Логопедический самомассаж мышц лица, губ. Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей Логопедический самомассаж для детей с движением рук

Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка – этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.

Логопедический массаж – очень действенная процедура, которая направлена на разработку проблемных зон языка и улучшение артикуляции

В каких случаях применяется?

Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: );
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.


Дефекты речи у ребенка требуют коррекции, иначе в будущем они станут серьезной проблемой, препятствием для многих видов деятельности. Массаж является одним из самых эффективных средств для исправления артикуляции

Какие проблемы исправляет массаж?

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
  • снижают проявление .

Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Приемы массажа для рук

Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.

Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: ). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук – обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:

  1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
  2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
  3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
  4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
  5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
  6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: ). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: ). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии – левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.


Родителям желательно освоить технику массажа у логопеда, а уж затем проводить сеансы самостоятельно. Такая перестраховка нужна, чтобы не навредить нежному артикуляционному аппарату

Массаж губ

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице – особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений – сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Инга Эйтенеер
Игровой массаж и самомассаж в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА

В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Доклад на открытом семинаре – практикуме : «Нарушения речи при поражениях нервной системы»

Составила :Учитель – логопед

Эйтенеер Инга Григорьевна

МБДОУ «Детский сад №207»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой части тела , а также на эластичность суставов и связок.

Логопедический массаж направлен на нормализацию произносительной стороны речи (речевого дыхания, интонационно – мелодической стороны речи звукопроизношения). Главная причина нарушения звукопроизношения – нарушения мышечного тонуса, который охватывает не только переферический речевой аппарат, но и общее изменение мышечного тонуса.

Цели логопедического массажа :

Формирование произвольных координированных движений артикуляционного аппарата за счет нормализации тонуса мышц, снижения проявлений парезов и параличей, синкинезий, гиперкинезов, речевых судорог, девиаций тремора и т. п.

Стимуляция проприоцептивных и кинестетических ощущений.

Улучшение объема и амплитуды движений.

Виды массажа :

Классический

Точечный (активизирующий и расслабляющий)

Инструментальный

Смешанный

Самомассаж

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым) . Самомассаж является средством , дополняющим воздействие основного массажа .

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа , проводимого логопедом , самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течении дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого . Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках , или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна) .

Обучая детей самомассажу , педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно , при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало) . Когда приемы самомассажа будут освоены детьми , возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно – проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Также использование стихотворного текста является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься. Веселые стихи и песенки, яркие образы, обыгрывающие массажные движения , их простота и доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект, педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы .

При выполнении логопедического самомассажа , как впрочем и классического и логопедического массажа и самомассажа рук и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований :

Помещение должно быть хорошо проветренным;

Одежда не должна стеснять движений;

Обязательно вымыть руки и лицо ребенка;

Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам;

Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;

Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);

Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже :

Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;

Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;

Разминание - смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;

Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка , бывает прерывистая и непрерывная.

Процедура логопедического самомассажа проводиться , как правило, по рекомендуемой схеме : массаж головы , мимических мышц лица, губ, языка.

Самомассаж мышц головы и шеи :

1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица :

1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.

3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.

5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.

6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.

7. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.

10. «Молоточек» - постукивание губ зубами.

11. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

12. «Пальцевый душ» - набрать воздух под верхнюю губу и легонько постукивать по ней кончиками пальцев, проделать тоже самое движение , набрав воздух под нижнюю губу.

13. «Нарисуем три дорожки» - движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

14. «Нарисуем кружочки» - круговые движения кончиками пальцев по щекам.

15. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

16. «Паровозики» - сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки, сопровождая словами : «чух – чух - чух» .

17. «Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев.

18. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам .

19. «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Самомассаж языка :

1. Поглаживание языка губами.

2. Пошлепывание языка губами.

3. Поглаживание языка зубами.

4. Покусывание языка зубами.

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

Помимо логопедического самомассажа в коррекционной оздоровительной системе ДОУ также эффективным средством как общего физического развития так речевого развития является самомассаж кистей рук , ног и тела. А также игровой массаж проводимый детьми друг другу . Последний прием особенно эффективен при работе с детьми , имеющими психологические сложности : неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижлежащими отделами центральной нервной системы.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира. Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер.

Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала (массажных мячиков , шариков Су-Джок, массажных ковриком и щеток , а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие , и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.

Ожидаемые результаты применения массажа :

в образовательном направлении :

усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы )

умение овладеть простейшими приемами;

в оздоровительном направлении :

расширение капилляров кожи;

ускорение циркуляции крови и лимфы;

усиление функций потовых и сальных желез;

влияние на обменные процессы;

улучшение подвижности связочного аппарата;

побуждение к активности;

в воспитательном направлении :

тонизирующее влияние на центральную нервную систему;

развитие положительных эмоций.

Список использованной литературы :

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : методика работы с дошкольниками , страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: «Каро» , 2005.

2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. – М : РУДН, 2007.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. логопедические упражнения . – СПб.: «Литера» , 2009.

4. Дьякова Е. А. Логопедический массаж . – М : «Академия» , 2005.

5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет . – М.: «Сфера» , 2009.

6. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение. – СПб.: «Литера» , 2010.

7. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Са-Фи-Дансе : танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - Пресс» , 2006.

Аннотация: Часто у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная иннервация мышц, участвующих в работе речевого аппарата. Одним из наиболее эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия, направленного на нормализацию мышечного тонуса и стимуляцию кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, является логопедический массаж. Многие логопеды не имеют специальных навыков для проведения логопедического массажа. Поэтому предлагаю вам приёмы самомассажа (как одного из видов логопедического массажа, не требующего специальных навыков), которые могут быть использованы логопедом как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование приёмов логопедического самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, подготавливает речевой аппарат ребенка, помогает сократить время коррекционного воздействия

Данная разработка предназначена для логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей детей, страдающих речевыми нарушениями .

Логопедический самомассаж. Основные приемы и техника проведения

Для чего нужен логопедический самомассаж?

Логопедический самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком или взрослым, страдающим речевой патологией. Целью данного массажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Применение логопедического самомассажа нормализует мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, стимулирует кинестетические ощущения, тем самым сокращает время коррекционной работы.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты дня ребенка.

Противопоказания к проведению самомассажа:

  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюктивиты;
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы;
  • стоматиты и др.инфекции полости рта;
  • чрезмерная психическая и физическая усталость
  • повышение температуры тела.

Показания к проведению логопедического самомассажа

Логопедический самомассаж показан детям с расстройствами речи. Особенно тем детям-логопатам, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов:

  • задержка речевого развития,
  • дислалия,
  • дизартрия,

то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

1. Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

2. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста
может составлять 5-10 мин.

3. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

4. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

5. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда, далее могут выполнять его самостоятельно.

6. Процедура самомассажа проводится по следующей схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка

7. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Основные приемы и техники проведения самомассажа

1. Самомассаж мышц головы и шеи.

- «Я-хороший». Движения обеих ладоней, расположенных на лбу, по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

- «Наденем шапочку». Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

2. Самомассаж мышц лица:

- «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

- «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиков пальцев по лбу.

- «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем.

- «Нарисуем усы». Движение указательным и средним пальцами от середины верхней губы
к углам рта.

- «Погладим подбородок». Тыльной стороной пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

- «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

- «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

3. Самомассаж ушных раковин.

- «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

- «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.

- «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 с

4. Самомассаж мышц языка.

- «Поглаживание языка губами». Просунуть язык сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его.

- «Пошлепывание языка губами». Пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя»

- «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами.

- «Поглаживание языка зубами». Просовывать язык между зубами и убирать его назад в полость рта.

Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребенка и развивает речь.

Сергеева С.В.,
логопед,
г. Саратов


Практическое пособие для учителей - логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей.

Описание: Часто у детей недоразвита мимическая мускулатура. Им необходим массаж и самомассаж. Особенно в нём нуждаются дети с дизартрическим компонентом речи, ринолалией, заиканием, афазией, алалией. Практическое пособие предназначено для учителей - логопедов, воспитателей коррекционных групп и родителей.
учитель - логопед, Клокова Светлана Вячеславовна, МБДОУ д/с № 39, г.Арзамас, Нижегородская область.
Цель: Активизация мышц лица ребёнка.

Самомассаж относится к нетрадиционным логопедическим технологиям. Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Также самомассаж может использоваться для профилактики дизартрическх расстройств у детей раннего дошкольного возраста.
Массаж – это метод лечения и профилактики с помощью механического воздействия на различные участки тела человека Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Ребята отрабатывают движения несколько раз сначала перед зеркалом, а затем без зрительного контроля. Самомассаж лица выполняется сидя, приняв удобную, спокойную позу. Болевые ощущения во время самомассажа не допускаются. Кожный покров лица, ротовая полость, губы должны быть не травмированы. Он может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, перед или после артикуляционной гимнастики.

Логопедический самомассаж лица.

Ручки разминаем, растираем, согреваем (сжимаем, разжимаем кулачки, потирание ладоней, хлопки).
И лицо ладошками нежно умываем (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Грабельки сгребают, все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки вниз подёргаем быстро, быстро, быстро (оттягивание ушных вниз).
Побежим от носа пальцами мы к ушкам (стучащими движениями перебегают от носа к ушам по массажным линиям)
Их вперёд сгибаем, мягко растираем (сгибание ушных раковин и их растирание)
Гладим щёчки по дорожкам: вверх, вверх, вверх (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Вверх натягиваем бровки: вверх, вверх, вверх (пальцами натягиваем кожу лба от середины бровей к волосам вверх 3 раза)
А теперь погладим губки: раз, два, три (гладят губы от середины к сторонам)
А ещё помнём мы губки по-смо-три! (растирают губы от середины к сторонам)
Поцелуем мы друг друга: чмок, чмок, чмок (вытягивание обеих губ вперёд, поцелуй).
Губки тянем влево-вправо
Хорошо! Ещё разок! (выполнять соответственно словам).
Губки бегают по кругу: раз, два, три! (круговые движения губами влево).
И в другую сторону: по-смо-три! (круговые движения губами вправо).
Губки мы погладим, пальцами скользя (гладят пальцами от середины губ до уголков рта).
Ведь они устали, им отдохнуть пора.
По дорожкам к носику мы пройдём (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
И от носа к ушкам мы дойдём (поглаживающее движение от крыльев носа к ушам).
Подбородок мы пощиплем, по дорожкам пробежим (пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам).
А теперь погладим шейку и тихонько посидим (Медленно гладят шею сверху - вниз)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Логопедический самомассаж Павлова Л.А, учитель-логопед, МБ ДОУ ЦРР д/с20 г.Сафоново

Логопедический массаж - метод коррекционно-педагогического воздействия при любой форме дизартрии. Чтобы проводить данную процедуру, нужны специальные знания и навыки. Существуют приемы самомассажа, которые учитель-логопед может использовать в своей работе.

Самомасаж - это массаж, который ребенок, страдающий речевой патологией, выполняет себе сам. Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект как и массаж.

Цель логопедического самомассажа -стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Причины, по которым полезен самомассаж: Можно провести самомассаж не только индивидуально, но и фронтально с группой детей. Можно делать несколько раз в день, практически в любой режимный момент дошкольного учреждения. Его применение не требует специального медицинского образования.

Основные правила самомассажа: Один сеанс должен длиться около 5-10 минут; Каждое движение выполнять около 5 раз; Один сеанс может состоять только из нескольких приемов, которые могут меняться в течение дня; Все используемые предметы являются индивидуальными, одноразовыми.

Перед самомассажем требуется умыть ребенка; Дети должны делать самомассаж сами, сначала имея зрительный контроль, а затем и без него. Когда дети изучат все приемы, то массаж можно будет проводить под тихую музыку или под стихотворное произведение.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой логопедом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж пальцев рук Упражнения, которые способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, тем самым улучшая и тактильную чувствительность артикуляционного аппарата, – это сорока-ворона, горошины, мячики, ежики, сухие бассейны. Упражнения, которые развивают взаимодействие между полушариями в мозге: «Ножки», «Поочередное скрепление пальцев», «Ладонь-кулак».

Самомассаж пальцев рук Укрепляет сердечную мускулатуру прямой массаж сердца через массаж левого мизинца руки. Речевые зоны активирует массаж указательных пальцев.

Виды самомассажа Общий самомассаж шеи, туловища, головы (можно проводить как физкультминутку).

Самомассаж мышц головы и шеи « Я хороший ». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. « Наденем шапочку ». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам

Самомассаж мышц лица « Рисуем брови ». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. « Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

« Веселый клоун» Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости. « Нарисуем три дорожки ». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

Массаж мышц лица (губ, щек) – укрепляет круговую мышцу рта, мышцы губ и щек. Повышенный тонус мышц -это спастическая форма дизартрии: активные движения губ и языка затруднены, губы напряжены и плотно сомкнуты, кончик у языка не выражен, спинка у языка изогнута, язык оттянут назад и напряжен. Если делать массаж мышц щек, то мышцы языка будут рефлекторно расслабляться.

Когда шипящие произносятся «щечно» (щеки раздуваются) или мышцы щек вялые, можно делать массаж на их укрепление.

Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз). Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями). Смышлёные (слегка пощипать щёки) Учёные (пальцевой душ) Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

Самомассаж с помощью мячиков,бигудей

массажные мячи В продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые, надувные, из папье-маше и т.д.

Мяч для самомассажа подбираем каждому ребенку индивидуально, в зависимости от тонуса мышц и цели воздействия. Так при высокой спастичности мышц ребенку требуется мягкий, с маленькими “шипами” мяч. И наоборот, для повышения тонуса артикуляционной мускулатыры подбираем более плотный, с высокими “шипами” мяч. В обоих случаях, мячи должны легко умещаться в руке ребенка и не должны быть грубыми, чтобы не травмировать кожу малыша.

самомассаж с помощью мячей по схеме

Артикуляционные движения как приемы самомассажа: -Шарики, т.е. нужно гонять воздух из одной щеки во вторую. - Хлопушка – нужно надуть щеки, а потом слегка бить по ним кулачками, чтобы воздух с шумом выходил наружу.

Самовар – надо надуть щеки сжать губы, а потом пропустить воздух сквозь губы, произнося при этом звук «П». - Рыбка – нужно несколько раз сразу открывать рот, а потом быстро его закрывать, надувая при этом щеки. В итоге можно будут услышать тихие хлопки, которые издает запертый во рту воздух.

Упражнения на укрепление губ - Лесенка – нужно указательным пальцем перебирать на губах и произносить звук, который похож на Б-Б-Б. -Индеец – надо рот открыть широко и произносить звук «А» и при этом похлопывать ладошкой во рту, то прикрывая, то открывая его.

Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Кисточка – нужно кисточкой, у которой мягкий ворс проводить по губам ребенка. - Расчёска – надо слегка прикусить нижнюю губу и пару раз поскоблить ее верхними зубами, как будто причесываем ее. Потом нужно прикусить верхнюю губу и скоблить ее точно также нижними зубами.

Прятки – следует втянуть губы так, чтобы снаружи их не было видно, а потом расслабить их и выпустить. Когда они спрятаны, можно несколько раз провести по губам языком. Такое упражнение сохраняет естественный цвет губ у девочек, а мамам помогает предотвратить появление второго подбородка и мелких морщина на губах.

Проговаривание слогов: аппа, абба, амма. Проговаривание вместе с детьми скороговорок, начиная с легких. Упражнения с присоской. если губы слабые

Упражнение с бинтом – первое - сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе - бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье - зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д.

Упражнение с бинтом

Упражнение с пуговицей - 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.

Упражнение с пуговицей

Самомассаж мышц языка При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

Самомассаж мышц языка Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок. Упражнения – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..

Самомассаж мышц языка Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

Массаж горошинами - переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке. Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить Самомассаж мышц языка

Самомассаж языка Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка). Массаж через салфетку

Массаж с помощью груши. Особенно подходит для тех детей, которые сильно смягчают согласные. Стимулирует жевательные мышцы и кинестетические ощущения. Надо взять детскую спринцовку № 1, сложить ее вдвое, обмакнуть в сиропе сложенную часть, и положить ребенку в рот, но так чтобы кончик языка был снаружи. Предложить ребенку пожевать. Чтобы усложнить упражнение нужно сложить спринцовку в 4 раза.

Самомассаж языка грушей

Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движений жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж дети могут делать после дневного сна, занятий по релаксации, утренней зарядки. Самомассаж также можно включить в логопедические занятия. Выполняя процедуру самомассажа, ребенок не должен испытывать дискомфорт, а наоборот эти движения должны приносить удовольствие.

Выводы Использование этих приемов самомассажа при работе над коррекцией произношения, дает неоценимую поддержку логопеду, увлекает, готовит речевой аппарат ребенка и развивает его речь.

Использованная литература: Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» - М.: Издат. центр «Академия», 2005 г. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» - М.: ТЦ Сфера, 2003 г. Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» - СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином Пресс, 2005 г. О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» - М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г. http://baby-like.ru Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.завед.. –– М.: Изд. центр «Академия», 2003

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!