Эпидемический процесс определение. Контрольная работа эпидемический процесс. Механизм развития эпидемического процесса

Громашевского который впервые детально разработал основные законы эпидемиологии теорию механизма передачи инфекции и движущихся сил эпидемического процесса. раздел – Механизм развития эпидемического процесса: механизм передачи Л. Элементарной основой эпидемического процесса является: Источник возбудителя инфекции Механизм передачи возбудителей Восприимчивость населения. человек животное абиотическая среда І категория источник инфекции – человек Больной Заразоноситель Форма болезни:...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Ф КГМУ 4/3-04/01

ИП №6 УМС при КазГМА

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра эпидемиологии и коммунальной гигиены

ЛЕКЦИЯ

Тема: « Понятие об эпидемическом процессе ».

Дисциплина: БДО 26 Epid - 3226 «Эпидемиология»

Специальность: 051301 - « Общая медицина »

Курс 3

Время (продолжительность) 1 час

Караганда 2010г.

Утверждена на заседании кафедры

«____» ____________ 2010г. Протокол № ___

Зав. кафедрой эпидемиологии и

коммунальной гигиены д.м.н., профессор__________Шабдарбаева М.С.

Тема: Понятие об эпидемическом процессе.

  • Цель: освоение теоретических, методических и организационных основ эпидемиологии.
  • План лекции:
  • Тезисы лекции:

Основные разделы учения об эпидемическом процессе

Различные аспекты теории об «эпидемиях» и «эпидемическом процессе» нашли отражение в фундаментальных трудах Д.К. Заболотного, Л.В. Громашевского, Б.А. Башенина, М.Н. Соловьева, Н.А. Семашко, Е.Н. Павловского, В.Н. Беклемешева, И.И. Елкина, Б.М. Жданова и др. в частности Д.К. Заболотный, В.А. Башенин.

Основоположником учения об эпидемическом процессе следует считать Л.В. Громашевского, который впервые детально разработал основные законы эпидемиологии, теорию механизма передачи инфекции и движущихся сил эпидемического процесса.

Существует несколько определений эпидемического процесса:

2. И.И. Елкин (1962) – Эпидемический процесс - это ряд связанных между собой и возникающих один из другого эпидемических очагов.

Такое определение тоже основано на внешнем проявлении инфекционных заболеваний в человеческом обществе. Это понятие эпидемического процесса неудачное, т.к. в определении нельзя вносить понятие «Эпидемический очаг», требующее дополнительное разъяснение.

Первая часть определения: взаимодействие возбудителя и организма хозяина на популяционном уровне – сущность, природа эпидемического процесса; завершающая часть определения: проявляющиеся манифестными и бессимптомными формами инфекций у людей – проявление эпидемического процесса; средняя часть определения – условия, необходимые для действия причины.

Таким образом, современное определение эпидемического процесса:

Рассмотрение любого процесса или явления необходимо проводить в трех аспектах: почему развивается процесс, т.е. его причина: как развивается процесс, т.е. как функционирует причина и какие условия и как влияют на нее; как данный процесс (явление) проявляется. В связи с этим и выделяют 3 взаимосвязанных раздела учения об эпидемическом процессе (таблица 1):

1 раздел – Факторы эпидемического процесса:

  • биологический
  • социальный
  • природный

2. раздел – Механизм развития эпидемического процесса:

3 раздел – Проявление эпидемического процесса:

  • по уровню
  • по территории
  • по времени
  • по группам

Факторы эпидемического процесса биологический, социальный, природный. Влияние их на развитие эпидемического процесса.

Популяция возбудителя и хозяина гетерогенны и динамически изменчивы. Они состоят из особей с генетическими и фенотипическими различиями.

Гетерогенность популяции возбудителя проявляется в различиях особей по вирулентности, токсигенности, резистентности к воздействию факторов окружающей среды, в том числе дезинфектантам, лекарственной устойчивости, ферментативной активностью, чувствительностью к фагам и т.д. и в совокупности с дозой возбудителя и степенью восприимчивости организма популяции хозяина определяют многообразие форм проявления инфекционного процесса, эффективность и дифференцированность в подходе проведения мероприятий в конкретных эпидемиологических подходах.

Ускоряющие темпы антропогенного преобразования биосферы в результате научно-технического прогресса на современном этапе являются мощным фактором влияющим на эволюцию инфекционных болезней. Такие интенсивно протекающие в современном мире процессы, как загрязнение внешней среды промышленными отходами, широкое применение пестицидов, биопрепаратов, урбанизации, активизация миграции населения, массовое развитие туризма и транспортных средств, международная торговля продуктами, сырьем, централизация водоснабжения и питания, санитарно-коммунальное благоустройство населенных мест, численность и плотность населения, рождаемость, состояния здравоохранения и т.д. – все эти регуляторные механизмы действуют на

биологическую подсистему и приводят к активизации или торможению эпидемического процесса, а также к значительным изменениям в структуре экосистем, изменению в эпидемическом процессе ранее неизвестных возбудителей, изменению свойств известных агентов, изменению реактивности и восприимчивости человека, что ведет к ускорению эволюции инфекционных болезней.

Природные условия влияют в первую очередь на болезни, источником или живым переносчиком возбудителей которых являются животные. Особенности годового биологического цикла отмечаемого у животных, существенно сказывается на активность эпизоотического и косвенно на эпидемический процесс; при трансмиссивных антропонозах это влияние выражается непосредственно.

Элементарная ячейка эпидемического процесса.

Элементарной основой эпидемического процесса является:

  1. Источник возбудителя инфекции
  2. Механизм передачи возбудителей
  3. Восприимчивость населения.

Однако изучение этих отдельных звеньев не позволяет полностью познать его природу, сущность.

І звено

Источник инфекции - естественная среда обитания возбудителя, где он живет, размножается, питается и выделяется в окружающую среду.

Больной

Заразоноситель

Форма болезни: - манифестная

Острая

Стертая

Острая хроническая

Хроническая абортивная

нет никаких клинических симптомов

а) реконвалесценты

б) иммунные

в) транзиторные

Люди практически здоровы, но выделяют возбудителя

инкубация, продрома, разгар болезни, реконвалесценция

По тяжести заболевания

1І звено

Механизм передачи реализуется через 3 фазы (стадии):

1. выведение возбудителя во внешнюю среду из зараженного организма.

Первая стадия механизма передачи осуществляется в процессе:

Физиологических реакций: дефекация, мочеотделение, дыхание,

Разговор

Из патологической интенсификации: понос

При патологических актах, сопровождающих заболевание: кашель, чихание, рвота, язвы, эрозии на кожных покровах и слизистых оболочках.

2. временного пребывания во внешней среде

В абиотических (воздух, почва, предметы обихода, грязные руки) и биотических (насекомые) объектах внешней среды. В этой фазе механизма передачи обеспечивается не только сохранение возбудителя, но и реализуется доставка их в новый организм

3. внедрения возбудителя в новый восприимчивый организм:

При вдыхании контаминированного воздуха;

При употреблении зараженной воды и пищи;

Через соприкосновение (контакт с контаминированными предметами) объектами;

Через укусы кровососущих насекомых.

Способы выведения возбудителя из зараженного организма (1 стадия механизма передачи) и внедрения в восприимчивый организм (3 стадия механизма передачи) определяются специфической локализацией его в организме хозяина.

В свою очередь эта локализация определяет механизм передачи возбудителя из зараженного организма в восприимчивый. В этом заключается принцип взаимно обусловленного соответствия локализации возбудителя в организме хозяина и механизма его передачи от одного хозяина другому.

По признаку основной локализации возбудителя в организме человека Л.В. Громашевский выделил 4 механизма передачи:

І. - а эрозольный ( а эрогенный, р еспираторный, а спирационный)

Возбудитель локализуется в д ы хательных путях.

ІІ . Фекально-оральный.

Специфическая локализация возбудителя - в кишечнике.

ІІІ . Трансмиссивный.

Специфическая локализация возбудителя - в кровеносной системе.

І V . Контактный.

Специфическая локализация возбудителя - на кожных покровах, слизистых оболочках,

2-ая и 3-ья фазы механизма передачи реализуются через факторы передачи - это, элементы внешней среды (абиотические и биотические), обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другое

Механизм передачи

Факторы передачи

Пути передачи

1. аэрозольные

воздух

пыль

Воздушно- капельный

2. Фекально-оральный

пища, вода, почва, предметы быта, мухи

пищевой, водный, контактно- бытовой

Факторы передачи могут быть: (для фекально-орального механизма передачи)

а) первичными - те на которые попадает возбудитель при реализации 1 стадии механизма передачи

б) конечными - доставляют возбудителя в зараженный организм

в) промежуточными - доставляют возбудителя с первичных факторов передачи на конечные

Схема

Пища

Руки

Фекалии почва рот

Вода

Пища

Факторами передачи могут быть живые членистоногие, их называют переносчиками возбудителей.

Различают:

А) механических переносчиков (неспецифические), (муха) - механический перенос возбудителей на лапках.

Б) кровососущих переносчиков (специфические) блоха, комар, вошь, клещи и др. - в их организме возбудители размножаются или проходят цикл развития.

Пути передачи - это конкретные элементы внешней среды или их сочетание, которые обеспечивают перенос возбудителя из одного организма в другой. См. схему.

Путь передачи обозначается по конечному фактору передачи.

По мере развития учения об эпидемическом процессе, происходило уточнение отдельных положений теории механизма передачи возбудителей. В частности, кроме четырех основных механизмов передачи возбудителей выявлена их локализация в зародышевых (половых) клетках и соответственно выделен 5-ый тип механизма передачи - вертикальный механизм передачи - от матери плоду, т.е. непосредственно от одного поколения к другому (Например, ВИЧ-инфекция, токсоплазмоз, краснуха).

Выше перечисленные варианты механизма передачи сформировались в естественных условиях в соответствии с локализацией возбудителей в организме. В практической работе возможны необычные "искусственные" и артифициальные способы передачи или способы заражения. Например, в лабораториях и на производстве вирусных препаратов при нарушении техники безопасности, технологического процесса, при авариях.

Необычные пути заражения (способы передачи), возможны при медицинских манипуляциях - инъекциях, переливаниях крови, эндоскопии, пересадке органов, хирургических, стоматологических, гинекологических вмешательствах (парентеральный способ передачи заражения.

Теория природной очаговости инфекционных болезней

Основоположник Е.Н. Павловский. Суть теории состоит в том, что она объясняет развитие болезней попаданием в организм людей возбудителей, существующих за счет циркуляции среди диких животных. Как правило, среди диких животных циркулируют полипатогенные возбудители (т.е. они вызывают заболевание у нескольких видов животных) и человек, попав в среду природной циркуляции возбудителя, заболевает.

Природный очаг - участок территории географического ландшафта, в пределах которого среди диких животных происходит передача возбудителя от донора реципиенту.

Природный очаг - сформировавшаяся независимо от деятельности людей популяция возбудителя вместе с поддерживающими ее существование популяциями позвоночных хозяев, популяциями кровососущих членистоногих (при трансмиссивных инфекциях) и специфическими условиями внешней среды (при сапронозах).

Антропургический очаг зоонозной инфекции - очаг, сформировавшийся в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Заражение человека происходит при связи с эпизоотическими (природными, антропургическими) очагами и как правило, без последующей передачи возбудителя от человека к человеку.

Человек - биологический тупик для возбудителей группы зоонозов.

Лишь в отдельных случаях наблюдается цепочка заражений подобно, тому, как это имеет место при антропонозных инфекциях (легочная форма чумы).

Заражение восприимчивого человека сопряжено с пребыванием его без специальной защиты на территории природного очага только в то время, когда он находится в валентном состоянии, т.е. период эпидемиологической активности зараженных животных-хозяев и членистоногих-переносчиков.

Сельскохозяйственные (одомашненные) животные и синантропные грызуны могут служить звеном перехода некоторых природно-очаговых инфекций из дикой природы к человеку.

К таким инфекциям в первую очередь следует отнести бешенство, лептоспирозы, токсоплазмоз, эризепелоид, листереллез, возможно - бруцеллез.

  • Литература:

1. Амиреев С.А. Эпидемиология Учебное пособие – Алматы. – 2002. - 2 том. – 693с.

2. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. и др. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для медицинских вузов. 2-е издание. – М.- ГЭОТАР – МЕД, 2003. – 816с.

3. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии. – М.: Медицина. – 2001. - 435с.

4. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология. М., 1989г., 416с.

5. Белозеров Е.С., Иоанниди Е.А. Курс эпидемиологии: Учеб. Пос. Для леч. и пед. фак. медвузов // Элиста: Джангар, 2005. – 136с.

6. Эпидемиология; Учебное пособие /Н.Д. Ющук, М.А. Жогова, В.В. Бушуева и др. – М.:Медицина, 1993. – 336с.

7. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. – М.: Медицина, 2001. – 263 с.

8. Черкасский Б.Л. Этические и правовые аспекты эпидемиологии. / Эпидемиология и инфекционные болезни, 1996, № 1. – С. 9-12.

9. Черкасский Б.Л. Современная интерпретация основных категорий эпидемиологии. ЖМЭИ, 1991, № 2. – С. 75-78.

10. Синяк К.М. О предмете эпидемиологии. ЖМЭИ, 1990, № 7. – С. 82-86.

  1. Основные разделы учения об эпидемическом процессе
  2. Факторы эпидемического процесса биологический, социальный, природный. Влияние их на развитие эпидемического процесса.
  3. Элементарная ячейка эпидемического процесса.
  4. Биологический фактор, как внутренняя причина возникновения эпидемического процесса.
  5. Значение природного и социального факторов в развитии эпидемического процесса.
  6. Определение понятия источник инфекции.
  7. Виды и категории источников инфекции.
  8. Определение механизма передачи возбудителя
  9. Фазы и типы механизма передачи.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2596. Учение об инфекции. Понятие об эпидемическом и инфекционном процессах 228.41 KB
Определяются свойствами возбудителя состоянием макроорганизма и условиями окружающей среды т. Инфицирующая доза возбудителя минимальное количество микробных клеток способных вызвать инфекционный процесс эта доза зависит от видовой принадлежности возбудителя его вирулентности состояние специфической и неспецифической защиты макроорганизма. Например заболевание холерой наступает при заражении человека значительно большими дозами возбудителя чем это требуется для возникновения брюшного тифа и дизентерии. Входные ворота...
5751. Дезертирство. Понятие самовольного оставления части или места службы военнослужащих, проходящих военную службу. Понятие и состав статьи 338 Уголовного Кодекса «Дезертирство» 59.8 KB
Понятие воинской обязанности и социально-экономические мотивы уклонения от воинской службы Понятие и состав уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами. Понятие самовольного оставления части или места службы военнослужащих проходящих военную службу...
7295. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ 18.67 KB
Основные вопросы криминологической науки Современные научные направления в криминологии семейная криминология; экономическая криминология; пенитенциарная криминология; политическая криминология. Криминология и социальная профилактика...
19161. ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 113.53 KB
Экспертное исследование имеет свой объект предмет и методику проведения объектом судебной экспертизы является источником информации для эксперта. Объектами экспертизы могут быть материальные предметы живые организмы. Предметом судебной экспертизы могут быть факты фактические данные. Например предметом психологической экспертизы может быть установление способности к правильному восприятию запоминанию и воспроизведению информации.
17943. Представительство в гражданском процессе 26.36 KB
Сформулировать понятие, признаки и юридическая природа гражданско-правового представительства; рассмотреть роль адвоката как представителя в гражданском процессе; выявить проблемные аспекты представительства в гражданском процессе.
9383. КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 17.24 KB
Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе в их дисциплинированности и выработке воли. Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в зависимости от вида контроля. Виды контроля: текущий – это систематическая проверка усвоения знаний умений и навыков на каждом уроке эта оценка результатов обучения на уроке.
19310. Адвокат в гражданском процессе 49.47 KB
Каким критериям должен отвечать федеральный закон чтобы он был признан элементом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре - является ли упоминание в тексте Закона об адвокатуре о возможности регламентации определенных вопросов деятельности адвоката федеральным законодательством либо конкретным федеральным законом основанием для включения такого закона в состав законодательства об адвокатской...
12481. Примирительные процедуры в гражданском процессе 180.64 KB
На различных этапах существования общества споры решались несколькими способами: по праву сильного обращением к авторитетному лицу за решением или примирением спорящих сторон. Однако нельзя не отметить что современная судебная система характеризуется консервативностью жесткой привязкой к национальному законодательству и ограниченной возможностью вынесения решения по спору лишь на основе права без учета реальных интересов и потребностей спорящих сторон. Это представляется важным не только с точки зрения разгрузки судебной системы но и для...
17975. УЧАСТИЕ ЭКСПЕРТА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 76.73 KB
Правовой статус специалиста в уголовном процессе. Разграничение компетенции эксперта и специалиста по уровню решения экспертных задач. Предварительные исследования специалиста в досудебных стадиях уголовного процесса...
11439. Участие адвоката в гражданском процессе 36.1 KB
Следует отметить что адвокатура не входит в систему органов государственной власти. Организация деятельности адвокатов по представительству граждан и организаций по гражданским делам и осуществлению иных видов юридической помощи обеспечению принципа состязательности достижению истины и т. Ко всему вышеизложенному в последние годы наблюдается уменьшение случаев участия адвокатов не только в уголовном следствии но и в гражданском судопроизводстве.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Эпидемический процесс - это процесс передачи заразного начала от источника инфекции к восприимчивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому).

Он включает три звена:

1.Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные).

2.Факторы передачи возбудителя.

3.Восприимчивый организм, то есть человек, который не имеет иммунитета против данной инфекции.

Из каких звеньев состоит эпидемический процесс?

1 восприимчивый организм 2 факторы передачи возбудителя 3 источник инфекции

4 только источник инфекции и восприимчивый организм

Источники инфекции:

1. Человек. антропонозами (от греч. anthropos - человек, nosos - болезнь). Например, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентерией, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зоонозы (от греч. zoon - животное, nosos - болезнь), при которых источником инфекции служат различные виды домашних и диких животных и птиц. К зоонозам относятся бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа антропозоонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы).

Инфекционные болезни, возбудители которых поражают только людей, называются

1 зоонозы 2 антропонозы 3 антропозоонозы

Инфекционные болезни, возбудители которых передаются от животных человеку, называются

1 зоонозы 2 антропонозы3 антропозоонозы

Инфекционные болезни, возбудители которых передаются от животных и людей, называются

1 зоонозы 2 антропонозы3 антропозоонозы

Факторы передачи возбудителя.

Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1.Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума, туляремия).



2.Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туляремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.

3.Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции, глисты и др.

4.Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители дифтерии, скарлатины, туляремии, чумы и др.

5.Предметы труда и обихода, зараженные больным животным или человеком, могут служить фактором передачи заразного начала здоровым людям.

6.Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи передают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сыпной тиф; мухи - кишечные инфекции и глисты; омары - малярию, энцефалиты; мошки - туляремию; москиты - лейшманиоз и т. д.

7. Биологические жидкости ("кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жидкость) - СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфекции и др.

Варианты развития эпидемического процесса

1.Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний

2.Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3.Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком один или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4.Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватываю щей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5.Пандемия . Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ).

Выберите определение - природно-очаговое заболевание

Основоположником учения об эпидемическом процессе является Громашевский Л.В. (1887-1979), впервые детально разработавший теорию общей эпидемиологии, понятие об источнике инфекции и движущих силах эпидемии.

Инфекционный процесс - взаимодействие возбудителя и восприимчивого организма (человека или животного), проявляющееся болезнью или носительством возбудителя инфекции.

Отмечается территориальная неравномерность распределения инфекционных заболеваний. Территорию распространения инфекционных заболеваний называют нозоареалом. По особенностям территориального распространения выделяют глобальный и региональный типы нозоареалов.

Эпидемический процесс является сложным социально-биологическим явлением. Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского "): источника возбудителя инфекции, механизма передачи возбудителя и восприимчивого организма (коллектива).

Первой необходимой предпосылкой развития эпидемического процесса является наличие источника инфекции.

Источник инфекции в эпидемиологии инфекционных болезней - это живой зараженный организм, который является естественной средой для существования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

Болезни, при которых люди являются источником инфекции, называют антропонозами. Состояние зараженности может иметь неодинаковые клинические проявления, а потенциальный источник возбудителя инфекции по-разному опасен в различные периоды инфекционного процесса. Так уже в конце инкубационного периода больные вирусным гепатитом А чрезвычайно опасны как источники инфекции, при кори заразительность выражена в последний день инкубации и в продромальном периоде. При большинстве инфекционных болезней наибольшая опасность заражения существует от больных в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителя в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др. При некоторых болезнях заразительность сохраняется и в стадии реконвалесценции, например при брюшном тифе и паратифах.

Носители возбудителя инфекции - практически здоровые
люди, что определяет их особую эпидемиологическую опасность для окружающих. Эпидемиологическая значимость носителей зависит от длительности и массивности выделение возбудителя. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство ). В зависимости от длительности оно называется острым (до 3 мес. после брюшного тифа и паратифов) или хроническим (от
3 мес. до нескольких десятков лет). Носительство возможно у лиц, ранее привитых от инфекционных болезней или переболевших ими, т. е. имеющих специфический иммунитет - здоровое носительство (например, дифтерия, коклюш и др.). Наименьшую опасность как источник инфекции представляют транзиторные носители, у которых возбудитель находится в организме очень короткий срок.

Болезни, при которых источником инфекции являются животные, называют зоонозами. Источниками инфекции могут быть как больные животные, так и носители возбудителя. Распространение болезней среди животных - эпизоотический процесс , он может носить характер как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Заболеваемость животных, свойственная данной местности, называется энзоотической или энзоотией.

Возбудитель инфекционных болезней может существовать только при непрерывном размножении, при перемещении и смене сред обитания. При этом, с точки зрения экологии возбудителя и эпидемиологии заболевания, среды неравнозначны. Наибольшее значение имеет та среда обитания, без которой возбудитель не может существовать как биологический вид. Это специфическая, главная среда обитания или резервуар. Таким образом, совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечивающих его существование в природе, называют резервуаром возбудителя инфекции.

Вторая необходимая предпосылка для возникновения и
поддержания непрерывности эпидемического процесса - механизм передачи. Учение о механизме передачи возбудителя инфекционной болезни было разработано Л. В. Громашевским в 40-е годы XX столетия. Механизм передачи включает последовательную смену трех фаз. Выработанное возбудителем свойство выделяться из организма зараженного хозяина и переход его в другой (восприимчивый) организм необходимы для сохранения возбудителя как биологического вида.

Механизм передачи возбудителя - это эволюционно сложившийся закономерный способ перемещения возбудителя от источника инфекции в восприимчивый организм человека или животного.

Локализация возбудителя в организме хозяина и специфика проявлений инфекционного процесса определили наличие нескольких типов механизма передачи возбудителя от источника инфекции к восприимчивым лицам. Каждый из них реализуется благодаря конкретным путям, которые включают разнообразные факторы передачи, непосредственно участвующие в переносе возбудителя.

Аспирационный механизм передачи реализуется двумя путями: воздушно-капельным - при нестойких во внешней среде микроорганизмах (таких, как менингококк, вирус кори, краснухи, гриппа и др.) и воздушно-пылевым - при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок, например микобактерии туберкулеза. Возбудители, выделяясь в окружающую среду при кашле, чиханье, иногда разговоре и дыхании, быстро проникают в дыхательные пути лиц, окружающих источник инфекции.

Фекально-оральный механизм передачи является единым
для кишечных инфекций, возбудители которых находятся в пищеварительном тракте людей. Значительная доля заражений приходится на инфицированную воду, в которой купаются, моют посуду и пьют.

Пищевые продукты, зараженные грязными руками или водой, по-разному выполняют функцию факторов передачи. Одни из них (молоко, мясной бульон или фарш) могут оказаться хорошей средой для размножения и накопления микроорганизмов, что определяет вспышечную заболеваемость и тяжелые формы болезни. В других случаях (на овощах, хлебе) микроорганизмы лишь сохраняют жизнеспособность.

При плохой санитарной обработке, когда испражнения
больных доступны мухам, они могут стать механическими переносчиками возбудителя. При низкой санитарной культуре населения в сочетании с плохими санитарно-бытовыми условиями возможен контактно-бытовой (бытовой) путь передачи возбудителя с помощью таких предметов, как игрушки, полотенца, посуда и др. Таким образом, при фекально-оральном механизме по конечному фактору выделяют три пути передачи возбудителя - водный, пищевой, бытовой.

Трансмиссивный механизм передачи реализуется с помощью кровососущих переносчиков (членистоногих) при болезнях, возбудители которых находятся в кровяном русле.

Заражение восприимчивых лиц возможно только с помощью переносчиков - вшей, блох, комаров, москитов, клещей и др., в организме которых происходят размножение, накопление или половой цикл развития возбудителя. В процессе эволюции инфекционных болезней сформировались определенные взаимоотношения возбудителя и переносчика, определенный тип выделения их из организма переносчика: риккетсии - при дефекации вши, чумные бактерии - при срыгивании блохи и др. Неодинаковая активность переносчиков в разные сезоны года влияет на уровень заражаемости и заболеваемости людей кровяными инфекциями.

Контактный механизм передачи возможен при непосредственном соприкосновении с поверхностью кожи, слизистых оболочек зараженного и восприимчивого организмов, сопровождающемся внедрением возбудителя - прямой контакт (венерические болезни, микозы) или посредством предметов, контаминированных возбудителем - непрямой контакт .

Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении плода) осуществляется при таких болезнях, как токсоплазмоз, краснуха, ВИЧ-инфекция и др.

· при усложнённом патогенезе.

Восприимчивый организм (коллектив). Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать инфекционным процессом на внедрение возбудителя. Это свойство является необходимым условием для поддержания эпидемического процесса. Состояние восприимчивости зависит от большого числа факторов, определяющих как состояние макроорганизма, так и вирулентность и дозу возбудителя.

  • Основные задачи эпидемиологии:
  • 7.Описательные эпидемиологические исследования. Скрининг- как основной метод выявления своевременно нераспознанных болезней и состояний «предболезни». Типы скрининга.
  • 8.Аналитические эпидемиологические исследования (когортные исследования и исследования типа « случай-контроль»).
  • 9.Применение эпидемиологических исследований в клинике. Рандомизированные клинические контролируемые испытания. Организационные особенности формирования групп для клинического исследования.
  • 10.Факторы, определяющие развитие эпидемического процесса. Социально-экологическая концепция б.Л. Черкасского.
  • 11.Характеристика проявлений эпидемического процесса. Теория саморегуляции паразитарных систем в.Д. Белякова.
  • 12.Природный фактор эпидемического процесса. Учение о природной очаговости е.Н. Павловского. «Очаговая триада». Природные и антропургические очаги.
  • 13. Учение об эпидемическом процессе. Определение эпидемического и эпидемиологического процесса. «Триада Громашевского».
  • 1) Антропонозы
  • 3) Сапронозы (контаминированный объект внешней среды)
  • 15. Механизм передачи - вторая необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Фазность механизма передачи. Пути и факторы передачи инфекций
  • 16. Восприимчивый организм - третья необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Иммунная прослойка, естественные и искусственные пути её формирования.
  • 17. Эпидемиологическое понятие неспецифической резистентности. Использование иммуномодуляторов в профилактике инфекционных заболеваний. Характеристика цитокинов, лактонов.
  • 19.Природно-очаговые болезни. Определение. Классификация по характеристике возбудителя, резервуару инфекции, переносчикам. Теоретические и практические положения учения о природной очаговости.
  • 20. Эпидемиологические закономерности формирования природных очагов инфекционных заболеваний, характеристика типов природных очагов. Законы е.Н. Павловского о природно-очаговых инфекциях.
  • 21. История вакцинопрофилактики. Эпидемиологические принципы и особенности иммунопрофилактики на современном этапе глобальности эпидпроцесса. Расширенная программа иммунизации.
  • Национальный календарь профилактических прививок
  • 22.Современная структура социального,иприродного и биологических факторов эпидпроцесса. Эпидемиологическая безопасность,этапы ее достижения.
  • 23. Эпидемиология чрезвычайных ситуаций. Содержание и организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях.
  • 26. Дифференциально – диагностические признаки вспышек острых кишечных инфекций различного происхождения. Особенности эпид процесса. Основные направления профилактики.
  • 27. Структура системы управления эпид процессом. Структура службы по надзору в сфере защиты прав потребителя.
  • 29.Структура системы эпидемиологического надзора, субъект эпидемиологического надзора и контроля. Социально-гигиенический мониторинг, его цели, задачи, особенности.
  • 30. Правовые основы профилактики и противоэпидемических мероприятий. Закон рф № 52-фз «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Вопрос 32 Уровни правового обеспечения противоэпидемической практики в Российской Федерации. Нормативно-правовые основы профилактики инфекционных болезней.
  • 5 Законов по Воронежской области
  • Вопрос 33
  • Вопрос 34 Структура профилактических (противоэпидемических) мероприятий. Противоэпидемическая работа в очаге инфекционной болезни.
  • 2. Зараженные животные.
  • Вопрос 37
  • 39.Современные методы дезинфектологии и стерилизации. Химический метод дезинфекции.
  • 40 Медицинские отходы. Классификация, правила сбора, утилизация.
  • Вопрос 41 Медицинская дезинсекция и дератизация. Борьба с педикулезом. Нормативно-законодательные акты. Медицинская дератизации
  • Медицинская дезинсекции
  • Механический метод
  • Физический метод
  • Биологический метод
  • Химический метод
  • Борьба с педикулезом
  • 1. Федеральный закон "о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-фз.
  • 9. Санитарные правила сп 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
  • Вопрос 44 Сущность и цели иммунопрофилактики. Правовые и нормативные основы иммунопрофилактики. Закон рф «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний».
  • Глава IV. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики
  • Глава V. Социальная защита граждан при возникновении поствакцинальных осложнений
  • 1. Утвердить:
  • 2. Признать утратившими силу:
  • Вопрос 46 Организация прививочной работы. Основные нормативные документы по организации прививочной работы.
  • населения.

    Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского" ):

    1)источника возбудителя инфекции,

    2)меха­низма передачи возбудителя

    3)восприимчивого организма (коллектива).

    Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для суще­ствования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

    Механизм передачи возбудителя - это эволюционно сложившийся за­кономерный способ перемещения возбудителя от источника инфекции в вос­приимчивый организм человека или животного. (аспирационный, фекально-оральный, контактный, трансмиссивный, вертикальный, артифициальный(искусственный).

    Восприимчивый организм (коллектив). Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать инфекционным процес­сом на внедрение возбудителя. Состояние восприимчивости зави­сит от большого числа факторов, определяющих как состояние макроорганиз­ма, так и вирулентность и дозу возбудителя.

    Возможность возникновения и распространения заболе­ваемости среди населения зависит от 3-х факторов: биологического, природно­го и социального.

    Природный фактор - это климатические и ландшафтные условия, кото­рые способствуют или препятствуют развитию эпидемического процесса.

    14. Учение об эпидемическом процессе. Источник инфекции как необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Характеристика источников инфекции. Резервуар инфекции.

    Инфекционный процесс - взаимодействие возбудителя и восприимчиво­го организма (человека или животного), проявляющееся болезнью или носительством возбудителя инфекции.

    Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для суще­ствования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.

    Резервуар инфекции- совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объ­ектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечиваю­щих его существование в природе. Т.е. это та среда обитания,без которой возбудитель не может существовать как биологический вид.

    Различают следующие источники

  • Источники эпидемиологического процесса, механизмы передачи.

    Эпидемический процесс – эпидемия в широком смысле слова. Это процесс возникновения и распространения инфекций. Цепь связанных между собой и вытекающих одно из другого инфекционных состоянии человека Л.В. Громашевский).

    Эпидемический процесс – цепь связанных между собой и вытекающих один из другого эпидемических очагов (И.И.Елкин).

    Эпидемиологический процесс возникает и поддерживается только при наличии трёх движущих сил его, трёх факторов, к каковым относятся: источник возбудителя инфекции, осуществление механизма передачи возбудителей и восприимчивость населения. При выключении хотя бы одного из этих звеньев эпидемический процесс прекращается.

    Обобщение накопленного фактического материала и теоретические разработки позволили сформулировать ряд концепций и теорий, о сущности эпидемического процесса:

    Учение об эпидемическом процессе и определяющей роли механизма передачи возбудителя, разработанное выдающимся советским эпидемиологом Л.В. Громашевским;

    Учение о природной очаговости инфекционных болезней, созданное Е.Н.Павловским и его школой;

    Социально-экологическая концепция эпидемического процесса, сформулированная Б.Л. Черкасским.

    Современный подход к изучению эпидемического процесса отличается цельностью восприятия его как системы, аккумулирующей в себе биологическую и социальную сущность и, следовательно, способной применительно к биологической его части как любой живой системе сохранять, восстанавливать исходное состояние или самостоятельно избирать новое состояние.

    При бессимптомной форме инфекционного процесса бактерионосителями могут быть практически здоровые люди, что создает особую опасность для окружающих из-за трудности их распознавания. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство). В зависимости от длительности оно называется острым (до 3 мес после брюшного тифа и паратифов) или хроническим (от 3 мес до нескольких десятков лет или пожизненное, как, например, носительство HBs-антигена). Конкретное проявление инфекционного процесса у заразившегося человека зависит от дозы попавшего в организм возбудителя, его вирулентности, а также исходной резистентности организма.

    Как было отмечено, эпидемиологическое значение различных форм проявления инфекционного процесса неодинаково. Так, специально проведенные исследования показали, что массивность выделения возбудителя чаще всего находится в прямой зависимости от тяжести течения болезни. В соответствии с этим количество выделяемых из организма возбудителей при легкой форме болезни и при бессимптомных вариантах инфекционного процесса является наименьшим. Однако именно эти формы проявления инфекционного процесса играют, как правило, важнейшую роль в поддержании эпидемического процесса, так как таких больных и носителей обычно не госпитализируют. Эти лица, оставаясь социально активными, представляют наибольшую опасность как источник возбудителя инфекции.

    Таким образом, значительную эпидемиологическую опасность представляют больные с атипичными, трудновыявляемыми формами инфекции, а также бактерионосители, которым при некоторых инфекциях принадлежит ведущая роль в поддержании эпидемического процесса. В то же время необходимо отметить, что заразительность больных неодинакова в различные периоды инфекционного процесса. Под заразительностью понимают временной интервал, в течение которого происходит выделение возбудителя из организма хозяина и возможно последующее его внедрение в другой восприимчивый организм. При одних инфекциях отмечается длительный период заразительности, при других - короткий. При одних инфекциях возбудитель начинает выделяться из организма уже в период инкубации, а при других - с началом проявления клинических симптомов.

    В настоящее время выделяют четыре группы инфекционных болезней:

    1. Антропонозы, т.е. свойственные только человеку.

    2. Зооантропонозы, в естественных условиях распространенные у животных, но которыми может заражаться человек.

    3. Зоонозы, т.е. свойственные только животным.

    4. Сапронозы, при которых резервуаром инфекции являются абиотические факторы окружающей среды.

    В основу этого деления положен эколого-биологический принцип, характеризующий условия (явления), обеспечивающие сохранение возбудителя как биологического вида: при антропонозах - циркуляция в человеческой популяции, при зооантропонозах - циркуляция среди животных и лишь при некоторых инфекциях - у человека, при зоонозах - циркуляция в мире животных; при сапронозах возбудитель существует как вид за счет объектов неживой природы. Следует отметить, что как и все природные явления, инфекционные болезни нельзя расположены строго "по полочкам", так как границы между отдельными группами могут быть нечеткими, представляя собой переходные формы.

    • Факторы эпидемиологического процесса
    • Противоэпидемические мероприятия

    Значение здорового питания
    К счастью, осознание необходимости следить за своим питанием и в нашей стране в последние годы приобретает все большую популярность. Поэтому некоторые требования таких врачей, как д-р Гей и ему под...