Новые органы управления назывались при петре 1. Даже Петру было сложно идти против этой традиции. О чем свидетельствует исключение приходов из системы государственного управления

  • 8. Система преступлений и наказаний по “Русской правде”
  • 9. Семейное, наследственное и обязательное право Древнерусского государства.
  • 10. Государственно-правовые предпосылки и особенности развития Руси в удельный период
  • 11. Государственный строй Новгородской республики
  • 12. Уголовное право, суд и процесс по Псковской ссудной грамоте
  • 13. Регулирование имущественных отношений в Псковской судной грамоте
  • 16. Государственный аппарат периода сословно-представительной монархии. Статус монарха. Земские соборы. Боярская дума
  • 17. Судебник 1550 г.: общая характеристика
  • 18. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение сословий
  • 19. Закрепощение крестьян
  • 20. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчинное и поместное землевладение. Наследственное и семейное право
  • 21. Уголовное право в Соборном Уложении
  • 22. Суд и судебный процесс по Соборному Уложению 1649 года
  • 23. Реформы государственного управления Петра 1
  • 24. Сословные реформы Петра I. Положение дворян, духовенства, крестьян и горожан
  • 25. Уголовное право и процесс первой четверти XVIII в. «Артикул воинский» 1715 г. И «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» 1712 г.
  • 26. Сословные реформы Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М. Сперанского
  • 28. Реформы государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных законов” м.М.Сперанского (2-ой вариант)
  • 29. Развитие права в первой половине XIX в. Систематизация права
  • 30. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I
  • 31. Бюрократическая монархия Николая I (2-ой вариант)
  • 32.Крестьянская реформа 1861 г.
  • 33. Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы
  • 34. Судебная реформа 1864 г. Система судебных учреждений и процессуальное право согласно судебным уставам
  • 35. Государственно-правовая политика периода контрреформ(1880-1890-е гг.)
  • 36. Манифест 17 октября 1905г.”Об усовершенствовании государственного порядка”История разработки,правовая природа и политическое значение
  • 37. Государственная Дума и реформированный Государственный совет в системе органов власти Российской империи,1906-1917 гг. Порядок выборов, функции, фракционный состав, общие итоги деятельности
  • 38.”Основные государственные законы” в редакции 23 апреля 1906 г. Законодательство о правах подданныхв России.
  • 39.Аграрное законодательство начала XX в. Столыпинская земельная реформа
  • 40. Реформирование государственного аппарата и правовой системы Временным правительством (февраль – октябрь 1917 г.)
  • 41. Октябрьская революция 1917г. И установление Советской власти. Создание советских органов власти и управления.Образование и компетенции советских правоохранительных органов (Милиции, вчк)
  • 42. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан (октябрь 1917-1918гг.) Формирование однопартийной политической системы в советской России(1917-1923г.)
  • 43. Национально-государственное устройство советского государства (1917-1918).Декларация прав народов России
  • 44. Создание основ советского права и советской судебной системы. Декреты о суде. Судебна реформа 1922 г.
  • 45. Конституция рсфср 1918 г. Советская система управления, федеративное устройство государства, избирательная система, права граждан
  • 46. Создание основ гражданского и семейного права 1917-1920 гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • 47. Создание основ советского трудового права. Кодекс законов о труде 1918 г.
  • 48. Развитие уголовного права в 1917-1920гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • 49. Образование ссср. Декларация и Договор об образовании ссср 1922 г. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г.
  • 50. Советская правовая система 1930-е гг. Уголовное право и процесс в 1930-1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях. Курс на усиление уголовной репрессии.
  • 23. Реформы государственного управления Петра 1

    1. Положение монарха. Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

    Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.

    Монарх был главой всех государственных учреждений:

    присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.

    Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

    2. Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.

    В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.

    После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

    3. Значение Сената Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором;

    Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.

    Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

    При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

    В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.

    4. Система управления Перестройка приказной системы управления произошла в 1718-1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления - коллегии.

    Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, акту­ариус, регистратор, переводчик и подьячие.

    В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:

    Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии - Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

    Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, Объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы дереждения.

    В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.

    5. Реформы в местном управлении. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в.

    Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.

    Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.

    С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губерна­тор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.

    Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.

    К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд - провинция - губерния.

    Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).

    Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

    Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

    В 1718-1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили:

    обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

    6. Содеражание военной реформы. В XVII-XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.

    В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии.

    Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии.

    В период 1699-1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры - из дворян.

    Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян.

    До 1724г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола.66

    В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.

    Армия делилась на полки, полки - на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, - на роты. Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

    История

    Ответ на билет №26

    Государственные и административные реформы Петра

    А. Бюрократический аппарат. Высшие органы власти

    1. При Петре I был создан новый государственный аппарат. Реформа органов власти во многом была продиктована войной, так как старая государственная машина не справлялась с усложнившимися задачами и новыми функциями. При осуществлении нового государственного устройства Петр опирался на труды европейских ученых по теории государства, а также заимствовал кое-что из практики европейских государств, в частности Швеции.

    2. Царь считал, что он знает, в чем состоит счастье державы, и что его воля есть закон. Он писал в одном из указов: “Наш народ яко дети неучение ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают, которым сперва досадно кажется, но когда выучатся, потом благодарят...” Поэтому выполнение своей воли Петр начал с обновления аппарата управления.

    3. Прежде всего, Петр I перестал советоваться с Боярской думой, а в 1701 г. создал “консилию министров” из 8 доверенных лиц. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В консилии был установлен определенный режим работы, каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность, протоколы заседаний, т. е. происходит бюрократизация управления. В 1711 г. Петр I учредил Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую думу. Это был верховный орган управления страной, состоящий из девяти человек, назначаемых царем. Сенат распоряжался судебными, финансовыми, военными, иностранными, торговыми делами, но вся законодательная власть принадлежала царю. Решения сенаторами принимались коллегиально. Были введены должности фискалов в центре и на местах, которые выявляли факты нарушения указов, взяточничества и доносили об этом Сенату и царю. Но в 1722 г. царь организовал контроль за самим Сенатом: генерал-прокурор и его помощники наблюдали за работой Сената.

    Б. Создание коллегий. Местные органы власти

    1. В 1718 г. на смену громоздкой системе приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления, все вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице-президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий:

    > коллегия Чужестранных (иностранных) дел;

    > Воинская коллегия (занимавшаяся комплектованием, вооружением, снаряжением и обучением армии);

    > Адмиралтейская коллегия (ведавшая военно-морскими делами);

    > Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

    > Штатс-Контор-коллегия (ведавшая расходами государства; главные статьи расхода - содержание армии и флота);

    > Ревизион-коллегия (осуществляла контроль за расходованием денежных средств);

    > Берг-коллегия (ведавшая горной промышленностью);

    > Мануфактур-коллегия (ведавшая предприятиями легкой промышленности);

    > Юстиц-коллегия (ведавшая вопросами гражданского судопроизводства; коллегия имела Крепостную контору, в которой регистрировались различные акты: купчие, акты о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства и др.);

    > Вотчинная коллегия (преемница Поместного приказа, рассматривала земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, вопросы сыска беглых крестьян, рекрутов и т. д.).

    Особое место занимала образованная в 1721 г. Духовная коллегия, или Синод, управлявшая делами церкви.

    Все коллегии имели конторы в Москве, некоторые - Камер- и Юстиц-коллегия - располагали сетью учреждений на местах. Местные органы Берг-коллегии и Адмиралтейства были в местах сосредоточения металлургической промышленности и кораблестроения.

    2. В 1707-1711 гг. была изменена система местного управления. Россия была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Они обладали огромной властью: ведали сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Губернии были разделены, в свою очередь, на 50 провинций во главе с воеводой, а провинции - на уезды (дистрикты). Городские магистраты собирали налоги с населения и судили горожан. Городское население делилось на “регулярных” (имущих) и “нерегулярных” (неимущих).

    3. Главную роль в системе управления играл царь Петр I. Например, в военной присяге говорилось об обязанности служить царю, а не России. Петр был высшей законодательной и судебной инстанцией. Была создана личная царская канцелярия - Кабинет, который готовил дела для докладов Петру. Принятие Петром I в 1721 г. титула императора явилось выражением и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

    В. Церковная реформа

    1. Серьезные изменения произошли в положении церкви, которые также отразили тенденцию бюрократизации и централизации управления. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Приближенные царя посоветовали ему подождать с избранием нового патриарха, так как от патриаршества, по их мнению, добра не будет. Долго убеждать царя не пришлось, ему хорошо была известна история борьбы патриарха Никона с его отцом, знал он и об отрицательном отношении большинства духовенства к своим нововведениям. Местоблюстителем Патриаршего Престола был объявлен рязанский митрополит Стефан Яворский, имуществом церкви распоряжался Монастырский приказ.

    2. В 1721 г. был образован Синод, высший орган, управляющий церковными делами. Его вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, убежденный сторонник Петра, сочинил регламент Синода - Духовный регламент, который определял его функции и обязанности. Регламент устанавливал, что членов Синода назначает царь, тем самым приравняв их к чиновникам других государственных учреждений. Его основными обязанностями было наблюдение за чистотой православия и борьба с раскольниками. Церковным служителям предписывалось в “мирские дела и обряды не входить ни для чего”. Нарушалась тайна исповеди. По указу Синода 1722 г. все священники были обязаны доносить властям о намерениях исповедавшегося совершить “измену или бунт”. В том же 1722 г. была установлена должность обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишалась самостоятельности и превращалась в составную часть государственного бюрократического аппарата.

    Г. Порядок прохождения службы. Табель о рангах

    1. Бюрократический характер государства требовал изменить и порядок прохождения службы. До Петра I служебное продвижение зависело от происхождения, знатности. Петр перестал обращать внимание на происхождение человека, главным стал принцип личной выслуги. Молодой человек начинал службу рядовым в гвардейском полку или мелким чиновником и должен был пройти все ступени - от низших до высших.

    2. В 1722 г. была разработана “Табель о рангах”, которая определяла порядок прохождения службы. Вводились три чиновничьи категории:

    > военные;

    > гражданские;

    > придворные.

    Все чины делились на 14 рангов-классов, 14-й ранг считался низшим (коллежский регистратор, прапорщик), а 1-й ранг - высшим (фельдмаршал, канцлер). Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Выходцы из низших сословий, достигнув 8-го ранга на гражданской службе (коллежский асессор) или 14-го на военной службе, получали потомственное дворянство.

    3. Служба была пожизненной, выход в досрочную отставку запрещался. Имения по наследству передавались лишь одному из сыновей, остальные должны были добывать средства к жизни службой. Различия между поместьем и вотчиной ликвидировались. Сам царь Петр получал очередные звания только за конкретные заслуги.

    Д. Военные реформы

    1. Война со Швецией показала необходимость реорганизации армии. Ее сущность состояла в ликвидации дворянского ополчения и стрелецкого войска и формировании регулярной армии с едиными организацией, вооружением, обмундированием, дисциплиной; уставами. Одновременно с этим как часть вооруженных сил сохранялись украинское, донское, яицкое и терское казачество, а также нерегулярные национальные формирования (башкиры и калмыки). Комплектовалась армия путем рекрутских наборов: ежегодно все податное население (крестьяне, ремесленники, посадские люди и др.) обязано было поставлять с определенного числа душ (от 100 до 500) одного рекрута. Служба в армии была пожизненной. Население всячески уклонялось от рекрутского набора. Однако беглецов подвергали жестоким наказаниям.

    2. Офицерский состав формировался прежде всего из дворян. Недоросль из дворян начинал службу солдатом в гвардейских полках, которые были своеобразной офицерской школой. Проявивших интерес к военно-морской науке определяли в школы - артиллерийскую, навигационную, фортификационную, Морскую академию. Создание отечественных школ и обучение молодых людей за границей постепенно изменяли национальный состав военных и гражданских специалистов страны и позволили освободить от иностранцев-наемников прежде всего офицерский корпус. В 20-х годах XVIII в. он на девять десятых состоял из русских.

    3. Создание регулярной армии потребовало оснащения ее современным вооружением. Устаревшая разнокалиберная артиллерия стала заменяться орудиями новых образцов, возросло производство артиллерийских орудий, боеприпасов и ружей. К 1725 г. в пехотных, кавалерийских, артиллерийских полках вместе с казачьей конницей насчитывалось 300 тысяч человек.

    4. Наряду с сухопутной армией невиданными темпами шло создание военно-морского флота. Быстрое развитие флота началось после завоевания Азова. С основанием Петербурга почти вся постройка кораблей сосредоточивается в северной столице.

    Таким образом, в результате государственного, административного и военного реформирования Россия получила более четкую структуру государственного управления с разветвленным бюрократическим аппаратом. Во главе стоял император, у которого сосредоточивались все нити правления; император, в свою очередь, опирался на чиновников. Все подлежало строгому регламенту - от выступлений в Сенате до порядка занятия должностей. Военная реформа укрепила армию, позволила России выиграть Северную войну со Швецией и выйти к Балтийскому морю.

    Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

    Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

    Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

    Внешняя политика Петра I

    Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

    30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

    В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

    В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

    Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

    Реформа государственного управления Петра I

    Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. - Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

    Административные реформы Петра I

    Областная (губернская) реформа Петра I

    Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

    Городская реформа (1699-1720 гг.)

    Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

    Сословные реформы

    Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

    Дворянство.

    1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
    2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
    3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
    4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

    Крестьянство

    Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

    Среди свободных крестьян были:

    • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);
    • дворцовые, принадлежавшие лично царю;
    • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

    Городское сословие

    Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

    В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

    Судебная реформа Петра I

    Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

    Церковная реформа Петра I

    Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

    Финансовые реформы Петра I

    Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

    В 1704 г. была проведена денежная реформа , по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

    Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

    Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

    Социальные реформы Петра I

    Реформа образования Петра I

    В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

    Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

    Реформы Петра I в культуре

    Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

    Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

    Медицинские реформы Петра I

    Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

    В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

    Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

    Социально-экономические реформы Петра I

    Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

    Реформы Петра I в армии

    Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

    В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

    Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

    Итоги реформ Петра I

    1. В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.
    2. Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.
    3. Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.
    4. Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

    Особенности реформ Петра I

    1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.
    2. Отсутствие системы проведения реформ.
    3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
    4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

    Причины реформ Петра I

    К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей.

    Предпосылки реформ Петра I

    В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена.

    Реформы высших органов государственной власти при Петре 1

    Около 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу, заменив её Конзилией министров в составе 8–14 (в разные годы) своих ближайших сподвижни­ков. Орган этот назывался ещё Ближней Канцелярией, которая ведала де­лами во время многочисленных отлучек Петра из столицы. В 1711 г. с от­бытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руко­водство страной в его отсутствие. Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, су­дом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 г. – только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.

    Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и кон­трольным органом империи. Он издавал указы по всем вопросам внешней и внутренней политики, являлся судом первой инстанции для высших должностных лиц и рассматривал дела по апелляции нижних судов, реви­зовал деятельность губернского начальства, осуществлял контрольные функции. Для исполнения последней при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточ­ников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством на­значаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го­родах.

    Функции полицейского надзора вменялись и в обязанность генерал-прокурора, чья должность была учреждена в 1722 г. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обя­занную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 г. введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и старосты.

    Пётр I, проводя преобразования в области экономики, попытался при­способить к новым задачам старую приказную систему управления. Но попытка не увенчалась успехом, пришлось провести коренную реформу, реорганизовав и частично упразднив приказы и создав на их месте новые органы – коллегии (по образу Швеции). Сначала, в 1718 г., появились 10 коллегий (Чужестранных дел, Камер-, Штатс-, Ревизион-контор, Юстиц-, Коммерц-, Берг-, Мануфактур-коллегии, Военная и Адмиралтейская), ко­торым было поручено заниматься армией и флотом, промышленностью и торговлей, финансами. Чуть позже к ним добавились Вотчинная коллегия и Главный магистрат.

    Структура и порядок деятельности коллегий регулировались Гене­ральным регламентом 1720 г. - своеобразным уставом гражданской службы. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии. Штаты коллегий были невелики: президент (русский), вице-президент (немец), 4 советника и 4 асессора (при Екатерине II число последних сократилось до 2-х, а весь штат до 6 человек). Решения принимались на общем собрании большинством голосов.

    С упразднением приказов реформировалось и старое делопроизводст­во. Петр I запретил столбцы-свитки, ушли в прошлое дьяки и подьячие, памяти и отписки. Появились новые служители канцелярии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики, писари. С петровско­го времени стали сочиняться протоколы, доклады, отчеты, заявления, прошения и пр.

    Отношение Петра I к церкви было двояким. С одной стороны, Петр не терпел «отеитства» (атеизма) и понимал значение религии и церкви в строительстве государства. С другой, создавая государство светское, он попытался ликвидировать духовное лидерство церкви и превратить ее в часть государственного аппарата. И это ему удалось. Помогая ортодок­сальной церкви в борьбе с расколом, Петр развернул массовые репрессии против раскольников, но одновременно с этим упразднил патриаршество. Когда умер в 1700 г. патриарх Адриан, конфликтовавший с царем в во­просе о веротерпимости, об отношениях с Западом, Пётр не стал прово­дить выборы нового, а поручил управление церковью рязанскому митро­политу Стефану Яворскому, объявленному «местоблюстителем патриар­шего престола». После того как недовольный натиском царя на матери­альные блага церкви Яворский «крикнул речь» в 1712 г. против царя, он был фактически отстранен от духовных дел, перешедших в руки других фаворитов, Ф. Прокоповича в частности. В 1721 г. на месте Монастырско­го приказа появился Синод - духовная коллегия для управления делами церкви. Синод состоял из 12 персон, высших иерархов, назначенных ца­рем. Обер-прокурором Синода, имевшим право наложить вето на любое решение иерархов, назначался светский человек, как правило, отставной офицер. Синод наблюдал за чистотой веры (переход из православия в дру­гую веру был запрещен), толкованием церковных догматов, ведал делами о браках. Синоду подчинялись при Петре и все иноверческие церкви, лю­теранского, католического и отчасти нехристианского исповедания.

    Реформа центрального управления Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., приня­то подразделять на три этапа:

    1699-1710 гг. - частичные преобразования;

    1710-1719 гг.

    Ликвидация прежних центральных органов вла­сти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

    1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управ­

    ления, проведение второй областной реформы, реформы цер­ковного управления и финансово-налоговой.

    К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Бояр­ской думы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия - учреждение, осуществлявшее администра­тивно-финансовый контроль в государстве. В 1705 г. в заседаниях это­го органа принимало участие не более 20 человек. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия минист­ров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший прика­зами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необхо­димым, ведавший финансами и строительством. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование.

    Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Он был образован в 1711 г. как чрезвычайный ор­ган перед отъездом царя в Прутский поход. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинал­ся фразой: «Определили быть для отлучек Наших Правительствую­щий Сенат для управления». Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представ­лялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов о компетенции Сената и правосудия,

    об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

    «Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать от­нятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует».

    «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особ­ливо напрасные, отставить».

    «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артерия войны».

    Члены Сената назначались царем. В его состав первоначально вхо­дило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компе­тентности, выслуги и близости к царю. М.М. Самарин был военным казначеем, князь Г.И. Волконский - управителем тульских казенных заводов, ВА Апухтин (Опухтин) - генерал-квартирмейстером. Они хорошо разбирались в военном деле, «важнейшем предмете сенатор­ского ведения, ...украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии».

    Сначала это учреждение представляло собой собрание лиц, на­значенных царем для присутствования в нем, затем с 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был ре­формирован тремя указами императора. Изменен состав, включаю­щий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом «О должности Сената» он получил право издавать собст­венные указы.

    Круг вопросов, которые находились в его ведении, был доста­точно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, тор­говля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - «столами», где работали подьячие. Реформа 1722 г. пре­вратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.

    Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в усилении ор­ганов и средств государственного контроля. Для надзора за дея­тельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы (1711). Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная па­лата, которая была восстановлена в 1712 г. В ее обязанность входи­ло рассмотрение дел местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя, указов. Главное дело ревизора - «чтобы все исполнено было». В 1720 г. был сделан

    1 Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Ч. IV. М., 1989. С. 150.

    более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь «все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и про­чего не было». Когда и это не помогло, через год обязанности и ге­нерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных: один из штаб-офицеров армии дежурил в Сенате помесячно для наблюдения за порядком, а «кто из сенаторов бранился или невеж­ливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в кре­пость, давая, разумеется, знать государю».

    Наконец в 1722 г. эти функции возложили на специально на­значенного генерал-прокурора, который «должен был накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно по­ступал», иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был П.И. Ягужинский (1683-1738), че­ловек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж.

    В том же 1722 г. учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал «правлением дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегии, доносил о том Сенату и требовал решения, а в не­которых случаях докладывал дело самому государю. Герольдмейстер заведовал дворянством и его службой, должен был представлять дворян к делам, «когда спросят» для замещения должностей и ис­полнения поручений. Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему ор­ганизованного недоверия и доносительства, дополняя существую­щие органы контроля новыми.

    Анализируя работу Сената, В.О. Ключевский писал:

    В недостатке подготовки, в привычке вести дела кое-как, в от­сутствии служебной дисциплины Сенат показывал пример подчи­ненному управлению... В Сенате шли ожесточенные раздоры и разыг­рывались непристойные сцены... Больше того: редкий из сенаторов миновал суда или подозрения в нечистых делах... , казнокрадство и взя­точничество достигли размеров, небывалых прежде... Петр терялся в до­гадках, как изловить казенные деньги, «которые по зарукавьям идут».

    Раз, слушая в Сенате доклады о хищениях, он вышел из себя и сгоряча тотчас велел обнародовать именной указ, гласивший, что, если кто ук­радет у казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней по­вешен. Генерал-прокурор Ягужинский, око государево при Сенате, возразил Петру: «Разве, ваше величество, хотите остаться императором один, без подданных? Мы все воруем, только один больше и примет­нее, чем другой». Петр рассмеялся и не издал указа".

    Создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов коллегиальная система (1717-1719 гг.) предусматривала систематиче­ское разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

    Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил шта­ты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий вхо­дили четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, ак­туариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указом предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.

    Петр стремился создать в России аппарат власти по образцу за­падноевропейского государства. Об этом у него был разговор с извест­ным немецким математиком и философом Г. Лейбницем, который государственный механизм уподоблял хорошо отлаженному механизму часов. Лейбниц, в частности, говорил: «Опыт достаточно показал, что государство можно привести в цветущее состояние только посредством учреждения хороших коллегий, ибо, как в часах одно колесо приво­дится в движение другим, так и в великой государственной машине одна коллегия должна приводить в движение другую, и если все уст­роено с точною соразмеренностью и гармонией, то стрелка жизни непременно будет показывать стране счастливые часы».

    В 1717-1718 гг. система приказов была заменена коллегиями, которые выгодно отличались от приказов:

    В коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) прин­цип рассмотрения и решения всех дел;

    Каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сфе­рами руководства и управления в масштабах всей страны;

    В основе коллегиальной системы лежала высокая степень цен­трализации.

    Вот как выглядел состав и компетенция новых ведомств соглас­но «Реестру коллегий» Петра от 12 декабря 1718 г.:

    1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякие иностранный и посольский дела и пересылка со всеми окрестными го- сударствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и дру­гих иноземцев. 2. Камер (или казенных сборов). Всякое расположе­ние и ведение доходов денежных всего государства. 3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыскныя дела в той же коллегии и ведении и Поместный приказ. 4. Ревизион. Счет всех го­сударственных приходов и расходов. 5. Воинской. Армия и гарнизо­ны и все воинские дела... 6. Адмиралтейской. Флот со всеми мор­скими воинскими служители,... 7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями. 8. Штатс-контор (казенный дом). Ведение всех государственных расходов. 19. Берг и Мануфактур. Ру­докопные заводы и все прочия ремесла... 1

    В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поме­стный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевла­дение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управ­лял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.

    Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении приказов, палат и контор. Политиче­ским сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Пре­ображенский приказ, созданный еще в 1689 г. С 1697 г. в нем оказа­лись сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам; он превратился в центральный орган, ведавший политическим сыском. Им руководил князь Ф.Ю. Ромодановский (ок. 1640-1717).

    В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых нало­гов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых при­казов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической поли­тики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции гор­нодобычи и монетного дела.

    В 1722 г. в Глухове была учреждена Малороссийская коллегия для регулярного управления «малороссийским народом».

    Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Четкое распределе­ние ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредо­точение управления финансами в едином учреждении - все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

    К выработке регламентов были привлечены иностранные правове­ды, был учтен опыт государственных учреждений Швеции и Дании.

    Коллегиальное управление в России было учреждено по швед­скому образцу. В 1718 г. Петр указал сочинить регламенты для всех коллегий на основании «шведского устава», изменив те «пункты, которые в шведском регламенте неудобны, или с ситуацией сего государства не сходны». Коллегия состояла из 11 членов: президен­та, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. В качестве кон­сультантов к ним добавлялись по одному советнику или асессору из иностранцев, один из двух секретарей коллежской канцелярии так­же назначался из иностранцев. Президентами коллегий были на­значены русские, вице-президенты в большинстве коллегий были иностранцы. Коллегиям подчинялась губернская, провинциальная и уездная администрации.

    В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и пре­цедента, коллегии должны были руководствоваться четкими право-

    выми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Принятые в даль­нейшем регламенты коллегий конкретизировали общие положения применительно к сфере их компетенции.

    Табель о рангах Последующее развитие принципа чиновной, бюро­кратической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.

    Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бю­рократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональ­ные качества, личная преданность и выслуга становятся опреде­ляющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в чет­кую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями зако­на, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бю­рократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность; отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

    Сформулированная «Табелью о рангах» новая система чинов и долж­ностей юридически оформила статус правящего класса. Были под­черкнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть при­своен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.

    «Табель о рангах» уравнивала службу военную со службой граж­данской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными, на практике, конечно, это не всегда соблюдалось, и феодальная знать получала определен­ные преимущества при получении чинов и замещении должностей. Но в целом закон был выгоден прежде всего рядовому дворянству, его представители получали реальную возможность подниматься на такие вершины власти, которой они не имели раньше.

    Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осу­ществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образова­нием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от службы налагалось взыскание).

    Церковная реформа Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. Преобразования Петра I вызывали протест со стороны консервативного боярства и духовенства. Глава право­славной церкви патриарх Андриан открыто высказывался против ношения иноземного платья и бритья бороды. Во время казни бун- товщиков-стрельцов на Красной площади патриарх, моля об их по­щаде, с крестным ходом пришел к Петру в Преображенское, но царь его не принял. После смерти партриарха Андриана в 1700 г. Петр I запретил избирать ему преемника, вокруг которого могли бы сосре­доточиться противники преобразований. Он назначил «местоблюсти­телем патриаршего престола» рязанского митрополита Стефана Яворского, но не предоставил ему прав, принадлежавших патриарху.

    В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью была создана Духовная коллегия - Святейший правитель­ствующий Синод. В проведении церковной реформы деятельно участвовал псковский епископ, умный и образованный Феофан Прокопович. В 1719 г. им был написан «Духовный регламент», тщательно отредактированный самим Петром I. В «Духовном рег­ламенте» отмена патриаршества объяснялась несовершенством еди­ноличного управления церкви и политическими неудобствами, происходившими от возвеличения церковной высшей власти как «равносильной царской власти и даже выше ее».

    В Синод входили назначенный президентом Стефан Яворский, два вице-президента и восемь членов из представителей высшего черного и белого духовенства. После смерти Стефана Яворского Петр не назначил ему преемника, а фактической главой Духовной коллегии являлся светский обер-прокурор Синода, который должен был следить за действиями Духовной коллегии.

    Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской.

    Реформа местного управления В начале своего царствования Петр пытался использовать прежнюю систему местного управления, по­степенно вводя взамен назначаемых выборные элементы управле­ния. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управ­лении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

    В 1708 г. в стране была проведена реформа, которая совершенно изменила систему местного управления.

    Ей был посвящен указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» (18 декабря 1708). Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем не­обходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, ус­танавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория стра­ны была разделена на восемь губерний. Московская включала в свой

    состав 39 городов. Ингерманландская (позднее С.-Петербургская) - 29 городов. Еще два города этой губернии - Ямбург и Копорье бы­ли отданы во владение князю Меншикову. К Киевской губернии было приписано 56 городов, к Смоленской - 17 городов, к Архан­гелогородской (позднее Архангельской) - 20 городов, к Казанской - 71 городской и сельский населенный пункт. К Азовской губернии, кроме 52 городов, были отнесены 25 городов, приписанных к кора­бельным делам. К Сибирской губернии было приписано 26 городов, «да к Вятке 4 пригородка». В 1711 г. группа городов Азовской гу­бернии, приписанная к корабельным делам в Воронеже, стала Во­ронежской губернией. Губерний стало девять. В 1713-1714 гг. чис­ло губерний возросло до 11.

    Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй област­ной реформы.

    По второй реформе одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, ви­це-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредст­венно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора, Юсти­ции и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. В 1713 г. в областное управление было введено коллегиальное начало: при губернаторах учреждены коллегии ландратов (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

    Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующе­го периода. Именно с помощью усиления бюрократического эле­мента в правлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансо­вых и административных полномочий в руках нескольких губерна­торов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреж­дений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ - уезд» была удвоена: «приказ {или канцелярия) - губерния - провин­ция - уезд». Губернатору подчинялись четыре его непосредствен­ных подчиненных: обер-комендант отвечал за военные дела, обер- комиссар и обер-провиантмейстер - за денежные и хлебные сборы, ландрихтер - за судебные дела. Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

    Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно тер­риториальных), их количество было сокращено.

    Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губер­наторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном воен­ные и финансовые функции управления. Однако это деление оказа­лось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда комму­никациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в кото­рых управление осуществляла прежняя городская администрация.

    Реформа городского управления Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магист­раты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге бвт учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России».

    По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Первая гильдия - банкиры, куп­цы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера. Вторая гильдия - ремеслен­ники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управ­лялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения («обретающиеся в наймах, в черных работах и тем подоб­ные») выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить об их удовлетворении.

    По европейскому образцу создавались цеховые организации, в ко­торых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые стар­шинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания.

    Деление на гильдии оказалось чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения.

    Государство и армия Военная реформа бвша одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696) прекратило свое существова­ние дворянское конное ополчение. Образцом для преобразований во­енных частей стали полки личной охраны Петра I - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило лик­видацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.

    С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Указ от 19 ноября 1699 г. предусматривал формирование 30 пехотных солдатских полков из «даточных» и «охочих» людей. А указ 1705 г. завершил «складывание» рекрутчины.

    Офицерский корпус, как правило, состоял из дворян. Служба в ар­мии как для солдат, так и для офицеров стала пожизненной. Офи­церы, как указывалось, перестали получать за службу поместные оклады землей и крестьянами и были переведены на государственное денежное жалованье (солдаты также получали жалованье). Все это ста­вило солдат и офицеров в зависимость от царской власти и превраща­ло в надежную опору абсолютизма.

    К 1705 г. было собрано уже 27 полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. Первый набор был произведен в 1705 г., до 1710 г. наборы производились ежегодно по норме - один рекрут с 20 тягловых дворов. Каждый набор составлял около 30 тыс. рекрутов. С 1723 г. на основе переписи была введена систе­ма подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, давших 284 тыс. солдат). Закрепленный поря­док позволил сформировать многочисленную армию. Если в 1699 г. было создано 2 гвардейских, 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. петровская армия насчитывала уже 52 только пехотных полка. К концу правления Петра 130-тысячная армия состояла из трех родов войск - пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс. - в ландмилиции (опол­чении) и свыше 105 тыс. - в казачьих и иных иррегулярных частях. Система рекрутских наборов оказалась устойчивой и достаточно эффективной, просуществовав без изменений 170 лет - до 1874 г.

    В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарский при­казы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии (1700) и Провиантский приказ (1700). Стрельцы находились в подчинении Приказа земских дел. После создания Сената часть военного управления переходит к нему и часть Воен­ной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Цен­трализация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719) и Адмиралтейства (1718).

    В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. Устав воинский, регламенти­ровавший состав и организацию армии, отношения командиров и под­чиненных, обязанности армейских чинов.

    Одновременно с регулярной армией создавался военно-морской флот. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтий­ского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике. Через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощ­ным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и других мелких судов. Набор осуществлялся также из рекрутов (первый в 1705).

    Для обучения морскому делу составлялись инструкции: «Артикул корабельный», «Инструкция и артикулы военные Российскому флоту» и «Регламент адмиралтейский» (1722). В 1720 г. был при­нят Морской устав. Над воинским уставом Петр I работал целый год, а над морским - пять лет.

    Для вновь создаваемой регулярной армии требовались обмунди­рование и амуниция. Необходимые для этого средства правительст­во выискивало, увеличивая косвенные налоги. Следует отметить, что из расходного бюджета страны, последнего бюджета, составлен­ного при Петре I на 1724 г., на статью «военный расход» приходи­лось: на сухопутное войско (из подушной подати) - 4 596 493 руб., на флот - 1 200 000 руб. Расход на войско и флот составлял 67% всего сметного дохода бюджета. Войско стало обходиться стране до­роже, чем до Петра I, когда на него расходовалось менее 50% смет­ного дохода, хотя сам доход был значительно выше. В.О. Ключев­ский, приводя сопоставимые данные бюджетов 1680 и 1724 гг. «на наши деньги» называет следующие цифры: бюджет 1680 г. равнялся 20 млн руб., а бюджет 1724 г. - 70 млн руб.

    Петровская государственная реформа, а также преобразование армии привели, с одной стороны, к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб, а с другой - ознаменовались широ­ким распространением практики участия профессиональных воен­ных в государственном управлении. Это выражалось, прежде всего, в регулярном использовании военных, особенно гвардейцев, в ка­честве эмиссаров царя, наделенных для исполнения своего сроч­ного задания чрезвычайными полномочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий и насилия в отношении админи­страции и населения. Такое сложное мероприятие государственной важности, как перепись населения - ревизия, также было осущест­влено силами военных.

    Подушная перепись привела к введению нового порядка содер­жания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с «подушного числа» которых взималась подать на нужды этого полка. В итоге воинские части 200-тысячной армии размеща­лись практически в каждом уезде страны (за исключением окраин), причем постойная повинность, ранее временная, становилась для большинства крестьян постоянной. Претворение в жизнь этой идеи стало тяжелым бременем для крестьян.

    Изданные законы о поселении полков - «Плакат» 1724 г. - должны были регулировать отношения населения с войсками, од­нако на практике власть командира полка была выше власти мест­ной гражданской администрации.

    Реформа судебной системы Переход к абсолютизму знаменовался и судебной реформой. Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

    Следующей инстанцией был Сенат, подчиняющий себе Юстиц- коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учрежде­ний. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его ре­шения были окончательными. Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц- коллегия рассматривала торговые и вексельные споры, Вотчинная коллегия - земельные споры, Мануфактур-коллегия - дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия - финансо­вые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной инстан­цией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобще­нию судебной практики и подбору кадров.

    Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждались ландрихтеры. Указом 8 января 1719 г. было предписано учредить 11 надворных судов, из них только пять совпадали с губер­ниями, в трех губерниях (Петербургской, Рижской и Сибирской) было по два надворных суда, но в Архангельской и Астраханской не было ни одного. Надворные суды состояли из президента, вице­президента и членов суда (до шести человек). Надворный суд рас­сматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела, выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.

    Низшей инстанцией служили нижние суды двух составов: колле­гиальные, называвшиеся провинциальными, назначенные в наиболее важных городах, и единоличные, городовые или земские суды по не­значительным городам с их уездами.

    С 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следив­шие за правильностью судопроизводства.

    Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: колле­гиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах, духовенство - в кон­систории при епархиальных архиереях, в Управлении духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.

    В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях судебная власть была воз­вращена провинциальным воеводам единолично или с асессорами. В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначитель­ные уголовные и гражданские дела.

    В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых яв­лялось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.

    Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе был генеральный кригсрехт, рассматривающий наиболее важные дела, связанные с госу­дарственными или воинскими преступлениями. Нижней инстанцией

    был полковой кригсрехт, рассматривающий все остальные дела. Воен­ные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приговоры гене­рального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

    Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в. стали:

    Коллегиальное устройство судов;

    Попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;

    Учреждение контроля за деятельностью судов со стороны спе­циально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудито­ров), совмещение гражданской и военной юстиции.

    Итоги петровских преобразований управления В 1718 г. была образована Тайная канцелярия, ликвидированная в 1726 г. В 1729 г. ликвидируется Преображенский приказ и розыскные функции пе­редаются Верховному тайному совету, ас 1731 г. - Канцелярии тай- ныхрозыскныхдел.

    Петровское законодательство отличается от предыдущего значи­тельно меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобще­ний, более четкой схемой и последовательностью. От формулировки закона Петр требовал четкости и ясности: «Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Вместе с тем и в содержании законов, и даже в их названиях, нашла отражение его любовь ко всему западному. Петровский идеал рационального и справедливого государства, регулируемого хорошими законами, оказался утопией.

    В итоге административных преобразований в России было за­вершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возмож­ность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помо­щи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинско­го устава и Духовном регламенте: власть монархов есть самодержав­ная, которой повиноваться сам Бог повелевает. Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий».

    Своими победами Петр присоединил к России Эстляндию, Лиф- ляндию с прилегающими островами Финляндии и закончил Швед­скую войну Ништадским миром, в 1721 г. заключив который, по хо­датайству всех сословий государства, принял титул Императора Всероссийского, Отца Отечества и Великого, и с того времени была установлена следующая форма его царского титула: «Божьею Мило­стью Мы, Петр I Император и Самодержец Всероссийский» (Иллю- стрированнаяхронология... С. 39).

    К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократиза­ция аппарата управления и его централизация. Новая государствен­ная машина в целом работала гораздо эффективнее старой. Но в нее

    была заложена «мина замедленного действия» - отечественная бю­рократия. Е.В. Анисимов в книге «Время петровских времен» пишет: Бюрократия - необходимый элемент структуры государства но­вого времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха - единственный ис­точник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и свое­образной «бюрократической революцией», в ходе которой был запу­щен вечный двигатель бюрократии.

    Реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената - в центре до воевод­ской канцелярии - в уездах.