Линейный отдел мвд на водном транспорте. Задачи и функции органов внутренних дел на водном транспорте. Как попасть в водную полицию

С потеплением людей тянет к воде: кто-то катается на теплоходе, другие рыбачат, а третьи просто купаются в положенных и неположенных местах. За порядок на воде отвечает водная полиция, о работе которой известно мало. The Village поговорил с сотрудником водной полиции и узнал, чем на самом деле занимается эта структура, через сколько всплывает труп, что делать, когда на катере закончился бензин, и почему водная полиция - это фарс.

Что такое водная полиция

Сейчас я работаю в линейном отделе на водном транспорте, именно нас и называют водной полицией. Хотя на самом деле в России нет людей, которых можно считать водными полицейскими. Есть обычные полицейские, которые просто прибывают на место происшествия на катере с судоводителем, попросту мотористом. По сути, им все равно, где заниматься трупами и пьяными - на суше или на воде.

Водная полиция - это фарс. В штате нашего пункта полиции работают два моториста, а территория за ними закреплена более 100 квадратных километров. Что они могут сделать, как обеспечить безопасность? Да никак. У нас катастрофически не хватает личного состава, люди занимаются не своим делом. Например, мне приходится дежурить на суше, как обычному сотруднику ППС, из-за того, что один в отпуске, а другой сломал руку.

В России работает Го­су­дарст­вен­ная инспекция по маломерным судам (длина которых меньше 20 метров, а вместимость меньше 12 человек) - специальная служба при МЧС, которая занимается регулированием движения водного транспорта, проверкой документов и соблюдением техники безопасности, -словом, это водное ГАИ. Тем же самым, но касаемо больших судов (круизных лайнеров, теплоходов, барж и так далее) занимается Государственная речная судоходная инспекция.

Водная полиция этим не занимается: у нас попросту нет таких полномочий. А сюжеты, которые крутят по федеральным каналам про водную полицию, - показуха. Во время каждого приезда журналистов наше начальство устраивает показательные выступления с захватом заложников и прочей ерундой, но все это лишь картинка для телевидения. По «Москве 24» говорили, что наши катера развивают скорость до 100 километров в час, - это просто смешно. А еще в сюжетах на ТВ все структуры свалены в одну кучу: и ГИМС, и судоходчики, и мы. Поэтому и создается образ «крутой водной полиции». Хотя по факту водная полиция - это мотористы.

Чем занимается водная полиция

Навигация начинается в конце апреля и заканчивается в начале ноября. Перед открытием сезона нужно подготовить катер, спустить его на воду и пригнать со стоянки на базу. Первая половина мая, как правило, проходит в дежурстве на воде - нужно обеспечивать безопасность на праздниках. Обычно мы стоим на катере около набережной и следим, чтобы никто не спрыгнул вниз. В июне мы работаем на последних звонках и выпускных. Пьяные школьники постоянно падают в воду. Несколько раз нам приходилось сопровождать теплоходы, чтобы никто не буянил.

Если есть разнарядка, я иду на маршрут. Чаще всего приходится дежурить под мостами. А иногда можно и весь день просидеть без работы. Когда по автомобильной дороге едут первые лица государства, на ближайшей реке под мостами обязательно выставляют катера с двух сторон берега. В каждом катере по одному мотористу. Порой нам надо полностью перекрыть навигацию, тогда мы ставим два катера поперек реки. Честно говоря, не понимаю, какой толк в этих дежурствах под мостами, ведь наверху все набережные и съезды к реке перекрыты - туда никто не может пройти. Самое интересное, что нам никогда не дают инструкций и ничего не поясняют. Если случится какое-то ЧП, я не знаю, как действовать.

Порой мы патрулируем реку. Патрульная группа состоит из моториста и двух или трех пэпээсников (сотрудников патрульно-постовой службы. - Прим. ред.) . Официально мы занимаемся охраной общественного порядка на воде, но я не знаю, что это значит. Наша зона ответственности - это воображаемая прямая посередине реки, которая называется судовым ходом, - по нему обязаны двигаться суда. Но полномочия водной полиции крайне скромны. Мы не можем ни проверять документы у судов, ни штрафовать владельцев, ни разбираться с беспорядками на берегу.

Если на теплоходе случится драка, то мы обязаны вмешаться. Однако водная полиция не имеет права задерживать людей, поэтому нам придется ждать, пока подъедет следственно-оперативная группа на машине. Если мы находим в реке труп, то тоже нужно вызвать оперативников. Вообще, выезд на труп - это одно из самых популярных заданий. В среднем на нашей территории находят по одному телу в месяц. Кстати, я заметил, что если лето жаркое, то тела всплывают через три-четыре дня, а если лето холодное, то через пять-семь.

Раньше, до реформы отдела в 2011 году, работать было интереснее. Наш начальник не боялся проявлять инициативу и позволял нам заниматься действительно важными вещами. Например, мы ловили владельцев судна, которые занимались незаконной перевозкой людей. Также мы регулярно совершали контрольные закупки топлива в яхтпортах. Подъезжали на гидроскутере с пустыми канистрами и покупали бензин на заправках, у которых нет лицензии на продажу.

Еще помню, мы проверяли земснаряды (судна технического флота, которые занимаются добычей строительных материалов. - Прим. ред.) , которые незаконно добывали песок с берега. А в последние несколько лет при новом начальстве подобной работой никто не занимается.

Сейчас катер МВД выполняет исключительно профилактическую роль. Мы идем с маяками, поэтому нас все видят - пугаются и начинают соблюдать правила плавания. Порой я говорю нарушителям по рации: «Сбросьте скорость, тут нельзя так идти». Некоторые даже не прислушиваются, потому что знают, что мы бесправные.

Что происходит зимой

Слово, которым можно описать работу зимой, - глушняк. Чем заниматься, если катера стоят? Я либо дежурю на посту - охраняю территорию, либо готовлю катер к весне. Раньше к техническому обслуживанию катеров подход был лучше: меня вызывали за несколько месяцев до начала навигации, я в спокойном темпе готовил катер: снимал старую краску, делал мелкий ремонт и так далее.

А сейчас все через жопу: «Ай-ай, завтра навигация, срочно готовим катер». В прошлом году вообще ничего не делали: катер с осени до весны стоял в корабельном доке (сооружение для ремонта и хранения судов. - Прим. ред.) , потом его на воду спустили, и готово. Так нельзя, за ним надо ухаживать, иначе он сломается. Существует определенный алгоритм действий (слить воду из катера и двигателя, слить старое масло, залить новое и другие технические работы) при консервации катера в межнавигационный период. Но в последние два года он не выполняется. А мне-то что, это государственный катер, и ответственность за него несет начальник отдела.

Расскажу о другом случае тоже из прошлого года. Обычно катер отгоняют на стоянку в октябре, а последний раз начальство сказало об этом лишь в ноябре. Ноябрь - это очень поздно: уже встал лед. В итоге я четыре часа провел в холодном катере, шел снег, а печка, которую я прошу починить уже четвертый год, естественно, не работала.

Как попасть в водную полицию

Чтобы получить специальность, нужно побывать на полугодовых сборах. Я вернулся из армии в начале нулевых. Работы особо не было, а рядом с моим домом находится много шлюзов, на которых в то время работал полицейский батальон по охране гидротехнических сооружений. Меня устраивал их график - сутки через трое, да и работа вполне стабильная. Я успешно прошел медкомиссию, но положительный ответ мне пришел только через полгода, когда я уже работал в другом месте.

Подготовка к профессии начиналась в девять утра и заканчивалась в шесть вечера, однако никакой водной специфики не было: мы, как и обычные полицейские, изучали тактику охраны общественного порядка, Уголовный кодекс, учились самбо, разбирать-собирать табельное оружие и стрелять из него. Я выучился на милиционера батальона по охране гидротехнических сооружений (плотин, шлюзов и ГЭС) на канале имени Москвы.

Через четыре года я выучился на судоводителя. Учеба происходила следующим образом: мне выдали правила плавания, экзаменационные билеты и дали три дня на подготовку. На четвертый день я уже получил права на катер. На мой вопрос: «А как же практические занятия?» - мне ответили, что я всему научусь на воде.

Моя должность называется милиционер-моторист, но по факту я не полицейский, а лишь извозчик, то есть стоял за штурвалом и доставлял сотрудников полиции на место происшествия. Мне даже не выдавали огнестрельное оружие, только резиновую палку. Так было вплоть до реструктуризации в 2011 году, тогда мотористов приравняли к пэпээсникам и разрешили носить табельные пистолеты.

График работы и зарплата

Раньше я работал сутки через трое, и в выходные дни можно было подрабатывать в другом месте. Сейчас я работаю два дня через два, и мне совсем не до второй работы: жена и так недовольна, что меня дома не бывает. Ведь меня могут вызвать на работу абсолютно в любой день. Например, если в подразделении проводят учебные стрельбы, на них должны быть все сотрудники. Почти весь отдел работает с понедельника по пятницу, поэтому часто у меня выходной, когда у них рабочий день. Вызвать другого моториста не могут, потому что он дежурный и его нельзя дергать, тогда мне приходится работать. За эти переработки мне ни черта не доплачивают. Ни черта.

Средняя зарплата сержанта полиции в Москве - 47 тысяч рублей. А я с выслугой в 15 лет получаю 32 тысячи. Разве это нормальная зарплата? Поэтому у нас давно не работают москвичи, в основном приезжие. Никто не хочет идти на такую работу, это труба, у нас многие сотрудники скоро уйдут на пенсию, и я не знаю, кто будет работать.

Проблемы

Принцип работы водной полиции таков: «Есть бензин - работаем, нет бензина - не работаем». Каждый месяц нам выделяют определенное количество бензина, однако из-за постоянных выездов он часто заканчивается раньше времени. В этом случае начальство пишет бумагу, чтобы выделили дополнительные средства на покупку. Деньги могут прислать, а могут и не прислать. Второй вариант случается довольно часто. В результате катер простаивает, а полицейские подъезжают к реке с берега на машине.

Еще недавно мое начальство воровало деньги, выделенные на покупку топлива. Официально мы покупали 95-й бензин, а руководство брало 80-й или в лучшем случае 92-й, которые значительно дешевле и хуже. В наших катерах стоят хорошие импортные двигатели, но из-за плохого топлива они часто выходили из строя. В 2010 году мы перешли на оплату специальными топливными картами, эта проблема вроде бы ушла. Хотя, может, теперь махинациями занимаются начальники на более высоких должностях.

Сейчас я работаю на новом катере фирмы Mercury. В его технической книжке черным по белому написано, что каждые 100 моточасов , или раз в год, катер должен проходить техобслуживание. За прошлый сезон Mercury отходил 130 часов, да и эксплуатируется он больше года, но начальнику все равно, он не собирается отвозить катер на ТО.

Если катер ломается, я не имею права его чинить, максимум - проверить масло. Так происходит, потому что у нас подписан договор с сервисом, который занимается ремонтом катеров. А сервис этот работает, как правило, плохо: нам возвращают катер из ремонта, а на следующий день опять что-то отваливается.

Говорят, в 2018 году водную полицию упразднят. Скоро пройдет Кубок конфедераций, потом чемпионат мира по футболу, потом Вовку выберем, а потом нас и разгонят на хрен. Все равно пользы от водной полиции мало. Я считаю, что нужно создать единую службу водной полиции, которая будет заниматься сразу всем: и преступлениями, и контролем за скоростным режимом, и проверкой документов. Так, кстати, и было в Советском Союзе.

Периодически у меня появляются мысли уволиться, но все-таки не хочется уходить со службы, которой я отдал 15 лет. К тому же после 20 лет службы в полиции можно выходить на пенсию, то есть мне осталось потерпеть всего пять лет. Потом я смогу уйти на нормальную работу - например, работать по стезе судоходства помощником капитана. Не думаю, что в 40 лет для меня будет проблемой найти хорошую работу.

Из интервью сотрудника УВД на ВВТ интернет-сайту The Village.

Что такое водная полиция

Сейчас я работаю в линейном отделе на водном транспорте, именно нас и называют водной полицией. Хотя на самом деле в России нет людей, которых можно считать водными полицейскими. Есть обычные полицейские, которые просто прибывают на место происшествия на катере с судоводителем, попросту мотористом. По сути, им все равно, где заниматься трупами и пьяными - на суше или на воде.

Водная полиция - это фарс. В штате нашего пункта полиции работают два моториста, а территория за ними закреплена более 100 квадратных километров. Что они могут сделать, как обеспечить безопасность? Да никак. У нас катастрофически не хватает личного состава, люди занимаются не своим делом, например, мне приходится дежурить на суше, как обычному сотруднику ППС, из-за того, что один - в отпуске, а другой - сломал руку.

В России работает Го­су­дарст­вен­ная инспекция по маломерным судам (длина которых меньше 20 метров, а вместимость меньше 12 человек) - специальная служба при МЧС, которая занимается регулированием движения водного транспорта, проверкой документов и соблюдением техники безопасности, -словом, это водное ГАИ. Тем же самым, но касаемо больших судов (круизных лайнеров, теплоходов, барж и так далее), занимается Государственная речная судоходная инспекция.


Водная полиция этим не занимается: у нас попросту нет таких полномочий. А сюжеты, которые крутят по федеральным каналам про водную полицию, - показуха. Во время каждого приезда журналистов наше начальство устраивает показательные выступления с захватом заложников и прочей ерундой, но все это лишь картинка для телевидения. По «Москве24» говорили, что наши катера развивают скорость до 100 километров в час, - это просто смешно. А еще в сюжетах на ТВ все структуры свалены в одну кучу: и ГИМС, и судоходчики, и мы. Поэтому и создается образ «крутой водной полиции». Хотя по факту водная полиция - это мотористы.

Навигация начинается в конце апреля и заканчивается в начале ноября. Перед открытием сезона нужно подготовить катер, спустить его на воду и пригнать со стоянки на базу. Первая половина мая, как правило, проходит в дежурстве на воде - нужно обеспечивать безопасность на праздниках. Обычно мы стоим на катере около набережной и следим, чтобы никто не спрыгнул вниз. В июне мы работаем на последних звонках и выпускных. Пьяные школьники постоянно падают в воду. Несколько раз нам приходилось сопровождать теплоходы, чтобы никто не буянил.

Если есть разнарядка, я иду на маршрут. Чаще всего приходится дежурить под мостами. А иногда можно и весь день просидеть без работы. Когда по автомобильной дороге едут первые лица государства, на ближайшей реке под мостами обязательно выставляют катера с двух сторон берега. В каждом катере по одному мотористу. Порой нам надо полностью перекрыть навигацию, тогда мы ставим два катера поперек реки. Честно говоря, не понимаю, какой толк в этих дежурствах под мостами, ведь наверху все набережные и съезды к реке перекрыты - туда никто не может пройти. Самое интересное, что нам никогда не дают инструкций и ничего не поясняют. Если случится какое-то ЧП, я не знаю, как действовать.

Порой мы патрулируем реку. Патрульная группа состоит из моториста и двух или трех пэпээсников (сотрудников патрульно-постовой службы. - Прим. ред.). Официально мы занимаемся охраной общественного порядка на воде, но я не знаю, что это значит. Наша зона ответственности - это воображаемая прямая посередине реки, которая называется судовым ходом, - по нему обязаны двигаться суда. Но полномочия водной полиции крайне скромны. Мы не можем ни проверять документы у судов, ни штрафовать владельцев, ни разбираться с беспорядками на берегу.

Если на теплоходе случится драка, то мы обязаны вмешаться. Однако водная полиция не имеет права задерживать людей, поэтому нам придется ждать, пока подъедет следственно-оперативная группа на машине. Если мы находим в реке труп, то тоже нужно вызвать оперативников. Вообще, выезд на труп - это одно из самых популярных заданий. В среднем на нашей территории находят по одному телу в месяц. Кстати, я заметил, что если лето жаркое, то тела всплывают через три-четыре дня, а если лето холодное, то через пять-семь.

Раньше, до реформы отдела в 2011 году, работать было интереснее. Наш начальник не боялся проявлять инициативу и позволял нам заниматься действительно важными вещами. Например, мы ловили владельцев судна, которые занимались незаконной перевозкой людей. Также мы регулярно совершали контрольные закупки топлива в яхтпортах. Подъезжали на гидроскутере с пустыми канистрами и покупали бензин на заправках, у которых нет лицензии на продажу.

Еще помню, мы проверяли земснаряды (судна технического флота, которые занимаются добычей строительных материалов. - Прим. ред.), которые незаконно добывали песок с берега. А в последние несколько лет при новом начальстве подобной работой никто не занимается.

Сейчас катер МВД выполняет исключительно профилактическую роль. Мы идем с маяками, поэтому нас все видят - пугаются и начинают соблюдать правила плавания. Порой я говорю нарушителям по рации: «Сбросьте скорость, тут нельзя так идти». Некоторые даже не прислушиваются, потому что знают, что мы бесправные.

Что происходит зимой

Слово, которым можно описать работу зимой, - глушняк. Чем заниматься, если катера стоят? Я либо дежурю на посту - охраняю территорию, либо готовлю катер к весне. Раньше к техническому обслуживанию катеров подход был лучше: меня вызывали за несколько месяцев до начала навигации, я в спокойном темпе готовил катер: снимал старую краску, делал мелкий ремонт и так далее.

А сейчас все через жопу: «Ай-ай, завтра навигация, срочно готовим катер». В прошлом году вообще ничего не делали: катер с осени до весны стоял в корабельном доке (сооружение для ремонта и хранения судов. - Прим. ред.), потом его на воду спустили, и готово. Так нельзя, за ним надо ухаживать, иначе он сломается. Существует определенный алгоритм действий (слить воду из катера и двигателя, слить старое масло, залить новое и другие технические работы) при консервации катера в межнавигационный период. Но в последние два года он не выполняется. А мне-то что, это государственный катер, и ответственность за него несет начальник отдела.

Расскажу о другом случае тоже из прошлого года. Обычно катер отгоняют на стоянку в октябре, а последний раз начальство сказало об этом лишь в ноябре. Ноябрь - это очень поздно: уже встал лед. В итоге я четыре часа провел в холодном катере, шел снег, а печка, которую я прошу починить уже четвертый год, естественно, не работала.

Как попасть в водную полицию

Чтобы получить специальность, нужно побывать на полугодовых сборах. Я вернулся из армии в начале нулевых. Работы особо не было, а рядом с моим домом находится много шлюзов, на которых в то время работал полицейский батальон по охране гидротехнических сооружений. Меня устраивал их график - сутки через трое, да и работа вполне стабильная. Я успешно прошел медкомиссию, но положительный ответ мне пришел только через полгода, когда я уже работал в другом месте.

Подготовка к профессии начиналась в девять утра и заканчивалась в шесть вечера, однако никакой водной специфики не было: мы, как и обычные полицейские, изучали тактику охраны общественного порядка, уголовный кодекс, учились самбо, разбирать-собирать табельное оружие и стрелять из него. Я выучился на милиционера батальона по охране гидротехнических сооружений (плотин, шлюзов и ГЭС) Канала имени Москвы.

Через четыре года я выучился на судоводителя. Учеба происходила следующим образом: мне выдали правила плавания, экзаменационные билеты и дали три дня на подготовку. На четвертый день я уже получил права на катер. На мой вопрос: «А как же практические занятия?» - мне ответили, что я всему научусь на воде.

Моя должность называется милиционер-моторист, но по факту я не полицейский, а лишь извозчик, то есть стоял за штурвалом и доставлял сотрудников полиции на место происшествия. Мне даже не выдавали огнестрельное оружие, только резиновую палку. Так было вплоть до реструктуризации в 2011 году, тогда мотористов приравняли к пэпээсникам и разрешили носить табельные пистолеты.

График работы и зарплата

Раньше я работал сутки через трое, и в выходные дни можно было подрабатывать в другом месте. Сейчас я работаю два дня через два, и мне совсем не до второй работы: жена и так недовольна, что меня дома не бывает. Ведь меня могут вызвать на работу абсолютно в любой день. Например, если в подразделении проводят учебные стрельбы, на них должны быть все сотрудники. Почти весь отдел работает с понедельника по пятницу, поэтому часто у меня выходной, когда у них рабочий день. Вызвать другого моториста не могут, потому что он дежурный и его нельзя дергать, тогда мне приходится работать. За эти переработки мне ни черта не доплачивают. Ни черта.

Средняя зарплата сержанта полиции в Москве - 47 тысяч рублей. А я с выслугой в 15 лет получаю 32 тысячи. Разве это нормальная зарплата? Поэтому у нас давно не работают москвичи, в основном приезжие. Никто не хочет идти на такую работу, это труба, у нас многие сотрудники скоро уйдут на пенсию, и я не знаю, кто будет работать.

Проблемы

Принцип работы водной полиции таков: «Есть бензин - работаем, нет бензина - не работаем». Каждый месяц нам выделяют определенное количество бензина, однако из-за постоянных выездов он часто заканчивается раньше времени. В этом случае начальство пишет бумагу, чтобы выделили дополнительные средства на покупку. Деньги могут прислать, а могут и не прислать. Второй вариант случается довольно часто. В результате катер простаивает, а полицейские подъезжают к реке с берега на машине.

Еще недавно мое начальство воровало деньги, выделенные на покупку топлива. Официально мы покупали 95-й бензин, а руководство брало 80-й или в лучшем случае 92-й, которые значительно дешевле и хуже. В наших катерах стоят хорошие импортные двигатели, но из-за плохого топлива они часто выходили из строя. В 2010 году мы перешли на оплату специальными топливными картами, это проблема вроде бы ушла. Хотя, может, теперь махинациями занимаются начальники на более высоких должностях.

Сейчас я работаю на новом катере фирмы Mercury. В его технической книжке черным по белому написано, что каждые 100 моточасов, или раз в год, катер должен проходить техобслуживание. За прошлый сезон Mercury отходил 130 часов, да и эксплуатируется он больше года, но начальнику все равно, он не собирается отвозить катер на ТО.

Если катер ломается, я не имею права его чинить, максимум - проверить масло. Так происходит, потому что у нас подписан договор с сервисом, который занимается ремонтом катеров. А сервис этот работает, как правило, плохо: нам возвращают катер из ремонта, а на следующий день опять что-то отваливается.

Говорят, в 2018 году водную полицию упразднят. Скоро пройдет Кубок конфедераций, потом чемпионат мира по футболу, потом Вовку выберем, а потом нас и разгонят на хрен. Все равно пользы от водной полиции мало. Я считаю, что нужно создать единую службу водной полиции, которая будет заниматься сразу всем: и преступлениями, и контролем за скоростным режимом, и проверкой документов. Так, кстати, и было в Советском Союзе.

Периодически у меня появляются мысли уволиться, но все-таки не хочется уходить со службы, которой я отдал 15 лет. К тому же после 20 лет службы в полиции можно выходить на пенсию, то есть мне осталось потерпеть всего пять лет. Потом я смогу уйти на нормальную работу - например, работать по стезе судоходства помощником капитана. Не думаю, что в 40 лет для меня будет проблемой найти хорошую работу.

Осуществляя перевозку продукции промышленности и сельского хозяйства, а также пассажиров, транспорт играет чрезвычайно важную социально-экономическую и оборонную роль в государстве. От качества транспортного обслуживания во многом зависят существующий порядок на транспорте, безопасность пассажиров, сохранность имущества, а в конечном итоге и эффективность народнохозяйственного комплекса. Ему, как источнику повышенной общественной опасности, предъявляются особые требования.

Условия исключительности транспорта, специфики его функционирования в разных условиях, единства управления и обеспечения безопасности и общественного порядка, а также другие факторы потребовали создания в 1918 г. речной милиции.

На особенности деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) влияют многие факторы и условия (политические, экономические, социально-культурные, правовые, демографические, технические, технологические и др.). Серьезное влияние оказывают: специфика функционирования транспорта и система его управления, характеристика объектов оперативного обслуживания, их географическое и иное положение, протяженность; миграция и плотность населения в районах примыкания транспорта; близость крупных промышленных и экономических центров; уровень, состояние и динамика правонарушений и преступлений и многое другое.

С марта 2004 г. ОВДТ обслуживают объекты Федеральных агентств воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта Министерства транспорта и связи Российской Федерации. До этого момента эти виды транспорта были самостоятельны.

На ОВД на морском и речном транспорте аналогично органов внутренних дел на железнодорожном и воздушном транспорте распространяются общие задачи, обязанности и права милиции, которые детализируются применительно к специфическим условиям их деятельности. В частности, это охрана рыбных запасов и борьба с браконьерством на воде; защита гидротехнических сооружений.

ОВДТ реализуют свои задачи путем анализа и оценки оперативной обстановки, подготавливают и принимают управленческие решения, издают обзоры и ориентировки, разрабатывают методические рекомендации и другие положения по совершенствованию деятельности органов, подразделений и милицейских нарядов.

Для территорий оперативного обслуживания ОВД на речном транспорте характерно несовпадение их с административно-территориальным делением, прохождение границ по территории нескольких субъектов Российской Федерации и многих органов местного самоуправления. Поэтому, в отличие от территориальных ОВД, органы внутренних дел на транспорте непосредственно не подчиняются соответствующим главам администраций (мэрам, префектам) на местах; в милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят подразделения патрульно-постовой службы милиции и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Милиции на транспорте служебные помещения, оборудование, средства связи, информацию, необходимую для борьбы с преступностью, предоставляют бесплатно соответствующие органы транспорта. Вместе с тем начальники территориальных ОВД являются старшими оперативными начальниками по отношению к соответствующим руководителям транспортных ОВД. Последние же входят в состав коллегий МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.



Объекты обслуживания морского и речного транспорта имеют свои различия. Так, по общему правилу к объектам обслуживания ОВДТ на морском транспорте относятся:

морские порты (в границах охраняемых территорий, предназначенных для обработки судов и грузов), осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреж-


дения, организации, а также судоходная часть морских портов;

вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов;

гидротехнические сооружения с земельными отводами и средствами навигационной обстановки в пределах судоходной части морских портов;

суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и акваторий портов (в границах самых удаленных гидротехнических сооружений закрытой части морских портов), вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов;



места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Для отдельных УВДТ, например, к сфере оперативного обслуживания Азово-Черноморского УВДТ (согласно Устава), подчиненных ему органов и подразделений относятся по всем направлениям оперативно-служебной деятельности:

– территории морских портов Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Новороссийск, Сочи, Таганрог, Темрюк, Туапсе, портовых пунктов и пристаней в границах, установленных законодательством Российской Федерации;

– акватории указанных портов и портовых пунктов (воды морских портов, включая каналы, внутренние и внешние рейды, судоходные пути на подходах к портам, входящие в состав вод государства и отведенные морским портам), гидротехнические сооружения портов (причалы и ограждения);

– предприятия, учреждения и организации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности и их объекты, расположенные на территории названных портов;

российские суда и портовые плавательные средства вне зависимости от их ведомственной принадлежности, находящиеся у причалов, в акватории портов, а также в зоне деятельности и ответственности морских администраций портов Новороссийск, Таганрог, Темрюк и Туапсе.

На речном транспорте – это: речные порты, причалы и пристани в пределах земельных отводов, кроме баз отдыха и лодочных станций; территория шлюзов и иных гидросооружений, охраняемых ОВДТ; пункты специализированного отстоя и ремонта судов, судостроительные и судоремонтные заводы, охраняемые ОВДТ; главный судовой ход акватории рек и каналов (водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности (карте), – по отношению к другим судовым ходам в данном районе он является главным), без учета боковых притоков на главном фарватере; суда и другие плавательные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, кроме маломерных (с мощностью двигателя до 75 л.с. или гребные суда независимо от их размеров); плавучие знаки судовой обстановки.

Протяженность и объемы объектов оперативного обслуживания ОВДТ можно увидеть на примере Московского УВД на воздушном и водном транспорте. Так, Линейное управление внутренних дел на речном транспорте выполняет задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также борьбы с преступностью на объектах речного транспорта всех форм собственности, расположенных на участке обслуживания и на акваториях рек: Москва, Ока, Волга, канала им. Москвы.

Участок обслуживания проходит по территории г. Москвы, Московской, Тверской, Рязанской, Тульской и Калужской областей и имеет общую протяженность водных путей более 1.400 км: реки Москва (237 км), Ока (750 км), Волга (290 км), канал им. Москвы (128 км– десять шлюзов, пять плотин с 4 ГЭС, аварийные ворота).

В зоне оперативного обслуживания Московского ЛУВД на речном транспорте (РТ) находятся: 18 крупных объектов с различными формами собственности; 10 речных портов; 1000 единиц пассажирского и грузового флота; 49 пристаней и причалов; 3 речных вокзала; расположено 300 коммерческих организаций, взаимодействующих с предприятиями речного транспорта; занято в основной производственной сфере речного транспорта – 8000 чел., во вспомогательной – 2300 чел.

Охрану общественного порядка на участке обслуживания ЛУВД на РТ обеспечивают: аппарат Линейного управления с тремя подчиненными линейными пунктами милиции; 4 линейных отделения внутренних дел в речных портах с подчиненными им 7 линейными пунктами милиции; два отдельных батальона по охране гидротехнических сооружений.

В структуре преступности на участке обслуживания в основном преобладают: нарушения правил рыбной ловли ~ 30%; кражи ~ 20%; присвоения ~ 10%. К числу преступлений, отнесенных к компетенции МОБ, преобладают ст. ст. 158, 160, 228, 256 УК РФ. Среди административных правонарушений – нарушения по ст.ст.20.1, 20.20, 20.21,18.1, 19.15 КоАП РФ.

В сфере экономики, по линии борьбы с организованной преступностью и преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, регистрация и их расследование осуществляется по иным признакам.

Не являются объектами оперативного обслуживания ОВД на водном транспорте (ВТ) кьюгерные компании, осуществляющие наем моряков на иностранные суда, если они расположены вне территории морских портов; острова, расположенные в водных акваториях портов, рек и прибрежных вод; набережные в населенных пунктах и расположенные на них культурно-бытовые помещения; пляжи; береговые знаки судовой обстановки; плавучие базы отдыха; дебаркадеры; маломерные суда; жилые здания, независимо от их места расположения.

§ 2. Система и структура органов внутренних дел
на водном транспорте

Интерес представляет Азово-Черноморское управление внутренних дел на транспорте МВД России, которое создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность этого государственного учреждения регулируется Уставом, который устанавливает правовой статус, организацию и порядок его деятельности. По своей организационно-правовой форме – это некоммерческая организация, государственное учреждение, созданное для осуществления в пределах своих полномочий государственного управления в сфере обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств.

Оно возглавляет систему органов внутренних дел на морском транспорте на побережье Азовского и Черного морей, в которую входят: линейные отделы и отделения внутренних дел; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные в установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел; штаты и положения о структурных и подведомственных Учреждению подразделениях, предприятиях, учреждениях и организациях разрабатываются на основе нормативов и лимитов штатной численности, примерных моделей, установленных МВД России, и утверждаются начальником Учреждения. Для реализации целей и задач это учреждение осуществляет 29 видов деятельности.

§ 3.Особенности организации охраны общественного порядка
на объектах водного транспорта

Большая протяженность участков обслуживания ОВДТ вызывает рассредоточение сил и средств охраны общественного порядка и обеспечения безопасности на транспорте. Удаленность несения службы нарядов друг от друга, служб и подразделений охраны общественного порядка затрудняет управление ими и оказание помощи.

Постоянная сменяемость лиц, пользующихся транспортом, проживание их вне зон оперативного обслуживания ОВДТ требует быстрого реагирования, срочного выявления и общения со свидетелями и другими очевидцами, немедленного принятия мер по задержанию правонарушителей, которые, используя транспорт, могут быстро скрываться и больше не появиться в этих местах. В таких случаях решения принимаются, как правило, в весьма сложных ситуациях при отсутствии полной и достоверной информации. Лица без определенного места жительства и несовершеннолетние посещают объекты транспорта, как правило, с целью «путешествий», так и для совершения правонарушений. Эти и другие обстоятельства учитываются при организации охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности на водном транспорте, которая в сфере пассажирских перевозок несколько сходна с железнодорожным транспортом и обеспечивается путем:

выставления нарядов милиции в зданиях морских и речных вокзалов, на пристанях и других объектах перевозок водного транспорта;

сопровождения нарядами милиции судов;

усиления охраны на подступах к крупным населенным пунктам за счет заслонов и других оперативно-маневренных групп.

На водном транспорте перевозка пассажиров осуществляется морскими и речными судами различной скорости и вместимости. Как свидетельствует практика, в летний период на водном транспорте на первый план выдвигается проблема организации борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на прогулочных судах пригородных линий. Высокой эффективности деятельности нарядов на крупных транспортных узлах способствует организация работы специальных строевых подразделений по сопровождению таких судов путем целесообразного их использования, дифференцированной расстановки и оперативного управления. Для чего в каждом ОВДТ тщательно и всесторонне анализируется обстановка, где и в каких местах наиболее часто допускаются нарушения общественного порядка. Затем с учетом расписания движения судов и потока пассажиров по каждому направлению пригородной зоны разрабатываются варианты маршрутов сопровождения, им присваиваются постоянные номера, что позволяет быстро реагировать на изменения оперативной обстановки. Один экземпляр карточки маршрута выдается старшему наряда милиции, второй находится в дежурной части для организации работы, а третий - хранится в отделе охраны общественного порядка для осуществления контроля за работой нарядов и дежурной части.

Часто применяется метод зонально-челночного сопровождения судов, обеспечивающий максимальное привлечение сотрудников служб указанных органов и периодическую концентрацию их на определенных участках – зонах, которые могут обслуживаться несколькими ОВДТ и оказание практической помощи ОМОН и патрульно-постовой службы УВДТ. Очередность обслуживания зоны определяется соответствующим графиком работы.

Необходимость рационального использования сил и средств ОВДТ и маневрирования ими вызвала использование такой формы охраны общественного порядка в часы «пик» перевозки пассажиров, в выходные и праздничные дни, в местах массовых гуляний граждан, как работа «посадочных групп», в состав которых входят работники транспорта, члены добровольной народной дружины и служб безопасности предприятия.

Тактика работа нарядов по сопровождению судов существенно отличается от несения службы на вокзалах и пристанях, поскольку требует умений и навыков работы, а также обеспечения личной безопасности в пути следования судна, без помощи других нарядов милиции. Такой наряд должен уметь выявлять правонарушения и оформлять материалы об административном правонарушении (взять правильно объяснения, составить рапорт, выявить и обеспечить факты доказательствами, свидетелями, потерпевшими); принимать меры по сохранению следов, а при необходимости и изъятию вещей и предметов, на которых они обнаружены; определять угрозы обеспечения безопасности на транспорте, связанные с провозом ручной кладью огнеопасных, легковоспламеняющихся, отравляющих, взрывчатых и ядовитых веществ, предметов и материалов. Поэтому наряды сопровождения судов назначаются их наиболее опытных милиционеров (при необходимости сотрудников криминальной милиции) в составе не менее 2-х человек. Как и при сопровождении поездов и воздушных судов, они имеют графики и маршрутные карточки, с указанием особенностей охраны объекта.

После получения табельного оружия и спецсредств, проездных (командировочных) и других служебных документов, инструктажа наряд по прибытию на судно устанавливает связь с его капитаном, выясняет обстановку и определяет порядок своей работы на причале при посадке пассажиров и во время отправления судна. В дальнейшем работа наряда строится таким образом, чтобы сопровождаемое судно на стоянках и во время отправления находилось под постоянным наблюдением. Кроме того, наряд должен из числа пассажиров выбрать граждан, которые могут и способны при осложнении оперативной обстановки оказать ему помощь. Тем более, что предупреждение пьянства, хулиганства и других правонарушений невозможно без тесной связи и опоры на общественность, добровольные народные дружины и другие формирования.

Розыск лиц, скрывающихся от суда и следствия, совершивших побег, а также после совершения преступления значительно усложняется, если неизвестно, с какого судна и когда преступник сошел (сел). При этом проходит длительное время до того момента, когда о преступлении становится известно ОВДТ и начинается розыск преступников. Поэтому сотрудники, сопровождающие суда, должны иметь способности по выявлению правонарушений и уметь работать по приметам преступников.

Частыми преступлениями на судах являются завладения имуществом, деньгами, другими ценностями пассажиров, для чего преступники заводят знакомства, выбирают время сна пассажиров или когда последние оставляют их без присмотра. Преступники часто присматриваются к пассажирам на палубе, в буфете, ресторане, общаются и заводят знакомства с работниками транспорта и при удобном месте и времени совершают преступления, особенно в момент скопления людей во время посадки и высадки.

В пути следования наряд осматривает места возможного укрытия правонарушителей (туалеты, трюмы и др.), устанавливает связь с работниками палубной команды и другим персоналом теплохода и разъясняет им задачи по поддержанию общественного порядка, а в необходимых случаях и по наблюдению за отдельными лицами, вызывающими подозрение своим поведением. Наряд передвигается таким образом, чтобы иметь возможность поддержания общественного порядка, предотвращения и пресечения правонарушений. На остановках он взаимодействует с работниками транспорта и сотрудниками территориальных ОВД.

Эффективность наряда сопровождения обеспечивается своевременными, законными, смелыми и решительными действиями, исключающими возможность оказания сопротивления преступником, сокрытия или уничтожения им предметов и других вещественных доказательств. После таких действий наряд вместе с задержанным, свидетелями (по возможности) и изъятыми доказательствами прибывает в ближайший ОВДТ, если это невозможно, то - в территориальный ОВД с немедленным докладом об этом своему дежурному и начальнику.

Наряд сопровождения может оставить судно только в строго определенных случаях: по указанию начальника или дежурного, во время пресечения преступлений на пристанях, при преследовании скрывающихся преступников, при оказании помощи другим сотрудникам милиции, при защите жизни и здоровья граждан, при выявленных угрозах безопасности с целью их предупреждения (ликвидации), по графику несения службы и сопровождению судна и др.

Нередко бывают и особые задачи наряда по сопровождению судна (поездка особых категорий граждан и должностных лиц органов власти, сопровождения груза, багажа и др.), при которых ему запрещается покидать судно до момента его прибытия или смены другим нарядом. В таких случаях может меняться график работы наряда, маршрут его сопровождения, состав наряда и другие условия.

При возникновении эпидемий или эпизоотий наряды сопровождения выполняют функции по оказанию содействия органам санэпидемнадзора, ветеринарной и другим инспекциям в проведении ими мероприятий по обеспечению карантинного режима в определенных зонах и участках транспорта.

При проведении мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций наряд выполняет особые функции по оповещению личного состава по различным сигналам.

Сотрудники наряда, находясь на значительных расстояниях от места дислокации ОВДТ, требуют непрерывного контроля за их работой со стороны дежурной части и руководства подразделения. Они обязаны периодически докладывать о своем месте нахождения, состоянии охраны общественного порядка и ходе работы по сопровождению судна, выполнению профилактических и разыскных мероприятий, используя средства телефонной или радиосвязи. Следуя через промежуточные порты и пристани, где имеются ОВДТ, старший наряда информирует оперативного дежурного о положении дел на маршруте сопровождения.

Важной задачей сегодня является оснащение дежурных частей ОВДТ и справочных служб транспорта средствами определения номеров телефонов звонивших абонентов и звукозаписывающей аппаратурой. Места массового скопления пассажиров целесообразно оборудовать системами наблюдения, детекторами и другими техническими средствами обнаружения незаконно перевозимых предметов и веществ, досмотра багажа и ручной клади.


РАЗДЕЛ VII

Государственная инспекция безопасности
дорожного движения