Немецкие ввс. Военно-воздушные силы Германии (1933—1945). Подготовка кадров ВВС

Авиационная промышленность является второй по величине отраслью машиностроения после автомобильного производства. Основными задачами авиапрома есть разработка, производство, обслуживание и ремонт авиатехники. Основные отличия авиационной промышленности от других сфер машиностроения:

  • Высокий уровень научных разработок.
  • Процесс выпуска, согласовывается только крупным фирмам или транснациональным корпорациям.
  • Большое разнообразие отраслей: самолётостроение, вертолётостроение, производство авионики, ракетостроение, разработка и производство космических летальных аппаратов.
  • Сложные технологии, задействованные в производстве, требуют высокой квалификации сотрудников и качественную материально-техническую базу.

Все эти особенности удалось учесть в ФРГ. Хотя авиационная промышленность Германии не имеет ведущих ролей в экономической структуре, но её стратегическую важность сложно переоценить.

История Германского авиапрома

После завершения Первой мировой войны Версальский договор запретил Германии производить военные летательные аппараты. Кроме того, запрет касался также и производства любых авиа запчастей и их продажа на период 6 месяцев. В 1922 году запрет был снят, но установлен ряд ограничений в производстве, которые должны были воспрепятствовать развитию военной авиации. В дальнейшем все ограничения были сняты. Это позволило Гитлеру по приходу к власти существенно повысить количество производимых самолётов, и на начало войны иметь в своём подчинении более 150 заводов по производству летательной техники и моторов к ним. По окончании войны авиапром Германии пришёл в упадок, по понятным причинам.

Далее с течением времени эта отрасль постепенно возрождалась. Начало 90-х годов ознаменовалось спадом авиационной промышленности, однако, после него резкое движение вверх остановить было невозможно. Так, в 2002 году оборот авиапрома составил порядка 15 млрд евро, количество рабочих мест, созданных этой отраслью, составляло чуть меньше 70 тысяч человек.

Структура авиапрома Германии:

  • Гражданское авиастроение около 68%.
  • Военное производство составляет приблизительно 23%.
  • Космическая промышленность – 9%.

Авиация Германии сегодня

Авиационная промышленность Германии сейчас находится на пике своего развития. Имеются успешные примеры международного сотрудничества в сфере авиапрома.

Германия экспортирует более 70% произведённых самолётов. Самыми известными среди них есть AirBus и EADS. Значительным достижением AirBus за последние годы это увеличение количества изготовленных аппаратов по сравнению со своим вечным конкурентом Боинг. Это подкрепляется внушительными показателями в 15000 самолётов в год, а внедрение новейших разработок только сопутствует этому. AirBus является самым большим производителем гражданской авиации в мире.

Центром авиационной промышленности страны спокойно можно назвать Гамбург. В этом городе и его пригородах сосредоточены все стадии производства, технического обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов. Именно тут размещены такие компании: Airbus, Lufthansa, а кроме них около 300 других авиационных предприятий среднего и малого типа. Все они в связке с научно-техническими организациями дают возможность создавать и развивать новейшие технологии в авиастроении. Компания Lufthansa занимает ведущие позиции в сфере технического обслуживания, мелкого и капитального ремонта самолётов.

Главные факторы развития авиационной промышленности и яркие представители отрасли

Большая часть авиационного производства в стране сосредоточена в частных руках, они создали объединение Федеральный союз германской авиационно-космической промышленности или BDLI. На сегодня в этом объединении находится больше 160 предприятий в основном малого и среднего бизнеса.

Все компании выделяют не менее 15% средств на проведение исследований и разработку современных технологий. Государство также принимает активное участие в поддержке авиапрома. Для поддержки AirBus государство намерено рассмотреть введение гарантий по кредитам при экспортировании продукции, во избежание отказов от ранее заключённых сделок.

Фирма АЕДС разрабатывает и производит космические аппараты разнообразного назначения, а также оказывает услуги в сфере космических технологий. Активное участие принимает компания в создании и модернизации ракетоносителей.

Разработкой и производством радиоэлектронных систем и авионики занимается компания «Кассидиан». Авиационные двигатели на своих заводах производят «МТУ Аэро Энерджис» и «Ролс-Ройс» немецкая филия.

На сегодня авиационная промышленность ФРГ имеет мощнейший научно-технический потенциал и высокий уровень развития базы производства летательных аппаратов. Это позволяет в полной мере отвечать внутренним потребностям и в больших объёмах экспортировать продукцию.

February 21st, 2015
Военно-воздушные силы ФРГ
ВВС Германии (Люфтваффе) включает Оперативное командование и Центральное управление (оба находятся в Кёльне). В составе Оперативного командования три авиадивизии (1-я, 2-я, 4-я).

- 1-я авиадивизия включает: 32-ю истребительно-бомбардировочную и 74-ю истребительную эскадрилью, 5-ю эскадру ЗУР, 1-ю группу специальных перевозок, 61-ю и 62-ю транспортные эскадрильи, 1-й полк управления и связи, тактическое учебное командование в Италии;

2-я авиадивизия включает: 31-ю и 33-ю истребительно-бомбардировочную и 73-ю истребительную эскадрильи, 2-ю эскадру ЗУР, 3-й полк управления и связи;

4-я авиадивизия включает: 71-ю истребительную, 51-ю разведывательную, 63-ю транспортную эскадрилью, 1-ю эскадру ЗУР, 2-й и 4-й полки управления и связи, отдельный полк "Фрисланд" охраны объектов ВВС.

Своих учебных частей ВВС Германии не имеют. Обучение курсантов проводится в США на американской технической базе.

Истребитель-бомбардировщик Typhoon ВВС ФРГ (Jagdgeschwader 74)

Основной ударной силой Люфтваффе являются истребители-бомбардировщики "Тайфун". Изначально, в 1986 году их планировалось иметь 250 шт, но позднее планы несколько раз сокращались. Таким образом к настоящему времени ВВС получили всего 97 машин (в том числе 24 учебно-боевых) этого типа.


Истребитель-бомбардировщик Tornado IDS ВВС ФРГ

Кроме них ударными являются 144 бомбардировщика "Торнадо", модернизированных до стандарта ASSTA 2.0. Предполагается, что это позволит модернизированным машинам простоять на вооружении до 2025 года. Впрочем, также предполагалось, что их всех должны заменить "Тайфуны", но их не купили даже в объеме потребностей истребительных и истребительно-бомбардировочных эскадрилий.

McDonnell Douglas F-4F Phantom II ВВС ФРГ

Так что с вооружения Люфтваффе до сих пор еще не сняты 40 вовсе уж древних истребителей-бомбардировщиков F-4F "Фантом-2". Еще 9 "Торнадо" и 3 "Фантома" находятся на складе в самой Германии, а 1 и 15, соответственно, дополнительно хранятся на авиабазе Дэвис-Монтан в США. В перспективе до 2020 года все F-4F предполагается списать, а количество "Торнадо", включая находящиеся на хранении, сократить до 85 единиц. Таким образом, в ближайшей перспективе ударная авиация ФРГ будет составлять примерно 180 - 200 машин.

Военно-транспортный самолет Transall C-160 ВВС ФРГ

Транспортная авиация Германии насчитывает 2 А-319, 2 А-340, 6 А-310 (в том числе 4 воздушных заправщика), 73 С-160. Эксперты признают текущие возможности транспортной авиации однозначно недостаточными для решения стоящих перед ней задач. Она не в состоянии обеспечить высадку даже одной воздушно-десантной бригады и обеспечить ее снабжение хотя бы на протяжении 30 суток активных боевых действий.


ЗРК Пэтриот ВВС ФРГ

Наземная ПВО включает 18 батарей ЗРК «Пэтриот» (по восемь ПУ в каждой, по четыре ЗУР на ПУ).

Военно-морской флот Германии
ВМС ФРГ (Бундесмарине) сегодня представляют собой отлично сбалансированный и технически совершенный, но очень бюджетный и сугубо местного значения флот из примерно 50 вымпелов. Военная доктрина страны флоту никаких серьезных задач, кроме обороны побережья и оказания помощи союзникам в многонациональных силах, не предусматривает. Предполагается, что всерьез воевать на море будут только США и, может быть, Великобритания. Дело Буднесмарине - помогать разведкой и контролем акватории Балтийского моря. Может быть выделить пару фрегатов в сопровождение конвоев.

Однако следует отметить, что Германия при этом сохранила мощную и передовую судостроительную промышленность, продолжающую выпускать одни из лучших в мире образцов морских вооружений. Например немецкие неатомные подводные лодки (теперь дизелей в подводном флоте больше нет, все ПЛ или атомные или имеют атмосферонезависимые силовые установки, например, на топливных элементах) проекта Тип 209 закуплены ВМС Индии, Греции, Турции, Южной Кореи, Венесуэлы... В сумме - 14-ю странами мира. Только за прошедшие 14 лет Германия построила и успешно продала 12 неатомных подлодок Тип 212 и Тип 214. Не смотря на относительно высокую стоимость (например, цена одной ПЛ Тип 214 составляет 330 млн. долларов "в базовой комплектации") их у Германии разбирают как горячие пирожки.

ПЛ Проекта 212

Однако собственный флот Германии составляет лишь 4 ПЛ Тип 212. Еще 2 лодки находятся в постройке. Плюс 13 фрегатов разных типов: 6 старых, типа "Бремен"; 4 весьма современных, типа "Бранденбург"; 3 новейших, типа "Заксен". 29 января 2015 года в Германии был заложен 4-й фрегат типа "Заксен" Проект F125 - "Рейнланд-Пфальц". Как сообщается, позднее, после продажи на слом уже выведенных из штата 2-х фрегатов "Бремен" более ранних лет постройки, находящиеся в строю корабли этого типа также из списков флота будут исключены.

3D-модель фрегата проекта F125

На что тут стоит обратить внимание. В сущности фрегат проекта F125 это как не совсем фрегат. При водоизмещении в 7200 тонн это скорее нормальный такой эсминец. Однако по вооружению он больше похож на пустую платформу под морское оружие, которое может быть появится в будущем. Для корабля таких размеров одна 127-мм универсальная пушка, два вертолета, пара блоков RIM-116 и 27-мм автоматы ближнего рубежа - это вообще ничто. Ситуацию не сильно меняет наличие штатных 8 ПКР "Гарпун". Скорее всего основное вооружение появится позже, но его состав пока абсолютно неизвестен.

Но что-то они там наверняка задумали. Ибо Буквально десять лет назад немцы построили три отличных фрегата (проект F124 Sachsen, Саксония), чьи возможности позволяют включить их в систему морской ПРО. Могучий радиолокатор Thales SMART-L, позволяющий отслеживать цели на низких околоземных орбитах, и 32 пусковые шахты для ракет-перехватчиков и обычных зенитных ракет. Все это и многое другое (например, многофункциональная РЛС APAR с четырьмя активными ФАР), поместилось в корпусе полным водоизмещением “всего” 5800 тонн.

Фрегат проект F124 Sachsen, Саксония

Кроме фрегатов, Бундесмарине имеют 5 корветов типа «Брауншвейг», 8 ракетных катеров типа «Гепард» (в отстое еще 2 «Гепарда» и 2 более старых «Альбатроса») и 20 тральщиков (10 Пр. 332, 5 Пр. 333, 5 Пр. 352).

Устаревший фрегат типа "Бремен"

Морская авиация включает восемь противолодочных самолетов Р-3С «Орион», три патрульных Do-228, 43 вертолета (21 «Си Кинг», 22 «Супер Линкс»).

Ложка дегтя в бочку меда
Теперь стоит взглянуть, что из всего перечисленного может быть выставлено на поле боя "в случае чего". Как выясняется - не так ужи и много. Осознавая невозможность содержать в одинаково высокой степени готовности всю свою армию, Германия разделила ее на три уровня по срокам готовности и, в общем, целевому назначению.

Самые боеготовые части формально входят в состав "Совместных сил очень быстрого реагирования" НАТО (Very High Readiness Joint Task Force или VJTF). Их общая численность запланирована в размере 30 тыс. человек. В том числе за счет сил 26-й воздушно-десантной бригады Бундесвера. Так получается, что, вместе с уже задействованными в международных операциях силами, суммарная численность "самых боеготовых" частей составляет примерно 8,5 тыс. человек. Из которых непосредственно в Германии дислоцированы около 5 тыс. солдат и офицеров.

ВДВ Бундесвера

Следующей категорией являются части, относимые к группе Оперативного задействования. В их состав входит 1-я танковая и аэромобильная дивизии, а также германская часть совместной франко-германской бригады (два батальона). Официально утверждается, что уровень укомплектованности перечисленных частей в мирное время составляет 75% от штата. В полную готовность указанные части могут быть приведены за 40 - 50 суток с момента поступления соответствующего приказа. Текущая численность частей Оперативного задействования - до 8 - 10 тыс. человек.

Учения Бундесвера

Все остальное сведено в группу Объединенные силы обеспечения. Фактически немцы создают старую, еще советскую, систему кадрированных частей. Например, входящая сюда 10-я танковая дивизия таковой является лишь по названию. Кроме двух бригад, развернутых по 45 - 50% от штата, и штабной основы, тоже не полного состава, других дивизионных частей и подразделений в дивизии нет. Точнее, их имущество хранится на складах, а личный состав будет формироваться из призванных по мобилизации резервистов. В полную готовность части Объединенных сил обеспечения могут быть приведены не ранее чем за 180 - 200 суток. Тут возникает первый важный вопрос - а сумеют ли части Оперативного задействования удержать фронт эти 6 - 7 месяцев?

Ну и самое главное. В сентябре 2014 года комитет Бундестага по вопросам обороны провел закрытое заседание. На нем командование Бундесвера представило доклад о текущем состоянии материально-технической базы армии ФРГ. Как позднее сообщил Главный инспектор Фолькер Викер, парламентариям был представлен реестр находящейся на вооружении ФРГ боевой техники. Применялась простоя трехцветная схема. По аналогии со светофором. Оказалось, что, к примеру, бронетранспортеры "Boxer" отмечены красным. Из 180 имеющихся, на ходу находятся только 70. Остальные 110 находятся в ремонте разной степени сложности. Причем запчастей для его проведения не хватает. Почти повсеместно нормативные сроки проведения работ безнадежно превышены. Не лучше обстоит дело в армейской авиации. К примеру, из 31 вертолета "Тигр" к полетам пригодны лишь 10, а из 33 машин NH90 - всего 8.

Вертолет NH-90

Кроме чисто технических, дефицит финансирования и отсутствие необходимых запчастей уже негативно сказывается на учебном процессе. В 2014 году, из-за нехватки БМП и БТР немецким бойцам из франко-германской бригады пришлось тренироваться на микроавтобусах Mercedes Vito. В том же году сепецподразделение Бундесвера KSK было вынуждено отказаться от участия в ежегодных участиях сил быстрого развертывания НАТО, так как из 9 имеющихся у них вертолетов, готовых в любую минуту подняться в воздух, перед учениями 8 вышли из строя, а у последнего осталось всего три часа летного времени до обязательного регламентного техосмотра. В 2013 году пилоты Люфтваффе сумели налетать всего 2/3 обязательного объема летных часов. Сохранение указанной тенденции чревато снижением уровня летной практики ниже допустимого по стандартам НАТО. Осенью 2014 года в Мазари-Шариф за полутора сотнями солдат и офицеров ВВС оказались вынуждены отправить самолет из авиапарка канцлера ФРГ, так как штатный военно-транспортный Airbus 310 оказался неисправен. Во второй половине прошлого года два из трех германских военно-транспортных самолета Transall, задействованных в операции по доставке оружия в Эрби, сломались. Берлину пришлось срочно арендовать транспортный самолет у ВВС Нидерландов. С которым, кстати, во время полета тоже возникли проблемы.

Но самое смешной вскрылось после того, когда одна батарея ЗРК "Пэтриот" была передислоцирована в Турцию для несения дежурства в рамках сил ПВО НАТО на Южном фланге. Для того, чтобы поддерживать ее постоянную боеготовность, ВВС ФРГ были вынуждены снимать некоторые узлы и блоки с ракет, находящихся в самой Германии.

По хорошему эти проблемы можно успешно решить. Однако для этого требуется расширение военного бюджета. Стандарты НАТО предусматривают тратить на оборону не менее 2% национального ВВП. Берлин сейчас тратить лишь 1,3%, но вместо расширения оборонных расходов, Бундестаг продолжает их сокращение. В 2013 году военный бюджет страны был ужат на 400 млн. евро, до 32,8 млрд. В 2014 он был урезан еще на 700 млн. В перспективе до 2017 года военные расходы ФРГ собираются снизить до 1,1 - 1,05% ВВП.

Заключение
На данный момент получается так, что Бундесвер самостоятельно не в состоянии решать какие-либо крупномасштабные военные задачи. Выделить одну, даже две бригады в состав каких-нибудь многонациональных сил - может. Развернуть отличную тыловую базу по ремонту и снабжению - способен. Но и то лишь в условиях конфликта низкой интенсивности. Это когда противник либо слабее, либо сильно ограничен в военно-технических возможностях. В том числе - с обязательной гарантией неприкосновенности собственного тыла этих многонациональных сил. Таким образом никакие части Бундесвера никуда "на восток" не двинутся. Ибо просто некому, нечем... да и желающих воевать в Бундесвере тоже практически нет.

The Rise and Fall of the German Air Force 1933-1945

Их асы по праву считались лучшими в мире.

Их истребители господствовали над полем боя.

Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.

А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.

Военно-воздушные силы Третьего Рейха - прославленные Люфтваффе - были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.

До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.

Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это - подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах - Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это - увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.

Разделы этой страницы:

Организационная структура немецкой авиации

Реорганизация системы командования в 1939 году

К февралю 1939 года вследствие роста люфтваффе и увеличения охватываемой ими территории потребовалась крупномасштабная реорганизация, с тем чтобы привести систему командования в соответствие с этим расширением. Поэтому в начале месяца были произведены радикальные изменения как в верховном командовании, так и в организации командования на местах. Во-первых, функции статс-секретаря Министерства авиации и генерал-инспектора люфтваффе были объединены должностью генерал-инспектора и остались в ведении Мильха. Кессельринг заменил Вефера, первого начальника штаба люфтваффе, после его гибели в катастрофе в 1936 году. Однако Кессельринг был слишком волевым человеком и мог представлять угрозу для Геринга, поэтому в 1937 году его сменил Штумпфф. Теперь на смену последнему пришел Ешоннек, волевой молодой офицер, командовавший ранее учебной авиаэскадрой в Грайфсвальде и хорошо изучивший возможности авиационной техники люфтваффе. Он был горячим сторонником применения скоростных средних бомбардировщиков.

Боевые летные части теперь подчинялись трем вновь созданным оперативным соединениям, получившим название «воздушные флоты» (Luftflotten ), которыми командовали соответственно генералы Кессельринг, Фельми и Шперрле. 1-й воздушный флот со штабом в Берлине отвечал за Северную и Восточную Германию, 2-й воздушный флот со штабом в Брауншвейге прикрывал северо-запад Германии, а 3-й воздушный флот (который вместе со 2-м флотом составил основу немецких сил, участвовавших в Битве за Британию) со штабом в Мюнхене отвечал за юго-запад Германии. Кроме того, отдельное воздушное командование было создано в Восточной Пруссии. Месяцем позже, в марте 1939 года, был создан 4-й воздушный флот со штабом в Вене, в зоне ответственности которого находились Юго-Восточная Германия, Чехия и Австрия. Командование этим флотом было получено генералу Леру, который, как уже упоминалось, перешел из австрийских военно-воздушных сил после аннексии Австрии. Следует отметить, что в отличие от британских ВВС эти воздушные флоты, оперативные соединения и ударные силы немецкой авиации были организованы по территориальному, а не по функциональному признаку. Каждый воздушный флот состоял из самостоятельных и сбалансированных ударных сил, включавших в себя бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные и прочие части.

Министерство авиации

В Министерстве авиации Германии к началу войны было около 15 главных управлений или отделов. В первую очередь необходимо назвать Оперативный штаб (Fuehrungsstab ), в котором существовали подотделы: штурманского дела, метеорологический, технический, пропаганды, общественных связей, политики, безопасности и т. д. Штаб отвечал за принятие оперативных решений и издавал оперативные приказы по Министерству авиации. Отдельно от Оперативного штаба существовал Генеральный штаб, разделенный на пять-шесть отделов, ведавших вопросами формирования новых эскадрилий и наземных частей. Одно из главных управлений занималось исключительно вопросами тактики. Еще одно управление ведало снабжением, транспортом и перевозками. Существовало также главное управление разведки. Было управление, ведавшее распределением самолетов, автотранспорта и зенитной артиллерии, а также занимавшееся расследованием летных происшествий и распределением личного состава. Кроме того, существовали отделы связи, авиационной техники, мобилизации, подготовки личного состава и т. д. Центральное управление занималось делами учреждений Министерства авиации, его подразделения - отношениями с прессой, юридическими вопросами и прочими вопросами, такими как издание печатной продукции и служба военно-воздушных атташе. Административное управление ведало вопросами выдачи жалования, претензиями и финансовыми вопросами, зданиями и жилыми помещениями, а также продовольственным снабжением и вещевым довольствием. Также существовало главное управление воздушной связи, включавшее в себя службу управления полетами, метеорологическую службу, а также службу безопасности военно-воздушных сил. Наконец, в структуре министерства было около 15 инспекций, каждая из которых занималась одним конкретным вопросом: боевой подготовкой, организацией медицинской службы, образованием, штурманским делом, парашютными и воздушно-десантными войсками, взаимодействием с военно-морскими силами, автотранспортом, связью и т. д. Кроме того, отдельные инспекции занимались взаимодействием с наземными войсками, бомбардировочной авиацией, пикирующими бомбардировщиками и разведывательной авиацией. Своя инспекция была предусмотрена и для истребительной авиации. В функции этих инспекций входило осуществление контроля от имени Министерства авиации над частями люфтваффе на местах. Они должны были служить связующим звеном между театром военных действий и министерством. Кроме того, значительная часть их деятельности касалась вопросов обучения личного состава, поэтому они были подчинены отделу подготовки личного состава.

Из сказанного выше видно, что организация Министерства авиации до войны была вполне обычной. В военное время число инспекций было увеличено, и деятельность самого Министерства авиации была сильно рассредоточена, но оно тем не менее продолжало в значительной степени контролировать соединения немецкой авиации на местах.


На карте показаны зоны дислокации воздушных флотов в начале войны, в сентябре 1939 года.

Первоначальными зонами размещения сил люфтваффе были зоны ответственности 1, 2 и 3-го воздушных флотов со штабами соответственно в Берлине, Брауншвейге и Мюнхене. 4-й флот со штабом в Вене был образован в марте 1939 года после аннексии Австрии и Чехословакии. При этом Силезия, входившая ранее в зону ответственности 1-го воздушного флота, была передана в ведение 4-го флота.

На карте также показана дислокация авиадивизий (Fliegerdivisions) (впоследствии - авиакорпусов (Fliegerkorps) 1-го и 4-го воздушных флотов в начале польской кампании в сентябре 1939 года. Одна авиадивизия, базировавшаяся северо-восточнее Берлина, поддерживала 4-ю армию, наступавшую в юго-восточном направлении. Еще одна авиадивизия (базировавшаяся в Восточной Пруссии) поддерживала наступавшую на юг 3-ю армию. 4-й воздушный флот поддерживал 8, 10 и 14-ю армии, наступавшие на восток и северо-восток. Основная стратегия предполагала нанесение мощного охватывающего удара на окружение польских войск в районе Познани. Предусматривались и второстепенные охваты (например, в Юго-Западной Польше), проведение которых существенно облегчалось использованием в качестве исходных рубежей территорий Чехословакии и Силезии. (Приблизительное местоположение немецких армий также показано на данной карте.)

Состав воздушного флота

Авиационные корпуса, дивизии и округа

В каждом из воздушных флотов административные функции возлагались на авиационные округа - люфтгау (Luftgau ). Хотя люфтгау отвечали за все административные вопросы, в оперативных целях параллельные службы существовали и в составе авиадивизий (Fliegerdivisions ), позднее переименованных в авиакорпуса (Fliegerkorps ). Перед войной в Германии было около 10 штабов люфтгау и 7 авиадивизий, из которых одна - парашютная. В состав каждого из воздушных флотов входили обычно 2–3 командования люфтгау и 1–2 авиадивизии в качестве ударных сил. На бумаге организация авиадивизии и люфтгау была очень похожа на организацию воздушного флота. В каждой структуре был оперативный отдел, отдел адъютантской службы, юридический отдел, административный отдел, отдел связи и отдел квартирмейстерской службы, в каждом из которых числилось множество подотделов. Однако существовало четкое разделение обязанностей, заключавшееся в том, что воздушные флоты издавали приказы и осуществляли руководство, люфтгау организовывали снабжение и перевозки, а авиадивизии играли роль ударных сил и осуществляли операции. Разделение собственно летной и административно-хозяйственной сторон деятельности люфтваффе наиболее заметно в системе командований аэродромных узлов.

Аэродромные командования

Когда летная часть занимала военный аэродром, старшим офицером на аэродроме на все время ее пребывания становился командир этой части. В то же время на аэродроме существовало постоянное командование, личный состав которого предоставлялся административными службами люфтваффе через местные люфтгау. Когда часть покидала аэродром, его старшим офицером вновь становился начальник аэродрома. В каждом люфтгау существовало несколько командований аэродромных узлов (Flughafenbereich Kommandanturen ), число которых варьировалось от двух до двенадцати в зависимости от величины и важности района. Эти командования аэродромных узлов, известные также как станции контроля (Leithorste ), располагались на наиболее важных аэродромах. Станции контроля должны были регулярно отчитываться перед люфтгау о техническом состоянии аэродромов и запрашивать снабжение для всех аэродромов узла, а также контролировать правильность распределения предметов снабжения и прочих грузов. В состав командования обычно входило около пяти основных аэродромов и до двенадцати запасных аэродромов (Einsatzhafen ).

В начале войны Германия располагала примерно 250 основными и 150 запасными аэродромами. На основных аэродромах, занимавших в то время площадь порядка 1000 м?, базировались летные части, школы и экспериментальные подразделения. Полевые аэродромы имели примерно те же размеры, но следует отметить, что они не были привязаны к основным аэродромам, а располагались по всей стране и использовались во время маневров или в соответствии с оперативной необходимостью. В то время запасные аэродромы были практически не обустроены. Не было ангаров, не было жилых помещений, если не считать нескольких бараков, в которых размещался немногочисленный личный состав, обслуживавший посадочную полосу. Ни один из немецких основных аэродромов на начало войны не имел ВПП с твердым покрытием, хотя в 1939 году было начато строительство ВПП с твердым покрытием на нескольких крупных аэродромах на северо-западе Германии.

Для подготовки полевых аэродромов к быстрому размещению на них летных частей необходимо было обеспечить возможность скорейшей переброски на них частей аэродромного обслуживания. Для этого от каждого люфтгау требовалось находиться в постоянной готовности выделить достаточное количество личного состава с постоянных аэродромов для комплектования частей аэродромного обслуживания резервных аэродромов в пределах люфтгау. Ускоренная переброска транспортной авиацией или механизированными колоннами отрабатывалась в ходе предвоенных маневров, когда запасные аэродромы временно занимались летными частями. Таким образом, люфтваффе могли начинать переброску боевых частей из одной части Германии в другую в течение нескольких часов после получения приказа, зная, что аэродромы будут укомплектованы личным составом и подготовлены к приему самолетов. В ходе войны немецкая аэродромная сеть была распространена и на оккупированные территории.

Летные части

Основной боевой единицей люфтваффе считалась авиагруппа (Gruppe ), состоявшая примерно из 30 самолетов. Летные части немецкой авиации всегда организовывались на основе авиагрупп. Существовало подразделение на эскадрильи (Staffel ), обычно состоявшие из 9–10 самолетов. Таким образом, в каждую группу входило три эскадрильи. Эскадрильи могли базироваться на разных аэродромах (или базах гидроавиации, если речь шла о морских разведывательных или патрульных самолетах), однако для бомбардировщиков (в том числе пикирующих) и истребителей считалось нормой базирование всей группы из примерно 30 самолетов на одном аэродроме. Бомбардировочные и истребительные части сводились в авиаэскадры (Geschwader ), которые обычно включали в себя три группы, т. е. имели численность около 90 самолетов. По довоенным понятиям три группы бомбардировщиков или истребителей должны были базироваться на соседних аэродромах, однако во время войны группы часто отделялись от своих эскадр, а нередко, если того требовали местные условия, с отдельных аэродромов действовали и более мелкие подразделения.

Эскадрильей командовал «штаффелькапитан» (Staffelkapitaen ). Отдельные офицеры эскадрильи (как правило, пилоты) в свободное от полетов время должны были также заведовать технической частью, связью и штурманским делом. Техническое обслуживание и ремонт самолетов эскадрильи осуществлялись в мастерских группы, но иногда эскадрилья располагала собственной мобильной мастерской для выполнения мелкого ремонта. Численность летного состава эскадрильи варьировалась в зависимости от числа членов экипажа в ее самолетах. Аэродромный персонал эскадрильи состоял из 150 человек для одномоторных истребителей и из 80 человек для двухмоторных. В эскадрильях двухмоторных истребителей нелетный состав имел меньшую численность в силу того, что значительная часть обслуживания и административных функций выполнялась постоянными частями аэродромного обслуживания.

Всего в группе обычно было около 500 человек нелетного состава для одномоторных истребителей или около 300 человек - для двухмоторных. В состав группы входили командир, адъютант, офицер по оперативным вопросам, который также мог отвечать за связь и штурманское дело, офицер технической службы и офицер медицинской службы. В отличие от Британских ВВС, структура не предусматривала наличие на уровне эскадрильи или группы отдельного офицера разведки. Хотя группы или эскадрильи истребительной или бомбардировочной авиаэскадры могли действовать раздельно, штаб авиаэскадры сохранялся и состоял из командира эскадры, адъютанта, офицера по оперативным вопросам, офицера по организационным вопросам, офицера разведки, штурмана эскадры, техника эскадры, начальника связи эскадры, фотографа эскадры и офицера метеослужбы. Штаб авиаэскадры также располагал несколькими боевыми самолетами, которые использовались в соответствии с обстоятельствами (обычно - для проведения разведки).

Численность воздушного флота

Хотя численность эскадрилий, групп и эскадр в начале войны была относительно постоянной, численность воздушных флотов и авиадивизий существенно варьировалась. При 4000 самолетов первой линии численность воздушного флота образца 1939–1940 годов должна была составлять 1000 самолетов. При подготовке вторжения в Польшу боевые части западных воздушных флотов (2-го и 3-го) фактически переводились в восточные флоты (1-й и 4-й), которые должны были поддерживать наступление на Польшу. В различные периоды войны численность воздушного флота варьировалась от минимального уровня 200–300 самолетов до максимума около 1250 машин.

Авиадивизия в составе воздушного флота, которая включала в себя боевые части всех типов (бомбардировочные (в том числе пикирующие), истребительные и разведывательные), могла иметь от 200–300 до 700–750 самолетов. Численность авиадивизий (позднее переименованных в авиакорпуса) и воздушных флотов зависела от общей стратегии немецкой авиации с учетом положения на данном направлении.

Связь

Немалая роль в успехах немецкой авиации в кампаниях раннего этапа войны принадлежит хорошо организованной службе связи, ставшей неотъемлемой частью люфтваффе. Служба связи выполняла следующие задачи: передача всех приказов и донесений (по возможности и наземными линиями связи (телефон, телетайп), и беспроводными средствами радио- и телефонной связи), установка и обслуживание всего навигационного оборудования (радиостанции, радиопеленгаторные установки, радио- и визуальные маяки), противовоздушная оборона (посредством службы наблюдателей), перехват сообщений противника, управление полетами немецкой авиации, обеспечение безопасности полетов, а также отдельные спасательные операции.

В распоряжении главнокомандующего немецкой авиацией была система управления, позволявшая ему связываться со всеми должностными лицами военно-воздушных сил. Каждое оперативное соединение, включая воздушные флоты, авиакорпуса и авиадивизии, и каждое учреждение люфтваффе располагало собственными частями связи. Эти части делились на полки и далее подразделялись на роты, каждая из которых занималась своим кругом вопросов. Роты соответственно делились на взводы и далее на отделения. Как правило, полк состоял из девяти рот, из которых первая состояла из операторов телефонной и телетайпной связи, вторая занималась радиосвязью, а третья обеспечивала взаимодействие с наземными войсками. Остальные роты полка занимались прокладкой телефонных линий, обнаружением самолетов, обеспечением безопасности полетов или радиоперехватом. Некоторым полкам придавались самолеты связи (как правило, Ю-52), которые в ходе кампаний приземлялись на передовых аэродромах и служили выдвинутыми радиостанциями или станциями радионаведения. Как и остальные наземные части люфтваффе, войска связи были организованы с учетом потребностей маневренной войны. Части, приданные оперативным соединениям, обязаны были организовать систему связи, а также строительство и обслуживание радио- и визуальных маяков и т. д. сразу же после оккупации новой территории. Кроме того, каждая крупная группа аэродромов располагала собственной ротой связи, организовывавшей систему связи в этом районе. Собственная рота связи придавалась также каждому крупному соединению из 100 истребителей или бомбардировщиков, а на каждые 30 боевых самолетов предусматривался собственный взвод связи.

Система командования была связана с главнокомандующим сухопутными войсками и командующим флотом, а каждое оперативное соединение было обеспечено связью с зенитной артиллерией, базами снабжения, крупными аэродромами и, разумеется, летными частями. Для противовоздушной обороны существовала отдельная система, связанная с системами гражданской обороны и медицинской помощи. В значительной степени эти системы опирались на существующие сети немецкой почтовой службы.

В целом система связи люфтваффе накануне войны в Европе была вполне способна решить большинство проблем современной воздушной войны. По-видимому, в этой системе было всего два слабых места. Это, во-первых, невозможность применения радиолокации как в наступательных, так и в оборонительных целях, и, во-вторых, весьма примитивная система наведения истребителей с земли.

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 3/2001, стр. 31-38

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Полковник В. ФЕДОСЕЕВ

Федеративная республика Германии имеет наиболее мощные военно-воздушные силы, которые являются Военно-воздушные силы ФРГ («Люфтваффе») - самостоятельный вид вооруженных

сил (ВС). В мирное время из их состава выделяются силы и средства, которые несут боевое дежурство в объединенной системе ПВО НАТО в Европе. Они призваны также осуществлять контроль и предупреждать нарушение национального воздушного пространства, а при необходимости принимать меры по пресечению вторжения с воздуха летательных аппаратов и других воздушных объектов.

В военное время или в условиях кризиса ВВС действуют по национальным планам либо участвуют в составе группировки ОВВС на «Север» в воздушной наступательной (оборонительной) операции, взаимодействия с формированиями других видов вооруженных сил на ТВД (при этом не исключено применения наряду с обычным ядерного оружия). Они предназначены для решения следующих задач: завоевания и удержания превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и поля боя, оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил, осуществления транспортных воздушных перевозок войск и военных грузов.

Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящего противника. В их состав входят также все силы и средства ПВО, включающие истребительную авиацию, зенитные ракетные комплексы, зенитную артиллерию и радиотехнические средства. Для обеспечения боевых действий всех видов вооруженных сил в составе ВВС имеется вспомогательная авиация.

Органы управления. Руководство военно-воздушными силами возложено на инспектора ВВС (командующего), который подчиняется генеральному инспектору бундесвера. Он руководит строительством и боевой деятельностью всех соединений, частей и учреждений военно-воздушных сил через главный штаб.

Организационно военно-воздушные силы ФРГ состоят из главного штаба, оперативного командования ВВС, командования поддержки ВВС и центрального управления ВВС (рис. 1).

Главный штаб ВВС является органом оперативного управления. Он осуществляет разработку планов строительства, боевой подготовки и оперативного использования ВВС, определяет дислокацию соединений, частей и подразделений ВВС. В составе штаба имеются оперативное командование, командование поддержки ВВС и центральное управление ВВС.

Оперативное командование ВВС (г. Кёльн-Ван), сформированное в 1994 году на базе тактического авиационного командования, является высшим оперативным объединением военно-воздушных сил. Оно предназначено для управления силами и средствами ВВС как в мирное, так и в военное время. В его состав входят два региональных командования ВВС - «Север» и «Юг», транспортное авиационное командование и командование служб управления ВВС.

Командования ВВС «Север» (г. Калькар) и «Юг» (г. Месштеттен) включают все соединения и части боевой авиации, сил и средств ПВО. В транспортном авиационном командовании (г. Мюнстер) сосредоточена вся вспомогательная авиация, предназначенная для переброски войск и грузов по воздуху. Командование служб управления ВВС (г. Кёльн-Ван) отвечает за функционирование и развитие систем связи и управления военно-воздушных сил, а также занимается расследованием аварий, катастроф и анализом причин летных происшествий, разработкой требований, рекомендаций и планов по снижению аварийности не только в ВВС, но и в авиации бундесвера в целом.

Командование поддержки ВВС отвечает за закупку новой техники и оборудования, их текущий ремонт, а также за снабжение частей и подразделений ВВС горюче-смазочными материалами (ГСМ), боеприпасами и запасными частями, осуществляет планирование потребностей авиационных частей в материально-технических средствах. В его составе насчитывается шесть полков тылового обеспечения, каждый из которых имеет определенную зону ответственности и является основной тыловой частью. В распоряжении этих полков находятся около 20 складов МТО, боеприпасов, ГСМ, 15 ремонтных мастерских и 10 автотранспортных подразделений. По основным видам тылового обеспечения в ВВС созданы запасы, позволяющие вести боевые действия с максимальным напряжением в течение 30 сут и более.

Центральное управление ВВС отвечает за организацию комплектования и подготовку кадров для военно-воздушных сил в военных учебных заведениях, а также за медицинское и геофизическое обеспечение, осуществляет планирование и контроль хода учебно-боевой подготовки частей ВВС.

Численность, боевой состав и вооружение. Численность личного состава ВВС 73,3 тыс. человек. В составе военно-воздушных сил насчитывается 20 эскадрилий (559 боевых самолета), из них в боевом составе находятся 457 (из них носителей ядерного оружия - 108, включая 165 истребительно-бомбардировочных, 36 «Торнадо» IDS, 35 «Торнадо» ECR, 144 истребительные ПВО, 125 F-4F, 94 учебно-боевых «Альфа Джет», а также 102 в резерве.

15 зенитных ракетных групп включают 534 ПУ ЗУР, из них 240 - «Пэтриот», 204-«Усовершенствованный Хок» и 90 «Роланд», а также 264 орудия зенитной артиллерии.

В девяти эскадрильях вспомогательной авиации насчитывается более 160 самолетов, из них 157 транспортных, 7 РЭБ. В пяти эскадрильях вертолетов вспомогательной авиации находятся около 100 машин.

Ударная авиация, все силы и средства ПВО сведены в четыре авиационные дивизии (1,2,3 и 4-ю), которые распределены между региональными командованиями ВВС «Юг» и «Север» (два в каждом).

Командование ВВС «Север» включает 3-ю и 4-ю авиационные дивизии, в боевом составе которых насчитывается 117 тактических истребителей «Торнадо» (рис. 2), 89 истребителей ПВО F-4F (рис. 3) и 23 МиГ-29, 108 ПУ ЗУР «Пэтриот» (рис. 4), 96 - «Усовершенствованный Хок» и 30 - «Роланд». Эти силы и средства сведены в две (31 и 38-ю) истребительно-бомбардировочные авиационные эскадры, три (71, 72 и 73-ю) истребительные, одну (51-ю) разведывательную, три (1,2 и 3 -ю) - ЗУР и полк (1 -й) радиолокационного контроля воздушного пространства.

Командование ВВС «Юг» включает 1-ю и 2-ю авиационные дивизии, в боевом составе которых насчитывается 119 тактических истребителей «Торнадо», 36 истребителей ПВО F-4F, 132 ПУ ЗУР «Пэтриот», 108 - «Усовершенствованный Хок» и 60 «Роланд».

Эти силы и средства сведены в три (32, 33 и 34-ю) истребительно-бомбардировочные эскадры.

Транспортное авиационное командование располагает 84 тактическими транспортными самолетами С. 160 «Трансалл» (рис. 5), семью CL-601 (см. цветную вклейку), двумя Боинг 707, семью А-310 и 99 транспортно-десантными вертолетами UH-1D (рис. 6).

Авиационная дивизия является высшим оперативно-тактическим соединением ВВС. Она включает две-три авиационные и одну-две зенитных ракетные эскадры.

Авиационная эскадра - основная тактическая часть. В мирное время в ее составе насчитывается две-три эскадрильи (20 самолетов) и до 2 000 военнослужащих. При мобилизационном развертывании численность эскадры возрастает до 4 000 - 4 500 человек за счет пополнения резервистами. Эскадра транспортной авиации включает одну-две авиационные и до трех вертолетных эскадрилий.

Эскадра ЗУР является тактической частью и решает задачи объектовой ПВО. Организационно в трех эскадрах (1, 2 и 5-й) предусматривается иметь две зенитные ракетные группы (по одной группе ЗУР «Пэтриот» и «Усовершенствованный Хок»). В состав трех других (3, 4 и 6-й) эскадр ЗУР дополнительно входит по одной группе ЗУР «Роланд».

Части и подразделения ВВС полностью укомплектованы материальной частью. Ежедневно в постоянной технической готовности поддерживается не менее 80 проц. самолетов штатного состава эскадрилий боевой авиации. Укомплектованность летным составом от 1,2 до 1,5 экипажа на каждый штатный самолет, а техническим составом - не менее 90 проц. штатного расписания мирного времени.

В соответствии с переходом на новую, трехкомпонентную структуру (силы реагирования, главные оборонительные силы и силы усиления) объединенных и национальных ВС командование бундесвера планирует выделить в состав авиационного компонента сил реагирования НАТО 19 боевых эскадрилий (четыре авиационные и 15 зенитных ракетных).

В силы немедленного реагирования (СНР) блока выделяются одна эскадрилья истребителей ПВО (18 F-4F), одна - самолетов радиоэлектронной разведки и РЭБ (18 «Торнадо» ECR) и шесть зенитных ракетных (три - «Пэтриот», две - «Усовершенствованный Хок» и одна «Роланд», всего 41 ПУ ЗУР). Они содержатся в 72-часовой готовности к перебазированию на оперативные аэродромы и фактически представляют собой авиацию передового эшелона сил реагирования НАТО. Время, необходимое на подготовку авиации СНР к началу боевых действий после завершения перебазирования, должно составлять не более 72 ч.

В силы быстрого развертывания (СБР) НАТО блока выделяются две истребительно-бомбардировочные авиационные (36 самолетов «Торнадо»), одна разведывательная (18 «Торнадо» RECCE), одна - истребителей "ПВО (18 F-4F) и пять зенитных ракетных (три - «Пэтриот» и две - «Усовершенствованный Хок», всего 36 ПУ ЗУР) эскадрилий. Их предполагается вводить в действие в случае, если масштабы кризиса будут превосходить возможности авиации СНР, а также при необходимости наращивания усилий этих сил в районах резкого обострения обстановки на европейских ТВД или за пределами зоны ответственности блока. Определены сроки готовности авиации СБР: 7 сут на перебазирование и до 7 сут на завершение создания оперативной группировки.

Кроме того, в состав сил реагирования могут передаваться подразделения самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации.

Особенностью функционирования авиационного компонента сил реагирования НАТО является то, что в повседневных условиях подразделения ВВС и ПВО, выделенные в их состав, находятся в национальном подчинении и занимаются плановой боевой подготовкой в местах постоянной дислокации. Их переподчинение коалиционному командованию осуществляется только после принятия решения руководством альянса о применении сил реагирования или на период учений. Вместе с тем эти силы могут использоваться также в национальных интересах и по планам ЗЕС.

В обычных условиях координация взаимодействия между подразделениями воздушного компонента сил реагирования ОВВС НАТО осуществляется через специальный штаб, развернутый при ЦУВО в г. Калькар. Начальником штаба является командующий региональным авиационным командованием «Север».

В главные оборонительные силы будут включены силы и средства ВВС, не входящие в СНР и СБР. Их планируется задействовать в том случае, если создается угроза возникновения крупномасштабного военного конфликта.

При мобилизационном развертывании численность личного состава ВВС планируется увеличить с 78 тыс. до 225 тыс. человек, а количество эскадр боевой авиации с 20 до 23 (500 самолетов).

Аэродромная сеть. В Германии создана сильно развитая аэродромная инфраструктура, включающая более 600 аэродромов различных классов, вертолетных площадок, а также аэродромных участков дорог. Свыше 130 аэродромов считаются хорошо подготовленными и пригодными для базирования всех типов боевой и военно-транспортной авиации. Аэродромная сеть на территории страны размещена неравномерно (рис. 8), однако, по оценке зарубежных специалистов, она позволит командованию НАТО сосредоточить здесь мощную группировку тактической авиации, а также транспортной и транспортно-заправочной авиации.

Оперативная и боевая подготовка штабов и боевая подготовка частей и подразделений ВВС планируются и проводятся с учетом возможного характера военных действий в Европе и требований современных концепций боевого применения авиации. Как отмечают зарубежные эксперты, руководство учитывает недостатки боевого применения национальных военно-воздушных сил в ходе операции «Решительная сила». Главное внимание уделяется совершенствованию планов мобилизационного и оперативного развертывания соединений и частей, приемов и способов борьбы с воздушным противником, действий в составе ударных многонациональных групп, организации взаимодействия с другими видами ВС, повышению эффективности системы управления.

Ежегодно планируется участие штабов, соединений, частей и подразделений ВВС не менее чем в 50 учениях, учениях-соревнованиях, тренировках и проверках боевой готовности (рис.7). Большая часть мероприятий оперативной и боевой подготовки проводится в масштабе ОВВС НАТО. Из тех учений, в которых участвуют ВВС ФРГ, наиболее крупными являются «Сентрал энтерпрайз», «Коулд фаз», «Джойнт мэритайм кос» и «Тэктикал эр мит», в ходе которых отрабатываются следующие планы: оперативного развертывания и ведения первых воздушных наступательных и оборонительных операций начального периода войны в Европе с применением обычных средств поражения, отражения агрессии противника с приморских направлений, организации взаимодействия органов управления ОВВС НАТО.

Рис. 8. Аэродромная сеть ВВС Германии

Планами боевой подготовки предусматривается отработка разнообразных задач в различных метеоусловиях днем и ночью, с последующей проверкой достигнутых результатов на учениях. На территории ФРГ боевая подготовка проводится с учетом запрета федеральными властями полетов на малых и предельно малых высотах и сверхзвуковых скоростях, а также ограничений в использовании авиационных полигонов. В связи с этим данные виды полетов и практическое применение авиационного вооружения отрабатываются на полигонах США, Канады, Италии, Греции и других стран НАТО в ходе учений и плановой боевой подготовки. Ежегодный средний налет на один летный экипаж составляет около 150 ч для боевой и 240 ч для вспомогательной авиации. Вместе с тем зарубежные специалисты отмечают, что в последние годы наметилась тенденция некомплекта личного состава боевой и вспомогательной авиации. Это обусловлено двумя основными факторами: переход опытных пилотов в гражданскую авиацию по материальной заинтересованности, а также снижением уровня медицинского состояния претендентов на поступление в училище. В 2000 году из более чем 2 000 претендентов только 143 смогли пройти медицинскую комиссию и профессиональный отбор для дальнейшего обучения летным профессиям.

Перспективы развития ВВС. Одновременно с совершенствованием планов оперативного применения ВВС командованием бундесвера разработана и последовательно выполняется программа развития этого вида вооруженных сил «Структура-4». Ее основными целями являются: оптимизация организационно-штатной структуры и системы управления национальными ВВС; усиление боевой мощи этого вида ВС за счет модернизации имеющейся техники; и переход на современные типы авиационной техники, оснащение высокоточным оружием с большой дальностью поражения, создание меньших по численности и боевому составу, но обладающих большими боевыми возможностями авиационных формирований, способных самостоятельно или во взаимодействии с частями и соединениями сухопутных войск и ВМС решать широкий круг задач на любом ТВД или районе вооруженного конфликта. Численность личного состава ВВС к 2000 году намечено сократить до 77 тыс. человек.


Рис. 9. Тактический истребитель EF-2000 «Тайфун»

Модернизация истребителей ПВО F-4F проводится с целью увеличения дальности рубежей перехвата воздушных целей. На самолеты устанавливаются многофункциональные радиолокационные станции AN/APG-65 с фазированной антенной решеткой, обладающие возможностью обнаружения воздушных целей на удалении до 150 км. В качестве средств поражения намечается использовать управляемую ракету AIM-120 класса «воздух - воздух» с активной головкой самонаведения и дальностью стрельбы до 75 км. Увеличение боевого радиуса действия этих самолетов планируется достичь путем установки на них системы дозаправки в воздухе. В качестве заправщиков предполагается использовать четыре транспортных самолета Боинг 707, на которых проводятся соответствующие работы по переоборудованию.

Программа модернизации тактических истребителей «Торнадо» предусматривает совершенствование центральной бортовой вычислительной машины, а также возможность оснащения их управляемыми авиабомбами GBU-24, противорадиолокационными ракетами HARM, УР AMRAAM и ASRAAM класса «воздух - воздух», подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием, УР «Апаш» класса «воздух - земля» (со сменной боевой частью и дальностью стрельбы до 150 км), позволяющей экипажу поражать наземные цели за пределами рубежа открытия огня наземных средств ПВО противника. Повысить точность выхода самолета в район цели и применения бортового оружия предполагается путем коррекции инерциальной навигационной системы по данным КРНС NAVSTAR и оснащения самолетов «Торнадо» подвесной прицельно-навигационной системой, в состав которой входит лазерный дальномер-целеуказатель.

Согласно планам после 2002 года начнет поступать на вооружение ВВС новый тактический истребитель EF-2000 «Тайфун» (рис. 9), который должен заменить в первую очередь устаревшие истребители ПВО F-4F. Всего намечено закупить 140 самолетов в варианте истребителя ПВО и 40 в варианте тактического истребителя.

С целью обновления парка основных военно-транспортных самолетов С. 160 возможна закупка 74 новых транспортных самолетов FLA, разрабатываемых европейским консорциумом «Еврофлаг». Начало их серийного производства намечено на 2003 год.

До начала поступления в войска (после 2003 года) 114 современных многоцелевых вертолетов NH-90, совместно разработанных компаниями Германии, Франции, Италии и Нидерландов, планируется провести модернизацию находящихся на вооружении транспортно-десантных вертолетов UH-1D. В частности, предусматривается замена электрооборудования, усиление элементов конструкции фюзеляжа, установка нового пилотажно-навигационного оборудования. Срок эксплуатации вертолетов UH-1D решено продлить до 2010 года.

В соответствии с требованиями новой коалиционной военной стратегии НАТО и принятой на ее основе «Временной концепции совместной ПВО Центрально-Европейского ТВД» командование бундесвера продолжает осуществлять мероприятия по реорганизации системы ПВО территории страны.

Целью реорганизации является переход к единому централизованному управлению силами и средствами ПВО и ВВС в ходе ведения воздушных наступательных и оборонительных операций. Предусматривается, например, расширение национальной системы управления и предупреждения за счет развертывания новых средств ПВО на территории восточных земель ФРГ, оптимизация структуры органов управления и оповещения ВВС и ПВО, достижение оперативной совместимости систем связи и средств автоматизации для дальнейшей интеграции в автоматизированную систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS (Air Command and Control System).

В структуре развертываемой единой автоматизированной системы управления ВВС и ПВО НАТО в Европе на территории ФРГ созданы два центра управления воздушными операциями - ЦУВО (Combined Air Operation Centre). Они возглавляются региональными командующими национальными ВВС ФРГ «Север» (2 ЦУВО - г. Калькар) и «Юг» (4 ЦУВО - г. Месштеттен) и непосредственно подчиняются командующему ОВВС на ЦЕ ТВД. Организационно ЦУВО состоит из трех групп: управления наступательными операциями, управления оборонительными операциями, а также координации поддержки и обеспечения. Этот орган управления представляет собой объединение штабных структур, занимающихся разработкой и постановкой наступательных и оборонительных задач (бывшие ЦУТА и ОЦС ПВО или их эквиваленты органов управления 2 и 4 ОТАК). ЦУВО будут осуществлять руководство частями и подразделениями авиационного компонента оперативной группировки войск, а также силами и средствами, дополнительно выделенными командующим ОВВС на ТВД для выполнения определенных задач.

Информация о воздушной обстановке поступает на ЦУВО с самолетов ДРЛО и управления авиацией AWACS - НАТО и из центров управления и оповещения (ЦУО), имеющих свои средства обнаружения и использующих данные постов управления и оповещения (ПУО) и радиолокационных постов (РЛП).

В интересах повышения возможностей системы ПВО особое внимание уделяется развертыванию на пяти радиолокационных постах (РЛП н. п. Деберн, Альтенбург, Путгар-тен, Эльменхорст и Кельпин), которые осуществляют контроль воздушного пространства над восточными землями ФРГ, современных трехкоординатных радиолокационных станций (РЛС) с фазированной антенной решеткой AN/FPS-117. Эти станции отличаются высокими тактико-техническими характеристиками по дальности обнаружения и количеству одновременно сопровождаемых целей, требуют минимального обслуживания и способны работать в автономном режиме. Кроме того, в распоряжение бундесвера командованием ВВС США в Европе передана расположенная в н.п. Темпельхоф близ г. Берлин) РЛС AN/FPS-117, которая активно используется для контроля воздушного пространства над восточными землями Германии.

Продолжаются мероприятия по оптимизации структуры органов управления ВВС и ПВО на территории западных земель ФРГ. При этом с ряда ЦУО снимаются функции управления, а руководство силами и средствами ПВО возлагается на ЦУВО. В частности, четыре ЦУО (в городах Фиссельхеведе, Мариенбаум, Ауэнхаузен и Эрбескопф) переоборудуются в РЛП ПВО и оснащаются РЛС AN/FPS-117.

Всего в национальной системе управления и предупреждения командование бундесвера предполагает иметь восемь ЦУО (в н. п. Брокцетель, Брекендорф, Месштеттен, Лауда, Фрейзинг, Прагсдорф, Шеневальде и Эрндтебрюк) и 12 дистанционно управляемых РЛП (н. п. Ауэнхаузен, Альтенбург, Гроссер Арбер, Деберн, Дебраберг, Мариенбаум, Путгартен, Темпельхоф, Кельпин, Фиссельхеведе, Эльменхорст и Эрбескопф). По мнению западных экспертов, новая структура органов управления и оповещения ВВС и ПВО в условиях снижения финансовых ассигнований и сокращения личного состава позволит повысить эффективность и надежность системы ПВО за счет автоматизации процесса обнаружения и сопровождения целей, централизации управления и более тесного взаимодействия всех средств ПВО.

Кроме перечисленных мероприятий, продолжаются работы по интеграции АСУ ПВО ФРГ «Гейдж» и АСУ ВВС «Эйфель» в единую систему управления ОВВС и ПВО НАТО ACCS. Так, органы управления национальной системы управления и предупреждения оснащаются современными средствами автоматизации и связи, базами данных и программным обеспечением. В целом все это позволит обеспечить более надежные и эффективные противовоздушную оборону территории Германии, координацию и взаимодействие в управлении национальными и коалиционными силами и средствами тактической авиации, что, в конечном счете, существенно повысит возможности объединенных ВВС НАТО в Европе.

В рамках этого плана предусматривается оснастить органы управления каждого уровня (от командующего ВВС ФРГ до командира эскадрильи включительно) современными средствами автоматизации и связи, базами данных и гибким программным обеспечением. Это, по мнению командования военно-воздушных сил, в 3 - 4 раза сократит время цикла управления авиацией и ПВО, обеспечит всестороннюю автоматизированную связь, в кризисной ситуации и в военное время за счет приведения организационно-штатной структуры ВВС ФРГ в соответствие с требованиями НАТО, существенно повысить гибкость и мобильность, а также способность ВВС к наращиванию сил и средств в нужный момент на требуемых направлениях, усилит централизацию управления.

Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2000. - № 10. - С. 27 - 33.

Эмблема ВВС Германии

Военно-воздушные силы Германии на этапе реформирования

Реформирование бундесвера, запущенное в 2010г. и получившее название переориентации, привело к коренным изменениям в ВВС Германии. Организация управления подверглась полной перестройке с выводом главного штаба ВВС из состава федерального министерства обороны.

Формирование нового высшего органа военного управления Главного командования ВВС (ГК ВВС) было завершено 1 октября 2012 г. Место дислокации ГК ВВС – городок Генерал-Штайнхофф-Казерне (General-Steinhoff-Kasern) в районе Берлин-Гатов (Berlin-Gatow). В дальнейшем, 26 июня 2013г., подверглись расформированию существовавшие на тот период командование ВВС (Luftwaffenführungskommando ), управление ВВС (Luftwaffenamt ), дивизии ВВС, а также командование вооружений (Waffensystemkommando ) и командование боевой подготовки ВВС (Luftwaffenausbildungskommando ). Одновременно, образованы центр управления воздушными операциями (Zentrum Luftoperationen ), командование оперативных сил ВВС (Kommando Einsatzverbände Luftwaffe ) и командование сил поддержки ВВС (Kommando Unterstützungsverbände Luftwaffe ).

Значительные изменения произошли как в оперативных частях, так и в технических подразделениях и службах материально-технического обеспечения. Это стало результатом сокращения кадрового состава ВВС и установления меньшего количества основных видов вооружений. Общевойсковыми аспектами реструктуризации стали прием из сухопутных войск (СВ) в состав ВВС вертолетов типа CH-53 при одновременной передаче в СВ вертолетов NH90, а также объединение в рамках ВВС зенитных и зенитно-ракетных частей после роспуска ПВО СВ.

С дислокацией в г. Кельн-Ван (Köln-Wahn) 1 апреля 2014г. вновь сформировано как самостоятельная инстанция и напрямую подчинено федеральному министерству обороны управление воздушного движения бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr ).

В ходе начатых преобразований вскрылись дополнительные организационное требование к этому виду вооруженных сил, что привело к очередной корректировке начатых мероприятий реформы переориентации. В результате в середине 2015г. оба командования оперативных сил и сил поддержки ВВС были распущены и заменены новым объединенным командованием сил (Luftwaffentruppenkommando ).

Предназначение и задачи ВВС

Военно-воздушные силы Германии, как часть бундесвера, нацелены на выполнение своей роли в общем предназначении вооруженных сил страны. Для чего ВВС гибко адаптируют свои боевые возможности согласно развитию кризисной обстановки и вносят свой вклад в вооруженных конфликтах совместно с другими видами вооруженных сил и союзными войсками. При этом, на передний план ставится защита населения и жизненно важной инфраструктуры, соблюдение целостности государственной территории и гарантия политической свободы действий Германии.

Предназначением ВВС является гарантирование благоприятной воздушной обстановки в интересах защиты государства и его населения, гражданских и военных объектов и обеспечение свободы в ходе военных операций, проводимых сухопутными войсками и военно-морскими силами страны.

В рамках реализации своего предназначения на ВВС возлагается ответственность за планирование и управление воздушными операциями, а также организацию и выполнение мероприятий в ходе:

  • противовоздушной и противоракетной обороны;
  • нанесения ударов с воздуха по противнику и проведение воздушного наступление;
  • ведения воздушной и космической разведки и наблюдения;
  • обеспечения безопасного воздушного и космического движения;
  • воздушных транспортных перевозок,
  • защиты и эксплуатации аэродромов в зонах проведения операций.

Организация ВВС

Военно-воздушные силы Германии возглавляет инспектор ВВС. С 2012г. эту должность занимает (Karl Müllner).

Инспектор ВВС бундесвера генерал-лейтенант Карл МЮЛЛНЕР

Как главнокомандующий своего вида вооруженных сил он подчинен генеральному инспектору бундесвера. Инспектор ВВС возглавляет Главное командование ВВС (Kommando Luftwaffe ), как высший орган военного управления военно-воздушными силами Германии. ГК ВВС подчинены центр управления воздушными операциями (Zentrum Luftoperationen ) и командование сил (Luftwaffentruppenkommando).

Главное командование ВВС

До завершения строительства инфраструктуры комплекс ГК ВВС разделен между двумя местами дислокации: Берлин-Гатов (Berlin-Gatow) — резиденция инспектора ВВС и Кельн-Ван (Köln-Wahn).

Эмблема Главного командования ВВС бундесвера

Задачи ГК ВВС:

  • управление военной организацией ВВС;
  • создание и поддержание возможностей ВВС, концептуально определяемых генеральным инспектором бундесвера, поддержание боевой готовности частей и соединений ВВС;
  • организация профильной оперативной и боевой подготовки подчиненных соединений и частей;
  • консультирование командующего объединенного оперативного командования (Einsatzführungskommando ) ВС Германии по всем вопросам, связанным с компетенцией ВВС, а также поддержка в боевой готовности развернутых и переданных ООК бундесвера оперативных сил ВВС;
  • гарантирование выполнения функций в рамках выделенной сферы ответственности, постоянных оперативных задач и задач, общих на вооруженных сил.

Подчиненные ГК ВВС соединения, части и службы сведены в две группы. Каждая из них управляется своей собственной командной инстанцией, подчиненной ГК ВВС.

Командование сил

Командование сил ВВС Германии (Luftwaffentruppenkommando, LwTrKdo ) сформировано вновь 1 июля 2015г. Командование отвечает за боеготовность большей части ВВС и руководит почти всеми оперативными соединениями и частями, подразделениями обеспечения и боевой подготовки.

Эмблема командования сил ВВС бундесвера

В структуре военного управления ВВС командование сил является высшей командной инстанцией второго уровня. Командование планирует, координирует и управляет всей подготовкой операций ВВС.

Командованию сил подчинены следующие соединения и части с общей численностью военнослужащих и гражданского персонала около 24 тыс.чел.:

Авиационные соединения ВВС

31 тактическая авиационная эскадра (таэск) «Боельске» (Taktisches Luftwaffengeschwader 31 „ Boelcke , TaktLwG 31 ), г. Нёрвених (Nörvenich);
33 таэск (TaktLwG 33 ), г. Бюхель (Büchel);
51 таэск «Иммельманн» (TaktLwG 51 « Immelmann « ), г. Ягель (Jagel);
71 таэск «Рихтхофен» (TaktLwG 71 „ Richthofen ), г. Виттмунд (Wittmund);
73 таэск «Штайнхофф» (TaktLwG 73 ), г. Лааге (Laage);
74 таэск (TaktLwG 74 ), г. Нойбург на Дунае (Neuburg an der Donau);
61 транспортная авиационная эскадра, траэск (Lufttransportgeschwader 61, LTG 61), г. Пенцинг (Penzing);
62 траэск (LTG 62 ), г. Вуншторф (Wunstorf);
63 траэск (LTG 63 ), г. Хон (Hohn);
64 вертолетная эскадра (Hubschraubergeschwader 64 , HSG 64 ), гг. Лаупенхайм (Laupheim) и Шёневальде/Хольцдорф (Schönewalde/Holzdorf)
авиационная группа министерства обороны ФРГ (Flugbereitschaft des Bundesministeriums der Verteidigung, FlBschft BMVg), гг. Кёльн-Ван (Köln-Wahn) и Берлин-Тегель (Berlin-Tegel);
учебное тактическое командование ВВС ФРГ на территории США (Taktisches Ausbildungskommando der Luftwaffe USA , TaktAusbKdoLw USA ), авиабаза Холломан, Аламогордо, Нью-Мексико (Holloman AFB, Alamogordo, New Mexico);
учебное тактическое командование ВВС ФРГ на территории Италии (Taktisches Ausbildungskommando der Luftwaffe Italien ), Сардиния (Sardinien);
центр РЭБ авиационных систем вооружения (Zentrum Elektronischer Kampf Fliegende Waffensysteme , Zentr EK FlgWaSys ), г. Кляйнаитинген, Бавария (Kleinaitingen, Bayern)

Наземные соединения и части ВВС

1 зенитно-ракетная эскадра (зрэск) «Шлезвиг-Гольштейн» (Flugabwehr raketengeschwader 1 Schleswig Holstein “, FlaRakG 1 ), г. Хусум (Husum);
тактический зенитно-ракетный центр боевой подготовки ВВС ФРГ на территории США (Taktisches Aus und Weiterbildungszentrum Flugabwehrraketen Luftwaffe , TaktAusbWbZ FlaRakLw USA ), форт Блисс, Техас (Fort Bliss, Texas);
полк охраны объектов ВВС «Фрисланд» (Objektschutzregiment der Luftwaffe , ObjSRgtLw « Friesland « ), г. Шортенс (Schortens);
офицерское училище ВВС (Offizierschule der Luftwaffe , OSLw ), г. Фёрстенфельдбрук (Fürstenfeldbruck,);
училище унтер-офицеров ВВС (Unteroffizierschule der Luftwaffe , USLw ), гг. Аппен (Appen) и Хайде (Heide);
учебный батальон ВВС (Luftwaffenausbildungsbataillon , LwAusbBtl ), гг. Гермерсхайм (Germersheim) и Рот (Roth);
группа поддержки ВВС (Luftwaffenunterst ü tzungsgruppe ), г. Ван (Wahn)

Подразделения обеспечения ВВС

центр авиационной и космической медицины ВВС (Zentrum f ü r Luft und Raumfahrtmedizin der Luftwaffe , ZentrLuRMedLw ), г. Кельн-Ван (Köln-Wahn);
2 центр поддержки авиационных систем вооружения (WaSysUstgZ 2 ), г. Дипхолц (Diepholz);
технический учебный центр ВВС (Technisches Ausbildungszentrum Luftwaffe ), г. Фассберг (Faßberg).
германский контингент центра программирования НАТО (DDO / DtA Nato Programming Center NPC ), г. Глонс, Бельгия (Glons, Belgien);

Цент управления воздушными операциями

Военно-воздушные силы Германии имеют в своем составе центр управления воздушными операциями (Zentrum Luftoperationen, ZentrLuftOp), как высшую командную инстанцию второго уровня, подчиненную ГК ВВС.

Эмблема центра управления воздушными операциями

Основной функцией центра является предоставления подготовленного личного состава для работы на командных пунктах в интересах управления силами ВВС в операциях. Подразделения центра управления воздушными операциями распределены между местами дислокации в гг. Уедем (Uedem), Калькар (Kalkar) и Мюнстер (Münster).

В центре сосредоточены задачи оперативного управления ВВС. В результате военно-воздушные силы Германии имеют возможность управлять подчиненными соединениями и частями как при проведении операций, так и в ходе организации учебных полетов в стране и за рубежом. Подразделения центра вносят также свой вклад в обеспечение боеготовности военных структур НАТО. С формированием центра управления воздушными операциями в гг. Калкар и Уэдем возникла возможность использования синергетических связей от сотрудничества с расположенными там военными объектами НАТО.

Подчиненные подразделения:

2 зона оперативного управления (Einsatzfü hrungsbereich 2, EinsFü Ber 2 ), г. Эрндтебрюк (Erndtebrück);

3 зона оперативного управления (EinsFü Ber 3 ), г. Шёневальде (Schönewalde);

центр связи и информации ВВС (hrungsunterstü tzungszentrum der Luftwaffe, UstgZentrLw ), г. Кельн-Ван (Köln-Wahn);

центр симуляторов и навигационной поддержки авиационных систем вооружения бундесвера (Zentrum r Simulations- und Navigationsunterstü tzung Fliegende Waffensysteme der Bundeswehr, ZSimNav ), г. Бюхель (Büchel);

группа поддержки ВВС (Luftwaffenunterstü tzungsgruppe ), г. Калькар;

немецкий военный контингент (Deutscher Anteil, DtA ) на авиационной базе (АвБ) НАТО в г. Рамштайн, Германия;

немецкий военный контингент объединенного центра компетенции ВВС (Joint Air Power Competence Centre) ;

немецкий военный контингент в составе Европейского военно-транспортного командования (Europä ischen Lufttransportkommando ), г. Эйндхофен (Eindhoven), Нидерланды;

немецкий военный контингент в составе АвБ НАТО (NATO Airborne Early Warning & Control Force Command ) в г. Гайленкирхен (Geilenkirchen), Германия;

немецкий военный контингент в составе АвБ НАТО в г. Сигонелла (Sigonella), Италия;

немецкий военный контингент в организациях НАТО и ЕС;

группы для организации связи между командными пунктами ВВС и КП СВ и ВМС, например: группы связи при Еврокорпусе и при Главном командовании ВМС.