Техника обработки пуповинного остатка и пупочной ранки в условиях родильного дома и в домашних условиях. Обработка пупочной ранки Из опыта родителей

    стерильный лоток;

    лоток для отработанного материала;

    крафт-пакет с ватными шариками, помазками и марлевыми салфетками;

    пинцет в дез. растворе;

    лекарственные средства: 3% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.

    Проверить наличие чистых пеленок;

    Обработать дезинфицирующим раствором (макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац;

    Открыть бак для использованного белья.

    Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

    Расстелить на пеленальном столике пеленки.

    Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость).

9. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик. Выполнение манипуляции

    Левой рукой развести края пупочного кольца.

    Помазок смочить 3%р-ром перекиси водорода путем полива над лотком для использованного материала.

    Обильно покрыть пупочную ранку перекисью водорода, одним движением, вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку, вращая помазок на 360°, движением похожим на запятую.

    Левой рукой развести края пупочного кольца, сухим помазком просушить ранку (вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку движением похожим на запятую).

    Помазок сбросить в лоток для отработанного материала.

    Новый помазок смочить 70% этиловым спиртом.

    Левой рукой развести края пупочного кольца, обработать ранку движением похожим на точку, вводя помазок перпендикулярно к пупку.

    Помазок сбросить в лоток для использованного материала.

    По назначению врача: помазком, смоченным 5% раствором калия перманганата обработать только ранку, не касаясь кожи; точечным движением. Помазок сбросить.

Заключительный этап выполнения манипуляции

    Запеленать ребенка.

    Уложить в кровать.

    Обработать пеленальный столик дез. раствором.

    Снять перчатки, вымыть и высушить руки.

Схематическое изображение манипуляции

1)  Н2О2 2) сухо 3) спирт 70 ° 4 ) ●К М n О4 5%

Проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку

Первая гигиеническая ванна проводится на 2-е сутки после выписки из роддома; До заживления пупочной ранки используют кипяченую воду или раствор перманганата

калия (2-3 недели);

в 1-ой половине года купают ежедневно по 5-10 минут,во 2-ой половине года можно купать через день.

Температура воды в ванне 37-38,0 С;мыло используется 1раз в неделю.

Т воздуха в помещении- 22-24 С.

Купают перед предпоследним кормлением.

Техническая подготовка

    Две емкости - с холодной и горячей водой (или вода из под крана).

    Раствор калия перманганата (95 мл. воды - 5 г. кристалликов К Мn О4, приготовленный раствор процеживают через марлю, причем кристаллы не должны

попасть в ванну).

    Кувшин для ополаскивания.

    Ванночка.

    Водный термометр.

    "Рукавичка" из махровой ткани (фланели).

7.Детское мыло (детский шампунь).

8.Стерильное масло (детский крем, растительное).

9.Пеленки,распашонки. 10.Пеленальный столик.

11.Дез. раствор

Подготовительный этап

    Вымыть и высушить руки.

    На пеленальном столике разложить пеленки.

    Поставить в устойчивое положение ванночку (предварительно обработанную дез. раствором или вымытую с детским мылом).

    Ванну заполняют - на 1/2 или 1/3 ее объема.

    Добавляют 5% раствор перманганата калия до слабо-розового раствора.

    Измерить Т ° воды термометром.

Выполнение манипуляции:

    Раздеть ребенка. После дефекации подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для использованного материала.

    Взять ребенка двумя руками: положить ребенка на левую руку взрослого, согнутую в локте, так, чтобы голова ребенка находилась на локтевом сгибе; этой же рукой захватить левое плечо ребенка.

    Поместить ребенка в ванночку, начиная с ножек так, чтобы вода доходила до линии сосков ребенка.

    Ножки после погружения остаются свободными. Уровень погружения - до сосковой линии.

    В течение нескольких минут обмывать шею и грудь ребенка.

    Мытье туловища:

    надеть рукавичку;

    намылить рукавичку гелем, или мылом, или шампунем;

    бережно намылить тело ребенка;

    помыть складки ребенка намыленной рукавичкой;

    ополоснуть ребенка.

Мытье головы:

    голову желательно мыть в последнюю очередь, так как эта процедура может вызвать негативную реакцию ребенка).

    смочить волосы (ото лба к затылку), поливая их водой из ковша (кувшина);

    нанести шампунь или пену на волосы;

    бережно массируя голову, вспенить шампунь или пену;

    смыть мыльную пену водой по направлению ото лба к затылку так, чтобы мыльная вода не попала в глаза;

    перевернуть ребенка над ванночкой спиной вверх;

    ополоснуть ребенка водой из кувшина

    Извлечь ребенка из воды в положении - лицом книзу.

    Ополоснуть водой из кувшина и умыть.

    Набросить полотенце или пеленку на ребенка, положить на пеленальный столик и осушить кожу. Мокрую пеленку бросить в бак.

    Заключительный этап

    Обработать кожные складки растительным маслом.

    Обработать пупочную ранку, провести туалет носовых и слуховых ходов.

    Запеленать ребенка.

    Слить воду и обработать ванночку.

    Вымыть и высушить руки.

После выписки из роддома молодая мама один на один остается с малышом и сталкивается со всеми проблемами, которые возникают при уходе за ребенком. Некоторые ситуации могут пугать родителей. Основной проблемой является отсутствие необходимых данных по уходу за пупком. У многих детей мокнет пупок, однако лишь единицы знают, как справиться с данной ситуацией.

Мокнущий пупок или омфалит – процесс, основой характеристикой которого является наличие серозного отделяемого из пупочной ранки и сниженная скорость ее эпителизации.

В большинстве ситуаций заболевание возникает на второй неделе жизни ребёнка. К группе основных возбудителей можно отнести стафилококки, стрептококки, кишечную палочку и другую патогенную флору. Мокнущий пупок является наиболее распространенной и легкой формой заболевания.

Как правило, еще до выписки малыша из роддома ранка на пупке покрывается кровянистой корочкой , которая в течение 10-14 дней заживает. При наличии воспалительной реакции ранка заживает медленно и на ее поверхности появляется серозное отделяемое, также возможно небольшая гиперемия пупочного кольца. Подробнее про сроки заживления и как в этот период избежать проблем можно прочитать в статье по .

Омфалит – безобидное воспалительное заболевание, которое при отсутствии необходимого лечения может привести к образованию грозных осложнений. Поэтому каждый родитель, который не знает, как справиться с обработкой пупочной ранки, должен обратиться за помощью к специалисту.

Зачастую омфалит развивается по причине недостаточного или неправильно ухода. К примеру, если малыша искупали не в кипяченой воде, после чего не отработали ранку дезинфицирующим средством или же недостаточно хорошо позаботились о чистоте белья, то может развиться воспаление пупочной ранки.

Все вышеперечисленные факторы могут поспособствовать ее заражению, которое проявляется выделением серозной жидкости, образованием корочки, ее отторжением и последующим образованием небольших язвочек.

Тревожные признаки плохого заживления

Если вы обнаружили описанные симптомы, следует немедленно обратиться за консультацией к педиатру

Омфалит может являться угрозой для жизни ребенка лишь в следующих ситуациях:

  1. Изменился оттенок жидкости, отделяемой из пупка (присутствует примесь крови и гноя);
  2. Увеличился объем отделяемого;
  3. Жидкость имеет неприятный специфический запах;
  4. Вокруг ранки обнаруживается припухлость кожи;
  5. Общее состояние малыша ухудшилось: капризность, плохое сосание груди и повышение температуры;
  6. Ранка заживает более 21 дня;
  7. Наличие других подозрительных проявлений, которые вызывают опасение и беспокойство у мамы.

Последствия и осложнения

При своевременном обращении за медицинской помощью прогноз омфалита благоприятный. Стоит отметить, что длительность течения заболевания напрямую зависит от его формы :

  • простую форму достаточно просто вылечить, она протекает легко и не характеризуется наличием осложнений;
  • при наличии гнойного воспаления осложнения, как правило, не проявляются, однако заболевание становится более длительным;
  • флегмонозная и некротическая формы протекают с наличием осложнений.

Главное, что должны помнить родители: если лечение омфалита происходит без контроля педиатра, то риск развития ряда осложнений значительно повышается.

К наиболее распространенным можно отнести:

Абсцессы, перитониты, лимфангиты – осложнения омфалита , которых можно избежать при должном уходе за ранкой. Для того чтобы правильно справиться с этой задачей нужно своевременно обратиться за помощью к педиатру.

При развитии флегмонозной и некротической формы омфалита могут возникать следующие осложнения:

Особенности лечения

  1. Перед началом проведения туалета пупочной ранки необходимо тщательно промыть руки с мылом;
  2. После этого в область пупочной ранки (с помощью стерильной пипетки) нужно налить 2-3 капли перекиси водорода (3%);
  3. Следующим шагом является снятие корочки: для этого нужно легким движением провести по поверхности пупочной ранки и дну пупка;
  4. Последним этапом является обработка ранки с помощью стерильной ватной палочки и 2% раствора бриллиантового зеленого.
  5. Всем малышам в обязательном порядке нужно проводить такую процедуру один раз в сутки до полного заживления ранки. Детям с выведением серозной жидкости туалет раневой поверхности может проводиться до 3-4 раз в сутки.

Как ухаживать за пупочной ранкой

Несколько главных правил:

  1. Не стоит надавливать на пупок;
  2. Не нужно ковыряться в ранке с помощью ватных палочек или пальца;
  3. Не нужно пытаться избавиться от всех корочек за одну процедуру;
  4. Выдавливать гной категорически запрещается;
  5. Не нужно накладывать на ранку повязку или заклеивать ее пластырем;
  6. Ребёнка нужно чаще раздевать для того чтобы кожа дышала и параллельно с этим подсыхала ранка;
  7. Не стоит надеяться на самоизлечение возникшего воспаления;
  8. Перед прикосновением к малышу нужно обязательно вымыть руки;
  9. Для ухода за ребёнком нужно использовать лишь стерильные материалы и одевать его лишь в чистую одежду;
  10. Вещи, соприкасающиеся с ранкой должны быть изготовлены из гипоаллергенного материала и перед их использованием нужно поглаживать ткань горячим утюгом;
  11. Не стоит надевать одну вещь дважды;
  12. Если применяемое лечение не нормализует ситуацию, то нужно в кратчайшие сроки обратиться за помощью к врачу.

Можно ли купать, если сочится пупочная рана

При проблемах с пупочной ранкой купание возможно с соблюдением мер предосторожности

Большинство мамочек интересует вопрос о том, можно ли купать ребенка, если мокнет пупок, ответ – можно, однако делать это нужно с осторожностью.

Для купания малыша нужно заранее приобрести специальную ванночку и наполнять ее нужно лишь кипяченой водой.

Не нужно добавлять в воду гели или пену для купания. Единственным дополнительным средство может быть раствор перманганата калия.

Для его приготовления нужно развести 5 грамм марганцовки в половине стакана воды и после этого влить получившуюся жидкость в ванночку. Нужно внимательно проследить за тем, чтобы все кристаллики растворились.

Нужно помнить, что марганцовка подсушивает кожу , поэтому делать такие ванночки чрезмерно часто не рекомендуется. Какая должна быть температура воды в ванне при купании новорожденного вы можете узнать из этой . Как правильно промывать носик младенцу (физраствором, Аквамарисом) – читайте в этой публикации.

Чем и как обрабатывать

Развитие омфалита характеризуется наличием серозного отделяемого из ранки, покраснением кожи и медленным заживлением. Ежедневная обработка раневой поверхности с помощью дезинфицирующего раствора может исправить ситуацию.

  • Раствор бриллиантового является универсальным средством для обработки ранок на детской коже. Именно он обладает подсушивающим и дезинфицирующим действиями, которые предотвращают размножение патогенных микроорганизмов на раневой поверхности. Если у ребенка мокнет пупок, то это средство можно использовать без какой-либо опаски.
  • 3 % перекись водорода также можно использовать в качестве средства для борьбы с мокнущим пупком. Главное – не использовать средство чрезмерно часто, т.к. это может привести к его большему намоканию.
  • Фурацил и хлорофиллипт представляют собой обеззараживающие спиртовые растворы, действие которых направлено на скорейшее подсыхание и заживление раневой поверхности.

Чтобы узнать, сколько заживает пупок и 5 несложных шагов, как его обрабатывать, переходите по .

Чего нельзя делать при лечении

  1. Некоторые педиатры убеждены, что можно обойтись без купания ребенка в ванночке. Для этого необходимо каждый день вытирать ребенка влажным полотенцем.
  2. Не нужно заклеивать пупок пластырем, надевать подгузник иди одежду, закрывающую ранку. Именно контакт кислорода с ее поверхность способствует подсыханию и образованию корочки.
  3. Не стоит пытаться отрывать корочки.
  4. Нет необходимости в обработке раневой поверхности с использованием антисептика чаще, нежели сказал педиатр.

Профилактика

Профилактика воспаления пупочной ранки заключается в ее своевременной обработке и правильном уходе. Обработка кожи малыша проводится после завершения купания. После заживления ранки можно прекратить использование дезинфицирующих средств.

Из опыта родителей

Алина, 23 года, дочь 4 месяца, г. Люберцы

Омфалит – заболевание, с которым я встретилась лицом к лицу. Наличие выделение, постоянное образование корочек и покраснение кожи прошли спустя неделю после начала проведения правильного туалета ранки.

Олег, 23 года, сын 3 месяца, г. Балашиха

До выписки, а также уже и после ее, помимо прочтения книжек и советов родных и близких казалось, что уж с такой мелочью, как уходом за пупочной ранкой легко справимся.

После того как забрали сына из роддома, мы с женой пытались максимально ухаживать за ним, однако избежать воспаления пупка не удалось. Лишь его ежедневная обработка по советам участкового педиатра помогла наладить ситуацию.

Ведение пуповинного остатка и пупочной ранки в родильном доме и после выписки из родильного дома.

Туалет ушей проводится один раз в неделю по необходимости.

При заболевании – по назначению врача.


Питание ребенка до рождения осуществляется за счет организма матери через плаценту и пуповину. После рождения ребенка на пуповинный остаток накладывается одноразовый пластиковый зажим. Культа пуповины высыхает и мумифицируется при воздействии воздуха без всякой обработки антисептиками. Отпадение культи пуповины с наложенным на нее пластиковым зажимом происходит обычно к 10-14 дню после рождения ребенка.

При уходе за пуповинным остатком и пупочной ранкой необходимо придерживаться следующих правил:

1. Главные условия для ускорения процесса подсыхания пуповинного остатка и его отпадения, а также для предупреждения инфекции пуповинного остатка и пупочной ранки - сухость и чистота.

2. Не допускать попадания жира, мочи, кала на пуповинный остаток.

3. В случае загрязнения пуповинного остатка - его необходимо промыть проточной водой (можно с мылом) и насухо вытереть марлевой салфеткой или чистой проглаженной пеленкой

5. Чаще держать открытой на воздухе область пупка (во время кормления и бодрствования ребенка).

6. При использовании памперса фиксировать его ниже области пупка.

7. Купать ребенка с пуповинным остатком можно, можно купать в некипяченой воде (добавлять «марганцовку» не целесообразно – избыточно сушит кожу, удаляет с кожи полезную микрофлору, риск заселения кожи условнопатогенной и патогенной микрофлорой)

8. При появлении признаков инфекции культи пуповины или пупочной ранки (появление гноя из культи пуповины или со дна пупочной ранки, покраснения кожи вокруг пупка, неприятного запаха) - консультация педиатра.

В большинстве случаев при уходе за областью пупочной ямки после отпадения пуповинного остатка достаточно соблюдать сухость и чистоту, ежедневно купать ребенка.

Лишь в единичных ситуациях – при развитии или угрозе развития воспалительного процесса необходимо провести туалет пупочной ранки до её заживления с применением антисептиков.

Цель: Лечебная.

Оснащение:

1. 3% раствор перекиси водорода

2. 1% спиртовой раствор бриллиантовой зелени.

3. Стерильный пинцет.

4. Стерильный материал (стерильные ватные палочки).

5. Стерильные резиновые перчатки.

6. Лоток для отработанного материала.

Последовательность действий:

1. Представиться матери, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить устное согласие.



2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Вымыть руки и осушить руки.

4. Надеть стерильные перчатки.

5. Стерильным пинцетом взять стерильную палочку.

6. Смочить палочку 3% раствором перекиси водорода над лотком.

7. Развести края пупочной ранки большим и указательным пальцами левой руки

8. Ввести палочку, смоченную в перекиси водорода, в пупочную ранку строго перпендикулярно и обработать ранку от центра к периферии

9. Сбросить палочку в лоток для отработанного материала (отходы класса Б).

10. Другой стерильной палочкой просушить ранку.

11. Сбросить палочку в лоток для отработанного материала (отходы класса Б).

12. Третью стерильную палочку смочить 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени.

13. Развести края пупочной ранки, обработать её от центра к периферии, не касаясь кожи.

14. Сбросить палочку в лоток для отработанного материала (отходы класса Б).

15. Подвергнуть дезинфекции и утилизировать использованный материал, перчатки.

16. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

    стерильный лоток;

    пинцет в дез. растворе;

    Проверить наличие чистых пеленок.

7. Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить - если есть необходимость)

Выполнение манипуляции:

    Туалет пупочной ранки проводить несколько раз в день (по назначению врача)

    Затем накладывается повязка с гипертоническим раствором – 10%р-р натрия хлорида или 25% раствор магнезии или 10% раствор натрия хлорида на 20 минут (не допускать высыхания повязки!)

    повязка с гипертоническим раствором чередуется с обработкой пупочной ранки спиртовым раствором хлорфиллипта

Заключительный этап:

1.Запеленать ребенка (пупочную ранку лучше оставить открытой на время лечения:

ребенка помещают в открытый кувез, раздельно запеленав верхнюю половину живота с руками, а нижнюю половину - с ножками).

2.Уложить в кровать.

5.Вымыть и высушить руки.

Обработка кожи при везикулопустулезе.

Техническая подготовка:

1.Вымыть руки и просушить.

2. На манипуляционный столик поставить:

    стерильный лоток;

    лоток для отработанного материала;

    крафт-пакет с ватными палочками(помазками), шариками и марлевыми салфетками;

    пинцет в дез. растворе;

    лекарственные средства: З% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.

3.Проверить наличие чистых пеленок.

4. Открыть бак для использованного белья;

5. Вымыть и просушить руки. Оставить включенным кран с водой +З7С;

6. Расстелить на пеленальном столике пеленки;

7. Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость)

8. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик;

9.Вымыть и просушить руки (перчатки).

Выполнение манипуляции:

    Тщательно вымыть руки, надеть перчатки.

    Везикулы и пустулы снять ватным тампоном, смоченным в 70% спирте.

    Ранку обработать спиртовым раствором хлорфиллипта или 5% раствором перманганата калия.

    Гигиенические ванны с интенсивно розовым раствором перманганата калия.

Заключительный этап:

1.Запеленать ребенка.

2.Уложить в кровать.

3.Замочить в дез. растворе использованный материал, с целью дезинфекции (хлорамин, макроцид-ликвид, терралин, сайдекс).

4.Обработать пеленальный столик дез. раствором.

5.Вымыть и высушить руки.

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п.1-7) см. «Вторичная обработка новорожденного».

8) Распеленать ребенка в кроватке (или на «нестерильном» пеленальном столе). Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

9) Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

10) Подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный стол.

Основной этап:

11) Вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

12) Развести края пупочного кольца.

13) С помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку 3% раствором пероксида водорода.

14) Через 20-30 сек. просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.

15) Обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.

16) Другой палочкой с ватным тампоном, смоченным в 5% растворе перманганата калия, обработать только ранку, не касаясь кожи.

Заключительный этап (п.п.16-22) см. «Алгоритм выполнения туалета пуповинного остатка»

Особенности выполнения туалета пуповинного остатка
и пупочной ранки пленкообразующим антисептиком

Перед распылением антисептика прикрыть лицо и промежность ребенка пеленками во избежание попадания препарата на слизистые глаз, дыхательных путей и половых органов. Захватить рукой лигатуру и подтянуть за нее пуповинный остаток. Встряхнуть аэрозольный баллон, нажать на распылительную головку указательным пальцем и с расстояния 10-15 см нанести препарат на пуповинный остаток (пупочную ранку) и кожные покровы вокруг. Повторить нажатие трехкратно с паузами 30-40 сек. для подсыхания пленки. Время нажатия на головку клапана составляет 1-2 сек. Пленка остается на пуповинном остатке (пупочной ранке) до 6-8 дней.

Ежедневный утренний туалет новорожденного в детской палате

Ежедневно перед 6-ти часовым кормлением проводятся туалет новорожденного, взвешивание и измерение температуры с отметкой в истории развития. Термометры (1 на 5-6 новорожденных) следует хранить в лотке с 0,5% раствором хлорамина Б в горизонтальном положении или в 3% растворе перекиси водорода (перед употреблением промывают). Туалет младенца нужно проводить в определенной последовательности: вначале умывают лицо ребенка теплой водой, обрабатывают глаза, нос, уши, кожу и в последнюю очередь – промежность.

Глаза обрабатывают одномоментно двумя отдельными ватными шариками, смоченными раствором фурацилина 1:5000 или перманганата калия 1:8000, от наружного угла глаза к переносице. Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных фитильков, смоченных раствором фурацилина или стерильным вазелиновым маслом, ушей – сухими стерильными шариками. Складки кожи обрабатывают стерильным вазелиновым или растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают теплой проточной водой с детским мылом, подсушивают промокательными движениями стерильной пеленкой и смазывают стерильным вазелиновым маслом или цинковой пастой. При подмывании медицинская сестра укладывает ребенка спиной на свою левую руку так, чтобы голова его находилась у локтевого сустава, а кисть сестры держала бедро новорожденного. Подмывание проводят проточной водой в направлении спереди назад.


Уход за остатком пуповины осуществляют открытым способом, повязку снимают на следующей день после рождения. Культю пуповины обрабатывают 70% этиловым спиртом или 3% раствором перекиси водорода, затем 5% раствором перманганата калия. Для стимуляции мумификации остатка пуповины и его отпадения целесообразно накладывать повторно шелковую лигатуру или подтягивать наложенную в предыдущий день. После отпадения пуповины, что чаще происходит на

3-4 день жизни, пупочную ранку обрабатывают 70% этиловым спиртом с последующим применением 5% перманганата калия. Обработка пупочной ранки проводится ежедневно до ее заживления. Корочки пупочной ранки подлежат удалению при обработке. В литературе имеются указания на необходимость ограничения использования препаратов йода для ежедневного туалета новорожденных (в том числе и для обработки пупочной ранки) из-за возможности резорбции его с дальнейшим угнетением функции щитовидной железы.

Пеленание новорожденного

Показание : защита ребенка от потери тепла, предохранение постельного белья от загрязнения.

В родовспомогательном учреждении пеленание выполняется перед каждым кормлением с использованием только стерильного белья. Для ребенка первых месяцев жизни наиболее физиологичным является широкое пеленание, которое заключается в том, что при пеленании бедра ребенка не смыкаются, а разводятся в стороны. При этом головка бедренной кости устанавливается в вертлужную впадину, создаются благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суставов.

Существует несколько вариантов пеленания. Их выбор зависит от зрелости новорожденного ребенка. В первые дни жизни применяется закрытое пеленание, когда детей пеленают вместе с руками. В дальнейшем новорожденным надевают распашонки, оставляя руки свободными (открытое, или свободное, пеленание). В течение первых суток головку ребенка необходимо покрывать пеленкой.

Открытое пеленание исключает сдавление грудной клетки, способствует развитию двигательной активности ребенка. Для открытого пеленания используется ситцевая и фланелевая распашонки с наглухо зашитыми рукавами. Это препятствует потере тепла и предупреждает травмирование лица и глаз при не координированных движениях рук новорожденного. Распашонки должны быть достаточно просторными, полы свободно заходить одна за другую. При низкой температуре окружающего воздуха ребенка заворачивают в одеяльце или помещают в свободный конверт.

Белье новорожденного не должно иметь грубых рубцов и пуговиц, складок. В первое время распашонки надевают наизнанку, швами наружу.

Для предупреждения раздражения и инфицирования кожи следует своевременно менять пеленки, тщательно прополаскивать постиранное белье от мыла и других моющих средств. До заживления пупочной ранки его следует кипятить и проглаживать с обеих сторон. Категорически запрещается использовать подсушенные после мочеиспускания пеленки. При пеленании не рекомендуется применять жесткие и грубые пеленки, прокладывать между ними клеенку. Пеленание не должно сопровождаться насилием, резкими грубыми движениями.

Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении

Материальное оснащение:

Стерильные пеленки и распашонки;

Водонепроницаемый обеззараженный фартук;

Мыло для детей и персонала;

Инструментальный столик;

Детская кроватка с матрацем;

Пеленальный стол с матрацем;

Емкости с антисептическими и дезинфицирующими растворами для обеззараживания рук и поверхностей;

Клеенчатый мешок и бак для использованного белья;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляции:

Подготовительный этап

1) Открыть бак для использования белья.

2) Вымыть руки с мылом проточной водой, просушить.

3) Надеть фартук, перчатки.

4) Обработать дезинфицирующим раствором пеленальный матрац и фартук. Если в боксе имеется дополнительный «нестерильный» пеленальный стол для освобождения ребенка от грязных пеленок, обработать и его отдельной ветошью. Вымыть и просушить руки.

5) Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

6) Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую; 2-ю пеленку ситцевую сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня 1-й пеленки на 15 см. (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки для изготовления шапочки; 3-ю пеленку ситцевую; 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

При недостаточной температуре воздуха в палате используют дополнительно 1-2 пеленки, сложенные вчетверо и размещенные «ромбом» после 2-й или 3-й пеленки.

Для изготовления шапочки сложенный край необходимо подвернуть кзади на 15 см. Углы верхнего края пеленки сдвинуть к центру, соединить их. Нижний край сложить в несколько раз до нижнего края шапочки. Положить на уровне верхнего края 1-й пеленки.

Основной этап

7) Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

11) Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

12) Краем 3-й пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища ребенка и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка. Нижним ее краем отделить стопы одна от другой. Избыток пеленки снизу рыхло свернуть и проложить между стоп ребенка.

13) Надеть шапочку или косынку, изготовленную из 2-й пеленки.

14) Зафиксировать все предыдущие слои и шапочку (косынку) 1-й пеленкой. Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см. ниже сосков и закрепить сбоку, подвернув уголок пеленки за ее туго натянутый край.

15) Перед кормлением для предупреждения контакта пеленок новорожденного с постельным бельем матери необходимо использовать еще одну пеленку. Ее следует расстелить ромбом, положив ребенка, завернутого в пеленки, по диагонали. Боковые углы ромба завернуть на животе под спину, нижний конец пеленки, по диагонали. Боковые углы ромба завернуть на животе под спину, нижний конец пеленки по средней линии под угол, образованный боковыми ее частями.

Заключительный этап

16) Обработать поверхность матраца кроватки дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

17) Уложить ребенка в кроватку.

18) После окончания пеленания всех детей в палате (боксе) перчатки и фартук обеззаразить в соответствующих емкостях с дезинфицирующим раствором.

19) Перенести мешок с грязными пеленками в комнату сбора и хранения использованного белья, обеззаразить его. Обеззаразить бак для использованного белья и вложить в него чистый прорезиненный мешок.

Другие способы пеленания детей

Широкое пеленание (закрытый способ)

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п. 1-5) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

6) Расстелить на стерильном пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую и 2-ю ситцевую на одном уровне, 3-ю ситцевую на 10 см. ниже и 4-ю пеленку-подгузник.

Основной этап

7) Распеленать ребенка в кроватке или на «нестерильном» столе.

8) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

9) Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроватке, в мешок для использованного белья.

10) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

11) Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка.

12) Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхней край 3-й пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища.

13) Краем 2-й пеленки покрыть и зафиксировать плечи обеих сторон, нижний край проложить между стоп ребенка, отделив их и голени одну от другой.

14) 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап (п.п.16-19) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

Широкое пеленание (открытый способ)

Материальное обеспечение и подготовительный этап (п.п. 1-5) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

6) Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки на одном уровне: 1-ю фланелевую, 2-ю ситцевую, 3-ю ситцевую, 4-ю пеленку-подгузник и фланелевую распашонку. Выложить на стол ситцевую распашонку.

Основной этап

7) Распеленать ребенка в кроватке или на «настерильном» столе.

8) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

9) Взять ребенка на руки, подмыть его, подсушить сначала на весу, а затем на пеленальном столе. Сбросить мокрую пеленку и пеленки, оставленные в кроватке или на «нестерильном» столе, в мешок для использованного белья.

10) Вымыть, просушить и обработать руки антисептическим раствором.

11) Одеть ребенка в ситцевую распашонку разрезом назад, затем во фланелевую разрезом вперед, подвернуть край распашонок вверх на уровне пупочного кольца.

12) Провести 4-ю пеленку-подгузник между ног ребенка.

13) Изготовить «штанишки» из 3-й пеленки.

14) 2-ю пеленку закрепить сверху, как 3-ю, нижний край проложить между стоп ребенка.

15) 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Заключительный этап (п.16-19) см. «Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении».

Техника кормления новорожденных детей

Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных – правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое для него является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания ребенка к груди для активации механизмов лактопоэза, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможное раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются. При вскармливании грудью важно создать матери удобное для кормления положение (первые сутки – лежа, позднее – сидя).

Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой, сцеживая остатки молока после кормления. Если объем молока в одной молочной железе недостаточен, допустимо докармливание из другой молочной железы, после того как ребенок высосал из первой, с последующим чередованием порядка прикладывания к груди. Для определения количества высосанного ребенком молока применяют контрольное взвешивание до и после кормления, так как вялососущих детей и недоношенных иногда приходится докармливать с ложечки. Интервалы между кормлениями – 3 или 3,5 ч. с 6-6,5 часовым ночным перерывом. Продолжительность одного кормления колеблется в широких пределах, поскольку зависит от активности сосания, степени лактации, однако в среднем она не должна превышать 20 мин.

Несмотря на то, что девять десятых рациона ребенка высасывает обычно за 5 мин., следует его держать у груди подольше, чтобы помимо голода он удовлетворил потребность и в сосании. Во время сосания ребенок испытывает радость, он познает свою мать, а через нее и окружающий мир. Однако бывают случаи, когда кормление грудью ребенку противопоказано (тяжелые заболевания новорожденного), или ситуации, когда мать не может кормить грудью (послеродовые и другие инфекционные болезни, оперативные вмешательства в родах, эклампсия и др.).

Для определения количества молока, необходимого новорожденному в первые 2 недели жизни, можно пользоваться формулой Г.И.Зайцевой, где суточное количество молока равно 2% массы тела при рождении, умноженное на день жизни ребенка. С 2-х недельного возраста суточная потребность в молоке равняется 1/5 массы тела.

Для оптимальной деятельности организма новорожденному кроме молока нужна также вода. Воду (чай, раствор Рингера) дают между кормлениями, в первые двое суток – 20-30 мл, а в последующие дни – до 50 мл.

При недостаточной лактации у матери для вскармливания новорожденных применяют молочные смеси, которые по своему составу и соотношению пищевых ингредиентов адаптированные к материнскому молоку. Для новорожденных применяют адаптированные смеси «Малютка», «Детолакт», «Фрисолак», «Семилко» и др., которые способны обеспечивать гармоничное, полноценное развитие ребенка.

Учитывая преимущества естественного вскармливания, следует в борьбе с гипогалактией соблюдать пищевой рацион кормящей матери. В его состав ежедневно должно входить молоко, кисломолочные продукты (не менее 0,5 л), творог или изделия из него (50-100 г), мясо (около 200 г), овощи, яйца, масло, фрукты, хлеб. Из пищевых продуктов, способствующих повышению лактации, принимают мед, грибные супы, грецкие орехи, дрожжи, рыбные блюда. Следует помнить, однако, что мед и рыбные блюда могут вызвать аллергические реакции. Жидкости кормящая мать должна выпивать не менее 2-2,5 л в сутки. Необходимо избегать продуктов, обладающих высокоаллергизирующим действием: цитрусовых, клубники, шоколада, натурального кофе, крепких мясных бульонов, консервированных продуктов, соленых блюд и др. Запрещается курение и употребление спиртных напитков.

Санитарно-эпидемический режим в отделении новорожденных
и при работе с новорожденными

Требования к персоналу

Лица, поступившие на работу в роддом, проходят полный медицинский осмотр специалистами, флюорографическое исследование грудной клетки, бактериологическое обследование на кишечную группу, золотистый стафилококк, исследование крови на сифилис, ВИЧ-инфекцию. Персонал должен быть привит против дифтерии, все полученные данные заносятся в санитарную книжку, которая хранится у старшей сестры.

Помимо плановых обследований, медицинская сестра отделения, приступая к дежурству, должна измерить температуру тела и пройти контроль врача либо старшей медицинской сестры с осмотром зева и кожных покровов на выявление гнойничков, инфицированных ссадин, сыпи и т.п. Данные осмотра фиксируются в специальном журнале. Больной персонал к работе не допускается. Ежедневная санация носоглотки проводится только в случае эпидемического неблагополучия.

После осмотра медицинская сестра надевает санитарную одежду (ежедневно сменяемый халат, легкое хлопчатобумажное платье-рубашку, носки, кожаную обувь). Кольца, браслеты и наручные часы во время работы рекомендуется снимать. Ногти должны быть коротко острижены и закруглены пилкой, рукава халата закатываются выше локтя. Особое внимание уделяется мытью рук: тщательно до локтя их моют теплой водой с мылом, обсушивают чистой пленкой, обрабатывают дезинфектантом. С целью профилактики дерматитов от многократного применения антисептиков рекомендуется работа в хирургических перчатках, обеззараживаемых перед контактом с кожными покровами каждого ребенка.

Медицинский персонал использует маски в отделении новорожденных при инвазивных вмешательствах (пункции магистральных сосудов, люмбальной пункции и т.п.), постоянно при эпидемии гриппа и другом эпидемическом неблагополучии.

Требования к оснащению и содержанию палат

В физиологическом отделении для здоровых доношенных детей предусматривается площадь не менее 2,5 м 2 на одну койку, в обсервационном – 4,5 м 2 . На каждом посту устанавливают детские кроватки, пеленальные столы с обогревом, медицинские весы для взвешивания новорожденных, столик для медикаментов, необходимых для ухода за ребенком, встроенные шкафы для белья. Переносить оборудование и предметы ухода из одной палаты в другую недопустимо.

Кроватки для новорожденных нумеруются, в них вкладывают матрацы с наглухо зашитыми клеенчатыми чехлами. Во время кормления детей чехлы протирают ветошью, смоченной дезинфектантом. Матрацы застилают простынками, подушки не используют. При применении гамачков, их меняют не реже одного раза в сутки.

Пеленальный стол накрывают матрацем в клеенчатом чехле. Он должен легко мыться и дезинфицироваться. В палатах целесообразно установить дополнительный пеленальный стол, на котором выполняется только распеленание ребенка. Рядом с пеленальным столом на тумбочке размещают детские весы.

Палаты обеспечивают подводом теплой и холодной воды, детской ванной. При отсутствии централизованной подачи воды для подмывания детей устанавливают педальные умывальники с теплой водой. Рядом с раковиной на полочке или тумбочке помещают мыльницу с мылом, емкость с дезинфектантом.

За каждым постом физиологического отделения при раздельном размещении матерей и новорожденных закрепляют каталки с перегородками-ячейками на одного ребенка. После кормления каталки обрабатывают дезинфектантом и кварцуют в течение 30 минут. Дети недоношенные, травмированные и находящиеся в обсервационном отделении, при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию подаются на кормление матерям на руках.

Палаты для интенсивного ухода обеспечивают централизованной подводкой кислорода, кувезами, специальным оборудованием и оснащением для экстренной помощи при неотложных состояниях.

В течение всего периода пребывания новорожденных в родильном доме используется только стерильное белье. Его суточный запас на одного новорожденного составляет не менее 48 пеленок, 10 распашонок для 5-7 кратной смены. На все время пребывания в родильном доме новорожденному выделяют один матрац, два одеяла, три конверта. Чистое белье хранят на полках шкафов в комплекте по 30-50 штук в двойной упаковке из хлопчатобумажных мешков. Срок хранения белья не

Более двух суток с момента стерилизации. Неиспользованное белье передается в стерилизационную. В шкафу, в специально выделенном месте, хранят постельные принадлежности, доставленные после дезинфекции.

Для сбора грязного белья служит бак с крышкой и педальным устройством. Внутрь его вкладывают клеенчатый или полиэтиленовый мешок.

Для ухода за новорожденными необходимо иметь набор медицинского инструментария, перевязочных материалов, предметов ухода. Они должны соответствовать количеству детских коек, быть однократного использования и храниться в медицинском шкафу. Перед каждым пеленанием сестра готовит рабочий столик со стерильным материалом, средствами ухода и инструментарием, на нижнюю полку стола ставит емкость с дезинфицирующим раствором и лоток для отработанного материала.

Баллончики, катетеры, газоотводные трубки, клизмы, медицинский инструментарий после использования погружают в отдельные емкости с раствором дезинфектанта, затем подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации. Обеззараженные предметы ухода хранят в отдельной маркированной сухой стерильной таре. Глазные пипетки, шпатели и другие инструменты подлежат стерилизации. Стерильный пинцет (корнцанг), используемый для забора обеззараженных изделий медицинского назначения, во время каждого пеленания хранится в емкости с дезинфектантом. Пинцет (корнцанг) и дезраствор меняют один раз в сутки. Медицинские термометры полностью погружают в дезинфектант, промывают в кипяченой воде, просушивают в пеленке и хранят в сухом виде. Использованные соски моют под горячей водой, кипятят 30 мин в специально выделенной эмалированной кастрюле. Затем, не снимая крышки, сливают воду и хранят в этой же посуде.

Для ухода за остатком пуповины и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми используют только стерильные ватно-марлевые тампоны, шовно-перевязочный материал, инструменты. Стерильный материал помещают в бикс, меняют его один раз в сутки. Медицинская сестра отвечает за правильную укладку и своевременную сдачу биксов. Неиспользованный из укладок стерильный материал подлежит повторной стерилизации.

Медикаменты для ухода за новорожденными (мази, масла, водные растворы и др.) должны быть стерильными. Их готовят в разовой упаковке или фасуют в количестве, не превышающем суточную потребность на одного ребенка.

Лекарственные средства, применяемые для лечения новорожденных, на постах физиологического отделения не хранят. Медикаменты в палатах для интенсивного ухода помещают в специально выделенный медицинский шкаф. В комнате старшей медицинской сестры в закрытом шкафу (холодильнике) постоянно хранят трех – и десятидневные запасы медикаментов и стерильного материала. Срок хранения стерильных растворов для инъекций, приготовленных в условиях аптеки и укупоренных под обкатку алюминиевым колпачком, составляет один месяц, без обкатки-2 дня. Срок хранения мазей, порошков, присыпок – 10 дней.

Палаты для новорожденных заполняются строго циклически с разницей в сроке рождения детей до трех суток. В палатах поддерживается температура воздуха +22°С (для недоношенных +24°С). Относительная влажность воздуха контролируется показаниями психрометра и должна составлять 60%. Воздух обеззараживается бактерицидными лампами. Для снижения микробной обремененности и очистки от пыли целесообразно использовать кондиционеры. Палаты проветриваются 6 раз в сутки, когда новорожденные находятся на кормлении в палатах матерей или выносятся в соседнее помещение.

Уборка палат (боксов), процедурной и других помещений проводится младшим медицинским персоналом. Их работу контролирует старшая медсестра отделения и сестра-хозяйка, в ночное время – ответственная дежурная медсестра. Уборочный инвентарь строго маркируется, ветошь для обработки твердого инвентаря ежедневно кипятят и хранят, как и посуду, в которой ее кипятят, в подсобном помещении.

В палатах новорожденных проводят влажную уборку не реже трех раз в сутки: один раз с использованием дезинфицирующего средства (после третьего кормления), два раза (утром и вечером) с моющим раствором. После уборки включают на 30 минут бактерицидные лампы и проветривают помещение. В присутствии детей можно использовать только экранированные лампы.

Заключительную дезинфекцию палат проводят после выписки новорожденных, но не реже одного раза в 7-10 дней. Все белье из палаты сдают в прачечную, одеяла и матрацы – для камерной дезинфекции. По возможности всю мебель выносят. Стеклянные перегородки, шкаф, окно моют с нашатырным спиртом. Кальцинированной содой чистят умывальники и ванночку. Тщательно обрабатывают моющим раствором кроватки, столы, тумбочки, весы, перегородки, стены, лампы дневного света, бактерицидные облучатели, плинтуса, батареи. Затем их протирают дезинфектантом, в последнюю очередь моют пол. Палату закрывают на 1 час. После дезинфекции все поверхности промывают горячей водой и включают на 1 час бактерицидные лампы. Затем персонал меняет санитарную одежду и раскладывает матрацы, одеяла, полученные из дезкамеры. Укомплектовав палаты, вновь включают бактерицидные лампы на 1 час и проветривают помещение. Кроватки заправляют постельным бельем перед поступлением новорожденного. Генеральную уборку проводят поочередно во всех палатах новорожденных в соответствии с графиком их заполнения. Помимо этого, два раза в год отделение новорожденных вместе со всем родильным стационаром закрывают для расширенной санитарной обработки и косметического ремонта.

В обсервационном отделении новорожденных уборку палат проводят не реже трех раз в сутки, при этом один раз (утром) – с использованием моющего раствора, а после третьего и пятого кормлений – дезинфицирующими средствами. После каждой уборки проводят облучение воздуха бактерицидными лампами в течение 60 мин и проветривание палат. При переходе в обсервационное отделение медицинский персонал других отделений меняет спецодежду.

Для текущей и заключительной обработки палат и инвентаря могут применяться импортные дезинфицирующие средства («Микроцид», «Лизетол», «Сагросепт», «Гигасепт», «Октенидерм» др.). Они используются в соответствии с прилагаемыми инструкциями.

Требования, предъявляемые к уходу за новорожденными

Новорожденные дети должны находиться под постоянным наблюдением медперсонала. При приеме ребенка в палату медсестра сверяет текст медальона с аналогичной информацией, указанной на браслетах и в истории развития новорожденного (фамилия, имя, отчество матери, масса и пол ребенка, дата и час рождения, номер истории родов). Расписывается в истории развития новорожденного (ф.№97) о приеме новорожденного в детскую палату, регистрирует его в журнале отделения (ф.№102).

При осмотре ребенка медицинская сестра обращает особое внимание на характер крика ребенка, цвет кожных покровов, состояние пуповинного остатка, отхождение мочи и мекония. Проводит вторичную обработку новорожденного. В случае раннего перевода из родзала (например, в палату интенсивной терапии)

Новорожденному через 2 ч после рождения проводится вторичная профилактика гонобленнореи 30% раствором сульфацил-натрия. О проведенной профилактике медсестра делает запись в истории развития новорожденного, в дальнейшем вносит в нее данные наблюдения и вскармливания.

Утром, перед кормлением, медсестра подмывает детей, измеряет температуру, взвешивает их, проводит утренний туалет.

Обработку пуповинного остатка и пупочной ранки проводят при ежедневном осмотре детей, по показаниям – чаще. По назначению врача пуповинный остаток и пупочную ранку ведут открытым способом или под пленкой аэрозольного антисептика. Для ускорения мумифицирования пуповинного остатка у его основания накладывают дополнительную шелковую лигатуру. Пуповинный остаток отпадает на 3-5-й день жизни. Эпителизация пупочной ранки наступает через несколько дней, у недоношенных детей – позже.

Перед каждым кормлением медсестра проводит смену пеленок. Распашонки меняются ежедневно, при загрязнении – по потребности. Доношенным детям покрывают голову и пеленают вместе с руками только в первые дни жизни, затем применяют открытый способ пеленания. В холодное время года пеленают в одеяло или конверт, с вложенным в него одеялом, в жаркое – только в пеленки. В случае задержки выписки по назначению врача новорожденных купают.

При совместном пребывании матери и ребенка уход за новорожденным в первые сутки осуществляет медсестра. Она обязана обратить внимание матери на необходимость соблюдения правил личной гигиены, последовательность обработки кожи и слизистых оболочек, обучить мать пользоваться стерильным материалом и дезинфицирующим средствами.