Средний рыболовный траулер срт 300. Забытый корабль

Ну, вот, и настало время одного из самых любимых и уважаемых калининградцами праздников – Дня рыбака , традиционно отмечаемого во второе воскресенье июля. Куда же лучше всего отправиться в этот день? Конечно же, на борт среднего рыболовецкого траулера СРТ-129 , относящегося к уникальному и единственному в России Музею Мирового океана , за многие годы, собравшего у своих стен самую настоящую флотилию из различных судов. СРТ-129 – это единственное в стране рыболовное судно такого типа, на борту которого создана уникальная экспозиция, посвященная истории рыбопромыслового флота России и рыболовецкой истории нашего региона.

Суда этого типа в послевоенный период сыграли выдающуюся роль в добыче рыбных ресурсов и развития рыбной отрасли. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 50-х годов в открытый океан и обнаружили новые районы промысла. На этих же судах сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11% рыбных запасов всей страны.

Калининградский траулер, единственный сохранившийся на Северо-Западе России, как и остальные рыболовные суда этого проекта (тип "логгер"), был заложен еще в 1939-1944 годах на верфях Германии и передан Советскому Союзу в счет репараций.

08. Эти суда предназначались для промысла сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом по схеме бортового траления с обоих бортов.

Выставки на борту судна постоянно меняются, и сегодня мне удалось попасть на фотовыставку под названием "Корабли и капитаны ", на фотографиях которой запечатлены рыбопромысловые суда, для которых портом приписки был Калининград, и их отважные капитаны.

Осмотр судна начинается с носового отсека, где расположена большая часть экспозиций. Здесь можно также посидеть в кают-компании, посмотреть каюту капитана и экипажа, камбуз и другие помещения.

13. Носовая часть судна.

14. Лебедка.

16. Помещение трюма.

Ходить на подобных крохотных суденышках в суровую штормовую Балтику и Атлантику было сродни настоящему подвигу. Ведь по-другому в послевоенное время было нельзя. Приходилось восстанавливать промышленность и подымать экономику Союза.

19. Одежда - спецовка.

21. Морские узлы.

22. Конечно, не все рыбаки возвращались к родным берегам… Калининградцы помнят очень много трагедий, навсегда оставшихся в душах не одного поколения.

Например, 28 февраля 1967 года в проливе Скагеррак во время десятибалльного шторма затонул калининградский рыболовный траулер "Тукан ". Эта трагедия стала самой масштабной по количеству жертв за всю историю калининградского флота - в ту ночь погибло 57 человек.

В постоянной экспозиции "Пионеры океанического лова" ярко представлены история рыболовного промысла в России и в Калининградской области, работа средних рыболовных траулеров в океане, жизнь и труд рыбаков.

25. Стеклянный буй.

Среди экспонатов – макеты тралов, фрагменты разноячеистых сетей, из которых делались различные орудия лова, канаты, кухтыли, карты основных районов промыслов.

27. Кают-компания.

30. Азбука Морзе и телеграф - единственная связь с домом.

Суда этого типа стали образцами и для строительства 60 научно-исследовательских судов, многие из которых внесли выдающийся вклад в изучение Мирового океана ("Александр А. Ковалевский", "Академик Берг", "Миклухо-Маклай", "Шельф" и другие). Об этом тоже упоминается в экспозиции на борту.

32. Столовая.

34. Каюта капитана.

В ходовой рубке установлены приборы и устройства управления судном - основной прибор гирокомпаса "Амур", рулевая колонка со штурвалом, индикатор радиолокационной станции "Донец-2", машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор поискового эхолота "Лещ", пульт радиостанции "Корабль-3".

38. Вид из рубки на палубу.

В штурманской рубке - радиопеленгатор "Рыбка" и индикатор навигационного эхолота "НЭЛ-5"; в радиорубке - радиоприемник "Волна-К", передатчики различной модификации и назначения, пульт управления сигнальными огнями; на верхнем мостике - рамочная антенна радиопеленгатора, плоская антенна радиолокационной станции, нактоуз главного путевого компаса.

41. Эхолот и машинный телеграф.

Среди палубного оборудования наибольший интерес представляют паруса. На судах типа СРТ поднимали паруса, используя их для увеличения скорости судна на переходе из одного района промысла в другой. Носовой парус (кливер) поднимался на фок-мачте, кормовой парус (трисель-грот) - на грот-мачте.

42. Косой парус.

43. Шлюпка.

44. Рында с ТР "Ленинские горы".

45. Страшный зверь на палубе.))

Тактико-технические характеристики СРТ-129:

Наибольшая длина – 38,5 м;
- ширина по грузовой ватерлинии – 7,8 м;
- общая высота рангоута - 17,35 м;
- осадка с полными запасами - 5,86 м;
- водоизмещение - 410 тонн;
- автономность плавания - 8140 миль;
- мощность главного двигателя - 300 л. с.;
- скорость хода - 9 узлов;
- грузоподъемность 110 тонн;
- экипаж - 26 человек.

47. Машинное отделение.

Музею Мирового океана СРТ-129 был передан в 2007 году. За 10 лет музейной работы на борту СРТ побывали тысячи посетителей, открылись десятки интересных выставок. Сегодня судно стало любимым местом встречи для ветеранов рыбной отрасли.

Кстати, только в День рыбака, у всех посетителей СРТ-129, появится уникальный шанс подняться на палубу нового музейного судна – единственного в мире сохранившегося плавмаяка "Ирбенский". О нем я расскажу подробно в следующий раз.

-----------------
Вам понравился мой блог?

Уважаемые посетители! Для вашего удобства увеличен проем фальшборта на СРТ-129, что позволяет прямо с трапа попадать на палубу судна. Мы стараемся для вас!

СРТ-129 - одно из отечественных рыболовных судов послевоенного периода и единственное сохранившееся в северо-западном регионе России. Заложенные еще в 1939-1944 гг. на верфях Германии рыболовные суда типа «логгер» и «логгер-траулер» были достроены в 1947-1949 гг. в Германии и переданы Советскому Союзу в счет репараций. Они предназначались для промысла сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом по схеме бортового траления с обоих бортов.




Суда этого типа в послевоенный период сыграли выдающуюся роль в добыче рыбных ресурсов и развития рыбной отрасли. Именно на них впервые вышли калининградские рыбаки в середине 50-х гг. в открытый океан и обнаружили новые районы промысла. На этих же судах сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа, что позволило в лучшие годы давать до 11% рыбных запасов всей страны. Эти суда были базами, на которых внедрялись новые методы лова, хранения и переработки рыбной продукции. Они же стали образцами для строительства 60 научно-исследовательских судов, многие из которых внесли выдающийся вклад в изучение Мирового океана («Александр А. Ковалевский», «Академик Берг», «Миклухо-Маклай», «Шельф» и другие).

Тактико-технические характеристики:

  • наибольшая длина - 38,5 м;
  • ширина по грузовой ватерлинии -7,8 м;
  • общая высота рангоута - 17,35 м;
  • осадка с полными запасами - 5,86 м;
  • водоизмещение - 410 тонн;
  • автономность плавания - 8140 миль;
  • мощность главного двигателя - 300 л. с.;
  • скорость хода - 9 узлов;
  • грузоподъемность - 110 тонн;
  • экипаж - 26 человек.

Экспозиция

СРТ-129 - единственное в стране музеефицированное рыболовное судно, на борту которого создана экспозиция, посвященная истории рыбопромыслового флота России. Маршрут экскурсии проходит через открытую палубу, носовой отсек с жилой каютой, трюм, салон команды, каюту капитана, ходовую и штурманскую рубки, шлюпочную палубу.

В экспозиции «Пионеры океанического лова» ярко представлены история рыболовного промысла в России и в Калининградской области, работа средних рыболовных траулеров в океане, жизнь и труд рыбаков. Исторические справки неотрывно связаны с судьбой рыбопромысловиков и рыбопереработчиков, ученых, занимающихся изучением промыслового запаса океана. Демонстрируемые предметы правдиво характеризуют представленную эпоху, поскольку в своем большинстве, они являются либо личными, либо принадлежат исторической среде 50-70-х гг. XX века. Среди экспонатов - макеты тралов, фрагменты разноячеистых сетей, из которых делались различные орудия лова, канаты, кухтыли, карты основных районов промыслов.

В ходовой рубке установлены приборы и устройства управления судном - основной прибор гирокомпаса «Амур», рулевая колонка со штурвалом, индикатор радиолокационной станции «Донец-2», машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор поискового эхолота «Лещ», пульт радиостанции «Корабль-3». В штурманской рубке - радиопеленгатор «Рыбка» и индикатор навигационного эхолота «НЭЛ-5»; в радиорубке - радиоприемник «Волна-К», передатчики различной модификации и назначения, пульт управления сигнальными огнями; на верхнем мостике - рамочная антенна радиопеленгатора, плоская антенна радиолокационной станции, нактоуз главного путевого компаса.

Среди палубного оборудования наибольший интерес представляют паруса. На судах типа СРТ поднимали паруса, используя их для увеличения скорости судна на переходе из одного района промысла в другой. Носовой парус (кливер) поднимался на фок-мачте, кормовой парус (трисель-грот) - на грот-мачте. На палубе также представлен рыбодел, на котором обрабатывалась выловленная рыба.

Если заметили ошибку,
выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Средние рыболовные траулеры СРТ-300 и СРТ-400 (1951 г.). До начала 1950-х гг. камчатский рыбопромысловый флот располагал ограниченным числом судов активного, то есть предназначенного для работы в открытом море, лова. Ими являлись шесть паровых траулеров, деревянные дизельные сейнеры, а также несколько десятков моторных кавасаки. В 1948 г. эти суда поймали 170 000 ц рыбы, что составило 11,1 % от общей добычи. В 1951 г. на Камчатку начали поступать промысловые суда нового типа - средние дизельные рыболовные траулеры типа СРТ-300, построенные в Германской Демократической Республике. За год в адрес Управления тралового флота их прибыло десять штук, поймавших 142 000 ц. При этом вся рыбная промышленность полуострова добыла 1 510 280 ц. В следующем году пополнение флота современными судами продолжилось: пришли еще четырнадцать СРТ-300 и более мощные СРТ-400. Стальные траулеры длиной около 40 м и водоизмещением 460 т с дизельными двигателями мощностью 300 и 400 л. с. имели экипажи, состоявшие из 25 человек. Теперь камчатские рыбаки приобрели возможность с высокой эффективностью вести траловый промысел донных пород рыб и организовать экспедиционный лов жирующей сельди. Поздней осенью 1953 г. траулеры ловили камбалу на Явинской банке, после чего отправились на добычу сельди. В этом году рыбаки СРТ «Полярник», возглавляемые знаменитым капитаном П. Е. Алешкиным, выполнили два годовых задания, добыв 18 000 ц. Но не обошлось и без кораблекрушений: в районе мыса Лопатка сел на мель и затонул СРТ № 130. В 1954 г. СРТ работали в составе Охотоморской сельдевой экспедиции. В этом году Траловый флот лишился затонувшего СРТ «Промысловик». В марте 1954 г. Совет Министров СССР решил создать базу для стоянки СРТ в Култучном озере. Летом 1954 г. в Петропавловск для производства земляных работ на озере даже прибыла землечерпалка, но этот проект не осуществился. Первые годы работы СРТ выявили недостаток запасных частей для двигателей и механизмов и крайнюю нехватку приемно-обрабатывающих баз, на которые сдавался улов, «что крайне отрицательно сказывается на материальном и моральном состоянии команд». В январе 1955 г. Траловый флот располагал следующими СРТ: «Алупка», «Алушта», «Орел», «Механик Лесовой», «Ястреб», «Северянин», «Стахановец», «Беркут», «Академик Шулейкин», «Альбатрос», «Камчатская правда», «Академик Книпович», «Портовик», «Камчадал», «Чайка», «Сокол», «Полярник», «Коршун», «Рыбак», «Капитан Закхеев», «Камчатский комсомолец», «Север», «Кречет». Их экипажи возглавляли капитаны В. Н. Агишев, Ю. Т. Азимов, М. Я. Щетинин, А. И. Серга, Б. Н. Писаревский, П. Е. Алешкин, В. И. Генералов, Б. И. Калмыков, С. П. Медведев, Г. П. Гуржий, А. А. Кузнецов и другие. В 1956 г. всесоюзный рекорд - улов в 27 600 ц - установил экипаж СРТ «Полярник», руководимый капитаном А. А. Кузнецовым. Вскоре П. Е. Алешкин и А. А. Кузнецов стали Героями Социалистического Труда. Пополнение тралового флота продолжалось не только судами, построенными в ГДР, но и созданными на отечественных верфях, в том числе в Хабаровске. С 1953 по 1958 гг. численность Тралового флота выросла на двадцать девять единиц. В их число вошли «Камбальный», «Карагинский», «Калыгирь», «Корф», «Кошегочек», «Крутой», «Ропша», «Семипалатинск», «Серпухов», «Соликамск», «Николай Вилков» и другие. Траулеры успешно работали в 1960-х гг. В числе передовых находился экипаж СРТ «Юрий Гагарин», возглавляемый молодым капитаном Н. В. Сотниковым. Вот что осенью 1961 г. писали рыбаки, обращаясь к первому в мире космонавту, именем которого было названо их судно: «Дорогой Юрий Алексеевич! Рады сообщить Вам, что экипаж коммунистического труда среднего рыболовного траулера “Юрий Гагарин” Камчатского управления тралового флота досрочно 27 сентября выполнил социалистические обязательства по вылову рыбы, принятые в честь XXII съезда КПСС. Вместо десяти по годовому плану добыто пятнадцать тысяч центнеров. Заверяем Вас, что экипаж впредь будет трудиться с неослабевающими темпами, до конца года выловит восемнадцать тысяч центнеров рыбы…» Капитан Сотников, избранный делегатом от Камчатки на XXII съезд КПСС, проходивший в октябре 1961 г., вскоре лично смог пообщаться с Ю. А. Гагариным в Кремлевском Дворце съездов. В мае 1962 г. о большой трудовой победе доложил экипаж СРТ «Каменный», руководимый капитаном А. П. Анисимовым. Всего за пять месяцев рыбаки перевыполнили годовой план, выловив 16 143 ц рыбы. Высоких результатов на добыче окуня - дальневосточный рекорд в 6 000 ц за два месяца - добился СРТ «Герман Титов» капитана А. А. Амирбекяна. В это же время «гремели» СРТ «Кичига» и его капитан В. Е. Кривошеев - это судно называли «маяком Тралового флота». В 1963 г. за выдающиеся достижения капитану СРТ «Крутогорово» А. Ф. Мердову присвоили звание «Герой Социалистического Труда». В 1960-х гг. погибли вместе с экипажами два камчатских СРТ: 1 января 1962 г. в восточной части Берингова моря из-за обледенения перевернулся СРТ «Ключевской» капитана Руднева, а 19 февраля 1966 г. также в результате обледенения в районе острова Уташуд затонул поисковый СРТ «Карага», руководимый капитаном Загородским. Остальные СРТ из первых поставок работали до начала 1980-х гг.