Статистика по инвалидам в мире. Рейтинг регионов России с повышенной социальной нагрузкой (по численности людей с ограниченными возможностями). Сколько детей-инвалидов на данный момент в России

Центр изучения пенсионной реформы (ЦИПР) подготовил рейтинг регионов России с повышенной социальной нагрузкой (по численности людей с ограниченными возможностями). Согласно данным, наибольший процент инвалидов – 16,2% от общего числа населения – приходится на Белгородскую область. Самое большое количество людей с ограниченными возможностями (1 592 000 человек) проживает в Москве.

По данным Росстата за 2015 год в России насчитывается 12,924 млн инвалидов. Информация по актуальной численности людей с ограниченными возможностями будет известна в январе 2017 года, когда заработает Федеральный реестр инвалидов, оператором которого выступает ПФР. В единую базу войдут данные Минтруда, Минздрава, ПФР и других ведомств. Персонифицированный учет будет вестись на базе СНИЛС.

При составлении рейтинга за основу подсчетов взяты статистические данные Росстата за 2015 год. Учитывалось количество инвалидов от общей численности населения региона. В рейтинг вошел 51 регион России, где проживает свыше 1 млн человек. Таблица условно разбита на три зоны: красную, где зарегистрировано самое большое число инвалидов (свыше 10%); оранжевую – зону средних значений (7-10%) и зеленую, где проживает менее 7% инвалидов. Почти 9% жителей страны имеют инвалидность.

В первую пятерку, где зарегистрировано наибольшее число инвалидов, вошли Белгородская область (16,2% от общего числа населения), Санкт-Петербург (15,9%), Рязанская область (13,5%), Москва (12,9%) и Чеченская Республика (12,8%). В Москве проживает наибольшее количество инвалидов, свидетельствую данные. В столице зарегистрировано 1,592 млн человек.

Самый низкий процент инвалидности зафиксирован в Ханты-Мансийском автономном округе – 3,5%. Из 1,625 млн населения инвалиды составляют 57 тыс. человек. По 5% и 5,4% имеют Тюменская и Астраханская области соответственно. По 5,9% инвалидов проживает в республике Крым и Томской области. Также «ниже среднего» — уровень инвалидности в Саратовской, Челябинской областях, Приморском, Хабаровском и Красноярском крае.

Регион

Численность инвалидов

Численность населения

% инвалидности

Белгородская область

Санкт-Петербург

Рязанская область

Чеченская Республика

Тамбовская область

Липецкая область

Курская область

Оренбургская область

Кировская область

Тульская область

Владимирская область

Ярославская область

Воронежская область

Нижегородская область

Вологодская область

Ульяновская область

Иркутская область

Брянская область

Республика Дагестан

Кемеровская область

Пермский край

Тверская область

Ивановская область

Забайкальский край

Ростовская область

Архангельская область

Калужская область

Алтайский край

Ставропольский край

Республика Татарстан

Пензенская область

Волгоградская область

Краснодарский край

Самарская область

Республика Башкортостан

Удмуртская Республика

Свердловская область

Омская область

Новосибирская область

Чувашская Республика

Красноярский край

Челябинская область

Хабаровский край

Приморский край

Саратовская область

Томская область

Республика Крым

Астраханская область

Тюменская область

Ханты-Мансийский АО — Югра

По состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечивает создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Полученные данные используются для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы при государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

Реализуемые мероприятия по созданию условий доступности позволяют обеспечить комплексный подход.

За время реализации государственной программы были отработаны методики и подходы к выявлению и устранению барьеров, которые мешают инвалидам в разных жизненных ситуациях, а также механизмы привлечения инвалидов не только на этапе реализации мероприятий, но и к принятию деятельного участия на этапе разработки мероприятий.

Так, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры планируется достичь показателя дооборудованного для инвалидов наземного транспорта 11,1 % к концу 2017 года. На начало реализации госпрограммы он составлял 8,3 %.

В сфере информации и связи реализуется мероприятие по субтитрированию телевизионных каналов. Эта работа финансируется за счет средств госпрограммы, и к концу 2017 года количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов составит 15000 часов (на начало реализации Госпрограммы было лишь 3000 часов).

В сфере здравоохранения к концу 2017 года доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 50,9 %, в сфере культуры – 41,4 %, в сфере спорта – 54,4 %.

В сфере образования приспособленными являются 21,5 % школ, при этом на начало реализации госпрограммы таких школ было немногим более 2 %.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание современной системы комплексной реабилитации.

Актуальность реализации этой подпрограммы заключается в том, что сейчас в стране нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать эффективный реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

По решению Президента России Владимира Путина Государственная программа «Доступная среда» должна быть продлена до 2025 года . Это позволит и далее консолидировать усилия федерального центра и регионов в вопросе интеграции инвалидов в общество.

При разработке госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года предлагается выделить три основных направления:

  • повышение уровня доступности наиболее значимых для инвалидов объектов и услуг, включая создание условий для посещения таких объектов;
  • формирование современной системы комплексной реабилитации инвалидов, включая развитие технологий сопровождения инвалидов в различных жизненных ситуациях, а также развитие «ранней помощи» детям - инвалидам;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

21 ноября 2017 года Госдума России одобрила в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточной эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). Из них стабильно работающих только 25%, в европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, уже с июня 2017 года указывают информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

А на органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождении при содействии занятости инвалида.

Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения и самостоятельно не могут трудоустроиться или вернуться в трудовой процесс.

Совершенствование медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы. В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и прошли апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; разрабатываются новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ, проведению независимой оценки качества условий предоставления услуги по МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

С 1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, что на 3,54 млрд рублей больше чем в 2016 г. (29,3 млрд рублей). Эта мера позволяет обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2018 году предусмотрено, 30,5 млрд рублей.

Учитывая, что обеспечение ТСР и услугами осуществляется в заявительном порядке и требует обязательного наличия соответствующих рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вопрос выделения дополнительного финансирования будет решаться в 2018 году по мере освоения средств с учетом поступающих заявок.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

В 2018 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников подлежит индексации с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

Начиная с 1998 года в России наблюдается устойчивая тенденция к сокращению численности инвалидов, что во многом связано с изменениями законодательства о порядке признания лица инвалидом. С 2010 года отрицательная динамика инвалидизации наблюдается лишь в первых двух группах инвалидности, тогда как численность инвалидов III группы и детей-инвалидов возрастает.

Рисунок 1. Общая численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2016 года, тыс. человек

Рисунок 2. Общая численность инвалидов по группам инвалидности на 1 января года, тыс. человек

Ниже приводится общее распределение по полу и возрасту. На 1 января 2015 года 65% всех российских инвалидов, стоящих на учёте в Пенсионном фонде РФ, относятся к категории граждан старше трудоспособного возраста. 30% - люди трудоспособного возраста, среди которых наиболее многочисленная группа - это граждане в возрасте от 31 до 59 лет у мужчин и от 31 до 54 лет у женщин.

Рисунок 3. Распределение инвалидов по полу и возрасту на 1 января 2015 года, тыс. человек

Более подробную информацию о количестве людей с инвалидностью в каждой возрастной группе можно найти на рисунке ниже. На момент написания отчёта последние статистические данные по этому показателю датированы 2014 годом. Данные указаны в процентах, исследование основано на выборке, объём которой не указан. Наибольшая доля инвалидов (треть всех обследованных) представляет старшую возрастную группу - 60–72 года. В ней также зафиксирован наибольший процент экономически неактивных инвалидов. Среди экономически активных граждан с наличием инвалидности пик инвалидизации приходится на 50–54 года.

Рисунок 4. Структура лиц, имеющих инвалидность, по возрастным группам в 2014 году (по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости), %

1. Данные о лицах, впервые признанных инвалидами

Согласно данным Минтруда РФ, по состоянию на 2015 год впервые признаны инвалидами 695 тысяч человек, из которых 125 тысяч - инвалиды I группы, 262 тысячи - II группы, 308 тысяч - III группы.

325 тысяч граждан, впервые признанных инвалидами, находятся в трудоспособном возрасте (до 60 лет для мужчин, до 55 лет для женщин), что составляет 47% от общего числа лиц, впервые освидетельствовавших инвалидность в 2015 году.

Рисунок 5. Численность лиц, впервые признанных инвалидами в 2015 г., чел.

В числе наиболее распространённых причин инвалидности, по данным за 2015 год, болезни системы кровообращения (221 тысяча человек) и заболевания, сопровождающиеся злокачественными новообразованиями (213 тысяч человек)

Инвалидность по зрению зафиксирована у 22 тысяч человек, получивших статус инвалида в 2015 году. С 2008 года доля людей с заболеваниями органов зрения меняется довольно незначительно, следовательно, можно предположить, что в России на данный момент зарегистрировано примерно 400 тысяч человек, получивших статус инвалида по данной причине. Однако необходима оговорка: произведённый расчёт не учитывает другие случаи заболеваний или травм, сопровождающиеся частичной или полной потерей зрения. Следовательно, реальная численность слабовидящих гораздо больше. Данный вывод относится и к другим приоритетным для нас категориям: инвалидам с нарушением слуха, слуха и зрения, ментальных функций, опорно-двигательного аппарата и т. д.

По итогам российской переписи слепоглухих, проведённой при поддержке фонда «Со-единение», на каждые 7500 инвалидов с нарушением работы органов зрения приходится один слепоглухой.

Прямое нарушение работы органов слуха зафиксировано у 12 тысяч инвалидов, принятых на учёт в 2015 году, что приблизительно составляет 2% общего числа инвалидов. Однако, по заявлениям Всероссийского общества глухих (ВОГ), примерно восемь - девять миллионов человек по всей России имеют различные нарушения слуха. Cреди них приблизительно до 1,5 миллиона людей с тяжёлым нарушением слуха и 250–300 тысяч тотально глухих. Согласно нашим расчётам, людей, получивших статус инвалидности по болезням уха и сосцевидного отростка, около 255 тысяч человек.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году число людей, страдающих нарушением слуха, увеличится на 30%.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году число людей, страдающих нарушением слуха, увеличится на 30%. Согласно выборочной статистике и данным ВОЗ, в России на данный момент насчитывается порядка миллиона детей и подростков с нарушением слуха. В последние годы в нашей стране наметился рост числа детей, страдающих разными формами нарушения слуха.

Кроме того, около миллиона российских инвалидов имеют освидетельствованную инвалидность по причине болезней нервной системы и расстройств психики и поведения.

Рисунок 6. Распределение численности лиц, впервые признанных инвалидами, по причинам инвалидности (данные Минтруда России, расчёт Росстата)

2. Материальное положение, структура денежных выплат

Для инвалидов предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Для различных категорий граждан размер ЕДВ разный.

Также инвалиду полагаются социальные выплаты, часть которых осуществляется Пенсионным фондом России, а другая часть - органами исполнительной власти субъектов РФ. Информацию о региональных выплатах можно получить в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства.

Граждане, которые в установленном порядке признаны инвалидами, имеют право на один из видов пенсии по инвалидности:

  • страховую пенсию по инвалидности;
  • пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности;
  • социальную пенсию по инвалидности.

Если за инвалидом ухаживает неработающий трудоспособный гражданин, то он вправе обратиться за ежемесячной или компенсационной выплатой. Вид и размер выплаты зависит от того, к какой категории относится инвалид, за которым осуществляется уход, а также от статуса ухаживающего гражданина.

Общая численность инвалидов, состоящих на учёте в системе Пенсионного фонда РФ, в 2016 году составляет 12,4 млн человек.

В статистику также включаются лица, состоящие на учёте и получающие пенсию по инвалидности в системе Пенсионного фонда РФ, Минобороны России, МВД России и ФСБ России. С 1 января 2008 года в статистику включены лица, состоящие на учёте и получающие пенсию в Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России. В предоставленных Федеральной статистической службой данных по средним размерам назначенных пенсий по инвалидности указывается цифра 11 972,9 рубля.

Средний размер назначенных пенсий по инвалидности составляет 11 972,9 рубля.

Этот показатель является усреднённым, и в него включаются различные виды пенсий, размеры которых значительно варьируются: например, государственная пенсия по инвалидности в ряде случаев может составлять от 14 900 до 24 800 рублей, тогда как сумма социальной пенсии колеблется от 4215 до 9919 рублей в зависимости от группы инвалидности.

Размер ЕДВ (ежемесячных денежных выплат) остаётся фиксированным и не зависит от районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания. Однако отдельные категории инвалидов (например, инвалиды войны или инвалиды, на иждивении которых проживают двое и более человек) могут получать повышенную ежемесячную денежную выплату за счёт увеличенного размера пенсий и пособий.

Рисунок 8. Средний размер ежемесячных денежных выплат на человека за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации, на 1 января 2016 г., руб.

Общая численность инвалидов, получающих ЕДВ, составляет 12 163 029 человек - это приблизительно 97% численности всех инвалидов, зарегистрированных в системе ПФ РФ.

Рисунок 9. Численность инвалидов по группам инвалидности, получающих ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и размеры выплат

Данные опроса о субъективной оценке своего материального положения домохозяйствами, имеющими в своём составе инвалидов, свидетельствуют о том, что около половины из них испытывают затруднения: 44% - при покупке одежды и оплате ЖКУ, а ещё 43% не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования.

На рисунке ниже приведены общие показатели оценки материального положения по населению в целом. Домохозяйства, имеющие в своём составе инвалидов, заметно чаще указывали на сложности с покупкой одежды и оплаты ЖКУ. В отношении покупки товаров длительного пользования доли ответов по населению и среди инвалидов аналогичны.

Из приведённых данных следует, что семьи, имеющие в составе детей-инвалидов, в целом лучше оценивают своё материальное положение, чем домохозяйства, состоящие из инвалидов старших возрастных групп (старше 18 лет).

Рисунок 10. Оценка своего финансового положения домохозяйствами, имеющими в своём составе инвалидов (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения в 2014 году), %

На рисунке 11 приводится структура доходов домохозяйств, состоящих из инвалидов. Наибольшая доля доходов домохозяйства закреплена за социальными выплатами (88%), из которых 66% приходятся на пенсии и 22% - на пособия и компенсации различного рода.

Рисунок 11. Cтруктура денежных доходов домашних хозяйств, состоящих из инвалидов (по данным выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах за 2014 год), %

3. Общественная жизнь, интернет

По данным опроса граждан, имеющих установленную группу инвалидности и/или получающих пенсию по инвалидности, в 87% случаев респонденты субъективно оценили собственную неспособность вести «активный образ жизни наравне со всеми» (формулировка не уточняется). Вероятно, подобная ситуация объясняется тем, что, как мы видели, более восьми миллионов российских инвалидов являются людьми пожилого возраста; с другой стороны, препятствием может служить социальная среда и отсутствие необходимой инфраструктуры.

Рисунок 12. Наличие способности вести активный образ жизни инвалидами в возрасте 15 лет и более в 2014 году (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения), %

По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, лишь около 3% всех зарегистрированных инвалидов являются действующими членами добровольных некоммерческих организаций.

Рисунок 13. Количество инвалидов в возрасте 15 лет и более, являющихся членами добровольных некоммерческих организаций, в 2014 году (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения), %

О возможности выхода в интернет заявили 15% респондентов, в подавляющем же большинстве случаев опрошенные не имеют доступа к Сети. Разумеется, опрошенные в возрасте от 15 до 29 лет выделяются на этом фоне - у 54% есть возможность пользоваться интернетом. Однако приведённая статистика не позволяет с уверенностью говорить о распространённости практики пользования интернетом среди инвалидов.

Рисунок 14. Наличие возможности для выхода в интернет у инвалидов в возрасте 15 лет и более в 2011 году (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения), %

4. Государственный учёт инвалидов

Сведения государственной статистики по вопросам инвалидности, включая полный перечень граждан с освидетельствованной инвалидностью, содержатся в ведении Пенсионного фонда РФ, Министерства здравоохранения РФ, а также Министерства труда и социальной защиты РФ (часть информации об инвалидности может содержаться и в документах силовых ведомств в том случае, если речь идёт о травмах, полученных в результате боевых действий и исполнения служебных обязанностей).

Подавляющая доля граждан, признанных инвалидами, находится на учёте Пенсионного фонда РФ, который назначает порядок социальных выплат по инвалидности. Выплата пенсий и других социальных выплат возможна лишь в случае освидетельствования лица, признания статуса инвалидности.

Освидетельствование инвалидности производится по решению бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ): по состоянию на 2015 год на территории РФ зарегистрировано 1728 отделений. Приём и освидетельствование (в том числе повторное) граждан осуществляется в районных отделениях БМСЭ.

Вся последующая документация оказывается в ведении Федерального бюро медико-социальной экспертизы. Исчерпывающий перечень результатов освидетельствований может содержаться в автоматизированной базе данных научно-методического центра Федерального бюро медико-социальной экспертизы.

Выделение соответствующего сегмента из общей массы клиентов банка может осуществляться в том числе путём расчёта и фиксации средних размеров денежных выплат по инвалидности. Например, размер социальной пенсии по инвалидности установлен государством и подвержен изменениям лишь на основании соответствующих актов или индексации (напомним, в 2016 году для III группы - 4215,90 рубля, для II группы - 4959,85 рубля, для I группы - 9919,73 рубля, для детей-инвалидов - 11 903,51 рубля).

При расчётах необходимо учитывать тот факт, что одно и то же лицо может получать более одного типа социальных выплат, а также и то, что размеры других пенсий не являются фиксированными и рассчитываются индивидуально.

При расчётах необходимо учитывать тот факт, что одно и то же лицо может получать более одного типа социальных выплат, а также и то, что размеры других пенсий не являются фиксированными и рассчитываются индивидуально. Например, страховая (трудовая) пенсия рассчитывается суммированием базового размера (зависит от степени нетрудостпособности) с объёмом персональных накопленных пенсионных средств, разделённых на длительность вероятного дожития (нормами установлено 228 месяцев). На расчёт влияют районные коэффициенты, наличие иждивенцев (по уходу за ребёнком), проживание в условиях Крайнего Севера и стаж (20 лет стажа дают право получать пенсию по более высокому тарифу). Государственная пенсия вычисляется из размера социальной пенсии (то есть в конечном итоге тоже фиксированная), умножаясь на величину от 100% до 300%, однако круг её получателей заметно уже. На коэффициент влияет группа инвалидности и основание получения государственной пенсии.

Сегментирование по зачислениям ЕДВ возможно, но с учётом категории инвалидности, факта наличия соцпакета и других обстоятельств (так, для инвалида I группы размер выплаты с 1 февраля 2016 года составляет 3357 рублей 23 копейки (с соцпакетом).

В нашей стране принята классификация, включающая три группы инвалидности.

I группа присваивается лицам с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе, надзоре или помощи.

II группа инвалидности устанавливается тем, кто имеет значительные функциональные нарушения и практически полную нетрудоспособность, но не нуждающимся в постороннем уходе и помощи, то есть способным себя обслужить самостоятельно.

Установление III группы инвалидности предусматривает возможность продления трудовой деятельности.

В общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учёте и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России. Расчёт Росстата.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Инвалиды – группа населения, в которую включены лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей здоровья. Сегодня таких людей довольно много. Раньше статистика инвалидов не имела большого значения. Теперь она ведется очень тщательно. Статистика позволяет не только подсчитать количество людей с ограниченными возможностями, но и дает информацию об их жизни, трудностях, потребностях.

Эти данные важны для национальной политики. Они позволяют оценить, насколько качественные и результативные программы для инвалидов реализуются в стране.

Ситуация в мире

Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. . По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается. Причины роста количества людей с ограниченными возможностями:


  • увеличение численности планеты;
  • значительный прогресс в медицине;
  • увеличение людей.

В странах, где люди живут 70 лет и более, многие люди в пожилом возрасте становятся недееспособными. Среди детей, и людей среднего возраста 80% инвалидов проживает в развивающихся странах, где у населения низкий уровень и . На картинке показано, сколько процентов инвалидов от общего количества жителей, в странах Европы.

Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По инвалидов в мире становится все больше. Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.

Занятость людей с ограниченными возможностями


Международная организация труда сообщает, что среди населения трудоспособного возраста почти 400 млн – инвалиды группы. Многие из них нигде не работают. Большинство работодателей считают их недееспособными. По статистике работающих инвалидов всего лишь 20% от их общего числа. Остальные 80% являются .

Например, в Индии, 70 млн инвалидов и только 0,1 млн из них сумели устроиться на работу. В США трудоустроенных граждан этой категории лишь 35%.

Многие люди с ограниченными возможностями утверждают, что хотели бы трудиться и получать за это достойную зарплату, но их почти нигде не принимают.

Как обстоит дело в России

Статистика инвалидов в России в 2015 году насчитывала более 12 млн. человек. Практически половина из них – мужчины и женщины трудоспособного возраста. То есть на каждые 10 тыс. человек приходится приблизительно 59 граждан недееспособной категории. Среди них большинство относится к третьей группе. Меньше всего представителей первой группы.

Анализ статистики инвалидов по стране показывает, что у нас их гораздо меньше, чем в европейских государствах. Отечественные показатели одни из самых низких в мире. Но это не повод для гордости. Причина кроется не в том, что у наших сограждан прекрасное здоровье. В России чтобы получить, а потом ежегодно подтверждать свою инвалидность, людям с ограниченными возможностями приходится зачастую вступать в борьбу с несовершенной системой. Многим больным просто отказывают в присуждении недееспособности. Врачи нередко требуют за оформление инвалидности.

На диаграмме представлена статистика инвалидов в РФ. По ней видно, как менялось количество живущих в России людей с ограниченными возможностями с 1995 по 2005 год.

Итак, статистика количества инвалидов в России и мире говорит о том, что число недееспособных жителей планеты неуклонно увеличивается. Это глобальная проблема всего человечества. Представителям власти следует задуматься о налаживании ситуации.