Современная армия Казахстана: численность и вооружение. Военная делегация Казахстана приняла участие в Международной выставке и конференции военно-морской техники и вооружения

Астана уделяла и уделяет значительное внимание созданию и развитию национальных военно-морских сил. Причем согласно решению, принятому правительством республики в январе 1994 года, помогали в этом молодому государству бывшие офицеры ВМФ СССР – капитаны 1 ранга Петр Редьков и Владимир Ращупкин.

Патрульный катер одного из советских проектов. Фото из книги «Оружие России»

НАСЛЕДСТВО И ДАРЫ

Кстати, строительство ВМС велось не на пустом месте, поскольку на казахстанской территории имелась определенная военно-морская инфраструктура распавшегося СССР. В частности, речь идет о 284-м дивизионе кораблей охраны водного района Каспийской флотилии (порт Баутино в Тюб-Караганском заливе) и дивизионе кораблей специального назначения на Аральском море, организационно также входившем в состав КФ. Последний предназначался для обеспечения деятельности космодрома Байконур и научно-исследовательского центра по разработке биологического оружия на острове Возрождения (так называемый объект «Сектор»). Данный дивизион имел в своем составе малые десантные корабли проекта 106К (для транспортных перевозок), применявшиеся в качестве поисковых судов катера-торпедоловы проекта 368Т, десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 (возможно, в специальном поисковом исполнении по проекту 1205П) и некоторые другие плавсредства.

Поисковые суда предназначались для отыскания приводнившихся на акватории Аральского моря космических аппаратов или их фрагментов. В качестве авиационного компонента этих поисково-спасательных сил использовались вертолеты-амфибии Ми-14ПС, базировавшиеся на аэродроме в Аральске.

На территории Казахской ССР находились и объекты материально-технического обеспечения и тыла ВМФ (склады и т.д.).

В ходе раздела советской Каспийской флотилии Казахстану, по некоторым сведениям, достались 18 ее малых кораблей и вспомогательных судов – предположительно все единицы Аральского дивизиона и находившиеся непосредственно на Каспии опытовое судно ОС-213, устаревший малый торпедный катер ТК-47 (видимо, проекта 123К), два патрульных (по официальной классификации – артиллерийских) катера проекта 1400 (тип «Гриф»), два патрульных (разъездных) катера проекта 14081 (тип «Сайгак») и вспомогательные суда «Волна» и «Прибой». Однако, судя по всему, указанные опытовое и вспомогательные суда, а также торпедный катер в строй национальных ВМС введены не были.

Во второй половине 1990-х годов в состав ВМС Казахстана вошли четыре немецких патрульных катера береговой охраны проекта 369 постройки 1952–1953 годов, шесть малых патрульных катеров американской постройки типа «Донтлес» (безвозмездные дары ФРГ и США) плюс переданные Россией в счет «байконурского долга» два рейдовых тральщика проекта 1258 и два патрульных катера типа «Гриф». 17 августа 1996 года в порту Актау (бывший Шевченко) командирам патрульных катеров ВМС Казахстана были вручены учрежденные указом президента страны Нурсултана Назарбаева № 3068 от 18 июля 1996 года национальные военно-морские флаги.

Кроме того, в 1998 году Казахстан получил несколько таможенных катеров от Объединенных Арабских Эмиратов.

Наиболее же крупные зарубежные приобретения ВМС Казахстана относятся уже к 2000-м годам: в 2001-м им также был передан в порядке оказания безвозмездной военной помощи турецкий сторожевой катер типа «Тюрк» постройки 1970 года, в 2006-м Южная Корея продала Астане по символической цене три сторожевых катера типа «Си Долфин» (по 100 долл. за каждый). Ныне планируется закупить в Украине патрульные катера типа «Гриф» и четыре патрульных катера типа «Калкан».

В дополнение к ранее поставленным катерам США в рамках программы Государственного департамента по оказанию помощи в области экспортного контроля и безопасности границ (EXBS) отдали морским частям пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана еще три патрульных катера «быстрого реагирования», построенных компанией SAFE Boats International (Порт-Орчард, штат Вашингтон). Торжественная церемония передачи катеров состоялась в октябре 2005 года в порту Баутино.

НАЦИОНАЛЬНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Вместе с тем Казахстан сумел наладить постройку катеров для национальных ВМС и морских частей пограничных войск на верфях завода «Зенит» и НИИ «Гидроприбор» в Уральске – 42-тонных типа «Буркит» (по типу «Грифа»), 13-тонных типа «Сункар» (советский проект 14081М), 7-тонных типа «Сапсан» (собственного проекта 110) и модернизированных 14-тонных типа «Сапсан-М». Вдобавок на верфи «Зенита» в 2005–2006 годах был построен 240-тонный сторожевой катер (по национальной классификации – пограничный сторожевой корабль 2 ранга) «Сардар» типа «Барс» – головной в серии из трех единиц, а на верфи «Гидроприбора» – малый пограничный катер типа «Шагала».

«Сардар» стал крупным успехом казахстанских корабелов. Ведь на сегодняшний день только две страны в Каспийском бассейне (Россия и Казахстан) своими силами строят военные корабли и суда. Завод «Зенит» еще в 1993 году постановлением правительства «О кораблестроительной программе Республики Казахстан» был определен головным предприятием в рамках национальной программы военного судостроения. В течение 1995–2004 годов отсюда отправились в плавание четыре катера типа «Буркит» и два – типа «Сункар». Сейчас мощности завода позволяют выпускать три–четыре катера в год. На «Зените» проводится их капитальный ремонт; а для осуществления текущего ремонта предприятие построило и передало морским пограничникам специальную плавучую мастерскую. Вскоре завод намечает развернуть работы по изготовлению тральщиков.

На верфи завода НИИ «Гидроприбор» к 2006 году построено 16 малых патрульных катеров.

От советского ОПК Казахстану достались крупные предприятия, специализирующиеся на выпуске минно-торпедного вооружения и средств противоминной обороны. Номенклатура производимого минно-торпедного вооружения и производственные мощности данных предприятий не просто превышают потребности национальных ВМС, но и выходят далеко за пределы таких потребностей, поскольку у Казахстана попросту нет носителей многих видов подобного оружия. Предприятия военно-морского промышленного комплекса включают упомянутый завод «Зенит», машиностроительный завод имени Куйбышева (Петропавловск), завод «Гидромаш» и ПО «Машиностроительный завод» (Алма-Ата). Последние три изготавливают на экспорт авиационные противолодочные ракеты АПР-3, самонаводящиеся противокорабельные торпеды (533-мм 53-65КЭ и 650-мм 65-75А), морские мины МДМ-1, МДМ-2, МДМ-3, МТПК-2, СМДМ, «Лангуст-Щука», «Кречет», КПМ (противодесантная мина), МНП-2 (диверсионная мина), противолодочный минный комплекс ПМК-1, тралы и искатели мин.

СОСТАВ И ЗАДАЧИ

Следует отметить, что в 1997 году ВМС Казахстана были полностью переданы в состав морских частей пограничной службы («сил охраны государственной границы») Комитета национальной безопасности страны. К этому времени казахстанские военные моряки умудрились потерять пять патрульных катеров типа «Донтлес», затонувших во время шторма, что, видимо, весьма разгневало государственное руководство, принявшее столь радикальное решение. Однако через шесть лет президентским указом от 7 мая 2003 года № 1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан» было определено, что военно-морские силы (эскери-тенгиз кюштери) являются одним из видов ВС и включают «органы управления, рода войск, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения и учебные части». Таким образом, эскери-тенгиз кюштери были восстановлены в качестве составной части вооруженных сил Казахстана, и пограничники возвратили им часть катеров.

Ныне ВМС Казахстана (главный штаб в Астане) насчитывают вместе с морскими частями пограничной службы 3 тыс. человек личного состава и состоят из дивизионов кораблей и катеров, базирующихся в портах Актау, Баутино, Атырау (бывший Гурьев, река Урал) и на Аральском море. Продолжительность срочной службы во флоте – два года.

На Каспии ВМС располагают примерно 10 сторожевыми и патрульными катерами, двумя рейдовыми тральщиками и двумя малыми гидрографическими катерами, на Арале (предположительно) – малыми десантными кораблями и десантными катерами на воздушной подушке. В составе ВМС имеются авиационные подразделения, которые располагают 3–6 вертолетами Ми-8 и шестью Ми-2 (вероятно, две вертолетные эскадрильи). Винтокрылы находятся в Актау и Атырау. В последнем дислоцируется батальон морской пехоты. Еще один батальон морпехов, возможно, будет сформирован или уже сформирован на побережье Аральского моря. Есть в ВМС бригада береговой обороны – аналог армейской мотострелковой.

В планах командования эскери-тенгиз кюштери – строительство главной военно-морской базы в бухте Курык (юго-восточнее Актау) и пункта базирования в Фетисово (Казахский залив). Главный штаб ВМС должен быть перенесен в Актау. Общую численность военно-морских сил планируется довести до 5 тыс. человек. В их структуре предполагается создать диверсионно-разведывательный отряд боевых пловцов.

В составе морской пограничной дивизии (командир – контр-адмирал Кенжемерген Абикеев) регионального управления «Батыс» пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана насчитывается порядка 20 морских и речных патрульных катеров различного водоизмещения. Они сведены в Атырауский и Актауский дивизионы. Пограничные катера, кроме портов Атырау и Актау, также базируются на Форт-Шевченко. Несколько малых пограничных катеров американской постройки находятся на реке Черный Иртыш (граница с Китаем).

Для корабельного состава ВМС и морских частей пограничной службы Казахстана установлены следующие воинские звания: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи, главный старшина, старшина третьего класса, старшина второго класса, старшина первого класса, штаб-старшина, мастер-старшина, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3 ранга, капитан 2 ранга, капитан 1 ранга, контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал. Звания «классных» старшин, штаб- и мастер-старшины (явно по западному образцу) введены специально для кадровых флотских унтер-офицеров контрактной службы, развитию системы которой в Казахстане уделяется особое внимание.

Для подготовки офицерских кадров ВМС и морской пограничной охраны, а также командного состава гражданского флота в Актау в 2001 году на базе профессионально-технической школы № 2 было открыто высшее военно-морское училище (с 2003 года военно-морской институт). Срок обучения по специальностям «штурман», «эксплуатация и ремонт корабельных радиотехнических средств» и «эксплуатация и ремонт корабельных дизель-электрических и дизельных энергетических установок» – пять лет; выпускникам присваивается воинское звание «лейтенант» и выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации «инженер».

В военно-морском институте параллельно готовятся специалисты со средним профессиональным образованием по специальностям «кораблевождение и зрительная связь», «корабельные средства связи» и «корабельные двигатели внутреннего сгорания и электрооборудование». Срок их обучения – два года; выпускникам присваиваются воинское звание «старшина 2-й статьи» и квалификация «техник».

ПОКА НЕ ПО ПЛЕЧУ

В соответствии с официальными заявлениями Министерства обороны Казахстана, на ВМС страны возложены следующие основные задачи:
  • защита государственной границы и экономических интересов страны на море (включая содействие пограничной службе и другим государственным структурам в борьбе с браконьерством и осуществлении контрольных функций);
  • охрана и оборона прибрежных акваторий (водных районов), а также морских нефтегазовых платформ и искусственных островов с объектами нефтегазодобычи;
  • борьба с подводными диверсионными силами и средствами противника;
  • обеспечение действий приморского фланга сухопутных войск, высадка морских десантов, перевозка войск и грузов морем, минно-тральные операции;
  • ведение разведки и осуществление радиолокационного дозора на море и в прибрежной зоне, в том числе в интересах ПВО страны;
  • защита морских сообщений, включая конвоирование нефтеналивных танкеров и других гражданских судов;
  • навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания;
  • осуществление морских поисково-спасательных операций во взаимодействии с министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Очевидно, что в полном объеме выполнить все перечисленное военный флот Казахстана пока не в состоянии. Фактически ВМС решают служебно-боевые задачи в составе регионального командования вооруженных сил «Запад» (штаб в Атырау), на которое возложено «обеспечение неприкосновенности государственной границы, территориальной целостности, суверенитета и экономических интересов Республики Казахстан в казахстанском секторе Каспийского моря». В зоне ответственности командования находятся Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская и Мангистауская области.

Из частей сухопутных войск, входящих в командование «Запад», известно о 2-й мотострелковой бригаде (Атырау), артиллерийской бригаде (Актюбинск – Актобе) и отдельном полке связи (Актау); кроме того, в районе Актау развернута радиотехническая бригада сил воздушной обороны (ВВС/ПВО). Возглавляет командование «Запад» контр-адмирал Ратмир Комратов (родился в 1951 году), бывший офицер-подводник, выпускник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища и Военно-морской академии (Ленинград). Одновременно он является командующим ВМС Казахстана.

Для осуществления ПВО сил флота в море, ведения морской разведки и нанесения ударов по надводным целям (в ограниченных масштабах) Казахстан может задействовать такие боевые самолеты своих ВВС/ПВО (сил воздушной обороны), как МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-25 и Су-27. Следует отметить хорошую, по постсоветским меркам, подготовку казахстанских военных летчиков, средний годовой налет которых достигает 100 часов.

В принципе, с учетом сбалансированной экономической политики, проводимой президентом Нурсултаном Назарбаевым, наличия мощной национальной военной промышленности и сохранившегося (в отличие от других азиатских республик бывшего СССР) высокого удельного веса славянского населения, то есть высококвалифицированных инженерно-технических кадров, можно прогнозировать, что в обозримом будущем Казахстан постарается обрести второй по значимости после российского военно-морской потенциал на Каспии. Следует также ожидать пополнения состава казахских ВМС за счет зарубежных поставок как со стороны России (по информации контр-адмирала Комратова), так и со стороны стран НАТО. Согласно некоторым сообщениям прессы США высказывали намерение передать Казахстану патрульный корабль водоизмещением порядка 1000 тонн. По мнению автора, в данном случае речь может идти о малом патрульном корабле береговой охраны класса «Рилайенс».

Астана намерена развивать военно-морское сотрудничество и с Азербайджаном. В ходе состоявшегося в октябре 2007 года визита в Баку министра обороны РК Даниала Ахметова было достигнуто соглашение о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра (в/ч 641) ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана. Учитывая, что азербайджанские боевые пловцы обучены по стандартам НАТО и в целом Баку в военном строительстве ориентируется на Североатлантический блок, такого рода казахстанско-азербайджанские связи должны стать для Москвы определенным сигналом о долгосрочных намерениях ее крупнейшего среднеазиатского союзника…

Ракетно-артиллерийский корабль "Мангыстау" введен в состав ВМС Казахстана December 22nd, 2017

Как сообщило министерство обороны Казахстана, 20 декабря 2017 года в порту Актау состоялась церемония подъема военно-морского флага ВМС Казахстана на ракетно-артиллерийском корабле "Мангыстау" (бортовой номер "253") проекта 0250 (шифр "Барс-МО"). Корабль был построен для ВМС Казахстана в Уральске на АО «Уральский завод «Зенит» (входит в состав АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг»), и был на воду 27 апреля 2017 года. Приемный акт был подписан в октябре 2017 года.


Церемония подъема военно-морского флага ВМС Казахстана на ракетно-артиллерийском корабле "Мангыстау" (бортовой номер "253") проекта 0250 (шифр "Барс-МО"). Актау, 20.12.2017 (с) министерство обороны Казахстана

Это четвертый введенный в строй ВМС Казахстана ракетно-артиллерийский корабль проекта 0250 (типа "Казахстан"), которые представляют собой увеличенный вариант строящихся "Зенитом" с 2005 года для Пограничной службы Казахстана больших сторожевых катеров проекта 0300 (шифр "Барс", построено пять единиц). Проект 0300 является местным обозначением проекта 22180, разработанного по казахстанскому заказу санкт-петербургским АО "Северное проектно-конструкторское бюро" на основе гражданского проекта малого быстроходного судна снабжения буровых установок.

Переработка проекта 0300 в проект 0250 по требованиям ВМС Казахстана выполнялась украинским казенным предприятием "Исследовательско-проектный центр кораблестроения" (Николаев) в рамках контракта стоимостью 8 млн долл, заключенного казахстанской стороной с ГК "Укрспецэкспорт". Затем аналогичным образом николаевский центр за 400 тыс долл осуществил корректировку проекта второго корабля проекта 0250 ("Орал ") с целью размещения на нем систем вооружения украинского производства.

Строящиеся для ВМС Казахстана ракетно-артиллерийские корабли проекта 0250 ("Барс-МО"), головной единицей которого стал "Казахстан" (бортовой номер "250", был на воду 25 апреля 2012 года и введен в строй в декабре 2012 года), отличаются от проекта 0300 увеличенной с 40,6 до 46 метров длиной корпуса и измененной архитектурой (фактически все четыре построенных корабля проекта 0250 несколько отличаются друг от друга). Стандартное водоизмещение ракетно-артиллерийского корабля проекта 0250 заявлено в 240 тонн (головного, следующие - 250 тонн), а наибольшая скорость хода - в 30 узлов. Энергетическая установка - два дизельных двигателя Deutz TBD620V16 мощностью по 2240 кВт. Дальность плавания экономическим ходом 12 уз - 1200 миль, автономность 10 суток. Экипаж 23 человека (возможно размещение 31).

На головном корабле "Казахстан" вооружение сейчас состоит из двух 23-мм спаренных зенитных артиллерийских установок ЗУ-23 и 12-ствольной 122-мм пусковой установки РСЗО украинского производства.

Вторым кораблем серии для ВМС Казахстана стал "Орал" (бортовой номер "251", на воду 30 апреля 2013 года и введен в строй 3 декабря 2013 года), третьим - "Сарыарка" (бортовой номер "252", на воду 7 мая 2014 года и введен в строй в декабре 2014 года), а четвертым - "Мангыстау" (бортовой номер "253"). Начиная с "Орала" состав вооружения был изменен - на кораблях установлены баковая 30-мм артиллерийская шестиствольная установка АК-306, а также два комплекса разработки украинского государственного предприятия "Государственное Киевское конструкторское бюро "Луч" - турельная пусковая установка "Арбалет-К" с четырьмя ракетами ПЗРК "Игла" и ракетный комплекс "Барьер-ВК" с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами РК-2В с лазерным наведением. Также система управления вооружением "Каскад-250" и двухкоординатная РЛС "Дельта-250" разработки и производства киевского ГП «НИИ «Квант-Радиолокация», и оптико-электронная система управления огнем артиллерии Sens-2 разработки и производства киевского ГП «НИИ «Квант».

Сообщается, что на четвертом корабле "Мангыстау " установлена ГАС обнаружения боевых пловцов, и улучшены условия обитаемости.



Церемония подъема военно-морского флага ВМС Казахстана на ракетно-артиллерийском корабле "Мангыстау" (бортовой номер "253") проекта 0250 (шифр "Барс-МО"). Актау, 20.12.2017 (с) пресс-служба акима Мангистауской области

Построенный для ВМС Казахстана на АО «Уральский завод «Зенит» ракетно-артиллерийский корабль "Мангыстау" (бортовой номер "253") проекта 0250 после спуска на воду. Уральск (Казахстан), 27.04.2017 (с) министерство обороны Казахстана

Военно-морские силы Казахстана являются видом войск Вооруженных Сил Республики Казахстан (ВС РК), который охраняет и оберегает государственную границу, территориальную целостность и суверенитет нашей страны в водах Каспийского моря. Здесь собрана вся информация об успехах казахстанского военного флота, планы на дальнейшее развитие, технике, обучение военных моряков и многое другое.

  • 24.12.2018
  • 1315

Военные моряки отрабатывают курсовые задачи

В Военно-морских силах экипажи кораблей отрабатывают курсовые задачи по организации корабля и приготовлению его к бою и походу в составе групп и команд Военные моряки проводят мероприятия по готовности корабля к выполнению задач в соответствии со своим предназначением, по разработке документов, регламентирующих содержание корабля, эксплуатацию вооружения и технических средств, а также организации корабельной, специальной, дежурной и вахтенной служб. С началом нового учебного года в Военно-морских...

  • 31.10.2018
  • 1709

Военная делегация Казахстана приняла участие в Международной выставке и конференции военно-морской техники и вооружения

Под руководством главнокомандующего Военно-морскими силами ВС РК капитана 1 ранга Сакена Бекжанова военная делегация Казахстана приняла участие в 26-й Международной выставке и конференции военно-морской техники и вооружения «Euronaval-2018». В ходе мероприятия французской стороной был организован ряд презентаций по темам «Совместные межвидовые военные операции», «Область военно-морских операций», «Кибербезопасность и цифровизация», «Действия на море и береговая оборона». Военная делегация...

  • 26.10.2018
  • 1765

У штурвала своей жизни: история одного офицера ВМС РК

Капитан 1 ранга Ермек Булатович Байгабулов - человек с сильным характером и богатой биографией. Он один из тех, кто стоял у истоков формирования Военно-морских сил Казахстана и принимал непосредственное участие в их развитии О том, чтобы связать свою жизнь именно с Военно-морскими силами Ермек Байгабулов стал всерьез задумываться в еще детстве. На это повлияло то, что он родился в военной семье, в которой дисциплина и ответственность были главными принципами в воспитании детей. В пятнадцать...

  • 15.10.2018
  • 1672

Военная делегация Казахстана принимает участие в III Международных соревнованиях морского флота

В соответствии с приглашением корейской стороны казахстанская делегация под руководством главнокомандующего Военно-морскими Силами ВС РК капитана 1 ранга Сакена Бекжанова участвует в III Международных соревнованиях морского флота в качестве наблюдателя, которые проходят на острове Чеджу, Республика Корея III Международные соревнования морского флота проводятся в рамках празднования 70-ой годовщины со дня формирования Вооруженных Сил Республики Корея (в 1948 г.). Корейской стороной для...

  • 19.09.2018
  • 2003

Военные моряки совершили сбор-поход по Каспийскому морю

В соответствии с Планом боевой подготовки Военно-морских сил на 2018 год группа кораблей Военно-морских сил Казахстана в составе ракетно-артиллерийских кораблей «Сарыарка», «Орал» и «Мангыстау» совершили сбор-поход по акватории казахстанского сектора Каспийского моря В ходе сбор-похода экипажи кораблей провели ряд корабельно-боевых учений в частности отход от причальной стенки, плавание корабля в узкости вблизи берегов, организация смены вахты на ходу, определение места корабля, постановка корабля...

  • 07.09.2018
  • 1445

Повысили уровень морской выучки

В Военно-морских силах проведено оперативно-тактическое учение с привлечением оперативных групп Сил воздушной обороны ВС РК и Регионального управления береговой охраны Пограничной службы КНБ РК Главной целью учения стала проверка уровня подготовки личного состава и слаженности работы совместного штаба воинских частей Военно-морских сил ВС РК и Регионального управления береговой охраны Пограничной службы КНБ РК по вопросам планирования и управления силами в море при выполнении ими задач по локализации...

  • 24.08.2018
  • 1837

Курс – только вперед

Прошедшая неделя ознаменовалась важнейшей датой в истории Военно-морских сил нашей страны. 17 августа 1996 года был поднят военно-морской флаг Независимого Казахстана. Знаменательная дата – самое время вспомнить об основных вехах развития этого вида войск 17 августа символизирует рождение боевой составляющей Военно-морских сил. Данное событие военные моряки торжественно празднуют, с проведением парада кораблей, показывая элементы боевой выучки личного состава соединений и воинских частей ВМС ВС...

  • 20.08.2018
  • 2875

Отечественные представители СМИ стали на время военными моряками

В Актау завершился тематический пресс-тур для представителей СМИ, инициированный Министерством обороны Республики Казахстан. В ходе поездки, казахстанские масс-медиа ознакомились с жизнедеятельностью соединений и воинских частей Актауского гарнизона В рамках пресс-тура организована поездка на морской порт, где для журналистов провели ознакомительную экскурсию по ракетно-артиллерийским кораблям Военно-морских сил Казахстана. В практической части пресс-тура представители СМИ вместе с инструкторами...

Седому Каспию до абсолютного спокойствия еще очень и очень далеко. На карте мира это все еще не море и не озеро, а так, бесправный в юридическом плане, внутренний водоем, таящий множество тревог. И первая из них - проблема с обеспечением глобальной безопасности всех пяти прикаспийских государств: Казахстана, России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана.

Жаркий спор вокруг правового статуса Каспия идет не один десяток лет. Есть за что бороться - богатый регион. Черное золото без меры, икра осетровых пород, рыба, транзит. Пираты уже появились как у берегов Сомали. На гражданские суда нападают, нервы щекочут всем подряд.

Вице-адмирал о болевых точках

Разгоряченный после совещания у министра обороны нынешний буквально ворвался в зал для переговоров и сразу в присущей ему манере взял быка за рога: «Времени у нас не так много, потому прошу задавать вопросы по существу». Соглашаюсь с адмиралом, зачем тянуть резину?

Жандарбек Садуевич, готовы на Каспии встретить неприятеля в случае чего? Силы морские в полной боевой готовности? И корабли стоят на рейде?

Да, моряки готовы защитить свою Родину. Вопрос о том нужен ли степному Казахстану военно-морской флот и мощные современные корабли снят давным-давно, благодаря нашему Президенту.

Мощный флот однозначно нужен! Иначе кто нефтяные вышки здесь будет охранять и спокойствие наших граждан?

Значимость нашей границы по береговой линии Каспия нельзя недооценивать. Мы гордимся тем, что решили вопросы делимитации границы со всеми нашими соседями, но один вопрос по стратегически важному участку протяженностью 1800 км. на Каспии открыт до сих пор. И мы пока с этой стороны очень уязвимы.

Угроза терактов на Каспии существует

Ранее Казахстан выдвигал предложение о демилитаризации Каспия, но его не поддержали остальные прикаспийские государства. Наращивать военную мощь семимильными шагами стали все, в том числе и те страны, где никогда не было военно-морских сил и боевых кораблей. К примеру, военный потенциал ВМС Туркменистана сейчас уже превзошел ВМС Казахстана и Азербайджана .

По словам, Жандарбека Жанзакова, угроза активизации международного терроризма, потенциальная возможность совершения различных диверсий на Каспии, портах и нефтегазовых объектах вынуждает не медлить, а постоянно усиливать мощь наших ВМС. Это задача сейчас очень актуальная.

Надо сделать так, чтобы военные имели возможности «видеть и слышать» Каспий на всем его протяжении, а не только в определенной и ограниченной прибрежной зоне.

Господин адмирал, военно-морским силам Казахстана 2 апреля стукнуло 25 лет. Согласитесь, что это немалый срок для развития. Каков результат? Есть чем гордиться сегодня?

Несомненно, за четверть века Казахстану многое удалось сделать. И практически с нуля возродить военный флот. Подчеркиваю, с нуля! В советский период на территоррии Казахстана не было ни одного подразделения ВМФ СССР.

От распада Союза и его ВМФ Казахстану не досталось ни техники, ни документации, регламентирующих боевую и повседневную деятельность военных моряков. Ничего.

На первоначальном этапе в составе Главного штаба ВС РК был создан Отдел военно-морских сил под руководством капитана 1 ранга Руслана Исламова , а осенью 1993 года в Актау была сформирована первая военно морская войсковая часть, командиром которой был назначен капитан 1 ранга Ратмир Комратов . С этого момента и началось формирование частей и подразделений Военно-морских сил ВС РК и военного присутствия на Западном стратегическом направлении. Еще через год в Уральске был сформирован Учебный центр ВМС ВС РК , в котором с 1995 года началась подготовка младших корабельных специалистов для Военно-морских сил ВС РК и Морских частей пограничных войск КНБ. Готовили по трем специальностям: рулевой - сигнальщик, радиотелеграфист и трюмный моторист.

В 1996 году в Актау удалось сформировать управление командующего ВМС ВС РК с подчиненными частями: тремя дивизионами кораблей и катеров, базы тыла, учебным центром, узлом связи, ротой специального назначения и гидрографической службой.

В это же время была разработана и утверждена кораблестроительная программа и на база отечественных предприятий АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор» в Уральске . Первый катер проекта 100 «Сункар» и рабочий катер проекта «Батыр» были спущены на воду и сданы заказчику в 1995 году. В этом же году в соответствии с Планом военного сотрудничества между Казахстаном и США отечественные ВМС пополнились пятью катерами типа «Бостон» и катером типа «Си-арк». Из Германии были доставлены четыре малых сторожевых корабля водоизмещением 75 тонн.

Тогда же с баланса Министерства морского рыбного хозяйства России передано на безвозмезной основе тюленебойное судно водоизмещением более 400 тонн, в дальнейшем переоборудованное в корабль управления ВМС ВС РК.

Знаковым событием в истрии создания ВМС стало вручение в 1998 году Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым военно-морского Флага командиру корабля нового отечественного проекта 200 «Астана» капитан-лейтенанту Карасаеву .

Смелость города берет

Было еще одно весьма заметное событие в 1999 году, о котором моряки слагают легенды. Говорят будучи в то время капитаном 3 ранга (майором) Вам пришлось лично у Путина выбивать разрешение на проход из Турции в Казахстан морского охотника водоизмещением 180 тонн с полным вооружением на борту.

Было дело. Только не у Путина лично, а у министра транспорта Российской Федерации. Тогда нам пришлось в Ростове-на-Дону 38 дней и ночей ждать выхода постановления правительства России. Владимир Владимирович Путин в то время исполнял обязанности премьер-министра.

В разрешительных документах наш МИД указал, что из Турции идет просто судно. Приставки «военное» нигде не значилось.

Потому когда в Ростове таможенники увидели на борту морского охотника пушки и пулеметы, буквально выпали в осадок.

Тут, как откровенно поведал «Каравану» Жандарбек Жанзаков, и начались приключения на одно место.

Сотовых телефонов как сейчас в то время не было и в помине. На переговорном пункте я практически жил, а мой экипаж из 23 человек покорно ждал на корабле, изучая матчасть не теряя времени даром . И когда я ценой неимоверных усилий (улыбается) добыл телефон приемной министра транспорта и дозвонился до его секретарши, то сразу выпалил, что я, мол, капитан 3 ранга из Казахстана и мне необходим срочный разговор с главой ведомства. Сейчас смешно об этом вспоминать, но в то время не было другого выхода.

- Смелость города берет.

Вот именно. Твердый командирский голос и название должности - капитан 3 ранга, верояно, так магически подействовали на девушку, что она мгновенно соединила меня со своим шефом. И дело разрешилось. Переход из турецкого порта Гельджук в порт Актау мы совершили через Мраморное, Черное, Азовское и Каспийское моря. Преодолели проливы Босфор, Керченский, реки Дон, Волга, Цимлянское водохранилище, Волго-Донской канал. Общая протяженность маршрута перехода кораблей из Мраморного моря в Каспийское море составила более трех тысяч миль (более 5,5 тыс. км). По ходу жадно учились всему и приобретали бесценный опыт.

Но когда вернулись домой в связи с проводимыми реформами в государственных структурах переформировали в морскую Пограничную дивизию, то есть ввели в состав Пограничной службы КНБ РК.

И я ушел в оперативное управление при Генеральном штабе.

С выходом 2003 году Указа Президента о трехвидовой структуре Вооруженных Сил Республики Казахстан начался второй этап развития и становления Военно-морских сил. И вы снова вернулись на флот и даже встали у гланого штурвала ВМС.

И это верно. Более того, принимая во внимание складывающуюся непростую обстановку в Центрально-Азиатском регионе и в Каспийском бассейне в частности, по поручению главы государства для подготовки военно-морских кадров в Актау удалось сформировать Военно-морской институт .

Сейчас я горжусь тем, что проблем с кадрами у нас нет. Пожалуй, это одно из гланых достижений в области становления ВМС.

Решением тогдашнего Министра обороны Халык Каһарманы генерала армии Мухтара Капашевича АЛТЫНБАЕВА по инициативе командующего войсками Регионального командования «Запад» контр-адмирала Ратмира КОМРАТОВА началось вновь формирование частей и подразделений ВМС ВС РК в составе Регионального командования «Запад». Сформированы управление ВМС в составе Управления командующего и дивизион разнородных кораблей в бригаде морской пехоты . Для координации действий в Центральном аппарате МО РК создан отдел ВМС.

- Все силы и корабли сосредоточены в Актау, а вы за тысячи километров сидите в Астане. Комфортно?

Нахождение управления главкомата ВМС в столице вполне, на мой взгляд, оправдано. Обеспечение успешной деятельности всего военного флота удобнее вести именно отсюда. И в правтельственные кабинеты заходить лично, и задачи первостепенной важности решать там, где надо. Я рад, что в Казахстане принята и действует очень важная программа развития ВМС до 2030 года.

В связи с этим мы получили возможность увеличить штат сотрудников, оснастить воинские части современным вооружением и техникой, включая суперсовременное радиолокационное оборудование.

По понятным причинам в открытой печати я не могу раскрывать все детали, но то, что благодаря вниманию Президента мы постоянно совершенствуемся - факт очевидный. В Актау сейчас очень хорошая инфраструктура. В нашем распоряжении свой собственный пирс. Мы не арендуем его как бывало раньше. И с жильем для личного состава вопросы решаются положительно.

Сделал дело - гуляй смело!

Знаю, что в интересах своих подчиненных вы отстояли перед Министром обороны особенный распорядок дня для личного состава ВМС. По субботам и воскресеньям ваши офицеры и контрактники не , а проводят время дома со своими семьями.

Мой принцип простой: «Сделал дело - гуляй смело!». Если в течение рабочей недели все тщательно планировать и успевать по службе, то необходимости пахать еще в субботу и воскресенье абсолютно нет. Происходит это еще и потому, что все нынешние моряки - фанаты своего дела . На флоте без этого нельзя. Кстати, отрадно отметить, что фонатично к своим обязанностям относятся и наши отечественные корабелостроители. Лично я всегда выступаю за то, чтобы на вооружение в ВМС приходили корабли не иностранного производства, а свои, родные.

Вероятно, потому вам и нынешнему начальнику Генерального штаба Мурату МАЙКЕЕВУ приходится частенько спорить с руководством. Возможно даже нарываться на конфликт.

Не спорить, скорее последовательно отстаивать свою профессиональную точку зрения. Одно общее дело делаем - защищаем интересы страны! Министерство обороны, кстати, приняло решение - размещать все заказы на казахстанских предприятиях.

И на заводах действует постоянное правило: каждый следующий образец должен быть совершеннее предыдущего. Поэтому сейчас проводится очередная модернизация технологических линий.

Работа с отечественными корабелами выгодна еще и тем, что они полностью берут на себя дальнейшее сервисное обслуживание и ремонтные работы. Это значительно повышает надежность и долговечность техники. Когда госзаказ в действии - машиностроители получают новый импульс для развития и сохранения квалифицированных кадров. Одна из наших задач - сделать все возможное, чтобы иметь полное право гордиться продукцией с маркой «Сделано в Казахстане».

Было время, когда Иран и Азербайджан оказались на грани конфликта из-за неопределенной принадлежности нескольких спорных островов. На Каспий ведь не распространяется ни конвенция по организации морского права, ни международная практика принципа водораздела. Так и до состояния вооруженного конфликта не далеко.

Нерешенный вопрос о правовом статусе Каспия действительно создает почву для разногласия и конфликтов. В этой связи между прикаспийскими государствами продолжаются переговоры по разработке конвенции о правовом статусе Каспия, обсуждение вопроса о географическом прохождении модифицированной усредненной линии и других спорных моментов.

Напомню, при разграничении дна Каспия по модифицированной современной линии на долю Казахстана приходится более 29,6 процента, Азербайджана - 19,5 процента, России - 18,7 процента, Туркменистана - 18,4 процента и Ирана - 13,8 процента.

Понятное дело, что Иран таким положением дел не может быть полностью удовлетворен. Но этот вопрос не в компетенции ВМС. Мы не политики, мы - защитники Отечества!

Пираты на Каспии портят нервы? Поговаривают, что в последнее время их очень много здесь развелось почему-то.

Проблема такая существует. Не без этого. Случается, что в нейтральных водах особо отчаянные байды время от времени подходят к гражданским суднам и пытаются насильно угрожая оружием забирать то, что им понравится. Это грабеж средь бела дня.

Скрываются потом эти байды, уходят в неизвестном направлении, снова выходят разбойничать. Потому нам и надо здесь держать ухо востро и всеми силами препятствовать этому пиратскому злу.

Взаимодействовать с коллегами из прикаспийских государств, обмениваться ценной информацией, проводить совместные учения. Что, в принципе, мы сейчас и делаем активно.

Алматы-Актау-Астана

Вот что по этому поводу говорит бывший командующий ВМС РК контр-адмирал Ратмир Комратов: «Казахстан в то время официально отказался от дележа флота, полагаясь на то, что наши интересы на Каспии будет защищать Россия». Но весьма скоро на море начались разработки нефтяных месторождений. Потребовалось срочно создавать свой флот для защиты национальных интересов страны. 2 апреля 1993 г. президент Нурсултан Назарбаев подписал указ «О создании Военно-морских сил Республики Казахстан».

При очередном дележе Каспийской флотилии республике отошло 18 единиц. Но базировать их было негде: Гурьевский (Атырауский) порт не годился из-за мелководья, Шевченковский (Актауский) был плохо оборудован. Зимы 1993-1994 и 1994-1995 гг. и без того достаточно изношенным судам пришлось провести на внешних рейдах, вырабатывая ресурс механизмов колкой льдов и поддержанием жизнедеятельности основных корабельных систем.

Тогда же вице-президент США Альберт Гор пообещал безвозмездно передать Казахстану шесть списанных из состава Береговой охраны США патрульных катеров типа Point. Первый и, кажется, единственный из них добрался до места в июле 1994 г., но физически и морально устаревший катер не представлял сколько-нибудь серьезной силы.

В январе 1996 г. была достигнута договоренность между минобороны России и Казахстана о передаче республике 5 судов для развития сил Береговой охраны (БОХР). В результате, к октябрю 1996 г. в составе ВМС РК насчитывалось 9 катеров БОХР (два собственной постройки, остальные получены от США и Германии) и девять вертолетов (Ми-8, Ми-2). Главная база ВМС РК располагалась в порту Актау (Шевченко). Руководили работами по созданию казахстанского флота капитаны 1 ранга Петр Редьков и Владимир Ращупкин.

В октябре 1997 г. была достигнута договоренность о поставке из России 2 тральщиков и 2 сторожевых катеров в счет «байконурского долга».

Но, как известно, флот – дело дорогое и хлопотное. Республике явно не хватало средств на его содержание и обучение личного состава. Вот почему 17 ноября 1997 г. последовал Указ президента Нурсултана Назарбаева о расформировании ВМС, как вида Вооруженных Сил РК. Оставшиеся на плаву катера и суда вместе с экипажами передали морским пограничникам – Береговой охране.

Но мечта о собственном флоте не умерла. Для подготовки кадров в 2001 г. в Актау начало действовать Высшее военно-морское училище Министерства обороны РК. Оно рассчитано на одновременное обучение 180 курсантов (постановлением правительства Республики Казахстан №684 от 10 июля 2003 г. училище переименовано в Военно-морской институт).

Намерение вновь создать национальные ВМС обосновал 17 февраля 2003 г. тогдашний министр обороны республики М. Алтынбаев. Он заявил о необходимости «обеспечить безопасность нефтеносных районов на Каспии, куда вложены большие иностранные инвестиции, путем осуществления контроля воздушного, надводного и подводного пространства». Вскоре последовал Указ президента Республики Казахстан от 7 мая 2003 г. №1085 «О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных Сил Республики Казахстан». В нем правительству республики предписывалось «обеспечить образование органов управления Военно-морских сил и создание необходимой инфраструктуры Военно-морских сил в соответствии с государственной программой военного строительства в Республике Казахстан на период до 2005 г.». Тогда же была разработана концепция развития ВМС. В состав флота вошла морская пехота, береговая артиллерия и Каспийская флотилия.

Но пока функции флота выполняла Береговая охрана. Состав БОХР оказался весьма пестрым. Основные силы были представлены патрульными катерами проектов 1400М «Гриф» и 1408 «Сайгак» еще советской постройки, украинскими типа «Калкан», американскими типа Dauntless водоизмещением 11 т, очень немолодыми немецкими типа 369 и турецкими типа Turk. 18 мая 2005 г. в Актау состоялась торжественная церемония официальной передачи трех американских 42-футовых катеров типа Defender постройки компании Safe Boat International.

Началось строительство в РК и собственных кораблей. Постановлением правительства «О кораблестроительной программе РК» от 19 июля 1993 г. Уральский завод «Зенит» был определен головным строителем катеров и кораблей. Первым госзаказом, полученным по этому постановлению, стал патрульный катер «Сункар» – казахская версия катера проекта 14081М «Сайгак» на воздушной каверне с водометным движителем. Он предназначен для несения патрульной службы на реках, озерах и в прибрежных зонах морей при волнении до трех баллов. Его полное водоизмещение 13 т, длина – 13,5 м, ширина – 3,5 м, скорость – 70 км/ч, экипаж – 2 человека, пассажировместимость – до 8 человек. Всего на «Зените» построено 3 катера этого типа.

Серийно строились на этом заводе и катера типа «Буркит» («Беркут») – несколько переработанного проекта 1400М. Водоизмещение – около 40 т, длина – 23 м, дальность плавания – 450 миль, скорость хода – около 29 узлов. «Зенит» также поставил морским пограничникам катера типа «Сапсан» водоизмещением 7 т собственного проекта 110 и «Сапсан-М» водоизмещением 14 т. В 2009 г. состоялись успешные испытания пограничного катера-перехватчика ФС-19, показавшего скорость более 100 км/ч.

Очередным шагом стало создание «Сардара» – катера водоизмещением 240 т (по национальной классификации – пограничного сторожевого корабля 2 ранга). Его проектирование осуществлялось петербургским Северным ПКБ, а строительство велось заводом «Зенит». На нем установлено достаточно серьезное артиллерийское и пулеметное вооружение. Береговая охрана республики получила три корабля этого типа, что явилось заметным достижением казахских корабелов. РК стала третьей после России и Ирана страной Прикаспийского региона, способной строить боевые корабли на национальных верфях.

Вторым предприятием, занимающимся сборкой катеров для казахстанской БОХР является НИИ «Гидроприбор» из Уральска. Он построил 16 катеров проекта 110 «Сапсан», а затем катера типа «Шагал» («Чайка»). Они предназначены для эксплуатации как на реках и озерах, так и в прибрежных районах Каспийского моря.

Следует заметить, что завод «Зенит» и НИИ «Гидроприбор» входят в состав АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», которая объединяет наиболее передовые предприятия машиностроительной отрасли республики. Это позволяет им осуществлять тесное взаимодействие.

Ракетный катер типа Yoon Young-ha.

Началом истории современных ВМС РК можно считать 30 мая 2006 г., когда в порт Актау под командованием капитана 1 ранга Жандарбека Жанзакова прибыл отряд из трех сторожевых кораблей, переданных Республикой Корея Военно-морским силам Казахстана. Это патрульные катера типа Sea Dolphin полным водоизмещением 150 т, скоростью хода в 37 узлов и дальностью плавания 600 миль на 20 узлах. Их вооружение состоит из 40- и 20-мм автоматических артиллерийских установок и крупнокалиберных пулеметов. Им присвоены названия «Шапшан» («Быстрый»), «Батыр» («Храбрый») и «Iзет» («Неустрашимый»).

К современным относится и гидрографическое судно «Жайык», построенное для ВМС Казахстана на Астраханской судоверфи в 2008 г. Его длина – более 31 м, ширина – 7 м. Экипаж состоит из восьми моряков. Судно предназначено для изучения рельефа морского дна и течений Каспийского моря. Благодаря ему, в казахстанском секторе Каспия обеспечивается безопасность мореплавания не только военных, но и торговых судов. «Жайык» оснащен гидрологической лабораторией и другим современным оборудованием, подъемным краном и располагает спутниковой радиосвязью.

Большое внимание уделяется в республике подготовке и отбору кадров. Руководители ВМС имеют достойный послужной список. Так, несколько лет возглавлявший ВМС республики контр-адмирал Ратмир Комратов – выпускник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища и Военно-морской академии в Ленинграде, он – бывший офицер-подводник. Нынешний командующий – капитан 1 ранга Жандарбек Жанзаков окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова во Владивостоке, потом служил на атомных подводных лодках Тихоокеанского флота, с 1995 г. – в Вооруженных Силах Казахстана, был начальником штаба ВМС. Военно-морские силы укомплектованы исключительно контрактниками. Кроме Военно-морского института в Актау кадры готовятся или повышается их квалификация в военно-морских институтах, колледжах и академиях России, США, Германии, Турции, Пакистана, Индии и Южной Кореи.

Руководители республики, Министерства обороны и самих ВМС, конечно, понимают, что сделаны пока первые шаги по защите интересов страны на Каспийском море. В апреле 2008 г. проведен тендер на разработку проектно-сметной документации на строительство объектов ВМС в Актау. Достигнута договоренность о подготовке на базе разведывательно-диверсионного центра ВМС Азербайджана личного состава морского спецназа Казахстана. На заводе «Зенит» готовится к закладке первый ракетно-артиллерийский катер.

Есть планы и по приобретению кораблей за рубежом. Недавно в СМИ появились сообщения о намерении закупить в Южной Корее ракетные катера типа Yoon Young-ha (PKX-A) водоизмещением 570 т и 40-узловой скоростью. Безусловно, эти корабли заслуживают внимания, поскольку по характеристикам, во всяком случае заявленным, относятся к лучшим в своем классе. Однако эти катера пока еще «сырые». Достаточно сказать, что Yoon Young-ha был спущен на воду в июне 2007 г., а введен в состав ВМС Южной Кореи только в декабре минувшего года. То есть на его доводку квалифицированным южнокорейским судостроителям потребовалось два с половиной года. Вряд ли PKX-A – дешевые корабли, поскольку они насыщены современной техникой и вооружением. Кроме того, нередко эти техника и вооружение имеют американское происхождение, что создает дополнительные препятствия при заключении сделки. Так, на катерах типа Yoon Young-ha устанавливаются американские газовые турбины LM500. Противокорабельные ракеты 700K Sea Star – лицензионная версия американских ПКР Harpoon. Многие элементы системы боевого управления тоже родом из США. Известно, что Вашингтон демонстрирует подчеркнутое внимание Астане, но это не означает, что он готов поощрять поставки современного вооружения Казахстану, подпадающего под действие законов по экспортному регулированию. Продать или даже передать безвозмездно сторожевик типа Reliance, прослуживший в Береговой охране США более 40 лет, – это пожалуйста, а вот поставить современный боевой корабль – вряд ли. Достаточно напомнить, что во время модернизации в Южной Корее патрульных катеров типа Sea Dolphin их несколько упростили, демонтировав наиболее совершенные системы, в том числе американского производства.

Как бы то ни было, ВМС РК переживают этап качественного роста и обновления. И это закономерно. Ведь у Казахстана – самая протяженная морская граница на Каспии. А ее требуется защищать.