Современные направления в психологии. Психология: что о ней нужно знать

После того, как в середине девятнадцатого века психология получила статус самостоятельной дисциплины, в ней было выделено несколько течений. На сегодняшний день их насчитывается огромное количество. В двадцатом веке активно развивались пять основных научных направлений психологии:


Основные научные направления в психологии: рассмотрим их детально.

Бихевиоризм

Это течение получило широкое распространение по всему миру и, прежде всего, в США. Его родоначальниками стали психологи Эрик Ли Торндайк и Джон Бродерс Уотсон. В рамках данного направления анализируется поведение индивида, рассматриваемое, как все без исключения разновидности реакций организма на внешние раздражители. При этом в расчет не берется ни сознание, ни психика человека.

Основной идеей бихевиоризма является изучение поведения, которое можно непосредственно наблюдать. На основе полученных результатов предполагалось предсказывать реакцию индивида по внешнему раздражителю (ситуации) и, наоборот, пытаться угадать, что за стимул вызвал те или иные эмоции и действия у человека.

Психоанализ (фрейдизм)

Под этим термином объединены различные школы, которые разделяли постулаты, отраженные в учении австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Сторонники течения говорят о том, что в психике любого человека борются между собой сознательное и бессознательное начало. Сам основоположник этой теории утверждал, что любое действие индивида - это результат глубинных побуждений, которые не поддаются осмыслению.

Его метод основан на анализе человеческих сновидений, ассоциаций, оговорок и т.п. Фрейд был убежден, что причина той или иной поведенческой модели индивида находится в детстве человека, а основную роль в формировании личности играют сексуальные инстинкты личности и влечение к противоположному полу.

Гуманистическая психология

Это одно из научных направлений психологии, которое активно развивается как за рубежом, так и в Российской Федерации. Его заметные представители - такие американские психологи Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Ролло Мэй. Рассматривает индивида, как определенную целостную систему, способную к самоактуализации. Особое место тут занимает теория личности знаменитого психолога Абрахама Маслоу. Он предлагал выстраивать человеческие потребности в особую пирамиду, в ее основании были низшие потребности индивидуума, а на ее вершине - высшие.

Генетическая психология

Это течение изучалось представителями Женевской школы Жана Пиаже. Они рассматривали механизмы развития интеллекта у детей. Основной их целью было понимание процессов познавательной деятельности. Интеллект рассматривался и исследовался в качестве показателя личностного развития индивидуума и предмета действия, из-за которого появляется мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология

Это направление разрабатывалось австрийским психологом Альфредом Адлером. Он рассматривал в качестве основного источника мотивации поведения личности - стремление к преодолению имеющегося у него комплекса неполноценности.

Лекция 8 Классические направления и научные школы психологии

В начале XX в. возникло сразу несколько школ, которые предлагали свой подход в выделении предмета психологии. Направление, которое открыло новую эру в психологии, был бихевиоризм .

Методология нового направления была заложена Джоном Уотсоном (1878 - 1958), (Рис 20) которая была им представлена в программной статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). Некоторые авторы с выходом данной статьи обозначают начало открытого кризиса. Как отметил Поль Фресс, статья оказалась основополагающей только потому, что ознаменовала собой решительный разрыв с предшествующими концепциями.

Психология получит право называться наукой, если выработает объективный метод. Поэтому предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем, а его целью - служение практике. От слова «поведение» и произошло название данного направления (по англ. behavior).

Даная концепция исключила сознание из предмета изучения психологии, потому как его невозможно объективно изучить. И в наблюдении не открывается ничего такого, что моно было бы назвать сознанием (Дж.Уотсон).

Являясь учеником Энджелла, он рассматривал поведение как приспособительные реакции. Под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы, посредством которых индивид приспосабливается к среде. Представленная Э.Торндайком схема соотношения стимула и реакции стала главной в объяснении изучаемых явлений. В соответствии с этим основной задачей бихевиоризма было «наблюдение над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать, ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана» (Дж.Уотсон), анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают или препятствуют становлению связи между стимулом и реакцией. Изменение поведения отождествлялось с развитием психики. Это положение привело к рассмотрению социального фактора, окружающей среды как ведущего в процессе генезиса.

Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожденных актов, на нескольких врожденных рефлексах выстраивается все поведение человека. Новые реакции, полученные в ходе закрепления, называются навыками. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный.

К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке. В то же время для исследователей становилось все более ясно, что исключение сознания, приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Эдуард Толмен (1886 - 1959), введя в схему внутреннюю переменную – когнитивную карту, потребности и др. Он задал так называемый молярный подход к изучению поведения. Это положило начало необихевиоризму.


Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера (1904-1990). Сохраняя двучленную схему его анализа (стимул - реакция), изучает только его двигательную сторону. Скиннер (Рис 21) формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном – таких реакций, которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом. Подкрепление реакции становится средством формирования нового поведения.

В 70 е гг. бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении. Произошел поворот к изучению социального поведения и нахождению факторов, направляющих и приобретение социального опыта и норм поведения. Появились теории социального научения, социальный бихевиоризм. По мнению Джорджа Мида (1863-1931), формирование человека происходит путем принятия определенных ролей, отражающих взаимодействие с другими. Джон Доллард (1900 - 1980) обратился к изучению асоциального (агрессивного) поведение, в основе которого видел состояние фрустрации. Альберт Бандура (1925 - 1988) показал, что одна из главных причин психологических особенностей человека связана со склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для самого человека. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия, он также должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

Бихевиоризм не потерял своей значимости до сих пор, несмотря на серьезные критические замечания. Хотя произошли серьезные модификации положений, заложенных Уотсоном, основные принципы остались неизменными. Заслугой является положение о необходимости и возможности направленного обучения, разработка методов, осуществляющих процесс научения, появление тренинга как метода коррекции поведения.

В то время, когда в США вспыхнул бихевиоральный «бунт» против психологии сознания, в Германии другая группа молодых исследователей отвергла прежние установки рассмотрения сознания. Эта группа стала ядром новой научной школы, выступившей под названием гештальтпсихология (от нем.Gestalt – форма, структура).

Ядро образовали Макс Вертгеймер (1880 - 1943), Вольфганг Келер (1887 - 1967) и Курт Коффка (1886 - 1941), которые встретились в 1910 г. во Франкфурте-на-Майне. Дискуссии относительно проводимых Вертгеймером экспериментов по построению образов восприятия видимых движений (фи-феномен) привели к рождению нового направления. Результаты изучения этого феномена были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого движения" (1912), которую рассматривают как начало данного направления.

Гештальтпсихология существенно трансформировала прежнее понимание структуры сознания и высших психических процессов. Главная идея состояла в том, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. В соответствии с таким пониманием предмета предлагают и метод. Предложили феноменологический метод, позволяющий увидеть наивную картину мира наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями об ее строении. Изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность.

В. Кёлер (Рис 22) проводит мысль о том, что физический мир, так же как и психологический, подчинен принципу гештальта. Психические образы изоморфны физиологическим процессам в мозгу (мозговым полям), возникающих в результате внешних воздействий. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами как выражение структурного единства мира. Этим положением Кёлер предвосхитил отдельные положения общей теории систем.

Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам - восприятия, мышления, потребностей и волевых действий, аффектам, личности. В решении вопросов восприятия и мышления открыли много закономерностей и богатый феноменологический материал. Открытое Кёлером и Вертгеймером (Рис 23) явление «инсайта» (от англ. insight – озарение) как переструктурирования ситуации, объединения условий в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации выявило активность человека при решении задач. Человек не приспосабливается к ситуации, не производит бесконечный поиск правильного решения, а активно преобразует дискретные события и придает им смысл.

Курт Левин (1890 - 1947) (Рис 24) в понимании причин активности личности в статье «Намерения, воля и потребности» (1926) обозначает основные положения теории поля и динамической теории личности. Данная работ имеет принципиальное значение, т.к. обращается к экспериментальному изучению областей психической жизни, наиболее трудно поддающихся экспериментальному исследованию (потребности, аффекты, целеобразование, воля). Исследования, проводимые им и его учениками, ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др.

Также многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории. В рамках данного направления, по сути впервые, был раскрыт принцип целостности изучения человека.

Плодотворные исследования в рамках данной школы продолжались до 30-х гг. социальные изменения, которые произошли в Германии, вынудили ученых уехать из страны. Вертгеймер, Кёлер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. К 50-м гг. интерес к гештальтпсихологии спадает. Однако идеи гештальтпсихологии повлияли на преобразование первоначальной бихевиористской доктрины и подготовили почву для необихевиоризма, на развитие гештальт-терапии Ф.Перлза, на концепцию саморазвития А.Маслоу.

Первая теория, которая обратилась к изучению личности, был психоанализ (глубинная психология). В становлении этого направления важная роль принадлежит Зигмунду Фрейду (1856-1939). Данное направление возникло в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Методы Ж.Шарко и М.Бернгейма, у которых он проходил практику, произвели большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию происхождения неврозов и их лечения, которое составило ядро его будущей концепции. Невротические болезни он начал понимать как патологическое функционирование "ущемленных" аффектов, сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. При изучении этих аффектов он открыл один из защитных механизмов, предложил новый способ терапии и методом исследования, который назвал психоанализом. В его основу легло учение о бессознательном.

Первый вариант представления о системе душевной жизни, как имеющей глубинное строение, представленное тремя уровнями: сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними, - появился в работе «Толкование сновидений» (1900). С нее условно считают рождение данного направления.

Источником предположений о бессознательном стало изучение фактов, которые являются нормальными проявлениями душевной жизни, но не поддаются сознательному контролю (забывчивость, описки, сновидения, ошибочные поступки). Оно сами открываются сознании, а их причины нет. Придерживаясь позиции психологического детерминизма, Фрейд (Рис 25) полагает наличие психологической структуры, проявлением которой и являются данные факты. И называет ее бессознательным. Вопрос о содержании и сущности бессознательного привел к выделению влечений, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. Основными из этих влечений считает сексуальное влечение (либидо) и под влиянием событий первой мировой войны добавляет влечение к смерти (мортидо). Они исходный момент душевной жизни и истинная психическая реальность. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Они находятся в постоянном столкновении, существует конфликт противоположно направленных сил:

Позже данная структура была им преобразована в структуру личности и психическая сфера разделилась на три образования: «Я», «Сверх-Я», «Оно». Влечения стали рассматриваться в соответствии с принципами удовольствия - сексуальные влечения, с принципом реальности инстинкт самосохранения-влечения «Я». Они объединяются в группу влечений к жизни (эрос).

Данную структуру Фрейд перенес на понимание социальных и культурных процессов в обществе. События человеческой истории, взаимодействие между человеком и природой, культурным развитием и отказом от первобытного опыта... – не более чем отражение динамических конфликтов между Я, Оно и Сверх-Я, которые психоанализ изучает в индивиде, те же самые процессы, повторенные в более широком масштабе (З.Фрейд).

В 1902 г. к Фрейду присоединились представители разных профессий (врачи, писатели, художники), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике, из которого вышли новые направления изучения бессознательного. Альфред Адлер (1870-1937) (Рис 26) полагал, что существуют и другие, не менее значимые мотивы, которые могут стать ведущими в формировании личности, одно из главных - стремление к преодолению совей неполноценности. Карл Густав Юнг (1875 - 1961) (Рис 27) ввел коллективное бессознательное, представил более сложную структуру личности и ее индивидуацию, ввел в качестве критериев построения типологии личности – психические функции и направленность энергии, расширил понимание либидо до диффузной творческой силы, проявляющейся разными путями.

Позже в рамках данного направления появилось достаточно много самостоятельных теорий, выступивших с модификациями учения о бессознательном в психоанализе. Среди них можно выделить Вильгельм Райх, Отто Ранк, Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливан и др.

Важным моментом в развитии психоанализа было изменение подхода к психологической защите, в концепциях Фромма, Салливана, Хорни он уже рассматривался при конфликтах личности и окружающим. Анна Фрейд проанализировала психологические механизмы Я уже на новых положениях структуры личности, выделяя в качестве главной структуры личности, Я (Эго). Развивая идеи Эго-психологии, Эрик Эриксон (1901 -1980) (Рис 28) соединил психоаналитический подход с идеями гуманистической психологии, в идеи о важности осознания и сохранения идентичности с собой и с обществом, ее цельность.

Данное направление приобрело широкую известность во всем мире, повлияло на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. В этом направлении впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека.

В конце 50-х-начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования - необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология - начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии.

Наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования.

Критическое отношение к положениям бихевиоризма и психоанализа привело к появлению в США «Третьей силы» - гуманистической психологии . Это направление заявило о себе в 60-е гг., хотя ее основные методологические положения начинают фомироваться в 40-е гг. на основе школы экзистенциализма. Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности сформулировал Гордон Олпорт (1897 - 1967). (Рис 29) Было представлено новое понимание личности как открытой и саморазвивающейся системой, важность для развития контактов с окружающими людьми. В основе развития человеческой личности лежит потребность взорвать равновесие и, достичь новых вершин, потребность саморазвития.

Прежние подходы не давали объяснение стремлению человека к самосовершенстованию, развитию своей духовной уникальности, творческой реализации своих потенциальных возможностей привело к оформлению гуманистической психологии как междисциплинарного направления. Ведущими представителями выступают Гордон Олпорт, Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Ролло Мей.

Предметом данного направления становится здоровая целостная личность с ее реальными проблемами, верой в доброту и собственные силы человека, учетом реальности чувств и ценностей, интенций личности, подчеркиванием уникальности личности. Каждый человек уникален. Люди, утверждают они, совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями и бессознательными силами. Каждый совершающий выбор индивидуум наделен ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни. Это достижение они назвали самореализацией, или самоактуализацией.

Маслоу (Рис 30) предложил теорию мотивации, получившую всеобщую известность самой высшей потребностью рассматривалась самоактуализация. Для одного индивидуума она может выражаться в области искусства, для другого в науке, а для третьего - в покорении горных вершин. Он считал, что самоактуализированные люди являются наиболее здоровыми и что изучение ценностей этих людей может привести к формированию научно обоснованной универсальной этической системы.

Данное направление ставит больше практического характера, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Благодаря такой практической направленности эта психология приобретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком направлении развития гуманистической психологии принадлежит Карлу Роджерсу. (Рис 31) Он разработал теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей личностно-ориентированную психотерапию, известную под названием «клиент-центрированной терапии». Она представляла собой радикальный отход от теории и практики психоанализа, позволяя индивидууму самому определять путь к своему выздоровлению и наиболее полному выражению себя.

Одним из наиболее популярных видов психотерапии стала логотерапия, разработанная Виктором Франклом (1905 - 1997). (Рис 32) В качестве базисного мотива человека является смысл, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум. Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. Логотерапия создана была для обнаружения смысла – логоса – своего существования.

Гуманистическая психология впервые обратила внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личности. Она обратилась к человеку в его уникальности и сделала предметом исследования личную сферу, субъективность, признавая свободу выбора. Человек избирает свой жизненный путь и принимает на себя ответственность за свою самость и свои достижения в жизни. Данное направление является и в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ. Наибольшее распространение получило в Европе, а с 90-х гг. XX в. и российские исследователи обратились к проблемам человека с позиции гуманистического направления.

В середине 60-х гг. в США возникает когнитивная психология , критикующая взгляды бихевиористов на отрицание роли сознания и внутренней организации психических процессов. Данное направление выступало и против упрощенного подхода бихевиористов к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.

В когнитивной психологии решающую роль играет система когнитивных реакций, которые связаны и с внешними стимулами и с внутренними переменными. Человек представлен в этой концепции как система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации: перекодирование в другую форму, отбор определенной информации для дальнейшей переработки или исключение некоторую информацию из системы.

У истоков когнитивной психологии стоят Джером Брунер (р.1915), Герберт Саймон (1916 - 2001),. Леон Фестингер (1919 - 1989) и др., ведущими представителями являются Ульрих Найссер (р.1928), Джордж Миллер (р.1920).

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.

Когнитивная психология представила довольно много объяснительных моделей когнитивных процессов, однако при этом человек выпал из рассмотрения. В связи с чем когнитивная психология вынуждена наряду с когнитивными процессами допустить особое начало, гипотетического участника, носителя психической деятельности. При этом произошла редукция в изучении психического.

Тем не менее, когнитивная психология имеет достаточно большое распространение и сегодня. Особое развитие данное направление получило в социальной психологии, где все большую роль получает изучение социальных когниций и их роли в межгрупповом взаимодействии. Работы данного направления способствовали появлению экологического подхода, одного из распространенных направлений современной психологии.

Современная психология – весьма разветвленная система знаний. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

В 60-е гг. в связи с исследованиями мозга оживляется интерес к проблеме сознания и его роли в поведении. Возникли исследования, ставящие своей задачу выяснить связь мозговой структуры и психические процессы. Появились исследования, посвященные функциональной асимметрии мозга в психической организации. Исследуются профессиональные различия в использовании полушарий и особенности психических процессов у представителей различных культур.

В это же время широко развернулись исследования по психогенетике человека. В центре находится вопрос о соотношении генетических факторов и условий внешней среды в формировании психики человека. Наиболее разработанной областью психогенетики является интеллект, хотя исследуются также восприятие, психомоторика, способности, темперамент и личность с целью выявления генетической обусловленности их составляющих.

Проблема психического развития в онтогенезе и качественного изменения сознания в ходе исторического развития легло в основание генетического подхода, основателем которой является Жан Пиаже (1896 - 1980). (Рис 33) В результате своих исследований он пришел к выводу, что психическое развитие – это развитие интеллекта, через которые проходит ребенок. Разработал проблему происхождения интеллекта, описал механизмы перехода с одной стадии на другую. Обогатил психологию, выделенными феноменами детского мышления. Которые получили название «феномены Пиаже». Показал, что интеллект ребенка другой по сравнению со взрослым. Данный подход имеет много последователей. Идеи Пиаже о моральном развитии ребенка получили новое понимание в теории Лоуренса Кольберга (1927 - 1987).

Изучение развития человека в зависимости от социально-культурных факторов определили интерес к межкультурным исследованиям, получивших развитие в зарубежной психологии начиная с 50-х гг. В этих исследованиях ставилась задача проверки универсальности психических процессов, выявление особенностей познавательной деятельности разных культур и народов Африки, Дальнего Севера (Аляски), островов Океании, индейских племен.

Изменение, происходящие в общественно-социальных условиях, ставят перед психологией новые задачи. Появляются новые отрасли, направленные на решение проблем эмиграции, толерантности, терроризма, возникновения и разрешения конфликта. Развиваются и прикладные направления: психология менеджмента, организационное поведение, медицинская психология и многие другие.

Во второй половине XX в. возникло движение «новой волны», выросшей из практики психотерапии, как осмысление полученного опыта, его обобщения и передачи другим специалистам. Наиболее известными подходами «новой волны» являются эриксонианский гипноз, нейро-лингвистическое программирование, позитивная психотерапия, психотерапия, фокусированная на решении. Данные направления показали, что любые теоретические постулаты, принципы, модели могут быть изменены в зависимости от целей, задач, условий, ресурсов пациента и психотерапевта.

Огромное многообразие теоретических концепций, теорий личностей, методического инструментария, практико-ориентированных направлений ставит перед психологий методологические вопросы, о понимании специфики психологического знания, предмет психологии, соотнесения данных, полученных в различных направлениях.

Таблица 2

Основные школы психологии хх в. И их представители

Направления

Основатели, представители

Суть теорий

Бихевиоризм

Джон Уотсон

Эдуард Торндайк

Беррес Скиннер

Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики

Психоанализ (фрейдизм)

Зигмунд Фрейд

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам , недооценивается ведущая роль сознания.

Гештальпсихология

Макс Вертхеймер

Вольфганг Кёлер

Курт Коффка

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта ), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология

Карл Роджерс

Абрахам Маслоу

Гордон Олпорт

Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации .

Когнитивная психология

Ульрих Найссер

Психика рассматривается как системы когнитивных операций , основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса.

Трансперсональная психология

Станислав Гроф

Роберто Асаджоли

Карлфрид Дюркгейм

Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это - формы измененного сознания , спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание.

Интерактивная психология

Эрик Берн

Человек - существо, главной характеристикой которого является общение , взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов.

Советская психология

И.М.Сеченов,

И.П.Павлов, В.М.Бехтерев

Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.

Л.С.Выготский

Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.

С.Л.Рубинштейн

Основоположник теории деятельности , разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

А.Н.Леонтьев

Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности.

А.Р.Лурия

Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

П.Я.Гальперин

Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий .

БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма(от англ. behaviour - поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и зая­вил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, чтопсихологии следует оказаться от изучения сознания и сосре­доточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологиЭдуард Торндайк (1874-1949) иФредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция) (Рис. 4).

Рис. 4. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов - создание эксперимен­тальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение.Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого являетсяавстрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, абессознательное .Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод -психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессоз­нательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем.Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt - форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения, которое, по их мнению, является чем-то большим, чем связка рефлексов, т.к. оно целостно. Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме, что для восприятия важно соотношение фигуры и фона, а в построении образа – роль контура. Гештальтпсихологи противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, которые сводили интеллект к стимульно-реактивным действиям. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названоинсайтом (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методупроб и ошибок бихевиористов. В.Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления. Идеи гештальтпсихологии легли в основу системного подхода, проблемного обучения, исследований продуктивного творческого мышления и восприятия.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ . Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987),Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) -предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат.«когнито» - знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг.ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие - отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях:восприятие, распознавание образов,внимание, память,воображение,речь, психология развития,мышлениеи решение задач, человеческийинтеллекти искусственный интеллект. Основным методом выступаетанализмикроструктуры того или иного психологического процесса.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат.trans – сквозь, через;рersоna – личность).Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг.ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф , итальянский врач и философРоберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие - рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» - за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это - гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от англ.interactive – взаимодействующие друг с другом).Направление в психологии, возникшее в середине вХХ в. в США,рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.

СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог - создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог - создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации:первая - взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;вторая - ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого;третья - ребенок начинает воздействовать словом на себя.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) - выдающийся отечественный психолог - выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Александр Романович Лурия (1902 - 1977) - выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии - изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – отечественный психолог - разработал концепцию последовательного формирования умственных действий , которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.

Фактом современной психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Именно поэтому психология подразделяется на множество научных направлений:
Направление психологии Предмет исследования Научная парадигма Метод Практика
Психология сознания Сознание Естественнонаучная Интроспекция -
Бихевиоризм Поведение Естественнонаучная Наблюдение
Эксперимент Тренинг умений
Фрейдизм Бессознательное Естественнонаучная Психоанализ Психоанализ
Гештальтпсихология Целостные структуры психики Естественнонаучная Феноменальный эксперимент Гештальт-терапия
Гуманистическая психология Личность
индивидуальность Гуманитарная Методы практической психологии Клиент-центрированная терапия
Когнитивная психология Познавательные структуры Естественнонаучная Эксперимент Рациональная терапия
Советская психология Психика Естественнонаучная Наблюдение
Эксперимент
(формирующий) -
Психология сознания (У.Джемс) - одна из самых значительных. С точки зрения Джемса, сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личностной, и присваивает последней все остальные элементы познания. Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное, сознание составляет основу личности как эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей. Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джеме выделяет три структурные части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение).

Бихевиоризм - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека. Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S - R). Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Названа по имени 3. Фрейда (1856 - 1939), австр. врача - невропатолога и психиатра. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам (Психофизический параллелизм) и управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивидов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. (Сублимация). Современные сторонники Ф. - неофрейдйсты (Неофрейдизм), представители школ «культурного психоанализа» (К. Хорни, Г. Кардинер; Ф. Александер, Г. Салливэн сохраняют нетронутой основную логику рассуждений Фрейда, отказываясь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др. методологических особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области буржуазной культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Ее основателями являлись Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1967), Вольфганг Келер (1887-1967). Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ, структура). Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Целое принципиально не сводимо к сумме отдельных его частей, более того, целое - это совсем другое, чем сумма его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не может быть сведена к последовательности различных музыкальных звуков. Курт Левин (1890-1947) немецкий, а затем американский психолог разрабатывал идеи гештальтпсихологии применительно к психологии личности.

Гуманистическая психология возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanus - человечный. В то же время, гуманистические психологи считают, что исследование научных понятий и применение объективных методов ведёт к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию, таким образом, это направление приходит к откровенному иррационализму. Наиболее известными представителями этого направления являются Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) и Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970).

Когнитивная психология (Дж. Келли, Д. Миллер, У. Найссер) возникает в 60-е годы 20-го века в противостояние бихевиоризму. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект. Когнитивная психология – психология познания, где познание – основа сознания. Название этого направления восходит к латинскому слову cognitio - знание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации. Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это направление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера. Критика когнитивной психологии связана, прежде всего, с тем, что проводимые в ней исследования отождествляют мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым сложный, многообразный внутренний мир человека, рассматривая его как относительно упрощенные схемы и модели.

Советская психология - период 1920-30х гг.- становление советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями. Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения ценуры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.

Классика психологии, сохраняющая актуальность и сейчас. Работает с нашим бессознательным - загнанными в подсознание желаниями и страстями, с механизмами защиты, которые создает наша психика, охраняя нас от монстров, сидящих в нашей собственной голове. Как правило, психоаналитик анализирует события,травмировавшие нас в детстве и вытесненные из сознания, и помогает освободиться от их влияния и отрицательных последствий психического сопротивления себе внутри себя.

Позитивная психотерапия

Название метода происходит от лат. positum - имеющий место, данный, фактический. Он ориентирован на способности человека, изначальный набор которых дается всем от рождения, но развивается у каждого в разной степени под влиянием жизненных обстоятельств. Анализ конфликтной ситуации при помощи специалиста позволяет нам увидеть все ее стороны, как отрицательные, так и положительные, а также определить, какие из способностей необходимо задействовать, чтобы найти оптимальный выход. Три кита позитивной психотерапии: надежда, баланс, самопомощь.

Этот метод разработал в 1968 году немецкий профессор иранского происхождения Н. Пезешкиан (в 2009 году номинирован на Нобелевскую премию).

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться» (Д. Леббок)

Телесно-ориентированная терапия

Психотерапевтическая методика, в которой используется телесный контакт для выявления и избавления от подавленных эмоций. Авторы данной теории полагают, что подавленные эмоции вызывают в теле человека мышечные зажимы. Каждый такой «панцирь» соответствует определенной черте характера. Комплексы упражнений и массаж не только избавляют от мышечного напряжения, но и открывают дорогу здоровому выражению эмоций, а это восстанавливает гармоничное душевное состояние человека.

Системно-семейные расстановки

Изобретатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии, получил католическое воспитание. Воевал, попал в плен. В 1952 году принял сан священника, 16 лет был миссионером и учителем в Южной Африке, где проникся культурой зулусов. Увлекшись феноменологией, сложил с себя сан. С 1970-х живет в США. Путешествует по миру с лекциями и семинарами

Феноменологический метод системной семейной терапии. В его основе лежит постулат о том, что человек - часть семейной системы, куда включены не только кровные родственники, живые или уже умершие, но и все люди, которые сумели значительно повлиять на жизнь и смерть членов семьи. Методика групповая, работа идет под руководством терапевта. С помощью системных расстановок мы можем выявить негативную динамику внутри семьи, неправильное распределение ролей, влияние давних семейных событий на жизнь человека в настоящем. Восстановив правильный порядок в семейной системе, мы изменяем и исправляем негативную ситуацию здесь и сейчас.

Гештальттерапия

Основоположник гештальттерапии Фредерик Перлз (1893–1970) родился в Берлине. Получил степень доктора медицины, занимался психоанализом. В 1930-х узнал о гештальт- психологии. Из нацистской Германии переехал в Южную Африку. С 1946 года - в США. В начале 1960-х изучал дзен в японском монастыре. В 1969 года основал гештальт-общину

Данное направление психотерапии ставит во главу угла полноту осознания и осознание целостности. Чем лучше мы понимаем, что с нами происходит, чем полнее воспринимаем свою личность, тем легче переживаем эмоции, сопоставляем факты, принимаем решение, осознаём и берем на себя ответственность за содеянное. Гештальттерапия помогает человеку развить осознанность процессов, которые с ним происходят, ощутить ответственность за свою жизнь, принять всю полноту собственной личности.

Генетическая психология (школа Пиаже)

Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве

Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.

«Каждый человек, подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает» (М. Твен)

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать - не самая бесполезная. Все люди мечтают - кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой - мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Психолингвистика

Родилась на стыке психологии и лингвистики, предмет изучения - взаимоотношение языка, мышления и сознания. Языковеды всегда считали, что язык отражает культуру народа, это не только физический, но и психический процесс. С одной стороны, речь универсальна, она объединяет мир и позволяет общаться. С другой - у нас нет языка, который включал бы в себя наименования всех предметов, существующих во Вселенной, и названия всех существующих процессов, а значит, язык ограничивает познание и делает невозможным полное понимание другого человека. В настоящее время психолингвистика занимается изучением речи, ее возникновения, развития как явления и средства коммуникации в обществе, а также языковым развитием как отражением развития личности.

«Для человека, который любит толь- ко себя, самое нетерпимое - оставаться наедине с собой» (Б. Паскаль)

Психологическое консультирование

Практическое направление в психологии, наряду с психотерапией, психокоррекцией и тренингами. Здесь работа ведется с людьми психически здоровыми, но нуждающимися в психологической помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будь она связана с личной жизнью, бытом или профессиональной сферой. Целью является помощь человеку в решении определенной проблемы: осознание самой проблемы, изменение неэффективных моделей поведения, достижение гармонии с самим собой и миром вокруг.

5 этических принципов психологического консультирования

  • Относиться к клиенту доброжелательно, не оценивать его
  • Принимать во внимание ценности и взгляды клиента
  • Не советовать
  • Соблюдать анонимность
  • Не смешивать профессиональные отношения с личными

Бихевиоризм

Наука о поведении (от англ. behaviour - поведение). Основными понятиями бихевиоризма являются стимул, реакция и подкрепление.

Стимул - это любое внешнее воздействие, любая ситуация в нашей жизни. Отследить и осознать реакцию на стимул, найти ту, что будет правильной, самой разумной и эффективной, и закрепить ее положительным подкреплением - в этом, и заключена суть данной методики. В настоящее время основные принципы бихевиоризма перекочевали в более современную поведенческую терапию.

Не ждите слишком многого. Чем выше ожидания, тем выше вероятность сильного разочарования. И напротив, при заниженных ожиданиях человек получает куда больше, чем думал. Это не закон подлости, это закон психологии