Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстройства нервной деятельности, при которых отсутствуют видимые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.
И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) отклонения высшей нервной деятельности от нормы».
Для того чтобы яснее себе представить механизм лечебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осуществляет ведущую роль в регуляции деятельности внутренних органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.
Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая - из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нервной системы.
Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в центральную нервную систему, а центробежные - от центральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятельность.
Различного рода воздействия, оказываемые на организм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами - анализаторами. Анализаторы воспринимают действия различных раздражителей из внешней среды - световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.
Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.
Возбуждение от анализатора проходит в центральную нервную систему по нервным клеткам и их отросткам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.
Раздражения, действующие на анализаторы, вызывают различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.
Все рефлексы делятся на безусловные и условные.
Безусловными называются рефлексы врожденные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.
Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергивание руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недостаточно для приспособления организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. И вот эту важнейшую функцию (приспособления) выполняют условные рефлексы.
Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Например, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию движений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии коры больших полушарий, рефлексы возникают, совершенствуются, сохраняются или угасают.
Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражителями (словесные инструкции, команды и т. д.).
Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Павлов и его ученики детально исследовали процессы возбуждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятельности центральной нервной системы.
Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение - относительному покою.
Необходимо также остановиться еще на одной особенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стандартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в учреждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяющийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная внутренняя система нервных процессов. Это есть так называемый динамический стереотип, то есть система закрепленных, взаимосвязанных и последовательно действующих условных рефлексов.
Процесс образования или выработки динамического стереотипа представляет собой работу нервной системы, напряженность которой зависит от сложности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.
Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспособиться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.
Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переключения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности перестраиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.
В зависимости от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов возбуждения и торможения выделены четыре типа нервной системы.
Первый - сильный, неуравновешенный, или «безудержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)
Второй - сильный, уравновешенный, живой (сангвиник).
Третий - сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).
Четвертый - слабый (меланхолик).
Наиболее часто страдают неврозами холерики и меланхолики.
Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновешивания. Известно немало случаев, когда люди вспыльчивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.
Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы - невроза?
Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называемому срыву высшей нервной деятельности, то есть к такому перенапряжению нервных процессов, когда ситуация кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправданным поступкам и действиям. Такой срыв может привести к длительному функциональному заболеванию нервной системы - неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алкоголь, никотин, свинец), истощающие организм, способствуют образованию невроза.
Между прочим, существующее у многих людей мнение, что неврозами болеют только работники умственного труда,- совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у любого человека, независимо от его профессии, в результате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).
Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершенно неправильно, когда больной уповает на какое-то магическое действие только «хороших» лекарств, принимаемых внутрь, или на физиотерапевтические процедуры, совершенно упуская отличающиеся простотой и доступностью физические упражнения, естественные факторы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в частности его нервной системы.
Физическая культура нормализует деятельность внутренних органов, отвлекает больного от мыслей о болезнях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.
Огромная масса сигналов, поступающих в кору головного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвидации невроза. При всех основных видах неврозов - неврастении, истерии и психастении - наши рекомендации сохраняют свою силу, а индивидуализация их возможна после консультации у врача.
Больные, страдающие неврозами, объясняют быструю утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают занятия.
Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением режима.
Правильно организованный режим не только укрепляет организм, предохраняя его от заболеваний (особенно нервных), но воспитывает волю и повышает работоспособность.
Элементы режима следующие:
1. Правильное сочетание умственной и физической работы.
2. Нормальный сон в гигиенических условиях.
3. Утренняя гимнастика.
4. Утренние водные процедуры.
5. Регулярный прием пищи.
6. Прогулки (ежедневные).
7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.
8. Систематические занятия спортом.
При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных процессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энергии.
При лечении неврозов применяются следующие формы лечебной физической культуры:
1. Гимнастика.
2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).
3. Прогулки.
4. Туризм.
5. Элементы легкой атлетики.
6. Лыжи и коньки.
7. Плавание,
8. Гребля.
Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражнениями (любой формы) надо заканчивать с чувством бодрости, с ощущением желания продолжать тренировку.
Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.
1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)
1. ИП - ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуться - вдох. 4-6 раз. ТМ.
2. ИП - ноги врозь. Наклон вперед, коснуться пальцами пола - выдох. 4-б раз. ТМ.
3. ИП - основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТМ.
4. ИП - руки на пояс. Приседание, руки вперед - выдох. 6-8 раз. ТМ.
5. ИП - ноги врозь, правая рука вперед, левая согнута, кисти в кулак. Смена положения рук («бокс»). 10- 15-20 раз. ТБ. Дыхание произвольное.
6. ИП - ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3-4 раза. ТМ
7. ИП -ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4-5 раз в каждую сторону. ТМ
8. ИП - сидя на стуле, ноги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть руками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4-6 раз каждой ногой. ТМ.
9. ИП - руки на пояс. Поскоки - ноги врозь, руки в стороны. 10-30 раз. Дыхание произвольное.
10. Ходьба 1-1,5 мин.
11. ИП - ноги врозь, правая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот-вдох. 3-4 раза. ТМ
2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)
1. ИП - основная стойка - руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6-8 раз. ТС
2. ИП - ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед влево, коснуться правой кистью левого носка. 3-4 раза в каждую сторону. ТС.
3. ИП -ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в исходном положении. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТС
4. ИП А -упор лежа. Б. Согнуть руки в локтях - выдох ИП - вдох. В-вариант исполнения. Одновременно со сгибанием рук отвести ногу назад. 6-8-10 раз. ТС.
5. ИП - лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафрагмально-грудное) дыхание. 3-4 раза. ТМ.
6. ИП - лежа на спине, руки вдоль тела. Сесть, наклониться вперед и коснуться ки стями носков - 5 раз. ТМ
7. ИП - ноги врозь, руки в стороны - вверх. Дугами вперед руки назад, глубокое приседание на полной ступне, 6- 10 раз. ТС.
8. ИП - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3-4 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное. ТМ
9. ИП - ноги врозь. Подняться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впадинам. 4-5 раз. ТМ.
Выше мы приводим примерные комплексы гимнастических упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.
Приведенные комплексы гимнастических упражнений, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.
Наклоны туловища в сторону становятся более трудными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.
Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гимнастические упражнения зачастую способствуют исчезновению головной боли у больного неврастенией.
При лечении головных болей движением следует избегать изменения положения головы, толчковых движений (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, связанных с большим натуживанием.
Лучшим исходным положением является горизонтальное- лежа на спине с несколько приподнятым изголовьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лучезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и плечевых суставах, например:
1. Вращение стопами и кистями.
2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах.
3. Сгибание рук в локтевых суставах.
4. Отведение прямых рук в стороны и т. п.
Это ознакомительно-информационная статья о том, какую роль играет , принципах, методах и средствах ЛФК. Поговорим о факторах, имеющих значение для осуществления реабилитации неврологических больных: что усложняет и что облегчает процесс восстановления нервной системы.
Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы
играет существенную роль в реабилитации неврологических больных. Лечение нервной системы
невозможно без лечебной гимнастики. имеет основную цель – восстановление навыков самообслуживания и, если возможно, полную реабилитацию.
Важно не упустить время для создания правильных новых двигательных стереотипов: чем раньше начато лечение, тем легче, качественнее и быстрее происходит компенсаторно – приспособительное восстановление нервной системы.
В нервной ткани увеличивается количество отростков нервных клеток и их разветвлений на периферии, задействуются другие нервные клетки и возникают новые нервные связи для восстановления утраченных функций. Своевременные адекватные тренировки важны для создания правильных стереотипов движений . Так, например, при отсутствии занятий лечебной физкультурой «правополушарный» инсультный больной – беспокойный непоседа «научится» ходить, подтаскивая парализованную левую ногу к правой и волоча её за собой, вместо того, чтобы научиться ходить правильно, при каждом шаге передвигая ногу вперед и затем перенося центр тяжести тела на нее. Если это произойдет, то переучить будет очень сложно.
Не все пациенты с заболеваниями нервной системы могут самостоятельно выполнять упражнения. Поэтому без помощи родных им не обойтись. Для начала, перед тем, как приступить к занятиям лечебной гимнастикой с пациентом, у которого имеется парез или паралич, родственникам следует освоить некоторые техники перемещения больного: пересаживания с кровати на стул, подтягивания в постели кверху, тренировки ходьбы и так далее. По сути это техника безопасности для профилактики чрезмерной нагрузки на позвоночник и суставы ухаживающего за больным. Поднимать человека очень тяжело, поэтому все манипуляции нужно выполнять на уровне фокусника в виде «циркового трюка». Владение некоторыми специальными техниками значительно облегчит процесс ухода за больным и поможет сохранить собственное здоровье.
Особенности ЛФК при заболеваниях нервной системы.
1). Раннее начало применения лечебной физкультуры.
2). Адекватность физической нагрузки: физическая нагрузка подбирается индивидуально с постепенным нарастанием и усложнением заданий. Небольшое усложнение упражнений психологически делает предыдущие задания «легкими»: то, что раньше казалось трудным, после новых чуть более сложных заданий выполняется более легко, качественно, постепенно появляются утраченные движения. Нельзя допускать перегрузку во избежание ухудшения состояния больного: могут усилиться двигательные нарушения. Чтобы прогресс происходил быстрее, нужно заканчивать занятие на том упражнении, которое получается у данного больного, акцентировать на этом внимание. Большое значение я придаю психологической подготовке пациента к следующему заданию. Это выглядит примерно так: «Завтра мы будем учиться вставать (ходить)». Пациент все время думает об этом, происходит общая мобилизация сил и готовность к новым упражнениям.
3). Простые упражнения сочетаются со сложными для тренировки высшей нервной деятельности.
4). Двигательный режим постепенно неуклонно расширяется: лежа – сидя – стоя.
5). Используются все средства и методы ЛФК: лечебная гимнастика, лечение положением, массаж, экстензионная терапия (механическое выпрямление или вытяжение по продольной оси тех частей тела человека, у которых нарушено правильное анатомическое расположение (контрактуры)).
Основной метод лечебной физкультуры при заболеваниях нервной системы - лечебная гимнастика, основные средства ЛФК – упражнения.
Применяются
- изометрические упражнения, направленные на укрепление мышечной силы;
- упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышечных групп;
- упражнения с ускорением и замедлением;
- упражнения на координацию;
- упражнение на равновесие;
- рефлекторные упражнения;
- идеомоторные упражнения (с мысленным посылом импульсов). Именно эти упражнения при заболеваниях нервной системы я применяю наиболее часто в сочетании с Су-джок – терапией.
Поражение нервной системы бывает на разных уровнях, от этого зависит неврологическая клиника и, соответственно, подбор лечебных упражнений и других физиотерапевтических лечебных мероприятий в комплексном лечении конкретного неврологического больного.
Гидрокинезотерапия - упражнения в воде - очень эффективный метод восстановления двигательных функций.
ЛФК при заболеваниях нервной системы подразделяется в соответствии с отделами нервной системы человека в зависимости от того, какой отдел нервной системы поражен:
ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы;
ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях соматической нервной системы;
ЛФК при заболеваниях вегетативной нервной системы.
Предлагаю посмотреть видео о нервной системе человека для того, чтобы иметь представление о её строении и функциях.
Некоторые тонкости работы с неврологическими больными.
- Состояние психической деятельности неврологического больного.
- Опыт больного в занятиях физкультурой до болезни.
- Наличие лишнего веса.
- Глубина поражения нервной системы.
- Сопутствующие заболевания.
Для занятий лечебной физкультурой огромное значение имеет состояние высшей нервной деятельности неврологического больного: способность осознавать происходящее, понимать поставленную задачу, концентрировать внимание при выполнении упражнений; играет роль волевая деятельность, способность решительно настроиться на ежедневный кропотливый труд для достижения цели восстановить утраченные функции организма.
В случае перенесенного инсульта или травмы головного мозга чаще всего пациент частично утрачивает адекватность восприятия и поведения. Образно можно сравнить с состоянием пьяного человека. Наблюдается «растормаживание» речи и поведения: обостряются недостатки характера, воспитания и наклонности к тому, что «нельзя». У каждого пациента нарушение поведения проявляется индивидуально и зависит от того,
1). какой деятельностью пациент занимался до инсульта или до травмы головного мозга: умственным или физическим трудом (с интеллектуалами работать намного легче при условии нормального веса тела);
2). насколько был развит интеллект до болезни (чем больше развит интеллект пациента с инсультом, тем больше сохраняется способность к целенаправленным занятиям ЛФК);
3). в каком полушарии головного мозга произошел инсульт. «Правополушарные» инсультные больные ведут себя активно, бурно проявляют эмоции, не стесняются «выражаться»; не желают выполнять указания инструктора, раньше времени начинают ходить, в итоге у них есть риск формирования неправильных двигательных стереотипов. «Левополушарные» пациенты, наоборот, ведут себя неактивно, не проявляют интереса к происходящему, просто лежат и не желают заниматься лечебной физкультурой. Работать легче с «правополушарными» пациентами, достаточно найти к ним подход; необходимо терпение, деликатное и уважительное отношение, решительность методических указаний на уровне военного генерала. 🙂
Во время занятий указания следует давать решительно, уверенно, спокойно, короткими фразами, возможно повторение указаний в связи с замедленным восприятием больного какой-либо информации.
В случае утраты адекватности поведения у неврологического больного я всегда эффективно применяла «хитрость»: разговаривать с таким пациентом нужно так, как-будто он совершенно нормальный человек, не обращая внимания на «оскорбления» и другие проявления «негативности» (нежелание заниматься, отрицание лечения и другие). Не нужно быть многословным, надо делать небольшие паузы, чтобы больной успевал осознавать информацию.
В случае поражения периферической нервной системы развивается вялый паралич или парез. Если при этом нет энцефалопатии, то пациент способен на многое: он может самостоятельно заниматься понемногу в течение дня несколько раз, что, несомненно, повышает шанс на восстановление движений в конечности. Вялые парезы поддаются сложнее, чем спастические.
*Паралич (плегия) – полное отсутствие произвольных движений в конечности, парез – неполный паралич, ослабление или частичная утрата движений в конечности.
Нужно учитывать еще один важный фактор: занимался ли пациент физкультурой до заболевания. Если физические упражнения не входили в его образ жизни, то реабилитация при заболевании нервной системы значительно усложняется. Если данный пациент регулярно тренировался, то восстановление нервной системы будет происходить легче и быстрее. Физический труд на работе не относится к физкультуре и пользы организму не приносит, так как является эксплуатацией собственного организма как инструмента для выполнения работы; здоровья он не прибавляет в связи с отсутствием дозирования физической нагрузки и контроля самочувствия. Физический труд как правило однообразен, поэтому имеется изнашивание организма в соответствии с профессией. (Так, например, маляр-штукатур «зарабатывает» плечелопаточный периартроз, грузчик – остеохондроз позвоночника, массажист – остеохондроз шейного отдела позвоночника, варикозное расширение вен нижних конечностей и плоскостопие и так далее).
Для домашних занятий лечебной физкультурой при заболеваниях нервной системы потребуется смекалка для подбора и постепенного усложнения упражнений, терпение, регулярность ежедневных занятий несколько раз в течение дня. Будет гораздо лучше, если в семье нагрузка по уходу за больным распределится на всех членов семьи. В доме должен быть порядок, чистота и свежий воздух.
Кровать желательно поставить так, чтобы к ней был доступ с правой и левой сторон. Она должна быть достаточно широкой, чтобы можно было перекатывать больного с боку на бок при смене постельного белья и перемене положения тела. Если кровать узкая, то придется каждый раз подтягивать больного в центр кровати, чтобы он не упал. Понадобятся дополнительные подушки и валики для создания физиологичного положения конечностей в положении лежа на боку и спине, лонгета для парализованной руки для профилактики контрактуры мышц - сгибателей, обычный стул со спинкой, большое зеркало для того, чтобы пациент мог видеть и контролировать свои движения (особенно зеркало необходимо при лечении неврита лицевого нерва).
На полу должно быть место для выполнения упражнений лежа. Иногда нужно сделать поручни для опоры руками в туалете, в ванной комнате, коридоре. Для занятий лечебной гимнастикой с неврологическим больным понадобится шведская стенка, гимнастическая палка, эластические бинты, мячи разного размера, кегли, роликовый массажер для стоп, стулья разной высоты, степ-скамейка для фитнеса и многое другое.
Посмотрите обучающее видео по уходу за неврологическим больным, чтобы понять принципы техники и правильно ею пользоваться, чтобы не навредить своему здоровью. Смотреть надо внимательно, тренироваться лучше на здоровом человеке, который будет имитировать парализованного больного.
"Пересаживание пациента".
"Уход за больными: поворот на бок на длительное время".
Если кровать будет чуть пошире, то не придется каждый раз подтягивать пациента в центр кровати, достаточно будет просто перекатить его с боку на бок и подложить подушки для физиологичного положения конечностей и для профилактики растяжения связок суставов. Положение больного желательно менять каждые 2 часа во избежание пролежней.
Из этого видео хорошо запомните, что надолго оставлять на парализованной стороне нельзя.
"Уход за больными: подтягивание пациента".
Подтягивание пациента - одна из сложных манипуляций: нужно и свою спину сберечь, и подтянуть больного так, чтобы не сместилось постельное белье и рубашка больного; под телом больного не должно быть складок. Запомните, что нельзя тянуть за руку, чтобы избежать вывиха суставов и растяжения связочного аппарата.
Лечение нервной системы легким не бывает, нужно настроиться на кропотливый тяжелый труд и создать условия для максимального облегчения ухода за больным. ЛФК при заболеваниях нервной системы частично относится к общему уходу за больным. При каждом неврологическом заболевании есть свои особенности, которые мы будем рассматривать в других статьях. Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы в сочетании с массажем, ДЭНС-терапией, Су-джок-терапией и другими методами лечения с обязательным выполнением назначений невролога , несомненно, даст положительный результат. Иногда удается добиться максимального восстановления движений и даже трудоспособности.
Неврит – это заболевание периферических нервов, которое возникает в результате травматического повреждения, инфекционных, воспалительных заболеваний (дифтерия, грипп и др.), авитаминоза (недостаток витаминов группы В), интоксикации (алкогольная, свинцовая) и нарушений обмена веществ (диабет).
Чаще всего встречаются неврит лицевого нерва, невриты лучевого, срединного, локтевого, седалищного, бедренного и большеберцового нервов.
Характер функциональных расстройств при травмах периферических нервов верхних и нижних конечностей определяется их локализацией и степенью повреждения. Клиническая картина при невритах проявляется нарушениями чувствительности (болевой, температурой, тактильной), двигательными и вегетотрофическими расстройствами.
Двигательные расстройства при невритах проявляются в развитии пареза или паралича.
Периферические (вялые) параличи сопровождаются мышечной атрофией, снижением или исчезновением сухожильных рефлексов, тонуса мышц, трофическими изменениями, расстройствами кожной чувствительности, болями при растягивании мышц.
В комплексном восстановительном лечении важное место занимают ЛФК, массаж и физиотерапия.
Задачи комплексного восстановительного лечения при периферических параличах:
Стимуляция процессов регенерации и растормаживания участков нерва, находящихся в состоянии угнетения;
Улучшение кровоснабжения и трофических процессов в очаге поражения с целью профилактики образования сращений и рубцовых изменений;
Укрепление паретичных мышц и связочного аппарата;
Профилактика контрактур и тугоподвижности в суставе;
Восстановление трудоспособности путем нормализации двигательных функций и развития компенсаторных приспособлений.
ЛФК противопоказана при сильных болях и тяжелом общем состоянии больного. Методика и характер реабилитационных мероприятий определяются характером двигательных расстройств, их локализацией и стадией заболевания.
Выделяют следующие периоды: ранний восстановительный (2-20-й день), поздний восстановительный, или основной (20-60-й день), и резидуальный (более 2 месяцев).
При оперативных вмешательствах на нервах временное границы всех периодов нечеткие: так, ранний восстановительный период может длиться до 30-40 дней, поздний – 3-4 месяца, а резидуальный – 2-3 года.
Ранний восстановительный период. При развитии паралича создаются оптимальные условия для восстановления поврежденной конечности – применяются лечение положением, массаж и физиотерапевтические процедуры.
Лечение положением назначается с целью предупреждения перерастяжения ослабленных мышц; для этого используются шины, поддерживающие конечность, специальные «укладки», корригирующие положения. Лечение положением осуществляется на протяжении всего периода – за исключением занятий лечебной гимнастикой.
Особенностью массажа при периферических параличах является дифференцированность его воздействий на мышцы, строгая дозировка интенсивности, сегментарно-рефлекторный характер воздействия (массаж воротниковой, пояснично-крестцовой областей). Благоприятное влияние оказывают аппаратный массаж (вибрационный), осуществляемый в «двигательных точках» и по ходу паретичных мышц; вихревой и струевой подводный массаж, сочетающий положительное температурное влияние теплой воды и механическое воздействие ее на ткани.
При отсутствии двигательных функций для улучшения проводимости по нервам применяют физиотерапию (электрофорез с ионами кальция).
После физиотерапевтических процедур проводятся занятия лечебной гимнастикой; при полном параличе они в основном состоят из пассивных и идеомоторных упражнений. Целесообразно сочетать пассивные упражнения с активными движениями в тех рже суставах симметричной конечности.
Во время занятий особенно надо следить за появлением произвольных движений, подбирая оптимальные исходные положения, и стремиться поддерживать развитие активных движений.
В позднем восстановительном периоде также используются лечение положением, массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия.
Лечение положением имеет дозированный характер и определяется глубиной пареза: чем глубже поражение, тем больше продолжительность лечения положением (от 2-3 мин до 1,5 ч).
Массаж проводят дифференцированно, в соответствии с локализацией поражения мышц. Более интенсивно массируют ослабленные мышцы; применяя приемы поглаживания и поверхностного растирания, расслабляют их антагонисты.
Физиотерапевтическое лечение дополняется электростимуляцией мышц.
Положительный эффект дает следующая методика лечебной гимнастики: активные движения в симметричных суставах здоровой конечности, пассивные движения в суставах пораженной конечности, содружественные активные, облегченные упражнения с участием ослабленных мышц. Облегчение функциональной нагрузки достигается подбором соответствующих исходных положений для выполнения упражнений, снижающих тормозящее влияние веса сегмента конечности. Для уменьшения трения используется поддержка сегмента конечности мягкой лямкой (на весу). Облегчают работу паретичных мышц и упражнения в теплой воде. В резидуальном периоде продолжают занятия лечебной гимнастикой; значительно увеличивается количество прикладных упражнений для тренировки бытовых и профессиональных навыков; вводятся игровые и спортивно-прикладные элементы; формируются оптимальные компенсаторные приспособления.
Больному назначают массаж (15-20 процедур). Курс массажа повторяют через 2-3 месяца.
Лечение положением определяется ортопедическими задачами (отвисание стопы или кисти) и осуществляется с помощью ортопедических и протезных изделий (аппаратов, туторов, специальной обуви).
В этом периоде особую трудность лечения представляют контрактуры и тугоподвижность в суставах. Чередование пассивных движений с активными упражнениями различного характера и массажем непораженных отделов, тепловые процедуры позволяют восстановить необходимую амплитуду движений.
При стойкости вторичных изменений в тканях применяют механотерапию, которая эффективно используется в воде.
Неврит лицевого нерва
Наиболее частыми причинами развития поражений лицевого нерва являются инфекция, переохлаждение, травма, воспалительные заболевания уха.
Клиническая картина. В основном характеризуется острым развитием паралича или пареза мимической мускулатуры. Пораженная сторона становится дряблой, вялой; нарушается мигание век, не полностью закрывается глаз; носогубная складка сглажена; лицо асимметрично, перетянуто в здоровую сторону; речь невнятная; больной не может наморщить лоб, насупить брови; отмечаются потеря вкуса, слезотечение.
Реабилитационные мероприятия включают лечение положением, массаж, лечебную гимнастику и физиотерапию.
Задачи реабилитации:
Улучшение кровообращения в области лица (особенно на стороне поражения), шеи и всей воротниковой зоны;
Восстановление функции мимических мышц, нарушенной речи;
Предупреждение развития контрактур и содружественных движений.
В раннем периоде (1-10-й день болезни) используют лечение положением, массаж и лечебную гимнастику. Лечение положением включает следующие рекомендации:
Спать на боку (на стороне поражения);
В течение 10-15 мин (3-4 раза в день) сидеть, склонив голову в сторону поражения, поддерживая ее тыльной стороной кисти (с опорой на локоть); подтягивать мышцы со здоровой стороны в сторону поражения (снизу вверх) с помощью платка, стремясь при этом восстановить симметрию лица.
Для устранения асимметрии применяется лейкопластырное натяжение со здоровой стороны на больную, направленное против тяги мышц здоровой стороны. Оно осуществляется прочной фиксацией свободного конца пластыря к специальному шлему-маске, изготовляемому индивидуально для каждого больного (рис. 36).
Лечение положением осуществляется в дневное время. В первые сутки – по 30-60 мин (2-3 раза в день), преимущественно во время активных мимических действий (еда, беседа). Затем его продолжительность увеличивают до 2-3 ч в день.
Массаж начинают с воротниковой области и шеи. После этого проводится массаж лица. Больной садится с зеркалом в руках, а массажист располагается напротив больного, чтобы обязательно видеть все его лицо. Больной выполняет рекомендуемые во время процедуры упражнения, наблюдая за точностью их исполнения с Помощью зеркала. Приемы массажа – поглаживание, растирание, легкое разминание, вибрация – проводят по щадящей методике. В первые дни массаж длится 5-7 мин; затем его продолжительность увеличивается до 15-17 мин.
Массаж мышц лица носит преимущественно точечный характер, чтобы смещения кожи были незначительными и не растягивали кожу пораженной половины лица. Основной массаж проводится изнутри рта, причем все массажные движения сочетаются с лечебными упражнениями.
Лечебная гимнастика в основном адресована мышцам здоровой стороны – это изолированное напряжение мимических мышц и мышц, окружающих ротовую щель. Продолжительность занятия – 10-12 мин (2 раза в день).
В основном периоде (с 10-12-го дня от начала заболевания до 2-3 месяцев) наряду с применением массажа и лечения положением выполняются специальные физические упражнения.
Лечение положением. Его продолжительность увеличивается до 4-6 ч в день; оно чередуется с занятиями ЛГ и массажем. Увеличивается также степень натяжения лейкопластыря, достигая гиперкоррекции, со значительным смещением в больную сторону, чтобы добиться растяжения и вследствие этого ослабления силы мышц на здоровой стороне лица.
В отдельных случаях лейкопластырное натяжение проводится в течение 8-10 ч.
Примерные специальные упражнения для тренировки мимических мышц
1. Поднять брови вверх.
2. Наморщить брови (нахмуриться).
3. Посмотреть вниз; затем закрыть глаза, придерживая пальцами веко на стороне поражения, и держать их закрытыми в течение 1 мин; открыть и закрыть глаза 3 раза подряд.
4. Улыбаться с закрытым ртом.
5. Щуриться.
6. Опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» (вибрировать губами).
7. Свистеть.
8. Раздувать ноздри.
9. Приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.
10. Опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
11. Улыбаться с открытым ртом.
12. Дунуть на зажженную спичку.
13. Набрать в рот воды, закрыть рот и полоскать, стараясь не выливать воду.
14. Надуть щеки.
15. Перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно.
16. Опустить уголки рта вниз (при закрытом рте).
17. Высунуть язык и сделать его узким.
18. Открыв рот, двигать языком вперед-назад.
19. Открыв рот, двигать языком вправо-влево.
20. Вытягивать губы «трубочкой».
21. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.
22. Втягивать щеки (при закрытом рте).
23. Опустить верхнюю губу на нижнюю.
24. Кончиком языка водить по деснам попеременно вправо и влево (при закрытом рте), прижимая к ним язык с различным усилием.
Упражнения для улучшения артикуляции
1. Произносить звуки «о», «и», «у».
2. Произносить звуки «п», «ф», «в», подводя нижнюю губу под верхние зубы.
3. Произносить звукосочетания: «ой», «фу», «фи» и т.д.
4. Произносить слова, содержащие эти звукосочетания, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и т.д.).
Перечисленные упражнения выполняются перед зеркалом, с участием инструктора ЛФК, и обязательно повторяются больным самостоятельно 2-3 раза в день.
В резидуалъном периоде (после 3 месяцев) используют массаж, лечение положением и лечебную гимнастику, применяемые в основном периоде. Значительно увеличивается удельный вес лечебной гимнастики, задачей которой является максимально возможное восстановление симметрии лица. В этом периоде увеличивается тренировка мимических мышц. Упражнения для мимической мускулатуры следует чередовать с общеукрепляющими и дыхательными.
Неврит плечевого сплетения
Наиболее частыми причинами неврита плечевого сплетения (плексита) являются: травма при вывихе плечевой кости; ранение; высоко наложенный жгут на длительный срок. При поражении всего плечевого сплетения возникает периферический паралич или парез и резкое снижение чувствительности на руке.
Развиваются паралич и атрофия следующих мышц: дельтовидной, двуглавой, внутренней плечевой, сгибателей кисти и пальцев (рука висит как плеть). В комплексном лечении ведущим методом является лечение положением: кисти придают полусогнутое положение и укладывают на лонгету с валиком, подложенным в область пястно-фалангового сочленения.
Предплечье и кисть (в лонгете) подвешивают на косынке. Рекомендуются специальные упражнения для надплечья, мышц плеча, предплечья и кисти, а также общеразвивающие и дыхательные упражнения.
Комплекс специальных упражнений при плексите (по А. Н. Транквиллитати, 1992)
1. И. п. – сидя или стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх – опустить. Повторить 8-10 раз.
2. И. п. – то же. Свести лопатки, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
3. И.п. – то же, руки опущены. Поднять руки вверх (кисти к плечам), развести локти в стороны, затем снова прижать к туловищу. Круговые движения согнутой в локте рукой (движения в плечевом суставе) по часовой стрелке и против нее. Повторить 6-8 раз. Движения пораженной рукой выполняются с помощью методиста ЛФК.
4. И.п. – то же. Согнуть поврежденную руку, затем выпрямить; отвести ее в сторону (прямую или согнутую в локте), затем вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз. Упражнение выполняется с помощью методиста или здоровой руки.
5. И.п. – стоя, наклонившись в сторону поврежденной руки (другая рука на поясе). Круговые движения прямой рукой по часовой стрелке и против нее. Повторить 6-8 раз.
6. И.п. – то же. Маховые движения обеими руками вперед-назад и скрестно перед собой. Повторить 6-8 раз.
7. И.п. – стоя или сидя. Наклонившись вперед, сгибать больную руку в локте и выпрямлять при помощи здоровой руки. Повторить 5-6 раз.
8. И.п. – то же. Поворачивать предплечье и кисть ладонью к себе и от себя. Повторить 6-8 раз.
При необходимости выполняются также движения в лучезапястном суставе и суставах пальцев.
Постепенно, когда поврежденная рука уже может удерживать предметы, в комплекс ЛГ включают упражнения с палкой и мячом.
Параллельно с лечебной гимнастикой назначают гидрокинезотерапию, массаж и физиотерапию.
Неврит локтевого нерва
Чаще всего неврит локтевого нерва развивается вследствие компрессии нерва в области локтевого сустава, возникающей у людей, работа которых связана с опорой локтями (о станок, стол, верстак), или при длительном сидении, положив руки на подлокотники кресла.
Клиническая картина. Кисть свисает; отсутствует супинация предплечья; нарушается функция межкостных мышц кисти, в связи с чем пальцы когтеобразно согнуты («когтистая кисть»); больной не может брать и удерживать предметы. Наступает быстрая атрофия межкостных мышц пальцев и мышц ладони со стороны мизинца; отмечается переразгибание основных фаланг пальцев, сгибание средних и ногтевых фаланг; невозможны разведение и приведение пальцев. В таком положении происходит растяжение мышц, разгибающих предплечье, и возникает контрактура мышц, сгибающих кисть. Поэтому с первых часов поражения локтевого нерва на кисть и предплечье накладывается специальная лонгета. Кисти придается положение возможного разгибания в лучезапястном суставе, а пальцам – полусогнутое положение; предплечье и кисть подвешиваются на косынке в положении сгибания в локтевом суставе (под углом 80°), т.е. в среднефизиологическом положении.
ЛФК назначается на 2-й день после наложения фиксирующей повязки. С первых дней (в связи с отсутствием активных движений) начинают занятия пассивной гимнастикой, гимнастикой в воде; делают массаж. По мере появления активных движений начинают занятия активной гимнастикой.
А.Н. Транквиллитати предлагает включать в комплекс лечебной гимнастики следующие упражнения.
1. И.п. – сидя у стола; рука, согнутая в локте, опирается на него, предплечье перпендикулярно столу. Опуская большой палец вниз, поднять вверх указательный, затем наоборот. Повторить 8-10 раз.
2. И.п. – то же. Здоровой рукой захватить основные фаланги 2-5 пальцев поврежденной руки так, чтобы большой палец здоровой руки располагался на стороне ладони, а другие – с тыльной стороны кисти. Сгибать и разгибать основные фаланги пальцев. Затем, передвинув здоровую руку, также сгибать и разгибать средние фаланги.
Наряду с ЛГ проводится электростимуляция мышц, иннервируемых локтевым нервом. При появлении активных движений в занятия включаются элементы трудотерапии (лепка из пластилина, глины), а также обучение захватыванию мелких предметов спичек, гвоздей, горошин и др.).
Неврит бедренного нерва
При неврите бедренного нерва парализуются четырехглавая и Портняжная мышцы. Движения больного при данном заболевании резко ограничены: нельзя разогнуть согнутую в колене ногу; (невозможны бег и прыжки; затруднены стояние и подъем по лестнице, переход из положения лежа в положение сидя. При неврите бедренного нерва возможны потеря чувствительности и острые боли.
При возникновении паралича мышц используют пассивные движения, массаж. По мере восстановления применяют активные движения: разгибание голени, приведение бедра к тазу, переход из положения лежа в положение сидя, упражнения с преодолением сопротивления (с блоками, пружинами, на тренажерах).
Наряду с лечебной гимнастикой применяют массаж, электростимуляцию паретичных мышц и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие симптомы характерны для клинической картины неврита?
2. Задачи комплексного восстановительного лечения периферических параличей и характеристика его периодов.
3. Клиническая картина неврита лицевого нерва и методика реабилитации в различные периоды.
4. Клиническая картина неврита плечевого сплетения (плексита). Специальные упражнения при этом заболевании.
5. Клиническая картина неврита локтевого нерва. Методика ЛФК при этом заболевании.
Любое движение происходит при передаче импульсов из коры головного мозга к передним рогам спинного мозга. В то же время доказано, что для нормальной функции головного мозга необходим постоянный приток импульсов с периферии: кожи, мышц и суставов. При заболеваниях и травмах ЦНС проведение нервных импульсов затрудняется, из-за нарушения иннервации мышц возникают парезы (ослабление произвольных движений) и параличи (отсутствие произвольных движений).
При поражении клеток передних рогов спинного мозга и их волокон развивается вялый (периферический) паралич или парез, сопровождающийся парезом или параличом, гипотонией или атонией мышц и гипорефлексией или полным отсутствием сухожильных, периостальных и кожных рефлексов. Часто снижается чувствительность и нарушается трофика, которая может привести к атрофии мышц.
При травмах и заболеваниях головного или спинного мозга тормозное влияние коры головного мозга на спинальные мотонейроны снижается, и их функции активизируются. В результате возникает центральный спастический паралич: повышение тонуса мышц, гиперрефлексия, появление патологических рефлексов, причем на руке повышен тонус преимущественно сгибателей и пронаторов, а на ноге – преимущественно разгибателей. Больной принимает позу Вернике-Манна: плечо приведено к туловищу, кисть и предплечье согнуты, кисть повернута ладонью вниз, нога разогнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа согнута.
Общими при всех повреждениях и заболеваниях нервной системы являются ограничение амплитуды движений, снижение мышечного тонуса, вегетотрофические расстройства и др.
Физические упражнения :
- вызывают приток импульсов в кору головного мозга, которая регулирует все функции организма;
- активизируя мотонейроны спинного мозга, увеличивают биопотенциал мышц и восстанавливают их функции.
Специальные упражнения условно делят на следующие группы:
- упражнения, увеличивающие объем движения в суставе и силу мышц;
- упражнения, направленные на восстановление и улучшение координации движений;
- антиспастические упражнения;
- идеомоторные упражнения (посыл мысленного импульса в тренируемую группу мышц);
- группа упражнений, направленных на восстановление или формирование двигательных навыков (стояние, ходьба, манипуляции с простыми бытовыми объектами – одеждой, посудой и пр.);
- пассивные упражнения и упражнения на растягивание соединительнотканных образований, лечение положением и др.
Ушиб головного мозга по своей тяжести, симптомам и клиническим проявлениям дает картину тяжелого сотрясения мозга с глубоким повреждением. К наиболее частым осложнениям ушиба головного мозга относятся парезы и параличи конечностей, расстройства слуха, зрения, обоняния, вкуса, речи и интеллекта (травматическое слабоумие).
Дыхательную гимнастику и упражнения для мелких и средних мышечных групп назначают после прекращения тошноты и рвоты, активную лечебную гимнастику – за несколько дней перед тем, как пострадавшему будет разрешено сесть. При парезах и параличах пассивную лечебную гимнастику назначают, несмотря на тяжелое состояние больного, еще в отделении реанимации или интенсивной терапии.
Противопоказания к применению ЛФК в неврологии :
- обострение ишемической болезни мозга;
- повторный инсульт;
- тромбоз сосудов;
- гипертонический криз;
- резко выраженный болевой синдром;
- острый энцефалит, миелит;
- неврит;
- повторная травма головного и спинного мозга;
- обострение сопутствующих хронических заболеваний внутренних органов;
- острые интеркуррентные заболевания.