Ледокольный буксир пур введен в эксплуатацию. В Мурманске на ледокольном буксире «Надым» поднят государственный флаг РФ. Ледокольный буксир проекта TG04M

Черноморско-Азовский бассейн занимает выгодное географическое положение, имеет выход в страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо-Кавказского экономического района, ряд областей Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов.

Основные порты этого бассейна: Азов, Ейск, Новороссийск, Таганрог, Сочи, Туапсе.

Каспийский бассейн. К нему примыкают Северо-Кавказский и Поволжский экономический районы. Посредством судоходных рек и каналов он связан практически со всеми морскими бассейнами Европейской части России. Крупным портом является Махачкала. Возведена первая очередь глубоководного порта Оля.

Дальневосточный бассейн. Охватывает значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингово пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки. Основные порты бассейна: Александровск-Сахалинский, Владивосток, Магадан, Находка, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Провидения, Советская Гавань, Усть-Камчатск, Холмск, Южно-Сахалинск.

Движение морских судов организуется либо по расписанию (чаще линейное судоходство, пассажирское) , либо последовательными рейсами (без предварительного объявления расписания) . Графики составляются плановый и диспетчерский, на основании контроля за исполнением - исполнительный.

Управление морским транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации, Департамент морского транспорта.Это первое звено управления морским флотом. Второе - пароходство (объединение) . Порты имеют общий статус структурных единиц.

Сейчас решается вопрос о строительстве в Финском заливе крупнейшего порта в Луге, на Азовском море - Таганроге. Систематически расширяется линейная форма судоходства как в каботажном, так и международном сообщении. Ведётся интенсивная работа по внедрению АСУ в управление движением, особенно в крупных транспортных узлах.

Морской транспорт занимает особое место в экономике страны. Им выполняются 50% всех экспортно-импортных перевозок. Особенно велико его значение в районах Севера, Северо - Востока. Морской транспорт в перевозках тесно взаимодействует с железнодорожным. Это особенно важно в современных условиях распада СССР. Прямые смешанные перевозки, особенно по прямому варианту «судно - вагон» , вызвали реконструкцию железнодорожных станций и путей в ряде портов. В морских портах, расположенных в устьях рек, более тесно взаимодействуют морской и речной транспорт. Морской транспорт всё теснее взаимодействует с автомобильным, особенно в перевозках генеральных грузов.

2.1. Материально - техническая база морского транспорта.

Особенности её формирования.

Деятельность морского флота Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 21 морской порт, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты - собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Водоизмещение судна D - масса вытесненной судном воды - равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъёмность, или дедвейт судна DВ, - это максимальное количество груза в тоннах Q , а также запасы топлива qТ, воды qВ и грузов снабжения qСН, которые может принять судно:

DВ = Q + qТ + qВ + qСН.

Чистая грузоподъёмность судна D - это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

DЧ = DВ - (qТ + qВ + qСН).

Грузовместимость судна - объём всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистровая вместимость судна (объём судна) - мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объёмной регистровой тонной, равной 2,83 м3

Валовая (полная) регистровая вместимость судна WБР - объём, получаемый в результате обмера помещений судна. Используется как показатель для расчёта сборов и пошлин в морских портах.

Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъёмностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой

W = 2/3W = 4/9D = 8/27D.

Рейс судна - время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяжённости рейса и скорости хода судна, стояночное - от производительности погрузочно-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

Коэффициент ходового времени KХ - отношение ходового времени tХ в общей продолжительности рейса TР:

Коэффициент балластного пробега KБ определяется делением балластного пробега LБ на общий пробег судна L:

Коэффициент загрузки судна eЗАГ показывает степень использования грузоподъёмности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза QФ на чистую грузоподъёмность судна:

eЗАГ = QФ/DЧ.

Коэффициент загрузки характеризуется степень использования грузоподъёмности лишь в простых рейсах, т.е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъёмности судна.

Коэффициент использования грузоподъёмности судна eЧ определяется отношением тонно-миль åQl к тоннаже милям åDЧLi:

eЧ = åQl/åDЧL.

Производительность 1 т грузоподъёмности судна в сутки mТС - комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль åQl к числу затраченных тоннаже суток åDЧTЭ за определённый период времени.


Южные порты России находятся на пересечении мировых торговых путей, через них проходят несколько транспортных коридоров. Кроме того, это наиболее короткий путь от крупнейших промышленных центров России -производителей экспортной продукции -в Европу, страны Ближнего Востока, Азии, Африки и Америки. Такое географическое положение определяет важнейшую роль региональных морских портовых комплексов этого бассейна в решении поставленных государственных задач. Через порты Азово-Черноморского бассейна в настоящее время проходит более трети всех российских грузопотоков.

В Азово-Черноморском бассейне Российской Федерации расположены двенадцать морских портов: Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк, Кавказ, Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.

По материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ , Новороссийск, 2013 год

Грузооборот морских портов бассейна за 2012 год

По итогам 2012 года грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна увеличился по сравнению с 2011 годом на 2,3% и составил 176,7 млн тонн. Из них объём перевалки сухогрузов составил 69,2 млн тонн (+8,9%), наливных - 107,5 млн тонн (-1,6%).

Рост перевалки сухогрузов произошёл за счёт увеличения перегрузки зерна на 22,7%, чёрных металлов на 28,4%, угля на 5,8%, грузов в контейнерах на 6,2%, тарно-штучных грузовна 6,8% и грузов на паромах в 1,5 раза. В то же время снизился объем перевалки минеральных удобрений на 12,5%, руды в 1,8 раза, металлолома на 14,0%, цветных металлов на 10,3%, и сахара в 3,2 раза.

Перевалка наливных грузов сократилась за счёт сырой нефти на 4,4%, в то же время увеличилась перевалка нефтепродуктов на 3,4% и пищевых грузов наливом в 1,8 раза.

Анализ грузооборота по направлениям показал, что доля экспорта составляет 71,1% от общего объёма перегрузки грузов Азово-Черноморского бассейна, импорта - 8,1%, транзита - 19,5% и каботажа - 1,4%.

Грузооборот порта Новороссийск вырос на 1,0% и составил 117,4 млн тонн, Ростов-на-Дону - на 8,0%, до 11,1 млн тонн, Кавказ - на 13,4%, до 9,4 млн тонн, Азов - на 6,6%, до 5,1 млн тонн и Тамань в 3,0 раза, до 3,6 млн тонн (за счёт ввода в эксплуатацию терминалов для перевалки СУГ и зерна). Грузооборот порта Туапсе снизился на 8,2% и составил 17,8 млн тонн, Ейск - на 11,6%, до 3,6 млн тонн, Таганрог - на 1,4%, до 3,4 млн тонн и Темрюк - на 3,5%, до 2,3 млн тонн.

Если рассматривать отдельные компании, то грузооборот вырос у следующих операторов морских терминалов:

- ОАО «Новороссийский МТП» - на 1,2% за счёт увеличения перевалки зерна, чёрных металлов, нефтепродуктов. В то же время сократилась перевалка руды, минеральных удобрений, сахара и сырой нефти;

- ОАО «Новорослесэкспорт» - на 6,5% за счёт увеличения объёмов перевалки грузов в контейнерах, лесных и цветных металлов;

- ОАО «Новороссийское УТЭП» - на 26,7% за счет роста грузов в контейнерах и грузов на паромах;

- ООО «Туапсинский балкерный терминал» -за счёт увеличения перевалки минеральных удобрений;

- ОАО «Таганрогский МТП» - на 6,4% за счёт увеличения перевалки угля и генеральных грузов;

- ОАО «Азовский морской порт» - на 8,9% за счёт увеличения перевалки угля;

- ООО «Промэкспедиция» - на 27,1% за счёт увеличения перевалки зерна;

- ЗАО «Юг Руси - Золотая семечка» - на 18,2% за счёт увеличения перевалки зерна и пищевых наливом;

- ОАО «Анроскрым» - в 1,6 раза за счёт увеличения перевозок грузов на паромах;

- ООО «Ростовский универсальный порт» - на 2,3% за счёт увеличения перевалки навалочных и генеральных грузов;

- ОАО «Ейский морской порт» - на 2,0% за счёт увеличения перевалки насыпных и наливных грузов.

- Сократились показатели объёмов перевалки грузов у следующих операторов морских терминалов:

- ОАО «Туапсинский МТП» - на 13,5% за счёт уменьшения объёмов перевалки угля и наливных грузов, в то же время увеличились объёмы перевалки зерна и чёрных металлов;

- ЗАО «КТК-Р» - на 3,8% за счёт сокращения перегрузки сырой нефти;

- ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» - на 18,1% за счёт уменьшения объёмов перевалки нефтепродуктов.

Морской порт Ростов-на-Дону

Морской порт Ростов-на-Дону расположен в Ростовской области на реке Дон в г. Ростове-на-Дону.

До 2008 года порт имел статус речного устьевого порта, однако в связи с необходимостью совершенствования системы обеспечения безопасности мореплавания, особенно в отношении судов «река-море», потребовались соответствующие корректирующие меры системы государственного портового контроля, системы выпуска судов в море, системы мониторинга за движением российских судов как в море, так и на внутренних водных путях, была пересмотрена деятельность службы капитана порта, и в 2009 году порт получил статус морского, а на базе ФГУ «Азово-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» созданы Ростовский и Азовский филиалы ФГУ «Администрация морского порта Таганрог».

Порт Ростов-на-Дону является международным и открыт для захода судов под иностранным флагом, основной своей частью расположен в черте города Ростова-на-Дону вдоль правого и левого берегов реки Дон. В основном порт ориентирован на осуществление грузовых операций и обслуживание транзитных судов класса «река-море».

В границы порта внесены водная акватория реки Дон от 3121 км Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации (вход в устье реки Аксай) вниз по течению до 3151,0 км, протяженностью 32 км, а также часть акватории реки Аксай на протяжении 3 км, Аксайского затона, Александровского ковша, Нахичеванской протоки, Ростовского ковша, прочие затоны, акватории у причалов и подходы к ним.

Продолжительность навигации, составляющая 320 суток, ограничивают ледовая обстановка и ежегодный ремонт в январе-феврале Ростовского разводного железнодорожного моста.

Длина причального фронта - 8978,9 погонного метра.

Гарантированные глубины у причалов - до 4 метров, у которых обрабатываются суда класса «река-море».

Основные операторы в порту: ОАО «Ростовский порт», ООО «Ростовский универсальный порт», ООО «Юг Руси - Золотая семечка», ООО «АИК Астон» и др.

Ведущую роль играет ОАО «Ростовский порт», занимающий 4 грузовых района с удобными причалами, на которых одновременно могут обрабатываться 16 судов грузоподъемностью до 5 тыс тонн.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Ростов-на-Дону в год составляет 12,85 млн тонн (в том числе: наливные - 3,15 млн тонн, сухие - 9,63 млн тонн, контейнеры - 5,6 тыс. TEU).

В 2012 году общий грузооборот порта составил 11,12 млн тонн, в том числе экспорт - 9,28 млн тонн, импорт - 1,65 млн тонн, транзит - 0,15 млн тонн и каботаж - 0,04 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 3,67 млн тонн, угля, кокса - 1,21 млн тонн, генеральных грузов - 2,17 млн тонн, нефтепродуктов - 1,8 млн тонн, пищевых наливных грузов - 0,5 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Ростов-на-Дону вырос на 8,0% по сравнению с 2011 годом. При этом объём перевалки экспортных грузов вырос на 2,1%, а объём перевалки импортных грузов увеличился на 58,2%.

Сдерживающими факторами развития порта являются отсутствие контейнерных площадок, свободных площадей под складирование грузов и зависимость от работы разводного железнодорожного моста.

Перспективой развития порта является проект создания мультимодального универсального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт».

Проект включен в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы).

Проект предусматривает создание на левом берегу р. Дон - в районе промышленной зоны Заречная в г. Ростове-на-Дону (на земельных участках общей площадью 405 га) - комплекса портовых и логистических сооружений и инфраструктуры железных и автомобильных дорог и подходов. Проект предполагается осуществлять в несколько этапов и реализовывать на условиях государственно-частного партнерства. Проектная пропускная способность порта - 16 млн тонн грузов в год.

Создание мультимодального универсального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт», расположенного на направлениях международных транспортных коридоров, позволит повысить конкурентоспособность и транзитный потенциал российских внутренних водных путей.

Целями проекта являются развитие портовых мощностей на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна для обеспечения растущего грузооборота, увеличение объемов контейнерных перевозок при открытии внутренних водных путей для прохода судов под флагами иностранных государств и интеграции Российской Федерации в европейскую транспортную систему.

Основные ожидаемые результаты реализации:

- рост пропускной способности речных портов в Азово-Донском бассейне на 16 млн тонн грузов в год;

- гарантированное обеспечение пропуска возрастающего потока судов после завершения реконструкции Волго-Донского судоходного канала;

- переключение экспортно-импортных грузопотоков с портов Украины и других стран в объеме до 6 млн тонн;

- сокращение сроков доставки и повышение сохранности перевозок грузов внутренним водным транспортом.

Этапы и сроки реализации: проектирование - 2010-2013 годы; строительство - 2014-2015 годы (I этап).

Общий объем финансирования проекта - 19 792,8 млн рублей, в том числе за счет средств:

- федерального бюджета - 5159,2 млн рублей;

- бюджетов субъектов Российской Федерации - 1000 млн рублей;

- внебюджетных источников - 13 633,6 млн рублей.

Морской порт Азов

Морской порт Азов расположен на побережье Азовского моря и в устье реки Дон в г. Азове Ростовской области.

Порт является воротами во внутреннюю водную транспортную систему, которая проходит через Волго-Донской канал далее к Каспийскому морю и через реку Волгу и систему северных рек, Волго-Балтийский и Беломорканал соединяется с Балтийским и Белым морями. Это удобный водный путь к промышленным центрам, расположенным в европейской части России.

До 2008 года порт, так же как и порт Ростов-на-Дону, имел статус речного устьевого порта, а в 2009 году получил статус морского.

Территория порта площадью 134,05 га состоит из 7 обособленных участков.

Акватория порта включает водную акваторию реки Дон от 3151,0 км ниже по течению до устья и Азово-Донской морской канал, расположенный в Азовском море. Общая площадь акватории составляет 11 кв. км.

Порт доступен для захода судов длиной до 150 м, шириной до 18 м, осадкой до 3,7 м. Длина причального фронта - 3909,46 погонного метра.

Порт открыт для навигации круглый год, в зимнее время осуществляется ледокольная проводка судов.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Азов в год составляет 10,1 млн тонн (в том числе: наливные - 0,9 млн тонн, сухие - 8,87 млн тонн, контейнеры - 30,2 тыс. TEU).

В порту осуществляется перевалка металлолома, сельскохозяйственных культур, нефтепродуктов и сжиженного газа. Кроме того, порт обслуживает транзитные суда, следующие из Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в порты Азовского, Чёрного и Средиземного морей.

Грузооборот порта Азов в 2012 году составил 5,07 млн тонн, при этом экспорт - 3,85 млн тонн, импорт - 0,86 млн тонн, каботаж - 0,36 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 2,79 млн тонн, угля, кокса - 0,81 млн тонн, генеральных грузов - 0,76 млн тонн, нефтепродуктов - 0,49 млн тонн.

Объём перевалки грузов в 2012 году вырос на 6,6% по сравнению с 2011 годом, при этом перевалка на экспорт возросла на 10,2%, на импорт - на 6,6%.

Проект инвестирования в строительство морского мультимодального комплекса в г. Азове (Ростовская область) предусматривает строительство терминала с грузооборотом 4,4 млн тонн в год (инициатор проекта - ЗАО «Азовтранзит»). Предполагаемые сроки реализации - 2013-2016 гг.

Проект инвестирования в строительство перегрузочного комплекса для перевалки грузов в контейнерах в морском порту Азов предусматривает строительство терминала с грузооборотом 50 000 контейнеров в год (инициатор проекта - ООО «Уют»). Предполагаемые сроки реализации проекта - 2013-2016 гг.

Морской порт Таганрог

Морской порт Таганрог расположен в северо-восточной части Азовского моря, в Таганрогском заливе, на мысе Таганрог, выступающем в залив в 55 милях восточнее порта Мариуполь.

Порт Таганрог - универсальный порт. Через него проходят экономически эффективные маршруты из Центральной России, Сибири, Урала и Центральной Азии в страны Средиземноморья.

Территория порта площадью 53,99 га состоит из 9 обособленных участков.

Акватория порта состоит из пяти участков и включает Таганрогский морской канал и внутреннюю акваторию порта, акваторию в бухте Андреева и три обособленные якорные стоянки. Общая площадь акватории составляет 9,76 кв. км.

На сегодняшний день в порту 11 причалов (7 причалов у ОАО «Таганрогский морской торговый порт», 1 причал у ЗАО «Приазовье»; Ремонтная набережная, состоящая из трех причалов: 2 - ОАО «Таганрогский судоремонтный завод», 1 - ООО «Курганнефтепродукт»). Порт доступен для захода судов длиной до 143 м, шириной до 20 м, осадкой до 4,7 м. Длина причального фронта - 1765,7 погонного метра. Период навигации круглогодичный, в зимний период обеспечивается ледоколами.

На причалах порта ведется круглогодичная перевалка экспортно-импортных грузов: генеральных, насыпных, навалочных и наливных, а также грузов в 20- и 40-футовых контейнерах.

В порту осуществляется перевалка металлолома, древесины, угля, нефтепродуктов, контейнеров, зерна и генеральных грузов.

По состоянию на сегодняшний день пропускная способность грузовых терминалов порта Таганрог в год составляет 4,4 млн тонн (в том числе: наливные - 1,46 млн тонн, сухие - 2,34 млн тонн, контейнеры - 50 тыс. TEU).

Грузооборот порта в 2012 году составил 3,42 млн тонн, при этом экспорт - 2,63 млн тонн, импорт - 0,30 млн тонн, каботаж - 0,49 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 0,67 млн тонн, угля, кокса - 0,65 млн тонн, генеральных грузов - 0,30 млн тонн, нефтепродуктов - 1,62 млн тонн.

Объём перевалки грузов в 2012 году снизился на 1,4% по сравнению с 2011 годом, при этом перевалка на экспорт снизилась на 11,6%, на импорт выросла на 24,9%.

Морской порт Ейск

Морской порт Ейск расположен на территории Краснодарского края, в юго-восточной части Таганрогского залива Азовского моря, близ устья реки Ея, у основания Ейской косы, разделяющей воды залива и Ейского лимана.

Площадь территории морского порта составляет 68,61 га, площадь акватории морского порта - 0,87 кв. км.

Акватория порта ограничена отделяющими ее от открытого моря Западным молом, Северо-Восточным и Восточным волноломами. В нее ведет подходной канал длиной 3040 м, шириной 80 м и глубиной 4,6 м.

Ейск - морской порт ковшевого типа с вертикальной стенкой.

Причалы построены на берегу искусственной бухты в 1902-1903 гг. и реконструированы в 1959-1961 гг.

На сегодняшний день в порту 15 причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 142 м, шириной до 18 м, осадкой до 4,5 м. Длина причального фронта - 2649 погонных метров. Период навигации круглогодичный.

Сегодня пропускная способность грузовых терминалов порта Ейск в год составляет 5,65 млн тонн (в том числе: наливные - 1,1 млн тонн, сухие - 4,55 млн тонн).

В 2012 году общий грузооборот порта Ейск составил 3,56 млн тонн, в том числе: экспорт - 3,23 млн тонн, импорт - 0,22 млн тонн, транзит - 0,11 млн тонн и каботаж - 2,9 тыс. тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 1,45 млн тонн, угля - 0,73 млн тонн, генеральных грузов - 0,14 млн тонн, нефтепродуктов - 0,21 млн тонн, пищевых наливных грузов - 0,15 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Ейск снизился на 11,6% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов снизился на 12,8%, а импортных грузов - на 12,1%.

Морской порт Темрюк

Морской порт Темрюк расположен на Таманском полуострове в Темрюкском заливе Азовского моря. Площадь территории морского порта составляет 229,2 га, площадь акватории морского порта - 22,68 кв. км.

В настоящее время в порту 10 причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 140 м, шириной до 17,5 м, осадкой до 4,8 м. Длина причального фронта - 1394,75 погонного метра. Период навигации круглогодичный.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Темрюк в год составляет 5,82 млн тонн, в том числе: наливных грузов - 1,8 млн тонн, сухих грузов - 3,9 млн тонн, контейнеров - 10 тыс. TEU.

- ООО «Порт Мечел-Темрюк». Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов;

- ООО «КГС-порт». Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов;

- ООО «Темрюкмортранс» и ОАО «Морской торговый порт Темрюк». Комплексы по перевалке генеральных, навалочных и наливных грузов;

- ООО «Каргохим». Комплекс по перевалке жидких химических грузов;

- ООО «Росхимтрейд». Комплекс по перевалке жидких химических грузов и нефтепродуктов.

- ООО «Мактрен-Нафта». Комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ).

В 2012 году общий грузооборот порта Темрюк составил 2,27 млн тонн, в том числе: экспорт - 2,08 млн тонн, импорт - 0,16 млн тонн, каботаж - 38,1 тыс. тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 264,1 тыс. тонн, нефтепродуктов - 497,3 тыс. тонн, угля - 879,9 тыс. тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Темрюк снизился на 3,5% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов снизился на 0,5%, а импортных грузов вырос на 23,2%.

В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрена реализация мероприятия «Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры морского порта Темрюк».

В результате реализации проекта планируется строительство перегрузочного комплекса сжиженных углеводородных газов с грузооборотом 0,3 млн тонн в год, перевалочного комплекса жидких химических продуктов с грузооборотом 0,5 млн тонн в год, увеличение грузооборота порта на 0,8 млн тонн в год. Начало реализации проекта предполагается с 2015 года.

Кроме того, в морском порту Темрюк планируется реализация проекта ООО «Питер Газ» в составе проекта «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток». Ориентировочные сроки реализации - 2013-2016 годы.

В настоящее время проект находится на стадии разработки проектно-сметной документации.

Морской порт Кавказ

Морской порт Кавказ расположен на косе Чушка в Керченском проливе Азовского моря. Площадь территории морского порта составляет 46,5 га, площадь акватории морского порта - 23,24 кв. км.

В настоящее время в порту 9 причалов. Порт доступен для захода судов:

- на внутренней акватории порта длиной до 150 м, шириной до 21 м, осадкой до 5 м;

- на акватории рейдового перегрузочного района длиной до 260 м, шириной до 46 м, осадкой до 16 м.

Длина причального фронта - 988 погонных метров. Период навигации круглогодичный.

В настоящее время пропускная способность грузовых терминалов порта Кавказ в год составляет 8,42 млн тонн, в том числе: наливных грузов - 3,96 млн тонн, сухих грузов - 4,46 млн тонн год. Пропускная способность пассажирского терминала - 400 000 пассажиров в год.

В 2012 году общий грузооборот порта Кавказ составил 9,38 млн тонн, в том числе: экспорт - 8,95 млн тонн, импорт - 0,24 млн тонн, каботаж - 184,6 тыс. тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 1,09 млн тонн, нефтепродуктов - 3,84 млн тонн, навалочных грузов - 2,52 млн тонн (включая минеральные удобрения - 517,5 тыс. тонн).

В 2012 году объём перевалки в порту Кавказ вырос на 13,4% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов вырос на 12,1%, а импортных грузов - на 14,4%.

С 2003 года в порту осуществляется рейдовая перевалка грузов в южной части Керченского пролива (РПР «Таманский» и РПР № 451). В 2012 году на рейде порта перевалено 7,262 млн тонн грузов, из них: нефтепродуктов - 2,948 млн тонн, навалочных грузов (сера, минеральные удобрения) - 2,920 млн тонн, зерна - 1,394 млн тонн.

Погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют:

1. ЗАО «Анроскрым». Является оператором автопассажирского и железнодорожного паромных комплексов.

2. ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» (Rо-Rо, навалочные).

3. ЗАО «Евро-Транс» (нефтепродукты).

4. ООО «Инфотек-Ново» (нефтепродукты).

5. ООО «ЕвроТЭК-Универсал» (сера).

6. ООО «Югнефтехимтранзит» (нефтепродукты, жидкие химические грузы).

7. ООО «Универсальная стивидорная компания» (минеральные удобрения).

8. ООО «БФИ» (оператор ж/д паромной линии Кавказ - Поти - Кавказ и Кавказ - Самсун - Кавказ).

В порту функционируют пять международных паромных линий между морским портом Кавказ и морскими портами Крым (Украина), Поти (Грузия), Варна (Болгария), Самсун и Зонгулдак (Турция).

Действует автопассажирская паромная переправа порт Кавказ (Российская Федерация) - порт Крым (Украина). В 2012 году было перевезено 739 тыс. пассажиров. В 2013 году планируется строительство дополнительной линии пограничного и таможенного контроля автобусов, что позволит увеличить пропускную способность автопассажирского терминала до 750-850 тыс. пассажиров в год.

Система управления движением судов получила статус региональной СУДС высшей категории. Завершены работы по интеграции СУДС морских портов Темрюк, Кавказ и Тамань в единую систему.

В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» осуществляется реализация инвестиционного проекта «Развитие инфраструктуры морского порта Кавказ», которым предусмотрено строительство Северо-Восточного грузового района порта Кавказ (Rо-Rо-терминала), с проведением реконструкции судоходных путей в Керченском проливе.

Инициатор проекта - ООО «Таманский паромный терминал».

Проектом предусматривается создание перегрузочного комплекса с грузооборотом 50 тыс. единиц накатной техники в год.

Проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Кроме того, на рассмотрении в Федеральном агентстве морского и речного транспорта находится ходатайство (декларация) о намерениях инвестирования в строительство универсального перегрузочного и таможенного терминалов в Южном районе морского порта Кавказ.

Инициатором проекта выступает ООО «Бизнес Капитал».

Проектом предусматривается строительство терминала с грузооборотом на первом этапе развития 0,5 млн тонн в год и на полное развитие - 2,0 млн тонн в год. Сроки реализации проекта - 2013-2015 годы.

Морской порт Тамань

Морской порт расположен в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова, в Темрюкском районе Краснодарского края, на побережье Черного моря.

Площадь территории морского порта составляет 36,49 га, площадь акватории морского порта - 89,51 кв. км.

На сегодняшний день в порту восемь действующих причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 252 м, шириной до 44,0 м, осадкой до 14,0 м. Длина причального фронта - 2016,0 погонного метра.

Развитие морского порта Тамань началось с открытия терминала по перегрузке масложирового сырья (ООО «Пищевые ингредиенты»). В 2011 году был введен в эксплуатацию зерновой терминал (ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань»).

В июле 2012 года начата перевалка нефтепродуктов и в сентябре того же года сжиженного углеводородного газа (СУГ) через перегрузочный терминал ЗАО «Таманьнефтегаз». Закончены работы по углублению подходного канала к Таманскому перегрузочному комплексу (ТПК) и операционных акваторий причалов ЗАО «Таманьнефтегаз».

В настоящее время пропускная способность перевалки грузовых терминалов морского порта Тамань в год составляет 15,1 млн тонн, в том числе: наливных пищевых грузов - 0,5 млн тонн, навалочных зерновых грузов - 5,6 млн тонн, углеводородного сырья - 9 млн тонн.

В 2012 году общий грузооборот порта составил 3,52 млн. тонн, в том числе: экспорт - 3,18 млн тонн, импорт - 0,34 млн тонн.

Объём перевалки в морском порту Тамань составили следующие грузы: зерновые - 1,57 млн тонн, наливные пищевые - 0,52 млн тонн, нефтепродукты (сырая нефть) - 1,42 млн тонн, сжиженный углеводородный газ (СУГ) - 26 тыс. тонн.

В 2012 году объём перевалки в морском порту Тамань увеличился в 2,78 раза по сравнению с грузооборотом в 2011 году, в том числе: зерновых грузов - в 1,85 раза, наливных пищевых грузов - в 1,23 раза.

Экспорт увеличен в 3,61 раза. На прежнем уровне остался объём перевалки импортных грузов.

В связи с необходимостью ликвидации дефицита портовых мощностей по перевалке навалочных, накатных и контейнерных грузов в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» будет реализован проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».

Цель проекта - создание транспортной и инженерной инфраструктуры на Таманском полуострове для обеспечения функционирования морских терминалов нового сухогрузного района.

Согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» общий объем финансирования проекта составляет 90 169,4 млн рублей, в том числе за счет средств:

- федерального бюджета - 56 325,8 млн рублей;

- внебюджетных источников - 33 843,6 млн рублей.

В настоящее время разрабатывается проектная документация с грузооборотом к 2020 году до 93,8 млн тонн, что потребует выделения из федерального бюджета 76 млрд рублей.

Заказчиком-застройщиком является ФГУ «Ространсмодернизация».

Это первый в России портовый объект, который реализуется комплексно и изначально по единому проекту. Порт будет интегрирован в систему международного транспортного коридора «Север - Юг».

Планируемый грузооборот порта - 93,8 млн тонн в год.

В рамках проекта за счет средств частных инвесторов будут созданы:

- 2 контейнерных перегрузочных комплекса общей мощностью 2 млн TEU в год с причалами длиной 1519 м.

- 2 комплекса по перегрузке угля общей мощностью 28 млн тонн угля в год, площадью 93,7 га, с причалами длиной 1766 м.

- Терминалы по перегрузке минеральных удобрений, рассчитанные на объем перевалки в 18 млн тонн грузов в год. Общая площадь двух терминалов составит 81,7 га, с причалами длиной 1248 м;

- Терминал по перегрузке железорудного концентрата мощностью 15 млн тонн руды в год, площадью 7,8 га, с причалами длиной 912,4 м.

- Терминалы по перегрузке зерна перевалочной мощностью 13,4 млн тонн грузов в год, площадью 21,4 га, с причалами длиной 1246 м.

- Терминал по перегрузке стали, мощность которого составит 4,4 млн тонн в год. Площадь - 12,9 га с причалами длиной - 1066 м;

- Терминал по перегрузке серы перевалочной мощностью 5 млн тонн грузов в год, площадью 33,6 га, с причалами длиной 842 метра.

- Объекты внутренней инженерной инфраструктуры порта.

- Внутренняя железнодорожная сеть и подъездные железнодорожные пути.

- Внутренние и подъездные автодороги.

Активное строительство сухогрузного района порта предполагается начать в 2014 году по завершении всех проектных работ. Объекты федеральной собственности планируется построить к 2016 году. Параллельно со строительством самого порта ведутся работы по развитию железнодорожных, автомобильных подходов, припортовой инфраструктуры и транспортно-логистических центров. На железнодорожном перегоне Варениковская - Юровский запланировано строительство второго пути. Также предполагается строительство автомобильной дороги протяженностью 35 км.

Кроме того, в порту Тамань планируется реализовать проект «Строительство терминала навалочных грузов в морском порту Тамань».

Общий объем финансирования проекта составляет 25 млрд рублей, проект реализуется за счет средств из внебюджетных источников.

Проектная документация предусматривает грузооборот порта к 2017 году 30 млн тонн.

Инвестором проекта выступает ООО «ОТЭКО-Портсервис». В настоящее время ведется подготовка к разработке проектной документации.

На юге России отсутствуют крупные терминалы по перевалке угля, серы и железной руды, обладающие большими складскими мощностями и способные загружать большие суда для доступа на перспективные растущие рынки, в частности Китая.

Таманский терминал навалочных грузов в силу своего географического положения и технической оснащенности способен переключить на себя значительные существующие потоки грузов из украинских портов и портов стран Балтии.

Кроме российских грузов терминал может привлечь казахстанские грузы, тем самым создать дополнительный транзитный поток через территорию и порты России и придать России статус транзитера не только по нефти, но и по другим грузам, что в условиях единого таможенного пространства принесет дополнительные выгоды производителям.

Морской порт Новороссийск

Морской порт Новороссийск расположен в Новороссийской (Цемесской) бухте на побережье Черного моря. Площадь территории морского порта составляет 238 га, площадь акватории морского порта - 344 кв. км.

На сегодняшний день в порту 88 причалов. Порт доступен для захода судов:

- на внутренней акватории порта: длиной до 295,2 м, шириной до 45,04 м, осадкой до 13,1 м;

- на внешнем рейде с осадкой до 19 м.

- на выносных причальных устройствах КТК-1 и КТК-2: длиной до 324 м, шириной до 58 м, осадка не ограниченна.

Длина причального фронта - 15 287,72 погонного метра. Период навигации - круглогодичный.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Новороссийск составляет 152,11 млн тонн в год, в том числе: наливные - 112,75 млн тонн, сухие - 31,54 млн тонн, контейнеры - 652 тыс. TEU.

Морской порт оказывает услуги по перевалке генеральных, навалочных, контейнерных, продовольственных грузов, лесоматериалов, сырой нефти и нефтепродуктов.

В 2012 году общий грузооборот порта Новороссийск составил 117,35 млн тонн, в том числе экспорт - 74,21 млн тонн, импорт - 7,68 млн тонн, транзит - 34,19 млн тонн, каботаж - 1,27 млн тонн.

В перевалке грузов в 2012 году грузооборот зерна составил 8,94 млн тонн, руды - 1,62 млн тонн, генеральных грузов - 11,08 млн тонн, нефти - 73,18 млн тонн, нефтепродуктов - 11,2 млн тонн, минеральных удобрений - 0,83 млн тонн, сахара - 0,64 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Новороссийск увеличился на 1,0% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов увеличился на 12,2%, импортных грузов вырос на 25,5%, транзитных грузовснизился на 20,6%.

В границах морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельность более 80 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании и пр.).

Основными предприятиями, эксплуатирующими причальный фронт различного назначения, являются:

1. Группа НМТП:

- ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (включая нефтегавань Шесхарис);

- ОАО «Новорослесэкспорт»;

- ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (НСРЗ);

- ОАО «ИПП»;

- ОАО «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ);

- ОАО «Флот НМТП».

2. ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум - Р» (КТК-Р).

3. ОАО «Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие» (НУТЭП).

4. ОАО «Комбинат «Стройкомплект» (КСК).

5. База технического обслуживания флота (БТОФ).

6. ФГУП «Новороссийское управление АСПТР» Госморспасслужбы России.

Проекты развития порта

1. Узким местом в работе порта Новороссийск являются автомобильные и железнодорожные подходы к морскому порту.

Для решения данной проблемы в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» ФКУ «Ространсмодернизация», подведомственное Минтрансу России, реализует проект «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)», в состав которого входят три автодорожных и два железнодорожных объекта:

- «Строительство путепровода по ул. Магистральная г. Новороссийска»;

- «Строительство авторазвязки на участке Сухумийского шоссе в районе ОАО «Новороссийский СРЗ»;

- «Строительство автодороги Цемдолина - ул. Портовая г. Новороссийска»;

- «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги»;

- «Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги».

При реализации трёх автодорожных объектов будет обеспечено:

- беспрепятственное движение автотранспортных средств, преимущественно грузовых, до территории морского порта с выходом на ул. Портовая и ул. Магистральная в обход существующей улично-дорожной сети поселка Цемдолина и города Новороссийска;

- увеличение интенсивности движения с 18 000 автомобилей в сутки до 57 000 автомобилей в сутки и пропускной способности улично-дорожной сети города Новороссийска на подходах к Новороссийскому морскому торговому порту;

- обеспечение беспрепятственного прохождения транзитного автопотока Краснодар - Геленджик.

При реализации двух железнодорожных объектов «Строительство станции в районе разъезда 9 км Северо-Кавказской железной дороги» и «Строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги» будет обеспечено:

- увеличение суммарного грузооборота и поездопотока в направлении Таманского полуострова и на подходах к Новороссийскому транспортному узлу с 30,1 млн тонн в 2010 году до 121,7 млн тонн в 2020 году;

- увеличение пропускной способности транзитных грузов;

- пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на подходах к Новороссийскому порту, по прогнозным оценкам ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ранее - ГипротрансТЭИ ОАО «РЖД»), составит на расчётные 2015, 2020 и 2025 годы соответственно 39,7, 42,6 и 47,4 млн тонн в год (в 2005 году пропускная способность составила 28,5 млн тонн).

2. Весной 2012 года в Министерство транспорта Российской Федерации представлена презентация мастер-плана «Стратегия развития группы НМТП до 2020 года».

В рамках принятой стратегии предлагается новая концепция развития НМТП. Согласно новой концепции предполагается переход от специализации по стивидорным компаниям к специализации по производственным площадям.

Специализация НЛЭ на перевалке контейнеров. Строительство специализированного контейнерного терминала мощностью 500 тыс. TEU. Когда новые мощности НЛЭ будут задействованы как минимум на 75%, начнется реализация проекта по строительству контейнерного терминала на базе Западного района НМТП, что увеличит мощность перевалки контейнеров НМТП с 170 до 700 тыс. TEU, что в сумме с НЛЭ даст 1,2 млн TEU;

- увеличение мощности порта в Новороссийске по перевалке зерна на 2 млн тонн;

- строительство терминала по перевалке ЖРС мощностью до 12 млн тонн с возможностью использования технологии для перевалки других видов насыпных грузов (минеральные удобрения, уголь) и реверсивного цикла;

- переориентация труб, черных и цветных металлов, лесных (возможно), скоропортящихся, негабаритных и других видов грузов на Восточный район НМТП и НСРЗ;

- техническое перевооружение перевалочного оборудования Восточного района НМТП и НСРЗ.

С учетом реализации инвестиционных проектов объем перевалки грузов через данный порт может составить:

- к 2015 г. - 141,9 млн тонн в год;

- к 2030 г. - 161,4 млн тонн в год.

3. Развитие Юго-Восточного грузового района порта Новороссийск. Проектной документацией по объекту «Порт Новороссийск. Юго-Восточный грузовой район. Корректировка генерального плана развития» предполагается увеличение грузооборота контейнерного терминала тремя очередями строительства. Инициатор проекта - ОАО «НУТЭП».

Завершение 3-й очереди строительства предполагает увеличение пропускной способности контейнерного терминала до 427 тыс. TEU в год.

Проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» и утвержден Росморречфлотом.

По плану инвестора общий объем инвестирования составит 4 289 411 тыс. рублей (в ценах 2012 года). В настоящее время прорабатывается вопрос реализации всего проекта без привлечения средств из федерального бюджета.

4. Строительство терминала по перевалке нефтепродуктов.

Целью проекта является прирост портовых мощностей на 10,5 млн тонн в год, в том числе:

- дизельное топливо - 7 млн тонн в год;

- бензин - 3,5 млн тонн в год.

Терминал предназначен для экспорта морским транспортом нефтепродуктов, вырабатываемых на Афипском НПЗ.

Инициатором проекта выступает ООО «Черноморский перевалочный комплекс». Стоимость реализации проекта составляет 2,2 млрд рублей за счет средств из внебюджетных источников.

Морской порт Геленджик

Морской порт Геленджик расположен в северо-восточной части Черноморского побережья Краснодарского края, в Геленджикской бухте. Площадь территории морского порта составляет 6,73 га, площадь акватории морского порта - 10,7 кв. км.

На сегодняшний день в порту 9 причалов. Порт доступен для захода судов водоизмещением до 4000 т, длиной до 114 м, шириной до 14 м, с осадкой до 3,8 м. Длина причального фронта - 795,75 погонного метра. Период навигации - круглогодичный.

Согласно Реестру морских портов пропускная способность грузовых терминалов порта Геленджик составляет 250 тыс. тонн сухогрузов в год.

В порту осуществляется оказание услуг по организации местных и экскурсионных перевозок, переваливаются генеральные грузы. Ввиду удаленности от железных дорог порт ориентирован на автотранспорт.

В 2012 году общий грузооборот порта Геленджик составил 320,4 тыс. тонн, в том числе импорт - 320,4 тыс. тонн (генеральные грузы).

В 2012 году объём перевалки в порту Геленджик снизился на 16,3% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки импортных грузов вырос на 16,3%.

На текущую дату в морском порту Геленджик отсутствует возможность принятия иностранных морских круизных пассажирских судов, отсутствует современная инфраструктура по организации яхтенного туризма, что с учетом утвержденных стратегических решений обуславливает целесообразность реализации проекта ЗАО «Геленджикский морской торговый порт» по созданию «Комплекса береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик».

Проект предусматривает реконструкцию порта в целях увеличения грузооборота (импорт - 800 тыс. тонн в год) и приема пассажирских судов (19 600 чел. в год), устройство стоянки яхт (марина на 200 единиц морских яхт длиной от 12 до 60 м), создание береговой инфраструктуры (строительство отеля, торгово-развлекательного комплекса с концертным залом и сектора индивидуальной малоэтажной застройки).

В составе проекта предусматриваются реконструкция и строительство оградительных молов, причалов, создание акваторий грузового порта и марины, технологических и инженерных сооружений, зданий, очистных сооружений.

Частным инвестором проекта выступает ЗАО «Геленджикский морской торговый порт». Стоимость реализации проекта составляет 9,3 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета запланировано 5,0 млрд рублей. Сроки реализации: 2013-2017 годы.

В настоящее время прорабатывается вопрос включения данного проекта в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010-2015 гг.».

Морской порт Туапсе

Морской порт Туапсе расположен в бухте Туапсе, к юго-востоку от мыса Кадош на побережье Черного моря. Площадь территории морского порта составляет 37,75 га, площадь акватории морского порта - 25,18 кв. км.

Порт является глубоководным с круглогодичной навигацией.

К нему выходят грузопотоки центральных и южных регионов европейской части России, Урала и южной части Западной Сибири. Основными экспортерами и импортерами грузов являются страны Средиземноморского бассейна, Западной и Северной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индия, страны Южной Америки и Скандинавии, Юго-Восточной Азии и США.

На сегодняшний день в порту 31 причал. Порт доступен для захода судов длиной до 250 м, шириной до 44 м, осадкой до 12 м. Длина причального фронта - 5025,4 погонного метра.

Пропускная способность грузовых терминалов порта Туапсе составляет 43,78 млн тонн в год (в том числе: наливные - 31,00 млн тонн, сухие - 12,78 млн тонн). Пропускная способность пассажирских терминалов - 17 000 пассажиров в год.

В 2012 году общий грузооборот порта Туапсе составил 17,81 млн тонн, в т.ч. экспорт - 17,64 млн тонн, импорт - 0,17 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот зерна составил 1,85 млн тонн, угля - 2,76 млн тонн, минеральных удобрений - 1,39 млн тонн, генеральных грузов - 1,61 млн тонн, нефтепродуктов - 9,43 млн тонн, нефти - 0,07 млн тонн.

Объём перевалки в 2012 году снизился на 8,2% по сравнению с 2011 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов снизился на 5,6%, а импортных грузов - на 75,3%.

Среди основных операторов морских терминалов важную роль играет ОАО «Туапсинский морской торговый порт», специализирующийся на перевалке навалочных грузов (каменный уголь, руда, зерновые культуры, сахар-сырец), генеральных грузов (черные металлы), нефтеналивных грузов (сырая нефть и нефтепродукты наливом) и других экспортно-импортных грузов.

Развитие порта осуществляется в рамках реализации проекта «Строительство глубоководного причала 1А в порту Туапсе». Терминал введен в эксплуатацию в июне 2012 года. Инициатор проекта - ООО «РН-Туапсенефтепродукт» (дочерняя компания - ОАО «НК «Роснефть»).

Глубоководный причал предназначен для перегрузки темных и светлых нефтепродуктов в порту Туапсе, мощность - до 7 млн тонн в год.

Морской порт Сочи

Морской порт Сочи расположен в Сочинском районе на побережье Черного моря. Площадь территории морского порта составляет 38,33 га, площадь акватории морского порта - 17,72 кв. км. В границы порта входят отдельно расположенные морские терминалы.

На сегодняшний день в порту 20 причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 190 м, шириной до 27 м, осадкой до 8 м. Длина причального фронта 2389,96 погонного метра. Период навигации - круглогодичный.

Морской порт Сочи с входящими в него портопунктами специализируется на перевозках пассажиров и грузов.

В 2012 году общий грузооборот порта Сочи составил 2,8 млн тонн, в том числе экспорт - 0,51 млн тонн, импорт - 2,29 млн тонн.

В перевалке грузов грузооборот генеральных грузов составил 2,80 млн тонн.

В 2012 году объём перевалки в порту Сочи вырос на 14,5% по сравнению с 2011 годом.

Развитие морского порта Сочи в рамках «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» позволит к 2014 году создать на Черноморском побережье юга России международный центр морских пассажирских и круизных перевозок, обслуживающий современные круизные и паромные суда.

В соответствии с программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, осуществляется строительство следующих объектов:

1. По пункту 55 программы: «Морской порт Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство (создание) искусственного земельного участка (участков), гидротехнических сооружений (включая гидротехнические сооружения пунктов базирования ФСБ России и ФСО России), здания морского вокзала с пунктом пропуска и иных зданий и сооружений, в том числе частично за счет средств открытого акционерного общества «Сочинский морской торговый порт» и федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт»)». Основной целью строительства международного центра пассажирских и круизных перевозок является создание условий для развития морского туризма на Черноморском побережье РФ.

Генеральный подрядчик: ООО «Корпорация «Инжтрансстрой», ООО «СпецГазСтрой».

Сроки строительства: 2010-2013 гг.

Разрешение на строительство выдано Росморречфлотом от 23.06.2010 № АД-45/17.

В соответствии с проектом планируемый пассажирооборот до 235 тыс. человек в год на местных линиях и пассажирооборот для круизной гавани - 215 тыс. человек в год (до корректировки проектной документации).

2. По пункту 55.1 программы: «Береговые объекты пункта базирования пограничных кораблей в морском порту Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство зданий и сооружений, за исключением специального оборудования и специальной связи)».

Проектом предполагается создание пункта базирования пограничных кораблей ПС ФСБ России в морском порту Сочи.

Планируемая площадь застройки - 3126 кв. м.

Срок реализации инвестиционного проекта: 2012-2013 годы.

3. По пункту 57 программы: «7 морских терминалов морского порта Сочи (Мацеста, Дагомыс, Адлер, Кургородок, Хоста, Лоо, Лазаревское) (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство гидротехнических сооружений)».

В рамках настоящего проекта предусмотрены работы по строительству и реконструкции морских терминалов Мацеста, Дагомыс, Адлер, Кургородок, Хоста, Лоо, Лазаревское.

Целью проекта является восстановление морских пассажирских линий в границах Большого Сочи.

Сроки реализации: 2010-2013 гг.

Планируемый пассажирооборот - до 235 тыс. человек в год.

4. По пункту 59 программы: «Грузовой район морского порта Сочи в устье р. Мзымта (проектные и изыскательские работы, строительство гидротехнических сооружений)».

Грузовой район морского порта Сочи предназначен для приема навалочных и генеральных грузов до 5 млн тонн в год в период строительства объектов олимпийской инфраструктуры с последующим переоборудованием в яхтенную марину для приема яхт и маломерных спортивных судов длиной от 25 до 150 футов.

Сроки реализации: 2008-2013 гг.

В настоящее время основные строительно-монтажные работы завершены за исключением дноуглубительных работ, которые возможно завершить только после ввода в эксплуатацию нового водовыпуска (п. 77 программы, ответственный исполнитель ГК «Олимпстрой»).

Строительство причалов под навалочные и генеральные грузы и дальнейшее перепрофилирование в инфраструктуру яхтинга является ответственностью инвестора - ООО «Порт Сочи Имеретинский» (п. 60 программы).

5. По пункту 59.1 программы: «Волнозащитное сооружение в акватории грузового района морского порта Сочи в устье р. Мзымта с целью обеспечения безопасной стоянки круизных судов (проектные и изыскательские работы, строительство)».

С целью компенсации дефицита гостиничного (номерного фонда) решено на период проведения Олимпиады использовать в качестве гостиниц круизные суда, часть которых планируется разместить в грузовом районе морского порта Сочи в устье реки Мзымта.

Создание волнозащитного сооружения необходимо для обеспечения безопасной стоянки круизных судов.

Срок реализации инвестиционного проекта: 2012-2013 гг.

Системы обеспечения безопасности мореплавания

Необходимый уровень безопасности мореплавания на подходах и акваториях морских портов обеспечивается Азово-Черноморским бассейновым, Азовским бассейновым и Сочинским филиалами ФГУП «Росморпорт» с использованием:

1. Системы навигационного оборудования морских портов Новороссийск, Геленджик, Анапа, Ейск, Кавказ, Тамань, Темрюк, Туапсе, Ростов-на-Дону, Таганрог, Сочи, состоящей из 598 единиц зрительных средств навигационного оборудования (100 береговых навигационных знаков и 498 плавучих предостерегательных знаков), из которых 387 единиц (77,7%) находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт», 72 единицы (14,5%) в оперативном управлении Гидрографической службы (ГС) ВМФ и 39 (7,8%) на балансе других организаций.

Техническое обслуживание 370 единиц из состава средств навигационного оборудования (СНО) осуществляют соответствующие подразделения филиалов ФГУП «Росморпорт», 72 единицы СНО подразделения ГС ВМФ, остальные СНО обслуживаются другими организациями, в том числе на договорной основе с ФГУП «Росморпорт» (Сочинский филиал).

В рамках реализации Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ ФГУП «Росморпорт» с 2011 года организована работа по передаче СНО акваторий морских портов и подходов к ним в Азово-Черноморском бассейне от войсковых частей Минобороны России в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт».

В 2013 году планируется завершить передачу 4 плавучих предостерегательных знаков, а до 2015 года должно быть передано в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» 6 единиц береговых зрительных СНО ГС ВМФ в границах акваторий, территорий морских портов и на подходах к ним. Из них: маяки обслуживаемые - 1, светящие навигационные знаки - 5.

При этом СНО морского порта Новороссийск (12 единиц), в котором находится военно-морская база Черноморского флота, в приказ министра обороны Российской Федерации о высвобождении движимого имущества не включались и передаче в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», по мнению военного ведомства, не подлежат.

Контроль габаритов морских каналов, фарватеров и акваторий портов осуществляется путем проведения промерных работ в соответствии с требованиями «Технологии промерных работ при производстве дноуглубительных работ и при контроле глубин для безопасности плавания судов в морских портах и на подходах к ним. РД 31.74.04-2002». Гидрографические работы в полном объеме выполняются подразделениями филиалов в морских портах Ейск, Тамань, Темрюк, Туапсе, Азов, Ростов-на-Дону, Таганрог. В морских портах Анапа, Геленджик, Новороссийск, Кавказ и Сочи для выполнения промерных работ в филиалах на договорных условиях привлекаются подрядные организации, имеющие соответствующие лицензии.

В целях использования материалов, полученных при выполнении гидрографических работ в акваториях морских портов и на подходах к ним для составления и корректуры морских навигационных карт, а также оказания услуг сторонним организациям ФГУП «Росморпорт» получена лицензия от 30.01.2012 № 77-00264Ф на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения.

2. Систем управления движением судов (СУДС) портов Новороссийск, Туапсе, Сочи и региональной СУДС Керченского пролива.

СУДС предназначены для:

- передачи судам навигационной, оперативной и иной информации;

- организации движения судов;

- оказания помощи в судовождении.

3. Береговых станций (БС) морских районов (MP) Al, А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) в портах Сочи, Туапсе, Новороссийск, Темрюк, Таганрог и Азов.

БС ГМССБ предназначены для:

- организации связи при бедствии, в т.ч. обеспечения надежной связи между судами и береговыми службами;

- организации поисково-спасательных операций и работ по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов;

- обеспечения судов информацией по безопасности мореплавания.

В 2012 году завершены работы по реконструкции систем обеспечения безопасности мореплавания (СУДС и ГМССБ) восточной части Таганрогского залива.

В текущем году выполняется проектирование строительства СУДС порта Ейск, готовятся мероприятия по проектированию реконструкции СУДС портов Туапсе и Новороссийск, выполняются предпроектные проработки по созданию СУДС порта Ростов-на-Дону.

Региональная информационная система наблюдения за судоходством в Азово-Черноморском и Каспийском регионах (РИСС-ЮГ) создана на базе Туапсинского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Система введена в опытную эксплуатацию 8 июля 2008 г. и обеспечивает интеграцию информации от автоматических идентификационных систем (АИС), находящихся в составе систем управления движением судов портов Астрахань, Новороссийск, Сочи, Таганрог, Туапсе и региональной СУДС Керченского пролива. РИСС-ЮГ позволяет наблюдать за судоходной обстановкой в регионе, помогает при осуществлении проверок судов портовыми властями и обеспечении безопасности, снижает риск аварий.

В целях реализации поручения Минтранса России от 17.12.2012 № ОВ-44-Пр по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Азовского моря, в морских портах Азовского моря и на подходах к ним в план НИОКР ФГУП «Росморпорт» на 2013-2014 гг. включена научно-исследовательская работа на тему «Разработка комплексной программы обеспечения безопасности мореплавания в Азовском море». Срок выполнения НИР - 15.01.2014. В настоящее время на разработку комплексной программы подготовлено техническое задание и организована подготовка документации для проведения конкурсных процедур.

Морские вести России №12,13,14 (2013)


Как известно из палеогеографии, современные акватории Каспийского, Черного, Азовского и Аральского морей ранее составляли единый водный бассейн, который в разные исторические отрезки времени называли Хвалынским, Сарматским и Понтическим морями. В известном нам виде упомянутые водоемы сформировались относительно (по геологическим меркам) недавно - около 100 тыс. лет назад, т.е. уже в четвертичный период, когда на Земле существовал человек. До сих пор, говоря о Каспийском и Черном морях, употребляют выражение Понто-Каспийский бассейн.

Рис. 3.28. Соотношение рыбопромысловой активности причерноморских стран.

Азовское море отличается малыми размерами (39 тыс. кв. км), небольшими глубинами (в среднем 7,2 м) и объемом (около 0,3 тыс. куб. км), слабым водообменом с другими морями, значительным влиянием речного стока на формирование океанографического (соленость, газовый, биогенный и гидрохимический режимы) и биологического (состав населения, продуктивность, экологические отношения) обликов экосистемы (Мировой океан..., 2001).

Максимальный официально зафиксированный в Азовском море вылов составил 301 тыс. тонн или в среднем около 85 кг с каждого гектара водной поверхности. На основании этого, данный водоем считают наиболее продуктивным не только среди всех морей бывшего Советского Союза, но и во всем Мировом океане (Зенкевич, 1963; Моисеев, 1989). Согласно расчетам, ежегодный вылов рыбы составлял 8,2 г/кв. м. Ежегодная продукция фитопланктона - 22500 г/кв. м, зоопланктона - 160 г/кв. м, зообентоса -950 г/кв. м, рыбы - 21,3 г/кв. м. Соотношение вылова планктонофагов, бентофагов и хищников выглядело как 76:21:3. Естественно, приведенные выше параметры характеризуют тот период, когда экологическая ситуация в Азовском море была совершенно иной, чем теперь. Здесь обитает около 80-ти видов рыб.

Как и в ситуации с Каспием, огромное воздействие на экосистему Азовского моря оказало гидростроительство, достигшее особого размаха с начала 50-х годов прошлого столетия. В результате был перекрыт доступ производителей анадромных рыб (осетровые, сельди, судак, некоторые карповые и др.) к нерестилищам, расположенным выше плотин. Изменилась динамика поверхностного стока, причем полностью прекратились весенние разливы рек. Произошло нарушение естественных условий воспроизводства массовых анадромных видов рыб на участках, заливаемых в период половодья (осетровые, сельди, судак, лещ, сазан и др.), и в лиманах (судак, тарань и др. карповые). Работа многочисленных водозаборных сооружений сопровождалась массовой гибелью молоди ценных промысловых рыб. Объемы потерь оказались сопоставимы с количеством мальков, искусственно выращиваемых в регионе для поддержания запасов осетровых, судака, леща, тарани, рыбца. Промышленное производство и сельское хозяйство в результате своей деятельности обеспечили сильнейшее загрязнение морских вод, а также безвозвратное изъятие части речного стока. Нередкими стали случаи массовой гибели гидробионтов.

Рис. 3.29. Отечественный вылов в Черном море.

В результате негативных изменений, произошедших в экосистеме Азовского моря, резко снизилась продуктивность водоема. Сократились уловы рыб (Рис. 3.26). Если в 30-60-е гг. среднегодовой вылов находился на уровне 175-200 тыс. тонн, то в последнее десятилетие прошлого века он не превышал 30 тыс. тонн при рекомендованном ОДУ около 50 тыс. тонн. Столь резкое снижение уловов связано еще с одним фактором, отрицательно сказавшемся на рыболовстве в бассейне, - случайным вселением гребневика мнемиопсиса. Уже в первый же год появления этого вида в море перестали ловить хамсу, обеспечивавшую порой уловы в 100-120 тыс. тонн (Рис. 3.27).

В настоящее время отечественное рыболовство в Азовском море переживает острый кризис. Это обусловлено, прежде всего, разгулом браконьерства. Под его воздействием, по-видимому, полностью истреблены природные популяции осетровых рыб. Во всяком случае, уже нет возможности отловить в достаточном количестве производителей даже для целей искусственного воспроизводства. Существуют неурегулированные проблемы в области рыболовства на море между Россией и Украиной. Возможные объемы промышленного изъятия отечественные рыбаки осваивают не полностью. Прежде всего, это касается тюльки и макрофитов, ОДУ которых рекомендован для 2007 г. на уровне 40 и 160 тыс. тонн, соответственно (Основные результаты научно-исследовательской деятельности ФГУП "АзНИРХ" за 2005 г.)

Рис. 3.30. Отечественный вылов основных промысловых видов рыб в Черном море.

Черное море самое большое и глубокое в Понто-Каспийском бассейне. Общая площадь водной поверхности равна 432 тыс. кв. км. Средняя глубина составляет 1315 м. Соленость - 17,5%%.

Здесь учтено 184 вида и подвида рыб (Берг, 1949; Световидов, 1964). В связи с наличием в море сероводородной зоны, донные организмы обитают лишь на 20% его площади. В большинстве районов нижняя граница жизни проходит на глубинах 120-135 м. Указанный фактор оказывает существенное воздействие на запасы прибрежно-донных рыб (камбала-калкан, барабуля, мерланг, кефали и др.) (Луц и др., 2005). Более многочисленны пелагические виды, обитающие в поверхностных слоях моря (шпрот, хамса, скумбрия, пеламида, ставрида, луфарь). До середины 60-х годов XX века в этом водоеме существовало большое количество доминантных видов рыб с относительно низкой биомассой. В конце указанного десятилетия устойчивость ихтиоцена была нарушена. Произошел рост ихтиомассы с одновременным уменьшением видов, ее обеспечивающих (1.с).

Черное море отличается наиболее низкой рыбопродуктивностью среди всех промысловых морей России. Упомянутый показатель составляет 3 г/кв. м в год. Ежегодная продукция фитопланктона, зоопланктона и зообентоса равна, соответственно, 7620, 711, 660 г/кв. м. Соотношение в вылове планктонофагов, бентофагов и хищников - 82:7:11.

Рис. 3.31. Состав российских уловов рыб в Баренц-регионе при относительно высокой численности мойвы (2002 год).

В 50-е и до конца 60-х гг. более половины добытой рыбы была представлена значительно более ценными видами: пеламидой, скумбрией, луфа-рем, крупной ставридой, камбалой-калканом, кефалью, барабулей. Затем, в связи с произошедшими изменениями в составе рыбного сообщества Черного моря, в уловах возросла доля мелких пелагических рыб.

Наиболее активный промысел в обсуждаемом бассейне в настоящее время ведет Турция (Рис. 3.28). Украина, занимающая второе место по объемам вылова, добывает почти в 10 раз меньше рыбы. Отечественный вылов во времена СССР достигал 150-190 тыс. тонн, а суммарный всеми странами - 740-900 тыс. тонн (Мировой океан..., 2001; Моисеев, 1989). При этом собственно российские уловы были максимальными в 70-80-е гг., составляя в среднем 57 тыс. тонн (Рис. 3.29). Основными объектами промысла были хамса и шпрот, дававшие, соответственно, 81 и 12% вылова. С конца 80-х и в 90-е гг. происходило катастрофическое снижение запасов массовых видов рыб (и соответственно отечественной добычи - до 700-1700 тонн в год) в связи с интенсивным развитием в Черном море гребневика мнемиопсиса. В последнее время российские уловы несколько выросли и составляют немногим более 20 тыс. тонн. Основными объектами промысла по-прежнему остаются хамса и шпрот (Рис. 3.30). Однако их соотношение изменилось в пользу последнего вида. Кроме двух наиболее массовых гидробионтов, в уловах регулярно встречаются пиленгас, ставрида, барабуля, кефали, мерланг, акула и некоторые другие виды рыб (Луц и др., 2005).

Рис. 3.32. Состав российских уловов в Баренц-регионе при запрете промысла мойвы (2004 г.).

В российской части Черного моря промысловые запасы водных биологических ресурсов и теперь относительно высоки: шпрота - 150-200 тыс. тонн, мерланга - 20 тыс. тонн, рапаны - 200 тыс. тонн, цистозиры - 1-2 млн. тонн. Суммарный ОДУ на 2002 г. был определен в объеме 63,4 тыс. тонн, из которых 50 тыс. тонн пришлось на шпрота. Однако фактические уловы небольшие. Того же шпрота до 2000 г. добывали менее 5 тыс. тонн. По мнению ученых (Краткие результаты..., 2002), причина столь слабого освоения запасов этого объекта заключается в том, что в российских водах лишь часть стада образует промысловые скопления. Кроме того, сам промысел шпрота не слишком рентабелен, поэтому и вылов его остается не слишком высоким.

Несмотря на слабый интерес со стороны промышленников к добыче наиболее массовых видов, рекомендуемые наукой объемы вылова постоянно растут. Например, суммарный ОДУ для отечественного рыболовства в Черном море на 2004 г. составил 315,6 тыс. тонн, из которых 240 тыс. тонн пришлось на водоросли и 10 тыс. тонн - на рапану. Однако, в следующем 2005 г. рапана и водоросли из прогноза были исключены и ОДУ рекомендовали на уровне 67 тыс. тонн. В 2006 г. водорослей рекомендовали выловить 109 тыс. тонн, шпрота - 21 тыс. тонн, а рапаны - 2,8 тыс. тонн. Трудно предположить, что за один год в условиях полного отсутствия промысловой нагрузки рапана и все виды водорослей сначала дружно исчезли, а затем вновь появились в ощутимых количествах. По-видимому, этот эпизод лишний раз свидетельствует о четко проявившемся в 2004 г. стремлении к искусственному завышению возможных объемов изъятия для российского рыболовства. На 2007 г. возможные объемы изъятия рекомендованы для шпрота 42 тыс. тонн, для рапаны 10 тыс. тонн, для макрофитов 40 тыс. тонн. ОДУ более востребованных промыслом объектов значительно скромнее. Пиленгас - 0,5 тыс. тонн, хамса - 6,5 тыс. тонн, мерланг - 1,2 тыс. тонн, ставрида - 2,4 тыс. тонн, кефали - 0,425 тыс. тонн, барабуля - 0,24 тыс. тонн (Основные результаты научно-исследовательской деятельности ФГУП "АзНИРХ" за 2005 г.).