Перевозки по водным путям. Перевозка грузов речным транспортом. Проблемы морского транспорта России

Развитие речных перевозок грузов на территории России обуславливает крупнейшая в мире сеть сообщающихся водных артерий. Не стоит забывать и про суровые климатические условия. В некоторые регионы получается попасть или по воздуху, или морским путем.

Статистика

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По объему перемещения грузов по рекам и озерам водному транспорту трудно конкурировать с автомобильными и железнодорожными перевозками. Но специфика грузов, относительная дешевизна оставляет удельную долю таких перемещений практически постоянной.

Среди таких грузов в России выделяется транспортировка сыпучих грузов – зерно, песок, а также сборные грузы для доставки в труднодоступные места. Выступает речная доставка и как элемент

Развитая инфраструктура речного судоходства включает в себя 130 портов на реках и озерах, а длина маршрутов превышает 100 тыс. км.

Но пока увеличения массы перемещаемых грузов не наблюдается. На фоне общего снижения грузового потока после 2014 года несколько пострадала и доля перемещаемых грузов по внутренним водным артериям, что заметно по цифрам в таблице (в сравнении с другими видами).

Таблица 1. Объем перевозки грузов за последние пять лет, млн. тонн.

Несмотря на всю привлекательность, страна допустила снижение объемов перемещения товаров и грузов, что оставляет перспективы для развития сегмента в целом. На современном отрезке доля перевозок водным транспортом упала до уровня менее 2 % – всего 1,38 %.

Еще меньшую значимость демонстрирует водный транспорт при рассмотрении перемещения объема товаров, выраженного в тонно-километрах (на диаграмме). Показатель грузовых перевозок в тонно-километрах (по состоянию на 2016 год):

Показатель на уровне 1 % (около 67 тонно-километров) вполне объясним с учетом небольшой грузоподъемности речных барж и судов, а также ограниченностью перемещения товаров.

Наибольшую долю в транспортировке товаров по реке демонстрируют такие сети водных артерий в стране:

  1. Западно-Сибирская сеть.
  2. Волжско-Камский бассейн.
  3. Северо-Западный регион.

Несмотря на оптимистичные цифры в целом, аналитики указывают на снижение разнообразия доставляемых грузов. В некоторых регионах грузопоток снизился до банальной перевозки песка.

Виды

Практика водных перевозок предусматривает использование судов только для перемещения в пределах внутренней водной артерии, а также для захода из морской акватории в русло рек – смешанного типа.

Внутренние грузовые потоки также имеют несколько видов перевозок с учетом географии доставки и применяемого вида транспорта.

Выделяют следующие основные виды:

  1. Внутреннее водное сообщение. Осуществляется в пределах одного пароходства.
  2. Прямое внутреннее водное перемещение товара. Проводится между двумя и более пароходствами, в том числе с использованием пароходств стран СНГ.
  3. Прямое водное сообщение. Подразумевает участие речного и морского транспорта внутри одной страны.
  4. Прямое смешанное перемещение грузов. Организуется по принципу мультимодальности, с использованием смежных видов транспорта.

Многообразие речных перевозок еще больше увеличивается при рассмотрении размеров партии груза, вида перемещаемых ценностей.

Средства

Полная классификация невозможна без представления всего разнообразия средств транспортировки грузов.

В сегменте речного судоходства выделяют:

  1. Балкер или сухогруз. Судно, предназначенное для – песок, зерно, руда. Легко узнаваемы по наличию выгрузных люков.
  2. Танкеры. Предназначены не только для транспортировки наливных ископаемых – нефтепродуктов, сжиженного газа, но и растительных жидкостей – масел.
  3. Ролкеры. Суда для перевозки подвижных грузов, способных к самостоятельной загрузке – транспортные средства, вагоны. Сюда также относят
  4. Контейнерные суда. Предназначены для размещения и доставки упакованных товаров в контейнер, и не требуют сложных операций по погрузке-разгрузке.

Эти и некоторые другие виды судов, наряду с назначением по размещению поклажи или пассажиров, имеют классификацию, направленную на допуск к движению при различных условиях. Некоторые сведения приведены в таблице.

Таблица 2. Классы речных судов.

Наряду с крупными судами не стоит забывать и про «портовых тружеников» — буксиры, устричные суда, а также пассажирский транспорт. В отдельную категорию следует относить баржи, предназначенные для перемещения в составе с тягачом.

Правовое регулирование внутренних и международных рейсов

Основным стратегическим документом развития речного судоходства является ) получившего название «Стратегия…. до 2030 года».

Но регламентирующие грузоперевозку документы действуют давно. Сюда относятся:

  1. (статус Федерального закона). Последний раз изменен 29.12.1017 г.
  2. Правила перевозки на водном транспорте ().
  3. Российский речной регистр (Правила в нескольких томах).

Кроме того, в организации речного судоходства используются смежные нормативные документы, как административный Кодекс, Правила перевозки опасных грузов. Также не стоит забывать про документ под эгидой ООН – «Европейские правила судоходства», переизданные в 2007 году.

Правила доставки

В организации транспортировки грузовой номенклатуры выделяют несколько групп, на которые распространяются Правила и другие нормативные документы:

  • требования к транспортным средствам;
  • требования к самому товару, включая упаковку, сопровождение;
  • соответствующая квалификация персонала.

Все позиции направлены на обеспечение безопасности перевозок, соблюдение сроков на доставку заказа.

Среди основных требований к судам выделяют:

  • проверку исправности судна и допуск к работе на маршруте – проводят до начала загрузки;
  • чистота на судне – очистка всех помещений, включая рабочие и подсобные помещения, выполняется заранее;
  • проверку состояния площадок для размещения груза, его крепления, а при перевозке опасных грузов – еще и обозначение с учетом требований.

Среди основных требований к размещению грузов выделяются:

  • сохранение местной и общей устойчивости, целостности судна;
  • средства крепления должны быть исправны и иметься в достаточном количестве;
  • в процесс загрузки, перевозки, разгрузки контролируется размещение и устойчивость груза;
  • при размещении товаров учитывается допустимое соседство (совместимость) с учетом класса груза.

Сопровождать груз в большинстве случаев разрешено персоналу судов. Однако, к примеру, при перевозке животных требуется постоянный проводник, наблюдающий за состоянием транспортируемого объекта.

Квалификация персонала судов должна соответствовать выполняемой работе. В наличии разрешающих документов следует удостовериться в первую очередь заказчику на выполнение работ.

Документы

Правильное оформление материальных ценностей перед отправкой на речном транспорте не менее важно, чем размещение на судне.

На начальном этапе составляется договор, который оформляет отношения между:

Среди основных предметов договора выступают:

  1. Непосредственно груз: наименование, количество, особенности перевозки.
  2. Обязательства сторон: погрузка, транспортировка, выгрузка.
  3. Пункты отправления, и выгрузки, а при необходимости и хранение товаров.
  4. Сроки поставки порядок приемки материальных ценностей.
  5. Сроки выполнения договорных обязательств и нарушение условий оказания услуги.

Основным перевозочным документом является накладная.

В зависимости от маршрута и способа организации доставки груза выделяют несколько видов этих документов:

  • ГУ-1 – для перевозки сухогрузов в прямом внутреннем сообщении;
  • ГУ-2 для транспортировки контейнеров;
  • ГУ-3 транспортировка наливной нефти;
  • ГУ-7 (7а) – для перевозки товаров водно-железнодорожным способом, или только водным, в прямом смешанном сообщении.

Для оформления всех действий в пути с грузом оформляется дорожная ведомость. Документ имеет внутреннюю, путевую и финансово-учетную часть, куда заносится необходимая информация из накладной.

Речные перевозки грузов по Волге

Востребованность речных перевозок по Волге связана с широкой географией поставок. При необходимости удастся связать Усть-Лугу с Таганрогом или Астраханью. Все крупные связывают себя с волжским маршрутом.

Речные перевозки по Волге связывают 7 республик и более 15 промышленных регионов России – с протяженностью маршрутов более 6,8 тыс. км. Это стало возможным благодаря искусственным и природным переходам Волги с другими водными системами.

В одно кольцо связаны моря – Балтийское, Черное и Азовское, Белое, Каспийское. Это позволяет с небольшими затратами перемещать самые разные грузы. К примеру, только судами АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» в 2017 году было перевезено более 6,5 млн. тонн грузов.

Специфика перевозок в Волжской водной системе связана со следующими особенностями:

  1. Связка сети рек: Волга, Ока, Москва река.
  2. Наличие крупных гидроузлов: Рыбинск, Ярославль, Калуга, Москва, Кострома.
  3. Использование перевалочных баз и портов: Ярославль, Кострома, Коломна, Серпухов.

С использованием мощностей судоходства Волжского бассейна транспортируются:

  • 8/10 древесины для центрального региона;
  • 8/10 соли (из Баскунчака);
  • поволжские сельскохозяйственные культуры;
  • уголь и цемент для строительной отрасли и тяжелой промышленности.

Компании

При выборе перевозчика для доставки груза водным речным транспортом всегда следует доверять компании, имеющей действующую лицензию.

Обычно такие организации предлагают комплексные услуги, начиная с документального оформления, и заканчивая разработкой и согласованием маршрута.
Наиболее заметные на рынке организации сведены в таблицу.

Таблица 3. Компании перевозчики в речном судоходстве России.

Наименование компании Направления деятельности Парк судов Офис компании
АО «Волга-флот»
  • грузовые перевозки;
  • нефтеперевозки;
  • туризм.
более 200 г. Нижний Новгород
ТЭК «Волга транс»
  • грузовые перевозки;
  • перевозка опасных грузов;
  • рефрижераторные перевозки.
нет информации г. Москва
ООО «Волго-балтийская транспортная компания»
  • грузовые перевозки;
  • транспортировка речным путем в Крым;
  • услуги морского брокера.
7 типов г. Санкт-Петербург
ТЭК «Карго»
  • грузовые перевозки;
  • мультимодальные перевозки.
нет информации г. Волгоград, филиал в Волгоградской области
ТК «Регион» грузовые перевозки в 14 крупных портов Красноярского края (включая г. Игарка, г. Тура). 10 типов транспорта г. Красноярск
ООО ТЭК «ДВТК ФРАХТ»
  • грузовые перевозки;
  • паромная переправа.
нет информации г. Хабаровск

При выборе компании для транспортировки материальных ценностей следует обращать внимание на наличие собственного парка судов, действующих договоров с перевозчиками. Постоянный представитель рынка речных перевозок готов предложить предварительные расценки на услуги на собственном информационном ресурсе.

К примеру, многие из ООО «Речные перевозки» в разных городах имеют только юридический адрес, и не предоставляют достаточную информацию о своей деятельности.

Тарифы на доставку грузов по воде

Стоимость грузовых перевозок речным транспортом формируется с учетом следующих особенностей:

  • проходимого расстояния между точками загрузки и выгрузки;
  • особенностей груза;
  • времени года.

На сегодняшний день большинство компаний формируют заказы на основании предварительной заявки клиента. В среднем, оценочная стоимость доставки признается равной от 60 до 100 рублей за доставку 1 кг в зависимости от региона.

Преимущества и недостатки

Среди положительных особенностей грузовых перевозок речным флотом следует отметить:

  • сравнительно невысокая стоимость доставки;
  • широкая возможность в подборе транспорта для различных грузов;
  • возможность планирования сроков и выбора между морской и речной доставкой.

Среди недостатков выделяются:

  1. Низкая скорость доставки. Исключением является безальтернативность речного транспорта для некоторых регионов.
  2. Принципиальные требования к безопасности и экологичности. повлечет не только суровое наказание для перевозчика, но и серьезные экологические последствия.
  3. Ограничение сроков навигации. В отдельных регионах период судоходства не превышает 120 дней в году.

Нередко, когда встает задача о перевозке грузов, вслед за ней появляется и задача выбрать вид транспорта для перевозки и способа доставки. Как известно, основных видов транспорта существует четыре: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. Каждый из них обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, однако в данной статье подробно будет обсуждаться один из них - водный транспорт.

Классификация видов перевозки водным транспортом

Перевозка грузов водным транспортом - вполне востребованный вид услуг, так как водный транспорт уже давно зарекомендовал себя как надежный и стабильный перевозчик. Флот грузовых судов на сегодня и в России и во всем Мире довольно велик и продолжает расти. Из всего водного транспорта выделяют три крупные категории судов: речные, морские, смешанного типа (речные и морские одновременно).

  • Речные суда осуществляют рейсы по внутренним водным линиям - озерам, рекам и другим водоемам.
  • К морским судам относят все суда, способные передвигаться по морским территориям.
  • Суда смешанного типа в отношении водных путей универсальны.

Существует также и подробная классификация групп водного транспорта, рассмотрим, например, виды морских судов.

  1. Балкер. Судно, предназначенное для перевозки насыпных грузов.
  2. Танкер. Судно, подобное балкеру, с той разницей, что танкер перевозит наливные грузы.
  3. Ролкер (от англ. Roll- катить). Морское грузовое судно, на котором перевозят грузы, которые можно закатить на борт (машины и другая колесная техника).
  4. Сухогруз. Это самое распространенное судно, оно предназначено для перевозки самого широко спектра грузов, в том числе контейнеров, негабаритной техники и т.д.
  5. Контейнеровоз. Как понятно из названия, такие суда оборудованы специально под перевозку контейнеров в трюме и на палубе, однако другие грузы тоже можно перевозить на контейнеровозах.

Морская перевозка грузов может быть разделена в зависимости от регулярности выполняемых рейсов.

  1. Трамповые суда (трамповое судоходство). Эти суда нужны для того, чтобы выполнять нерегулярные, случайные перевозки, в отсутствие расписания. Обычно трамповым судоходством перевозятся штучные малоценные грузы. При перевозке трамповыми судами, между грузоотправителем и перевозчиком (фрахтователем) заключается договор на перевозку, именуемый чартером.
  2. Линейные суда (линейное судоходство). Линейное судоходство осуществляется по установленному расписанию и установленным маршрутом. Линейные перевозки являются основой любых стабильных торговых отношений. При осуществлении линейных перевозок, между грузоотправителем и перевозчиком заключается договор под названием коносамент.

Перевозка грузов морским транспортом обладает следующими преимуществами:

  • Низкая стоимость перевозок. Действительно, вследствие высокой вместительности морских грузовых кораблей и их медленной скорости стоимость перевозки оказывается довольно низкой по отношению к другим видам транспорта.
  • Большие объемы перевозок. По вместительности (для морского транспорта водоизмещению) морские суда не уступают ни одному другому транспортному средству.
  • Почти полное отсутствие ограничений на пропускную способность.

Вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров как по естественным (реки, озера, моря, океаны), так и по искусственным (каналы, водохранилища) водным путям. Водный транспорт подразделяется на морской и речной. EdwART. Толковый… … Морской словарь

См. Морской транспорт, Речной транспорт … Большой Энциклопедический словарь

Общее название видов транспорта, которые используют водные пути сообщения (моря, океаны, реки, озера, водохранилища, каналы). См. также Морской транспорт, Речной транспорт Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия

- «Водный транспорт», центральная газета водников, орган министерства морского флота СССР, министерства речного флота РСФСР и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота. Основана в 1932. Выходит в Москве 3 раза в неделю. С июля 1940 по январь… …

водный транспорт - — EN water transportation Transportation of goods or persons by means of ships travelling on the sea or on inland waterways. (Source: CEDa)… … Справочник технического переводчика

водный транспорт - Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по естественным (реки, озера, моря и океаны) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям … Словарь по географии

См. Морской транспорт, Речной транспорт. * * * ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ, см. Морской транспорт (см. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ), Речной транспорт (см. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ) … Энциклопедический словарь

I Водный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по водным путям, как естественным (реки, озера, моря, океаны, проливы), так и искусственным (каналы, водохранилища и др.) В. т. подразделяется на морской и… … Большая советская энциклопедия

Водный транспорт … Москва (энциклопедия)

Вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по рекам, озерам, каналам, вдоль морских побережий, а также в трансокеанских рейсах. Водные пути. Пути по рекам и озерам существенно облегчали исследование и освоение почти всех… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Водный транспорт Наглядно-дидактическое пособие , Минишева Т.. Наглядно-дидактическое пособие «Водный транспорт» серии «Мир в картинках», предназначенное для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3–7 лет в детском садуи дома, познакомит детей с…
  • Водный транспорт. Наглядно-дидактическое пособие. Для детей 3-7 лет (набор карточек) , Т. Минишева. Серия наглядно-дидактических пособий "Мир в картинках" предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Каждый выпуск содержит материал по…
Водный транспорт используют для перевозки людей, а также груза, который портится нескоро. Невзирая на довольно высокую историческую важность проведения морских перевозок, они уже давненько потеряли собственный вес за счет увеличения объемов перевозок коммерческой авиацией, хотя до сей поры водный транспорт используется для перевозок и проведения круизных поездок. Водный транспорт современности, конечно же, значительно медленнее авиационного, но он значительно эффективней, если предполагается перевозка большого количества грузов. Вес груза, перевезенного по морю в 2010 году, составляет порядка шести миллиардов тонн. По морю проходят гонки водного транспорта абсолютно любого типа, а также научные путешествия. Кроме того, стоимость поездки по воде значительно дешевле, в сравнении с передвижением по воздуху.

- баржи представляют собой плоские суда, которые предназначены для перевозки больших и тяжелых грузов в основном по каналам и рекам. В большинстве своем баржа не может самостоятельно передвигаться, а поэтому ей необходим буксир. Еще во времена начала промышленной революции, баржи перевозились при помощи людей или же специальных животных, используемых наравне с железнодорожным транспортом. Через некоторое время баржи сошли с дистанции в связи с трудоемкостью, а также большой стоимостью осуществления перевозки.

В инфраструктуре обслуживающей водный транспорт выделяют доки, порты, верфи и пирсы. В портах на суда производится загрузка и выгрузка грузов, технический осмотр водного транспорта проводится в доке, там же происходит и починка плавсредств.

Перевозки водным транспортом дают возможность выполнить доставку больших партий грузов на дальние расстояния без потери качества. Одним из самых распространенных и эффективных способов перевозки товара по воде являются морские грузоперевозки . Чаще всего они осуществляются в мультимодальном формате, который предполагает эксплуатацию сразу нескольких видов транспорта.

Особенности водных грузоперевозок

Грузовые суда подразделяются на типы: морские, речные, река-море. К первой категории относятся сухогрузы общего назначения, рефрижераторы, контейнеровозы, ролкеры с откидной кормой, балкеры с наклонными стенками трюма, танкеры, лесовозы, газовозы, паромы. Второй тип включает: самоходные грузовые теплоходы (автомобиле-, рудо-, цементо-, контейнеровозы, рефрижераторы) и несамоходные суда баржи.

Водная транспортировка имеет отличительные черты. В одном товарном отсеке могут быть загружены и находиться вместе продолжительное время грузы с различными физико- химическими характеристиками. Во время длительной грузоперевозки морским транспортом товары подвергаются дополнительным нагрузкам, которые вызывают качка и штормовая вибрация, перепады влажности и температуры. Обеспечить сохранность продукции в таких условиях возможно только при четком соблюдении технологии погрузки, размещения, крепления.

Грузовые операции регулируются общими и специальными правилами, кодексами, руководствами морской перевозки продовольственных, промышленных, наливочных, навалочных, опасных грузов. Товары для транспортных перевозок по воде принимаются и сдаются с наружным осмотром и сверкой соответствия оттисков и индексов пломб записям в коносаментах, погрузочных ордерах.

Речные и морские перевозки на стадии подготовки проходят несколько этапов. В обязательном порядке анализируются характеристики груза, подбирается оптимальная логистическая схема, оформляется сопроводительная документация, производится упаковка и маркировка, страхование, погрузка. От того, насколько грамотно выполнены подготовительные мероприятия, зависит безопасность и сохранность товара, финансовые затраты на его доставку.

Международные морские грузоперевозки

Морские перевозки грузов регламентируются Конвенцией ООН, Брюссельской конвенцией об унификации правил о коносаменте, Правилами Гаага-Висби, другими нормативно-правовыми актами. В доставке продукции по морю активно используются контейнеры. Многооборотная тара позволяет перевозить практически все типы товаров. Наша компания осуществляет доставку контейнерными емкостями в 20, 40, 45 футов.

По типу контейнеры подразделяются на:

  • Dry Freight Container стандартный для грузов небольшого размера;
  • Dry Freight Container High Cube повышенной вместимости;
  • FlatRack Container - платформа для негабарита;
  • Open Top Container - с тентом вместо крыши для загрузки сверху;
  • Refrigerator Container – рефрижераторные для товаров, требующих контроля температуры;
  • Tank Container – цистерны для газообразных и жидких веществ.

Контейнеровозы чаще всего используются для доставки товаров народного потребления. Их главное преимущество заключается в отсутствии необходимости перегрузки материальных ценностей по пути следования судна. Мы осуществляем контейнерные перевозки по морю для отправки любых партий товаров, включая сборные контейнеры и большие судовые партии машин, ископаемых ресурсов, металла и других грузов. Транспортировка состоит из следующих этапов:

  • подписание договора с транспортной компанией;
  • подготовка транспортных документов;
  • погрузка;
  • доставка материальных ценностей в пункт назначения;
  • таможенное оформление;
  • разгрузка;
  • доставка «до двери» получателя по желанию клиента.

Достоинства и недостатки морской перевозки:

  • возможность перевозить внушительные партии;
  • отсутствие ограничений по габаритам и классам опасности;
  • надежность и безопасность;
  • экономичность.

К минусам морского транспорта можно отнести невозможность срочной доставки и зависимость от погодных условий.

Перечень услуг по водной грузоперевозке

Одна из ключевых специализаций компании ООО «КВТ» организация мультимодальных морских грузоперевозок, которые наиболее выгодны на международном направлении. В процессе выполнения таких заказов используется сразу несколько видов транспорта, что дает возможность выполнять доставку в формате «door to door». При смешанной транспортировке производится вывоз из морских портов контейнеров 20 (TEU), 40 и 45 (FEU) футов в любую точку России. Для отправки крупных грузовых партий от 1000 тонн задействуются различные типы судов: морские, речные, река-море. Грузовладельцы могут заказывать не только перевозки контейнеровозами, но и частично или полностью зафрахтованными суднами. В список услуг также входит:

  • консультирование заказчика;
  • погрузо-разгрузочные, стивидорские работы;
  • сюрвейерские работы;
  • сбор, хранение в складских помещениях;
  • консолидация грузов на СВХ (складах временного хранения);
  • оформление товаротранспортной, таможенной документации;
  • страхование;
  • отслеживание груза на пути следования;
  • доставка товара в формате «от двери до двери».
  • удаленный выпуск грузов, находящихся непосредственно в сухих портах, например, Новороссийска и Владивостока, через Зеленоградский (Можайский) центр электронного декларирования.

ТЛТ или «Сухой порт» представляет собой терминал, который непосредственно связан с авто и ж/д сообщением. Он позволяет оперативно организовать все необходимые мероприятия по дальнейшей транспортировке и таможенному оформлению продукции.

Таможенный брокер «КВТ» имеет партнерские отношения с крупнейшими портами и судоходными структурами, что позволяет планировать международные морские перевозки наиболее эффективно, доставляя грузы любого типа в кратчайшие сроки. Стоимость грузоперевозки рассчитывается индивидуально в зависимости от типа, объема товара и расстояния. На заказ комплексной услуги по доставке и таможенному оформлению действует гибкая система скидок.