Что такое порт приписки судна. Правовой статус морского судна. Регистрация морских судов, ее правовое значение

Регистрация судна есть юридический акт признания государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на судно и служит единственным доказательством существования зарегистрированных прав. Эти права могут быть оспорены только в судебном порядке.

Регистрация судна в судовом реестре расценивается как одна из форм осуществления государственного надзора за судами, плавающими под национальным флагом. Посредством регистрации контролируется момент возникновения у конкретного судна права плавания под флагом данного государства, соблюдение законности и легитимности отчуждения судов и передачи их в залог, а также соблюдение мер безопасности мореплавания. Осуществление регистрации судна означает также, что национальный орган морской администрации проверил правовые аспекты и техническое состояние судна, и убедился в их полном соответствии требованиям национального законодательства, основанного на международных нормах, и свидетельствует этот факт перед третьими лицами.

Главными условиями регистрации судна в Реестре являются подтверждение об аннулировании предыдущей регистрации, если таковая имелась, а в случае бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) подтверждение в том, что право плавания под флагом другого государства приостановлено, а так же свидетельство о техническом состоянии судна выданное одним из классификационных обществ.

Судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее - реестры судов):

  • - Государственном судовом реестре;
  • - судовой книге;
  • - бербоут-чартерном реестре;
  • - Российском международном реестре судов.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.

Регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В Государственный судовой реестр подлежат внесению все суда, технический надзор за которыми осуществляет Российский морской регистр судоходства: самоходные суда с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт и несамоходные суда вместимостью не менее 80 т.Регистрацию этих судов осуществляет капитан морского порта.

Информация о зарегистрированных судах рыбопромыслового флота и правах на них ежеквартально представляется капитаном морского порта в федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.

Спортивные и прогулочные суда, а также прочие суда, не подпадающие под условия регистрации в Государственном судовом реестре, регистрируются в судовых книгах. Регистрация этих судов осуществляется органами технического надзора за такими судами.

В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Регистрация судна в Российском международном реестре судов подлежит ежегодному подтверждению.

Регистрация судов, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей, осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Не подлежат внесению в реестр судов плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна (шлюпки; лихтеры, транспортируемые на борту лихтеровоза; малые рыболовные суда, транспортируемые на борту плавучей базы - мотоботы и т.п.). Судно, которое вносится в реестр или судовую книгу, должно иметь название, присваиваемое собственником судна. Название судна должно отличаться от названий других зарегистрированных судов.

Название судна наносится на носовую часть на обоих бортах и на корму судна. Новое название может быть нанесено на судно только после внесения соответствующего изменения в Государственный судовой реестр или судовую книгу.

Портом приписки судна считается место его регистрации. Порт приписки судна указывается на корме под названием судна.

Судну, оборудованному средствами связи, присваивается международный позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Образование и присвоение международного позывного сигнала опознавания осуществляется по месту регистрации судна предприятием Радиочастотного центра, входящего в систему Радиочастотной службы РФ. Регистрация в системе подвижной спутниковой связи ИНМАРСАТ абонентских земных станций ИНМАРСАТ (в том числе присвоение идентификационных номеров), принадлежащих российским юридическим и физическим лицам, а также присвоение номера избирательного вызова судовой станции осуществляется Федеральным унитарным государственным предприятием "Морсвязьспутник".

При переходе права собственности на судно в Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся соответствующие изменения.

В реестр вносятся сведения об обязательствах, которыми обременено судно (передача в доверительное управление, залог, ипотека, долговые обязательства).

Судовые реестры открыты для любых лиц, заинтересованных в получении содержащейся в них информации. Заинтересованное лицо имеет право на получение надлежаще оформленной выписки из судового реестра за плату.

Судно, зарегистрированное в реестре иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или судовой книге только после исключения из реестра этого государства и предоставления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено или будет незамедлительно исключено из реестра в момент производства новой регистрации.

Регистрация российского судна в судовом реестре иностранного государства не имеет юридической силы, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.

Первоначальная регистрация построенного судна должна быть осуществлена в течение одно месяца со дня спуска его на воду, а приобретенного за пределами РФ судна - в течение одного месяца со дня его прибытия в морской порт РФ.

Суда, внесенные в один из реестров судов Российской Федерации, получают право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Внесение судна в реестр судов РФ удостоверяется выдачей свидетельства на право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. После получения свидетельства на судне поднимается государственный флаг РФ.

Судно. приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом РФ с момента выдачи консулом РФ временного свидетельства.

При предоставлении судна в пользование и владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру такое судно может быть временно переведено под флаг иностранного государства в порядке и на условиях, предусмотренных КТМ РФ.

Национальность судна - это его государственная принадлежность, обозначающая, властям какого государства судно подчинено и законы какого государства на него распространяются.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом.

Конвенция устанавливает, что судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в Конвенции, подчиняться его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими по своему усмотрению, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Конвенции предусматривает обязанности государства флага по регистрации судов и осуществлению реальной связи: обязанность каждого государства осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (юрисдикция - исключительное право производить суд, решать правовые вопросы и т.п.).

Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, обязано принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности, в том, что касается конструкции, оборудования и годности судов к плаванию, комплектования, условий труда и обучения экипажей судов, пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Флаг является определяющим фактором во многих юридических отношениях, в которые вступает собственник, судовладелец и капитан судна. Данные о флаге судна фигурируют и в договорных отношениях, в частности в договоре о фрахтовании. Третья сторона, с которой капитан заключает договор, должна быть уверена в полномочии капитана на заключение договора в пределах, определяемых правом флага. Все договора заключенные на борту судна, рассматриваются как заключенные в стране флага.

В случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента в открытом море никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является. Ни арест, ни задержание судна в открытом море, кроме оговоренных в международном праве конкретных случаев, не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме государства флага.

Судно, зарегистрированное в одном из реестров судов РФ, может быть временно переведено под флаг иностранного государства на основании решения федерального органа исполнительной власти в области транспорта или в области рыболовства с учетом мнения общероссийского профессионального союза работников соответствующей отрасли деятельности с приостановлением права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но если он предается по бербоут-чартеру, то не свыше срока действия бербоут-чартера. Для целей смены флага срок действия бербоут-чартера не может быть менее чем один год.

В международных конвенциях, Кодексе торгового мореплавания РФ и нормативных актах, изданных в их развитие, содержится ряд требований, обязывающих судно иметь определенные судовые документы, имеющие важное юридическое значение. От наличия на судне надлежащих судовых документов зависит возможность выхода судна в рейс. По данным, указанным в судовых документах, исчисляется размер взимаемых с судна сборов. Только при наличии необходимых документов возможна продажа - покупка судна и признание законности совершаемой сделки.

Судовые документы, и особенно ведущиеся на судне журналы, имеют важное доказательственное значение при судебном, административном и ведомственном разбирательстве связанных с мореплаванием происшествий и споров.

При проверке судна на соответствие требованиям безопасности мореплавания оно считается не отвечающим этим требованиям, если предусмотренные международными конвенциями судовые документы отсутствуют или срок их действия истек.

Документы, определяющие правовое положение судна

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Выдается органом, осуществляющим регистрацию судна.

Свидетельство о праве собственности на судно (бессрочное). Выдается одновременно со свидетельством о праве собственности на судно. Служит исключительным доказательством права собственности на судно. Выдается судам валовой вместимостью свыше 20 т, внесенным в судовой реестр.

Документы, удостоверяющие состояние судна и его пригодность к эксплуатации:

  • - Свидетельство о годности к плаванию. Выдается Российским морским регистром судоходства или признанным им зарубежным классификационным обществом сроком на пять лет с ежегодным подтверждением в пределах трех месяцев до или после истечения годичного срока со дня его выдачи. В нем указывается, в каких районах судно может плавать. Является одним из важнейших доказательств мореходности судна.
  • - Мерительное свидетельство. Выдается инспекцией Регистра. Содержит сведения о чистой и валовой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений. По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманский сборы, определяется возможность прохождения судна через шлюзы и каналы.

Обмер судов производится в соответствии с правилами Международной конвенции по обмеру судов 1969 г.

Для прохождения Суэцким и Панамским каналами выдаются специальные мерительные свидетельства.

  • - Пассажирское свидетельство. Выдается Регистром судам, перевозящим более 12 пассажиров.
  • - Свидетельство о грузовой марке. Выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Выдает Регистр судам валовой вместимостью свыше 150 рег. т сроком на пять лет. Удостоверяет, что нанесенные на бортах судна грузовые марки и минимальная высота его надводного борта удовлетворяют требованиям безопасности мореплавания.
  • - Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью,
  • - Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами.
  • - Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором -

выдаются органами технического надзора и классификации судов.

Судовое санитарное свидетельство о праве плавания. Выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации. Содержит заключение о годности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния.

Санитарная служба выдает также свидетельство о дератизации и свидетельство об освобождении от дератизации.

  • - Судовая роль - список членов экипажа судна. Необходима для представления в органы портового надзора, таможенной и пограничной службы.
  • - Свидетельство о минимальном составе экипажа.
  • - Лицензия судовой радиостанции и (если судно имеет судовую радиостанцию). Лицензия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Документы, отражающие повседневную деятельность судна

Судовой журнал. Основной официальный документ, отражающий непрерывную деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. Ведется вахтенными помощниками капитана под ежедневным контролем капитана.

Правовое значение судового журнала заключается в том, что содержащиеся в не записи являются одним из видов письменных доказательств при расследовании аварийных случаев и инцидентов, связанных с загрязнением моря, при рассмотрении судебных и арбитражных споров, связанных с порчей или недостачей груза, при оценке действий по спасанию и в других случаях.

Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, в котором зарегистрировано судно.

Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

В случае продажи судна за пределы Российской Федерации судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия с него копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации за период, предшествующий продаже судна.

Машинный журнал (для судов с механическим двигателем). Ведется вахтенным механиком под непосредственным контролем главного (старшего) механика. Отражает работу главного двигателя и других судовых механизмов, время получения и исполнения распоряжений с мостика о скорости, реверсах главного двигателя, подачу воды для тех или иных целей, прием и откачку балласта, расход топлива и смазочных материалов.

В соответствии с российским законодательством ни договор бербоут-чартера, ни договор менеджмента в отношении морского судна не требуют государственной регистрации. Следовательно, фрахтователь по договору бербоут-чартера и менеджер могут стать субъектами МКУБ с момента вступления в силу этого договора и перестают быть таковыми с момента прекращения договора.

Так между компанией AS "Akciju komercbanka "Baltikums" (далее - Банк) и компанией "Rostman Ltd" были заключены два кредитных договора. В качестве одного из средств обеспечения исполнения обязательств компания "Larson Shipping Limited" предоставила в залог принадлежащее ей на праве собственности морское судно "YAMBURG" (флаг - Грузия, порт приписки - Батуми), что было оформлено договором об обязательствах.

Залог судна зарегистрирован в Грузинском государственном судовом регистре, соответствующая запись содержится в свидетельстве о собственности на морское судно.

Кредитными договорами предусмотрено, что все споры, разногласия или требования, вытекающие из данных договоров и относящиеся к изменениям в договорах, их нарушению, расторжению, законности, действительности или толкованию, будут решаться в Третейском суде Ассоциации коммерческих банков Латвии в г. Риге согласно уставу, регламенту и правилам о расходах этого третейского суда.

В свою очередь договорами об обязательствах установлено, что каждый спор, связанный с этими договорами, разрешается по усмотрению кредитора (Банка) в указанном третейском суде, либо в других судах г. Риги, либо в судах любой страны, в которой судно может время от времени находиться, с условием, что эти суды имеют юрисдикцию рассматривать и решать каждую такую тяжбу или судебный процесс.

Банк, основываясь на морском требовании, вытекающем из залога судна, обратился в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде ареста морского судна.

Следует обратить внимание, что на данное судно уже был дважды наложен арест судом общей юрисдикции и арбитражным судом по другим делам и морским требованиям и с участием иных лиц (о взыскании заработной платы и задолженности за бункеровку (снабжение топливом) судна, соответственно).

При рассмотрении данного дела перед судами возникли следующие вопросы: является ли арбитражный суд компетентным в отношении указанного спора? А также возможен ли арест судна, если на него уже наложен арест по другому делу и основанию?

Арест морского судна представляет собой особую форму обеспечения иска, регулируемую гл. XXIII Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ), гл. 8 АПК РФ, а также положениями Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, заключенной в Брюсселе 10.05.1952 (далее - Брюссельская конвенция).

В рассматриваемом деле спорное судно находилось под флагом Грузии. Данное государство в Брюссельской конвенции не участвует. Однако Президиум ВАС РФ указал, что при решении вопроса об аресте судна следует руководствоваться Брюссельской конвенцией несмотря на то, что морское судно ходит под флагом Грузии, не являющейся участницей такой Конвенции (п. 2 ст. 8 Брюссельской конвенции).

Также следует обратить внимание на разъяснения высших судебных инстанций по поводу залога морского судна. Данные разъяснения содержатся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 81) и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.11.2003 N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований".

Как следует из п. 1 ст. 388 КТМ РФ, арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу.

Аналогичное определение ареста содержит и Брюссельская конвенция, согласно п. 2 ст. 1 которой "арест" означает задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения.

Соответственно, если основанием заявления об аресте судна служит не морское требование, то в удовлетворении этого заявления будет отказано.

В то же время, как отметил Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма N 81, арест морского судна в смысле правил КТМ РФ является особой обеспечительной мерой, регулируемой не только КТМ РФ, но и гл. 8 АПК РФ.

Поэтому, предъявляя требование об аресте судна, заявитель должен доказать, что непринятие указанной меры может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также привести к причинению значительных убытков.

Кроме того, заявитель должен предоставить встречное обеспечение по правилам ст. 94 АПК РФ, то есть путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Применительно к аресту морского судна судебная практика относит к допустимым способам "иного финансового обеспечения" гарантию компенсации убытков, если она выдана одной из крупнейших страховых организаций (клубов взаимного страхования), страхующих ответственность судовладельцев (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.06.2009).

Также в судебной практике встречаются следующие условия удовлетворения заявления об аресте судна (наряду с соблюдением требований ч. 2 ст. 90 АПК РФ):

  • - предоставление доказательств "соразмерности и адекватности заявленных имущественных требований возможным негативным последствиям применения обеспечительных мер" (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2010, ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2008);
  • - предоставление доказательств "соразмерности и адекватности заявленных имущественных требований возможным негативным последствиям неприменения предварительных обеспечительных мер" (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2008);
  • - обоснование взаимосвязи между конкретным способом обеспечения в виде ареста морского судна и исковыми требованиями, которая должна быть прямой и непосредственной (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008).

Что касается подсудности разрешения споров об аресте судна, то практика как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции исходит из того, что такой спор рассматривается судом по месту нахождения судна. Как правило, это местонахождение морского порта, в который зашло судно (см., например, п. 18 Информационного письма N 81). На это прямо указывает Пленум ВС РФ. Согласно абз. 4 п. 2 его Постановления от 20.11.2003 N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований" под местом нахождения судна следует понимать его нахождение в морском торговом, рыбном и специализированном портах, расположенных в Российской Федерации. При этом, как отмечается судами общей юрисдикции, иного порядка определения территориальной подсудности дел, вытекающих из морских требований, нет (Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 21.07, Определение Приморского краевого суда от 25.05.2010).

Изложенное соответствует нормам Брюссельской конвенции, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 6 этой Конвенции все процессуальные вопросы, возникающие в связи с арестом, регулируются законодательством государства, в котором был наложен арест или сделано заявление о наложении ареста.

Суд первой инстанции в своем определении оставил заявление о принятии обеспечительных мер без удовлетворения, что было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций.

Суды исходили из того, что судно уже дважды было арестовано, а в соответствии с п. 1 ст. 392 КТМ РФ, по общему правилу, если уже наложен арест для обеспечения морского требования, то такое судно не может быть арестовано вновь.

ВАС РФ в Определении принятом по данному делу, пришел к выводу о необходимости пересмотра в порядке надзора судебных актов нижестоящих инстанций "с целью определения единообразного подхода к вопросу применения обеспечительных мер в форме ареста имущества при наличии ранее принятых обеспечительных мер в форме ареста имущества по иному требованию в отношении одного и того же объекта".

Судебная коллегия ВАС РФ пришла к выводу, что суд был правомочен наложить арест на спорное судно. Касательно довода о том, что на данное судно ранее был наложен арест, поэтому последующий арест невозможен, в своем Определении ВАС РФ указал следующее: ст. 392 КТМ позволяет осуществить арест судна, даже если на это судно уже наложен арест, при условии, что данные аресты были наложены по разным основаниям (морским требованиям).

Обращаем внимание, что Определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

Однако в данном деле Президиум ВАС РФ в целом поддержал выводы, к которым пришла судебная коллегия ВАС РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ придерживается следующей позиции:

Президиум ВАС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. При этом высшей судебной инстанцией была сформулирована следующая правовая позиция.

При наличии морского требования арбитражный суд, в юрисдикции которого находится судно, вправе осуществить арест данного судна, оценив заявление стороны с точки зрения наличия процессуальных оснований применения обеспечительных мер - обеспечения фактического исполнения будущего судебного решения или сохранения status quo, в том числе в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Арест судна возможен даже в том случае, если судно находится под флагом иностранного государства и принадлежит иностранной организации.

Также арест судна возможен и тогда, когда на судно ранее уже был наложен арест, но по иному морскому требованию. То есть арбитражный суд обладает правом на применение обеспечительных мер в форме ареста морского судна при наличии ранее принятых обеспечительных мер в форме ареста того же судна по требованию иных лиц и по другим основаниям.

Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в рассматриваемом Постановлении толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Сообщаем, что исходя из п. 5.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 21.01.2010 N 1-П рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ не является основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, поскольку не содержит прямого указания на то, что изложенные в нем правовые позиции имеют обратную силу.

За последние годы спрос на катера и яхты в Украине значительно вырос. Малое судостроение, обеспечивающее яхтинг - одна из отраслей украинской промышленности, продукция которой может сравнительно быстро и без непомерных затрат выйти на мировой уровень.
В течении последних 10 лет появилось много предприятий, ориентирующихся на техническое обеспечение яхт (их строительство, поставки оборудования, ремонт, эксплуатация и т.д.).
Организация яхтенных прогулок - актуальная и выгодная тема коммерческого использования плавательного средства.

Способы приобретения яхт. Документальное оформление.
Возможные варианты приобретения яхт:
- самостоятельное строительство
- покупка существующей новой яхты либо яхты, бывшей в эксплуатации
- покупка яхты, которая будет построена

По факту приобретения покупателю вручается купчая, которая является односторонним документом, подписываемым полномочным представителем продавца яхты, и выполняющая три основные функции:
- узаконивание передачи от продавца в пользу покупателя всех прав и законных интересов касательно яхты
- подтверждение получения оплаты за яхту
- гарантия того, что на момент продажи яхта свободна от любого рода обременения (залогов, морского требования, чартеров)

Приобретение права собственности на такой сложный и дорогостоящий объект, как яхта, должно быть узаконено договором. Выделяют два вида применимых договоров - это договор подряда и договор купли-продажи. Они соответствуют основным вариантам приобретения яхты.

Также возможен вариант заключения договора о совместной деятельности (по сути - договор простого товарищества) в случаи, если предпринимателю не хватает денег на приобретение яхты, ее содержание и он решил объединить свои денежные средства со средствами других лиц, которые также заинтересованы в приобретении такого судна. По договору о совместной деятельности участники (товарищи) обязуются совместно действовать для достижения определенной цели без создания юридического лица. Этой целью может быть приобретение и дальнейшая эксплуатация яхты. Цена яхты определяется между участниками в соответствии с их возможностями и взаимной договоренностью. Предлагается равенство долей всех участников. В качестве вклада в покупку яхты кроме денежных средств могут рассматриваться как вклад специальные знания, умения, деловые связи, что облегчит покупку, удешевит ее или иным способом сделает доступнее. Составляется общая долевая собственность, в случае, если иное не предусмотрено договором или законом. Таким образом, каждый участник проекта выступает собственником яхты, и его право собственности защищено законом.

Владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом участники могут только с общего согласия, в случае невозможности его достижения - режим использования яхты может быть определен судом по иску одного или нескольких собственников. Каждый участник простого товарищества имеет право знакомиться со всеми документами, касающимися ведения дел, и отказать в таком праве невозможно.

Если один из участников простого товарищества заключает договор от имени всех участников товарищества и в их интересах - он имеет право на возмещение понесенных затрат в связи с заключением такого договора. Участники могут уполномочить одного из них на совершение сделок.

Если сделка от имени товарищества будет заключена одним из её участников с превышением своих полномочий - для третьего лица никаких особенных последствий не предполагается. Негативным последствием такой сделки может быть признание ее недействительной в случаи, если в суде будет возможно доказать то, что третье лицо было поставлено в известность о заключении сделки с превышением полномочий. Любой из участников товарищества, понесший убытки в результате заключения данной сделки, имеет право на их возмещение.

При коммерческой эксплуатации яхты (с целью получения прибыли) все участники отвечают солидарно всем своим имуществом по любому обязательству, которое возникает в связи с эксплуатацией яхты. Прибыль, которую яхта приносит участникам, распределяется так же, как и убытки - в соответствии с размером доли товарища в праве общей собственности, если иное не предусмотрено нормами договора простого товарищества.
После прекращения договора простого товарищества, все товарищи становятся солидарно обязанными по неисполненным обязательствам перед третьими лицами.

Государственная регистрация яхт

Регистрация яхты - это предоставление судну права плавания под флагом какого-либо государства (т.е. определение национальности яхты), а также регистрация права собственности и другие процедуры.

Регистрации означает, что правительство государства, чей флаг будет нести данная яхта, осуществило:
- проверку правовых аспектов приобретения и техническое состояние яхты
- убедилось в их полном соответствии своим национальным и международным требованиям
- свидетельствует об этом перед всеми заинтересованными лицами

Любое государство, даже не имеющее выхода к морю, имеет право предоставлять судам право плавания под своим флагом.

Условия государственной регистрации различаются в разных странах. Пространство, занимаемое яхтой, считается частью территории страны, под флагом которой яхта вправе осуществлять судоходство. Государство флага получает суверенные права в этом пространстве, и органы этого государства получают соответствующую компетенцию, что означает возникновение также определенных обязанностей государства и его органов в пространстве, которое занимает яхта. На яхте устанавливается правопорядок государства флага.

Государственные судовые реестры бывают:
- «национальные» (или «закрытые»), регистрирующие суда, которые принадлежат только резидентам - физическим и юридическим лицам (например, Украина)
- «открытые» - предоставляющие право регистрации судна (яхты) всем желающим (например, Панама, Белиз, Британские Виргинские острова)

В международном морском праве отсутствуют правовые нормы, которые прямо указывают на необходимость регистрации судна. Теоретически судно (яхта) может быть незарегистрированным ни в одном судовом реестре и не иметь государственной принадлежности. Такое судно не может быть автоматически признано пиратским или виновным, но это судно будет чувствовать себя спокойно только в открытом море.

Отсутствие государственного флага на мачте сигнализирует о том, что ни одно государство мирового сообщества не контролирует данное судно, не защищает его и не свидетельствует, что это судно в техническом и правовом плане соответствует существующим нормам. Это судно (яхта) будет находиться фактически вне закона.

При выборе страны регистрации яхты вам следует руководствоваться следующими мотивами:
. финансовым - начиная от стоимости регистрации и перерегистрации яхты на нового владельца, заканчивая величиной налога на выплаты зарплаты персоналу вашей яхты
. операционным - возможная необходимость присутствия яхты при регистрации, а так же возможная необходимость прохождения всякого рода проверок, предусмотренных законодательством
. международно-правовым - участие государства во всевозможных двух-, и многосторонних договорах по избежанию двойного налогообложения, предоставлению благоприятного режима в морских перевозках и др.

Государственная регистрация яхты на территории Украины

Возможные варианты при регистрации:
1. Если вы, гражданин Украины, на свои денежные средства желаете приобрести яхту, уже привезенную кем-то в Украину или построенную в Украине, или же украинское предприятие хочет сделать яхту за счет собственных средств, то вопрос регистрации сомнений не вызывает.
2. Если вы решили приобрести яхту за рубежом или, если покупателем или заказчиком строящейся яхты выступает ваша компания, зарегистрированная за рубежом (возможно даже в оффшорной зоне), то возникает возможность (иногда строгая необходимость) регистрации яхты не в Украине.

Например:
. если яхту покупает гражданин и честный налогоплательщик Украины в Украине - в цену обязательно включен налог на добавленную стоимость (НДС)
. если гражданин Украины покупает яхту за рубежом и ввозит ее на территорию Украины для последующей ее регистрации - необходимо будет оплатить все таможенные платежи, связанные с импортом дорогостоящего объекта купли-продажи. Платежи, связанные с импортом - ощутимые суммы.

Государственная регистрация яхты в оффшорных юрисдикциях

Данный вид регистрации является одним из популярных видов для морских и воздушных судов.
Такая регистрация открывает новые возможности владельцам судов и имеет множество преимуществ, а именно:

. Конфиденциальность
Судно зарегистрировано в оффшорной зоне конфиденциально и владелец имеет возможность уменьшить риски при активной конкурентной или иной борьбе.
Конфиденциальность позволяет избежать проблем, связанных с различными судебными процессами. Например, чтобы подать в суд на судно, зарегистрированное в оффшорной зоне, истцу необходимо соблюдать юрисдикции страны, где судно зарегистрировано, что достаточно проблематично для большинства.
Таким образом, конфиденциальность регистрации морского судна - это хорошая защита от конкурентов и неприятных ситуаций.

. Уменьшение налогов
Существует огромное количество оффшорных зон, где налогообложение на регистрацию и владение морскими судами находится на достаточно низком уровне.
У владельца, который имеет судно, зарегистрированное в оффшорной зоне, появляется возможность избегать уплаты налогов, связанных с доходом, который был получен в результате использования судна. В некоторых случаях удается даже избежать таможенных пошлин и налога на добавочную стоимость.
Например, на Британских Виргинских островах полностью отсутствует налоговое обязательство в случае получения дохода с коммерческим использованием судна или его продажей (доход не должен быть связан с самими островами, и регистрировать можно суда только небольших размеров)

. Упрощение бюрократических процедур
Во многих странах система регистрации и другие процессы, связанные с владением морскими судами, не требуют много усилий и времени. В сочетании с низким налогообложением это позволяет добиться еще большей эффективности, как в бизнесе, так и за его пределами.
Например, при передаче прав собственности на морское судно можно практически избежать налогообложения и свести все бюрократические процедуры к минимуму.
Требования и документы для регистрации морских судов в оффшорных зонах очень разнообразны и зависят от множества параметров. Чтобы иметь первоначальное представление о данных требованиях и документах, можно рассмотреть несколько примеров.

Регистрация яхты на Британских Виргинских островах

Необходимые процедуры и документы для регистрации:
. оценка яхты - должна производиться одним из признанных мировых обществ, которое имеет соответствующие полномочия или его представителем (в данном случае необходим пакет дополнительных документов)
. специальное заявление, в котором отражены некоторые данные (например, название) о судне и его владельце
. выбор представителя, которым может быть как местный житель, так и юридическое лицо. Данному представителю необходимо подготовить целый перечень документов, которые должны соответствовать определенным требованиям, например, язык заполнения документов должен обязательно быть английским
. получение Carving and Marking Note - это документ, который подтверждает соответствия определенных параметров судна установленным критериям (его получение не вызывает при регистрации особых сложностей)
. получение разрешения на радиосигнал (заполнение специальных документов в зависимости от типа оборудования, находящегося на судне). Оборудование должно соответствовать определенным параметрам, предъявляемым к разным типам судов. Должны быть предоставлены три документа: лицензия на морское судно, специальная форма на радио оператора и форма сигналов, используемых в аварийных ситуациях.
. выдача сертификата о регистрации судна (Blue Book)

Перед процедурой регистрации необходимо составить четкий план использования морского судна, включающий следующие моменты:
- функциональное назначение
- страны, с которыми данный борт будет контактировать
- особенности этих стран и торговых операций в данных зонах
- выбор флага, от которого будет зависеть возможность и простота проведения определенных операций, связанных не только с прямой деятельностью борта, но и с передачей прав или сменой собственника
-план развития компании должен быть продуман на несколько лет вперед, чтобы не возникали проблемы с расширением сферы использования борта
- тщательное перспективное планирование работы компании

Регистрация яхты в Панамском регистре

Правительство Панамы является одним из активно действующих членов Международной Морской Организации (International Maritime Organization - IMO), что обеспечивает активное международное сотрудничество в отрасли международного морского права и соблюдение международных морских нормативов.

Панама является "выгодной" для регистрации еще и потому, что она обладает открытым реестром судов - это означает возможность резидента любой страны зарегистрировать свое судно именно в этом государстве (умеренные регистрационные пошлины; отсутствие налогов при продаже яхт; отсутствие пошлин на прибыль от зарубежных морских коммерческих действий; никаких ограничений в отношении собственности или возраста яхт, которые могут быть зарегистрированы любой личностью независимо от гражданства или места жительства.)
Панама - страна со стабильной экономической и политической ситуацией.
Правила регистрации яхт под панамским флагом соответствуют положениям общепринятых международных конвенций о морском судоходстве. Панамский реестр, начало которому было положено в 1925 году, является самым большим и самым старым из открытых реестров морских судов.

Неопровержимые преимущества выбора регистрации яхты в Панаме:
. отсутствие ограничений касательно гражданства владельца яхты
. открытый характер реестра суден (Судовое Бюро Панамы - Merchant Marine Directorate General
. за границей регистрируют документы на судно через Консульства Панамы; существуют специально назначенные Консулы торгового флота Панамы - Merchant Marine Consules, которые в праве выдавать официальные временные навигационные лицензии, разрешения на радиосвязь, а также оказывают услуги по взиманию налогов и сборов
. отсутствие необходимости предоставления Сертификата сюрвейера о техническом состоянии яхты (Certificate of Survey)
. доход, полученный судами, не облагается налогом
. Панама является мировым финансовым центром (более 100 банков из разных стран), что значительно облегчает судоходные операции
. законодательство страны обеспечивает строжайшее сохранение банковской и финансовой тайны
. законодательство Панамы предусматривает так называемую "двойную регистрацию" (бербоут-чартер), то есть в реестр Панамы можно включить суда, зарегистрированные в других государствах мира при условии, что законодательство такого другого государства предусматривает подобную регистрацию. То же самое касается и случаев, когда судно зарегистрировано в Панаме, оно может быть параллельно зарегистрировано в другом государстве
. с 1995 года в Панаме были значительно снижены размеры государственных пошлин и сборов за регистрацию судов
. в некоторых случаях отсутствует требование легализации документов, необходимых для регистрации, что значительно ускоряет этот процесс
. "гуманный" подход по отношению к срокам износа яхт:
- яхты, прослужившие не более 20 лет, могут быть зарегистрированы в обычном порядке
- яхты свыше 20-тилетнего срока износа могут быть зарегистрированы на основе заключения специальной инспекции
. наличие постоянной и временной регистрации

Плавание зарегистрированных под флагом Панамы яхт в территориальных водах Украины
В законодательстве Украины допускается "параллельная регистрация" яхт (как и всех остальных суден) на основании договора бербоут-чартера судна (договор фрахта) на период действия такого договора.
Параллельная регистрация осуществляется капитанами морских и речных портов Украины путем занесения судна в Государственный судновый реестр Украины. При параллельной регистрации должно быть сохранено имя судна в соответствии с первичной регистрацией. После проведения такой регистрации судно имеет право "плавать" под флагом Украины без каких-либо препятствий.
Фрахтовщик для проведения такой двойной регистрации должен подать следующие документы:
. копия договора фрахта (договор бербоут-чартера)
. письменное разрешение судовладельца на проведение параллельной регистрации яхты
. письменное разрешение государства регистрации судна на проведение параллельной регистрации
. документ, подтверждающий оплату пошлины за государственную регистрацию судна в Реестре
. документы на судно, предусмотренные действующим законодательством Украины (ст.35 Кодекса торгового мореплавания), а именно:

1. свидетельство на право плавания под флагом Украины (судновый патент)
2. свидетельство на право собственности на яхту (в данном случае правоустанавливающим документом является договор фрахта)
3. классификационное свидетельство
4. обмерное свидетельство
5. список экипажа
6. список пассажиров на яхте
7. бортовой журнал
8. санитарное свидетельство
9. пассажирское свидетельство (если яхта перевозит больше 12-ти человек)
10. радио-лицензия

Регистрация яхты в странах Британского флага
Престижный и привлекательный торговый морской флаг Великобритании выдают ее доминионы: Каймановы острова, Бермуды, Тэрк и Кайкос, Британская Вирджиния (Карибский регион), остров Мэн, Гибралтар в Европе.

Специфические требования данного флага:
. признаются только несколько Классификационных Обществ (Российский морской регистр судоходства и Польский судовой регистр в этот список не попали)
. наличие капитана с английским дипломом
. возраст судов варьирует в каждой территории, в среднем 20-24 года.
Как правило, судовладельцем может быть только компания из Британии или зависимых доминионов Великобритании, что не составляет препятствия, так как эти территории являются местами регистрации оффшорных компаний. Цены в каждой такой территории разные. Национальный состав экипажа не ограничивается.

Коммерческое использование яхт. Лицензирование
Коммерческое использование яхты, а именно: предоставление услуг в сфере перевозок пассажиров морским и речным транспортом требует наличия соответствующей лицензии.
Основными документами, регулирующими эту сферу, являются:
- Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности»
- Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня органов лицензирования»
- Приказы Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта и связи
Согласно с требованиями действующего законодательства Украины, лицензирование перевозок пассажиров морским и речным транспортом осуществляется Государственным департаментом морского и речного транспорта Украины (Укрморечфлотом). Укрморечфлот также проводит контроль над соблюдением лицензионных условий лицензиатами.
Законодательством Украины предусмотрена ответственность за несоблюдение лицензионных условий. Приняв решение заниматься таким бизнесом, необходимо проконсультироваться со специалистом в таких принципиальных вопросах, как:
- выбор юрисдикции для яхты
- способ её приобретения

Нормативная база:
. Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности»
. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня органов лицензирования» от 14.11.2000
. Приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта и связи №11 /50 от 30.01.2002
. Приказ Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства транспорта и связи №131/975 от 15.12.2003
. Положение о «Сертификате спортивного парусного судна»
. Проект правил плавания яхт во внутренних водах и в территориальном море Украины
. Закон Украины «О туризме»
. Закон Украины «О государственной границе Украины»
. Таможенный кодекс Украины
. Кодекс торгового мореплавания Украины
. Водный кодекс Украины
. Указ Президента Украины «Об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года» от 10.08.1999 г. № 973/99
. Постановление Кабинета Министров Украины от 27.07.1998г. № 1147 «О приграничном режиме», а также «Конвенции по облегчению международного морского судоходства» от 09.04.1965г. Лондон, Великобритания.
. Правила регистрации гражданских воздушных суден в Украине
. Правила учета сверхлегких воздушных суден и воздушных суден любительской постройки

Чтобы получать курильскую пенсию, надо не только работать, но и жить на Курилах

В редакцию «Рыбака Сахалина» пришло письмо от жителя г. Поронайска Д.Д. Листкова – бывшего работника Поронайского рыбозавода, а ныне пенсионера. Он попросил разъяснить, какие надбавки и коэффициенты к зарплате плавсостава на судах флота рыбной промышленности учитываются при начислении пенсий. В частности, в том случае, если судно работало в районе южных Курил.

Мы, в свою очередь, обратились за разъяснениями в отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области. Обстоятельный ответ, полученный от его руководителя, нам думается, представляет интерес и для других читателей нашей газеты. Поэтому публикуем его полностью, без сокращений.

Уважаемый Дмитрий Дмитриевич!

В настоящее время пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, согласно п/п. 9 п.1 ст. 27 которого право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 50 лет, при наличии у них не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа в плавсоставе, не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера либо 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, и не менее 25 лет страхового стажа.

При этом в соответствии с указанным Законом размер пенсии состоит из базовой и страховой частей.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме и дополнительно повышается лицам, достигшим возраста 80 лет, лицам, имеющим 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности и лицам, имеющим нетрудоспособных иждивенцев.

Вступившим в силу с 01.01.2004 Федеральным законом от 29.11.2003 № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что размер базовой части трудовой пенсии гражданам, проживающим в указанных районах (местностях), определяется с применением соответствующего районного коэффициента по непроизводственной сфере на весь период проживания. В Поронайском районе применяется районный коэффициент по непроизводственной сфере – 1,4, и в настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 2730 рублей.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, с последующими дополнениями и изменениями. Данный Перечень предусматривает конкретные территории городов, районов, островов.

Моря и океаны не предусмотрены вышеназванным Перечнем, а факт получения заработной платы с повышенным коэффициентом не свидетельствует о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со статьями 29 и 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации в Государственном судовом реестре в одном из морских торговых или рыбных портов Российской Федерации, при проведении которой определяется район его плавания и выдаются соответствующие документы.

Территориальная принадлежность судна определяется по порту приписки судна, поэтому и территориальные условия работы членов экипажа этого судна определяются также по месту нахождения порта приписки.

Таким образом, если лицо зачислено на работу в организацию в качестве члена экипажа на суда, то территориальные условия определяются по месту приписки судна.

Что касается маломерных судов, то после государственной регистрации судна и права собственности на них выдается судовой билет маломерного судна, который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу.Территориальная принадлежность маломерных судов определяется по месту постоянного базирования (стоянки) судов на основании судовых билетов.

Поскольку суда, на которых Вы работали, приписаны к портам, расположенным в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то периоды работы в море обоснованно учтены как работа в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера.

В связи с тем, что Вы не имеете требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, то Вам на законных основаниях пенсия выплачивается с учетом районного коэффициента по непроизводственной сфере 1,4.

Кроме того, страховая часть пенсии зависит от продолжительности календарного трудового стажа по состоянию на 01.01.2002, заработка пенсионера и суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальный счет пенсионера после 01.01.2002 года.

При этом согласно статье 30 вышеназванного Закона страховая часть трудовой пенсии определяется с учетом отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране не свыше 1,2. Для лиц, проживающих на 31.12.2001 в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (данное обстоятельство может подтверждаться регистрацией по месту жительства, фактом работы, решением суда), и страховая часть пенсии устанавливается с учетом повышенного индекса отношения заработка пенсионера к аналогичной заработной плате по стране (в Поронайской районе это 1,4) независимо от возраста и стажа.

Для тех, кто на 31.12.2001 не проживал в указанных районах и местностях, но проработал не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и при наличии 25 лет страхового стажа для мужчин и 20 лет – для женщин, а также при наличии справки о заработной плате с указанием районного коэффициента по последнему месту работы, также предоставлено право на повышенный индекс отношения заработков независимо от места жительства.

Поскольку Вы на 01.01.2002 не проживали в районах Крайнего Севера и у Вас нет работы на эту дату в районах Крайнего Севера, то оснований для определения страховой части трудовой пенсии с индексом отношения заработков выше, чем 1,4, не имеется.

Д. МАЗУР, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области.

Примерный перечень документов для изменения

порта регистрации судна, зарегистрированного в РМРС

Общие сведения

Морской порт регистрации судна может быть изменен на основании заявлений собственника судна (российского фрахтователя судна), направляемых капитану морского порта регистрации и капитану нового морского порта регистрации судна.

При изменении морского порта регистрации судна капитан прежнего морского порта регистрации судна направляет установленным порядком капитану нового морского порта регистрации судна реестр судна и судовое дело. При этом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки» Российского международного реестра судов.

О предстоящем изменении морского порта регистрации судна собственник судна должен информировать залогодержателя зарегистрированной ипотеки или иного обременения судна такого же характера и получить соответствующее согласие.

Капитан нового морского порта регистрации, получивший реестр судна и судовое дело, присваивает судну новый порядковый регистрационный номер и вносит все сведения, содержащиеся в Российском международном реестре судов, ведущемся в прежнем морском порту регистрации судна, в Российский международный реестр судов, ведущийся в новом морском порту регистрации судна.

Капитан нового морского порта регистрации судна должен сообщить капитану прежнего морского порта регистрации о завершении процедуры регистрации судна. С получением данного сообщения капитан прежнего морского порта регистрации судна вносит запись в Российский международный реестр судов с указанием нового морского порта регистрации и нового порядкового регистрационного номера судна.

Вместе с заявлением об изменении морского порта регистрации судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, капитану нового морского порта регистрации судна предъявляется документ об оплате государственной пошлины за регистрацию судна и за выдачу Свидетельства о праве собственности на судно и/или Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ в предыдущем морском порту регистрации.

Изменение морского порта регистрации судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, допускается в пределах морских портов, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации № 583-р от 25 апреля 2006 года.

Перечень документов

3. Документ, удостоверяющий личность заявителя

5. Документы, подтверждающие полномочия представителя собственника (фрахтователя) судна

6. Документ об оплате государственной пошлины:

За регистрацию судна в Российском международном реестре судов

За выдачу Свидетельства о праве собственности на судно и/или

За выдачу Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ

(в предыдущем морском порту регистрации судна)

7. Согласие в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение) прав

8. Свидетельство о праве собственности на судно (и его копия, заверенная капитаном морского порта) Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ и Свидетельство о регистрации судна (подтверждения регистрации судна) в Российском международном реестре судов (ранее выданные при регистрации судна в Российском международном реестре судов, Капитаном прежнего морского порта регистрации судна).

April 20th, 2013 , 08:14 pm

Третью часть фотоотчета из 2005-2008 годов начнем с многочисленных "москвушек", представленных, наверное, во всех прибрежных городах.

Теплоход "Москва-52" (проект Р-51).
Построен в 1977 году. Порт приписки - Кострома.

#1. "Москва-52" на Волге недалеко от Костромы (2008 год).

Теплоход "Москва-13" (проект Р-51).
Построен в 1972 году. Работал в Московском речном пароходстве. Сегодня - Нижний Новгород.

#2. "Москва-13" в Нижнем Новгороде (2006 год).

Теплоход "Москва-50" (проект Р-51).
Построен в 1977 году. Порт приписки - Казань.

#3. "Москва-50" в Казани (2006 год).

Теплоход "Москва-89" (проект Р-51).
Построен в 1979 году. Порт приписки - Москва.

#4. "Москва-89" на Клязьминском водохранилище (2008 год).

Теплоход "Москва-130" (проект Р-51).
Построен в 1982 году. Порт приписки - Казань.

#5. "Москва-130" в Казани (2006 год).

Теплоход "Москва-152" (проект Р-51).
Построен в 1984 году. Порт приписки - Астрахань.

#6. "Москва-152" на Волге недалеко от Астрахани (2006 год).

Теплоход "Москва-187" (проект Р-51).
Построен в 1986 году. Порт приписки - Волгоград.

#7. "Москва-187" в Волгограде (2006 год).

Теплоход "МС-2" (проект 82180).
Построен в 1998 году. Теплоход-мусоросборщик. Работает на Канале имени Москвы.

#8. "МС-2" на Канале имени Москвы. На заднем плане теплоход "Рылеев" (2008 год).

Теплоход "Муса Гареев" (проект 305).
Построен в 1961 году. Изначально работал в составе Волго-Донского речного пароходства и был приписан к Ростову-на-Дону. Назывался "Баргузин". С 1988 года был передан в Бельское пароходство и сменил название на "Мусу Гареева". Находится в эксплуатации.

#9. "Муса Гареев" у причала Углича (2006 год).

Теплоход "Н.А.Некрасов" (проект 26-37/311).
Построен в 1961 году. Распределен в Волжское речное пароходство. Первое название "Серго Орджоникидзе" (до 1963 года). Потом сменил название на "Н.А.Некрасов". Работал на транспортной линии Москва-Астрахань-Москва. После навигации 2004 года продан и был полностью переоборудован в затоне имени Памяти Парижской коммуны (переделаны каюты, изменена планировка помещений, уменьшена пассажировместимость). Начал работать в 2006 году.

Теплоход "Александр Бенуа" (проект 26-37/311).
Построен в 1960 году. Распределен в Волжское речное пароходство. Первое название "Яков Свердлов" (до 2005 года). Работал на транспортной линии Москва-Астрахань-Москва. После навигации 2004 года продан и был полностью переоборудован в затоне имени Памяти Парижской коммуны (переделаны каюты, изменена планировка помещений, уменьшена пассажировместимость). Начал работать в 2006 году с именем "Александр Бенуа".

#10. "Н.А.Некрасов" и "Александр Бенуа" на Жуковской БТОФ (2005 год).

Теплоход "Н.В.Гоголь" (проект 588).
Построен в 1959 году. Работал в составе Волжского речного пароходства до 2001 года. Позже передан в Камское пароходство. Порт приписки - Пермь. Никогда не менял названия.

#11. "Н.В.Гоголь" на Химкинском водохранилище в Москве (2008 год).

Теплоход "Набережные Челны" (проект 576).
Построен в 1957 году. Судно в эксплуатации. Порт приписки - Самара.

#12. "Набережные Челны" на Волге у города Балахна (2005 год).

Теплоход "Николай Бауман" (проект 302).
Построен в 1989 году. Работал в Московском речном пароходстве. В 2009 году переименован в "Княжну Анастасию". После навигации 2011 года был осуществлен перегон теплохода на Каспийское море, где он сейчас работает в качестве плавучего общежития для работников Кашаганского месторождения. Подробнее здесь.

#13. "Николай Бауман" на Волге в районе Калязина (2005 год).

Теплоход "Николай Карамзин" (проект 301).
Построен в 1981 году. С постройки работает в Московском речном пароходстве. До 1992 года назывался "Совесткая Конституция". Судно в эксплуатации.

#14. Николай Карамзин" в Хвойном бору (2008 год).

Теплоход "Николай Чернышевский" (проект 301).
Построен в 1981 году. Работает в составе Волжского речного пароходства. Никогда не менял своего названия. Оператор теплохода - "Водоходъ".

#15. "Николай Чернышевский" на Канале им.Москвы (2006 год).

#16. "Николай Чернышевский" на Канале им.Москвы (2006 год).

#17. "Николай Щорс" на Волге у Белого Городка (2005 год).

#18. "Николай Щорс" на Икшинском водохранилище (2006 год).

#19. "Николай Щорс" в Северном порту г.Москвы (2006 год).

#20. "Николай Щорс" в шлюзе №6 Канала им.Москвы (2008 год).

#21. "Николай Щорс" на Волге в Костроме (2008 год).

Теплоход "Новиков-Прибой" (проект 302).
Построен в 1984 году. До 1996 года принадлежал Волго-Донскому пароходству. Теплоход работал сначала из Ростова-на-Дону, в 1990-91 годах от Казани, в 1989 году сотавался в Москве в качестве гостиницы, а с1992 по 1995 год теплоход побывал также гостиницей, но уже в Германии. С 2011 года называется "Сергей Дягилев". Оператор теплохода - компания "Ортодокс".

#22. "Новиков-Прибой" на острове Кижи (2007 год).

Теплоход "Окский-13" (проект 559Б).
Построен в 1967 году. Работал в Московском пароходстве до 2012 года. Приписан к Рыбинскому пароходству. Судно не эксплуатируется.

#23. "Окский-13" в подходном канале шлюза №1 в Дубне (2006 год).

Теплоход "Окский-15" (проект 559Б).
Построен в 1967 году. Работал в Московском пароходстве до 2010 года. Порт приписки - Коломна. Судно в эксплуатации.

#24. "Окский-15" на Канале имени Москвы (2006 год).

Теплоход "Окский-16" (проект 559Т).
Построен в 1967 году. Работал в Московском пароходстве до 2002 года, после чего был продан и переоборудован в нефтеналивной танкер. Порт приписки - Нижний Новгород. Судно в эксплуатации.

#25. "Окский-16" на Волге в районе Городца (2006 год).

Теплоход "Окский-50" (проект Р-97Т).
Построен в 1977 году. Работал в Московском пароходстве до 2002 года, после чего был продан и переоборудован в нефтеналивной танкер. Порт приписки - Ярославль. Судно в эксплуатации.

#26. "Окский-50" на Волге в районе Самары (2005 год).

Теплоход "Окский-70" (проект Р-97Т).
Построен в 1984 году. Работает в Московском пароходстве. Судно в эксплуатации.

#27. "Окский-70" на Волге в Ярославле (2008 год).

Теплоход "Николай Щорс" (проект 26-37).
Построен в 1962 году. Работал в Волжском речном пароходстве до 2002 года, после чего был продан компании "Агидель Круиз". В 2010 году переименован в "Михаила Танича". С 2013 года оператор теплохода компания "Белый Лебедь".

Теплоход "Октябрьская Революция" (проект 26-37).
Построен в 1959 году. Головной теплоход серии 26-37. До 2007 года работал в Волжском речном пароходстве на транспортной линии Москва - Астрахань - Москва. С 2007 года работает от турфирмы "Гама". Перекрашен в фирменные бело-зеленые цвета.

Теплоход "Москва-222" (проект Р-51).
Построен в 1989 году. Работал на пригородной линии Углич-Мышкин. Принадлежал московскому пароходству, потом "Порт Углич". В2005 году не эксплуатировался. С 2006 года работает в Москве.

#28. "Москва-222", "Николай Щорс", "Президент", "Октябрьская Революция" в Угличе (2005 год).

Теплоход "ОМ-152" (проект 780-03).
Построен в 1965 году в Москве. Работает в Волгоградском порту. Судно в эксплуатации.

#31. "Ом-152" в Волгограде (2006 год).

Теплоход "ОМ-173" (проект 780-03).
Построен в 1964 году в Москве. Порт приписки - Казань. Судно в эксплуатации.

#32. "Ом-173" в Казани (2006 год).

Теплоход "ОМ-375" (проект 780).
Построен в 1962 году в Москве. Порт приписки - Тольятти. Судно в эксплуатации.

#33. "Ом-375" в Тольятти (2006 год).

Теплоход "ОС-1" (проект 354А).
Построен в 1972 году. Судно в эксплуатации.

#34. "ОС-1" в Ярославле (2006 год).

Теплоход "ОТ-2428" (проект Н-3290).
Построен в 1985 году в Венгрии. Работает в Волжском речном пароходстве. Судно в эксплуатации.

#35. "ОТ-2428" на Волге в районе Городца (2006 год).

Теплоход "ОТ-2453" (проект Н-3291).
Построен в 1989 году в Венгрии. Работает в Волжском речном пароходстве. Судно в эксплуатации.

#36. "ОТ-2453" на Волге в районе Городца (2006 год).

Теплоход "ОТА-890" (проект 758А).
Построен в 1964 году. Судно в эксплуатации.

#37. "ОТА-890" на Волге в районе Саратова (2006 год).

Теплоход "ОТА-892" (проект 758А).
Построен в 1965 году. Судно в эксплуатации.

#38. "ОТА-892" на Волге в районе Балахны (2006 год).

Теплоход "Отдых-1" (проект Р-80).
Построен в 1973 году. Прогулочный теплоход-катамаран. Работает в Волжском речном пароходстве. Порт приписки - Нижний Новгород.

#39. "Отдых-1" в Нижнем Новгороде (2005 год).

Теплоход "Павел Лебедев" (проект 21-88).
Построен в 1968 году. До 1994 года назывался "Горький", потом до 2007 года "Нижний Новгород". Порт приписки - Самара. Судно в эксплуатации.

#40. "Павел Лебедев" на Канале имени Москвы (2008 год).

Теплоход "Павел Миронов" (проект 305).
Построен в 1962 году в Венгрии. Работал в Камском речном пароходстве и назывался "Висла". Теплоход в эксплуатации, порт приписки - Казань.

#41. "Павел Миронов" на Волге в районе Казани (2006 год).

Теплоход "Паллада" (проект 305).
Построен в 1962 году в Венгрии. Поступил в Камском речное пароходство с названием "Зея". В 1963 году переименован в "Капитан Пирожков". В 2000 году переименован в "Град Китеж". В 2000-2001 годах теплоход был полностью переоборудован (каюты и общественные помещения) и получил название "Паллада". Работал в Москве. В настоящее время не эксплуатируется.

#42. "Паллада" в Угличе (2006 год).

#43. "Паллада" на Волге у Мышкина (2008 год).

Теплоход "Петергоф" (проект 301).
Построен в 1975 году. Первоначально назывался "Мария Ульянова". Работал в Северо-Западном речном пароходстве (Санкт-Петербург). В 1992 году переименован в "Петергоф". Собственник теплохода сегодня - американская круизная компания "Viking River Cruises". В межнавигационный период 2011-2012 годов теплоход прошел переоборудование. Появились каюты с балконами, уменьшено общее количество кают, переделаны общественные помещения. В 2012 году вышел в навигацию с названием "Викинг Рюрик".

#44. "Петергоф" в Угличе (2006 год).

Теплоход "Петр Первый" (проект 588).
Построен в 1960 году. До 1992 года работал в составе Московского речного пароходства с названием «Иван Сусанин». В 1992 году судно продано в Голландию. До 2004 года находилось в порту города Наймеген. С 2004 по 2006 год теплоход восстановлен на Шлиссельбургском заводе и в северном речном порту г.Москвы. Работает с 2006 года с именем «Петр Первый».

#45. "Петр Первый" на острове Кижи (2007 год).

#46. "Петр Первый" в камере Угличского шлюза (2007 год).

Теплоход "Пожва" (проект 576).
Построен в 1958 году. Работал в Камском речном пароходстве. В мае 2011 года затонул в затоне Криуши.

#47. "Пожва" на Волге в Ярославле (2007 год).

Теплоход "Президент" (проект-26-37).
Построен в 1961 году. Работал в Волжском пароходстве до 2003 года на транспортной линии Москва - Астрахань - Москва. До 2003 года назывался "Сергей Лазо". После навигации 2003 года и до 2005 года был полностью переоборудован в затоне Жуковской БТОФ с уменьшением пассажировместимости и полной передлкой кают и общественных помещений. В 2005 году вышел с новым названием - "Президент".

#48. "Президент" в Ярославле (2008 год).

Теплоход "Профессор Звонков" (проект 305).
Построен в 1963 году. Работал в составе Волжского речного пароходства. Первоначально назывался "Сура". В 1966 году переименован в "Профессора Звонкова". В 2009 году выкуплен компанией "Речтурфлот". В 2012 году переименован в "Александра Свирского".

#49. "Профессор Звонков" в Костроме (2006 год).

#50. "Профессор Звонков" и "Ф.Жлоио-Кюри" в Костроме (2006 год).

Теплоход "Путейский-51" (проект 391Б).
Построен в 1984 году. Судно в эксплуатации.

#51. "Путейский-51" на Канале имени Москвы в Яхроме (2008 год).