Логическое мышление как его развить. Как развить логику и мышление у подростка. Логика и логическое мышление

Логика не является врожденным качеством человеческой личности - мы обучаемся ей в течении жизни. Этот инструмент познания мира скорее чужд, нежели близок нам, поэтому люди старательно увиливают от логических умозаключений, пытаясь думать так, как им выгоднее и удобнее. При этом без нее человечество не смогло бы выжить, ведь базисом для создания большинства законов жизни является все же логика. Парадокс? Да, их в этой многоликой науке немало.

Сегодня мы поговорим о логике как науке и как системе мышления, о том, зачем она нужна и как развить способность логически мыслить , о гранях добра и зла, скрывающихся в запутанных лабиринтах умозаключений.

Как зародилась логика? Корнем логических законов является эмпирическое, то есть опытное познание мира: человек создал или стал свидетелем события, а затем увидел его последствия. После нескольких повторяющихся причинно-следственных ситуаций он запомнил их и сделал определенный вывод. Таким образом получается, что законы логики, как и других наук, были выведены при помощи эксперимента.

Существуют логические аксиомы, которые обязан знать каждый из нас. Отклонение от следования им считается признаком расстройства психики. Но при этом имеется немало законов логики, которые можно перекрутить так, как захочется человеку - а все дело в том, что в этой науке, как и в любой другой, существуют погрешности и исключения.

Для начала рассмотрим, какие базисы своенравной науки подведены под человеческую жизнь. Итак, логические аксиомы, которые являются основой нашего мировоззрения:

1. Векторная направленность времени из прошлого в будущее, его линейность и необратимость. Человек с раннего детства изучает понятия «вчера», «сегодня», «завтра», начинает понимать, что такое прошлое, настоящее и будущее, принимать данность произошедшего как того, что уже не изменишь.

2. Причинно-следственные связи и их односторонняя направленность.

3. К логике относятся понятия меньшего и большого , а также возможности вместить одно в другое (и не только в буквальном, но и в абстрактном смысле); смежности и взаимозаменяемости понятий и наоборот, их несовместимости и невозможности сосуществования в одном временном промежутке.

Например, женщина не может одновременно быть беременной и зачать второго ребенка, человек не может одновременно быть мертвым и живым, больной не может чувствовать себя здоровым, а при плюсовой температуре не замерзает вода.

4. Индукция и дедукция. Индуктивный метод умозаключений ведет от частного к общему и опирается на сходные характеристики различных объектов. Дедуктивный метод, наоборот, ведет от общего к частному и опирается на логический закон.

Дедукция: Когда идет дождь, трава становится мокрой.

Индукция: Трава на улице мокрая, асфальт тоже мокрый, дом и его крыша мокрые - следовательно, идет дождь.

В методе дедукции правдивость предпосылки всегда является залогом правдивости умозаключения, если же результат не соответствует предпосылке, значит, между ними находится разделяющий фактор.

Идет дождь, но трава сухая. Трава находится под навесом.

Проще говоря, метод дедукции дает 100% правдивый ответ. А вот в методе индукции умозаключение, основанное на верных предпосылках, обладает 90% истинности, оно имеет погрешность. Вспомним пример про дождь - если трава, асфальт и дом мокрые, можно с 90% уверенности говорить, что прошел дождь. Но это может быть и роса, и сломавшаяся поливочная машина, которая окатила все вокруг водой.

К индукции относится обобщение результатов повторяющихся событий. Например, если вы подбросите мяч вверх, то он упадет вниз. Если вы сделаете так во второй раз, он снова упадет. После третьего падения вы придете к выводу, что все подброшенные вверх предметы падают вниз - и на этом основан закон притяжения. Но не забывайте, что сейчас мы находимся в поле логики, и у индуктивных умозаключений есть погрешность. Кто знает, может вы сто раз подбросите мяч вверх и он упадет, а на сто первый - застрянет на дереве или окажется на шкафу? А если вы находитесь в невесомости? Конечно, он не упадет вниз.

Поэтому дедукция является более точным методом, а индукция позволяет лишь предполагать с большой долей вероятности.

5. Последовательность действий. Если совершить ряд действий в определенном порядке, мы получим ожидаемый результат. Но если нарушить этот порядок, то результат может оказаться совсем иным или же его не будет совсем. При этом существует немало ситуаций, когда результат не зависит от того, в каком порядке мы выполняем нужные действия. Одним словом это называется алгоритм.

Логика имеет крепкую связь с другими науками. В основе вышеперечисленных правил лежат законы математики, физики, биологии, химии, но именно понимание взаимосвязей является главным столпом логического мышления. Все, что есть вокруг нас, имеет две стороны - положительную и отрицательную. Не существует ни одного явления, имеющего только одну из сторон. Это же касается логики - несмотря на всю видимую пользу от нее, не стоит слишком увлекаться этой наукой: при неправильном применении она может причинить немало вреда.

Логика может быть орудием зла

Почему человека, который живет исключительно логикой, никто не любит и не одобряет?

Холодный расчет и логика не оставляют места милосердию, любви и самопожертвованию, на которых до сих пор держится наш мир. Логические умозаключения позволяют видеть на несколько шагов вперед, но, как говорится, пути господни неисповедимы - где-то может закрасться погрешность, и четкая логическая система рассыплется, как карточный домик. Таким образом логику и медицину побеждают раковые больные, сумевшие непостижимым образом вылечиться, или женщины, родившие здоровых детей, несмотря на запреты врачей.

Как выглядел бы мир, основанный исключительно на логике? Скорее всего, он был бы благополучным и жестоким - в нем не было бы слабых и больных, бедных и безработных; все люди, не несущие пользу, просто уничтожались бы. Но потому мы и являемся такими, какие есть: когда на поле боя вступают эмоции и чувства, логика терпит поражение. Из-за этого в мире немало бед, но немало и добра - люди помогают друг другу, прощают недостатки своим близким и спасают тех, кого, казалось бы, спасти невозможно.

Логические умозаключения иногда могут идти в разрез с этикой, моралью и даже уголовным кодексом. Не зря ведь маньякам и убийцам кажется, что они поступают вполне логично.
Люди - крайне нелогичные существа

Как мы умудряемся делать неверные логические выводы? Как два человека, имеющие одинаковые предпосылки, приходят к разным умозаключениям?

Как уже говорилось, логика - наука, и как всякая наука она не совершенна, поэтому уступает реальной жизни в истинности. Из всякого правила есть исключение, и в таких случаях логика бессильна. Кроме того, наша психика имеет склонность изворачиваться и хитрить, если умозаключение ей не на руку.

Например: Парень ведет себя отчужденно, не звонит, совсем не обращает на меня внимания. Наверное, я ему безразлична.

Так бы сказала девушка, опирающаяся исключительно на логическое мышление, и все было бы просто - она постарается забыть о своем холодном принце, а он никогда и не узнает, что был объектом ее воздыханий. Но не тут-то то было! В бой вступают эмоции и 10% погрешности индуктивного метода.

Отчуждение, безразличие и отсутствие внимания в 90% случаях свидетельствуют о незаинтересованности в отношениях. Но ведь возможно, что он слишком стеснителен или горд, а может, вбил себе в голову, что симпатии нужно демонстрировать именно таким образом? Мало ли у людей «тараканов в голове»?

В таких случаях логика становится орудием эмоций, и под знаменем ошибочных умозаключений совершается немало глупых поступков. Чтобы этого не происходило, нужно различать тонкую грань между истинными логическими умозаключениями и ложными. Для этого и развивается логическое мышление.

Как развить логическое мышление?

В определенной мере у каждого из нас оно развито - этого требует общество и его уклад. Но для лучшего понимания законов действительности и умения оперировать ими необходимо обладать умением логически мыслить на более высоком уровне, чем рядовые земляне.

Хорошо развитое логическое мышление помогает достигать большего успеха в своей работе, совершать меньше ошибок в житейских ситуациях.

Как же научиться этому? Мозг, как и мышцы, нужно постоянно тренировать . Существует ложный миф о том, что все люди рождаются с предварительно заложенными в них умственными способностями и не смогут стать умнее или глупее, чем дано природой. Это неправда - регулярно тренируя мышление и память, человек постоянно улучшает свои показатели, он может развиваться до конца своих дней. Поэтому регулярная зарядка для ума и развитие интеллектуальных способностей - один из важнейших помощников на пути к самосовершенствованию.

Развлекайтесь с пользой

1. Начните с логических задачек для детей и взрослых - ребусов, упражнений «найди 10 отличий», загадок на внимание и поиск логических ошибок. Их с легкостью можно найти в интернете.

Для примера разгадайте пару задачек:

«Как получается, что мой знакомый сбривает бороду по десять раз в день, но при этом все равно остается бородатым?»

«Ваши друзья использует его чаще, чем вы, притом что оно является вашим. Что это?»

2. Играйте с друзьями в игры на внимание и логику. Ну и что, что вам по тридцать и вы являетесь менеджерами и предпринимателями? Поверьте, куда приятнее в пятничный вечер не бездумно курсировать по барам, а играть в крокодила или ассоциации у кого-нибудь на кухне. В интернете немало таких игр, нужно только поискать - и тогда ваши праздники и выходные наполнятся новым смыслом.

3. Проходите тесты на IQ. Сложно сказать, насколько правдивы интернет-тесты этого жанра, но поломать голову придется основательно. Кроме проверки IQ есть немало других тестов на мышление и логику. Если нечем заняться, отложите в сторону пасьянс и напрягите свои извилины.

Занимайтесь самообразованием

1. Возьмитесь за штудирование какой-либо науки , близкой вам, но такой, до которой ранее не доходили руки. Это может быть химия, физика или история - изучая их, вы попутно развиваете умение логически мыслить. Почему Наполеон напал на Россию? Почему рухнула Римская империя? Почему при соединении двух химических компонентов происходит именно такая химическая реакция, а не иная? Отвечая на эти вопросы, вы учитесь связывать события логическими цепочками - это то, что нужно.

2. Изучите дедукцию и индукцию , а также формулы к ним. Когда происходящая с вами ситуация кажется запутанной, переводите ее в задачу и решайте.

3. Учитесь спорить аргументированно . Когда в следующий раз вам захочется выкрикнуть: «Потому что я так сказал!» или «Ой, все!» - попробуйте вместо этого донести свою позицию до оппонента без лишних эмоций с помощью аргументов. Особенно хорош метод подведения собеседника к необходимому умозаключению с помощью косвенных вопросов, с ответами на которые он согласен.

— Ты же знаешь, что женщина является зеркалом успешности своего мужа?

— Ну да.

— То есть у успешного мужчины должна быть шикарная жена.

— Согласен.

— А разве может шикарная жена ходить в старом пуховике?

— Я понимаю куда ты клонишь… Ладно, купим мы тебе шубу.

4. Читайте хорошие детективы. Они помогают тренировать мозг своим запутанным сюжетом и в то же время развлекают. Лучшими представителями этого жанра можно назвать Агату Кристи, Артура Конан Дойля и Бориса Акунина.

5. Играйте в шахматы . Вот где простор для развития логических способностей. Пытаясь просчитать все возможные ходы противника, человек развивает умение видеть причинно-следственные связи. Не любите шахматы? Играйте в нарды или преферанс.

И последнее. Научитесь доверять интуиции. Странно, да? Но в действительности интуиция является результатом подсознательных умозаключений, когда человек, сам того не осознавая, делает выводы из информации, предоставленной окружающим миром. Обычно это выглядит так: «Всегда, когда у меня такое ощущение, это плохо заканчивается». Если же копнуть глубже, это всего лишь память прошлых опытов, когда ситуации были оформлены сходным образом. Дрожащий голос собеседника, его бегающие глаза и попытки отвлечь внимание оппонента от главной мысли разговора - мы уже давно забыли, как вел себя мошенник, прежде чем обмануть, а вот подсознание все прекрасно помнит.

Умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью работы любого успешного человека - от этого в прямом смысле зависит его благополучие. Поэтому, развивая ум, мы делаем прямые инвестиции в свое будущее, наполненное достижениями. Но не забывайте о том, что логика может быть коварной - будьте благоразумны и милосердны.

P.S.: Вы разгадали задачки, приведенные в статье? Вот правильные ответы:

Бородатый знакомый - это цирюльник , который ежедневно бреет других людей. А наша собственность, которой друзья пользуются чаще, чем мы - это имя , ведь мы сами редко произносим его.

http://constructorus.ru/samorazvitie/razvitie-logicheskogo-myshleniya.html#more-19512

Для чего и как развивать логическое мышление? Упражнения для детей и взрослых.

Каждый человек в большей или меньшей мере обладает способностью логически мыслить.

Но бывают в жизни случаи, когда логика нас подводит, когда, не видя очевидных вещей и закрывая глаза на важные детали, мы совершаем серьезные ошибки и только тогда бросаемся искать способы, .

А ведь если регулярно тренировать свою логику, решать задачки, играть в правильные игры, разгадывать ребусы, напрягать мозги, то можно быть уверенным: в трудные минуты логическое мышление не подведет.

Можно ли вообще развивать логическое мышление во взрослом возрасте?

Знаете, как переводится с древнегреческого языка слово «логика» (λογική)? Как наука о правильном мышлении или способность рассуждать.

То есть логика – это и есть основа нашего , которая и делает человека разумным существом и венцом цивилизации.

С отношением человечества к логическому мышлению вообще происходят чудеса.

С одной стороны, логическое мышление – приобретенное качество, которое не близко человеку, поэтому он и пытается его отторгать, принимая решения на основе тех размышлений, что выгодны ему.

С другой стороны, именно логика помогла человечеству выжить, ведь если один из племени, съев грибок, помер, то логично, что больше никто из племени этих грибков не ест.

От лентяев, которые скорее будут всю жизнь сидеть в болоте, чем начнут тренировать свои мозги, часто можно услышать:

«Ах, со способностью логически мыслить нужно родиться. Мне не повезло, поэтому и напрягаться не буду».

Так вот, дорогие лентяи, ученые давным-давно доказали, что логика – не врожденное, а приобретенное качество человека, поэтому тренировать логическое мышление можно, причем независимо от того, сколько вам лет.

Развивать логическое мышление необходимо для своего психического здоровья


Еще одно интересное мнение, с которым я недавно сталкивалась, – то, что сильно развитая логика нужна лишь людям определенных профессий: ученым, следователям, разведчикам, руководителям, в общем, тем, кто занимается важными вещами и влияет на судьбы людей.

А вот какие-то там грузчики или фермеры могут превосходно себе прожить и без нее.

Ох, как же неправы те, кто так думает, ведь наличие логического мышления свидетельствует о психическом здоровье человека.

Существуют правила, которые не требуют доказательств и, если вы пытаетесь их отрицать, то это повод задуматься о посещении психиатра.

Известные всем логические аксиомы, которые составляют основу человеческого мировоззрения, и знать которые должны все, независимо от своего возраста, профессии и социального статуса:

    Причинно-следственные связи, которые имеют одностороннюю направленность.

    Например, если вы посадите абрикосовую косточку, то из нее вырастет именно абрикосовое дерево, а не какое-то другое.

    И действия будут происходить именно в таком порядке, а не наоборот.

    Односторонняя временная направленность: прошлое→настоящее→будущее, ведь мы с раннего детства понимаем значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».

    Владение дедукцией (от общего к частному) и индукцией (от частного к общему).

    Пример дедукции: когда поднимается солнышко, становится светло.

    Пример индукции: на улице светло, все видно, следовательно – встало солнышко.

  1. Понимание значений «большой» и «маленький» и того, что маленький можно уместить в большой, но нельзя – наоборот.
  2. Чтобы получить результат, действия нужно совершать в определенном порядке.

    Например, вы готовите борщ, чтобы он получился вкусным или хотя бы – съедобным, вы должны отправлять в кастрюлю с подсоленной водой продукты в определенном порядке: мясо → фасоль → картофель → свеклу с морковкой → капусту → помидоры → зелень и специи.

    Если вы нарушите этот порядок, например, сначала бросите в кастрюлю зелень и лишь в конце мясо, то никто ваш эксперимент есть не станет.

Для чего еще нужно развивать логическое мышление?

Если смотреть на предыдущий раздел статьи, то каждый психически здоровый человек может смело сказать:

«Я владею логическим мышлением. Я понимаю причинно-следственные связи, осознаю важность определенного порядка действий, владею на минимальном уровне индукцией-дедукцией и понимаю, что «вчера» нельзя вернуть, даже если мне этого очень хочется, потому что сейчас – «сегодня».

Действительно, основами логического мышления владеет каждый психически здоровый взрослый человек, но вряд ли кто-то станет спорить с тем, что люди с имеют явные преимущества перед теми, у кого эта способность находится в зародыше.

Развивать логическое мышление нужно для того чтобы:

  1. Строить карьеру.
  2. Демонстрировать хорошие результаты в учебе.
  3. Уметь обезопасить себя перед лицом неприятностей.
  4. Продумывать наперед свои действия и избегать ошибок.
  5. Не давать шанса недоброжелателям навредить себе.
  6. Делать любую работу как можно лучше и быстрее.
  7. Не боятся трудностей.

Как развивать логическое мышление детям?


Логическое мышление начинает формироваться уже в младенческом возрасте, но пока оно лишь наглядно-образное и наглядно-действенное: для того, чтобы понять, что это за предмет, его нужно увидеть и пощупать.

Когда ребенок взрослеет, на смену ему приходит словесно-логическое мышление, потому что малышу достаточно услышать название знакомого предмета, чтобы понять, о чем идет речь.

Родители всеми силами должны развивать логическое мышление своих детей, потому что от этого зависит и их социальная адаптация, и успехи в учебе, и психическое здоровье.

Если вы не упустите этот момент в раннем возрасте, то вашему ребенку нелегко придется в школе, в институте, и во взрослой жизни.

Развивать логическое мышление детей нужно в игровой форме:

  1. Пирамидки.
  2. Загадки.
  3. Конструкторы.
  4. Пазлы.
  5. Настольные игры и прочее.

Предлагаем вам прямо сейчас поупражняться в развитии логики.

Для этого жмите «Play» на видео:

Как развивать логическое мышление взрослым?

Чуть труднее придется взрослым, которые занялись вопросам, как развивать логическое мышление, потому что вам придется приложить больше усилий, а многие взрослые ленятся тратить свое время с пользой.

Если вы все же решили поработать над своей логикой, то начните тренировать ее с помощью простых и приятных способов:

    Разгадывания логических задачек и ребусов.

    Этого добра и в интернете навалом, и специальных сборников в магазине продается предостаточно.

  1. Настольных игр на тренировку логики, например, тот же «Эрудит» или «Диксит».
  2. Игры в шахматы, нарды и шашки.
  3. Прохождения тестов на IQ или уровень логики.

    Опять же, этого добра в интернете навалом.

  4. Разгадывания сканвордов и японских кроссвордов, да и стандартные кроссворды тоже подойдут.
  5. Занятия точными науками: математикой, физикой, информатикой и т.д.
  6. Чтения хороших детективов.

    Начните с Агаты Кристи.

    Она написала столько томов, что хватит на много вечеров тренировок.

Если вы решите всерьез заняться вопросом, как развивать логическое мышление , то можно будет постепенно переходить к выполнению специальных упражнений, например, поиска причинно-следственных связей в разных процессах, анализ любой ситуации методом дедукции и индукции и т.д.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление ) - различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

Тест Равена - это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактно-логическое мышление - это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление )— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

  • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу;
  • Мыслить быстрее и качественнее - как следствие из предыдущего пункта;
  • Лучше излагать свои мысли;
  • Избежать самообмана и логических заблуждений,
  • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией;
  • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика , которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса - научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме - логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка - это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики - помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык - умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Логическое суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой - в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция - это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, - представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по , чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Дополнительный материал

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;

Развить логическое мышление — Как это сделать и для чего?

— Для чего нужно развивать логику?
Отличительные черты и особенности развития логического мышления
— Шесть аксиом логики
— Как развить логическое мышление?
— Фитнес для мозга
— Заключение

Развивать логическое мышление нужно для того чтобы:

1) Строить карьеру.

2) Демонстрировать хорошие результаты в учебе.

3) Уметь обезопасить себя перед лицом неприятностей.

4) Продумывать наперед свои действия и избегать ошибок.

5) Не давать шанса недоброжелателям навредить себе.

6) Делать любую работу как можно лучше и быстрее.

7) Не боятся трудностей.

— Отличительные черты и особенности развития логического мышления

1) Основанием для логических законов служат эмпирическое познание: конкретный человек сформировал ситуацию, стал очевидцем происшествия, увидел их последствия и сделал свои умозаключения и выводы. Законы логики формируются экспериментальным путем.

2) Логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей, человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути.

3) Люди иногда неосознанно не желают развивать мышление и делать грамотных логических умозаключений, стремясь думать так, как комфортнее и проще.

4) Логическое умозаключение и мышление может стать орудием для совершения антигуманных поступков. Мир, который окружает людей, обладает двумя противоположными сторонами: добро и зло, положительное и отрицательное. Поэтому логика, несмотря на всю пользу, приносимую человеку, может принести много вреда. Циничный расчет и логика ставят на последний план такие понятия, как «самопожертвование» и «любовь к ближнему».

5) Наука обладает некоторыми аксиомами. Отклонение от них является признаком психического расстройства.

— Шесть аксиом логики

Развитие и усовершенствование логического мышления невозможно без знания логических аксиом, являющихся основой мировоззрения человека:

1) Необратимость времени. С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня», то есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.

2) Следственные связи, их последовательность.
3) Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.

4) Дедукция. Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.

5) Индукция. Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.

6) Последовательность действий: если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.

— Как развить логическое мышление?

В определенной мере у каждого из нас оно развито - этого требует общество и его уклад. Но для лучшего понимания законов действительности и умения оперировать ими необходимо обладать умением логически мыслить на более высоком уровне, чем рядовые земляне.

Хорошо развитое логическое мышление помогает достигать большего успеха в своей работе, совершать меньше ошибок в житейских ситуациях.

Как же научиться этому? Мозг, как и мышцы, нужно постоянно тренировать. Существует ложный миф о том, что все люди рождаются с предварительно заложенными в них умственными способностями и не смогут стать умнее или глупее, чем дано природой. Это неправда - регулярно тренируя мышление и память, человек постоянно улучшает свои показатели, он может развиваться до конца своих дней. Поэтому регулярная зарядка для ума и развитие интеллектуальных способностей - один из важнейших помощников на пути к самосовершенствованию.

1) Развлекайтесь с пользой
a) Начните с логических задачек для детей и взрослых - ребусов, упражнений «найди 10 отличий», загадок на внимание и поиск логических ошибок. Их с легкостью можно найти в интернете.

b) Играйте с друзьями в игры на внимание и логику.
В интернете немало таких игр, нужно только поискать - и тогда ваши праздники и выходные наполнятся новым смыслом.

c) Проходите тесты на IQ.
Сложно сказать, насколько правдивы интернет-тесты этого жанра, но поломать голову придется основательно. Кроме проверки IQ есть немало других тестов на мышление и логику. Если нечем заняться, отложите в сторону пасьянс и напрягите свои извилины.

d) Развить логическое мышление и стать умнее поможет проект «Викиум».

2) Занимайтесь самообразованием.

a) Возьмитесь за штудирование какой-либо науки, близкой вам, но такой, до которой ранее не доходили руки. Это может быть химия, физика или история - изучая их, вы попутно развиваете умение логически мыслить.

b) Изучите дедукцию и индукцию, а также формулы к ним. Когда происходящая с вами ситуация кажется запутанной, переводите ее в задачу и решайте.

c) Учитесь спорить аргументированно. Когда в следующий раз вам захочется выкрикнуть: «Потому что я так сказал!» или «Ой, все!» - попробуйте вместо этого донести свою позицию до оппонента без лишних эмоций с помощью аргументов. Особенно хорош метод подведения собеседника к необходимому умозаключению с помощью косвенных вопросов, с ответами на которые он согласен.

— Ты же знаешь, что женщина является зеркалом успешности своего мужа?
— Ну да.
— То есть у успешного мужчины должна быть шикарная жена.
— Согласен.
— А разве может шикарная жена ходить в старом пуховике?
— Я понимаю куда ты клонишь… Ладно, купим мы тебе шубу.

d) Читайте хорошие детективы. Они помогают тренировать мозг своим запутанным сюжетом и в то же время развлекают. Лучшими представителями этого жанра можно назвать Агату Кристи, Артура Конан Дойля и Бориса Акунина.

e) Играйте в шахматы. Вот где простор для развития логических способностей. Пытаясь просчитать все возможные ходы противника, человек развивает умение видеть причинно-следственные связи. Не любите шахматы? Играйте в нарды или преферанс.

3) Научитесь доверять интуиции.
В действительности интуиция является результатом подсознательных умозаключений, когда человек, сам того не осознавая, делает выводы из информации, предоставленной окружающим миром. Обычно это выглядит так: «Всегда, когда у меня такое ощущение, это плохо заканчивается». Если же копнуть глубже, это всего лишь память прошлых опытов, когда ситуации были оформлены сходным образом. Дрожащий голос собеседника, его бегающие глаза и попытки отвлечь внимание оппонента от главной мысли разговора - мы уже давно забыли, как вел себя мошенник, прежде чем обмануть, а вот подсознание все прекрасно помнит.

— Фитнес для мозга

Логическое мышление подразумевает умение выстраивать взаимосвязи между фактами и явлениями, отделять важное от второстепенного, уметь расставлять приоритеты. Это именно то, что необходимо всем для успешной работы и сосуществования с другими людьми.

Но как развить и улучшить логическое мышление? Давайте вспомним, когда логическое мышление развивается у детей.

Изначально, в дошкольном возрасте, детям трудно «в уме» анализировать, сравнивать и делать выводы. Наглядно-образное мышление у детей является основой логического, и тут очень важны различные игры на развитие логики: что больше, по какому признаку похожи, расположи картинки по времени событий, изображенных на них.

Познавая мир и играя, дети постепенно развивают в себе логику и в среднем школьном возрасте уже умеют строить логические умозаключения. Но во взрослом возрасте из-за стрессов и огромного потока информации уровень логического мышления может снизиться, и тогда на помощь придут игры от brainapps.ru – всего 5 минут в день игр онлайн помогут вам развить логику и мышление. Преимуществом сайта является возможность сравнения своих достижений с предыдущим периодом или с показателями других участников проекта.

В арсенале сайта такие игры:

1) Сравнение объектов
2) Визуальная геометрия 360 градусов
3) Математические сравнения

Они дадут возможность улучшить логическое мышление и . Они подходят как для детей, так и для взрослых, а специальные алгоритмы нашего сайта предложат вам ежедневную программу, основанную на вашем предыдущем опыте прохождения игр и упражнений.

— Заключение

Если вы хотите быстро соображать и научиться принимать решения в самой, казалось бы, непростой ситуации, то вам просто необходимо тренировать свое логическое мышление. Сегодня в интернете полно ресурсов, как платных, так и бесплатных, с логическими играми и головоломками. Выбирайте любой и начните тренировать свой мозг уже сегодня.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Когда речь заходит о развитии логики, все сразу начинаю давать советы по поводу работы с детьми. А как же взрослые, многим из нас развить логику тоже не помешало бы. И что делать, решать детские задачи на развитие логики или есть другие способы?

Развитие логики у взрослых - зачем оно нужно?

Может показаться, что развитие логики у взрослых никому не нужно, чему надо –уже научили в школе и ВУЗе, к чему тратить время на дополнительные занятия? Это мнение будет ошибочным, потому что в школе нас учили не развитию логики мышления, а шаблонному решению поставленных задач. А дома родители не уделяли должного внимания развитию логики у ребенка. Именно поэтому во взрослой жизни многие задумываются над тем, как развить логику. Не имея привычки к логическому мышлению невозможно творчески подойти к решению проблемы. А без творческого подхода многие задачи кажутся неразрешимыми. Поэтому развитие творческого мышления крайне необходимо и детям, и взрослым.

Как развить логику у взрослого?

Регулярные нагрузки полезны не только для нашего тела, делая его красивым и подтянутым. Наш разум тоже поддается тренировкам, при должном усердии можно развить недостающие способности. Для эффективного развития логики необходимо регулярно выполнять упражнения, решать логические задачи, учиться смотреть на жизненные ситуации с точки зрения логики. Со временем вы выработаете у себя привычку мыслить логически, и многие ранее неразрешимые задачи покажутся вам пустяковыми.

Задания на развитие логики

Существуют различные упражнения, предназначенные для развития логики. Большое их количество можно найти в сборниках задач для детей. Не стоит думать, что взрослым эти задачки не подойдут, многие из них будут интересны и вам. В качестве примера можно привести вот такие упражнения.

  1. Решение анаграмм. Это такие слова, в которых буквы переставлены в разном порядке. Чтобы решить анаграмму, необходимо определить первоначальное слово. К примеру, Т Е Н Ч И Е (чтение), КФАЦИАЯИЛКВИ (квалификация).
  2. Решение заданий, в которых необходимо вставить пропущенное слово, связывающее оба выражения. Например, порода собаки, (такса), прейскурант.
  3. Расставить понятия по порядку – от частного к общему. Пример: жидкий кислород-кислород-газ-состояние вещества.
  4. Решение задач на логику. Например, попробуйте решить вот эту: «За книгу заплатили 100 руб. и еще половину стоимости книги. Сколько всего заплатили за книгу?». Правильный ответ 200 рублей.

Логические игры

В нелегком деле развития логики у взрослых могут помочь и логические игры. Их выбор сейчас очень обширен, вы можете играть в классическую версию таких настольных игр или соревноваться с игроками через интернет.