Патология внимания психиатрия. Расстройство памяти и внимания. Диагностика Расстройства памяти и внимания

Лекция по психиатрии №4

Патология внимания. Патология воли. Патология эмоций.

Внимание - процесс сквозной, незавершенный как бы пронизывает всю психическую сферу: направленность психической активности на объект. Внимание может быть пассивным (ориентировочный рефлекс) и активным (произвольное, с его помощью мы общаемся с окружающей средой). Внимание характеризуется способностью к концентрации (способность работать в шуме) и способностью к переключаемости.

Патология внимания.

    истощаемость - человек долго не может удержать активное внимание; характерно для всех расстройств астенического круга, главным образом астенического синдрома, неврастении. Это выявляется в беседе.

    Отвлекаемость внимания - наблюдается как при астенических так и при маниакальных состояниях (легкая патологическая переключаемость).

    Затрудненная переключаемость - характерна для эпилепсии, ограниченных поражений головного мозга (застреваемость). Объем внимания - возможность делать несколько дел одновременно. Сужается при сосудистых заболеваниях головного мозга (атеросклероз).

ВОЛЯ - осознанная целенаправленная психическая активность. Патология воли (на примере пищевого инстинкта) :

    Булимия - усиление пищевого инстинкта - наблюдается при идиотии, сахарном диабете и т.д.

    Анорексия - ослабление пищевого инстинкта. Встречается при астении, депрессии.

    Извращение пищевого инстинкта - копрофагия - поедание испражнений при шизофрении.

На примере инстинкта самосохранения - часто встречается ослабление, выражающееся в суицидных мыслях и попытка, бывает при депрессивных состояниях.

Патология собственно волевого поведения.

    Усиление - гипербулия. Появляется при сверхценных идеях, некоторых видах бреда. Например, при бреде ревности, дабы доказать неверность своей жены, больной предпринимает очень много усилий: круглосуточно следить за ней, звонит на работу, допрашивает и т.п. также наблюдается при всех формах болезненных пристрастий (алкоголизм, наркомания).

    Гипобулия - снижение воли, встречается при астении, депрессии. Бывает постоянно прогрессирующей вплоть до абулии - у человека нет мотивации к деятельности, встречается у больных шизофренией.

    Парабулия - извращение волевой активности. Проявляется в кататонической симптоматики: Немотивированное противодействие:

    негативизм - больного просят дать руку, а он ее прячет за спину.

    мутизм - немотивированное молчание

    отказ от еды

    задержка физиологических отправлений

Пассивная подчиняемость (эхо - симптомы)- человек делает что - либо, то что делают окружающие:

    эхолалия - пассивное повторение слов окружающих

    эхопраксия - повтор действия окружающих

    эхомимия - повтор мимики

Восковая гибкость - человек очень долго держит приданную ему позу. Сейчас встречается в виде симптома воздушной подушки - больной лежит на спине, а голова его не на подушке, а над нею.

Стереотипы:

    двигательные

Все проявления кататонической симптоматики можно объединить в два синдрома:

    кататонический ступор - человек лежит неподвижно с явлениями восковой гибкости, с негативизмом, с мутизмом.

    кататоническое возбуждение - хаотическое, нецеленаправленное, с явлениями эхосимптомов.

Эмоции человек испытывает постоянно: он доволен или недоволен, у него хорошее настроение или не очень хорошее. Эмоции пронизывают всю личность человека, могут ускорять или замедлять мышление, воздействуют на волевые процессы, на всю саму в целом. Эмоции участвуют в патогенезе многих заболеваний; их трудно как-то квалифицировать, можно лишь сравнивать у одного человека.

Об эмоциях человека можно судить по вегетативным признакам, биохимическим (эндокринологически), АД и пульсу. Имеет значение выражение глаз, складочки век, лица, поза больного.

Эмоции - выражение отношения человека к чему-то, очень тонкий и чувствительный механизм саморегуляции человека в его взаимоотношениях с миром внешним и внутренним то есть эмоции нужны для адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, они руководят нашей жизнью.

Эмоции свойственные не только человеку, но и животным и даже растениям.

Эмоции делятся по длительности:

    собственно эмоции или эмоциональное реагирование человека

    настроение - основной тон эмоций на более или менее длительном промежутке времени

Здесь можно провести следующую аналогию: существуют 2 понятия - климат и погода. Климат - на определенном участке суши есть величина постоянная, но в условиях этого климата сегодня светит солнце, а завтра идет дождь. Так вот, климат - это собственно эмоции а погода - настроение.

Аффекты - эмоции бурные, сопровождающиеся двигательным разрядом.

Иерархическое построение эмоций.

    Низшие, связанные с инстинктами (голоден - плохо, поел - хорошо).

    Потребности - инстинкты, пропущенные через социальную призму (человек голоден, но он не будет жевать сырое мясо и сырую крупу, а все приготовит, потушит, пожарит). Здесь формируется 2 этап - эгоистические эмоции.

    Высшие эмоции (этнические, эстетические, моральные, нравственные). В большинстве своем люди ни грабят, ни крадут, ни убивают, ни насилуют не потому что боятся, а потому что существуют высшие эмоции (чувства).

Патология эмоционального реагирования.

    Усиление

    эмоциональная лабильность - при астении

    эмоциональное слабодушие, характерно для астении, атеросклероза сосудов головного мозга.

Оба эти варианты усиления эмоций могут встречаться вместе при неврастении, тогда говорят о раздражительной слабости.

    Ослабление

    эмоциональное оскудение - тот самый случай, когда исчезают высшие эмоции, а на первый план выходят эгоистические эмоции. Человек интересуется лишь собственным благополучием, ему неинтересно политика, искусство, живопись, книги и т.д. человек становится лживым (может обмануть ради собственной выгоды). Это характерно для алкоголизма, органических заболеваний головного мозга.

    Эмоциональная тупость - характерна для шизофрении, и только для нее. В данном случае страдают все три этажа иерархического построения эмоций.

    Отсутствие эмоций - апатия. Эмоционального реагирования нет. “Как дела” - “Ничего”. Психиатры апатию называют бодрствующая кома, смерть с открытыми глазами. Апатия может исходным состоянием шизофрении.

    Извращение эмоционального реагирования - характерно только для шизофрении:

    эмоциональная неадекватность. Больной разговаривает на неприятную для себя тему, а на лице его улыбка

    амбивалентность - одновременное сосуществование различных, противоположных эмоций: нравится - не нравится, любовь - ненависть. “ Я его люблю, а он меня - нет. Поэтому я его, любимого, начинаю ненавидеть, а для того, чтобы он никому не достался, я его убью, любя” Таким образом, для шизофрении можно выделить три А: атаксия, абулия, апатия.


Внимание – это способность человека сконцентрироваться на определенном предмете, мысли и т.д. За эту деятельность отвечает головной мозг. необязательно может быть спровоцирован патологическими изменениями в головном мозге и центральной нервной системе, рассеянность человека может вытекать из хронической усталости, утомленности, недосыпа и голода. Процесс снижения концентрации также неразрывно связан и с возможным ухудшением памяти.

Многие люди игнорируют данные сигналы, считая их настолько мелкими, что они не стоят даже одного похода к врачу. Между тем, это может таить в себе определенную угрозу. Хорошо, если первопричиной этого стала простая усталость на работе, однако существуют ситуации, при которых нарушение внимания и памяти вызвано или черепно-мозговой травмой, особенно в лобной части.

Также данные признаки у ребенка часто не вызывают мысли у родителей записаться на прием к специалисту. Ребенок тем временем может страдать от аномалий , и нарушение внимания при этом может относиться к самым ярким внешним симптомам.

Признаки:

  1. невозможность сконцентрироваться на определенной деятельности здесь и сейчас (чтение, просмотр ТВ, прием пищи). У ребенка данные сигналы могут казаться не , а, наоборот, неотъемлемыми чертами развития. Однако это ненормально – человек легко отвлекается от одного занятия и начинать выполнять совершенно другие действия, не вникает в детали происходящего. Если он разговаривает с кем-то, то о данной беседе он знает лишь поверхностно, не понимая всей ее сути. В медицине это называется блуждающим вниманием;
  2. рассеянность, или порхающее внимание. Имеет те же самые признаки. При рассеянности и без того слабо сфокусированное внимание переключается с одного предмета на другой непроизвольно. Например, человек читает книгу, и если во время чтения он вдруг услышит разговор, его головной мозг “отбрасывает” книгу и начинает вслушиваться в детали беседы. Так, если во время разговора внезапно он услышит музыку у соседей, он так же непринужденно отвлечется от беседы и начнет вникать в слова песни. Этот тип типичен для школьников до 10 лет и для старых ослабленных людей;
  3. неспособность переключиться с одного предмета на другой (невнимательность ученого). Характеризуется предельной концентрацией на чем-то одном. Данный тип является антиподом двух предыдущих. Человек неспособен отбросить одно занятие и заняться другим. Этот тип очень распространен в природе, при этом со стороны может показаться, что такая твердая концентрация – это достоинство. Но наблюдая за человеком, страдающим данной патологией, постоянно, можно убедиться, что это отклонение от нормы. Например, человек работает на компьютере и настолько углубляется в данное занятие, что никакие другие предметы отвлечь его не могут. Его могут звать друзья, но он не откликнется. И это вовсе не акт игнорирования, это нездоровая концентрация головного мозга;
  4. старческая рассеянность – неспособность переключать внимание. Существует и кардинальное отличие – старческой рассеянностью страдают люди после 70 лет. Концентрация их внимания и так априори мала, а невозможность его переключать вытекает из невозможности головного мозга получать и обрабатывать все новую и новую информацию;
  5. слабая концентрация внимания со слабой переключаемостью – возникает в основном при переутомлении, стрессе, психическом расстройстве у взрослых;
  6. чрезмерная эмоциональность. Характеризуется частыми сменами настроения, гневом, раздражительностью и неспособностью сфокусироваться на определенном предмете. Беспокойство и волнение может вызвать эмоциональное расстройство, которое скажется на состоянии памяти и внимания.

Группы

Медицинские эксперты выделяют три группы:

  1. гипопрозексия;
  2. гиперпрозексия;
  3. парапрозексия.

Гипопрозексия – это ослабление внимания, его недостаток. Для этой группы типичны такие состояния, как рассеянность, повышенная отвлекаемость, ограниченность в предметах, на которые человек может обратить внимание. Гипопрозексия может возникать как при переутомлении и отсутствии отдыха, так и при маниакальных синдромах, черепно-мозговых травмах, патологиях в строении и развитии мозга.

Гиперпрозексия – это повышенное внимание и сфокусированность. Является кардинально отличающейся от гипопрозексии группой. Для нее типичны неподвижность внимания, пространственные непроизвольные задержки внимания, чрезмерная концентрация на каком-либо объекте или мысли, идее. Гиперпрозексия может , патологии в строении коры головного мозга, при стрессовых состояниях и депрессиях.

Парапрозексия – самая тяжелая форма заболевания. Данная группа характеризуется несоответствием объекта, находящегося во внимании, и тем, что происходит на самом деле. Иными словами, при парапрозексии человек концентрирует внимание на своих вымыслах, галлюцинациях, бредовых идеях. Ученые полагают, что парапрозексия возникает как патология из-за чрезмерной концентрации внимания на чем-либо. Соответственно, нервная система не выдерживает и в какой-то момент дает сбой, что выливается в галлюцинации.

Парапрозексии имеют и обратную сторону, когда возникают у абсолютно здоровых людей. Например, студент, усиленно готовящийся к экзамену, может не слышать окружающие его разговоры или слышать то, о чем на самом деле никто не говорил. Однако в данном случае парапрозексия – это не патология, а лишь следствие излишней временной сосредоточенности.

Причины

Причины кроются как в бытовых проблемах, так и в органических и функциональных поражениях отделов головного мозга. Следовательно, симптомы, основанные не на заболеваниях, со временем проходят. А вот патологии в работе головного мозга бесследно не проходят и вызывают наряду с ухудшением внимания и памяти еще массу ярких симптомов.

Можно выделить следующие причины:

  1. бессонница;
  2. стрессы и эмоциональные расстройства;
  3. усталость и переутомление;
  4. возрастные изменения;
  5. чрезмерное интеллектуальное напряжение;
  6. черепно-мозговые травмы;
  7. патологии в работе и функционировании головного мозга.

Первые симптомы

Нарушения внимания могут проявить себя не сразу. Сначала появятся первые признаки, которые в процессе жизнедеятельности человек может и не заметить. Однако каждому важно знать, какие же первые симптомы сопровождают данное заболевание:

  1. суетливость, неусидчивость (особенно у детей);
  2. ухудшение памяти;
  3. кратковременное ухудшение зрительных и слуховых функций;
  4. импульсивность;
  5. раздражительность;
  6. опасения и страх за что-то, что должно произойти в будущем.

Пожилые люди более всего подвержены развитию патологии из-за возможных патологий в головном мозге. Яркими причинами нарушения внимания могут стать атеросклероз и возникающие при нем бляшки на сосудах, болезни позвоночника, остеохондроз, то есть в основном недуги, влияющие на работу кровеносных .

Лечение

В зависимости от первопричины заболевания пациента могут записать на прием или к психологу (при стрессовых состояниях), или на процедуры МРТ (при поражении головного мозга, ).

При нарушениях памяти при патологиях в работе головного мозга врач обычно назначает медикаментозное лечение следующими препаратами: Фенотропил, Пирацетам, Пикамилон, Глицин. Они действуют целенаправленно, улучшая кровообращение в головном мозге.

Также терапия может включать в себя иглорефлексотерапию, лечебные и водные процедуры, массаж, методику психологической и педагогической коррекции внимания.

Видео

Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Патология внимания

Патология внимания

Нарушение внимания является одним из самых важных симптомов патологического состояния мозга, и его исследование может внести важные данные в диагностику мозговых поражений.

При массивном поражении глубоких отделов мозга (верхнего ствола, стенок третьего желудочка, лимбической системы) могут иметь место тяжелые нарушения непроизвольного внимания, проявляющиеся в виде общего снижения активности и выраженных нарушений механизмов ориентировочного рефлекса.

Эти нарушения могут носить разный характер:

1) характер выпадения. Нарушение проявляется в том, что ориентировочный рефлекс нестойкий и быстро угасает;

2) характер патологического раздражения стволовых и лимбических систем, в результате которого раз возникшие симптомы ориентировочного рефлекса не угасают и в течение длительного времени раздражители продолжают вызывать неугасимые электрофизиологические и вегетативные (сосудистые и двигательные) реакции.

Иногда обычные признаки ориентировочного рефлекса могут принимать парадоксальный характер, раздражители начинают вызывать вместо депрессии экзальтацию альфа - ритма или вместо сужения сосудов в ответ на предъявление сигналов их парадоксальное расширение.

В клинической картине эти нарушения сказываются в том, что больные проявляют резкие признаки вялости, инактивности и либо вообще не отвечают на раздражения, либо отвечают на них только при постоянных дополнительных раздражителях. В случае патологической перевозбужденности мозговых систем верхнего ствола и лимбической области больные, наоборот, проявляют признаки повышенной возбудимости, испытывают постоянную тревогу, повышенную отвлекаемость любыми раздражениями и эмоциональными возбуждениями.

Особенное значение для клиники имеют нарушения произвольного внимания. Они проявляются в том, что больной легко отвлекается на каждый побочный раздражитель, однако организовать его внимание, поставив перед ним определенную задачу или дав соответствующую словесную инструкцию, оказывается невозможно. В психофизиологических исследованиях это можно видеть, если после того, как у больного угасли признаки ориентировочного рефлекса, предъявлять ему соответствующую задачу, например, считать сигналы, следить за их изменением и т. п. Если в норме такая инструкция, как мы уже видели выше, приводит к стабилизации электрофизиологических симптомов ориентировочного рефлекса, то при мозговых поражениях адресованная больному речевая инструкция не вызывает никакого упрочнения ориентировочной реакции.

Наиболее типичные примеры нарушения высших форм внимания дают больные с поражением лобных долей мозга (особенно их медиальных отделов). У этих больных часто нельзя наблюдать никакого выпадения ориентировочного рефлекса на внешние сигналы; иногда их непроизвольное внимание бывает даже повышенным, и больной легко отвлекается на каждое побочное раздражение (шум в палате, открытие дверей и т. п.); однако сосредоточить его на выполнение какого - либо задания, поднять тонус мозговой коры речевой инструкцией оказывается невозможно, а предъявление речевой инструкции (считать сигналы, следить за изменением) не вызывает у такого больного никаких изменений в электрофизиологических и вегетативных симптомах ориентировочного рефлекса. Иногда этот тип нарушений, являющийся физиологической основой изменения поведения у больных с поражением лобных долей мозга, оказывается основным для их диагностики.

Характерно, что такой тип нарушения речевой регуляции ориентировочного рефлекса имеет место только при поражениях лобных долей мозга и не встречается при поражении других отделов. Это говорит о той исключительной роли, которую лобные доли мозга человека играют в процессе образования прочных намерений и в осуществлении контроля над протеканием поведения.

Естественно, что такие формы нарушения произвольного внимания приводят к существенным изменениям всех сложных психологических процессов. Именно в силу этих нарушений больные с поражением лобных долей мозга отличаются следующим:

1) оказываются не в состоянии сосредоточиться на решении предложенной им задачи;

2) не могут создать прочную систему избирательных связей, соответствующую данной им программе действий;

3) легко соскальзывают на побочные связи, заменяя планомерное выполнение программы импульсивно возникающими реакциями на любой побочный раздражитель или на повторение раз возникших стереотипов, которые давно потеряли свое значение, но легко срывают начавшуюся целенаправленную деятельность.

Вот почему легкая утеря избирательности в выполнении любой интеллектуальной операции является одним из существенных признаков поражения лобных долей мозга.

Существенные нарушения внимания могут иметь место и при тех заболеваниях мозга, которые характеризуются патологическим тормозным (фазовым) состоянием коры.

При таких состояниях (характерных для резкого истощения или сноподобных - «онейроидных» состояний) описанный И. П. Павловым «закон силы», при котором сильные раздражители вызывают сильные, а слабые - ослабленные реакции, нарушается.

В относительно нерезких «фазовых» состояниях коры как сильные, так и слабые раздражители начинают вызывать одинаковые реакции, а при дальнейшем углублении этих состояний, известном как «парадоксальная фаза», слабые раздражители начинают вызывать даже более сильные реакции, чем сильные раздражители.

Естественно, что при таких состояниях устойчивое внимание к поставленной задаче становится невозможным, и внимание начинает легко отвлекаться всякими побочными раздражителями.

Отличие нестойкости произвольного внимания от тех грубых форм его нарушения, которые возникают при поражениях лобных долей мозга, заключается в том, что в этих случаях мобилизация внимания путем усиления мотивов, обращение к опорным вспомогательным средствам и упрочение речевой инструкции приводит к компенсации его недостатков. В то время как при поражении лобных долей, разрушающем основной механизм регуляции произвольного внимания, этот путь может не давать нужного эффекта. Нестойкость произвольного внимания возникает не только при выраженных патологических состояниях мозга, но и при таких состояниях нервной системы, которые вызываются истощением и неврозами, иногда она отражает индивидуальные особенности личности. Поэтому исследование устойчивости внимания с применением всех объективных психофизиологических и психологических методов может иметь большое диагностическое значение.

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

4.6. Патология смысловой регуляции В данном разделе мы намерены обобщить и систематизировать имеющиеся в литературе данные о различных видах нарушений в смысловой регуляции и строении смысловой сферы личности при психических и психосоматических

Из книги Новые рубежи человеческой природы автора Маслоу Абрахам Харольд

Часть I. Здоровье и патология. 1. К гуманистической биологии.Мои искания в психологии заставляли меня двигаться во всевозможных направлениях. Некоторые из них выходили за пределы обычной психологии - по крайней мере, в том ее понимании, какому я был обучен.В тридцатые

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Патология памяти Патологические состояния мозга очень часто сопровождаются нарушением памяти; однако до последнего времени очень мало известно было о том, какими психологическими особенностями отличаются нарушения памяти при различных по локализации мозговых

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Удовлетворение и патология За последние годы жизнь, безусловно, кое - чему научила нас в отношении патологии материального (низшие потребности) изобилия, результатами которого являются скука, эгоизм, чувство элитарности или «заслуженного» превосходства, остановка в

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Патология воли

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Патология Если ревность близка к патологии, человеку все равно, к чему ревновать – к прошлому, настоящему или будущему. Он не может забыть, что когда-то его жена взглянула на другого, была кем-то увлечена. Он готов приревновать жену к старику, который старше ее на 40 лет, или

автора Кернберг Отто Ф.

ТЯЖЕЛАЯ ПАТОЛОГИЯ СУПЕР-ЭГО Переходя от темы влияния нормального или умеренно патологического Супер-Эго на любовную жизнь пары к вопросу о последствиях тяжелой формы патологии Супер-Эго, мы начнем с утверждения о том, что чем больше патология, тем более ограничена и

Из книги Отношения любви [Норма и патология] автора Кернберг Отто Ф.

9. МАЗОХИСТИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

16. Патология и мотивация До сих пор речь шла о мотивации и мотивах «в норме», у здоровых людей. Однако имеется и медицинский аспект мотивации, когда, с одной стороны, наблюдаются нервно-психические расстройства, возникающие на основе неудовлетворенных потребностей,

Из книги Половая психопатия автора Крафт-Эбинг Рихард фон

Из книги Причины болезней и истоки здоровья автора Виторская Наталья Мстиславовна

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Норма или патология? Слова, которые эффективнее всего помогают повысить критическую осознанность и стыдоустойчивость, – это: «Ты не одна». Когда участницы исследования говорили о критической осознанности, фразы «надо понять, что ты не одна», «хочется знать, что ты не

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Патология и «обратный свет» При просмотре видеозаписей своих лекций, я замечаю один из моих типичных двойных сигналов. Я часто смотрю в пол, когда говорю. Я могу передавать информацию другим людям, но в то же время, я смотрю в пол - двойной сигнал. Я посылаю аудитории два

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Все психические процессы как формы сознания характеризуются протяженностью во времени (процессуальностью) и своим специфическим содержанием (признаки предмета при ощущении, образ его при восприятии, понятие при мышлении и т. д.). Внимание, в отличие от этого, не имеет своего специфического содержания, оно показывает направление психической деятельности человека и входит стороной во все ее формы, поскольку они направлены на деятельность.

Участие внимания в восприятии придает ему активный, действенный характер: человек не только слышит, но слушает; не только видит, но смотрит, всматривается и т. д., благодаря чему содержание восприятия переживается более четко, ярко и абсолютные его пороги изменяются в сторону повышения чувствительности анализатора. Таким образом, внимание - это сосредоточенность человека на каких-то мыслях и предметах, направленность его психической деятельности на определенный объект, благодаря чему он воспринимается и осознается с особой яркостью и рельефностью.

В психологии выделяются два типа внимания - непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное (или пассивное) внимание возникает само по себе, без особого и специального усилия со стороны личности, в силу свойств вызвавшего его объекта и заключенного в нем самом интереса. Возникая непроизвольно, оно спонтанно же и затухает, чтобы вновь возникнуть под влиянием другого раздражителя: внезапный грохот на стройплощадке, мимо которой проходит человек, неожиданная вспышка света в зоне электросварки и т. п. В отличие от этого, при активном, произвольном внимании человек сознательным усилием воли избирательно сосредоточивается на узком круге мыслей или нужных ему представлений. Типично отсутствие для субъекта интереса в самом объекте - группе мыслей или представлений, но нужность и полезность сосредоточенной работы над ним, так же, как и избирательность этого объекта внимания. Крайне характерны для произвольного внимания активное стремление субъекта во что бы то ни стало сосредоточиться на нужных мыслях, это усилие над собой, несомненный нервный труд, особенно ощутимо переживаемые в самом начале формирования активного внимания, т. е. в процессе «врабатывания». В дальнейшем же это усилие над собой, по мере работы в режиме активного внимания, все более ослабевает, вместе с чем нивелируется и обусловленное им общее психическое напряжение. Физиологическим механизмом внимания являются доминантные очаги возбуждения в головном мозге, локализующиеся в подкорковых структурах и первой сигнальной системе при непроизвольном внимании и в коре головного мозга - главным образом в пределах второй сигнальной системы - при активном, произвольном внимании. И это четко выявляется в качестве активного внимания и в психическом состоянии субъекта в целом, в частности, при попытке решения им какой-то сложной математической задачи. В самом начале дела, когда он обескуражен сложностью задачи и еще не видит путей ее решения, он испытывает наибольшие трудности сосредоточиться на ней и наибольшее же общее психическое напряжение, поскольку доминанта в коре еще не сложилась и любые внешние раздражители (отвлекающие помехи в работе, мешающие сосредоточиться) успешно с ней конкурируют. По мере того, как он замечает подходы к решению задачи, к нему приходит интерес (затем охватывающий его), нервный труд и общая психическая напряженность, ослабевая, спадают на-нет (что определяется формированием в сознании доминанты), а посторонние раздражители (прежние «помехи» в сосредоточении) уже нисколько не мешают субъекту, но даже как бы стимулируют его, став субдоминантными и вливая в доминанту свое возбуждение. Хотя активное внимание качественно отличается от непроизвольного, их не следует отрывать друг от друга, так как активное внимание в онто- и филогенезе человеческого сознания вырастает из пассивного.

Внимание как своеобразная психическая функция характеризуется рядом важных свойств.

Концентрированность , или сосредоточенность , внимания означает непосредственную связь внимания с объектом или каким-то событием в окружающем, определяет силу этой связи. Концентрация, сосредоточенность - это главный факт, в котором проявляется внимание. В зависимости от этого его свойства внимание может быть либо концентрированным, либо распыленным, флюктуирующим. Объем внимания определяется количеством находящихся в поле внимания однородных объектов (чисел, предметов и т. п.), не зависящих друг от друга и не связанных между собой. По этому признаку объем внимания может быть оценен как широкий или узкий. Однако важно иметь в виду степень связности находящихся в поле внимания объектов: объем внимания изменяется по мере выявления какой-то связности между объектами, и он приобретает уже совсем иное качество (и, соответственно, измерение) при превращении разрозненных объектов во взаимосвязанную их группу, которая может быть осмысленно понята и сгруппирована.

Распределяемость внимания оценивается количеством разнородных объектов, которые одновременно могут находиться в центре внимания. При этом субъект одновременно может совершать несколько серий действий или обслуживать несколько самостоятельных процессов, сохраняя над ними надлежащий контроль и не допуская снижения уровня каждого из этих действий и их эффективности по сравнению с тем, как если бы они исполнялись солитарно. В художественной литературе упоминается, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Так что по этому свойству внимание может быть не только однофокусным, но и двух-, трех- и многофокусным, что обусловлено возможностью сосуществования в ЦНС нескольких сбалансированных в своих взаимоотношениях рабочих доминант.

Устойчивость внимания - это временная характеристика его концентрации, измеряемая продолжительностью его сосредоточенности.

Оценка внимания по этому его качеству показывает, что оно может быть длительно устойчивым там, где по мере углубляющегося знакомства с объектом внимания в нем раскрываются все новые стороны и аспекты, обусловливающие возрастающий интерес субъекта и поддерживающие сосредоточенность внимания. И, напротив, оно теряет сосредоточенность и становится неустойчивым, ведет к отвлекаемости в случае совершенного отсутствия новизны в объекте внимания, т. е. как бы отсутствия перспективы в сознании. При этом следует иметь в виду, что устойчивость внимания не идентична его неподвижности, так как подразумевает сохранность связи с объектом лишь при сохранности первоначальных условий во время его формирования.

Переключаемость внимания состоит в возможности экстренно освобождаться из одних установок и включаться в новые с учетом изменяющихся условий, т. е. то свойство внимания, которое обеспечивает ему достаточную гибкость. Это сознательное переключение внимания (с одного объекта на другой), позволяющее адекватно ориентироваться в быстро меняющейся сложной обстановке и вовремя оценить изменчивую же значимость различных ее элементов.

Знание различных свойств внимания необходимо психиатру, так как помогает ему четко определить, какие именно стороны этой психической функции преимущественно «заинтересованы» при данном заболевании и какова их значимость и удельный вес в совокупной картине психопатологических расстройств у конкретного больного.

Так, при неврозах, особенно при неврастении, преимущественно страдает концентрация внимания, при церебральном атеросклерозе - объем и особенно - распределяемость; при маниакально-депрессивном психозе - устойчивость внимания, а при эпилепсии и текущих органических процессах в головном мозге - его переключаемость.

Симптомы, относящиеся к преимущественной патологии внимания, обусловлены расстройством всякий раз различных свойств этой психической функции (сосредоточенности, распределяемости, устойчивости и др.).

Слабость активного внимания заключается в том, что больному очень трудно сосредоточиться на нужном круге представлений и идей, необходимых ему по роду работы (чаще умственной) или иного целевого занятия. Особенно труден именно начальный этап этого процесса, усилие вступить в связь с нужным кругом мыслей и представлений в связи с более или менее резким ослаблением концентрации внимания. Характерна для неврозов (особенно для неврастении) и неврозоподобных состояний.

Повышенная отвлекаемость или слабость активного внимания и патологическое преобладание внимания пассивного. Лишь на короткое время сосредоточившись на вопросе собеседника или на данном круге представлений, больной тут же теряет связь с ними и переключается на другие объекты. Среди последних его вниманием последовательно завладевают то одни, то другие, преимущественно яркие, бросающиеся в глаза формой, цветом или блеском окружающие предметы, в чем видна уже ведущая роль пассивного, непроизвольного внимания.

Так, внимание больного переходит от одного предмета к другому, третьему и так далее, не сосредоточиваясь достаточно ни на одном из них, сопровождаясь речевыми реакциями. Характерна для маниакальных состояний (в особенности для циркулярного психоза).

Рассеянность, быстрая истощаемость активного внимания заключается в том, что достигнутая больным сосредоточенность внимания сохраняется лишь короткое время (иногда - считанные минуты) и затем прекращается, истощается. При этом вниманием больного может (пассивно) завладеть какой-то другой, ненужный ему объект или иная посторонняя мысль с последующей непроизвольной фиксацией на ней. Здесь не удается избирательная фиксация внимания именно на нужном предмете или круге идей и представлений, т. е. также первичная слабость активного внимания в связи с неустойчивостью сосредоточенности. Характерна для неврозов и неврозоподобных состояний. Патогенетическим механизмом трех описанных симптомов является прежде всего слабость внутреннего, активного торможения и недостаточная концентрация процесса возбуждения в коре головного мозга.

Патологическая концентрация внимания на определенном круге представлений и мыслей. Симптом заключается в том, что вниманием больного всецело завладевает только данная мысль или данный круг представлений, связанный с каким-то исключительно важным положительным обстоятельством или травмирующим его событием. Несмотря на обращенные к нему вопросы и «посторонние» (для упомянутого круга мыслей) воздействия, больной остается фиксированным на этих идеях и не способен от них отвлечься. Такова патологическая концентрация внимания больных с бредовыми синдромами на бредовых идеях и больных с реактивными состояниями на психотравмирующих мыслях.

Персеверация - «прилипание» внимания к отдельным представлениям. Проявляется в чрезвычайно длительной, патологической фиксации внимания на любом предмете или круге представлений, который перед этим составлял адекватный объект его внимания и деятельности. Здесь, в сущности, любой объект, коль скоро с ним состоялась первичная связь внимания, сопровождается патологической его концентрацией. Типична для эпилепсии, когда больной, адекватно назвав свою фамилию в ответ на вопрос врача, затем также называет свою фамилию на 3-4 других последующих вопроса. Патогенетическим механизмом двух последних симптомов является патологическая инертность нервных процессов во второй сигнальной системе в любом участке ее (в пределах больного пункта коры) при первом из них и диффузная инертность их в широких пространствах коры - при втором.

Разнообразные нарушения внимания – одни из самых распространенных симптомов, присутствующих в структуре разнообразных психопатологических состояний, неврологических заболеваний и иных сбоев в работе организма. Нарушения внимания часто наблюдаются при различных когнитивных дефектах, включая расстройства мнестических функций, сбоях целенаправленной двигательной активности, неспособности человека узнавать объекты по чувственным восприятиям.

Под нарушением внимания принято подразумевать невозможность субъекта сосредотачивать деятельность в данный интервал времени на каком-то конкретном объекте или явлении. При расстройствах внимания индивидуум лишается возможности избирательно воспринимать, различать и усваивать явления окружающего мира.

Нарушения внимания: причины

Чаще всего причинами данных расстройств высших психических функций являются органические заболевания головного мозга. Нарушения внимания может быть спровоцировано атрофическими и дегенеративными процессами, нейроэндокринными дефектами.

Нередко причиной проблем со вниманием является действие стрессовых факторов, как молниеносного, так и хронического характера воздействия. Субъект может ощущать проблемы со вниманием при наступлении экстремальных обстоятельств.

Очень часто причиной отсутствия требуемой сосредоточенности являются разнообразные психотические расстройства и неврологические патологии, такие как:

  • эпилепсия;
  • депрессивные расстройства;
  • тревожно-фобические состояния;
  • шизофрения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения.

Одна из частых причин болезненного состояния человека – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данное стойкое неврологическое расстройство стартует в детском возрасте. Наряду с проблемами с концентрацией внимания у больного наблюдается гипертрофированная активность, неуправляемая импульсивность поведения, неспособность контролировать свои действия.

Причиной нарушения внимания могут стать инфекционные заболевания и интоксикации организма. Часто данный симптом фиксируется у больных туберкулезом.

Нарушения внимания: симптомы

Данные расстройства высших психических функций характеризуются разнообразными симптомами, при которых страдает избирательность восприятия, объем воспринимаемой информации, устойчивость процесса, переключаемость с одного явления на другую деятельность. Все дефекты принято классифицировать согласно превалирующим симптомам, наблюдаемым у конкретного пациента.

  • При проблемах с концентрацией у человека наблюдается неспособность сконцентрировать внимание на предъявляемом раздражителе. Рассеянный субъект постоянно отключается от каких-то значимых событий, происходящих в окружающем мире. Он не может обдумывать собственные планы. Его внимание то и дело переключается с одного предмета на другой объект, не задерживаясь на исследуемом явлении на срок, требуемый для его качественного исследования.
  • Расплывчатость мыслей. Особа как бы пребывает в прострации. Человек чувствует упадок сил и ощущает, что утратил интерес к происходящим событиям. Часто причиной таких нарушений внимания является недосыпание и ощутимый недостаток сна. Неспособность сконцентрировать внимание нередко является следствием усталости и истощения.
  • Продолжительное выполнение монотонной работы. Проблемы с концентрацией внимания и рассеянность нередко наблюдаются у водителей, которые управляют продолжительное время автомобилем, двигающимся по неоживленной трассе. Такой феномен описан в литературе, как явление дорожного гипноза.
  • Рассеянность , возникающая, когда индивидуум утрачивает способность распределить внимание между явлениями окружающей среды и внутренними процессами. Снижение концентрации внимания в данном случае возникает из-за того, что персона сильно сосредоточена на собственных размышлениях и переживаниях. Чрезмерно глубокая сосредоточенность на личных ощущениях приводит к тому, что особа вовсе не замечает, что происходит во внешней среде. Причинами появления таких симптомов нарушения внимания часто являются тяжелые депрессивные состояния, тревожно-фобические и обессивно-компульсивные расстройства.
  • Распространенный симптом нарушения внимания – уменьшение объема воспринимаемых данных. При этих формах расстройства больной не способен произвольно удерживать требуемое количество представлений. Из-за этого он не может свободно оперировать информацией, которая поступает из внешних источников. Такой вид нарушения встречается при различных психических расстройствах. Проявления таких нарушений многообразны. Например: субъект не способен качественно выполнить задание из-за того, что он внимательно соблюдает одни требования и забывает о существовании других условий. Больной может отправиться за необходимой в данный момент вещью в соседний кабинет и забыть, для чего он пошел в это помещение. Он не может поддерживать беседу из-за того, что он теряет идею, которую совсем недавно хотел высказать вслух. При таком виде нарушения внимания человек может «выйти» из окна за случайно выпавшим носовым платком, позабыв о том, что он сейчас пребывает на третьем этаже здания.
  • Частый симптом – нарушение устойчивости и глубины внимания . У человека определяется лабильность, скачкообразность, неустойчивость внимания. Больной часто отвлекается от выполняемого задания. Фиксируется снижение наблюдательности. Такой субъект не может довести начатую работу до логического конца. Такие симптомы прослеживаются и во время разговора. Особа не способна вести беседу, поскольку постоянно перескакивает с одной темы на другую. Человек не может дать правильный ответ, поскольку ему трудно дослушать вопрос, соответственно он не понимает сути того, о чем его спрашивали. В процессе общения он часто высказывает нелепо звучащие соображения, невпопад делится воспоминаниями из личной истории. Его внимание стремительно переключается с одного объекта на более яркий и броский раздражитель.
  • Симптом, присутствующий в рамках данной проблемы – избыточная истощаемость внимания. Человек утрачивает возможность продолжительного сосредоточения на конкретном виде активности по причине характерной для него быстрой утомляемости. Спустя короткий отрезок активного труда у больного возникает сильное чувство усталости. Он остро ощущает необходимость сделать перерыв и отдохнуть, у него возникает желание заняться каким-то другим делом. Если изменить вид занятий не удается, персона чувствует раздражительность, непоседливость, нервозность.
  • Тугоподвижность внимания. При данном виде расстройства персона утрачивает способность к быстрому и регулярному переключению внимания с одного объекта на другой. У такого человека наблюдается застреваемость на каком-то элементе процесса. В беседе он подолгу обсуждает один и тот же вопрос. При работе он длительное время фиксирует внимание на каком-то одном компоненте. Ему очень трудно сменить направленность своей деятельности и переключиться на иную работу.

Лечение нарушения внимания

Для ликвидации существующих нарушений проводят медикаментозное лечение основного заболевания. Для восстановления функции внимания часто используют ноотропные препараты . Если причиной расстройства высших психических функций является состояние стресса целесообразно проведение лечения для восстановления нормального психического статуса человека.