Умственные способности кошки. Три мифа об интеллекте кошек Какой iq у кошек

Вы уже обзавелись пушистым мяукающим другом? Хотите проверить, кто в доме хозяин? Американский зоопсихолог Мелинда Миллер составила специальный тест для вычисления ай-кью кошек и котов. С его помощью можно определить, не умнее ли хозяина мурлычущий у него под носом питомец. Когда вы зовете кошку с помощью клички, она: - делает вид, что не слышит – 1. - может прийти, может не прийти, в зависимости от настроения – 3. - тот час же появляется – 2. Понимает ли она, когда вы говорите о ней? - иногда она может навострить уши, услышав свою кличку – 2. - да, она прекрасно чувствует, что речь идет о ней, даже если не поизносить клички – 3. - нет, она вообще не обращает внимания на разговор – 1. Если вы поставите перед кошкой закрытую банку с кормом, она: - начет волноваться, но не поймет, что происходит – 2. - никак не отреагирует – 1. -отправится прямиком к своей миске и станет требовать, чтобы ее покормили – 3. Сидя на подоконнике, ваша кошка: - смотрит перед собой ничего не видящим взглядом – 1. - отстраненно следит за происходящим снаружи – 2. - с большим интересом следит за тем, что делается на улице – 3. Насколько ловко ваша любимица запрыгивает на стол или подоконник? - она никогда не промахивается – 3. - как правило, удачно, хотя, случается, иногда неправильно оценивает высоту – 2. - она не имеет привычки запрыгивать куда бы то ни было – 1. Когда перевозите кошку куда-нибудь в сумке или специальном контейнере, она: - ведет себя спокойно, даже вольготно – 3. - ни на минуту не успокаивается, пытается выбраться и орет дурным голосом – 1. - сидит смирно, но, судя по всему, волнуется – 2. Что делает кошка, если ей нужно пройти за закрытую дверь? - царапается и мяукает – 2. - сидит под дверью – 1. - она способна самостоятельно открыть большинство дверей в доме – 3. Как ведет себя кошка, когда в доме гость? - никак, игнорирует его – 1. - радостно приветствует – 2. - мурлычет и трется об ногу, особенно если гость садится за стол – 3. Как реагирует кошка, если видит, что вы собрались включать фен или пылесос? - уходит, как только увидит ненавистную «штуку» у меня в руках – 3. - никак не реагирует, ее это совсем не пугает – 1. - выскакивает, когда прибор начинает работать – 2. Как отнесется ваша любимица к тому, что в доме появится еще один котенок? - разозлится – 2. - проигнорирует его появление – 3. - обрадуется – 1. Если вы насчитали 27-30 очков, смиритесь с горькой правдой: ваш зверь, судя по всему, умнее вас. Кошки, на счету которых 20-26 баллов, умны чрезвычайно, но все же уступают хозяевам в интеллекте. 14-19 набранных очков означают, что вам досталось существо со средним интеллектом. А вот те, кто насчитал меньше, живут рядом с клиническим идиотом в кошачьей шкуре. Таковым Мелинда Миллер советует не вешать нос. «Радость, которую вы получите от общения с кошкой, никоим образом не связана с ее умственными способностями», – утверждает она. Из СМИ.

by falcon | Сб, 20/06/2009 — 17:13

Тесты на развитие интеллекта в наши дни очень широко применяются в Америке и Европе для определения умственного потенциала взрослых и детей. По результатам этого теста определяется коэффициент интеллекта — КИ. Чем выше КИ, тем более высокоразвитым считается человек (или животное). Тестов IQ разработано великое множество, в том числе и для различных видов животных.
Самый низкий КИ у дикобразов, социально малоактивных и в случае опасности просто сворачивающихся в клубок.
Очень высок КИ у обезьян и у плавающих под водой и летающих животных. Достаточный высокий показатель КИ у представителей кошачьих. Несколько выше КИ у собак за счет более развитой части мозга, обрабатывающей информацию о запахах.
В интеллектуальном тесте для домашних кошек оцениваются двигательная координация, способность к бессловесной коммуникации, приспособляемость к окружающей среде и степень социализации кошки. При выполнении заданий теста не старайтесь заставить кошку действовать правильно, просто внимательно наблюдайте за ней, если хотите получить объективный результат. Не стоит тестировать котят младше восьми недель. Для теста не требуются особые приспособления. Веревка, подушка, зеркало и большой пластиковый пакет с ручками — вот и все необходимое.

Часть I
Внимательно ответьте на вопросы.
При ответе ваша кошка получает 1 балл
— 3 балла
— 5 баллов.

Вопросы
1. Ваша кошка чувствует изменения вашего настроения в течении дня?
2. Кошка выполняет по крайней мере два словесных приказания, например: , ?
3. Кошка распознает выражение лица хозяина, например, улыбку, сердито сдвинутые брови, выражение боли или испуга?
4. Кошка выработала собственный язык для выражения своих чувств и желаний, например: мурлыканье, писк, урчание, крик?
5. У кошки есть определенный порядок умывания, например, сначала моет лапкой мордочку, затем лижет спину и задние лапы и так далее.
6. Кошка ассоциирует определенные события с чувствами радости или боли, например: поездка в автомобиле, визит к ветеринару и так далее.
7. У кошки есть память: помнит имена, места, в которых была раньше, любимые, но редко получаемые кушанья?
8. Кошка выносит присутствие других животных, даже если они приближаются к ней ближе, чем на 1 метр?
9. У кошки есть ощущение времени, например, она знает время кормления, расчесывания т. п.?
10. Кошка использует для умывания определенных участков мордочки одну и ту же лапку, например левой лапкой моет только левую половину мордочки?

Часть II
Следуйте точно указаниям теста. Каждое задание можно повторить 3 раза, при этом выбрать наибольшее набранное количество баллов.

Первое задание.
Положите большой, раскрытый пластиковый пакет. Проследите, чтобы кошка увидела пакет. Дальше внимательно наблюдайте и начисляйте кошке баллы.
А. Кошка с любопытством подходит к пакету — 1 балл.
Б. Какой-нибудь частью тела касается пакета (носом, усами, лапкой и так далее) — 1 балл.
В. Кошка заглядывает в пакет — 2 балла.
Г. Она заходит в пакет, потом сразу выходит — 3 балла.
Д. Кошка заходит в пакет и остается там, по крайней мере, 10 секунд — 3 балла.

Второе задание.


Возьмите средних размеров подушку и веревку или бечевку длиной приблизительно 1 метр. Положите подушку перед кошкой, при этом она должна наблюдать за двигающейся веревкой. Затем медленно протяните веревку под подушкой так, чтобы она постепенно исчезала с одной стороны подушки и появлялась с другой.
А. Кошка следит глазами за движением веревки — 1 балл.
Б. Кошка лапкой касается веревки — 1 балл.
В. Она смотрит на то место подушки, куда исчезла веревка — 2 балла.
Г. Пытается лапкой поймать конец веревки под подушкой — 2 балла.
Д. Кошка приподнимает подушку лапкой, чтобы посмотреть, там ли веревка — 2 балла.
Е. Она смотрит на подушку с той стороны, где появится или уже появилась веревка — 3 балла.

Третье задание.
Вам необходимо переносное зеркало размером примерно 60?120 см. Прислоните зеркало к стене или мебели. Поставьте кошку перед зеркалом. Наблюдайте за ней и начисляйте баллы.
А. Кошка подходит к зеркалу — 2 балла.
Б. Кошка замечает свое отражение в зеркале — 2 балла.
В. Она касается или бьет по зеркалу лапкой, играет со своим отражением — 3 балла.

Часть III
На вопросы этого задания отвечает хозяин на основании своих наблюдений за кошкой.
1. Ваша кошка хорошо ориентируется в квартире. Это проявляется таким образом, что кошка всегда бежит к нужным окнам и дверям, если за ними происходит что-то интересное — 5 баллов.
2. Кошка выпускает предметы из лапки в соответствии со своим желанием или с указанием хозяина. Никогда ваша кошка не уронит предмет случайно — 5 баллов.

Часть IV
При положительном ответе на вопросы этого задания указанные баллы вычесть из общей суммы баллов, набранных в предыдущих заданиях.
1. Кошка спит или дремлет больше времени, чем бодрствует, — вычесть 2 балла.
2. Кошка часто играет с собственным хвостом — вычесть 1 балл.
3. Кошка плохо ориентируется в квартире, может даже заблудиться — вычесть 2 балла.

Оценка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов, набранных в первых трех частях, и вычтите из него баллы, набранные в четвертой части.

141 и более баллов — ваша кошка гениальна
131-140 баллов — ваша кошка талантлива и очень умна
121-130 баллов — ваша кошка очень умна
111-120 баллов — умственные способности вашей кошки выше средних
90-110 баллов — умственные способности вашей кошки средние
81-89 баллов — умственные способности вашей кошки немного ниже средних
71-80 — ваша кошка глуповата
70 и менее баллов — ваша кошка совсем глупа

Тест разработан E. M. Bard, Doubleday & Company, Inc.

Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в "критические точки интеллекта" (Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. - М., 1982. - С. 205).

Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса" (Там же. Кн.2, с.75). Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должности клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями теста и успешностью в работе была небольшая.
Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. А.Анастази отмечает, что надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.
КОТ является адаптацией теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. В результате адаптации было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей.
В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению П.Вернона, которая состоит в том, что факторы, определяющие способности, можно разделить на факторы нескольких уровней, причем факторы более низкого уровня являются производными факторов более высокого уровня. Эта модель проиллюстрирована на рис.

Интегральный показатель теста, таким образом, связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые "выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности" (Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. С. 224). Обучаемость - это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью. В настоящее время остро стоит проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.
Структура адаптированного теста КОТ соответствует структуре общих способностей.
Основой для компьютерной версии теста явился текст опросника, адаптация которого была произведена В. Н. Бузиным (Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1989). В результате адаптации было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей. Интерпретаторами теста было изменено несколько геометрических заданий, при этом структура теста была сохранена.
Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" (А. Анастази) интеллекта:
1) Способность обобщения и анализа материала.
2) Гибкость мышления.
3) Инертность мышления, переключаемость.
4) Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость.
5) Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
6) Употребление языка, грамотность.
7) Выбор оптимальной стратегии, ориентировка.
8) Пространственное воображение.
Интегральный показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.
При адаптации данного теста основные усилия были направлены на получение очевидной валидности по содержанию (экспертной валидности). Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона. Альфа ¾ надежность КОТ, рассчитанная по формуле Кьюдера-Ричардсона, составила 0,86 (данные В. Н. Бузина). Надежность рассчитывалась по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек). Им же была установлена корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка - 0.68, и с IQ по вербальному - 0.61 (уровень значимости р < 0.001). Успешность выполнения КОТ рекоррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте на уровень притязаний, коэффициент корреляции - 0.22, уровень значимости - р = 0.1. По графикам распределения ПТ была установлена неоднородность выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий, и увеличения средней, решающей 18-24 задания. "Сильная" группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5-7%). Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, которые не зависят от уровня образования.
Краткий ориентировочный тест
Инструкция. "Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов.
На выполнение всех заданий Вам дается 15 минут.
Ровно через 15 минут результаты соберут.
Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, не тратьте много времени на один вопрос.
После завершения работы Вы получите заключение о структуре Ваших способностей.
Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на Ваши вопросы отвечать не будут.

Не переворачивайте страницу без указания психолога!
Ж е л а е м у с п е x а!

Тренировочная серия
1. ГРУСТНЫЙ является противоположным по смыслу слову:
1 - ГРЯЗНЫЙ,
2 - УДИВЛЕННЫЙ,
3 - ТОСКЛИВЫЙ,
4 - ЧИСТЫЙ,
5 - ВЕСЕЛЫЙ.

2. Конфеты стоят 44 условных денежных единиц (у. е.) за килограмм. Сколько (в у. е.) стоят 2,5 килограмма?

3. Слова КАНУН и КАНОН по смыслу являются:
1 - сходными,
2 - противоположными,
3 - ни сходными, ни противоположными.

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?
1. Сиденьем города не берут.
2. Под лежачий камень вода не течет.
3. Один вор ¾ всему миру разоренье.
4. Вешний день целый год кормит.
5. Своя земля и в горсти мила.

Убедитесь, что испытуемым понятно, экспериментатор делает команду продолжать работу самостоятельно.

Основная серия
1. Седьмой месяц года - это:
1 - ИЮНЬ,
2 - ФЕВРАЛЬ,
3 -ИЮЛЬ,
4 - НОЯБРЬ.
2. ТАЛАНТЛИВЫЙ является противоположным по значению слову:
1 - ОДАРЕННЫЙ,
2 - СМЫШЛЕНЫЙ,
3 - ПОСРЕДСТВЕННЫЙ,
4 - УМНЫЙ,
5 - СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?
1 - ПОСТОЯННЫЙ,
2 - ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ,
3 - НАДЕЖНЫЙ,
4 - НАДЕЖДА,
5 ¾ САМОНАДЕЯННЫЙ.
4. Верно ли то, что сокращение "P. S." означает "постскриптум"?
1 - ДА,
2 - НЕТ.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1 - МАЗАТЬ,
2 - РИСОВАТЬ,
3 - СМОТРЕТЬ,
4 - ИЗОБРАЖАТЬ,
5 - НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.
6. Слово БЕЗУПРЕЧНЫЙ является противоположным по своему значению слову:
1 - НЕЗАПЯТНАННЫЙ,
2 - ПОРОЧНЫЙ,
3 - НЕПОДКУПНЫЙ,
4 - НЕВИННЫЙ,
5 - КЛАССИЧЕСКИЙ.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ТРОГАТЬ, как СЛУШАТЬ к УХО?
1 - СКОЛЬЗКИЙ,
2 - ПРЕДМЕТ,
3 - ЗВУК,
4 - ЛАДОНЬ,
5 - ПРИЯТНЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Kushner, H. S.

Zickgrauf, P. E.

Zickgrauf, B. E.

9. ЧЕТКИЙ является противоположным по смыслу слову:
1 - ЯСНЫЙ,
2 - ОПРЕДЕЛЕННЫЙ,
3 - НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ,
4 - ПОНЯТНЫЙ,
5 - РАСПЛЫВЧАТЫЙ.
10. Торговая фирма закупила несколько видеомагнитофонов за 5500 у. е., а продала их за 7500, заработав на этом по 50 у. е. за видеомагнитофон.
Сколько видеомагнитофонов было перепродано?
11. Слова МАСКА и МАРКА имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
12. Три конфеты стоят 27 у. е. Сколько (в у. е.) стоят 2,5 дюжины?
13. Сколько из этих шести пар чисел являются полностью одинаковыми?


4396

14. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ является противоположным по значению слову:
1 - ИНТЕРЕСНЫЙ,
2 - УДИВИТЕЛЬНЫЙ,
3 - СКУЧНЫЙ,
4 - ИНТРИГУЮЩИЙ,
5 - ОБЫЧНЫЙ.
15. Какое число является наименьшим?
1) 5
2) 0,6
3) 8
4) 34
5) 0,39
6) 4

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номеp последнего слова.
ЕСТЬ СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ
1 2 3 4
17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

1 2 3 4 5
18. Два приятеля нашли 32 гриба. Первый нашел в 7 раз больше, чем второй. Сколько нашел второй?
19. Слова РАССВЕТ и РАСЦВЕТ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно - 2.
ДНЯ СОЛНЦА ЗНАМЕНУЕТСЯ КОНЕЦ ВОСХОДОМ.

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:
1. С родной земли ¾ умри не сходи.
2. Чья земля, того и хлеб.
3. Своя земля и в горсти мила.
4. Один в поле не воин.
5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
22. Какое число должно стоять вместо знака "?":
1 3 7 15 ?
23. Длительность дня и ночи в АПРЕЛЕ почти такая же, как и в:
1 - СЕНТЯБРЕ,
2 - АВГУСТЕ,
3 - НОЯБРЕ,
4 - ИЮЛЕ.
24. Предположим, что первые два утверждения верны.
Тогда заключительное будет:
Некоторые преступления являются неумышленными деяниями.
Некоторые преступления совершаются подростками.
Все неумышленные деяния совершаются подростками.
25. Автомобиль проходит 75 см. за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 - верно; 2 - неверно; 3 - неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 200 у. е.
Сколько килограммов фарша можно купить за 80 у. е.?
28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
29.

Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее:
1 - верно; 2 - неверно; 3 - неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль "Жигули" стоимостью 2400 у.е. был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1 - сходны,
2 - противоположны,
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
36. Смысл двух английских пословиц:
1 - схож,
2 - противоположен,
3 - ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 у. е. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в у. е.) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 долларов, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?
40. Один из членов ряда не подходит к другим.
Каким числом Вы бы его заменили?
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
1 - сходны,
2 - противоположны,
3 - ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?
45. Один из членов ряда не подходит к другим.
Какое число Вы поставили бы на его место?
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46. Три партнера по акционерному обществу "Интенсивник" решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 $., К. - 3500 $, П. - 2000 $. Если прибыль составит 2400 $, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят - щепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значения следующих фраз:
1 - сходны,
2 - противоположны,
3 - ни сходны, ни противоположны.
Лес рубят - щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?


50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале.
Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Бланк к тесту КОТ


1

Шаблон-ключ к тесту КОТ


1

Примечания для пользователя
Первые четыре задания - пробные. Экспериментатор сообщает, что их результаты не нужно записывать в протокол. Затем вместе со всеми испытуемыми решает пробные задания. Убедившись, что инструкция принята верно, экспериментатор дает указание начать работу.
Наиболее эффективно применение компьютерной обработки результатов выполнения теста КОТ. При отсутствии таковой психолог вправе подвергнуть результаты выполнения теста примитивной статистической обработке. Это достигается суммированием числа правильно выполненных заданий. Обработка итогов диагностики осуществляется по формуле

где а - количество набранных баллов, в - максимальный балл по тесту (50). Полученный результат анализируется относительно социально–психологического норматива, условно рассматриваемого как 100% выполнения заданий теста и соотносится со шкалой дифференциации.

Считается, что некоторые кошки умнее других. Хозяева мурок могут часами рассказывать о феноменальных способностях своих подопечных. Часто мы слышим «Моя киса самая умная». Выяснить так ли это на самом деле поможет простой тест, предложенный авторами книги о поведении кошек Арденом Муром и Нэнси Петорсон, пишет Daily Cat .

Потребуется любимая игрушка и незахламленное помещение для того чтобы кошка могла сосредоточиться на предмете.

Покажите кошке любимую игрушку, а затем поместите ее за какую-нибудь папку или что-то вроде этого. Если кошка догадывается посмотреть позади папки, чтобы увидеть игрушку, то IQ кошки сопоставим с уровнем 18-месячного ребенка, утверждают авторы книги.

Очень умная кошка способна соображать как 2-летний ребенок . Такие умницы способны предсказывать траекторию движения объектов, даже их не видя. Например, если механическая мышка движется под диван, то кошка, основываясь на прошлом опыте должна предсказать, где она выйдет.

Способность животных использовать приобретенный опыт соответствует более высокому уровню интеллекта животного.

Если этого недостаточно, то в Интернете найдется немало увлекательных тестов для определения уровня кошачьего интеллекта. Правда, за кошку придется говорить хозяину, отвечая на десятки вопросов.

Хозяевам сиамских и ориентальных кошек может понравиться рейтинг «самых умных» пород кошек от канала Animal Planet . В нем лидируют сиамы, ориенталы, сфинксы и колорпойнты. Однако многие специалисты готовы поспорить с такими результатами. Они аргументируют свою позицию тем, что более темпераментные породы ярче проявляют себя в повседневной жизни, поэтому могут казаться умнее, чем более сдержанные собратья.

Но больше всего владельцев кошек и многих зоопсихологов задели Бурю негодования вызвало заявление о том, самыми умными четвероногими животными являются собаки, а самыми глупыми - носороги, тигры и … кошки.

Научная группа Оксфорда пришла к выводу: животные, живущие в стае, вынуждены приспосабливаться к своим собратьям и учиться у них новым навыкам, поэтому они становятся более развитыми. Предпочитая жить в социуме, собаки более восприимчивы к новым знаниям.

С такими результатами сложно согласиться, говорят их оппоненты зоопсихологи. Кошку нельзя заставить «сидеть» или «лежать». Но дело здесь вовсе не в интеллектуальных способностях. Просто на кошек метод «кнута и пряника» не действует. Выполнять глупые команды, только чтобы угодить хозяину кошка никогда не станет.

Кошки обучаемы. Они, как и маленькие дети, наблюдают, учатся у своих родителей и друзей, а также используют метод проб и ошибок. Они учатся открывать двери, пользоваться хозяйским унитазом, проникать в шкафчик, где лежит их еда, приносят хозяину мышек, когда хотят поиграть.

К тому же, кошки обладают прекрасной памятью и способностью к ассоциативному мышлению. Это можно проверить с помощью эксперимента. Кошка, покидающая дом только для походов к ветеринару, четко знает, чем ей это грозит. Как только она видит переноску, тут же прячется.

Кошки способны поддержать хозяина в трудную минуту и сообщить от опасности: предупредить о пожаре, высокой концентрации газа в помещении, спасти от грабителей или от укуса змеи.

Так, в 2002 году кот Васька спас своего хозяина от грабителей, вцепившись в лицо одному из нападавших. Хозяин смог сбежать, а вот кот был убит в неравной схватке.

Кошки могут стать и прекрасными охранниками. Известны случаи, когда кошки-охраннки задерживали воров. Например, английская кошка Бонни смогла защитить склад консервов для домашних животных, набросившись на воров. Благодаря чему полиция смогла собрать образцы крови.

В прессе писали о случаях, когда кошки находили своих хозяев за тысячи километров. Не так давно в программе «Вести» рассказывали о коте Кариме, преодолевшем три тысячи километров от узбекского города Гулистана до Лисок в Воронежской области, куда переехали его хозяева.

Кошки в экстренных условиях способны реагировать не хуже чем собаки.

Кошки - чрезвычайно сообразительные существа. Ученые-этологи (изучающие поведение животных) давно установили, что мурки и барсики умеют не только проводить причинно-следственные связи, абстрактно мыслить, решать сложные многоходовые задачи, считать, но даже намеренно обманывать человека.

Кошачьи привычки и странности издавна вызывали у людей интерес. А присущая этим зверькам загадочность породила огромное количество мифов и предрассудков, часть которых мы попробуем сегодня развенчать.

Миф первый.
Кошки не очень умны, они плохо поддаются воспитанию и дрессировке
Эти симпатичные пушистики очень любознательны. Их привлекает все новое, необычное и яркое. Если воспользоваться этой особенностью, то своего питомца можно без труда обучить и простым бытовым навыкам, и сложным трюкам.
Кроме того, следствием высокого интеллекта кошек иногда бывает упрямство: кошка отлично понимает, чего от нее хочет хозяин, и многократные повторения заданий только раздражают ее.
Воспитывать кошку битьем - бесполезно. Она озлобится и перестанет реагировать на попытки хозяина научить ее чему-нибудь новому.

Миф второй.
Мяуканье - это язык кошек для общения между собой
Высокий уровень интеллекта и социальная мотивация кошек позволила им разработать специальный язык для общения с хозяином. Да-да, это самое «мяу» - только и исключительно для нас.

Между собой кошки этих звуков не применяют. Недавние исследования зоопсихологов Корнеллского университета доказали: коты отлично знают, как объяснить, что именно они хотят от человека. Самое интересное, что и люди очень быстро начинают понимать запросы своего домашнего любимца.

Миф третий.
Кошки очень коварны, они всегда ведут себя плохо назло хозяевам
На самом деле проблемы с поведением чаще всего возникают у мурок, подвергшихся стрессу. Кошки не выносят радикальных перемен на своей территории, будь то переезд, ремонт или появление в доме нового человека. Если кошка стала невыносимой - она или больна, или в депрессии.
Кстати, эти животные очень чувствительны к психологическому климату дома. Регулярные семейные скандалы между хозяевами могут привести к тяжелым заболеваниям, нарушениям психики и интеллекта у кошек.

Проверьте IQ вашего питомца!

Часть I. Ответьте на вопросы

При ответе «редко или никогда» ваша кошка получает 1 балл
«как правило, да» - 3 балла
«очень часто» - 5 баллов

1. Кошка чувствует изменения вашего настроения в течение дня?

2. Кошка выполняет минимум два словесных приказания, например, «Брысь!», «Нельзя!»?

3. Кошка распознает выражение лица хозяина, например, улыбку, выражение боли или испуга?

4. Кошка выработала собственный язык для выражения своих чувств и желаний, например, мурлыканье, писк, урчание, крик?

5. У кошки есть определенный порядок умывания, например, сначала моет лапкой мордочку, затем лижет спину и задние лапы?

6. Кошка ассоциирует определенные события с чувствами радости или боли, например, поездка в машине, визит к ветеринару?

7. У кошки есть «долгая» память: помнит места, в которых была раньше, любимые кушанья?

8. Кошка выносит присутствие других животных, даже если они подходят к ней ближе, чем на 1 метр?

9. У кошки есть ощущение времени, например, она знает время кормления, расчесывания и т. п.?

10. Кошка использует для умывания определенных участков мордочки одну и ту же лапку?

Часть II. Позовите вашу кошку и предложите ей задания

Следуйте точно указаниям теста. Каждое задание можно повторить 3 раза, при этом выбрать наибольшее набранное количество баллов.

Первое задание

Положите большой, раскрытый пакет. Проследите, чтобы кошка увидела пакет. Дальше наблюдайте и начисляйте кошке баллы.

А. Кошка с любопытством подходит к пакету - 1 балл.

Б. Какой-нибудь частью тела касается пакета (носом, усами, лапкой и т. д.) - 1 балл.

В. Кошка заглядывает в пакет - 2 балла.

Г. Она заходит в пакет, потом сразу выходит - 3 балла.

Д. Кошка заходит в пакет и остается там не менее 10 секунд - 3 балла.

Второе задание

Возьмите подушку и веревку длиной около 1 метра. Положите подушку перед кошкой, затем медленно протяните под ней веревку так, чтобы она постепенно исчезала с одной стороны подушки и появлялась с другой.

А. Кошка следит глазами за движением веревки - 1 балл.

Б. Лапой касается веревки - 1 балл.

В. Смотрит на то место подушки, куда исчезла веревка, - 2 балла.

Г. Пытается лапой поймать конец веревки под подушкой - 2 балла.

Д. Приподнимает подушку лапой, чтобы посмотреть, там ли веревка, - 2 балла.

Е. Смотрит на подушку с той стороны, где появится или уже появилась веревка, - 3 балла.

Третье задание

Прислоните зеркало размером примерно 60 - 120 см к стене. Поставьте кошку перед зеркалом. Наблюдайте за ней и начисляйте баллы.

А. Кошка подходит к зеркалу - 2 балла.

Б. Замечает свое отражение в зеркале - 2 балла.

В. Бьет по зеркалу лапой, играет со своим отражением - 3 балла.

Часть III. Ответьте на вопросы на основании наблюдений за животным

1. Кошка хорошо ориентируется в квартире: бежит к окнам и дверям, если за ними происходит что-то интересное, - 5 баллов.

2. Кошка выпускает предметы из лапки в соответствии со своим желанием, но не роняет предмет случайно - 5 баллов.

Часть IV. Ответьте на вопросы

1. Кошка спит или дремлет больше времени, чем бодрствует, - вычесть 2 балла.

2. Кошка часто играет с собственным хвостом - вычесть 1 балл.

3. Кошка плохо ориентируется в квартире, может даже заблудиться - вычесть 2 балла.

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов, набранных в первых трех частях, и вычтите из него баллы, набранные в четвертой части.

141 и более баллов - ваша кошка гениальна
131 - 140 баллов - ваша кошка талантлива и очень умна
121 - 130 баллов - ваша кошка очень умна
111 - 120 баллов - умственные способности вашей кошки выше средних
90 - 110 баллов - умственные способности вашей кошки средние
81 - 89 баллов - умственные способности вашей кошки немного ниже средних
71 - 80 - ваша кошка глуповата
70 и менее баллов - у вашей кошки масса достоинств,но ум не главный из них=)