Название боевых катеров вмс греции. Военно-морские силы греции - состояние и перспективы развития. Флот в борьбе за независимость Греции. Греко-турецкие войны

Военно-морские силы Греции (греч. Ελληνικό Πολεμικό Ναυτικό - Эллинико́ Полемико́ Нафтико́) - один из видов вооружённых сил Греческой Республики.

История современного военного флота Греции отсчитывается с момента провозглашения Грецией независимости от Османской империи в 1828 году.

С начала ХХ века строительство ВМС Греции ведется на принципах копирования ВМС Великобритании : организационная структура, принципы обучения, связи и т.п. - заимствуются у европейского соседа. Многие корабли для ВМС Греции были построены в Великобритании.

В настоящее время ВМС Греции включают три командования (флота, материально-технического обеспечения и учебное), авиацию ВМС, а также три военно-морских округа. Кроме того, в оперативном отношении начальнику штаба ВМС подчиняется полк морской пехоты и эскадрилья патрульных самолетов от сухопутных войск и ВВС. Общая численность личного состава ВМС Греции 19 500 человек, в том числе 3000 офицеров и 200 женщин, находящихся на должностях унтер-офицеров.

В составе ВМС Греции на 2014 год числилось 8 подводных лодок , 14 фрегатов , 15 ракетных катеров , 12 артиллерийских катеров , 6 сторожевых катеров , 7 тральщиков , 12 десантных кораблей и 36 судов вспомогательного флота.

Основное место базирования - ВМБ Саламин

История ВМС Греции

История современных военно-морских сил Греции отсчитывается с 1828 года, когда в результате освободительной борьбы страна провозгласила себя независимой от Османской империи. Первым министром по морским делам независимой Греции стал адмирал Константинос Канарис.

Включают военный флот и авиацию.

Основа ВМС - флот. В него входят подводные лодки, эсминцы, фрегаты, боевые катера различных проектов, минно-тральные и амфибийные силы. Их тактико-технические элементы приведены в таблице .

Подводные лодки . В основном (восемь из десяти) западногерманские типа «209», построенные в Киле 9 - 18 лет назад. Однокорпусные. Отличаются повышенной емкостью свинцово-кислотных батарей. Хорошо вооружены активными и пассивными гидроакустическими средствами и другой современной радиоэлектронной техникой. Остальные ПЛ (две бывшие американские типа «Тенч») переданы в 1972 и 1973 гг. и используются в качестве учебных.

Эсминцы . Все корабли этого класса американской постройки 40-х годов. За период нахождения в строю они неоднократно модернизиравались по программам ФРАМ 1 и 2, однако, по оценкам зарубежных военных специалистов, не удовлетворяют современным требованиям. Основным недостатком считается отсутствие противокорабельных ракетных систем, эффективных зенитных и противолодочных комплексов.

Радиоэлектронное вооружение преимущественно американского производства. Некоторые образцы были разработаны 25 - 30 лет назад и не в полной мере отвечают уровню развития техники.

Как указывается в справочнике «Джейнс файтинг шипе», планируется модернизация эсминцев.

Фрегаты . Из шести два построены по голландскому проекту «Кортенаэр» и расцениваются специалистами как вполне современные, четыре - бывшие американские сторожевые корабли военной постройки типа «Кэннон».

В правительственных кругах рассматривается вопрос о строительстве в Греции дополнительно четырех кораблей этого класса по проекту модернизированных фрегатов ВМС Великобритании типа «Леандер».

Боевые катера. Ударный потенциал сосредоточен на ракетных катерах проекта «Комбатант 3» и «Комбатант 2». построенных как в Греции, так и во Франции . Вооружены французскими ракетами «Экзосет» ММ38. Дополнительно планируется построить 10 патрульных катеров, имеющих водоизмещение 50 т и скорость 30 уз.

Зарубежные специалисты считают, что для Греции, государственная территория которой включает большое количество островов, строительство сравнительно недорогих и хорошо вооруженных боевых катеров наиболее рационально, если оценивать систему оружия по критерию «стоимость - эффективность».

Минно-тральные силы . Представлены бывшими американскими тральщиками типа «Адъютант» и «MSC 294». Два тральщика типа «Актион» переоборудованы из бывших американских средних десантных кораблей LSM.

Амфибийные силы. Корабли амфибийных сил, как и большинство кораблей других классов, получены Грецией от США и являются устаревшими. Как отмечается, одна из первоочередных задач ВМС - строительство пяти танкодесантных кораблей.

Авиация ВМС . Включает четыре вертолета французского производства «Алуэтт 3», предназначенных для выполнения задач ПЛО и ведения разведки, десять противолодочных вертолетов итальянской постройки АВ 212 и восемь американских многоцелевых вертолетов HU-16B, приспособленных также для высадки десанта и решения противолодочных задач.

Основные базы греческих ВМС: Саламис, Патрас, Митилини, Салоники и Суда Бей.

Численность личного состава ВМС - 19 500 человек, из них 2500 офицеров.

    Республика Кипр располагает двумя различными военно морскими подразделениями Командованием ВМС Национальной гвардии и Портовой и Морской полицией Кипра (Береговая охрана). Оба подразделения располагают боевыми единицами, но выполняют… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - חיל הים Хейль ха ям Эмблема ВМС Израиля Годы существования с 1948 года … Википедия

    - Ελληνικές Ένοπλες Δυνάμεις Вооружённые силы Греции Эмблема Министерства национальной обороны Греции Страна … Википедия

    Военно Морской Флот Российской Федерации … Википедия

    Військово морські сили України Военно морские силы Украины Эмблема ВМС Украины с 20.06.2007 Год формирования 1991 Страна Украина Подчинение … Википедия

    - (ВМФ; в некоторых государствах именуется военно морскими силами ВМС) вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. Задачи ВМФ выполняет как… … Большая советская энциклопедия

    Военно морское искусство часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения вооруженной борьбы на море. Военно морское искусство состоит из стратегического использования военно морского флота, оперативного… … Википедия

История современных военно-морских сил Греции отсчитывается с 1828 года, когда в результате освободительной борьбы страна провозгласила себя независимой от Османской империи. Первым министром по морским делам независимой Греции стал адмирал Константинос Канарис.

Эмблема военно-морских сил Греции

Флот в борьбе за независимость Греции. Греко-турецкие войны.

Во время войны с Османской империей в 1832 году ВМС Греции насчитывали 1 корвет, 3 брига, 6 галер, 2 канонерские лодки, 2 парохода и несколько мелких судов. Главная военно-морская база располагалась в Поросе, командовал ВМС Греции адмирал Андреас Миаулис.

В 1846 году образовано первое военно-морское училище.

В 1855 году в Англии для военного флота Греции заказываются винтовые пароходы Panopi, Plixavra, Afroessa, и Sfendoni. В 1889 году ВМС Греции пополнился кораблями Hydra , Spetsai и Psara, построенными во Франции.

В результате греко-турецкой войны 1897 году ВМС Греции закрепил свое господство в Эгейском море.

Развитие флота накануне Первой мировой войны

В 1907 году образован Морской генеральный штаб ВМС Греции. Первый начальник МГШ – адмирал Конториотис.

В 1909 году в Италии заказывается флагман ВМС Греции – броненосец Georgios Averof .

В 1910 году в Великобританию направляется делегация во главе с адмиралом Tufnel, по результатам работы которой принимается решение о заимствовании английских принципов построения флота – системы обучения, организационной структуры, системы связи и т.п.

Накануне балканской войны в 1912 году в составе ВМС Греции числились броненосец Georgios Averof , устаревшие пароходы Hydra , Spetsai и Psara, 8 миноносцев (типов Thyella и Niki), 5 устаревших немецких торпедных катеров, 4 парохода типа Acheloos и ряд вспомогательных судов. Во время войны в Германии были заказаны два торпедных катера (Nea Genea и Keravnos), в Англии четыре скаута (Aetos, Ierax, Leon, Panthir) и во Франции две подводные лодки (Delfin, Xifias). Греческий флот безраздельно господствовал в Эгейском море, разгромил турецкий флот в сражениях у островов Элли и Лемнос и освободил ряд островов в северной и северо-восточной частях Эгейского моря. Участие в Первой мировой войне и межвоенный период.

C началом Первой мировой войны строящиеся в Англии для ВМС Греции корабли были реквизированы и вошли в состав ВМС Великобритании. Военный флот Греции участвовал в военных действиях на море на стороне стран Антанты, выполняя патрулирование легкими силами акватории Эгейского моря и обеспечивая проводку союзных торговых конвоев.

По окончании Первой мировой войны корабли ВМС Греции, в составе экспедиционных сил стран Антанты, принимали участие в боевых действиях на Черном море против России, базируясь на Константинополь и Никомидию.

В начале 1920-х годов ВМС Греции поддерживал действия сухопутных войск во Фракии и Малой Азии.

На начальном этапе Второй мировой войны корабли ВМС Греции конвоируют суда, осуществляющие поставки для войск союзников в Албании. Греческие подводные лодки действуют против торговых судов противника в Адриатическом море. Однако, после перехода операции «Барбаросса» в активную фазу и перебазировании немецких ВВС на аэродромы в Болгарии, по кораблям греческого флота был нанесен ряд сильных авиаударов, а части вермахта вступили на территорию Греции, захватив военно-морские базы с суши. Так в период 4-25 апреля 1941 года от атак немецкой авиации затонуло 25 кораблей и судов ВМС Греции.

Начальник Морского генерального штаба ВМС Греции A. Sakelariou с согласия лидеров страны принимает решение продолжить сопротивление. Уцелевшие корабли военно-морского флота Греции сначала перебазированы на Крит, а затем в Александрию. Всего к концу апреля 1941 года в бухте Александрии были сосредоточены 17 кораблей ВМС Греции (броненосец, 6 миноносцев, 5 подводных лодок и вспомогательное судно). На английских судоремонтных базах в Египте и Индии все греческие корабли (кроме ЭМ Vasilissa Olga ) прошли ремонт и модернизацию, с установкой современных радиоэлектронных средств и вооружения). В дальнейшем корабли ВМС Греции привлекались для эскортных операций и патрулирования в водах Средиземного моря, Персидского залива и Индийского океана. На территории Египта действовала греческое военно-морское училище, личный состав продолжал отправляться в Англию для обучения, а также для приемки новых кораблей. Для обеспечения траления прибрежных вод из новых кораблей, полученных в Великобритании, была сформирована флотилия тральщиков.

В 1942 году ВМС Великобритании передали в состав ВМС Греции эсминцы Kanaris , Miaoulis , Pindos , Andias , корвет Sachtouris и подводную лодку Matrozos .

18 сентября 1943 года эсминец Vasilissa Olga и два торпедных катера ВМС Великобритании уничтожили немецкий транспорт с войсками у Додеканеса.

В ночь на 22 октября 1943 года во время обстрела побережья острова Калимнос подорвался на мине и затонул ЭМ Adrias .

В конце Второй мировой войны оставшиеся корабли ВМС Греции были распределены по островам и портам Эгейского моря с задачей зачистки островов от последних очагов сопротивления противника, а также конвоирования судов с продовольствием и товарами для населения Греции.

Флот после окончания Второй мировой войны.

В 1947 году из состава ВМС США Греции были переданы эсминцы Arslanoglou , Blessas , Pezopoulos , Meletopoulos , Xatzikonstantis , Laskos .

В 1950 году ряд кораблей был получен по реперации из Италии.

В 1951 году ВМС США передают Греции торпедные катера Doksa и Niki , тральщики Aktion и Amvrakia , танкер Naukratousa и подводные лодки Posidon и Amfitriti .

В период 1958-1960 годов в состав ВМС Греции США переданы 6 десантных транспортов, 4 ЭМ типа Fletcher (Aspis , Velos , Lonchi и Sfendoni ), 2 корабля поддержки десанта Blachabas и Maridakis , а также 3 десантных корабля Ikaria , Lesvos , Rodos .

В 1964 ВМС Греции пополнился подводной лодкой Triena , а также шестью минными тральщиками Aidon , AIglI , DaPHnE , Doris , Kichli и Kissa .

Военная диктатура и флот

Руководство флота во главе с командующим адмиралом K. Egkolfopoulos не поддержало военный переворот 1967 года и подало рапорты об отставке. Всего в первые месяцы диктатуры «черных полковников» из рядов офицерского состава ВМС Греции был вынужден уйти 61 человек. В мае 1973 года офицерский корпус ВМС Греции подвергся репрессиям после обвинений в попытках выступить против режима «черных полковников». Были арестованы по меньшей мере 1 командир эсминца, 6 командиров ПЛ и 7 командиров торпедных катеров. Кроме того, несколько офицеров бежали в Италию и попросили там политическое убежище, в том числе командиры ЭМ Velos Николаос Паапс (25 мая 1973 года эсминец Velos ушел в итальянский порт Флумицино (Fiumitsino), тем самым выразив протест против правящего военного режима) и тральщика Fedra Константин Костакис.

На рассвете 20 июля 1974 года во время попытки военного захвата Кипра со стороны Греции самолетами ВВС Турции и орудийным огнем эсминцев уничтожены два греческих торпедных катера Т-1 и Т-3. Командир ТКА Т-3 Томакис (E. Tsomakis) погиб вместе с экипажем. В этот же день греческий десантный корабль L-172 Lesbos под командованием капитана Чандриноса (E. Chandrinos) доставил с материковой Греции отряд в составе 450 человек в порт Пафос. Этот факт был трактован турецкой стороной как начало полномасштабной высадки на Кипр. На следующий день по кораблям ВМС Греции был нанесен авиаудар. Однако турецкие летчики по ошибке приняли за греческие корабли три турецких эсминца, один из которых в результате атаки затонул, а два других были серьезно повреждены.

После падения военного режима с конца 1980-х годов ВМС Греции претворяет в жизнь концепцию встраивания в военные структуры ЕС и НАТО, а также участвует в миротворческих операциях под эгидой ООН. С 1982 года расходы на оборону прописываются в пятилетних планах. Во время второй войны в Персидском заливе, через ВМБ Суда, которая действовала в режиме 24-часового рабочего дня, прошло 97 кораблей и судов, которые доставили 13000 тонн материалов и грузов. Самолеты совершили с территории базы 31 тысячу вылетов, доставив в район боевых действий 4500 миллионов тонн топлива. Два фрегата ВМС Греции Elli и Lemnos принимали участие в обеспечении блокады побережья Ирака.

Современное состояние

Согласно измененной в 1997 году доктрины комплексной обороны Греции и Кипра, ВМС Греции призваны обеспечить господство в юго-восточной части Средиземного моря. Главными задачами являются охрана целостности государственных границ, защита коммерческого судоходства и обеспечение безопасности греческого населения на островах. Кроме того, корабли ВМС Греции привлекаются для борьбы с контрабандой и нелегальной миграцией, а также действуют в составе международных сил в прилегающих районах Мирового океана.

Греция – страна морей. Жители этого государство во все времена славились своими знаниями и навыками в сфере судостроительства и судоходства. Греческие мореплаватели со времен глубокой древности сохранили все самые лучшие традиции. Корабли этих мореплавателей по праву считались и считаются лучшими в мире.

Столица и другие крупные города Греции являлись крупными торговыми пунктами. Флот в каждом населенном пункте, примыкающем к морю, был и есть довольно сильный и мощный. По сей день исследователи сходятся во мнении о том, что наиболее прославленный, маневренный и крепкий корабль греков – триера. О ней говорили, ее боялись враги, которые не раз сталкивались с ней нос к носу. Таран триеры по силе превосходил все имеющиеся суда противника. Были и иные боевые и торговые суда, которые не раз удивляли и поражали воображение завоевателей, пытавшихся проникнуть на землю греков.

Парус, весла и другие достижения судостроительства

Ученые, исследовавшие древние документы и чертежи греческих судостроителей, пришли к выводу о том, что изобретение паруса, принадлежит именно грекам. Но сначала они научились перетягивать свои суденышки кожей буйволов и коров, придумали весла.

Некоторые исследователи связывают изобретение паруса с историей о спасении Дедала (миф о Дедале и Икаре). С острова Крит Дедалу удалось убежать, благодаря имеющемуся у него парусу. Якобы это он впервые взгромоздил этот важный элемент на свой корабль.

Суда греков довольно долго передвигались только лишь при помощи весельной силы. Для этого использовали труд рабов. Парус удавалось поднять, если дул попутный ветер. Некоторый опыт судостроения и ведения военных действий на воде, греки материковые переняли у мореплавателей Финикии и Эгейской островной Греции. Не секрет, что флот представители страны моря использовали больше в целях войны, завоевательных походов и в оборонительных целях. Меньше греческие корабли ходили в другие страны ради торговли. Главная отличительная особенность греческого флота от всех остальных – огромная разница между военными и торговыми судами. Первые были достаточно выносливыми, могли сколь угодно маневрировать, а торговые принимали на борт тонны грузов и при этом до самого финиша оставались надежными.

Какими были греческие корабли? Основные принципы строительства

Корпус судна обязательно оснащали килем, обшивали. Греки первыми начали делать парные швы для большей надежности. Самые толстые места обшивки находились под килем и на уровне палубы. Для большей надежности, крепления делали не только из дерева, но и бронзы. Огромные металлические штыри намертво прибивали обшивку к корпусу корабля.

Делалась и необходимая защита от волн. Для этого мостился фальшборт из холщовой ткани. Корпус судна всегда поддерживали в чистоте, красили и обновляли это покрытие по мере необходимости. Обязательной процедурой было натирание обшивки жиром. Выше ватерлинии корпус дополнительно укрепляли, просмаливая и накрывая листами из свинца.

На сырье, из которогостроили корабли, греки никогда не экономили. Они отбирали лучшие сорта дерева, делали идеально прочные канаты и веревки, материал для паруса был самым надежным.

Киль мастерили из дуба, на шпангоуты шла акация, рангоут делали из сосны. Дополняла разнообразиепород древесины – буковая обшивка. Паруса изначально были прямоугольными, но позже греческие судостроители поняли, что гораздо практичнее использовать форму трапеции для создания парусов.

Самые первые суденышки были очень легкими. Длина их составляла всего 35-40 метров. В середине корпуса борта были пониже, чем в остальных частях корабля. Весла поддерживались специальными балками. Из весел, установленных на корме, делали средство управления, напоминающее руль.

Были однорядные и двухъярусные суда. Облегченная унирема в длину составляла порядка 15 метров, а гребцов в нее помещалось по 25 человек. Именно из таких судов состоял флот греков во времена осады Трои. Каждый корабль при этом был оснащен тараном, сделанным из металла в виде огромного 8-10 метрового копья.

Разновидности судов древних греков

Пентеконторы. Эти корабли были изобретены и пользовались популярностью в период с 12 по 8 вв. до н.э. Судно примерно 30-35 метровое, шириной порядка 5 метров, на веслах, имело 1 ярус. Скорость корабль развивал максимум до 10 узлов.

Не во все времена Пентеконторы были беспалубными. В более поздний период их дооснащали. Палуба хорошо защищала рабов от прямых солнечных лучей, снарядов противника. На палубу водружали все необходимое из провизии, питьевую воду, даже загоняли лошадей вместе с колесницами для ведения боя, если придется, на суше. На Пентеконторах легко размещались лучники и другие воины.

Чаще Пентеконторы использовали в качестве перемещения воинов с места одних событий к другим объектам сражений. Собственно военными кораблями они стали позже, когда греки решили не только доставлять бойцов, но и использовать Пентеконторы для потопления вражеских судов, тараня их. Со временем эти корабли видоизменились, стали выше. Греческие кораблестроители добавили еще один ярус для размещения большего числа воинов. Но называться такое судно стало по-другому.

Бирема. Это и есть модифицированная Пентеконтора. Бирема была лучше защищена от натиска врага в ходе ведения морского сражения. Но при этом было увеличено количество гребцов, которых предварительно обучали синхронным действиям во время похода. В этом деле не использовали труд рабов, поскольку именно от хорошо обученных гребцов часто зависел исход боя. Нанимали на такие работы лишь моряков-профессионалов. Свое жалование они получали наравне с воинами.

Но позже снова стали использовать труд рабов, уже предварительно обучая их навыкам весельного хода. Часто в команде имелась лишь малая часть профессиональных гребцов. Остальные были полными профанами в этом деле.

Бирема предназначалась именно для ведения боя на воде. Гребцы нижнего уровня маневрировали на веслах под команды капитана корабля, а верхний ярус (воины) сражался под предводительством командующего. Это было весьма выгодно, поскольку всем хватало занятий, и каждый выполнял свое дело.

Триера. Это наиболее сильный и мощный корабль Древних греков. Изобретение такого вида судна приписывают финикийцам, но считается, что чертежи они позаимствовали у римлян. Но те именовали свое судно триремой. В названии, видимо, лишь и состояло отличие. У греков были целые флотилии, состоящие из триер и бирем. Благодаря такой силе, греки стали господствовать в восточной части Средиземного моря.

Триера – это громадный корабль, рассчитанный на 200 человек. Большая часть из них – гребцы, остальные – лучники. Команда корабля состояла всего лишь из 15-20 матросов и нескольких помощников.

Весла на судне распределялись пропорционально на 3 яруса:

  1. Верхний.
  2. Средний.
  3. Нижний.

Триера была весьма быстроходным судном. К тому же она изысканно маневрировала и легко шла на таран. Триеры снабжали парусами, но сражения греки предпочитали вести, когда судно находилось на весельном ходу. Громадные Триеры на вёслах разгонялись до 8 узлов, что нельзя было осуществить только лишь с парусом. Приспособления для тарана вражеских кораблей находилось и под водой, и над ней. Тому, что находился сверху, греки придавали изогнутую форму или делали его в виде огромной головы чудовища. Под водой таран создавался в виде стандартного заостренного медного копья. На подводный таран воины и возлагали самые большие свои надежды в ходе боя.

Главная цель – пробить корпус судна врага так, чтобы оно пошло на дно. Греки делали это искусно, и большинство кораблей завоевателей тонуло. Техника ведения боя на Триере была следующей:

  1. Постараться напасть с тыла, пока другие корабли занимают отвлекающую позицию.
  2. Перед самим столкновением увернуться, убрать весла и повредить борт судна врага.
  3. Развернуться как можно скорее и напрочь протаранить противника.
  4. Атаковать прочие суда врага.

В конце 20 века несколько ученых, представителей разных стран мира, воссоздали Триеру по древним чертежам и описаниям. Кораблестроители-энтузиасты отправились на этом судне по морю. Путешествие помогло понять исследователям, как происходило передвижение по волнам, осуществлялись сражения и др. Ныне это судно находится в музее Греции, неподалеку от Пирей.

    Лептокария

    Компьютер в Древней Греции

    Компьютеры вошли в жизнь человека сравнительно недавно, однако у современных ученых есть все основания утверждать, что первый прототип современного компьютера появился еще в Древней Греции. Если сравнить его достаточно подробно с современным ПК, то сходств мы почти не найдем, однако его смело можно назвать прародителем калькулятора, ведь отсутствие программного ввода – это главное, что делает не похожим его на современные цифровые устройства.

    Художники слова в Древней Греции

    В этой статье я вкратце представлю греков,которые воспевали в своем творчестве жизнь и красоту. Прежде всего это поэты: Гомер и Гесиод - крупнейшие представители эпической поэзии, сюжетами которой являются главным образом великие войны, радости и горести целого народа; Сапфо, Архилох, Алкей, Алкман, Пиндар и Вакхилид - представители лирической поэзии, декламировавшие свои стихи в сопровождении лиры и музыки вообще;

    Аридея - гидролечебница в Греции

    Новинка зимнего сезона 2008 была гидролечебница «Лутра Аридеа » в горном Аридеа.Горная местность, известная со времени Александра Македонского, изобилует горячими источниками расположенными прямо под открытым небом. Температура воды в них держится в районе 38-39 градусов. Вокруг источников мы видим богатую растительность, чистый воздух и водопады. В 1920 году вода в источниках была объявлена целебной. Прямо посреди леса возле реки Термопотамос (в переводе с греческого – теплая река),

    Греческая комедия от древности до наших дней. Развитие комедийного жанра.