долл. США.

Структура экспорта и импорта за годы реформ сохранилась без особых изменений. В экспорте - львиная доля пищевых продуктов, напитков, табака - 68% (2002), доля текстиля - 16%, кожи и изделий из нее - 3,6%. В импорте преобладает доля энергетических ресурсов - 22,8%, доля машин, аппаратов, электрооборудования - 14%, химической продукции - 11,2%. Основное место в экспорте занимает рынок стран СНГ - 54,4% (2002), рынок ЕС - 22,3%, рынок ЦВЕ - 13,8%, в импорте доля стран СНГ - 40,2%, ЦВЕ - 23,8, ЕС - 25,1%. Приоритетное направление - торговля с Российской Федерацией, её доля в молдавском экспорте - 37,1%, в импорте - 15,3%.

Наука и культура Молдавии

Центральный орган управления наукой - Высший совет по науке и технологическому развитию, куда входят 6 представителей центрального аппарата Министерства образования и науки, 4 - от Академии наук, 8 - от НИИ технико-экономической информации. Число научно-исследовательских учреждений - 85 (2001). В Академии наук 6 секций: физико-математическая, биологическая и химическая, гуманитарных наук, сельскохозяйственная, медицинская, техническая. Научный потенциал - 3200 специалистов, в т.ч. 246 докторов наук, 966 кандидатов наук (2002).

В Молдавии обязательное общее 9-летнее среднее образование, полное среднее образование - 11-12 лет. Всего 1500 учебных заведений, в т.ч. 45 высших учебных заведений, из них 33 частных. В 2002 в вузах обучалось 95 тыс. студентов. На начало учебного 2002 действовали 672 дневные общеобразовательные гимназии и 211 дневных лицеев, в них обучались 603 тыс. учащихся, 63 специализированных учебных заведения, в них обучались 15,2 тыс. учащихся.

Расходы на образование и здравоохранение в 2002 - 5 и 3% ВВП соответственно.

Современная молдавская культура, литература и искусство находятся в стадии зарождения. Но уже сейчас за пределами страны признаны такие мастера, как писатель И.Друцэ, композитор Е.Дога, киноактриса С.Тома, оперная певица М.Биешу, эстрадная певица Н.Чепрага, молодые художники Ю.Матей, А.Мудря и др. В республике постоянно действуют 7 музеев (в Кишиневе) - Национальный музей этнографии и природы, Национальный музей истории Молдовы, Национальный музей искусств, Дом-музей А.С. Пушкина, работает выставочный зал Союза художников, множество музейных филиалов. Работают 12 профессиональных театров. Много библиотек, в т.ч. Национальная библиотека и Муниципальная библиотека им. Б.П. Хашдеу с 46 филиалами, библиотека искусств, библиотеки еврейской, русской, украинской, болгарской и гагаузской литературы. Молдавия богата фольклорным искусством, особенно бережно сохраняются традиции в гончарном деле, изготовлении ковров, в резьбе по дереву. Регулярно проводятся музыкальные фестивали «Мэрцишор» и «Приглашает Мария Биешу», широко известны в республике и за рубежом народные музыкально-танцевальные коллективы «Жок», «Флуераш». Проводятся культурные мероприятия национального и международного уровня - национальный драматический конкурс и международный фестиваль «Еуджен Ионеско».

    См. также: Конституция Молдавской ССР Конституция Республики Молдова (молд. Constituţia Republicii Moldova) основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования… … Википедия

    Молдавия в настоящее время является парламентской республикой. Государственный строй определяется конституцией, принятой парламентом 29 июля 1994 года и дополненной 19 июля 1996 и 5 июля 2000 года. По конституции Молдавия демократическое… … Википедия

    Конституционный суд Республики Молдова Curtea Constituţională Republicii Moldova … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Политическая система Молдавии - Республика Молдавия ‑ суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство. Государственное устройство ‑ парламентская республика. Согласно Конституции 1994 года с поправками от 2000 года Парламент является высшим… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров МССР Совет Министров Правительство МССР (СМ МССР) Совет Министров Молдавской Советской Социалистической Республики … Википедия

10:35 — REGNUM

Наступивший, 2018 год может стать знаковым для политического развития Республики Молдова. Как известно, в этом году в Молдавии, которая является по своей форме правления парламентской республикой, состоятся выборы очередного созыва парламента Республики Молдова.

По сложившейся традиции выборы, скорее всего, будут вновь названы референдумом о внешнеполитическом будущем Республики Молдова, как это было, к примеру, во время президентской избирательной кампании 2016 года. И для международных «партнеров», и для внутреннего потребления кампания 2018 года должна выглядеть как некая решающая схватка «света и тьмы», «добра и зла», иными словами — как финальная схватка России и Запада за контроль над Молдавией (что есть «свет», а что «тьма», определяется в зависимости от политических предпочтений конкретного субъекта).

Вместе с тем политический класс Республики Молдова давно избрал себе удобную нишу: позволять международным игрокам вступать в конкуренцию друг с другом за формальный контроль над Молдавией, пытаться продемонстрировать собственному населению наличие серьезных противоречий у различных политических сил и т. п.

На деле молдавская политэлита успешно решает собственные задачи, демонстрируя при необходимости полное единение и взаимопонимание, особенно если дело касается политического выживания и (или) материальных интересов. Именно так сформировалась конфигурация нынешней власти республики в Кишинёве: в своё время нынешний «пророссийский» президент Республики Молдова И. Додон обеспечил избрание голосами Партии социалистов Молдовы на высший государственный пост известного русофоба Н. Тимофти , не скрывавшего своих унионистских взглядов, только для того, чтобы избежать досрочных парламентских выборов и сохранить места в парламенте. В действующем составе молдавского парламента также сложилась объяснимая с точки зрения молдавской внутриполитической логики ситуация, при которой Демократическая партия реального «хозяина» Молдавии олигарха В. Плахотнюка располагает самой крупной парламентской фракцией, хотя изначально это было совсем не так. Причем ее «прирост» осуществлялся не только за счет других «проевропейских» партий, но и за счет сил, которые в Москве и даже в Кишинёве рассматривались как «пророссийские» (к примеру, Партия коммунистов В. Воронина, окончательно маргинализированная к настоящему времени). Законы политического выживания и симбиоза для молдавской политической элиты оказываются куда важнее идеологических и геополитических установок.

Вряд ли сценарий будет принципиально отличаться и в рамках нынешней избирательной кампании. Президент Додон будет публично осуждать «проевропейские» правительство и парламент, которые не позволяют развивать отношения с Российской Федерацией, использовать выгоды от сотрудничества с ЕАЭС и т. п. Молдавский «ручной» номинальный лидер будет так же попутно обращаться к Москве за поддержкой, рассчитывая на то, что российские власти и в дальнейшем будут, по сути, поддерживать нынешнюю фактическую русофобскую молдавскую власть посредством сохранения доступа молдавской винодельческой и сельскохозяйственной продукции на российский рынок, а также сохранения за молдавскими трудовыми мигрантами льготного по сравнению с гастарбайтерами из других стран статуса. А вице-премьер правительства России, сопредседателя молдавско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, специальный представитель президента России по урегулированию в регионе Д. Рогозин , уже многократно публично и официально униженный в Кишинёве, будет делать в Москве вид, что и он сам верно стоит на своих прежних политических принципах, и в Кишинёве ничего не случилось, и И. Додон — не предатель, нагло водящий за нос своих московских кураторов к своему тщеславию и материальному удовлетворению.

В свою очередь, «проевропейские» силы будут вновь и вновь пытаться объяснить Западу, что Молдавия-де находится на передовом краю «борьбы с российской угрозой», а Додон на самом деле является верным «агентом Москвы». И если не помочь «проевропейским» силам, то победившая Партия социалистов непременно обеспечит «российский реванш» в Молдавии и лишит ее народ светлого европейского будущего.

Аналогичным образом, скорее всего, развернется и борьба за ум и сердце молдавского избирателя. Набор внутриполитических лозунгов у всех партий будет примерно одинаковым: борьба против коррупции, повышение жизненных стандартов, соблюдение прав человека — в общем, весь набор стандартных формул, подтверждающих, что быть богатым и здоровым гораздо лучше, чем известно кем. А вот механизмы реализации этих установок будут отличаться, причем рецепты благополучия будут носить преимущественно внешний характер.

В общем всё достаточно предсказуемо, включая реакцию внешних «партнеров», которую несложно предугадать. Следует, однако, оговориться, что у западных кураторов ситуация более предпочтительная: к выборам 2018 года молдавский право-европейский сегмент политики подходит более разнообразным, предлагая и внешним, и внутренним потребителям разные опции, от умеренно-европейских до жёстко-унионистских, демонстрируя тем самым свою способность прийти в парламент несколькими колоннами, обеспечивая потребителям «свободу выбора». Бонусом для «проевропейского» сегмента станет председательство Румынии в Евросоюзе, а также 100-летие аннексии Бессарабии Румынией в марте наступившего года (традиционно отмечаемое в Румынии и молдавскими унионистами как «воссоединение»).

Напротив, на левом («пророссийском») фланге перспективы маневра практически отсутствуют: похоже, что Партия социалистов заняла доминирующее положение и практически избавилась от потенциальных конкурентов в лице Компартии или Нашей партии Р. Усатого .

Вместе с тем прошедший, 2017 год мог бы стать откровением для тех, кто поддерживает «пророссийский» сегмент в Молдавии во главе с И. Додоном, в особенности в России. Ведь Додон по праву может считаться одним из «подрядчиков», активно участвовавших в выстраивании нынешней политической системы Молдавии в интересах «заказчика» — Плахотнюка. В первую очередь это касается совместного с Демпартией В. Плахотнюка голосования за переход на избрание парламента Молдавии по смешанной системе. Тем самым политическая сила Додона фактически обеспечила сохранение власти за нынешними «проевропейскими» политическими формированиями, иначе говоря — скорее всего, помогла Плахотнюку сохранить контроль и над будущим составом парламента, где тушки одномандатников вполне могут стать основным ресурсом «хозяина Молдовы».

Кроме того, президент Молдовы — как фальшивый глава государства и фальшивый «успех» политики Москвы — с олимпийским спокойствием отреагировал на целый ряд последовавших затем шагов со стороны других ветвей власти. Так, несмотря на громкие обещания, Додон не пошел на организацию массовых протестов после того, как инициированный им консультативный референдум по ряду принципиально важных вопросов был отклонен Конституционным судом, хотя такие ресурсы и возможности у Додона были. Последовавшие затем неоднократные «отключения» Додона от власти на основании вердиктов прорумынского Конституционного суда, когда требовалось назначить тех или иных членов правительства или утвердить антироссийские законы, и вовсе поставили статус президента на грань откровенного и унизительного фарса. Унизительного не только для Додона, который давно уже перешёл эту грань, а прежде всего для Москвы, которая продолжает обслуживать фальшь конструкции Додон — Плахотнюк и позволяет унижать Россию под её прикрытием. Даже высокий персональный рейтинг Додона и обманутых избирателей не спасет ситуацию при постоянном его «отключении» в зависимости от политической конъюнктуры и его собственном нежелании предпринимать какие-либо реальные шаги для исправления ситуации.

Последствия консервации нынешнего режима станут и для Додона, и для Молдавии в целом не только имиджевыми. Сохранение власти за Плахотнюком будет, скорее всего, означать необратимость тех норм, которые уже проштамповал и еще проштампует молдавский парламент. Это может касаться, к примеру, уже принятых в первом чтении поправок к Конституции, которыми закрепляется незыблемость «европейского» вектора развития Молдовы. Ведь, как бы там ни было, вряд ли в новом созыве парламента Молдовы сторонники отказа от «европейского» курса будут иметь большинство. И заслуга самого Додона в такой ситуации будет неоспоримой.

При этом личная роль Додона в уничтожении реальных интересов России в регионе вполне заслуживает известной медали Иуды, которой Пётр Великий «наградил» предателя Мазепу.

ИА REGNUM неоднократно обращало внимание на то, что Додон уклонился от подписания инициированного Приднестровьем в ходе весенней встречи на высшем уровне совместного обращения лидеров ПМР и РМ в адрес действующего председателя ОБСЕ относительно необходимости скорейшего созыва очередного раунда переговоров в формате «5+2». На тот момент такое обращение представляло особую актуальность, в том числе для России, однако Додон не пошел на его подписание, хотя и он сам, и его команда обещали представить свои соображения по проекту приднестровской стороны в максимально сжатые сроки.

Такими действиями (вернее, бездействием) президент Молдовы сам вывел себя из числа активных субъектов переговорного процесса с молдавской стороны. Додон дистанцировался от реальной переговорной работы, хотя мог самостоятельно участвовать в определении переговорной повестки при подписании совместного с президентом Приднестровья обращения в адрес действующего председателя ОБСЕ. Поэтому любые рефлексии Додона на тему «сговора» приднестровских властей с молдавским правительством в обход «пророссийского» президента лишены каких-либо оснований: Додон сам вывел себя за рамки переговорного процесса, продемонстрировав свою неготовность к реальному диалогу и отказавшись от реальных действий в интересах России.

Впрочем, практика громких «пророссийских» заявлений и отсутствия реальных пророссийских действий не является для Додона чем-то новым. Его грубая ложь не видна разве что его ангажированным фанатам в Москве.

Одним из аргументов для поддержки избирательной реформы для Додона и Партии социалистов стала якобы возможность обеспечить в парламенте квоту для Приднестровья. Оставим за скобками тот факт, что первоначально речь шла о достаточно широком представительстве, от которого в итоге осталось лишь два депутатских места для Приднестровья (можно напомнить, что в МССР на территории нынешнего Приднестровья проживало более 17% населения, поэтому, если исходить из пропорций населения МССР, квота приднестровцев при избрании половины парламента по одномандатным округам должна была бы составлять примерно 9 мест).

Ключевым является то, что попытка формального включения «представителей» Приднестровья в молдавский парламент на деле является одним из самых резких антироссийских действий.

Как уже не раз отмечало ИА REGNUM , с момента избрания неких «приднестровцев» в парламент Молдовы у многих политиков и официальных лиц в Молдавии и на Западе появится соблазн считать конфликт урегулированным в рамках внутреннего законодательства Молдовы. Эти карикатурные «приднестровцы», которые в реальности вряд ли будут кого-то представлять, кроме самих себя, будут формально включены во всевозможные парламентские делегации Молдавии и будут рассказывать о благополучном преодолении кризиса на основе «политического консенсуса» всех политических сил Молдавии. Антироссийский же характер таких действий состоит в том, что после этого роль России как гаранта и посредника в урегулировании, а равно как и общее влияние Москвы на региональную ситуацию, возможности защиты интересов народа ПМР и в том числе 220 000 граждан России, живущих в ПМР, будет сведено к минимуму. Действительно, сложно будет объяснять актуальность внешнего посредничества и гарантийной роли, если всё решено в рамках законодательства Молдавии, а не на основе полноценных международных соглашений с участием Российской Федерации.

Кроме того, парламент Молдавии при участии «приднестровцев» (даже если они будут против) сможет гораздо жестче подойти к вопросу о миротворческой операции, вплоть до выхода из Соглашения 1992 года о принципах мирного урегулирования конфликта. Формальная легитимность такого возможного решения будет гораздо выше, пусть и голосование не будет единогласным.

При этом додоновская Москва, вполне возможно, будет поощрять приднестровцев принять участие в избрании «своих» депутатов в молдавском парламенте, мотивируя это важностью «консолидации» и «мобилизации» всех «прогрессивных сил» вокруг Партии социалистов.

Надо отдать должное нынешней реальной власти Молдавии и ее западным кураторам: они, похоже, заставили Москву действовать в заданной ими парадигме, или в политическом цугцванге, когда каждый последующий ход лишь усугубляет ситуацию. Российская сторона лишена возможности адекватно отреагировать на антироссийскую политику молдавских властей (объявление Д. Рогозина персоной нон грата; массовые депортации российских политиков, экспертов, журналистов и иных граждан; ограничения на вещание российских каналов; постоянные требования по трансформации миротворческой операции и т. д.).

Рычаги воздействия России на региональную ситуацию известны: это, прежде всего, доступ молдавской сельскохозяйственной и винодельческой продукции на российский рынок, а также проблема молдавских трудовых мигрантов. Однако по всем этим направлениям уже были сделаны уступки «под Додона», с тем, чтобы показать, что он «свой парень» и Москва готова работать именно с ним. Соответственно, отход назад от принятых решений в пользу молдавских гастарбайтеров и товаров ударил бы и по имиджу Додона. Неслучайно после инцидента с Д. Рогозиным Додон, исходя из личных эгоистических интересов и против интересов России, обратился к Москве с просьбой не предпринимать ответных мер в отношении Молдовы.

В общем, Россия не только вынуждена мириться с антироссийскими выпадами молдавских властей, но и субсидировать такую политику, предоставляя преференции на своём рынке рабочей силы и товаров для Молдавии.

Справедливости ради стоит отметить, что и на западном направлении молдавский политический класс действует аналогичным образом. Для западников изобретаются «российские угрозы», очередные гибридные страшилки и т. п. Плахотнюк стремится закрепиться в статусе единственного субъекта, способного уберечь Молдову от российской «экспансии». Конечно, для этого требуется весомая поддержка и защита от «пророссийского» Додона. Плахотнюк крайне заинтересован в таком статусе, поскольку это гарантировало бы ему не просто статус фактического хозяина положения в стране, но и юридическую легитимность как некоего «координатора» в сочетании с международными гарантиями (иммунитетом).

Принципиальное отличие между действиями молдавского политического класса в отношении России и Запада состоит лишь в том, что ритуальные действия на западном треке сопровождаются целым комплексом реальных институциональных механизмов, которые действительно обеспечивают развитие Молдавии по евроатлантическому вектору, в то время как «пророссийские» движения остаются лишь ритуальными, имитационными.

Сложно сказать, есть ли в Москве реальное понимание того, что происходит в Молдавии и каковыми могут быть последствия развития ситуации по нынешнему сценарию. Москва, похоже, вновь будет вынуждена использовать аргумент типа «все остальные еще хуже иуды Додона», словно не Москва создала этого иуду. Казалось бы, в арсенале у Запада тоже ставка только на Плахотнюка, но она просто эффективнее: он открытый враг России и именно он реальный хозяин Додона.

Можно лишь предположить, что итогами выборов в Молдавии все останутся довольны. Партия социалистов выиграет по партийным спискам, но из-за новой избирательной системы проиграет нескольким прозападным партиям и аффилированным с ними одномандатникам. Мы услышим бодрые отчеты о поддержке «пророссийского» курса и об «украденной победе». Запад отметит неизменность выбранного евроатлантического пути и будет вынужден смириться с сохранением за Плахотнюком статуса главного проводника такой политики, гаранта продолжения прозападного курса. Никто наказан не будет.

Главными жертвами такой политики станут национальные интересы России, Приднестровье и стратегические интересы молдавского народа, который его продажные власти поставили на путь национального уничтожения и растворения.