Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психологическая готовность ребёнка к школе

Способность различать себя и других в самосознании делает возможным осознание себя и как субъекта действий, и как субъекта в системе человеческих отношений. У ребенка появляется осознание своего социального Я. Согласно Л. И. Божович, новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции». Внутренняя позиция ребенка образуется в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у него психологических особенностей, обобщаются им и складываются в особое личностное новообразование, характеризующее его личность в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к окружающим людям, к самому себе.

У детей появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Иногда это стремление имеет и другое конкретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности, стать помощниками в семье. Но психологическая сущность этих стремлений остается той же самой – дошкольники начинают стремиться к новому положению в системе доступных им общественных отношений и к новой общественно значимой деятельности. Стремление ребенка занять позицию школьника («хочу в школу ходить», «хочу в школе учиться» и т. д.) свидетельствует о нормальном разрешении кризиса детства.

В контексте кризиса семи лет и его нормального разрешения должна быть рассмотрена проблема психологической готовности детей к обучению в школе. Эта проблема имеет в возрастной психологии давнюю традицию исследований и различные подходы к ее решению. По мнению Т. А. Нежновой, «вопрос готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальной зрелости». Поступая в школу, ребенок реально оказывается в центре новой социальной ситуации. Но эта новая ситуация должна быть понята и принята ребенком, стать его внутренней позицией. Появление у ребенка внутренней позиции школьника свидетельствует о его готовности к школьному обучению.

Внутренняя позиция школьника обнаруживается тогда, когда ребенок относится к поступлению или пребыванию в школе как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни, не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; отказывается от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане деятельности и поведения; признает авторитет учителя.

К семи годам социальная сфера активности становится не только источником отношения ребенка к себе, но и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни: ребенок учится ради признания и одобрения значимых для него других. Переживание собственной успешности в учебе как соответствия тому социальному статусу, на который претендует ребенок, видимо, и является главным показателем того, что он становится субъектом социальных отношений.

Продуктивный подход к анализу проблемы психологической готовности ребенка к школе предложен Е. Е. Кравцовой. Исходными для анализа проблемы выступили представления о специфическом содержании, строении учебной деятельности и предпосылках ее осуществления, складывающихся у детей в переходном возрасте.

Структура учебной деятельности включает в себя учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку. Специфика учебных задач состоит в том, что основным смыслом деятельности детей является освоение общих способов решения определенного класса предметно-практических задач; освоение общего способа осуществляется посредством учебных действий. В свою очередь – полноценная деятельность предполагает выполнение школьником контрольно-оценочных действий. При этом ориентация на способ действия (а не только на его результат) считается наиболее важной характеристикой учебной деятельности. Принятие ребенком учебной задачи выступает в качестве важнейшего критерия готовности к школьному обучению.

Предпосылки принятия учебной задачи, осуществления учебных действий, в том числе и контрольно-оценочных, лежат в особенностях общения ребенка как со взрослыми, так и с другими детьми. Было показано, что принятие ребенком учебной задачи возможно в случае, если он устанавливает особый тип общения со взрослым. Этот тип общения характеризуется высоким уровнем произвольности: оно строится в опоре не только на непосредственную предметную ситуацию, но и на сознательно принимаемые задачи, правила, требования, т. е. с учетом определенного контекста.

Дети с высоким уровнем произвольности, развитым контекстным общением, видят условность позиции взрослого, понимают двойной смысл его вопросов, ищут способы правильного построения ответов. Дети с непосредственной формой поведения воспринимают только прямой, однозначный смысл вопросов; они не удерживают контекста общения, не понимают условности позиции взрослого и относятся к учителю примерно так же, как и к своей маме или воспитательнице детского сада. Таким образом, контекстное общение является той формой реализации отношения ребенка и взрослого, которая адекватна этапу принятия детьми учебной задачи.

Характер общения ребенка со сверстниками также оказался тесно связанным с успешностью учения в школе, и прежде всего с его ориентацией на общий способ решения задачи. Хорошо подготовленные к школе дети обнаруживают высокий тип общения со сверстниками, который обозначается как «кооперативно-соревновательный». Существенные психологические характеристики кооперативно-соревновательного типа общения со сверстниками близки характеристикам контекстного общения со взрослым. В частности, в том и в другом случае ребенок впервые начинает видеть позицию партнера и удерживать ситуацию задачи в течение всей деятельности по ее решению. Способность ребенка оценивать ситуацию не только со своей точки зрения, а с учетом позиции других участников совместной деятельности является важным условием выделения и освоения общих способов решения задач.

Важным компонентом психологической готовности к обучению в школе является и отношение ребенка к самому себе, его самооценка. Новое отношение к себе на пороге школьного обучения характеризуется обобщенностью, опосредствованностью и большей объективностью. Оно опирается на способность ребенка видеть себя и свои поступки со стороны. Действия контроля и оценки в учебной деятельности напрямую зависят от умения школьника учитывать позицию другого, от его способности взглянуть на свои действия глазами другого.

Особая ответственность в период кризиса 7 лет ложится на взрослого. Родители вдруг начинают обнаруживать разрывы в отношениях с собственным ребенком (в соответствии с нормальным стремлением ребенка к обособлению). Они уже не являются для ребенка абсолютным авторитетом, всезнающим и умеющим. Именно поэтому Родитель не может быть Учителем, т. е. абсолютным, внешне противопоставленным образцом.

Чтобы действительно благополучно пройти эту критическую стадию с позитивными приобретениями, сам взрослый должен перестроить свою программу поведения. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить сотрудничество (отождествление) с ребенком в его чрезвычайно ответственном деле проникновения в действительность саму по себе, поддержать ребенка в приобщении к реальности, в изучении ее. Взрослый должен стать советчиком, сочувствующим и понимающим – какое это трудное дело, что-то знать и уметь по-настоящему!

Родителям необходимо быть гостеприимным и дружелюбным с друзьями ребенка, нужно приглашать их с собой в кино, путешествия, гости и т. п. Отождествляясь с ребенком в его трудностях, поисках, выборах как равный, но как старший и опытный («А у меня было так»), взрослый создает надежный тыл для поиска ребенком своей персональности. Школа обособляет, семья отождествляется с заботами ребенка. Ребенок уподобляется нормам деятельности, жизни, становится самостоятельным в своих знаниях и умениях. Ребенок обособляется от симбиотической общности, отождествляется в личной привязанности с родителями.

План лекции:

9.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.

9.2. Мотивационная готовность к обучению в школе.

9.3. Умственная и эмоционально-волевая готовность.

9.4. Проблемы обучения шестилетних детей.

Основные понятия: новообразования дошкольного детства; психологическая готовность к школьному обучению; компоненты готовности; мотивационная готовность; умственная готовность; эмоционально-волевая готовность; проблемы шестилетних детей.

Понятие психологической готовности к школьному обучению

По погоней в подготовке ребенка к школе часто забывают о том, не заменишь знаниями, - о психологической готовности к обучению в школе. Если говорить образно, то знания - это как туфли. Родители стараются, чтобы они были качественными, из хорошего материала. А психологическая готовность в этом случае - это размер ноги. Даже если туфли безупречны, невозможно чувствовать себя в них хорошо, если они тебе велики...

Психологическая готовность к школе - это зрелость психики.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематическому обучению.

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленной, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут выдвинуты ребенку во время обучения, и важно, чтобы она была способна с ними справиться.

Важнейшим следствием психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному обучению. По сути, ее становления свидетельствует о завершении периода дошкольного детства.

Психологи разделяют готовность к школе на три вида: личностная готовность. волевая готовность и интеллектуальная готовность.

1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже не ходили в детский сад и оставались на время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости - качества, которые обеспечивают ей безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.

2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От нее потребуется делать не только то, что ей хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе была умственно развитой. Но достигает она этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются.

И хотя в последние несколько десятилетий психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры и т.д. активно занимаются этой проблемой, до сих пор нет четкого понятия "школьная зрелость" и не определены конечные критерии готовности ребенка к систематическому обучению и усвоению знаний.

Психологи определяют школьную готовность как "достижение такой степени развития, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении" (И. Шванцара), или "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" (А. Анастази).

Как компоненты готовности к школьному обучению И. Шванцара выделяет умственное, социальное и эмоциональное компоненты. Л.И. Божович указывает, что она состоит из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей деятельности и готовности к социальной позиции школьника.

В любом случае подчеркивается, что психологическая готовность заключается не в сформированности у ребенка "школьных качеств", а в том, что она овладевает предпосылками к Их дальнейшего усвоения.

Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и сколько). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону ближайшего развития" ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого она этого выполнить пока еще не может.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя такие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации;

2) определенный уровень развития произвольного поведения, что позволяет ученику выполнять требования учителя;

3) определенный уровень интеллектуального развития, предполагает владение ребенком простыми операциями обобщения;

4) хорошее развитие фонематического слуха.

В сложном комплексе качеств, из которых складывается такая готовность, можно выделить мотивационную, умственную и эмоционально-волевую компоненты, о чем мы сказали в начале.

Светлана Князева
Проблема психологической готовности к обучению в школе

«Проблема психологической готовности к обучению в школе »

учитель-дефектолог : Князева С. И.

Проблемой изучения психологической готовности ребёнка к школе занимались многие исследователи, как в зарубежной, так и отечественной психологии (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, Н. И. Гуткина, Е. О. Смирнова, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин, Ст. Холл, Я. Иирасек, Ф. Керн).

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на

современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, раскрывающая уровни развития психологических качеств , являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению » рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста , обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению .

В. С. Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это

желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

Л. А. Венгер рассматривая понятие «готовность к школе » , под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность , в которую входят «внутренняя позиция школьника » , волевая и интеллектуальная готовность .

К умственной зрелости (интеллектуальной) авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения .

Понятие психологической готовности к школе

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения .

Компоненты психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению к школе отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества - УВК) определяется способностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения .

Составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе включают следующие компоненты :

1. Интеллектуальная готовность ;

2. Личностная готовность ;

3. Психофизиологическая готовность .

1. Интеллектуальная готовность . Интеллектуальная готовность показывает сформированность у ребенка основных психических процессов : восприятия, памяти, мышления, воображения, символической функции сознания.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы .

К шести годам ребёнок должен знать свой адрес, название города, где он живёт; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребёнок должен :

1. Знать о своей семье, быте.

2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.

3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

2. Личностная готовность . В 6-7 лет закладываются основы будущей личности : формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников : у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре или других видах деятельности быть первым, лучшим; появляются потребности поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и др.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочет в данный момент, а так как «надо» .

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение и неудачам в деятельности (одним свойственно стремление к успеху высоким достижением, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний) .

Ребенок, готовый к школе , хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » . Он характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека , занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» .

3. Психофизиологическая готовность к обучению в школе

К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач.

К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово («фрукты» ).

К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребёнка «левеет» , что находит свое отражение в познавательной деятельности : она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной.

К началу школьного обучения у ребёнка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными.

Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки.

В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребёнка недостаточно ловки, точны и координированны.

Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребёнку участвовать в школьном обучении .

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребёнка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п., совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, к компонентам готовности к школьному обучению относятся интеллектуальная готовность (сформированность таких психических процессов как восприятие, память, мышление, воображение, личностная готовность (формирование устойчивой структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей, новых типов мотивации, усвоение моральных ценностей и социальных норм, психофизиологическая готовность (сформированность структур и функций мозга) .

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя :

Интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний) ;

Личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции - положение школьника , имеющего круг прав и обязанностей).

-психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья) .

Уралец Виктория Георгиевна

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения»

Практическая значимость исследования состоит в выявлении и использования комплекса методик, направленных на изучение эмоционального уровня готовности к обучению в школе, т.к. 1 класс -это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Актуальность такой проблемы, как подготовка детей к школе, вызывает интерес к ней со стороны исследователей разных стран. В нашей стране, начиная с ХХ в., она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Большинство крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогике, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, И.В.Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Е.О.Смирнова и др.).

Ключевые слова : готовность ребенка к обучению в школе , школьная

зрелость , внимание , память , мышление .

Основные подходы к определению школьной готовности

Проблема определения уровня школьной готовности ребенка к началу школьного обучения возникла относительно недавно и связана с более ранним началом систематического обучения. Следует различать педагогическую и психологическую готовность к школьному обучению.

Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение элементарными школьными навыками, такими, например, как знать буквы и цифры, писать и считать. Но на практике оказывается, что этих навыков бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность. Этот факт очевиден и для большинства педагогов, и для большинства родителей. Но многочисленные формы организации подготовки будущих школьников чаще всего именно на это и нацелены, при этом развивающие занятия подменяются школьной программой 1-го класса. [ 1, стр.123 ]

Гораздо большее значение для успешного школьного старта имеет психологическая готовность.

По мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школьному обучению представляет собой определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе выступает такое новообразование, как внутренняя позиция школьника , представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.

В работах А.И. Запорожца готовность к обучению в школе понимается как целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включающая особенности мотивации, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, уровень формирования механизмов волевой регуляции действий.

Отечественный психолог Д.Б.Эльконин считает, что успешность школьного обучения обеспечивает формирование предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относит умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение услышать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей и переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. [ 6, стр. 243 ]

М.М.Безруких определяет готовность ребенка к систематическому обучению в школе как тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья.

У детей неготовых к систематическому обучению, по ее мнению, труднее и дольше проходит период адаптации, гораздо чаще проявляются различные трудности обучения. Среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем эти дети чаще бывают в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение здоровья.

Концепция психолого-педагогической готовности к школьному обучению

В последние годы проблема школьной готовности разрабатывается Н.В. Нижегородцевой в рамках функционально-генетической теории академика В.Д. Шадрикова.

Н.В. Нижегородцева в структуре школьной готовности выделяет три аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей могут столкнуться с серьезными трудностями в период начала школьного обучения.

Особого внимания заслуживают дети, которые имеют различные неврологические симптомы. В последнее время медики отмечают увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Это понятие обозначает легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникшие в силу недостаточности функций центральной нервной системы. У детей, имеющих данный диагноз, может отмечаться задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные функции, как печь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.

При наличии факторов риска необходимо дополнительное обследование ребенка для принятия решения о сроках начала обучения и выборе учебной программы.

Если же состояние здоровья и физические возможности будущего ученика не учитываются, то это может не только привести к осложнениям в период школьной адаптации, но и нанести серьезный вред состоянию ребенка, вызвать негативное эмоциональное отношение к учению и к школе.

Социальная готовность – это готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Н.В.Нижегородцевой механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе рассматривается через призму кризиса семи лет.

Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и начала следующего. Критические периоды сопровождаются резкими, фундаментальными изменениями психики, а развитие в этот период носит бурный, стремительный характер.

Критические периоды имеют ряд особенностей:

/границы, отделяющие кризисы от смежных возрастов неопределенны, размыты. Трудно определить начало и конец кризиса.

/происходит резкое скачкообразное изменение всей психики ребенка.

/развитие часто носит негативный, разрушительный характер. По мнению ряда авторов, в эти в эти периоды ребенок не столько приобретает, сколько теряет: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее.

Симптомы кризиса (негативизм, упрямство, строптивость) говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление к новой социально значимой деятельности.

По мнению Л.И.Божович, негативное поведение детей в критические периоды говорит об их фрустрированности.

Фрустрация возникает в ответ на ограничение каких-то значимых для человека потребностей. В первую очередь, речь идет о потребности в признании взрослыми тех изменений, которые произошли в развитии ребенка.

Изменение сроков начала обучения привело к тому, что в последние годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика появляется уже в пять с половиной лет.

Н.В.Нижегородцева отмечает следующие причины, определяющие более раннее наступление кризиса:

Изменение социально-экономических и культурных условий жизни общества, которые привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, соответственно, изменение системы требований, предъявляемых к детям этого возраста. От шестилетнего ребенка требуют умения организовывать свою деятельность, соблюдать правила и нормы, более приемлемые в школе, чем в дошкольном учреждении.

Познавательные возможности шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ кризиса семи лет на более ранние сроки.

Старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма. Это также сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет.

Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, о его стремлении к новым социальным ролям.

Для оценки уровня социальной готовности к школьному обучению необходимо учитывать уровень развития самосознания дошкольника, его отношение к самому себе. [ 3, стр.56 ]

Что касается оценочной составляющей самосознания ребенка 6 -7 лет, то большинство детей данного возраста характеризуется завышенной самооценкой. Различия в самосознании дошкольника проявляются при выполнении задания, в котором ребенку предлагается оценить себя и ответить на вопрос, как его оценивают другие. Дети с недостаточным уровнем самосознания говорят о том, что они самые лучшие и что все остальные (мама, папа, воспитатель) считают так же. Такой способ выполнения задания говорит о «детском» самовосприятии, неумение видеть разные аспекты своего «я».

Дети с более развитым самосознанием так же оценивают себя положительно, но они обдумывают свой выбор и могут его аргументировать.

Особого внимания заслуживают дошкольники, в рассказах которых о себе присутствуют отрицательные характеристики (в виде повторяющихся негативных самооценок). Такое поведение может быть признаком личностного неблагополучия и требует дополнительного психолого-педагогического обследования и наблюдения за ребенком.

Таким образом, уровень социальной зрелости характеризует готовность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития и личностным самоизменениям. [ 5, стр. 112 ]

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность является сложным структурно-системным образованием, структура психологической готовности к школьному обучению соответствует психологической структуре учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.

В.Д.Шадриков, Н.В.Нижегородцева выделяют пять блоков учебно-важных качеств (УВК), образующих структуру психологической готовности к школьному обучению.

1. Личностно-мотивационный блок содержит качества, определяющие то или иное отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться.

2. Блок принятия учебной задачи отражает понимание задач, поставленных педагогом, и желание их выполнять, стремление к успеху или желание избегать неудачи.

3. Блок представлений о содержании деятельности и способах ее выполнения показывает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребенок к началу обучения.

4. Информационный блок составляет качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Блок управления деятельностью содержит качества, обеспечивающие планирование, контроль и оценку учащимся собственной деятельности, а так же восприимчивость к обучающему воздействию.

Учебно-важные качества, входящие в структуру психологической готовности к учению, оказывают различное влияние на школьную успешность. Те качества, которые имеют наибольшее значение для успешного начала обучения, авторы концепции относят к ведущим УВК.

В начале обучения в первом классе ведущими УВК являются: мотивы учения, зрительный анализ, принятие учебной задачи; произвольность регуляции действий (умение контролировать свои действия); вводные навыки (речевые знания и навыки, математические представления, навыки учебной работы и др.); графический навык; вербальная механическая память; обучаемость (чувствительность к помощи взрослого). [ 7, стр. 17 ]

С началом учебной деятельности в структуре психологической готовности происходят существенные изменения. В первую очередь речь идет о развитии имеющихся учебно-важных качеств. В частности, развиваются познавательные процессы (внимание, мышление, память), формируются произвольные формы поведения и учебные мотивы. В то же время изменения имеют не только количественный, но и качественный аспект. Под влиянием учения происходит преобразования в организации самой структуры школьной готовности. Между компонентами устанавливаются устойчивые связи и взаимодействия.

На практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда первоклассник очень хотел пойти в школу, с нетерпением ожидая начала учебного года, но с началом самого процесса учения вдруг потерял всякое желание.

В этом случае мы сталкиваемся с тем, что при наличие мотивов учения (УВК первого блока психологической готовности) и при наличии принятия учебной задачи «Иду в школу, чтобы учиться» (УВК второго блока) отсутствует взаимосвязь между этими компонентами структуры. То есть ребенок мотивирован пойти в школу, но немотивирован на учение, он не получил ответа на вопрос, чем для него лично, а не для родителей или педагога может быть привлекателен и полезен учебный процесс.

Таким образом, при отсутствии взаимосвязей между компонентами системы система перестает быть эффективной.

Под термином «система» понимается множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных в единое целое с определенной целью. Применение системного подхода в понимании школьной готовности означает, что:

/ психологическая готовность является сложным структурным образованием;

/ успешность школьного обучения (эффективность системы психологической готовности) обеспечивается наличием взаимосвязей между ее компонентами;

/формирование школьной готовности включает не только развитие отдельных учебно-важных качеств (компонентов системы школьной готовности), но и образование связей между ними.

Т.е. психологическая подготовка к школьному обучению предполагает не только наличие и достаточный уровень формирования учебно-важных качеств, но и их функциональную согласованность. Ребенок, подготовленный к школьному обучению, не только хочет идти в школу, но и понимает, что означает «учиться», имеет представление о том, как это делать, и обладает достаточным уровнем развития познавательных процессов, может управлять своим поведением и контролировать его.

Особого внимания заслуживает вопрос о целях определения уровня школьной готовности. Оценивание уровня школьной готовности проводится для решения следующих задач:

/определение оптимальных сроков начала школьного обучения;

/выбор учебной программы и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка;

/прогноз будущих успехов и предупреждение школьных неудач.

Недопустимым является подход к определению школьной готовности с целью «приклеивания ярлыков». Ребенок, имеющий проблемы в формировании учебно-важных качеств, не может считаться не «готовым» в буквальном смысле этого слова. Не ребенок «должен быть готов к школе», а школа должна быть готова к организации учебного процесса таким образом, чтобы были учтены индивидуальные различия детей.

Знание особенностей структуры психологической готовности ребенка должно быть использовано с целью оказания ему помощи на начальном этапе обучения, а не для «вынесения приговора». [ 2, стр. 117 ]

Литература

  1. Дубровина И.В. Психологическое развитие дошкольников. М.,2005
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.,2001.
  3. Немов Р.С. Психология. Том 2. М, 2007.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. Книга 1. М., 2008.
  5. Салима Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах: методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Педагогическая психология». М.:МГППУ, 2002.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2004.
  7. //»1 сентября». Начальная школа. М.,2010.

Для всех родителей, у кого дети «предшкольного» возраста, готовность к школе является одной из самых волнующих тем. Дети при поступлении в школу обязательно должны проходить собеседование, иногда тестирование. Педагоги проверяют знания, умения, навыки ребенка, в том числе умения читать и считать. Школьный психолог должен выявить психологическую готовность к обучению в школе.

2 158322

Фотогалерея: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическую готовность к школе лучше всего определить за год до поступления в школу, в этом случае будет время исправить или подкорректировать, то, что в этом нуждается.

Многие родители думают о тот, что готовность к школьному обучению заключается лишь в умственной готовности ребенка. Поэтому водят ребенка на развитие внимания, памяти, мышления.

Однако психологическая готовность ребенка к обучению в школе имеет следующие параметры.

  • Мотивационная готовность - самый важный компонент готовности к школе, она заключается в наличии у ребенка мотивации к учебной деятельности. Отличают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если спросить у ребенка, хочет ли он идти в школу, то многие ответят: «хочу». Но это будет разное «хочу». С внешней атрибутикой связана внешняя мотивация, к примеру, «хочу пенал, как у сестры» или «хочу красивый портфель». Внутренняя мотивация ребенка связана с желанием обретать знания, учиться.
  • Волевая готовность. Она заключается в том, что ребенок умеет действовать по команде, по соответствующему образцу. Ребенок, пренебрегая своими желаниями, должен уметь следовать определенным правилам.
  • Коммуникативная готовность . У ребенка должны быть навыки взаимодействия со взрослыми (учителями), и со своими сверстниками. При общении со взрослыми, например, он должен знать, когда во время урока можно вставать; учителя спрашивать по делу, а не по пустякам и т. д. При общении со сверстниками ребенок должен уметь кооперироваться и договариваться с другими детьми. Кроме этого, он достаточно спокойно должен чувствовать себя в условиях конкуренции, так как школьная жизнь - это соревнование!
  • Речевая готовность . Данный вид готовности очень важен. Ребенок должен уметь задавать и отвечать на вопросы, общаться в диалоге, иметь навык пересказа.

Чем психолог может помочь в подготовке ребенка к школе?

Во-первых , он может провести диагностику готовности ребенка к обучению в школе;

Во-вторых, психолог может помочь развить внимание, мышление, воображение, память до необходимого уровня, чтобы можно было приступить к занятиям;

В-третьих , психолог может скорректировать мотивационную, речевую, волевую и коммуникативную сферы.

В-четвертых, психолог поможет минимизировать тревогу вашего ребенка, которая неизбежно возникает перед важными изменениями в жизни.

Зачем это нуж но?

Чем спокойнее и увереннее начнется школьная жизнь для Вашего ребенка, чем лучше ребенок адаптируется к школе, одноклассникам и учителям, тем больше шансов на то, что у ребенка ни в начальных, ни в старших классах не будет проблем. Если мы хотим, чтобы дети выросли уверенными в себе, образованными, счастливыми людьми, то для этого мы должны создать все необходимые условия. Школа является важнейшим звеном в этой работе.

Помните, что готовность ребёнка к обучению означает только то, что у него есть основа для его развития в следующем периоде. Но не нужно думать, что данная готовность автоматически позволит избежать будущих проблем. Успокоение педагогов и родителей приведёт к тому, что не будет дальнейшего развития. Поэтому нельзя ни в коем случае останавливаться. Нужно идти все время дальше.

Психологическая готовность родителей

Прежде всего, нужно сказать и о психологической готовности родителей, потому что их ребенок скоро пойдет в школу. Конечно, ребенок должен быть готов к школе, и это очень важно. А это, прежде всего интеллектуальные и коммуникативные навыки, а также общее развитие ребенка. Но если родители как-то задумываются об интеллектуальных навыках (учат ребенка писать и читать, развивают память, воображение и т. д.), то часто забывают о коммуникативных навыках. А в готовности ребенка к школе это тоже очень важный параметр. Если ребенок все время воспитывается в семье, если он не посещает специальные места, где бы он мог научиться общению со своими сверстниками, у такого ребенка адаптация к школе может происходить гораздо тяжелее.

Важный фактор готовности детей к обучению в школе - общее развитие ребенка.

Под общим развитием понимается не умение писать и считать, а внутреннее содержания ребенка. Интерес к хомяку, умение радоваться бабочке, пролетевшей мимо, любопытство к тому, что в книжке написано - все это является составляющим общего развития ребенка. То, что выносится ребенком из семьи и то, что помогает найти в новой школьной жизни свое место. Чтобы обеспечить своему ребенку такое развитие, нужно много разговаривать с ним, искренне интересоваться его чувствами, мыслями, а не только тем, что он ел на обед и сделал ли уроки.

Если ребенок не готов к школе

Иногда бывает и так, что ребенок не готов к обучению в школе. Конечно, это не приговор. И в этом случае очень важным оказывается талант учителя. Учитель должен создать необходимые условия для того, чтобы ребенок плавно и не мучительно вошел в школьную жизнь. Он должен помочь ребенку найти себя в незнакомой, новой для него обстановке, научить общаться со сверстниками.

В данном случае существует и другая сторона - это родители ребенка. Они должны довериться учителю, и если между учителем и родителями не будет разногласия, то ребенку будет гораздо легче. Это нужно для того, чтобы не получилось так, как в известной пословице: «кто в лес, а кто по дрова». Честность родителей с учителями является очень важной составляющей в обучении ребенка. Если ребенок имеет какие-то проблемы, которые видят родители, либо какие-то сложности, то нужно рассказать учителю об этом и это будет правильно. В этом случае учитель будет знать и понимать трудности ребенка и сможет помочь ему лучше адаптироваться. Талант и чуткость учителя, а также разумное поведение родителей, смогут компенсировать все сложности в обучении ребенка и сделать его школьную жизнь легкой и радостной.