Новорожденный не спит более 5 часов. Новорожденный ребенок. Первый месяц ребенку. Что делать, если новорожденный не спит

С момента рождения ребенка жизнь мамы кардинально меняется. Всё её время будет теперь занимать уход за малышом, его воспитание и развитие. Но новоиспеченная мама в то же время не перестает быть женой, хозяйкой, и женщиной в принципе — помимо забот о младенце у неё есть еще множество дел, от выполнения которых её никто не освобождал. Поэтому одними из самых частых вопросов, задаваемых педиатрам еще в роддоме: сколько часов спит (должен спать) новорожденный ребенок в течение суток, какова норма его сна, и что делать, если новорожденный ребенок, которому нет и месяца, не спит или очень мало спит днем?

Сон младенца — длительность дневного сна

Так как режима у грудного ребенка еще нет, то это количество часов равномерно распределяется на день и ночь. Тут многое зависит от самочувствия — это основной показатель нормы, или от темперамента малыша. Если ребенок чувствует себя хорошо, его не мучают неприятные симптомы, встречающиеся в первые месяцы жизни, такие как повышенное внутричерепное давление, колики в животе, то его сон может продолжаться непрерывно пару часов подряд. Затем следует период бодрствования, и снова сон.

Во время сна малыш может просыпаться на кормление, а может и пропустить очередной прием молока. Если ребенок не просыпается покушать в течение четырех часов — это тревожный симптом. Голод у грудничков первых месяцев жизни может компенсироваться сном. Поэтому спустя 3-4 часа сна, если малыш не попросил есть, разбудите и накормите его. Кормление предпочтительнее предлагать младенцу по требованию, а не по часам. Тогда длительность сна будет дольше, ребенок будет спать спокойнее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Но мама может столкнуться с таким явлением, как нарушение сна у ребенка. Если вы заметили, что новорожденный ребенок не спит весь день, то стоит обратить на это особое внимание и постараться понять, действительно ли имеет место быть расстройство сна у младенца.

Причины нарушения сна у новорожденного ребенка

Скажем сразу — мнение о том, что новорожденный должен спать первые недели жизни постоянно, прерываясь лишь на кормление и купание, — неверно. С первых дней жизни малыш познает мир, и в периоды бодрствования он с любопытством , хотя различает еще не все цвета и восприятие предметов совсем еще не такое, как у взрослого. Но эти периоды есть, и они должны быть, поэтому не удивляйтесь, если каждые полчаса-час малыш просыпается и кряхтит, ворочается, открывает глазки. О проблемах со сном стоит говорить в тех случаях, когда:

  • Общее количество сна в сутки у новорожденного ребенка составляет менее 15 часов ;
  • Ребенок бодрствует 4-5 часов подряд без дремы и сна;
  • Малыш явно перевозбужден, беспокоен, засыпает с трудом и просыпается каждые 5-7 минут .

Почему новорожденный плохо спит:

Факторы, влияющие на отсутствие сна

  1. Ребенок чувствует дискомфорт . Проверьте, сыт ли малыш, чистый ли у него подгузник. Мокрые пеленки и голод — первая причина нарушения сна. Есть терпеливые детки, но большинство чувствует себя очень некомфортно и дают об этом знать.
  2. Температура помещения отклонена от нормы . 20-23 градуса по Цельсию — именно такая температура считается оптимальной в помещении для новорожденного ребенка (). Одевать малыша тоже следует соответственно — не перекутывать, но и не держать совсем голеньким. Активные движения малыша ножками и ручками, чихание скажут вам о том, что ребенок замерз. А повышение температуры тела, порозовевшие щечки — что в комнате слишком жарко.
  3. Звуковой фон . Вообще, малыш в первые недели жизни не слишком эмоционально реагирует на звуки (). Но при засыпании резкие стуки, шум, громкая музыка могут помешать засыпанию.
  4. Слишком светло в помещении . Яркий дневной свет раздражает малыша и мешает ему погрузиться в сон. Используйте жалюзи или ставни, чтобы затемнить комнату.
  5. Боли в животике (кишечнике) ребенка . Колики и большое скопление в животе у ребенка доставляют ему боль и неприятные ощущения. Чтобы малышу стало легче, положите ему на животик теплую проглаженную пеленку, детскую грелку, или сделайте легкий массаж ( ?).
  6. Одиночество . Малыш после рождения испытывает первое эмоциональное потрясение. Он больше не слышит мамин стук сердца, его не укачивают её шаги, движения. И конечно же он очень нуждается в ласке и любви. На руках младенцу будет спать комфортно и уютно, но есть также отличное приспособление — слинг. Оно позволяет малышу чувствовать себя спокойнее, а маме эта чудо-вещь освобождает руки и дает возможность заняться делами, в то время как любимый малыш остается под чутким присмотром.

Что делать, если младенец не спит днем

  • Если вы действительно чувствуете неладное, то обратитесь за советом к своему педиатру. Лучше лишний раз перестраховаться, потому что иногда расстройство сна является симптомом серьезных заболеваний. К таким относятся заболевания ЦНС (центральная нервная система), нарушения дыхания, повышенное ВДЧ и др;
  • Обеспечьте ребенку регулярные прогулки и сон на свежем воздухе. Легкие наполняются кислородом, младенец легко засыпает под шум листвы, качание коляски. Превратите в привычку постоянные прогулки дважды в день, избегая только холодные дни и непогоду;
  • Создайте дома все условия для комфортного сна. Никакой нервозности в семье, спокойная и располагающая к отдыху обстановка поможет уснуть малышу;
  • В воду для купания малыша можно добавить целебные отвары трав — . Они окажут расслабляющее действие, обеспечивая младенцу крепкий сон;
  • Сшейте сами небольшую подушечку-саше с наполнителем — травой валерианы. Положите саше в кроватку ребенка. Сон будет более спокойным и крепким;
  • После захода солнца исключите все активные игры, громкую музыку. Подготовка ко сну должна начинаться за несколько часов, чтобы ребенок был готов уснуть и не был эмоционально перегружен.

Ваш малыш только появился на свет, мама счастлива и готова часами любоваться своим прекрасным ребёнком. Особенно красив младенец во время сна. И сразу же возникает вопрос: «Сколько времени должен спать новорожденный?» Как понять, достаточно ли он спит и нет ли нарушения сна у маленького человечка?

Потребность в сне младенца значительно отличается от продолжительности сна детей старшего возраста. Но, спать целые сутки новорожденный ребёнок не будет!

Длительность дневного сна новорожденного ребёнка

Младенец в первые два месяца своей жизни должен спать не менее 18-20 часов. Продолжительность сна зависит от многих факторов, даже от темперамента малыша. Замечено, что ребёнок, который обладает спокойным уравновешенным характером, спал в младенчестве значительно больше, чем подвижные мальчики или девочки. Поэтому не стоит пытаться уложить младенца спать, если он категорически этому сопротивляется. Дети в столь юном возрасте спят только тогда, когда они устали. Если у малыша ничего не болит, он сыт и переодет, пусть спокойно полежит и поизучает окружающий его мир.

Ребёнок растёт и длительность бодрствования увеличивается, а время сна сокращается. Таким образом, к 12 месяцам малыш нуждается в 12-13 часах сна.

Время сна распределяется на день и ночь. Важно, чтобы маленький ребёнок не перепутал дневное и ночное время. Для этого следует выполнять следующие действия, начиная с первых дней жизни малыша:

  • Днём укладывайте ребёнка спать в хорошо освещённой комнате. Не стоит зашторивать окна и создавать ночную атмосферу. Ночью же наоборот. Пусть в комнате будет темно и тихо.
  • Не требуйте от домашних идеальной тишины во время дневного сна младенца. Пусть все занимаются своими привычными делами и разговаривают не шёпотом. Со временем ребёнок привыкнет спать в обычной дневной атмосфере и не будет просыпаться от громких голосов или неожиданных звуков.
  • Перед ночным сном купайте малыша и переодевайте его в пижамку. Он привыкнет к данным действиям и будет ассоциировать их с длительным ночным отдыхом.

Если вы уверены, что ваш малыш спит не очень хорошо, и это не зависит от его активного темперамента, стоит принять меры. Вот факторы, которые убедят вас в правильности ваших подозрений:

  • Новорожденный спит менее 14-15 часов;
  • Период его бодрствования длится 4-5 часов. В данный период он даже не дремлет и не закрывает глазки;
  • Уснув, младенец спит беспокойно и плачет. Он просыпается через каждые 5-10 минут. Не стоит путать этот плач с обычным кряхтением ребёнка во время сна. Малыши вообще издают много звуков, при этом не просыпаясь. Ведь взрослые тоже разговаривают во сне! Просто младенцы ещё не умеют говорить, поэтому они «хрюкают», хныкают и даже кричат. Но это не значит, что они уже проснулись. Если малышей не беспокоить, они утихнут и продолжат сон.

Факторы, влияющие на отсутствие сна

Во-первых, младенец не хочет засыпать, когда у него грязный подгузник или мокрые пеленки. Как только ребёнка переоденут, он уснет крепким сном.

Во-вторых, голод — основной враг сна. Если малыш проголодался, он не уснет, пока его не покормит мама.

В-третьих, младенцы первых трёх месяцев всё ещё адаптируются к жизни во внешнем мире. Боли в животике мешают малышу уснуть. Пожаловаться он может только своим беспокойным поведением и плачем. Достаточно приложить к животику теплую пелёнку или прижать малыша к себе, боли пройдут и ребёнок уснет.

В-четвёртых, некоторые внешние раздражители мешают сну ребёнка. Особенно, если с первых дней жизни все ходили на цыпочках, разговаривали шёпотом, чтобы не мешать спать малышу. Такому ребёнку будет сложно спать, если вокруг шумно. Температура в комнате играет немаловажную роль для спокойного и продолжительного сна младенца. Малышу не должно быть ни жарко, ни холодно. Отличным фактором для здорового сна является свежий воздух в комнате.

В-пятых, некоторые младенцы долго привыкают к одиночеству. Они ведь девять месяцев находились рядышком с мамой, которая носила их в животике и баюкала при ходьбе. Малышу нравится лежать, прижавшись к тёплой маме и чувствовать её возле себя. Поэтому детки капризничают и не хотят засыпать сами.

Прогулки на свежем воздухе насыщают организм кислородом. Младенцу дышится легко и он быстро засыпает. К тому же, постоянное покачивание при движении коляски быстро убаюкивает малыша. Гуляйте по возможности чаще и дольше. Пребывание на свежем воздухе в разные времена года способствует закаливанию организма ребёнка. Если на улице дождливая или снежная погода, можно на некоторое время выносить младенца на застекленный балкон. Не стоит держать его в тепличных условиях круглый год, так как такие детки чаще болеют.

Взрослым кажется, что младенцы ещё ничего не понимают. Но это не так! Малыш чувствует, когда мама нервничает. Её состояние передаётся ребёнку. Неспокойная атмосфера в доме влияет на сон малыша и его состояние. Очень важно, чтобы мама была спокойна. Добиться этого не так и просто. Ребёнок требует постоянного внимания, а домашние обязанности никто не отменял. Придётся настроить себя на позитивный лад: никто не сделает за вас работу, но своё здоровье и нервы стоит поберечь. Привлекайте к активной помощи мужа и других родственников. Если бабушки и дедушки заглянули к вам в гости, пусть посидят у кровати младенца, полюбуются им, а мама в это время поспит или примет спокойно ванну.

Подготовка ко сну занимает продолжительный период. За пару часов до сна необходимо соблюдать тишину дома. Не стоит играть активно с малышом, смотреть фильмы или передачи, в которых много шума и драк. Громкая музыка также не способствует расслаблению организма.

Купание помогает расслабиться не только ребёнку, но даже и взрослому человеку. Стоит оставить эту процедуру на вечер. В воду можно добавить настои ромашки или мяты. Они помогут успокоится малышу, что способствует крепкому сну.

Помимо успокаивающих настоев для купания, можно использовать подушечки с сухими лечебными растениями: валерианой или мятой. Тонкий аромат этих трав поможет уснуть малышу.

Если же малыш спит беспокойно, не смотря на все вышеперечисленные условия, значит следует обратиться к педиатру. Может быть такое, что у ребёнку имеются нарушения, связанные с нервной системой. Чем раньше будут обнаружены проблемы, тем больше шансов у малыша стать здоровым.

Сколько должен спать ребенок, дневной сон, не спит днем (видео)

После появления малыша на свет практически всё семейство начинает жить в том режиме, который он задаёт. Однако в норме большую часть времени недавно появившийся на свет ребёнок спит. В то же время некоторые новоиспечённые родители сталкиваются с тем, что малыш спит плохо, беспокойно или вовсе не хочет уходить в страну грёз. Почему дети?

Стоит знать нормы сна для детей в том или ином возрасте. Часто родители начинают переживать, когда никаких причин для этого нет. Где же заканчивается норма?

  • Первые три месяца своей жизни кроха должен спать не меньше 16 часов в сутки;
  • от 3 и до 6 месяцев на сон отводится около 15 часов в день;
  • начиная с 6 месяцев и до года это время сокращается до 13 часов в сутки;
  • по достижении года ребёнок должен спать примерно 12 часов.

Итак, вы всё-таки убедились, что ребёнок спит меньше положенного. Почему плохо спят новорожденные? На самом деле причин существует множество.

Первая - это дискомфорт от газов и Как правило, возникают они как результат заглатывания воздуха в процессе кормления. Если новорожденный долго и громко кричал, он вполне мог нечаянно заглотнуть лишний воздух.

Конечно же, нарушениями сна часто сопровождаются другие заболевания. Если у ребенка поднялась температура, появились другие раздражающие симптомы, вполне объяснимо, почему он не желает спать отведенное ему количество времени.

Большое значение имеет и психологическая обстановка в доме. Новорожденный имеет тесную эмоциональную связь со своей мамой, а потому если родители постоянно спорят, кричат, ругаются, на малыше это скажется не самым лучшим образом.

Еще одна причина, почему плохо спят новорожденные, - ситуация, когда они путают ночь и день. Происходит это довольно часто. Здесь нужно наблюдать за самим малышом. Если он почти не спит ночью, вполне вероятно, что он делает это в светлое время суток. В этом нет ничего страшного, ведь у крохи ещё не налажены биоритмы.

Причиной беспокойства малыша могут стать кожные раздражения (опрелости, потничка), переполненный подгузник либо насквозь мокрые пелёнки.

Если новорожденный плохо спит, вполне вероятно, что он голоден. Пока малыш не покушает нормально, на спокойный безмятежный сон рассчитывать не стоит.

Иногда причиной расстройств сна являются проблемы с нервной системой или банальное перевозбуждение. Слишком много ярких эмоций и впечатлений, частые визиты гостей - всё это, конечно, хорошо, но в меру. Постоянно перегружая новорожденного подобными «сюрпризами», вы можете оказать ему

Наконец, ребёнку может быть холодно или жарко, неудобно в выбранной вами одежде.

Проанализировав все эти факторы, вы сможете выяснить, почему новорожденный плохо спит. Как правило, с данной проблемой можно справиться самостоятельно, однако иногда требуется помощь педиатра (например, если малыш заболел).

Теперь вы знаете, почему плохо спят новорожденные. Как помочь ребёнку и улучшить его сон? Вот несколько простых советов молодым родителям на такой случай:


Важно постепенно приучать кроху к тому, чтобы спать самостоятельно. Не стоит бросаться к нему, заслышав малейший шорох - так ребёнок окончательно пробудится. Пусть он немного полежит - если его ничто не беспокоит, вскоре он сам уснёт. Можно также показать новорожденному, что если он, например, спал на боку, можно перевернуться на спинку и продолжить свои путешествия по сонному царству.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

На бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

У большинства из нас малыши вызывают умиление. Правда, только в том случае, если карапуз тихонько посапывает во сне или забавно улыбается (рекомендуем прочитать: ). Частые истерики и слезы грудных детей, причины которых порой невозможно объяснить, вызывают у взрослых чувство раздражения из-за собственного бессилия. Однако такие эмоции – плохой помощник. Очень важно понять, по каким причинам новорожденный плачет, и принять соответствующие меры. Рассмотрим основные поводы для слез у грудничков, а также выясним, как успокоить плачущего ребенка.

Когда малыш плачет, молодые родители часто чувствуют себя бессильными

Физический дискомфорт

Почему новорожденные дети плачут? Плач бывает обусловлен разными факторами. Один из них – инстинктивное нежелание находиться в одиночестве. Если ребенок младше 1 месяца кричит и плачет в связи с этим обстоятельством, то успокоить его просто: взять на руки, посмотреть в глаза, сказать что-то спокойным нежным голосом.

Не помогло? Вполне вероятно, что новорожденный плачет из-за более серьезной проблемы – физического дискомфорта, вызванного неудобной одеждой, неправильными условиями в комнате и так далее. Точную причину можно понять по тому, как именно плачет ребенок:

Основание для плача Особенности поведения Как успокоить малыша?
Мокрая одежда (пеленка, подгузник) Ребенок икает, плачет, ерзает, пытаясь не прикасаться к мокрому. Снять мокрые вещи, очистить и просушить кожу, надеть новое белье.
Неудобная одежда (неправильное пеленание) Малыш начинает возмущенно кричать сразу после облачения в новую одежду или пеленания. Дискомфорт способны вызвать кнопки, пуговицы, змейки, нитки, крошки или швы, которые впиваются в нежную кожу. Вещи могут быть слишком тесными или жесткими. Одежда из синтетических тканей с красителями вызывает зуд. Малыша следует быстро переодеть.
Некомфортная поза Новорожденный хнычет, плачет, машет ручками и ножками, пытаясь изменить свое положение. Младенца необходимо уложить по-другому.
Слишком жарко или холодно Грудничок всхлипывает, . Признаки перегрева – горячая и красная кожа, в запущенных случаях – сыпь. Проявления переохлаждения – бледные и холодные покровы. Новорожденного следует переодеть в соответствии с температурными условиями в комнате.


Причиной суетливых движений и плача ребенка может стать мокрый подгузник

Чувство голода и проблемы с кормлением

Частая причина, по которой плачут новорожденные, – голод. В первые недели большинство малышей практически все время «висит на груди». Затем лактация устанавливается, и вырабатывается примерное расписание, однако в один из приемов пищи кроха может съесть меньше, чем положено. Разумеется, он начнет требовать молочко не по графику и громко кричать. Если после прикладывания к груди или бутылочке новорожденный быстро затих, причиной плача был голод.

Кроха начал кушать, но снова заплакал? Значит, его что-то беспокоит. Проблемы, которые могут возникать во время кормления или после него и приводить к плачу:

Проблема Особенности поведения Что делать?
Заложенность носа Малыш начинает сосать грудь или бутылочку, но затем бросает и раздраженно кричит. Сопит носом или похрапывает. Прочистить нос специальным аспиратором (грушей), промыть каплями (физраствором), закапать препарат от насморка, назначенный врачом.
Проглотил много молока Плач короткий и не повторяющийся. Немного подождать.
Отит При глотании боль в ухе усиливается, поэтому кроха перестает кушать и громко кричит. Закапать в нос сосудосуживающие капли, а в уши – специальные обезболивающие. Обратиться к доктору.
Стоматит Признак кандидозного стоматита (молочницы) – белый налет на слизистой оболочке рта. Малыш ощущает жжение и отказывается от еды. Протереть ротовую полость слабым содовым раствором (2%). Посетить доктора.
Специфический вкус молока (смеси) Кроха пробует кушать, но затем отворачивается от груди или бутылочки. К изменению вкуса молока приводит употребление некоторых продуктов – лука, чеснока, баранины и прочих. Их нельзя есть в больших количествах. Кроме того, маме не стоит пользоваться косметикой с резким ароматом.
В желудок попал воздух Сразу после еды или во время нее грудничок подтягивает ножки к животу и кричит. Кроху нужно взять «столбиком», прислонив животом к своей груди. Благодаря этому лишний воздух выйдет.


Охлажденный прорезыватель помогает снять боль и зуд распухших десен

Неправильно сразу же предлагать младенцу грудь или бутылочку, когда он рыдает. Для начала его следует взять на руки, покачать. Если эти действия не помогают его успокоить, ребенок жалостно плачет и показывает, что хочет кушать – сосет кулачки, причмокивает, то кормление не стоит откладывать.

Если новорожденный постоянно плачет, следует убедиться, что он не голодает. Существуют определенные нормативы набора веса детей до года. Малыша стоит периодически взвешивать и сравнивать его прибавку с эталонной. Об отставании в темпах нужно сообщить педиатру – он порекомендует, как увеличить объемы кормлений.

При искусственном вскармливании ребенок зачастую плачет не от голода, а от жажды. Нужно, чтобы у мамы всегда была наготове бутылочка с питьевой водой.

Колики и повышенное газообразование

Почему ребенок постоянно плачет? В возрасте 1-3 месяцев многие дети страдают от колик – сильных болевых спазмов в животе, обусловленных растяжением стенок кишечника пузырьками газа. Основной признак колик – малыш пронзительно безутешно плачет в течение длительного времени, делая небольшие перерывы. Дополнительные симптомы:

  • покраснение лица;
  • “сучение” ножками;
  • вздутие кишечника (твердый живот);
  • сжимание кулачков.

Колики связаны с незрелостью пищеварительной системы малышей, но неправильное питание или нервное напряжение кормящей мамы могут усугублять ситуацию. У большинства детей проблема решается, когда им исполняется 3-4 месяца.

Что делать если ребенок плачет из-за боли в животе? Успокоить его можно одним из следующих способов:

  • положить на животик что-то теплое – проглаженную утюгом пеленку или подогретый мешочек с семенами льна;
  • сделать массаж – теплой рукой погладить вокруг пупка по часовой стрелке;
  • положить кроху на живот (такая позиция нравится не всем детям);
  • поносить младенца вертикально, чтобы вышел лишний воздух;
  • уложить кроху на спину и придать ему позу «лягушки» – согнуть ножки в коленях и соединить стопы, благодаря этому легче отходят газы, другое эффективное упражнение – имитация езды на велосипеде;
  • дать лекарство от колик, назначенное доктором (Эспумизан, Саб Симплекс, Боботик, БебиКали и др.), или укропную воду (рекомендуем прочитать: );
  • положить ребенка голеньким животом к себе на живот, обеспечив контакт «кожа к коже»;
  • усадить кроху в слинг лицом к себе.

Проблемы с опорожнением мочевого пузыря или кишечника

Почему еще грудному ребенку приходится плакать? Возможные причины – цистит и запор. Воспаление мочевого пузыря (цистит) сопровождается болью при мочеиспускании и повышением температуры. Состояние требует срочной помощи врача.

Если малыш плачет в процессе дефекации или тужится и не какает, у него запор. Частые проблемы с опорожнением кишечника могут привести к появлению трещинок в прямой кишке. О проблеме следует сообщить педиатру. В качестве симптоматической терапии можно воспользоваться:

  • микроклизмами Микролакс;
  • глицериновыми свечами;
  • сиропом Лактулозы (имеет отсроченное действие, вызывая стул на следующие сутки).

Причиной мучительного дискомфорта ребенка может стать запор

Некоторые физиологические причины плача

Почему еще грудной ребенок иногда плачет? Рыдания новорожденного могут быть спровоцированы различными болезненными состояниями:

Состояние Суть Симптомы Как помочь плачущему малышу?
«Грудничковая мигрень» От головной боли могут страдать груднички, которым при рождении был поставлен диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Для этого синдрома характерны повышение давления внутри черепа, нервная возбудимость, нарушение тонуса мышц (повышение или снижение). Приступы «грудничковой мигрени» возникают при изменении погодных условий, перепадах атмосферного давления. Кроме того, головную боль могут вызвать ветреная, пасмурная или дождливая погода. Малыш при этом кричит, плохо спит, проявляет беспокойство. Могут наблюдаться рвота, расстройство пищеварения. В такой ситуации невозможно обойтись без помощи специалиста. Необходимо посетить педиатра или невропатолога и рассказать о проблеме.
Опрелости (пеленочный дерматит) Из-за контакта кожи младенца с калом и мочой происходит нарушение ее кислотно-щелочного баланса. В результате появляется вызывающее боль раздражение. Признаки пеленочного дерматита:
  • сыпь и покраснение в зоне промежности и ягодиц;
  • раздражительность ребенка;
  • плач, который усиливается при смене подгузников.
Необходимо:
  • воспользоваться заживляющих средством (крем Бепантен);
  • своевременно менять подгузники;
  • тщательно очищать кожу;
  • периодически устраивать «воздушные ванны».

Если раздражение очень сильное, требуется консультация с доктора для назначения лечения.

Прорезывание зубов Когда у малыша режутся зубки, десны опухают, зудят и становятся болезненными. Кроха рыдает, тянет все в рот, чтобы «погрызть». У него наблюдается повышенное слюноотделение. В некоторых случаях происходит повышение температуры тела. Зудящие десны можно «почесать» пальцем, завернутым в стерильный бинт. Хороший способ помощи – охлажденное кольцо-прорезыватель. Кроме того, существуют гели-анестетики, которые можно наносить на слизистую оболочку. При температуре выше 38,5°С стоит дать жаропонижающее средство.


Если грудничок долго пронзительно плачет, а выяснить причину не удалось, нужно обратиться за врачебной помощью

Психологический дискомфорт

Рассмотрим, почему еще может плакать новорожденный ребенок, ведь причины бывают не только физическими, но и психологическими. Самые частые из них – призыв, протест и накопившаяся усталость:

  1. Ребенок плачет по нарастающей, если хочет привлечь внимание взрослого. Призывный крик длится недолго и повторяется через небольшие интервалы времени. Громкость постепенно увеличивается. Если прийти к младенцу, то он успокоится. Доктор Комаровский не советует сразу брать кроху на руки. Можно погладить его или поговорить с ним.
  2. Если новорожденный ребенок начинает плакать в знак протеста, то крик отличается резкостью и возникает сразу после «неподобающего» действия. К возмущению могут привести такие необходимые процедуры, как переодевание, стрижка ногтей, чистка ушей. Их следует довести до конца, а потом приласкать кроху.
  3. Если кроха стал капризным и сильно рыдает, вероятно, он устал. Истерику способны спровоцировать слишком длительное бодрствование, большое количество незнакомых людей вокруг, много впечатлений и событий в течение дня.
  4. Если новорожденный плачет каждый раз перед сном, режим дня составлен неправильно. Переутомление мешает ему успокоиться.

Плач ребенка по причине усталости можно унять следующим образом:

  • завершить/исключить подвижные и эмоциональные игры;
  • проветрить комнату и увлажнить в ней воздух;
  • перейти на спокойное общение;
  • покачать, спеть колыбельную;
  • уложить в кроватку, дать пустышку.


Если ребенок устал, следует спокойно уложить его, помочь ему уснуть

Предотвратить плач грудного ребенка можно, соблюдая каждый вечер определенную последовательность действий (ритуал). Большинству малышей помогает уснуть такая комбинация: купание – кормление – укладывание в кроватку – выключение основного освещения – включение ночника – колыбельная.

Если причиной плача новорожденного в возрасте 1-3 месяцев является психологический дискомфорт, быстро убаюкать его помогут советы американского врача Харви Карпа:

  1. Пеленание. Постоянно заворачивать малыша в пеленки нет необходимости, но укутывание поможет быстро успокоить ребенка, который капризничает и плачет перед сном. Важно закрыть ручки. Лучше пользоваться современными эластичными пеленками.
  2. Покачивание. Если новорожденный закатывается и плачет, его стоит покачать. Младенца следует взять на руки так, чтобы он лежал на боку и начать плавные движения с небольшой амплитудой.
  3. «Белый шум». Ребенка помогают успокоить шипящие звуки, произносимые тихим голосом. Их воспроизведение рекомендуется совмещать с ритмичным укачиванием.
  4. Сосание. Малыш безутешно плачет? Лучший способ его утихомирить – дать возможность удовлетворить сосательный рефлекс. В этом помогут пустышка, материнская грудь или бутылочка с небольшим количеством смеси. Однако нельзя допускать, чтобы карапуз переедал.


Иногда для успокаивания ребенка маме достаточно покачать его на руках

Успокоение ребенка старше 3 месяцев

Ребенка, который постоянно плачет в 2 месяца, можно успокоить одним из описанных методов. Если закатывается малыш старше 3-4 месяцев, пеленать его или «шипеть» не имеет смысла. В этот период плачущего грудного ребенка необходимо отвлекать от расстроившей его проблемы:

  1. Использование слинга. Ребенка, который сильно плачет, стоит посадить в слинг и пройтись с ним по дому, а еще лучше – выйти на улицу (рекомендуем прочитать: