Нарушение эмоционально волевой сферы определение. Волевые расстройства. Определение эмоционально-волевой сферы

Прежде всего, присмотритесь к своему ребенку: как он спит, как ведет себя со сверстниками, взрослыми и животными, какие игры любит, есть ли у него страхи. Существуют отклонения в поведения ребенка, склонности и симптомы, которые, по мнению психолога Е. Мурашовой, должны насторожить родителей и послужить поводом для посещения психолога.

Вот на какие тревожные сигналы она советует обратить внимание:

  • имеется родовая травма или какой-либо неврологический диагноз;
  • у малыша постоянно нарушен режим дня, сон и аппетит;
  • ребенок до года больше чем на два месяца отстает от своих сверстников по любому из психомоторных показателей;
  • низкая речевая активность - к двум годам ребенок произносит всего несколько слов; в три года не говорит предложениями;
  • ребенок чрезмерно агрессивен, часто бьет детей, животных, родителей; на уговоры не реагирует;
  • ребенок с трудом приспосабливается к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения;
  • у малыша много страхов, плохо спит по ночам, просыпается с громким плачем, боится оставаться один даже в светлой комнате;
  • ребенок часто болеет простудными заболеваниями, имеет ряд функциональных расстройств;
  • вам кажется, что ребенок невнимателен, расторможен, чрезмерно отвлекается, ничего не доводит до конца;
  • у младшего школьника наблюдаются проблемы с обучением даже после дополнительных занятий;
  • у ребенка нет друзей или постоянных приятелей;
  • в школе предъявляют несправедливые, как вам кажется, претензии к ребенку;
  • частые семейные конфликты;
  • полное отсутствие инициативы, неприязнь всего нового.

Ни один из выше перечисленных признаков сам по себе не может служить достоверным критерием наличия у ребенка поведенческих отклонений, но служит основанием для посещения специалиста - невролога, психотерапевта или психолога. Беседа с врачом данного профиля имеет ряд особенностей.

Подробно расспрашивайте специалистов обо всех диагнозах, которые они ставят! Не ждите, что они сами что-то расскажут: в лучшем случае, назовут диагноз вслух и дадут небольшую характеристику. И расспрашивать надо до тех пор, пока вам все не станет ясно (даже очень сложные вещи можно объяснить доступно и, поверьте, врачи умеют это делать).

Итак, что нужно выяснить:

  • Что именно означает данный диагноз?
  • Какая система (орган, системы органов) им затронута?
  • Как проявляется данное заболевание? Есть ли симптомы, которые могут проявиться через некоторое время?
  • Что можно сделать, чтобы они не проявились или были неярко выраженными?
  • Какие современные методы лечения существуют? Чем они похожи и в чем их отличие?
  • Как действуют назначенные лекарства? В чем их особенность и каковы побочные эффекты?
  • Возможна ли немедикаментозная терапия?
  • Каков прогноз данного заболевания?
  • Какую литературу можно почитать на эту тему?

И если у ребенка наблюдаются речевые отклонения, синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержка психического развития, не отчаивайтесь - коррекционная работа с вашей стороны, занятия с психологом (логопедом) и грамотное медикаментозное лечение дадут хорошие результаты.

  1. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания.-СПб.: ИГ «Весь», 2006.-272с.-(Семейная библиотека: здоровье и психология).
  2. Конева Е.А., Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. - Новосибирск, 2008.-116с.
  3. Мурашова Е.В. Дети - «тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром/ Е.В.Мурашова.-2-е изд., доп. - Екатеринбург, 2007 .- 256с.(Серия «Психология детства»).

Эмоции у человека выступают как особый класс психический состояний, которые отражаются в виде позитивного или негативного отношения к окружающему миру, другим людям и прежде всего самому себе. Эмоциональные переживания определяются соответствующими свойствами и качествами, сформированные у объектов и явлений реальности, а также определенным потребностям и нуждам человека.

Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.

На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.

Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.

Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.

Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.

На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:

  1. Аффект, характеризующийся острым переживанием определенного события, эмоциональным напряжением и возбуждением;
  2. Когниция (осознанность своего состояния, его словесное обозначение и оценка дальнейших перспектив для удовлетворения потребностей);
  3. Экспрессия, которая характеризуется внешней телесной моторикой или поведением.

Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.

Выделяют 2 эмоциональные группы:

  1. Первичные (гнев, печаль, тревога, стыд, удивление);
  2. Вторичные, которые включают в себя переработанные первичные эмоции. Например, гордость – это радость.

Клиническая картина эмоционально-волевых расстройств

К основным внешним проявлениям нарушения эмоционально волевой сферы относятся:

  • Эмоциональное напряжение. При повышенной эмоциональной напряженности возникает дезорганизация умственной деятельности и снижении активности.
  • Стремительная психическая утомляемость (у ребенка). Выражается тем, что ребенок не способен сосредотачиваться, также характеризуется резкой негативной реакцией на определенные ситуации, где необходима демонстрация своих умственных качеств.
  • Состояние тревоги, которое выражает тем, что человек всячески избегает каких-либо контактов с другими людьми и не стремиться к общению с ними.
  • Повышенная агрессивность. Чаще всего возникает в детском возрасте, когда ребенок демонстративно неповинуется взрослым, испытывает постоянную физическую и вербальную агрессию. Такая агрессия может выражаться не только по отношению к окружающим, но и самому себе, причиняя тем самым вред собственному здоровью.
  • Отсутствие способности чувствовать и осмысливать эмоции других людей, сопереживать. Данный признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью и является причиной психического расстройства и задержки умственного развития.
  • Отсутствие желания преодолевать жизненные трудности. В этом случае ребенок находится в постоянно вялом состоянии, у него отсутствует желание общения с взрослыми. Крайние проявления при данном расстройстве выражаются в полном игнорировании родителей и других взрослых.
  • Отсутствие мотивации к успеху. Главным фактором низкой мотивации является стремление избегать возможных неудач, вследствие чего человек отказывается браться за выполнение новых задач и старается избегать ситуаций, где возникают даже малейшие сомнения в окончательном успехе.
  • Выраженное недоверие к другим людям. Зачастую сопровождается таким признаком как враждебность по отношению к другим.
  • Повышенная импульсивность в детском возрасте. Выражается такими признаками как отсутствие самоконтроля и осознания своих действий.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Нарушение эмоциональной сферы у взрослых пациентов выделяется такими особенностями как:

  • Гипобулия или понижение волевых качеств. У пациентов с данным нарушением отсутствует какая-либо потребность в общении с другими людьми, возникает раздражительность при присутствии рядом посторонних, отсутствие способности или желания поддерживать беседу.
  • Гипербулия. Характеризуется повышенным влечением во всех сферы жизнедеятельности, зачастую выражается в усилении аппетита и потребностях в постоянном общении и внимании.
  • Абулия. Выделяется тем, что у человека резко снижаются волевые влечения.
  • Компульсивное влечение - это непреодолимая потребность в чем-либо или ком-либо. Данное расстройство зачастую сравнивают с животным инстинктом, когда у человека значительно подавляется способность над осознанностью своих действий.
  • Обсессивное влечение – проявление навязчивых желаний, которые пациент не способен самостоятельно контролировать. Неудовлетворение таких желаний ведет к подавленности и глубоким страданиям больного, а его мысли заполнены идеей их реализации.

Синдромы эмоционально-волевых расстройств

Наиболее распространенными формами расстройств эмоциональной сферы деятельности выступает депрессивный и маниакальный синдромы.

  1. Депрессивный синдром

Клиническая картина депрессивного синдрома описывается 3 основными его признаками, такими как:

  • Гипотомия, характеризующаяся снижением настроения;
  • Ассоциативная заторможенность (мыслительная заторможенность);
  • Двигательная заторможенность.

Стоит отметить, что именно первый вышеперечисленный пункт является ключевым признаком депрессивного состояния. Гипотомия может выражаться в том, что человек постоянно тоскует, ощущает подавленность и печаль. В отличие от установленной реакции, когда печаль возникает вследствие пережитого грустного события, то при депрессии человек лишается связи с окружающей обстановкой. То есть в этом случае пациент не проявляет реакции на радостные и другие события.

В зависимости от тяжести состояния, гипотомия может возникать с различной интенсивностью.

Мыслительная заторможенность в ее легких проявлениях выражается в виде замедления односложной речи и долгим обдумыванием ответа. Тяжелое течение характеризуется неспособностью осмысления заданных вопросов и решения ряда простейших логических задач.

Двигательная заторможенность проявляется в виде скованности и медлительности движений. При тяжелом течении депрессии существует риск возникновения депрессивного ступора (состояние полной подавленности).

  1. Маниакальный синдром

Зачастую маниакальный синдром проявляется в рамках аффективно-биполярного расстройства. В этом случае течение данного синдрома характеризуется приступообразностью, в виде отдельных эпизодов с определенными этапами развития. Симптоматическая картина, выделяющаяся в структуре маниакального эпизода, характеризуется изменчивостью у одного пациента в зависимости от стадии развития патологии.

Такое патологическое состояние как маниакальный синдром, также как и депрессивный, выделяется 3 главными признаками:

  • Повышенное настроение по гипертимии;
  • Психическая возбудимость в виде ускоренных мыслительных процессов и речи (тахипсия);
  • Двигательное возбуждение;

Аномальное повышение настроения характеризуется тем, что пациент не ощущает таких проявлений как тоска, тревога и ряда других признаков, характерных при депрессивном синдроме.

Психическая возбудимость с ускоренным процессом мышления возникает вплоть до скачки идей, то есть в этом случае речь пациента становиться несвязной, вследствие чрезмерной отвлекаемости, хотя сам пациент осознает логику своих слов. Также выделяет тем, что у больного возникают идеи собственного величия и отрицания вины и ответственности других людей.

Повышенная двигательная активность при данном синдроме, характеризуется растормаживанием этой активности с целью получения удовольствия. Следовательно, при маниакальном синдроме пациенты, как правило, потребляют большое количество алкоголя и наркотических веществ.

Для маниакального синдрома также характерны такие эмоциональные нарушения как:

  • Усиление инстинктов (повышение аппетита, сексуальности);
  • Повышенная отвлекаемость;
  • Переоценка личностных качеств.

Методы коррекции эмоциональных расстройств

Особенности коррекции эмоциональных расстройств у детей и взрослых основываются на применении ряда эффективных методик, способных практически полностью нормализовать их эмоциональное состояние. Как правило, эмоциональная коррекция в отношении детей заключается в применении игровой терапии.

Зачастую в детском возрасте, эмоциональные расстройства обуславливаются недостачей игрового процесса, что значительно тормозит психическое и ментальное развитие.

Систематический двигательный и речевой фактор игры позволяет раскрыть возможности ребенка и ощутить положительные эмоции от игрового процесса. Проработка различных ситуаций из жизни в игровой терапии позволяет ребенку значительно быстрее адаптироваться к реальным жизненным условиям.

Существует и другой терапевтический подход, а именно психодинамический, который основывается на методе психоанализа, направленного на разрешение внутреннего конфликта пациента, осознание своих потребностей и полученного опыта из жизни.

Психодинамический метод также включает в себя:

  • Арттерапию;
  • Непрямую игротерапию;
  • Сказкотерапию.

Данные специфические воздействия зарекомендовали себя не только в отношении детей, но и взрослых. Они позволяют пациентам раскрепоститься, проявить творческую фантазию и представить эмоциональные расстройства как определенный образ. Психодинамический подход также выделяется легкостью и непринужденностью проведения.

Также к распространенным методам относят этнофункциональную психотерапию, которая позволяет искусственно сформировать раздвоенность субъекта, в целях осознания своих личностных и эмоциональных проблем, как бы сфокусировав свой взгляд со стороны. В данном случае помощь психотерапевта позволяет пациентам перенести свои эмоциональные проблемы на этническую проекцию, проработать их, осознать и пропустить через себя с целью окончательного избавления от них.

Профилактика эмоциональных нарушений

Главной целью профилактики нарушений эмоционально волевой сферы выступает формирование динамического равновесия и определенного запаса прочности ЦНС. Данное состояние обуславливается отсутствием внутренних конфликтов и устойчивым оптимистичным настроем.

Устойчивая оптимистичная мотивация дает возможность двигаться к намеченной цели, преодолевая различные трудности. В итоге человек учится принимать взвешенные решения, основываясь на большом количестве информации, что снижает вероятность ошибки. Т. е. ключом к эмоционально устойчивой нервной системе является движение человека по пути развития.

Наиболее яркими проявлениями расстройства аффективной сферы выступают депрессивный и маниакальный синдромы (табл.8.2).

Депрессивный синдром

Клиническую картину типичного депрессивного синдрома принято описывать в виде триады симптомов: снижения настроения (гипотимия), замедления мышления (ассоциативная заторможенность) и двигательной заторможенности. Следует, однако, учитывать, что именно снижение настроения является главным синдромообразующим признаком депрессии. Гипотимия может выражаться в жалобах на тоску, подавленность, печаль. В отличие от естественной реакции печали в ответ на грустное событие тоска при депрессии лишается связи с окружающей обстановкой; больные не проявляют реакции ни на радостное известие, ни на новые удары судьбы. В зависимости от тяжести депрессивного состояния гипотимия может проявляться чувствами различной интенсивности - от легкого пессимизма и грусти до тяжелого, почти физического ощущения «камня на сердце» (витальная тоска ).

Замедление мышления в легких случаях выражается замедленной односложной речью, долгим обдумыванием ответа. В более тяжелых случаях пациенты с трудом осмысляют заданный вопрос, неспособны справиться с решением простейших логических заданий. Молчаливы, спонтанная речь отсутствует, но полного мутизма (молчания) обычно не бывает. Двигательная заторможенность выявляется в скованности, медлительности, неповоротливости, при тяжелой депрессии может достигать степени ступора (депрессивный ступор). Поза ступорозных больных довольно естественная: лежа на спине с вытянутыми руками и ногами или сидя, склонив голову, опираясь локтями на колени.

Высказывания депрессивных больных обнаруживают резко заниженную самооценку: они описывают себя как ничтожных, никчемных людей, лишенных талантов.

Таблица 8.2. Симптомы маниакального и депрессивного синдромов

Удивлены, что врач уделяет свое время столь незначительному человеку. Пессимистически оцениваются не только свое настоящее состояние, но и прошлое и будущее. Заявляют, что ничего не смогли сделать в этой жизни, что они принесли много бед своей семье, не были радостью для родителей. Они строят самые печальные прогнозы; как правило, не верят в возможность выздоровления. При тяжелой депрессии нередки бредовые идеи самообвинения и самоуничижения. Больные считают себя глубоко грешными перед Богом, повинными в смерти престарелых родителей, в происходящих в стране катаклизмах. Часто винят себя в потере способности сопереживать окружающим (anaesthesia psychica dolorosa). Возможно также появление ипохондрических бредовых идей. Пациенты полагают, что безнадежно больны, возможно, постыдной болезнью; опасаются заразить близких.

Подавление влечений, как правило, выражается замкнутостью, снижением аппетита (реже приступами булимии). Отсутствие интереса к противоположному полу сопровождается отчетливыми изменениями физиологических функций. Мужчины часто испытывают импотенцию и ставят себе это в вину. У женщин фригидности нередко сопутствуют нарушения менструального цикла и даже длительная аменорея. Больные избегают какого-либо общения, среди людей чувствуют себя неловко, неуместно, чужой смех лишь подчеркивает их страдания. Пациенты настолько погружены в свои переживания, что не в силах заботиться о ком-либо другом. Женщины прекращают занятия домашним хозяйством, не могут ухаживать за малолетними детьми, не уделяют никакого внимания своей внешности. Мужчины не справляются с любимой работой, не в состоянии утром встать с постели, собраться и пойти на службу, лежат целый день без сна. Больным недоступны развлечения, они не читают и не смотрят телевизор.

Наибольшую опасность при депрессии представляет предрасположенность к суициду. Среди психических расстройств депрессия является наиболее частой причиной самоубийств. Хотя мысли об уходе из жизни присущи практически всем страдающим депрессией, реальная опасность возникает при сочетании тяжелой депрессии с достаточной активностью больных. При выраженном ступоре реализация подобных намерений затруднена. Описаны случаи расширенного суицида, когда человек убивает своих детей, чтобы «избавить их от грядущих мук».

Одним из самых тягостных переживаний при депрессии является упорная бессонница. Пациенты плохо спят ночью и не могут отдохнуть днем. Особенно характерно пробуждение в ранние утренние часы (иногда в 3 или 4 ч), после которого больные больше не засыпают. Иногда пациенты настойчиво утверждают, что ночью не спали ни минуты, ни разу не сомкнули глаз, хотя родственники и медицинский персонал видели их спящими (отсутствие чувства сна).

Депрессия, как правило, сопровождается многообразной соматовегетативной симптоматикой. Как отражение остроты состояния чаще наблюдается периферическая симпатикотония. Описывается характерная триада симптомов: тахикардия, расширение зрачка и запор (триада Протопопова) . Обращает на себя внимание внешний вид больных. Кожные покровы сухие, бледные, шелушащиеся. Снижение секреторной функции желез выражается в отсутствии слез («все глаза выплакала»). Нередко отмечают выпадение волос и ломкость ногтей. Снижение тургора кожи проявляется в том, что углубляются морщины и больные выглядят старше своего возраста. Может наблюдаться атипичный надлом брови. Регистрируются колебания артериального давления со склонностью к повышению. Расстройства желудочно-кишечного тракта проявляются не только запором, но и ухудшением пищеварения. Как правило, заметно снижается масса тела. Часты разнообразные боли (головные, сердечные, в животе, в суставах).

Больной 36 лет был переведен в психиатрическую больницу из терапевтического отделения, где в течение 2 нед обследовался в связи с постоянными болями в правом подреберье. При обследовании патологии не выявили, однако мужчина уверял, что болен раком, и признался врачу в намерении покончить с собой. Не возражал против перевода в психиатрическую больницу. При поступлении подавлен, на вопросы отвечает односложно; заявляет, что ему «уже все равно!». В отделении ни с кем не общается, большую часть времени лежит в постели, почти ничего не ест, постоянно жалуется на отсутствие сна, хотя персонал сообщает, что пациент спит каждую ночь, по крайней мере до 5 ч утра. Однажды при утреннем осмотре обнаружена странгуляционная борозда на шее больного. При настойчивом расспросе признался, что утром, когда персонал заснул, он пытался, лежа в постели, задушить себя петлей, связанной из 2-носовых платков. После лечения антидепрессантами исчезли тягостные мысли и все неприятные ощущения в правом подреберье.

Соматические симптомы депрессии у некоторых больных (особенно при первом приступе заболевания) могут выступать в качестве главной жалобы. Этим обусловлены их обращение к терапевту и длительное, безуспешное лечение по поводу «ишемической болезни сердца», «гипертонической болезни», «дискинезии желчных путей», «вегетососудистой дистонии» и др. В этом случае говорят о маскированной (ларвированной) депрессии, более подробно описанной в главе 12.

Яркость эмоциональных переживаний, наличие бредовых идей, признаки гиперактивности вегетативных систем позволяют рассматривать депрессию как синдром продуктивных расстройств (см. табл.3.1). Это подтверждается и характерной динамикой депрессивных состояний. В большинстве случаев депрессия продолжается несколько месяцев. Однако она всегда обратима. До введения в лечебную практику антидепрессантов и электросудорожной терапии врачи нередко наблюдали самопроизвольный выход из этого состояния.

Выше были описаны наиболее типичные симптомы депрессии. В каждом отдельном случае их набор может существенно различаться, но всегда преобладает подавленное, тоскливое настроение. Развернутый депрессивный синдром рассматривается как расстройство психотического уровня. О тяжести состояния свидетельствуют наличие бредовых идей, отсутствие критики, активное суицидальное поведение, выраженный ступор, подавление всех базовых влечений. Мягкий, непсихотический вариант депрессии обозначают как субдепрессию. При проведении научных исследований для измерения тяжести депрессии применяют специальные стандартизованные шкалы (Гамильтона, Цунга и др.).

Депрессивный синдром не является специфичным и может быть проявлением самых различных психических заболеваний: маниакально-депрессивного психоза, шизофрении, органических поражений мозга и психогений. Для депрессии, обусловленной эндогенным заболеванием (МДП и шизофрения), более характерны выраженные соматовегетативные расстройства, важным признаком эндогенной депрессии является особая суточная динамика состояния с усилением тоски утром и некоторым ослаблением переживаний к вечеру. Именно утренние часы рассматриваются как период, связанный с наибольшим риском суицида. Другим маркером эндогенной депрессии считают положительный дексаметазоновый тест (см. раздел 1.1.2).

Помимо типичного депрессивного синдрома, описывают ряд атипичных вариантов депрессии.

Тревожная (ажитированная) депрессия отличается отсутствием выраженной скованности и пассивности. Стеничный аффект тревоги заставляет пациентов суетиться, постоянно обращаться к окружающим с просьбой о помощи или с требованием прекратить их муки, помочь им уйти из жизни. Предчувствие неминуемой катастрофы не дает больным спать, они могут предпринимать попытки покончить с собой на глазах у окружающих. Временами возбуждение пациентов достигает степени неистовства (меланхолический раптус, raptus melancholicus), когда они рвут на себе одежду, издают страшные крики, бьются головой о стену. Тревожная депрессия чаще наблюдается в инволюционном возрасте.

Депрессивно-бредовый синдром , помимо тоскливого настроения, проявляется такими фабулами бреда, как бред преследования, инсценировки, воздействия. Больные уверены в тяжелом наказании за совершенные проступки; «замечают» постоянное наблюдение за собой. Опасаются, что их вина повлечет за собой притеснение, наказание или даже убийство их родственников. Пациенты беспокойны, постоянно спрашивают о судьбе своих родных, пытаются оправдываться, клянутся, что никогда в будущем не допустят оплошности. Такая атипичная бредовая симптоматика более характерна не для МДП, а для острого приступа шизофрении (шизоаффективный психоз в терминах МКБ-10).

Апатическая депрессия сочетает в себе аффекты тоски и апатии. Больных не интересует их будущее, они бездеятельны, не высказывают каких-либо жалоб. Единственное их желание - чтобы их оставили в покое. От апатико-абулического синдрома такое состояние отличается нестойкостью, обратимостью. Чаше всего апатическая депрессия наблюдается у страдающих шизофренией.

Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: интеллектуальная регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфония, апатия.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
http://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/79/ - источник
***
Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2003
http://rudocs.exdat.com/docs/index-16786.html?page=79
***
Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения — никуда от них не деться. Но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.

Маленький ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции и выражает их открыто, абсолютно не стесняясь окружающих. Но часто родители забывают, что никто из нас не рождается с уже сформированными навыками поведения в обществе и вместо того, чтобы спокойно объяснить ребенку, что так себя вести нельзя, делают ему выговор, кричат, наказывают. Но эффекта от этого никакого: ребенок не понимает, почему ему кричать нельзя, а родителям — можно.

Родители должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя. Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами , регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей. Все игры предназначены для детей от четырех лет.

Упрямые барашки

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый) говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки.

Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

Нехочуха

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра. Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает,
Умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
— Не бери, поставь, нельзя!
Я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал?
Отчего, ребенок милый,
Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу!
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили, и еще поколотили...
Так устали! Прекратили...
Потянулись
Снова потянулись
Показали руками
Умываемся
Опустили голову, надулись
Вытираем «слезы»
Топаем ногой
Погрозили пальцем

Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям
Шумно выдохнули, остановились

Если игра переходит в кривлянье и баловство — нужно ее прекратить. Важно объяснить детям, что это была игра — мы пошалили, а теперь пора снова стать обычными детьми и заняться другими делами.

Цветочек и солнышко

Эта игра, в отличие от предыдущих, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Ведущий начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его. Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками.
Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку. Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки.
Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок. Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны.
Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем. Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу.
- источник

Эмоции – один из самых важных механизмов психической деятельности. Именно эмоции производят чувственно окрашенную суммарную оценку поступающей информации изнутри и извне. Другими словами, мы оцениваем внешнюю ситуацию и собственное внутреннее состояние. Оценку эмоций нужно осуществлять по двум осям: сильные-слабые и отрицательные-положительные.

Эмоция – чувство, внутренне субъективное переживание, недоступное непосредственному наблюдению. Но даже эта глубоко субъективная форма проявления может иметь нарушения, названные эмоционально-волевыми расстройствами.

Эмоционально-волевые расстройства

Особенность этих расстройств в том, что они объединяют в себе два психологических механизма: эмоции и волю.

Эмоции имеют внешнее выражение: мимика, жестикуляция, интонация и т.д. По внешнему проявлению эмоций врачи судят о внутреннем состоянии человека. Продолжительное эмоциональное состояние характеризуется термином «настроение». Настроение человека довольно подвижно и зависит от нескольких факторов:

  • внешних: удача, поражение, препятствие, конфликты и др.;
  • внутренних: здоровье, проявление активности.

Воля – это механизм регуляции поведения, который позволяет планировать деятельность, удовлетворять потребности, преодолевать трудности. Потребности, способствующие адаптации принято называть «влечением». Влечение – это особое состояние нужды человека в определенных условиях. Осознанные влечение принято называть желаниями. У человека всегда имеется несколько актуальных и конкурирующих потребностей. Если у человека отсутствует возможность для реализации его потребностей, то возникает неприятное состояние, называемое фрустрацией.

Непосредственно расстройства эмоций представляют собой чрезмерное проявление естественных эмоций:


Расстройства воли и влечений

В клинической практике расстройства воли и влечений проявляются нарушениями поведения:


Эмоционально-волевые расстройства нуждаются в лечении. Часто эффективным является медикаментозная терапия в сочетании с психотерапией. Для результативного лечения решающую роль играет выбор специалиста. Доверяйте только настоящим профессионалам.