Проекта 209 немецкой постройки. Турецкий подводный флот - безраздельный властелин глубин черного моря. Будущее глубин Черноморья и Средиземноморья - за турецкими подводными лодками


Бортовой номер и название: М-0002 «Адмирал Шабалин»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза Шабалина Александра Осиповича.
ИМО №: 8607165

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла:
Основной объект промысла:
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0007 «Павел Кутахов»
В честь кого названо: Судно построено в 1989 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь Главнокомандующего ВВС СССР, дважды Героя Советского Союза Кутахова Павла Степановича.
ИМО №: 8607282

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1989
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0275 «Александр Косарев»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского комсомольского, партийного и государственного деятеля 1920-1930-х годов, репрессированного в 1938 г., Косарева Александра Васильевича.
ИМО №: 8607153

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,0
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: МК-0556 “Капитан Демиденко»
ИМО №: 8907137

Средняя численность экипажа: 95
Тип судна:
Год постройки: 1994
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,0
Чистая вместимость: 7682 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0202 «Борис Зайцев»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Зайцева Бориса Григорьевича.
ИМО №: 9137478

Тип судна:
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции:


Бортовой номер и название: М-0204 «Яков Гунин»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Гунина Якова Алексеевича.
ИМО №: 9137492

Тип судна: рыболовное типа «Иван Шаньков»
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: охлажденная потр. б/г и с/г, печень трески в банках


Бортовой номер и название: МК-0356 «Рыбак»
ИМО №: 8901494

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1927 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша, морской окунь, палтус синекорый
Вид продукции: потр. б/г


Бортовой номер и название: МК-0361 «Василий Головнин»
В честь кого названо: Судно построено в 1992 г. в Норвегии и является одним из 20 траулеров типа «Стеркодер», построенных в период с 1989 по 1992 г. в Норвегии (проекты R-9104 и R-8830), названо в честь известного русского мореплавателя и путешественника, вице-адмирала, член-корреспондента Петербургской Академии наук Головнина Василия Михайловича.
ИМО №: 8913277

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1992
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1928 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе

Бортовой номер и название: МК-0378 «Капитан Назин»
В честь кого названо: Судно построено в 1993 г. в Испании и является одним из 15 траулеров, построенных в период с 1991 по 1994 г. в Испании (проект D 1305), названо в честь Героя Советского Союза Назина Ивана Ильича.
ИМО №: 8907046

Тип судна: рыболовное типа «Сотрудничество»
Год постройки: 1993
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,64
Чистая вместимость: 7665 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0278 «Бухта Наездник»
ИМО №: 8913253

Средняя численность экипажа: 46
Тип судна: Средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ) типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Класс: KM* L4 fishing vessel
Водоизмещение (т): 2878
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,00
Чистая вместимость: 1899 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе

Германия

Тактико-технические характеристики

Тип 209/1200
Водоизмещение: надводное 1185 т., подводное 1290 т.
Размерения: длина 56 м (183 фута 9 дюймов); ширина 6,2 м (20 футов 4 дюйма); осадка 5,5 м (15 футов 1/2 дюйма.
Силовая установка: четыре дизель-генератора «MTU-Сименс мощное ью 3730 киловатт 5000 л.с.) и электродвигатель Сименс мощностью 2685 киловатт (3600 л.е.), один вал.
Скорость: надводного хода 11 уз. и подводного хода 21,5 уз.
Глубина погружения: рабочая 300 м (985 футов) и предельная 500 м (1640 футов).
Торпедные аппараты: восемь носовых 533-мм (21-дюймовых) для 14 (типовой боезапас) противокорабельных и противолодочных торпед AEG SST Mod 4 или AEG SUT .
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Калипсо», ГАС CSU 3, ГАС DUUX 2С или PRS 3, комплект аппаратуры РЭР, информационно-управляющая система обеспечения торпедной стрельбы «Сепа» Мк 3 или «Синбад М8/24.
Экипаж: 31-35 человек.

В 1962 г. конструкторское бюро IKL начало исследования по дальнейшем; развитию проекта лодок типа 205. Лодки нового типа 206 из высокопрочной немагнитной стали предназначались для использования в прибрежных водах и соответствовали предусмотренным для Западной Германии договорными обязательствами ограничениям тоннажа. На лодках были использованы новые схемы обеспечения безопасности экипажа, а вооружение было рассчитано на применение управляемых по проводам торпед.

После того как окончательно был утвержден проект, в 1966-1968 гг. было проведено производственное планирование, а в следующем году был выдан первый заказ на строительство лодок (всего на 18 единиц). К 1975 г. все лодки от U-13 до U-30 находились в составе действующего флота. В последующем этот тип был оснащен двумя внешними стекпопластиковыми контейнерами общей вместимостью 24 мины в дополнение к стандартному торпедному вооружению. С 1988 г. 12 лодок прошли модернизацию, включавшую установку новой электронной аппаратуры и торпедного вооружения, и получили новое обозначение тип 206А. В середине 1960-х гг. конструкторское бюро IKL разработало для внешнего рынка новую лодку типа 209. Разрабатывавшиеся как океанские, подводные лодки типа 209 из-за относительно небольшой длины корпуса могли успешно применяться и в прибрежных водах. Тип 209 завоевал такую известность, что были построены или заказаны 50 единиц для зарубежных партнеров.


Основные модификации
Шесть главных вариантов типа 209:
— первоначальный 54,3-метровый тип 209/1100 (длина 178 футов 1 дюйм, водоизмещение надводное 960 т и подводное 1105 т);
— 56-метровый тип 209/1200 (длина 183 фута 9 дюймов, водоизмещение надводное 980 т и подводное 1185 т);
— 59,5-метровый тип 209/1300 (длина 195 футов 2 дюйма, водоизмещение надводное 1000 т и подводное 1285 т);
— 62-метровый тип 209/1400 (длина 203 фута 5 дюймов, водоизмещение надводное 1454 т и подводное 1586 т);
— 64,4-метровый тип 209/ 1500 (длина 211 футов 4 дюйма, водоизмещение надводное 1660 т и подводное 1850 т);
— меньших размеров прибрежный 45-метровый тип 640 (длина 147 футов 7 дюймов, водоизмещение надводное 420 т и подводное 600 т).


Лодки закупили следующие страны: Греция (четыре типа 209/1100 и четыре типа 209/1200), Аргентина (две типа 209/1200), Перу (шесть типа 209/1200), Колумбия (две типа 209/1200), Южная Корея (девять типа 209/1200), Турция (шесть типа 209/1200 и восемь типа 209/ 1400, большинство из которых было построено на турецких верфях с помощью Германии), Венесуэла (две типа 209/1300), Чили (две типа 209/1400), Эквадор (две типа 209/1300), Индонезия (две типа 209/1300, еще четыре заказаны, постройка последних, возможно, не будет реализована), Бразилия (пять типа 209/1400), Индия (четыре типа 209/1500 и две в стадии рассмотрения заказа). Южная Африка (три типа 209/1400) и Израиль (три типа 640). Каждая страна определяла параметры оснащения и численность экипажа в зависимости от своих финансовых возможностей.

Во время фолклендской войны подводная лодка типа 209/1200 «Сан Луис» (San Luis) ВМС Аргентины трижды безуспешно проводила торпедные атаки против кораблей британского оперативного соединения, но обнаружила свое присутствие, что заставило командование группировки ВМС Великобритании привлечь значительные корабельные силы и авиацию для ее поиска.