Он ничего не помнит и. Почему ничего не помнишь после пьянки. Большая загадка – память человека

Амнезия — заболевание, при котором человек частично или полностью теряет способность помнить прошлые события или запоминать новые. Потеря памяти никогда не бывает беспочвенной: она может возникнуть вследствие органических (например, травма головы или алкоголизм) или психологических причин. Многие ошибочно считают, что при амнезии люди не помнят только факты из прошлого, но это не так. Существует несколько форм этого заболевания, некоторые из которых присущи даже здоровым людям. Среди типов амнезии есть, например, антероградная (неспособность сохранять новые воспоминания), присущие всем детская (отсутствие воспоминаний о своём младенчестве и раннем детстве) и постгипнотическая (неспособность вспомнить, что происходило во время гипноза).

АиФ.ru рассказывает о семи странных случаях амнезии.

Полтора часа для неизвестного британца

В марте 2005 года один из жителей Великобритании пришёл к дантисту. Имя пациента до сих пор держится в тайне, известно лишь, что он ветеран войны в Персидском заливе. Специалист сделал пациенту анестезию и удалил нерв в зубе. После рутинной процедуры мужчине стало плохо: он побледнел и стал говорить неестественно медленно. Следующие три дня ветеран провёл в больнице, где у него диагностировали амнезию. С тех пор каждое утро британец просыпается с мыслью о том, что ему надо к зубному, и может запоминать новую информацию не дольше, чем на 90 минут.

Профессор университета Лейчестера Джеральд Берджесс сказал, что обвинять дантиста в заболевании мужчины непрофессионально, так как учёные не нашли у больного повреждений в отделе мозга, который отвечает за память. Эксперты до сих пор не понимают, что спровоцировало потерю памяти.

Ни на какие другие черты психики британца амнезия не повлияла. Он живёт обычной жизнью, оставаясь общительным человеком. Единственное, что отличает его от окружающих, — необходимость записывать всё, что с ним происходит, в электронный органайзер.

Настоящий детектив Агаты Кристи

Вечером 3 декабря 1926 года автор популярных детективных романов таинственным образом исчезла из своего дома в Саннингдэйл. На следующее утро её пустой автомобиль обнаружили в Ньюлендс Корнер, что в часе езды от места исчезновения. Изначально в похищении Кристи обвиняли мужа писательницы, который, как говорили, хотел развестись с ней. Многие думали, что он попросту убил её.

Агата Кристи. Фото: www.globallookpress.com

Однако Агату нашли живой и невредимой 14 декабря в отеле Swan Hydropathic в Харрогейте, где она поселилась под именем любовницы мужа Терезы Нил . Писательница утверждала, что не имеет понятия о том, как оказалась в этом месте.

До сих пор достоверно не известно, что произошло с Кристи в течение тех 11 дней: была ли это попытка подставить мужа, или автор популярных детективов действительно на время забыла, кто она. В пользу последней версии говорят свидетельства очевидцев: так, один из них видел, как в день исчезновения мадам Кристи растерянно шагала вниз по дороге в тонком платье, притом что дело было зимой.

Незадолго до загадочного исчезновения и известий о разводе писательница потеряла мать. Женщина очень тяжело переживала её смерть. Оставленная машина свидетельствует о том, что Кристи попала в аварию. И в связи с тем, что за короткий срок ей пришлось пережить столько печальных событий, неудивительно, что травма могла привести к кратковременной потери памяти.

Позабытая любовь Крикит Карпентер

В сентябре 1993 года, через 10 недель после своей свадьбы, супруги Ким и Крикит Карпентеры попали в автомобильную катастрофу. После медицинского обследования выяснилось, что она не помнила последние полтора года своей жизни. В том числе и Кима, которого встретила как раз в этот период. Видя в нём чужого, Крикит отказывалась общаться с супругом. Вместо этого она всё чаще вспоминала своего бывшего молодого человека Тодда . Однако Ким не сдался и сумел опять влюбить в себя супругу. В итоге пара заключила брак повторно, Крикит родила двоих детей. Несмотря на старания врачей, память о тех 18 месяцах к женщине так и не вернулась.

Ким написал книгу «Клятва», основанную на событиях своей жизни. В 2012 году эта история была экранизирована.

Загадочная история Бенджамина Кайла

Бенджамин Кайл. Фото: Commons.wikimedia.org / Adam Harbottle

Летом 2004 года на ступенях фастфуда в Джорджии оказался человек, который явно нуждался в помощи, но ничего не мог о себе рассказать. Он не помнил своего имени, не имел при себе никаких документов и личных вещей и не знал, как оказался в том месте. Неизвестного тут же отправили в городскую больницу, поскольку его кожа опухла и потрескалась от солнечных ожогов, а глаза практически ослепли от катаракты. По результатам обследования у мужчины диагностировали амнезию и диссоциативное расстройство личности. Пациенту дали временное имя — , а для того, чтобы установить его настоящие имя и происхождение, объявили в федеральный розыск. Он до сих пор остаётся единственным американцем, который числится в списке пропавших, несмотря на то, что власти знают его местонахождение. Несмотря на многочисленные попытки установить реальную личность Кайла, сделать этого так и не удалось.

Этот случай до сих пор является уникальным в юридической и гражданской практике США. На протяжении всего этого времени Кайл пребывает в своеобразном правовом вакууме, не имея возможности получить новую карточку социального страхования, открыть банковский счёт или кредитную линию. Так как настоящая личность мужчины неизвестна, то и восстановить уникальный номер в реестре социального страхования он не может. В социальных сетях несколько раз организовывали сбор подписей с просьбой выдать американцу новый номер. Однако каждый раз инициатива проваливалась, не находя достаточной поддержки в обществе

Другая жизнь Анселя Борна

Ансель Борн был христианским проповедником из Род-Айленда. 17 января 1887 года он решил поехать в гости к сестре в Провиденс, но по неизвестной причине снял со счёта в банке все свои сбережения и отправился в Пенсильванию. На новом месте мужчина открыл магазин с фруктами и сладостями и начал жизнь с чистого листа под именем Альберт Браун .

Можно было бы предположить, что американец таким образом пытался скрыться от неприятностей. Однако два месяца спустя, утром 15 марта, Борн проснулся и понятия не имел, где находится. Для него на дворе всё ещё было 17 января, и он не помнил два своих предыдущих месяца в Пенсильвании. По возвращении домой Общество психических исследований (Society for Physical Research) пристально изучало его случай. Под действием гипноза мужчина считал себя Альбертом Брауном и отрицал тот факт, что знал кого-то по имени Ансель Борн. После продолжительного лечения проповедник никогда больше не страдал от амнезии и прожил остаток своей жизни без приключений.

История Анселя Борна стала первым зарегистрированным случаем диссоциативной фуги — болезни, при которой человек целенаправленно переезжает в незнакомое место и на некоторое время забывает о себе всё, вплоть до имени. Спустя какое-то время память внезапно возвращается.

Клайв Уэринг, застрявший между прошлым и будущим

27 марта 1985 года 46-летний британский музыковед по имени Клайв Уэринг заболел герпетическим энцефалитом (очень редкой формой вируса простого герпеса), который поразил центральную нервную систему. В результате Уэринг страдает от антероградной и ретроградной амнезии одновременно, то есть не помнит событий из своего прошлого и не может запоминать новую информацию.

Британец помнит новую информацию только в течение 7-30 секунд. А из своей жизни до 1985 года — только то, что у него были дети от предыдущего брака, имена которых, впрочем, он также забыл.

При этом процедурная память Уэринга функционирует в нормальном режиме. Если несколько дней подряд показывать ему один и тот же фильм, он забудет, что уже смотрел его, но при очередном просмотре сможет предсказывать развитие событий, не понимая, откуда он об этом узнал.

Супруга необычного пациента Дебора , на которой британец женился всего за год до болезни, написала о нём книгу «Всегда Сегодня».

Критическое переутомление Реймонда Робинса

3 сентября 1932 года известный экономист Реймонд Робинс должен был встретиться с президентом Гербертом Гувером . Однако так и не появился. Последний раз известного экономиста видели покидающим City Club на Манхэттене. Об исчезновении Робинса, который работал в тесном сотрудничестве с Белым домом по вопросам о сухом законе, писали многие газеты.

Его удалось найти спустя два месяца. 12-летний племянник Реймонда узнал бородатого дядю по фотографии в газете и связался с властями. Приближённого к власти экономиста обнаружили в городе Уиттиер, в горах Северной Каролины, куда он приехал через неделю после исчезновения. При этом мужчина представился Рейнольдсом Роджерсом — шахтёром из Кентукки. На новом месте мужчина посвящал большую часть своего времени геологоразведочным работам. И ничего не помнил о своём насыщенном событиями прошлом.

Робинса отвезли обратно в Нью-Йорк, где он встретился с женой и прошёл курс лечения, после которого память стала постепенно возвращаться к нему. Согласно одной из версий, экономист забыл свою настоящую личность из-за стресса и эмоционального напряжения.

© Использование материалов сайта только по согласованию с администрацией.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Случалось ли так, что вы забывали что-то? Не могли вспомнить чье-то имя, пароль, какое-либо событие или даже слово? Наверняка, да. Но как вы поступали в такой ситуации? Что делали? Давайте же поговорим о том, как вспомнить то, что забыл.

Мы предложим вам несколько не только простых, но и действенных способов решения данной проблемы, а также расскажем о том, почему с нами случаются такие досадные недоразумения. Также коснемся и того, как развить свою память и даже внимание.

Почему мы забываем те или иные вещи

Прежде чем мы с вами поговорим о том, как вспомнить то, что забыл, разберем основные причины нашей забывчивости. Вариантов, почему мы то и дело забываем какую-либо информацию, важную или не очень, достаточно много. Мы же с вами выделим основные из них.

Первая, наиболее распространённая причина, - недостаточная концентрация.

Вспомните, как часто вы не можете вспомнить, куда положили ключи, телефон, блокноты, даже вещи. В большинстве случаев вы забываете, куда положили вещь, если спешите куда-либо или вас отвлекают, если вы спешите и думаете лишь о том, как не опоздать, плохо себя чувствуете и т. д. То есть одна из причин забывчивости - рассеяность.

Вторая причина, не менее распространенная, - вы считаете информацию не важной или же ненужной. В таком случае вы не хотите ее запоминать на подсознательном уровне. Причиной также может быть и сложность самой информации.

Третий вариант, который мы выделим, - слабая память. Согласитесь, далеко не все люди могут надолго запоминать большие объемы информации, какой бы она ни была. А значит, по прошествии некоторого времени она сотрется из памяти. Тут же можно отметить, что со временем память слабеет, а человек все чаще начинает забывать то, что он знал.

Для того чтобы запоминать как можно больше информации и не забывать ее, нужно постоянно тренировать свою память. О том, как это делать, мы поговорим с вами позже.

Кроме того, бывает так, что мы сами хотим забыть то или иное происшествие, слова, имена, знания.

Вспоминаем забытую информацию

Итак, прежде чем говорить о том, как вспомнить, куда положил вещь (а это самая распространенная из проблем), постараемся разобраться, как вспомнить любую информацию, которая нас окружает.

Как вспомнить забытую информацию? К примеру, вы учили материал на протяжении года, затем повторяли перед сдачей экзамена, но вот когда пришел момент отвечать - напрочь забыли все. Что же делать в такой ситуации? Постараться вспомнить. Для этого следует выполнить следующее.

В первую очередь вспомните, как именно вы учили данный материал - сидя за книгой, составляя конспект, слушая учителя. Постарайтесь как можно точнее воспроизвести этот момент в голове. В большинстве случаев этот прием помогает вспомнить забытое.

Ищем пропавшую вещь

Что делать, если вы забыли, где оставили нужную и важную вещь? Как вспомнить, куда именно вы ее положили? Давайте же поговорим о том, как вспомнить, куда положил вещь.

В первую очередь постарайтесь вспомнить, куда обычно вы кладете данный предмет, где оставляете его. Например, если это ключи, постарайтесь воспроизвести в памяти, что вы делали после того, как открыли дверь квартиры и вошли внутрь. Если же это телефон - вспомните, с кем и о чем вы разговаривали по нему, где именно, и вполне возможно, что вскоре вы поймете, куда положили его.

Вспоминаем пароли

Что делать, если вы забыли пароль? Например, у нас случилось такое несчастье, что мы не знаем, как вспомнить пароль от WiFi. Что делать?

В таком случае нужно также хорошенько поднапрячь свою память. В первую очередь вспомнить, что именно вы ставите на пароли - цифры, буквы или же слова. Далее пытаемся вспомнить о том, какие шифры вы зачастую используете. Попробуйте перебрать наиболее вероятные варианты. К тому же довольно эффективный способ - вспомнить, о чем вы думали в тот момент, когда регистрировались, что делали. Если вы восстановите в памяти те минуты, то вполне вероятно, что вспомните его.

А что, если вы забыли и не знаете, как вспомнить логин? В таком случае вам просто нужно вспомнить, что вам нравится, с чем или кем вы себя ассоциируете. Ведь зачастую логин - это наши ники, клички, то, чем мы называем себя.

"Где же мы с вами встречались?"

Бывает такое, что увидишь на улице человека и не можешь вспомнить, где его видел. Как же вспомнить, кто это и как его зовут? Как вспомнить человека, особенно малознакомого?

В первую очередь нужно напрячь память и постараться вспомнить, где именно вы его видели. Какие места ассоциируются с ним? Это даст возможность вспомнить, где именно вы его встречали.

Далее пытаемся определить, какие ассоциации у вас возникают с именем данного человека. Бывает так, что оно ассоциируется с тем или иным действием, событием, цветом и т. д. Кроме того, можно перебрать все буквы алфавита. Вполне возможно, что так вы вспомните, с какой именно из них начинается имя человека, а затем уже и вспомните его полностью.

Вспоминаем прошлое

Наиболее нужное, но сложное умение - вспомнить прошлое. Довольно часто бывает так, что хочется восстановить в памяти какой-то момент в жизни - детство или юность, воскресить в памяти то или иное событие, торжество, встречу. Как же поступить в таком случае, как вспомнить прошлое?

В первую очередь - постараться вызвать в голове хотя бы отдаленные образы, связанные с нужным вам событием. Затем начать потихоньку тянуть за каждую из ниточек, вспоминая, что было до или после данного эпизода, что именно стало причиной тех или иных поступков, слов.

Тут же стоит отметить, что далеко не всегда таким способом можно вспомнить прошлое, в особенности то, что происходило в детстве. В таком случае нужно обратиться к помощи психолога и пройти сеанс гипноза. В данной ситуации это наиболее эффективный способ достоверно воспроизвести в памяти произошедшие события.

Вспоминаем забытое слово

Бывает в нашей жизни и такое, что мы забываем то или иное слово. Вот еще пару минут назад оно вертелось у нас на языке, а теперь мы не можем произнести его. Что же делать в такой ситуации? Естественно, постараться вспомнить, хотя есть и другие варианты решения этой проблемы. Итак, давайте же поговорим о том, как вспомнить слово.

В первую очередь его можно заменить на синоним. Конечно же, если данное слово - термин или имя, название, то такой вариант вам не подойдет. В таком случае пытаемся собраться с мыслями и постараться вспомнить хотя бы его часть, звуковые ассоциации, которые у вас вызывает данное понятие.

Еще один вариант - просто забыть о данном слове, не зацикливаться на его вспоминании, и через пару минут оно обязательно возникнет у вас в голове.

Тренируем память

Итак, мы с вами разобрались, как вспомнить то, что забыл. Теперь поговорим о том, как нам развить свою память.

Конечно же, самое главное, чтобы не возникало проблем с вспоминанием тех или иных вещей, следует обязательно тренировать свою память. Для этого рекомендуем вашему вниманию несколько простых, но довольно эффективных упражнений.

Наверняка вы слышали о том, что ничто так хорошо не тренирует память, как заучивание стихов или даже отрывков текста. Обязательно постарайтесь ежедневно заучивать хотя бы пару строчек из разнообразных книг. При этом желательно уделить внимание большим текстам, полностью заучивая их. Так, взяв любую повесть, каждый день учите по абзацу, при этом не забывайте повторять уже выученное.

Второе простое упражнение состоит в том, чтобы ежедневно на ночь прокручивать в голове события прошедшего дня. Так, ложась спать, вспоминайте, с чего начался ваш день, затем шаг за шагом приближайтесь к ночи. Как вариант, можно отматывать события в обратной последовательности. Это также будет неплохой зарядкой для мозга.

И напоследок еще одно упражнение для развития памяти и внимания. Наверняка вы часто бываете на улице - ездите на учебу, работу, просто гуляете. При таком времяпрепровождении можно также развить кое-какие качества. Для этого достаточно просто запоминать номера проезжающих машин и проводить над ними различные математические операции. В таком случае у вас никогда не возникнет вопроса о том, как вспомнить пароль от WiFi или свой логин.

Выводы

Все мы сталкиваемся с такой проблемой, как провалы в памяти. Это вполне объяснимо, ведь далеко не всегда мы сосредоточены на получении той или иной информации, не всегда наш мозг может быстро вспомнить то или иное слово, фразу, действие, а некоторые вещи мы и вовсе не хотим помнить.

На самом деле вспомнить забытое довольно легко и просто, если придерживаться данных нами рекомендаций. Кроме того, если вам нужно восстановить в памяти довольно серьезные и нужные события, вы всегда можете обратиться к помощи специалиста. Как видите, ответить на вопрос: "Как вспомнить то, что забыл?" - не так уж и сложно.

Почему после пьянки ничего не помнишь? Такой вопрос люди частенько задают себе после активного застолья. Вопрос чаще звучит с иронией, но на самом деле смешного здесь мало. Проблема алкогольной амнезии – достаточно сложный клубок физиологических и психологических процессов.

Проблема потери памяти не всегда является симптомом алкоголизма. Но вопрос о том, почему после пьянки ничего не помнишь, должен насторожить, и к нему следует прислушаться для предотвращения развития алкоголизма. Ведь совсем не из-за праздного любопытства ответ на этот вопрос ищут ученые высокого ранга.

Особенности алкогольной амнезии

Если человек озадачился вопросом о том, почему он после пьянки ничего не помнит, то он подвергся алкогольной амнезии, которая представляет собой частичную потерю памяти об отдельном периоде, относящемся к усиленному употреблению алкоголя. Условно можно выделить три типа такой амнезии:

  1. Алкогольный палимпсест представляет собой невозможность припомнить отдельные эпизоды событий, при этом в памяти осталась общая картина. Этот тип забывчивости характерен практически всем людям, склонным к алкогольному злоупотреблению, но может проявиться и у человека, который впервые употребил излишек спиртного.
  2. Алкогольная наркотическая амнезия характеризуется потерей памяти о достаточно большом промежутке времени, прошедшем после наступления наркотического опьянения в связи с излишком спиртного. Такая разновидность амнезии выявляется у всех алкоголиков, но может возникнуть у новичка при очень большой дозе алкоголя.
  3. Амнезия тотального типа определяется как потеря памяти о всем периоде употребления спиртных напитков. Это явление уже можно рассматривать как признак алкоголизма 3 стадии, если провал в памяти наступает после приема первой порции спиртного.

Причины потери памяти

Для правильного анализа причин потери памяти после пьянки следует рассмотреть факторы, вызывающие развитие алкогольной амнезии.

Один из главных определяющих факторов – количество употребленного спиртного напитка. Увеличение дозы спирта вызывает повышенное воздействие на функцию мозга человека, что, соответственно, увеличивает вероятность потери памяти. Следует учесть, что каждый человек имеет свой порог опьянения, и поэтому понятие чрезмерной дозы носит индивидуальный характер. Кроме того, при влиянии данного фактора надо принимать в расчет пол, возраст, алкогольный «стаж» человека.

Крепость спиртного напитка и его качество оказывают заметное воздействие на проявление забывчивости после пьянки. Естественно, что крепость оказывает прямо пропорциональное влияние на амнезию. Кроме того, надо учитывать смешение разных типов алкоголя. Давно известен кумулятивный характер малосовместимых спиртных напитков, коктейль из которых ведет к быстрому опьянению и риску алкогольного палимпсеста.

Вопрос о том, почему после вечеринки человек ничего не помнит, может возникнуть и в случае, когда алкоголь начал поступать в голодный желудок. Если человек перед употреблением спиртного и во время пьянки ничего не ел, то доза, вызывающая амнезию, существенно снижается за счет того, что алкоголь быстро всасывается в кровь, образуя этанол. Катализатором процесса может стать питье алкогольных напитков после или совместно с приемом других препаратов, обычно лекарственных средств разного типа. Большинство из медикаментозных веществ не совместимо с алкоголем, что вызывает соответствующую реакцию организма, ускоряющую процессы потери памяти.

Наконец, существенное значение в возможной алкогольной амнезии имеет состояние организма: болезненное самочувствие, травма (особенно головы), усталость от больших физических нагрузок. Замечена и подверженность человека к снижению порога наступления забывчивости, если алкоголь принимается после психологического стресса.

Механизм алкогольной потери памяти до настоящего времени не до конца изучен, но большинство исследователей признают следующий патогенез. Этанол, выработанный при проникновении в кровь спиртосодержащих веществ, не уничтожает клетки в мозговых зонах, но значительно изменяет их функционирование на некоторое время. Максимальное воздействие он оказывает на участок лимбической системы в мозговых височных областях – гипокамп. Этот участок формирует мгновенную память и воспоминания, которые в процессе консолидации превращают память из кратковременного вида в долгосрочный тип.

Этанол, достигая нейроны такой системы, блокирует некоторые центры, нарушая каналы передачи сигналов по цепи синапсов. Получаемая от органов чувств информация не попадает в накопитель памяти. Одновременно нейроны стимулируют стероиды, которые блокируют фиксацию информации, приводя к прекращению формирования воспоминаний. Такой процесс проявляется при достижении определенных условий, и после этого дальнейшие события уже не фиксируются корой головного мозга. Возникает провал в памяти, который, в зависимости от воздействующих факторов, может продолжаться от нескольких секунд до нескольких часов. Именно потому, что события перестают фиксироваться, их восстановить в памяти не удается при любом лечении.

Психологические факторы

Основным механизмом алкогольной амнезии являются физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга.

Но следует учитывать еще и психологическое воздействие. Человек, который накануне принял излишнюю дозу спиртного, в период жуткого похмельного синдрома испытывает страх и чувство вины. Организм человека включает свои рефлексивные функции с целью снижения эмоциональной перегрузки и через психику блокирует зоны, ответственные за негативные воспоминания, вызывая вторичный барьер для их формирования. Таким образом оформляется двойное препятствие для появления неприятных воспоминаний.

Конечно, психика любого человека носит сугубо индивидуальный характер, и, несмотря на то что нервная система автоматически сводит к минимуму опасные факторы, а этанол воздействует на клетки мозга, потеря памяти наступает далеко не всегда. Это понимают и многие окружающие люди, выражая недоверие к забывчивости человека после бурной пьянки. Поэтому в случае, когда протрезвевший человек действительно ничего не помнит, на него сваливается повышенная психологическая нагрузка. В такой ситуации память восстановить невозможно, но оказать психологическую помощь необходимо.

Прогрессирование амнезии

К сожалению, алкогольная амнезия имеет тенденцию к прогрессированию при продолжении злоупотребления алкоголем. Первый палимпсест может наступить неожиданно после первого превышения нормы, вызвать некоторое угрызение совести, но не остановить дальнейшие загулы.

Если первые провалы памяти касались только небольших эпизодов, то постепенно забывчивость охватывает все более продолжительные периоды и наступает при употреблении меньшей дозы спиртного.

Человек психологически уже готов к таким явлениям и воспринимает их без лишней эмоциональной нагрузки, как небольшое приключение. Однако на самом деле частые проявления амнезии и перерастание ее в наркотическую форму указывает на проявление первых признаков алкоголизма (1 стадия).

Человек, хотя бы однажды столкнувшийся с алкогольной забывчивостью, должен насторожиться и принять меры к недопущению такого явления.

Последующие проявления ее могут привести в наркологический диспансер. Тем более что в дальнейшем добавляется психологический фактор, когда свидетели рассказывают о забытых происшествиях. Такие принудительные воспоминания нередко приводят к новым употреблениям алкоголя, а порой к запою.

Благодарим за отзыв

Комментарии

    Megan92 () 2 недели назад

    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать((думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет

    Дарья () 2 недели назад

    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью , у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.

    Megan92 () 13 дней назад

    Дарья () 12 дней назад

    Megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью .

    Соня 10 дней назад

    А это не развод? Почему в Интернете продают?

    Юлек26 (Тверь) 10 дней назад

    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.

    Ответ Редакции 10 дней назад

    Соня, здравствуйте. Данный препарат для лечения алкогольной зависимости действительно не реализуется через аптечную сеть и розничные магазины во избежание завышенной цены. На сегодняшний день заказать можно только на официальном сайте . Будьте здоровы!

    Соня 10 дней назад

    Извиняюсь, не заметила сначала информацию про наложенный платеж. Тогда все в порядке точно, если оплата при получении.

    Margo (Ульяновск) 8 дней назад

    А кто-нибудь пробовал народные методы, чтобы избавиться от алкоголизма? Отец пьет, никак не могу повлиять на него((

    Андрей () Неделю назад

    Каких только народных средств не пробовал, тесть как пил, так и пьет

    Екатерина Неделю назад

Каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос, как меняются интеллект и память к пожилому возрасту, возможно ли распознать первые признаки их ухудшения у близких и что нужно сделать, чтобы отсрочить их ухудшение.

Вы забываете, куда положили ключи, не можете вспомнить, зачем пришли в комнату, а нужное имя вдруг выпадает из вашей памяти? Любой человек может что-то забыть из-за большого количества информации, стрессов, переутомления и истощения нервной системы. В такой ситуации возможна рассеянность внимания и редкие «провалы памяти» на события и имена, названия. Но после отдыха, отпуска память у здорового человека восстанавливается. Если же после отдыха вы не замечаете улучшений или симптомы прогрессируют, — это повод обратиться к врачу.

Чаще всего эта болезнь проявляется у пожилых людей после 60 лет, но встречается и у молодых.

Можно ли снизить риск болезни Альцгеймера?

Риск возникновения болезни Альцгеймера снижается при правильном образе жизни. Стоит избегать переутомления, стрессов, не забывать об отдыхе, физических упражнениях, больше проводить времени на свежем воздухе, соблюдать сбалансированное питание.

Многие полагают, что с выходом на пенсию и по достижении преклонного возраста снижение внимания и памяти у пожилых людей — закономерный процесс. В общем-то, так оно и есть, особенно если никаких мер по их профилактике не предпринимать. Поэтому очень часто, даже заметив первые признаки ухудшения памяти, моторных навыков и внимания у бабушек и дедушек, их родные не спешат обращаться за помощью к специалистам, рискуя пропустить симптомы такого грозного заболевания, как болезнь Альцгеймера, в итоге попадая к врачу уже на поздних этапах развития заболевания.


iStock

Признаки болезни Альцгеймера

Итак, на что необходимо обратить внимание, если у Вас есть пожилые родственники, или, возможно, Вы сами уже разменяли шестой десяток:

1. Снижение кратковременной памяти. Людям с нарушенной функцией кратковременной памяти все сложнее удается запомнить какие-то текущие моменты. Например, выключить воду, или свет, а также выполнить действия, носящие преимущественно автоматизированный характер: привычные ритуалы мытья рук, посуды, уборка кровати и т. д. Такой человек не помнит, делал он это недавно или нет. Но может догадаться, что он что-то забыл, например, увидев включенный свет в прихожей или обнаружив мыло в ванной сухим, поскольку способность составлять длинные логические цепочки на этом этапе не утрачена.

2. Ухудшение концентрации внимания. Становится все сложнее удерживать внимание на длительный срок, особенно если это интеллектуальная деятельность. Например, сосредоточиться на чтении книги, или инструкции к какому-нибудь прибору. Для того чтобы ухватить суть, приходится перечитывать несколько раз подряд/.

Закономерно, что с появлением первых двух пунктов, приходят и следующие.

3. Трудность восприятия новой информации и ухудшение навыков обучения. Мы все неоднократно наблюдали, как бабушки и дедушки неумело пытаются освоить современную технику, запомнить «модные» слова. Даже приобретение новых моторных навыков, например, при выполнении упражнений лечебной физкультуры, и то дается с трудом. В случае болезни Альцгеймера, этот процесс становится еще более трудным и длительным, а иногда вовсе невозможным. Таких пациентов очень сложно обучить чему-то новому, даже простому, например, пользованию мобильным телефоном. Это происходит как за счет снижения памяти, так и за счет ухудшения концентрации внимания.

4. Утрата ранее приобретенных навыков. То, что ранее получалось легко и просто, теперь превращается в сложный и мучительный процесс. Так, больной может мучительно вспоминать, как приготовить омлет на завтрак, или как загрузить белье в стиральную машинку. Он может путать последовательность действий, а какие-то вообще пропускать.

5. Обеднение эмоций и словарного запаса. Речь становится менее богатой и эмоционально окрашенной. Сложные понятия и выражения пациент подменяет простыми, а длинные предложения заменяет короткими. При этом снижается способность к экспрессивному выражению эмоций, мимика становится бедной, лицо может напоминать маску. Снижается также скорость речи, а отдельные слова вовсе выпадают из памяти. В этом случае пациент может пытаться описать понятие или предмет, название которого он забыл. Например, если речь идет о тонометре: «Такой предмет, которым давление меряют». Т. е. он помнит о назначении прибора, но не в состоянии вспомнить само слово.

6. Очень важный признак — нарушение моторно-пространственных навыков , а именно, снижение способности ориентироваться на местности, выполнять какие-то простые действия, требующие участия мелкой моторики, замедление действий по темпу. Пациенты легко могут заблудиться даже в хорошо знакомом месте, не находят свои этаж и квартиру, начинают медленно одеваться и раздеваться. Процесс застегивания пуговиц, молний значительно удлиняется. Зачастую вещи оказываются застегнутыми неправильно, либо надетыми наизнанку. Частично утратив пространственное восприятие, больным сложно определить расстояние до предметов, высоту, глубину. Походка становится неуверенной, медленной, а движение скованными.

Что делать?

Если вы заметили вышеперечисленные признаки у себя или у близких — не откладывайте визит к врачу. Это может быть невролог, терапевт, психиатр или гериатр — специалист, который занимается болезнями, связанными со старостью. Пациенту будет предложено пройти когнитивные тесты, возможна так же магнитно-резонансная томография. Только после этого врач сможет поставить окончательный диагноз.

Кирилл Архангельский, врач-эксперт, заместитель главного врача по медицинской части, «СМ-Клиника»