Храм святой софии в 6 веке. Собор Святой Софии (Константинополь). Из исторических источников

Синтаксис (от греч. - построение, строй) языка - его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей и правил, регулирующих построение речи. Синтаксис как наука - это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц". Синтаксические единицы - это конструкции, в которых элементы объединены синтаксическими связями и отношениями. Синтаксис рассматривается как замыкающий ярус языковой системы, который использует единицы всех уровней системы языка для реализации его коммуникативной и познавательной функций.

Место синтаксиса в курсе русского языка

Синтаксис традиционно изучается в школьном курсе грамматики. Методисты (А. В. Текучев, Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов и другие) отмечают необходимость изучения синтаксиса во взаимосвязи с другими разделами науки о языке. На синтаксической основе происходит усвоение норм произношения, процессов словоизменения, формирование речевых и языковых умений, орфографических навыков.

Задачи изучения синтаксиса в школе:

  • 1) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий;
  • 2) совершенствовать речь учащихся в направлении ее соответствия синтаксическим нормам языка;
  • 3) обогащать синтаксический строй речи учащихся;
  • 4) создать базу для усвоения школьниками правил пунктуации.

В программах синтаксис представлен в первой содержательной линии курса "Русский язык", предполагающей получение учащимися основ лингвистических знаний из области синтаксиса . Основу содержания школьного курса синтаксиса составляет система синтаксических понятий; в начальной школе изучаются словосочетание и предложение.

Значение работы над словосочетанием как единицей языка заключается в следующем:

  • 1) усвоение моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения, оказывает положительное влияние на развитие логического мышления;
  • 2) работа над словосочетанием подготавливает школьников к осознанию синтаксических отношений между словами внутри предложения;
  • 3) работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе (например, ознакомление младших школьников с категорией падежа имен существительных осуществляется на основе установления связи между словами, входящими в словосочетание);
  • 4) изучение словосочетания способствует формированию орфографического навыка школьников .
  • 1) формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса;
  • 2) формирование умений:
    • - определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;
    • - выделять словосочетания в предложении;
    • - устанавливать связи между словами в словосочетании;
    • - различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Методически правильная организация процесса освоения школьниками данной синтаксической единицы предполагает учет ее характерных признаков. Словосочетание как единица синтаксиса представляет собой непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения сложного явления действительности . В составе словосочетания имеется грамматически господствующее слово (главный компонент) и грамматически подчиненное слово (зависимый компонент). Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами (согласования, управления и примыкания).

Отличия словосочетания от предложения:

  • 1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;
  • 2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);
  • 3) словосочетание не имеет интонации;
  • 4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.

Данные признаки словосочетания необходимо учитывать в процессе формирования у учащихся умения различать словосочетание и предложение.

Этапы работы над словосочетанием выделены Г. А. Фомичевой. Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела "Предложение". Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения. На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учета лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления. На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Виды упражнений над словосочетанием методисты выделяют на раз-пых основаниях. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направлены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Виды таких упражнений:

  • 1) распространение предложения на основе указания члена предложения, который требуется распространить;
  • 2) восстановление деформированного предложения (начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов выделяются словосочетания);
  • 3) деление сплошного текста на предложения (в каждом предложении выделяются главные члены и словосочетания);
  • 4) анализ предложения и составление его схемы (выделяются грамматическая основа, затем второстепенные члены, поясняющие подлежащее, затем второстепенные члены, которые поясняют сказуемые, далее второстепенные члены, поясняющие другие второстепенные члены предложения) .

Г. А. Фомичева указывает упражнения, предполагающие конструирование различных типов словосочетаний с целью предупреждения возможных ошибок в употреблении падежных форм имен существительных и прилагательных. Виды таких упражнений:

  • 1) составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;
  • 2) составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов;
  • 3) составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова;
  • 4) составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах;
  • 5) составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога;
  • 6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке .

Работа над предложением значима в реализации социокультурной цели обучения русскому языку, которая предполагает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие их устной и письменной, монологической и диалогической речи .

Предложение трактуется как "главное средство выражения и сообщения мысли" . В работе над предложением необходим учет его многоаспектности (грамматической организованности, семантической завершенности, интонационного оформления).

Значение работы над предложением состоит, во-первых, в том, что в предложении находят выражение наиболее существенные функции языка - познавательная, экспрессивная и коммуникативная. Во-вторых, в процессе изучения теоретического материала о предложении как единице синтаксиса происходит обогащение знаний учащихся о языке, что повышает уровень их языковой компетенции. В-третьих, при выполнении упражнений формируется умение осознанно использовать предложения в устной и письменной речи. В-четвертых, на синтаксической основе осуществляется усвоение лексики и морфологии, фонетики и орфографии. Предложение как единица речи дает возможность детям осознать роль в языке имен существительных, прилагательных, глаголов. В-пятых, работа над предложением развивает внимание и интерес учащихся к интонационно-смысловой стороне высказывания, что оказывает положительное влияние на формирование пунктуационных умений школьников. В-шестых, предложение располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых повышает уровень культуры речи школьников, способствует развитию их творческих способностей. В-седьмых, происходит развитие речи учащихся на всех уровнях: произносительном (формируется умение правильно интонировать предложение); лексическом (в составе предложения раскрывается лексическое значение слова; предложение имеет большие возможности для уточнения и активизации словаря); грамматическом (формируется умение употреблять в речи различные синтаксические конструкции); на уровне связной речи (предложение используется в качестве "строительного материала" для создания текста). Наконец, при ознакомлении школьников с особенностями синтаксических понятий при выполнении упражнений, предполагающих анализ различных синтаксических конструкций, развивается логическое мышление учащихся, овладение универсальными учебными действиями.

448. Спишите, вставляя пропущенные буквы (орфограммы). Вспомните правило, на которое вам встретились орфограммы. Сделайте вывод о связи синтаксиса и орфографии.

Откуда пошло выражение «держать порох сухим»?

Вождь английск.. буржуазн.. революци.. XVII века Оливер Кромвель был человек суровый, но обладал солдатским резким красноречием и таким же грубоватым остроумием. Рассказывают, что в 1650 году, в день, когда его войска готовились к переправ.., чтобы дать бой арми.. короля, Кромвель, обратившийся к ним перед боем, посоветовал «уповать на Бога, но порох держать сухим».

Мудрые слова предостережения облетели всю армию, потом распространились по всей Англи.., затем по всему миру, и крылатое выражение «держать порох сухим» приобрело то более общ., значение, в котором оно употребляется и сегодня: «быть готовым к борьбе, быть бдительным».

(По Э. Вартаньян)

449. В городе N висели объявления. Некоторые из них приведены ниже. Какие правила вы бы посоветовали повторить тем, кто писал эти объявления, с целью исправить допущенные ошибки?

  1. Внимание!

    Всем желающим похудеть или поправиться!

    Новая методика коррекции фигуры в течение семи дней без усилий с вашей стороны! Приходите - вам понравится!

  2. Вам сдаёться, что этот дом сдаёться? Не надо догадыватся - позвоните нам. Наше агенство со всем справиться и для Вас справиться о любой недвижимости.
  3. Вы хотите научится плавать с аквалангом и фотографироватся с рыбами? Нет ничего проще - стоит Вам только собратся и отправится с нашей фирмой в путешествие по средиземному морю!

450. Вставьте пропущенные буквы. Что вам понадобилось определить для того, чтобы правильного написать слова? Объясните, в чём заключается связь между орфографией и синтаксисом.

  1. Стадо слонов испуга(н, нн)о выстрелами охотников. Животные смотрят испуга(н, нн)о.
  2. Больше половины класса увлече(н, нн)о фантастикой. Спорят ребята о книгах очень увлечё(н, нн)о.
  3. Население этой маленькой страны изолирова(н, нн)о от всего мира. Живут они одиноко, изолирова(н, нн)о.
  4. Все были в сборе, но время было потеря(н, нн)о. Опоздавший смотрел на всех виновато и потеря(н, нн)о.
  5. Храбреца наградили заслуже(н, нн)о. Эта награда заслуже(н, нн)а им в честном поединке.

451. Спишите, раскрывая скобки. Выполните взаимопроверку. Что вам понадобилось определить, чтобы отличить производные предлоги от других частей речи? Сформулируйте вывод о связи орфографии и синтаксиса.

  1. (В)течени.. нашего короткого путешествия лоцман не раз заглядывал в карту, чтобы внести небольшие изменения, появившиеся (в)течени.. реки.
  2. (В)виду надвигающегося шторма кораблю пришлось постоянно находиться (в)виду берега.
  3. Мой знакомый смотрел документальный сериал о разведчиках (в)продолжени.. целого года, а о дальнейшей судьбе героев узнал (в)продолжени.. книги.
  4. (В)следстви.. болезни майор не мог участвовать (в)следстви.. по этому делу.
  5. (В)последстви.. он вспоминал эту шкатулочку, (на)подоби.. растения, что-то (в)род.. листика.
  6. Они говорили (на)счёт того, чтобы положить деньги (на)счёт в банке.

452. Вы закончили изучение курса русского языка VIII класса. Прочитайте текст о выдающемся лингвисте XX века Викторе Владимировиче Виноградове, исследовавшем многие вопросы общего и русского языкознания (с некоторыми из них вы познакомились в этом учебном году).

Сколько частей вы выделите в этом тексте? Озаглавьте каждую из них. Какую из частей вам хотелось бы озвучить друзьям, знакомым, родным? Перескажите её.

Виктор Владимирович Виноградов
(1894-1969)

Виктор Владимирович Виноградов - крупнейший учёный, организатор отечественной филологической науки, академик Академии наук, ученик академика А. А. Шахматова. В. В. Виноградов был директором Института языкознания, затем директором Института русского языка АН. В. В. Виноградова отличала громадная эрудиция, глубокое знание истории русской литературы и русского языка, русской общественной жизни, исключительная осведомлённость в области истории русской лингвистической науки. В теории Виноградова в центре изучения языка стоят слово как центральная единица языковой системы и текст во всей его сложности. При его участии были созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах». Он был одним из инициаторов создания и редактором «Словаря языка А. С. Пушкина». Учение Виноградова о происхождении русского литературного языка и его отношении к языку церковно-славянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей. Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, В. В. Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. А. Ахматовой и др. В воспоминаниях современников В. В. Виноградов сохранился таким: «В нём, во всей его фигуре, элегантно и строго одетой, в его скупых жестах было природное достоинство. Он смотрел отдаляющим взглядом холодных серых глаз. Его голос, глуховатый и грассирующий, звучал отстранённо, без пафоса и эмоций. И взгляд, и голос делали его неуязвимым... Он не разговаривал на языке окружающих его „фигур“, не смешивался с ними, не сводил с ними счётов, но умел отвечать остро и веско и не чуждался полемики. Он был не борец, а творец. Его творчество, рано начавшееся исследованием о старообрядцах, продолжалось до последних лет жизни.

Знаток и любитель русской словесности, Виктор Владимирович был учёным европейской культуры и европейской образованности».

Спишите высказывание А. Платонова, взятое из статьи писателя «К столетию со времени Лермонтова». Дополните запись аргументативным текстом, поясняющим смысл данного высказывания. Завершите свой текст выводом о связи языка и народа.

Родной язык рисует нам лицо родного народа, язык словно озаряет образ родины и делает родину свойственной нам и любимой.

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") – это раздел грамматики характеризующий правила создания предложений и словосочетаний. Синтаксической строй вместе с морфологическим строем есть грамматика языка. Сущность грамматики и морфологии способствует их распределению на разделы грамматики.

Синтаксис - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.

Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.

Какая же роль синтаксиса в современном языке? Дословно с греческого слово "синтаксис " означает "порядок" и указывает, что необходимо упорядочивать отдельные единиц языка - слова. Наличие синтаксиса в жизни человека связано с потребностью людей в общении, желанию построить свою речь так, чтобы понятнее передать информацию и свои эмоции. Одним словом человек не может передать все свои мысли и эмоции, а использует в своей речи более сложные речевые элементы - это словосочетание, предложение, текст.

Словосочетание – это группа слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. Очень часто в речи встречаются ошибки в строении словосочетаний, как грамматические, так и смысловые, например ужасная красота, красивый девочка. Переходным элементом от лексико-морфологического к синтаксическому является синтаксис словосочетаний. С помощью синтаксиса отдельные слова структурно оформляются в предложения.

Предложение – это набор слов, которые связаны по смыслу и имеют грамматическую основу. Если грамматическая основа одна то предложение простое, если больше то сложное. Предложение имеет законченный смысл и интонационную завершенность.

Само словосочетание определяет явление, действие, предмет, а предложение уже воспроизводит эмоции, мысли, желания. Синтаксис это универсальный инструмент, способствующий правильному построению человеческой речи. Порой очень сложно понять речь маленького ребенка или иностранца, не владеющих основными правилами синтаксиса .

Предложение – это минимальная единица общения. Синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, как элементе коммуникации, но и в словосочетаниях, как смысловом и грамматическом объединение слов. Синтаксис изучает строение предложений их грамматические свойства и типы, и словосочетание как самое маленькое объединение слов связанное грамматически. Таким образом, можно выделить синтаксис предложения и синтаксис словосочетания.

Синтаксис это отражение творческой составляющей языка. Ведь в процессе общения постоянно строятся новые предложения, возникают новые словосочетания. Синтаксис это сфера грамматики, которая исследует возникновение огромного количества словосочетаний и предложений из конечного множества слов.