Соскальзывание в психиатрии. Три типа нарушений мышления. Нарушение личностного компонента мышления

Каждый человек живет по индивидуальному сценарию отражения действительности. Один может видеть пустыню, другой - остров цветов среди песка, для одних солнце светит, а другим оно кажется недостаточно ярким. То, что каждый человек по-разному видит одну и ту же ситуацию, зависит от важного психического процесса - мышления. Мы анализируем, оцениваем, сравниваем, выполняем математические действия благодаря ему.

Изучением особенностей мышления занимаются многие специалисты, чаще всего это психологи и психиатры. В плоскости психологии существует много различных тестов, которые обладают валидностью и надежностью. Проводится диагностика мышления для определения нарушений, а также поиска методов развития мышления. На базе психиатрических знаний можно определить патологические процессы мышления. После этого организовывается медикаментозная помощь людям, у которых наблюдается патологическая работа этого Какие же могут наблюдаться нарушения мышления?

В чем состоит норма отражающего реальность психического процесса?

По сегодняшний день многие специалисты спорят, как правильно дать определение сложному психическому процессу - мышлению. Но до сих пор не нашлось полного и содержательного тезиса, который бы освещал всю работу, которую оно проводит в нашем сознании. Этот психический процесс является частью интеллекта вместе с другими (памятью, воображением, вниманием и восприятием). Мышление трансформирует всю полученную информацию извне, переводя ее в плоскость субъективного восприятия окружающей человека среды. Выразить субъективную модель реальности человек может с помощью языка, речи, это и отличает его от других живых существ. Именно благодаря речи человек называется высшим разумным индивидуумом.

Воспринимая различные ситуации, с помощью речи человек выражает свои выводы, показывает логику своих суждений. Процессы мышления в норме должны соответствовать нескольким критериям.

  • Человек должен адекватно воспринимать и перерабатывать всю информацию, которая к нему поступает извне.
  • Оценка человека должна находиться в рамках принятых в обществе эмпирических оснований.
  • Существует которая в большей степени отражает нормы и законы всего общества. Выводы по поводу какой-либо ситуации должны основываться на этой логике.
  • Процессы мышления должны протекать в соответствии с законами системной регуляции.
  • Мышление не должно быть примитивным, оно сложноорганизованное, поэтому в норме отражает большинство понятий общепринятой структуры мира.

Эти критерии не подгоняют всех людей под общие правила существования. Никто не отменял индивидуальность человека. Речь идет о большинстве как о норме. Элементарный пример: многие считают, что кушать после 21.00 вредно, поэтому все, ужинающие позже, не входят в нормальные рамки. Но в целом отклонением это не считается. Так и с мышлением. Некоторые несовместимости с общепринятой структурой мира формальной логикой могут быть, если только это не грубые нарушения мышления.

Методы диагностики

Для того чтобы определить логичность, гибкость, глубину, критичность мышления, насколько развиты его виды, существует много способов исследования этого психического процесса. У медиков больше практикуется обследование на органическом уровне, диагностика нарушений мышления проводится с помощью общепринятого медицинского оборудования. Они смотрят через аппараты, ищут патологические очаги, проводят МРТ, энцефалограмму и так далее. Психологи в своей работе используют тестовые материалы. Диагностика мышления в психологии может осуществляться также с помощью спланированного наблюдения и естественного или лабораторного эксперимента. Самые распространенные тесты для определения особенностей мыслительной деятельности: методика "Исключение понятий", тест Беннета, изучение ригидности мышления и так далее. Для определения нарушения мышления у детей можно использовать "Раздели на группы", "Обведи контур", "Найди отличия", "Лабиринт" и другие.

Причины нарушений

Причин нарушений сложного психического процесса, отражающего реальность в нашем сознании, может быть множество. Даже в настоящее время специалисты не пришли к единому мнению по поводу некоторых патологических нарушений в мышлении человека. Они возникают из-за органических повреждений, психозов, неврозов, депрессий. Рассмотрим причины основных отклонений.

  1. Когнитивные расстройства. Они делают низким качество Эти расстройства могут происходить на разных уровнях организации человеческого организма. На клеточном уровне они мешают больному адекватно воспринимать окружающую реальность, за этим следуют неправильные решения по поводу происходящего. Это такие патологии, как болезнь Альцгеймера (деменция из-за органических поражений сосудов головного мозга), шизофрения. При поражении мозга происходит нарушение памяти и мышления, что не позволяет человеку выполнять привычную деятельность, организовать и классифицировать предметы. При плохом зрении человек получает искаженную информацию, поэтому суждения и выводы у него могут быть несоответствующими жизненным реалиям.
  2. Патологии форм мышления берут начало от психозов. При этом человек не способен упорядочить информацию на основе общепринятой логики вещей, поэтому делает нереалистичные умозаключения. Здесь наблюдается разорванность мыслей, отсутствие любых связей между ними, а также восприятие информации по внешним критериям, нет между ситуациями или предметами.
  3. Расстройства содержания мыслей. Из-за слабости системы восприятия (в частности, преобразования внешних раздражителей) возникает "перекос" акцента с реальных событий на события, которые субъект определил, как имеющие для него большую ценность.
  4. Недостаточность системной регуляции. Мышление человека устроено таким образом, что в проблемной ситуации он ищет пути выхода на основе предшествующего опыта и переработки информации в данный промежуток времени. В норме системная регуляция помогает человеку абстрагироваться от окружающего дискомфорта, взглянуть на проблему со стороны, задавать себе вопросы и искать конструктивные ответы одновременно, создавать общий план действий. При недостатке этой регуляции человек не может быстро и эффективно найти выход из сложившейся ситуации. Такие нарушения мышления могут быть из-за эмоциональных перегрузок, травм, опухолей головного мозга, токсических поражений, воспалений в области лба.

Виды патологического мышления

Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:

  1. Патология динамики мышления.
  2. Нарушения мотивационной части мыслительного процесса.
  3. Операциональные нарушения.

Патологии операционной стороны психического процесса

Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий. Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях. Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.

Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.

Нарушения, затрагивающие динамику мышления

Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.

  • Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.
  • Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.
  • Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней.
  • Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.
  • Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

Что значит расстройства личностного компонента?

Для людей, имеющих отклонения в личностном компоненте мышления, характерны описанные ниже нарушения мышления.

  • Разноплановость. Какая либо ценность, суждение, вывод могут "располагаться" в разных плоскостях мышления. При сохранном анализе, обобщении и сравнении у человека какое-либо задание может протекать в направлениях, между собой никак не связанных. Например, зная, что нужно заботиться о питании, женщина может покупать самые изысканные блюда кошке, а не своим детям. То есть задание и знания адекватные, отношение к поставленной цели и выполнение задания патологичны.
  • Резонерство. Мышление человека с такой патологией направлено на "решение глобальных проблем". По-другому это нарушение называется бесплодные рассуждения. То есть человек может тратить свое красноречие, наставлять, замудренно выражаться без особого на то повода.
  • Витиеватость. Когда человек что-то объясняет, то тратит очень много слов и эмоций для этого. Тем самым в его речи присутствуют лишние рассуждения, которые затрудняют процесс общения.
  • Аморфность. Иначе говоря, это нарушение логического мышления. При этом человек путается в понятиях и логических связях между ними. Посторонние люди не могут понять, о чем он говорит. Сюда относится еще разорванность, при которой нет связи между отдельными фразами.

Содержание мышления - это его сущность, то есть работа основных свойств: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, конкретизации, понятия, суждения, умозаключения. Кроме этого, в понятие содержания входят способы познания мира - индукция и дедукция. К внутреннему устройству этого психического процесса специалисты добавляют еще и виды: отвлеченное, наглядно-действенное и образное мышление.

Отдельным классом нарушений, при которых мышление человека проходит путь деградации, являются патологии его содержания. При этом его свойства в некотором роде сохраняются, но на первый план в сознании выходят неадекватные суждения, логические связи и стремления. К патологиям этого класса относят нарушения мышления и воображения.

Обессии у человека

Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может. идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки. Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений базального ганглия, поясной извилины.

Сверхценные эмоциональные идеи

Это, казалось бы, безобидные суждения, но они были выделены как отдельный патологический процесс - нарушение мышления. Психология и психиатрия бок о бок занимаются этой проблемой, так как сверхценные идеи можно откорректировать психологическими методами на ранних стадиях. Человек с такой патологией имеет сохранные свойства мышления, но при этом одна или комплекс идей, побуждающих к действию, не дает ему покоя. Она занимает доминирующее место среди всех мыслей в его сознании, выматывая человека эмоционально и застревая в мозгу на длительное время.

Бред как расстройство мыслительного процесса

Является грубым нарушением мыслительного процесса, так как у человека возникают умозаключения и представления, не соответствующие его ценностям, реальности, общепринятым Пациент их считает правильными, и его невозможно убедить в обратном.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Расстройства мышления проявляется его замедленностью, затрудненностью, скудностью или заторможенностью. Больной не может быстро ответить на задаваемый ему вопрос. Подобные проблемы связаны с депрессивными состояниями, апатоабулическим и астеническим синдромом.

Благодаря процессу мышления человек узнает о внешних и внутренних сторонах предметов, если они отсутствуют, может их представлять, мысленно устремляется в собственный мир, планирует, анализирует. Нарушение этих возможностей выбивает человека из колеи.

Психология обозначает мышление как процесс познавательной деятельности человека. Все предметы и явления можно познать с помощью ощущения и восприятия.

Мышление обладает опосредованным характером. Если у пациента нет возможности прямо познать предмет, то он определяет одни свойства через другие, неизвестные через известные. Важную роль в мышлении играет чувственный опыт, приобретенные ранее теоретические знания.

Существует несколько видов мышлений. При конкретно-ситуационном мышлении человек опирается на предметы и явления окружающей среды. При абстрактно-логическом процессе мышления используются абстрагированные понятия, отвлечение.

Также выделяют наглядно-образное мышление – это образ воспринимаемого объекта. Когда человек смотрит на определенный предмет, в его голове происходит формирование мысленного образа объекта. Про наглядно-действенное мышление читайте .

Виды мышления связаны и зависят друг от друга. Какая из них преобладает, такими и будут индивидуальные особенности личности.

Мыслительный процесс подвергается нарушениям при заболеваниях мозга. Мысли становятся непоследовательными, теряют логичность и содержание. Человек страдает от бредовых, навязчивых, сверхценных мыслей.

Может нарушиться и течение мыслительного процесса. Оно становится слишком спокойным, скудным, затрудненным. Больной разговаривает медленно, однообразно, произносит мало слов.

Если у человека наблюдается маниакальное состояние, то происходит ускорение его мышления. У больного быстро меняются идеи, представления, понятия, он много говорит и мгновенно отвлекается.

Если человек страдает эпилепсией или органическими поражениями нервной системы, то его мыслительный процесс будет инертным, тугоподвижным. Больной застревает на мелочах, не может выделить главное и второстепенное.

Многих интересует, какая часть мозга отвечает за мышление. Языковые способности зависят от работы левого полушария. Оно отвечает за контроль речи, способности читать, писать, . Также оно контролирует аналитическое мышление, логику и анализ.

Патология обычно связана с шизофреническими заболеваниями.

Виды

Существуют разные виды расстройств мышления. В зависимости от темпа оно может быть:

  1. Ускоренным. При этом увеличивается количество ассоциаций за единицу времени.
  2. Замедленным. Наблюдается меньше ассоциаций, чем должно быть.
  3. Ментизм. У человека сразу возникает большое количество идей, мышление ускоряется. Это состояние обладает приступообразным характером.
  4. Шперрунг. Ассоциативный процесс внезапно останавливается.

По стройности мышление бывает:

  1. Разорванным. При этом логическая связь нарушается, но грамматическая сохраняется. В легкой степени мышление соскальзывает.
  2. Бессвязным. Наблюдается отсутствие логических и грамматических связей в предложениях.
  3. Инкогерентным. Слога в словах не имеют связи друг с другом.
  4. Вербигерентным. Отдельные слова повторяются.

Расстройство мышления по целенаправленности бывает:

  1. Разноплановым. Суждения формируются под влиянием разных принципов.
  2. Обстоятельным. Преобладают предыдущие ассоциации, что затрудняет процесс появления новых.
  3. Персеверация. Доминирует одна мысль и новые ассоциации образуются с трудом.
  4. Резонерство. Это состояние также называют бесплодным мудрствованием.

Расстройства продуктивности мышления проявляются:

  1. Навязчивостью мыслей. Человек страдает от приступов обсессий. Для этого состояния характерно появление мыслей, являющихся болезненными для него. Он постоянно в чем-то сомневается, вспоминает, боится, чувствует влечение.
  2. Навязчивостью действий. Человек непроизвольно совершает стереотипные движения, пытаясь задержать их усилием воли.
  3. Сверхценностью идей. Больной абсолютно не в состоянии критиковать собственные суждения, которые связаны с реальностью, но значительно преувеличены. Таким симптомом проявляется паранойяльная психопатия.
  4. Бредовыми идеями. Сознанием больного овладевают ошибочные суждения, которые не поддаются критике и коррекции.

Существует разновидность бреда в виде дисморфофобии. В этом случае человек переживает из-за косметического дефекта, физического уродства, дурного запаха.

Клиническая картина

Расстройства мышления в психологии обладают разными проявлениями в зависимости от вида нарушения.

Ускорение

При этом наблюдается беспрерывный поток ассоциаций и речевых выражений. Мысли и слова не имеют связи друг с другом. У человека под воздействием раздражителя или без него. Больной может продолжительное время вести какую-то беседу. Это состояние иногда длится до полной потери голоса, но речь не лишена определенного смысла.

В случае ускоренного мышления у человека:

  • быстро и хаотично появляются ассоциации;
  • он легко отвлекается, спонтанно отвечает;
  • во время разговора усиленно жестикулирует.

Но при этом больной полностью осознает действия, понимает ошибки и сохраняет способности их исправить, анализировать и осмысливать манипуляции.

Инертность

При данном нарушении ассоциативные процессы происходят медленно, мысли могут полностью отсутствовать. У человека возникают трудности с ответом на вопросы, он отвечает кратко, односложно, задерживается речевая реакция, трудно переключиться на новые темы.

Подобные явления наблюдаются при эпилепсии, эпилептоидной психопатии, маниакально-депрессивном синдроме, апатии и астении, легком помрачении сознания.

Непоследовательность

К расстройствам мышления относится неустойчивость суждений. Процесс выполнения ассоциаций чередуется с правильными и ошибочными способами. Но человек остается способным анализировать, обобщать, усваивать инструкции. Подобные состояния наблюдаются при:

  • патологических процессах в сосудах головного мозга;
  • психозах, вызванных депрессивными состояниями;
  • шизофрении в период снижения выраженности проявлений.

Откликаемость

При тяжелом течении заболеваний сосудов мозга больные начинают называть объекты, которые видят. Колеблются умственные достижения, свойства предмета переносят на изображение. Больной с трудом ориентируется во времени и месте, не помнит имена, даты и важные события. Речь становится несвязной, а поведение несуразным.

Соскальзывание

Люди, с диагнозом шизофрения, во время мышления отклоняются от линии рассуждений. Они могут возвращаться к первоначальной теме, но не исправляют ошибки. Эпизоды подобных проявлений возникают внезапно.

Снижение уровня обобщения

При этом нарушении больному трудно обобщить признаки. Возникают трудности с отбором свойств и признаков, которые характеризуют определенное понятие. Вместо обобщений, человек обращает внимание на отдельные признаки, случайные стороны явления, конкретные межпредметные связи.

Это состояние наблюдают у пациентов с олигофренией, эпилепсией, энцефалита.

Искажение обобщения

При этом человек не может установить связь между предметами. Он замечает только второстепенные связи и случайные стороны. Больной объединяет предметы в зависимости от цвета, материала и формы, независимо от назначения и функций.

Данная проблема свойственна шизофрении, психопатии.

Разноплановость

При этом действия пациента не обладают целенаправленность. Он не классифицирует предметы и не выявляет общие признаки, но обладает способностью сравнивать, обобщать, воспринимать инструкции, но не выполнять их. Суждения при этом необъективны.

Резонерство

Человек длительное время бесцельно рассуждает, не подкрепляя свои суждения конкретными идеями. При резонерстве больной постоянно теряет нить рассуждений, мыслит разорвано. Длительные мудрствования не имеют связи между собой, не обладают смысловой нагрузкой. При этом полностью отсутствует объект мысли. Оратор не нуждается во внимании и реакции собеседников, высказывается преимущественно риторически.

Такое расстройство мышления – это один из проявлений шизофрении.

Некритичность

Мышление поверхностное и незавершенное. Мысли человека не движутся целенаправленно. При этом наблюдаются неконтролируемые действия и поступки.

При этом у человека наблюдаются идеи, которые не имеют связи с окружающим миром. Больной пытается уйти от реальности и уходит в бредовое состояние. Ему невозможно доказать, что его идеи ошибочны, он уверен в правдивости своих суждений. Существует множество разновидностей и форм бреда.

Для современного мира актуальной является проблема анорексии, являющейся одной из форм бреда. При этом человеку кажется, что у него лишний вес и беспокоит маниакальное желание от него избавиться.

Бред от здоровых рассуждений можно различить по тому, что у больного присутствует непоколебимое убеждение в правильности своих идей и разубедить его в этом абсолютно невозможно.

Навязчивость

В таком состоянии у человека непроизвольно возникают мысли, переживания и фобии, которые не получается осмысленно контролировать. Это состояние является расстройством личности. Под воздействием навязчивых мыслей больной вынужден выполнять определенные ритуалы. Например, когда ему кажется, что окружающий мир грязный, он постоянно моет руки после прикосновения к чему-либо.

Диагностические методы

Для назначения подходящего варианта лечения человек обращается за помощью к психиатру. Только врач может определить разновидность мыслительного расстройства и причины его возникновения. Многие люди при банальном неврозе, связанным со стрессом или усталостью, подозревают у себя серьезные психические расстройства. Эта мысль не оставляет в покое, поэтому для определения проблемы необходимо пройти тщательное обследование. Для постановки диагноза врач:

  • собирает анамнез жизни и семейный;
  • беседует с ближайшими родственниками пациента;
  • общается с больным;
  • назначает процедуры, которые подтвердят или опровергнут наличие патологий мозга, способных привести к сбоям мыслительного процесса.

На основании результатов этих процедур ставят диагноз и проводят лечение.

Терапия расстройств

После диагностических мероприятий врач занимается составлением комплексного лечения в зависимости от вида, стадии и особенностей заболевания.

Если присутствуют эмоциональные расстройства, то могут прибегнуть к определенным лекарственным препаратам. Больным с такими проблемами рекомендуют применение нейролептиков, медикаментов с седативным действием.

При наличии тяжелого течения заболевания и риска для жизни пациента и окружающих, его госпитализируют в больницу.

Для устранения психических расстройств раньше применяли стволовые клетки. Но сегодня к этой методике не обращаются, так как ее эффективность не доказана.

Независимо от применяемых способов, важной частью процесса выздоровления является забота окружающих.

Многие с расстройствами мышления боятся обращаться к психиатру, так как думают, что их будут считать ненормальными. Поэтому близкие должны убедить больного, что без лечения не обойтись.

Если расстройство вызвано патологическими процессами в головном мозге, то терапия направлена на устранение основного заболевания. Без этого не получится добиться облегчения.

По Выготскому: всегда вместе с мышлением нарушается и речь (Выготский «Мышление и речь»). Часто, по речи, как человек говорит, как четко выстраивает свои мысли, мы можем сказать, как он непосредственно и мыслит.

Выделяются в психиатрии:

  1. Расстройства ассоциативного процесса (это способ мышления, который говорит о его целенаправленности, стройности, подвижности).
  2. Содержание мышления - понятийный аппарат (умозаключения и тп).
Расстройства ассоциативного процесса
Включают ряд нарушений способа мышления, выражающееся в изменении темпа, подвижности, стройности и целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены:

1. Первый феномен - ускоренное мышление . Характеризуется обилием и быстротой возникающих ассоциаций, при этом их поверхностностью, отвлекается легко от любой темы (любая ассоциация рождает следующую ассоциацию), речь приобретает непоследовательный характер (так называемый «скачущий»), любое замечание собеседника рождает новый поток ассоциаций и речь приобретает напор (быстрота и напор речи). Иногда это доходит до такой быстроты, то мы слышим отдельные выкрики и это называется «скачка идей». Естественно, это свойственно больным в маниакальном состоянии, при приеме психостимуляторов. И когда это состояние заканчивается (или маниакальная фаза или действие психостимуляторов), то мышление становится обычным для этого человека и возникает критика («Что ж я говорил то?»).

2. Существует всегда некая противоположность это замедленное мышление . Выражается в медленной, односложной речи. Отсутствуют развернутые объяснения и определения. Бедность ассоциаций. Если задаете, какой то «сложный» вопрос («Как зовут и как вы сюда попали?»), возникает с трудом осмысление сложных вопросов. Их речь медленная и бедна ассоциациями. Иногда, из-за того, что они сами понимают, что как-то не так говорят, пациенты могут производить впечатление поглупевших, но это не так. Это характерно для депрессии и это временно обратимый синдром, который, по уходу этой фазы уходит и возникает критика.

3. Патологическая обстоятельность (или вязкость) проявляется в тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью говорит не просто медленно, растягивая слова, но и очень многословно. Останавливается на каждой детали и все время в свою речь вносит несущественные уточнения. Если задать какой-то вопрос, то такой пациент решает, что вы его не поняли и начинает свою речь сначала. И таким образом, сложным сплетением, все таки доходит до той темы, которую он пытается осветить. Это мышление еще называют «лабиринтным». Патологическая обстоятельность или вязкость характерна (и наблюдается) при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии и всегда, в отличие от предыдущих двух феноменов, указывает на длительное течение заболевания и это необратимый симптом. И причина в таком разговоре как раз заключается в том, что пациент не может выделить главное от второстепенного. И тогда эти уточняющие подробности становятся для него также важны.

Подробности, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы, «как-бы», «чтобы», «грубо говоря», - всегда свидетельствует об определенном оскуднении мышления.

4. Резонерство проявляется также многословием, но мышление здесь теряет всякую целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, которые нередко употребляются без понимания и без контекста. При резонерстве абсолютно не важно, слушают ли его и задают ли ему вопросы, он гнет свою линию. Мышление становится аморфным, лишенным четкого содержания, любые житейские вещи рассматриваются с точки зрения философии, религии и тп. Старые психиатры называли такую речь «метафизической интоксикацией». Такой способ мышления свойственен больным шизофренией.

Если в хороших отношениях и очень хотите его выслушать, нужно ему все время говорить «не пойму, не пойму тебя...» . И тогда он может собраться и высказать все нормально. Что совершенно не свойственно при органике.

Вторичное нарушение мышления, тоже резонерство когда нарушена память. Вычурная странная речь возникает здесь не из-за того, что я так мыслю, а из-за того, что пропадают слова. Резонерство здесь как способ мышления будет вторичным, а первичным будет нарушение памяти.

5. Разорванность или шизофазия также свойственна больным шизофренией на очень длительных стадиях. Ассоциации и какие-то слова подобранны пациентом вообще случайно. Интонационно правильная речь, вслушавшись вы понимаете, что это просто набор слов, который логически выстроен.

Креппелин: «Не ищите шизоидов среди народа...»

6. Бессвязность или инкогеррентность - это грубый распад всего процесса мышления. Здесь уже нарушена и грамматическая структура. Нет никаких законченных фраз. Можно услышать только обрывки фраз или быссмысленные звуки. При этом больной вообще не доступен контакту. Как правило, это связано с двигательными вещами, как качание («Жу-жу лежуу, жу-жу лежу...»). Это бывает при аутизме, при кататонической форме шизофрении (кататонический ступор, двигательное расстройство) и на фоне тяжелого расстройства сознания (предсмертный вариант).

7. Речевые стереотипии. сюда относятся стоячие обороты («вот вот», «как бы», «грубо говоря») Это всегда органика и оскуднение мышления. Или отдельные фразы бесконечно повторяются (если развивать тему, то уйдете в лабиринтное мышление и будет еще хуже). Но это всегда органика. К речевым стереотипиям относятся персеверации. Что это такое?

Больную Альцгеймером просят перечислить времена года, она перечисляет. А потом ее просят перечислить пальцы, которые она при этом загибает. И она опять начинает повторять месяца. Вторая задача не усваивается и персеверируется первая (персеверация это замена).

Стоячие обороты это всегда признак снижения или опустошения мышления.

8. Наплыв мыслей выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающих в виде приступа. Как будто вся голова лопается от каких-то мыслей. Больной замолкает, какой-то момент сидит и потом говорит: «Фуф, отпустило!» И при этом не может «схватить» ни одной своей мысли. Это отвлекает, он может бросить работу, отвлечься от того, что он делал. Наплыв мыслей очень часто является начальным нарушением при шизофрении (как и обрыв мыслей).

9. Обрывы в мышлении, остановка, закупорка мышления . Здесь наоборот, как будто бы все мысли улетели из головы («Думал-думал и наткнулся в стенку...» ). Если мы ощутим, что у нас мысль есть некая физическая субстанция и мы ощутим ее обрыв. И всегда, что наплыв, что обрыв мыслей носит именно насильственный, неприятный характер, который понимается больным как вторжение в его голову.
Просто пустая голова - астения. А много мыслей - тревога.

10. Аутистическое мышление (в данном контексте, «аутический» употребляется как отрыв от реальности). Выражается в замкнутости, оторванности от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих вещей.

Гегель: «Если мои идеи не складываются с реальностью, тем хуже для реальности».

Зато мир фантазий чрезвычайно развит. Это все больше связано с его рефлексией, с внутренними ощущениями. При этом, он может говорить абсолютно бесцветно, его переживания выходят только на бумагу или, если он к вам расположен, он может дать вам почитать и даже поделится кое-какими мыслями по этому вопросу. Аутистическое мышление свойственно больным шизофренией, но более свойственно шизоидам, как отрыв от реальности. Это не значит, что они не понимают эту реальность, она просто для них не значима.

11. Символическое мышление здесь у нас вообще мышление характерно изобилует неологизмами и выдуманными словами.

12. Паралогическое мышление - нарушение определенное логики, подмена логики. Больные, путем сложных логических измышлений, приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Наблюдается смещение понятий, так называемое «соскальзывание». Подмена прямого и переносного смысла слов, нарушение причинно-следственных взаимоотношений.

Например: Люди умирают и трава умирает. Значит, люди трава.

Паралогическое мышление как переходное к нарушению суждений.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности.


Расстройства мышления по темпу

Ускорение - увеличение количества ассоциаций в единицу времени.
Максимальное ускорение мышления - «скачка идей».
Замедление - уменьшение количества ассоциаций в единицу времени.
Ментизм - «вихрь идей», ускорение мышление возникающее приступообразно.
Шперрунг - «закупорка мыслей», внезапная остановка ассоциативного процесса.


Расстройства мышления по стройности

Разорванность - нарушение логической связи в предложении при сохранении грамматической (в речи проявляется шизофазией).
Легкая степень разорванности - соскальзывание.
Бессвязность - нарушение логической и грамматической связи в предложении (в речи - паралогии и парафазии).
Инкогеренция - нарушение связи между слогами в словах.
Вербигерация - стереотипное повторение отдельных слов или слогов.


Расстройства мышления по целенаправленности

Разноплановость - формирование суждений, исходя из разных принципов.
Обстоятельность - затруднение образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих.
Персеверация - затруднение образования новых ассоциаций вследствие доминирования одной мысли.
Резонерство - «бесплодное мудрствование».


Расстройства мышления по продуктивности

Навязчивые мысли (обсессии) - насильственно возникающие мысли, осознаваемые как болезненные (навязчивые сомнения, счет, воспоминания, страхи, влечения). Возникают приступообразно.
Навязчивые действия (компульсии) - непроизвольно совершаемые автоматические стереотипные движения, усилием воли человек задерживает их.

Сверхценные идеи - суждения, возникающие на основе реальных фактов, значение которых резко преувеличено, при отсутствии критики.
Встречаются при паранояльной психопатии.

Бредовые идеи (бред) - ошибочные суждения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием больного, не поддающиеся коррекции и с отсутствием критики.

Классификация бреда
А. По содержанию:
1. Бредовые идеи преследования (бред отношения, особого значения, околдовывания, воздействия, отравления, материального ущерба, обвинения, ревности).
2. Бредовые идеи величия (бред изобретательства, высокого происхождения, богатства, эротический бред, собственно бред величия).
3. Депрессивный бред (бред самоуничижения, самообвинения, ипохондрический бред, бред отрицания, гибели мира, индуцированный бред, конформный бред).

Б. По структуре:

Паранойяльный Параноидный Парафренный
1) Бред первичный, интерпретативный,
вследствие логически неправильного умозаключения.
2) Бытовое содержание бреда, нет явной нелепости.
3) Монотематичность бреда.
1) Бред вторичный, чувственно-образный, основанный на галлюцинациях, депрессии или маниакального состояния.
2) Политематичность бреда.
3) Явная нелепость бреда.
4) Количественные расстройства сознания.
1) Бред воображения.
2) Бред систематизированный.
3) Фантастический характер бреда (чаще бред величия).
4) Конфабуляции.
Пример:
Синдром Отелло - бред супружеской измены.
Пример:
Синдром Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма):
1. Псевдогаллюцинации.
2. Бред воздействия.
3. Явления психического автоматизма (идеаторного, сенсорного, моторного)
«Голоса наводят в голову прямо транзисторами»
Встречается при шизофрении.
Пример:
Синдром Котара - глубокая депрессия в сочетании с ипохондрическим бредом или бредом злого могущества (разновидность парафренного синдрома).

Дисморфофобия - переживания, содержанием которых является косметический дефект, физическое уродство, дурной запах, якобы исходящий от больного, словом - отталкивающий внешний облик. По существу - это один из вариантов ипохондрии.
В структуре психопатологии этот синдром характеризуется триадой Коркина:
1. Идея физического недостатка.
2. Бреда отношения.
3. Пониженного настроения, иногда вплоть до депрессии.
В отличии от метаморфопсии нет нарушения восприятия.
Сама идея физического недостатка чаще всего является бредом паранойяльного типа, реже - сверхценных идей или навязчивого состояния.

Мышление - это в первую очередь некая деятельность, которая опирается на систему понятий, имеет направленность на решение каких-либо задач, подчиняется целям, учитывая условия, в которых та или иная задача осуществляется.

Расстройства мышления отличаются от любых других нарушений сложностью и огромнейшим разнообразием. Исследование мышления в большинстве случаев сводится к анализу письменной и устной речи, так как мыслительный процесс очень тесно связан именно с речью. Также оценивается адекватность выполнения специальных тестов и поведение человека в той или иной ситуации.

Все расстройства мышления можно условно разделить на большие три группы:

1. Нарушения, связанные с операционной стороной мышления (расстройства процесса обобщения);

2. Нарушения, связанные с динамикой мышления (расстройства логического хода мысли);

3. Нарушения со стороны мотивационного компонента (расстройства целенаправленности мышления).

Расстройства мышления: нарушения операционной системы

Уровень процесса обобщения искажается или снижается. В суждениях больного могут преобладать непосредственные представления о явлениях и процессах. Оперирование обобщающими признаками может заменяться установлением сугубо личным, конкретным отношением к предметам. Такой больной при выполнении тестового задания не сможет из предложенных признаков выбрать те, что являются самыми обобщающими и существенными. Уровень обобщения настолько снижается что, к примеру, он не понимает, какая разница между вороной и собакой, между тарелкой и столом.

В случае искажения процесса обобщения, суждения будут отражать лишь случайную сторону явления. При выполнении тестового задания больной может выделить частные свойства и признаки, не отражающие ни смысловых отношений между явлениями, ни содержания между ними. В большинстве случаев подобные нарушения мышления отмечаются у больных шизофренией, но иногда могут возникать и при других заболеваниях.

Расстройства мышления: нарушения динамики мышления

У людей впоследствии тяжелой черепно-мозговой травмы, а также у больных эпилепсией, зачастую выявляются нарушения мыслительной деятельности, связанные непосредственно с динамикой умственных процессов. В психиатрии данные нарушения обозначают термином «вязкость». Больной не может изменить ход своих суждений и переключиться на какой-либо другой К тому же, такому больному свойственна замедленность всех интеллектуальных процессов.

При маниакально-депрессивном психозе у людей наблюдается другое нарушение динамики мышления - лабильность. Характеризуется этот тип нарушения неустойчивостью всех интеллектуальных процессов. Больной не может последовательно рассуждать длительное время, несмотря на то, что у него не снижен уровень обобщения. При всем при этом любая возникшая ассоциация, представление отражается в его речи. Происходит нарушение логичности рассуждения, проявляющееся в виде неких скачков идей - человек постоянно перескакивает на другую мысль.

У шизофреников замедление или ускорение мышления зачастую сочетается с ощущением навязанности мысли извне либо наоборот, насильственным отнятием мыслей.

Расстройства мышления: нарушения мотивационного компонента

Это нарушения связанные с регулирующей и критичностью, к которым относят:

1. Разорванность мышления - нарушение связей между разными суждениями, понятиями, в результате чего при сохранном грамматическом строе речь теряет свой смысл.

2. Резонерство - пустые рассуждения, не подкрепленные реальными фактами.

3. Патологическая обстоятельность - замедленный переход от одной мысли к другой, застревание на неважных деталях и полная потеря конечной цели всего разговора.

При подобных нарушениях у человека теряется объективность, по причине чего появляется свое собственное представление о мире в виде сверхценных идей, и разнообразных видов бреда.