Структура системы управления финансами предприятия. Структура системы управления финансовыми ресурсами

  • 17. Модель макроэкономического равновесия ad-as (Совокупный спрос и совокупное предложение)
  • 1. Эффектом % ставки:
  • 2. Эффект реального богатства (реальных кассовых остатков):
  • 3. Эффект импортных закупок:
  • II. Форма кривой зависит от того, в каком состоянии находится экономика.
  • 3 Отрезка as дает 3 ситуации для рассмотрения.
  • 1) Пересечение as и ad на восходящем отрезке as.
  • 2) Пересечение ad и as на горизонтальном отрезке as.
  • 3)Пересечение на вертикальном отрезке as
  • 18. Безработица как макроэкономическая проблема
  • 3 Основные причины безработицы:
  • 1. Фрикционная.
  • 2.Структурная.
  • 3. Естественная.
  • 4. Циклическая.
  • 19. Инфляция как макроэкономическая проблема
  • 20. Экономический рост
  • 1. Загрязнение окружающей среды.
  • 2. Неоклассическая модель экономического роста Солоу.
  • 1. Социально-экономическая сущность финансов и их роль в системе экономических отношений рыночного хозяйства.
  • 2. Структура и содержание системы управления финансами.
  • 3. Государственные и муниципальные финансы в финансовой системе страны.
  • 4. Доходы и расходы бюджетной системы страны.
  • 1) Налоговые и неналоговые доходы (кодекс):
  • 2) Безвозмездные поступления:
  • 5. Бюджетный процесс в рф.
  • 6. Сбалансированность бюджетов и способы ее достижения.
  • 7. Государственные внебюджетные и суверенные фонды в бюджетной системе рф.
  • 8. Страхование и его роль в построении финансовых отношений.
  • 9. Особенности финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций
  • 10. Финансы домашних хозяйств: сущность, функции и содержание
  • 11. Денежная система: сущность и эволюция. Денежная система современной России.
  • 12. Сущность, принципы и формы кредита. Роль кредита в рыночной экономике.
  • 15. Центральный банк как мегарегулятор финансового рынка.
  • 16. Организационные основы деятельности коммерческого банка в России.
  • 1 Группа: нормативы капитала банка
  • 2 Группа – нормативы, связанные с ликвидностью ко.
  • 3 Группа – нормативы, характеризующие кредитную деятельность
  • 4 Группа – прочие нормативы
  • 17. Пассивные операции коммерческого банка.
  • 18. Активные операции коммерческого банка.
  • 19. Платежная система и ее роль в современной экономике.
  • 20. Валютная система и ее роль в современной экономике.
  • Бреттон-Вудская валютная система 1944 г.
  • Европейская валютная система 1979г.
  • 1. Финансовый менеджмент в системе управления организациями: содержание и внешняя среда реализации.
  • I.Как управляющей системы:
  • II. Как области управления предприятием:
  • 2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 3. Методологические основы принятия управленческих решений: качественные и количественные подходы. Влияние инфляции на финансово-хозяйственную деятельность.
  • 4. Информационное обеспечение финансового менеджмента.
  • 5. Денежные потоки и методы их оценки.
  • Сравнение методов анализа движения денежных средств.
  • 6. Финансовые активы. Риск и доходность финансовых активов.
  • 7. Управление инвестициями. Инвестиционная политика предприятия
  • 8. Инвестиционные проекты и формирование бюджета капиталовложений.
  • II группа – критерии основанные на учетных оценках, т.Е. Не учитывают фактор времени:pp,arr.
  • 9. Управление капиталом: цена, структура, леверидж.
  • 3 Основные подхода к сущности понятия «капитал»
  • 1) Экономический
  • 2) Бухгалтерский
  • 3) Учетно-аналитический
  • 1)Традиционный подход. – минимум wacc
  • 2)Модильяни-Миллер
  • 3)Концепция иерархии.
  • 1. Анализ капитала предприятия.
  • 10. Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом.
  • I. Внутренние:
  • II. Внешние:
  • 11. Долгосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 1. Внутренние инструменты
  • 1. Лизинг
  • 2.Венчурное финансирование
  • 5. Франчайзинг
  • 12. Стоимость бизнеса и методы его оценки. Управленческие решения, принимаемые на основе оценки стоимости бизнеса.
  • 4 Модели финансирования оборотного капитала.
  • 14. Управление запасами.
  • 2.1 Виды запасов по отношению к логистическим функциям
  • 2.2 Виды запасов по функциональному назначению
  • 2.3 Виды запасов по структурной роли в системе управления запасами
  • II. Модель экономичного размера партии
  • 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика предприятия).
  • 1. Консервативный
  • 2. Агрессивный
  • 3. Умеренный
  • 16. Управление денежными средствами на предпритии.
  • I. Модель Баумоля (1952)
  • II. Модель Миллера-Ора (1962)
  • 17. Краткосрочные инструменты финансирования бизнеса.
  • 18. Виды и методы финансового планирования и прогнозирования. Особенности бюджетирования как управленческой технологии планирования на предприятии.
  • 19. Инвестиционный портфель. Риск и доходность портфельных инвестиций.
  • 20. Финансовая несостоятельность и банкротство предприятия. Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.
  • Модели прогнозирования
  • 2. Структура и содержание системы управления финансами.

    Понятие системы управления финансами и ее элементы. Субъекты и объекты управления финансами. Методы управления. Особенности управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях. Органы управления финансами.

    Сущность и виды финансовой политики. Особенности финансовой политики России на современном этапе. Финансовый механизм и его структура.

    Система управления финансами - это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

    Элементы системы управления финансами:

    1) финансовое планирование;

    2) стратегическое и оперативное управление;

    3) финансовым контроль

    Субъектами централизованных и децентрализованных финансов выступают специальные службы, объединение которых получило название финансовый аппарат, а для сферы личных финансов – само домохозяйство, либо сам индивид

    Объект управления финансами – различные виды финансовых отношений. Специфика финансовых отношений определяется особенностями построения финансовой системы (соотношения между её различными элементами).

    Методы управления финансами:

    1) прямые методы. Реализуются с помощью административного регулирования

    2) косвенные методы – предполагают опосредованное воздействие (налоговые ставки, ставки денежного рынка, ставка рефинансирования, поддержка свободной конкуренции, её развитие, величина специальных выплат)

    Какой метод применять зависит от этапа жизненного цикла, наличия кризиса, от типа экономики, сферы финансов (централиз или децентрализ)

    Особенности управления финансами на централизованном и децентрализованном уровне:

    Критерий

    Финансы предприятий

    Финансы домохозяйств

    Финансовое планирование

    Обязательно

    Может быть желательно, может обязательно

    Желательно, но не обязательно

    Характер регулирования

    Императивный

    Диспозитивный и императивный

    Диспозитивный

    Иерархичность

    Иерархичность построения (строго по уровням: фед, рег и местный)

    Иерархичность существует не всегда

    Не имеет иерархичный характер

    Характер решения

    Коллегиальный

    Как коллегиальный, так и единоличный

    Характер распределения решений

    Всеобщий (необходимо для исполнения на территории всей страны)

    Индивидуальный характер распространения

    Органы управления.

    Финансовый аппарат управления ГМФ представлен органами представительной и законодательной власти

    Федеральное Собрание и его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации;

    Президент РФ;

    Правительство РФ;

    Министерство финансов;

    Федеральное казначейство;

    Федеральная налоговая служба

    Государственный таможенный комитет;

    Центральный банк.

    На законодательном уровне органом управления финансами является Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации.

    Финансовое управления в организации осуществляет финансовая служба, представленная совокупностью отделов, функционирование которых направлено на достижение основных задач организации.

    Структура финансовой службы предприятия зависит от специфики деятельности предприятия и его организационно-правовой формы.

    Типовая служба – бухгалтерия, налоговый отдел, инвестиционный, по работе с акционерами, по работе с поставщиками и др.

    Финансовый контроль - особая сфера деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финансовых работников и руководителей организаций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.

    Финансовый контроль – это форма реализации на практике контрольной функции финансов . При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля - это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия.

    Основными принципами финансового контроля являются следующие:

    Законность - наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля;

    Независимость - Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством

    Объективность - отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля)

    Гласность - общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и

    правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.

    Ответственность - добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим

    должностным обязанностям

    Разграничение функций и полномочий - в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля

    Системность - единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

    В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

    Наиболее важным элементом в системе финансового контроля является субъект контроля.

    В качестве субъекта финансового контроля выступают специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с законодательством.

    Функции, полномочия

    Счётная палата

    ­­­– осуществление внешнего контроля за исполнением федерального бюджета; контроль целевого использования средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    – определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств;

    – регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

    ФЗ о счётной палате Гл.3 , ст.13,14

    Министерство финансов Российской Федерации

    – непосредстенно не является органом, осуществляющим государственный финансовый контроль. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой "службы", Федеральной "службы" финансово-бюджетного надзора и Федерального "казначейства"

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

    Федеральное казначейство

    осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств; находится в ведении Минфина

    Положение о федеральном казначействе

    Федеральная налоговая служба

    Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением "законодательства" о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции "агента" валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ

    Центральный банк

    – Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а также осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций;

    – Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

    – Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах

    – Осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

    Осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

    – Осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах

    ФЗ о ЦБ Глава X.1., Глава 1

    – совокупность мероприятий по управлению финансами различных сфер экономики.

    Цель финансовой политики заключается в наиболее эффективном удовлетворении экономических потребностей субъектов экономики за счёт имеющихся ограниченных ресурсов.

    Задачи финансовой политики:

    1. оптимизация структуры доходов и расходов гос бюджета

    2. повышение объема финансовых ресурсов

    3. сокращение темпа инфляции

    4. снижение систематического риска

    5. финансовое оздоровление экономики

    6. сглаживание экономических циклов

    Виды финансовой политики:

    1) в зависимости от научной концепции

    Классическая финансовая политика (Смит) – расходы бюджета минимальны; гос доходы образуются для поддержки национального правопорядка и рынка конкуренции. Финансовая политика государства является дестабилизирующим фактором

    Регулирующая (Кейнс) – активная роль государства в экономике, необходимость финансирования гос предприятий. Гос расходы должна повышать совокупный спрос. Предусматриваются мероприятия по оживлению предпринимательской активности

    Концепция стабилизационной финансовой политики – достижение максимально возможного уровня ВВП при максимальной загрузке имеющихся ресурсов

    Плановая финансовая политики (Ленин)

    2) в зависимости от круга решаемых задач

    Финансовая стратегия (долг. характер)

    Финансовая тактика (кратк. характер)

    Отличие стратегии от долгосрочной политики:

    * чёткая количественная формулировка цели

    * точное деление мероприятия на этапы и подэтапы

    * все мероприятия количественно обоснованы и определены

    * объектом стратегии выступают глобальные кропномасштабные проекты.

    3) по объектам функционирования:

    Бюджетная

    Налоговая

    Денежно-кредитная

    Социальна

    Инвестиционно-инновационная

    Финансовая политика предприятия

    Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

    Структура финансового механизма:

    – финансовое планирование и прогнозирование;

    – финансовые показатели, нормативы и лимиты;

    – управление финансами;

    – финансовые рычаги и стимулы (цена, процент, прибыль, амортизационные отчисления, дивиденды, пени и др.);

    – финансовый контроль.

    Особенности финансовой политики России на современном этапе:

    1. Бюджетная политика

    Цель – повышение устойчивости бюджетной системы

    1) совершенствование нормативно-правовой базы в области бюджетной системы (привести к единому алгоритму, убрать дублирование полномочий)

    2) развитие гос программ (программно-целевой метод – под расходные обязательства создаем гос программы)

    3) повышение финансовой автономии в небюджетных фондах

    4) повышение эффективности межбюджетных отношений (сейчас меняется методика исчисления межбюджетных трансфертов)

    5) повышение эффективности предоставления гос услуг

    6) оптимизация расходов на оплату труда (связано с механизмом эффективного контракта; сокращение гос аппарата; отстутствие индексации зарплаты высших гос чиновников)

    7) повышение эффективности гос капитальных расходов

    8) повышение эффективности управления гос долгом (15-20% от ВВП)

    2. Налоговая политика

    Поддержка инвестиций

    Развитие человеческого капитала

    Поддержка предпринимательской активности

    1) налоговое стимулирование развития отдельных территорий (дальний восток, сибирь)

    2) совершенствование системы акцизов (следует повышать. Должен стать одним из основных)

    3) развитие спец режимов н/о (патентная система должна заменить ЕНВД; в рамках патентной системы и УСН для новых предприятий освобождать их от уплаты налогов в течении 3 лет)

    4) борьба с уклонением от уплаты налогов

    5)пересмотр существующих налоговых льгот (некоторые льготы считаются устаревшими, негибкими)

    3. Денежно-кредитная политика 15 вопрос подробнее

    Цель – обеспечение ценовой стабильности и, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции.

    ДКП проводится в рамках таргетирования инфляции, переход к режиму плавающего валютного курса

    Операционная задача ДКП – сближение ставок сегмента овернайт денежного рынка в ключевой ставкой

    Бивалютная корзина - Выраженный в национальной валюте операционный ориентир курсовой политики Банка

    России, состоящий из доллара США и евро (действует с февраля 2005 года). Рублевая стоимость бивалютной корзины рассчитывается как сумма 55 центов доллара США и 45 евро центов в рублях (действует с 8 февраля 2007 года).

    Ключевая ставка – появилась 1 сентября 2013 года, введена в рамках перехода к таргетированию инфляции, встраевамая во все остальные ставки, краткосрочная

    Операция РЕПО - сделка, состоящая из двух частей: изначально одна сторона сделки продает ценные бумаги другой стороне, получая за них денежные средства, а затем, по истечении определенного срока, выкупает их обратно по заранее установленной цене. Операции РЕПО Банка России используются для предоставления кредитным организациям ликвидности в рублях в обмен на обеспечение в виде ценных бумаг

    В условиях рыночной экономики эти ограничения в значитель­ной степени снимаются (отменяются лимиты, снижается роль централизованного снабжения и др.), а эффективное управление предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управ­ления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресур­сов предприятия, трансформируемый непосредственно и с мини­мальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

    Финансы субъекта хозяйствования выполняют три основные функции:

    формирование, поддержание оптимальной структуры и нара­щивание производственного потенциала предприятия;

    обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

    обеспечение участия хозяйствующего субъекта в осуществлении социальной политики.

    1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1.2.1. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

    каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед пред­приятием цели и задачи?

    где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

    как организовать текущее и перспективное управление финан­совой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и фи­нансовую устойчивость предприятия?

    Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы упра­вления предприятием. Логика ее функционирования представ­лена на рис. 1.2.

    Рис. 1.2. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии

    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от раз­меров предприятия и вида его деятельности Для крупной компа­нии наиболее характерно обособление специальной службы, ру­ководимой вице-президентом по финансам (финансовым дирек­тором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел (рис. 1.3).

    Рис.1.3. Организационная структура управления предприятием

    На небольших предприятиях роль финансового директора обы­чно выполняет главный бухгалтер. Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового ха­рактера. Вне зависимости организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвеча­ет за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых случаях решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

    Приведенная на рис. 1.3 схема нетиповая, а состав ее элемен­тов может варьировать в зависимости от национальных особен­ностей организации бизнеса в той или иной стране, вида компа­нии, ее размера и прочих факторов. Так, в ФРГ высшим органом управления крупной компанией является наблюдательный совет, включающий владельцев компании, а также представителей ее работников и независимых экспертов. Наблюдательный совет назначает совет директоров, осуществляющих коллективное ру­ководство оперативной деятельностью компании; один из дирек­торов при этом выполняет функции спикера.

    Существуют различные подходы к трактовке понятия «финан­совый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому проис­ходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

    Финансовые активы включают:

    денежные средства;

    контрактное право получить от другого предприятия денеж­ные средства или любой другой вид финансовых активов;

    контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

    акции другого предприятия.

    К финансовым обязательствам относятся контрактные обяза­тельства:

    выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

    обменяться финансовыми инструментами с другим предпри­ятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторс­кой задолженности).

    Финансовые инструменты подразделяются на первичные (де­нежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или произ--водные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контрак­ты, процентные свопы, валютные свопы).

    Существует и более упрощенное понимание сущности понятия «финансовый инструмент». В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инст­рументы (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

    Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложе­ние, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых сан­кций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залого­вые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, ли­зинг. Составным элементом приведенных методов являются спе­циальные приемы финансового управления: кредиты, займы, про­центные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финан­сового характера:

    бухгалтерская отчетность;

    сообщения финансовых органов;

    информация учреждений банковской системы;

    информация товарных, фондовых и валютных бирж;

    прочая информация.

    Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Мно­гие современные системы, основанные на безбумажной техноло­гии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

    С позиции практического управления финансами субъекта хозяйствования ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:
    удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью предприятия, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?
    каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
    где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
    как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее (а) платежеспособность, (б) финансовую устойчивость предприятия, (в) экономически эффективную, рентабельную работу и (г) ритмичность платежно-расчетных операций?

    Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовой деятельностью предприятия. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов, Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений, в частности, в приложении к коммерческой организации, немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, финансовый менеджмент можно также трактовать как систему действий по оптимизации ее баланса.

    Логика функционирования системы управления финансами предприятия представлена на рис. 12.3. Приведем краткую характеристику основных элементов данной системы (некоторые из них в последующих разделах книги будут описаны более подробно).

    Как известно из теории систем, любая система управления состоит из двух ключевых элементов - субъекта управления и объекта управления; субъект воздействует на объект с помощью так называемых общих функций управления (анализ, планирование, организация, учет, контроль, регулирование), руководствуясь при этом системой целей, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

    В приложении к управлению финансами предприятия субъект управления, или управляющая подсистема, может быть представлена как совокупность шести базовых элементов: оргструктуры управления финансами, кадров финансовой службы, финансовых методов, финансовых инструментов, информации финансового характера и технических средств управления финансами.

    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также се кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Как отмечалось выше, для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.

    Финансовые методы, приемы, модели представляют собой основу инструментария, практически используемого в управлении финансами. Все приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные.

    К первой группе относятся кредитование, ссудозаемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна.

    Во вторую группу входят финансовое и налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов уже импровизационны по своей природе.

    Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в Рос.сии; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

    В финансовом менеджменте широко используются различные виды моделей. В широком смысле модель представляет собой любой образ, мысленный или условный аналог какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя» или «представителя». Известны различные классификации моделей в экономике; в частности, весьма распространены дескриптивные, нормативные и предикативные модели, жестко детерминированные и стохастические модели, балансовые модели и др. Модели применяются для описания имущественного и финансового положения предприятия, характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия в целом или отдельных ее видов, управления конкретными видами активов и обязательств, прогнозирования основных финансовых показателей, факторного анализа и др. Достаточно подробную характеристику аналитических методов и моделей можно найти в специальной литературе.

    Финансовые инструменты - относительно новое понятие в теории финансов, однако значимость его стремительно возрастает. Финансовый инструмент есть любой договор между двумя контрагентами, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одного контрагента и финансовое обязательствово долгового или долевого характера -у другого. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся кредиты, займы, облигации, другие долговые ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, долевые ценные бумаги. Вторичные финансовые инструменты (синоним: производные инструменты, деривативы) - это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. Финансовые инструменты являются основой любых операций компании на финансовых рынках, идет ли речь о привлечении капитала (в этом случае осуществляется эмиссия акций или облигаций), операциях спекулятивного характера (приобретение ценных бумаг с целью получения текущего дохода, операции с опционами), финансовых инвестициях (вложения я акции), операциях хеджирования (эмиссия или приобретение фьючерсов или форвардов), формировании страхового запаса эквивалентов денежных средств (приобретение высоколиквидных ценных бумаг) и др.

    Информация финансового характера, или информационная база, является основой информационного обеспечения системы управления финансами на любом уровне, поскольку всякое обоснованное, неспонтанное решение базируется на некоторых данных. Информационная база весьма обширна и включает обычно любые сведения финансового характера; в частности, сюда относятся бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, данные товарных, фондовых и валютных бирж, несистемные сведения.

    Техническое средства управления финансами являются самостоятельным и весьма важным элементом финансового менеджмента. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек, клиринговые расчеты и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Все крупные предприятия ведут свою бухгалтерию с использованием специализированных пакетов (например, 1С-бухгалтерия). Для выполнения текущих аналитических расчетов финансовый менеджер может воспользоваться также и стандартным программным обеспечением, в частности пакетами типа Excel, Lotus и др.

    Как показано на рис. 12.3, объект системы управления финансами предприятия представляет собой совокупность трех взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансовые ресурсы, обязательства - именно этими элементами и пытаются управлять менеджеры.

    Под финансовыми отношениями мы будем понимать отношения между различными субъектами (физическими и юридическими лицами), которые влекут за собой изменение в составе активов и (или) обязательств этих субъектов. Эти отношения должны иметь документальное подтверждение (договор, накладная, акт, ведомость и др.) и, как правило, сопровождаться изменением имущественного и (или) финансового положения контрагентов. Слова «как правило» означают, что в принципе возможны финансовые отношения, которые при их возникновении не отражаются немедленно на финансовом положении в силу принятой системы их реализации (например, заключение договора купли-продажи). Финансовые отношения многообразны; к ним относятся отношения с бюджетом, контрагентами, поставщиками, покупателями, финансовыми рынками и институтами, собственниками, работниками и др. Управление финансовыми отношениями основывается, как правило, на принципе экономической эффективности.

    Вторым элементом объекта финансового менеджмента являются финансовые ресурсы, точнее, ресурсы, выражаемые в терминах финансов. По сути, эти ресурсы представлены в активе баланса; иными словами, они весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным признакам. В частности, это долгосрочные материальные, нематериальные и финансовые активы, производственные запасы, дебиторская задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Естественно, речь идет не о материально-вещественном их представлении, а о целесообразности вложения денежных средств в те или иные активы и их соотношении. Задача финансового менеджмента - обосновать и поддерживать оптимальный состав активов, т. е. ресурсного потенциала предприятия, и по возможности не допускать неоправданного омертвления денежных средств в тех или иных активах.

    Управление источниками финансовых ресурсов - одна из важнейших задач финансового менеджера. Источники представлены в балансе предприятия. Проблема заключается в том, что, как правило, не бывает бесплатных источников - поставщику финансовых ресурсов нужно платить. Поскольку каждый источник имеет свою стоимость, возникает задача оптимизации структуры источников финансирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.

    Функционирование любой системы управления финансами осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    Организационная структура финансовой системы - это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВВП является объективным явлением, а формы и методы финансовых отношений, отражают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не сам по себе, а руководствуется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая, имея определенные закономерности, отражает условия конкретной страны.

    В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

    До организационного состав финансовой системы входят:

    а) органы управления:

    o Министерство финансов;

    o Государственная налоговая администрация;

    o Контрольно-ревизионная служба;

    o Казначейство;

    o Счетная палата;

    o Аудиторская палата;

    o Комитет по надзору за страховой деятельностью;

    o Государственная комиссия из ценных бумаг и фондового рынка;

    o Пенсионный фонд;

    o Фонд социального страхования;

    o Государственный инновационный фонд;

    б) финансовые институты:

    o Национальный банк;

    o Коммерческие банки;

    o Страховые компании;

    o Небанковские кредитные учреждения (ломбард и т.д.);

    o Межбанковская валютная биржа;

    o Фондовые биржи;

    o Финансовые посредники на рынке ценных бумаг.

    Финансовые органы и институты могут быть сгруппированы в четыре блока.

    Первый блок составляют органы, которые функционируют в сфере бюджета государства. Это прежде всего Министерство финансов Украины и его обособлені подразделения - государственное казначейство и контрольно-ревизионная служба. К этой же группе относится государственная налоговая администрация, которая в 1996 г. выделилась из состава Министерства финансов.

    Второй блок составляют контрольно-регулирующие органы - Счетная палата Верховной Рады Украины, Государственная комиссия по ценных бумаг и фондовому рынку, Комитет по надзору за страховой деятельностью, Аудиторская палата и аудиторские фирмы.

    Третий блок составляют финансовые институты, которые работают на финансовом рынке: Национальный банк Украины и коммерческие банки, межбанковская валютная биржа, фондовые биржи и финансовые посредники, страховые компании.

    До четвертого блока входят органы управления целевыми фондами: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд.

    Существует довольно сложная схема взаимосвязи органов управления финансовой системой с ее отдельными сферами и звеньями (табл. 10.1).

    Как видно из приведенного распределения полномочий финансовых органов и институтов, основное внимание в системе управления сосредоточена на бюджете государства. Это вполне естественно, поскольку именно в нем концентрируются финансовые потоки и связи.

    Отдельные сферы и звенья не имеют соответствующих финансовых органов или институтов управления. Финансы субъектов хозяйствования руководствуются финансовыми службами в составе структур управления предприятий и организаций, хозяйственных обществ и холдинговых компаний, министерств и ведомств.

    Основной задачей органов управления финансовой системой является обеспечение слаженности в функционировании отдельных сфер и звеньев финансовых отношений. Это достигается четким разграничением функций и полномочий между финансовыми органами и институтами.

    Центральное место в управлении финансами занимает Министерство финансов. Именно на него возложены задачи общего руководства всей финансовой системой страны. Основными его функциями являются:

    Таблица 10.1. в

    o проработки основ и направлений финансовой политики государства и разработка мероприятий по их реализации;

    o организация бюджетного процесса, составление проекта Государственного бюджета и его исполнение после утверждения Верховной Радой Украины;

    o осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

    o организационное регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования через установление правил осуществления финансовых операций, форм финансовых документов, порядка и стандартов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

    o организация функционирования рынка ценных бумаг;

    o обеспечение финансовых отношений государства с другими странами, международными организациями и финансовыми институтами;

    o организация и осуществление финансового контроля в стране. Министерство финансов имеет разветвленную региональную структуру:

    министерство финансов Республики Крым; областные и городские (Киева и Севастополя) финансовые управления; районные и городские (городов республиканского и областного подчинения) финансовые отделы.

    В состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения: контрольно-ревизионная служба и государственное казначейство.

    Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового контроля.

    Во-первых, она является органом ведомственного контроля в системе Министерства финансов, осуществляя ревизии финансовых органов по вопросам составления и исполнения бюджета.

    Во-вторых, она является органом государственного контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных ассигнований непосредственно у распорядителей бюджетных средств.

    в-третьих, контрольно-ревизионная служба проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций государственного сектора. Контрольно-ревизионная служба имеет региональную структуру, идентичную системе Министерства финансов. Однако ее региональные органы не должны системы двойного подчинения, поскольку, осуществляя финансовый контроль в регионе, они не могут быть зависимыми от местных органов власти и управления, деятельность которых контролируют.

    Государственное казначейство создано с целью обеспечения полного и своевременного выполнения Государственного бюджета. Поскольку объекты финансирования из централизованного бюджета государства расположены на всей территории страны, то осуществлять их обслуживание из единого центра - Министерства финансов, крайне сложно. Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство финансов. Разграничение полномочий между региональными органами в части финансирования расходов осуществляется по признакам значения того или иного объекта финансирования и места его расположения.

    Государственная налоговая администрация была создана в составе Министерства финансов, однако, с конца 1996 г. она была преобразована в самостоятельный финансовый орган. Основная ее задача заключается в реализации налоговой политики государства. На налоговую администрацию возложены следующие основные функции:

    o разработка проектов налогового законодательства;

    o проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;

    o учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;

    o контроль за правильностью исчисления налогов и других обязательных платежей и своевременностью их уплаты;

    o наложения штрафных санкций и административных взысканий на нарушителей налогового законодательства;

    o международное сотрудничество в сфере налогообложения.

    Счетная палата Верховной Рады Украины создана с целью осуществления вневедомственного контроля за составлением и исполнением Государственного бюджета, выработки и анализа бюджетной политики государства, контроля в сфере государственного кредита и денежно-кредитной политики. Она выступает в роли экспертного органа Верховной Рады, давая соответствующие заключения и рекомендации по вопросам финансовой деятельности органов управления, показателей ликвидности и платежеспособности и др.) и размеров обязательных резервов. Важной его функцией в банковской системе является обеспечение проведения межбанковских расчетов и кредитования коммерческих банков, то есть он выступает банком банков. НБУ проводит значительные работы по обслуживанию правительства. Он выполняет агентские услуги по размещению государственных ценных бумаг и обслуживание государственного долга, организовывает кассовое выполнение бюджета, проводит международные расчеты государства. НБУ осуществляет валютное регулирование и устанавливает официальные курсы валют или валютные коридоры.

    Коммерческие банки формируют банковскую систему и выполняют следующие основные функции:

    o аккумуляция временных свободных средств юридических и физических лиц;

    o проведение безналичных расчетов;

    o кассовое обслуживание наличного обращения;

    o кредитования;

    o агентские и иные услуги клиентам банка

    В условиях рыночной экономики коммерческие банки выступают сердцевиной финансовой системы, выполняя роль кровеносной сети в экономике. Концентрируя значительную массу финансовых ресурсов и направляя кредитные потоки, они играют управляющую роль в развитии каждой страны. Поэтому экономическая и финансовая мощь страны определяется, прежде всего, потенциалом ее банковской системы.

    Межбанковская валютная биржа проводит торги по покупке-продаже иностранных валют. Цены, которые формируются на этой бирже, характеризующих рыночный курс валют, то есть тот, который складывается под влиянием спроса и предложения, как на национальную, так и на иностранные валюты. Влияние НБУ на рыночный курс национальной валюты осуществляется через участие в торгах путем скупки той или иной валюты или валютных интервенций.

    Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку организует функционирование рынка ценных бумаг. Она проводит регистрацию выпуска ценных бумаг и регулирует их круговорот. Обеспечивает формирование инфраструктуры рынка, выдает лицензии финансовым посредникам, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Комиссия осуществляет контроль за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг - эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, фондовых бирж - согласно действующего в этой сфере законодательства.

    Фондовая биржа проводит операции с ценными бумагами. Основное ее назначение - организация функционирования вторичного рынка. Однако, с одной стороны, через нее может осуществляться и первичное размещение ценных бумаг, а с другой стороны, и вторичный рынок может функционировать вне

    Счетная палата может проводить также ревизионную работу в различных звеньях финансовой системы. Однако, в отличие от контрольно-ревизионной службы, которая осуществляет детальный контроль за соблюдением финансового законодательства, Счетная палата осуществляет контроль с позиций макроэкономического финансового регулирования и действенности финансовой политики.

    Комитет по надзору за страховой деятельностью организует функционирование страхового рынка. Он проводит лицензирование страховых компаний и выдает им лицензии на осуществление отдельных видов страхования. Комитет осуществляет контроль за деятельностью страховых компаний согласно страхового законодательства, а также разрабатывает методические рекомендации по страхованию.

    Страховые компании заключают договора на страхование, принимают страховые платежи и выплачивают страховые возмещения, инвестируют временно свободные средства. Они разрабатывают формы, виды и условия страхования, устанавливают размеры страховых тарифов, начисляют положенные выплаты клиентам.

    Аудиторская палата организует независимый финансовый контроль. Она выдает лицензии юридическим и физическим лицам на право осуществления аудиторской деятельности и контролирует соблюдение требований законодательства по аудиторского контроля.

    Аудиторские фирмы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и дают свои заключения относительно законности и правильности осуществления финансовых операций, соответствия ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности. Аудиторский контроль имеет целью оказание консультативной помощи, по его результатам принимаются решения о наложении штрафных санкций и административных взысканий. Вместе с тем аудиторские фирмы несут ответственность за правильность аудиторского заключения, поскольку после их проверок налоговая, бухгалтерская и финансовая отчетность проверяется соответствующими органами финансового контроля.

    Национальный банк Украины (НБУ) является основным финансовым институтом в сфере денежного рынка. Именно он осуществляет эмиссию денег, которые выступают инструментом финансовых отношений, и регулирует денежное обращения в стране. Важная задача НБУ - организация эффективного функционирования кредитной системы. Он проводит регистрацию коммерческих банков и выдает лицензии на отдельные виды банковских операций (например, валютные операции). НБУ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков установлением экономических нормативов (минимального размера уставного фон-биржей. В связи с этим различают биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг.

    Финансовые посредники на рынке ценных бумаг выполняют роль связующего звена между эмитентами ценных бумаг и инвесторами.

    С одной стороны, по поручению эмитентов они проводят выпуск и размещение ценных бумаг на финансовом рынке.

    С другой стороны, они проводят операции по покупке ценных бумаг на основании соглашений с инвесторами. Деятельность финансовых посредников основывается на их информированности и глубоких знаниях рынка ценных бумаг.

    Пенсионный фонд создан с целью аккумуляции и рационального размещения средств, предназначенных для пенсионного обеспечения. Он выполняет начисления пенсий и проведения выплат. Пенсионный фонд, как орган управления, имеет соответствующие полномочия по контролю за полнотой и своевременностью уплаты взносов предприятий в фонд.

    Фонд социального страхования и Государственный инновационный фонд выполняют аналогичные функции в отношении соответствующих целевых фондов.

    Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами. Нетрудно сформулировать цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовыми ресурсами: выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; максимизация рыночной стоимости фирмы; приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; - обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

    Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.

    Главное в работе бухгалтера - способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах.

    Совсем другое требуется от финансового менеджера. Работа этой профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой транзакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде.

    Рис. 2

    В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий.

    Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

    1. Общий финансовый анализ и планирование.

    2. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств).

    3. Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

    Управление финансовыми ресурсами является одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием. В ее рамках решаются следующие вопросы:

    Каковы должны быль величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

    Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

    Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

    Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

    Можно выделить группу ключевых проблем в области управления финансами. Большинство из этих проблем являются типовыми для российских предприятий. В первую очередь к этим проблемам относятся:

    Дефицит денежных средств, планирование и управление финансовыми потоками;

    Разработка финансово-экономической стратегии предприятия;

    Формирование комплексного бизнес-плана развития;

    Составление комплексного финансового плана, контроль его выполнения;

    Эффективное управление оборотным капиталом предприятия;

    Решение задач управления финансами в комплексе, т.е. формирование системы управления финансами, в рамках которой решаются задачи анализа и управления ассортиментом, разработки ценовой политики, анализа и планирования эффективных бартерных цепочек и т.д.

    Наиболее крупные потери в долгосрочной перспективе предприятия несут из-за отсутствия четкой финансово-экономической стратегии (целей, критериев и путей достижения поставленных целей) и механизма ее реализации, осуществляемую с участием систем бизнес-планирования, финансового планирования и контроля, управленческого учета.

    Чтобы избежать этих финансовых потерь и стратегических просчетов предприятию необходима хорошо проработанная стратегия реорганизации и развития, необходимо научиться вырабатывать и принимать стратегические решения, используя при этом проверенные технологии (методики) их подготовки. Для реализации стратегии необходим тщательно проработанный бизнес-план.

    Функции управления деятельностью предпряитяи реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

    обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности организации и эффективном использовании их для реализации поставленных целей;

    организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;

    сохранение и рациональном использование основного и оборотного

    капитала;

    Обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации в бюджет, банки, поставщикам и работникам.

    Финансовое планирование на предприятии осуществляется генеральным директором и бухгалтерией. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана следует решить такие главные задачи, как:

    выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

    эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

    увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

    обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.