Католическая церковь в 11 веке. Католическая церковь в XI - XIII в.в. Доклад на тему папа иннокентий кратко

К 1000 г. христианство распространилось почти по всей Европе. Церковь обращала народы в свою веру не только проповедью, но и огнём и мечом. Церковь приобрела большое политическое значение. Она ста-ла стремиться подчинить себе светскую власть . Рос-ли богатства церкви. Встречались епископства и монастыри, у которых земель, доходов и войска было больше, чем в каком-либо графстве.

Клюнийская реформа

Обогащению церкви сопутствовали её внутреннее разложение, утрата церковной дисциплины. Служители церкви и даже папы устраивали пиры и пре-давались светским развлечениям. Такой упа-док церкви вызвал негодование у мирян и тех представителей церкви, которые оставались верными евангельским заветам. В начале X в. борьбу за очищение церкви начал монастырь Клюни во Франции. Клюнийцы также доби-вались освобождения монастырей из-под влас-ти сеньоров и местных епископов. Стремясь сломить разбойничьи нравы феодалов, клю-нийцы ввели «Божий мир »: они добивались прекращения войн и установления порядка. Реформаторским начинаниям клюнийцев по-следовали сотни монастырей в Европе.

В середине XI в. папский престол, поддержавший Клюнийскую рефор-му, в свою очередь предпринял усилия по более глубокому обнов-лению церкви. Он также добивался независимости от светских властей при избрании папы, епископов и аббатов. Право избирать папу стало принадлежать исключительно со-бранию кардиналов — конклаву.

Папа и император

Папа Григорий VII (1073—1085) установил в церкви жёсткое под-чинение своей власти. Он хотел реализовать идею папской теократии — абсолютной власти пап над миром. Григорий VII всту-пил в борьбу с германским императором Генрихом IV . Формально речь шла о том, кто должен совершать обряд назначения епископов — папа или император. На деле папа намеревался подчинить император-скую власть папскому престолу. В борьбе с папой Генрих IV объявил Григория VII низложенным. За этим со стороны папы римского последовало отлучение от церк-ви Генриха IV. Народ отшатнулся от про-клятого папой императора, против него выступили и крупные феодалы, которых отлучение освободило от вассальной клят-вы. Император вынужден был покаяться. Зимой он три дня босым просил прощения у папы, смотревшего на него с высоты замка в Каноссе.

Разделение церквей

«Наместник Христа»

В XII—XIII вв. папство достигло вершины своего могущества. Оно вдохновило и организовало Крестовые походы. Папы вмешивались во внутренние дела госу-дарств и даже в личную жизнь императора и королей. На короткий период установить тео-кратию в католическом мире удалось папе Иннокентию III (1198—1216). Трёх монархов — германского императора, фран-цузского и английского коро-лей — он отлучил от церкви.

На их страны был наложен интердикт — временное запре-щение совершать богослужение и церковные обряды. Посколь-ку церковь регулировала мно-гие стороны жизни человека и общества, подобное запреще-ние, по существу, парализова-ло страну. Иннокентий III за-ставил светских правителей Западной Европы признать главенство папской власти. Многих монархов он сделал вассалами папского престо-ла и заставил платить регулярный налог. Иннокентий III расширил пределы Папского государства. Папа подвергал своему суду всех, а сам находился вне всякого суда. В упоении своим могуществом Иннокентий III провозгла-сил себя « наместником Христа».

Борьба с ересями

Всевластие пап, усиление давления церкви на общество порождали сопро-тивление. Часть мирян начала искать пути к Богу без посредничества церкви. В народе по-явились толкования христианства, далёкие от церковных. Набирали силу различные ереси. Еретики объявили католическую церковь «тво-рением дьявола». «Грязной» церкви они проти-вопоставили «чистую». Сторонников «чистой» церкви называли катарами (чистыми). Особен-но широко ереси распространились на юге Франции и в Северной Италии. Центром ерети-ческого движения на юге Франции был город Альби. По названию этого города еретиков называли альбигойцами . Иннокентий III орга-низовал Крестовый поход против альбигойцев. Силами рыцарства Северной Франции альби-гойская ересь была подавлена. Еретиков сжига-ли на кострах, убивали и преследовали. Юг Франции надолго пришёл в запустение.

Папа Иннокентий III

Инквизиция

Для борьбы с ересями папским престолом была создана инквизиция (от латин-ского слова «инквизицио» — расследование). По всей Западной Европе были организованы инквизиционные суды (трибуналы). Они использовали тайное следствие, доносчиков и пытки для выявления еретиков. Высшей мерой наказания для еретиков было сожжение на костре. Поскольку считалось, что инквизиция, представлявшая церковь, не может лишать людей жизни, для исполнения смертных при-говоров её жертв передавали светским властям. Инквизиция действовала в некоторых странах Европы вплоть до XIX в. Материал с сайта

Нищенствующие ордены монахов

В конце XII в. в на-роде широко распространилось поклонение Святой Даме Бедности. В этом выразилось народное возмущение накоплением церковью огромных богатств и её безразличием к бед-ным и обездоленным людям. Появились про-поведники добровольной нищеты как пути приближения к Богу. Самым замечательным из них был Франциск Ассизский. Ещё в юности он, сын богатого купца, отказался от дома и богатств, стал нищим странником. Вначале над ним смеялись и осуждали его. Но вера Франциска была столь искренней, а проповеди исполнены такой глубокой любви к Богу, что вскоре у него появились после-дователи, «меньшие братья». Папа Иннокен-тий III не стал преследовать Франциска, а, напротив, решил, что такой популярный сре-ди бедняков проповедник будет полезен церк-ви. С папского одобрения впоследствии был учреждён нищенствующий орден францисканцев. Франциска Ассизского като-лическая церковь провоз-гласила святым.

Святой Франциск Ассизский обра-щался с проповедями не только к людям, но и к цветам, животным, птицам, морю. В его словах звучало восхищение всеми Божьими творе-ниями, убеждённость в единстве всего Божьего мира. Он взывал к христианской любви в жестоком воюющем мире.

Для борьбы с ересями был создан ещё один нищенству-ющий орден — доминикан-цев. Его основателем был Доминик де Гусман, испан-ский монах. Папство поручи-ло этому ордену руководить инквизицией. С проповедя-ми доминиканцы проникали в отдалённые уголки мира. Ещё в XIII в. они достигли Китая. Доминиканцы также занимались углублённым изучением теологии (бого-словия). Из их среды вышел крупнейший католический богослов Фома Аквинский.

Эмблемой доминиканцев была соба-ка с зажжённым факелом в зубах. Подчёркивая свою преданность церк-ви, они называли себя «псами Гос-подними».

На этой странице материал по темам:

  • Почему папы римские вели борьбу со светсками монархими

  • История католической церкви 11-13 веков

  • Реформы католической церкви 11-13 веков

  • Доклад на тему папа иннокентий кратко

  • Доклад на тему борьба с еретиками в 13 веке

Вопросы по этому материалу:

Урок истории в 6 классе

с применением технологии критического мышления,

ИКТ и исследовательской технологии

по теме: «Могущество католической церкви в XI-XIII вв.»

Цели урока: формировать у учащихся представление об источниках могущества католической церкви в Европе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с основными источниками богатства католической церкви, особенностями взаимоотношений между светской и папской властью.

    Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством применения технологии критического мышления, ИКТ и исследовательской технологии.

    Воспитать толерантное отношение к людям другого вероисповедания.

Оборудование урока: экран, компьютер, проектор, раздаточный материал для работы с документами (см. Приложение 1,2).

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Ход урока.

I.

1мин.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными источниками могущества католической церкви в средние века.

Сообщение учащимся темы урока, его целей

Слайд 1

Слайд 2

II .

4 мин.

Актуализация имеющихся знаний у учащихся.

Беседа по вопросам.

При изучении темы «Рождение средневековой Европы» мы выяснили, что многие европейские народы в первом тысячелетии приняли христианство. Давайте, ребята вспомним:

Кого называют христианами? (Людей, исповедующих христианскую религию).

Когда возникло христианство? (Две тысячи лет назад).

Как называется священная книга христиан? (Библия).

Что такое церковь? (Это организация, ведающая религиозной жизнью или объединение последователей той или иной религии).

Кто возглавлял христианскую церковь в Западной Европе? (папа римский).

Кто входил в состав духовенства? (монахи и священники).

Слайд 3

III .

3 мин.

4 мин.

2 мин.

4 мин.

4 мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

1 мин.

5 мин.

Изучение нового материала.

Учитель: средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Что такое сословие ? (большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)

Сколько сословий существовало в средневековье? (Три.)

Работа с текстом учебника §16 (п.1)

Ребята самостоятельно составляют кластер на тему «Сословия средневекового общества». После выполнения задания школьниками, готовый кластер появляется на слайде.

Учитель: как вы думаете, какое положение в обществе занимало духовенство? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо изучить документ 1 (Приложение 1).

Итак, церковь не платила налоги, она была крупным землевладельцем. Но кроме этого церковь имела и другие источники богатства.

1) Церковная десятина

Работа с документом 2. (Приложение 1).

2) Плата за обряды - крещения, венчания, отпевания.

3) Продажа индульгенций

Индульгенция – папская грамота об отпущении грехов.

Работа с документом 3. (Приложение 2).

Учитель: можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

Интересен факт составления при папском дворе перечня стоимости различных грехов: одна плата была установлена за убийство отца, другая – за убийство жены, третья – за нарушение клятвы и т.д.

4) Продажа церковных должностей. Папа римский

по высокой цене продавал церковные должности. Это приносило церкви и папе огромные доходы. Те, кто покупал должность в долг, погашали его за счет церковного имущества – продавали драгоценности и украшения храмов, даже черепицу с крыш церковных зданий.

5) Плата за прикосновение к святым реликвиям.

Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются болезни и увечья. Но нередко оказывалось, что «тела» одних и тех же святых мучеников хранились одновременно в разных местах: у св. Андрея оказалось не менее 5 тел, 6 голов, 17 рук и ног; у св. Себастьяна – 4 тела, 5 голов и 13 рук; у св. Георгия – не менее 30 тел.

Рассказ учителя.

К началу XI века большинство стран Европы были христианскими. Часть из них подчинялась папе римскому, который жил в Риме, часть - византийскому патриарху, чьей резиденцией был Константинополь. (Фломастером на карте подчеркивается местонахождение папы и патриарха). От Византии христианство приняли многие народы Восточной Европы и Балканского полуострова.

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Учитель: в 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемирной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.

Физминутка. Упражнения для плечевого пояса, для снятия общего утомления.

С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.
В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчинённости всех светских государей папе римскому.
Между Григорием VII и германским королем
Генрихом IV , ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией.
Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Иннокентий III был властным, жестоким, честолюбивым человеком.

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд10

Слайд11

Слайд12

Слайд13

Слайд 14

IV .

6 мин.

Закрепление изученного материала

Работа в тестовых тетрадях. Тест 18, задания 3-6.

Учитель: какие выводы мы можем сделать о роли церкви в жизни средневекового общества?

Слайд 15

Слайд 16

V .

2 мин.

Домашнее задание: §16 (п.1-4).

Выставление оценок.

Слайды 17,18

Приложение 1.

Приложение 2.

3. Текст типичной индульгенции, продаваемой всем желающим на церковной площади

« Да сжалится над тобой (имя рек) Господь наш Иисус Христос по своему святейшему и благочестивому милосердию; да освободит тебя; и властью его и и блаженных Петра и Павла, апостолов его, и апостольской властью, мне данной и на тебя распространенной, отрешаю тебя от все грехов уничтоженных, исповеданных и забытых; также от всех падений, преступлений, проступков и сколько-нибудь тяжелых провинностей… а также от каких бы то ни было отлучений, суспенсаций*,интердикта* и других церковных приговоров, осуждений и наказаний, наложенных судебной и людской властью, если ты им подвергся; даем тебе полнейшее прощение и отпущение всех твоих грехов, насколько простираются в этой области полномочия святой матери церкви. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

*Суспенсация – временное отстранение от должности; *интердикт – временный запрет, без отлучения от церкви, совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды.

Можно ли заслужить прощение у Бога за деньги?

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

§ 15. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1. Первое сословие. Средневековые религи-озные мыслители утверждали, что мир, создан-ный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия1, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и свя-щенники) - заступаются за людей перед Богом. Второе- «те, кто воюет» (светские феода-лы) - защищают христиан от врагов. Третье - «те, кто трудится» --кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но так-же и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особен-ность средневекового общества. Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась по-средником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блажен-ства. Христианская мораль требовала выпол-нять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Пропо-ведь церкви смягчала жестокие нравы и улуч-шала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу рас-каянием и исповедью, то есть искренним расска-зом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника. Образцом, на кого следует равняться, счи-тался святой человек, который отрекся от зем-ных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спа-сении души, оно связано с жадностью и враж-дой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обре-сти богатства небесные». Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христиан-ская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тра-тить на помощь нищим, бедным и больным: раз-давала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных. 2. Богатство церкви. Но при этом церковь была крупнейшим землевладельцем и облада-ла огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи за-висимых крестьян. Со всего населения Западной Европы цер-ковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое иму-щество- «на помин души». В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - остан-ки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные. Папы римские присвоили себе право про-щать преступления и грехи верующих за день-ги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско-го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями прино-сила папам огромные доходы и вызывала него-дование истинно верующих граждан. Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, кото-рые затем присваивала. Церковь проповедова-ла христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами. 3. Разделение церквей. До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа рим-ский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору. Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Ев-ропы и Балканского полуострова. Но папа рим-ский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь проти-вилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патри-архом шла острая борьба. Между церквами на Западе и Востоке суще-ствовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь со-хранила единый язык богослужения - латин-ский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запреще-но вступать в брак всем духовным лицам, на^ Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные свя-щенники отличались от западных: не брили бо-роды, не выстригали волосы на темени. В 1054 году, во время очередного конфлик-та, папа и.патриарх предали друг друга прокля-тию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточ-ную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемир-ной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделе-ния обе церкви стали полностью самостоятель-ными. 4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок про-должался около двух столетий. Этому способ-ствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образова-ния Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на веру-ющих, упал ее авторитет. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчи- полной нетерпимо-нить всех светских государей папе римскому. Между Григорием VII и германским коро-лем Генрихом IV, ставшим императором Свя-щенной Римской империи, разгорелась ожесто-ченная борьба из-за того, кому должно принад-лежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лиша-ется власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милос-тью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Гри-горий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV. Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в руба-хе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Ита-лию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками гер-манского короля. На помощь папе, осажденно-му в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграби-ли город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер. Борьба пап с императорами с перемен-ным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Герма-нии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. 5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль-ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Наивысшего могущества власть папы дос-тигла при Иннокентии III (1198-1216), из-бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер-дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са-мого Бога на Земле, призванный «господство-вать над всеми народами и царствами». На тор-жественных приемах все должны были прекло-нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей-ских стран. Одно время папа возводил на пре-стол и смещал императоров. Его считали выс-шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост-рова. 6. Против чего выступали еретики. В тече-ние раннего Средневековья на съездах высше-го духовенства - церковных соборах были по-степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу-ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по-ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль-ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме-сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада. Не все верующие христиане понимали дог-маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста-ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священ-ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1. Еретики утверждали, что церковь испорче-на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков-ные обряды, пышные богослужения. Они тре-бовали, чтобы духовенство отказалось от деся-тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж-дали священников и монахов за забвение «апо-стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму-щество бедным, питались подаянием. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра-ведливости», или «Царство Божие на земле». 7. Как церковь боролась с еретиками. Слу-жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за-кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. Наказывая за непослушание, папа мог нало-жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава-лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече-ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане. В области, где было много еретиков, цер-ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Фран-ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер-ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. В походе охотно приняли участие северо-французские рыцари, рассчитывавшие на бога-тую добычу. За 20 лет войны многие цвету-щие города Южной Франции были разграбле-ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско-го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!» 8. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследова-ние»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стара-ясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюрем-ного заключения или смертной казни. Переда-вая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре. 9. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедно-сти, папы римские образовали в начале XIII века ордены1 нищенствующих монахов-пропо-ведников. Основатель одного из орденов италь-янец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, пропове-довал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цве-там и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в гре-хах, жить за счет милостыни. И вот Иннокен-тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым. Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с ерети-ками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знаме-ни была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

§ 16. Крестовые походы

1. «Так хочет Бог!» В 1095 году на обшир-ной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с ре-чью папа римский Урбан II. Он призвал собрав-шихся «опоясаться мечом» и двинуться в Па-лестину. По представлению христиан, Палестина - Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная свя-тыня христиан - Гроб Господень. Люди вери-ли, что Палестина «благодатная земля, там реки текут молоком и медом» и что самим Иисусом она была завещана «своему народу» - христианам. Еще в VI веке эта страна была отобрана у Византии арабами, с середины XI века ею владели турки-сельджуки. Папа при-звал освободить Святую землю и Гроб Госпо-день от «неверных» и спасти «братьев христи-ан, томящихся под игом язычников». Участ-никам похода папа обещал полное прощение грехов. Хронист сообщает, что речь папы неодно-кратно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали назы-вать крестоносцами, а сами по-ходы - крестовыми. Крестоносцы, люди разных сословий, были уверены, что идут сражаться за святое дело и что их ждет награда на небесах. Но были и чисто «земные» при-чины, побудившие массы людей двинуться на Восток. В конце XI века Европа пережила «семь тощих лет» - целую полосу неурожаев, падежа во Франции скота, массовых эпидемий. Начали говорить о конце света. Отчаяние и голод привели в дви-жение массы людей. В походе на Восток бедня-ки увидели возможность избавиться от поме-щиков, вырваться из нищеты, получить землю и свободу. Феодалы были наслышаны от купцов и па-ломников о несметных сокровищах восточных стран. Они надеялись захватить там богатую добычу и создать новые владения. Главную силу Крестовых походов составили рыцари. В XI веке в Западной Европе появи-лось много безземельных рыцарей. В основном это были младшие сыновья феодалов, не полу-чавшие в наследство ничего, кроме коня и дос-пехов. Война и разбой были их главным занятием. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли было для них желанной мечтой. 2. Крестовый поход бедноты. Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедня-ков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчиты-вавших 60-70 тысяч человек. Шли плохо во-оруженными и без припасов к неведомой Свя-той земле, занимаясь в дороге грабежом. Под-ходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Население Венгрии и Бол-гарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших. С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. Многие из них вели себя там разнузданно: разрушали и поджигали дворцы в предместьях, дома горожан. Византийский император поспешил переправить отряды кре-стьян в Малую Азию. Турки-сельджуки в пер-вом же бою зарубили столько людей, что сло-женные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высо-кой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а гибель нашли крестья-не на Востоке. 3. Крестовый поход феода-лов. Осенью 1096 года из Фран-ции, Германии и Италии разны-ми путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руковод-ством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хо-рошо вооружены. Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через гор-ные, безводные местности был очень трудным, но в решающем сражении рыцари все же разби-ли сельджуков. По пути крестоносцы захва-тывали города, грабили и убива-ли местных жителей. Не раз меж-ду предводителями отрядов воз-никали столкновения из-за до-бычи. После длительной, тяже-лой осады крестоносцы овладе-ли Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев; другой вождь ут-вердился в богатом армянском городе Эдёссе. После трехлетне-го похода лишь пятая часть кре-стоносцев подошла к Иерусали-му. Многие погибли в пути или остались в захваченных землях, немало вернулось на родину. В 1099 году крестоносцы ока-зались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв ук-репленный город после ожесто-ченного штурма, рыцари учини-ли страшную резню мусульман. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам го-рожан, захватывая все, что в них находили». Грабежи и убийства прерывались лишь молит-вами, после которых кровопролитие возобнов-лялось. На узкой полосе земли вдоль морского побе-режья Сирии и Палестины крестоносцы созда-ли свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители осталь-ных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля. Местных жителей - мусульман и христи-ан - завоеватели насильно превращали в лич-но зависимых. Новые господа взимали с крес-тьян от одной трети до половины урожая зер-на, такую же часть сбора с фруктовых деревь-ев, олив и винограда. Кроме того, покоренное население должно было платить налоги королю и десятину католической церкви. 4. Духовно-рыцарские орде-ны. Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похо-да в Палестине были созданы ду-ховно-рыцарские ордены: тамп-лиеров (храмовники), госпиталь-еров, & позднее возник и Тев-тонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены ор-денов были одновременно и мо-нахами, и рыцарями. Орден тамплиеров был осно-ван группой французских рыца-рей, его главная резиденция на-ходилась на месте разрушенно-го иудейского храма («тампль» по-французски означает «храм»). Госпитальеры, в основном итальянцы, заботи-лись о паломниках, прибывавших в Палести-ну: обеспечивали их пищей и ночлегом, лечи-ли больных. С этой целью они открывали на Ближнем Востоке, в Западной Европе и Визан-тии дома для странников - госпитали (от ла-тинского «хоспиталис» - гость). Ордены подчинялись только папе и не зави-сели от местных властей. Их возглавляли вели-кие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыца-рей от исполнения долга, им были запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех. Ордены получили привилегии: освобожда-лись от уплаты десятины, подлежали только папскому суду. Со всех сторон к ним поступа-ли щедрые пожертвования. Ордены накопили огромные богатетва,владели обширными зем-лями на Востоке, а затем в Европе, участвова-ли в торговых и денежных сделках. Они были наиболее сплоченной силой рыцарей. 5. Борьба народов Востока против кресто-носцев. Владения крестоносцев были разброса-ны вдоль всего побережья. Приток свежих сил из Европы был невелик: для раздачи рыцарям феодов здесь не хватало земли. Местные жите-ли не раз восставали против рыцарей, которым было тревожно в чужой, враждебной стране. Точно огромные скалы среди пустыни, возвы-шались воздвигнутые ими на холмах крепости. Из них рыцари совершали набеги на мусуль-ман, здесь отсиживались во время восстаний. Государства крестоносцев враждовали меж-ду собой. С востока и юга их теснили мусульман-ские княжества. Мусульмане овладели Эдес-сой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Второй Крестовый поход в середине XII века, который возглавили короли Франции и Германии, потерпел полную неудачу. 6. Третий Крестовый поход. В конце XII ве-ка мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государ-ства стоял египетский правитель Садах ад-Дин («защитник ве-ры»), обладавший большими ор-ганизаторскими и военными спо-собностями. В европейских хро-никах его называли Сала дин. Салах ад-Дин окружил и раз-громил в сражении крупные силы крестоносцев. Лишь несколько сот воинов спаслись бегством. Множество знатных феодалов во главе с иерусалимским королем и великим магистром ордена тамп-лиеров попали в плен. В 1187 году после шести-дневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителя-ми-христианами. В течение 40 дней им разре-шалось, уплатив выкуп, покинуть город. Тамп-лиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Все же около 15 тысяч христиан было продано в рабство. Пытаясь вернуть Иерусалим, западные фе-одалы организовали Третий Крестовый поход (1189-1192). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60-летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) - воин-ственный государь, который провел в войнах в Европе большую часть жизни. Но в события вмешался случай: при переправе через горную речку в Малой Азии Барбаросса утонул; часть немецкого войска вернулась домой, другая же двинулась в Палестину. Английские и французские рыцари высту-пили в поход лишь через год после немцев. Они морем прибыли в Сицилию, а оттуда направи-лись в Сирию. По пути англичане захватили остров Кипр, с этого времени он стал опорной базой крестоносцев. Французский король Фи-липп II Август, рассорившись со своим англий-ским союзником, в самый разгар военных дей-ствий вернулся во Францию. Король Англии Ричард I Львиное Сердце, смелый рыцарь, «всех хотел превзойти сла-вой». После осады он штурмом взял порт Акру, который стал отныне столицей Иерусалимско-го королевства. Ричард Львиное Сердце про-явил себя не только храбрым, но и неумолимо жестоким: в Акре крестоносцы по его приказу перебили 2 тысячи мусульман. Трижды Ричард подходил к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумел. Получив из Англии плохие вести, Ричард поспешил домой, но там попал в плен к своим врагам и два года провел в заточении у германского императора. Его освободили только тог-да, когда он принес вассальную присягу импе-ратору и уплатил большой выкуп. 7. Четвертый Крестовый поход. В конце XII века за организацию нового похода на Во-сток взялся папа Иннокентий III. Сначала кре-стоносцы намеревались направиться морем через Египет. Они наняли корабли у «короле-вы морей» - Венеции, собравшись на одном из ее островов. Венецианский правитель (он назы-вался дож) Энрйко Дандоло был уже слепым стариком, но сохранил удивительную ясность ума и расчетливость. Он потребовал за перевоз-ку рыцарей огромную сумму - 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Но участники похода не смогли собрать такую сумму. Крестоносцев плохо снабжали продуктами, они томились от безделья. Венеция в то время вела ожесточенную борь-бу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венециан-ские купцы давно мечтали нанести византий-цам удар, от которого те не смогли бы оправить-ся. Они решили использовать для этого воен-ные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и хра-мы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, были уничто-жены ценнейшие произведения искусства. Кре-стоносцы разграбили храм Святой Софии. При-шедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Как сообщил участник похода, добыча была так велика, что ее «не могли сосчитать». Погибло и огромное число христиан-горожан. Разграбив богатейший город Европы, рыца-ри не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю. Более 50 лет местное население боро-лось против завоевателей. В 1261 году Латин-ская империя пала. Византия была восстанов-лена, но она уже никогда не достигла прежне-го могущества. 8. Крестовые походы детей. В конце XII ве-ка многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и без-грешные смогут освободить Иерусалим. В горо-дах собирались толпы детей, чтобы идти в Свя-тую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью. В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Ге-нуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Аф-рики. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство. Подобное движение бедняков развернулось и в Северной Франции, где 12-летний пастушок объявил себя Божьим посланцем. К нему тол-пами стекались бедняки, в том числе и дети. С пением церковных гимнов, держа в руках флаги, кресты и свечи, они направились к Па-рижу. Но король Филипп II Август, посчитав-ший эту затею бессмысленной, приказал им разойтись по домам. 9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и ко-роли организовывали новые походы, но желав-ших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома - выгодная служба в наемном войске. Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Се-верную Африку - Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потеря-ми. Французский поэт писал: «Нам час при-шел - за ратью рать - Святую землю поки-дать». Вскоре после Восьмого, последнего Кре-стового похода на Восток западные рыцари потеряли все свои владения в мусульманских странах: в 1291 году пал их последний оплот на Востоке - крепость Акра. И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв, но своей цели - завоевания стран Востока - они не достигли. И все же Крестовые походы не прошли бес-следно для Европы. Еще более оживилась тор-говля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии. После разгрома в 1204 году Византия уже не могла соперничать с Венецией и Генуей. Италь-янские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их тор-говые поселения появились и на побережье Черного моря - в Крыму и на Кавказе. Живя в восточных странах европейцы по-знакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в это время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы на-учились изготавливать шелковые ткани и стек-лянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Произошли изменения и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях. Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались и в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походов (XII- XIV века), в которых участвовали шведы и немцы большую часть территории финнов и карел присоединили к Швеции, жителей на-сильно окрестили. Походы против еретиков в Европе обычно также провозглашались кресто-выми, своей жестокостью они не уступали похо-дам на Восток.

Католическая церковь в XII-XIII веках

Процесс становления и развития городов в X-XIII вв. завершил формирование основных структур феодального строя. На период зрелого (классического) Средневековья приходится время расцвета феодализма. К XIII в. католическая церковь, принимавшая самое активное участие в складывании феодальных порядков, была не только мощной иерархически организованной структурой, обладавшей своими финансовыми ресурсами, собственным административно-судебным аппаратом, канцелярией, но и являлась важным составным элементом хозяйственной и социально- политической системы, владевшей третью обрабатываемых земель Западной Европы. Церковь была главным наставником не только в религии и связанной с ней культуре, но и во всех сферах жизни как для общества в целом, так и для отдельного человека.

В церковной проповеди находили отражение и важнейшие события христианства, и смена времен года, и циклы трудовой деятельности; определялись ключевые моменты в жизни верующих; уделялось внимание крещению младенцев, воспитанию и социализации детей; освещались вопросы брака, семейной жизни, другие насущные проблемы (рис. 12.5).

Рис. 12.5.

Фреска из монастыря Санти-Куаттро-Коронати. XIII в. Рим

Сюжет иллюстрирует текст поддельного документа - так называемого Константинова дара (изготовлен в VIII-IX вв.), который, с точки зрения папства, обосновывал верховные права Святого престола над светскими властями

Выработанная в христианстве шкала добродетелей и грехов во многом отразила общечеловеческие нормы морали и оказала плодотворное влияние на поколения людей. Церковь в Средние века определяла ценностные ориентиры и этические нормы поведения людей, создавала образ мира, иерархию космоса, где Земля была центром Вселенной, рассказывала о происхождении рода людского и предсказывала его будущее. Церковь накопила колоссальный опыт не только сохранения мощных консервативных традиций, но и лавирования, приспособления к новым условиям жизни, умения найти в них пути для приобретения выгоды.

Реформы клюнийцев, борьба за инвеституру, конфликт папства с Фридрихом Барбароссой, как и многое другое в церковной политике, к началу XIII в. дали результат. Понтификат Иннокентия III (1198-1216) не случайно стал вершиной теократических достижений эпохи (рис. 12.6). Иннокентий сумел превратить в своих вассалов королей Англии, Арагона, Португалии, царя Болгарии, властителя Сербии; налагал интердикты на целые страны - Англию и Францию; смог добиться поражения еретиков-альбигой- цев на юге Франции, организовав для этого специальный крестовый поход.


Рис. 12.6.

Церковь Сакро Спеко в монастыре Субиако. Италия

Папа Иннокентий занимался подготовкой Четвертого крестового похода, который привел к разгрому Византии и созданию Латинской империи; поощрял экспансию немецкого рыцарства в земли прибалтийских племен; основал два новых нищенствующих монашеских ордена - францисканцев и доминиканцев, ставших вскоре одним из главных инструментов церкви и папства в борьбе с еретиками. Понтифик способствовал деятельности университетов в Париже и Оксфорде, видя в них ученую опору теологии и права, особенно церковного; провел крупнейший в Средние века IV Лате- ранский собор 1215 г., обновив церковное законодательство, а с ним и ряд церковных порядков, направленных на борьбу с ересями и инаковерием.

Учение католической церкви стало основой, пусть еще четко не осознаваемой, для образования культурной общности различных этносов и территорий Западной Европы. Несмотря на разницу условий жизни, языков, психологических, эмоциональных, поведенческих и иных особенностей, каждого человека, подлежавшего духовному окормлению во имя заботы о его спасении, ожидал от рождения до могилы одинаковый в разных странах культовый порядок. Всюду церковь опиралась на внушаемое религией чувство вины, восходящей к догматам о первородном грехе и его последствиях, и страх верующего перед всезнающим и всемогущим Богом, перед грядущей ответственностью за каждый свой помысел, желание, слово, поступок. Однако эти основы были неотделимы от другого мощного комплекса представлений, связанных с понятиями смертной жертвы Христа во имя спасения людей, милосердия Божьей матери, любви к ближнему, заботы о бедных, угнетенных и страждущих, о помощи святых. Двойственность проявлялась и в сочетании проповеди равенства всех верующих перед Богом и фактического оправдания социального неравенства как неизбежных явлений земной жизни.

Католическая церковь отличалась категорическим неприятием веротерпимости, считала себя единственной истинной церковью, воспитывала в своих верующих чувство заведомого превосходства над всем, что несло на себе печать язычества и ииоверчества. В ней была исключительно велика ориентация на признаваемые церковные авторитеты, что приводило к бесконечным ссылкам на них, повторам всего канонического, опасениям новизны, что порождало замедленный темп развития культуры. Важную роль играл запрет на самостоятельное чтение и трактовку Библии. Проповедование своего понимания текстов запрещалось всем, кроме духовенства, чему помимо запрета препятствовало и то, что в ходу был лишь канонизированный латинский перевод Священного Писания - Вульгата.

Несмотря на всеобъемлющий контроль церкви над моралью общества и отдельного человека (в последнем случае особенно важным были обязательность и восиитующая роль исповеди и покаяния), повседневная практика постоянно показывала примеры нарушения в среде духовенства и монашества их же собственных правил жизненного поведения. Результатом этого была не только критика со стороны общества, но и внутрицер- ковная самокритика.

  • Какую опасность представляли ереси и еретики для католической церкви?

§ 13.1. Сила и слабость церкви

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало - сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств - особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

    Крещение приобщало новорождённого к христианскому миру, детей постарше укрепляли в вере с помощью конфирмации, таинство брака создавало новую семью, а соборование готовило умирающих к встрече с Богом. Причастие напоминало верующим о жертве, принесённой Христом за людей. Таинство покаяния заключалось в том, что раскаявшийся в грехах верующий, исповедуясь, получал через священника отпущение грехов от Бога. Наконец, священство было таинством посвящения в духовный сан.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот - индульгенций (в переводе с латыни - милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства - около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог - десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

Монахи, рубящие лес. Миниатюра XII в.

    Растущее влияние церкви проявилось и в том, что с конца X века она стремилась ограничить войны и призывала к «Божьему миру». Сражения в церковные праздники, в пост или в воскресенье считались греховными. Теперь нельзя было нападать на безоружных паломников, служителей церкви, крестьян, женщин. Путник мог спастись от нападения и в церкви, и у придорожных каменных крестов. Нарушителям «Божьего мира» грозило строгое наказание.