Малый ракетный корабль овод. Пассат, малый ракетный корабль. Сменил военно-морской флаг ссср на андреевский

В годы холодной войны развернулась беспримерная по своим масштабам гонка вооружений. Экономика СССР работала на пределе возможностей и вооруженные силы страны, без перебоя, получали все новые и передовые виды оружия, осваивали новые способы ведения вооруженной борьбы. Советский военно-морской флот как составная часть вооруженных сил, так же не оставался без внимания руководства государства.

Появлялись боевые корабли , определявшие иной характер ведения войны на море. Это были бесподобные , противолодочные корабли с принципиально новой силовой установкой, атомные подводные лодки с корпусом из титановых сплавов, прозванные на флоте « ». Список можно еще долго продолжать, но добавим к нему эпохальный, принципиально новый боевой корабль проекта 1234 . Именно в этот период усилиями советских ученых, конструкторов и рабочих были созданы боевые корабли по характеристикам не только не уступавшие иностранным, а зачастую и превосходившие их.

В боевых кораблях проекта 1234 парадоксальным образом сочетались малое водоизмещение и огромная ударная мощь, малая стоимость и ожидаемая высокая боевая эффективность. Они предназначались для уничтожения крупных боевых кораблей противника, для разгрома караванов кораблей и судов противника на переходе морем и уничтожения десантных группировок неприятеля. К ним вполне применим термин «убийцы авианосцев ». Руководство ВМФ СССР возлагало на них огромные надежды и однажды главком ВМФ СССР адмирал С. Г. Горшков, любуюсь этими боевыми кораблями , с пафосом произнес: «Эти МРК - пистолет у виска империализма ». Детище адмирала Горшкова на западе называли «ракетными корветами», а по натовской классификации получили кодовое обозначение «Nanuchka ».

история создания МРК проекта 1234 шифр «Овод»

Накопленный опыт эксплуатации и строительства первых российский ракетных катеров позволил приступить к проектированию малых ракетных кораблей (МРК ), которые называли «средние ракетоносцы». Флоту требовался небольшой, но мореходный корабль с более «дальнобойными», чем у катеров, ракетами с наличием средств загоризонтного целеуказания, с усиленным артиллерийским и зенитным вооружением.

Техническое задание на проектирование нового МРК получило конструкторское бюро «Алмаз ». Главным конструктором боевого корабля , получившего шифр «Овод » и номер проекта 1234 был назначен И. П. Пегов. В корпусе требовалось разместить две трехконтейнерные пусковые установки «Малахит », радиолокационный комплекс целеуказания ракетному оружию «Титанит », средства радиоэлектронной борьбы, зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку «АК-725» с РЛС управления «Барс». Попытки разместить на катере газотурбинную установку успехом не увенчались, так как имели большие габариты, на создание новой не было времени, и конструкторы приняли решение применить на новом корабле существующую трехвальную главную силовую установку с работой на каждом валу двух дизелей типа «М-504». Валы соединялись через редуктор, а двигатель имел 12 цилиндров.

малый ракетный корабль по натовской классификации «Nanuchka»

Руководством ВМФ было принято решение перевести построенный боевой корабль из класса ракетных катеров в специальный класс малые ракетные корабли . Иностранных аналогов в мире нет и до сих пор по критерию «цена-качество» остаются не превзойденными. Позже был создан и экспортный вариант МРК проекта 1234Э (экспортный) с размещением четырех одноконтейнерных ПУ типа П-20.

По улучшенному проекту 1234.1 на судостроительных заводах для ВМФ СССР было построено 47 кораблей.

конструктивные особенности МРК проекта 1234 шифр «Овод»

По архитектуре гладкопалубный корпус боевого корабля проекта 1234 имеет катерные обводы, не большую седловатость и выполнен из корабельной стали повышенной прочности. МРК обладают очень хорошей маневренностью связанной с поворотливостью и быстрой остановкой.

МРК проект 1234

МРК проект 1234-1

Для целей радиоэлектронной борьбы МРК оснащены двумя или четырьмя пусковыми установками для постановки пассивных помех, которые представляют собой пакет с шестнадцатью направляющими трубами с консольными креплениями на цапфе и вертикальной стенке. Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальности от корабля до 3,5 км. Радиотехническая комплексная система «Титанит » обеспечивает активное и пассивное обнаружение целей, прием информации от авиационных систем воздушного наблюдения и пеленгования, а также обеспечивает выработку и выдачу целеуказаний на командный пост управления, управление совместными боевыми действиями и обеспечивает решение навигационных задач. Навигационная радиолокационная станция «Дон » и радиотехнической разведки «Залив ». Инфракрасная аппаратура «Хмель-2 » позволяет осуществлять совместное плавание и скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни.

головной МРК и вооружение

Головной МРК был заложен на стапеле Ленинградского Приморского судостроительного завода под обозначением «МРК-3 » 13 января 1967 года. Торжественный спуск на воду состоялся 28 октября 1968 года. Ему импонировала сила и мощь такого небольшого по размерам боевого корабля. На спуске присутствовал сам Адмирал Флота Советского Союза А. Г. Горшков, который принял решение присваивать имена разных погодных стихий. «МРК-3 » получил название «Буря » и вошел в состав ВМФ СССР, находясь в порту Новороссийск. Во время перехода из завода МРК отработал большое количество учебных задач и провел стрельбы из всех комплексов. До 1972 года за кормой оставил 3823 мили. В 1982 году МРК «Буря » совместно с МРК «Гром » выполняли слежение за ударным авианосцем США CVA-67 « » в Средиземном море. За несение боевой службы была выставлена оценка «отлично» и пройдено 4956 миль.

МРК «Мороз»

МРК «Пассат»

МРК «Ливень»

Для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами на улучшенных проектах 1234.1 МРК были размещены автоматическая установка «АК-630-М» с системой управления артиллерийским огнем «МР-123/176».

пусковая установка ЗИФ-122 и ракеты 9М-33 ЗРК Оса-М

стрельба ЗРК Оса-МА

холодная пристрелка артиллерийской установки АК-176 и АК-630

артиллерийская стрельба АК-725

МРК проектов 1234 и 1234.1 заняли свою нишу в стратегии и тактике советского ВМФ в начале 70-х. Надводный флот пополнялся мощными боевыми кораблями , ударные возможности которых позволяли решать задачи уничтожения крупных противника. Разгрома конвоев и прочее. МРК совершенствую тактику боевого применения в составе однородных и разнородных тактических групп существенно увеличили возможности флота в борьбе с предполагаемым противником. МРК начали выполнять боевую службу в Средиземном море, и заставило командование шестого флота ВМС США пересмотреть концепцию оборонных действий авиационных ударных групп на данном направлении. Боевые возможности МРК в полной мере были востребованы и на Тихом океане в Южно-Китайском море.

Неоднократно замечено, что в Военно-морском флоте СССР существовала удивительная зависимость: чем меньше был боевой корабль, тем больше от него было пользы.
До сих пор не ясно, что же представляли собой тяжелые авианесущие крейсера ВМФ СССР. Огромные корабли водоизмещением под 50 тысяч тонн оставили после себя лишь горькую досаду: высокая сложность и дороговизна, отсутствие береговой инфраструктуры для их базирования и, в общем, неясное предназначение сделали ТАВКРы неэффективными и, попросту говоря, бесполезными – ни одну из первоначально возлагаемых на них задач ТАВКРы решать не могли, а те, задачи, которые были им по силам, решались куда более дешевыми и эффективными способами.


Советские крейсера и БПК действовали значительно увереннее. Корабли несли боевую службу во всех уголках Мирового океана, регулярно находились в зонах боевых действий и зорко следили за силами «вероятного противника». Некоторым даже удавалось «потрогать» врага вживую: в 1988 году скромный БПК 2 ранга (сторожевик) «Беззаветный» стальным шквалом обрушился на палубу ракетного крейсера USS Yorktown, снес ему половину борта, разъездной катер и установку Мк-141 для запуска ПКР «Гарпун». Американcким морякам пришлось отложить круизы по Черному морю до лучших времен.

В наши дни «Беззаветный» покоится на дне, и корабли ВМС США могут свободно проводить учения «Sea Breeze» в акватории Черного моря. Конвенция Монтре запрещает нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств сроком более 21 суток, но формальность мало смущает американцев – один раз в три недели корабли выходят в Мраморное море, и спустя несколько часов возвращаются назад. Таким образом, спасательное судно «Грэсп» ВМС США проводит водолазные работы в одесском порту с мая 2012 года.

Если корабли основных классов достойно представляли интересы СССР на просторах океана, то ракетные катера советской постройки, выражаясь интернет-жаргоном, просто жгли. В прямом смысле жгли эсминцы, транспортные суда, катера... В расход пускали любого противника. Маленькие кораблики активно поставлялись ВМС стран третьего мира, что еще более увеличивало вероятность их боевого применения.
Иногда мне кажется, что потоплению эсминца «Эйлат» придается слишком много значения – у ракетных катеров есть другие замечательные победы. Например, дерзкие рейды на Карачи ракетных катеров ВМС Индии (советский пр. 205) в декабре 1970 года. Было потоплено несколько пакистанских боевых кораблей и три транспорта. В заключении был дан великолепный фейрверк – ракеты П-15 взорвали 12 огромных резервуаров расположенного на берегу нефтехранилища.
Развитие электроники и ракетных технологий позволило создать еще более грозное . Эволюция ракетных катеров в СССР привела к созданию совершенно нового класса боевых кораблей – проект малого ракетного корабля с легко запоминающимся шифром 1234.

Овод

Сгусток боевой материи полным водоизмещением 700 тонн. Скорость полного хода 35 узлов. Дальность плавания экономическим ходом позволяет пересечь Атлантический океан (4000 миль на 12 узлах). Экипаж – 60 человек.
МРК пр.1234 совсем неслучайно назвали «пистолетом у виска империализма». Главный калибр - шесть пусковых установок противокорабельных ракет П-120 «Малахит»! В названии комплекса прямо указана расчетная дальность стрельбы – 120 км. Стартовый вес чудовищного боеприпаса – 5,4 тонны. Масса боевой части – 500 кг, часть ракет оснащалась специальной боевой частью. Маршевая скорость ракеты – 0,9М.


Также, комплекс вооружения малого ракетного корабля включал:
- ЗРК «Оса-М» для самообороны корабля (20 зенитных ракет, эффективная дальность стрельбы – 10 км, время перезаряжания пусковой установки – 20 секунд. Масса ПУ без боекомплекта – 7 тонн).
- спаренную артиллерийскую систему АК-725 калибра 57 мм (в дальнейшем заменена на 76 мм одноствольную АК-176)
- модернизированные МРК пр.1234.1 дополнительно оснащались 30-мм автоматом АК-630, установленным в кормовой части надстройки.

Даже невооруженным взглядом заметно, насколько корабль перегружен оружием и боевыми системами. Что касается трезвой оценки МРК пр.1234, то моряки двояко относились к этим кораблям: с одной стороны, залп равен по мощности нескольким Хиросимам, с другой стороны – низкая живучесть, плохая мореходность и весьма мало шансов выйти на дистанцию ракетной атаки. Командование ВМС США скептически относилось к «ракетным фрегатам»: авиация АУГ за час обследует 100 тыс. квадратных километров пространства – русские должны быть большими оптимистами, чтобы рассчитывать приблизиться незамеченными. Положение усугубляла стандартная проблема в морском бою – целеуказание и наведение. Собственные радиоэлектронные средства МРК позволяют обнаруживать надводные цели на дальности радиогоризонта (30-40 км). Стрельба ракетами на полную дальность возможна при наличии внешних средств целеуказания (например, самолетов Ту-95РЦ). И, все-таки, огромная мощь этих маленьких корабликов заставляла считаться с ними даже 6-й флот США. С 1975 года малые ракетные корабли стали регулярно включатся в состав 5-й оперативной эскадры Черноморского флота: многочисленные и вездесущие, они создавали немало проблем американским морякам.
Несмотря на свое прямое предназначение – борьбу с кораблями «вероятного противника» в закрытых морях и ближней океанской зоне – МРК пр. 1234 успешно выполняли задачи по охране государственной границы, обеспечивали боевую подготовку авиации и флота, и даже использовались как противолодочные корабли, при этом, не имея на борту специализированных средств для борьбы с субмаринами.


ЗРК "Оса-М"


Всего по проекту 1234 было построено 47 малых ракетных кораблей различных модификаций: 17 по базовому проекту, 19 по усовершенствованному пр. 1234.1, 10 МРК в экспортной версии пр. 1234Э и единственный корабль пр.1234.7 «Накат» (на нем вместо «Малахитов» были установлены ракеты «Оникс»).
Кроме появления новых систем оружия и станции помех, одним из незаметных снаружи отличий МРК пр.1234.1 от базового варианта, было наличие на борту жаровых печей – теперь моряки были обеспечены свежевыпеченным хлебом.

Размерения корпуса экспортных кораблей пр.1234Э остались прежними. ГЭУ состояла из трёх дизелей мощностью по 8600 л. с, обеспечивающих скорость полного хода 34 уз. (на базовом проекте стояли двигатели мощностью 10 тыс. л.с.) Экипаж уменьшился до 49 человек. На экспортных модификациях МРК для улучшения бытовых условий экипажа были впервые установлены кондиционеры и дополнительный холодильник.


МРК ВМС Алжира "Рейс Али" пр. 1234Э


Изменилось ударное вооружение: вместо ПКР «Малахит» корабли получили ПКР П-15 в двух спаренных ПУ, расположенных побортно. Кроме того, для повышения боевой устойчивости были добавлены две ПУ ПК-16 для постановки пассивных помех. Вместо РЛК «Титанит» устанавливалась старая РЛС «Рангоут», в то же время, внушительный колпак от РЛС «Титанит» был сохранен для солидности.
Всем малым ракетным кораблям присваивались «погодные» имена, традиционные для героических сторожевых кораблей Великой Отечественной войны – «Бриз», «Муссон», «Туман» и т.д. За это соединения МРК именовались «дивизионом плохой погоды».

Результаты в тире: Иванов → молоко, Петров → молоко, Сидоров → Петров

Многие из отслуживших свой срок ракет П-15 закончили свою карьеру в виде воздушных мишеней для обеспечения боевой подготовки зенитчиков. При трансформации ракеты в мишень РМ-15М на ней отключалась головка самонаведения, а боевая часть заменялась балластом. 14 апреля 1987 г. Тихоокеанский флот проводил учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. Все происходило на полном серьезе: МРК «Муссон», МРК «Вихрь» и МПК №117 образовали ордер по которому вели огонь ракетные катера с дистанции 21 км.
До сих пор не ясно, как это могло произойти. Средства самообороны не смогли отразить атаку, и ракета-мишень с инертной боевой частью поразила надстройку МРК «Муссон». У некоторых свидетелей трагедии сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее «поведение» на конечном учатке. Отсюда делался вывод: на базе допустили преступную халатность, позабыв отключить ГСН ракеты. Официальная же версия гласит, что вот как-то так случайно, летя по баллистической траектории, ракета не целясь попала МРК «Муссон». Невидимая рука провидения, кораблю было суждено умереть в этот день.


Гибель "Муссона"


Компоненты топлива ракеты вызвали объемный взрыв и интенсивный пожар во внутренних помещениях корабля. В первую же секунду были убиты командир и большинство офицеров, а также первый заместитель командующего Приморской флотилией адмирал Р. Темирханов. По мнению многих специалистов, причиной столь яростного пожара и ядовитого задымления стал материал, из которого сделаны конструкции не только "Муссона", но и практически всех современных боевых кораблей. Это алюминиево-магниевый сплав - АМГ. Материал-убийца способствовал быстрому распространению огня. Корабль обесточился, потерял внутрикорабельную и радиосвязь. Остановился пожарный насос. Заклинило почти все люки и двери. Были разрушены пожарная система и системы орошения носового и кормового погребов боезапаса. Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находился погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки раскалены, моряки поняли, что кораблю уже ничем не помочь.
Ночью МРК «Муссон» затонул в 33 милях к Югу от о. Аскольд, унеся на глубину 3 километра обгоревшие тела 39 человек.

После гибели в 1982 году эсминца УРО "Шеффилд" от неразорвавшейся ракеты «Экзосет» западные военспецы сделали вывод: быстрому распространению огня способствовало большое количество различных горючих материалов, в частности, алюминиевых сплавов. С 1985 года надстройки американских кораблей покрываются изоляцией из силикатного фетра в сочетании со стеклопластиком. Английские инженеры разработали изоляцию под названием "контфлейм" для защиты конструкций от огня. Тем не менее, сплавы из АМГ до сих пор широко применяются в строительстве кораблей.

И это можно было бы назвать случайностью, но одного раза по-видимому оказалось мало. 19 апреля 1990 года на Балтике проводились учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. При аналогичных обстоятельствах ракета-мишень попала в МРК "Метеор", сбив несколько антенн на надстройке корабля. Пролети она немного ниже – и трагедия могла повториться.

«Ракетные корветы» в бою

Во время инцидента в заливе Сидра (1986 год), американский крейсер USS Yorktown (тот самый черноморский «герой») обнаружил малоразмерную цель в 20 милях от Бенгази. Это был ливийский МРК «Эйн Закуит», подкравшийся к американцам в режиме радиомолчания, имитируя рыболовное судно. Даже кратковременное (всего на два оборота антенны) включение РЛС демаскировало малый ракетный корабль и сорвало атаку. Пуском двух ракет «Гарпун» МРК был подожжен и затонул через 15 мин. До сих пор нет точного описания того боя: некоторые источники приписывают гибель МРК успешным действиям палубной авиации. Также американцы называют другой уничтоженный самолетами малый ракетный корабль «Воход». Достоверно известно, что в этом бою пострадал еще один МРК «Эйн Мара» - ему пришлось пройти аварийно-восстановительный ремонт с устранением боевых повреждений на Приморском заводе в Ленинграде, в 1991 г. он вновь вернулся в состав ливийского флота под именем «Тарик ибн Зияд».


"Эйн Закуит"


Если уважаемые читатели на основании этих данных сделали вывод о слабости и бесполезности МРК пр.1234, то предлагаю ознакомиться со следующей .

Морской бой у побережья Абхазии 10 августа 2008 г. стал первым серьезным боевым столкновением ВМФ России в ХХI веке. Вот краткая хронология тех событий:
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года из Севастопольской бухты вышел в море отряд кораблей Черноморского флота и взял курс на Сухуми. В составе отряда находились большой десантный корабль «Цезарь Куников» с усиленной ротой морпехов на борту, и его охранение – МРК «Мираж» и малый противолодочный корабль «Муромец» . Уже в походе к ним присоединился большой десантный корабль «Саратов», отправившийся из Новороссийска.
10 августа из порта Поти навстречу им вышли пять быстроходных грузинских катеров. Их задача – атаковать и потопить наши корабли. Тактика нападения известна: быстроходные малые катера, оснащенные мощными противокорабельными ракетами, внезапно наносят удар по большому десантному кораблю и уходят. При удачном раскладе результат – "шок и трепет". Сотни погибших десантников, сгоревший корабль и победные реляции Саакашвили: «Мы предотвратили интервенцию», «У русских нет флота, они ни на что не способны». Но получилось все наоборот. «Вестям» удалось собрать подробную информацию от участников этого сражения:
18 часов 39 минут. Российской радиолокационной разведкой было обнаружено несколько морских быстроходных целей, идущих боевым курсом на строй наших кораблей.
18.40. Катера противника приблизились на критическое расстояние. Тогда с флагманского корабля «Цезарь Куников» был дан залп из РСЗО А-215 «Град». Это не останавливает грузин, они прибавляют скорость и пытаются достичь так называемой «мертвой зоны», где ракетное оружие бесполезно. Малый ракетный корабль «Мираж» получает приказ уничтожить противника. Расстояние до цели – 35 километров. Подготовка к удару, расчеты – все было сделано буквально за несколько минут. Морской бой всегда скоротечен.
18.41. Командир «Миража» дает команду «Залп!». Первая ракета пошла к цели. Через несколько секунд – вторая. Подлетное время до грузинского катера «Тбилиси» – всего 1 минута 20 секунд. Расстояние между противниками – около 25 километров.
Попадание первой ракеты в машинное отделение катера «Тбилиси». Через секунду – еще один доклад – попадание второй в ходовую рубку. На радаре нашего корабля в течение 30 секунд была сильная засветка, что означает полное уничтожение цели, сопровождаемое большим выбросом тепловой энергии.
18.50. Командир «Миража» отдает команду на смену позиции. Корабль на большой скорости уходит в сторону берега, совершет разворот и вновь ложится на боевой курс. Радар показывает только 4 цели. Одна из них – грузинский катер, увеличив скорость, снова идет на сближение с нашим кораблем. «Мираж» открывает огонь из ЗРК «Оса».
В это время расстояние сократилось до 15 километров. Ракета попадает в борт грузинского катера, который сразу же задымил, сбавил скорость и попытался уйти с линии огня. Остальные грузинские корабли выходят из боя, резко разворачиваясь в обратную сторону. «Мираж» не преследует подбитого противника, приказа на добивание нет.

Из доклада командира МРК «Мираж» флагману: «Из пяти целей одна уничтожена, одна повреждена, три вышли из боя. Расход ракет: противокорабельных - две, зенитных - одна, потерь среди личного состава нет. Повреждений корабля нет».

По состоянию на 2012 год в составе ВМФ России находятся 10 МРК пр.1234.1 и 1 МРК пр.1234.7. Учитывая непростое состояние отечественного Военно-морского флота, эти скромные корабли являются хорошей поддержкой - их эксплуатация не требует больших затрат, в то же время, они полностью сохранили свои боевые качества, что еще раз подтвердил морской бой у побережья Абхазии.
Главное – не ставить перед малыми ракетными кораблями невыполнимых задач, для противодействия авианосным ударным группировкам должны применяться другие средства.


МРК "Зыбь" на параде в Санкт-Петербурге


Традиции создания высокоэффективного морского оружия не забыты – в России планируется к постройке серия из 10 малых ракетных кораблей пр. 21631 «Буян». Полное водоизмещение МРК нового типа увеличится до 950 тонн. Водометный движитель обеспечивает скорость 25 узлов. Ударное вооружение нового корабля усилится за счет появления Универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) – 8 пусковых ячеек для запуска ракет семейства «Калибр». Головной МРК пр.21631 «Град Свияжск» был уже спущен на воду, в 2013 году он пополнит боевой состав Каспийской флотилии.

Всё что нажито непосильным трудом улетучилось как дым. Кто поможет восстановит состав РКА, МРК по флотам. Вот что есть у меня, на какой год неуверен, точно по МРК СФ, ЧФ, БФ, Камчатки по катерам гдето на 2002-2003 гг

СФ 108-й дивизион малых ракетных кораблей (Полярный)
"Айсберг" - малый ракетный корабль проекта 1234. Бортовой номер 512, в составе флота с 1979 года.
"Накат" - малый ракетный корабль проекта 12347. Бортовой номер 526, в составе флота с 1987 года.
"Рассвет" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 520, в составе флота с 1988 года.
ТОФ
165-я бригада надводных кораблей (бухта Улисс)
. 2-й и 25-й гвардейские дивизионы ракетных катеров
(Уже известно, что 25 ДРКА нет, а появился 11 ДНК)
Р-11 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 940, в составе флота с 1991 года. В ремонте.
Р-14 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 924, в составе флота с 1991 года. В ремонте.
Р-18 - ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 937, в составе флота с 1992 года.
Р-19 - ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 978, в составе флота с 1992 года.
Р-20 - ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 921, в составе флота с 1993 года.
Р-24 - ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 946, в составе флота с 1994 года.
Р-29 - ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 916, в составе флота с 2003 года. .
Р-79 - ракетный катер проекта 1241Т. Бортовой номер 995, в составе флота с 1984 года.
Р-261 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 991, в составе флота с 1988 года. В ремонте.
Р-297 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 951, в составе флота с 1990 года. В ремонте.
Р-298 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 971, в составе флота с 1990 года.
Камчатка
66-й дивизион малых ракетных кораблей

"Иней" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 418, в составе флота с 1986 года.
"Мороз" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 409, в составе флота с 1989 года.
"Разлив" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 450, в составе флота с 1991 года.
"Смерч" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 423, в составе флота с 1985 года.

ДКБФ
36 БрРКА

1-й гвардейский дивизион ракетных катеров
Р-2 - ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 870, в составе флота с 1999 года.
Р-47 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 819, в составе флота с 1987 года.
Р-129 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 852, в составе флота с 1985 года.
Р-187 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 855, в составе флота с 1989 года.
Р-257 - ракетный катер проекта 12411.Бортовой номер 833, в составе флота с 1986 года.
Р-291 "Димитровград" - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 825, в составе флота с 1991 года.
Р-293 "Моршанск" - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 874, в составе флота с 1992 года.
106-й дивизион малых ракетных кораблей
"Гейзер" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 555, в составе флота с 1989 года
"Зыбь" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 560, в составе флота с 1989 года. .
"Ливень" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 551, в составе флота с 1991 года.
"Пассат" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 570, в составе флота с 1990 года.
ЧФ

166-й дивизион малых ракетных кораблей

"Бора" - ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 615, в составе флота с 1997 года.
"Самум" - ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 616, в составе флота с 2000 года.
"Мираж" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 617, в составе флота с 1986 года.
"Штиль" - малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 620, в составе флота с 1978 года

295-й дивизион ракетных катеров (Севастополь)
.

Р-60 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 955, в составе флота с 1987 года.
Р-71 - ракетный катер проекта 12417. Бортовой номер 962, в составе флота с 1985 года.
Р-109 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 952, в составе флота с 1990 года. .
Р-239 - ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 953, в составе флота с 1989 года.
Р-334 "Ивановец" - ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 954, в составе флота с 1989 года.

КФЛ
249-й дивизион ракетных катеров (Золотой Затон)
"Астрахань" - малый артиллерийский корабль проекта 21630. Бортовой номер 012, в составе флота с 2006 года.
Р-101 "Ступинец" - ракетный катер проекта 12411Т. Бортовой номер 705, в составе флота с 1985 года..
Р-25 "Боровск" - ракетный катер проекта 206МР. Бортовой номер 701, в составе флота с 1983 года.
Р-50 "Карачаево-Черкесия" - ракетный катер проекта 206МР. Бортовой номер 758, в составе флота с 1978 года.

С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень? Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей ?

В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю.

Тем не менее, необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу?

Достоинства и недостатки

Для начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям.

Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение . Главный калибр МРК проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 км, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР).

Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы.

Однако у ракет П-120 есть и существенные недочёты . Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 км соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок.

Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей.

Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность . Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее, для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна.

И еще один немаловажный фактор – производственный . Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера.

Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков:

— первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха . Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 км. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией.

— Второй недостаток – малая живучесть МРК : как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп.

Возможности применения

Как ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный. В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК:

— в силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120;

— используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО;

— сопровождение и защита собственных конвоев.

Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 км и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 км.

Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например, широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 км соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки.

Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики.

Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания , а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолёт-целеуказатель.

Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона . Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей.

Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР).

Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов :
— меньшая уязвимость перед встречным огнем противника (напомним, что дальность авиационных ПКР позволяет не входить в зону поражения ПВО противника);
— большая скорость и мобильность;
— отсутствие необходимости проводить длительное время в угрожаемой зоне;
— гибкость и многофункциональность.

Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения.

Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника . Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.

В итоге получается, что малые ракетные корабли действительно остаются не у дел: сегодня созданы более совершенные средства поражения вражеских кораблей, способные атаковать быстрее и эффективнее. Однако все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль . Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта.

Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом.

Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения.

Иначе говоря, МРК проекта 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью . Совсем другое дело – , которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях.

Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет . Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания.

Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет, как минимум, не уступать выводимым в отстой.

Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом , представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм , он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон.

Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно.

Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца.

Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. II. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного. Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.

Малые ракетные корабли пр. 1234 и пр. 12341 -136 (34) (1*)

Малые ракетные корабли пр. 1234 и пр. 12341 -136 (34) ()

Водоизмещение, т:

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 59,3 (54)

– ширина наибольшая (по КВЛ) 11,8 (8,96)

Главная энергетическая установка:

– тип дизельная

– количество х тип ДД (суммарная мощность, л. с.) 3 х М-507 (30 000)

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

– количество х тип

(мощность, кВт) источников тока ЭЭС 2 х ДГ (по 300) + 1 х ДГ (100)

Скорость хода, уз:

– экономическая 12

Дальность плавания, мили:

– ходом 34 уз 415

Автономность по запасам провизии, сут 10

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 60 (9)(), 64 (10) ()

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:

– наименование Малахит» (П-120)

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x3 (палубные, ненаводящиеся КТ с подъемом на угол старта)

– боезапас 6 ПКР

Зенитный ракетный комплекс.

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 2 (палубные наводящиеся ЗИФ-122)

– боезапас 20 ЗУР 9МЗЗ

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x4 (ПЗРК)

– боезапас 16 ЗР

Артиллерийский комплекс:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-57/50 (АК-725)(), 1 х 1-76/59 (АК-176) ()

Радиоэлектронное:

– РЛК обнаружения НЦ и целеуказания «Титанит»

– система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф» ()

– комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2» ()

– количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 2 х 16-82 мм (ПК-16) + + 4 х 10-122 мм (ПК-10)()

(2*) Для кораблей пр. 1234.

(3*) Для кораблей пр. 12341.

(4*) Для кораблей пр. 1234.

(5*) Для кораблей пр. 12341.

(6*) На МРК Ливень и Град установлен в процессе среднего ремонта.

(7*) Навигационная РЛС «Миус» (в качестве резервной) устанавливается на корабли начиная с 1989 г.

(8*) Устанавливается на корабли пр. 12341 начиная с 1995 г.

(9*) Комплекс ПК-10 устанавливается на корабли начиная с середины 1992 г.

Малый ракетный корабль пр. 1234 разработан в конце 1960-х годов под руководством И.П. Пегова в ЦМКБ «Алмаз». Предназначен для борьбы с надводными кораблями и торговыми судами противника.

Комплекс КР имеет режим стрельбы по берегу.

Корпус гладкопалубный, с небольшой седловатостью, с продольной системой набора, из стали повышенной прочности. На большей части длины имеет двойное дно. Он разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков.


1 – ПУ ЗРК «Оса-М»; 2 – АП СУ ЗРК «Оса-М»; 3 – ПУ КТ-120 ПКРК «Малахит»; 4 – АП станции РТР МРП-11-12; 5 – ходовая рубка; 6 – АП РЛС «Дубрава» (антенна ДО-3 РЛК «Титанит»); 7 – ПУ ПК-16 НУРС СППП; 8 – основной (комплексный) АП (антенна ДО-1) РЛК «Титанит»; 9 – АП канала приема целеуказания (УСБД()) РЛК «Титанит» (антенна ДО-2); 10 – АП ДО-6 РЛК «Титанит»; 11 – АП ДО-4 и ДО-5 РЛК «Титанит»; 12 – АП РЛС «Дон»; 13 – АГ1 станции «Нихром» (системы опознавания); 14 – ходовой и сигнальный мостик; 15 – ПУ ПК-10 НУРС СППП (устанавливались на корабли данного проекта начиная с середины 1992 г. в процессе проведения среднего ремонта); 16 – АП РЛС СУАО «Барс»; 17 – 57-мм АУ АК-725; 18 – ПУ ЗРК «Стрела-3»; 19 – кранцы ЗР «Стрела-3».



1 – форпик; 2 – цепной ящик; 3 – кубрики личного состава; 4 – откидные койки; 5 – стационарные койки; 6 – ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М»; 7 – помещения (погреб ЗУР) ПУ ЗИФ-122; 8 – АП СУ ЗРК «Оса-М»; 9 – каюта командира корабля; 10 – коридор офицерских кают; 11 – боевые посты ЗРК «Оса-М» (пост ПВО); 12 – топливные цистерны; 13 – каюты офицеров; 14 – ходовая рубка; 15 -оптический перископический визир ходовой рубки; 16 – боевые посты РТВ и выгородки ВЧ блоков; 17 – тамбур; 18 – ГКП; 19 – бытовые помещения (гальюны, душевые и т. д.); 20 – кают-компания офицеров; 21 – ЦПУ машинной установки и выгородка носового главного распределительного щита; 22 – гиропост; 23 – расходная топливная цистерна; 24 – шахта забора воздуха МО; 25 – носовое МО; 26 – кормовое МО; 27 – решетки вытяжных шахт МО; 28 – главные двигатели (ДД); 29 – ДТ; 30 – буфет; 31 – столовая личного состава; 32 – камбуз; 33 – 57-мм АУ АК-725; 34 – барбет 57-мм АУ; 35 – запасные топливные цистерны; 36 – цистерны трюмных вод; 37 – кладовые мокрой провизии; 38 – ахтерпик; 39 – румпельное отделение.





Главная энергетическая установка размещена в двух машинных отделениях. Каждый из главных двигателей представляет собой два семиблочных, звездообразных 56-цилиндровых дизеля, валы которых соединены между собой через редуктор и работают на свой гребной винт.

Трехъярусная надстройка, за исключением газоотбойников, изготовлена из легких сплавов.

Всего в период с начала 1967 г. и до середины 1992 г. для советского флота было построено 36 кораблей пр. 1234 (20 единиц) и 12341 (16 единиц), а с 1974 г. по 1984 г. 10 кораблей по пр. 1234Э (с четырьмя ПКР П-15М комплекса П-20) для ВМС Индии, Алжира и Ливии.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота оставалось восемь МРК пр. 1234 и 14 МРК пр. 12341.

Ураган (зав. № 65). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 31.05.1974 г.; 16.04.1976 г.; 30.09.1976 г.

Входил в состав БФ. 31.08.1977 г. исключен из боевого состава флота, передан правительству Индии и переименован в Vijay Durg.

Прибой (зав. № 66). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 22.01.1975 г.; 02.10.1976 г.; 18.02.1977 г. Входил в состав БФ. 06.10.1977 г. исключен из боевого состава флота, передан правительству Индии и переименован в Sindhu Durg.

Прилив (зав. № 67). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 23.06.1975 г.; 14.04.1977 г.; 20.09.1977 г. Входил в состав БФ. 06.10.1977 г. исключен из боевого состава флота, передан правительству Индии и переименован в Hos Durg.

МРК-21 (зав. № 201). ССЗ «Вымпел» им. Володарского (г. Рыбинск): 10.03.1978 г.;

28.08.1979 г.; 31.12.1979 г.

Входил в состав БФ. 22.02.1980 г. исключен из боевого состава флота, 04.08.1980 г. передан правительству Алжира и переименован в Ras Hamidou.

МРК-23 (зав. № 202). ССЗ «Вымпел» им. Володарского (г. Рыбинск): 17.08.1978 г.;

31.07.1980 г.; 31.10.1980 г.

Входил в состав БФ. 21.05.1981 г. исключен из боевого состава флота, передан правительству Алжира и переименован в Salah Reis.

МРК-9 (зав. № 203). ССЗ «Вымпел» им. Володарского (г. Рыбинск): 21.04.1979 г.;

10.01.1981 г.; 27.05.1981 г.

Входил в состав БФ. 01.05.1982 г. исключен из боевого состава флота, передан правительству Ливии и переименован в Tariq Ibn Ziyad.

MPK-22 (зав. № 204). ССЗ «Вымпел» им. Володарского (г. Рыбинск): 04.04.1980 г.;

13.08.1981 г.; 30.11.1981 г.

Входил в состав БФ. 08.02.1982 г. исключен из боевого состава флота, 08.05.1982 г. передан правительству Алжира и переименован в Reis Ali.

MPK-24 (зав. № 205). ССЗ «Вымпел» им. Володарского (г. Рыбинск): 20.02.1981 г.;

26.03.1982 г.; 31.05.1982 г.

Входил в состав БФ. 19.01.1983 г. исключен из боевого состава флота, в феврале 1983 г. передан правительству Ливии и переименован в Ean А1 Gazala.

МРК-25 (зав. № 206). ССЗ «Вымпел» им. Володарского (г. Рыбинск): 27.05.1981 г.; 21.07.1982 г.; 31.05.1983 г.

Входил в состав БФ. 15.03.1984 г. исключен из боевого состава флота, передан правительству Ливии и переименован в Ean Zara.

MPK-15 (зав. № 207). ССЗ «Вымпел» им. Володарского (г. Рыбинск): 25.03.1983 г.; 31.03.1984 г.; 10.09.1984 г.

Входил в состав БФ. 08.01.1985 г. исключен из боевого состава флота, в сентябре 1985 г. передан правительству Ливии и переименован в Ean Zaquit.

Буря (зав. № 51, пр. 1234, до 25.04.1970 т.-МРК-3 ). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 13.01.1967 г.; 18.10.1968 г.; 30.09.1970.

Входил в состав ЧФ. 11.02.1991 г. корабль из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. В 1992 г. в Инкермане МРК Буря разобрали на металл.

Муссон (зав. № 1003, пр. 1234). Владивостокский ССЗ: 14.07.1975 г.; 01.07.1981 г.; 30.12.1981 г.

Входил в состав ТОФ. 16.04.1987 г. во время проведения учений ПВО выпущенная РКА пр. 205 ракета-мишень (П-15РМ) после обстрела ее с Муссона двумя ЗУР «Оса-М» и из 57-мм автомата вышла из расчетной плоскости стрельбы и попала в надстройку МРК. Корабль загорелся и через пять часов затонул в 33 милях от о. Аскольд (42° 11" N/132° 27" Е).

Бриз (зав. № 52, пр. 1234, до 25.04.1970 T.-MPK-7 ). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 05.11.1967 г.; 10.10.1969 г.; 31.12.1970.

Входил в состав ЧФ. В январе 1984 г. на буксире через пролив Гибралтар вокруг Африки, корабль перевели из Севастополя в порт Кам-Рань (Вьетнам) и включили в состав Индийской оперативной эскадры. В июле 1986 г. он самостоятельно перешел из порта Кам- Рань во Владивосток и 01.08.1986 г. был включен в состав ТОФ.

29.10.92 Бриз из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. Корабль полностью разоружили и поставили на прикол в бух. Сельдевая, а в 1998 г. на СРЗ № 49 (г. Вилючинск) разобрали на металл.



Вихрь (зав. № 53, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 21.08.1967 г.; 22.07.1970 г.; 30.09.1971 г.

Входил в состав ЧФ. В июле -августе 1977 г. на буксире через пролив Гибралтар вокруг Африки корабль перевели из Севастополя во Владивосток и 31.08.1977 г. включили в состав ТОФ (Камчатская ФлРС).

05.07.1994 г. Вихрь из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В 1997 г. корабль разобрали на металл.

Волна (зав. № 54, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 27.09.1968 г.; 20.07.1971 г.;

Входил в состав СФ. С 10.08.1988 г. по 01.10.1989 г. на СРЗ № 177 (г. Архангельск) корабль прошел средний ремонт.

В ноябре 1989 г. его вывели в резерв и в бух. Сайда поставили на прикол, а 30.06.93 г. исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В 1994 г. в Мурманске МРК Волна разобрали на металл.

Град (зав. № 55, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 29.11.1967 г.; 30.04.1972 г.;

Входил в состав БФ. С 01.11.1989 г. по 07.02.1990 г. на СРЗ № 177 (г. Усть-Двинск) корабль прошел средний ремонт. 30.06.1993 г. Град исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ для утилизации и в 1994 г. в Балтийске разобрали на металл.

Гроза (зав. № 56, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 27.09.1968 г.; 20.07.1971 г.; 26.12.1972 г.

Входил в состав ЧФ. 01.09.1982 г. корабль вывели в резерв, законсервировали и в бух. Карантинная (г. Севастополь) поставили на прикол. В ноябре 1992 г. его исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В 1993 г. в Инкермане МРК разобрали на металл. Его механизмы и оборудование использовали для ремонта остававшихся в строю однотипных кораблей.

Гром (зав. № 57, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 01.10.1969 г.; 29.10.1972 г.;

Входил в состав ЧФ. 01.09.1988 г. корабль вывели в резерв, законсервировали и в бух. Карантинная (г. Севастополь) поставили на прикол. 01.06.1991 г. его расконсервировали и вновь ввели в состав ЧФ.

24.05.1995 г. Гром из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В 1996 г. в Инкермане его разобрали на металл.

Зарница (зав. № 58, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 27.07.1970 г.; 28.04.1973 г.;

Входит в состав ЧФ.

Молния (зав. № 59, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 30.09.1971 г.; 27.08.1973 г.;

Входит в состав БФ. С 21.10.1987 г. по 04.03.1988 г. на СРЗ № 177 (г. Усть-Двинск) корабль прошел средний ремонт.

Шквал (зав. № 60, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 17.05.1972 г.; 28.12.1973 г.;

Входит в состав БФ. С 26.09.1978 г. по 22.02.1980 г. и с 12.12.1980 г. по 18.07.1985 г. на СРЗ № 177 (г. Усть-Двинск) корабль прошел средний ремонт. 01.10.1988 г. Шквал вывели в резерв, законсервировали и в Лиепае поставили на прикол. В августе 1992 г. его отбуксировали в Балтийск.

Заря (зав. № 61, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 18.10.1972 г.; 18.05.1974 г.; 28.09.1974 г.

Входил в состав СФ. 11.09.1986 г. корабль вывели в резерв, законсервировали и в бух. Долгая Западная (пос. Гранитный) поставили на прикол. В августе 1988 г. его отбуксировали в бух. Сайда. 05.07.1994 г. МРК исключили из состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В 1995 г. в Мурманске его разобрали на металл. Механизмы и оборудование МРК использовали для ремонта остававшихся в строю однотипных кораблей.

Метель (зав. № 62, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 19.02.1973 г.; 10.08.1974 г.;

Входил в состав СФ. С 28.09.1990 г. по 27.08.1992 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) корабль прошел средний ремонт. 16.03.1998 г. Метель из-за износа материальной части и отсутствия средств на проведения ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Шторм (зав. № 63, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 20.10.1973 г.; 03.03.1975 г.;

Входил в состав БФ. 03.03.1993 г. корабль вывели в резерв и на СРЗ № 33 (г. Балтийск) поставили в средний ремонт. 16.03.1998 г. его из-за отсутствия средств на продолжение ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. Шторм полностью разоружили и в ноябре 1998 г. продали ЗАО «Литан».

Радуга (зав. № 64, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 16.01.1974 г.; 20.06.1975 г.; 01.12.1975 г.

Входил в состав БФ. С 11.10.1991 г. по 01.10.1993 г. на СРЗ № 33 (г. Балтийск) корабль прошел средний ремонт.

05.07.1994 г. МРК Радуга из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.





1 – ПУ ЗРК «Оса-МА»; 2 – АП СУ ЗРК «Оса-МА»; 3 – ПУ КТ-120 ПКРК «Малахит»; 4 – ходовая рубка; 5 – основной (комплексный) АП (антенна ДО-1) РЛК «Титанит»; 6 – ходовой мостик; 7 – АП РЛС «Печора»; 8 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 9 -АП ДО-4 и ДО-5 РЛК «Титанит»; 10 – АП канала приема целеуказания (УСБД) РЛК «Титанит» (антенна ДО-2); 11 – АП станции РТР комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 12 – АП станции постановки активных помех комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 13 – сигнальный мостик; 14 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 15 – ПУ ПК-10 НУРС СППП; 16 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 17 – ПУ ПК-16 НУРС СППП; 30-мм АУ АК-630М; 19 – 76-мм АУ АК-176.



1 – форпик; 2 – цепной ящик; 3 – кубрики личного состава; 4 – откидные койки; 5 – стационарные койки; 6 – ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М»; 7 – помещения (погреб ЗУР) ПУ ЗИФ-122; 8 – АП СУ ЗРК «Оса-М»; 9 – каюта командира корабля; 10 – коридор офицерских кают; 11 – боевые посты ЗРК «Оса-М» (пост ПВО); 12 – топливные цистерны; 13 – каюты офицеров; 14 – ходовая рубка; 15 -штурманская рубка; 16 – боевые посты РТВ и выгородки ВЧ блоков; 17 – тамбур; 18 – ГКП; 19 – бытовые помещения (гальюны, душевые и т. д.); 20 – кают-компания офицеров; 21 – ЦПУ машинной установки и выгородка носового главного распределительного щита; 22 – гиропост; 23 – расходная топливная цистерна; 24 – шахта забора воздуха МО; 25 – носовое МО; 26 – кормовое МО; 27 – решетки вытяжных шахт МО; 28 – главные двигатели (АД.); 29 – ДТ; 30 – буфет; 31 – столовая личного состава; 32 – камбуз; 33 – 76-мм АУ АК-176; 34 – барбет 76-мм АУ; 35 – запасные топливные цистерны; 36 – цистерны трюмных вод; 37 – кладовые мокрой провизии; 38 – ахтерпик; 39 – румпельное отделение; 40 – 30-мм АУ АК-630М.

Бурун (зав. № 68, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 11.1975 г.; 07.1977 г.;

Входит в состав БФ. С 09.11.1990 г. по 03.03.1993 г. на ПО СФ «Алмаз» (г. Санкт- Петербург) корабль прошел средний ремонт.

Ветер (зав. № 69, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 27.02.1976 г.; 21.04.1978 г.;

Входил в состав СФ. С 09.10.1986 г. по 27.02.1987 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) корабль прошел средний ремонт. 01.12.1987 г. его вывели в резерв, законсервировалии и в бух. Долгая Западная (пос. Гранитный) поставили на прикол. В августе 1988 г. Ветер отбуксировали в бух. Сайда, а 04.08.1995 г. исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Комсомолец Мордовии (зав. № 70, пр. 1234, до 13.04.1982 т.~3ыбь , с 15.02.1992 г.~ Штиль ). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 28.06.1976 г.; 23.10.1978 г.; 31.12.1978 г. Входит в состав ЧФ.

Айсберг (зав. № 71, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 11.11.1976 г.; 20.04.1979 г.;

Входит в состав СФ. С 20.09.1989 г. по 14.11.1990 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) корабль прошел средний ремонт.

Туча (зав. № 72, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 04.05.1977 г.; 29.04.1980 г.;

Входит в состав СФ.

Ураган (зав. № 73, пр. 1234). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 01.08.1980 г.; 27.05.1983 г.;

Входит в состав СФ.

Прибой (зав. № 74, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 25.11.1978 г.; 20.04.1984 г.;

Входит в состав СФ. С 4 февраля по 1 сентября 1994 г. на СРЗ № 82 (пос. Росляково) корабль прошел средний ремонт.

Прилив (зав. № 75, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 29.04.1982 г.; 26.04.1985 г.;

Входит в состав БФ.

Мираж (зав. № 77, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 30.08.1983 г.; 19.08.1986 г.;

Входит в состав ЧФ.

Метеор (зав. № 78, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 13.11.1984 г.; 16.09.1987 г.;

Входит в состав БФ. С 12.10.1995 г. по 20.06.1996 г. на Рижском СРЗ (Латвия) корабль прошел средний ремонт.

Рассвет (зав. № 79, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 29.09.1986 г.; 22.08.1988 г.;

Входит в состав СФ.

Зыбь (зав. № 80, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 26.08.1986 г.; 28.02.1989 г.;

Входит в состав БФ.

Гейзер (зав. № 81, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 21.12.1987 г.; 28.08.1989 г.;

Входит в состав БФ.

Пассат (зав. № 82, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 27.05.1988 г.; 13.06.1990 г.;

Входит в состав БФ.

Ливень (зав. № 83, пр. 12341). Приморский ССЗ (г. Ленинград): 28.09.1988 г.; 08.05.1991 г.;

Входит в состав БФ.

Перекат (зав. № 84, пр. 12341). Приморский ССЗ: 09.1988 г. -, -.

В ноябре 1991 г. из-за отсутствия финансирования постройку корабля приостановили. В середине 1992 г. заказ на него аннулировали, а корпус на стапеле разобрали на металл.

Циклон (зав. № 1001, пр. 12341). Владивостокский ССЗ: 22.09.1973 г.; 24.05.1977 г.; 31.12.1977 г.

Входил в состав ТОФ (Камчатская ФлРс). 17.01.1995 г. корабль из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. Его полностью разоружили и в озере Богородское (г. Петропавловск-Камчатский) поставили на отстой.

Вскоре Циклон затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. В 1998 г. корабль подняли и на СРЗ № 48 (г. Вилючинск) разобрали на металл.



Тайфун (зав. № 1002, пр. 12341). Владивостокский ССЗ: 10.05.1974 г.; 14.08.1979 г.; 30.12.1979 г.

Входил в состав ТОФ. 4.08.1995 г. корабль из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

В декабре 1995 г. его полностью разоружили и в бух. Сельдевая поставили на отстой. В 1998 г. на СРЗ № 49 (г. Вилючинск) Тайфун разобрали на металл.

Смерч (зав. № 1004, пр. 12341). Владивостокский ССЗ: 16.11.1981 г.; 16.11.1984 г.; 30.12.1984 г.

Входит в состав ТОФ.

XX съезд ВЛКСМ (зав. № 1005, пр. 12341, до 14.04.1987 г -Ливень , с 15.02.1992 г.- Иней ). Владивостокский ССЗ: 06.07.1983 г.; 05.10.1986 г.; 25.12.1987 г.

Входит в состав ТОФ.

Мороз (зав. № 1006, пр. 12341). Владивостокский ССЗ: 17.02.1985 г.; 23.09.1989 г.; 30.12.1989 г.

Разлив (зав. № 1007, пр. 12341). Владивостокский ССЗ: 01.11.1986 г.; 24.08.1991 г.; 31.12.1991 г.

Входит в состав ТОФ (Камчатская ФлРС).