Во время очередного патронажного посещения. Шумы в сердце у ребенка. Педиатрия с детскими инфекциями

6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, температура повысилась до 39о С. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар.

Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.

Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 мин., тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обложен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.

Диагноз: скарлатина, тяжелое течение.

Задания

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы пациента с их обоснованием.

3. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения.

4. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ.

5. Продемонстрируйте взятие мазка из зева и носа на BL.

Эталоны ответов

1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать температуру тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.

Проблемы пациента

настоящие:

Боль в горле,

Головная боль,

Суставные и мышечные боли,

Лихорадка,

Гнойный налет на миндалинах,

Изоляция ребенка.


потенциальные:

Риск развития миокардита, нефрита.

Из данных проблем приоритетной является - лихорадка, боли (в горле,

суставные, мышечные, головная).

2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2 дней, прекратится рвота.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС.

1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям).

2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации.

Задания

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушение потребности: - есть, быть здоровым, отдыхать, играть.

Проблемы пациента:

настоящие:

Анорексия погрешности в диете,

Быстрая утомляемость,

Раздражительность,

Слабость,

Бледность кожи и слизистых оболочек.

потенциальные:

Риск развития среднетяжелой и тяжелой степени анемии

Приорететная проблема – анорексия.

1) краткосрочные - у ребенка улучшится аппетит к концу первой недели

2) долгосрочные - родители ребенка отметят улучшение состояния к моменту выписки, не предъявят жалоб на отсутствие аппетита у ребенка, повышенную раздражительность ребенка.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. Обеспечит психический и физический покой.

2. Организует правильный режим дня и питания (железосодержащие продукты).

2. Для обеспечения необходимого содержания белка, - витаминов и микроэлементов в организме.

3. Будет кормить ребенка малыми порциями в теплом виде 5 раз в сутки через каждые 4 часа.

3. Для лучшего усвоения питательных веществ в организме.

4. Обеспечит прогулки на свежем воздухе (зимой не менее 3 раз в сутки, летом можно весь день), проветривание жилья (зимой - 5-10 мин, летом целые сутки).

4. Для профилактики вторичных инфекционных заболеваний. Для лучшей аэрации легких, обогащения воздуха кислородом.

5. Проведет беседу с родителями о необходимости полноценного питания.

5. Для компенсации потери белка, Fe, витаминов и увеличения защитных сил организма.

6. Будет наблюдать за внешним видом и: состоянием пациента.

6. Для ранней диагностики своевременного оказания неотложной помощи.

7. Осуществит комплекс гигиенических мероприятий.

7. Для соблюдения чистоты кожи и слизистых оболочек для профилактики пролежней.

8. Для эффективности лечения.

Оценка: пациент почувствует себя удовлетворительно, станет активным, общительным. Родители продемонстрируют знания о правильном полноценном питании ребенка. Цели будут достигнуты.

Задача №61

Мальчик 9 мес, участковый врач посетил на дому, по вызову. Родители предъявляют жалобы на повышение Т до 39,2º С, судорожные подергивания. Болен 2 день, появился насморк и сухой кашель. Ребенок от первой беременности , протекавшей с гестозом во второй половине. Роды срочные, физиологические. Масса при рождении - 2900 г, длина - 49 см. Вскармливание грудное до 1 мес. В 2 мес диагностирован рахит, ОРЗ в возрасте 5 мес. Родители здоровы, проф. вредностей нет, образование высшее. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные.

Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. Кожные покровы чистые, бледные. Конечности холодные. Слизистая зева гиперемирована. Носовое дыхание затруднено, серозные отделяемые из носовых ходов. Микрополиадения. Тонус мышц диффузно снижен. Большой родничок 2,0х1,5 см, края плотные, краниотабеса нет. 2 зуба. Грудная клетка сдавлена с боков, развернута в нижней апертуре, "четки". Пальпируются "браслетики". Перкуторно и аускультативно со стороны легких без патологии. Границы сердца не расширены. Тоны громкие, ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стул и мочеспускание не нарушены. Менингиальные симптомы не выявлены.

В присутствии врача произошел приступ судорог. У ребенка отмечалось подергивание конечностей, переизгибание туловища. Длительность приступа - 7 сек, купировался самостоятельно. Температура тела в этот момент 39,5º С. После приступа сознание восстановилось.

Врачебный диагноз: Рахит. ОРВИ.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: быть здоровым, дышать, есть, пить, быть чистым, играть, отдыхать, поддерживать температуру тела.

Проблемы пациента:

настоящие:

Насморк,

Сухой кашель,

Лихорадка;

Судороги,

с - лабость;

потенциальные:

Угроза развития летального исхода вследствие гипертермии.

2. Приоритетная проблема пациентки - лихорадка, судороги.

Краткосрочные - пациент отметит понижение температуры тела, отсутствие судорог, отсутствие насморка и кашля через 2 дня;

Долгосрочные - пациент отметит отсутствие всех симптомов болезни к моменту выписки.

План

Мотивация

Медицинская сестра обеспечит:

1. Психический и физический покой.

1. Для обеспечения и правильного ритма процессов высшей нервной деятельности.

2. Обильное теплое питье.

2. С целью уменьшения интоксикации и обезвоженности.

3. Строгий постельный режим.

3. Для профилактики осложнений;

4. Уход за кожей и слизистыми.

4. Для профилактики гнойных осложнений.

5. Наблюдение за состоянием пациента
(t, PS, АD, ЧДД).

5. Для ранней диагностики и своевременной помощи в случае возникновения осложнений.

6. Выполнение назначений врача.

6. Для эффективности лечения.

7. Прием витаминов.

7. Для повышения иммунитета.

8. Применение физических методов охлаждения ребенка.

Для снижения температуры у ребенка.

9. Проведет беседу с родителями о профилактике гипертермии.

9. Для профилактики гипертермии и судорог.

Оценка: пациент отметит значительное улучшение своего состояния, температура снизится, судороги прекратятся. Родители продемонстрируют знания о профилактике гипертермии. Цель будет достигнута.

Задача №62

5 месяцев. Мама обратилась к врачу с жалобами на беспокойство ребенка, плохой сон, кожный зуд. Данные жалобы появились 4 дня назад. Ребенок от 1 беременности, протекавшей с токсикозом первой половины. Роды срочные, масса при рождении 3450 г, рост 52 см. Закричал сразу. В родильном доме отмечалась токсическая эритема. Выписан на 6 сутки в удовлетворительном состоянии. Поздний неонатальный период протекал без изменений. На естественном вскармливании находился до 3-х месяцев. С этого возраста переведен на смешанное вскармливание в связи с гипогалактией матери. С 4-х месяцев переведен на искусственное вскармливание, получает смесь "Малыш". Пять дней назад в рацион введена 5% манная каша на коровьем молоке. С 2-х месяцев получает свежеприготовленный яблочный сок, в настоящее время в количестве 50 мл. Перенес ОРВИ в 3х месячном возрасте, в связи с чем не привит. Родители считают себя здоровыми. Мать работает в химической лаборатории завода "Тасма". Дедушка по линии матери страдает бронхиальной астмой. У бабушки по линии отца - эрозивный гастрит. Отец курит.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести, возбужден, во время осмотра расчесывает кожу. На волосистой части головы и бровях имеются сальные корочки. Кожа щек сухая, шелушащаяся, ярко гиперемирована. На коже туловища и конечностей имеются в небольшом количестве гладкие, блестящие папулы, следы расчесов. В паховых областях кожа эрозирована, умеренная гиперемия. Микрополиадения. В легких перкуторно звук легочной, дыхание пуэрильное. Границы сердца не расширены, тоны ясные, живот безболезненный. Селезенка не увеличена. Стул неустойчивый до 4-5 раз в день, полужидкий, без патологических примесей.

Анализ крови: Эр-4,0х10 12/л, Нв-120 г/л, лейк-10,2х10 9/л, п-4%,с-26%, э-9%, л-56:, м-5%,СОЭ-16 мм/ч. Анализ мочи – уд. вес - 1012, лейк-3-4 в поле зрения, эпителий плоский - 1-3 в поле зрения.

Врачебный диагноз: Экссудативный диатез.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: быть здоровым, быть чистым, спать, отдыхать. Проблема пациента: играть, общаться, выделять.

настоящие:

Кожный зуд;

Нарушение сна;

Неустойчивый стул;

Плохой сон;

Кожа щек сухая, шелушится, ярко гиперемирована, сыпь папулезная на теле и конечностях, эозинофилия в крови, микрополиадения.

потенциальные:

Угроза развития хронических заболеваний (экзема, бронхиальная астма)

2. Приоритетные проблемы пациента - кожный зуд, нарушения сна.

Краткосрочные: ребенок отметит уменьшение зуда, улучшение сна к концу первой недели;

Долгосрочные: ребенок отметит отсутствие зуда, сыпи, сон станет спокойным к моменту выписки.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. Обеспечит ребенку полный психический и физический покой.

1. Для обеспечения правильного ритма процессов высшей нервной деятельности.

2. Применит гигиенические ванны с: настоем ромашки, раствором фурацилина или мазевые повязки.

2. Для уменьшения и лечения зуда.

3. Обеспечит уход за кожей и слизистыми;

3. Для профилактики гнойных осложнений.

4. Обеспечит соблюдение режима дня, длительное пребывание на свежем воздухе.

4. Для улучшения состояния ребенка, для предупреждения осложнений, лучшей аэрации.

5. Обеспечит проветривание помещений.

5. Для улучшения аэрации легких.

6. Выполнит назначения врача.

6. Для эффективности лечения.

7. Проведет беседу с родителями о профилактике аллергии , и необходимости гипоаллергенной диеты.

7. Для профилактики аллергических состояний.

Оценка: ребенок отметит улучшение состояния, зуд пройдет, сыпи не будет, родители продемонстрируют знания о профилактике аллергии у ребенка. Цели будут достигнуты.

Задача №63

Мальчик 13 лет поступил в стационар с жалобами на боли в эпигастральной области. Перед поступлением в больницу была рвота "кофейной гущей", после чего боли стихли, но появилась слабость, сердцебиение, головокружение, шум в ушах.

При осмотре: бледность кожных покровов, А/Д снижено, РS 110 в мин, при пальпации напряжнение мышц в эпигастральной области.

Врачебный диагноз: Язвенная болезнь желудка.

Желудочное кровотечение.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: быть здоровым, есть, выделять, двигаться, быть чистым, общаться, учиться.

Проблемы пациента:

настоящие:

Рвота кофейной гущей,

Снижение А/Д,

Уменьшение объема циркулирующей крови,

Боли в эпигастральной области,

Слабость,

Сердцебиение,

Головокружение,

Шум в ушах,

Бледность кожных покровов;

потенциальные:

Риск развития острого снижения объема циркулирующей крови, геморрагического шока.

2. Приоритетная проблема пациента: рвота кофейной гущей.

Краткосрочные: пациент отметит к концу дня уменьшение слабости, рвоты не будет на 2-й день;

Долгосрочные: пациент отметит исчезновение слабости и сердцебиения через 7 дней, боли в эпигастральной области пройдут к 9-10 дню.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. Обеспечит срочный вызов врача.

1. Для оказания скорой врачебной помощи

2. Придаст пациенту горизонтальное положение.

2. Для профилактики дальнейших осложнений.

3. Положит на эпигастральную область резиновый баллон со льдом, предварительно положить на тело полотенце

3. Для уменьшения кровотечения.

4. Будет следить за РS, А/Д, кожными покровами.

4. Для ранней диагностики возможных осложнений

5. Будет строго выполнять назначения врача

5. Для обеспечения эффективного лечения.

6. Проведет беседу о профилактике язвенной болезни, кишечных кровотечений.

6. Для профилактики возможных осложнений.

Оценка: пациент отметит значительное улучшение своего состояния, рвоты кофейной гущи не будет. Пациент пропродемонстрирует знания о профилактике язвенной болезни, осложнений. Цель будет достигнута.

Задача №64

Сережа 3-х лет заболел остро, подъем температуры до 38,8º С. Отмечалась однократная рвота, головная боль, боль при глотании. К концу суток появилась сыпь. При осмотре: состояние средней тяжести, температура 39,3º С. На коже обильная мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне. Белый дермографизм, язык обложен белым налетом. Зев ярко гиперемирован, миндалины гипертрофированы, отечны. Со стороны сердца тахикардия. Тоны громкие, живот безболезненный. Стул и диурез в норме.

Врачебный диагноз: скарлатина.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть, пить, быть здоровым, быть чистым, поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, играть.

Проблема пациента:

настоящие:

Головная боль,

Лихорадка,

Боль в горле;

потенциальные:

Риск развития лимфаденита, отита,

Риск развития нефрита, ревмокардита.

2. Приоритетные проблемы: лихорадка, головная боль, боль в горле.

Краткосрочные - ребенок отметит уменьшение зуда, болей в горле, улучшение сна, ко 3-му дню заболевания;

Долгосрочные - пациент отметит исчезновение всех симптомов болезни.

К 10-му дню - исчезнет зуд, боль в горле, нормализуется сон.

План

Мотивация

Медицинская сестра:

1. Изолирует ребенка в отдельную комнату.

1. Для профилактики заражения скарлатиной других членов семьи.

2. Оеспечит постельный режим не менее 7 дней

2. Во избежание осложнения со стороны сердца и почек.

3. Обучит ребенка полоскать горло раствором фурацилина и раствором соды после еды.

3. Для ликвидации боли в горле и предупреждения присоединения вторичной инфекции.

4. Обеспечит ребенка обильным питьем.

4. Для ликвидации интоксикации.

5. Повторит анализы мочи и крови.

5. Для ранней диагностики осложнений.

6. После выздоровления даст маме: направление к ревматологу, ЛОР врачу, снять ЭКГ.

6. Для ранней диагностики осложнений.

7. Будет вести наблюдение за внешним видом и: и состоянием пациента, РS, ЧДД.

7. Для ранней диагностики и своевременного оказания:неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

8. Будет выполнять назначения врача.

8. Для эффективного лечения.

9. Проведет беседу с родителями ребенка о профилактике инфекционных заболеваний.

9. Для профилактики инфекционных заболеваний.

Оценка: исчезновение всех симптомов болезни. Родители продемонстрируют знания о профилактике инфекционных заболеваний.

Цели будут достигнуты.

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях

Задача №65

В ФАП принесли девочку 12 лет, которая случайно выпила раствор каустической соды. Мучается от острой боли в ротовой полости, глотке и за грудиной. Отмечается слюнотечение из-за невозможности сделать хотя бы один глоток. На губах, языке, слизистой щек - следы ожогов. Состояние тяжелое. Девочка плачет от боли, бледная, пульс 100 уд/мин.

Задания

3. Продемонстрируйте технику внутрикожной инъекции .

Эталоны ответов

1. Отравление раствором каустической соды.

а) перед промыванием желудка провести премедикацию 1% раствором промедола 0,1 мл/год внутримышечно;

б) промыть желудок холодной водой, либо слабым раствором 1-2% лимонной кислоты;

в) ввести обволакивающее средство;

г) госпитализировать в стационар для дальнейшего наблюдения и лечения;

3. Техника внутрикожной инъекции согласно алгоритму выполнения манипуляции;

1.

Девочка 9 лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД. инсулина. После введения инсулина, опаздывая в школу, не позавтракала. На первом уроке внезапно появились судороги, потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, клонико-тонические судороги.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику подкожной инъекции ребенку.

Эталоны ответов

1. Гипогликемическая кома.

2. Алгоритм неотложной помощи:

а) ввести внутривенно 10-20 мл. 40% раствора глюкозы;

б) при снижении АД ввести внутривенно плазму и ее заменители: полиглюкин, реополиглюкин, альбумин и сердечные гликозиды: коргликон – 0,06% раствор 0,5 мг/кг внутривенно медленно, гормоны: преднизолон, гидрокортизон 5 мл/кг;

в) при судорогах ввести диазепам 0,3-0,5 мл/кг внутривенно медленно или натрия оксибутират 20% раствор 0,5-0,75 мл/кг;

Оценка: пациент отметит улучшение состояния, устранение удушья, пропродемонстрирует знания о профилактике приступов удушья. Цели будут достигнуты.

Задача №59

Вызов фельдшера к ребенку 4-х лет. Жалобы на неоднократную рвоту и жидкий стул в течение 2х дней. Со слов мамы рвота началась после того, как ребёнок выпил молоко. Рвота наблюдается до 3х раз в сутки. После каждого акта дефекации -нарастающая слабость. Объективно: сознание ясное, ребенок адинамичен, кожа бледная и сухая, черты лица заострены. Температура тела субфебрильная = 37,1º С, С, РS =52 уд в мин. слабого наполнения, А/Д 78/40.

Врачебный диагноз: КИНЭ (кишечная инфекция неясной формы).

Задания

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: быть здоровым, есть, пить, выделять, поддерживать температуру тела.

Проблемы пациента:

настоящие:

Неоднократная рвота,

Обезвоженность,

Слабость,

Температура тела субфебрильная;

потенциальные:

Риск развития ухудшения состояния, связанное с развитием осложнений, сердечной недостаточности, обезвоженности.

2. Приоритетные проблемы: диарея, обезвоженность.

Краткосрочные цели: не допустить у ребенка аспирации рвотными массами и дальнейшего обезвоживания организма, остановить диарею. Уберечь контактных от заражения.

Долгосрочные цели: ребенок будет здоров к моменту выписки.

План Мотивация
Медицинская сестра: обеспечит
1. Правильное положение: ребенку (лежа на спине, голова повернута набок), применение функциональной кровати. 1. Для избежания аспирации рвотными массами.
2. Контроль за объемом выделяемых испражнений и рвотных масс. 2. Для предупреждения эксикоза.
3. Гигиенический уход за ребенком. Частая смена белья. 3. Для предупреждения опрелостей, раздражения кожи, гнойных осложнений.
4. Постоянный контроль за состоянием ребенка (А/Д, РS, t). 4. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
5. Выполнение медикаментозных назначения врача. 5. Для обеспечения эффективности лечения.
6. В очаге обеспечит изоляцию контактных, наблюдение за контактными в течение 7 дней, бакобследование. Профилактическое лечение контактных. 6. Для избежания распространения инфекций.
7. Сан.просвет. работу по профилактике кишечных и особоопасных инфекций. 7. Для избежания распространения инфекций.
8. Дачу экстренного извещения в СЭС. 8. Для избежания распространения инфекций.

Оценка: пациент отметит улучшение состояния, отсутствие диареи, рвоты. Цели будут достигнуты.

Задача №60

Во время очередного посещения поликлиники ребенком 1 года, весом 10700 гр, медсестра обратила внимание на резкую бледность кожи и слизистых оболочек. Мать сообщила, что ребенок быстро утомляется, раздражителен, не активен, отметила потерю аппетита. При распросе матери удалось установить, что питание ребенка однообразное: молочная пища, молочные продукты. Фрукты и овощи мать предпочитает не давать, боясь нарушения пищеварения. Ребенок до 1 г 3 раза переболел ОРВИ. В анамнезе крови: Нв-100 г/л, Еr-3,0х10 12, ц.п. - 0,8

Врачебный диагноз: Железодефицитная анемия.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушение потребности: - есть, быть здоровым, отдыхать, играть.

Проблемы пациента:

настоящие:

Анорексия погрешности в диете,

Быстрая утомляемость,

Раздражительность,

Слабость,

Бледность кожи и слизистых оболочек.

потенциальные:

Риск развития среднетяжелой и тяжелой степени анемии

Приорететная проблема – анорексия.

1) краткосрочные - у ребенка улучшится аппетит к концу первой недели

2) долгосрочные - родители ребенка отметят улучшение состояния к моменту выписки, не предъявят жалоб на отсутствие аппетита у ребенка, повышенную раздражительность ребенка.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Обеспечит психический и физический покой.
2. Организует правильный режим дня и питания (железосодержащие продукты). 2. Для обеспечения необходимого содержания белка, - витаминов и микроэлементов в организме.
3. Будет кормить ребенка малыми порциями в теплом виде 5 раз в сутки через каждые 4 часа. 3. Для лучшего усвоения питательных веществ в организме.
4. Обеспечит прогулки на свежем воздухе (зимой не менее 3 раз в сутки, летом можно весь день), проветривание жилья (зимой - 5-10 мин, летом целые сутки). 4. Для профилактики вторичных инфекционных заболеваний. Для лучшей аэрации легких, обогащения воздуха кислородом.
5. Проведет беседу с родителями о необходимости полноценного питания. 5. Для компенсации потери белка, Fe, витаминов и увеличения защитных сил организма.
6. Будет наблюдать за внешним видом и: состоянием пациента. 6. Для ранней диагностики своевременного оказания неотложной помощи.
7. Осуществит комплекс гигиенических мероприятий. 7. Для соблюдения чистоты кожи и слизистых оболочек для профилактики пролежней.
8. Для эффективности лечения.

Оценка: пациент почувствует себя удовлетворительно, станет активным, общительным. Родители продемонстрируют знания о правильном полноценном питании ребенка. Цели будут достигнуты.

Задача №61

Мальчик 9 мес, участковый врач посетил на дому, по вызову. Родители предъявляют жалобы на повышение Т до 39,2º С, судорожные подергивания. Болен 2 день, появился насморк и сухой кашель. Ребенок от первой беременности, протекавшей с гестозом во второй половине. Роды срочные, физиологические. Масса при рождении - 2900 г, длина - 49 см. Вскармливание грудное до 1 мес. В 2 мес диагностирован рахит, ОРЗ в возрасте 5 мес. Родители здоровы, проф.вредностей нет, образование высшее. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные.

Объективно: состояние средней тяжести. Сознание ясное. Кожные покровы чистые, бледные. Конечности холодные. Слизистая зева гиперемирована. Носовое дыхание затруднено, серозные отделяемые из носовых ходов. Микрополиадения. Тонус мышц диффузно снижен. Большой родничок 2,0х1,5 см, края плотные, краниотабеса нет. 2 зуба. Грудная клетка сдавлена с боков, развернута в нижней апертуре, "четки". Пальпируются "браслетики". Перкуторно и аускультативно со стороны легких без патологии. Границы сердца не расширены. Тоны громкие, ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Стул и мочеспускание не нарушены. Менингиальные симптомы не выявлены.

В присутствии врача произошел приступ судорог. У ребенка отмечалось подергивание конечностей, переизгибание туловища. Длительность приступа - 7 сек, купировался самостоятельно. Температура тела в этот момент 39,5º С. После приступа сознание восстановилось.

Врачебный диагноз: Рахит. ОРВИ.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: быть здоровым, дышать, есть, пить, быть чистым, играть, отдыхать, поддерживать температуру тела.

Проблемы пациента:

настоящие:

Насморк,

Сухой кашель,

Лихорадка;

Судороги,

с- лабость;

потенциальные:

Угроза развития летального исхода вследствие гипертермии.

2. Приоритетная проблема пациентки - лихорадка, судороги.

Краткосрочные - пациент отметит понижение температуры тела, отсутствие судорог, отсутствие насморка и кашля через 2 дня;

Долгосрочные - пациент отметит отсутствие всех симптомов болезни к моменту выписки.

План Мотивация
Медицинская сестра обеспечит:
1. Психический и физический покой. 1. Для обеспечения и правильного ритма процессов высшей нервной деятельности.
2. Обильное теплое питье. 2. С целью уменьшения интоксикации и обезвоженности.
3. Строгий постельный режим. 3. Для профилактики осложнений;
4. Уход за кожей и слизистыми. 4. Для профилактики гнойных осложнений.
5. Наблюдение за состоянием пациента (t ,PS, АD, ЧДД). 5. Для ранней диагностики и своевременной помощи в случае возникновения осложнений.
6. Выполнение назначений врача.
7. Прием витаминов. 7. Для повышения иммунитета.
8. Применение физических методов охлаждения ребенка. . Для снижения температуры у ребенка.
9. Проведет беседу с родителями о профилактике гипертермии. 9. Для профилактики гипертермии и судорог.

Оценка: пациент отметит значительное улучшение своего состояния, температура снизится, судороги прекратятся. Родители продемонстрируют знания о профилактике гипертермии. Цель будет достигнута.

Задача №62

Толя Ч., 5 месяцев. Мама обратилась к врачу с жалобами на беспокойство ребенка, плохой сон, кожный зуд. Данные жалобы появились 4 дня назад. Ребенок от 1 беременности, протекавшей с токсикозом первой половины. Роды срочные, масса при рождении 3450 г, рост 52 см. Закричал сразу. В родильном доме отмечалась токсическая эритема. Выписан на 6 сутки в удовлетворительном состоянии. Поздний неонатальный период протекал без изменений. На естественном вскармливании находился до 3-х месяцев. С этого возраста переведен на смешанное вскармливание в связи с гипогалактией матери. С 4-х месяцев переведен на искусственное вскармливание, получает смесь "Малыш". Пять дней назад в рацион введена 5% манная каша на коровьем молоке. С 2-х месяцев получает свежеприготовленный яблочный сок, в настоящее время в количестве 50 мл. Перенес ОРВИ в 3х месячном возрасте, в связи с чем не привит. Родители считают себя здоровыми. Мать работает в химической лаборатории завода "Тасма". Дедушка по линии матери страдает бронхиальной астмой. У бабушки по линии отца - эрозивный гастрит. Отец курит.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести, возбужден, во время осмотра расчесывает кожу. На волосистой части головы и бровях имеются сальные корочки. Кожа щек сухая, шелушащаяся, ярко гиперемирована. На коже туловища и конечностей имеются в небольшом количестве гладкие, блестящие папулы, следы расчесов. В паховых областях кожа эрозирована, умеренная гиперемия. Микрополиадения. В легких перкуторно звук легочной, дыхание пуэрильное. Границы сердца не расширены, тоны ясные, живот безболезненный. Селезенка не увеличена. Стул неустойчивый до 4-5 раз в день, полужидкий, без патологических примесей.

Анализ крови: Эр-4,0х10 12/л, Нв-120 г/л, лейк-10,2х10 9/л, п-4%,с-26%, э-9%, л-56:, м-5%,СОЭ-16 мм/ч. Анализ мочи – уд.вес - 1012, лейк-3-4 в поле зрения, эпителий плоский - 1-3 в поле зрения.

Врачебный диагноз: Экссудативный диатез.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: быть здоровым, быть чистым, спать, отдыхать. Проблема пациента: играть, общаться, выделять.

настоящие:

Кожный зуд;

Нарушение сна;

Неустойчивый стул;

Плохой сон;

Кожа щек сухая, шелушится, ярко гиперемирована, сыпь папулезная на теле и конечностях, эозинофилия в крови, микрополиадения.

потенциальные:

Угроза развития хронических заболеваний (экзема, бронхиальная астма)

2. Приоритетные проблемы пациента - кожный зуд, нарушения сна.

Краткосрочные: ребенок отметит уменьшение зуда, улучшение сна к концу первой недели;

Долгосрочные: ребенок отметит отсутствие зуда, сыпи, сон станет спокойным к моменту выписки.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Обеспечит ребенку полный психический и физический покой. 1. Для обеспечения правильного ритма процессов высшей нервной деятельности.
2. Применит гигиенические ванны с: настоем ромашки, раствором фурацилина или мазевые повязки. 2. Для уменьшения и лечения зуда.
3. Обеспечит уход за кожей и слизистыми; 3. Для профилактики гнойных осложнений.
4. Обеспечит соблюдение режима дня, длительное пребывание на свежем воздухе. 4. Для улучшения состояния ребенка, для предупреждения осложнений, лучшей аэрации.
5. Обеспечит проветривание помещений. 5. Для улучшения аэрации легких.
6. Выполнит назначения врача. 6. Для эффективности лечения.
7. Проведет беседу с родителями о профилактике аллергии, и необходимости гипоаллергенной диеты. 7. Для профилактики аллергических состояний.

Оценка: ребенок отметит улучшение состояния, зуд пройдет, сыпи не будет, родители продемонстрируют знания о профилактике аллергии у ребенка. Цели будут достигнуты.

Задача №63

Мальчик 13 лет поступил в стационар с жалобами на боли в эпигастральной области. Перед поступлением в больницу была рвота "кофейной гущей", после чего боли стихли, но появилась слабость, сердцебиение, головокружение, шум в ушах.

При осмотре: бледность кожных покровов, А/Д снижено, РS 110 в мин, при пальпации напряжнение мышц в эпигастральной области.

Врачебный диагноз: Язвенная болезнь желудка.

Желудочное кровотечение.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: быть здоровым, есть, выделять, двигаться, быть чистым, общаться, учиться.

Проблемы пациента:

настоящие:

Рвота кофейной гущей,

Снижение А/Д,

Уменьшение объема циркулирующей крови,

Боли в эпигастральной области,

Слабость,

Сердцебиение,

Головокружение,

Шум в ушах,

Бледность кожных покровов;

потенциальные:

Риск развития острого снижения объема циркулирующей крови, геморрагического шока.

2. Приоритетная проблема пациента: рвота кофейной гущей.

Краткосрочные: пациент отметит к концу дня уменьшение слабости, рвоты не будет на 2-й день;

Долгосрочные: пациент отметит исчезновение слабости и сердцебиения через 7 дней, боли в эпигастральной области пройдут к 9-10 дню.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Обеспечит срочный вызов врача. 1. Для оказания скорой врачебной помощи
2. Придаст пациенту горизонтальное положение. 2. Для профилактики дальнейших осложнений.
3. Положит на эпигастральную область резиновый баллон со льдом, предварительно положить на тело полотенце 3. Для уменьшения кровотечения.
4. Будет следить за РS, А/Д, кожными покровами. 4. Для ранней диагностики возможных осложнений
5. Будет строго выполнять назначения врача 5. Для обеспечения эффективного лечения.
6. Проведет беседу о профилактике язвенной болезни, кишечных кровотечений. 6. Для профилактики возможных осложнений.

Оценка: пациент отметит значительное улучшение своего состояния, рвоты кофейной гущи не будет. Пациент пропродемонстрирует знания о профилактике язвенной болезни, осложнений. Цель будет достигнута.

Задача №64

Сережа 3-х лет заболел остро, подъем температуры до 38,8º С. Отмечалась однократная рвота, головная боль, боль при глотании. К концу суток появилась сыпь. При осмотре: состояние средней тяжести, температура 39,3º С. На коже обильная мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне. Белый дермографизм, язык обложен белым налетом. Зев ярко гиперемирован, миндалины гипертрофированы, отечны. Со стороны сердца тахикардия. Тоны громкие, живот безболезненный. Стул и диурез в норме.

Врачебный диагноз: скарлатина.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть, пить, быть здоровым, быть чистым, поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, играть.

Проблема пациента:

настоящие:

Головная боль,

Лихорадка,

Боль в горле;

потенциальные:

Риск развития лимфаденита, отита,

Риск развития нефрита, ревмокардита.

2. Приоритетные проблемы: лихорадка, головная боль, боль в горле.

Краткосрочные - ребенок отметит уменьшение зуда, болей в горле, улучшение сна, ко 3-му дню заболевания;

Долгосрочные - пациент отметит исчезновение всех симптомов болезни.

К 10-му дню - исчезнет зуд, боль в горле, нормализуется сон.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Изолирует ребенка в отдельную комнату. 1. Для профилактики заражения скарлатиной других членов семьи.
2. Оеспечит постельный режим не менее 7 дней 2. Во избежание осложнения со стороны сердца и почек.
3. Обучит ребенка полоскать горло раствором фурацилина и раствором соды после еды. 3. Для ликвидации боли в горле и предупреждения присоединения вторичной инфекции.
4. Обеспечит ребенка обильным питьем. 4. Для ликвидации интоксикации.
5. Повторит анализы мочи и крови. 5. Для ранней диагностики осложнений.
6. После выздоровления даст маме: направление к ревматологу, ЛОР врачу, снять ЭКГ. 6. Для ранней диагностики осложнений.
7. Будет вести наблюдение за внешним видом и: и состоянием пациента, РS, ЧДД. 7. Для ранней диагностики и своевременного оказания:неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
8. Будет выполнять назначения врача. 8. Для эффективного лечения.
9. Проведет беседу с родителями ребенка о профилактике инфекционных заболеваний. 9. Для профилактики инфекционных заболеваний.

Оценка: исчезновение всех симптомов болезни. Родители продемонстрируют знания о профилактике инфекционных заболеваний.

Цели будут достигнуты.

Во время очередного патронажного посещения ребенка 1 года фельдшер обратила внимание на наличие у него резкой бледности кожи и слизистых оболочек. Мать сообщила, что ребенок быстро утомляется, раздражителен, не активен, отметила потерю аппетита. При расспросе матери удалось установить, что питание ребенка однообразное, молочная каша дважды в день. Фрукты и овощи предпочитает не давать, боясь нарушения пищеварения. На таком питании ребенок прибавляет в весе, что радовало мать. Живут в общежитии, гуляют редко.

При осмотре: состояние у малыша удовлетворительное. Выраженная бледность кожи и выделение слизистых, периферические лимфатические узлы не увеличены. Со стороны сердца: выслушивается систолический шум. Живот мягкий, печень выступает на 2 см из подреберья . Из анамнеза выяснено, что ребенок родился доношенным, на смешанном вскармливании с 1 мес, часто болел ОРВИ.


Задания


2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

4. План диагностического исследования.

5. Техника приготовления овощного пюре .

Эталоны ответов


1. У ребенка можно предположить железодефицитную анемию легкой степени. Основными симптомами заболевания являются: бледность кожи, утомляемость, раздражительность, потеря аппетита, вялость. В сердце ребенка выслушивается систолический шум, печень увеличена. Причины: одностороннее молочное питание, частые заболевания, плохой уход и плохие бытовые условия.

5. Продемонстрируйте технику внутривенно введения 10% раствора хлорида кальция .

Эталоны ответов

1. Диагноз: язвенная болезнь желудка, осложнившаяся кровотечением.

Заключение дано на основании жалоб и объективного обследования: рвота "кофейной гущей", головокружение, слабость, бледность кожных покровов, тахикардия, снижение АД, болезненность в эпигастральной области.

2. Доврачебная помощь – больного уложить, холод на область желудка, глотать кусочки льда, срочная госпитализация в стационар, консультация хирурга.

3. План диагностического исследования в стационаре :

а) общий анализ крови, мочи;

б) ФЭГДС - для определения характера и локализации язвенного дефекта слизистой оболочки желудка.

Лечение: диета - стол №1а, №1б, №1. Из лекарственных средств необходимы препараты, подавляющие хеликобактериальную инфекцию: де - нол, де – нол + оксациллин, де – нол + трихопол. Антисекреторные средства: пепсин, холиномиметики, атропин, платифиллин, селективные М1-холиномиметики - гастроцетин, антациды и адсорбенты: алмагель. маалокс, викалин. Гастроцитопротекторы: цитотек, смекта, средства, нормализующие моторику желудка: церукал, но-шпа, папаверин. Седативные средства: элениум, диазепам, валерьяна. Репаранты: облепиховое масло, масло шиповника.

4. После выписки из стационара больных ставят на диспансерный учет к гастроэнтерологу. Курс противорецидивного лечения включает диетотерапию, медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры. Диета механически и химически щадящая: из питания исключают продукты с грубой клетчаткой, например, грибы. Для обеспечения химического щажения из питания исключают блюда, усиливающие сокоотделение (мясной бульон, жареные блюда).

5. Техника внутривенного введения раствора хлорида кальция согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача №5.(педиатрия)


На прием в детскую поликлинику обратилась мама с 5-летней девочкой. У ребенка - слабость , боли в животе, снижение аппетита, по вечерам температура повышается до 37,9º С. Мать заметила, что девочка часто мочится, моча мутная. Язык сухой, обложен белым налетом. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза и методы исследования данного заболевания.

3. План диагностического исследования в стационаре.

4. Расскажите о принципах лечения заболевания.

5. Продемонстрируйте технику сбора анализа мочи по Зимницкому .

Эталоны ответов

1. Острый первичный пиелонефрит.

Диагноз обоснован данными анамнеза и жалобами: у ребенка слабость, боли в животе, повышение температуры по вечерам, частое мочеспускание, мутная моча.

2. Дополнительными симптомами заболевания являются симптомы интоксикации: утомляемость, снижение аппетита, бледность кожных покровов, боли в поясничной области, наличие отеков.

3. Диагностические исследования в стационаре: общий анализ мочи, анализ мочи на флору и чувствительность к антибиотикам, анализ мочи Нечипоренко, проба по Зимницкому, рентгеноурологические методы исследования, УЗИ почек.

4. Лечение пиелонефрита комплексное. Ребенку назначают соответствующие его состоянию режим и диету, антибактериальные и стимулирующие препараты. Строгий постельный режим в острый период заболевания .

Назначают антибиотики. Проводят фитотерапию. В качестве иммунокорригирующих средств применяют лизоцим, продигиозан, метилурацил, пентоксил, нуклеинат натрия.

При повышении артериального давления назначают гипотензивные препараты.

Лечебное питание строится по принципам молочно-растительной диеты с умеренным количеством белка и соли. Не разрешаются жареные блюда, мясные бульоны. По мере стихания проявлений пиелонефрита ребенка переводят на стол № 5. При наличии обменных нарушений ограничивают применение рыбы и мяса до 2 раз в неделю, преимущественно в отварном, тушеном виде с использованием картофельно-капустной диеты. Показано обильное питье.

5. Сбор анализа мочи по Зимницкому проводить согласно алгоритму выполнения манипуляций.

Сборник

Клинических задач

По специальности «Лечебное дело»

ПЕДИАТРИЯ С ДЕТСКИМИ ИНФЕКЦИЯМИ


Проблемно-ситуационные задачи

Задача №1.

Мальчику 8 месяцев. Жалобы на вялость ребенка, снижение аппетита, неустойчивый стул. Ребенок от 5 беременности, протекавшей благоприятно, срочных 2 родов (масса – 3700 г, длина-50 см). Период новорожденности без особенностей. Вскармливание грудью до 2 мес., с 3 мес. введена манная каша без совета врача, использовались неадаптированные смеси. Ребенок витамин Д не принимал, соки получал редко. Прогулки были не ежедневно. Прибавка в массе была неравномерной. Перенес 2 раза ОРЗ. Материально-бытовые условия удовлетворительные.

Объективно: общее состояние удовлетворительное, но ребенок вялый, бледный, потлив. Сидит с опорой на руки, спина круглая. Мышечный тонус диффузно снижен. Голова имеет квадратную форму, с выступающими лобными и затылочными буграми. Большой родничок 2,5х3,0 см, края податливые. Затылок уплощен, облысевший. Зубов нет. Грудная клетка сдавлена с боков, нижние края развернуты, на ребрах небольшие "четки", на руках выраженные "браслетки". Имеется кифоз в поясничном отделе позвоночника, который исчезает при положении ребенка на животе. Пальпация, перкуссия и аускультация изменений со стороны органов дыхания и сердца не выявили. Печень выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Селезенка не увеличена. Стул неустойчивый, мочеиспускание не нарушено.



Анализ крови: Нв 102 г/л, Er-3,98х10 12 /л, Л-4х10 9 /л, СОЭ 5 мм /час. Анализ мочи без особенностей. Биохимические данные: фосфор в сыворотке 0:034 г/л, кальций 0,09 г/л.

Задания

3. Выпишите рецепт на витамин Д

4. Продемонстрируйте технику измерения роста детей различного возраста.

Эталоны ответов

1. У ребенка рахит II степени, стадия разгара. Анемия железодефицитная, легкая степень. Заключение основано на данных анамнеза: грудное вскармливание только до 2-х месяцев, раннее введение прикорма, отсутствие в питании овощей и фруктовых соков, не получал с профилактической целью витамин Д.

Объективное обследование: потливость, бледность кожных покровов, снижение мышечного тонуса, выраженная деформация со стороны костей черепа, грудной клетки, позвоночника, конечностей.

Лабораторные исследования: в крови небольшое снижение гемоглобина, снижение фосфора и кальция в сыворотке крови.

2. Дополнительным симптомом данной формы заболевания является краниотабес размягчение отдельных участков затылочной кости, которое определяется пальпаторно. На уровне прикрепления диафрагмы возникает западение, "гаррисонова борозда", нарушены сроки и порядок прорезывания зубов.

3. В данном случае ребенок не нуждается в срочной госпитализации в стационар, и при удовлетворительных материально-бытовых условиях можно провести лечение на дому.

4. В условиях стационара для подтверждения диагноза необходимо провести рентгенографию дистальных отделов костей предплечья и определить уровень фермента щелочной фосфтазы в сыворотке крови, играющей важную роль в процессах обызвествления костей. В первую очередь необходимо назначить правильное питание с ежедневным включением в рацион овощного пюре, коровьего молока, кефира, тертого яблока, желтка, творога, нежирных мясных бульонов, фрикаделек, печени. В течение 30-45 дней ребенок должен получать специфическое лечение рахита витамином Д в виде кальциферола 1600 МЕ в сутки. Учитывая наличие у ребенка анемии, следует назначить препараты железа (сироп алоэ с железом), аскорбиновую кислоту, витамин В 1. Необходимы массаж, ежедневная лечебная гимнастика, хвойные ванны, прогулки на свежем воздухе.

5. Техника измерения роста детям различного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляций.

Задача №2.

Мама, с девочкой 2,5 лет, обратилась к участковому врачу по поводу учащенного и болезненного мочеиспускания у ребенка, болей в животе и повышения температуры до 37,5º С. Осмотрена хирургом, хирургическая патология исключена. Эти симптомы наблюдались в течение года дважды, и после обследования был выставлен диагноз "цистит". Лечение проводилось амбулаторно. В анамнезе частые простудные заболевания (7 раз ОРЗ за последний год). Родители здоровы, но у бабушки со стороны мамы заболевание почек.

Объективно: масса 11,5 кг, длина 85 см. Состояние удовлетворительное. Астеническое телосложение. Кожа и видимые слизистые чистые. Лимфоузлы: тонзиллярные безболезненные, размером до 0,8 см, не спаянные с окружающей тканью. Подкожно-жировой слой развит удовлетворительно. Над легкими перкуторный звук легочной, выслушивается пуэрильное дыхание. Границы сердца соответствуют возрасту. Тоны ясные, ритмичные. Живот мягкий, болезненный над лоном. Печень и селезенка не увеличены. Симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон. Мочеспускание болезненное, 15 раз в день.

В общем анализе мочиреакция щелочная, относительная плотность мочи 1012, мутная, лейкоциты 20-25, плоский эпителий 3-5 в поле зрения. Анализ крови: СОЭ-25 мм в час, Л-12х10 9 /л, Нв-108 г/л. Проба Зимницкого: дневной диурез 300 мл, ночной диурез 500 мл, колебания удельного веса 1005-1012.

УЗИ почек: размеры соответствуют возрасту, положение и подвижность обычные, отмечается уплотнение чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

3. Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о подготовке к ним пациента и принципах лечения.

5. Продемонстрируйте технику сбора общего анализа мочи у детей грудного возраста.

Эталоны ответов

1. У больной заболевание мочевой системы - хронический пиелонефрит на фоне врожденной патологии почек.

Заключение основано на данных анамнеза и жалоб, типичных для данного заболевания:

Учащенное и болезненное мочеиспускание;

Боли в животе, повышение температуры тела;

Симптомы наблюдались в течение года.

В анамнезе жизни частые простудные заболевания, у бабушки со стороны матери заболевание почек.

Данные объективного обследования: ребенок астенического телосложения, в массе отстает от нормы, живот при пальпации болезнен над лоном, положительный симптом Пастернацкого с обеих сторон; учащено мочеспускание до 15 раз;

Лабораторные данные в анализах мочи: (общий, проба по Зимницкому), низкий удельный вес, лейкоцитурия; никтурия. В крови повышена СОЭ до 25 мм/час, незначительный лейкоцитоз, снижен гемоглобин.

При обследовании на УЗИ отмечается уплотнение чашечно-лоханочной системы с обеих сторон, удвоение почки справа.

2. Для уточнения диагноза необходимо проверить наличие отеков (отечности век, голеней), проводить контроль А/Д.

3. При заболевании почек ребенка необходимо госпитализировать в стационар.

4. В стационаре необходимо провести: анализы мочи по Нечипоренко, Аддису-Каковскомудля исследования осадка мочи и подсчета форменных элементов; функциональную пробу по Зимницкому, отражающую сниженную способность почек концентрировать мочу. Информативны рентгеноурологические методы обследования -экскреторная урография, микционная цистоурография, выявляющие размер, контуры и расположение почек, неравномерность поражения их паренхимы, рефлюксы и иные препятствия к оттоку мочи. Необходимо провести бактериологическое исследование мочи, чувствительность к антибиотикам; постоянно следить за артериальным давлением и количеством выпитой и выделенной жидкости.

Лечебная программа в стационаре:

Постельный режим весь лихорадочный период;

Диета в острый период стол N 7, затем стол N 5 (молочно-растительный) с ограничением острого и соленого. Дополнительное количество жидкости за счет арбуза, соков, клюквенного и брусничного морсов, щелочных минеральных вод;

Антибактериальная терапия 10-15 дней: полусинтетические пенициллины, аминогликозиды, цефалоспорины, нитрофурановые препараты (фурадонин, фуразолидон; невиграмон, 5-НОК);

Витамины С, группы В

При достижении ремиссии после стационарного лечения назначают фитотерапию (лечебные сборы трав) по схеме.

5. Техника сбора общего анализа мочи у детей грудного возраста согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача №3.

Во время очередного патронажного посещения ребенка 1 года фельдшер обратила внимание на резкую бледность кожи и слизистых оболочек. Мать сообщила, что ребенок быстро утомляется, раздражителен, не активен, отметила потерю аппетита. При расспросе матери удалось установить, что питание ребенка однообразное, молочная каша дважды в день. Фрукты и овощи предпочитает не давать, боясь нарушения пищеварения. На таком питании ребенок прибавляет в весе, что радовало мать. Живут в общежитии, гуляют редко.

При осмотре: состояние у малыша удовлетворительное. Выраженная бледность кожи и выделение слизистых, периферические лимфатические узлы не увеличены. Со стороны сердца: выслушивается систолический шум. Живот мягкий, печень выступает на 2 см из подреберья. Из анамнеза выяснено, что ребенок родился доношенным, на смешанном вскармливании с 1 мес, часто болел ОРВИ.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

4. Как приготовить овощное пюре.

Эталоны ответов

1. У ребенка можно предположить железодефицитную анемию. Основными симптомами заболевания являются: бледность кожи, утомляемость, раздражительность, потеря аппетита, вялость. В сердце ребенка выслушивается систолический шум, печень увеличена. Причины: одностороннее молочное питание, частые заболевания, плохой уход и плохие бытовые условия.

2. Для уточнения диагноза надо провести общий анализ крови, где можно обнаружить уменьшение количества Er менее 3,5х10 12л, гемоглобина ниже 100 г/л, цветной показатель ниже 0,8. В мазках Er бледной окраски, уменьшаются в размерах, отмечаются умеренный лейкоцитоз, ретикулоцитоз.

У больных возможны дополнительные симптомы заболевания: заеды в углах рта, восковой цвет ушных раковин, сухость кожи, тусклые ломкие волосы, мышечная гипотония.

3. Лечение ребенка должно быть комплексным, со средней и тяжелой формой анемии заболевания детей госпитализируют, с легкой степенью лечат дома. Надо организовать правильный режим питания. Давать продукты, содержащие железо и другие микроэлементы: мясные продукты, печень, творог, желток, фрукты, овощи. Больше надо быть на свежем воздухе.

Ребенку первого года назначают сироп алоэ с железом, феррокально по 0,3 гх3 раза в день после еды, ферамид, фероспан, витамин С, витамины группы В. Надо установить правильный режим дня для ребенка. Ребенок должен гулять на свежем воздухе, ему необходимы массаж и гимнастика, ежедневные купания.

При закаливании дети реже болеют простудными заболеваниями и анемией.

4. Для приготовления овощного пюре берут сочетание 2-3 овощей, моют, режут и затем их отваривают 20 минут, потом остужают и протирают через сито, добавляют отвар овощей и раствор соли, сливочное масло, все смешивают.

Задача №4.

Мальчик, 13 лет, поступил в стационар с жалобами на боли в эпигастральной области. Перед поступлением в больницу была рвота "кофейной гущей", после чего боли стихли, но появились слабость, сердцебиение, головокружение, шум в ушах.

При осмотре: бледность кожных покровов, А/Д снижено, РS 110 в мин, при пальпации живота - напряжение мышц в эпигастральной области.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.

3. Составьте план диагностических исследований в стационаре, расскажите о принципах лечения.

4. Расскажите о дальнейшей диспансеризации.

5. Продемонстрируйте технику внутривенно введения 10% раствора хлорида кальция.

Эталоны ответов

1. Диагноз: язвенная болезнь желудка, осложнившаяся кровотечением. Заключение дано на основании жалоб и объективного обследования: рвота "кофейной гущей", головокружение, слабость, бледность кожных покровов, тахикардия, снижение А/Д, болезненность, напряжение мышц в эпигастральной области.

2. Доврачебная помощь – больного уложить, холод на область желудка, глотать кусочки льда, срочная госпитализация в стационар, консультация хирурга.

3. План диагностического исследования в стационаре:

а) общий анализ крови, мочи;

б) фиброгастроскопия желудка - для определения характера язвенного дефекта слизистой оболочки желудка.

Лечение: диета - стол №1а, №1б, №1. Из лекарственных средств необходимы препараты, подавляющие хеликобактериальную инфекцию: денол, де-нол+оксациллин, де-нол+трихопол. Антисекреторные средства: пепсин, холиномиметики, атропин, платифиллин, селективные М1-холиномиметики-гастроцетин, антациды и адсорбенты, алмагель. маолокс, викалин. Гастроцитопротекторы: цитотек, смекта, средства, нормализующие моторику желудка: церукал, Но-шпа, папаверин. Седативные средства: элениум, диазепам, валерьяна. Репаранты: облепиховое масло, масло шиповника.

4. После выписки из стационара больных ставят на диспансерный учет к гастроэнтерологу и хирургу. Курс противорецидивного лечения включает диетотерапию, медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры. Диета механически и химически щадящая: из питания исключают продукты с грубой клетчаткой, например, грибы. Для обеспечения химического щажения из питания исключают блюда, усиливающие сокоотделение (мясной бульон, жаренные блюда).

5. Техника внутривенного введения раствора хлорида кальция согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача №5.

На прием в детскую поликлинику обратилась мама с 5-летней девочкой. У ребенка слабость, боли в животе, понижение аппетита, по вечерам температура повышается до 37,9º С. Мать заметила, что девочка часто мочится, моча мутная. Язык сухой, обложен белым налетом. В легких дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены. Живот мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза и методы исследования данного заболевания.

3. Расскажите о принципах лечения заболевания.

4. Продемонстрируйте технику сбора анализа мочи по Зимницкому.

Эталоны ответов

1. Острый пиелонефрит.

Диагноз обоснован данными анамнеза и жалобами: у ребенка слабость, боли в животе, повышение температуры по вечерам, частое мочеспускание, мутная моча.

2. Дополнительными симптомами заболевания являются симптомы интоксикации: утомляемость, снижение аппетита, бледность кожных покровов, боли в поясничной области, наличие отеков.

3. Лечение пиелонефрита комплексное. Ребенку назначают соответствующие его состоянию режим и диету, антибактериальные и стимулирующие препараты. Строгий постельный режим в острый период заболевания до улучшения состояния и самочувствия, нормализации температуры тела, анализов мочи и крови.

Больной ребенок должен часто мочиться. Для этого следует строго соблюдать режим приема пищи и питья.

Назначают антибиотики. Проводят фитотерапию. В качестве иммунокорригирующих средств применяют лизоцим, продигиозан, метилурацил, пентоксил, нуклеинат натрия.

При повышении артериального давления назначают гипотензивные препараты.

Лечебное питание строится по принципам молочно-растительной диеты с умеренным количеством белка и соли. Не разрешаются жареные блюда, мясные бульоны. По мере стихания проявлений пиелонефрита ребенка переводят на стол № 5. При наличии обменных нарушений ограничивают применение рыбы и мяса до 2 раз в неделю, преимущественно в отварном, тушеном виде с использованием картофельно-капустной диеты. Показано обильное питье.

4. Сбор анализа мочи по Зимницкому проводить согласно алгоритму выполнения манипуляций.

Задача №6.

Девочка 4-х лет больна в течение 2 дней. Жалуется на слабость, вялость, незначительные боли в горле. При осмотре: температура 37,9º С, состояние средней тяжести, ребенок вялый. Отмечается гиперемия зева. На увеличенных миндалинах блестящие налеты серовато-белого цвета (не снимаются тампонами). Приторно-сладковатый запах изо рта. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Сердечно-сосудистая система без патологических изменений. Стул, мочеиспускание в норме. Не привита по медицинским показаниям.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Нужна ли госпитализация в данном случае?

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Расскажите о принципах лечения.

5. Продемонстрируйте технику взятия мазка из зева на палочку Леффлера.

Эталоны ответов

1. У девочки 4-х лет локализованная форма дифтерии зева. Диагноз поставлен по данным анамнеза, жалоб объективного обследования: слабость, небольшая боль в горле, t-37,9º С, гиперемия зева, на увеличенных миндалинах налеты серовато-белого цвета (не снимаются тампонами). Эпидемический анамнез: отсутствие вакцинации по медицинским показаниям.

2. Ребенок изолируется в инфекционный стационар, для уточнения диагноза берутся мазки из зева на дифтерийную палочку Леффлера. Постельный режим, лечение антитоксической противодифтерийной сывороткой.

3. Возможные осложнения: инфекционно-токсический шок, миокардит, полирадикулоневрит, острый гломерулонефрит.

4. Постельный режим, полноценное, витаминизированное питание.

Главное в лечении всех форм дифтерии нейтрализация дифтерийного токсина антитоксической противодифтерийной сывороткой. Доза сыворотки зависит от формы и тяжести заболевания. Перед введением лечебной дозы проводят пробу по методу Безредки с помощью 0,1 мл разведенной 1:100 сыворотки, введенной внутрикожно; через 30 мин. 0,2 мл неразведенной сыворотки вводят подкожно и через 1,5 часа внутримышечно остальное количество сыворотки. При локализованных формах дифтерии сыворотку вводят обычно однократно.

5. Техника взятия мазка из зева и носа на ВL, проводят согласно алгоритму выполнения манипуляций.

Задача №7.

К фельдшеру обратились за помощью с годовалым ребенком. Болен третий день, жалобы на кашель, сильный насморк, плохой сон, сниженный аппетит, вялость.

Объективно: состояние ребенка средней тяжести, t - 38,9º С, беспокойный, выражены катаральные явления, обильные серозные выделения из носа, конъюнктивит, кровоизлияние в склеры, в зеве разлитая гиперемия, зернистость задней стенки глотки, увеличение подчелюстных лимфатических узлов. Кожные покровы чистые. В легких дыхание пуэрильное, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца звучные, тахикардия. Стул в норме.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Перечислите методы диагностики заболевания.

3. Расскажите о принципах лечения.

4. Продемонстрируйте технику сбора мочи по Нечипоренко.

Эталоны ответов

1. Клинический диагноз: "Аденовирусная инфекция" ставится на основании:

Анамнеза: жалобы на кашель, сильный насморк, плохой сон, сниженный аппетит, вялость;

Объективного осмотра: состояние средней тяжести, температура 38,9º С, выражены катаральные явления: обильные серозные выделения из носа, конъюнктивит, кровоизлияния в склеру, в зеве разлитая гиперемия, зернистость задней стенки глотки, увеличение подчелюстных лимфатических узлов.

2. Лабораторная диагностика:

а) серологическое исследование на вирусы парных сывороток крови проводится с интервалом в
7-14 дней;

б) посев слизи из носоглотки на вирусы 2-кратно;

в) иммунофлюоресцентный экспресс-метод обнаружения респираторных вирусов в цилиндрическом эпителии носовых ходов. Ответ может быть получен через 3-4 часа после взятия слизи из носа.

Постановке правильного диагноза помогает уточнение эпидемиологической ситуации.

3. Детей, больных ОРВИ, можно лечить в домашних условиях, но ребенка необходимо изолировать, с соблюдением постельного режима во время лихорадочного периода. Необходимо калорийное питание с ограничением жиров, мясных продуктов, с преобладанием кисломолочных и фруктово-овощных блюд. Необходимы обильное питье и симптоматическое лечение.

Назначают десенсибилизирующие препараты (димедрол, супрастин, тавегил), жаропонижающие (парацетамол, панадол), поливитамины, щелочные ингаляции, полоскание зева (отварами: ромашки, шалфея, эвкалипта, календулы), горчичники. Слизистую носа смазывают оксалиновой мазью (0,25%).

При лечении конъюнктивита закапывают 6-8 раз в день противовирусные препараты – интерферон, 1-2 раза в день в нос закладывают 0,25% оксолиновую или флореналевую мази.

Часто промывают конъюнктивальный мешок растворами фурацилина (1:5000), риванола (1:5000).

При тяжелых формах применяют плацентарный иммуноглобулин. При бактериальных осложнениях назначают антибиотики.

При обильных выделениях из носа отсасывают слизь при помощи резиновой груши. Нос очищают с помощью турунды, применяют сосудосуживающие капли (галазолин, санорин, нафтизин).

Специфическая профилактика: противогриппозные вакцины, но они малоэффективны.

4. Техника сбора мочи по Нечипоренко согласно алгоритму выполнения манипуляций.

Задача №8.

Ребенок 3-х лет, живет с родителями в общежитии, посещает детский сад. Заболел остро: t - 38,5º С, боли в животе, рвота 1 раз, частый жидкий стул с примесью слизи, прожилок крови, ребенок тужится, беспокоен. При осмотре: ребенок бледен, вялый, тоны сердца приглушены, тахикардия, живот мягкий, сигма сокращена, болезненна, анус податлив.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза,

3. Составьте план диагностических исследований в стационаре.

4. Перечислите возможные осложнения.

5. Расскажите о методах лечения.

6. Профилактика дизентерии.

7. Продемонстрируйте технику промывания желудка.

Эталоны ответов

1. Дизентерия. Диагноз основан на данных анамнеза и жалоб, типичных для этого заболевания: t - 38,5º С, боли в животе, рвота 1 раз, частый жидкий стул с примесью слизи, прожилок крови, ребенок тужится, беспокоен; а также данных объективного осмотра: мальчик бледен, вялый, тоны сердца приглушены, тахикардия, живот мягкий, сигма сокращена, болезненна, анус податлив.

2. Дополнительно могут быть симптомы интоксикации (головные боли, слабость, снижение или отсутствие аппетита). Развиваются симптомы дистального колита: спазм и болезненность нижнего отдела толстой кишки, мучительные тянущие боли, ложные позывы (тенезмы).

3. Ребенок с любой кишечной инфекцией должен быть госпитализирован в детскую инфекционную больницу.

Диагностическая программа в стационаре:

Лабораторно-инструментальные методы исследования;

Бакпосев на кишечную группу;

Копрограмма;

Ректороманоскопия;

Реакция непрямой гемагглютинации. Бак.посев на дизентерийную группу.

4. При дизентерии возможны осложнения, особенно у детей раннего возраста: пневмонии, гингивиты, стоматиты, отиты, анемия, дизбактериоз. При тяжелой дизентерии иногда наблюдается выпадение прямой кишки.

5. Лечение проводить с учетом возраста больного, тяжести инфекционного процесса и периода болезни. В первые сутки объем питания уменьшать на 25%, назначать кисломолочные смеси, жидкие каши, слизистые супы, творог.

Этиотропная терапия: антибиотики, химиопрепараты и специфический дизентерийный бактериофаг. Назначают фуразолидон, полимиксин, хлорамфеникол. В тяжелых случаях назначать гентамицин. Курс лечения этиотропными препаратами составляет 5-7 дней. Наряду с этиотропным лечением в остром периоде целесобразно назначать витамин С, группы В, А, Е, неспецифические стимуляторы иммунитета: метилурацил, пентоксил, нуклеинат натрия.

Для снятия интоксикации внутривенно капельно вводить солевые и коллоидные растворы; 10% раствор альбумина, концентрированную плазму, реополиглюкин, 10% раствор глюкозы. Инфузионную терапию назначать из расчета 130-150 мл/кг массы тела в сутки. При гипертермии назначать средства: 50% раствор анальгина внутримышечно, парацетамол, аспирин.

6. Профилактика. Большую роль в борьбе с дизентерией играют: санитарное просвещение населения, повсеместное выполнение санитарно-гигиенических требований, строгий санитарный надзор за пищевыми предприятиями и водоснабжением. Обязательна госпитализация больных с дизентерией, работающих в сфере питания.

У постели больного проводится текущая дезинфекция, после госпитализации заключительная. Одновременно назначают бактериологическое обследование контактных лиц в очаге. За ребенком, общавщимся с больным, ведут наблюдение в течение 7 дней. При появлении случаев заболевания в детском коллективе производят однократное бактериологическое обследование детей и персонала.

7. Техника промывания желудка согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача №9.

Во время проведения патронажа к новорожденному ребенку мать обратилась к фельдшеру за советом в связи с тем, что ее старшая дочь 5 лет стала капризной, раздражительной, ухудшился сон, аппетит, жалуется на периодические боли в животе, зуд в заднем проходе, тошноту. У девочки стало отмечаться ночное недержание мочи.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза.

3. Расскажите о лечении этого заболевания.

4. Перечислите методы профилактики.

5. Продемонстрируйте технику взятия соскоба на яйца остриц.

Эталоны ответов

1. Энтеробиоз. Диагноз ставится на основе анамнеза, жалоб, типичных для этого заболевания: ребенок капризный, раздражительный, ухудшился сон, аппетит, жалуется на периодические боли в животе, зуд в заднем проходе, тошноту, отмечается ночное недержание мочи.

2. Острицы можно обнаружить на поверхности фекалий, а также снять их яйца с перианальной области липкой, прозрачной полиэтиленовой пленкой с последующим микроскопированием.

3. Лечение. Эффективен пирантел однократно в дозе 10 мг/кг, или пиперазин-адипинат в возрастной дозировке в течение 5 дней. При необходимости курс лечения повторяют через 5 дней. При лечении энтеробиоза необходимо строгое соблюдение гигиенического режима. Прогноз благоприятный. Контрольный анализ - соскоб на яйца остриц проводится через 1 месяц.

4. Профилактика. Соблюдение гигиены тела, одежды, жилища, одновременное лечение всех членов семьи. Родителям рекомендовать следить за гигиеной ребенка, мыть овощи, фрукты, игрушки и предметы обихода, кипятить и проглаживать и часто менять постельное белье. Ежедневно проводить влажную уборку с проветриванием помещения.

5. Техника взятия соскоба на энтеробиоз согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача №10.

В медицинский кабинет детского сада обратились с ребенком 5 лет. Сегодня мама обнаружила на всем теле ребенка высыпания при нормальной температуре. В группе переболели почти все дети, карантин не объявляли.

Объективно: состояние девочки удовлетворительное, играет. На коже лица, туловища и конечностей мелкопапуллезная сыпь розового цвета на нормальном фоне кожи. Зев гиперемирован. Пальпируются затылочные лимфоузлы до размеров боба, эластичные, безболезненные. Сердце и легкие без особенностей, живот мягкий, стул и мочеиспускание в норме.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные симптомы для уточнения диагноза, расскажите о методике их выявления.

Неявка больного без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр является основанием для снижения размера пособия по нетрудоспособности со дня неявки. Кроме того, в определенных случаях ваше отсутствие на работе может расцениваться как прогул, крайней мерой наказания за который является увольнение (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 , ст. 192 ТК РФ; п. 2 ч. 1 , п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

1. Отметка о несвоевременной явке на прием к врачу

Факт несвоевременной явки на прием лечащий врач должен зафиксировать в листке нетрудоспособности. Для этого в строке «Отметки о нарушении режима» он указывает код вида нарушения ( — несвоевременная явка на прием к врачу), дату несвоевременной явки и ставит свою подпись.

2.2.2. Расчет пособия, если вы с опозданием пришли к врачу еще больным

Если вы пропустили дату явки на прием к врачу и пришли к нему позднее, продолжая болеть, вам могут продлить больничный. При этом следует учитывать, что продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при вашем обращении в медицинскую организацию или посещении вас медицинским работником на дому (п. 14 Порядка).

Пособие за период, следующий за датой пропуска вами приема до даты выздоровления, при уважительной причине оплачивается в полном размере. Если причина неявки на прием к врачу неуважительная, пособие за эти дни может быть рассчитано исходя из МРОТ (ч. 1 , 8 ст. 6 , ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ).

Вместе с тем судебная практика исходит из того, что законодательство не содержит предписания о том, что неявка в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия со дня неявки на весь период нетрудоспособности. Кроме того, эта мера должна быть соразмерной нарушению (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11).