Органическое поражение головного мозга: что это за заболевание, можно ли его лечить. Органическое поражение головного мозга: основные причины и симптомы Органическая патология головного мозга

Определение понятия Органические заболевания – это заболевания, возникающие в результате первичного или вторичного поражения мозговой ткани. Ø Хотя разделение на органические и функциональные расстройства широко используется в медицине, в некоторых случаях провести четкую грань между этими понятиями не представляется возможным. Ø Например, при шизофрении, традиционно рассматриваемой как функциональный психоз, нередко обнаруживаются неспецифические признаки органических изменений в мозге. Ø Термин «органический» не предполагает, что при всех других психических заболеваниях нет какихлибо изменений в структуре нервной ткани, но указывает на то, что в данном случае известна причина поражения мозга или природа такого поражения. Ø

Основные группы органических заболеваний головного мозга Сосудистые (ОНМК, дисциркуляторная энцефалопатия как на фоне атеросклероза, так и гипертонической болезни) Ø Дегенеративные (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, деменция с тельцами Леви, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона) Ø Экзогенно-органические (последствия ЧМТ, нейроинфекции, хронические интоксикации, радиация, алкоголизм, наркомании) Ø

Теория об «экзогенных типах реакций» Карл Бонгеффер (1908 г): На различные по этиологии внешние вредности головной мозг отвечает ограниченным числом схожих неспецифических психопатологических реакций.

Наиболее часто при воздействии экзогенных вредностей встречаются следующие синдромы («реакции экзогенного типа»): Ø Ø Ø Ø Астенический синдром Синдромы нарушенного сознания (делирий, аменция, сумеречное расстройство, оглушение, сопор, кома) Синдромы расстройства восприятия (галлюцинозы) Эмоциональные нарушения (депрессивные, маниакальные, дисфории, эйфории, эмоц. лабильность и пр.) Галлюцинаторно-бредовые синдромы Кататонический синдром Амнестический (Корсаковский) синдром Судорожный синдром (симптоматическая эпилепсия)

Теория о «реакциях экзогенного типа» Противостоит нозологическому принципу в психиатрии (т. к. признает, что одинаковые психические расстройства возникают под воздействием разных этиологических факторов) Ø Нашла отражение в МКБ-10. Диагноз для органических расстройств выставляется: тип реакции + причина, которая его вызвала (если известна). Например: l органический амнестический синдром в связи с травмой головного мозга, l органический амнестический синдром в связи с сосудистым заболеванием головного мозга Ø

Психоорганический синдром Представлен сочетанием различных нарушений трех сфер психической деятельности (триада Вальтер. Бюэля): Ø Интеллекта (изменение мышления по органическому типу, снижение уровня обобщения, конкретное мышление, клинически иногда недопонимание, недоосмысление) Ø Памяти (гипомнезии, амнезии, парамнезии) Ø Эмоций (эмоциональная лабильность, слабодушие, эмоциональное огрубение, дисфории, эйфория, апатия)

Психоорганический синдром Ведущие симптомы - Разнообразные аффективные расстройства (раздражительность, эмоциональная лабильность, слабодушие, эксплозивность, подавленность, брюзгливость, ворчливость, злобность, благодушнобеспечная эйфория, безразличие, апатия) - Нарушение внимания (истощаемость, отвлекаемость, затруднения переключения) - Нарушение подвижности мышления от детализации до вязкости - Волевые расстройства (ослабление инициативы, сужение круга интересов, стереотипизация деятельности) Ø

Психоорганический синдром Обязательные признаки Ухудшение сообразительности (бестолковость); Снижение трудоспособности и продуктивности; Слабая социальная адаптация; Психопатоподобное поведение Ø

Формы психоорганического синдрома Обозначаются по ведущему симптому эмоциональных расстройств: Ø Церебрастеническая - астения, сопровождающаяся симптомами органической патологии ЦНС (головные боли, метеочувствительность, плохая переносимость алкоголя и пр.) Ø Эксплозивная - возбудимость, агрессивность, неустойчивость настроения, склонность к дисфории Ø Эйфорическая - поверхностное неоправданное веселье, неадекватная шутливость, расторможенность, суетливость. Ø Апатическая - бездеятельность, вялостью, аспонтанность, адинамия, безразличие к своей судьбе и судьбе близких

Диагностические варианты психоорганического синдрома по МКБ-10 Органические неврозоподобные расстройства – органическое эмоционально-лабильное расстройство (астеническое), органическое тревожное расстройство, органическое диссоциативное расстройство (истерическое) Ø Органическое расстройство личности – характеризуется значительным изменением привычного поведения, преобладают эмоционально-волевые и поведенческие расстройства Ø Легкое когнитивное расстройство – преобладают интеллектуально-мнестические расстройства, которые, однако, не достигают степени деменции Ø Деменция – выраженное интеллектуально-мнестическое снижение длительностью более 6 месяцев (критерий выраженности: неспособность из-за интеллектуальномнестических расстройств справляться со своими повседневными обязанностями, самостоятельно обслуживать себя) Ø

Сосудистые заболевания головного мозга Ø Церебральный атеросклероз Ø Гипертоническая болезнь Ø Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт)

Атрофические (дегенеративные) заболевания головного мозга Ø Ø Ø К атрофическим процессам относят ряд эндогенно-органических заболеваний, основным проявлением которых является слабоумие: l болезнь Альцгеймера l болезнь Пика l хорея Гентингтона l болезнь Паркинсона l некоторые более редкие заболевания В большинстве случаев данные заболевания начинаются в зрелом и пожилом возрасте без очевидной внешней причины. Этиология по большей части неясна. Для некоторых заболеваний доказана ведущая роль наследственности. При патологоанатомическом исследовании обнаруживают признаки очаговой или диффузной атрофии без явлений воспаления или выраженной сосудистой недостаточности. Особенности клинической картины зависят в первую очередь от локализации атрофии.

Экзогенно-органические заболевания головного мозга Ø Последствия ЧМТ Ø Нейроинфекции Хронические интоксикации Ø Радиация Ø Алкоголизм Ø Наркомании Ø

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах (травматическая болезнь ГМ) Ø Черепно-мозговые травмы (ЧМТ): 1. Открытые ЧМТ: - проникающие (с повреждением твердой мозговой оболочки) - непроникающие (повреждение мягких тканей и костей черепа) 2. Закрытые ЧМТ - коммоции(сотрясения) - контузии (ушибы)

Коммоции и контузии Коммоции – сотрясение ГМ вследствие падения на любую часть тела или в результате непосредственно травмы головы. При этом кровеносные сосуды, ликвор и лимфа приходят в движение, повреждают высшие вегетативные центры (находятся в стенках 3 и 4 желудочков и на дне сильвиевого водопровода), повышается внутричерепное давление. На первый план при коммоциях выступают общемозговые неврологические симптомы (поражение стволовой части мозга): тошнота, рвота, головная боль, головокружение и пр. Ø Контузии – это локальное органическое повреждение мозга и его оболочек на месте удара. При контузии тоже возникает коммоция, но клинику заболевания определяют локальные (очаговые) симптомы повреждения коры головного мозга. Ø

Периоды травматической болезни ГМ I. Начальный (острейший, первичный или “хаотический”, по Н. Н. Бурденко) период. Ø Продолжительность - “минуты-дни”. Ø Состояние определяется отеком мозга. Ø Характерно выключение сознания(по типу оглушения, сопора или комы). В дальнейшем (если не наступает летальный исход) происходит обратное развитие: кома сменяется сопором, затем оглушением, в последнюю очередь появляется ориентировка во времени.

Периоды травматической болезни ГМ II. Острый период. Ø Продолжительность “дни-недели”. Ø Характеризуется синдромом адинамии, преобладают общемозговые симптомы(связаны с повышением внутричерепного давления): Ø 1) Диффузные головные боли, усиливающиеся под влиянием внешних раздражителей (шума, яркого света), при движении Ø 2) Головокружение, усиливающееся при движении, вестибулярные расстройства Ø 3) Многообразные вегетативные расстройства Ø 4) Выраженная астения, проявляющиеся сочетанием истощаемости и раздражительности в различных соотношениях. Ø Представлены мнестические расстройства, возможны острые психозы

Мнестические расстройства острого периода ЧМТ 1) ретроградная амнезия - в зависимости от тяжести ЧМТ может захватывать только момент травмы, либо дни, недели, месяцы и даже годы перед травмой; Ø 2) антероградная амнезия - обычно встречается при тяжелых ЧМТ и распространяется на короткие отрезки времени, непосредственно следующие за периодом выключения сознания; Ø 3) антероретроградная амнезия; Ø 4) фиксационная амнезия. Ø

Психозы острого периода ЧМТ Развиваются в первые дни острого периода Отличаются относительной бедностью психопатологической симптоматики на фоне тяжелого соматического состояния Ø При контузиях встречаются чаще, чем при коммоциях, при этом клиника психоза часто зависит от локализации поражения: - затылок – зрительные галлюцинации - лобная доля – расторможенность, эйфория, дурашливость - височная доля – слуховые галлюцинации, деперсонализация, явления «уже виденного» - при поражении правого полушария - депрессия Ø Ø

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 1). Сумеречные помрачения сознания. Возникают обычно после кратковременного периода прояснения сознания. Ø Продолжительность – от нескольких часов до нескольких дней. Ø После выхода из сумеречного помрачения сознания наблюдается полная амнезия. 2) Делириозное помрачение сознания. Ø Развивается преимущественно у лиц, злоупотребляющих алкоголем, вслед за исчезновением симптомов оглушения, на фоне астении. Ø Продолжительность от нескольких часов до 2 -3 дней. Ø Характеризуется яркими зрительными галлюцинациями с аффектом страха, тревоги, на основе которых может возникать вторичный бред.

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 3). Онейроидное помрачение сознания. Ø Встречается редко. Возникает в первые дни острого периода Ø Продолжается от часов до 5 -6 дней. Ø Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем с преобладанием эйфорического или экстатического бреда. Ø О содержании переживаний больные сообщают по миновании психоза. 4). Амнестический (Корсаковский) синдром. Ø Одна из тяжелых форм травматических психозов. Ø Длительность: от дней до 1, 5 -2 месяцев (дольше у лиц, Ø злоупотребляющих алкоголем) Ø Психические нарушения при Корсаковском синдроме травматической этиологии считаются обратимыми.

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 5). Аффективные психозы. Ø а). дисфорическими состояния Ø б). гипоманиакальными или маниакальными состояниями с эйфорическим оттенком настроения, мориоподобными расстройствами, конфабуляциями экспансивного характера; Ø в). субдепресивными или депрессивными состояниями, окрашенными тревогой, страхом, ипохондрическими переживаниями. 6). Галлюцинаторно-бредовые психозы Ø (шизофреноподобные). Ø Острый чувственный бред, конфабуляции, вербальные галлюцинации, возможны отдельные психические автоматизмы, импульсивные и агрессивные действия на фоне преобладающего аффекта тревоги и страха. Ø Психоз продолжается обычно несколько дней и сменяется астенией.

КЛИНИКА ПСИХОЗОВ ОСТРОГО ПЕРИОДА ЧМТ 6). Пароксизмальные состояния острого периода. Ø Чаще развиваются при контузиях, чем при коммоциях (связаны с наличием патологического очага в коре г. м.) Ø К ним относятся следующие разновидности эпилептических припадков: а). простые парциальные моторные (джексоновские); б). простые парциальные с нарушением психических функций (припадки метаморфопсии, расстройств «схемы тела» , «уже виденного» , «уже слышанного» , «уже пережитого» , эмоционально-аффективные, идеаторные, галлюцинаторные припадки; в). простые парциальные вторично генерализованные тонико -клонические припадки, которые могут быть единичными и серийными. Иногда развивается эпилептический статус.

Периоды травматической болезни ГМ Ø Ø Ø III. Поздний период (реконваленсценции). Продолжается недели - месяцы (до 1 года). В этом периоде постепенно сглаживаются все явления острого периода, и у значительного числа больных наступает выздоровление. Клиническая картина этого периода характеризуется синдромом посттравматической церебрастении. Кроме того, также как и в остром периоде могут наблюдаться: аффективные психозы, бредовые (шизофреноподобные) психозы, а также эпилептические припадки.

Периоды травматической болезни ГМ IV. Период отдаленных последствий (резидуальный, хронический период). Ø Может продолжаться многие годы, иногда, всю жизнь. Ø Психические нарушения могут быть представлены: Ø Различными вариантами психоорганического синдрома(«травматическая энцефалопатия»); Ø Травматическими эндоформными психозами (схожи по клинической картине с эндогенными Ø Симптоматической (посттравматической) эпилепсией Ø Ухудшение психического состояния в этом периоде провоцируется экзогенными вредностями (употреблением алкоголя, резкими изменениями погоды и атмосферного давления, переутомлением, инфекционными заболеваниями, стрессами и пр).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕМЕНЦИИ ПО МКБ– 10 Ø Деменция является синдромом, обусловленным заболеванием мозга, как правило, хронического или прогрессирующего характера, при котором имеются нарушения ряда высших корковых функций, включая память, мышление, ориентировку, понимание, счёт, способность к обучению, язык и суждения. Сознание не изменено. Как правило, имеются нарушения эмоционального контроля, социального поведения или мотиваций.

Деменции (критерии по МКБ – 10) (Ø Нарушения памяти l l Ø Нарушение способности к запоминанию нового материала Затруднение воспроизведения ранее усвоенной информации Нарушение других когнитивных функций l l нарушение мышления l Ø нарушение способности к суждениям нарушение переработки информации Клиническая значимость выявляемых нарушений Эмоциональные и мотивационные нарушения Исходный более высокий уровень когнитивных способностей Ø Длительность симптомов не менее 6 месяцев Ø Сознание сохранено Ø Ø

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕМЕНЦИИ ПО МКБ– 10 Основным диагностическим требованием являются данные, свидетельствующие о снижении как памяти, так и мышления, в такой степени, что это приводит к нарушению индивидуальной повседневной жизнедеятельности.

Схематическая классификация деменции Деменция Первичные формы деменции (90%) Дегенеративная (50%) Сосудистая (15 – 30%) Вторичные формы деменции (10%) Смешанная (15 – 25%) (дегенеративная +сосудистая)

Развитие деменции Мягкая деменция Средняя деменция Тяжелая деменция 24 Когнитивные нарушения Появление зависимости 20 от окружающих MMSE 16 Поведенческие нарушения Абсолютная зависимость 10 от ухода 0 3 6 Годы 9

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МИКРОЦИРКУЛЯЦИЮ Ø Блокаторы кальциевых каналов нимодипин, циннаризин, флюнаризин Альфаадреноблокаторы ницерголин Ø Ингибиторы фосфодиэстеразы Ø винпоцетин, пентоксифиллин, эуфиллин

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ НЕЙРОПРОТЕКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ Пирацетам и его производные Пептидергические препараты и аминокислоты актовегин, церебролизин, семакс, глицин Препараты гинкго билобы танакан Антиоксиданты и антигипоксанты мексидол

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ Дофаминергическая терапия Ø Дофаминергическая медиация играет ключевую роль в процессе переключения внимания с одного вида деятельности на другой Брадифрения, персеверации - Пирибедил (проноран)

ЛЕЧЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АЦЕТИЛХОЛИНЕРГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ИНГИБИТОРЫ АЦЕТИЛХОЛИНЭСТЕРАЗЫ Ø I поколение: l l l Ø физостигмин тетрааминоакридин (такрин, когнекс) амиридин (нейромидин) II поколение: l l ипидакрин (аксамон) ривастигмин (экселон) донепезил (арисепт) галантамин (реминил)

Органические заболевания головного мозга возникают из-за различных факторов. Клинические симптомы при органических заболеваниях зависят от степени тяжести, величины поражения и области дефекта. Насколько глубже органическое повреждение головного мозга, настолько ярче будет недостаточность, которая зачастую проявляется в нарушении функции мышления.

Одна из причин – повреждение мозга плода при беременности или в процессе родов, а также:

  • ушибы;
  • гематомы;
  • перелом черепа.
  • органические нарушения как следствие инфекций;
  • отравления;
  • опухоли;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезни пожилого возраста.

Повреждение ГМ ребёнка при беременности и во время родов

Для начала разберём, что органические повреждения головного мозга – это ряд структурных изменений ткани мозга. Существуют периоды беременности и родов, в которые даже небольшое воздействие на беременную женщину стать причиной патологии развития нервной системы ребёнка.

Причины и : характерные признаки, диагностика, лечение.

Узнайте, что такое - отравление токсическими веществами, нейротропными ядами.

(недостаток кислорода) плода является следствием асфиксии (отсутствии дыхания) при затяжных родах, понижении тонуса матки и иных факторах, которые становятся причинами органических изменений головного мозга малыша. Нередко такие патологии бывают причинами преждевременной смерти ребёнка до 13–14 лет. Другие становятся инвалидами. Зачастую у таких детей наблюдается нарушение психического статуса.

Травмы головного мозга

Травмы головы (ЧМТ) – травмирование черепа, мягких тканей головы и самого головного мозга. Неврологические симптомы:

  • ограничение или снижение движений конечностей;
  • бессвязная речь;
  • спутанность сознания;
  • могут быть эпилептические припадки.

Психические симптомы:

  • расстройство поведения;
  • больной не может чётко воспринимать, обрабатывать информацию, которую получает;
  • ухудшение памяти;
  • снижение обучаемости;
  • агрессия;
  • замедление реакции;
  • страхи;
  • настроение часто меняется, нервно–психическая слабость.

Органические повреждения при церебральных инфекциях

Самыми распространенными являются: герпетическая инфекция, энтеровирусные заболевания, стафилококки, менингококки. Бактерии, вирусы становятся причиной менингита, энцефалита, . При вирусе иммунодефицита человека, головной мозг также может пострадать из-за гнойных процессов, энцефалопатии.

У пациентов появляется психическая симптоматика:

  • упадок сил, чрезмерная усталость, пониженная трудоспособность;
  • неустойчивость психики;
  • страдают личностные особенности;
  • навязчивые мысли;
  • истерии, параноидные расстройства.

Отравления

Отравление (интоксикацию) у человека вызывает алкоголизм, наркомания, курение, употребление в пищу ядовитых грибов, вдыхание окиси углерода. Также может быть передозировка медикаментозными средствами. Симптоматика зависит от того, чем конкретно произошло отравление.

Отравление зачастую вызывает нарушение сознания вплоть до комы. Передозировка психостимулирующими лекарственными средствами вызывает зрительные, тактильные, слуховые галлюцинации. У пациентов возникает эйфория, расторможенность, повышенная двигательная активность.

Хронические интоксикации, такие как алкоголизм, курение, наркомания, характеризуются:

  • вялостью;
  • усталостью;
  • депрессией;
  • нарушением памяти;
  • рассеянным вниманием;
  • угасанием интеллекта.

Патология сосудов мозга, новообразования

К сосудистой патологии относится инсульт, который классифицируется на геморрагический и ишемический. Из-за разрыва церебральной аневризмы или проникания крови сквозь стенку сосудов развивается геморрагический инсульт. В результате появляются гематомы и сдавливают мозг.

Ишемический развивается из-за перекрытия просвета сосуда тромбом, вследствие чего участок мозга не получает кислород, поэтому начинается некроз тканей.

Дисциркуляторная энцефалопатия появляется вследствие постоянного недостатка кислорода и характеризуется множеством маленьких органических очагов с изменением в головном мозге.

Психическая симптоматика:

  • помрачнение сознания;
  • подавленность;
  • инсомния;
  • беспричинная агрессия;
  • астения.

Рассеянный склероз

Болезнь, характеризующаяся образованием очагов с разрушением оболочки нервных волокон. Психические симптомы: упадок сил, сильное утомление, пониженная трудоспособность, ухудшение памяти. Также рассеянность внимания, угасание разума, депрессии, психозы.

Узнайте о формах и : как проявляется заболевание.

Всё о : факторы риска, влияние наследственности.

Знаете ли вы, что – сложное генетическое заболевание.

Болезни пожилого возраста с органическими повреждениями

Сосудистая (старческая) деменция возникает вследствие инсульта или поражением мелких и крупных сосудов. Клинические симптомы: ухудшения ощущения и восприятия окружающего, снижение познавательной активности, потеря накопленных знаний и умений.

(БП) проявляется такими симптомами: депрессия, чувство опустошения и обречённости, эмоциональная скудность, утрата чувства радости. Также может быть раздражительность, унылость, тревога.

Болезнь Альцгеймера – заболевание ЦНС, характеризующееся прогрессирующим снижением высших мозговых функций, расстройством поведения, нарушением ориентации, беспокойством, безразличием к жизни. Больные страдают забывчивостью, не в состоянии припомнить то, что было пару минут назад, не узнают родных и ранее известные им предметы.

Вывод

Практически все перечисленные заболевания успешно поддаются лечению, и риск их развития становится меньше, если проводить профилактику. Нужно вести здоровый образ жизни, будущим мамам беречь себя и прислушиваться к рекомендациям врачей.

К органическим психическим расстройствам относят группу заболеваний, развитие которых ведет к возникновению некоторых психических и психиатрических расстройств при повреждении головного мозга.

К причинам развития органических расстройств относят:

Виды и типы органических психических расстройств

В результате повреждения головного мозга постепенно, что может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, развиваются различные психические расстройства, которые, в зависимости от ведущего синдрома группируют следующим образом:

Деменции;
Галлюцинозы;
Бредовые расстройства.
Психотические аффективные расстройства;
Непсихотические аффективные расстройства;
Тревожные расстройства;
Эмоционально лабильные, или астенические, расстройства.
Легкие когнитивные расстройства;
Органические расстройства личности.

Существуют ли общие характеристики больных с органическими психическими расстройствами?

У всех пациентов с органическими психическими расстройствами в разной степени выражены нарушения внимания, затруднения в запоминании новой информации, замедление мышления, затруднение в постановке и решении новых задач, раздражительность, зацикленность на отрицательных эмоциях, заострение черт, ранее свойственных данной личности, склонность к , как вербальной, так и физической.

Характерные черты органических психических расстройств

Деменция

Синдром деменции может развиться в результате любой из перечисленных причин возникновения органических психических расстройств. При нем грубо нарушаются внимание, память, мышление, понимание окружающей действительности, почти полностью исчезает способность к обучению, утрачиваются элементарные навыки самообслуживания. Эти явления носят хронический либо прогрессирующий характер. Такой пациент беспомощен, как правило, нуждается в лишении дееспособности и назначении опекуна. Диагноз деменции выставляется, если указанные выше расстройства длятся не менее шести месяцев. К сожалению, подобные состояния почти необратимы, с помощью современных лекарственных препаратов можно только несколько затормозить прогрессирование деменции, помочь пациенту стать в быту более собранным, менее суетливым, тревожным, то есть незначительно повысить качество его жизни. Главный акцент в лечении таких больных делается на качественный уход, внимание и сочувствие близких.

Лёгкое когнитивное расстройство

При этом заболевании прежде всего страдает внимание, что является одним из самых ранних симптомов, снижается память, пациент с затруднениями усваивает новые знания, с трудом ставит перед собой и решает новые задачи, становится более рассеянным. Однако эти явления не настолько глубоки, как при деменции, пациент сохраняет бытовые навыки, сам себя обслуживает, сохраняет способность к счету, может самостоятельно планировать свой бюджет. Стоит отметить, что деменция никогда не развивается внезапно. Если вы обнаружили у себя или своих близких нарушения внимания, снижение памяти, затруднения в усвоении новых знаний, вам необходимо срочно обратиться к психиатру для детального обследования, диагностики и назначения лечения. Если пустить ситуацию на самотек, то легкие когнитивные расстройства неизбежно будут прогрессировать, перейдут в умеренные, затем – в выраженные, а закончится этот процесс деменцией, когда уже будет поздно что-либо изменить.

Галлюцинозы

Галлюцинации определяют как нарушение представления, когда пациент видит, слышит, чувствует различные образы, звуки, запахи, ощущения на коже, внутри тела, которых нет в реальности. Соответственно, различают слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные . Галлюциноз носит постоянный или рецидивирующий, периодически возобновляющийся характер. У этих пациентов обычно нет грубых нарушений памяти, интеллекта, расстройств сознания, настроения, часто эти больные критичны к своему состоянию, то есть оценивают его как болезнь и осознают необходимость лечения.

Бредовые расстройства

Бред определяют как искажённые, нелепые, непоколебимые суждения и умозаключения, возникающие в результате болезни, подчиняющие себе поведение больного, не поддающиеся критике и коррекции. При бредовом расстройстве ведущим синдромом являются бредовые идеи различного содержания: , отношения, отравления, слежки, ущерба, ревности, изобретательства, реформаторства, ипохондрический, особого происхождения, особого значения, могут быть другие разновидности бреда. Обычно сопровождаются эмоциональной неустойчивостью, патологически повышенным или пониженным настроением, иногда бредово интерпретируются галлюцинации. У этих пациентов также, как и при х, нет грубых нарушений памяти, интеллекта, расстройств сознания. Однако критики к своему состоянию у них обычно либо нет, либо она своеобразная, частичная. Соответственно, многие из этих больных лечиться не хотят, боятся, соглашаются на лечение только после длительных уговоров.

Психотические аффективные расстройства

Психотические аффективные расстройства характеризуют патологически измененным настроением: депрессивным (сниженное настроение с чувством тоски), маниакальным (повышенное настроение). Они сопровождаются бредовыми идеями и/или галлюцинацинациями. Обычно настроение пациента соответствует содержанию бреда: бредовые идеи самообвинения, самоуничижения, малоценности, греховности, преследования, отношения, отравления, слежки, ущерба, ревности, тяжёлого заболевания (ипохондрический бред) окрашены депрессивным настроением; бредовые идеи изобретательства, реформаторства, особого происхождения сопровождаются маниакальными переживаниями.

Галлюцинозы, бредовые расстройства, психотические депрессивные расстройства носят общее название органических психозов. Это тяжёлые состояния, которые, при несоблюдении пациентом режима терапии, назначении недостаточного лечения могут привести (особенно при бредовом расстройстве) к агрессии по отношению к окружающим, совершению преступлений, к отказу от еды с развитием дистрофии, к совершению суицидов. Поэтому эта группа пациентов требует от лечащего врача, близких больного особого внимания.

Непсихотические аффективные расстройства

Непсихотическими такие заболевания называют потому, что они не сопровождаются бредом и галлюцинациями, обычно не требуют неотложной или экстренной госпитализации в психиатрический стационар, лечатся только в амбулаторных условиях. Депрессия, или даже субдепрессия, признаны состояниями, которые характеризуют стойко, патологически сниженным настроением, утратой интересов и удовольствий, снижением способности к концентрации внимания, заниженной самооценкой, чувством неуверенности в себе, мрачным, пессимистическим видением будущего, нарушениями сна, низким аппетитом; в отличие от психотической депрессии у пациентов не бывает отказов от еды, суицидов. Гипоманию, наоборот, определяют как состояние патологически повышенного настроения, сопровождающееся постоянным подъёмом настроения, повышенной активностью, разговорчивостью, общительностью, чувством физического и психического благополучия, повышенной сексуальностью, снижением потребности во сне.

Тревожные расстройства

Для тревожных расстройств характерна постоянная изматывающая немотивированная тревога, которая может варьировать от легкого беспокойства до чувства ужаса. Обычно никаких внешних причин для тревоги у пациента нет. Тревога сопровождается ускоренным сердцебиением, ускоренным дыханием, или одышкой, иногда повышением артериального давления. Для таких пациентов характерны нарушения сна, вторично сниженное настроение, беспокойство за своё будущее, опасения сойти с ума. Состояние тревоги очень тягостно для пациентов, обычно эти люди ищут помощи, сами активно обращаются к психиатру.

Эмоционально лабильные (астенические) расстройства

Определяют как состояние нервно-психической слабости. Выделяют два варианта . При эмоционально-гиперестетической слабости легко возникают кратковременные реакции недовольства, раздражительности, гневливости по незначительным поводам, плаксивость, пациенты капризны, мрачны, недовольны. Отмечается выраженная гиперчувствительность к звукам, запахам, свету. Внимание рассеяно, пациенту трудно сосредоточиться. Появляются головные боли, бессонница. Всё это снижает работоспособность, человек быстро устаёт, становится вялым, пассивным, стремится часто отдыхать. При гипостеническом варианте астенического синдрома на первый план выступают вялость, усталость, разбитость, медлительность, ночной сон не приносит чувства отдыха. Астенический синдром сопровождает абсолютно все заболевания, он универсален. Разница лишь в том, что астения, возникающая при любом другом заболевании, рано или поздно подвергается обратному развитию и проходит с выздоровлением. Астеническое состояние при органическом расстройстве является ведущим, оно обычно стойкое и малообратимое.

Это стоит запомнить

Органические расстройства личности

Такие заболевания развиваются в тех случаях, когда вещество головного мозга значительно пострадало, и о выздоровлении либо о значительном облегчении состояния речь не идет. Изменения, свойственные всем пациентам с органическими расстройствами — рассеянность, затруднения в запоминании новой информации, замедление мышления, затруднение в постановке и решении новых задач, раздражительность, зацикленность на отрицательных эмоциях, заострение черт, ранее свойственных данной личности, склонность к агрессии — становятся стойкими, необратимыми, более грубо выраженными, изменяется личность человека. Присоединяются вязкость, обстоятельность, медлительность как в устной, так и в письменной речи, подозрительность, приступы злобы, агрессии, эйфории становятся более частыми, пациент утрачивает способность просчитывать последствия своих поступков, возможны различные нарушения сексуального поведения (пониженная, повышенная сексуальность, нарушения сексуального предпочтения).

Диагностика

Ни в коем случае нельзя игнорировать описанные явления и, тем более, заниматься самолечением! Необходимо самостоятельно обратиться к психиатру, который назначит обследование и далее лечение. Терапия всех описанных выше психических расстройств осуществляется в амбулаторных условиях, врачом-психиатром либо в дневном стационаре. Однако бывают случаи, когда пациенту необходимо лечиться в психиатрическом стационаре круглосуточного пребывания:

при ах, ах, психотических аффективных расстройствах возможны состояния, когда больной по болезненным мотивам отказывается от еды, у него стойкие суицидальные тенденции, агрессивность по отношению к окружающим (как правило, это бывает, если пациент нарушает режим поддерживающей терапии либо полностью отказывается от медикаментозного лечения);
при деменциях, если пациент, будучи беспомощным, остался один.

Общие принципы медикаментозного лечения органических психических расстройств

1.Стремление к максимальному восстановлению функционирования повреждённой ткани головного мозга. Это достигается назначением сосудистых препаратов (лекарства, расширяющие мелкие артерии мозга, и, соответственно, улучшающие его кровоснабжение), лекарственных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге (ноотропы, нейропротекторы). Лечение проводится курсами два-три раза в год (инъекции, более высокие дозы лекарств), в остальное время осуществляется непрерывная поддерживающая терапия.
2.Симптоматическое лечение, то есть воздействие на ведущий симптом либо синдром заболевания, назначается строго по показаниям врачом-психиатром.

Существует ли профилактика органических психических расстройств?

Органические психические расстройства, как правило, вторичны, они возникают либо на фоне неблагоприятно протекающего общего заболевания, либо являются следствием повреждения головного мозга извне. Части органических психических расстройств можно избежать, если предотвратить причины их возникновения.

Органические психические расстройства (органические заболеваний головного мозга, органические поражения головного мозга) - это группа заболеваний.при которых возникают те или иные психические расстройства в результате поражения (повреждения) головного мозга.

Причины возникновения и развития

Разновидности

В результате повреждения головного мозга постепенно (от нескольких месяцев до нескольких лет) развиваются различные психические расстройства, которые, в зависимости от ведущего синдрома группируются следующим образом:
- Деменции.
- Галлюцинозы.
- Бредовые расстройства.
- Психотические аффективные расстройства.
- Непсихотические аффективные расстройства
- Тревожные расстройства.
- Эмоционально лабильные (или астенические) расстройства.
- Лёгкие когнитивные расстройства.
- Органические расстройства личности.

Что общего у всех пациентов с органическими психическими расстройствами?

У всех пациентов с органическими психическими расстройствами в разной степени выражены нарушения внимания, затруднения в запоминании новой информации, замедление мышления, затруднение в постановке и решении новых задач, раздражительность, «застревание» на отрицательных эмоциях, заострение черт, ранее свойственных данной личности, склонность к агрессии (словесной, физической).

Что характерно для отдельных разновидностей органических психических расстройств?

Что делать, если вы обнаружили у себя или своих близких описанные психические расстройства?

Ни в коем случае нельзя игнорировать эти явления и, тем более, заниматься самолечением! Необходимо самостоятельно обратиться к участковому психиатру в психоневрологический диспансер по месту жительства (направление из поликлиники не нужно). Вам будет проведено обследование, уточнён диагноз, назначено лечение. Терапия всех описанных выше психических расстройств осуществляется в амбулаторных условиях, участковым врачом-психиатром либо в дневном стационаре. Однако бывают случаи, когда пациенту необходимо лечиться в психиатрическом стационаре круглосуточного пребывания:
- при бредовых расстройствах, галлюцинозах, психотических аффективных расстройствах возможны состояния, когда больной по болезненным мотивам отказывается от еды, у него стойкие суицидальные тенденции, агрессивность по отношению к окружающим (как правило, это бывает, если пациент нарушает режим поддерживающей терапии либо полностью отказывается от медикаментозного лечения);
- при деменциях, если пациент, будучи беспомощным, остался один.
Но обычно, если пациент следует всем рекомендациям врачей психоневрологического диспансера, его психическое состояние настолько стабильно, что даже при возможном ухудшении нет необходимости пребывания в круглосуточном стационаре, участковый психиатр даёт направление в дневной стационар.
NB! Не нужно бояться обращения в психоневрологический диспансер: во-первых, психические расстройства очень снижают качество жизни человека, а лечить их имеет право только врач-психиатр; во-вторых, нигде в медицине так не соблюдается законодательство в области прав человека, как в психиатрии, только психиатры имеют свой закон - Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».

Общие принципы медикаментозного лечения органических психических расстройств

1.Стремление к максимальному восстановлению функционирования повреждённой ткани головного мозга. Это достигается назначением сосудистых препаратов (лекарства, расширяющие мелкие артерии мозга, и, соответственно, улучшающие его кровоснабжение), лекарственных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге (ноотропы, нейропротекторы). Лечение проводится курсами 2-3 раза в год (инъекции, более высокие дозы лекарств), в остальное время осуществляется непрерывная поддерживающая терапия.
2.Симптоматическое лечение, то есть воздействие на ведущий симптом либо синдром заболевания, назначается строго по показаниям врачом-психиатром.

Существует ли профилактика органических психических расстройств?

Екатерина ДУБИЦКАЯ,
заместитель главного врача Самарского психоневрологического диспансера
по стационарозамещающей помощи и реабилитационной работе,
кандидат медицинских наук, врач-психиатр высшей категории

Органические психосиндромы.

Острые органические психосиидромы представляют собой состояния, в клинической картине которых отмечаются некоторые нарушения ясности сознания (сонливость, сопор, кома) и изменения восприятия (спутанность, иллюзорные обманы, галлюцина­ции, бредовое восприятие) после прямого или косвенного экзогенного повреждения мозга. B отличие от них, при эндогенных психозах невозможно установить никакой соматической причины. B детском возрасте экзогенные (органические) психозы часто выглядят как эндоген­ ные, a эндогенные психозы - как экзогенные. Необходимо тщательное психо- и сома­тодиагностическое уточнение. Неправильные диагнозы часто становятся поводом для мировоззренческих баталий между «психиками» и «соматиками». Непременно следует составить себе целостное представление о болезни.
Клиническая картина хронических органических психосиндромов зависит от того, на какой стадии развития ребенка произошло повреждение головного мозга. Действует общее правило: чем раньше это произошло, тем тяжелее оказываются последствия. Если повреждение происходит на 1-5-м месяце беременности, то результатом является олигофрения, если же это происходит между 6-м месяцем беремен­ности и 18-м месяцем жизни, то результатом является раннее органическое поражение головного мозга. При более позднем дебюте манифестируют изменения личности, как это наблюдается при постэнцефалитных и посттравматических проявлениях болезни.
Причиной раннего детского поражения головного мозга могут быть разнообразные нарушения в дородовом периоде, во время родов и после рождения, например: физи­ческие повреждения, яды, медикаменты, алкоголь, эпидемическая краснуха или детский паралич, антитела матери (резус-фактор), нарушения обмена (в частности, диабет), гипофункция щитовидной железы, пре-, пери- и постнатальная асфиксия.
Острые органические психосиндромы могут быть вызваны последующими заболева­ниями и привести в дальнейшем (в части случаев) к изменениям личности по типу хронического органического психосиндрома. Связь между острым заболеванием и более поздними психическими особенностями должна быть подкреплена «симптомами мо­ста», т. e. персистирующими симптомами. Органическое заболевание в анамнезе приводит к тому, что особенности поведения в дальнейшем относят к перенесенному заболеванию, игнорируя при этом психосоциальные причины.

Общие заболевания, протекающие c высокой температурой.

Общие заболевания бактериального и вирусного генеза, протекающее c высокой тем­пературой, так называемые лихорадочные делирии, характеризуются дезориентированностью, сбивчивой речью («фантазированием»), иллюзорными нарушениями восприятия и ограничением способности к восприятию, и реакциям при очень незначи­тельных расстройствах сознания.

Энцефалиты и менингоэнцефалитиды.

Речь идет o первичных воспалительных заболеваниях мозга c наличием или без на­личия мекингеалькых явлений, вызванных бактериальными инфекциями или ней­ротропными вирусами. B настоящее время редко встречаются Encephalitis lethargica и Polioencephalitis , особая форма детского спинального паралича c преимущественным поражением головного мозга. B последнее время отмечено, что различные типы вирусов вызывают атипичные клинические про­явления энцефалита. Ведущими симптомами являются: неврологические симптомы выпадения, судороги, нарушения ритма сна и нестойкая психопатология. Сопутствующие энцеф алитиды c тяжелым течением и частым смертельным ис­ходом наблюдаются при детских заболеваниях - свинке, кори, ветрянке, краснухе, гриппе, ЕСНО, Коксаки, при герпесе и других вирусных заболеваниях, a также в качестве осложнения после прививок, например против оспы (поствакцинальный энцефалит). Основными симптомами являются: нарушение сознания, высокая темпе­ратура, судорожные припадки, неврологические симптомы (выпадения). Для диагностики важны изменения ка ЭЭГ и патология в спинномозговой жидкости. Спорным остается вопрос o том, существует ли специфический постэнцефалитический синдром. Не представляется возможным доказать однозначную связь между определенными особенностями поведения и предшествовавшим энцефалитом. Отмечено, что непосредственно после перенесенного инфекционного заболевания могут появиться признаки отставания в умственном развитии (различной степени тяжести), частичные нарушения функций, изменения аффективности и моторики, формирующие синд­ром церебральной дисфункции. Характер взаимоотношений между ребенком и его окру­жением может оказаться решающим моментом для масштаба последствий перенесен­ного заболевания.

Психозы в связи c поражением ствола мозга.

Речь идет о редких формах энцефалита, которые начинаются в период между третьим годом жизни и пубертатным периодом (преимущественно в возрасте 13-15 лет) и наряду c неврологической симптоматикой и психоорганическим синдромом проявляются в форме психоза, напоминающего эндогенное заболевание. Прогноз заболевания благоприятен. B большинстве случаев наступает выздоровление без образования дефекта. Клинический диагноз может быть подтвержден картиной ликвора и данными ЭЭГ. Специфической терапии не существует.

Лейкоэнцефалитиды.

При лейкоэецефалитидах появлению неврологической симптоматики предшествует продолжительная продромная стадия c нехарактерными нарушениями поведения. Вна­чале снижаются успехи в школе, как выражение прогрессирующего дефицита психи­ческих и физических функций, появляются расстройства речи, утрата интересов, повышенная готовность к страхам, пугливость. Важно отграничить клиническую картину от развития простой формы шизофрении. Диагноз подкрепляется картиной ликво­ра (увеличение числа клеточных элементов и белка) и данными ЭЭГ (комплекс Radermecker).

Черепно-мозговые травмы.

Черепно-мозговые травмы могут, в зависимости от тяжести, вызвать, как и у взрослых, нарушения сознания, разнообразные преходящие синдромы, контузионные психозы или апалический синдром (синдром Кречмера). Степень тяжести черепно-мозговой травмы может оцениваться по продолжительности и глубине потери сознания и посттравматической амнезии. Чем тяжелее эти проявления, тем тяжелее отдаленные последствия, например снижение интеллекта.
Среди причин черепно-мозговых травм, как и причин детской смертности, в Западной Европе на первом месте стоят несчастные случаи, связанные c транспортными происшествиями. Ежегодный риск получения черепно-мозговой травмы c церебраль­ной симптоматикой оценивается для мальчиков в размере 1 %, для девочек 0,5 %!
Наряду c непосредственными психоорганическими последствиями травм психи­ческие реакции ребенка и его близких являются неотъемлемой составной частью пост- травматической ситуации. Степень восстановления зависит от размеров болезненных последствий и целенап­равленного применения реабилитационных программ. даже дети c тяжелыми повреж­дениями располагают значительными функциональными резервами, которые, как правило, не учитываются при определении прогноза. Масштабы посттравматических последствий (психоорганического синдрома, РОВ) становятся очевидными примерно через два года. Наряду c симптомами выпадения, обусловленными очаговыми поражениями, как, например, лобный синдром и классическое нарушение навыков, появляется гиперкинетический синдром, который необходимо отграничить от сходного, наблюдаемого при бедности волевых импульсов и заторможенности. Клиническая картина довольно пестрая. Глобальные нарушения отодвигаются на второй план, уступая место очаговым поражениям c изолированными специфическими ограничениями отдельных функций. Встречаются расстройства зрительного внимания, изменения фона настроения c эйфоричес­кими или раздражительно-агрессивными эпизодами, а также ограничением психи­ческой и интеллектуальной подвижности и специфическими ограничениями позна­вательной и двигательной функций. B 10-30 % случаев развивается посттравматическая эпилепсия. Вероятность появления психореактивных невротических расстройств на­растает параллельно тяжести функциональных нарушений: Риск заболеть психичес­ки после тяжелой черепно-мозговой травмы весьма значителен, и его вероятность оценивается приблизительно в 70 %.

Гиперкинетический синдром.

Синонимы: чрезмерно подвижный ребенок, ребенок c гиперкинезами, психооргани­ческий синдром (РОВ), синдром детских гиперкинезов, незначительное повреждение мозга, синдром повреждения головного мозга, минимальная церебральная дисфунк­ция (MCD), легкая врожденная церебральная дисфункция, органический мозговой психический осевой синдром, раннее детское поражение головного мозга, ранний детский экзогенный психосиндром, нарушение, определяемое дефицитом внимания (DSM III).

Клиническая картина . Основными признаками являются: дефицит внимания, не соответствующий периоду развития, сверхчувствительность в отношении раздражи­телей, уменьшенное чувство страха, нарушенное чувство дистанции при общении, повышенная импульсивность и наблюдаемая в части случаев резко повышенная двига­тельная активность. Уровень умственных способностей может колебаться от нормы до частичного ослабления отдельных способностей (описанных в соответствующем разделе). Очень высокая степень отвлекаемости не позволяет детям сохранять на продол­жительное время необходимое положение при различных занятиях, требующих оп­ределенной усидчивости и внимания. Это сказывается, например, при играх, соответствующих возрасту, во время классных занятий, при выполнении домашних заданий. Описанные проявления не являются выражением недостаточной мотивации, они обусловлены непрерывным колебанием фокуса внимания, которое выбирает предметом своего интереса то один, то другой объект. B импульсивных, необду­манных, торопливых действиях дети как бы скачут галопом. Решение принимается до того момента, когда последствия могут быть обдуманны. Поступки опережают намерения. Кроме того, таким детям присуща пониженная самооценка. Они легко ранимы и в своих настроениях и аффектах легко переходят от ярости к подавленности. У двигательно-гиперактивных детей («попрыгунчики») отмечается резко выраженный двигательный импульс к совершению бесцельных, непрерывно следующих друг за другом движений «непрерывного прыгания». Варианты клинической картины в известной мере зависят от возраста, динамики развития, реакций на близких и на более дальнее окружение и, прежде всего, от взаимоотношений детей и родителей, ситуации в школе. Последняя находится в прямой связи со степенью и характером частичкой слабости функций этих детей. Специфическая психопатология гиперкинетического синдрома развивается независимо от раннего детского поражения головного мозга или нарушений функций мозга. Было бы ошибочно оценивать или описывать эту клиническую картину как «минимальную церебральную дисфункцию» (MCD), как это было принято в прошлом. Нарушение функций головного мозга не является ни предпосылкой, ни следствием развития данного психопатологического синдрома. Только у 39 % детей в возрасте восьми лет, y которых имеется повышенный риск развития психического расстройства, обнаруживаются объективно доказуемые признаки нарушений функций головного мозга (аномалии в ЭЭГ и неврологическая микросимптоматика). Напротив, y 25 % всех восьмилетних детей c нарушениями функций головного мозга находят психические отклонения, которые при определенных обстоятельствах также связаны c гиперкинетическим синдромом. Согласно современ­ному уровню знаний, гиперкинетический синдром является самостоятельной нозологической единицей. Симптомы этого синдрома рассматриваются как проявление недостаточности развития и, таким образом, как признак незрелости. Проявления незрелости определяются как отклонения в развитии от возрастной кормы. Колебания качественных особенностей и темпов процесса созревания подтверждают, что упомянутые нарушения могут появляться раньше или позже, т. e. до наступления пубертатного периода или во время него, например между 8 и 13 годами. Таким образом, характеристика появившихся симптомов указывает на отсутствие причинной связи между ними и синдромом раннего детского поражения головного мозга. Эти синдромы развиваются в возрасте до восьми лет. B значительно большей степени речь идет об общих или специфических отклонениях в развитии. Такова характерис­тика клинической картины гиперкинетического синдрома в детской психиатрии. Если в числе симптомов при отдельных синдромах имеются нарушения способностей (например, частичная слабость способностей), то они должны быть описаны наравне c объективно подтвержденными неврологическими или нейрофизиологическими нарушениями. Причинная связь с психопатологической картиной отсутствует. Какую роль играет частичная слабость отдельных способностей в возникновении детской психиатрической патологии, должно быть установлено в будущем c помощью специальных исследований. Доказано, что дети с частичной слабостью способностей представляют группу повышенного риска развития психического заболевания особенно тогда, когда у них нарушено понимание разговорной речи. Кроме того, должно быть научно доказано, какую роль в детской психиатрической заболеваемости играют объективно подтвержденные нарушения функций головного мозга.
B патогенезе гиперкинетического синдрома большую роль играют взаимоотно­шения между ребенком и его родителями, a также, возможно, и генетические факторы. Это необходимо учитывать в практике лечебного консультирования. Утрата оправдывающих органических факторов, которые помогли бы снять c родителей обвинение в ответственности за патогенез данного синдрома, может пробудить у них повышенное чувство вины за свою несостоятельность в воспитании ребенка. Просветительская работа c родителями и привлечение их к лечению необходимы.

Частичная слабость отдельных функций.

Под частичной слабостью отдельных функций подразумевают снижение способности отдельных функций центральной нервной системы с установленной локализацией при сохранности функций головного мозга в целом. Отдельные способности могут быть нарушены по отдельности или в комбинации c другими. B отличие от классических образцов утраты трудоспособности, в описываемом феномене отсутствует возможность точной локализации нейро-анатомичес­кой функциональной принадлежности. Следствием слабости способностей являются трудности восприятия и дифференцирования внешних раздражителей, как выражение замедленного развития заинтересованными органами чувств, будь то в смысле стойкой недостаточности или только замедленного развития. Перечень признанных слабостей отдельных способностей становится все более обширным. Возможность их классификации на основе симптомов, т. e. нарушенных отдельных функций, является предпосылкой для оценки комплексных способностей. Различают также слабость способностей, относящуюся к сенсорной ориентировке. Если, например, снижена визуальная способность зрительных восприятий, то нарушается и восприятие зрительных впечатлений - жестов и мимики тех лиц, c которыми общается ребенок, - a также понимание отвлеченного смыслового и символического содержания образов окружающего мира. Это может привести к серьезному нарушению социального поведения и отставанию в развитии. Если нарушена способность слухового восприятия, то могут оказаться нераспоз­нанными или неотличимыми, полностью или частично, отдельные звуки по их силе, звучности, высоте тона и последовательности. Это заставляет окружающих предположить, что ребенок плохо слышит. Описанное нарушение может симптоматически выразиться в форме задержки речевого развития. Если замедлена тактильно-кинестетическaя ориентировка, то результатом этого может стать снижение способности различать правую и левую стороны и слабость пространственной ориентировки.
Наряду c другими разнообразными проявлениями слабости частичных способ­ностей, относящихся к сенсорной ориентировке, различают частичную слабость способностей, относящихся к процессу восприятия и сохранения информации, ее ин­ теграции и воспроизведенния.
Легастения
- это синдром, который выражается в трудности обучения чтению и правописанию (LRS). Чтение текста не удается, так как ребенок «застревает» на «склеивании» букв или читает неправильные, произвольно видоизмененные слова. Повторение отдельных слогов происходит c ошибками. Типичным является перепутывание отдельных трудно дифференцируемых букв, например d, g, p, ь, или a, o. Встречается зеркальное написание слов или целых фраз, изменение правильной последовательности букв в слове, пропуски букв или повторное их написание, а также соскальзывание, восхождение или слияние при написании отдельных слов. Конечные слоги опускаются или, наоборот, повторяются. Центр тяжести описанного нарушения может находиться в разговорной или письменной речи. Встречается различная степень тяжести и комбинация со слабостью других способностей, например со специфическими расстройствами счета. Вторичные расстройства у детей c LRS: диссоциация, эмоциональные нарушения, включая агрессивность, психосоматические симптомы. Для диагностики частичной слабости способностей методом выбора является ней ропсихологическое тестирование. Для проведения тестирования необходимы специальные профессиональные познания. Необходимо также использовать различные методики тестирования, учитывать семейный и личный анамнез, неврологическое об­следование и современный психиатрический подход.
Терапия. При частичной слабости способностей, которая приобретает особое значение в школьном возрасте, особенно при LSR, функциональную тренировку можно рекомендовать только располагал знанием семейной ситуации ребенка. Опыт показывает, что слабость отдельных функций является выражением функциональных расстройств и динамики взаимоотношений в семье, которые не могут быть разграничены ни при помощи психологического тестирования, ни клинически. Если LRS яв­ляется, например, симптомом переоценки в семье школьной успеваемости ребенка, то этот симптом еще более усилится от назначенного лечения методом тренировки.
Продолжительность лечения методом тренировки функций составляет 1-2 года, при психотерапии - несколько лет. При этом назначаются лечебные занятия небольшой продолжительности в малых группах (4-6 детей). Используются различные вари­анты, от чисто терапевтических до учебных групп и групп для выполнения домашних заданий.

Лечение ребенка с поражением головного мозга.

Разъяснение родителям всех вопросов, связанных с нарушениями развития ребенка, требует того, чтобы врач отказался от роли «исцелителя» и приложил все усилия к проведению доверительного диалога с ними. Если врачу это удается, то можно считать, что сделан первый шаг в лечении ребенка. Ясность в вопросе о характере и причинах нарушений часто дает родителям ребенка возможность освободиться от груза фантазий o собственной вине, несостоятельности, никчемности и наказании. Если причину поражения установить невозможно, то это незнание должно быть признано и сообщено родителям. И, наконец, точное знание об ограниченных функциях ребенка важнее, чем вопрос о том, действительно ли имеется поражение головного мозга или это поражение мнимое. Убедившись в том, что их надежды на здорового ребенка обмануты, родители оказываются во власти глубоких нарцисси ческих переживаний, которые вызывают y них появление защитных механизмов. Их нужно распознать и переработать, для того чтобы лечение ребенка проходило успешно. Существуют различные виды защитной игры. Некоторые родители пытаются прибегнуть к самообману и считать ребенка здоровым до тех пор, пока это еще возможно (отрицание болезни), другие обвиняют врача-специалиста в некомпетентности и переходят от одного врача к другому (проекция), некоторые родители дают реакцию в форме самообвинения и соучастия в болезни ребенка, повышенных стра­хов, балования ребенка или, наоборот, отстранения его и заброшенности (формиро­ вание реакций). Иные родители «механизируют» отношение к ребенку, например, придавая большое значение ритуалу ухода, исключив из него эмоциональный ком­понент (изоляция), и т. д. Часто внутренняя амбивалентность родителей в отношении ребенка находит свое выражение в желании поместить ребенка в интернат. Если c родителями обсуждены неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подавленности наступает хорошее пони­мание больного ребенка. Это и есть наилучшая предпосылка успехов в лечении. Совет лечащего врача всегда должен согласовываться с субъективными и объектив­ными возможностями родителей и ребенка. B проведении лечения родители должны принимать на себя конкретные терапевтические задачи, например осуществление постоянных упражнений. При этом важно, чтобы построение терапевтического про­цесса было осмысленным, лечение целенаправленным и в ходе его проведения отмечались функциональные успехи ребенка. Наилучшим показателем хорошо освоенного терапевтического процесса является активное участие ребенка, который с удоволь­ствием отмечает достигнутые им успехи в улучшении функций. Новые виды лечения и более тонкая диагностика особенностей развития приве­ли к повороту от пассивного наблюдения к активным терапевтическим действиям в лечении детей c поражениями головного мозга. Раннее распознавание и возможно более раннее начало целенаправленного лечения уже в первые три года жизни значительно повышают шансы излечения, о чем свидетельствует накопленный опыт. B наиболее благоприятных случаях можно рассчитывать на полную компенсацию нарушений. B зависимости от характера нарушений показаны физиотерапия по Bobarth­Konig, применение вспомогательных аппаратов (например, слуховой аппарат уже в первый год жизни), логопедическое лечение, домашнее совершенствование речи, тренировка перцепции, музыка, лечение c помощью игр, терапия занятостью, лечебная педагогика и периодическое медикаментозное лечение. Так как стремитель­ный прогресс перинатальной медицины предполагает дальнейший рост числа жиз­неспособных детей группы риска с частичными поражениями головного мозга, составляющих в настоящее время примерно 10-20 %, то не следует переоцени­вать индивидуальное и социальное значение ранней терапии, a также профилак­тики вторичной невротизации.
Применение детской аналитической терапии показано также детям c вторичной невротизацией, страдающим недостаточным вниманием, когда ведущим симптомом является не страх, a расторможенность. Гиперактивные дети вряд ли испытывают страхи. Цель терапии - найти необходимый тон, созвучный восприятию ребенка, и дать ему ощутить страх как сигнал предостережения (например, красный свет светофора как сигнал, запрещающий переход улицы). Терапия может быть успешной, если врач как можно меньше обнаруживает свои намерения, если он добьется проникновения в чувства ребенка и вызовет у последнего оживление импульсов восприятия и защиты. Избранная врачом техника претерпевает изменения в той мере, в какой этого требует смещение акцента с влечений на усиление защитных механизмов. При этом перед врачом стоит цель переключить на родителей и воспитателей отобранные у них ранее функции.