Противодиверсионный катер проекта 21980. Отечественное оружие и военная техника. Морская пулеметная установка мтпу

Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 ПРДК «Грачонок» строится на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»), к которой ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» приступило в 2008 году.

ПРДК проекта 21980 шифр «Грачонок» разработан ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» (город Нижний Новгород) для Военно-морского флота России. Благодаря заложенным в проект высоким тактико-техническим характеристикам, мореходным качествам и применению современного радиоэлектронного и противодиверсионного вооружения катер способен обеспечить выполнение широкого спектра задач.

Противодиверсионные катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования флота и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия береговой охране ФСБ России при решении задач по охране и защите государственной границы.

Основные тактико-технические характеристики катера проекта 21980: Водоизмещение 138 тонн. Длина 31 метр, ширина наибольшая 9,5 метра, осадка 1,85 метра. Скорость полного хода 23 узла. Дальность плавания 200 миль. Автономность 5 суток. Экипаж составляет 8 человек.

Вооружение катера:

ракетное зенитное оружие: ПЗРК «Игла»;

артиллерийское оружие: пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм;

противодиверсионное оружие: гранатометы ДП-65 и ДП-64.

Противодиверсионный катер проекта 21980 оснащен современным радиоэлектронным вооружением (гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств «Анапа», навигационная радиолокационная станция МР-231, оптико-электронный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3) и средствами обнаружения подводных объектов (поисково-обследовательский комплекс ). На борту катера имеется водолазное снаряжение.

Головной катер проекта 21980 (П-104, бортовой номер 889), строительный номер 981, был заложен 18 февраля 2008 года.

С ноября 2009 года находится в составе соединения кораблей Ленинградской военно-морской базы в Кронштадте, Балтийский флот. Летом 2011 года участвовал в Международном военно-морском салоне, где привлек повышенное внимание посетителей. Согласно приказу Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации 27 февраля 2014 года присвоено наименование П-104 «Нахимовец».

04 мая 2015 года для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля.

По сообщению от 28 июня 2017 года в Санкт-Петербург для участия в «Международном Военно-Морском Салоне» (МВМС-2017). С 22 по 27 августа участие в региональном форуме «Армия-2017» в Кронштадте.

Второй катер проекта 21980 (П-191, бортовой номер 840), строительный номер 982, был передан в октябре 2011 года в состав соединения кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. 16 февраля 2015 года переименован в "Кадет".

Третий катер проекта 21980 (П-349, бортовой номер 841) «Суворовец», строительный номер 983, был заложен 06 мая 2011 года. 16 июня 2012 года был спущен на воду. 14 ноября 2012 года на Новороссийской военно-морской базе был подписан приемный акт. Катер вошел в состав Черноморского флота России. 16 февраля 2015 года переименован в "Суворовец".

24 мая 2019 года черноморских проливов Босфор и Дарданеллы в рамках первого выхода в дальнюю морскую зону.

Четвертый катер проекта 21980 (П-350, бортовой номер 842), строительный номер 984, был заложен 05 мая 2012 года. 22 августа 2013 года был подписан приемным акт. Катер вошел в состав Черноморского флота. 16 февраля 2015 года переименован в "Курсант-Кировец".

Пятый катер проекта 21980 (П-351, бортовой номер 930), строительный номер 985, был заложен 27 июля 2012 года. 15 октября 2013 года в городе Махачкала был подписан приемный акт. Катер войдет в состав Каспийской флотилии. В 2016 году был переименован в "Юнармеец Каспия".

По сообщению от 11 августа 2017 года катер, открывавший Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге 30 июля, по Волго-Балтийскому водному пути на Каспийское море. Возвращение в пункт базирования Махачкала на Каспийском море ожидается в третьей декаде августа.

Шестой катер проекта 21980 (П-355, бортовой номер 836), строительный номер 986, заложен 07 мая 2013 года. 22 августа 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очереднойкатер на три месяца раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь, в конце 2014 года . В 2016 году был переименован в «Юнармеец Крыма».

По сообщению от 11 апреля 2017 года постоянного оперативного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море. По сообщению от 08 сентября выполнение задач в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота в Средиземном море и вернулся в Севастополь.

Седьмой катер проекта 21980 (П-424, бортовой номер 837), строительный номер 987, заложен 27 июля 2013 года. 09 октября 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был . Черноморский флот России получил очереднойкатер на тринадцать месяцаев раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь. По сообщению от 17 марта 2015 года . С июня 2017 года переименован в «Кинель».

30 июля 2017 года принял участие в главном Военно-морском параде в День ВМФ России в Санкт-Петербурге. 31 августа в Черное море, совершив под буксирами переход к месту постоянной дислокации по внутренним водным путям.

Восьмой катер проекта 21980 (П-433, бортовой номер 844), строительный номер 988, 12 января 2015 года. 17 мая 2017 года из Зеленодольска на внешнюю сдаточную базу в город Кронштадт, где ему предстоит пройти все этапы ходовых и государственных испытаний. По сообщению от 12 сентября в Севастополь. 16 сентября был торжественно Андреевский Военно-Морской флаг, катер вошел в состав отряда ПДСС Крымской военно-морской базы Черноморского флота.

Девятый катер проекта 21980, строительный номер 989, 07 мая 2015 года. Должен быть спущен на воду в 2018 году. Переименован в «Юнармеец Татарстана».

Десятый катер проекта 21980, строительный номер 990. Должен быть введен в эксплуатацию в 2018 году. По сообщению от 29 октября 2018 года Санкт-Петербургский филиал ОАО «ВНИИР-Прогресс» оборудование для катера.

Противодиверсионные катера «Грачонок» проекта 21980 предназначены для охраны водных районов военно-морских баз ВМФ Российской Федерации. Разработчик — КБ «Вымпел», судостроитель — Зеленодольский завод имени А.М. Горького. Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют катерам решать широкий спектр задач, свойственный кораблям гораздо большего водоизмещения.

Первый катер был заложен на стапеле завода 18 февраля 2008 г., спущен на воду 25 апреля 2009 г., прошел испытания как в акватории реки Волга, так и в акватории Балтийского моря. Катер вошёл в состав Балтийского флота в мае 2010 года. В настоящее время ведётся строительство еще двух катеров данного типа.

Основные ТТХ :
стандартное водоизмещение — 138 т
длина — 31 м
ширина — 7,4 м
осадка — 1,85 м
силовая установка – 2 дизеля
скорость полного хода — 23 узла
автономность — 5 суток
экипаж – 8 человек
Вооружение :
— ПЗРК «Игла»
— 14,5 мм пулемёт
— 55-мм противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64
— имеется водолазное снаряжение.

Противодиверсионный катер «Грачонок» оснащен современным радиоэлектронным вооружением, которое позволяет обнаруживать и обследовать подводные объекты. Особой составляющей этой системы является гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар» , разработанный инженерами ОАО «Тетис Про» и предназначенный для:

– проведения гидролокационного закономерного поиска объектов в толще воды (в том числе подводных пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла) на дистанции до 500 м, при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– обследования дна на глубине до 200 м при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– гидролокационного и визуального обследования обнаруженных объектов с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата;

– разметки работ поиска и обозначения обнаруженных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками с привязкой к географическим координатам;

– отображения в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, обработки и сохранения полученных данных.

Все эти операции возможны благодаря входящему в состав ПОК «Кальмар» оборудованию :
— многолучевой гидролокатор;
— многолучевой эхолот;
— навигационная гидроакустическая станция с гидроакустическими буями-ответчиками;
— телеуправляемый необитаемый подводный аппарат;
— пульт управления комплексом.

Комплекс «Кальмар» в данной комплектации был смонтирован на головном катере «Грачонок» и прошел государственные испытания на Балтийском флоте. Позже, в целях расширения возможностей оборудования, специалистами ОАО «Тетис Про» был внесён ряд существенных изменений.

Так, было разработано новое программное обеспечение для обработки гидроакустической станцией сигналов, принятых приёмо-передающей антенной, что позволило значительно увеличить дальность обнаружения подводных пловцов в приповерхностном слое. Был изменен интерфейс управления программой обработки гидроакустических сигналов на более информативный, а также усовершенствован пульт оператора.

В ноябре 2010 года были проведены испытания с обновленным программным обеспечением гидролокационной станции (ГЛС). Новая ГЛС включает в себя две антенны переднего обзора с секторами обзора 90° в горизонтальной плоскости и многолучевой эхолот с функцией гидролокатора бокового обзора (ГБО) .

Антенны смонтированы на опускном устройстве, выдвигающемся из корпуса судна. В ходе испытаний ГЛС использовалась для освещения подводной обстановки при обследовании гавани. Было проведено обследование дна и толщи воды. При движении судна со скоростью около 6 узлов наблюдались объекты на дне, якорные цепи, причальные стенки на расстояниях 70–400 м.

По опыту первого года эксплуатации комплекса на катере, с целью дальнейшего улучшения технико-тактических характеристик поисково-обследовательского комплекса планируется модернизация системы «Кальмар», в частности, использование более мощного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработан для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Судно предназначено для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект катера разработан на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел». В основу проекта были заложены такие характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» - борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция - однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор. ГЭУ катера состоит из двух дизельно-редукторных агрегатов. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС. «Грачонок» имеет водоизмещение 138 тонн и может использоваться как в море, так и на реках.

Основу разведывательных средств катера составляет гидроакустический комплекс «Кальмар». Установленные на катер электронные системы, средства навигации и связи - все отечественного производства. Радиолокационные и гидроакустические станции имеют компьютерные интерфейсы. В дополнение имеются системы навигации, аналогичные гражданским судам. Катер имеет автономность до 5 суток, что с запасом хода 200 миль позволяет использовать его на морских маршрутах малой дальности.

На рубке катера Грачонок установлена универсальная мачта с кронштейнами для крепления любого необходимого оборудования. Для работы на реках устанавливаются УКВ радиостанции речного диапазона. Также предусмотрена коротковолновая и спутниковая связь. Со второго судна на катерах проекта начали устанавливать судовой водолазный комплекс с барокамерой, для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов.

Основные тактико-технические характеристики катера «Грачонок»

Основные характеристики:

Водоизмещение: 139 т (стандартное)

Длина: 31,04 м (наибольшая)

Ширина: 7,4 м (наибольшая)

Осадка: 1,85 м (средняя)

Двигатели: 2 дизеля

Скорость хода: 23 узла (полная)

Дальность плавания: 200 миль

Автономность плавания: 5 суток

Экипаж: 8 человек

Вооружение:

Навигационное вооружение НРЛС МР-231 «Пал»

Радиоэлектронное вооружение
- ОЭКН МТК-201
- ПОК «Кальмар»
- ОГАС «Анапа»

Артиллерия:
- 1 × 14,5 мм МТПУ
- 1 × противодиверсионный гранатомёт ДП-65А
- 1 × гранатомёт ДП-64

Ракетное вооружение ПЗРК «Игла» (боекомплект - 4 ЗУР)

30 июля 2019 года на судостроительном заводе в Рыбинске прошел спуск на воду третьего катера специального назначения «Грачонок» для Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. После прохождения швартовных, ходовых и госиспытаний судно будет передано заказчику и отправится к месту несения службы. Катер предназначен для охраны Крымского моста. Для этих целей ведомство сформировало специальную бригаду в Керчи.

19 июня 2019 года в городе Рыбинск Ярославской области спустили на воду первый из четырех катеров спецназначения «Грачонок», построенный по заказу Росгвардии для охраны Керченского пролива и Крымского моста. Катер предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами в акваториях и ближних к ним пунктах базирования. Контрактом между судостроительным заводом «Вымпел» и Росгвардией предусмотрена передача всех катеров до конца 2019 года.

Проект 21980 «Грачонок» - это серия скоростных, маневренных и многоцелевых катеров, предназначенных для защиты акваторий пунктов базирования, а также ближних подходов к ним от диверсионно-террористической угрозы. Кроме того, корабли этого проекта будут использоваться для охраны государственной границы нашей страны. Благодаря особенностям своей конструкции, а также оснащению катеров новейшим оборудованием и системами вооружения, они способны выполнять задачи, которые ранее выполняли суда гораздо большего водоизмещения. Следует отметить, что кораблей такого класса ранее не было не только в составе российского, но и советского военно-морского флота.

Катера типа «Грачонок» способны обнаруживать объекты в толще воды на дистанциях в 300 метров, проводить обследование дна на глубинах до 200 м (при волнении моря до 3 баллов и скорости движения судна до 8 узлов). Кроме того, эти корабли могут проводить изучение дна и подводных объектов с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. На катерах проекта есть водолазное оборудование и барокамера.

Противодиверсионный катер (ПДКТ) проекта 21980 был разработан конструкторами ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), серийное производство этих кораблей налажено на Зеленодольском заводе им. Горького, а затем на Восточной верфи и ССЗ «Вымпел». Первый катер этого проекта был заложен в 2008 году, уже через год он был спущен на воду.

В настоящее время в строю находится уже 12 противодиверсионных катеров проекта 21980, еще 5 строится, а один «Грачонок» проходит испытания.

История создания проекта 21980 «Грачонок»

Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.

Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».

В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.

В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.

В 2012 году в Зеленограде были заложены сразу два «Грачонка», кроме того, к серийному производству этих кораблей была подключена «Восточная верфь» во Владивостоке. На ней были заложены два катера проекта 21980.

В 2012 году катера под номерами П-191 и П-349 были зачислены в состав российского Черноморского флота.

В 2013 году в Зеленограде были заложены еще два катера, а П-377, изготовленный во Владивостоке, был спущен на воду. П-351 был принят в состав Каспийской флотилии.

В 2014 году к производству кораблей проекта 21980 присоединилось еще одно российское предприятие – рыбинский ССЗ «Вымпел». Российское военное ведомство подписало с заводом контракт на постройку шести кораблей проекта. В этом же году были спущены на воду несколько катеров, после испытаний они вошли в состав Черноморского и Тихоокеанского флота.

Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2019 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2019 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.

Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»

Противодиверсионный катер «Грачонок» - это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.

Главная энергетическая установка корабля выполнена на основе дизельных двигателей фирмы MTU Friedrichshafen (Германия). Она позволяет катерам этого проекта достигать скорости в 23 узла.

В 2014 году из-за наложенных на Россию западных санкций поставки немецких двигателей были прекращены. Их заменили китайскими аналогами, изготовленными компанией Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Поставки производились через российскую компанию «Морские пропульсивные системы». В состав новой ГЭУ вошли два двигателя TBD620V12, два реверс-редуктора и соединительные муфты.

В марте нынешнего года в российских СМИ появилась информация, что оба китайских двигателя вышли из строя во время первого же испытания. Из-за этого на российского субподрядчика «Морские пропульсивные системы» были наложены штрафные санкции в размере 750 тыс. рублей. Правда, теперь не совсем понятно, какими двигателями будут комплектоваться новые корабли.

Катера проекта 21980 оснащены весьма совершенным комплексом вооружения, современными радиоэлектронными и радиотехническими средствами, а также водолазным оборудованием, которое позволяет проводить обследование дна и подводных объектов.

В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.

Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».

Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.

Для выполнения боевых задач экипаж катера может задействовать и поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», который позволяет исследовать дно на глубинах до 200 метров, а также подводный телеуправляемый аппарат ТНПА «Фалкон» разработанный компанией Saab Seaeye Co.LTD. Он способен достигать глубин в 300 метров.

По результатам проведенных государственных испытаний комплекс «Кальмар» был модернизирован, в дальнейшем для катеров этого проекта планируют создать новый, более совершенный, необитаемый подводный спускаемый аппарат.

Уже на второе судно этого проекта был установлен специальный водолазный комплекс с барокамерой, который можно использовать при проведении спасательных, поисковых, технических и иных видов подводных работ. Еще можно добавить, что оборудование катеров «Грачонок» отображает данные о подводной обстановке в режиме реального времени.

Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».

55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.

14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка позволяет уверенно поражать надводные, воздушные и береговые легкобронированные цели на дистанциях до 2 тыс. метров.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Основное назначение катера проекта 21980 - защита флота в портах от диверсий, для которых противник может задействовать подводных пловцов, лодки, малые летальные аппараты. Катер несет на борту современный арсенал средств обнаружения и поражения различных диверсионных групп. Борьба с диверсиями в портах не требует большого запаса топлива. Для этой цели оптимально подходят суда водоизмещением 50-200 тонн. Малоразмерные суда имеют низкую стоимость эксплуатации. Катер «грачонок» попадает в этот диапазон. Его водоизмещение – 138 тонн. Корабль проекта 12980 может использоваться как в море, так и на реках.

Катер решает задачи противовоздушной обороны для обеспечения защиты небольших объектов, используется для охраны государственной границы, при охране государственных лиц и при проведении специальных операций. В середине 2017 года построено около 15 судов проекта 12980, и их производство продолжается на верфях Зеленодольского судостроительного завода.

Основные технические параметры

  • Водоизмещение - 138 тонн;
  • Длина корпуса - 31 м;
  • Ширина - 7,4 м;
  • Осадка – 1,8 м;
  • Скорость хода максимальная – 23 узла;
  • Запас хода – 200 морских миль;
  • Автономность – 5 суток;
  • Экипаж – 8 человек.

Эффективность применения противодиверсионных катеров во многом определяется техническими разведывательными средствами, имеющимися на борту. Основу разведывательных средств составляет гидроакустический комплекс «Кальмар». Установленные на катер электронные системы, средства навигации и связи - все отечественного производства. В стандартной комплектации полный арсенал разведывательных технических средств включает в себя следующие узлы:

  • гидроакустическая станция Анапа;
  • поисковый подводный комплекс «Кальмар»;
  • водолазное снаряжение, резиновые лодки, моторы;
  • радиолокационная станция МР-231 «Пал»;
  • телевизионный комплекс наблюдения надводной обстановки МТК-201 М3.

Радиолокационные и гидроакустические станции имеют компьютерные интерфейсы. В дополнение к электронным разведывательным средствам имеются системы навигации, аналогичные гражданским судам: навигационные приемники ГЛОНАСС высокой точности позиционирования, системы прохождения путевых меток, эхолоты, радиостанции морской УКВ связи и другое оборудование, стандартное для морских судов. Катер Грачонок имеет автономность до 5 суток, что с запасом хода 200 миль позволяет использовать его на морских маршрутах малой дальности. Также он очень удобен для применения на реках благодаря малой осадке (всего 1,8 м).

Расположение средств наблюдения и связи на рубке катера:

  1. Телевизионный комплекс наблюдения МТК-201 М3 (телекамера, телеобъектив с дистанционным наведением);
  2. Поворотная антенна морской радиолокационной станции МР-231 «Пал»;
  3. Прожектор системы освещения надводной обстановки;
  4. Рупорные громкоговорители высокой мощности;
  5. Флагштоки и антенны радиостанций местной морской УКВ связи;
  6. Антенна ГЛОНАСС под защитным пластиковым куполом.

На рубке катера Грачонок установлена универсальная мачта с кронштейнами для крепления любого необходимого оборудования. Для работы на реках устанавливаются УКВ радиостанции речного диапазона. Также предусмотрена коротковолновая (специфические длинные антенны) и спутниковая связь.

Характеристики гидроакустической станции Анапа:

  • дальность обнаружения пловца в ластах – до 300 м (теоретическое значение);
  • дальность обнаружения пловца на механизированных средствах движения - более 400 м;
  • сектор одновременного обзора - 360 градусов;
  • погружение антенны – до 40 метров;
  • современный компьютерный интерфейс станции, система идентификации целей и другие особенности.

Подводный поисковый комплекс Кальмар

Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами компании «ТетисПро» специально для противодиверсионных катеров.

Морская радиолокационная станция МР-231 «Пал»

Основное назначение станции - навигационное, но она обеспечивает решение других задач, например, обнаружение надводных целей. МР-231 имеет широкое применение на судах, осуществляющих охрану государственной границы. Станция имеет малое энергопотребление и относительно низкую стоимость в сравнении с другими морскими радарами аналогичной мощности. Дальность обнаружения целей – 10-15 км, и оно зависит от высоты установки антенны. Период обзора (скорость вращения антенны – 20-40 об/мин). Передатчик локатора работает на частоте 9 ГГц в импульсном режиме с мощностью до 10 кВт. Антенна передатчика - щелевая на плоской симметричной панели с вращением. Приемник имеет выход на компьютеры и другое оборудование навигационной рубки. Координаты привязываются в данных канала ГЛОНАСС.

Водолазное снаряжение

Катер проекта 21980 используется при проведении контртеррористических, поисковых и спасательных операций на море, что требует хорошего водолазного снаряжения. На катере имеются штатные водолазные комплекты. Их число и технические характеристики не уточняются. Отмечено, что на катере установлен специализированный судовой водолазный комплекс, разработанный специалистами «Тетис Про» в 2011 году. В составе комплекса имеется барокамера, позволяющая поддерживать физиологическую натренированность водолазов.

Телевизионный комплекс наблюдения

Катера 21980 комплектуются телевизионным комплексом наблюдения надводной обстановки МТК-201 М3. Данные по техническим характеристикам именно этой модификации не уточняются, но наиболее близкий к нему комплекс МТК-201 МЭ. Такие комплексы устанавливаются на известных вертолетоносцах «Мистраль». Они выполнены на той же конструктивной платформе и обладают следующими характеристиками:

  • дальность обнаружения целей: надводных 10-20 км (в зависимости от погоды), воздушных 8-15;
  • дальность обнаружения по тепловизионному каналу – 8-16 км;
  • предел измерения лазерного дальномера – 25 км;
  • компьютерный интерфейс, привязка к координатам с приемника ГЛОНАСС/GPS;
  • гироскопическая стабилизация всех оптических приборов комплекса.

Вооружение

  • ПЗРК-Игла;
  • Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
  • Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
  • Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.

ПЗРК-Игла

На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс - встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.

Многоствольный гранатомет ДП-65

Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.

Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.

Морская пулеметная установка МТПУ

Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны - бронебойные, зажигательные, трассирующие.

Ручной гранатомет ДП-64

Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.