Общественная палата запустила 1 октября «горячую линию» по вопросам доступности и качества работы учреждений системы медико-социальной экспертизы, пресс-служба ОП РФ. Обратиться на нее могут граждане, которые не удовлетворены работой системы МСЭ. Позвонить на телефон «горячей линии» можно из любого региона России, все звонки бесплатные.
«Горячая линия не будет выступать в роли справочного бюро, – рассказала зампредседателя комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Екатерина Курбангалеева, – мы собираем всю необходимую информацию по обращению, анализируем его, пытаемся решить, но если вопрос не решаем на уровне нашего сопровождения – юридически-организационного, то мы передаем его в МСЭ».
Напомним, 29 марта 2018 года правительство России приняло постановление №339, которое значительно упростило методы освидетельствования и переосвидетельствования людей с инвалидностью. Появился конкретный список диагнозов, при которых инвалидность дается при первичном освидетельствовании до 14 или 18 лет. Раньше детям с инвалидностью приходилось каждый год доказывать свой статус. Изменения также коснулись индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). «Если человеку, например, нужно изменить размер памперсов, для этого не нужно проходить всю длительную процедуру – от врачей до МСЭ, которая иногда растягивается на два месяца, теперь можно просто прийти в МСЭ и внести изменения в ИПРА», – пояснила Курбангалеева.
Инвалидность можно оформить, если есть:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).
В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
2. Как получить направление в бюро медико-социальной экспертизы?
Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).
Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.
По Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
">закону, если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.
После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.
3. Какие документы нужны для записи на МСЭ ребенка?
Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:
- заявление (дети старше 14 лет заполняют и подписывают заявление самостоятельно, за детей младше 14 лет это должны делать законные представители);
- документ, удостоверяющий личность (для детей младше 14 лет - свидетельство о рождении, для детей старше 14 лет - паспорт);
- медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования - обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
- СНИЛС;
- паспорт родителя или опекуна;
- опекуну (представителю органа опеки и попечительства) - документ об установлении опеки.
4. Какие документы нужны взрослым для записи на МСЭ?
Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:
- заявление (может быть заполнено как самим гражданином, так и его представителем);
- документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия);
- направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
- трудовая книжка (оригинал и копия);
- профессионально-производственная характеристика с места работы - для работающих граждан;
- медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
- СНИЛС;
- если документы будет подавать представитель - доверенность на представителя и его паспорт.
В некоторых случаях могут понадобиться Дополнительные документы (в зависимости от конкретного случая):
- акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
- акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
- заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
- удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
- для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - вид на жительство;
- для беженцев - удостоверение беженца (предъявляется лично);
- для иногородних граждан - свидетельство о регистрации по месту проживания;
- для уволенных с военной службы - свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично).
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.
5. В какое бюро МСЭ нужно обращаться?
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства. В некоторых случаях МСЭ может проводиться:
- в Главном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования;
- в Федеральном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения Главного бюро МСЭ, а также по направлению Главного бюро МСЭ в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования;
- на дому - если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
6. Как проводится экспертиза?
В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.
В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.
В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.
Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.
По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.
Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).
7. Какие документы выдают после проведения экспертизы?
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются:
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности;
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА).
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
При необходимости внести изменения (новые персональные данные, технические ошибки) в ИПРА или при необходимости уточнить характеристики ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий проходить новую медико-социальную экспертизу не нужно. Достаточно написать заявление в бюро МСЭ, выдавшее документ. Вам выдадут новую ИПРА.
Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления о проведении МСЭ. Инвалидность устанавливается до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).
8. Как пройти переосвидетельствование?
Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
Переосвидетельствование может быть проведено заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Если инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования либо если переосвидетельствование необходимо провести ранее установленного срока, оно может проводиться:
- по личному заявлению инвалида (либо его законного или уполномоченного представителя);
- по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья; . Подробнее о работе бюро МСЭ можно узнать на сайте
Настоящую форму можно
распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где
настройка параметров просмотра и печати устанавливается
автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .
Для более удобного
заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном
формате.
br />
1. Общие положения
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Врач по
медико-социальной экспертизе (далее - "Работник") относится к
специалистам.
1.2. Настоящая
должностная инструкция определяет функциональные обязанности,
права, обязанности, ответственность, условия работы,
взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его
деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по
специальности и непосредственно на рабочем месте в
"____________________" (далее - "Работодатель").
1.3. Работник назначается
на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в
установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется
непосредственно ____________________.
1.5. Работник должен
знать:
Конституцию Российской
Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и
санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические
основы по избранной специальности; современные методы лечения,
диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы
медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении
больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок
взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами,
организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями
врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины
и добровольного медицинского страхования, обеспечения
санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению;
медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы
трудового законодательства; правила внутреннего трудового
распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности;
____________________.
1.6. Работник должен
соответствовать квалификационным требованиям к специальности
"Медико-социальная экспертиза", установленным приказом
Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием по направлению подготовки
"Здравоохранение и медицинские науки" :
-
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей:
"Лечебное дело", "Педиатрия";
-
Подготовка в ординатуре по специальности "Медико-социальная
экспертиза" или профессиональная переподготовка по специальности
"Медико-социальная экспертиза" при наличии подготовки в
интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская
хирургия", "Неврология", "Общая врачебная практика (семейная
медицина)", "Онкология", "Оториноларингология", "Офтальмология",
"Педиатрия", "Психиатрия", "Терапия", "Травматология и ортопедия",
"Фтизиатрия", "Хирургия", "Эндокринология";
-
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей
трудовой деятельности.
2. Должностные обязанности
Работник:
проводит
медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений
жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций
организма;
разрабатывает
индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе
определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской,
социальной и профессиональной реабилитации;
устанавливает факт
наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления
инвалидности;
определяет степень утраты
профессиональной трудоспособности (в процентах);
определяет стойкую утрату
трудоспособности;
определяет нуждаемость
пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации и разрабатывает программы
реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
определяет причины смерти
инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного
случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы
на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или
техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья
или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в
случаях, когда законодательством Российской Федерации
предусматривается предоставление семье умершего мер социальной
поддержки;
определяет нуждаемость по
состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре)
отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки
или усыновителя граждан, призываемых на военную службу
(военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
дает гражданам,
проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам
медико-социальной экспертизы;
участвует в разработке
программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и
социальной защиты инвалидов;
формирует банк данных о
гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших
медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное
статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов,
проживающих на обслуживаемой территории;
представляет в военные
комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами
военнообязанных и граждан призывного возраста.
3. Права Работника
Работник имеет право
на:
предоставление ему
работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место,
соответствующее государственным нормативным требованиям охраны
труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
Здравствуйте! Пишет вам врач бюро МСЭ г. Москвы. Все,разумеется, знают, какая атмосфера злых слухов,а подчас и откровенной лжи, сложилась вокруг врачей, работающих в данном ведомстве. Мол, и групы инвалидности вы продаёте, и взятки берёте, и тому подобное.Обидно это слышать врачам-экспертам, посвятившим свои годы делу медико-социальной реабилитации и помощи больным людям.О мизерной зарплате говорить не приходится: Все знают, насколько она смехотворна. Хотелось бы поговорить о другом, а иименно о руководителях наших. Почему честные работники должны испытывать постоянные унижения со стороны вышестоящего руководства? Например, почему Олег Александрович Васильев, юрист ФКУ ГБ МСЭ по г. Москве, может позволить себе обвинить в коррупции практически каждого, работающего в данной системе? Почему Олег Александрович позволяет себе неадекватно, если не сказать, грубо, разговаривать с людьми, которые по возрасту намного старше его? Неужели Олег Александрович, юрист, забыл, что существует такое понятие, как презумпция невиновности, и в таком случае его самого можно обвинить в клевете? С вышестоящим же начальством нашим разговаривать просто бессмысленно и бесполезно: на всё один ответ у него: " Не нравится, вас никто не держит!". И уходят. Уходят люди, посвятившие делу помощи больным не один десяток лет! Дошло даже того, что за счёт своих средств из мизерной зарплаты, работники МСЭ вынуждены закупать оргтехнику, необходимую для работы! « Денег нет!» -на всё один ответ у нашего руководства. Кроме же того, в 20 17 году руководство нагрузило бюро МСЭ непосильной работой! Мало того, что филиалы ежедневно принимают намного больше человек, чем предусмотрено в плане! Врачам дали задание внести в компьютерную базу всех инвалидов, проходивших освидетельствование с 2005 года в новую базу данных, так называемую ФРИ. И вот пожилые люди вынуждены сидеть буквально до ночи, занимаясь, по сути несвойственным врачам делом! Надо ли говорить, что никакой компенсации за внеурочное время не предусмотрено? А дали задание вручную ввести несколько сотен тысяч человек! Люди при круглосуточной работе за компьютером теряют зрение и здоровье, И всё из-за того, что руководство, решив сэкономить на оплате работников IT, на врачей возложило несвойственную им задачу! При таком отношении есть опасения, что из системы медико-социальной экспертизы уйдут практически все врачи! А ведь тогда пострадают прежде всего социально незащищенные люди! Но руководству, пожалуй, требуется развалить систему, такое ощущение, что к этому всё и идёт.
Доказательств к тому более чем достаточно. Так, с 2016 года ФКУ ГБ МСЭ возглавил некто Запарий Сергей Петрович из Омска. Неизвестно, какими путями Сергей Петрович был назначен на эту должность, но есть подозрения, что не совсем честным. Известно, что за некоторые свои действия Сергей Петрович был взят в Омске под усиленный контроль журналистов,
Который не снят до сих пор.
С его приходом с новой силой начались необоснованные обвинения в коррупции, систематические унижения врачей-экспертов, причем как работающих в ФКУ ГЛАВН ОЕ БЮРО МСЭ, так и в районных подразделениях,необоснованные увольнения сотрудников, без объяснения причин и прочие противоправные действия.
Также известно, что дочь Сергея Петровича, Запарий Наталья Сергеевна,работает в ФГБУ ФБ МСЭ мин.труда России. C точки законности,думается, это сомнительно.
И последнее: вот как паркуется Сергей Петрович у здания ФКУ ГБ МСЭ. Как проехать при этом инвалиду-колясочнику? Думается, что это также проявление неуважения к больным людям?
С Искренним уважением, Виталий Седов. Заслуженный врач Российской Федерации
Должностные обязанности специалистов вытекают из задач бюро медико-социальной экспертизы.
Руководитель филиала (первичного бюро) выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждениями и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.
Руководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские документы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специальностей, включенной в состав бюро.
Традиционно в состав врачей-экспертов входят терапевт, невропатолог и хирург . Среди них и распределяются обязанности по освидетельствованию граждан с различной патологией. Как правило, это соответствует классификации болезней, принятой в практической медицине: нервные болезни и неврологические состояния входят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы - в компетенцию хирурга; внутренние болезни - в компетенцию терапевта.
Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни клиента .
Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствиями травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) главными в возникновении ограничений функций организма.
В обязанности врача-эксперта входит:
· изучить медицинские документы, представленные освидетельствуемым гражданином,
· собрать анамнез больного (собственная характеристика состояния клиента),
· провести личный осмотр,
· доложить результаты на обсуждении членов экспертной комиссии,
· сделать необходимые записи в медицинских документах комиссии.
При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнительное обследование в другие учреждения.
В обязанности эксперта входит также сбор и оформление статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.
Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уровне свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принципиально должны занимать иную позицию в работе с клиентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здравоохранения. Их усилия направлены не столько на выявление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стойкости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.
Врач-эксперт не устанавливает методы лечения, он рассматривает патологическое состояние гражданина и на основании своих наблюдений определяет степень тяжести и стойкость нарушения функций.
В экспертный состав кроме специалистов-врачей, принимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.
Это - новые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экспертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого гражданина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.
Некоторыми учеными обязанности и технологии работы специалистов бюро видятся следующим образом.
Задачи специалиста по реабилитации:
· проводить социальную диагностику - оценку профессионально-трудового статуса (нарушен, не нарушен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой профессии, возможна в специально созданных условиях); образовательного (нарушен, не нарушен, образование возможно в обычных или в специально созданных условиях), социально-бытового (самообслуживание не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено; социальные навыки не утрачены, частично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена) и социально-средового статусов (нарушен, не нарушен, социальная независимость не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, социальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возможность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься общественной деятельностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);
· проводить оценку реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;
· определять потребность лица в реабилитации.
Задачи специалиста по социальной работе:
· проводить социальную диагностику,
· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,
· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· определять потребность лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
· определять возможность проведения реабилитационных мероприятий ИПР;
· устанавливать условия предоставления реабилитационных услуг;
· определять круг учреждений для реализации ИПР;
· определять место и условия приобретения технических средств реабилитации.
Его технологии - определение ряда социальных характеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семейного положения, роли семьи в помощи инвалиду, наличие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.
Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности , включая:
· оценку возможности обеспечения персонального ухода;
· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);
· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки белья, посещения магазинов и пр.);
· оценку возможности обеспечения социальной независимости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения ответственности, участия в общественной деятельности), - оценку возможности социального общения;
· оценку возможности решения личных проблем (контроль рождений, контроль отношений полов).
Задачи психолога:
· психодиагностика умственного развития;
· определение структуры и степени выраженности нарушений высших психических функций;
· оценка профессионально значимых психических функций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, личностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;
· оценка социальной адаптации;
· проведение оценки социально-психологического, социально-бытового и др. статусов;
· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;
· осуществление психологического сопровождения процедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реабилитации.
К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного инвалида, поскольку от желания гражданина и его готовности приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.
Надо сказать, что работа психолога в бюро медико-социальной экспертизы больше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реабилитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут влиять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответственности за принимаемое коллегиальное решение.
Специалист по социальной работе должен со временем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчеркивается, что конечной целью экспертизы является оказание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.
В самом общем виде решение бюро распадается на два блока :
1. признание гражданина инвалидом и установление ему группы инвалидности;
2. определение реабилитационного потенциала и разработка мер реабилитации (индивидуальная программа).
С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты , определяющие степень ограничения жизнедеятельности, при содействии специалиста по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.
Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилиями реабилитолога, психолога и специалиста по социальной работе . При этом главная и очень важная роль психолога - установить, а может быть, и сформировать у инвалида психологическую готовность к осуществлению реабилитации.
Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:
медсестра - обеспечивает материально-техническую основу экспертной процедуры;
медрегистратор - оформляет всю необходимую документацию, ведет протоколы заседаний комиссии, выписывает соответствующие справки.