Основной судовой ход

Икша - - узловая железнодорожная станция Савёловского направления. Расположена в 50 км севернее Москвы, на канале имени Москвы, близ Икшинского водохранилища. Время движения от платформы Тимирязевская около 55 минут. Посёлок возник в 1889 году при строительстве железной дороги Москва - Дмитров, развился в связи со строительством канала имени Москвы.

Одной из главной достопримечательности Икши является каскад шлюзов в стиле сталинского ампира. От платформы к шлюзу идёт железобетонная эстакада с небольшим деревянным пешеходным мостиком посередине.


Корабли потихоньку подкрадываются к шлюзу


Оформление шлюза сделано по проекту архитектора Г.Г.Вегмана


Через шлюз проходит пешеходный мостик


При подъеме на мост висят знаки, которые говорят, что на мосту строго запрещается стоять, фотографировать, курить и бросать предметы


Но по факту люди стоят смотрят, фотографируют работу шлюза


Днем, проходящих судов довольно много, поэтому дождаться "процесса спуска/подъема" воды не составит много времени


В шлюзе №6, на Икшинском водохранилище, заканчивается подъем судов из Волги. Пройдя почти 80 км, вода поступает на водораздельный участок канала и заливает его впадины, образовав искусственные озера: Икшинское, Учинское, Пяловское, Пестовское, Клязьминское и Химкинское водохранилища.


На берегу шлюза установлены фонари с табличками, на которых показано сколько судов сможет войти в шлюз


Корабли швартуются в шлюзе


Ворота шлюза закрываются


Ворота шлюза закрываются буквально за 3-5 минут


И начинается процесс заполнения шлюза водой


На башнях верхних ворот установлены 4 скульптуры, по две на каждой башне, скульпторов Р.Р.Иодко, Д.П. Шварца и А.И.Тенита


Скульптуры представляют из себя рабочего и работницу


Шлюз №6 ИКША. 71-ый километр канала. 5-ая ступень подъема на высоту 8,10 метра




Шлюз является режимным объектом, поэтому кругом заборы и колючая проволока


Волга-Дон 201 ожидает своей очереди, чтобы войти в шлюз


Вода в шлюзе поднялась и корабли выплывают


Если подняться от канала имени Москвы и шлюза, то можно увидеть Картодром "Маяк"


Постоянно проходят разнообразные соревнования, а в не гоночное время можно взять карт на прокат и погонять по трассе! Вход свободный!


Трасса картодрома "Маяк" подготовлена с учётом требований международной автомобильной ассоциации (FIA).


Цена проката от 800 рублей 10 минут


Но вернемся к шлюзу, сухогруз Волга-Дон 201 вошел в шлюз


И начался сброс воды


Сбрасывается вода мощными потоками


Вода слилась и сухогруз готов плыть дальше



Канал имени Москвы (сокращённо КиМ, до 1947 года - канал Москва - Волга) - соединяет реку Москву с Волгой. Общая длина канала - 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубны́), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка - 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка - 50 км. Здесь трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве - Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза - № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).


Проехав немного вдоль берега, видим Шлюз №5


Шлюз создан архитектором Д.Б. Савицким. Поднимает суда на высоту 6 метров.


Насосная станция осуществляет подъем воды с нижнего на верхний бьеф канала (перепад уровней - 6 м).
Обеспечение искусственного водотока необходимо для обводнения Москвы-реки

На выходе шлюза установлена скульптура девушки с парусником, символизирующая р. Волгу и плывущие по ней суда.


Вот такую красоту можно увидеть совсем не далеко от Москвы

У него там все очень наглядно и понятно, информацию я брала оттуда, из Сети и из книжек.

Канал имени Москвы находится в Московской и Тверской областях, соединяет реку Москву с Волгой. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности - 85 м, по дну - 45 м, глубина - 5,5 м. Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды. Канал в этих местах хотели построить еще с петровских времен, и лишь в 20 в. это осуществилось. В 1932 году были разработаны 3 варианта канала для пуска волжской воды, один из которых - дмитровский - был утвержден, и строительство началось.

Строился КиМ в рекордный срок, за 4 года и 8 месяцев, был открыт в 1937 г. В короткий срок строители ("Волгострой", он же практически "Волголаг") возвели в короткий срок 240 крупных сооружений, в том числе 10 больших и один малый шлюз, 7 железобетонных и 8 земляных плотин, 8 гидроэлектростанций, 5 насосных станций, мосты, тоннели, речные порты, пассажирский вокзал и т.д. Более 200 селений, оказавшихся в зоне затопления, были перенесены на новые места.

На КиМе 11 шлюзов: на Волге - один, на трассе канала - семь, на Москве-реке - три. И пять, следующих одно за другим, водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское и Икшинское.

Итак, отходим от причала. Денек пасмурный

у Северного речного вокзала мы видели довольно много теплоходов - и дальше, по пути следования, все теплоходы будто испарились. На протяжении всего хода по каналу нам не встретился ни один теплоход, за исключением призраков "Сергея Абрамова" и "Анны Ахматовой".

"Мстислав Ростропович"

"Кронштадт"

А за ним спрятался "Илья Репин"

"Николай Карамзин" и "Леонид Красин"

"Александр Грин", про который ходили споры - то ли теплоход российской постройки, то ли нет. Новый теплоход 2012 года постройки (перестройки? - решать специалистам)

"Тихий Дон"

Знакомый нам по Перми - вместе стояли в пермском речном порту в 2011 году - "Михаил Танич"

За пассажирским портом идет грузовой, пришвартованы маленькие "Москвы"

Там стоит несчастный, пострадавший в пожаре "Сергей Абрамов". Про него недавно тоже был хороший пост у riverpilgrim . Теплоход был построен в 1960 году, назван "Дружба". Потом стал "Капитаном Рачковым", потом "Сергеем Абрамовым", а в 2011 году сгорел.

зрелище удручающее, надо сказать. Осенью теплоход был отбуксирован на разделку в Череповец.

Впереди у нас мост Ленинградского шоссе, а справа, у причала Портхладокомбината, стоит судно под названием "Дружный" - он должен был стать экспонатом музея Военно-морского флота

по берегам еще вовсю высотные здания Москвы

вот и мост Ленинградского шоссе - называется он Ленинградский мост. Полная длина моста - 248 м. Ширина моста - 30,1 м. Мост имеет 5 полос в сторону центра и 6 полос в сторону области.

а вот и сам канал - очень живописный и пустынный совершенно! Идем по нему в гордом одиночестве

с берега нам машет веселое семейство

мост МКАДа (если я не ошибаюсь, если ошиблась - поправьте, пожалуйста)

ну, теплоходов нет, так хоть Жуки разные плавают...

и яхты - по берегам полно яхт-клубов, причалов

Из поста riverpilgrim : "Слева и справа, по берегам канала, находятся несколько заградворот. В районе города Химки №73, затем №121. В процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта, либо в случае аварийной ситуации выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота."

Причал "Витенево" - это уже Пяловское водохранилище. Эти места связаны с жизнью М.Е. Салтыкова-Щедрина, проводившего тут летние месяцы. У него гостили Тургенев, Некрасов, Плещеев. Дом Салтыкова-Щедрина не сохранился, осталась только часть парка.

Водохранилище широкое

и еще одни заградворота

в которые мы сейчас и пройдем - и выйдем в Пестовское водохранилище

За Пестовским мы пришли в Икшинское водохранилище. Здесь стоит какой-то плавучий ресторан-колесный пароход, а слева, за баржей, спряталась тоже сгоревшая "Анна Ахматова", в девичестве "Владимир Мономах". Ее мы рассмотрели на обратном пути.

И вот перед нами шлюз № 6 в Икше. Канал разделяется надвое

Здания диспетчерских - монументальные, сразу видно, когда строились и кем. На башнях - скульптуры инженеров и строителей.

на башнях - мемориальные доски. Одна - о том, что шлюз находится на 71 километре канала, 5 ступень подъема на высоту 8,1 метра

Вторая - "Для сооружения шлюза № 6 выполнено работ: земляных.... железобетонных... Постройка шлюза начала 1 апреля 1934 г., окончена 5 июня 1937 г."

шлюзовая камера, шлюзуемся с "Речным-82"

выходим из шлюза

башни на выходе скромнее предыдущих

а впереди уже виден шлюз № 5

Входит в состав Икшинского гидроузла. Шлюз состоит из однокамерного шлюза и насосной станции. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 8 метров. Выше шлюза №6, то есть со стороны Москвы, находится .


Вид шлюза и насосной станции. 2008 г. Фото: Александр Попов

Строительство шлюза было начато в 1934 году и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят, вместе с Каналом имени Москвы, 15 июля 1937 года.

Габариты шлюза: длина камеры - 290 метров, ширина - 30 метров, глубина - 4,95 метров. Шлюз находится на балансе Яхромского района гидросооружений . Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.



Вид шлюза при движении из Москвы. 2008 г. Фото: Михаил Архипов



Вид шлюза при движении в Москву. 2014 г. Фото: Михаил Архипов



Насосная станция. 2015 г. Фото: Михаил Архипов

Архитектор шлюза - Д. Б. Савицкий. На башнях шлюза №6 установлены фигуры (скульпторы Р. Р. Иодко, Д. П. Шварц, А. И. Тенита), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г. Г. Вегман). Над нижними воротами шлюза проходит , который с осени 2012 года закрыт ограждающей сеткой.



Скульптура на левой башне канала. 2015 г. Фото: Михаил Архипов



Скульптура на левой башне канала. 2017 г. Фото: Михаил Архипов



Скульптура на правой башне канала. 2016 г. Фото: Михаил Архипов



Скульптура на правой башне канала. 2017 г. Фото: Михаил Архипов







Мемориальная доска. Фото: Михаил Архипов

Шлюз №6 - это ближайшее место посадки туристов, не успевших к отправлению теплохода с

Фотографическое описание всей трассы канала имени Москвы. От Северного речного вокзала до Дубны: порты, шлюзы, памятники, интересные сооружения. Примечательные факты о канале и фото.

В Москве находится два речных вокзала: северный на Ленинградском шоссе и Южный в районе Нагатино. 90% речных круизов начинаются или заканчиваются на северном речном вокзале.

Отсюда теплоходы отправляются в Санкт-Петербург (один из наиболее популярных маршрутов), по Волге до Астрахани и Ростова-на-Дону, на Урал, в Пермь и Уфу и на Белое море к Соловецким островам.

Здание Северного речного вокзала, построенного к открытию Канала Москвы в 1937 году, венчает шпиль со звездой, раньше находившейся на одной из башен Кремля. По плану шпиль на время навигации должен был поднимался, в межсезонье - опускаться, но эту операцию проводили крайне редко. В 2008 его опустили и больше не поднимали.

Так как здание является памятником архитектуры и охраняется государством оно, естественно, находится в ужасающем состоянии. По крайней мере с внешней стороны. Внутри получше: большинство помещений отремонтировали арендовавшие там места туркомпании. С 2010 года здание перешло в управление к ФГУП Канал Москвы и было закрыто на реконструкцию.

Причалы северyого речного вокзала после открытия несколько раз удлиняли и теперь их протяженность составляет чуть более километра. Большая часть отдана круизным судам, небольшой пятачок занимает прогулочный флот.

С пассажирским портом соседствует грузовой порт. Так как он занимает весьма привлекательное место на берегу то существовало уже несколько проектов по его закрытию и возведению там жилых комплексов и торговых центров. Но пока не сложилось.

Северный порт принимает насыпные и генеральные грузы, сейчас туда завозят нерудные материалы для строительства: песок, гравий. Еще в Москве находятся два порта: почти разрушенный западный в районе Сити и южный. Туда возят такие же грузы, в южный еще привозят периодически оборудование и уголь. В обратную сторону из Москвы везут либо металлолом в Череповец, либо вообще ничего. Раньше увозили оборудование, машины и все возможные товары.

Ближе к кольцевой автодороге находится Портохладокомбинат, существующий с 1959 года.

На противоположенной стороне Химкинского водохранилища находится район Северное Тушино и парк, где открыт музей ВМФ. Первоначально музей должен был быть в центре Москвы, у Парка Горького.

В составе его экспонатов подлодка "Новосибирский комсомолец", приведенная в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска.

Экраноплан "Орленок" с Каспийского моря (с июня 2007 года).

У причалов Портохладокомбианата с октября 2003 года стоит СКР "Дружный", прибывший в Москву из Калининграда. Он должен был также войти в состав экспонатов музея, но по ряду причин этого не произошло. Летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку и с помощью буксиров его потаскали по водохранилищу вдоль причалов.

Знакомство с вокзалом, портом и окрестностями закончено и можно отправиться в путь по Каналу Москвы. Рейс пассажирского теплохода до Питера занимает 7 дней, до Астрахани 10, до Ростова 12, до Перми или Уфы около 7 дней, в одну сторону со стоянками.

Канал имени Москвы - до 1947 канал Москва - Волга, соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской области, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами) и соединяется с Москвой-рекой в Москве, в районе Тушино. Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932-1937. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 - 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м.

Первым на пути мы проходим мост Ленинградского шоссе. Это уже второй мост построенный в этом месте через канал: первый был разобран в 70-х годах. В 2009 году рядом с существующим было начато строительного еще одного моста-дублера.

Вид на Канал со следующего моста МКАДА. На фото - главный герой фильма "День выборов". На борту "Сергея Абрамова" проходили почти всей действия этой комедии.

Железнодорожный мост Октябрьской дороги.

Слева и справа, по берегам канала, находятся несколько заградворот. В районе города Химки №73, затем №121. В процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта, либо в случае аварийной ситуации выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.

Мост Савеловской железной дороги.

Гарантированная глубина на канале - 5.5 метра, например такие глубины почти на всем протяжении канала от Темпов до Икши. В районе Химки - Водники и Темпы - Дубна находятся самые глубокие участки (9-11 метров). 17.5 метров у шлюза №1 в Дубне, 23 метра у причалов Водного стадиона в Москве.

После Водников суда проходят под мостом Дмитровского шоссе, затем по 5 водохранилищам и соединяющим их участкам канала.

Заградворота №114.

Яхт-клуб поселка "Аврора".

Заградворота №108 разделяющих Икшинское и Пестовское водохранилища.

Через пять часов после отправления из Москвы теплоход подходит к первому на пути шлюзу - №6 в Икше.

На башнях шлюза № 6 установлены фигуры (скульпторы Р.Р. Иодко, Д.П. Шварц, А.И. Тенета), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г.Г. Вегман).

Шлюзовая камера.

Ворота.

Над камерой проходит пешеходный мост, с которого удобно смотреть за шлюзованием и фотографировать. Добраться сюда можно электричкой с Савеловского вокзала (40 минут до станции Икша).

В прямой видимости от шлюза №6 находится шлюз №5: вид на этот участок с пешеходного моста.

Перед шлюзом, со стороны Москвы, скульптура аналогичная той, что стоит и в Москве, в парке Северного речного вокзала. Скульптор Ю.А. Кун.

Справа находится насосная камера.

Камера шлюза №5. Архитектор - Д.Б. Савицкий: Башни верхней головы шлюза имеют форму, напоминающую каменные подпорные гидротехнические сооружения. Простота форм, широкие глади стен, прорезанные арками проемов, полное отсутствие орнамента и декоративных элементов делают башни монументальными, а применение на башнях круглых ротонд с колоннами придает сооружению в целом легкость и необходимую высоту.

После шлюза №5 канал пересекает автомобильный мост в районе станции Морозки (участок Московского Малого Кольца).

Затем справа в канал впадает река Скородайка.

В прежние время на канале работало от 7 до 9 паромных переправ. В настоящее время осталось всего две в северной части. Все остальные либо полностью разобраны, либо представлены в таком виде.

Ночью, у причальной стенки шлюза №4.

Камера шлюза №4 (архитектор А.Л. Пастернак) днем. Вид при движении со стороны Москвы.

Между шлюзом 4 и 3 канал снова пересекает железнодорожный мост Савёловского направления.

Слева, после моста и перед шлюзом №3 находится водосброс в речку Яхрома.

Северные башни шлюза №3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди в крупном масштабе и копирующие корабль Колубма "Санта-Мария". Архитектура гидроузла В.Я. Мовчаном.

Общий вид шлюза №3. Во время Великой Отечественный войны шлюз был взорван советскими войсками при отступлении, так как немцы смогли прорвать оборону и захват такого важного стратегического сооружения был не допустим. После войны шлюз восстановили.

Сразу за шлюзом находится Яхромский автомобильный мост, построенный в 2005 году. Прежний мост, построенный в 1937 году был разобран в 2004-м.

Порт города Дмитрова ориентирован на грузоперевозки. Несколько лет назад отсюда осуществлялись прогулочные рейсы по Каналу в сторону Дубны на судах типа "Москва".

По северной границе порта проходит Рогачёвский автодорожный мост ведущий в Дмитров.

Следующим через десяток километров канал пересекает Татищевский мост, построенный в 1996 году. За поворотом находится поселок Орево, заградворота №103 и берега украшенные белыми фигурами пионеров.

Практически все речные маршруты из столицы (за исключением некоторых круизов по Оке и Москве-реке) начинаются от причалов Северного речного вокзала, расположенного на Химкинском водохранилище канала имени Москвы. Канал имени Москвы (до 1947 года канал «Москва - Волга») был построен в 1932 - 1937 годах и соединяет Москву реку с Волгой. Канал играет очень важную роль в жизни столицы - он снабжает Москву водой, обеспечивая около 60% всей потребляемой городом воды, служит для обводнения Москвы-реки, обеспечивает электроэнергией многие предприятия Московской области (на канале сооружены 8 ГЭС), образует глубоководный путь, соединяющий столицу с Волгой, крупными городами Поволжья, а через другие межбассейновые соединения - с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Название «Москва - порт пяти морей» известно, думаю, каждому. Кроме того, нельзя не отметить, что канал имени Москвы и его водохранилища давно стали излюбленными местами отдыха москвичей и жителей Подмосковья.

Канал начинается от Иваньковского водохранилища на Волге, откуда волжская вода по северному склону с помощью пяти насосных станций подается на водораздел, на котором находятся несколько крупных водохранилищ (Икшинское, Клязьминское, Пестовское, Пяловское, Химкинское, Учинское). Из заповедного Учинского водохранилища очищенная волжская вода по Восточному водопроводному каналу подается в столицу для водоснабжения города. Судоходная трасса канала состоит из двух склонов и протяженного водораздела между ними. По Северному склону суда поднимаются от Волги до водораздельного участка по шести ступеням-шлюзам. Южный склон канала находится в черте города Москвы в районе Тушино - здесь расположены два двухкамерных шлюза, по которым судоходная трасса канала спускается от Химкинского водохранилища до Москвы-реки.

В конце вводной части нельзя не упомянуть, что это уникальное, масштабное и жизненно важное для города сооружение было возведено всего за пять лет силами сотен тысяч политзаключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли на строительстве…

Итак, путешествие начинается от Химкинского водохранилища и Северного речного вокзала. Теплоход пройдёт водораздельную часть канала, пересечёт несколько водохранилищ, после чего пройдёт шесть шлюзов, в которых опустится суммарно на 49 метров, и выйдет в Волгу.

1. У причалов Московского Северного всегда оживленно.

2. Северный речной вокзал был построен в 1937 году по проекту архитектора А.М. Рухлядева одновременно со строительством канала имени Москвы. Здание выполнено в форме огромного корабля со шпилем и широкой центральной лестницей с барельефами и является памятником архитектуры. К сожалению, оно давно находится в аварийном состоянии, несколько лет назад было закрыто для посещения и его перспективы пока туманны.

4. На фоне этого паровоза с надписью «И.Сталин» я несколько раз фотографировался в детстве. :)

5. «Как провожают пароходы…» Проводить круизный теплоход в рейс приходит, как правило, довольно много народа.

6. До свидания, столица! До свидания, любимый Московский Северный! :)

7. Вскоре после отправления теплоход проходит под мостами Ленинградского шоссе и МКАД (на дальнем плане)…

8. За ними высится знаменитая арка моста Октябрьской железной дороги.

10. Теплоход оставляет за кормой Химкинское водохранилище и следует соединительным участком канала.

12. Раньше «Ракеты» на подводных крыльях выполняли пригородные рейсы, останавливаясь на многочисленных пристанях вдоль канала. Сейчас они работают как прогулочные без промежуточных остановок, доставляя москвичей в зоны отдыха на Клязьминском водохранилище.

13. Заградительные ворота N121 разделяют соединительный участок канала и расположенное далее Клязьминское водохранилище. Всего на Канале имени Москвы 7 заградворот, с помощью которых при необходимости ремонта или для иных эксплуатационных нужд можно изолировать ту или иную часть канала. Надо сказать, все гидросооружения канала оформлены очень ярко и монументально, в «сталинском» стиле.

14. Продолжаем движение. Впереди показался мост Савеловской железной дороги. Расходимся с 5000-тонным сухогрузом типа «Волго-Дон». Видимо, везет щебень из Карелии.

15. Теплоход «Максим Горький» - одно из уникальных судов. Он был построен в 1934 году в единственном экземпляре как личный теплоход Сталина, в 1934 - 1941 году на нём отдыхали многие известные члены ЦК Партии, во время войны он был переведён в Куйбышев, где была резервная ставка Сталина, а после 1945 года продолжил обслуживание представителей Дипкорпуса, делегаций министерств и ведомств СССР и союзных республик. В начале 2000-х теплоход-ветеран был реконструирован и теперь является одним из лучших прогулочных судов столицы. На нём проводятся праздники, банкеты, корпоративы, речные прогулки.

17. Теплоход выходит на просторы Клязьминского водохранилища и направляется под пролёты моста Дмитровского шоссе. В небе оживлённо - совсем рядом расположен московский аэропорт Шереметьево, самолёты здесь всегда проходят низко над головой.

18. За Клязьминским водохранилищем протянулась цепь других водохранилищ - Пяловское, Пестовское, Икшинское, связанных короткими соединительными каналами.

21. На берегу Пяловского водохранилища возле пристани Витенёво стоит очень красивая церковь. Стоявший здесь прежде храм был разобран во время строительства канала в 30-х годах. А нынешний был воссоздан относительно недавно, в 1998-2001 годах.

22. Канал имени Москвы - любимое место отдыха москвичей и жителей Подмосковья. Как классно тут летом!

23. Теплоход выходит на просторы Пестовского водохранилища. Вечереет… Тишина, спокойствие, фантастически красивый закат над гладью воды.

26. Ещё один короткий канал соединяет Пестовское водохранилище с Икшинским.

27. Минуем заградворота N108

28. Солнце ушло за горизонт, небо и вода играют мягкими сиреневыми оттенками.

29. А это плавучая баня пансионата Солонцово. Очень классная штука! Весной, летом и осенью баня выходит на середину водохранилища, и после парной можно нырять прямо в воду. А зимой она стоит у причала возле берега, и из парилки ныряешь в прорубь.

30. Оставив позади Икшинское водохранилище, теплоход приближается к шлюзу N6. Шлюз N6 - первая ступень водной лестницы, по которой нам предстоит спуститься к Волге (до неё отсюда ещё 71 км).

32. Рядом со шлюзом находится посёлок Икша и буквально в нескольких сотнях метрах - одноимённая железнодорожная станция Савеловского направления, со стороны которой доносятся гудки и шум электричек.

33. Пока теплоход стоял в шлюзе, успело окончательно стемнеть…

35. В шестом шлюзе судно опускается на 8 метров.

36. Покидая шлюз N6, мы уже видим следом за ним шлюз N5, расположенный буквально в нескольких километрах. Пятнадцать минут хода - и мы входим в следующую ступеньку водной лестницы.

За ночь теплоход проходит шлюзы N4 и N3 (один из самых красивых на канале - на его башнях установлены медные модели каравелл Колумба), затем минует Яхрому, Дмитров и Перемиловские высоты, являвшиеся ожесточённым рубежом обороны советских войск во время войны. А далее начинается длинный и прямой как стрела участок соединительного канала, в конце которого находится следующий шлюз N2.

38. Пройдя шлюз N2, теплоход оказывается на уровне Иваньковского водохранилища Волги. Впереди свободный участок канала. До выхода в Волгу остаётся менее 15 километров.

39. Раннее утро, тишина, прохлада, лёгкий туман над водой. При вечернем отправлении из Москвы я люблю встать пораньше, чтобы посмотреть последние километры канала и выход на Волгу. Я очень люблю эти места!