Русь под игом монголо татар. Лев Гумилев о татаро-монгольском иге. Монгольское нашествие на Русь

MENSBY

4.8

Интересные сведения о татаро-монгольском нашествии, которых вы наверняка не знали. Есть много сведений, которые заставляют взглянуть на привычную со школы версию иначе.

Все мы знаем из школьного курса истории о том, что Русь в начале XIII века была захвачена иноземным войском хана Батыя. Пришли эти захватчики из степей современной Монголии. Огромные полчища обрушились на Русь, беспощадные конные всадники, вооруженные согнутыми саблями, не знали пощады и одинаково хорошо действовали как в степях, так и в русских лесах, а замерзшие реки использовали, чтобы быстро передвигаться по русскому бездорожью. Говорили они на непонятном языке, были язычниками и обладали монголоидной внешностью.

Наши крепости не могли устоять перед искусными воинами, вооруженными стенобитными машинами. Страшные темные времена пришли для Руси, когда ни один князь не мог править без ханского "ярлыка", для получения которого нужно было унизительно ползти на коленях последние километры до ставки главного хана Золотой Орды. Просуществовало "монголо-татарское" иго на Руси около 300 лет. И только после того, как иго было скинуто, Русь, отброшенная на века назад, смогла продолжить свое развитие.

Однако есть много сведений, которые заставляют взглянуть на привычную со школы версию иначе. Причем, речь не идет о каких-то секретных или новых источниках, которые историки просто не учли. Речь про все те же летописи и другие источники средневековья, на которые опирались и сторонники версии "монголо-татарского" ига. Часто неудобные факты оправдывают "ошибкой" летописца или его "неосведомленностью" или "заинтересованность".

1. В "монголо-татарской" орде не было монгол

Оказывается, нет упоминай о воинах монголоидного типа в войсках "татаро-монголов". С самого первого сражения "захватчиков" с русскими войсками на Калке в войсках "монголо-татар" были бродники. Бродники - это вольные русские дружинники, обитавшие в тех местах (предшественники казаков). А во главе бродников в том бою был воевода Плоскиня - русский и христианин.

Историки полагают, что участие русских в татарских войсках было принудительным. Но им приходится признать, что, "вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска" (М. Д. Полубояринова).

Ибн-Батута писал: "В Сарае Берке было много русских". Более того: "Главную массу вооруженных обслуживающих и рабочих сил Золотой Орды составляли русские люди" (А. А. Гордеев)

"Представим себе всю нелепость ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоеванным им "русским рабам", а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя в них "главную массу"! Напомним еще раз, что русские якобы были только что побеждены в открытой и вооруженной борьбе! Даже в традиционной истории Древний Рим никогда не вооружал только что завоеванных им рабов. На протяжении всей истории победители отбирали у побежденных оружие, а если и принимали их потом на службу, то те составляли ничтожное меньшинство и считались, конечно, ненадежными."

"А что же можно сказать о составе войск Батыя? Венгерский король писал папе римскому: "Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню, и как овчарня было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, булгарами и другими еретиками с юга..."

"Зададим простой вопрос: а где же здесь монголы? Упоминаются русские, бродники, булгары - то есть славянские и тюркские племена. Переведя слово "монгол" из письма короля, получим попросту, что "вторглись великие (= мегалион) народы", а именно: русские, бродники с востока. Поэтому наша рекомендация: полезно всякий раз заменять греческое слово "монгол = мегалион" его переводом = "великий". В результате получится вполне осмысленный текст, для понимания которого не нужно привлекать каких-то далеких выходцев с границ Китая (о Китае, кстати, во всех этих донесениях нет ни слова)." (Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко)

2. Непонятно, сколько было "монголо-татар"

А сколько было монголов к началу Батыева похода? Мнения по этому поводу разнятся. Точных данных нет, так что есть только оценки историков. В ранних исторических трудах предполагалось, что армия монголов составляет около 500 тыс. всадников. Но чем современней историческая работа, тем меньше становится войско Чингизхана. Проблема в том, что для каждого всадника нужно 3 лошади, а табун из 1,5 млн. лошадей не может передвигаться, так как передние лошади съедят весь подножный корм и задние просто умрут с голоду. Постепенно историки сошлись на том, что армия "татаро-монгол" не превышала 30 тыс., что, в свою очередь, маловато для захвата всей России и ее порабощения (не говоря про остальные завоевания в Азии и Европе).

Кстати, население современной Монголии - чуть больше 1 млн., в то время, как еще за 1000 лет до покорения Китая монголами, там уже было более 50 млн.. А население Руси уже в X веке составляло примерно 1 млн. При этом ничего неизвестно про нацеленный геноцид в Монголии. То есть непонятно, могло столь малое государство покорять такие большие?

3. В монгольских войсках не было монгольских лошадей

Считается, что секретом монгольской конницы была особая порода монгольских лошадей - выносливая и неприхотливая, способная самостоятельно добывать корм даже зимой. Но это у себя в степи они могут разбить наст копытом и поживиться травкой когда пасутся, а что они смогут добыть русской зимой, когда все заметено метровым слоем снега, да еще нужно везти наездника. Известно, что в средневековье был малый ледниковый период (то есть климат был жестче, чем сейчас). Кроме того, специалисты по коневодству на основании миниатюр и других источников почти единогласно утверждают, что монгольская кавалерия воевала на туркменках - лошадей совсем другой породы, которые зимой без помощи человека прокормиться не могут.

4. Монголы занимались объединением русских земель

Известно, что Батый вторгся на Русь в момент перманентной междоусобной борьбы. Кроме того остро стоял вопрос престолонаследования. Все эти междоусобицы сопровождались погромами, разорением, убийствами и насилием. Например, Роман Галицкий зарывал живьем в землю и жег на кострах своих непокорных бояр, рубил"по суставам", сдирал кожу с живых. По Руси разгуливала банда князя Владимира, выгнанного с галицкого стола за пьянство и разврат. Как свидетельствуют летописи, эта удалая вольница "тащила на блуд" девиц и замужних женщин, убивала священников во время богослужения, а в церкви ставила коней. То есть, шла обычная междоусобица с нормальным средневековым уровнем зверства, такая же, как на западе в то время.

И, вдруг, появляются "монголо-татары", которые стремительно начинают наводить порядок: появляется строгий механизм престолонаследия с ярлыком, выстраивается четкая вертикаль власти. Сепаратистские поползновения отныне пресекаются на корню. Интересно, что нигде, кроме Руси, монголы не проявляют такой озабоченности наведения порядка. А ведь согласно классической версии, в империи монголов находится половина тогдашнего цивилизованного мира. Например, во время своего западного похода, орда жгет, убивает, грабит, но не облагает данью, не пытается выстроить вертикаль власти, как на Руси.

5. Благодаря "монголо-татарскому" игу Русь переживала культурный подъем

С появлением "монголо-татарских захватчиков" на Руси начинается расцвет православной церкви: возводится множество храмов, в том числе и в самой орде, происходит возвышение церковных санов, церковь получает множество льгот.

Интересно, что письменный русский язык во времена "ига" выводит на новый уровень. Вот что пишет Карамзин:

"Язык наш, - пишет Карамзин, - от XIII до XV века приобрел более чистоты и правильности". Далее, по Карамзину, при татаро-монголах вместо прежнего "русского, необразованного наречия писатели тщательнее держались грамматики церковных книг или древнего сербского коему следовали они не только в склонениях и спряжениях, но и в выговоре".

Итак, на Западе возникает классическая латынь, а у нас - церковнославянский язык в его правильных классических формах. Применяя те же стандарты, что и для Запада, мы должны признать, что монгольское завоевание стало эпохой расцвета русской культуры. Странные завоеватели были монголы!

Интересно, что не везде "захватчики" были так снисходительны к церкви. В польских хрониках есть сведения о резне, учиненной татарами среди католических священников и монахов. Причем убиты они были уже после взятия города (то есть не в пылу схватки, а намеренно). Это странно, так как классическая версия говорит нам об исключительной веротерпимости монголов. А вот в русских землях монголы старались опереться на на духовенство, предоставляя церкви существенные поблажки, вплоть до полного освобождения от налогов. Интересно, что и сама русская церковь проявляла удивительную лояльность к "иноземным захватчикам".

6. После великой империи ничего не осталось

Классическая история говорит нам, что “монголо-татарам” удалось построить огромное централизованное государство. Однако, это государство пропало и не оставило после себя следов. В 1480 году Русь окончательно скинуло с себя иго, но уже во второй половине XVI века началось продвижение русских на восток - за Урал, в Сибирь. И не встретили никаких следов былой империи, хотя прошло всего 200 лет. Нет крупных городов и селений, нет ямского тракта длиной в тысячи километров. Имена Чингизхана и Батыя никому не знакомы. Есть только редкое кочующее население, занятое разведением скота, рыболовством, примитивным земледелием. И никаких преданий о великих завоеваниях. Кстати, и великий Каракорум так и не был найден археологами. А ведь это был огромный город, куда уводили тысячами и десятками тысяч ремесленников, огородников (кстати, интересно, как их гнали по степям 4-5 тыс. км).

Не осталось также и письменных источников после монголов. В русских архивах не было найдено “монгольских” ярлыков на княжение, которых должно было много, зато есть много документов того времени на русском. Было найдено несколько ярлыков но уже в XIX веке:

Два-три ярлыка, найденных в XIX веке Причем не в государственных архивах, а в бумагах историков Например, знаменитый ярлык Тохтамыша, по свидетельству князя М А Оболенского, был обнаружен лишь в 1834 году “в числе бумаг, находившихся некогда в Краковском коронном архиве и бывших в руках польского историка Нарушевича” По поводу этого ярлыка Оболенский писал: “Он (ярлык Тохтамыша - Авт) разрешает положительно вопрос на каком языке и какими буквами писались древние ханские ярлыки к великим князьям русским Из доселе известных нам актов - это второй диплом” Оказывается, далее, что этот ярлык “писан разнохарактерными монгольскими письменами, бесконечно разнствующими, нисколько не сходными с напечатанным уже господином Гаммером ярлыком Тимур-Кутлуя 1397 года”

7. Русские и татарские имена трудно отличить

Старые русские имена и прозвища не всегда походили на современные нам. Вот такие старые русские имена и прозвища вполне можно принять за татарские: Мурза, Салтанко, Татаринко, Суторьма, Ейанча, Вандыш, Смога, Сугоняй, Салтырь, Сулейша, Сумгур, Сунбул, Сурьян, Ташлык, Темир, Тенбяк, Турсулок, Шабан, Кудияр, Мурад, Неврюй. Эти имена носили русские люди. А вот, например, у татарского царевича Олекса Неврюй - славянское имя.

8. Монгольские ханы браталсиь с русской знатью

Часто упоминается, что русские князья и “монгольские ханы” становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, ходили в совместные военные походы. Интересно, что ни в одной другой разбитой или захваченной ими стране, татары так себя не вели.

Вот еще один пример удивительной близости нашей и монгольской знати. Столица великой империи кочевников находилась в Каракоруме. После смерти великого хана приходит время выборов нового владыки, в котором должен принять участие в том числе и Батый. Но сам Батый в Каракорум не едет, а посылает туда представлять свою персону Ярослава Всеволодовича. Казалось бы, более важной причины, чтобы поехать в столицу империи, и придумать нельзя. Вместо этого Батый посылает князя из захваченных земель. Удивительно.

9. Супер-монголо-татары

Теперь поговорим о возможностях “монголо-татар”, об их уникальности в истории.

Камнем преткновения для всех кочевников было взятие городов и крепостей. Есть только одно исключение - армия Чингизхана. Ответ историков прост: после захвата Китайской империи, армия Батыя овладела самими машинами и техникой ее использования (либо взяла в плен специалистов).

Удивительно, что кочевникам удалось создать сильное централизованное государство. Дело в том, что в отличие, от земледельце - кочевники не привязаны к земле. Поэтому, при любом недовольстве они могут просто взять и уйти. Например, когда в 1916 году царские чиновники чем-то допекли казахов-кочевников, они взяли и перекочевали в соседний Китай. А ведь нам говорят, что монголам это удалось в конце XII века.

Непонятно, как Чингизхан мог уговорить своих соплеменников на поход “к последнему морю”, не зная карт и вообще ничего о тех, с кем придется вступить в схватку по пути. Это не набег на соседей, которых хорошо знаешь.

Все взрослые и здоровые мужчины у монгол считались воинами. В мирное время они вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Но кого оставляли “монголо-татары” у себя дома после того, как ушли на десятилетия в походы? Кто пас их стада? Старики и дети? Получается, что в тылу у этого войска не было сильной экономики. Тогда непонятно, кто обеспечивал бесперебойное снабжение продовольствием и вооружением армию монголов. Это сложная задача даже для больших централизованных государств, не говоря уже о государстве кочевников со слабой экономикой. Кроме того, размах монгольских завоеваний сопоставим с театром военных действий II мировой войны (причем с учетом битв с Японией, а не только Германии). Поставки вооружения и провианта представляются просто невозможными.

В XVI веке началось покорение Сибири казаками было делом нелегким: потребовалось около 50 лет, чтобы с боями пройти несколько тысяч километров до Байкала, оставляя за собой цепочку укрепленных острогов. Однако у казаков было в тылу сильное государство, откуда они могли черпать ресурсы. А военная подготовка народов, обитавших в тех местах не шло ни в какое сравнение с казачьим. Однако “монголо-татарам” удалось пройти вдвое большее расстояние в обратном направлении за пару десятков лет, завоевывая государства с развитыми экономиками. Звучит фантастично. Были и другие примеры. Например, в XIX веке американцам потребовалось около 50 лет, чтобы пройти расстояние в 3-4 тысячи км.: индейские войны были ожесточенными и потери армии США были значительными, несмотря на гигантское техническое превосходство. С подобными проблемами столкнулись европейские колонизаторы в Африке в XIX веке. Легко и быстро получилось только у “монголо-татар”.

Интересно, что все крупные походы монголов на Руси были зимними. Это нехарактерно для кочевых народов. Историки говорят нам, что это позволяло им быстро передвигаться по замерзшим рекам, но это, в свою очередь, требует хорошего знания местности, чем не могут похвастаться пришлые завоеватели. Одинаково успешно воевали они и в лесах, что тоже странно для степняков.

Есть сведения, что ордынцы распространяли поддельные грамоты от имени венгерского короля Белы IV, чем внесли большую неразбериху в стан неприятеля. Неплохо для степняков?

10. Выглядели татары как европейцы

Современник монгольских войн, персидский историк Рашид-ад-Дин пишет, что в роду Чингисхана дети “рождались большей частью с серыми глазами и белокурые”. Облик Батыя хронисты описывают в похожих выражениях: светловолос, светлобород, светлоглаз. Между прочим, титул “Чингис” переводится, по некоторым данным, как “море” или “океан”. Возможно, это связано с цветом его глаз (вообще, странно, что в монгольском языке XIII века есть слово “океан”).

В битве под Лигнице, в разгар схватки польских войсках возникает паника, и они обращаются в бегство. По свидетельствам некоторых источников эта паника была спровоцирована хитроумными монголами, которые затесались в боевые порядки польских дружин. Выходит, что “монголы” выглядели как европейцы.

В 1252-1253 годах из Константинополя через Крым в ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнему течению Дона, писал: “Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду; кафтаны, чекмини и барашковые шапки… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек - повсюду русы”.

Рубрикус едет по Руси всего через 15 лет после ее завоевания монголами. Не слишком ли быстро русские смешались с дикими монголами, переняли их одежду, сохранив ее до начала XX века, а также порядки и образ жизни?

В то время “Русью” называлась не вся Россия, а только: Киевское, Переяславское и Черниговское княжества. Часто встречались упоминания поездок из Новгорода или Владимира в “Русь”. Например, Смоленские города уже еще не считались “Русью”.

Слово “орда” часто упоминается не по отношению к “монголо-татарам”, а просто к войскам: “шведская орда”, “немецкая орда”, “орда залесская”, “Земля Казачей Орды”. То есть означает просто - войско и никакого “монгольского” калорита в нем нет. Кстати, на современном казахском “Кзыл-Орда” переводится как “Красная армия”.

В 1376 г. русские войска вступили в Волжскую Булгарию, осадили один из ее городов и вынудили присягнуть жителей на подданство. В город были посажены русские чиновники. Согласно традиционной истории получилось, что Русь, будучи вассалом и данником “Золотой Орды”, организует военный поход на территорю государства, являющегося частью этой “Золотой Орды” и заставляет принести его вассальную клятву. Что касается письменных источников из Китая. Например, в промежуток 1774-1782 в Китае изъятия проводились 34 раза. Был предпринят сбор всех пчатных книг, когда-либо вышедших в Китае. Связано это было с политическим видением истории правящей династией. Кстати, у нас тоже произошла смена династии Рюриковичей на Романовых, так что исторический заказ вполне вероятен. Интересно, что теория “монголо-татарского” порабощения Руси родилась не в России, а в среде немецкий историков гораздо позже самого предполагаемого “ига”.

о (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) - традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани .

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками - представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 - начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII - первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Татаро-монгольское иго - это период времени, когда Древняя Русь находилась в зависимости от Золотой Орды. Молодое государство за счет своего кочевого образа жизни завоевало много европейских территорий. Казалось, что оно будет держать в напряжении еще долгое время население разных стран, но разногласия внутри Орды привели к ее полному распаду.

Татаро-монгольское иго: причины

Феодальная раздробленность и постоянные княжеские междоусобицы превратили страну в незащищенное государство. Ослабление обороноспособности, открытость и непостоянство границ - все это способствовало частым набегам кочевников. Непрочные связи между районами Древней Руси и напряженные отношения князей позволяли татарам разрушать русские города. Вот первые набеги, которые «разнесли» северо-восточные земли Руси и погрузили страну во власть монголов.

Татаро-монгольское иго: развитие событий

Конечно, сразу вести открытую борьбу против захватчиков Русь была не в состоянии: не было регулярной армии, не было поддержки князей, была явная отсталость в техническом вооружении, отсутствовал практический опыт. Именно поэтому сопротивляться Золотой Орде Русь не могла вплоть до 14 века. Этот век стал переломным: происходит возвышение Москвы, начинает складываться единое государство, русское войско одерживает первую победу в сложной Куликовской битве. Как известно, чтобы княжить, нужно было заполучить ярлык у хана Орды. Именно поэтому татары и проводили политику стравливания: они ссорили князей, которые спорили за этот ярлык. Татаро-монгольское иго на Руси привело и к тому, что некоторые князья специально выступали на стороне монголов, чтобы добиться возвышения именно своей территории. Например, восстание в Твери, когда Иван Калита помог разгромить своего соперника. Таким образом Иван Калита добился не только ярлыка, но и права сбора дани со всех своих земель. Активно продолжает бороться с захватчиками и Дмитрий Донской. Именно с его именем связано первая победа русских на Куликовом поле. Как известно, благословление дал Сергий Радонежский. Бой начался с поединка двух богатырей и закончился гибелью обоих. Новая тактика помогла разгромить истощенное междоусобицами войско татар, однако полностью от их влияния не избавило. А вот освободил государство, причем уже единое и централизованное, Иван 3. Случилось это в 1480 году. Вот так, с разницей в сто лет, произошли два самых знаменательных события военной истории. Стояние на реке Угре помогло избавиться от захватчиков и освободило страну от их влияния. После чего Орда перестала существовать.

Уроки и последствия

Экономическая разруха, отсталость во всех сферах жизни, тяжелое состояние населения - это все последствия татаро-монгольского ига. Этот тяжелый период в истории России показал, что страна тормозит в своем развитии, особенно в военном. Татаро-монгольское иго научило наших князей в первую очередь тактическому ведению боя, а также политике компромиссов и уступок.

Происхождение татаро-монголов, их нашествие на Русь и дальнейшая судьба - одна из самых мифологизированных и спекулятивных исторических тем.

В зависимости от политической конъюнктуры и ради погони за сенсациями различные авторы выдвигали самые причудливые версии: от заявлений, что никакого татаро-монгольского ига не было, до гипотезы о европеоидности Чингисхана и его дружинников.

Вопрос о том, кого считать потомками средневековых монголов, и вовсе служит идеальным яблоком раздора: можно стравить и довести до исступления представителей десятка народов, каждый из которых непременно предъявит «неопровержимые» доказательства прямого родства с воинами Темучжина .

ДЛЯ СПРАВКИ: Темучжин - имя, данное будущему завоевателю при рождении. Чингисхан - титул, пожалованный ему на съезде монгольских племен в 1206 году. Отец Темучжина, Есугей-багатур, прославился как великий воин, постоянно сражавшийся с татарами. Своего очередного сына он назвал в честь татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого захватил в плен незадолго до того, как узнал о рождении мальчика.

Кто придумал татаро-монголов?

В первую очередь надо отметить, что «татаро-монголы» - это термин, достаточно поздно введенный историками для удобства написания книг и знакомства читателей с реалиями давно минувших столетий.

Часто можно встретить утверждения, что первым о татаро-монголах заговорил Николай Михайлович Карамзин . Это не совсем верно. Карамзин действительно много писал по данной теме, однако употреблял термины «монгольское иго» или «Батыево иго».

Условное понятие «татаро-монголы» ввел в научный оборот другой историк - Петр Николаевич Наумов . В 1823 году он использовал этот термин для обозначения «монгол, называемых татарами». В последующие годы термин органично слился с понятием «татарского ига», которое появилось в польской литературе еще в конце XV века, и превратился во всем известное «татаро-монгольское иго».

На самом же деле народа, включавшего в себя татар и монгол, никогда не было. Согласно данным китайских хроник династии Тан , древние монголы были выходцами из племени шивэй, которое принадлежало к этнической группе кочевников киданей. Китайские хронисты называли монгольские племена «мэньу» или «мэнва».

С VII по Х век эта кочевая общность активно расселялась, двигаясь из района в верховьях Амура на запад. Естественно, при этом дробились старые племена и возникали новые. В результате из того же племени шивэй выделились татары. Впервые они упоминаются в качестве самостоятельной группы в 732 году, и с этого времени быстро набирают силу. Всего за сто лет молодое племя стало настолько могущественным, что соседние уйгуры и жители Центральной Азии стали называть «татарами» всех степняков с монгольских равнин.

Вендетта в степи

Отношения в средневековой степи были простыми и незамысловатыми: сильные убивали и грабили слабых, слабые сбивались в стаи, чтобы отплатить обидчикам той же монетой.

Войны между племенами дополнялись разборками между кланами, а те происходили на фоне постоянных убийств одних родственников другими. Даже члены отдельных семей не стеснялись поднимать друг на друга оружие.

По мере сил маслица в огонь подливало китайское государство, для которого непрерывная резня между кочевниками была лучшей гарантией того, что они не обрушатся на земледельческие районы Поднебесной.

На рубеже 60—70-х годов ХII века, вскоре после рождения Темучжина, татарам при поддержке империи Цзинь удалось разгромить и уничтожить большинство крупных монгольских племен. Геноцид получился столь масштабным, что на некоторое время монголы практически исчезли из степи как самостоятельная сила. Однако военная удача - штука переменчивая, и подросший Темучжин в полной мере продемонстрировал это врагам своего племени. В 1196 году молодой вождь помог империи Цзинь разгромить татарское войско, а в 1202 году организовал поход на них собственными силами.

Выиграв тяжелую битву, монголы решили уничтожить всех татар. Темучжин и приказал казнить всех пленников, кроме детей, рост которых был меньше высоты тележного колеса.

Татар вырезали, однако название племени уже настолько прочно ассоциировалось с кочевниками монгольских равнин, что и Европа, и Русь веками продолжали называть татарами племена, поставившие точку в истории этой общности.

Степь была домом монголов, а война - смыслом их жизни. Источник: Кадр из фильма «Тайна Чингис Хаана», 2009 г.

Натуральный блондин

Чрезвычайно интригующим оказался вопрос о внешности Чингисхана. Первым на этом поприще отметился персидский историк, врач и государственный деятель XIII века Рашид-ад-Дин . Составляя свой исторический труд «Сборник летописей», он дал весьма неожиданное описание предков Темучжина: «Третий сын был Есугэй-бахадур, который является отцом Чингиз-хана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение «бурджигин» - «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи… согласно их [монголов] словам, он является знаком царской власти детей Алан-Гоа».

Мимо столь колоритного пассажа не мог пройти известный писатель-сказочник, многими ошибочно воспринимаемый в качестве историка, - Лев Николаевич Гумилев . В его подаче «синеокий» отец Темучжина превратился в «зеленоглазого». Последователи же Гумилева развили упоминание о рыжих волосах родичей великого хана в предположение, что он был не монголоидом, а натуральным европеоидом.

В 2016 году на улице поклонников новой хронологии и «подлинной» истории случился настоящий праздник: при исследовании захоронения Таван Толгой в Монголии группа генетиков из нескольких стран обнаружила в ДНК возможных родственников Чингисхана признаки, типичные для европейцев и совершенно нехарактерные для азиатов. Сообщая об открытии, многие СМИ разразились истерическими заголовками о том, что, оказывается, великий завоеватель «был европейцем».

Ловкость рук и почти никакого обмана

На самом деле все не так однозначно, как любят представлять адепты альтернативной истории. Дело в том, что Рашид-ад-Дин родился через 20 лет после смерти Чингисхана, а потому крайне сомнительно, что ему довелось общаться с кем-либо, кто был непосредственно знаком с великим завоевателем.

Более того, врач Рашид служил монгольской империи Хулагуидов, которая занимала территории современного Ирана, Ирака, Пакистана и отчасти Афганистана, и на исторической родине своих повелителей он не бывал.

Эти два факта дают основание предположить, что «синеглазость» и «рыжебородость» предков Чингисхана, скорее всего, лишь литературный прием, призванный подчеркнуть исключительность правящей династии.

Примечательно, что прижизненные монгольские и китайские источники отмечают лишь высокий рост Темучжина и ничего не говорят о каком-то особенном цвете его глаз или волос.

Что же касается генетического анализа скелетов из погребения Таван Толгой, то исследователям действительно удалось найти Y-хромосомную мутацию, характерную для европеоидных людей. Однако далеко не факт, что эти останки имеют отношение к роду, из которого происходил Чингисхан. Дело в том, что орнамент и символы, которыми был украшен погребальный инвентарь, использовались многими монгольскими племенами, а не только Борджигинами - родом, из которого происходил Чингисхан.

Вдобавок ко всему, радиоуглеродный анализ дал весьма широкий диапазон дат, когда органика могла попасть в захоронение: от 1130 до 1250 года. Таким образом, в могилах могли лежать и те, кто умер задолго до рождения Темучжина, и те, кто родился после его смерти.

Скорее всего, как и большинство соплеменников, Темучжин был классическим монголоидом, которого хоть на плакат, хоть в учебник антропологии. Жаль, могилка великого завоевателя так и не нашлась.

История России всегда была немного грустной и бурной из-за войн, борьбы за власть и резких реформ. Эти реформы часто сваливали на Россию разом, насильственно, вместо того, чтобы вводить их постепенно, размеренно, как чаще всего это бывало в истории. Со времен первых упоминаний князья разных городов - Владимира, Пскова, Суздаля и Киева - постоянно сражались и спорили за власть и контроль над небольшим полуобъединенным государством. Под властью святого Владимира (980-1015) и Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.)

Киевское государство было на вершине процветания и добилось относительного мира в отличие от прошлых лет. Однако, время шло, мудрые правители умерли, и снова началась борьба за власть и вспыхнули войны.

Перед смертью, в 1054 году, Ярослав Мудрый решил разделить княжества между сыновьями, и это решение определило будущее Киевской Руси на ближайшие двести лет. Гражданские войны между братьями разорили большую часть Киевского содружества городов, лишив ее необходимых ресурсов, которые ей в дальнейшем очень бы пригодились. Когда князья непрерывно сражались друг с другом, бывшее Киевское государство медленно разлагалось, уменьшалось и теряло прежнюю славу. Одновременно его ослабляли вторжения степных племен - половцев (они же куманы или кипчаки), а до этого печенегов, и в конце концов Киевское государство стало легкой добычей для более могущественных захватчиков из далеких земель.

Был у Руси шанс изменить свою судьбу. Около 1219 года монголы впервые вошли в районы близ Киевской Руси, направляясь на , и те попросили помощи русских князей. В Киеве собрался совет князей, чтобы рассмотреть просьбу, что очень обеспокоило монголов. Согласно историческим источникам, монголы заявили, что не собираются нападать на русские города и земли. Монгольские посланники требовали мира с русскими князьями. Однако князья не доверяли монголам, подозревая, те не остановятся и пойдут на Русь. Монгольские послы были убиты, и таким образом шанс на мир был уничтожен руками князей разобщенного Киевского государства.

В течение двадцати лет Батый-хан с армией в 200 тысяч человек совершал набеги. Один за другим русские княжества - Рязань, Москва, Владимир, Суздаль и Ростов - попадали в кабалу к Батыю и его армии. Монголы разграбили и уничтожили города, жителей убили или увели в плен. В конце концов монголы захватили, разграбили и сравняли с землей Киев, центр и символ Киевской Руси. Только отдаленные северо-западные княжества, такие как Новгород, Псков и Смоленск, пережили натиск, хотя эти города будут терпеть непрямое подчинение и станут придатками Золотой Орды. Возможно, заключением мира русские князья могли бы предотвратить это. Однако, нельзя назвать это просчетом, ведь тогда Руси навсегда пришлось бы изменить религию, искусство, язык, систему правления и геополитику.

Православная церковь во времена татаро-монгольского ига

Первыми монгольскими набегами были разграблены и уничтожены многие церкви и монастыри, и бесчисленное количество священников и монахов было убито. Те, кто выжил, часто попадали в плен и отправлялись в рабство. Размеры и мощь монгольской армии были шокирующими. Пострадали не только экономика и политическое устройство страны, но и социальные и духовные институты. Монголы утверждали, что они - кара Божья, и русские верили, что все это послано им Богом как наказание за их грехи.

Православная церковь станет мощным маяком в «темные годы» монгольского засилья. Русский народ, в конце концов, обратился к православной церкви, ища утешения в своей вере и руководство и поддержку в священнослужителях. Набеги степного народа вызвали потрясение, бросив семена на благодатную почву для развития русского монашества, что в свою очередь сыграло важную роль в становлении мировоззрения соседних племен финно-угров и зырян, а также привело к колонизации северных регионов России.

Унижение, которому подверглись князья и городские власти, подорвало их политический авторитет. Это позволило церкви выступить воплощением религиозной и национальной идентичности, заполнив собой утраченную идентичность политическую. Также способствовала укреплению церкви уникальная юридическая концепция ярлыка, или хартия иммунитета. В царствование Менгу-Тимура в 1267 году ярлык был выдан митрополиту Киевскому Кириллу для православной церкви.

Хотя церковь де-факто перешла под защиту монголов десятью годами ранее (из переписи 1257 года, проведенной ханом Берке), это ярлык официально зафиксировал неприкосновенность православной церкви. Что еще более важно, он официально освобождал церковь от любых форм налогообложения монголами или русскими. Священники имели право не регистрироваться во время переписей и освобождались от принудительного труда и военной службы.

Как и ожидалось, ярлык, выданный православной церкви, возымел большое значение. Впервые церковь становится менее зависимой от княжеской воли, чем в любой другой период российской истории. Православная церковь смогла приобрести и закрепить за собой значительные участки земли, что дало ей чрезвычайно сильное положение, продолжавшееся в течение столетий после монгольского захвата. Устав строго запрещал как монгольским, так и российским налоговым агентам захватывать церковные земли или требовать чего-либо от православной церкви. Это гарантировалось простым наказанием - смертью.

Другая важная причина возвышения церкви лежала в ее миссии - распространять христианство и обращать в свою веру деревенских язычников. Митрополиты много путешествовали по всей стране, чтобы укрепить внутреннюю структуру церкви и чтобы решать административные проблемы и контролировать деятельность епископов и священников. Более того, относительная безопасность скитов (экономическая, военная и духовная) притягивала крестьян. Поскольку быстро растущие города мешали атмосфере благости, которую давала церковь, монахи стали уходить в пустынь и там заново строить монастыри и скиты. Религиозные поселения продолжали строиться и тем самым укрепляли авторитет православной церкви.

Последним значительным изменением стал переезд центра православной церкви. До того, как монголы вторглись в русские земли, церковным центром был Киев. После разрушения Киева в 1299 году Святейший Престол переехал во Владимир, а потом, в 1322 году в Москву, чем значительно повысил значимость Москвы.

Изобразительное искусство во времена татаро-монгольского ига

В то время как на Руси начались массовые депортации художников, монашеское возрождение и внимание к православной церкви привело к художественному возрождению. То, что сплотило русских в то тяжелое время, когда они оказались без государства, - это их вера и способность выражать свои религиозные убеждения. В это тяжелое время творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.

Именно во второй половине монгольского правления в середине четырнадцатого века русская иконография и фресковая живопись снова начали процветать. Феофан Грек прибыл на Русь в конце 1300-х годов. Он расписывал церкви во многих городах, особенно в Новгороде и Нижнем Новгороде. В Москве он написал иконостас для Благовещенской церкви, а также работал над церковью Архангела Михаила. Спустя несколько десятилетий после прибытия Феофана одним из его самых лучших учеников стал начинающий Андрей Рублев. Иконопись пришла на Русь из Византии в X веке, но монгольское нашествие в XIII веке отрезало Русь от Византии.

Как изменился язык после ига

Нам может показаться несущественным такой аспект как влияние одного языка на другой, но эти сведения помогают нам понять, в какой степени одна народность влияла на другую или на группы народностей - на государственное управление, на военное дело, на торговлю, а также как географически распространялось это влияние. Действительно, языковые и даже социолингвистические воздействия были велики, поскольку русские заимствовали тысячи слов, фраз, другие значимые лингвистические конструкции от монгольского и тюркского языков, объединенных в Монгольскую империю. Ниже перечислены несколько примеров слов, которые используются и поныне. Все заимствования пришли из разных частей Орды:

  • амбар
  • базар
  • деньги
  • лошадь
  • сундук
  • таможня

Одной из очень важных разговорных черт русского языка тюркского происхождения является использование слова «давай». Ниже перечислены несколько распространенных примеров, которые все еще встречаются на русском языке.

  • Давай чай попьем.
  • Давай выпьем!
  • Давай пойдём!

Кроме того, на юге России имеются десятки местных названий татарского/тюркского происхождения земель вдоль Волги, которые выделяются на картах этих районов. Примеры таких названий: Пенза, Алатырь, Казань, названия регионов: Чувашия и Башкортостан.

Киевская Русь была демократическим государство. Основным управляющим органом было вече - собрание всех свободных граждан мужского пола, собиравшихся для обсуждения таких вопросов, как война и мир, закон, приглашение или изгнание князей в соответствующий город; все города в Киевской Руси имели вече. Это был, по сути, форум для гражданских дел, для обсуждения и решения проблем. Однако этот демократический институт подвергся серьезному сокращению под властью монголов.

Безусловно, самые влиятельные собрания были в Новгороде и Киеве. В Новгороде особый вечевый колокол (в других городах для этого обычно использовали церковные колокола) служил для того, чтобы созывать горожан, и, теоретически, любой мог позвонить в него. Когда монголы завоевали большую часть Киевской Руси, вече перестало существовать во всех городах, кроме Новгорода, Пскова и нескольких других городов на северо-западе. Вече в этих городах продолжало работать и развиваться, пока Москва не подчинила их в конце XV века. Однако сегодня дух вече как общественного форума возрожден в нескольких городах России, в том числе в Новгороде.

Большое значение для монгольских властителей имели переписи населения, которые позволяли собирать дань. Для поддержки переписей монголы ввели специальную двойную систему региональной администрации, возглавляемую военными губернаторами, баскаками и/или гражданскими губернаторами, даругачами. По сути, баскаки были ответственны за руководство деятельностью правителей в районах, которые сопротивлялись или не принимали монгольскую власть. Даругачи были гражданскими губернаторами, которые контролировали те районы империи, которые сдались без боя или которые считались уже подчинившимися монгольским войскам и спокойными. Тем не менее, баскаки и даругачи иногда исполняли обязанности властей, но не дублировали ее.

Как известно из истории, правящие князья Киевской Руси не доверяли монгольским послам, которые пришли заключить мир с ними в начале 1200-х годов; князья, как ни прискорбно, предали послов Чингисхана мечу и вскоре дорого заплатили. Таким образом, в XIII веке на завоеванных землях были поставлены баскаки, чтобы подчинять народ и контролировать даже повседневную деятельность князей. Кроме того, помимо проведения переписи, баскаки обеспечивали рекрутские наборы местного населения.

Существующие источники и исследования показывают, что баскаки в значительной степени исчезли с русских земель к середине XIV века, поскольку Русь более или менее признала власть монгольских ханов. Когда баскаки ушли, власть перешла к даругачам. Однако, в отличие от баскаков, ​​даругачи не жили на территории Руси. Фактически онинаходились в Сарае, старой столице Золотой Орды, расположенной недалеко от современного Волгограда. Даругачи служили на землях Руси в основном как советники и консультировали хана. Хотя ответственность за сбор и доставку дани и призывников принадлежала баскакам, ​​с переходом от баскаков к даругачам эти обязанности фактически были переданы самим князьям, когда хан увидел, что князья вполне с этим справляются.

Первая перепись, проведенная монголами, произошла в 1257 году, всего через 17 лет после завоевания русских земель. Население было разделено на десятки - такая система была у китайцев, ее переняли монголы, использовав ее во всей своей империи. Основной целью переписи был призыв, а также налогообложение. Москва сохранила эту практику и после того, как она прекратила признавать Орду в 1480 году. Практика заинтересовала иностранных гостей в России, для которых широкомасштабные переписи все еще были неизвестны. Один из таких посетителей, Сигизмунд фон Герберштейн из Габсбурга, отметил, что каждые два или три года князь проводил перепись по всей земле. Перепись населения не получала широкого распространения в Европе вплоть до начала 19 века. Одно существенное замечание, которое мы должны сделать: той тщательности, с которой русские проводили перепись, еще около 120 лет не могли достичь в других частях Европы в эпоху абсолютизма. Влияние Монгольской империи, по крайней мере, в этой области, очевидно, было глубоким и эффективным и помогло создать сильное централизованное правительство для Руси.

Одним из важных нововведений, которое баскаки курировали и поддерживали, были ямы (система постов), которые были построены для обеспечения путников едой, ночлегом, лошадьми, а также повозками или санями, в зависимости от времени года. Изначально построенный монголами ям обеспечивал относительно быстрое движение важных депеш между ханами и их наместниками, а также быструю отправку посланников, местных или иностранных, между различными княжествами по всей обширной империи. На каждом посту были лошади, чтобы везти уполномоченных лиц, а также для замены уставших лошадей в особо длительных поездках. Каждый пост, как правило, находился примерно в дне езды от ближайшего поста. Местные жители были обязаны поддерживать смотрителей, кормить лошадей и удовлетворять потребности чиновников, путешествующих по служебным делам.

Система была достаточно эффективной. В другом докладе Сигизмунда фон Герберштейна из Габсбурга говорилось, что система ямов позволила ему проехать 500 километров (от Новгорода до Москвы) в течение 72 часов - намного быстрее, чем где бы то ни было в Европе. Система ямов помогала монголам поддерживать жесткий контроль над своей империей. В течение мрачных лет пребывания монголов на Руси в конце XV века князь Иван III решил продолжить использование идеи системы ямов, чтобы сохранить сложившуюся систему связи и разведки. Однако идея почтовой системы, как мы ее знаем сегодня, не возникнет до самой смерти Петра Великого в начале 1700-х годов.

Некоторые из нововведений, привезенных на Русь монголами, долгое время удовлетворяли потребности государства и продолжались много веков после Золотой Орды. Это значительно расширило развитие и расширение сложной бюрократии более поздней, имперской России.

Основанная в 1147 году, Москва оставалась незначимым городом более ста лет. В то время это место лежало на перекрестке трех основных дорог, одна из которых соединяла Москву с Киевом. Географическое расположение Москвы заслуживает внимания, поскольку оно находится на изгибе реки Москвы, которая сливается с Окой и Волгой. Через Волгу, которая позволяет добраться до Днепра и Донских рек, а также Черного и Каспийского морей, всегда существовали огромные возможности для торговли с ближними с отдаленными землями. С наступлением монголов из опустошенной южной части Руси начали прибывать толпы беженцев, в основном из Киева. Более того, действия московских князей в пользу монголов способствовали подъему Москвы как центра власти.

Еще до того, как монголы предоставили Москве ярлык, Тверь и Москва постоянно боролись за власть. Главный поворотный момент произошел в 1327 году, когда население Твери начало бунтовать. Увидев в этом возможность угодить хану своих монгольских повелителей, князь Московский Иван I с огромным татарским войском подавил восстание в Твери, восстановив порядок в этом городе и завоевав благосклонность хана. Чтобы продемонстрировать лояльность, Ивану I также был предоставлен ярлык, и таким образом Москва еще на шаг приблизилась к известности и власти. Вскоре князья Москвы взяли на себя обязанности по сбору налогов по всей земле (в том числе и с себя самих), и в конечном итоге монголы возложили эту задачу исключительно на Москву и прекратили практику отправки своих сборщиков налогов. Тем не менее, Иван I был более чем проницательным политиком и образцом здравомыслия: он, возможно, был первым князем, заменившим традиционную горизонтальную схему преемственности на вертикаль (хотя полностью она была достигнута только ко второму царствованию князя Василия в середине 1400-го года). Это изменение привело к большей стабильности в Москве и, таким образом, укрепило ее положение. По мере того, как Москва росла благодаря тому, что собирала дань, ее власть над другими княжествами все более и более утверждалась. Москва получала земли, а значит, она собирала больше дани и получала больший доступ к ресурсам, а следовательно, к большей власти.

В то время, когда Москва становилась все более и более могущественной, Золотая Орда находилась в состоянии общего распада, вызванного бунтами и переворотами. Князь Дмитрий решил напасть на в 1376 году и преуспел. Вскоре после этого один из монгольских генералов Мамай попытался создать свою собственную орду в степях к западу от Волги, и он решил бросить вызов власти князя Дмитрия на берегах реки Вожи. Дмитрий победил Мамая, чем восхитил москвичей и конечно разозлил монголов. Однако и собрал войско в 150 тысяч человек. Дмитрий собрал войско, сопоставимое по размеру, и две этих армии встретились у реки Дон на Куликовом поле в начале сентября 1380 года. Русичи Дмитрия, хотя и потеряли около 100 000 человек, победили. Тохтамыш, один из генералов Тамерлана, вскоре захватил и казнил генерала Мамая. Князь Дмитрий стал известен как Дмитрий Донской. Однако Москва вскоре была разграблена Тохтамышем и снова должна была платить дань монголам.

Но великая битва на Куликовом поле в 1380 году стала символическим поворотным моментом. Несмотря на то, что монголы жестоко отомстили Москве за непокорность, мощь, которую Москва показала, росла, и ее влияние на другие российские княжества расширялось. В 1478 году Новгород, наконец, подчинился будущей столице, и Москва вскоре сбросила покорность монгольским и татарским ханам, таким образом покончив с более чем 250-летним монгольским владычеством.

Итоги периода татаро-монгольского ига

Доказательства свидетельствуют, что многочисленные последствия монгольского нашествия распространялись на политические, социальные и религиозные аспекты Руси. Некоторые из них, например, рост православной церкви, оказали относительно положительное влияние на русские земли, другие же, например, потеря вече и централизация власти, способствовали прекращению распространения традиционной демократии и самоуправления для различных княжеств. Из-за влияния на язык и форму правления воздействие монгольского нашествия проявляется и сегодня. Возможно, благодаря шансу испытать Возрождение, как и в других западноевропейских культурах, политическая, религиозная и социальная мысль России будет сильно отличаться от политической реальности сегодняшнего дня. Под контролем монголов, которые приняли многие идеи правительства и экономики у китайцев, русские стали, пожалуй, более азиатской страной с точки зрения административного устройства, а глубокие христианские корни россиян установили и помогли поддерживать связь с Европой. Монгольское вторжение, возможно, больше, чем любое другое историческое событие, определило ход развития русского государства - его культуры, политической географии, истории и национальной идентичности.