Как сделать пунктуационный разбор предложения образец письменно. Правильный пунктуационный разбор предложения

Знание правил пунктуации в значительной мере содействует упорядочению правописания и устранению безграмотности. Пунктуация — наука, приоритетом которой является верная постановка (термин пришел в русский язык из латинского и дословно означает «точка»), - тесным образом связана синтаксисом (понятие происходит от греческого слова «военный строй») - раздел грамматики, который ставит своей задачей изучить речевой строй, части и компоненты, его составляющие. В комплексе именно

этих дисциплин исследуется и выполняется пунктуационный разбор.

Вслед за лингвистом Шахматовым А. А. современные ученые-синтаксисты признают центральной
синтаксической единицей предложение, которое является минимальной моделью в речевом общении. Оно имеет вид интонационно-замкнутой синтаксической конструкции, выражающей действительную ситуацию либо процесс мышления, воображения. И простое, и соответствуют данному определению.

Основным объектом внимания в синтаксисе предложения является его позиционные составляющие (сюда входят словосочетания, словоформы на уровне межпозиционной и внутрипозиционной синтаксической связи, к формальным показателям которой относят наличие союзов, флексий, предлогов). Основной принцип языкового строя — не усложнять без надобности употребление знаков препинания (что вместе с тем облегчает пунктуационный разбор), но в то же время учитывается необходимость сохранить гибкость синтаксической системы, чтобы выразить как можно более полноценно смысловые оттенки и особенности текста. Отсюда неизбежно возникает вариация в постановке А если учитывать еще и возможность индивидуально-авторской расстановки, то пунктуационный разбор заметно усложняется.

Чтобы безошибочно поставить тот или иной знак препинания, необходимо следовать определенным правилам. А для этого, в свою очередь, нужно уметь различать (знать особенности употребления каждой из них и основные сведения по ним), находить предикативный центр, иметь представление о второстепенных членах предложения, чувствовать интонационные паузы, понимать отличие в выражении эмоций автора и выделять их соответствующим образом на письме. Это и включает в себя понятие «пунктуационный разбор», а также объясняет тесную переплетенность и взаимосвязь синтаксиса, пунктуации, морфологии.

Которые могут употребляться в тексте: точка (выражает законченность мысли), вопросительный (содержит вопрос), восклицательный (способ передачи

особых эмоций, чувств) знаки, многоточие (в случае недосказанности, незавершенности), запятая (ставится с целью разделить, выделить, отделить однородные члены, вводные конструкции, прямую речь, обращения, обособленные конструкции, части сложного предложения), точка с запятой (характерна большей частью для бессоюзных сложных предложений), тире (употребляется и в простом, и в сложном предложениях, в диалогах, прямой речи), двоеточие (аналогично тире), кавычки (свойственны прямой речи), скобки (для сообщения дополнительной информации).

То есть, обобщая вышеизложенное, можно представить алгоритм, по которому совершается пунктуационный разбор предложения:

  • Обозначить по цели высказывания, по интонационным особенностям.
  • Определить простое или сложное.
  • Найти предикативные структуры и второстепенные члены.
  • Если простое — охарактеризовать с этой точки зрения (двусоставное / односоставное, полное / неполное, распространенное / нераспространенное, осложненное или нет).

Для сложного — выявить тип связи (подчинение / сочинение / бессоюзное / с различными видами) и средства её передачи (интонация, союз, союзное или соотносительные слова).

  • Объяснить целесообразность всех поставленных знаков препинания (точки, запятые, тире, двоеточие и т. д.), как в конце предложения, так и внутри его частей.
  • Составить схему.

Действуя подобным образом, вы сможете проанализировать любое предложение.

Встречаются в анализируемом . Традиционно их группируют как выделяющие и отделяющие знаки.Первая группа знаков (выделяющие) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части синтаксической единицы и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова). К этой группе относят парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире.Вторая группа знаков служит для разграничения независимых предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо членов. Знаки предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с составляют группу отделяющих знаков.

Начинайте пунктуационный с объяснения выбора препинания в . Для этого определите, каким является предложение по цели высказывания. Если оно содержит , то это повествовательное предложение, вопрос – вопросительное, побуждение к действию (просьбу или приказ) – побудительное. Кроме того, учитывайте эмоциональный характер предложения. При наличии восклицательной интонации в конце ставится восклицательный знак, при обозначении перерыва в речи или недосказанности – многоточие.

Установите, какая синтаксическая конструкция анализируется, простая или сложная. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения.

Определите, какую выполняют знаки, встречающиеся внутри простого предложения или каждой синтаксической единицы в составе сложного. Для этого выясните, какие конструкции используются автором для передачи дополнительных смысловых оттенков. Таким образом объясните выбор выделяющих знаков (для обособленных членов предложения) и отделяющих (например, для рядов однородных членов).

Полезный совет

Делайте пунктуационный разбор предложения по образцу.

Я глядел и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. (И.С. Тургенев).

В конце предложения ставится точка, т.к. это предложение содержит законченное сообщение и является по цели высказывания повествовательным, по интонации – невосклицательным.

Это сложное предложение, которое состоит из трех простых. Между первым и вторым – бессоюзная связь, между вторым и третьим – подчинительная. Точка с запятой при бессоюзной связи ставится, т.к. второе и третье предложения представляют собой единое смысловое целое. Запятая ставится для отделения придаточного определительного предложения от главного.

Внутри второго предложения есть отделяющий знак – запятая, которая употребляется при перечислении однородных подлежащих. Также встречается конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, – вводное слово, выделяющееся парными знаками – двумя запятыми.

В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы:

Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения:

  • Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
  • Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
  • Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.

Ученики должны понимать разницу в употреблении разделительных и выделительных знаков.

К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки. С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.

К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

  • Непосредственно перед пунктуационным разбором педагоги рекомендуют проводить разбор предложения по составу с обязательным выделением грамматической основы, однородных членов предложения, определений и обстоятельств.
  • Графическая схема предложения, составленная на основании разбора предложения по составу, значительно упростит и пунктуационный разбор.
  • Завершающим пунктом является пунктуационный разбор.

Примеры

Предлагаем закрепить полученную информацию на практике. Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора.

Пример 1

[В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света], 1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)

  • Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
  • Главное предложение и придаточное разделено запятой.

[Мальчишки переглянулись и, 1 |не спуская с меня глаз|, 2 начали медленно и осторожно пятиться]. (К. Паустовский)

  • Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.

|Натуживаясь и багровея|, 1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище), 2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)

  • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.

Что такое пунктуационный разбор и как его делать, поверьте очень срочно!?




  1. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  2. спасибо
  3. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.


  4. Объяснение знаков препинания

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова

  5. Пунктуационный разбор предложения
    Схема пунктуационного разбора предложения
    1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .

    2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

    3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
    Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

  6. Пунктуационный разбор - объяснение условий постановки знаков препинания.
    (грамматические, смысловые..)
  7. не щнаю
  8. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  9. Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

  10. я не понел чють-чють
  11. Инструкция
    1
    Разбор предложения начните с объяснения, почему в конце предложения выбран тот или иной знак препинания (точка, восклицательный знак, знак вопроса, многоточие и т. п.). Для этого необходимо определить цель высказывания в предложении и его эмоциональную окраску.
    2
    Если предложение содержит законченное сообщение, то оно является повествовательным. Если о чем-то спрашивается, то предложение вопросительное, а если присутствует побуждение к действию просьба или приказ то оно побудительное. Восклицательные интонации требуют постановки восклицательного знака. Когда же речь прерывается паузой или в ней есть недосказанность, то ставится многоточие.
    3
    Далее определите, какой является конструкция предложения простой или сложной. Если предложение сложное, выясните, из какого количества частей оно состоит и какова связь между ними сочинительная, подчинительная, союзная или бессоюзная. Таким образом вы сможете объяснить причину выбора знаков, которые разделяют все эти части.
    4
    Проанализируйте функции знаков препинания в простом предложении или знаков в каждой из частей сложного предложения по очереди. Найдите и объясните выделяющие и разделяющие знаки в предложении или его частях.
    5
    Выделяющие, или выделительные знаки (запятая, тире, двоеточие, двойные знаки - скобки, кавычки) используются для выделения компонентов, которые осложняют простое предложение. Это вводные слова, словосочетания и предложения, обращения, однородные члены предложения, обособленные определения или приложения, обстоятельства и дополнения, уточняющие и пояснительные члены предложения.
    6
    Разделяющие, или разделительные знаки употребляются для разделения однородных членов предложения в простой конструкции или разделения простых предложений в сложной (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).
    7
    В том случае, если в предложении присутствует прямая речь, найдите и выделите слова автора и, собственно, саму прямую речь, которая может находиться в любой позиции перед словами автора, после них или прерываться ими. Помните, что если прямая речь находится перед словами автора или после них, ставятся четыре знака препинания (в отображении конструкции прямой речи). Если же прямая речь прерывается словами автора, соблюдается закон семи, т. е. семи знаков препинания в отображении прямой речи.
    8
    Чтобы облегчить пунктуационный разбор предложения, выполните его пунктограмму графически. Если в вашем предложении несколько пунктограмм, объясняйте каждую из них отдельно.
    9
    Подчеркните грамматические основы, выделите однородные члены предложения. Начертите схему предложения, сделав графическое обозначение мест, где необходимо поставить знаки препинания.
  12. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  13. разобрать предложение
  14. пыгакпгФЦПА
  15. Надо объяснить почему тот или иной знак препинания стоит в этом месте
    Например: Я пью. Надо объяснить почему там стоит точка.
  16. Проще будет и понятней просто подчеркнуть все запитые и точки (восклицательный знак! или вопросительный?).
    И вс.